Уксусная кислота

Слайдов: 9 Слов: 439 Звуков: 0 Эффектов: 44

Кислоты. Путешествие в мир кислот. Какие вещества относятся к кислотам? История открытия кислот. В России уксус называли «кислой влажностью» или «древесной кислотой». Раствор муравьиной кислоты. В чистом виде муравьиную кислоту впервые получил в 1749г. Андреас Сигизмунд Маргграф. Вкус кислот. Не во всех фруктах и овощах присутствуют кислоты. Что такое кислоты? Как обнаружить кислоты? Индикаторы. Кислоты имеют сходный состав. Кислоты одинаково меняют цвет индикаторов. - Кислота 2.ppt

Кислотные остатки

Слайдов: 10 Слов: 135 Звуков: 0 Эффектов: 24

Кислоты. Какие кислоты вы знаете? Что объединяет все кислоты? Что же такое кислоты? Водород. Кислотный остаток. Как распознать кислоты, не пробуя их на вкус? Классификация кислот. Одноосновные кислоты. Двухосновные кислоты. Трёхосновные кислоты. Кислородосодержащие кислоты. Бескислородные кислоты. Определение степеней окисления кислотных остатков. Степень окисления кислотного остатка равна числу атомов водорода. - Кислоты 3.ppt

Теории кислот и оснований

Слайдов: 21 Слов: 1393 Звуков: 0 Эффектов: 41

Теории кислот и оснований Классификация реакций и реагентов. Теория кислот и оснований имеет свою историю. Теория электролитической диссоциации Аррениуса. Теория кислот и оснований Бренстеда. Теория кислот и оснований Льюиса. Теория электролитической диссоциации Аррениуса (1890г.). Сванте-Август Аррениус. Протонная теория, или теория кислот и оснований Бренстеда (1923). Йоханнес-Николаус Брёнстед. Протонная теория, или теория кислот и оснований Бренстеда. Исключениями выступают, так называемые, СН кислоты. Количественно кислотность и основность оценивают, как правило, по отношению к воде. - Теории кислот.ppt

Кислоты 8 класс

Слайдов: 15 Слов: 241 Звуков: 3 Эффектов: 8

Дайте характеристику оксидам. Металла(неметалла) Солеобразующий (несолеобразующий) Кислотный (основный). Что общего есть у оксидов, расположенных в одной строке? Какой класс химических веществ мы будем изучать? Вспомните, что мы знаем о кислотах на примере. Из какого класса веществ можно получить кислоту? Техника безопасности при работе с кислотами. Взаимодействие оксидов металлов с кислотой. Кислоты - помощницы. Какую кислоту добавляют в напитки для придания кислого вкуса? Какая кислота содержится в минеральной воде? Какая кислота содержится в желудочном соке? С помощью какой кислоты делают рисунки на стекле? - Кислоты 8 класс.ppt

Химия 8 класс Кислоты

Слайдов: 16 Слов: 190 Звуков: 0 Эффектов: 3

Кислоты: состав, классификация, значение. Кислоты. Сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода Н и кислотных остатков. Классификация кислот по содержанию кислорода. Классификация кислот по основности. Пиши правильно. Кислота – кислоты кислота - кислый. Значение кислот. витамин С. Аспирин. Кислоты в пище. Лимонная кислота. Яблочная кислота. Органические кислоты. Уксус столовый. Яблочный уксус. Кислоты в природе. Ядовитая кислота. HCN. Молочная кислота. Запах молочной кислоты улавливают кровососущие насекомые и кусают людей. Простокваша. Кислоты в организме человека. - Химия 8 класс Кислоты.ppt

Кислоты и вода

Слайдов: 21 Слов: 1049 Звуков: 0 Эффектов: 41

Тема «Кислоты». Задачи урока: Изучить состав и классификацию кислот Дать начальные сведения о кислотах. Определение. Н cl. Названия распространенных кислот. Классификация кислот. Кислоты в нашей жизни. Муравьиная. Щавелевая. Яблочная. Уксусная. Сахарная. Лимонная. Молочная. Винная. Салициловая. Где находятся кислоты? H2SO4 -серная кислота тяжелая маслянистая жидкость, сильный окислитель, электролит. Самые важные кислоты. Разбавление серной кислоты водой. Отсюда произошло историческое название серной кислоты – купоросное масло. Биологическая роль соляной кислоты. Соляная кислота - сильный бактерицид. - Кислоты и вода.ppt

