Профессия учителя с раннего детства привлекала меня. Любимой игрой моего детства была игра в школу. Помню, школьной доской у меня была дверка от шифоньера. Моими учениками были младшие брат и сестра.

В школу я пошла с большим энтузиазмом. Время пролетело быстро, и настал период профессионального самоопределения. Я без сомнений знала, кем я хочу быть - учителем биологии. Но время было сложное, годы перестройки. Мне пришлось сразу после школьной скамьи поступить на заочное обучение вКар ГУ им. Е. А. Букетова на специальность биология и устроиться на работу учителем биологии в малокомплектную школу. Теперь моя жизнь стала измеряться не годами, а звонками, то зовущими на урок, то провожающими во взрослую жизнь, поурочными планами, волнениями, радостями за своих учеников. Я ни разу не пожалела, что стала учителем и вот уже четырнадцать лет работаю в школе.

Я люблю свой предмет, мне интересно готовиться к своим урокам, находить новые методы и внедрять новые технологии. Внедрение в образовательную систему компьютеров и ИКТ позволило привлечь внимание учащихся, сделать уроки живыми, интересными.

С 2010 учебного года провожу уроки в оборудованном современном кабинете биологии. Использование интерактивной доски на уроке дает мне возможность увлечь школьников интересным материалом, но и мне, как учителю по-новому взглянуть на свой предмет. С помощью интерактивной доски гораздо легче проводить нестандартные уроки, такие как семинар, круглый стол и многие другие. Мною собраны самые разнообразные презентации по программе биологии в 6-11 классах, разработаны и апробируются система уроков с использованием интерактивной доски. В нашей школе обеспечен стабильный Интернет, что позволяет использовать в своей работе разнообразные цифровые ресурсы для создания уроков биологии с помощью интерактивной доски, а также виртуальной лаборатории.

В результате, работа с интерактивной доской дает возможность учащимся: быстро воспринимать информацию, снижает тревожность учащихся при работе у доски, стимулирует школьников к групповым дискуссиям и обсуждениям, коллективному решению учебных проблем. А также активизируется проверка знаний, формируется обратная связь «учитель-ученик», стимулируется рациональное использование учебного времени, создается база методических и дидактических материалов, уроки стают живыми и привлекательными. Результативность использования - в положительных изменениях в качестве уроков, в объеме понимаемого учениками материала.

Талант учителя, как мастера, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему.

Учитель должен идти в ногу со временем - использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Я постоянноповышаю свой профессиональный уровень. Повышаю своё мастерство, обучаясь на курсах. Активно участвую в профессиональных конкурсах, в педагогических конференциях, семинарах, мастер-классах.

Любой путь бывает не прост, в моей работе тоже много трудностей и препятствий. Добиться успеха мне помогает постоянная работа по самосовершенствованию, способности и оптимизм. Учителю необходимо следить постоянно за своим внутренним душевным состоянием. И этот ресурс мне дает моя семья.

А ещё нужно просто любить свою работу. «Работа - лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал И. Кант. И я ею наслаждаюсь, обладая великой силой - владеть сердцами своих учеников!

учителя биологии и химии

Матусевич Татьяны Валентиновны

МОУ Таганской СОШ им.

«С того момента, как маленький человек сделал первый шаг по земле, он начинает сравнивать себя с тем, кто его воспитывает, предъявляет ему требования, вкладывает в него свои духовные силы, хочет видеть в нем свой идеал» В. Сухомлинский

Каждый из нас после окончания школы задает себе вопрос: « Кто я? Где мое место в обществе? На что я способен?» Ведь далеко не у каждого к этому времени сложился ясный ответ на такие жизненно важные вопросы. Быть учителем я мечтала с детства. Вместе с подружками играли в школу, ставили друг другу отметки, но в этих играх именно я была учителем. Поэтому вопрос о выборе профессии так остро для меня не стоял. И я им стала! Стала учителем биологии! Детство и юность мое прошло в красивейшем месте, на берегу озера Чаны и это определило мой выбор. Оказалось, в работе учителя есть своя романтика. Все то, что когда-то в детстве было интересно открывать для себя (наблюдать, исследовать - живой мир природы), теперь стало не менее интересно изучать вместе с учениками на уроках.

