Мысль о необходимости пересмотра всей системы школьного образования автора созвучна вышеизложенным взглядам Кена Робинсона: «Нынешняя гуманитарная школа находится в состоянии цивилизационного тупика», « Всё охранительное, всё, что передавалось из эпохи в эпоху, всё, чем так гордилось образование, стало неожиданно нелепым, старомодным, неэффективным 34 .»

Автор с культурологических позиций отмечает главную проблему школы и пытается найти выход из тупика: «В ней (школе) нет главного - комплексного подхода. В ней нет понимания, что изучать историю Англии отдельно от Шекспира и Мильтона, Норвегии - отдельно от Ибсена и Грига - бессмысленно. Ибо подлинная история Англии - Шекспир, а подлинная история Италии - эпоха Возрождения.

Школа клипового мышления должна уйти в небытие... как кусок географии страны, оторванный от её истории, литературы, музыки, живописи, философии... Нужна Школа нового типа - Школа будущего, где география - это место, история - это время, а искусство и мысль - наполнение. Именно такую Школу, Школу, где все гуманитарные предметы будут связаны единой цепью, мы и хотим создать 35 ».

В настоящее время автором разработана принципиально иная методика и новый тип комплексно-волнового урока. Проведен эксперимент в г. Выкса Нижегородской области, который показал работоспособность методики комплексно-волнового урока, вызвал интерес со стороны Института художественного образования Российской академии образования. Следующий шаг – начать внедрение методики Школы будущего в российских общеобразовательных школах. Проект внедрения уже разработан совместно с Благотворительным фондом сохранения и развития культурных ценностей «Дельфис».

Михаил Казиник считает, что предназначение учителя в том, чтобы используя все накопленные культурные ценности, заложить в ученике основы духовности, которые помогут ему осознанно ориентироваться в окружающем мире: «Кто-то когда-то решил, что момент передачи знаний должен быть серьезным и трудным, что перед экзаменом положено нервничать и бояться плохой оценки. О какой самореализации ребенка может идти речь? А что будет, если сделать процесс обучения радостным и улыбчивым? Если не заставить ребенка выучить урок, а вызвать его интерес 36 ?»

Методика построена на развитии ассоциативного восприятия – способности, которая отличает, например, нобелевских лауреатов. В Школе будущего гуманитарные предметы объединяются в единую цепь вокруг одного «якоря» и преподносятся в творческой манере. Таким «якорем» может стать, например, яблоко: это и биология (яблоко как плод), и химия (процессы, протекающие в яблоке) и физика (Ньютон и его законы) и литература (И.Бунин и его «Антоновские яблоки»), история (появление культуры яблони в России, время Киевской Руси) и многое другое.

1. «Всякое произведение искусства - это не столько информация, сколько волна, источник духовных вибраций и излучений, своего рода передатчик. Человек воспринимающий – приёмник. Таким образом, невосприятие произведения искусства есть показатель неисправности (или настроенности не на ту волну) приёмника. В этом случае задача учителя – настроить или починить приёмник.

2. Сегодняшний ученик приходит на урок искусства не столько как расстроенный приёмник, но ещё и приёмник, настроенный на совершенно иную волну (о причинах читайте выше). То есть, у ученика существует предварительная установка. Снятие предварительной установки – первый шаг к восприятию.

3. Одно из условий успеха – чувство любви, которое возникает у ученика к учителю. Любовь – это энергия. Всякий нормальный учитель, готовясь к уроку с этим знанием, может достичь цели.

4. Отмена веры в абсолютную само собой разумеющуюся правоту учителя и учебника ведут к тому, что учителю нельзя начинать урок с объявления композитора, художника, скульптора, поэта как «ВЕЛИКОГО». Урок, начинающийся с «ВЕЛИКОГО ЧАЙКОВСКОГО» или «ВЕЛИКОГО ПУШКИНА» обречён на неуспех, ибо сегодняшний ученик приходит в класс с предварительными сформированными абсолютно иными установками.

5. Принципом урока должна стать не прямая, а реверсивная (обратная, парадоксальная) информация. Это значит, что определение ВЕЛИКИЙ должно появиться не в начале, а в конце урока, когда это слово окажется полностью оправданным всем ходом рассуждений учителя.

6. Главным условием восприятия творения искусства (музыки, поэзии, картины художника) станет не обилие информации о нём, а создание волны, или, лучше сказать, точной волновой настройки, связывающей вибрацию музыкального, поэтического или изобразительного творения с вибрацией души ученика.

7. Принцип реверсии исключает также негативные оценки, которые некоторые учителя любят давать тем или иным (пусть самым примитивным, пусть самым недостойным) явлениям массовой культуры. В преподавании всегда важно сражаться не против, а ЗА. Только когда ученики проникнутся любовью к музыке, искусству, преподанной учителем, можно вместе с ЛЮБИМЫМИ и ВЕРЯЩИМИ УЧИТЕЛЮ учениками проанализировать и пошутить над всем этим 37 ».

«В школе главное – интерес. Поэтому «побочным эффектом» является 100%-ное запоминание материала и изменение отношения к учебному процессу вообще» - таково мнение автора.

Два сходных мировоззренческих подхода к проблемам образования :

Кен Робинсон, США

Михаил Казиник, Россия

О кризисе современного образования

Та система образования, которую сейчас настойчиво пытаются реформировать во всех индустриальных странах, была внедрена в жизнь в конце 18-19 веке, когда ручной труд составлял 80%, а умственный – 20%, чтобы удовлетворять потребности эпохи индустриализма…Эпоха прошла!

