Единый государственный экзамен по математике базового уровня состоит из 20 заданий. В задании 12 проверяются навыки выбора оптимального варианта из предложенных. Школьник должен уметь оценивать возможные варианты и выбирать наиболее оптимальный из них. Здесь вы можете узнать, как решать задание 12 ЕГЭ по математике базового уровня, а также изучить примеры и способы решения на основе подробно разобранных заданий.

Все задания ЕГЭ база все задания (263) ЕГЭ база задание 1 (5) ЕГЭ база задание 2 (6) ЕГЭ база задание 3 (45) ЕГЭ база задание 4 (33) ЕГЭ база задание 5 (2) ЕГЭ база задание 6 (44) ЕГЭ база задание 7 (1) ЕГЭ база задание 8 (12) ЕГЭ база задание 10 (22) ЕГЭ база задание 12 (5) ЕГЭ база задание 13 (20) ЕГЭ база задание 15 (13) ЕГЭ база задание 19 (23) ЕГЭ база задание 20 (32)

В среднем гражданин А. в дневное время расходует электроэнергию в месяц

В среднем гражданин А. в дневное время расходует K кВт ч электроэнергии в месяц, а в ночное время - L кВт ч электроэнергии. Раньше у А. в квартире был установлен однотарифный счетчик, и всю электроэнергию он оплачивал по тарифу M руб. за кВт ч. Год назад А. установил двухтарифный счётчик, при этом дневной расход электроэнергии оплачивается по тарифу N руб. за кВт ч, а ночной расход оплачивается по тарифу P руб. за кВт ч. В течение R месяцев режим потребления и тарифы оплаты электроэнергии не менялись. На сколько больше заплатил бы А. за этот период, если бы не поменялся счетчик? Ответ дайте в рублях.

При строительстве сельского дома можно использовать один из двух типов фундамента

При строительстве сельского дома можно использовать один из двух типов фундамента: каменный или бетонный. Для каменного фундамента необходимо A тонн природного камня и B мешков цемента. Для бетонного фундамента необходимо C тонн щебня и D мешков цемента. Тонна камня стоит E рублей, щебень стоит F рублей за тонну, а мешок цемента стоит G рублей. Сколько рублей будет стоить материал для фундамента, если выбрать наиболее дешевый вариант?

Задача входит в состав ЕГЭ по математике базового уровня для 11 класса под номером 12.

Сколько рублей придётся заплатить за наиболее дешёвую поездку на троих

Семья из трёх человек планирует поехать из Санкт-Петербурга в Вологду. Можно ехать поездом, а можно - на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит N рублей. Автомобиль расходует K литров бензина на L километров пути, расстояние по шоссе равно M км, а цена бензина равна P рублей за литр. Сколько рублей придётся заплатить за наиболее дешёвую поездку на троих?

Задача входит в состав ЕГЭ по математике базового уровня для 11 класса под номером 12.

При строительстве дома фирма использует один из типов фундамента

При строительстве дома фирма использует один из типов фундамента: бетонный или пеноблочный. Для фундамента из пеноблоков необходимо K кубометра пеноблоков и L мешков цемента. Для бетонного фундамента необходимо M тонны щебня и N мешков цемента. Кубометр пеноблоков стоит A рублей, щебень стоит B рублей за тонну, а мешок цемента стоит C рублей. Сколько рублей будет стоить материал, если выбрать наиболее дешёвый вариант?

В двенадцатом задании ОГЭ по математике модуля Алгебра у нас проверяют знания преобразований - правила раскрытия скобок, выноса переменных за скобки, приведение дробей к общему знаменателю и знания формул сокращенного умножения.

Суть задания сводится к упрощению заданного в условии выражения: не стоит сразу подставлять значения в исходное выражение. Необходимо сначала упростить его, а затем подставить значение - все задания построены таким образом, что после упрощения требуется совершить всего одно или два простых действия.

Необходимо учитывать допустимые значения переменных, входящие в алгебраические выражения, использовать свойства степени с целым показателем, правила извлечения корней и формулы сокращенного умножения.

Ответом в задании является целое число или конечная десятичная дробь.

Теория к заданию №12

Прежде всего вспомним, что такое степень и

Кроме этого, нам понадобятся формулы сокращенного умножения:

Квадрат суммы

(a + b) 2 = a 2 + 2ab + b 2

Квадрат разности

(a - b) 2 = a 2 - 2ab + b 2

Разность квадратов

a 2 – b 2 = (a + b)(a – b)

Куб суммы

(a + b) 3 = a 3 + 3a 2 b + 3ab 2 + b 3

Куб разности

(a - b) 3 = a 3 - 3a 2 b + 3ab 2 - b 3

Сумма кубов

a 3 + b 3 = (a + b)(a 2 - ab + b 2)

Разность кубов

a 3 – b 3 = (a – b)(a 2 + ab + b 2)

Правила операций с дробями :

Разбор типовых вариантов задания №12 ОГЭ по математике

Первый вариант задания

Найдите значение выражения: (x + 5) 2 — x (x- 10) при x = — 1/20

Решение:

В данном случае, как и почти во всех заданиях №7, необходимо сначала упростить выражение, для этого раскроем скобки:

(x + 5) 2 - x (x - 10) = x 2 + 2 5 x + 25 - x 2 + 10x

Затем приведем подобные слагаемые:

x 2 + 2 5 x + 25 - x 2 + 10x = 20 x + 25

20 x + 25 = 20 (-1/20) + 25 = - 1 + 25 = 24

Второй вариант задания

Найдите значение выражения:

при a = 13, b = 6,8

Решение:

В данном случае, в отличие от первого, мы будем упрощать выражение вынося за скобки, а не раскрывая их.

