Классный час во 2 классе на тему «Классный коллектив»

Цели: дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как создавать учебный коллектив; формировать умение жить в нем; раскрыть содержание понятий «коллектив» и «школьные товарищи».

Оборудование : тема записана на доске, памятки.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Прочитаем тему нашего классного часа. Кто сможет объяснить, что такое коллектив? (Высказывания детей.)

Коллективом называется группа людей, объединенных общей работой или учебой, общими интересами или взглядами. Школьный класс может стать коллективом. Люди, которые входят в коллектив,- товарищи.

Школьные товарищи - это одноклассники, сотрудничающие в учебе и помогающие друг другу в самовоспитании. Школьные товарищи проявляют взаимопомощь в учебе, на уроке и дома, в приготовлении домашних заданий, совместно проводят перемены, а после уроков - свободное время по интересам.

Итак, объединяет учащихся класса все, что делается вместе, совместными усилиями.

Осмысление отношений в классе (беседа-диалог)

Подумайте, есть ли деловое сотрудничество в нашем классе.

Анализ взаимопомощи в учебе:

1. Оказываете ли вы вашим одноклассникам помощь в учении в школе и дома? (Ученики приводят свои примеры.)

2. Бывают ли в классе случаи, когда возникает необходимость в учебной помощи?

3. Обращался ли кто-либо из вас за помощью и помогал ли тот, к кому вы обращались? (Высказывания детей.)

Анализ взаимопомощи в самовоспитании:

1. Какие хорошие поступки своих одноклассников вы наблюдали на уроке, перемене, после уроков, в том числе интересные ответы у доски? (Дети вспоминают и приводят свои примеры.)

2. Мешают ли вам на уроке другие ученики? Какие плохие поступки одноклассников вы видите на перемене или вне школы? (Дети приводят примеры.)

3. Как вы действуете в этих ситуациях? (Выслушиваются высказывания учащихся.)

4. Проводите ли вы совместно с кем-то из одноклассников свободное время по интересам? Чем занимаетесь? (Ответы детей.)

5. Кого в классе можно назвать товарищем? Как он проявляет товарищество? (Дети приводят примеры.)

Физкультминутка

Давайте все делать, как я

Давайте все делать, как я. (Два хлопка.)

А ну-ка, все вместе, все враз. (Два хлопка.)

Все делают дружно у нас! (Два хлопка.)

Давайте все топнем, как я. (Два притопа.)

А ну-ка, все вместе, все враз. (Два притопа.)

Все делают дружно у нас! (Два притопа.)

Давайте все скажем, как я... («Ура!»)

А ну-ка, все вместе, все враз. («Ура!»)

Все делают дружно у нас! («Ура!»)

Игра «Закончи фразу»

Мне нравится, когда мои друзья...

Я не люблю, когда меня...

Мне очень приятно говорить друзьям...

Своим друзьям я всегда...

Я могу дружить с теми, кто...

Со мной можно дружить, потому что...

Вывод . Как вы думаете, можно ли наш класс назвать коллективом? Но жизнь в классном коллективе была бы невозможна без взаимопонимания.

(Записать слово на доске.)

Взаимопонимание - это согласие. Оно связано с умением думать, перед тем как что-то сделать или сказать. Не согласен с чем-то - скажи, почему ты против, но не дерись.

Практическая часть

Будем учиться отстаивать свое мнение и договариваться. Поработаем в парах. Проиграйте ситуацию: одному из вас хочется

во время перемены поиграть в «Ручейки», а другому - в шашки. Как вы договоритесь?

(Ученики работают в парах. Затем у доски заслушать несколько пар, которые смогли договориться.)

Памятка

♦ Помни закон нашей жизни: один за всех и все за одного.

♦ С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

♦ Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи, не забывай говорить «волшебные слова» («спасибо», «пожалуйста» и др.), здоровайся при встрече, прощайся при расставании.

♦ Если знаешь интересные игры или что-то умеешь делать, научи других. В играх не будь грубым, не кричи.

♦ Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.

♦ Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом; останови товарища, если он занимается чем-то плохим.

♦ Играй с малышами, не обижай их; если они поссорились, помири их, разними драчунов.

♦ Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не выходит.

Подведение итогов

Что такое классный коллектив?

Что нужно делать, чтобы наш класс можно было назвать коллективом?

Дополнительный материал для учителя

Можно предложить детям обсудить следующие законы жизни классного коллектива. Законы нашей жизни

1. Закон уважения. Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.

2. Закон дружбы. В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.

3. Закон храбрости. Будь храбрым, не бойся препятствий.

4. Закон любви. Люби своих друзей, родителей, Родину и все то, что тебя окружает.

5. Закон доброты. Доброта - это сила. Не бойся быть сильным - дари людям добро.

6. Закон милосердия. Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!

7. Закон трудолюбия. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Будь трудолюбив!

