Одной из любимейших книг юношества являетеся поэма Лермонтова «Мцыри». Страстная, написанная как бы одним дыханием, она близка молодежи неудержимым порывом к счастью, яркостью и определенностью чувств. С конца прошлого столетия поэма заняла прочное место в анналах русской литературы. Главная мысль, которую надо передать, это мысль о неистребимости человеческого стремления к свободе и счастью и о естественности этого стремления, Главное чувство - это чувство гордости за человека, для которого смерть лучше, чем жизнь в неволе и вдали от родины. Сюжет поэмы прост: это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря? Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, с детства попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и трехдневные скитания: знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского существования, приносят ощущение радости жизни, но не приводят к желанной цели - вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадает в монастырь. Смерть его неизбежна; в предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня»? В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана. Композиция «Мцыри» очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главке-строфе рассказана вся жизнь Мцыри в спокойном эпическом тоне; а все остальные строфы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в двух строфах, а о трех днях, проведенных Мцыри на свободе, написана целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы монастырской жизни. В центре поэмы - образ юноши, поставленногожизнью в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Монолог Мцыри позволяет читателю проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что его рассказ-лишь о том, что он видел и что делал, а не что переживал («душу можно ль рассказать?» - обращается он к монаху). Композиция монолога дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Сначала (строфы 3, 4, 5) Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный послушник, «душой дитя, судьбой - монах», он был одержим пламенной страстью к свободе (строфа 4), юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями (строфа 5). За этими мечтами и стремлениями Мцыри угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали их к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления. Затем Мцыри рассказывает, что он увидел «на воле». Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о виденных им живых картинах (а они ведут его к мыслям о родном ауле), что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. О том, какие картины он вспоминает и какими словами их рисует, раскрывается его пламенная, цельная в своих устремлениях натура. Наконец, в последующих строфах (начиная с 8-й) Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что он перечувствовал и пережил за эти дни свободной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым его душевным движением. Последние две строфы - прощание Мцыри с жизнью и его завещание. Не сумев вернуться на родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но и перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли - о родине, свободе, жизни, Кратко рассмотрев композицию поэмы, легко показать ее оправданность и закономерность. Особенность композиции не только в смещении последовательности событий, а в том, что все они показываются через субъективное восприятие героя. Не автор описывает переживания и чувства Мцыри, а герой сам рассказывает о них. В поэме преобладает лирический элемент, а эпическое повествование, включенное в монолог героя, сосредоточено на отдельных, наиболее напряженных моментах действия (встрече с грузинкой, бое с барсом. Имеет целью углубить впечатление о тех или иных свойствах и особенностях героя. В поэме везде на первом месте герой, а не события. Характер героя в значительной степени и определяет сюжет. Все названные особенности композиции в той или иной степени характерны для романтической поэмы. Мужественный, смелый, гордый, воодушевленный одной мечтой Мцыри не кажется суровым человеком или фанатиком своей страсти. При всей пламенности и силе его мечты она глубоко человечна, а характер юноши овеян не суровостью или «дикостью», как писали в дореволюционных методических пособиях, а поэтичностью. Поэтично, прежде всего, восприятие героем мира как чего-то бесконечно прекрасного, дающего человеку ощущение счастья. Мцыри сродни окружающей его природе, он сливается с ней и тогда, когда любуется чистотой небесного свода («…Я в нем глазами и душой тонул»), и тогда, когда испытывает исступление борьбы (как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков»,- говорит юноша). Поэтичны переживаемые им чувства восторга, радости. Поэтично его отношение к грузинке. Это мечтательное, неясное предчувствие любви, рождающее сладкую тоску и печаль. Мцыри понимает неповторимость и прелесть этого чувства, не случайно он говорит: * Воспоминанья тех минут * Во мне, со мной пускай умрут. Таким образом, Мцыри - это могучая, пламенная натура. Главное в нем - страстность и пламенность стремления к счастью, невозможному для него без свободы и родины, непримиримость к жизни в неволе, бесстрашие, смелость, отвага и мужество. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целен в своих устремлениях.

Урок литературы для 8 класса.

Тема: Художественное своеобразие поэмы "Мцыри" М.Ю. Лермонтова.

Цели урока:

    Образовательные: познакомить учащихся с историей создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри», выявить особенности композиции произведения; актуализировать знания о направлении - романтизм, о романтизме в характере героя; продолжить развитие навыков аналитической работы с текстом; воспитывать в учащихся способность к критическому мышлению; научить их образно выражать свои мысли.

    Развивающие: дальнейшее развитие навыков выразительного чтения лирического произведения, совершенствование умения строить логически-верное, последовательное и красноречивое высказывание (особенно важно для детей, изучающих русский как неродной), сопоставлять, анализировать, обобщать.

    Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова.

Тип урока: формирование новых знаний.

Оборудование: интерактивная доска, презентация , портрет М.Ю. Лермонтова художника А.И. Клюндера, иллюстрации к поэме «Мцыри», карточки с дидактическим материалом, учебник: Г.С. Меркина «Литература» 8 класс.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

Ребята, о творчестве какого поэта пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?

Детство М.Ю.Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, разлукой с отцом. Его воспитанием занималась любимая бабушка. Он прожил короткую жизнь, но успел подарить мировой литературе немало шедевров. Написать множество прекрасных поэм, стихотворений. Некоторые из них даже вдохновили композиторов на создание замечательных романсов.

Всмотритесь в портрет Лермонтова, написанного художником

А.И. Клюндером в 1838 году.
– Что старался передать художник в портрете поэта? (художник старательно пытался передать особое выражение глаз поэта).
– Почему? (Говорят, что глаза – зеркало души, ведь именно они помогают передать внутренний мир человека.).

3. Актуализация ранее изученного материала.

Чувство одиночества преследовало поэта всю его жизнь, и это чувство он передавал во многих своих произведениях.
– Какие из них вы помните? Какие знаете наизусть? (декламация стихотворения одним из учеников)
– Какие произведения на исторические темы вы читали?

Как вы думаете, почему поэт в своих произведениях обращался к историческим событиям, личностям?

(Возможно, его интересовали вечные проблемы человеческого достоинства, противостояния власти и народа, воли и безволия. Он пытался найти идеалы, хотел показать, как изменилось новое поколение.)

4. Слово учителя.

Лирика Лермонтова отличается внутренним единством лирического героя. Образ героя не статичен, он “движется”, постоянно меняясь, но это движение нарочито замедлено автором, в отличие от развития героев других поэтов XIX века. В творчестве Лермонтова все чаще и чаще обозначается образ обычного, неприметного ни чему усталого человека, совсем не похожего на героя лирики юного поэта. Но всё же, эти герои тесно связаны, обусловлено это сохранением основных мотивов, тем лирики, пронизывающих все творения поэта и формирующих образ его героя.
Лирика М.Ю. Лермонтова явилась взлетом романтизма в русской литературе. Это объясняется тем, что лирический герой Лермонтова - герой романтический. Он обладает особыми качествами романтика: он борется, страдает, находится в мятежных поисках.
Однако особенную силу в образе романтического героя Лермонтова получила тема одиночества:

Поколение Лермонтова характеризуется эпохой безвременья. В своих произведениях Лермонтов пишет о судьбе своих современников, о разочаровании, одиночестве, жизни без цели. Он тяготел к прошлому, стремился к созданию образов полных сил, гордости, мужества.

