Окончание второй мировой войны и первые послевоенные годы составили для Азии целую историческую эпоху. Победила Августовская революция во Вьетнаме, началось освобождение Индонезии, стали независимыми Бирма, Лаос, Камбоджа. Революционный Китай торжествовал успех многолетней борьбы.
На этот же период приходится национально-освободительная революция в Индии. Не полагаясь более на лицемерные обещания Англии, индийский рабочий класс, индийское крестьянство требовали независимости и добивались ее революционным путем. В феврале 1946 года началось восстание индийских военных моряков (почти 20 кораблей подняли красные флаги).
Английское лейбористское правительство должно было сделать заявление о предоставлении Индии политической независимости в рамках Британского содружества наций.
Специальная миссия, посланная в Индию из Лондона, предложила следующий план: Индия преобразуется в союз автономных провинций и княжеств, а после того получает право считаться доминионом; провинции, в свою очередь, подразделяются на индуистские и мусульманские - по религиозному признаку.
План этот имел цепью расчленение страны: предполагалось, что таким образом легче держать ее в прежней зависимости.
После разного рода маневров, имевших целью развести на разные концы и рассорить между собой две главные политические партии национального освобождения - Индийский национальный конгресс и Мусульманскую лигу, - Англии удалось провести план расчленения Индии. Законом от 15 августа 1947 года были созданы два доминиона: Индия и Пакистан.
Пакистан (111 млн. человек) был составлен из двух частей, отстоящих на 1,5 тысячи километров друг от друга. На княжество Кашмир заявляли требования как Индия, так и Пакистан. Уже в октябре 1947 г. пакистанские вооруженные отряды заняли часть Кашмира. По просьбе махараджи Кашмира княжество было включено в состав Индии (1947 г.).
Расчленение страны повлекло за собой неисчислимые бедствия. Сотни тысяч людей насильственно переселялись из одного доминиона в другой. Экономические связи, установившиеся веками, были искусственно разорваны. Религиозная рознь стала еще ожесточенней.
Когда началось расчленение на две части провинции Пенджаб, борьба между индусами (и сикхами), с одной стороны, и мусульманами - с другой, вылилась в резню. Погибло около 500 тыс. человек и не менее 12 млн. осталось без крова. Погромы и резня прокатились по всей огромной стране и, что касается Пенджаба, не прекратились до сих пор.
За расчленением последовало создание правительств Индии и Пакистана. Правительство Индии было сформировано Индийским национальным конгрессом - партией национальной буржуазии, землевладения, интеллигенции. Главой правительства стал Д. Неру.
Государственная независимость Индии получает свое окончательное подтверждение в акте 26 января 1950 года, которым Индия объявляется "суверенной и демократической республикой". В тот же день была введена в действие конституция Индийской республики.
Конституция провозгласила федеративное устройство нового государства: в начале штаты различались по форме правления, но в 1956 году была проведена реформа, введшая новое административное деление. В настоящее время штаты имеют единообразную систему управления.
Княжества Индии (Хайдерабад, Майсор и др.) должны были войти в состав республики: попытки их феодальных властителей остаться в стороне были сорваны народными массами.
Равенство граждан признается независимо от касты и религии, к которым они принадлежат.
Касты, о которых мы говорили, характеризуя древнюю Индию, не исчезли и по сей день. Это деление особенно заметно в деревне, где обычай держится крепче и дольше.
Преобладание браминов (брахманов) несомненно в политической жизни: из них состоят основные кадры государственных чиновников высшего ранга, лидеры политических партий и организаций.
Не менее 70 млн. человек индийского населения составляют "неприкасаемые": рикши, метельщики, посыльные, ассенизаторы и т.п. И хотя законы на их стороне, старые обычаи еще не исчезли.
Конституция содержит особое упоминание об обеспечении народа средствами к существованию как задаче управления, об охране труда рабочих и малолетних.
В этой связи заслуживают упоминания аграрная реформа (задачей которой должно быть уничтожение феодального землевладения и феодальных пережитков вообще), а также политика индустриализации страны.
Первая аграрная реформа стала осуществляться в 1948 году, но она имела ограниченный характер, проводилась правительствами штатов, сводилась к некоторому отчуждению (за плату) излишних земель помещиков. Выкупные платежи были очень высокими (10-15-летняя годовая рента), и поэтому воспользовались плодами реформы одни кулаки.
В последующие годы были предприняты новые меры для перераспределения земли. Однако и после того положение мало в чем изменилось: 80Уо крестьян владели тем же количеством земли (27%), что и 2% крупных землевладельцев.
Индустриализация страны осуществляется на основе государственных планов. Особое внимание уделено созданию государственного сектора народного хозяйства. Индия создала некоторые важнейшие индустриальные комплексы.
В ноябре 1949 года вступила в силу конституция Индии. Главой Индийской республики является президент, избираемый на 5 лет. Он назначает премьер-министра правительства (Совета министров). Последнее несет ответственность перед парламентом. Парламент двухпалатный. Одна его палата избирается выборщиками от штатов, другая - всеобщим голосованием. Избирательное право является всеобщим и предоставляется гражданам начиная с 21 года.
Имея в виду сепаратистские стремления некоторых штатов, а еще больше неизбежность острых социальных столкновений, конституция Индии предусматривает право президента вводить чрезвычайное положение и принимать чрезвычайные меры для пресечения противоправительственных действий.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Индия после Второй мировой войны Подготовила учитель истории КГУ «Урицкая средняя школа №1» Иванова Ольга Николаевна.

