В ПЕРЕЛОЖЕНИЕ 52 ПСАЛМА.

ПСАЛОМ 52

Сказал безумец в сердце: «Бога нет».
Нет правды на земле. Кругом разврат.
В народе нет добра. Забыт Завет!
И люди преступления творят.

На землю посмотрел Господь с небес.
Нет правды на земле среди сынов.
Все уклонились... В мире правит бес!
Нет разумеющего Божьих слов.

Неужто, Боже, беззаконный род,
Съедающий народ Твой будто хлеб,
Не вразумится страхом, не поймет,
Что он погибнет от грядущих бед.

И будет грешнику казаться страх,
Где страха нет, где только пустота.
Господь рассыплет кости грешных в прах
И постыдит их славою Христа.

Кто от пленения спасет Сион?
Господь, когда в последний день придет!
Тогда с восторгом посреди племен
Израиль и Иаков воспоет.


В русской поэзии был распространен жанр поэтического переложения псалмов.
Скажете, зачем перелагать библейские псалмы? Не лучше ли почитать подлинник?

Здесь нужно понимать, что стихотворные переложения не вступают в конкуренцию с подлинником и не претендуют на то, чтобы их читали вместо. Очевидно, что стихи не могут заменить псалмы Давида, но могут помочь их пережить и понять.

Псалмы Давида обладают глубочайшей силой Божественного вдохновения и сами вдохновляют многие духовные мысли и чувства. Поэтические переложения являются опытом духовного переживания священных псалмов. Кроме того, переложения напоминают о поэтической первооснове Псалтири, ведь в оригинале у царя Давида это именно - поэзия, ритмизированные стихотворные строки (кстати, слово "стихи" - имеет библейской происхождение). В этом смысле они имеют полное право на существование в рамках литературы.

Церковь никогда не выступала против таких поэтических переложений Псалтири.
Первопроходцем стал еще в XVII в. иеромонах Симеон Полоцким, переложивший все 150 псалмов силлабическим стихом, составив сборник «Псалтырь рифмотворная».
Псалмы перелагали в 18 веке В.Тредиаковский, М.Ломоносов,Г.Державин.
Вслед за ними стихотворные переложения псалмов писали многие поэты XIX в., в частности В.Жуковский, Ф.Глинка, Н.Языков, В.Кюхельбекер. Интересно, что много од и подражаний псалмам написал знаменитый баснописец И.Крылов.
В ХХ веке по понятным причинам эта традиция была прервана. Но в последние десятилетия она вновь пробудилась. Известны переложения Н.Гребнева, С.Аверинцева, иеромонаха Романа Матюшина.

1. В конец, о Маелефе, разума Давиду, 52

2. Рече безумен в сердце своем: несть Бог.
Растлеша и омерзишася в беззакониих, несть творяй благое.
3. Бог с небесе приниче на сыны человеческия,
видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога.
4. Вси уклонишася, вкупе непотребни быша:
несть творяй благое, несть до единаго.
5. Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие,
снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша.
6. Тамо устрашишася страха, идеже не бе страх:
яко Бог разсыпа кости человекоугодников:
постыдешася, яко Бог уничижи их.
7. Кто даст от Сиона спасение Израилево?
Внегда возвратит Бог пленение людий своих,
возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

Псалом 52
(на русском языке)

1:2. Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога".
Развратились они и совершили гнусные преступления;
нет делающего добро.
1:3. Бог с небес призрел на сынов человеческих,
чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
1:4. Все уклонились, сделались равно непотребными;
нет делающего добро, нет ни одного.
1:5. Неужели не вразумятся делающие беззаконие,
съедающие народ мой, как едят хлеб,
и не призывающие Бога?
1:6. Там убоятся они страха, где нет страха,
ибо рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя.
Ты постыдишь их, потому что Бог отверг их.
1:7. Кто даст с Сиона спасение Израилю!
Когда Бог возвратит пленение народа Своего,
тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль

Псалом 52: Безумие атеизма

Основное отличие этого псалма от псалма 13 в том, что имя Бога здесь – не Иегова, а Элохим. В псалме 13 безумец отрицает существование Бога, хранящего завет (Иеговы, Господа), очень интересующегося и заботящегося о благосостоянии Своего народа. Здесь же безумец отрицает существование могущественного Бога-владыки (Элохим), Который хранит вселенную и управляет ею.

(Введение к Пс. 52) В Псалме 13 имя Иегова используется четыре раза, а Элохим – три раза. Здесь имя Элохим встречается семь раз.

