Вражда между армянами и азербайджанцами и получил лучший ответ

Ответ от Михаил Карпенков[гуру]
Как чего? Территории, в частности Карабах.
Ещё учти, что армяне - христиане, азербайджанцы - мусульмане!
Самвелыч
Гуру
(3675)
армяне не кавказцы а индоевропейцы (родственная группа к грекам) в арийской семье, азербайджанцы тоже не кавказцы а тюрки...

Ответ от саша [гуру]
Нагорный Карабах.


Ответ от Ёамвелыч [гуру]
не якобы, а факт признанный половиной цивилизованного мира... азербайджанцы это те же тюрки, так же (в большинстве) желавшие (желающие) полного уничтожения армян... посмотри "великий туран" там не было место Армении (кость в горле) , империалистические и шовинистические амбиции остались (карабах88-94) , обломилось, вот и не любят.
тюрки это были варварские кочевые племена, и воевали со всеми своими соседями (кого то уничтожили совсем, кого то отуречили) , та же участь ждала и армян, армяне сопротивлялись, жить хотели, вот и не любят...


Ответ от Elik farik [гуру]
Кто не знает историю пусть на этот ответ не отвечает армяни переселились в Нагорный Карабах после Туркменчайского договора 1828году не толька из Турции и с Ирана до них в этих землях жили турки и удины удины были христианами каторые в Кафказе первыми приняли христианство (доказательство храм в городе Шеки самый древний храм) но когда арабы захватили эти земли часть удинов приняли ислам а другие остались христианами в Нагорном Карабахе имеютса храми Гандзасар Дадиванк каторые принадлежат удинам но 1836 году Царская Россия насилно соединил их церков Григорянскому и все их документы были уничтожены даже их алфавит армяни присвоили себе а этих в советское время фамилии удинов изменили чтобы их выдават армянами оканчании их фамилии стали ян но они не армяни удины не толька в Нагорном Карабахе живут они в Белокане в Шеки и вОгузсом районе живут и у них там церкови имеютса у них до 8-го века было государства Кафказская Албания там не толька они турки лезгины грузины целых 26 племени жили а кто говарит что Нагорный Карабах принадлежит армянам они нагло врут кто не верит пусть войдет в страницу моих ответов там вы многого найдете и оудинах и нагорном Карабахе и узнаете кто прав а кто не прав и в последок хочу сказат что мы скорбим помяти Ходжланицам каторые 26 февраля истреблины армянами в Нагорном Карабахе пуст бог накажет их за это


Ответ от Snowboarder [гуру]
elik farik вы хоть понимаете, что пишете?
Зайдите в сайт ссылка и переведите слово "сокровище"(gandz) на армянский и послушайте перевод, а потом переведите слово "горы" (sar) на армянский и слушайте перевод. GANDZASAR с перевода с Армянского значит "гора сокровищ". И что удини дали церкви армянское имя че ли?
Ссылка в Википедии про Гандзасар и про Дадиванк (тут явно сказано что это армянские церкви)
Я побывал в Гандзасаре прошлым летом и могу уверенно сказать, что это армянская архитектура (хоть перед тем, как что нибудь писать, немножко изучайте книги по Архитектуре). тем же способом сможете переводить слова "монастырь" (VANK) и послушать перевод и т. д.
И в последнем, где ваш источник информации? нежели в родных сайтах? Сможете дать международный источник типа Википедии, где написано такое?


Ответ от Полллопа прлддьо [новичек]
Армяне в любых честных битвах и сражениях рвали турков, пока они со спины не били! Азербайджанцы кочевники, которые хотят Карабах, но не понимают, что народ победить невозможно! Руководство их понимает, что не какими военными действиями не смогут победить армян, они тоже не кукурузу там охраняют, боеспособная армия у Армении! Просто чтобы себя на креслах удержать имитируют войну сотнями солдат теряют, и пытаются скрыть потери любой ценой


Ответ от Данил гусенов [новичек]
Армяни Знают что они живут на Азербайджанской земле Даже Призидент Серж Азатович Саргсян
Армянский политик
Армянский политический, государственный и военный деятель. Президент Армении с 2008 года. Википедия
Родился30 июня 1954 г. (62 года), Степанакерт, Нагорно-Карабахская автономная область, Азербайджанская ССР, СССР
ПартияРеспубликанская партия Армении
В браке сСаргсян Рита (с 1983 г.)
РодителиНора Саргсян, Азат Саргсян
ДетиАнуш Саргсян, Сатеник Саргсян