Классный час 6 «б» класса

«Мои одноклассники»

Цель: способствовать развитию умения понять другого человека, установлению доброжелательных отношений между учащимися, воспитанию чувства коллектива.
Форма проведения: этическая беседа.
Ход мероприятия
Классный руководитель. Сегодня мы постараемся внимательнее присмотреться к своим одноклассникам и по-новому откроем их для себя. А поможет нам романтическая сказка. Как вы думаете, почему?
(Предположения детей.)
Да, в сказке случаются чудеса, ее герои предстают в неожиданном, иногда преображенном виде. В их поступках и словах ярко проявляется суть человека. Итак, мы отправляемся в сказку.
(По мере чтения сказки идет сопоставление героев сказки с ребятами из класса.)
Сказка про охотникаВ некотором царстве, в некотором государстве жил-был охотник.
- Каким вы хотели бы видеть этого охотника? Каких ребят из класса вы могли бы выбрать на эту роль? Почему?
Охотник был молод, добр, весел и, хотя жил небогато, никогда не унывал, щедро делился тем, что имел, с любым, кто нуждался в его помощи. И вот однажды, увлекшись охотой, он слишком далеко углубился в лес и оказался в дремучем лесном царстве. Кругом стояли какие-то застывшие деревья, неподвижной была трава, как бы окаменевшие кустарники. Солнце не пробивалось сквозь чащу, а лесные тропы были окутаны тенью и холодом.
Охотнику стало не по себе и, хотя он был смелым человеком, захотелось быстрее очутиться в более приветливом месте. Но он не знал дороги назад, да и ноги как-то не слушались, невольно несли его дальше по этому странному лесу. Проплутав несколько часов и отчаявшись выбраться, он вдруг неожиданно оказался на большой поляне, где отдыхало огромное стадо лесных жителей. Но стадо тоже было странным: львы, тигры, волки, лани, лисицы, зайцы и многие другие животные разных стран и континентов находились вместе, мирно расположившись на одной полянке. И сами эти животные тоже были необычными. Какое-то страдальческое, тоскливое выражение объединяло их, в их позах чувствовалась грусть и безнадежность.
Охотник почувствовал, что не может убить ни одного из этих животных, хотя очень голоден. Пытаясь объяснить себе свое чувство, он вышел на поляну. Звери тотчас же почувствовали пришельца и мгновенно обступили его. Но в их намерении не было враждебности. Охотник ощутил какую-то затаенную мольбу в выражении их глаз, обращенных к нему. Здесь определенно хранилась какая-то тайна, которую очень важно было разгадать. Он присел на холм и, напряженно всматриваясь в глаза животных, стал сосредоточенно думать. И вот в мыслях мелькнул давно забытый рассказ деда о чудовищно злом чародее, который все живое превращает в застывшие образы, а людей - в животных. Беспощаден этот чародей, он не терпит в жизни добра. Никому не удавалось видеть его, только следы его зла, и никто не знает тайны противодействия этому злу.
- Так вы - люди! .: с ужасом вырвалось у охотника.
Звери печально нагнули головы, и охотнику показалось, что у них яснее обозначились человеческие черты. Он стал напряженно всматриваться, силясь угадать и разгадать лицо и облик человека в каждом из зверей. Вот в облике зайчика лукавая, веселая, с озорным блеском глаз, вероятно, добрая и нежная девушка...
- Кто, ребята, из ваших одноклассниц похож на этот образ? Что вы можете добавить, как расширить характеристики названных девочек? Помогите охотнику, от этого зависит исход сказки.
Вот немножко угловатый, но очень славный своей душевностью паренек в образе лося.
- А здесь, каких бы ребят вы назвали? Почему? Расскажите о них подробнее.
Сильный, смелый, мужественный, но несколько суровый человек виделся охотнику в глазах тигра.
- Кого бы из одноклассников назвали здесь? Почему?
Легкая, стройная и красивая девушка подразумевалась в высокой лани. - Кто из одноклассниц похож на этот образ?
Как только охотник мысленно представил облик последнего животного, произошло неожиданное: звериные головы превратились в человеческие лица. Какая радостная встреча произошла на поляне, и какая грусть раздирала сердце охотника! Ведь люди не окончательно обрели человеческий облик, у них появились только лица и возможность говорить. Но нельзя же жить в образе человека-зверя, надо искать спасения от заклятия чародея. Всю ночь проговорили спаситель и спасенные на поляне диковинного леса. Каждый рассказал свою историю, поведал, что знал о тайнах колдовства.
- Кто хочет включиться в сказку и, выбрав для себя образ, поведать «свою» историю?
(Если такие ребята найдутся, надо обязательно дать им возможность высказаться. Это позволит детям открыть новое в одноклассниках.) - А кто хочет рассказать о тайнах колдовства? (Когда ребята выскажутся, сказка продолжается.)