Лучше учить, лучше воспитывать - настоятельное требование времени. Эффективность моей работы зависит от того, насколько я осознала свои возможности и нашла пути и средства воспитания ученика. А активность, инициатива, творческий поиск учителя - необходимое условие в деле успешного воспитания детей. «Умение воспитывать – это всё-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем. Нельзя научить человека быть хорошим художником, музыкантом, фрезеровщиком, если дать ему только книжку в руки, если он не будет видеть красок, не возьмёт инструмент, не станет за станок. Беда искусства воспитания в том, что научить воспитывать можно только в практике на примере. Как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом» - совсем недавно я перечитала эти слова, как они современны сейчас. Я постоянно повышаю свое педагогическое мастерство: на курсах повышения квалификации, занятия в мастер - классах: по естествознанию и ботаническим исследованиям при международной лаборатории инновационных образовательных технологий. Обучение позволило осознать по-новому использование проектной и исследовательской деятельности учащихся. В школе для этого созданы все условия, имеются 10 компьютеров с выходом в Интернет.

Я часто вспоминаю своих выпускников, кажется, что помню всех. Неправда, что у учителя нет любимых учеников, они есть, и в сердце они занимают определенный уголок и учитель в этом никогда не признаётся. У меня тоже они есть, и с ними до сих пор мы - большие друзья. Для моих учеников и для меня школа это второй дом, куда бывшие выпускники стремятся при первой возможности. Успех учителя – это успешность его учеников. И мои выпускники - это врачи, учителя, технологи. Многие связали свою жизнь с сельским хозяйством . Я горжусь своими учениками: Васильевой Мариной – врачом-стоматологом, Мельниковой Оксаной – врачом-акушером, Соловьевым Евгением - ветврачом, Пашук Анной - учителем биологии, Франц Ольгой - учителем биологии. Студентами ВУЗов, для которых биология и химия стали предметами, которые определили будущую профессию: Неверовой Анастасией, Волхонской Дарьей и многими другими. Школа воспитала их добрыми, честными, благородными и порядочными людьми. Победы и ошибки, удачи и промахи, поиски новых путей во взаимодействии учителя и учеников приводят к тому, что мои выпускники вырастают хорошими, талантливыми людьми. А это главный совместный результат. Дети дали мне понять, что педагогика – это мое призвание.

Учитель всегда и во все времена должен любить учеников и предмет, который преподаёт. Любить ученика – это значит понимать и уважать его.

Поэтому для себя я вывела формулу успешной работы:

педагог призван развивать творческие способности учащихся, а это может получиться лишь тогда, когда создан творческий, доброжелательный климат на уроке, обстановка уважения и сотрудничества учителя и учителя внимание к каждому ребенку поощрение даже малейшего успеха, тогда на уроке ребенку будет интересно и радостно а это тоже не маловажное условие результативности обучения.

За годы работы я поняла, что и сейчас актуальны слова Г. Гегеля:

« Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. » Сотрудничество равных людей - вот образец современных взаимоотношений учителя и ученика, идущих рука об руку и смотрящих в будущее радостными глазами.
Учитель! Землю осветить,

Как солнце, твой способен разум.

Ты и поэтом должен быть,

И оптимистом быть обязан!