Ответ от Джалала [новичек]
Великая Армения была до Тиграна 2 после порожения Тиграна 2 Помпею Великой Армении не стало. Спустя более 20 веков с до н. э до 1819 Туркменчайского договора межжу Россией и Ираном, переселили хаев в Иреванское ханство (одно из губернь или ханств Азербайджана) Хаи были переселены из Мараги (Иран) и Турции. Все доказательства перепеси, Туркменчайского договора есть в исторических документах Р. Ф. Современная Армения- это монополитическая республика, которая является " подушкой" на Кавказе, между Турцией и Азербайджаном и Ираном. От того и Армению охраняет российская база. Как говорит Жириновский, кто армения без России? Территория Иреванского ханства - это первый предлог ненавести азербайджанцев к армянам, далее по приказу Сталина было отдано территория Азербайджана -Зенгезур, с 1850 годов спонсируемая банда армянских террористов известные на весь мир - Дашнаки, Асала, Фидаины и т. д совершали не мало терроактов и убийств на территории Кавказа и не только.1905 нападения на Баку во главе с больгишиками, 1918 года убито более 30 тыс человек за 2 дня..и т. д и до 1989 раправа азербайджанцев в армении живщие во время СССР, от чего вспыхнул Сумгаит. 1990 - 1992
20 января во главе с войском Горбачева и армянскими вооруженными силами за одну ночь, переехали на танках по мирным жителям и убито более 100 людей. 1994 год по запланированному сценарию был взят Карабах. Убито более 5тыс человек, детей и женщин стариков. Более 10 тыс взято в плен и до сих пор находятся в плену.Каждый год на военных границах Карабаха понибают солдаты. Армяне вставляют в куклы гранату и спускают по реке, так в прош. году умерла одна девочка.
Это я написала в общем. В истории нет ни одного факта нападения на армян азербайджанцами. (Сумгаит - спланированное действие, погибло 32 человека из них половина азербайджанцев и пол. армян)
Вы еще говорите почему Азербайджанцы не любят армян??? Потому что это шайка хаев - террористы и убийцы. Которых воспитывают ненавестью к туркам.
Хотя геноцида армян - не было. Это прилуманная и про пиаренная история армянского лобби. Турция не раз заявляла о поднятии исторических документов, но армянское правительство отказывается - потому что они врут и у них не доказательств.


Ответ от Rishad lowcar [активный]
Армяне - народ пытающийся доказать что они "тиревний". Ворующий культуру всех стран вокруг.
И находящийся один среди Тюркских народов на географическом положении. ТАк что кто они? Откуда они пришли? Арийцы? Да не смешите..) До 1915 года были белыми? да ну нет) просто народ живший на территории Ирана, ТУрции, России.


Ответ от Rashad Chan [новичек]
Во всём виноваты турки и Российское правительство. Это они переселили армян из Анатолии на Кавказ. 26 мая 1918 года самоопределились грузины, 28 мая - азербайджанцы. Тогда земли, за счёт чего весь Запад хотел создать Армению, были под игом Османской Турции. Чтоб ни уступить армянам даже миллиметр "своих" земель, турки подарили русским ключи от Закавказья. Мало ли этого, да ещё азербайджанцам на основе Батумского договора 11 мая - 4 июня пришлось уступить армянам 12.000 кв. км для самоопределении армянского народа. А дальше уже 1920 году западную часть Зангезура, в 1921 году земли от границ с Грузией до Кельбаджара, в 1922 году часть грузинских земель отдали армянам. Площадь Армении, признанной Турцией 4 июня 1918 года составляла 12.000 кв. км. Ныне площадь Армении 29.743 кв. км. И никто не осознаёт как с 1920 по 1922 года слепили Армянскую ССР - нынешнюю Армению?

». В нее вошли материалы, которые автор собрал во время десятилетних поездок с миротворческими миссиями в Нагорный Карабах. Сам он тоже родом из Карабаха. В 1992 году там началась война между азербайджанскими, армянскими и карабахскими вооруженными формированиями.


Сеймур Байджан, азербайджанский писатель. Родился в городе Физули в Нагорном Карабахе. Награжден премией Media Key за эссе «Воскресенье в Раю». Самые известные его книги - «Гугарк», «18,6 см», «Мясо и мясопродукты». Рассказы переведены с азербайджанского на русский, украинский, грузинский, армянский и казахский языки.
Фото: Нурлан Гусейнов

В «Гугарке» он описал историю любви азербайджанца к армянской девушке. В условиях армяно-азербайджанского конфликта такая ситуация кажется чем-то из области фантастики и по сей день. Да и сам его приезд в Армению в рамках миротворческой миссии, описанный в книге, - сродни чему-то удивительному: некоторые армяне видели азербайджанца впервые.

Через несколько недель после столкновений в Карабахе в апреле 2016 года, мы встретились с Сеймур Байджаном в Тбилиси, где он сейчас живет. И узнали, о его взглядах на конфликт, как воспринимают в Азербайджане человека, который так много раз был в Армении, и сумела ли его родная страна расстаться с советским прошлым.

- Почему вы живете не в Баку, а Тбилиси?

Для меня это родной город. Я понимаю грузинский менталитет, мне нравится их кухня, и здесь я чувствую себя более комфортно, чем в Баку.

Тбилиси всегда был культурным центром Кавказа. Здесь жила и работала наша интеллигенция в конце XIX - начале XX века, первый азербайджанский сатирический журнал тоже издавался в Тбилиси.

«Каждая война чем-то запоминается. У каждой войны есть свой символ. Карабахская война запечатлелась в моей памяти отрезанным ухом. Лично для меня оно и стало символом Карабахской войны. Самодельные примитивные самопалы, охотничьи ружья - все это постепенно уступало место вполне серьезному оружию, автоматам. С началом серьезных боев за позиции с обеих сторон стали появляться пленные. Остановить процесс было уже невозможно. Репетиция закончилась, началось основное действие. Спокойная, беззаботная жизнь осталась в прошлом. Обе стороны понимали, что прежнего соседства уже быть не может. На настоящей войне пленные обеих сторон лишались уха.