Одним из них является герой поэмы “Мцыри”, с которой мы сегодня познакомимся.

5. Формулировка темы урока (ученики формулируют тему совместно с учителем, записываю также эпиграф к поэме )

6. Формирование знаний и умений.

1) Выступление ученика с индивидуальным заданием. Сообщение об истории создания поэмы.

Замечательная поэма «Мцыри» была написана М.Ю. Лермонтовым в далеком 1839 году, но и сегодня продолжает поражать сердца читателей эпичностью и художественной красотой. За два года до написания поэмы поэт путешествовал по Кавказу. И там, в той особой среде, он познакомился с человеком, который впоследствии стал героем его произведения. Черты его характера воплотились в образе лирического героя.

Он встретил того юношу, путешествуя по военной грузинской дороге. Это был – пожилой, мудрый монах. Лермонтов был рад знакомству с ним, так как еще в возрасте 17 лет, он мечтал написать такое произведение, где описал бы превращение неопытного юнца в мудрого монаха. И познакомившись с настоящим монахом, поэт был счастлив и вдохновлен.

История его жизни схожа с сюжетом поэмы. Он провел годы юности в плену, совершил побег, но скоро заблудился в горах. Тогда он принял решение остаться в монастыре навсегда. Тогда он прошел посвящение и стал монахом. Тогда Лермонтов и взял за основу историю жизни и образ монаха и написал, уже через год – эту замечательную поэму.

Помимо этого, многие исследователи видят самого поэта в образе Мцыри. В лирическом герое отражается могучая сила, несгибаемость, воля. Но вместе с тем он личность глубокая, мягкая и душевная. Герой был раним и чувствителен, он всецело ощущал гармонию природы и всеми силами стремился слиться с ней воедино. Важно отметить, что пейзаж в поэме - не просто романтический фон. Она несет особую функцию. Она так же является героем поэмы. Мцыри воспринимает окружающую действительность как часть самого себя. Его натура стремится к свободе, сливается с окружающей природой, поражается и вдохновляется красотой мира.

Мцыри не боится опасностей, его душа обретает жизнь в содружестве с природой. Он бесстрашно борется с диким барсом. Он влюбляется в прекрасную горянку, это чувство так легко и нежно для него, будто горный ветер. Сюжет произведения не просто динамичен и полон событиями, он полон глубоких философских рассуждений. Бой с диким животным раскрывает всю мощь образа героя, не только физическую. Мцыри побеждает, но его слабого и безжизненного обнаруживают монахи и возвращают в келью.

2) Эвристическая беседа по прочитанной поэме.


– Как бы вы охарактеризовали настроение, царящее в поэме?
– Какие сцены вас особенно впечатлили?
– Каким вы представляете себе образ героя поэмы?

Учитель демонстрирует портрет Мцыри

Какие впечатления производит он на вас? Менялись ли они по мере того, как вы знакомились с героем ближе?
– По жанру Мцыри – поэма. Давайте вспомним определение поэмы.

Поэма – лиро-эпическое произведение, которое имеет стройную сюжетную линию и выражает чувства, переживания лирического героя.

В этом году мы познакомились с тремя основными литературными направлениями. Напомните их.
– К какому из них вы отнесли бы “Мцыри” и почему?

(к романтизму, поскольку главный герой одинок, имеет сильный, вольнолюбивый характер, стремится к свободе, его не понимают окружающие. Помимо этого, он оказывается в новой для него обстановке, действие поэмы происходит на фоне яркой природы Кавказа.)

Как вы думаете можно ли Мцыри назвать романтическим героем?

Вывод: Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий.

Когда образ героя многозначителен значительно осложняется его интерпретация для создания иллюстрации.
(Демонстрация работ разных художников) Мы можем проследить отличия в образах героя, изображенных разными художниками. У каждого из них свой Мцыри. Каждый иначе передает черты лица, телосложение, настроение и эмоции героя. Возможно, художники сталкиваются с проблемой неоднозначности характеристики героя. Тогда каким следует изображать Мцыри?
С 1863 по 2005 год было создано более сорока портретов героя.
Л. О. Пастернак изобразил сцену беседы Мцыри с чернецом. В движениях рук героя чувствуется порыв, направленный к свободе, в дикую природу, в родные края. Юный монах противопоставлен статичной фигуре старого чернеца. Художник использовал метод пластических вариаций для индивидуализации образов каждого из героев. Ф. Д. Константинов изобразил Мцыри смелым и сильным. И. С. Глазунов показал его в противоположных состояниях, напряженным и умиротворенным.
Попробуйте ответить в чем причина появления столь разных образов одного и того же героя в воображении художников?
Герою поэмы присущи качества, которые необходимо обозначить для понимания замысла М.Ю. Лермонтова, для анализа имеющихся и для создания новых иллюстраций.

Мы изучили изобразительный и литературный образы главного героя.

Какой вывод можно сделать?
-в своем герое М.Ю.Лермонтов воплотил все, что, по его мнению, недоставало его современникам: «вечное искание»,порыв к свободе, право на «беспокойное движение» духа; при всем многообразии сущностей Мцыри, он остается цельным плодом воображения писателя.

3) Проверочная работа.

Выяснить композиционные особенности поэмы невозможно без знания терминологии литературы. Поэтому сейчас с вами проведем небольшую проверочную работу .

В карточках вам нужно установить соответствия литературоведческих терминов и их значений.

4) Создание проблемной ситуации.

Ребята, на ваш взгляд, как эпиграф связан с темой произведения?

Тема “Мцыри” – изображение сильного, смелого, вольнолюбивого юноши, выросшего в плену мрачного монастыря, страдающего от тяжелой жизни и решившего во что бы то ни стало вырваться на свободу именно тогда, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час.
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.

Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?

Определите идею.

Идея поэмы – борьба за свободу. Лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет11 полноправно, а существует. Возможно, для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

5) Беседа о сюжете и композиции поэмы.

В поэме 26 глав. Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы, когда обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах? (для раскрытия сложных переживаний героя, которые он испытывал, когда был на воле.)
– Что видел Мцыри на свободе?
– Что делал он, вырвавшись из монастыря?
– Что узнал о себе герой за три блаженных дня? Что он человек, для чего создан, зачем живет.
– Какова структура поэмы?

(Композиция очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, во второй главе рассказана жизнь героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получал за многие годы монастырской жизни.)

Вывод: таким образом, можно сказать, что композиция рамочная

Как вы думаете, почему повествование передано герою?

(В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Его монолог позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил (“душу можно ль рассказать? – обращается он к монаху).

6) Лексическая работа.