2 слайд

Описание слайда:

До середины XX века Индия представляла собой княжества, зависимые от Великобритании, и территории, являющиеся британскими колониями. Индия рассматривалась Великобританией как источник сырья (угля, руды, хлопка и др.). Британская Индия и туземные княжества в 1909 году

3 слайд

Описание слайда:

Локама́нья Бал Гангадха́р Ти́лак - индийский радикальный националист, социальный реформатор и борец за независимость. По национальности - маратхи. Первый лидер индийского движения за независимость – Индийского национального конгресса (1885 год) Свара́дж «закон» - синоним понятия самоуправления, используемый Махатмой Ганди. Обычно соотносится с концепцией независимости Индии от Великобритании, введённой Ганди. Сварадж, в основном, подразумевает политическую децентрализацию и управление не с помощью правительства, а посредством членов общества и общественных собраний.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Национально-освободительное движение в Индии - самой большой британской колонии -усилилось после Второй мировой войны. Руководили им две партии - Индийский национальный конгресс (ИНК), лидером которого был Джавахарлал Неру, и Мусульманская лига во главе с Мухаммедом Али Джинной. ИНК выступал за сохранение целостности страны, а Мусульманская лига требовала создания Пакистана - независимого мусульманского государства. Британцы безуспешно пытались примирить позиции обеих сторон. В июне 1947 г. был разработан план, согласно которому территорию страны предусматривалось разделить по религиозному признаку на 2 государства - Индию и Пакистан. План послужил основой для закона «О независимости Индии», принятого Великобританией. 15 августа 1947 г. британские войска были выведены с территории Индии. На карте мира возникли два новых государства - Индийский Союз (Индия) и Пакистан. Национально-освободительное движение в Индии Джавахарлал Неру Мухаммед Али Джинна

6 слайд

Описание слайда:

Границы между новообразованными государствами не отображали особенностей национального состава, что приводило к вооружённымконфликтам между Индией и Пакистаном. По приблизительным подсчётам, мигрировало более 6 млн мусульман и 4,5 млн индусов. Почти 700 тыс. человек погибли в индусско-мусульманских столкновениях. Против индусско-мусульманской вражды резко выступил Махатма Ганди, объявив голодовку в знак протеста. Однако его позицию не разделяли экстремисты из обеих партий. В январе 1948 г. М. Ганди был смертельно ранен во время одного из митингов. Его смерть заставила лидеров ИНК и Мусульманской лиги искать возможности для компромисса и примирения. В 1947-1949 гг. состоялось присоединение 555 индийских княжеств (из 601) к Индии, остальные пошли в состав Пакистана.

7 слайд

Описание слайда:

26 ноября 1949 г. была принята новая конституция Индии, которая вступила в силу 26 январи 1950 г. Индия - парламентская федеративная республика. Глава государства - президент, избираемый на 5 лет коллегией избирателей. Высший орган законодательной власти - парламент, состоящий на двух палат - Народной палаты и Совета штатов. Правительство Индии - Совет министров - формируется парламентской фракцией партии, победившей на выборах в Народную палату. Премьер-министр и правительство Индии пользуются значительной властью. Судебная власть как третья ветвь власти функционирует самостоятельно.

8 слайд

Описание слайда:

Первым Премьер-министром независимой Индии стал Джавахарлал Неру. Экономический курс Дж. Неру предусматривал разделение промышленности. Таким образом, промышленность Индии состояла из трёх секторов: - государственного - тяжёлая промышленность, энергетика, транспортные средства, связь; смешанного - современные отрасли экономики; частного - лёгкая и пищевая отрасли. Западные страны делились с Индией своим техническим опытом, предоставляли кредиты, вкладывали средства в индийскую промышленность. С 1955 г. в ускоренном темпе начали развиваться экономические отношения между Индией и СССР. В декабре 1953 г. было подписано первое советско-индийское соглашение об участии СССР в строительстве в г. Бхилаи металлургического завода мощностью 1 млн т стали.

9 слайд

Описание слайда:

Реформы Джавахарлала Неру. Развитие государственного капитализма (смешанная экономика) Аграрные преобразования Совершенствование системы здравоохранения и просвещения Всесторонне развитие отношений со всеми государствами мира Административно-политические реформы (закон о реорганизации штатов)

10 слайд

Описание слайда:

В стране начали развиваться новые современные отрасли промышленности - аэрокосмическая, приборостроение, нефтехимическая. В аграрном секторе экономики положение дел было значительно хуже. Главная социальная проблема индийского села - малые наделы земли у большинства сельских тружеников - решалась с огромными трудностями. Правительство ликвидировало институт посредников, арендовавших землю у помещиков, а затем отдававших её в субаренду крестьянам, имело фиксированную арендную плату, выкупило часть земель помещиков и передало ее крестьянам. Однако сущность аграрной политики ИНК сводилась к поддержке развития больших высокопроизводительных хозяйств. В росте производства зерновых определённую роль сыграла «зелёная революция» - комплекс агротехнических мер по применению высокоурожайных сортов культур, удобрений, современной с/х техники. Однако «зелёная революция» носила ограниченный характер.

11 слайд

Описание слайда:

ИНК в 1947-1964 гг. занимал чёткую позицию в таких принципиальных вопросах, как борьба за мир, безопасность и сотрудничество с другими странами, противодействие агрессии, колониализму и расизму. Дж. Неру и его страна стояли у истоков движения неприсоединения. По инициативе Индии, Индонезии и Югославии в сентябре 1961 г. в Белграде состоялась Первая конференция руководителей государств и правительств 25 не присоединившихся стран. Однако в то время серьёзно осложнились отношения между Индией и Китаем. В конце 50-х - начале 60-х годов КНР предъявила претензии на некоторые местности в Гималаях. Это стало причиной побега из Тибета в Индию далай-ламы - «живого бога» всех буддистов. Поддержка далай-ламы индийским правительством ухудшила отношения между государствами, что привело к вооружённому конфликту. Китайские войска захватили часть индийской территории в Гималаях. Эти неурядицы пагубно повлияли на состояние здоровья Дж. Неру, и в мае 1964 г. он умер.

12 слайд

Описание слайда:

В середине 1973 г. - начале 1974 г. вследствие мирового энергетического кризиса многоразово увеличились расходы на импорт нефти, за счёт которой покрывались 2/3 потребности Индии в этом виде сырья. Резко снизился уровень производства в энергетической отрасли. В связи с инфляцией росли цены. Страшная засуха нанесла огромный ущерб сельскому хозяйству. Жизненный уровень населения, и без того невысокий, снижался. Несмотря на объявленный правительством Индиры Ганди курс на достижение экономической самостоятельности, Индия вынуждена была брать крупные иностранные ссуды. В условиях экономического кризиса нарастало сопротивление оппозиции. В такой ситуации 26 июня 1975 г. правительство ввело в стране чрезвычайное положение.