Всем стало ясно: чтобы окончательно исчезли чары, их спасителю предстоит еще трудный и сложный путь. Но охотник теперь знал, что делать, и понимал, что он уже не один. Его не оставят в беде. А беда могла случиться. Ему предстояло пройти ночью по узкой тропинке этого страшного леса далеко вглубь, во владения злого чародея. На этом пути его подстерегали злость, коварство, жестокость невидимых слуг хозяина леса. Они оберегали дорогу вершине крутой горы, где в глубокой пещере в специальном углублении ила чудесная раковина. В полночь ее створки под удивительно мелодичный звук окружающих колокольчиков раскрывались, и взору представлялась прекрасная маленькая жемчужина, лучи которой освещали все вокруг ласковым голубым сиянием. В сиянии жемчужины заключалось все доброе начало "жизни. Лучи ее были живительны и могучи, они разрушали злое колдовство и давали победную силу добру. Жемчужину невозможно уничтожить, она сильнее любой силы зла, потому и старался сделать ее недосягаемой для людей чародей. Свет этой жемчужины только и мог разрушить колдовство. И охотник двинулся по заветной тропинке вперед, к этому свету, в окружении жаждущих спасения зверей-людей.
На пути вырастали стены, низвергались водопады, зияли пропасти, чавкали болотные топи. Но здесь все были за одного и один за всех, они верили, друг другу и спешили на помощь. И их единство победило: в стенах пробивались дыры, перед водопадами они сами превращались в плотную стену и преодолевали их, над пропастью воздвигался мост, в болотной топи находился след. И в гору ступенями послужили охотнику его спутники. Вершина горы была уже недосягаема для чародея. Там действовала сила жемчужины, и всем, кто остался внизу, уже не страшен был чародей. Во что бы ни превратил он их, охотник разрушит чары.
Когда раздалась мелодия колокольчиков, раскрылись створки раковины, все засветилось голубым светом. Охотник бережно взял жемчужину, поднял ее, и добрый свет осветил далеко все вокруг. Пало злое колдовство, уничтожен был силой добра чародей. Стало светло, как днем, лес ожил, обретшие свой человеческий облик люди смеялись, обнимались, ликовали. В лучах добра всем было радостно, легко.
- Ну, как вам наша сказка, ребята? Как известно, «сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок». А какой урок? (Ответы детей.)
Да, ребята, вместе, в коллективе, где один за всех и все за одного, надежно, радостно, легко. Мы всегда с вами должны думать о классной дружбе. Ведь в коллективе очень тесно переплетаются, идут вместе такие понятия, как «я», «ты», «мы». Почему, как вы думаете, ребята? Давайте проведем своеобразное интервью.
(Желающие выходят к учительскому столу (их должно быть не больше 5-6 человек). Им задаются любые вопросы о классной жизни, о. проблемах в классе, в отношениях. Если ученики не сразу смогут включиться в такое интервью, учитель может помочь им.) Итак, ребята, наш коллектив представляет собой дружное «мы» которое действует, решает и представляет единое отношение ко всему, с чем мы сталкиваемся в нашей коллективной жизни. Но это «мы» состоит из очень разных «я». И каждое «я» стремится помочь «мы» стать крепче, сильнее, ярче и интереснее. Так? Поэтому каждое «ты» находится всегда вместе с «я» И вливается в общее «мы». Согласны?
Давайте подумаем над следующими ситуациями.
Ситуация 1
К конкурсу песни класс готовился тщательно и долго: делали костюмы, репетировали. В день конкурса не пришли 5 человек. .
- Как вы считаете, по какой причине могли отсутствовать ребята?
- Какие переживания выпали на класс, а также - на долю тех, кто отсутствовал?
- Как произойдет встреча этих ребят с коллективом?
Ситуация 2
В классе шла подготовка к концерту. Ребята - многое придумывали сами и, чтобы каждый мог принять участие в каком-то деле, вывесил красочное объявление с программой
и с приглашением каждому включиться в работу. Сережа очень хотел показать на концерте фокусы, но постеснялся записаться. На концерте он не выступал.
- Чего не учел коллектив?
- Что можно посоветовать Сереже?
Вывод: мы должны не забыть каждого, проявить внимание к каждому. Не забыть ничье (Рассуждения детей.)
«я» - долг «мы».
Ситуация З
Петя с Колей дружили. Они всегда бывали вместе, помогали друг другу и радовались успехам товарища. И вдруг поссорились. Ребят попытались выяснить причины И помирить их. «Какое ваше дело?» заявил Петя на вопросы ребят. А Коля молча отвернулся.
- Правы ли мальчики?
- Что может сделать коллектив?
(Рассуждения детей.)
Вывод: лезть с расспросами не всегда удобно и тактично, а вот придумать какие-то ситуации, которые помогут помириться ребятам, класс может. Это могут быть совместные поручения. общее дело, в котором оба будут участвовать, или какое-то групповое общение, которое поможет мальчикам установить контакт.
Значит, ребята, «мы» должны всегда учитывать каждое «я», а наше «я» должно всегда помнить о «мы», - Объясните, как эту мысль раскрывает народная мудрость:
«Люди, как камни в реке, обтачивают друг друга».
- Можно ли наш класс назвать коллективом?
- Почему?
А что вы скажете относительно высказывания В. Сухомлинского о том, что коллектив должен научить каждого школьника «по глазам, по движениям, по речи распознавать у окружающих людей горе и радость, огорчение и тревогу, беспокойство и смятение. Если не воспитать этого качества, человек вырастет бесчувственным чурбаном».
- Как вы считаете, можем ли мы каждого научить тому, о чем говорит В. Сухомлинский?
Давайте будем стремиться к этому, тогда в нашем классе всегда будут дружеские отношения.
Игра «Все вместе» .
На полу рисуется круг такого размера, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой проблемой: как им всем разместиться на очерченном пространстве. Для того чтобы усложнить задачу, можно предложить детям составить остров из газет, которые нельзя ни рвать, ни раздвигать.