Определите лексическое значение слова “исповедь”.

Слово “исповедь” имеет следующее значение:

1. Покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь;
2. Сообщение своих мыслей, взглядов.

В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

7. Закрепление знаний и умений.

А) Групповая работа (в парах)

Композиция монолога – исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Просмотрите текст, составьте схему композиции.

Б) Аналитическая беседа.

Можно сказать, что вся поэма является исповедью, в которой юный монах повествует о том, что происходило с ним за три дня свободы. Но назвать монолог Мцыри исповедью не совсем правильно: страстный рассказ монаха не проникнут чувством раскаяния, и он не намерен рассуждать о своих грешных помыслах и вымаливать прощение за них. Это напоминает проповедь, ведь Мцыри защищает свое право на свободу и счастье, Мцыри отрицает монашеские устои: «кельи душные и молитвы» , «сумрачные стены» , в которых вырос - «душой дитя, судьбой - монах» .

Он понимает, что судьба лишила его Родины, дома, семьи - всего того, что есть у обычных людей, выросших на свободе. Он вынужден был бросить вызов судьбе и в страшную холодную ночь бесстрашно отважился на побег. Мцыри непоколебим и даже перед лицом смерти произносит:

Меня могила не страшит…

Такое мужество и отвага рождены мечтой быть свободным. Жажда воли подсказана величием кавказских гор, ведущих разговор с героем и небом. Необходимость «пройти в родимую страну» рождена одиночеством, желанием «хотя б на миг прижать пылающую грудь» к груди родной. Несколько дней, проведенные Мцыри вне стен монастыря, укрепили его. За этот небольшой отрезок времени он узнал, что такое счастье и любви, познал цену человеческой жизни и свободы. Теперь у него есть желание вступить в спор со стариком, пришедшим выслушать рассказ юноши.

Основная часть поэмы должна была представлять собой борьбу: на одной стороне послушание монаха, отказ от обыденных радостей и надежда на другую, загробную жизнь, на другой - необходимость борьбы, стремление к воле, противостояние духовному рабству, борьба против священного порядка.

Только борьба невозможна, ведь говорит один Мцыри. Он тщетно обращается к чернецу с призывом его отвечать на его вопросы. А сам будто и не слушает его, ведь может слышать только то, что творится в его душе. Он настолько полон впечатлений и эмоций, что не в силах выразить все словами. Там, за стеной, для него открылся новый чудесный, манящий мир.

К ульминацией поэмы можно обозначить сцену боя с барсом. Герой вышел один против свирепого хищника. Но безоружный Мцыри оказывается сильнее и ловчее зверя, потому что им управляет не только инстинкт самосохранения. Им движет вдохновение. А вдохновлен он ни чем иным, как жаждой свободы и вольной жизни. Он бросает все свои силы на победу, но не смеет не признать силу поверженного зверя:

В своей исповеди монах говорит о своей жизни в монастыре. Возникает образ старинного монастыря с маленькими кельями, строгими законами и атмосферой, где под запретом все естественные стремления.

Вывод: Вся поэма пропитана глубокой эмоциональностью и порывом страсти. Тема поэмы и образы, описанные в ней актуальны уже многие годы. В поэме автор отразил свою жизненную философию. Это произведение о ценности человеческой жизни, которая для Лермонтова находит отражение в праве выбора, в вольномыслии, в чувстве достоинства, в ярком стремлении к свободе. Поэма "Мцыри" М.Ю.Лермонтова раскрывает масштаб личности самого поэта. Лирический герой очень близок самому поэту. У них общая философия, мировоззрение. Эта поэма по праву считается великим достижением русского романтизма. Вся жизнь для Лермонтова, как и поэма похожа на бесконечную импровизацию, которая поглощает читателя с первых строк и льется бурным потоком любви к жизни.

8. Рефлексия.

9. Определение дифференцированного домашнего задания:

    Подготовить пересказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Образ юного монаха”.

    Раскрыть значение слова свобода по толковому словарю.

    Ответить на вопросы:
    Какова цель побега Мцыри из монастыря? (письменно)
    Найти пейзажные зарисовки. Определить их значение для художественного облика поэмы.
    Отметить художественные приемы, использованные Лермонтовым, при изображении своего героя.
    Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно значимыми? Почему?

Приложение А

1. Установите соответствия литературоведческих терминов и их значений.

Другие материалы по творчеству Лермонтов М.Ю.

  • Краткое содержание поэмы "Демон: восточная повесть" Лермонтова М.Ю. по главах (частях)
  • Идейно-художественное своеобразие произведения "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • Краткое содержание "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности» В.Г. Белинский
  • Горькая дума Лермонтова о судьбах своего поколения (по лирике и роману «Герой нашего времени»)

История создания

Замысел поэмы «Мцыри» возник у Лермонтова еще в 1831 году. Семнадцатилетний поэт размышлял о судьбе своего ровесника, монаха, томящегося в монастыре: «Написать записки молодого монаха 17 лет. - С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. - Идеалы...». На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, знакомство с кавказским фольклором. Впервые на Кавказе Лермонтов побывал в детстве вместе с бабушкой. Ребенком его возили на воды лечиться. Позже впечатления от кавказской природы еще более усилились. Биограф поэта П.А. Висковатов пишет (1891): «Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы». Одна из таких легенд - народная песня о тигре и юноше. В поэме она нашла отзвук в сцене боя с барсом.

Историю возникновения сюжета «Мцыри» со слов двоюродного брата Лермонтова А.П. Шан-Гирея и родственника поэта по материнской линии А.А. Хастатова изложил П.А. Висковатов (1887): «Когда Лермонтов, странствуя по старой Военно-грузинской дороге (это могло быть в 1837 г.), изучал местные сказания,... он наткнулся в Мцхете... на одинокого монаха, или, вернее, старого монастырского служку, «бэри» по-грузински. Сторож был последний из братии упразднённого близлежащего монастыря. Лермонтов с ним разговорился и узнал от него, что он родом горец, пленённый ребёнком генералом Ермоловым во время экспедиции. Генерал вёз его с собой и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырём, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался жить в монастыре, где особенно привязался к старику монаху. Любопытный и живой рассказ «бери» произвёл на Лермонтова впечатление. К тому же он затрагивал уже знакомый поэту мотив, и вот он решился воспользоваться тем, что было подходящего в «Исповеди» и «Боярине Орше», и перенёс всё действие... в Грузию».

На рукописи поэмы рукой Лермонтова поставлена дата её завершения: «1839 года. Августа 5». В следующем году поэма была напечатана в книге «Стихотворения М. Лермонтова». В черновом варианте поэма носила название «Бэри» (сноска Лермонтова: «Бэри по-грузински: монах»). Послушник - на грузинском языке - «мцыри».