С чего началось отрезание уха? Этого я не знаю. Могу сказать только то, что во время армяно-мусульманской войны в начале прошлого века мусульмане отрезали ухо плененному армянскому генералу Андранику. И возможно, армяне, мстя за своего национального героя, отрезали уши мусульманам. Так бывает - в локальной войне одна из сторон легко повторяет действия другой. Традиция отрезания ушей не несла в себе смысл подвергнуть человека физическим страданиям. Скорее, это символизировало унижение, оскорбление пленного. Бывало даже, отрезав ухо, пленного и вовсе отпускали. В те времена, надев на себя «ожерелья» из отрезанных ушей, солдаты красовались перед всеми. Это были медали, которыми солдаты награждали сами себя и которые носили как можно дольше. И люди, видя это, не вздрагивали, не брезговали, не боялись, а смотрели на отрезанные уши как на некий оберег, или амулет"

«Гугарк»

Я могу вернуться в Баку, когда захочу, но здесь, как творческий человек, я чувствую себя лучше. Здесь другая среда.

- Как вас воспринимают в Азербайджане?

Кроме литературы я занимаюсь публицистикой, и большинство меня знает как публициста. Пишу на социальные темы, про традиции, азербайджанский менталитет. Именно публицистика зачастую и воспринимается негативно.

Поэтому большинство меня не понимает, есть люди, которые ненавидят. Но определенная часть общества, более прогрессивная, читает и уважает.

В одном из интервью я сказал, что у нас свободного человека называют или геем, или масоном, или агентом. Во многих постсоветских странах, например, в России, похожее отношение к свободным людям. Это меня не утешает, просто я считаю, что такое отношение существует не только в Азербайджане.

У нас многим кажется, что если человек свободный, не ходит на работу, в привычном понимании, занимается творчеством, верит в какие-то идеалы, то у него есть какие-то скрытые доход или намерения. Потому что с точки зрения большинства, такая жизнь неприемлема.

«Бой разгорался. А во дворе госпиталя воевали раненые солдаты. В любом месте, при любых условиях находится любитель поспорить. Один говорил, что это наши атакуют, другие - что армяне. Один говорил, что сейчас стреляет один пулемет, другой - что нет, это не пулемет, а другое оружие, недавно завезли. Звуки автоматной очереди, ясно отличающиеся от других, постепенно приближались к госпиталю. С каждой минутой звук становился яснее»

«Гугарк»

Вы десять лет ездили в Армению и Карабах в составе миротворческих миссий. Как после этого к вам относились на Родине?

Тогда я был молод, у меня было много энергии… Я был не офисным миротворцем, а реально ездил на место, общался с людьми, описывал то, что там происходит. Эти поездки помогли собрать материал, который я позже использовал и в книге «Гугарк», и других рассказах. Конечно, это были морально сложные поездки, потому что в Армении, как и в Азербайджане люди живут со своими мифами в голове.

А то, что я ездил в Армению, у нас очень плохо воспринималось. Когда вернулся, у меня были проблемы. Люди могли из-за этого тебя просто оскорбить на улице. Потому что для многих азербайджанцев Армения - вражеская страна. Удивительно, но я при этом не знаю народов, которые были бы так похожи друг на друга, как армяне и азербайджанцы. У нас схожие образ жизни, менталитет…

Наши народы - заложники своей истории, которую диктует пропаганда. При этом у нас эмоциональный подход к пониманию истории, и это очень мешает. Мы не хотим видеть историю такой, какая она есть. Ведь это тоже требует определенного уровня развития и самого человека, и общества.

После этого всего у меня появились проблемы со здоровьем, поэтому я перестал участвовать в миротворческих миссиях.

«Дядя O. разводил пчел. Одна из армянских бомб попала во двор дяди О. и разрушила пчелиные ульи. Напуганные и разозлившиеся пчелы, вылетев из ульев, разлетелись по всему кварталу. В тот день моя мама варила варенье. Когда упала бомба, мы побежали и спрятались в подвале. Мы думали, что подвал спасет нас от гибели. Возможности прикрыть варенье крышкой уже не было. Мама оставила таз со сваренным вареньем во дворе нашего маленького дома. В тот день армяне не часто стреляли. Несмотря на это, мы боялись выходить из подвала. Когда вышли, стали свидетелями странной картины. Пчелы дяди О. еще кружили в нашем дворе. Рассерженные пчелы съели все сваренное мамой варенье. Таз был таким чистым, словно его вылизали. Даже самая „отчаянная“ домохозяйка не смогла бы вымыть таз так чисто. Странная вещь - война. Будь это в другое время, то есть живи мы в мирное время, и если бы пчелы дяди О. съели все мамино варенье, мама пошла бы к дяде О. с проклятиями и руганью, и придушила бы его. Теперь же мама посмотрела на вычищенный пчелами таз, посмотрела, и сев на табуретку у дома, заплакала»

«Гугарк»

«Вспоминать прошлое в ярких цветах - это человеческая природа»

- Как вам кажется, общество в Азербайджане все еще советское или уже нет?

Советский союз ментально у нас еще не закончился. О нем есть очень много мифов и, к сожалению, мало написано правдивых и объективных книг. До сих пор люди верят в эти мифы, рассказывают о них своим детям и передают новым поколениям.

После распада Советского Союза в Азербайджане был массовый психоз, люди чувствовали эйфорию. Это трудно объяснить и описать. Потом начался хаос, беспорядки, люди упали духом, у них было очень сильное разочарование. И это заставило людей вспоминать о советском прошлом в ярких красках.

Если бы у нас была нормальная жизнь в бытовом смысле, хорошее образование, то такой ностальгии бы не было.

Но еще вспоминать прошлое в ярких цветах - это человеческая природа. И мне кажется, что эту советскую болезнь вылечить пока невозможно.



Фото: Нурлан Гусейнов

- Но молодежь же не знает жизни при Советах…

Даже у той молодежи, которая не видела это, тоже есть ностальгия. И она даже более сильная, чем у старшего поколения. Молодежь испортило наше телевидение, другие медиа, система образования и сами родители... Конечно, есть прогрессивные люди, которые сами себя воспитали, но их мало.