Эссе учителя биологии


У каждого человека есть свой Путь – путь, который он выбирает и идет по нему всю жизнь. Мой путь – мой сознательный выбор быть учителем. Это выбор, сделанный, возможно, в самом раннем детстве. Я порой даже думаю: «А может не я выбрала эту профессию, а она, долго и настойчиво выбирала меня?». Каждому человеку хотя бы раз в жизни приходилось отвечать на подобный вопрос: «Кем вы хотели быть в детстве?». И действительно, у ребенка ещё в раннем детстве проявляются симпатии и склонности к определенной профессиональной деятельности. Если я сама сейчас задам себе данный вопрос, то с полной уверенностью скажу, что профессия учителя меня всегда привлекала, и я стремилась стать «скульптором» детских умов. Конечно, возникает вопрос о том, что же побудило меня выбрать данный род деятельности и посвятить себя детям. В том, что я стала преподавателем, большую роль сыграли мои учителя (Скобелева Любовь Павловна, Онекиенко Мария Ивановна, Крамар Вера Ефремовна, Мельман Галина Петровна) и классный руководитель – Полищук Валентина Александровна. Именно эти Люди (с большой буквы), благодаря своему педагогическому таланту научили меня разбираться в азах этого сложного предмета - обучение и воспитание молодого поколения. Что может быть сложней, важней и интересней этого вида деятельности? Это определило мой жизненный путь - и я учитель биологии, заместитель директора по научно-методической работе в МКОУ «Русскополянская гимназия №1». В процессе моего становления в роли учителя я определила для себя следующие педагогические задачи, которые и стараюсь решать каждый день:
Научить школьников быть независимыми. Чем больше мы для них делаем, тем меньше они учатся делать для себя сами, ведь как гласит известная поговорка: «Голодному человеку дайте не жареную рыбу, а невод».
Необходимо воодушевлять учеников максимально быть самими собой, ободрять каждого, чтобы он гордился своими достижениями.
Создать условия для выбора каждым учеником своего собственного образовательного маршрута, развития школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда.
Подготовить выпускников школ, обладающих глубокими знаниями, широким кругозором и умением сориентироваться на самостоятельное трудоустройство.
Отдавать себя детям, понимать их, находить радость в общении с ними, верить в то, что каждый из них – личность индивидуальная, неповторимая – вот основные составляющие, на мой взгляд, настоящего учителя. Я глубоко убеждена, что учитель должен верить, что все дети способны, талантливы и успешны. Только тогда он может добиться поставленной цели. А если нужного результата нет, то причину нужно искать, прежде всего, в учителе, в его неудачных методах, а не в бездарности детей. Мне близки и понятны слова В.А.Сухомлинского, который первый из педагогов объяснил низкие результаты обучения не природной бездарностью детей, а примитивными, кустарными методами обучения. Он писал: «Страшная это опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это разрушает морально, калечит человека… Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться». Я думаю, вряд ли кто из учителей поспорит с этим.
Понимаю, чтобы заставить ребенка мыслить, творить, создавать, необходим творческий подход к каждому методу, к каждому приему. И как следствие этого – повседневный поиск и…сомнения: сработает ли? Талант учителя, как мастера, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему. Чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Именно поэтому я стараюсь на уроках использовать приемы и методы развивающего обучения, которые не оставляют равнодушным ни одного ребенка на уроке, вовлекают детей в познавательную деятельность, заставляют их мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы. Мой предмет, биология, благодатный материал для этого. Ничего не может быть интереснее, важнее, совершеннее, чем Живой организм, в котором все взаимосвязано, подчинено общим законам. Именно это изучает биология.
Сейчас думаю, как мне повезло! Свежесть радости открытий – вот что такое для меня и моих учеников школа. Быть учителем – это мой Путь! Я еще не прошла этот путь до конца. Я только остановилась, чтобы оглянуться назад. Моя история – это обычная история об обычной работе учителя. О том, что мы делаем каждодневно, о том, почему мы это делаем, и почему, не смотря на все трудности, остаемся верными своей профессии

Эссе учителя химии и биологии

Шавалиевой Рафиды Рашитовны

МБОУ «Шадчинская средняя общеобразовательная школа»

Учитель! Знай и верь, что ты

самый необходимый человек

на земле.

М.Горький

38 лет. Много это или мало? Я задаю себе этот вопрос и не знаю ответа.

Анализируя, невольно думается, все ли удалось, всего ли достигла, о чем мечтала.