Классификация кислот

Слайдов: 21 Слов: 440 Звуков: 1 Эффектов: 17

Что нас объединяет. Продукты питания. Классификация кислот. Экспериментальные навыки. Серная кислота. Хлороводородная (соляная) кислота. Борная кислота. Уксусная кислота. Кислоты. Сложные вещества. Формулы кислот. Группы. Классификация кислот по наличию в их составе кислорода. Фтороводородная. Классификация кислот по числу атомов водорода. Классификация. Названия кислот. Характеристика кислот. Правила техники безопасности. Распознавание кислот. Укусы муравьев. - Классификация кислот.ppt

Органические кислоты

Слайдов: 27 Слов: 1063 Звуков: 0 Эффектов: 160

Кислоты. Выберите раздел. Органические кислоты. Лимонная кислота в природе. Лимонная кислота получается из листьев махорки и хлопчатника. Лимонная кислота в производстве. Муравьиная кислота. Муравьиная кислота в природе. Использование муравьиной кислоты при заболеваниях. Пряжа. Физиологическое воздействие муравьиной кислоты на организм человека. Ацетилсалициловая кислота. Аспирин. Молочная кислота. Молочная кислота в пищевой промышленности. Молочная кислота в производстве. Яблочная кислота. Яблочная кислота в природе. Высшие жирные кислоты. Обычное мыло состоит в основном из натриевых солей. - Органические кислоты.ppt

Свойства кислот

Слайдов: 14 Слов: 412 Звуков: 0 Эффектов: 20

Что такое кислоты? Состав кислот. Классификация кислот по строению кислотного остатка. Кислоты. Бескислородные HF, H Cl, H Br, HI H2S. Кислородсодержащие HNO3, HNO2 H2SO4 , H2SO3 H2CO3, H2SiO3 H3PO4. Нахождение кислот в природе. Муравьи, защищаясь от врагов, разбрызгивают капельки муравьиной кислоты. Физические свойства. Жидкости, неограниченно смешивающиеся с водой: H2SO4, HNO3, HCI и др. Твёрдые вещества, растворимые в воде: H3PO4, HPO3 Нерастворимая в воде H2SiO3. Правила техники безопасности при работе с кислотами. Действие кислот на растворы индикаторов. Фиолетовый. Красный. - Свойства кислот.ppt

Классификация и свойства кислот

Слайдов: 12 Слов: 643 Звуков: 0 Эффектов: 0

Кислоты, их классификация, свойства. Неорганические кислоты. HCl. Кислоты вокруг нас. Самая значительная функция кислот в природе. Классификация кислот. Физические свойства. Химические свойства. Бекетов Николай Николаевич. Кислота (сильная) + Основание (любое). HNO3. - Классификация и свойства кислот.ppt

Физические и химические свойства кислот

Слайдов: 20 Слов: 747 Звуков: 0 Эффектов: 100

Физические и химические свойства кислот. Повторить и закрепить правила ТБ при работе с веществами. Дать название кислотам: Соляная кислота. Серная кислота. Фосфорная кислота. Азотная кислота. Сероводородная кислота. Азотистая кислота. Сернистая кислота. Угольная кислота. Кремневая кислота. Классификация кислот. Бескислородные HF hcl hbr HI H2S. 1. По содержанию кислорода. Кислородсодержащие HNO3 H2SO4 H2CO3 H3PO4. Кислоты. 2. По количеству атомов водорода. Одно-основные hcl HNO3. Двух-основные H2S H2SO4. Трех-основные H3PO4. Физические свойства кислот. При обычных условиях кислоты могут быть твердыми и жидкими. - Физические и химические свойства кислот.ppt

Реакции кислот

Слайдов: 6 Слов: 376 Звуков: 0 Эффектов: 52

Обобщение. Кислоты. Классификация кислот. Типичные реакции кислот. BaCL2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCL Ba2+ + SO42- = BaSO4. Проверь себя. Ответы. - Реакции кислот.ppt

Взаимодействие кислот

Слайдов: 13 Слов: 465 Звуков: 0 Эффектов: 131

Кислоты. HCl H2SO4 HNO3 H2CO3 H3PO4. Классификация кислот. По наличию атома кислорода. Кислородсодержащие H2SO4 Бескислородные HCl. Классифицируйте кислоты: HF. H2SO3. Физические свойства. К и с л о т ы. Твёрдые H3PO4 HPO3 H3BO3. Жидкие H2SO4 HNO3 hcl. Растворимые в воде H2SO4 H3PO4. Нерастворимые в воде h2sio3. Растворы кислот имеют кислый вкус. Отсюда названия кислот: яблочная муравьиная лимонная щавелевая. Изменение окраски индикатора. Разрушают кожу, ткани, древесину. ОСТОРОЖНО! Нейтрализовать раствором соды, смыть водой. Химические свойства. 1. Взаимодействие с Металлами. - Взаимодействие кислот.ppt