Сразу можно заметить, что b присутствует у первой дроби в числителе, а у второй - в знаменателе, поэтому можем их сократить. Семь и четырнадцать тоже сокращаются на семь:

Сокращаем (a-b):

И получаем:

Подставляем значение a = 13:

Третий вариант задания

Найдите значение выражения:

при x = √45 , y = 0,5

Решение:

Итак, в данном задании при вычитании дробей нам необходимо привести их к общему знаменателю.

Общий знаменатель - это 15 x y, для этого необходимо первую дробь домножить на 5 y - и числитель и знаменатель, естественно:

Вычислим числитель:

5 y - (3 x + 5 y) = 5 y - 3 x - 5 y = - 3 x

Тогда дробь примет вид:

Выполнив простые сокращения числителя и знаменателя на 3 и на x, получим:

Подставим значение y = 0,5:

1 / (5 0,5) = - 1 / 2,5 = - 0,4

Ответ: - 0,4

Демонстрационный вариант ОГЭ 2019

Найдите значение выражения

где a = 9, b = 36

Решение:

В первую очередь в заданиях такого типа необходимо упростить выражение, а затем подставить числа.

Приведем выражение к общему знаменателю - это b, для этого умножим первое слагаемое на b, после этого получим в числителе:

9b² + 5a - 9b²

Приведем подобные слагаемые - это 9b² и - 9b², в числителе остается 5a.

Запишем конечную дробь:

Вычислим её значение, подставив числа из условия:

Ответ: 1,25

Четвертый вариант задания

Найдите значение выражения:

при x = 12.

Решение:

Выполним тождественные преобразования выражения, чтобы упростить его.

1-й шаг – переход от деления дробей к их умножению:

теперь сокращаем выражение (в числителе первой дроби и в знаменателе второй) и приходим к окончательно упрощенному виду:

Подставляем числовое значение для х в полученное выражение и находим результат:

На уроке рассматривается решение 12 задания ЕГЭ по информатике, включая задания 2017 года


12 тема — «Сетевые адреса» — характеризуется, как задания базового уровня сложности, время выполнения – примерно 2 минуты, максимальный балл - 1

Адресация в Интернете

Адрес документа в Интернете (с английского — URL — Uniform Resource Locator) состоит из следующих частей:

  • протокол передачи данных; может быть:
  • http (для Web-страниц) или
  • ftp (для передачи файлов)
  • встречается также защищенный протокол https ;
  • символы-разделители :// , отделяющие название протокола от остальной части адреса;
  • доменное имя сайта (или IP-адрес);
  • может присутствовать также: каталог на сервере, где располагается файл;
  • имя файла.

Каталоги на сервере разделяются прямым слэшем «/ »

  1. имя протокола сетевой службы – определяет тип сервера HTTP (протокол передачи гипертекста);
  2. разделитель в виде символа двоеточия и двух символов Slash ;
  3. полное доменное имя сервера;
  4. путь поиска web-документа на компьютере;
  5. имя web-сервера;
  6. домен верхнего уровня «org» ;
  7. имя национального домена «ru» ;
  8. каталог main на компьютере;
  9. каталог news в каталоге main ;
  10. конечная цель поиска – файл main_news.html .

Сетевые адреса

Физический адрес или MAC-адрес – уникальный адрес, «вшитый» на производстве — 48-битный код сетевой карты (в 16-ричной системе):

00-17-E1-41-AD-73

IP-адрес – адрес компьютера (32-битное число), состоящий из: номер сети + номер компьютера в сети (адрес узла):

15.30.47.48

Маска подсети :

  • необходима для определения того, какие компьютеры находятся в той же подсети;
в 10-м представлении в 16-м представлении

255.255.255.0 -> FF.FF.FF.0

  • маска в двоичном коде всегда имеет структуру: сначала все единицы, затем все нули:
  • 1…10…0

  • при наложении на IP-адрес (логическая конъюнкция И ) дает номер сети:
  • Та часть IP-адреса, которая соответствует битам маски равным единице, относится к адресу сети, а часть, соответствующая битам маски равным нулю – это числовой адрес компьютера

  • таким образом, можно определить каким может быть последнее число маски :
  • если два узла относятся к одной сети, то адрес сети у них одинаковый.
  • Расчет номера сети по IP-адресу и маске сети

    В маске под­се­ти старшие биты , от­ве­ден­ные в IP-адресе ком­пью­те­ра для номера сети , имеют зна­че­ние 1 (255) ; млад­шие биты , от­ве­ден­ные в IP-адресе ком­пью­те­ра для ад­ре­са компьютера в подсети , имеют зна­че­ние 0 .



    * Изображение взято из презентации К. Полякова

    Число компьютеров в сети

    Количество компьютеров сети определяется по маске: младшие биты маски — нули — отведены в IP-адресе компьютера под адрес компьютера в подсети.


    Если маска:

    То число компьютеров в сети:

    2 7 = 128 адресов

    Из них 2 специальных: адрес сети и широковещательный адрес

    128 - 2 = 126 адресов

    Решение заданий 12 ЕГЭ по информатике

    ЕГЭ по информатике 2017 задание 12 ФИПИ вариант 1 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):

    В терминологии сетей TCP/IP маской сети называется двоичное число, определяющее, какая часть IP-адреса узла сети относится к адресу сети, а какая — к адресу самого узла в этой сети. Обычно маска записывается по тем же правилам, что и IP-адрес, — в виде четырех байтов, причем каждый байт записывается в виде десятичного числа. При этом в маске сначала (в старших разрядах) стоят единицы, а затем с некоторого разряда — нули. Адрес сети получается в результате применения поразрядной конъюнкции к заданному IP-адресу узла и маске.

    Например, если IP-адрес узла равен 211.132.255.41, а маска равна 255.255.201.0, то адрес сети равен 211.132.201.0

    Для узла с IP-адресом 200.15.70.23 адрес сети равен 200.15.64.0 . Чему равно наименьшее возможное значение третьего слева байта маски? Ответ запишите в виде десятичного числа.