Игра «Аплодисменты по кругу»
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. У нас очень хороший класс, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихо, а далее становятся все сильнее и сильнее. Игра проходит следующим образом.
Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из класса, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего ученика, который также получает порцию аплодисментов, - они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Такимобразом, игра продолжается, а овации должны становиться все громче и громче.
(Игра интересна тем, что, как правило, аплодисменты всего класса достаются детям, которые не являются лидерами в классе, чаще это отверженные.)

Классный час в 6-8-х классах

Взаимоотношения в коллективе.

Как предотвратить конфликты?

Подготовила

социальный педагог

О.А. Новикова

2013 г.

Классный час посвящен методам эффективного общения.

Многие дети в подростковом возрасте не обладают навыком мирно решать конфликты. Следствием этих конфликтов становятся нервозность детей, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.

В ходе классного часа анализируются понятия «конфликт», «конфликтная ситуация», выясняются причины конфликтов, предлагаются варианты конструктивного разрешения конфликтов. Цели: - разъяснить детям понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», рассмотреть способы предупреждения конфликтов; - способствовать формированию позитивного отношения к людям; - побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

Цель: Научить детей относиться друг к другу уважительно, усвоить некоторые правила бесконфликтного общения и выхода из конфликта.

Оборудование: листы белой бумаги, фломастеры, листики в форме облака для каждого учащегося, солнышко.

Оформление: эпиграф на экране (слайд №1):

«Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу».

Ребята, приходилось ли вам «заваривать кашу»? В чем это заключалось? (Возможные ответы детей: «напутал чего-то», «перессорился со всеми», «попал в трудную ситуацию» и т. д.)

А есть другая поговорка со словом «каша»: «С тобой каши не сваришь». О ком так говорят? (Дети: «о бестолковых, ленивых, несговорчивых», «о таком человеке, с которым невозможно договориться».)

Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения. Как их избежать? Как прекратить «расхлебывать» кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа под названием «Как предотвратить конфликты?». (слайд №2)

В человеческих отношениях присутствует один интересный феномен. Ученые провели психологический опыт, который позволил выявить, ЧТО люди хотят воспитать в себе и видеть в других. И вот какие данные были получены.

Люди хотели развить в себе качества: (слайд №3)

Уверенности, решительности - 46 % опрошенных

Выдержки, уравновешенности - 30 %

Целеустремленности, силы воли - 30 %

Терпимости - 12 %

Доброжелательности - 10 % .

А вот окружающим людям все хотели бы добавить: (слайд №4)

Доброты, человечности - 50 % опрошенных

Честности, порядочности - 30 %

Взаимопонимания, сочувствия - 22 %

Терпимости - 16 %

Щедрости - 12 %

Итак, люди желают себе больше твердости, а окружающим больше мягкости. Но ведь и окружающие ждут от нас взаимопонимания, доброты, порядочности, а мы твердой поступью идем в ином направлении. В результате возникает взаимная неудовлетворенность, напряжение, конфликт. Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться. А что такое конфликт? (слайд №5) (ответы ребят)

- (слайд №6) Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми. В чем же вред конфликтов?

Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще все валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

- (слайд № 7) Как вы думаете, чем обусловлено возникновение конфликта?

Для возникновения конфликта достаточно присутствия двух человек, наличия двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмета спора. Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Общение - основа разрешения конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой также нелегко. Но нужно.

Упражнение « Облака». (слайд №8)

Я предлагаю вам закрыть глаза (чтобы не давило мнение окружающих) и поднять руку тем, кто никогда никого не обзывал обидным словом. Результаты опроса известны только учителю.