13 слайд

Билет № 16. Индия после Второй Мировой Войны

В период Второй мировой войны Индия официально выступала на стороне стран антигитлеровской коалиции, но ее политические деятели вели себя по разному. Индийский национальный конгресс предъявил претензии английскому правительству: обещали поддержать Англию в войне только при условии официального признания английским правительством права Индии на самоопределение, созыв учредительного собрания и образование ответственного правительства (потребовали самостоятельного управления). Английское правительство не согласилось и с 42 по 44 Индийский национальный конгресс был под запретом. => в эти года Индийский национальный конгресс боролся на два фронта и против Гитлера и против английского правительства. К концу Второй мировой войны позиция Англии смягчалась. Основной проблемой оставалось взаимоотношение между конгрессом и мусульманской лигой (точка расхождения у них – последовательность предоставления независимости. Индийский национальный конгресс требовал сначала предоставить независимость, а потом провести территориальное размежевание между мусульманами и индусами, мусульманская лига наоборот – боялись оставаться в составе Индии без английского присутствия)

В 1944 конгресс начинает нормальную политическую деятельность. После окончания Второй мировой войны, в июне вице-король Арчибальд Уэйвелл предоставляет план о предоставлении Индии независимости (фактически протекторат):

  1. 1. Статус доминиона
  2. 2. Право индусов на собственную конституцию
  3. 3. Предоставление индийцам всех мест в исполнительном совете (правительстве), за исключением поста вице-короля (главы совета) и главнокомандующего (Войска находятся в ведении митрополии)
  4. 4. Право внешних сношений
  5. 5. Отдельное представительство в совете кастовых индусов

Этот план никому не понравился. Индийский национальный конгресс требовал, чтобы представительство кастовых индусов было за ним. Мусульманская лига требовала, чтобы только она предоставляла мусульман, не признавая права представления мусульман за Индийским национальным конгрессом. (Далее новое лейбористское правительство пытается всячески ускорить предоставление независимости, а индусы не могут распределить последовательность ее получения)

В 1946 идет распределение на различные зоны, в которых должно произойти голосование о создании различных государств. Восток-запад (теперешний Пакистан и Бангладеш) – большинство мусульман и север (Хиндустан, Раджпутана, Бидар, Бенгалия) центр (Декан) юг. Предполагается, что первые две зоны (запад и восток) будут соединены в одно государство, а остальные – отдельное индусское государство. Но возникает несколько проблем:

  • · Проблема Пенджаба (в нем половина мусульман половина индусов)
  • · Проблема Джаммы и Кашмира
  • · Проблема Хайдарабада (значительная часть ассимилирована мусульманами)

Эттли (премьер-министр Великобритании, вице-король Индии) эти вопросы решить не может. В феврале 1947 он издает уже 3-ю декларацию, которая говорит об уходе Англии не позднее 1948.

В марте 1947 Эттли сменяет Маунтбеттен (последний вице-король Индии). Он предоставляет план Маунтбеттена (Если в течение 47 г. индусы и мусульмане не договорятся между собой, то он передаст власть провинциям) => начинают шевелиться, 1947 – образование 2 доминионов: Пакистан (просуществовал до 1956) и Индия (просуществовал до 1950).

15 августа 1947 в силу вступает план Маунтбеттена о независимости Индии. Главой Индии на 3 года продолжает оставаться английский король, премьер-министром становится Джавахарлал Неру.

С 1947 по 1949 к Индии присоединяется 555 (всего было 601) княжество, они вошли на разных основаниях. Но в общем не самый благоприятный период для Индии (+ период стычек, военных действий между мусульманами и индусами, которые шатались по проблемным территориям и не знали где осесть). За князьями проблемных территорий было оставлено право решать вопрос присоединения самостоятельно Проблема Хайдарабада: правитель Хайдарабада должен был решить к кому он присоединяется к Индии или Пакистану, поэтому Индийские войска встали по периметру Хайдарабада и попросили поскорей определиться => раджи Хайдарабада решил присоединиться к Индии. Проблема Джаммы и Кашмира: раджи был индус, а население – мусульмане. В Джамму и Кашмир вошли индийские войска, Пакистан счел это актом агрессии => началась война, которая длиться до сих пор.

Индия – многоэтничная страна - было решено, что на 15 лет государственным языком на ряду с хинди будет английский (таким он остался и до сих пор). В 1950 принимается конституция, по которой в Индии создавалось 3 группы штатов с различным правовым статусом:

  1. Бывшие провинции британской Индии. Управление: губернатор штата, правительство штата и местный двухпалатный парламент.
  2. Бывшие княжества. Управление: князь становился губернатором и у него однопалатная ассамблея
  3. Бывшие комиссарские провинции – провинции, которые имели управление – подчинялись непосредственно центральному правительству. Управление: губернатор штата или президентский комиссар, назначаемый правительством.

С 1950 Индия объявляется независимой . Ведущей политической силой является индийский национальный конгресс, в нем есть различные течения. Основное течение представлял Джавахарлал Неру (левое и центристское крыло) – формально смешанная экономика (на самом деле доминирование гос сектора), плановая экономика, проведение аграрной реформы. Во внешней политике формальный нейтралитет, реально склонение в русло политической направленности Советского Союза. Правое крыло – представлено заместителем премьер- министра Патель + влиятельная фигура – председатель конгресса Тандон – свобода предпринимательства, создание современного рынка, встраивание в международную капиталистическую систему.

После объявления независимости от Индийского национального конгресса начинают отпочковываются различные партии:

  • Крестьянская рабочая партия
  • Конгресс-социалисты => социалистическая партия
  • Доминирует Джавахарлал Неру – конгрессистский социализм и гандийский социализм

На первых выборах 1951 Индийскому национальному конгрессу противостояла партия Джан Сангх (народный союз). Джан Сангх союзник коммуналистской партии (традиционные индуистские организации, как Хинду Махасабха и Раштрия сваямсевак сангхан) – отстаивали интересы индуистов . Глава – Мукерджи. Программа – построение истинного национализма, (лозунгом Индийского национального конгресса был секуляризм – отделение религии от гос-ва) требование изменения секуляристской политики, покровительства индуистам и обеспечения их приоритета. На выборах побеждает Индийский национальный конгресс (получили 75 мест в парламенте).