Кислоты взаимодействие

Слайдов: 18 Слов: 830 Звуков: 0 Эффектов: 99

Кислоты. Что такое кислоты? Классификация кислот. Химические свойства кислот. Далее. Диссоциация кислот. HCl ? HNO3? H2SO4 ? H3PO4 ?. НnКост? Н+ + Костn-. H++ Cl- H+ + NO3- 2H+ + SO42- 3H+ + PO43-. Обратно ко всем свойствам. Взаимодействие с индикаторами. Помни! Нерастворимые кислоты не меняют окраску индикаторов. Взаимодействие с металлами. Ме + НnКост? МеnКостm+ Н2 металл + кислота?соль + водород. Взаимодействие с основными оксидами. МеxOy + HnКост? МеnКостy + H2O Основный оксид + кислота? соль + вода. Реакция возможна, если в результате получается растворимая соль. - Кислоты взаимодействие.ppt

Применение кислот

Слайдов: 15 Слов: 915 Звуков: 0 Эффектов: 1

Москва 2002. Серная кислота – хлеб химии. H2SO4. Серная кислота широко используется в промышленном производстве. Царская водка: Лишь грозная «царская водка» способна растворить золото. Соляная кислота - важнейший продукт химической промышленности. В металлургии ею обрабатывают руды, в кожевенной промышленности - кожу перед дублением. Соляная кислота - важный реактив в лабораторной практике. Газообразный HCl токсичен. Соляная кислота. Азотная кислота. Угольная кислота. Органические кислоты Уксусная кислота. Немало кислот в нашей пище. Фрукты, овощи, содержат яблочную, лимонную, винную кислоты. -

Цели урока: Сформировать представления учащихся о кислотах как одном из классов неорганических веществ.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать понятие о кислотах; рассмотреть состав, название, классификацию кислот;
  • познакомить учащихся с представителями неорганических кислот;изучить химические свойства кислот;продолжить формирование знаний о различных зарядах ионов и степени окисления элементов.

Развивающие:

  • Развивать практические навыки; учить анализировать полученную информацию;развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, систематизации;учить выделять причинно-следственные связи

Воспитательны е:

  • Развивать интерес к предмету; развивать взаимосвязь между предметами; развивать знания о применении химии в быту; учить аккуратности при выполнении химических опытов

Оборудование: мультимедийная презентация (ПК, проектор); штатив для пробирок, пробирки, спиртовка, спички, держатель для пробирок, химические стаканы, белый экран для демонстрации опытов

Реактивы: индикаторы: лакмус, метилоранж, фенолфталеин; кислоты: соляная и серная;металлы: цинк, железо, медь;оксид меди (II); гидроксид натрия;соли: сульфат меди (II), хлорид бария, карбонат кальция

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

I. Организационный момент. Введение в тему.

II. Проверка домашнего задания

1. 2 ученика выполняют домашнее задание у доски

2. Работа с тренажерами

3. Актуализация опорных знаний (работа с классом)

1. Вспомните как классифицируют неорганические соединения? (На оксиды, основания, кислоты и соли).

2. Назовите какие из них мы с вами уже изучили. (Оксиды и основания).

(Показываю 2-3 карточки с формулами оксидов).

3. Какой класс неорганических соединений я вам показываю? (Оксиды).

4. На основании чего вы сделали такой вывод? (Дают определение оксидам).

5. Прочитайте и назовите каждый оксид.(Показываю 2-3 карточки с основаниями).

6. Формулы каких веществ я показываю сейчас? (Оснований).

7.Почему эти вещества относятся к основаниям? (Дают определение оснований).

8. Прочитайте и дайте названия этим основаниям.

III. Актуализация знаний учащихся

Учитель: В этом учебном году вы приступили к изучению новой для вас науки. Как известно, химия – наука о веществах. Какие классы веществ вам известны? (cлайд 1). (металлы, неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли).

Учитель: Мы продолжаем изучать классификацию неорганических веществ. Сегодня нам с вами предстоит знакомство с еще одним классом, но с каким именно вы узнаете, правильно выполнив следующее задание: (cлайд 2). Определите тип каждой из реакций, уравнения которых записаны в таблице. Из букв правильных ответов мы и определим название класса веществ (слайд 3).

Слайд 4 – тема урока.

Слайд 5 – цели урока:

Сформировать понятие о кислотах;

Рассмотреть состав, название, классификацию кислот;

Познакомиться с представителями неорганических кислот;

Изучить химические свойства кислот.