Бога можно отрицать в разных смыслах: некоторые отрицают, что Творец интересуется какой-либо человеческой расой или группой людей; другие отрицают любую возможность существования Бога (Каждодневные заметки Союза Писания) .

52:2 Безумец – не обязательно недалекий или глупый человек. Он может быть блестящим интеллектуалом с точки зрения современного образования, но при этом не обращать внимания на очевидность личности, могущества и провидения Бога. Он живет в сознательном невежестве. "Соответствующее еврейское слово передает идею сознательного нежелания признавать истину".

Атеизм связан с деградацией и пороком, иногда он является их причиной, иногда – следствием. Поэтому неудивительно, что говорящие: "Нет Элохима" – развратились и совершают гнусные преступления. Нет среди них делающего добро.

52:3 От атеистов в частности мы переходим к человечеству в целом. Павел цитирует фрагменты этого стиха в послании к Римлянам 3, указывая на полную греховность всего человечества. Это обвинение, конечно же, справедливо. Глядя с небес на сынов человеческих, Бог не видит ни одного, кто сам по себе обладал бы мудростью страшиться Бога. Если бы не служение Святого Духа, никто не искал бы Бога.

52:4 Все уклонились от живого Бога. Они все сделались непотребными. Никто не делает добро в том смысле, что никто своими поступками не может заслужить милость и благорасположение Господа. 52:5, 6 Мы переходим к конкретному типу грешников, а именно, тех отступников, которые преследуют Божий народ. Как могут они быть такими близорукими? Они прояляют жестокость и не молятся. Они уничтожают верных так же легко, не задумываясь, как едят хлеб. Они не испытывают потребность обращаться к Богу в молитве. По-видимому, они не задумываются о том, что однажды будут охвачены ни с чем не сравнимым страхом. Бог рассыплет кости тех, кто воюет против Его верных последователей.

52:7 В последнем стихе Давид молится о пришествии Мессии. Это Избавитель, Который придет с Сиона (Рим. 11:26) и спасет верующих Израиля. В этот день Израиль будет восстановлен, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

В Псалтири, в книге хвалений, 150 богодухновенных псалмов и особый 151 псалом.

Есть 15 псалмов — песни степеней, со 119 по 133; покаянные 7 псалмов: 6, 31, 37, 50, 101, 129, 142.

Каждый псалом по внушению Духа Святого воспевает тайны Божии, благодеяния, промышление о мире и человеке, любовь, наипаче же о пришествии Христа Спасителя на землю, Его пречистых страстях, о милости к человеку, о воскресении, созидании Церкви и Царствии Божием — Иерусалиме Небесном.

В каждом псалме можно выделить главную мысль
По этому признаку все псалмы можно разделить на группы:

Прославление свойств Божиих: 8, 17, 18, 23, 28, 33, 44, 45, 46, 47, 49, 65, 75, 76, 92, 94, 95, 96, 98, 103, 110, 112, 113, 133, 138, 141, 144, 148, 150

Благодарение Богу за благодеяния народу богоизбранному: 45, 47, 64, 65, 67, 75, 80, 84, 97, 104, 123, 125, 128, 134, 135, 149

Благодарение Богу за благодеяния добрым: 22, 33, 35, 90, 99, 102, 111, 117, 120, 144, 145

Прославление благости Божией в отношении к отдельным лицам: 9, 17, 21, 29, 39, 74, 102, 107, 115, 117, 137, 143

Прошение у Бога прощения грехов: 6, 24, 31, 37, 50, 101, 129, 142

Упование на Бога в смущении духа: 3, 12, 15, 21, 26, 30, 53, 55, 56, 60, 61, 68,70, 76, 85, 87

Обращение к Богу в глубокой скорби: 4, 5, 10, 27, 40, 54, 58, 63, 69, 108, 119, 136, 139, 140, 142

Прошение о помощи Божией: 7, 16, 19, 25, 34, 43, 59, 66, 73, 78, 79, 82, 88, 93, 101, 121, 128, 131, 143

На удачу - 89-131-9

На поиск нужной работы - 73-51-62 (если работа будет опасна для вас и вашей безопасности, то желаемое не будет получено.)