    ✍ Решение:

    • Третий байт слева соответствует числу 70 в IP-адресе и 64 — в адресе сети.
    • Адрес сети — это результат поразрядной конъюнкции маски и IP-адреса в двоичной системе:
    ? ? ? ? ? ? ? ? -> третий байт маски И (&) 0 1 0 0 0 1 1 0 2 -> 70 10 = 0 1 0 0 0 0 0 0 2 -> 64 10
  • Наименьшим возможным результатом маски может быть:
  • 1 1 0 0 0 0 0 0 - третий байт маски И (&) 0 1 0 0 0 1 1 0 2 -> 70 10 = 0 1 0 0 0 0 0 0 2 -> 64 10
  • Здесь самый старший бит взят за единицу, хотя для результата конъюнкции можно было взять ноль (0 & 0 = 0). Однако, так как следом стоит гарантированная единица, значит, в старший бит ставим тоже 1 . Как известно, в маске сначала идут единицы, а потом нули (не может быть такого: 0100… , а может быть только так: 1100… ).
  • Переведем 11000000 2 в 10-ю систему счисления и получим 192 .
  • Результат: 192

    Пошаговое решение данного 12 задания ЕГЭ по информатике доступно в видеоуроке:

    12 задание. Демоверсия ЕГЭ 2018 информатика:

    В терминологии сетей TCP/IP маской сети называется двоичное число, определяющее, какая часть IP-адреса узла сети относится к адресу сети, а какая – к адресу самого узла в этой сети. Обычно маска записывается по тем же правилам, что и IP-адрес, – в виде четырёх байтов, причём каждый байт записывается в виде десятичного числа. При этом в маске сначала (в старших разрядах) стоят единицы, а затем с некоторого разряда – нули.
    Адрес сети получается в результате применения поразрядной конъюнкции к заданному IP-адресу узла и маске.

    Например, если IP-адрес узла равен 231.32.255.131, а маска равна 255.255.240.0, то адрес сети равен 231.32.240.0.

    Для узла с IP-адресом 57.179.208.27 адрес сети равен 57.179.192.0 . Каково наибольшее возможное количество единиц в разрядах маски?


    ✍ Решение:
    • Поскольку адрес сети получается в результате применения поразрядной конъюнкции к заданному IP-адресу узла и маске, то получим:
    255.255.?.? -> маска & 57.179.208.27 -> IP-адрес = 57.179.192.0 -> адрес сети
  • Так как первые два байта слева в IP-адресе узла и адресе сети совпадают, значит, в маске для получения такого результата при поразрядной конъюнкции в двоичной системе должны быть все единицы. Т.е.:
  • 11111111 2 = 255 10
  • Для того, чтобы найти оставшиеся два байта маски, необходимо перевести соответствующие байты в IP-адресе и адресе сети в 2-ю систему счисления. Сделаем это:
  • 208 10 = 11010000 2 192 10 = 11000000 2
  • Теперь посмотрим, какая может быть маска для данного байта. Пронумеруем биты маски справа налево:
  • 7 6 5 4 3 2 1 0 1 1 1 0 0 0 0 0 -> маска & 1 1 0 1 0 0 0 0 = 1 1 0 0 0 0 0 0
  • Для 5-го бита получаем: ? & 0 = 0 -> в маске может находиться как единица, так и 0 . Но так как по заданию у нас спрашивается наибольшее возможное количество единиц, то значит, необходимо сказать, что в маске данный бит равен 1 .
  • Для 4-го бита получаем: ? & 1 = 0 -> в маске может находиться только 0 .
  • Так как в маске сначала идут единицы, а затем все нули, то после этого нуля в 4-м бите все остальные будут нули. И 4-й слева байт маски будет равен 0 10 .
  • Получим маску: 11111111.11111111.11100000.00000000 .
  • Посчитаем количество единиц в маске:
  • 8 + 8 + 3 = 19

    Результат: 19

    Подробное решение 12 задания демоверсии ЕГЭ 2018 года смотрите на видео:

    Решение задания 12 (Поляков К., вариант 25):

    В терминологии сетей TCP/IP маской сети называют двоичное число, которое показывает, какая часть IP-адреса узла сети относится к адресу сети, а какая – к адресу узла в этой сети. Адрес сети получается в результате применения поразрядной конъюнкции к заданному адресу узла и его маске.

    По заданным IP-адресу узла сети и маске определите адрес сети :

    IP-адрес: 145.92.137.88 Маска: 255.255.240.0

    При записи ответа выберите из приведенных в таблице чисел четыре элемента IP-адреса и запишите в нужном порядке соответствующие им буквы без точек.

    A B C D E F G H
    0 145 255 137 128 240 88 92

    ✍ Решение:
    • Для решения задания необходимо вспомнить, что IP-адрес сети так же как и маска сети хранятся в 4 байтах записанных через точку. То есть каждое из отдельных чисел IP-адреса и маски сети хранится в 8-разрядном двоичном виде. Для получения адреса сети необходимо выполнить поразрядную конъюнкцию этих чисел.
    • Так как число 255 в двоичном представлении — это 8 единиц , то при поразрядной конъюнкции с любым числом, в результате получится то же самое число. Таким образом, нет необходимости брать во внимание те байты IP-адреса, которые соответствуют числу 255 в маске сети. Поэтому первые два числа IP-адреса останутся такими же (145.92 ).
    • Остается рассмотреть числа 137 и 88 IP-дареса и 240 маски. Число 0 в маске соответствует восьми нулям в двоичном представлении, то есть поразрядная конъюнкция с любым числом превратит это число в 0 .
    • Переведем оба числа ip-адреса и маски сети в двоичную систему и запишем IP-адрес и маску друг под другом, чтобы осуществить поразрядную конъюнкцию:
    137: 10001001 88: 1011000 - IP-адрес 240: 11110000 0: 00000000 - маска сети 10000000 00000000 - результат поразрядной конъюнкции
  • Переведем результат :
  • 10000000 2 = 128 10
  • Итого, для адреса сети получаем байты:
  • 145.92.128.0
  • Ставим в соответствие буквы в таблице и получаем BHEA .
  • Результат: BHEA

    Предлагаем посмотреть подробный видеоразбор:

    Решение задания 12 (Поляков К., вариант 33):

    Если маска подсети 255.255.255.128 и IP-адрес компьютера в сети 122.191.12.189 , то номер компьютера в сети равен _____ .