IV. Изучение нового материала

Учитель: С понятием кислоты вы встречались неоднократно в бытовой жизни. Какие кислоты вам известны? Где встречаются эти кислоты?

Учащиеся: варианты ответов – на кухне, в аптечке, автомобиль и т.д.; уксусная, аскорбиновая, серная и т.д.

1. Кислоты вокруг нас

Учитель: Кислоты постоянно присутствуют вокруг нас. Например, дождевая вода на первый взгляд кажется чистой. На самом деле в ней присутствует немало других веществ. За счет растворения углекислого газа из атмосферы она является раствором угольной кислоты. После летней грозы в ней оказывается еще и азотная кислота, которая получается из оксидов азота, образующихся при горении воздуха вокруг плазменного шнура молнии, при работе реактивных двигателей самолетов (ракет) и под воздействием солнечной радиации. Ежегодно с дождями на землю выпадает примерно 100 млн т азотной кислоты. Это немало. Извержение вулканов и сгорания топлива способствуют появлению в дождевой и снеговой воде серной кислоты( cлайд 6).

Учитель: Если вы присядете вблизи муравейника, то надолго запомните жгучие укусы его обитателей. Муравей впрыскивает в ранку от укуса яд, содержащий муравьиную кислоту. Муравьиной кислотой обусловлено жжение крапивы, ее выделяют некоторые гусеницы. Голожаберные моллюски в порядке самообороны выстреливают парами серной кислоты (cлайд 7).

Учитель: “Химическое оружие” используется в природе весьма широко. Мухоморы в качестве ядовитых токсинов “используют” иботеновую кислоту. Это вещество так ядовито, что мухомору незачем прятаться (cлайд 8).

Самая значительная функция кислот в природе состоит в разрушении горных пород и образовании почвы (слайд 9).

Важна роль кислот и в человеческом организме: аскорбиновая кислота – поставщик витамина С, фолиевая кислота – витамин В9, аминокислоты образуют множество белков, соляная кислота – сильнейший бактерицид, находящийся у нас в желудке, помогает переваривать пищу, ацетилсалициловая кислота – жаропонижающее средство, молочная кислота образуется в мышцах при физической нагрузке. Олеиновая кислота – это одна из самых полезнейших жирных кислот, без которых нормальный обменный процесс в человеческом организме осуществляться не будет. Гиалуроновая кислота входит в состав многих тканей (кожа, хрящи, стекловидное тело), используется в косметике, как составная часть средств ухода за кожей: кремов, губной помады, лосьонов и пр. Таким образом, мы видим, что наше самочувствие в значительной степени связано с деятельностью кислот (слайд 10) .

2. Определение кислот

Учитель: Ребята, а что же собой представляют кислоты с точки зрения химических соединений? Чтобы ответить на этот вопрос давайте запишем формулы и названия некоторых кислот (слайд 11).

Скажите, пожалуйста, что общего у всех кислот?

Учащиеся: Наличие водорода

Учитель: Совершенно верно. Давайте запишем определение кислот (слайды 12 – 13) .

Кислоты - это сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода и кислотного остатка.

3. Первичное закрепление материала (слайды 14 – 16).

Задание 1. Подчеркните кислотный остаток в молекулах кислот: H 2 SO 4 ; H 2 CO 3 ; HNO 3 ; H 2 SiO 3 ; H 3 PO 4 (слайд 14).

Задание 2. Определите валентность кислотных остатков в молекулах кислот: H 2 SO 4 ; H 2 CO 3 ; HNO 3 ; H 2 SiO 3 ; H 3 PO 4 (слайд 15).

Задание 3. Составьте формулы кислот по известным кислотным остаткам: Cl (I), S(II), PO 4 (III), SiO 3 (II), ClO 4 (I), MnO 4 (II), NO 2 (II) (слайд 16).

4. Классификация кислот

Учитель: Ребята, посмотрите на слайд и скажите, по какому признаку данные кислоты разделены на две группы? (cлайд 17).

Учащиеся: Наличие и отсутствие кислорода.

Учитель: Записываем в тетрадь (схематично) – “Классификация кислот”.

1. По составу кислоты делятся на кислородсодержащие и бескислородные (слайд 18).

Учитель: По какому признаку данные кислоты разделены на две группы?(cлайд 19).

Учащиеся: Число атомов водорода.

Учитель: Записываем в тетрадь (схематично):

1. По числу атомов водорода делятся на одно-, двух- и трехосновные (слайд 20).

Учитель: Кроме этого, кислоты классифицируют еще по растворимости в воде и по силе (cлайд 21).