Поэт и мемуарист А.Н. Муравьёв (1806-1874) вспоминал: «Песни и поэмы Лермонтова гремели повсюду. Он поступил опять в лейб-гусары. Мне случилось однажды, в Царском Селе, уловить лучшую минуту его вдохновения. В летний вечер я к нему зашёл и застал его за письменным столом, с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны. «Что с тобою?» - спросил я. «Сядьте и слушайте», - сказал он, и в ту же минуту, в порыве восторга, прочёл мне, от начала до конца, всю свою великолепную поэму «Мцыри» («послушник» по-грузински), которая только что вылилась из-под его вдохновенного пера. Внимая ему, и сам я пришёл в невольный восторг: так живо выхватил он, из рёбр Кавказа, одну из разительных сцен и облёк её в живые образы перед очарованным взором. Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления. Много раз впоследствии перечитывал я «Мцыри», но уже не та была свежесть красок, как при первом одушевлённом чтении самого поэта».

«Мцыри» -.любимое произведение Лермонтова. Он с удовольствием читал ее вслух. В мае 1840 года Лермонтов читал отрывок из «Мцыри» - бой с барсом - на именинах у Гоголя в Москве. «И читал, говорят, прекрасно, - передавал писатель С.Т. Аксаков со слов гостей, присутствующих в тот день на именинном обеде» (по И.Л. Андроникову).

Род, жанр, творческий метод

Поэма - излюбленный жанр Лермонтова, им было написано около тридцати поэм (1828-1841), но опубликовал Лермонтов только три из них: «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Тамбовскую казначейшу» и «Мцыри». «Хаджи Абрек» был напечатан в 1835 году без ведома автора. Не увидел свет и «Демон», над которым Лермонтов работал с 1828 года.

Поэмы, как и лирика Лермонтова, носили исповедальный характер, часто они представляли собой монолог или диалог героев, становились психологическим портретом исключительной личности. Но в отличие от лирики, лиро-эпический жанр давал редкую возможность показать героя в действии, со стороны, в самой гуще жизни. Предметом изображения, особенно в поэмах 30-х годов, становится столкновение героя с миром, романтический конфликт.

Поэма «Мцыри» является романтическим произведением со всеми характерными чертами этого литературного направления. Это, в первую очередь, противоречие между идеалом и действительностью, исповедальное начало, а также символичные сюжет и образы. Образ самого Мцыри также наделен романтическими чертами, которые сочетаются с реалистичностью. Исповедь героя дает возможность психологически точно раскрыть внутренний мир героя.

Поэме предшествует эпиграф, являющийся ключом к содержанию. Это фраза из библейской легенды об израильском царе Саулу и его сыне Ионафане, который нарушил запрет отца не принимать пищу до вечера. Вся земля источала мед, а воины были голодны после сражения. Ионафан нарушил запрет и фразу «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» он произносит в ожидании казни. Однако разум народа восторжествовал над «безумием» царя. Народ вступился за осужденного и спас его от казни, потому что юноша помог разбить врагов. «Мед земной», «медовая тропа» - некогда популярные образные выражения, восходящие к этой легенде и ставшие символическими.

Поэма написана в форме страстной исповеди героя.

Тема

Многочисленные определения темы поэмы «Мцыри» рациональны. Каждое из них дополняет палитру поэтического замысла Лермонтова.

Поэма о свободолюбивом горце, исповедующем мусульманскую веру и погибающем вдали от родины в христианском монастыре. В поэме выразилось отношение Лермонтова к кавказской войне и к судьбам молодых людей своего поколения. (А.В. Попов)

«Мцыри» - поэма «о юноше, лишенном свободы и погибающем вдали от родины. Это поэма о современнике Лермонтова, о его сверстнике, о судьбе лучших людей того времени». (И.Л. Андроников)

В поэме «Мцыри» «выдвинута... проблема борьбы за моральные ценности, человеческого поведения, гордости и убеждений, проблема «веры гордой в людей и жизнь иную». (Б. Эйхенбаум)

Родина и свобода объединяются в один многозначный символ. Ради Родины герой готов отказаться от рая и от вечности. Мотив узника перерастает в мотив обречённости на одиночество. Но это одиночество тоже не может быть состоянием героя - он должен или «принять монашеский обет», или, «глотнув свободы», умереть. Эти две жизни непримиримы, и выбор обусловлен «пламенной страстью», живущей в Мцыри. Все перечисленные темы нашли свое отражение в поэме Лермонтова. Все они ведут читателя к пониманию внутреннего мира героя, его мыслей и чувств.

Идея

Революционерам-демократам был близок бунтарский пафос поэмы. Белинский писал, что Мцыри - «любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью». По мысли Н.П. Огарева, Мцыри у Лермонтова - «его самый ясный или единственный идеал».

В современном прочтении «Мцыри» актуален вовсе не бунтарский пафос поэмы, а ее философский смысл. Естественная среда, с которой стремится слиться Мцыри, противостоит его монашескому воспитанию. Мцыри пытается перепрыгнуть пропасть и вернуться в совершенно иной культурный мир, когда-то родной и близкий ему. Но разорвать с привычным укладом жизни не так просто: Мцыри отнюдь не «природный человек», он не умеет ориентироваться в лесу, среди изобилия страдает от голода.

Идеи жизни и свободы пронизывают художественную ткань произведения. Утверждается активное, деятельное отношение к жизни, полнота ее, достигаемая в борьбе за свободу, в верности идеалу свободы даже в трагических условиях поражения.

Характер конфликта

Романтический конфликт поэмы задан исключительностью главного героя. Бегство Мцыри - это стремление к воле и свободе, неодолимый зов природы. Поэтому в поэме такое большое место занимают упоминания о ветре, птицах, зверях. Да и у самого Мцыри природа рождает первобытную звериную силу. Современники Лермонтова указывали на необузданную страстность Мцыри, рвущегося на широкий простор, охваченного «безумной силой», вопиющей «против всяких общественных понятий и исполненной к ним ненависти и презрения».

Выявляется характерный для творчества Лермонтова конфликт между взглядом на мир и непосредственным восприятием окружающего. Родство Мцыри с вольной, стихийной природой заметно отчуждает его от мира людей, на фоне природы глубже постигается мера одиночества героя. Поэтому для Мцыри близость с природой - это возможность обрести род, родину, вернуться к первоначальным истокам. Трагедия Мцыри заключается в противоречии между мужественностью его духа и слабостью тела.

Основные герои

Поэма Лермонтова с одним героем. Это молодой горец, взятый в шестилетнем возрасте в плен русским генералом (подразумевается генерал А.П. Ермолов). Вся его недолгая жизнь прошла в стенах монастыря. «Жизнь, полную тревог» противопоставляет Мцыри «жизни в плену», «чудный мир тревог и битв» -- «душным кельям и молитвам». Своим идеалам он остаётся верен до конца. И в этом его нравственная сила. Путь на Родину, попытка обрести «родную душу» становится единственной возможностью для существования.

Образ Мцыри сложен: это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и «естественный человек», и жаждущий познания дух, и сирота, мечтающий о доме, и юноша, вступающий в пору столкновений и конфликтов с миром. Особенность характера Мцыри - ироническое соединение строгой целеустремленности, могучей силы, твердой воли с исключительной мягкостью, задушевностью, лиризмом по отношению к родине.