Начинает реализовываться курс Неру:

  1. Обеспечение себя всем необходимым, создание импортозамещающей промышленности.
  2. Программой национального конгресса было предусмотрено создание этнолингвистических штатов. В 1956 принимается закон о реорганизации штатов, согласно которому в 19 штатах и союзных территориях должны существовать гомогенные этнолингвистические сообщества (что опять выдвинуло проблему единого языка – стало ясно что введение хинди, как государственного языка откладывается)
  3. В первый срок Индийского национального конгресса выявился подконгрессистский социализм – ограничение стяжательских инстинктов и собственнических устремлений
  4. Считали что необходима борьба кастовыми ограничениями (упразднение неприкасаемых)
  5. Создание условий для развития отсталых народов и племен
  6. Упор на этатизм и смешанную экономику

На вторых выборах 1957 – опять победа Индийского национального конгресса, но уже с меньшей поддержкой народа (особо она снизилась в региональных областях). Эти выборы также продемонстрировали усиление Джан Сангх.

В 1959 из конгресса выходит группа, которая недовольна курсом Неру – Сватантра (более правая организация), которая примыкает к Джан Сангх, они тоже собираются строить истинный индусский социализм.

В 1957 создается республиканская партия, которая выражает интересы низкокастовых и внекастовых индийцев.

Создаются партии на базе различных сект: раджпутов, брахманов.

1962 – третьи выборы . Видна существенная потеря авторитета Индийского национального конгресса (потеряно 6 млн. избирателей). Усиливаются правые Сватантра и Джан Сангх. В Индийском национальном конгрессе разворачивается фракционная борьба, если раньше Джавахарлал Неру представлял и левых и центристов, то теперь только центристов. Левые приобретают своего нового вождя – Маллавия, правыми остаются Патель и Десаи. => группировки внутри Индийского национального конгресса выступают против официально выдвинутых кандидатов в конгресс. В 1963 Морарджи Десаи и Патель образуют группу внутри конгресса, которая назевается Синдикат и в 1969 они выходят из Индийского национального конгресса.

В 1964 умирает Джавахарлал Неру, премьер-министром становится Лал Бахадур Шастри – не может преодолеть разногласия внутри конгресса, продолжается распадение.

В Индии фактически 5 коммунистических партий:

  • · Коммунистическая партия
  • · Марксистская коммунистическая партия
  • · Ценристская партия марксистов-интеллектуалов
  • · Марксистско-ленинская коммунистическая партия
  • · Движение наксалитов

В это время 1964-65 война с Пакистаном. Примирение сторон происходит в Ташкенте. В 1967 Лал Бахадур Шастри понимает, что он не может справится с управлением Индийским национальным конгрессом и с Индией => постепенно устраняется от дл. В 1967 в результате внутренней политической борьбы к власти в Индийском национальном конгрессе приходит Индира Ганди .

1967 – четвертые выборы , на которых Индийский национальный конгресс теряет значительное число мест в парламенте (19 мест в народной палате). В 1969 выходит Морарджи Десаи и происходит раскол:

  • Индийский национальный конгресс с Индирой
  • Индийский национальный конгресс Синдикат (организация) с Десаи

В это время в стране с одной стороны развивается гос. сектор и создается тяжелая промышленность, новейшие технологи, проходит аграрная реформа (за счет перераспределения земель между крупными землевладельцами и неимущими), и в то же время в стране дикая бедность, 70% страны – находятся в крайне бедноте. Все экономические успехи проходят в меньшей части населения.

Пятые выборы 1971-72 прошли на фоне сильного внешнеполитического успеха Индии, произошел раскол традиционного противника Индии – Пакистана (в 1971 Пакистан потерял свою восточную половину и образовалась Бангладеш). => Индийский национальный конгресс получил абсолютное большинство и возможность изменять конституцию.

На фоне успехов Индийского национального конгресса оппозиционные илы объединяются: Сватантра, Джан Сангх, Индийский национальный конгресс Синдикат, Объединенная социалистическая партия и Региональный конгресс – пытаются противостоять Индийскому конгрессу.

1974-75: ситуация обостряется, образуется Индийская народная партия (аграрная), которая основывается на выражении интересов богатых слоев деревни (недовольных аграрной реформой)

В 1975 против Индиры Ганди возбуждается процесс, ее обвиняют в фальсификации выборов, нарушении законов штата. На пост премьер-министра выдвигается Рам. В 1975 в Индии вводится чрезвычайное положение, Индийский национальный конгресс с помощью чрезвычайных мер пытается стабилизировать свою социальную базу. На политическую арену выдвигается молодежное движение во главе с сыном Индиры – Санджаем Ганди, сторонник жестки методов решения проблем => выдвигает программу:

  1. Ликвидация неграмотности (хождение в народ, образование народных масс + попутное разъяснение им насколько хороша политика Индиры Ганди)
  2. Борьба с кастовостью (устранение неприкасаемости) – поднятие низших каст
  3. Отмена приданого
  4. Борьба за чистоту улиц (снос старых домов и строительство новых из которых получали прибыль)
  5. Борьба с рождаемостью – свелось к стерилизации мужского населения.