Нельзя сказать, что я с детства мечтала быть учителем. Мне нравились в школе многие предметы. Любила историю, химию, физику и географию, и, конечно, биологию.

Прошли годы, и я стала учителем биологии в школе. И вот уже 38-й год каждый день я преступаю порог школы, где я сама училась.

Я стремлюсь всегда донести детям на уроках биологии и химии важность и значимость этого предмета в жизни, учу мыслить творчески, жить правильно, учиться с интересом.

Общепризнано: учитель до тех пор сохраняет свое право учить других, пока он сам учится.

Человек учится всю жизнь – это правда и неоспоримо. При таком подходе к обучению сохраняется его структура: на первый план выходят методы и приемы, требующие активной мыслительной деятельности учащихся, с помощью которых формируется умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть и решать проблемы, поиск задачи формулирующей гипотезу, умение искать средства для ее решения и коррекции.

45 минут урока, и за этот отрезок времени я должна научить детей думать, анализировать, сравнивать, уметь воспроизводить полученные знания, применять их в новой ситуации. Никакая домашняя работа не компенсирует мои промахи и ошибки. И если слабый ученик на уроке отвечает, если у него загораются глаза от похвалы, для меня это лучший показатель того, что я все делаю правильно. Именно поэтому строю свою работу так, чтобы мои уроки были разнообразными, интересными, вызывали не скуку, а желание работать, постигать новое, ранее неизведанное.

Цель моей профессиональной деятельности - создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся, воспитание в них любви к людям, нетерпимости к неправде.

Учительская профессия немыслима без постоянного творческого поиска, саморазвития и самосовершенствования. Ощущение внутренней неудовлетворенности не позволяет останавливаться на достигнутом, побуждает осваивать новые методики и технологии.

Мир вокруг нас стремительно меняется. Каждые 3-5 лет объём информации, которой владеет человечество, удваивается. Чтобы добиться успехов, в нём нужно уметь ориентироваться. Наш выпускник будет жить в более сложных условиях, чем мы старшее поколение, поэтому он должен научиться делать выбор, принимать решения, анализировать. И всё это по своей инициативе и под свою ответственность. Всё это требует новых подходов к организации обучения, усиления внимания к личности, её потребностям, возможностям, особенностям.

Анализируя свою педагогическую деятельность, могу сказать: «Трудно работать с детьми, которые не хотят и не стремятся понять учителя. Легко - когда преодолевая трудности вместе со своим учеником, получаешь от работы удовлетворение». Часто своим ученикам привожу пословицу: «Терпение и труд всё перетрут». Как приятно бывает когда, через какое-то время, встретив своего бывшего ученика, услышать слова благодарности, чётко понимая, что и мой труд принёс какой – то результат.

В своей педагогическую деятельность, сегодня отдаю предпочтение информационным технологиям, так как считаю, что в обучении им должна отводится важная роль.

Использование на уроках информационных технологий повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения биологии, то есть обучение во взаимодействии.

Однако, отмечая все положительные стороны использования компьютеров, я бы хотела подчеркнуть, что никакие самые новейшие электронные технологии не смогут заменить на уроке учителя. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребёнка сможет только учитель. Самое важное на уроке – живое слово учителя. Радость творчества, радость учить и учиться – это могут дать друг другу только учитель и его ученики.

И в одном я убеждена - лишь творчески работающий учитель может воспитать творчески работающего ученика.

Человек становится учителем не после окончания педагогического вуза, а в результате многолетнего общения с учениками.

Учитель – один из тех, кто не делает в жизни блистательной карьеры. Он приходит в школу учителем. И уходит из этой жизни в том же звании.

Думаю, что учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого ученика. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на чётком представлении о добре и зле.

А ещё нужно просто любить свою работу. “Работа – лучший способ наслаждаться жизнью”, - утверждал И.Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого учителя – владеть сердцами своих учеников.

А завтра будет новый школьный день.