Я недавно читал интервью российского писателя Владимира Сорокина. И там была такая фраза, что нам надо было похоронить советского человека в начале 90-х годов, но мы не смогли это сделать.

На мой взгляд, советский человек - это страшный человек. Он до сих пор рисует образ Сталина как настоящего лидера. И даже если ты объясняешь такому человеку, что Сталин сделал не меньше плохого, чем Гитлер, он не верит.

«До того, как начались артиллерийские обстрелы, люди покидали свои дома без шума, втихомолку, стыдясь. С началом обстрелов уезжающих стало больше. Каждый оставлял свой дом по-разному, в присущей себе манере. Кто-то тихо уезжал вечером, с наступлением темноты, кто-то, принародно днем, кто-то отвозил семью в соседний район, а сам возвращался домой. Те, кто понимал, что уже все пропало, что война будет длительной, переезжали в Россию, Украину. Странно все складывалось. Люди, которые в мирное время дрались, били друг друга ножом и топором из-за метра земли, бросали свои дома, фруктовые сады, колодцы и уезжали из райцентра. Но некоторые воспринимали мысль о том, что надо бежать, как оскорбление и смеялись над теми, кто уезжал»

«Гугарк»

- Почему советский человек - страшный? Что вы имеете в виду?

У собирательного образа советского человека нет совести. Если человек врал тогда, то как он может говорить правду сейчас? Люди, которые во время СССР преподавали научный атеизм, после распада союза стали религиозными людьми. Мне кажется, что от такого человека можно ожидать чего угодно.

- Если бы в экономическом смысле не было проблем, ностальгия бы осталась?

Думаю, что ее было бы меньше.

«Наши люди мало читают и не хотят покупать книги»

- Что вы вспоминаете из своего советского прошлого?

Советский Союз, каким он был на Кавказе, отличался от того, каким он был в Средней Азии, России, Литве, Латвии и Эстонии… Когда мы в детстве смотрели фильмы про пионеров - это все казалось какой-то далекой от нас реальностью. Пионерская жизнь в России и на Кавказе отличалась. У нас пионеры могли не носить галстук не потому, что не любили Советский союз, а потому что просто это было неудобно: завязывать его каждый день. Поэтому на нас эти фильмы не действовали.

Еще я помню, как в школе нас возили собирать хлопок и виноград. Для меня это эксплуатация детского труда. Сейчас это тоже осталось, но немного в другой форме.

В советское время было взяточничество. Когда я учился в четвертом или пятом классе, уже знал, сколько нужно заплатить, чтобы попасть в медицинский университет.

- Когда вы были подростком, как вы это все оценивали?

Я не понимал, что происходит на самом деле. Когда повзрослел, читал разные книги, мнение сформировалось. Свое прошлое я оцениваю с позиции сегодняшнее мышление.

Когда распался союз, мне было 15 лет. Конечно, я многого не осознавал. Многие до сих пор не понимают, насколько это важная тема - распад империи. Старшее поколение, конечно, понимает больше, но они несвободные люди, поэтому не рассказывают об этом.

«Каждый покидал свой дом по-своему. Я провел ладонями по деревьям в саду, по камням и стенам, цветочным кустам, в последний раз выпил воды из нашего колодца. Я не хотел, чтобы хоть одно дерево, стена, куст были в обиде на меня. Каждое дерево, куст, камень были наполнены для меня смыслом, символом, историей. Насыпав в бассейн ведро песка, я долго смотрел на своих любимых рыб. Некоторых я поймал сам. Других откуда-то принес или получил в подарок от дедушки. Когда к нам приходила коллега моей матери, молоканка тетя Рая, она развлекалась тем, что кормила рыб хлебными крошками. Она всегда говорила: «Какие красивые рыбки! Я готова родить от этих рыб троих детей»

«Гугарк»

- Время может как-то изменить ситуацию?

Думаю, что пока нет. У нас во власти те же люди, которые были и при Советском Союзе. Или вот, например, ситуация в культуре, как мне кажется, осталось практически такая же, как и была в те времена. Писатели и художники, которых поддерживает государство, пропагандируют свое творчество, получают президентские премии. Нашим людям лень читать и самим решать: это хороший писатель или нет. У нас должны представители власти сказать, что этот человек - писатель, тогда его так и будут воспринимать.

Союзы писателей, художников и композиторов остались с советской эпохи. В Грузии, например, уже нет союза писателей. У них система перестроилась. А у нас до сих пор государство финансирует такие организации. У них есть свои медиа, через которые они доносят творчество до масс, их книги издаются большими тиражами.

- А ваши?

У моих книг тираж 500−1000 экземпляров. Но наши люди не хотят покупать книги. Для них немыслимо потратить пять манат (чуть больше трех долларов. - Прим. TUT.BY) на книгу. Они в принципе мало читают. Моя аудитория - молодежь. Да и меня самого до сих пор называют молодым и многообещающим писателем. Но чего от меня ждут - непонятно. Наверное, и в 70 лет так будут называть.

- Вы чувствуете себя счастливым человеком?

Такие вопросы обычно задают певцам (смеется) . Но думаю, что нет. Недавно мне исполнилось 40 лет. И я об этом много думал, было много мыслей начет того, что я делаю и как.



Фото: Ираклий Чикладзе

- В 35 лет у вас не было таких вопросов?