    ✍ Решение:
    • Единичные биты маски (равные единице) определяют адрес подсети, т.к. адрес подсети — это результат поразрядной конъюнкции (логического умножения) битов маски с IP-адресом.
    • Остальная часть маски (начиная с первого нуля) определяет номер компьютера.
    • Поскольку в двоичном представлении число 255 — это восемь единиц (11111111 ), то при поразрядной конъюнкции с любым числом, возвращается то же самое число (1 ∧ 0 = 0; 1 ∧ 1 = 1). Таким образом, те байты в маске, которые равны числам 255 , мы рассматривать не будем, т.к. они определяют адрес подсети.
    • Начнем рассмотрение с байта равного 128 . Ему соответствует байт 189 IP-адреса. Переведем эти числа в двоичную систему счисления:
    128 = 10000000 2 189 = 10111101 2
  • Те биты IP-адреса, которые соответствуют нулевым битам маски, служат для определения номера компьютера. Переведем получившееся двоичное число в десятичную систему счисления:
  • 0111101 2 = 61 10

    Результат: 61

    Подробное решение данного задания смотрите на видео:

    Решение задания 12 (Поляков К., вариант 41):

    В терминологии сетей TCP/IP маской подсети называется 32-разрядное двоичное число, определяющее, какие именно разряды IP-адреса компьютера являются общими для всей подсети — в этих разрядах маски стоит 1. Обычно маски записываются в виде четверки десятичных чисел — по тем же правилам, что и IP-адреса.

    Для некоторой подсети используется маска 255.255.255.192 . Сколько различных адресов компьютеров теоретически допускает эта маска, если два адреса (адрес сети и широковещательный) не используют?


    ✍ Решение:
    • Единичные биты маски (равные единице) определяют адрес подсети, остальная часть маски (начиная с первого нуля) определяет номер компьютера. То есть для адреса компьютера существует столько вариантов, сколько можно получить из нулевых битов в маске.
    • В нашем случае первые слева три байта маски мы рассматривать не будем, т.к. число 255 в двоичном представлении — это восемь единиц (11111111 ).
    • Рассмотрим последний байт маски, равный 192 . Переведем число в двоичную систему счисления:
    192 10 = 11000000 2
  • Итого получили 6 нулей в маске сети. Значит, на адресацию компьютеров выделяется 6 бит или, другими словами, 2 6 адресов компьютеров. Но поскольку два адреса уже зарезервировано (по условию), то получим:
  • 2 6 - 2 = 64 - 2 = 62

    Результат: 62

    Видеоразбор задания смотрите ниже:

    Решение задания 12 (Краевая работа, Дальний Восток, 2018):

    Для узла с IP-адресом 93.138.161.94 адрес сети равен 93.138.160.0 . Для скольких различных значений маски это возможно?


    ✍ Решение:

    Результат: 5

    Видеоразбор задания:

    Среднее общее образование

    Линия УМК Г. К. Муравина. Алгебра и начала математического анализа (10-11) (углуб.)

    Линия УМК Мерзляка. Алгебра и начала анализа (10-11) (У)

    Математика

    Подготовка к ЕГЭ по математике (профильный уровень): задания, решения и объяснения

    Разбираем задания и решаем примеры с учителем

    Экзаменационная работа профильного уровня длится 3 часа 55 минут (235 минут).

    Минимальный порог - 27 баллов.

    Экзаменационная работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий.

    Определяющим признаком каждой части работы является форма заданий:

    • часть 1 содержит 8 заданий (задания 1-8) с кратким ответом в виде целого числа или конечной десятичной дроби;
    • часть 2 содержит 4 задания (задания 9-12) с кратким ответом в виде целого числа или конечной десятичной дроби и 7 заданий (задания 13–19) с развернутым ответом (полная запись решения с обоснованием выполненных действий).

    Панова Светлана Анатольевна , учитель математики высшей категории школы, стаж работы 20 лет:

    «Для того чтобы получить школьный аттестат, выпускнику необходимо сдать два обязательных экзамена в форме ЕГЭ, один из которых математика. В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации ЕГЭ по математике разделен на два уровня: базовый и профильный. Сегодня мы рассмотрим варианты профильного уровня».

    Задание № 1 - проверяет у участников ЕГЭ умение применять навыки, полученные в курсе 5 - 9 классов по элементарной математике, в практической деятельности. Участник должен владеть вычислительными навыками, уметь работать с рациональными числами, уметь округлять десятичные дроби, уметь переводить одни единицы измерения в другие.

    Пример 1. В квартире, где проживает Петр, установили прибор учета расхода холодной воды (счетчик). Первого мая счетчик показывал расход 172 куб. м воды, а первого июня - 177 куб. м. Какую сумму должен заплатить Петр за холодную воду за май, если цена 1 куб. м холодной воды составляет 34 руб 17 коп? Ответ дайте в рублях.

    Решение:

    1) Найдем количество потраченной воды за месяц:

    177 - 172 = 5 (куб м)

    2) Найдем сколько денег заплатят за потраченную воду:

    34,17 · 5 = 170,85 (руб)

    Ответ: 170,85.


    Задание № 2 -является одним из простейших заданий экзамена. С ней успешно справляется большинство выпускников, что свидетельствует о владении определением понятия функции. Тип задания № 2 по кодификатору требований - это задание на использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Задание № 2 состоит из описания с помощью функций различных реальных зависимостей между величинами и интерпретация их графиков. Задание № 2 проверяет умение извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках. Выпускникам нужно уметь определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции и описывать поведение и свойства функции по её графику. Также необходимо уметь находить по графику функции наибольшее или наименьшее значение и строить графики изученных функций. Допускаемые ошибки носят случайный характер в чтении условия задачи, чтении диаграммы.