Эссе учителя биологии

У каждого человека есть свой Путь – путь, который он выбирает и идет по нему всю жизнь. Мой путь – мой сознательный выбор быть учителем. Это выбор, сделанный, возможно, в самом раннем детстве. Я порой даже думаю: «А может не я выбрала эту профессию, а она, долго и настойчиво выбирала меня?». Каждому человеку хотя бы раз в жизни приходилось отвечать на подобный вопрос: «Кем вы хотели быть в детстве?». И действительно, у ребенка ещё в раннем детстве проявляются симпатии и склонности к определенной профессиональной деятельности. Если я сама сейчас задам себе данный вопрос, то с полной уверенностью скажу, что профессия учителя меня всегда привлекала, и я стремилась стать «скульптором» детских умов. Конечно, возникает вопрос о том, что же побудило меня выбрать данный род деятельности и посвятить себя детям. В том, что я стала преподавателем, большую роль сыграли мои учителя (Скобелева Любовь Павловна, Онекиенко Мария Ивановна, Крамар Вера Ефремовна, Мельман Галина Петровна) и классный руководитель – Полищук Валентина Александровна. Именно эти Люди (с большой буквы), благодаря своему педагогическому таланту научили меня разбираться в азах этого сложного предмета – обучение и воспитание молодого поколения. Что может быть сложней, важней и интересней этого вида деятельности? Это определило мой жизненный путь – и я учитель биологии, заместитель директора по научно-методической работе в МКОУ «Русскополянская гимназия №1». В процессе моего становления в роли учителя я определила для себя следующие педагогические задачи, которые и стараюсь решать каждый день:

Научить школьников быть независимыми. Чем больше мы для них делаем, тем меньше они учатся делать для себя сами, ведь как гласит известная поговорка: «Голодному человеку дайте не жареную рыбу, а невод».

Необходимо воодушевлять учеников максимально быть самими собой, ободрять каждого, чтобы он гордился своими достижениями.

Создать условия для выбора каждым учеником своего собственного образовательного маршрута, развития школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда.

Подготовить выпускников школ, обладающих глубокими знаниями, широким кругозором и умением сориентироваться на самостоятельное трудоустройство.

Отдавать себя детям, понимать их, находить радость в общении с ними, верить в то, что каждый из них – личность индивидуальная, неповторимая – вот основные составляющие, на мой взгляд, настоящего учителя. Я глубоко убеждена, что учитель должен верить, что все дети способны, талантливы и успешны. Только тогда он может добиться поставленной цели. А если нужного результата нет, то причину нужно искать, прежде всего, в учителе, в его неудачных методах, а не в бездарности детей. Мне близки и понятны слова В. А.Сухомлинского, который первый из педагогов объяснил низкие результаты обучения не природной бездарностью детей, а примитивными, кустарными методами обучения. Он писал: «Страшная это опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это разрушает морально, калечит человека… Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться». Я думаю, вряд ли кто из учителей поспорит с этим.

Понимаю, чтобы заставить ребенка мыслить, творить, создавать, необходим творческий подход к каждому методу, к каждому приему. И как следствие этого – повседневный поиск и…сомнения: сработает ли? Талант учителя, как мастера, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему. Чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Именно поэтому я стараюсь на уроках использовать приемы и методы развивающего обучения, которые не оставляют равнодушным ни одного ребенка на уроке, вовлекают детей в познавательную деятельность, заставляют их мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы. Мой , биология, благодатный материал для этого. Ничего не может быть интереснее, важнее, совершеннее, чем Живой организм, в котором все взаимосвязано, подчинено общим законам. Именно это изучает биология.

Сейчас думаю, как мне повезло! Свежесть радости открытий – вот что такое для меня и моих учеников школа. Быть учителем – это мой Путь! Я еще не прошла этот путь до конца. Я только остановилась, чтобы оглянуться назад. Моя история – это обычная история об обычной работе учителя. О том, что мы делаем каждодневно, о том, почему мы это делаем, и почему, не смотря на все трудности, остаемся верными своей профессии