Тогда были другие вопросы. Сейчас я думаю о том, что в своих книгах в основном пишу о том, что вижу. И пока не понимаю, нужно это обществу или нет. Я человек сентиментальный. И эта сентиментальность мне мешает и в личной жизни, и в творчестве.

Сейчас я работаю над сборником рассказов, который хочу назвать «Опоздавшими рассказами». Я считаю, что и наш народ опоздал в своем развитии, и я как его часть. Ведь история прозы у нашего народа насчитывает всего сто лет. Это невозможно сравнить, например, с Германией, которая имеет такое богатое прошлое. Поэтому я и называю свое творчество опоздавшей литературой и при этом литературой местного назначения.Таких, как я, называют людьми известными в узких кругах.

- С кем вы в основном общаетесь в Азербайджане?

Можно сказать, что сейчас я остался без собеседника. В последние годы у нас была большая волна эмиграции. Многие мои друзья уехали в Америку и Европу.

- Почему туда не уехали вы?

Я не вижу в себе сил, чтобы жить в эмиграции. Я видел, с какими трудностями сталкиваются друзья. И я уже один раз из-за Карабахской войны потерял свой дом. Сейчас мне трудно все начать с нуля. Тем более я не знаю иностранного языка. Хотя, конечно, у меня была возможность уехать.

- Где ваш дом?

Нет у меня дома, и я его не ищу. Сейчас я ищу другое - ответ на вопрос: все то, что происходит в моей жизни - это судьба или мой сознательный выбор? Но найти однозначный ответ на этот вопрос невозможно.

Политическую реальность всего нашего региона невозможно представить без Азербайджанской республики, государства, расположенного на востоке региона. Преимуществами Азербайджана являются выгодное географическое расположение и серьезные запасы нефти и газа. Значительная часть Азербайджана расположена на Великом Шелковом пути, некогда связывавшим Европу со странами Центральной Азии и классического Востока. И если новорожденная Азербайджанская демократическая республика (АДР) многими политиками начала ХХ века не воспринималась в качестве серьезного и прочного государственного образования, то современная Азербайджанская республика представляет собой геополитическую реальность, с которой нельзя не считаться.

Впервые самопровозглашение АДР произошло в результате свержения царизма в России и, как следствие, распада Российской империи. Тогда от России отпало немало территорий, в том числе и Закавказье. В конце мая 1918 года армяне, грузины и кавказские татары, или, как их еще называли, закавказские турки (тюрки), провозгласили о своих государствах, названных соответственно Республикой Армения, Грузинской демократической республикой и Азербайджанской демократической республикой. Но если армяне и грузины уже имели многовековые традиции собственной государственности, то пришлые в регионе закавказские турки приобретали государственность впервые, и на территории, провозглашенной Азербайджанской демократической республикой, не имели численного преимущества. Большая часть населения новообразованной республики состояла из коренных армян, талышей, лезгин, парсийцев, аварцев, цахуров, удин, и других остатков албанских племен.

Провозглашение закавказскими турками «своего» национального государства стало возможным исключительно в результате военной интервенции регулярной турецкой армии под командованием генерала Нури. Но даже после этого марионеточное правительство Азербайджанской демократической республики еще свыше ста дней не могло вступить в провозглашенный столицей АДР Баку. 15 сентября 1918 года Баку был захвачен турецкой армией, на штыках которой в город вошло правительство Азербайджана. Падение Баку, который защищали представители практически всех населяющих город национальностей, завершилось кровавой резней христианского населения, в первую очередь, армян. В результате трехдневной вакханалии турецких аскеров и вооруженных банд закавказских турок, в городе было вырезано свыше 30 тысяч жителей армянской национальности.

Название «Азербайджан» явилось следствием стратегии пантюркизма, направленной на подготовку почвы для будущих территориальных притязаний к соседнему Ирану, северные провинции которого без малого два с половиной тысячелетия носят это название. Отвечая на недоуменный вопрос бакинских же студентов, историк, академик В.В. Бартольд писал: «… термин Азербайджан избран потому, что когда устанавливалась Азербайджанская республика, предполагалось, что персидский и этот Азербайджан составят одно целое… На этом основании было принято название Азербайджан».

Таким образом, новое государственное образование, так, кстати, и не признанное Лигой Наций и мировым сообществом, уже с самого своего зарождения преследовало и планировало аннексионистские и ассимиляторские цели. Эти цели Азербайджанской республики по сей день не потеряли своей актуальности. Симптоматично, что на Второй съезд азербайджанцев мира, прошедший в Баку в середине марта 2006 года, азербайджанцы из Ирана приглашены не были. Бакинские чиновники заявили, что не считают их диаспорой. Объяснения официальных лиц Баку заключались в следующем: диаспора живет за пределами родины, а заселенные азербайджанским населением северные провинции Ирана являются временно отторгнутой частью Азербайджанской республики.

В этом плане характерно высказывание экс-президента Азербайджана А. Эльчибея, сделанное им весной 2000 года в Анкаре: «Сорок миллионов азербайджанских турок и семьдесят миллионов анатолийских должны объединиться и создать 110-миллионное государство, мощный региональный гигант, к мнению которого прислушивался бы весь мир». Данное заявление Эльчибея, который в числе «азербайджанских турок» «сосчитал» и тюркоязычное население Ирана, не только касается территориальной целостности Ирана, тюркоязычных иранцев северных провинций которого он огульно причислил к туркам, но и полностью игнорирует как гражданские, так и национальные права проживающих в Азербайджане и Турции нетюркских народов. Куда деваться не желающим стать турками примерно 15-20 миллионам курдам Турции, или, например, пяти миллионам народа заза в той же Турции? Как быть с проживающими в Азербайджанской республике лезгинами и талышами, аварцами и удинами, парсийцами, курдамии цахурами, не имеющими никакого отношения к тюркам? С другой стороны, это заявление, как и многие подобные, является наглядной и зловещей иллюстрацией аннексионистского значения названия Азербайджанская республика и экспансионистской политики этого государства.