В январе 1977 отменили чрезвычайное положение, выборы назначены на март. Аппозицией был создан народный фронт (Джарата фронт) во главе с Морарджи Деси , основной задачей которого было:

  1. Восстановление демократических свобод (Индира обвинялась в авторитаризме)
  2. Проведение аграрной реформы не социального характера, а проведение «зеленой революции» введение новых технологий повышения урожайности.
  3. Обеспечение занятости
  4. Ограничение государственного сектора и предоставление большей свободы предпринимателям (+ в ланах Народного фронта были даже проекты приватизации)

Шестые Выборы 1977 – первое поражение Индийского национального конгресса. У власти Джарата фронт, представляемый конгломератом различных партий. Они попытались из фронта сделать партию => май 1977 – Джарата партия, но как только они объединились у них начинаются терки. Из Джарата фронта начинают выходить различные партии =>фактически он распадается. Все это приводит к дестабилизации, нарушению управления. =>

На седьмых выборах 1980 опять побеждает Индийский национальный конгресс . (Внутри конгресса за это время произошли изменения – проявилось стремление несколько отступить от курса гандийского социализма)

В стране в это время активизируются национальные аппозиционные движения:

  • · Сикхи – объявляют о стремлении создать собственное гос-во Халистан
  • · Тамилы – пытаются образовать независимое гос-во Тамил-Илам
  • · Джамму и Кашмир – ведутся то открытые ото тайные военные действия

Внутреациональная борьба приводит к тяжелым последствиям. Охрана Индиры Ганди состояла из сикхов => октябрь 1984 - они убили Индиру.

На восьмых выборах 1984 побеждает Индийский национальный конгресс во главе которого стоит Раджив Ганди (он полностью меняет политический курс):

  1. Отступает от гандийского социализма
  2. Начинается приватизация, уменьшается доля гос. сектора
  3. Индия склоняется в сторону США, ФРГ и Японии – резко изменяется внутренний и внешний курс

Одновременно правительство Раджива Ганди подвергается нападкам в связи с коррупцией, что резко подрывает веру в Индийский национальный конгресс. Из него опять выходит группа членов в 1988.

Девятые выборы 1989 – второе поражение конгресса. Конгрессистское правительство уходит в отставку и к власти приходит национальный фронт (Раштрия Морча) во главе с Вишванат Пратап-Сингхом . => Стабильности нет, с 1989 по 1991 продолжают пороться различные политические силы (из числа правых: на базе Джарата фронта образуется пария - Бхаратия Джаната партия ).

1991 десятые выборы (между турами выборов убивают Раджива Ганди) => сердобольные индусы голосуют за Индийский национальный конгресс. В индии новый премьер –Нарасимха Рао , в его программе:

  1. Денационализация
  2. Смена импортозамещающей экономики на лицензионную

1990-е – резкий рост и модернизация экономики. На одиннадцатых выборах 1996 Индийский национальный конгресс проигрывает (проблема приватизации, обогащения, переход на дружбу с Америкой – исконно политика не конгресса, есть те кто делают это лучше).

На двенадцатых выборах 1996 побеждает Бхаратия Джаната партия. К власти приходит Атал Бихари Ваджпае (на короткий срок занимает пост премьер-министра - 16 мая 1996 - 1 июня 1996)

+ Появилась новая организация – Объединенный фронт (во главе с Деве Говда, который с 1 июня 1996 занимал пост премьер-министра Индии от Объединённого фронта (коалиция 13 центристских и левых партий). Правительство Деве Говда ушло в отставку 21 апреля 1997) – технократы, люди представляющие в основном региональные интересы (ориентируются на улаживание отношений с Китаем). Фактически они проводили ту политику, которую проводил Индийский национальный конгресс в 1991-95, но делали это лучше и с большей определенностью – идут по пути развития капитализма (продаются частные предприятия, идет приватизация). Но им не хватает определенности (либо гандийский социализм, либо истинный национализм) => Итогом парламентского компромисса между Конгрессом и Объединенным фронтом, нежелавшими проведения досрочных всеобщих парламентских выборов после отставки правительства Х.Д. Деве Говды, стало правительство И.К. Гуджрала (партия Джаната Дал – премьер 21 апреля 1997 - 19 марта 1998).

Тринадцатые выборы 1998 – опять успех Бхаратия Джаната партии. Премьер Атал Бихари Ваджпае, в о время премьерства Ваджпаи Индия провела первые ядерные испытания на полигоне в штате Раджастхан (Резкий экономический рост, выделяются зоны развития – Индия выбивается в число ведущих стран) Все это не может не тревожить ту часть общества, которая привержена идеям гандизма (семью Ганди в то время возглавляет итальянка Соня Ганди- жена Раджиба.

Четырнадцатые выборы 2004 – победа Индийского национального конгресса и встает проблема делать ли премьером итальянку или поступить по-другому. В итоге премьером становится индус - Манмохан Сингх.

В июне 1947 была достигнута окончательная договоренность, позволившая британскому парламенту принять Закон о независимости Индии, который вступил в силу 15 августа 1947. В этом документе излагались принципы раздела, согласно которым ряду областей предоставлялась возможность определиться – вступать в Индийский Союз или Пакистан и декларировалось право каждого из этих доминионов на самоуправление с правом выхода из Содружества. Прекращался также сюзеренитет английской монархии над индийскими княжествами, а также действие заключенных с ними договоров. Население Восточной Бенгалии и Западного Пенджаба сделало выбор в пользу Пакистана, а жители Западной Бенгалии и Восточного Пенджаба высказались за вхождение в состав Индийского Союза. Провозглашение независимости Индия после обретения независимости

Сразу после обретения независимости в Индии было сформировано правительство во главе с премьер-министром Дж. Неру. В стране произошли беспрецедентные столкновения между индусами, мусульманами и сикхами. Происходило массовое переселение мусульман в Пакистан, а индусов в Индию. К межобщинной неприязни и столкновениям добавились экономические и политические трудности, вызванные разделом. Железные и автомобильные дороги и системы оросительных каналов были перерезаны государственными границами, промышленные предприятия оторваны от источников сырья, разобщены гражданские службы, полиция и армия, необходимые для обеспечения нормального управления страной и безопасности граждан. 30 января 1948, когда нарушения общественного порядка пошли на спад, индусом-фанатиком был убит Ганди. Последствия раздела Джавахарлал Неру

Правители 555 княжеств должны были решить, вступать им в состав Индии или Пакистана. Мирная интеграция подавляющего большинства малых княжеств не вызвала осложнений. Но мусульманиннизам, стоявший во главе самого богатого и многонаселенного княжества Хайдарабад, где численно преобладали индусы, заявил о своем желании править независимой суверенной страной. В сентябре 1948 в Хайдарабад были введены индийские войска, и под давлением центрального индийского правительства низам подписал соглашение о вступлении в состав Индийского Союза. Последствия раздела Княжество Хайдарабад