    #ADVERTISING_INSERT#

    Пример 2. На рисунке показано изменение биржевой стоимости одной акции добывающей компании в первой половине апреля 2017 года. 7 апреля бизнесмен приобрёл 1000 акций этой компании. 10 апреля он продал три четверти купленных акций, а 13 апреля продал все оставшиеся. Сколько потерял бизнесмен в результате этих операций?


    Решение:

    2) 1000 · 3/4 = 750 (акций) - составляют 3/4 от всех купленных акций.

    6) 247500 + 77500 = 325000 (руб) - бизнесмен получил после продажи 1000 акций.

    7) 340000 – 325000 = 15000 (руб) - потерял бизнесмен в результате всех операций.

    Ответ: 15000.

    Задание № 3 - является заданием базового уровня первой части, проверяет умения выполнять действия с геометрическими фигурами по содержанию курса «Планиметрия». В задании 3 проверяется умение вычислять площадь фигуры на клетчатой бумаге, умение вычислять градусные меры углов, вычислять периметры и т.п.

    Пример 3. Найдите площадь прямоугольника, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см на 1 см (см. рис.). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

    Решение: Для вычисления площади данной фигуры можно воспользоваться формулой Пика:

    Для вычисления площади данного прямоугольника воспользуемся формулой Пика:

    S = В +

    Г
    2
    где В = 10, Г = 6, поэтому

    S = 18 +

    6
    2
    Ответ: 20.

    Читайте также: ЕГЭ по физике: решение задач о колебаниях

    Задание № 4 - задача курса «Теория вероятностей и статистика». Проверяется умение вычислять вероятность события в простейшей ситуации.

    Пример 4. На окружности отмечены 5 красных и 1 синяя точка. Определите, каких многоугольников больше: тех, у которых все вершины красные, или тех, у которых одна из вершин синяя. В ответе укажите, на сколько одних больше, чем других.

    Решение: 1) Воспользуемся формулой числа сочетаний из n элементов по k :

    у которых все вершины красные.

    3) Один пятиугольник, у которого все вершины красные.

    4) 10 + 5 + 1 = 16 многоугольников, у которых все вершины красные.

    у которых вершины красные или с одной синей вершиной.

    у которых вершины красные или с одной синей вершиной.

    8) Один шестиуголник, у которого вершины красные с одной синей вершиной.

    9) 20 + 15 + 6 + 1 = 42 многоуголника, у которых все вершины красные или с одной синей вершиной.

    10) 42 – 16 = 26 многоугольников, в которых используется синяя точка.

    11) 26 – 16 = 10 многоугольников – на сколько многоугольников, у которых одна из вершин - синяя точка, больше, чем многоугольников, у которых все вершины только красные.

    Ответ: 10.

    Задание № 5 - базового уровня первой части проверяет умения решать простейшие уравнения (иррациональные, показательные, тригонометрические, логарифмические).

    Пример 5. Решите уравнение 2 3 + x = 0,4 · 5 3 + x .

    Решение. Разделим обе части данного уравнения на 5 3 + х ≠ 0, получим

    2 3 + x = 0,4 или 2 3 + х = 2 ,
    5 3 + х 5 5

    откуда следует, что 3 + x = 1, x = –2.

    Ответ: –2.

    Задание № 6 по планиметрии на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей), моделирование реальных ситуаций на языке геометрии. Исследование построенных моделей с использованием геометрических понятий и теорем. Источником трудностей является, как правило, незнание или неверное применение необходимых теорем планиметрии.

    Площадь треугольника ABC равна 129. DE – средняя линия, параллельная стороне AB . Найдите площадь трапеции ABED .


    Решение. Треугольник CDE подобен треугольнику CAB по двум углам, так как угол при вершине C общий, угол СDE равен углу CAB как соответственные углы при DE || AB секущей AC . Так как DE – средняя линия треугольника по условию, то по свойству средней линии | DE = (1/2)AB . Значит, коэффициент подобия равен 0,5. Площади подобных фигур относятся как квадрат коэффициента подобия, поэтому

    Следовательно, S ABED = S ΔABC S ΔCDE = 129 – 32,25 = 96,75.

    Задание № 7 - проверяет применение производной к исследованию функции. Для успешного выполнения необходимо содержательное, не формальное владение понятием производной.

    Пример 7. К графику функции y = f (x ) в точке с абсциссой x 0 проведена касательная, которая перпендикулярна прямой, проходящей через точки (4; 3) и (3; –1) этого графика. Найдите f ′(x 0).

    Решение. 1) Воспользуемся уравнением прямой, проходящей через две заданные точки и найдём уравнение прямой, проходящей через точки (4; 3) и (3; –1).

    (y y 1)(x 2 – x 1) = (x x 1)(y 2 – y 1)

    (y – 3)(3 – 4) = (x – 4)(–1 – 3)

    (y – 3)(–1) = (x – 4)(–4)

    y + 3 = –4x + 16| · (–1)

    y – 3 = 4x – 16

    y = 4x – 13, где k 1 = 4.

    2) Найдём угловой коэффициент касательной k 2 , которая перпендикулярна прямой y = 4x – 13, где k 1 = 4, по формуле:

    3) Угловой коэффициент касательной – производная функции в точке касания. Значит, f ′(x 0) = k 2 = –0,25.

    Ответ: –0,25.

    Задание № 8 - проверяет у участников экзамена знания по элементарной стереометрии, умение применять формулы нахождения площадей поверхностей и объемов фигур, двугранных углов, сравнивать объемы подобных фигур, уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами и т.п.

    Объём куба, описанного около сферы, равен 216. Найдите радиус сферы.