Раздаю всем детям листки, вырезанные в форме облака, на котором ребёнок пишет обидное слово, сказанное ему.

Собираю облака и прикрепляю их на солнышко.

Посмотрим на то, что у нас получилось. « Что может сейчас произойти?». (Дети отвечают, что на класс надвигается гроза, облака закрыли солнце.)

Учитель просит рассказать ребят, что они чувствовали, когда их обозвали, и что они сделали в ответ обидчику. Наиболее типичные реакции записываются на доску в две колонки.

Действия Чувства

Я просто отошёл в сторону. Мне хотелось плакать.

Я сказал, что нельзя обзываться. Я хотел ударить обидчика.

В левой колонке получим несколько конструктивных решений.

Предлагаю вам найти выход из создавшейся ситуации, чтобы погода стала вновь ясной. Дети предлагают свои варианты выхода из конфликтной ситуации: « Я не хотел тебя обидеть, прости», « Я был не прав», «Давай помиримся» и. д.

Способы предупреждения конфликтов (слайд №9)

Один из способов предупреждения конфликтов - мягкое противостояние. - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.

Другой способ называется "конструктивное предложение" Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех.

Я вам предлагаю несколько ситуаций, которые нужно разрешить.(слайд №10)

Ситуации:

1. (слайд №11) Ира обижена: «Вчера ты, Витя, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Витя удивлен: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась». Кто прав? (Кто культурнее, тот первым здоровается.)

2. (слайд №12) Настя говорит: «Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворяться?» Права ли Настя?

3. (слайд №13) Тебя обозвали. Твоя реакция? а) Отделаюсь шуткой (демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за «хорошие» слова). б) Отблагодарю тем же (обзову). в) Пожалуюсь старшим.

4. (слайд №14) Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Как будете действовать.

5. (слайд №15) В твоей компании все курят. Ты не хочешь начинать. Но ребята смеются над тобой. Как тебе быть?»

6. (слайд №16) На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?

Группам раздаются листочки с описанием конфликтной ситуации


Проигрывание ситуаций (вызывать по 2 человека на ситуацию) (слайд №17)

В данном упражнении вы разобьетесь на пары. Один будет играть роль виновника конфликта, а другой роль пострадавшего.

1. (слайд №18) Вам в киоске сказали, что у них горячие пирожки, вы купили, но пирожок оказался холодным. Вы возвращаете пирожок продавцу и говорите… (Высказывания детей.)

2. (слайд №19) Приятель сообщил, что рассказал кому-то вашу тайну… (Высказывания детей.)

3. (слайд №20) Подруга взяла у вас на вечер ваши любимые брюки, а наутро возвращает их надорванными. Вы говорите… (Высказывания детей.)

Всем хочется стать чуточку лучше. Это я знаю по себе. А ведь есть много возможностей научиться жить бесконфликтно. Один из способов - умение делать комплименты. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова.

Игра «Комплимент» (слайд 21)

Вызываются 2 ученика - мальчик и девочка. Делая вперед по одному шагу, они говорят друг другу комплименты.


В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость - неотъемлемое качество общения.

Давайте поиграем в «Речевой этикет» (слайд 22)

Играют две команды (группы).

1. Назовите слова приветствия. («Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Приветствую вас», «Привет», «Салют».)

2. Выскажите просьбу. («Вы можете мне сказать...», «Не могли бы вы мне...», «Скажите, пожалуйста…», «Разрешите попросить вас…», «Не могли бы вы...», «Будьте добры...».)

3. Какими словами лучше всего начать знакомство? («Разрешите представить вам…», «Разрешите познакомить вас…», «Познакомьтесь…», «Как тебя зовут?», «Вы знакомы?», «Позвольте познакомиться».)

4. Как принято извиняться в культурном обществе? («Приношу вам свои глубокие извинения», «Позвольте мне извиниться», «Не могу не принести вам свои глубокие извинения», «Простите за…».)

5. Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе? («Не огорчайтесь», «Нет повода для беспокойства», «Нет ничего плохого в том, что…», «Все будет хорошо», «Успокойтесь».)

6. Слова благодарности. («Благодарю вас», «Спасибо», «Разрешите поблагодарить вас», «Заранее благодарен», «Признателен вам», «Примите мою благодарность».)

7. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? («До свидания», «Надеюсь видеть вас еще», «Доброго пути», «До завтра», «Всего хорошего», «Всегда рады вас видеть», «Приятно было познакомиться».)

Вы, наверное, со мной согласитесь, что спор, как правило, не приносит ни удовлетворения, ни истины. Не зря говорят: «Из двух ссорящихся виноват тот, кто умнее». Конечно, лучше всего ссору погасить в самом начале. Для этого можно пойти на компромисс, то есть или уступить, или уговорить уступить того, с кем ссоришься. Первое, как правило, проще. Попробуйте во время ссоры попытаться представить себя на месте вашего соперника - и вы поймете, что у него тоже есть причины для защиты своих аргументов.