На уважение и почет на службе, работе читай псалмы - 76,39,10,3

На исполнение желаний - 1,126,22,99

На помощь богатых покровителей - 84,69,39,10

Найти работу - 49,37,31,83

Воздаяние за милосердие - 17,32,49,111

Чтобы взяли на работу (перед или после собеседования) - 83,53,28,1

На счастливую женскую долю - 99,126,130,33

Избавление от денежных затруднений - 18,1,133,6

Оберег семейной жизни и счастья от колдовства - 6,111,128,2

Выход из замкнутого круга - 75,30,29,4

На денежное благополучие - 3,27,49,52

На счастье в семейной жизни - 26,22,99,126

Чтобы у всех в роду вашем была работа - 88,126,17,31

От тоски и печали - 94,127,48,141

Изменение судьбы (применять в особых случаях!!! В начале оговорить просьбу, что именно и в какую сторону вы хотите изменить) - 2,50,39,148

Чтобы чаяния сбывались - 45,95,39,111

Для достижения цели - 84,6,20,49

От напастей и бед - 4, 60, 39, 67.м

На преодоление напастей - 84,43,70,5

Чистка и защита - 3, 27, 90, 150.

На снятие порчи - 93, 114, 3, 8.

Самые сильные псалмы:


3 Псалом
24 Псалом
26 Псалом
36 Псалом
37 Псалом
39 Псалом
90 Псалом
17 Кафизма

Псалмы на всякую потребу:

80 Псалом - от бедности (24 раза читать!)
2 Псалом - на работу
112 Псалом - от избавления от долгов
22 Псалом - на успокоение детей
126 Псалом - на искоренение вражды между близкими
102 Псалом - от избавление от всех болезней
27 Псалом - от нервных болезней
133 Псалом - от всякой опасности
101 Псалом - от уныния
125 Псалом - от мигрени, головной боли
58 Псалом - потерявшим дар речи
44 Псалом - при болезнях сердца, почек
37 Псалом - от зубной боли
95 Псалом - для улучшения слуха
122 псалом - от гордыни
116 и 126 Псалом - на сохранение любви и согласия в семье


108 Псалом - молитва-проклятие. В нем есть пожелание «Дети его да будут сиротами, и жена его - вдовою». Псалом 108 - это молитва Давида, обращенная к Господу, в которой он просит об отмщении своим врагам, безжалостно преследующим его. Этот псалом изобилует проклятиями, преимущественно направленными в адрес одного из заклятых врагов Давида. Многие люди возносят молитвы на смерть своих врагов. Но не все эти молитвы доходят до Бога. Кроме того, зачастую направленные против кого-то злые помыслы, оборачиваются против самого молящегося. Значит, на небесах слышат те молитвы, которые должно услышать. Этот псалом аналогичен кабалистическому ритуалу Пульса де-нура.

Вступительные молитвы:

"Господи, Иисусе Христе, Сыне Пред вечного Отца Небесного, Ты сказал пречистыми устами своими, что без Тебя ничего нельзя делать. Прошу Твоей помощи! Всякое дело с Тобою начать, за Твою славу и спасение души моей. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь."

"Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, душы наша."

"Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас" (3 раза)

"Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мiра, поспеши и направи сердце мое, начати с разумом и кончати делы благими богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, ихже ныне хощу глаголати аз, недостойный, разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и еже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком воспою, глаголя сице:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему."

"Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого." (3раза)

Завершительные молитвы:

"Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, душы наша."

"Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе. Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже Всещедрый. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.Аминь."

"Богородице, христианом Помощнице, Твое предстательство стяжавше раби Твои, благодарно Тебе вопием: радуйся, Пречистая Богородице Дево, и от всех нас бед Твоими молитвами всегда избави, Едина вскоре предстательствующая. Благодарим Тя, Господи Боже наш, о всех благодеяниях Твоих яже от перваго возраста до настоящего, в нас, недостойных рабех Твоих (имена), бывших, ихже вемы и не вемы, о явленных и неявленных, яже делом бывших и словом: возлюбивый нас якоже и Единороднаго Твоего Сына о нас дати изволивый, сподоби и нас достойны быти Твоея любве. Даждь словом Твоим мудрость и страхом Твоим вдохни крепость от Твоея силы, и аще что хотяще или нехотяще согрешихом, прости и не вмени, и сохрани душу нашу святу, и представи ю Твоему Престолу, совесть имущу чисту, и конец достоин человеколюбия Твоего; и помяни, Господи, всех призывающих имя Твое во истине, помяни всех, блага или сопротивная нам хотящих: вси бо человецы есмы, и всуе всяк человек; темже молимся Тебе, Господи, подаждь нам Твоего благоутробия велию милость."

"Собор святых Ангел и Архангел, со всеми небесными силами поет Тя, и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних. Спаси мя, Иже еси в вышних Царю, спаси мя и освяти, Источниче освящения; от Тебе бо вся тварь укрепляема есть, Тебе безчисленнии вои трисвятую песнь поют. Тебе и аз недостойный, седящему во свете неприступнем, егоже ужасаются вся-ческая, молюся: ум мой просвети, сердце очисти, и устне отверзи, яко да достойно возмогу пети Тебе: Свят, Свят, Свят еси Господи, всегда, ныне, и присно и в безконечныя веки веков. Аминь."

"Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь. "

В конец, о Маелефе

(о ликовании), разума Давиду.

Сей псалом подобен 13-му псалму, двумя стихами только больше его. Посему их только мы и изъясним здесь, так как изъяснение прочих стихов сделано в 13-м псалме. Два стиха здесь прибавлены, чтобы не показалось, что этот псалом по ошибке считается дважды; но чтобы видно было, что хотя оба сии псалма по произношению слов составляют один, а по мысли различаются, потому что первый осуждает ярость и злобу Сеннахерима и Рапсака, которые они показали против Иезекии, а последний псалом обвиняет неистовство иудеев против Христа.

Если бы сей псалом не различался по мысли от 13-го, то он не считался бы дважды и не был бы повторен, и как 70 толковников, которые переводили его, так и изъяснявшие его отцы, не сделали бы такой погрешности. Сверх того сей псалом имеет и надпись другую, отличную от надписи 13-го псалма, указывающую читателю конец по причине содержащихся в нем пророчеств об иудеях, которые исполнились в конце. Надпись о "Маелефе" , значит то же что о лике, где предлог οπερ употреблен вместо περι по переношению. Читая этот псалом, мы христиане ликуем по причине исполнения того, что в нем предсказано (1).

(1) Красиво изъяснение на сие делал св. Григорий Нисский: Когда ты услышишь, что в надписи за словом: «к концу», следует «о Маелефе», тогда ты должен знать, что сим загадочно дается тебе совет – не ослабевать в борьбе с искушениями, но смотреть на конец победы, который состоит в том, что твоя душа будет сопричислена к ангельскому лику, по очищению ее чрез нападение искушений, как мы слышим о нападении их на Лазаря. Здесь быть может спросит кто-либо, для чего этот псалом написан дважды? На сие отвечаем, что безбожие, по которому иной говорит, что нет Бога, есть столе велики и страшный грех, что Дух Святый не удовольствовался однократным обличением греха сего, но почел за необходимое дважды, посредством сугубых обличений и обвинений, опозорить и поразить его, чтобы показать, как он богопротивен и богоненавистен пред всеми другими грехами. А Литин в своей псалтири прибавляет и вторую причину, то есть, что 13-й псалом написан пророчески о Навуходоносоре и Вавилонянах, а сей быть может написан об Антиохе Епифане; также прилагает и третью, что 13-й псал. содержит пророчество о растленном мире и современниках Давида, а сей о современниках Христа. А я присовокуплю и четвертую причину, по которой тот псалом написан дважды, потому что упоминает о растленных нравах живших до Христа людей, в каком смысле принимает его и ап. Павел. Итак, чтобы показать, сколь необходимо было пришествие Христово, он описал растленное состояние людей, требующее необходимо Спасителя и Искупителя.

Ибо возрадуется, говорит, Иаков и возвеселится Израиль; а это мы – новый Израиль, как мы сие изъяснили в 13-м псалме. Выражение: разума, означает, что читающим сей псалом нужно разумение, чтобы знали, что хотя он по словам имеет сходство с 13-м псалмом, но по мыслям имеет таинственное различие. Итак, только сии два различные стиха станем изъяснять, так как псалом сей превышает ими 13-й псалом, как мы сказали.

. Рече безумен в сердце своем: несть Бог; растлеша и омерзишася в беззакониих, несть творяй благое (1).

Изъяснения сих слов ищи в 13-м псалме; а выражение «в беззакониих» , находящееся здесь, там заменяется словом: «в начинаниих» (в стремлениях) своих, – «несть творяй благое» , в 13-м псалме стоит: «несть творяй благостыню» .