    Решение. 1) V куба = a 3 (где а – длина ребра куба), поэтому

    а 3 = 216

    а = 3 √216

    2) Так как сфера вписана в куб, значит, длина диаметра сферы равна длине ребра куба, поэтому d = a , d = 6, d = 2R , R = 6: 2 = 3.

    Задание № 9 - требует от выпускника навыков преобразования и упрощения алгебраических выражений. Задание № 9 повышенного уровня сложности с кратким ответом. Задания из раздела «Вычисления и преобразования» в ЕГЭ подразделяются на несколько видов:

      преобразования числовых рациональных выражений;

      преобразования алгебраических выражений и дробей;

      преобразования числовых/буквенных иррациональных выражений;

      действия со степенями;

      преобразование логарифмических выражений;

    1. преобразования числовых/буквенных тригонометрических выражений.

    Пример 9. Вычислите tgα, если известно, что cos2α = 0,6 и

    < α < π.
    4

    Решение. 1) Воспользуемся формулой двойного аргумента: cos2α = 2 cos 2 α – 1 и найдём

    tg 2 α = 1 – 1 = 1 – 1 = 10 – 1 = 5 – 1 = 1 1 – 1 = 1 = 0,25.
    cos 2 α 0,8 8 4 4 4

    Значит, tg 2 α = ± 0,5.

    3) По условию

    < α < π,
    4

    значит, α – угол II четверти и tgα < 0, поэтому tgα = –0,5.

    Ответ: –0,5.

    #ADVERTISING_INSERT# Задание № 10 - проверяет у учащихся умение использовать приобретенные раннее знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Можно сказать, что это задачи по физике, а не по математике, но все необходимые формулы и величины даны в условии. Задачи сводятся к решению линейного или квадратного уравнения, либо линейного или квадратного неравенства. Поэтому необходимо уметь решать такие уравнения и неравенства, и определять ответ. Ответ должен получиться в виде целого числа или конечной десятичной дроби.

    Два тела массой m = 2 кг каждое, движутся с одинаковой скоростью v = 10 м/с под углом 2α друг к другу. Энергия (в джоулях), выделяющаяся при их абсолютно неупругом соударении определяется выражением Q = mv 2 sin 2 α. Под каким наименьшим углом 2α (в градусах) должны двигаться тела, чтобы в результате соударения выделилось не менее 50 джоулей?
    Решение. Для решения задачи нам необходимо решить неравенство Q ≥ 50, на интервале 2α ∈ (0°; 180°).

    mv 2 sin 2 α ≥ 50

    2· 10 2 sin 2 α ≥ 50

    200 · sin 2 α ≥ 50

    Так как α ∈ (0°; 90°), то будем решать только

    Изобразим решение неравенства графически:


    Так как по условию α ∈ (0°; 90°), значит 30° ≤ α < 90°. Получили, что наименьший угол α равен 30°, тогда наименьший угол 2α = 60°.

    Задание № 11 - является типовым, но оказывается непростым для учащихся. Главным источником затруднений является построение математической модели (составление уравнения). Задание № 11 проверяет умение решать текстовые задачи.

    Пример 11. На весенних каникулах 11-классник Вася должен был решить 560 тренировочных задач для подготовки к ЕГЭ. 18 марта в последний учебный день Вася решил 5 задач. Далее ежедневно он решал на одно и то же количество задач больше по сравнению с предыдущим днём. Определите, сколько задач Вася решил 2 апреля в последний день каникул.

    Решение: Обозначим a 1 = 5 – количество задач, которые Вася решил 18 марта, d – ежедневное количество задач, решаемых Васей, n = 16 – количество дней с 18 марта по 2 апреля включительно, S 16 = 560 – общее количество задач, a 16 – количество задач, которые Вася решил 2 апреля. Зная, что ежедневно Вася решал на одно и то же количество задач больше по сравнению с предыдущим днём, то можно использовать формулы нахождения суммы арифметической прогрессии:

    560 = (5 + a 16) · 8,

    5 + a 16 = 560: 8,

    5 + a 16 = 70,

    a 16 = 70 – 5

    a 16 = 65.

    Ответ: 65.

    Задание № 12 - проверяют у учащихся умение выполнять действия с функциями, уметь применять производную к исследованию функции.

    Найти точку максимума функции y = 10ln(x + 9) – 10x + 1.

    Решение: 1) Найдем область определения функции: x + 9 > 0, x > –9, то есть x ∈ (–9; ∞).

    2) Найдем производную функции:

    4) Найденная точка принадлежит промежутку (–9; ∞). Определим знаки производной функции и изобразим на рисунке поведение функции:


    Искомая точка максимума x = –8.

    Скачать бесплатно рабочую программу по математике к линии УМК Г.К. Муравина, К.С. Муравина, О.В. Муравиной 10-11 Скачать бесплатно методические пособия по алгебре

    Задание № 13 -повышенного уровня сложности с развернутым ответом, проверяющее умение решать уравнения, наиболее успешно решаемое среди заданий с развернутым ответом повышенного уровня сложности.

    а) Решите уравнение 2log 3 2 (2cosx ) – 5log 3 (2cosx ) + 2 = 0

    б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку .

    Решение: а) Пусть log 3 (2cosx ) = t , тогда 2t 2 – 5t + 2 = 0,


    log 3 (2cosx ) = 2
    2cosx = 9
    cosx = 4,5 ⇔ т.к. |cosx | ≤ 1,
    log 3 (2cosx ) = 1 2cosx = √3 cosx = √3
    2 2
    то cosx = √3
    2

    x = π + 2πk
    6
    x = – π + 2πk , k Z
    6

    б) Найдём корни, лежащие на отрезке .


    Из рисунка видно, что заданному отрезку принадлежат корни

    11π и 13π .
    6 6
    Ответ: а) π + 2πk ; – π + 2πk , k Z ; б) 11π ; 13π .
    6 6 6 6
    Задание № 14 -повышенного уровня относится к заданиям второй части с развернутым ответом. Задание проверяет умения выполнять действия с геометрическими фигурами. Задание содержит два пункта. В первом пункте задание нужно доказать, а во втором пункте вычислить.