С первых же дней своего провозглашения в мае 1918-го года Азербайджанская республика предъявила претензии на огромные территории Грузии и Армении. Вместе с тем, на провозглашенной территории республики велась активная и агрессивная политика насильственной ассимиляции древних автохтонных народов, в первую очередь, удин, парсийцев, талышей и лезгин.

Следует сказать, что подобная политика требовала от бакинских властей немало изворотливости. Собственно тюркских сил в республике явно не хватало. Необходимо было убедить (или заставить) ассимилируемые народы воевать за жизненное пространство для ассимиляторов-тюрок. И правительство Азербайджана взялось за эксплуатацию религиозных чувств жителей страны. Это было тем более удобно, что самоназванием закавказских турок было, да и сегодня остается, мусульманин. А подавляющая часть жителей названного Азербайджаном государства также являлись мусульманами.

Тем не менее, это обстоятельство не мешало мусульманам-туркам всячески притеснять, как единоверцев шиитов, так и суннитов Азербайджана. Фактически государство взяло на вооружение не признающую религии политику пантюркизма. С этой точки зрения все жители-нетюрки Азербайджанской республики воспринимались представителями тюркских племен если не прямыми врагами, то досадной и нежелательной помехой на пути построения тюркского государства. А таковых было много: ираноязычные талыши, курды и парсийцы; кавказоязычные лезгины, аварцы, цахурцы, удины, народности шахдагской группы: крызцы, хиналугцы, джекцы, будухцы, гапутлинцы и т. д. Это не считая армян, естественно, воспринимаемых турками в качестве наиболее нежелательной нации в новоявленном государстве.

Советизация Азербайджана никак не повлияла на внутреннюю и внешнюю ассимиляторскую политику этого государства. Более того, процесс ассимиляции нетюркских народов республики принял особо массовый характер после того, как волевым решением Сталина в 1936 году тюркские племена Азербайджана стали именоваться азербайджанцами. Фактический абсурд, когда разношерстные пришлые кочевые племена, создав на турецких штыках государство, назвали его Азербайджаном, затем сами «стали» азербайджанцами, привел к восприятию их в качестве титульной нации республики. Между тем, на территории современной Азербайджанской республики тысячелетия проживали аборигенные народы, которые сегодня преподносятся (и воспринимаются!) официальной пропагандой в качестве национальных меньшинств.

Самопровозглашение Азербайджанской республики в мае 1918 года стало возможным в результате фактической оккупации территории автохтонных армян, талышей, удин, лезгин и других населяющих юго-восток Закавказья народов, сопротивление которых было сломлено с помощью турецкой регулярной армии. Особенно активным было сопротивление армян, талышей и лезгин. Так, армии кавказских тюрок так и не удалось захватить населенные армянами горные регионы Арцаха, а также часть территории Утика.

Сильное сопротивление было оказано захватчикам и на территории Талышского ханства, где населением весной 1919 даже была провозглашена Талыш-Муганская Советская Республика. Данное государственное образование просуществовало чуть более года, после чего было потоплено в крови с помощью турецкой иррегулярной армии. Тем не менее, рецидивы сопротивления талышей тюркскому господству имели место еще и после установления в крае советской власти.

Не менее ожесточенный характер носило сопротивление лезгин и аварцев, прекратившееся много позже установления советской власти в Азербайджане. Так, достаточно кровопролитным было направленное на выход из Аз. ССР восстание аварцев в 1930-31 годах. Тогда под предлогом создания колхозов, у авар были изъяты крупные земельные наделы в пользу закавказских турок.

Надо сказать, что советизация Азербайджана произошла в условиях массового обвала провозглашенных Азербайджанской демократической республикой границ. В результате поражения Центральных Держав в Первой мировой войне, Турция была вынуждена в ноябре 1918 года покинуть большую часть Закавказья. Потеряв важнейшего стратегического партнера, «родителя», воевавшего за сохранение оккупированных и приобретение новых территорий для Азербайджана, Баку стремительно стал терять как реально контролируемые, так и лишь провозглашенные им территории. Вышел из подчинения Южный Лезгистан, была провозглашена Талыш-Муганская республика, добился независимости Арцах… На границе с Арменией турки терпели поражения, свои претензии на Закатальский округ предъявил Тбилиси, зафиксировавший в принятой парламентом Конституции принадлежность региона Грузии.

В 1919 году Азербайджан потерял контроль над Шарур-Даралагязом и Нахиджеваном, равно как и нагорной частью Казахского уезда. В этих условиях ввод 11-ой Красной Армии, ныне преподносимой бакинской пропагандой как оккупация Азербайджана, стал спасением для этой республики. Советские войска, продолжая дело турецкой армии, хотя и из совершенно других побуждений, не только помогли Азербайджану выжить, но и приобрели для него новые территории: Закатальский округ, Арцах, Нахиджеван, Южный Лезгистан, Талыш-Муганская республика.

Тем не менее, сопротивление населяющих республику коренных народов не прекращалось. Это стало еще одной причиной того, что при советизации Азербайджан был объявлен интернациональной республикой, что способствовало ослаблению сопротивления нетюркских этнических групп. Проживающие в республике нации и народности стали воспринимать себя в качестве носителя государственности. Обмануть их помогло и то обстоятельство, что это была единственная советская республика, не носящая название титульного народа, которого просто не было (не забудем, нации под названием «азербайджанцы» еще попросту не существовало).