5. Общие химические свойства кислот

Учитель: А теперь мы с вами рассмотрим общие химические свойства кислот. Но прежде мы должны познакомиться с техникой безопасности при работе с кислотами. Повторим: выполнять все указания учителя, не пробовать вещества на вкус, пробирку в руки не брать, не приступать к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать, обращаться с лабораторной посудой бережно и закончив работу, привести рабочее место в порядок. При попадании кислоты на кожу надо смыть её струёй воды, обработать 2% раствором гидрокарбонатом натрия.

Учитель проводит демонстрационный опыт растворения в воде концентрированной H 2 S0 4 , наблюдается сильное разогревание пробирки. Фиксирует внимание учащихся на том, что в связи с выделением большого количества теплоты при растворении концентрированной серной кислоты в воде нельзя вливать воду в кислоту. В этом случае вода, имеющая меньшую плотность, оказывается на поверхности, закипает, и ее брызги вместе с кислотой могут обжечь лицо и руки.

Запомни: Сначала - вода, затем - кислота, иначе случится беда!

Учитель: Одним из общих химических свойств кислот является действие их на индикаторы. Что такое индикаторы?

Учащиеся: Вещества, изменяющие окраску в зависимости от среды – кислотной или щелочной.

Учитель: Какие индикаторы вам известны?

Учащиеся: Лакмус, метилоранж, фенолфталеин.

Учитель: Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветами разных растений. Оказалось, что и васильки, и роза, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот.

Особенно интересным оказался фиолетовый настой лакмусового лишайника. В растворах кислот он становился красным, а в растворах щелочей - синим.

После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало “указатели”. Эти вещества затем стали использовать многие химики в своих опытах для распознавания кислот и оснований.

Учитель: Посмотрим демонстрационный опыт: в трех химических стаканах находится соляная кислота. Прильем в стаканы индикаторы. Как изменилась окраска растворов?(cлайд 22).

Учащиеся: При добавлении лакмуса и метилоранжа растворы приобрели красную окраску, в случае фенолфталеина видимых изменений не было.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Учащиеся: Кислоты можно обнаружить только с помощью лакмуса и фенолфталеина.

Учитель: Второе свойство кислот – взаимодействие с основаниями (cлайд 22).

Демонстрация опыта, комментарии по слайду.

Учитель: Третье свойство кислот – взаимодействие с оксидами металлов(cлайд 23). Демонстрация опыта, комментарии по слайду.

Учитель: Следующее свойство кислот, которое мы с вами рассмотрим, – взаимодействие с металлами (cлайд 23).

Учитель: И последнее свойство, которое мы с вами рассмотрим – это взаимодействие кислот с солями(cлайд 24). Демонстрация опыта, комментарии по слайду.

Учитель: И в заключении давайте рассмотрим некоторые интересные факты о теперь уже известных вам кислотах.

1. Серная кислота тяжелая маслянистая жидкость, издавна её называют “матерью всех кислот”. Алхимикам удалось получить серную кислоту еще в X веке при прокаливании солей - сульфатов (купоросов). Отсюда произошло историческое название серной кислоты – купоросное масло. Серная кислота очень широко используется при проведении различных химических производств, поэтому ее часто называют “хлебом химической промышленности” (cлайд 25).

2. HNO 3 – азотная кислота – Бесцветная летучая жидкость с резким запахом, дымит на воздухе, сильный окислитель. Азотная кислота применяется для производства взрывчатых веществ, красителей, лаков, лекарств, полимеров, удобрений. Её называют “царицей всех кислот”.

3. HF – Фтороводородная кислота (плавиковая). Плавиковая кислота обладает особыми свойствами: она легко реагирует со стеклом и химически растворяет его, поэтому хранить кислоту приходится не в стеклянной посуде, а в полиэтиленовой.

4. Уксусная кислота – СН 3 СООН – самая древняя. Упоминания о ней содержатся в древнейших рукописях. Впервые она получена из виноградного сока. Уксусная кислота широко используется в химическом производстве, а также в быту, в частности, для консервирования продуктов.

Все кислоты кислые на вкус. (Салициловая - сладкая, никотиновая - горькая.).

V.Итоговое закрепление (слайды 26 – 27).

1. Найди группу формул кислот:

3. Даны вещества. Расположите их в таком порядке, чтобы внизу получилось название индикатора.

VI. Подведение итогов урока, домашние задание (слайд 28).

Изучить параграф 32 упр. 2, 7, 8; подготовиться к химическому диктанту

VII. Рефлексия (слайд 29).

Сегодня на уроке я:

1. Научился...