Давайте попробуем разыграть сценку, в которой ссорятся две подруги. (слайд 23)

Выходят две ученицы.

1-й вариант разговора.

Ой, привет, ты где это так подстриглась?

А что, тебе не нравится?

Так вообще давно уже никто не стрижется - ты выглядишь как пенсионерка.

Ты на себя в зеркало посмотри!..

Хочется отметить, что обобщения типа «вообще никто», «никто так не делает» только провоцируют развитие спора.

2-й вариант разговора.

Тебе просто не идет эта стрижка.

Ты на самом деле так считаешь?

Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще честно скажет?

А что мне делать?

Пойдем ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому.

Пойдем.

В данном случае искренность и готовность пойти навстречу помогли избежать ссоры.

Тест (слайд 24)

Прошу ответить на вопросы теста.

«Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?»

Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте определенное количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего стиль поведения. Если подобным образом ведете себя

часто – 3 балла

от случая к случаю – 2 балла

редко – 1 бал

Вопрос 1 . Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?


  1. Угрожаю или дерусь
  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
  3. Ищу компромиссы.
  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю во, чтобы то ни стало добиться своей цели.
  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем категорически – нет.
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь
  10. Меняю тему.
  11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
  12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
  13. Немножко уступлю, и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
  14. Предлагаю мир.
  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

(слайд 25)

1

6

11

А

2

7

12

Б

3

8

13

В

4

9

14

Г

5

10

15

Д


Подсчитайте количество баллов под номерами…

Узнайте количество баллов по типам.

Определите свой стиль (больше всех баллов по буквам)

А. – это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что-то бы то ни стало, стремитесь выиграть. Это тип человека, я всегда прав.

Б. – это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы всегда стараетесь предложить альтернативу, ищете решение, удовлетворили бы обе стороны.

В. – «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

Г. – «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» своей добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

Д. – «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Сделать выводы из тестирования.

Получив результаты теста, возможно, кто-то из вас открыл что-то новое в себе. Но не стоит воспринимать это как нечто неизменное. Это повод задуматься и в дальнейшем изменить свою точку зрения, самого себя.

Копилка добрых советов (слайд №26)

Высвечиваются на экране.

Ребята, послушайте несколько советов, которые помогут вам взглянуть на процесс общения по-новому.

Совет первый. Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам. Как вы это понимаете? (Ответы учеников.)

Совет второй. Помните о законе «отзеркаливания»: как вы к людям - так и они к вам. Что необходимо сделать, чтобы «отзеркаливать» лучшее? (Ответы учеников.)

Совет третий. Замечайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения. Как вы понимаете этот совет? (Ответы учеников.)

Совет четвертый. Не обижайтесь. В чем смысл этого совета? Есть русская пословица: «Кто старое помянет, тому глаз вон». (Ответы учеников.)

Совет пятый. «Но, отходя ко сну, спроси себя, / Кого и чем порадовал ты за день?» Как вы понимаете эти стихотворные строки? (Ответы учеников.)

Итак, избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно. Посмотрите по-доброму друг на друга, улыбнитесь, простите все обиды.

(слайд 27)

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих не нее.

(Е. Евтушенко.)

- И человек, который находится рядом с тобой, отличается от тебя. Это не значит, что он хуже тебя: он просто другой, со своими индивидуальными особенностями, со своими сильными и слабыми сторонами личности.

(слайд 28)

Итоговое упражнение «Подарок»

Здесь, в классе, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните: ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, - предназначено именно тебе. Каждый находит в комнате листок (в виде сердца, звездочки и проч.) со своим номером, на оборотной стороне которого написано пожелание. Пожелания

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.

10. Взгляни на своего обидчика - может, ему просто нужна твоя помощь. 11. Будь обаятелен и добр.

12. Извинись, если ты не прав.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.

16. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.

17. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

18. Никогда не говорите человеку, что он не прав; если вы не правы, признайте это.

19. Единственный способ одержать верх в споре - это уклониться от него.

20. Если вы делаете то, что делали всегда, вы и получите то, что всегда получали.

21. В жизни есть главное и не главное, не трать силы на пустяки.

22. Не осуждайте никого, чтобы не осуждали Вас.

23. Не ищите внешних врагов: чтобы понять, что мешает Вашему развитию, загляните внутрь себя.

24. Не поддавайтесь эмоциям.

25. Помни, каждый достоин уважения, так как он - человек. Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

26. Узнай лучше самого себя. Найди в себе интересные качества - это поможет привлечь к себе сверстников и сохранить объективное суждение о других людях.

27. Не замечай мелкие недостатки товарища. Ты ведь тоже их не лишен.

28. Развивай умение понимать юмор. Старайся отшучиваться, если кто-то иронизирует по поводу твоей внешности или успеваемости.