Серьезная ситуация возникла и на севере, где правителем Джамму и Кашмира, территории с преимущественно мусульманским населением, был магараджа-индус. Пакистан оказывал экономическое давление на княжество, чтобы добиться его присоединения. В октябре 1947 около 5000 вооруженных мусульман вступили в пределы Кашмира. Остро нуждавшийся в помощи магараджа подписал документ о включении княжества в состав Индии. Индия обвинила пакистанскую сторону в агрессии и передала вопрос о Кашмире на обсуждение в Совет безопасности ООН. В ООН было решено признать в качестве демаркационного рубежа фактическую линию прекращения огня по ее состоянию на 1 января 1949. 17 ноября 1956 Учредительным собранием Кашмира была принята Конституция, в соответствии с которой штат Джамму и Кашмир объявлялся составной частью Индии. Последствия раздела Спорная территория Кашмир

Отношения с Пакистаном стали главным вопросом внешней политики Индии. Затянувшийся спор вокруг Кашмира мешал Индии занять роль лидера в Движении неприсоединения. Когда премьер-министр Индии Дж. Неру отказался сотрудничать с США в деле борьбы с советской экспансией, американцы заключили военный союз с Пакистаном. Это заставило индийское руководство расширить контакты с Китаем и СССР. Индийско-советские связи заметно окрепли после заключения крупного торгового договора 1953 и обмена визитами руководителей двух государств. СССР приветствовал индийскую политику неприсоединения, которая совпадала с его стратегической линией на ограничение влияния США в Афро-Азиатском регионе. Последствия раздела 1954 г. Встреча Дж. Неру. Слева И. М. Харченко.

26 января 1950 Индия была провозглашена республикой. В конституции 1950 отражена осторожная позиция руководства и закреплены достигнутые успехи за время независимого развития страны. Относительно простая процедура внесения поправок в конституцию на основе решений большинства в парламенте расширяла возможности дальнейшего осуществления реформ. При Дж. Неру, который был также главой плановой комиссии, были осуществлены три пятилетних плана. Промышленная поли -тика ориентировалось на создание смешанной экономики и открывало перспективы для сотрудничества с частным капиталом, хотя в ведущих отраслях допускалась только государственная собственность. Это правило коснулось предприятий оборонной промышленности, черной металлургии, тяжелого машиностроения, добычи полезных ископаемых и др. Развитие и реформы Флаг Индии Эмблема Индии

Курс на стимулирование развития промышленности сочеталась с политикой осторожных реформ в аграрном секторе. Плановая комиссия настоятельно рекомендовала штатам законодательно гарантировать защиту прав землепользователей, в частности ограничить ставки арендной платы, установить «потолок» для площади индивидуальных землевладений и реорганизовать на кооперативной основе кредитно-сбытовую систему, а в более отдаленном будущем, возможно, и агропроизводство. С 1953 началась реализация программы общинного развития, ставившей, в частности, задачу организации сети учреждений по распространению в деревне передового сельскохозяйственного опыта, а также создание на селе кооперативных объединений и панчаятов. Развитие и реформы Крестьяне

Правительство откладывало достижение компромисса в вопросе о реорганизации территориально-административного деления на лингвистической основе, а когда в 1956 на базе доминирующих языков были образованы 14 штатов, проявилось недовольство других этнических общин. В 1960 серьезные волнения в штате Бомбей заставили центральные власти пойти навстречу требованиям о его разделении на два новых штата – Гуджарат и Махараштру. Сикхам удалось добиться успеха, когда в 1965 Пенджаб был разделен на штат Пенджаб, в котором сикхи составили большинство, и штат Харьяна с преимущественно индусским населением. Еще резче встала этническая проблема в северо-восточной пограничной полосе, где некоторые местные племена требовали независимости и поднимали с этой целью вооруженные восстания. Границы умеренного курса Новые административнотерриториальные деления

Компромисс с ведущими кастами серьезно ограничил возможности правительства в проведении социальных преобразований в деревне. Законы об аграрной реформе, получившие одобрение в штатах, содержали значительные пробелы, позволявшие, с одной стороны, вгонять арендаторов с земли, а с другой – обходить положение о верхнем пределе площади землевладений. Медленное развертывание преобразований обусловило хроническую нехватку аграрной продукции, повышение цен на продовольствие и сокращение государственных субсидий. В начале 1960 -х годов углубился финансовый кризис. Экономический застой, в свою очередь, ограничил возможности маневрирования для ИНК. Границы умеренного курса Классическая модель кастовой иерархии

Авторитет Неру в октябре 1962 был существенно подорван после вторжения китайских войск на территорию Северо-Восточного пограничного агентства и в пределы гор Ладакх в Кашмире. Стремясь обеспечить связи между Синьцзян-Уйгурским и Тибетским автономными районами, Китай пытался заставить Индию отказаться от прав на стратегически важную равнину Аксайчин на востоке Ладакха в Кашмире. Вооруженные силы КНР нанесли несколько ударов индийской армии и оккупировали территорию площадью 37, 5 тыс. кв. км. К тому времени, когда Китай объявил об отводе войск из всех занятых районов, кроме Аксайчина, Неру вынужден был обратиться за военной помощью к США. Границы умеренного курса Ладакх на карте Индии

Пришедший на смену Неру в качестве премьер-министра Шастри был выдвинут на этот пост группой партийных лидеров под названием «синдикат» , которую поддерживали крупные землевладельцы и предприниматели. В 1965 эксперты Всемирного банка обусловили предоставление финансовой помощи проведением комплекса экономических реформ. За полтора года пребывания на посту премьер-министра Шастри принял решения о переориентации главного потока государственных инвестиций с тяжелой индустрии на сельское хозяйство; акцент на интенсивное земледелие и мелиорацию; стимулирование с помощью системы цен и выделения субсидий деревенским хозяйствам, способным модернизировать производство; повышение роли частных и иностранных инвестиций в промышленности. Экономика стала особенно зависимой от финансовых поступлений из-за рубежа, когда на страну легло дополнительное бремя военных расходов во время второй войны с Пакистаном в 1965. Преемники Неру Лал Бахадур Шастри