2. Мне показалось важным...

3. Я понял, что...

4. Я почувствовал, что...

Своей работой на уроке я:

1. Доволен...

2. Не совсем доволен...

3. Я не доволен, потому что...

Кислоты В природе

  • Кислоты постоянно присутствуют
  • вокруг нас.
  • Например, дождевая вода
  • на первый взгляд кажется чистой.
  • На самом деле в ней присутствует
  • немало других веществ.
Угольная кислота
  • За счет растворения углекислого газа из атмосферы дождевая вода является раствором угольной кислоты.
  • H2CO3
Азотная кислота
  • После летней грозы в дождевой воде оказывается азотная кислота .
Серная кислота
  • Извержения вулканов и сгорание топлива способствуют появлению в дождевой и снеговой воде серной кислоты .
  • H2SO4
Фосфорная кислота
  • Фосфорная кислота в виде своих кальциевых, магниевых и стронциевых солей – основной «конструкционный материал» костей, зубов, ногтей
  • H3PO4
Соляная кислота HCl
  • Немало дел и у соляной кислоты пепсиноген
  • Соляная кислота - сильный бактерицид. Большинство бактерий, попавших в желудок с пищей, погибают под ее действием
Состав
  • Кислоты - это сложные вещества, в молекулы которых содержат атомы водорода и кислотный остаток
Названия распространенных кислот
  • HCl - хлороводородная (соляная)
  • H2CO3 - угольная
  • H2SO4 - серная
  • HNO3 - азотная
  • H3PO4 - фосфорная
В создании почвы
  • Самая значительная функция кислот в природе состоит в разрушении горных пород и создании почвы. Ведь было время, когда вся земная суша представляла собой голые камни. Сотни миллионов лет потребовалось на то, чтобы солнце, ветер и слабый раствор кислот – дождевая вода – разрушили камни на песчинки. Появившиеся затем растения тут же подключились к процессу разрушения горных пород и созданию почвы.
В растительном мире
  • «Химическое оружие» используется в природе весьма широко. Мухоморы в качестве ядовитых токсинов «используют» иботеновую кислоту. Это вещество так ядовито, что мухомору незачем прятаться.
  • Ботаникам известно более 800 видов растений, вырабатывающих синильную кислоту и использующих ее как оружие межвидовой борьбы.
  • Многие растения выделяют кислоты, угнетая ими другие виды растений. Зарегистрированы даже случаи самоотравления растений.
В животном мире
  • Если вы присядете вблизи муравейника, то надолго запомните жгучие укусы его обитателей. Муравей впрыскивает в ранку от укусу яд, содержащий муравьиную кислоту . Муравьиной кислотой обусловлено жжение крапивы , ее выделяют некоторые гусеницы .
  • Тропический паук педипальпида стреляет во врагов струйкой жидкости, содержащей 84% уксусной кислоты .
  • Плоские тысяченожки используют пары синильной кислоты .
  • Некоторые жуки выстреливают струйкой разбавленной серной кислоты .
Противоядия
  • Главный враг растений – это поедающие их животные. И для защиты в ход идут шипы, колючки, химические вещества. Однако животные тоже «не стоят на месте» и в ходе эволюции вырабатывают противоядия . Например, козы поедают табак и не страдают от него. Видимо, они нечувствительны к никотину. А вот коровы могут от него погибнуть. Лоси иногда жуют мухоморы и не погибают от этого. Скорее – наоборот: мухоморами они лечат какие-то свои «хвори».
В нашей пище
  • Немало кислот в нашей пище. Фрукты, овощи, молочные продукты, лекарства поставляют целый букет кислот: яблочную, щавелевую, лимонную, миндальную, молочную, масляную, кофейную, уксусную, аскорбиновую и другие. Даже синильная кислота (сильнейший яд) знакома каждому, кто лакомился ядрышками косточек слив, вишен или миндаля. Количество ее мизерно, но ощутить вкус и запах можно. Так что ядрышками увлекаться не следует, особенно если они взяты из недозрелых плодов или прошлогодних компотов.
В организме человека
  • Аскорбиновая, фолиевая, оротовая, пангамовая, никотиновая и другие кислоты являются витаминами.
  • Аминокислоты , соединяясь друг с другом в самых причудливых сочетаниях, образуют великое множество белков. А из них, в свою очередь, строятся почти все ткани нашего организма.
  • Фосфорная кислота в виде своих кальциевых, магниевых и стронциевых солей – основной «конструкционный материал» костей, зубов, ногтей.
Биологическая роль соляной кислоты
  • Немало дел и у соляной кислоты . В желудке она активирует фермент пепсиноген , разлагающий чужие белки, попавшие с пищей, на составные части.
  • Соляная кислота - сильный бактерицид. Большинство бактерий, попавших в желудок с пищей, погибают под ее действием. Так что врачи не случайно тревожатся, если у пациента пониженная кислотность желудочного сока.
  • Если воспалительные процессы в желудке больного человека текут на фоне повышенной кислотности, раковых поражений, как правило, не бывает.
  • Интересно, что у птиц, питающихся падалью, кислотность желудочного сока огромна. И это помогает им расправляться с теми миллиардами микробов, которые буквально кишат в падали.
Классификация кислот
  • Одноосновные кислоты, например, HCl, HNO3 (отщепляют при диссоциации один атом водорода)
  • Многоосновные кислоты, например, H2SO4, H3PO4 (отщепляют при диссоциации несколько атомов водорода)
  • Кислородные кислоты, например, H2CO3, H3PO4 (отвечают кислотным оксидам и являются фактически кислотнымит гидроксидами)
  • Бескислородные кислоты, например, HBr, H2S (относятся к числу бинарных соединений)
Разбавление серной кислоты
  • Относительно смешивания серной кислоты с водой с давних пор существует строгое правило: «Сначала вода, потом кислота, иначе произойдет ужасное».
  • Если же сделать наоборот, то первые же порции воды, оставшись наверху (вода легче кислоты) и взаимодействуя с кислотой, разогреваются так сильно, что вскипают и разбрызгиваются вместе с кислотой; могут попасть в глаза, на лицо и одежду.
Оригинальность
  • Плавиковая кислота обладает оригинальными свойствами: она легко реагирует с оксидом кремния и химически растворяет его.
  • Поскольку стекло содержит изрядное количество этого оксида, то хранить кислоту приходится не в стеклянной посуде, а в полиэтиленовой.
  • Легко представить, что получится, если какой-то химик перельет эту кислоту в стеклянную колбу.
Закрепление материала
  • Дан текст, в котором «спрятаны» формулы кислот. Выпишите их и дайте им названия.
  • H2OSOHBrNa2Co3MgBaH2CO3SO4KOH H3PO4P2O5CaH2SKPHNO2CS2NH3O3C
  • HClBaSHKSHH2Na2OH2SiO3NaClH2SO4