29. Умей выслушать товарища, учись вести диалог, а не говорить монологи.

Закончить наше занятие мне хочется следующими словами (Слайд 29):

«Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным».

Если мы будем избегать конфликтов, то будем дружить. Ну, а дружба начинается с улыбки (Слайд 30).

Литература. 1. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: Издательский центр «ВЛАДОС», 2003. 2. Билык Н. И. Спутник классного руководителя: 5–7 классы. - Волгоград: Учитель, 2007. 3. Диреклеева Н. И. Классные часы по теме «Нравственность». - М.: 5 за знания, 2006. 4. Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры): 7–8 классы / Авт.-сост. И. А. Зайцева, Н. А. Догадова. - Волгоград: Учитель, 2005. 5. Классные часы: 9 класс / Авт.-сост. Н. Г. Колодезнева и др. - Волгоград: Учитель, 2006. 6. Савченко Е. В., Жиренко О. Е. Классные часы: 5–9 классы. - М.: ВАКО, 2007. 7. Классные часы на темы этикета: 5–11 классы. - М.: Глобус, 2007.

Цель : Формирование у детей навыков эффективного общения.

Возраст детей. 12-13 лет.

Форма проведения. Беседа с элементами тренинга.

Место проведения. Классная комната, рабочие столы стоят вдоль стен. Обучающиеся сидят на стульях, расставленных по кругу.

Оформление, материал к классному часу, реквизит. Крылатые выражения об общении на листах ватмана. «Самая великая роскошь на свете- это роскошь человеческого общения» Антуан Сент Экзюпери. «Не водись с чёртом- попадешь в пекло» русская пословица. «Других не суди, на себя погляди!» русская пословица. «Обери сначала с себя репьи» русская пословица. «Людей не осуждай, а за собой примечай!» русская пословица.

Таблицы синтонного и конфликтогенного коммуникативного поведения. Результаты анкетирования детей по проблемам, возникшим в общении. Мяч резиновый средних размеров.

Ведущий . Добрый день! Ребята, чтобы немного отвлечься от учебных проблем и настроиться на новый вид деятельности, давайте немного поиграем. Я буду подбрасывать мяч вверх, а вы в это время громко хлопать в ладоши один раз. Когда я сделаю вид, что подбросила мяч, а на самом деле он остался у меня в руках - хлопать не надо. Ваша задача внимательно наблюдать за моими действиями и вести себя, как указано. (игра продолжается 2-3 минуты)

Следующая игра будет связана с передачей хлопков по кругу, в том порядке в котором вы сидите. Нужно повторить точное количество хлопков их ритм и передать соседу. Эта игра покажет вашу готовность к деятельности. Играем молча, фамилии зазевавшихся игроков не называем, а даем им возможность самим исправить ситуацию. (игра продолжается 1-2 минуты)

Ведущий . Чтобы продолжить наше общение давайте уточним правила поведения. Вы можете их дополнить, если сочтете нужным.

  1. Не перебивать говорящего.
  2. Говорить от первого лица.
  3. Не спорить, а высказывать свою точку зрения.
  4. Говорить тогда, когда разрешит ведущий.
  5. Внимательно слушать, чтобы твое высказывание было по теме разговора.

Есть дополнения к правилам?

(обсуждаются предложенные правила)

Ведущий. Примем эти правила за основу

Давайте поговорим о том, как вы, обучаясь вместе, пять лет, научились общаться друг с другом? Или общению не надо учиться? Давайте по порядку.

Вообще что такое общение?

Ведущий подводит итог обсуждения данного вопроса. Общение- деловая или дружеская связь так написано в толковом словаре. Общение, общее – однокоренные слова. Как правило, общаются люди, имеющие общие интересы: музыка, танцы, спорт, чтение художественной литературы, театр, филателия, рыбалка и.т.д. – это социально приемлемое общение . Но ведь у некоторых людей есть и другие интересы, которые их объединяют, являются общими. Например, вредные привычки: курение, алкоголь, воровство - это социально неприемлемое общение. Существуют законы, предусматривающие наказание за курение в общественных местах, за употребление алкоголя, воровство и.т.д.

Не даром существует пословица «Скажи мне кто твой друг, я скажу кто ты».

А как народная мудрость еще говорит об общении?

Ответы детей . «С кем поведешься от того и наберешься»

«Рыбак рыбака видит издалека» и.т.д.

Ведущий . Это шёл разговор о дружеском общении. А чем дружеское общение отличается от делового?

Ведущий. Можно сказать, что деловое общение- это общение людей, имеющих разные интересы, но выполняющих какое- то общее для всех дело. Вот у вас в классе какое общение преобладает?

(Дети высказывают свою точку зрения)

Ведущий. Во время уроков общение деловое, а на переменах и во внеурочное время, в основном, дружеское.