Потери, понесенные ИНК на парламентских выборах в 1967, не лишили его победы с небольшим перевесом на общенациональном уровне, но привели к поражению в 8 штатах. В штатах Керала и Западная Бенгалия ИНК был отстранен от власти коалицией во главе с Коммунистической партией Индии. В обоих штатах левые правительства ограничили деятельность полиции, и там развернулись выступления арендаторов и сельскохозяйственного пролетариата против помещиков и фабричных рабочих – против руководства предприятий. Революционно настроенные коммунисты поддерживали вооруженные крестьянские бунты в нескольких штатах, где действовала КПИ. В конце 1960 -х годов они организовали выступления малых народов в штате Андхра-Прадеша и членов зарегистрированных племен и каст в Западной Бенгалии, которые были подавлены армией. Преемники Неру Здание парламента в Индии

Следующий премьер-министр страны Индира Ганди не могла более полагаться на старых партийных лидеров и объединилась с малочисленной молодежной группой социалистов и бывших коммунистов. Решительные действия премьера по национализации крупнейших коммерческих банков связали ее имя с новой политикой, ориентированной на помощь бедным слоям населения. Популярность премьер-министра достигла апогея в 1971 в результате победы в третьей индо-пакистанской войне. С возникновением Бангладеш Индия оказалась на доминирующих позициях в Южно-азиатском регионе. Более того, в мае 1974 она провела ядерные испытания, продемонстрировавшие возросшую военную мощь страны. Индира Ганди

В 1971 правительство восстановило право парламента вносить изменения в Конституцию, отмененное в 1967 постановлением Верховного суда. В принятой 26 -й поправке указывалось, что любой закон должен соответствовать основополагающим статьям Конституции, исходящим из принципов социальной и экономической справедливости. Когда в апреле 1973 поправка была отвергнута Верховным судом, правительство сместило трех самых старых судей, голосовавших против нее, и назначило председателем суда одного из его членов, который высказался за принятие поправки. Лидеры всех оппозиционных сил, кроме КПИ, увидели в этом акте угрозу установления авторитарного режима. Лидером оппозиции стал Дж. Нараян, старейший последователь Махатмы Ганди. Нараян развернул агитационную кампанию в Гуджарате, которая привела в январе 1974 к отставке министров и роспуску законодательного собрания штата. Столь же энергичная кампания была проведена в Бихаре. Политический кризис Махатма Ганди

Выдвинутое 2 июня 1975 обвинение Ганди в «коррупционной практике» дало ее противникам возможность организовать движение за смещение премьер-министра. В ответ Ганди ввела в Индии чрезвычайное положение, вылившееся в массовые аресты политических оппонентов и широкую цензуру. На парламентских выборах в марте 1977 новая партия Джаната, представлявшая собой блок оппозиционных групп, одержала уверенную победу и отменила закон о чрезвычайном положении. Однако вскоре правительство Джанаты стало жертвой внутренних интриг. Его глава М. Десаи подал в отставку в июне 1979, и на состоявшихся в январе 1980 парламентских выборах Ганди вновь пришла к власти. Политический кризис Морарджи Десаи

Участие электората в выборах 1980 сократилось примерно до 55% при увеличении числа конфликтов во время избирательной кампании. В Западной Бенгалии, Керале и Трипуре победу одержала КПИ. Центральное правительство столкнулось с возрождением сепаратистских движений на северо-востоке, с рядом религиознообщинных волнений в Уттар-Прадеше. Во всех случаях для наведения порядка пришлось прибегать к военной силе. В июне 1984, после вспышки сикхского терроризма в Пенджабе, армейские части штурмом захватили святыню сикхов – Золотой храм в Амритсаре, что привело к гибели лидера сикхов Бхиндранвале и сотен его приверженцев, укрывшихся в храме. Решительная акция Ганди была с одобрением встречена в других частях Индии, но восстановила против премьера сикхов. 31 октября 1984 И. Ганди была убита двумя своими охранниками-сикхами. На посту главы правительства и в качестве лидера ИНК ее сменил сын – Раджив Ганди, который назначил парламентские выборы на конец 1984 и одержал на них убедительную победу. Политический кризис Раждив Ганди

На выборах 1989 партии, выступившие против ИНК (И), объединились вокруг бывшего министра финансов В. П. Сингха, который затем возглавил правительство меньшинства. Правительство Сингха опиралось на созданную в 1988 партию Джаната дал и поддерживалось индусской националистической Бхаратия джаната парти (БДП) и двумя коммунистическими партиями. Коалиция распалась в ноябре 1990, когда из нее вышла БДП. Следующее правительство Чандра Секхара ушло в отставку четырьмя месяцами позже, поскольку ИНК (И) не одобрил проект государственного бюджета. Политический кризис Герб БДП

Раджив Ганди погиб от бомбы, брошенной ланкийским террористомтамилом в мае 1991. Это был акт мести за ввод индийских войск на север Шри-Ланки в 1987 для противодействия тамильским сепаратистам. Новый премьер-министр Нарасимха Рао провел в 1992 решительные экономические реформы, призванные модернизировать производственную и научно-техническую базу страны. Менее успешной была деятельность правительства Рао по предотвращению межобщинных столкновений, возникших после разрушения ортодоксальными индусами мечети в Уттар-Прадеше в декабре 1992. Политический кризис Нарасимха Рао

Выборы в апреле-мае 1996 привели к распределению мест в парламенте между тремя главными фракциями: ИНК (136 депутатских мандатов), БДП (160) и коалицией левой ориентации, получившей название Объединенный фронт (111 мандатов). После того как БДП отказалась войти в правительство большинства, новый премьер-министр Х. Д. Деве Говда привлек к участию в нем ИНК. Основу правительства составили представители региональных и левых партий. Политический кризис Соня Ганди, лидер ИНК