Кислоты

Лакмус будет в них краснеть,

Растворяться – цинк и медь.

А мелок в них, посмотри,

В миг пускает пузыри!

И опасны для работы

Эти жгучие …… кислоты.

Выполнила: Семёнова Елена Сергеевна КГУ «школа-лицей № 4 акимата

г. Рудного»


1). Определение. Формулы кислот.

2). Классификация кислот.

3). Физические свойства.

4). Способы получения.

5). Химические свойства.

6). Техника безопасности при работе с кислотами.

7). Вопросы для повторения.


Определение. Формулы кислот.

Кислотами называются сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться на атомы металлов и кислотных остатков.

НАЗВАНИЕ КИСЛОТЫ

ФОРМУЛА

СОЛЯНАЯ

HCl

АЗОТНАЯ

HNO 3

СЕРНА

Н 2 SO 4

УГОЛЬНАЯ

H 2 CO 3

ФОСФОРНАЯ

H 3 PO 4

КРЕМНИЕВАЯ

H 2 SiO 3

ЙОДОВОДОРОДНАЯ

HI

БРОМОВОДОРОДНАЯ

HBr

СЕРОВОДОРОДНАЯ

H 2 S

БОРНАЯ

H 3 BO 3

СЕРНИСТАЯ

H 2 S


Классификация кислот

По наличию или отсутствию кислорода в своём составе кислоты делятся на кислородсодержащие и бескислородные .

Кислоты

бескислородные кислородсодержащие

HCl HNO 3

HBr H 2 SO 4

H 2 S H 2 SiO 3


В состав кислот входит различное число атомов водорода. Если в состав кислоты входит 1 атом водорода, она называется одноосновной , если 2 атома водорода - двухосновной и т.д.

Кислоты

одноосновные

двухосновные

трёхосновные

HCl HBr HI

H 2 SO 4 H 2 CO 3 H 2 SO 3

H 3 PO 4 H 3 BO 3


Физические свойства

  • Многие кислоты – это бесцветные жидкости, например серная H 2 SO 4 , соляная HCl , азотная HNO 3 .
  • Известны также твёрдые кислоты: борная Н 3 ВО 3 .
  • Почти все кислоты растворимы в воде.
  • Пример нерастворимой кислоты – кремниевая H 2 SiO 3 .
  • Признаком, характеризующим кислоты, является кислый вкус.