Советская власть сохранила за территорией и название «Азербайджанская республика», прибавив к нему определение «Советская социалистическая». Вообще, слово «Азербайджан» явилось для большевиков «подарком судьбы», ибо способствовало политико-идеологическому «обоснованию» попыток экспорта большевистской революции на территорию Ирана, а также предъявлению территориальных претензий Тегерану. Замыслы большевизма и пантюркизма в этом плане были практически идентичны, а турки невольно проделали для большевиков всю «черновую» работу.

Левон Мелик-Шахназарян

Политическую реальность всего нашего региона невозможно представить без Азербайджанской республики, государства, расположенного на востоке региона. Преимуществами Азербайджана являются выгодное географическое расположение и серьезные запасы нефти и газа. Значительная часть Азербайджана расположена на Великом Шелковом пути, некогда связывавшим Европу со странами Центральной Азии и классического Востока. И если новорожденная Азербайджанская демократическая республика (АДР) многими политиками начала ХХ века не воспринималась в качестве серьезного и прочного государственного образования, то современная Азербайджанская республика представляет собой геополитическую реальность, с которой нельзя не считаться.

Впервые самопровозглашение АДР произошло в результате свержения царизма в России и, как следствие, распада Российской империи. Тогда от России отпало немало территорий, в том числе и Закавказье. В конце мая 1918 года армяне, грузины и кавказские татары, или, как их еще называли, закавказские турки (тюрки), провозгласили о своих государствах, названных соответственно Республикой Армения, Грузинской демократической республикой и Азербайджанской демократической республикой. Но если армяне и грузины уже имели многовековые традиции собственной государственности, то пришлые в регионе закавказские турки приобретали государственность впервые, и на территории, провозглашенной Азербайджанской демократической республикой, не имели численного преимущества. Большая часть населения новообразованной республики состояла из коренных армян, талышей, лезгин, парсийцев, аварцев, цахуров, удин, и других остатков албанских племен.

Провозглашение закавказскими турками «своего» национального государства стало возможным исключительно в результате военной интервенции регулярной турецкой армии под командованием генерала Нури. Но даже после этого марионеточное правительство Азербайджанской демократической республики еще свыше ста дней не могло вступить в провозглашенный столицей АДР Баку. 15 сентября 1918 года Баку был захвачен турецкой армией, на штыках которой в город вошло правительство Азербайджана. Падение Баку, который защищали представители практически всех населяющих город национальностей, завершилось кровавой резней христианского населения, в первую очередь, армян. В результате трехдневной вакханалии турецких аскеров и вооруженных банд закавказских турок, в городе было вырезано свыше 30 тысяч жителей армянской национальности.

Название «Азербайджан» явилось следствием стратегии пантюркизма, направленной на подготовку почвы для будущих территориальных притязаний к соседнему Ирану, северные провинции которого без малого два с половиной тысячелетия носят это название. Отвечая на недоуменный вопрос бакинских же студентов, историк, академик В.В. Бартольд писал: «… термин Азербайджан избран потому, что когда устанавливалась Азербайджанская республика, предполагалось, что персидский и этот Азербайджан составят одно целое… На этом основании было принято название Азербайджан».

Таким образом, новое государственное образование, так, кстати, и не признанное Лигой Наций и мировым сообществом, уже с самого своего зарождения преследовало и планировало аннексионистские и ассимиляторские цели. Эти цели Азербайджанской республики по сей день не потеряли своей актуальности. Симптоматично, что на Второй съезд азербайджанцев мира, прошедший в Баку в середине марта 2006 года, азербайджанцы из Ирана приглашены не были. Бакинские чиновники заявили, что не считают их диаспорой. Объяснения официальных лиц Баку заключались в следующем: диаспора живет за пределами родины, а заселенные азербайджанским населением северные провинции Ирана являются временно отторгнутой частью Азербайджанской республики.

В этом плане характерно высказывание экс-президента Азербайджана А. Эльчибея, сделанное им весной 2000 года в Анкаре: «Сорок миллионов азербайджанских турок и семьдесят миллионов анатолийских должны объединиться и создать 110-миллионное государство, мощный региональный гигант, к мнению которого прислушивался бы весь мир». Данное заявление Эльчибея, который в числе «азербайджанских турок» «сосчитал» и тюркоязычное население Ирана, не только касается территориальной целостности Ирана, тюркоязычных иранцев северных провинций которого он огульно причислил к туркам, но и полностью игнорирует как гражданские, так и национальные права проживающих в Азербайджане и Турции нетюркских народов. Куда деваться не желающим стать турками примерно 15-20 миллионам курдам Турции, или, например, пяти миллионам народа заза в той же Турции? Как быть с проживающими в Азербайджанской республике лезгинами и талышами, аварцами и удинами, парсийцами, курдамии цахурами, не имеющими никакого отношения к тюркам? С другой стороны, это заявление, как и многие подобные, является наглядной и зловещей иллюстрацией аннексионистского значения названия Азербайджанская республика и экспансионистской политики этого государства.

С первых же дней своего провозглашения в мае 1918-го года Азербайджанская республика предъявила претензии на огромные территории Грузии и Армении. Вместе с тем, на провозглашенной территории республики велась активная и агрессивная политика насильственной ассимиляции древних автохтонных народов, в первую очередь, удин, парсийцев, талышей и лезгин.