    Диаметр окружности основания цилиндра равен 20, образующая цилиндра равна 28. Плоскость пересекает его основания по хордам длины 12 и 16. Расстояние между хордами равно 2√197.

    а) Докажите, что центры оснований цилиндра лежат по одну сторону от этой плоскости.

    б) Найдите угол между этой плоскостью и плоскостью основания цилиндра.

    Решение: а) Хорда длиной 12 находится на расстоянии = 8 от центра окружности основания, а хорда длиной 16, аналогично, – на расстоянии 6. Поэтому расстояние между их проекциями на плоскость, параллельную основаниям цилиндров, составляет либо 8 + 6 = 14, либо 8 − 6 = 2.

    Тогда расстояние между хордами составляет либо

    = = √980 = = 2√245

    = = √788 = = 2√197.

    По условию реализовался второй случай, в нем проекции хорд лежат по одну сторону от оси цилиндра. Значит, ось не пересекает данную плоскость в пределах цилиндра, то есть основания лежат по одну сторону от нее. Что требовалось доказать.

    б) Обозначим центры оснований за О 1 и О 2 . Проведем из центра основания с хордой длины 12 серединный перпендикуляр к этой хорде (он имеет длину 8, как уже отмечалось) и из центра другого основания - к другой хорде. Они лежат в одной плоскости β, перпендикулярной этим хордам. Назовем середину меньшей хорды B, большей A и проекцию A на второе основание - H (H ∈ β). Тогда AB,AH ∈ β и значит, AB,AH перпендикулярны хорде, то есть прямой пересечения основания с данной плоскостью.

    Значит, искомый угол равен

    ∠ABH = arctg AH = arctg 28 = arctg14.
    BH 8 – 6

    Задание № 15 - повышенного уровня сложности с развернутым ответом, проверяет умение решать неравенства, наиболее успешно решаемое среди заданий с развернутым ответом повышенного уровня сложности.

    Пример 15. Решите неравенство |x 2 – 3x | · log 2 (x + 1) ≤ 3x x 2 .

    Решение: Областью определения данного неравенства является интервал (–1; +∞). Рассмотри отдельно три случая:

    1) Пусть x 2 – 3x = 0, т.е. х = 0 или х = 3. В этом случае данное неравенство превращается в верное, следовательно, эти значения входят в решение.

    2) Пусть теперь x 2 – 3x > 0, т.е. x ∈ (–1; 0) ∪ (3; +∞). При этом данное неравенство можно переписать в виде (x 2 – 3x ) · log 2 (x + 1) ≤ 3x x 2 и разделить на положительное выражение x 2 – 3x . Получим log 2 (x + 1) ≤ –1, x + 1 ≤ 2 –1 , x ≤ 0,5 –1 или x ≤ –0,5. Учитывая область определения, имеем x ∈ (–1; –0,5].

    3) Наконец, рассмотрим x 2 – 3x < 0, при этом x ∈ (0; 3). При этом исходное неравенство перепишется в виде (3x x 2) · log 2 (x + 1) ≤ 3x x 2 . После деления на положительное выражение 3x x 2 , получим log 2 (x + 1) ≤ 1, x + 1 ≤ 2, x ≤ 1. Учитывая область, имеем x ∈ (0; 1].

    Объединяя полученные решения, получаем x ∈ (–1; –0.5] ∪ ∪ {3}.

    Ответ: (–1; –0.5] ∪ ∪ {3}.

    Задание № 16 - повышенного уровня относится к заданиям второй части с развернутым ответом. Задание проверяет умения выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами. Задание содержит два пункта. В первом пункте задание нужно доказать, а во втором пункте вычислить.

    В равнобедренном треугольнике ABC с углом 120° при вершине A проведена биссектриса BD. В треугольник ABC вписан прямоугольник DEFH так, что сторона FH лежит на отрезке BC, а вершина E – на отрезке AB. а) Докажите, что FH = 2DH. б) Найдите площадь прямоугольника DEFH, если AB = 4.

    Решение: а)


    1) ΔBEF – прямоугольный, EF⊥BC, ∠B = (180° – 120°) : 2 = 30°, тогда EF = BE по свойству катета, лежащего против угла 30°.

    2) Пусть EF = DH = x , тогда BE = 2x , BF = x √3 по теореме Пифагора.

    3) Так как ΔABC равнобедренный, значит, ∠B = ∠C = 30˚.

    BD – биссектриса ∠B, значит ∠ABD = ∠DBC = 15˚.

    4) Рассмотрим ΔDBH – прямоугольный, т.к. DH⊥BC.

    2x = 4 – 2x
    2x (√3 + 1) 4
    1 = 2 – x
    √3 + 1 2

    √3 – 1 = 2 – x

    x = 3 – √3

    EF = 3 – √3

    2) S DEFH = ED · EF = (3 – √3 ) · 2(3 – √3 )

    S DEFH = 24 – 12√3.

    Ответ: 24 – 12√3.


    Задание № 17 - задание с развернутым ответом, это задание проверяет применение знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, умение строить и исследовать математические модели. Это задание - текстовая задача с экономическим содержанием.

    Пример 17. Вклад в размере 20 млн рублей планируется открыть на четыре года. В конце каждого года банк увеличивает вклад на 10% по сравнению с его размером в начале года. Кроме того, в начале третьего и четвёртого годов вкладчик ежегодно пополняет вклад на х млн. рублей, где х - целое число. Найдите наибольшее значение х , при котором банк за четыре года начислит на вклад меньше 17 млн рублей.