Мцыри чувствует гармонию природы, стремится слиться с ней. Он ощущает её глубину и тайну. Речь в данном случае идёт о реальной, земной красоте природы, а не о существующем лишь в воображении идеале. Мцыри прислушивается к голосу природы, восхищается барсом как достойным противником. И дух самого Мцыри непоколебим, несмотря на физический недуг. "

Белинский назвал «Мцыри» любимым идеалом поэта. Для критика Мцыри - это «огненная душа», «могучий дух», «исполинская натура».

Одним из действующих лиц выступает в поэме природа. Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа. Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно судить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Например, он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссушающий зной в горах.

Сюжет и композиция

В основе сюжета Мцыри лежит традиционная романтическая ситуация бегства из неволи. Монастырь как тюрьма всегда привлекал мысль и чувства поэта, причем Лермонтов не ставил знак равенства между монастырем и верой. Бегство Мцыри из монашеской кельи не означает безверия: это яростный протест героя против неволи.

В поэме 26 глав. Мцыри в поэме не только герой, но и рассказчик. Форма исповеди является средством наиболее глубокого и правдивого раскрытия психологии героя. В поэме она занимает большую часть. Исповеди предшествует авторское вступление, которое помогает читателю соотнести действие поэмы с определенными историческими событиями. Во вступлении Лермонтов уделяет внимание наиболее ярким эпизодам поэмы: это созерцание природы Кавказа и мысли героя о родине, сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря, встреча героя с грузинкой, его поединок с барсом, сон в степи. Сюжетной завязкой поэмы является сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря. Кульминацией поэмы можно назвать поединок юноши с барсом, в котором нашел свое воплощение основной мотив всего творчества поэта - мотив борьбы. Композиционное построение поэмы имеет замкнутую форму: в монастыре действие началось, в монастыре оно и закончилось. Таким образом, в поэме находит свое воплощение мотив судьбы, рока.

Художественное своеобразие

М.Ю. Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ ге-роя-бунтаря, неспособного к компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри - поразительно цельная, завершенная. Он - герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы.

Герой и автор внутренне близки. Исповедь героя - это исповедь автора. В единый взволнованный и волнующий монолог поэмы включены и голос героя, и голос автора, и сам величественный кавказский пейзаж. Воплощению авторского замысла помогают поэтические образы. Среди них важную роль играет образ грозы. Гроза - это не только явление природы, но и выражение гнева Божия. Противопоставляются образы « Божьего сада» и «вечного леса».

Как уже отмечалось, трем дням свободы посвящена вся исповедь героя. Уже во времени: три дня - свобода, вся жизнь - неволя, автор обращается к антитезе. Временная антитеза усиливается образной: монастырь - тюрьма, Кавказ - свобода.

В поэме большое многообразие средств художественной выразительности. Самым употребительным является такой троп, как сравнение. Сравнения подчёркивают эмоциональность образа Мцыри (как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник; он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал). Сравнения отражают мечтательность натуры юноши (я видел горные хребты, причудливые, как мечты, когда в час утренней зари курилися, как алтари, их выси в небе голубом; в снегах, горящих, как алмаз; как узор, на ней зубцы далёких гор). С помощью сравнений показано как слияние Мцыри с природой, сближение с ней (сплетясь, как пара змей), так и отчуждённость Мцыри от людей {Я сам, как зверь, был чужд людей и полз прятался, как змей; я был чужой для них навек, как зверь степной).

В этих сравнениях - сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом оборачивается сознанием высокой ценности борьбы, мужества. С помощью сравнений она показана как схватка диких природных сил. Сравнения подчёркиают эмоциональность образов, раскрывают жизненный опыт и представления героев.

Метафорические эпитеты передают: душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв. (пламенная страсть; сумрачные стены; блаженные дни; пылающая грудь; в холодной вечной тишине; бурное сердце; могучий дух), поэтическое восприятие мира (снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул; сонные цветы; две сакли дружною четой).

Метафоры передают напряжённость, гиперболичность переживаний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств (бой закипел; но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит; судьба... смеялась надо мной! я тайный замысел ласкал; унестъ в могилу за собой тоску по родине святой, надежд обманутых укор; мир божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжёлым сном). С помощью развёрнутых олицетворений передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи предельно романтические. Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи, она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна. В природе Кавказа поэт-романтик находит то величие и красоту, которых недостаёт человеческому обществу (там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры; и миллионом чёрных глаз смотрела ночи темнота сквозь ветви каждого).

Риторические вопросы, восклицания, обращения также являются средством выражения сильных душевных переживаний. Большое количество риторических вопросов и восклицаний придают поэтической речи взволнованность и страстность (дитя моё, останься здесь со мной; о милый мой! Не утаю, что я тебя люблю).

Созданию лиризма способствует анафора (единоначатие). Анафоры усиливают впечатление, нагнетают ритм. Бурное, радостное биение жизни ощущается в самом ритме строфы с её бесконечным разнообразием эпитетов, с симметричным синтаксисом строк, с повторением союзов.

Тогда на землю я упал;
И в исступлении рыдал,
И грыз сырую грудь земли,
И слёзы, слёзы потекли...
Он с детских глаз уже не раз
Сгонял виденья снов живых
Про милых ближних и родных,
Про волю дикую степей,
Про лёгких бешеных коней...
Про битвы чудные меж скал,
Где всех один я побеждал!..

Итак, на основе предшествующего анализа мы можем сделать вывод о том, что в многообразии изобразительновыразительных средств лермонтовской поэмы проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя. С их помощью создаётся страстный, приподнятый тон поэмы. Поэтика переключает на высокую и вневременную волну. Время поэмы ближе к обобщённому, чем к реальному. Это философское произведение о смысле бытия, об истинной ценности человеческой жизни, которую поэт видит в свободе, активности, человеческом достоинстве. Не только в словах и мыслях героя, но и во всей поэме ощущается пафос свободы и человеческой активности.

Поэма написана 4-стопным ямбом с мужскими окончаниями, который, по словам В.Г. Белинского, «...звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонирует с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы». Смежные мужские рифмы, четкое и твердое звучание обрамляемых или разрываемых этими рифмами фраз укрепляют энергичную мужественную тональность произведения.

Значение произведения

Лермонтов - крупнейший представитель русского и мирового романтизма. Романтический пафос в значительной мере определил направление всей лермонтовской поэзии. Он стал продолжателем лучших прогрессивных традиций предшествующей ему литературы. В поэме «Мцыри» до конца раскрылся поэтический талант Лермонтова. Не случайно Мцыри - герой, близкий по духу самому поэту, «любимый идеал Лермонтова» (В.Г. Белинский).