Следует сказать, что подобная политика требовала от бакинских властей немало изворотливости. Собственно тюркских сил в республике явно не хватало. Необходимо было убедить (или заставить) ассимилируемые народы воевать за жизненное пространство для ассимиляторов-тюрок. И правительство Азербайджана взялось за эксплуатацию религиозных чувств жителей страны. Это было тем более удобно, что самоназванием закавказских турок было, да и сегодня остается, мусульманин. А подавляющая часть жителей названного Азербайджаном государства также являлись мусульманами.

Тем не менее, это обстоятельство не мешало мусульманам-туркам всячески притеснять, как единоверцев шиитов, так и суннитов Азербайджана. Фактически государство взяло на вооружение не признающую религии политику пантюркизма. С этой точки зрения все жители-нетюрки Азербайджанской республики воспринимались представителями тюркских племен если не прямыми врагами, то досадной и нежелательной помехой на пути построения тюркского государства. А таковых было много: ираноязычные талыши, курды и парсийцы; кавказоязычные лезгины, аварцы, цахурцы, удины, народности шахдагской группы: крызцы, хиналугцы, джекцы, будухцы, гапутлинцы и т. д. Это не считая армян, естественно, воспринимаемых турками в качестве наиболее нежелательной нации в новоявленном государстве.

Советизация Азербайджана никак не повлияла на внутреннюю и внешнюю ассимиляторскую политику этого государства. Более того, процесс ассимиляции нетюркских народов республики принял особо массовый характер после того, как волевым решением Сталина в 1936 году тюркские племена Азербайджана стали именоваться азербайджанцами. Фактический абсурд, когда разношерстные пришлые кочевые племена, создав на турецких штыках государство, назвали его Азербайджаном, затем сами «стали» азербайджанцами, привел к восприятию их в качестве титульной нации республики. Между тем, на территории современной Азербайджанской республики тысячелетия проживали аборигенные народы, которые сегодня преподносятся (и воспринимаются!) официальной пропагандой в качестве национальных меньшинств.

Самопровозглашение Азербайджанской республики в мае 1918 года стало возможным в результате фактической оккупации территории автохтонных армян, талышей, удин, лезгин и других населяющих юго-восток Закавказья народов, сопротивление которых было сломлено с помощью турецкой регулярной армии. Особенно активным было сопротивление армян, талышей и лезгин. Так, армии кавказских тюрок так и не удалось захватить населенные армянами горные регионы Арцаха, а также часть территории Утика.

Сильное сопротивление было оказано захватчикам и на территории Талышского ханства, где населением весной 1919 даже была провозглашена Талыш-Муганская Советская Республика. Данное государственное образование просуществовало чуть более года, после чего было потоплено в крови с помощью турецкой иррегулярной армии. Тем не менее, рецидивы сопротивления талышей тюркскому господству имели место еще и после установления в крае советской власти.

Не менее ожесточенный характер носило сопротивление лезгин и аварцев, прекратившееся много позже установления советской власти в Азербайджане. Так, достаточно кровопролитным было направленное на выход из Аз. ССР восстание аварцев в 1930-31 годах. Тогда под предлогом создания колхозов, у авар были изъяты крупные земельные наделы в пользу закавказских турок.

Надо сказать, что советизация Азербайджана произошла в условиях массового обвала провозглашенных Азербайджанской демократической республикой границ. В результате поражения Центральных Держав в Первой мировой войне, Турция была вынуждена в ноябре 1918 года покинуть большую часть Закавказья. Потеряв важнейшего стратегического партнера, «родителя», воевавшего за сохранение оккупированных и приобретение новых территорий для Азербайджана, Баку стремительно стал терять как реально контролируемые, так и лишь провозглашенные им территории. Вышел из подчинения Южный Лезгистан, была провозглашена Талыш-Муганская республика, добился независимости Арцах… На границе с Арменией турки терпели поражения, свои претензии на Закатальский округ предъявил Тбилиси, зафиксировавший в принятой парламентом Конституции принадлежность региона Грузии.

В 1919 году Азербайджан потерял контроль над Шарур-Даралагязом и Нахиджеваном, равно как и нагорной частью Казахского уезда. В этих условиях ввод 11-ой Красной Армии, ныне преподносимой бакинской пропагандой как оккупация Азербайджана, стал спасением для этой республики. Советские войска, продолжая дело турецкой армии, хотя и из совершенно других побуждений, не только помогли Азербайджану выжить, но и приобрели для него новые территории: Закатальский округ, Арцах, Нахиджеван, Южный Лезгистан, Талыш-Муганская республика.

Тем не менее, сопротивление населяющих республику коренных народов не прекращалось. Это стало еще одной причиной того, что при советизации Азербайджан был объявлен интернациональной республикой, что способствовало ослаблению сопротивления нетюркских этнических групп. Проживающие в республике нации и народности стали воспринимать себя в качестве носителя государственности. Обмануть их помогло и то обстоятельство, что это была единственная советская республика, не носящая название титульного народа, которого просто не было (не забудем, нации под названием «азербайджанцы» еще попросту не существовало).

Советская власть сохранила за территорией и название «Азербайджанская республика», прибавив к нему определение «Советская социалистическая». Вообще, слово «Азербайджан» явилось для большевиков «подарком судьбы», ибо способствовало политико-идеологическому «обоснованию» попыток экспорта большевистской революции на территорию Ирана, а также предъявлению территориальных претензий Тегерану. Замыслы большевизма и пантюркизма в этом плане были практически идентичны, а турки невольно проделали для большевиков всю «черновую» работу.