(1) Василий Великий говорит: Несогласие жизни с заповедями можно назвать знаком отречения от Бога, согласно с словами: сказал безумный: нет Бога, а как бы для некоторого указания на него, – обнаружения, кто он, (Давид) присовокупляет: растленны они в беззакониях. Ибо Писание сим означает отпадение от общих понятий о Боге, и нечестивую и безбожную мысль, господствовавшую во всем человечестве до явления Спасителя и показывает, что самая пагубная порочность есть как бы черта гнездящегося такового нечестия. И как растлили посеянные в себе здравые семена о Боге и предались служению гнусным идолам, разделив нечестие на совершенное безбожье и многобожие и произошло то, что соответственно безбожным и гнусным их делам, пали во все роды зла; то сии безумцы, то есть, безбожники, изгнав из своей души благочестие, вместе с ним как с царем извергнули и всякую добродетель, уверив себя, что нет никакого кормчего, который бы держал рули всей твари, без страха делают всякую неуместность. Слова брата его св. Григория Нисского: Как безумный говорит в сердце своем, то есть, мыслит, что нет Бога над всем. Сделавшись растленными и мерзкими в таковых действиях ума: ибо отпадение от сущего есть поистине растление и разрушение в самом составе. Ибо как может кто-либо быть в своем существе, не пребывая в сущем? Как может кто-либо быть в сущем, не веря в бытие сущего? А истинно сущий Бог должен существовать непременно, как засвидетельствовало о том великому Моисею видение явившегося ему Бога. Итак, кто извергает из своего ума бытие Бога и говорит, что Его нет, тот повреждает свое собственное бытие и лишается существенного. Посему помышление о том, что нет Бога и Промыслителя есть причина нашего растления в беззакониях; а растленная жизнь делает нас гнусными и богоненавистными, почему нужно, чтобы пришел врач и уврачевал растление наше, приблизил к себе сделавшихся отвратительными. Слова Исихия: Чье бы было это, как не безумного, о котором и Исаия сказал: безумный говорит безумное и сердце его помышляет о суетном (). Что значит это? то, что поступая худо и нелепо и видя долготерпение Божие к нам, вместо того, чтобы благодарить и прославлять Его, как благого и незлобивого, они падают в безумие, помышляя, что Бог не наблюдает человеческих дел, но что все производится без разума и случайно. Прекрасно говорит и Дидим: Кто худо мыслит о Боге, тот стремится и к другому злу: изгнав из своей души благочестие, он вместе с ним изгоняет и всякую добродетель, последующую за благочестием как зa своим царем.

. Бог с небесе приниче на сыны человеческия, видети, Аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога

. Вси уклонишася, вкупе непотребни Быша : несть творяй благое, несть до единаго (ни одного, – там имеется: несть творяй благостыню).

. Ни ли уразумеют вси делающи беззаконие, снедающие люди моя в снеде хлеба, Господа не призваша.

. Тамо устрашишася страха, идеже не бе страх

Изъяснение сих слов можно видеть в 13-м псалме. Но там написано "убоялись" , а здесь «устрашились» .

Яко Бог разсыпа кости человекоугодников

Человекоугодниками Давид называет здесь иудеев, каковое имя и Христос многократно ставил им в укоризну, когда называл их лицемерами и судящими по наружности. Ибо по человекоугодничеству иудеи говорили в удовольствие, или угодность кесарей: всякий делающий себя царем – противник кесарю; также: нет у нас царя, кроме кесаря (); и к Пилату говорили: если Его отпустишь, то ты не друг кесарю (). Итак, сих то человекоугодливых иудеев кости, или племена, из которых состоит род иудейский, как из костей состоит тело, – сих, говорю, колена рассыпал и рассеял Бог, чтоб были рабами и подвластными всем народам. Или и так, что, когда иудеи истреблены были оружием римлян, мертвые тела и кости их были разорваны дикими зверями, коршунами и другими плотоядными птицами (1).

(1) Слова Феодорита: Не погрешить тот, кто назовет человекоугодником и Рапсака, который, будучи из рода евреев, изощрял язык свой в богохульстве, думая сим угодить ассирианам. (А равно) некоторые, при Юлиане отступнике, царствовавшем после сего, оставя Бога, были оставлены взаимно и от Него.

Постыдешася, яко Бог уничижи их

Евреи, говорит, у всех народов обратились в стыд и срам, потому что ведут жизнь самую бедственную и суеверную, сделавшись несчастнее всех людей сего мира. А сему они подверглись за то, что Христос уничижил их, сделав их предметом поношения всего мира (1).

(1) Слова св. Кирилла: О каких костях говорит? о силах учения еллинов и нечестивцев, которые они заключили в своих писаниях. Ибо они находили удовольствие в блеске выражений и в составе слов, за что и называет их человекоугодниками. Но сила учения их, которая выражена именем костей, совершенно истреблена Христом, показавшим ее бездейственною и уничижившим их, то есть, писателей еллинских догматов.

. Кто даст от Сиона спасение Израилево; внегда возвратит Бог пленение людей своих, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль

Изъяснение сих слов смотри в 13-м псалме. А слова настоящего псалма: когда возвратит "Бог" , там читаются: когда возвратит "Господь" .