Поэма «Мцыри» вдохновляла не одно поколение художников. В разное время иллюстрировали поэму В.П. Белкин, В.Г. Бехтеев, И.С. Глазунов, А.А. Гурьев, Н.Н. Дубовской, Ф.Д. Константинов, П.П. Кончаловский, М.Н. Орлова-Моча-лова, Л.О. Пастернак, К.А. Савицкий, В.Я. Суреньянц, И.М. Тоидзе, Н.А. Ушакова, К.Д. Флавицкий, Е.Я. Хигер,

А.Г. Якимченко. Рисунки на тему «Мцыри» принадлежат И.Е. Репину. Фрагменты поэмы были положены на музыку М.А. Балакиревым, А.С. Даргомыжским, А.П. Бородиным и другими композиторами.

Валова Нина Леонидовна

Поэма "Мцыри". Художественное мастерство М.Ю. Лермонтова

Цели: 1. Совершенствовать умения: проводить исследовательскую работу; определять в поэтическом тексте роль изобразительно-выразительных средств языка; анализировать произведение в единстве формы и содержания. 2. Формировать коммуникативные навыки через работу в группе, создавать комфортную среду для реализации возможностей и способностей личности и ситуацию успеха. 3. В атмосфере сотрудничества предоставить условия для эстетического развития учащихся, закрепить способность получать эстетическое наслаждение при общении с произведением искусства.

Словарь: поэма, лиризм, пафос, исповедь, монолог, эмоциональность, экспрессия, экзотический, символика, анафора, параллелизм (синтаксический).

I. Вступительное слово.

О поэзии Лермонтова известный совр. исследователь её Д.Е.Максимов писал:

“Л. – крупнейший представитель рус. и мирового романтизма ”. Романтический пафос в значительной мере определил направление всей лермонтовской поэзии. В рус. лит. Л. принадлежит к числу тех поэтов, кто больше др. отличается “лица не общим выраженьем”: характерностью поэтич. почерка, неповторимостью поэтич. голоса. Да и сам Л. годился в романтические герои (рассматриваем автолитографию А.С.Пруцких). Он точно создан был поэтом-романтиком. Как искренние признания звучат его слова из юношеского стихотворения (“К*** - “Не думай, чтоб я был достоин сожаленья...”):

Я молод, но кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел:
У нас одна душа, одни и те же муки;-
О если б одинаков был удел!...
Как он ищу забвенья и свободы,
Как он, в ребячестве пылал уж я душой,
Любил закат в горах, пенящиеся воды
И бурь земных и бурь небесных вой!

Романтическими мотивами пронизаны все произведения Лермонтова.

II. Анализ “Мцыри” как романтической поэмы.

Постановка цели : доказать, что “Мцыри” - романтическая поэма на основе предшествующего анализа и результатов самостоятельного исследования текста.

Посмотрим, как проявляется худож. маст-во Л., каким арсеналом изобразительно-выразительных средств пользуется поэт, как с их помощью создаётся образ романт. героя, воплощается ведущая идея. (Запись темы в тетрадях). На доске – канва плана, заполним её по ходу урока. (Запись на доске): План.

1. Лиризм: а) б) 2. Особенности изображения характера героя: а) б) в)

3. Многообразие, красочность изобразительно-выразительных средств языка поэмы:

а) б) в) г) д) е) ё)

Мцыри” - романтическая поэма.

Докажем принадлежность к жанру. (Поэма – это лиро-эпический жанр. “Мцыри” – поэма, т.к. в произведении преобладает субъективно-лирическое начало).

В чём проявляется лиризм? (При ответе делаем запись на доске и в тетрадях:

1. Лиризм: а) изображение внутреннего мира героя (история душевных переживаний Мцыри)

б) близость переживаний Мцыри мыслям и чувствам автора.

Каковы особенности изображения характера героя?

2. Особенности изображения характера героя.

а) герой, наделённый сильными чертами характера, с необычной судьбой. Напряжённость, гиперболичность переживаний.

б) действие сосредоточено вокруг одного героя, в котором воплощён идеал.

В чём выражается этот идеал ? (В стремлении человека к свободе, любви к Родине).

в) экзотический пейзаж, помогающий раскрытию характера героя.

Из каких событий складывается сюжет ? с.4

(Картины детства, юность в монастыре, бегство, поиски Родины, встреча с грузинкой, бой с барсом, возвращение в монастырь, болезнь, смерть).

Какое из этих событий является идейным, сюжетным центром ? (Побег = борьба за свободу).

Пафос поэмы – в поэтизации подвига, в ней утверждается идеал жизни-борьбы.

Прослушаем строфы, выражающие этот идеал. (Выразительное чтение наизусть строф 3, 8).

В какой форме излагается содержание поэмы? (Исповедь – монолог ).

Это взволнованная речь чел., долго томившегося в неволе и страстно любящего свободу. Герой сам расск. о св. чувств., и события даны через его восприятие. Рассказ о 3 днях свободы – это описание чувств, стремлений, мыслей. Во взволнованности, в созвучии переживаний героя мыслям и чувствам поэта и проявляется лиризм поэмы.

Чтение наизусть строф 17-18. Это - кульминационный момент.

Как же передаётся взволнованность, страстность, с помощью каких средств? Переходим к следующему вопросу.

3. Многообразие, красочность изобразительно-выразительных средств языка поэмы. с.5

В эпизоде боя с барсом самым употребительным является такой троп, как сравнение. Поэтому прослушивание сообщений групп о результатах исследования поэтического текста начнём с определения изобразительно-выразительных функций сравнений в поэме.

А) Сравнение (Сообщение группы)

Сравнения подчёркивают эмоциональность образа Мцыри (“как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник”, “ он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал” (строфа 2).

Они отражают мечтательность натуры юноши (“я видел горные хребты, причудливые, как мечты, когда в час утренней зари курилися, как алтари, их выси в небе голубом, и облачко за облачком, покинув тайный свой ночлег, к востоку направляло бег – как будто белый караван залётных птиц из дальних стран!”, “в снегах, горящих, как алмаз” (с.6), “как узор, на ней зубцы далёких гор” (с.9).

Природа одушевляется: “дерев, разросшихся кругом, шумящих пёстрою толпой, как братья в пляске круговой” (с.6), “вой протяжный, жалобный, как стон”, “он застонал, как человек” (с.17).

Сравнения передают поэтичное восприятие природы Мцыри, его умение воспринимать с.6

прекрасное. Мир природы настраивает на спокойную созерцательность, даёт ощущ. гармонии.

С помощью сравнений показано слияние Мцыри с природой, сближение с ней (“сплетясь, как пара змей” - с.18). Это взаимообратный процесс: зверь – очеловечивается, человек – как зверь, и в этом проявляется их близость. В то же время эти сравнения подтверждают отчуждённость Мцыри от людей: “Я сам, как зверь, был чужд людей и полз прятался, как змей” (с.9), “я был чужой для них навек, как зверь степной” (с.15) – шакал “кричал и плакал, как дитя” (с.9), “он застонал, как человек” (с.17).

“Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он,
Как будто сам я был рождён
В семействе барсов и волков...”
“В груди моей родился тот
ужасный крик,
Как будто с детства мой язык к иному звуку не привык!”
“Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!”(с.18)

В этих сравнениях – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом оборачивается сознанием высокой ценности б-бы, муж-ва. С помощью сравн. она показана как схватка диких природных сил. А в природе естественно устанавливаются справедливые законы. В 21 строфе развёрнутое сравнение “На мне печать свою тюрьма оставила... Таков цветок темничный... Едва взошла заря, палящий луч её обжёг в тюрьме воспитанный цветок...” имеет символическое значение : монастырь – тюрьма, солнечный ожог – “ожог” от свободы.

Итак, сравнения подчёркивают эмоциональность образов, раскрывают жизненный опыт и представления героев. с.8

Б) Метафорические эпитеты (Сообщение группы).

Метафорические эпитеты передают: 1) душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв: “пламенная страсть, сумрачные стены, блаженные дни, пылающая грудь, в холодной вечной тишине, бурное сердце, могучий дух, страшно бледен, дружбы...живой меж бурным сердцем и грозой, грозящей бездны, сердитый вал, отчаянной рукой, бешеный скачок, страшной смертью, смертельный бой, и я был страшен, ужасный крик, страшный сон, волю дикую, жар бессильный и пустой, безжалостного дня”, лёгкий шум шагов; голос, сладко вольный; сладкою тоской, в тюрьме воспитанный цветок”;

2) поэтическое восприятие мира : “снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул, сонные цветы, волшебным, странным голосам; две сакли дружною четой, “объятья жадные” тучки, мир молчаливый; лёгких, бешеных коней; битвы чудные, лучей живительных, свежих островов, шепчущих кустов, взор рыбки “грустно нежен и глубок”, её сребристый голосок, чудных снов, вольную струю, воздух так душист, играющий на солнце лист”. с.9

В) Метафоры (Сообщение группы ). с.10

“Летние жары покрыли тенью золотой лицо и грудь её, и зной дышал от уст её и щёк. И мрак очей был так глубок...” - типично романтическая лексика. “Казалось, приросли к скале две сакли дружною четой” (с.13). “И двух огней промчались искры...То был пустыни вечный гость..”, “Сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови...да, рука судьбы вела меня иным путём...” (с.16). “Бой закипел” (с.17). “Но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит”. “Судьба...смеялась надо мной!” (с.19). “Проснулся день, и хоровод светил напутственных исчез в его лучах. Туманный лес заговорил”. “Смутный гул в долине с ветром пробежал...”. “Я тайный замысел ласкал...”. “...унесть в могилу за собой тоску по родине святой, надежд обманутых укор...”. “Казалось, звон тот выходил из сердца” (с.20). “...палил меня огонь безжалостного дня”, “иссохший лист её венцом терновым над моим челом свивался, и в лицо огнём сама земля дышала мне. Сверкая быстро в вышине, кружились искры... Мир божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжёлым сном” (с.22). “...моя в огне...(рука) Знай, этот пламень с юных дней Таяся жил в груди моей; Но ныне пищи нет ему, И он прожёг свою тюрьму…” (с.25)

Метафоры передают напряжённость, гиперболичность переживаний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира . Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств. с.11

Г) Развёрнутые олицетворения (Сообщение группы). с.12

“Там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры” (с.1).

“Поток, усиленный грозой, шумел, и шум его глухой сердитой сотне голосов подобился. Хотя без слов мне внятен был тот разговор, немолчный ропот, вечный спор с упрямой грудою камней. То вдруг стихал он, то сильней он раздавался в тишине...” (с.10). “Растений радужный наряд хранил следы небесных слёз, и кудри виноградных лоз вились, красуясь меж дерёв прозрачной зеленью листов; и грозды полные на них, серёг подобье дорогих, висели пышно...И снова вслушиваться стал к волшебным, странным голосам; они шептались по кустам, как будто речь свою вели о тайнах неба и земли; и все природы голоса сливались тут...” (с11). “Уж луна вверху сияла, и одна лишь тучка кралася за ней, как за добычею своей, объятья жадные раскрыв” (с.14). “И миллионом чёрных глаз смотрела ночи темнота сквозь ветви каждого куста (с.15).

С помощью развёрнутых олицетворений передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи сгущённо, предельно романтические.

Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи, она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна. В природе Кавказа поэт-романтик находит те величие и красоту, к-х недостаёт человеческому обществу. с.13

Д) Инверсия (сообщение группы). с.14

Инверсия - по-латински перестановка, это отступление от обычного порядка слов:

подлежащее + сказ., определение + определяемое слово (существительное), сказуемое + обст. Слово, перемещённое на необычное место, делается более заметным, приобретает особую интонацию, фраза делается более выразительной. Перемещаются слова, которые наиболее важны для создания худож. образа , чтобы привлечь особое внимание. Подчёркиваются слова, важные в идейно-художественном отношении.

Примеры: ребёнка пленного , без жалоб он томился; тихо, гордо умирал; по стороне своей родной; гордо выслушав, привстал; думы власть, от келий душных,

земле чужой, юности мечты, тебе есть в мире что забыть; в снегах, горящих, как алмаз; ... делал я на воле; для воли ильтюрьмы на этот свет родимся мы; рукою молнию ловил; дружбы краткой, но живой ; много я часов бежал ; и странной, сладкою тоской опять моя заныла грудь; я цель одну – пройти в родимую страну – имел в душе; слезы не знал я никогда; и в груди моей родился тот ужасный крик ; снов...про волю дикую степей, про битвы чудные; томил меня огонь безжалостного дня; и в лицо огнём сама земля дышала мне.

Е) Риторические вопросы, восклицания, обращения (сообщение группы). с.15

Риторические вопросы, обращения, восклицания являются средством выражения сильных душевных переживаний.

Риторич. вопрос – это утверждение высказывания в форме вопроса. Вопрос. форма настораживает внимание, заставляет подумать, а следовательно, и глубже воспринять те мысли и пережить те чувства, которые автор выражает.

Риторическое восклицание – оборот речи с подчёркнуто-восклиц. интонацией. В форме восклицания утв. понятие. При восклиц. интонации подчёркивается логическое ударение в фразе, усиливается её эмоциональное звучание .

Риторическое обращение – оборот речи, в к-м содержится обращение к неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию или к воображаемому слушателю.

“А душу можно ль рассказать?” (с.3). “Знал ли ты разгульной юности мечты ?” “Что за нужда? Ты жил, старик! Я также мог бы жить! (с.5). “Ты хочешь знать, что видел я на воле ?” “Мне было свыше то дано!” (с.6). “Ты хочешь знать, что делал я на воле ?” “О, я как брат , обняться с бурей был бы рад!” “Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой , но живой , Меж бурным сердцем и грозой !” (с. 8). “Бежал я долго – где, куда? Не знаю!” (с.9). “Но юность вольная сильна, и смерть казалась не страшна!” (с.12).
“И если б хоть минутный крик мне изменил – Клянусь, старик, я б вырвал слабый мой язык. (с.15). “Он встретил смерть лицом к лицу , как в битве следует бойцу!” (с.18). “Но тщетно спорил я с судьбой: она смеялась надо мной!” (с.19). “Да, заслужил я жребий мой! Что я пред ним?” (с.21). “Дитя моё, останься здесь со мной. О милый мой! Не утаю, что я тебя люблю...(с.23). с.16

Риторических вопросов, восклицаний и обращений много, так как поэма по типу - монологическое повествование. Монолог-исповедь занимает центральное и ключевое место. Мысли и чувства Мцыри – это мысли и чувства автора. Большое количество риторических вопросов и восклицаний придают взволнованность и страстность. с.17

Ещё один приём создания лиризма – анафора.