Способы получения кислот

Взаимодействие кислотных оксидов с водой.

Взаимодействие водорода с неметаллом.

Взаимодействие кислот с солями.

CO 2 + H 2 O H 2 CO 3

SO 3 + H 2 O H 2 SO 4

P 2 O 5 + 3H 2 O 2H 3 PO 4

H 2 + Cl 2 2HCl (при растворении

в воде)

2NaCl + H 2 SO 4

Na 2 SO 4 + 2HCl


Видео Взаимодействие хлора с водородом


Видео Получение угольной кислоты


Химические свойства

1). Действие кислот на растворы индикаторов.

(от латинского indicator – указатель)

Вещества, которые под действием растворов кислот и щелочей изменяют свой цвет, называются - индикаторами. К ним относятся: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый, универсальный и некоторые другие.

индикатор

цвет индикатора в среде

Лакмус

Фенолфталеин

красный

щелочной

Метиловый

нейтральной

синий

бесцветный

фиолетовый

малиновый

оранжевый

розовый

бесцветный

жёлтый

оранжевый


2). Характерным свойством кислот является их взаимодействие с металлами.

При проведении этих реакций нужно руководствоваться рядом активности металлов , который вывел русский учёный Н.Н. Бекетов.

Металлы располагаются в соответствии с их химической активностью:

H 2 Cu Hg Ag Pt Au

Вытесняют водород из кислот, Водород из кислот

исключение - азотная кислота HNO 3 не вытесняют.

вместо водорода выделяются другие

газы.


Li K Na Ca Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Pt Au

  • Активность металлов растёт в ряду справа налево.
  • Самый активный металл – Li, самый пассивный – Au
  • В начале этого ряда расположены активные металлы -

Li, K, Na, Ca – они могут легко вытеснить водород из воды.

Zn + 2HCl ZnCl 2 +H 2

Mg + H 2 SO 4 MgSO 4 + H 2

HCl + Cu реакция не идёт


Видео Взаимодействие кислот с металлами


3). Взаимодействие с основными оксидами.

оксид Ме + кислота соль + вода

CuO + H 2 SO 4 CuSO 4 + H 2 O

4). Взаимодействие с основаниями. Реакция нейтрализации.

основание + кислота соль + вода

NaOH + HCl NaCl + H 2 O


5). Взаимодействие с солями. Реакция возможна тогда, когда может образоваться осадок или газ.

BaCl 2 + H 2 SO 4 BaSO 4 + 2HCl

CaCO 3 + 2HCl CO 2 + H 2 O + CaCl 2

6). При нагревании некоторые кислоты разлагаются с образованием кислотного оксида и воды.

H 2 SiO 3 SiO 2 + H 2 O


Техника безопасности при работе с кислотами

1 ). Кислоты нельзя пробовать на вкус, т.к. они вызывают ожоги и отравления.

2). При работе с кислотами, особенно концентрированными, пользоваться резиновыми перчатками.

3). Нельзя вдыхать пары кислот.

4). При разбавлении концентрированных кислот, нужно приливать кислоту в воду, а не наоборот, при постоянном помешивании.

5). При разбавлении кислот необходимо пользоваться только тонкостенной химической или фарфоровой посудой.

6). При попадании кислоты на кожу, промыть под струёй прохладной воды, при необходимости на обожжённое место наложить примочку из 2% раствора питьевой соды.


7). При отравлении кислотой: выпить 5-6 стаканов тёплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же раствора питьевой соды и снова вызвать рвоту. Затем сделать 2 промывания желудка чистой тёплой водой. Общий объём не менее 6 л. Обратиться к врачу.

8). По быстроте действия и по скорости разрушения тканей тела кислоты располагаются в следующем порядке, начиная с более сильных: «царская водка» – смесь концентрированных HNO 3 и НСl 1:3 по объёму, HNO 3 , H 2 SO 4 , HCl, уксусная, щавелевая и т.д.

9). Дымящиеся кислоты раздражают слизистые оболочки дыхательных путей и глаз.


Вопросы для повторения

1). Сложное вещество, состоящее из атома водорода и кислотного остатка называется –

2). Вещества, изменяющие цвет в растворах кислот называются –

3). Какой цвет лакмуса в кислоте –

4). Самый активный Ме в ряду активности металлов –

5). Самый пассивный Ме в ряду активности металлов –

6). Фамилия русского учёного составившего ряд активности Ме –

7). Как называется эта кислота H 2 SiO 3 -

кислота

индикаторы

красный

Н.Н.Бекетов