В апреле 1997 ИНК отказался поддерживать коалицию, возглавляемую Говдой, и премьер-министр был вынужден подать в отставку. Его место занял назначенный президентом и утвержденный парламентом Индер Кумар Гуджрал, который продолжил курс своего предшественника на либерализацию экономики и рост экономических показателей, но отказался от дальнейшего сокращения расходов на социальную сферу. Активизировался внешнеполитический диалог Индии с Пакистаном и Китаем. Уход в отставку правительства Гуджрала привел к досрочным парламентским выборам в марте 1998. К власти пришла коалиция, состоящая из 18 партий, в которой лидирующее положение занимала БДП. Политический кризис Трехсторонняя встреча глав МИД Китая, Индии и России

Главной задачей нового премьерминистра Атал Бихари Ваджпаи было сохранение коалиционного правительства во главе с БДП. В апреле 1999 произошел правительственный кризис, и правительство было вынуждено уйти в отставку. Была распущена нижняя палата парламента. Новые парламентские выборы состоялись в октябре 1999. Несмотря на активное участие в предвыборной борьбе Индийского национального конгресса, большинство в парламенте получил Национальный демократический альянс, возглавляемый БДП. Премьер-министром вновь стал Ваджпаи. Проведенные Индией ядерные испытания осложнили ее отношения с большинством государств мира. В современной неустойчивой обстановке фактором стабильности остается фигура президента, которым в 1997 впервые в истории страны был избран представитель бывшей касты «неприкасаемых» Кочерил Раман Нараянан, ранее занимавший пост вице-президента при Ш. Д. Шарме, который принадлежал к касте брахманов. Политический кризис Атал Бихари Ваджпаи

Вывод После обретения независимости перед Индией возникло множество путей национального развития. Эффективному развитию государства мешал ряд внутренних проблем: сильная социальная дифференциация, наличие каст и догм, проблема национальных меньшинств, борьба индуистов и мусульман. Но несмотря на трудности и преграды в развитии, Индия сумела реформировать и усилить социальную, экономическую и другие сферы общества. Сейчас Индия является современным, динамично развивающимся государством, активно участвующим в решении международных проблем.

Независимое развитие Индии

Мощный подъем национально-освободительного движения в Индии после окончания Второй мировой войны заставил англичан предоставить ей независимость. В 1947 г. британский парламент принял закон о независимости Индии. Согласно этому закону бывшая колония была разделена на два доминиона - Индийский союз и Пакистан. Разделены по религиозному признаку, оба государства с самого начала враждебно относились друг к другу. Их непримиримое противостояние привело к вооруженным конфликтам в 1947-1948 гг, в 1965 г. и 1971 г. (результатом последнего индо-пакистанского конфликта стало создание государства Бангладеш на территории Восточного Пакистана).

В 1950 г. Индия провозгласила свою полную независимость. Согласно принятой конституции Индия стала федеративным государством (его 25 штатов созданы по национально-территориальному принципу) и парламентской республикой. Первым премьер-министром независимой Индии стал Джавахарлал Неру. После обретения независимости правящей партией страны стал Индийский национальный конгресс (ИНК). Был взят курс на создание смешанной экономики. Государственному сектору и планированию отводилась важная роль в развитии страны при сохранении частного сектора.

Дж. Неру удалось заложить основы стабильного развития страны. За все время независимого развития Индии там не было ни государственных переворотов, ни военных режимов. В течение длительного времени у власти находился «клан Неру» - сам Дж. Неру (до 1964 г.) и члены его семьи: дочь Индира Ганди (1966-1977, 1980-1984) и его внук Раджив Ганди (1984-1989). Все они возглавляли ИНК, который был правящей партией. В 90-е годы ХХ века в Индии начала складываться реальная многопартийная система. Период доминирования ИНК в политической жизни страны завершился. Окрепшие оппозиционные партии успешно выдержали конкуренцию с ним на парламентских выборах. В 90-е годы, впервые в истории страны, начали формироваться коалиционные правительства без участия ИНК.

За годы независимости Индия добилась значительных успехов. Она создала большой промышленный потенциал. Преобразования в аграрном секторе позволили в 70-е годы отказаться от импорта продовольственного зерна. Но к концу 80-х годов стало ясно, что сложившаяся рыночно-командная система исчерпала свои возможности. Индия отставала от остального мира. Ее экономическое развитие происходило в основном за счет современного сектора. За 40 лет независимости, к началу 90-х годов, реальный доход на душу населения вырос всего на 91%.

Поэтому с 1991 г. правительство перешло к осуществлению экономической реформы. Был ослаблен государственный контроль над частным бизнесом, снижены налоги, либерализована торговля, осуществлена приватизация некоторых государственных предприятий. Это привлекло иностранные капиталовложения и способствовало оздоровлению финансовой ситуации в стране. Заметно возросли темпы развития индийской экономики. Однако в настоящее время Индия остается страной контрастов, где новейшие достижения науки и техники (в том числе атомная и космическая промышленность) существуют параллельно с экономической отсталостью. По количеству специалистов с высшим образованием она занимает одно из ведущих мест в мире, но грамотность в стране едва превышает 50%.

Основными социально-экономическими проблемами современной Индии является перенаселенность (в 2000 г. численность населения достигла 1 млрд. человек) и низкий жизненный уровень индейцев. Большая часть населения страны не участвует в современном производстве, а следовательно - не пользуется его преимуществами. Лишь 20% индийцев относится к «среднего класса», около 1% составляют состоятельные, другую же часть - беднота. Относительная социальная стабильность сохраняется благодаря кастовой системе, традиции которой чрезвычайно живучи. Большинство населения страны принадлежит к низшим кастам, поэтому воспринимает существующее неравенство как социальную норму и не претендует на перераспределение доходов.

Внутриполитическая обстановка осложнялась обострением межобщинных отношений, в первую очередь, между индусами и мусульманами, а также между сикхами и индусами. В 80-90-е годы наблюдался рост индусского национализма, объективно направленного на ограничение прав других религиозных конфессий, существующих в стране. Межобщинные столкновения приводили к колоссальным человеческим жертвам и создавали вполне реальную угрозу территориальной целостности страны.