    Решение: В конце первого года вклад составит 20 + 20 · 0,1 = 22 млн рублей, а в конце второго – 22 + 22 · 0,1 = 24,2 млн рублей. В начале третьего года вклад (в млн рублей) составит (24,2 + х ), а в конце - (24,2 + х) + (24,2 + х) · 0,1 = (26,62 + 1,1х ). В начале четвёртого года вклад составит (26,62 + 2,1х) , а в конце - (26,62 + 2,1х ) + (26,62 + 2,1х ) · 0,1 = (29,282 + 2,31х ). По условию, нужно найти наибольшее целое х, для которого выполнено неравенство

    (29,282 + 2,31x ) – 20 – 2x < 17

    29,282 + 2,31x – 20 – 2x < 17

    0,31x < 17 + 20 – 29,282

    0,31x < 7,718

    x < 7718
    310
    x < 3859
    155
    x < 24 139
    155

    Наибольшее целое решение этого неравенства - число 24.

    Ответ: 24.


    Задание № 18 - задание повышенного уровня сложности с развернутым ответом. Это задание предназначено для конкурсного отбора в вузы с повышенными требованиями к математической подготовке абитуриентов. Задание высокого уровня сложности - это задание не на применение одного метода решения, а на комбинацию различных методов. Для успешного выполнения задания 18 необходим, кроме прочных математических знаний, также высокий уровень математической культуры.

    При каких a система неравенств

    x 2 + y 2 ≤ 2ay a 2 + 1
    y + a ≤ |x | – a

    имеет ровно два решения?

    Решение: Данную систему можно переписать в виде

    x 2 + (y a ) 2 ≤ 1
    y ≤ |x | – a

    Если нарисовать на плоскости множество решений первого неравенства, получится внутренность круга (с границей) радиуса 1 с центром в точке (0, а ). Множество решений второго неравенства – часть плоскости, лежащая под графиком функции y = | x | – a , причём последний есть график функции
    y = | x | , сдвинутый вниз на а . Решение данной системы есть пересечение множеств решений каждого из неравенств.

    Следовательно, два решения данная система будет иметь лишь в случае, изображённом на рис. 1.


    Точки касания круга с прямыми и будут двумя решениями системы. Каждая из прямых наклонена к осям под углом 45°. Значит, треугольник PQR – прямоугольный равнобедренный. Точка Q имеет координаты (0, а ), а точка R – координаты (0, –а ). Кроме того, отрезки PR и PQ равны радиусу окружности, равному 1. Значит,

    Qr = 2a = √2, a = √2 .
    2
    Ответ: a = √2 .
    2


    Задание № 19 - задание повышенного уровня сложности с развернутым ответом. Это задание предназначено для конкурсного отбора в вузы с повышенными требованиями к математической подготовке абитуриентов. Задание высокого уровня сложности - это задание не на применение одного метода решения, а на комбинацию различных методов. Для успешного выполнения задания 19 необходимо уметь осуществлять поиск решения, выбирая различные подходы из числа известных, модифицируя изученные методы.

    Пусть Sn сумма п членов арифметической прогрессии (а п ). Известно, что S n + 1 = 2n 2 – 21n – 23.

    а) Укажите формулу п -го члена этой прогрессии.

    б) Найдите наименьшую по модулю сумму S n .

    в) Найдите наименьшее п , при котором S n будет квадратом целого числа.

    Решение : а) Очевидно, что a n = S n S n – 1 . Используя данную формулу, получаем:

    S n = S (n – 1) + 1 = 2(n – 1) 2 – 21(n – 1) – 23 = 2n 2 – 25n ,

    S n – 1 = S (n – 2) + 1 = 2(n – 1) 2 – 21(n – 2) – 23 = 2n 2 – 25n + 27

    значит, a n = 2n 2 – 25n – (2n 2 – 29n + 27) = 4n – 27.

    Б) Так как S n = 2n 2 – 25n , то рассмотрим функцию S (x ) = | 2x 2 – 25x| . Ее график можно увидеть на рисунке.


    Очевидно, что наименьшее значение достигается в целочисленных точках, расположенных наиболее близко к нулям функции. Очевидно, что это точки х = 1, х = 12 и х = 13. Поскольку, S (1) = |S 1 | = |2 – 25| = 23, S (12) = |S 12 | = |2 · 144 – 25 · 12| = 12, S (13) = |S 13 | = |2 · 169 – 25 · 13| = 13, то наименьшее значение равно 12.

    в) Из предыдущего пункта вытекает, что Sn положительно, начиная с n = 13. Так как S n = 2n 2 – 25n = n (2n – 25), то очевидный случай, когда данное выражение является полным квадратом, реализуется при n = 2n – 25, то есть при п = 25.

    Осталось проверить значения с 13 до 25:

    S 13 = 13 · 1, S 14 = 14 · 3, S 15 = 15 · 5, S 16 = 16 · 7, S 17 = 17 · 9, S 18 = 18 · 11, S 19 = 19 · 13, S 20 = 20 · 13, S 21 = 21 · 17, S 22 = 22 · 19, S 23 = 23 · 21, S 24 = 24 · 23.

    Получается, что при меньших значениях п полный квадрат не достигается.

    Ответ: а) a n = 4n – 27; б) 12; в) 25.

    ________________

    *С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования (электронные формы учебников, «Российская электронная школа», цифровая образовательная платформа LECTA). До прихода в издательство «ДРОФА» занимал позицию вице-президента по стратегическому развитию и инвестициям издательского холдинга «ЭКСМО-АСТ». Сегодня издательская корпорация «Российский учебник» обладает самым крупным портфелем учебников, включенных в Федеральный перечень - 485 наименований (примерно 40%, без учета учебников для коррекционной школы). Издательствам корпорации принадлежат наиболее востребованные российскими школами комплекты учебников по физике, черчению, биологии, химии, технологии, географии, астрономии - областям знаний, которые нужны для развития производственного потенциала страны. В портфель корпорации входят учебники и учебные пособия для начальной школы, удостоенные Премии Президента в области образования. Это учебники и пособия по предметным областям, которые необходимы для развития научно-технического и производственного потенциала России.