Вот если взять деловое общение какие факторы влияют на то, что приятно с человеком общаться или нет?

(Дети высказывают свою точку зрения)

Ведущий. Итак, подведем итог.

Приятно общаться, когда человек:

  • опрятен
  • вежлив
  • доброжелателен
  • справедлив
  • честен

и каждый сейчас, наверное, подумал о себе а, приятно ли общаться со мной? Это очень важный вопрос. На него надо научиться отвечать честно. А если кто-то еще не научился своё поведение оценивать критически, одноклассники помогут.

Из анкет, заполненных накануне классного часа, сделан такой вывод:

(называется количество обучающихся) считают, что (называется фамилия, имя обучающегося) унижает их достоинство.

Затем называются фамилии и имена тех, кого назвали «обращающимися к ним грубо с обидной кличкой и.т.д. по результатам анкеты.

Ведущий.

Есть библейская мудрость, которая очень ярко говорит о правильных взаимоотношениях между людьми «относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». А сколько мудрости в пословицах и поговорках, например, «какой привет- такой ответ». Перед вашими глазами находятся другие пословицы о правильном общении. Все это говорит о том, что важно уметь общаться с людьми и не только с людьми. Человек, нарушающий правила общения всегда проигрывает. Он несет негатив другим и в ответ получает тоже негатив. Но он один, а людей вокруг много. Представляете сколько негатива получает один грубиян. Такие люди часто болеют. Люди же доброжелательные болеют гораздо реже. Уметь правильно общаться просто выгодно!

Вот какие правила общения предлагает психолог Аркадий Егидес.

Конфликтогенное коммуникативное поведение

Синтонное коммуникативное поведение

Не обязан, а сделал
Активное выражение благодарности, не смотря на то, что ее не ждут
Снятие вины с партнера, самообвинение
Приглашение к обсуждению
Знаки принятия
Активная гласность
Положительное за глаза
Сделал сверх договора
Положительная оценка
Юмор без адреса и юмор на себя
Приглашение к совместному принятию решений
Дать себя перебить активное слушание
Щедро дарить свое общение
Фокусировать на партнера нужное ему внимание людей

Ведущий. Известный французский летчик и писатель Антуан Сент-Экзюпери, размышляя об общении людей, высказал мысль, которая стала известна всему миру «Самая великая на свете роскошь- это роскошь человеческого общения». Как вы понимаете это крылатое выражение?

(Дети, согласно установленным правилам, высказывают свою точку зрения)

Ведущий. Правильное общение- это действительно роскошь! Люди искренне делятся с другими своей добротой, вниманием, уважением, вежливостью и получают взамен доброту, внимание, уважение, вежливость.

А теперь скажите, пожалуйста, что нового узнал каждый из вас из нашей встречи?

(Дети по очереди рассказывают о новых знаниях, полученных на классном часе, о своих впечатлениях)

Ведущий. Спасибо всем за работу. Всего вам доброго.

Вопросы анонимной анкеты.

  1. Есть ли у тебя друзья в классе? Назови.
  2. Бывает ли так, что тебе не хочется идти в школу из-за ссоры с одноклассниками?
  3. Кто начинает ссоры в классе?
  4. Кто из одноклассников, с твоей точки зрения, унижает твое человеческое достоинство?
  5. Кто в классе обращается к другим грубо, используя обидные клички?
  6. А ты обращаешься к другим по кличке?
  7. Считаешь ли ты грубое обращение к людям признаком хорошего воспитания?

Классный час "Я среди своих одноклассников"

Цель : Формирование у детей навыков эффективного общения.

Возраст детей. 12-13 лет.

Форма проведения. Беседа с элементами тренинга.

Место проведения. Классная комната, рабочие столы стоят вдоль стен. Обучающиеся сидят на стульях, расставленных по кругу.

(Дети, согласно установленным правилам, высказывают свою точку зрения)

Ведущий. Правильное общение - это действительно роскошь! Люди искренне делятся с другими своей добротой, вниманием, уважением, вежливостью и получают взамен доброту, внимание, уважение, вежливость.

А теперь скажите, пожалуйста, что нового узнал каждый из вас из нашей встречи?

(Дети по очереди рассказывают о новых знаниях, полученных на классном часе, о своих впечатлениях)

Ведущий. Спасибо всем за работу. Всего вам доброго.

Вопросы анонимной анкеты.

Есть ли у тебя друзья в классе? Назови.

Бывает ли так, что тебе не хочется идти в школу из-за ссоры с одноклассниками?

Кто начинает ссоры в классе?

Кто из одноклассников, с твоей точки зрения, унижает твое человеческое достоинство?

Кто в классе обращается к другим грубо, используя обидные клички?

А ты обращаешься к другим по кличке?

Считаешь ли ты грубое обращение к людям признаком хорошего воспитания?