Ё) Анафора (единоначатие) – (сообщение группы). с.18

“…И с каждым днём приметно вял. И близок стал его конец…” (+ многосоюзие) (с.2).
“... Я променял бы, если б мог. Я знал 1-й лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть…” (с.3).

Она , как червь во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Её пред небом и землёй
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю. (с.3) (+ синтаксический параллелизм).

“Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать , прекрасна ли земля,
Узнать , для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. (с.8).

6 и 8 строфы имеют одинаковое начало:

Ты хочешь знать , что видел я на воле?” - “ Ты хочешь знать , что делал я на воле?”

“…Я поднял голову мою…Я осмотрелся; не таю: Мне стало страшно…” (с.10).

“Тогда на землю я упал;
И в исступлении рыдал,
И грыз сырую грудь земли,
И слёзы, слёзы потекли…” (с.15).

“Он с детских глаз уже не раз
Сгонял виденья снов живых
Про милых ближних и родных,
Про волю дикую степей,
Про лёгких бешеных коней,
Про битвы чудные меж скал,
Где всех один я побеждал!.. (с.20).

Анафоры усиливают впечатление, нагнетают ритм. Бурное, радостное биение жизни ощущается в самом ритме строфы с её бесконечным разнообразием эпитетов, с симметричным синтаксисом строк, с повторением союзов. с.20

III. Выводы.

Итак, на основе предшествующего анализа мы можем сделать вывод о том, что в многообразии изобразительно-выразительных средств лермонтовской поэмы проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя. С их помощью создаётся страстный, приподнятый тон поэмы.

Поэтика переключает на высокую и вневременную волну. Время поэмы ближе к обобщённому, чем к реальному. Это философское произведение о смысле бытия, об истинной ценности человеческой жизни , которую поэт видит в свободе, активности, человеческом достоинстве .

Не только в словах и мыслях героя, но и во всей поэме ощущается пафос свободы и человеческой активности. с.21

Самое существенное и характерное в лермонтовском герое – потребность в действии – важный мотив поэзии М.Ю. Лермонтова. Побег Мцыри – гордый спор с судьбой, с которой всю жизнь спорил и сам создатель образа. Поэтому поэму можно считать выражением затаённой авторской мечты, одной из составляющих его художественного и жизненного идеала.

В. Г. Белинский: “…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью…”. с.22

Домашнее задание: Ответить на вопрос: “Как проявляется мастерство М.Ю.Лермонтова в создании романтического образа Мцыри?” с.23

Валова Н.Л. МБОУ ООШ №5 г. Амурск

Художественное своеобразие поэмы «Мцыри»

Одной из любимейших книг юношества являетеся поэма Лермонтова «Мцыри». Страстная, написанная как бы одним дыханием, она близка молодежи неудержимым порывом к счастью, яркостью и определенностью чувств. С конца прошлого столетия поэма заняла прочное место в анналах русской литературы. Главная мысль, которую надо передать, это мысль о неистребимости человеческого стремления к свободе и счастью и о естественности этого стремления, Главное чувство - это чувство гордости за человека, для которого смерть лучше, чем жизнь в неволе и вдали от родины.

с детства попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и трехдневные скитания: знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского существования, приносят ощущение радости жизни, но не приводят к желанной цели - вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадает в монастырь. Смерть его неизбежна; в предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня»? В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана. Композиция «Мцыри» очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главке-строфе рассказана вся жизнь Мцыри в спокойном эпическом тоне; а все остальные строфы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в двух строфах, а о трех днях, проведенных Мцыри на свободе, написана целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы монастырской жизни.

его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Монолог Мцыри позволяет читателю проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что его рассказ-лишь о том, что он видел и что делал, а не что переживал («душу можно ль рассказать?» - обращается он к монаху).

послушник, «душой дитя, судьбой - монах», он был одержим пламенной страстью к свободе (строфа 4), юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями (строфа 5). За этими мечтами и стремлениями Мцыри угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали их к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.

«на воле». Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о виденных им живых картинах (а они ведут его к мыслям о родном ауле), что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. О том, какие картины он вспоминает и какими словами их рисует, раскрывается его пламенная, цельная в своих устремлениях натура. Наконец, в последующих строфах (начиная с 8-й) Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что он перечувствовал и пережил за эти дни свободной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым его душевным движением.

Последние две строфы - прощание Мцыри с жизнью и его завещание. Не сумев вернуться на родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но и перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли - о родине, свободе, жизни, Кратко рассмотрев композицию поэмы, легко показать ее оправданность и закономерность. Особенность композиции не только в смещении последовательности событий, а в том, что все они показываются через субъективное восприятие героя. Не автор описывает переживания и чувства Мцыри, а герой сам рассказывает о них. В поэме преобладает лирический элемент, а эпическое повествование, включенное в монолог героя, сосредоточено на отдельных, наиболее напряженных моментах действия (встрече с грузинкой, бое с барсом. Имеет целью углубить впечатление о тех или иных свойствах и особенностях героя. В поэме везде на первом месте герой, а не события. Характер героя в значительной степени и определяет сюжет. Все названные особенности композиции в той или иной степени характерны для романтической поэмы.

Мужественный, смелый, гордый, воодушевленный одной мечтой Мцыри не кажется суровым человеком или фанатиком своей страсти. При всей пламенности и силе его мечты она глубоко человечна, а характер юноши овеян не суровостью или «дикостью», как писали в дореволюционных методических пособиях, а поэтичностью. Поэтично, прежде всего, восприятие героем мира как чего-то бесконечно прекрасного, дающего человеку ощущение счастья. Мцыри сродни окружающей его природе, он сливается с ней и тогда, когда любуется чистотой небесного свода («... Я в нем глазами и душой тонул»), и тогда, когда испытывает исступление борьбы (как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков»,- говорит юноша). Поэтичны переживаемые им чувства восторга, радости. Поэтично его отношение к грузинке. Это мечтательное, неясное предчувствие любви, рождающее сладкую тоску и печаль. Мцыри понимает неповторимость и прелесть этого чувства, не случайно он говорит:

Таким образом, Мцыри - это могучая, пламенная натура. Главное в нем - страстность и пламенность стремления к счастью, невозможному для него без свободы и родины, непримиримость к жизни в неволе, бесстрашие, смелость, отвага и мужество. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целен в своих устремлениях.