Сегодня наступил самый большой кризис образования за последние столетия. Всё охранительное, всё, что передавалось из эпохи в эпоху, всё, чем так гордилось образование, стало неожиданно нелепым, старомодным, неэффективным.

Взгляд на современного учителя

В школе могут быть квалифицированные учителя, там может быть новейшее оборудование и учебники, но если учитель не понимает того, что все дети разные и каждому нужен отдельный подход, толку от его квалификации и новых учебников не будет никакого.

Потеря веры в абсолютное знание учителя и в правоту учебника. Кто такой (с точки зрения интернета) школьный учитель? Это – странное существо, которое знает обо всём примерно в миллион раз меньше чем интернет.

Цель учителя (должно стать) – не столько информировать, сколько так выстроить урок, чтобы вызвать у ученика жгучую потребность узнать.

Какой не должна и должна быть школа

Мы все рождаемся с огромными естественными талантами, но наши образовательные учреждения склонны душить многие из них. Такая растрата талантов происходит из-за нескольких факторов: узкое сосредоточение на нескольких академических предметах, вытеснение из школ творческих и гуманитарных предметов, сухое преподавание математики и науки, одержимость стандартизированными тестами.

Школа клипового мышления должна уйти в небытие... как кусок географии страны, оторванный от её истории, литературы, музыки, живописи, философии... Нужна Школа нового типа - Школа будущего, где география - это место, история - это время, а искусство и мысль - наполнение. Именно такую Школу, Школу, где все гуманитарные предметы будут связаны единой цепью, мы и хотим создать. В настоящее время разработана принципиально иная методика и новый тип комплексно-волнового урока.

О проблеме креативности и творческом мышлении

Креативность – не роскошь, а средство выживания. Очень непросто найти людей, которые могли бы принимать хорошие решения в неустойчивые времена, кто мог бы адаптироваться к новым возможностям и творчески отвечать на них.

Творческий человек, поставив вопрос, вызывает этим миллионы новых вопросов. Появляющаяся многозначность изменяет картину вещей и явлений. Творческая личность не довольствуется положением вещей и пробует добраться до сути явлений. При этом проявляется многогранность восприятия, вплоть до парадоксов.

Выводы:

Эпоха индустриализма прошла;Всё охранительное, всё, что передавалось из эпохи в эпоху, всё, чем так гордилось образование, стало неожиданно нелепым, старомодным, неэффективным;

Мы все рождаемся с огромными естественными талантами. Обществу нужны люди с творческим смелым мышлением. Таких людей может воспитать новая школа, где задача учителя - вызвать у ученика жгучую потребность узнать.

Ниже мы процитируем отношение соотечественников – специалистов в области педагогики – лучших учителей страны по версии журнала «Русский репортёр», профессоров российских ВУЗов, чтобы увидеть точки соприкосновения в суждениях.

В стране назрела необходимость пересмотра всей системы школьного образования. Нынешняя гуманитарная школа находится в состоянии цивилизационного тупика.

Школа, формирующая клиповое сознание, уже невозможна, в ней нет главного - комплексного подхода. В ней нет понимания, что изучать историю Англии отдельно от Шекспира и Мильтона, Норвегии - отдельно от Ибсена и Грига - бессмысленно. Ибо подлинная история Англии - Шекспир, а подлинная история Италии - эпоха Возрождения.

Школа клипового мышления должна уйти в небытие... как кусок географии страны, оторванный от её истории, литературы, музыки, живописи, философии... Нужна Школа нового типа - Школа будущего, где география - это место, история - это время, а искусство и мысль - наполнение.

Именно такую Школу, Школу, где все гуманитарные предметы будут связаны единой цепью, мы и хотим создать. В настоящее время автором разработана принципиально иная методика и новый тип комплексно-волнового урока, для внедрения которых необходимо обучение и воспитание учителей.


Идея такой Школы нашла горячий отклик во многих странах в форме конкретных масштабных мероприятий по внедрению Школы нового типа в систему образования. Для реализации этого проекта нужны только люди, готовые его воспринять. У педагогов Школы будущего не обязательно должно быть нынешнее педагогическое образование, ибо оно может сыграть консервативную роль. Но эти педагоги должны обладать определенной глубиной мышления и восприятия.

В России тоже есть люди готовые и способные воплотить концепцию Школы нового типа. Был проведен эксперимент в г. Выкса Нижегородской области, который не только показал великолепную работоспособность методики комплексно-волнового урока, но и вызвал интерес со стороны Института художественного образования Российской академии образования. Сегодня мы готовы сделать следующий шаг - начать внедрение методики Школы будущего в российских общеобразовательных школах.

Проект внедрения уже разработан. Мы приглашаем всех, кто хочет внести свой вклад в создание новой системы образования, принять участие в его реализации.

Международная Школа Михаила Казиника сегодня

В настоящее время Школа ведёт свою деятельность по трём основным направлениям:

1. Семинары для педагогов общеобразовательных школ, обучение учителей методике комплексно-волнового урока и внедрение идей Школы Будущего в общеобразовательные школы в масштабах страны. Сегодня Школа Будущего работает в качестве эксперимента в г. Выкса Нижегородской области, формируется в Липецке и Челябинске, и одобрена на уровне министерств образования в Болгарии и в Литве.

2. Конференции и семинары для среднего и крупного российского бизнеса, воспитание бизнесменов-меценатов и благотворителей. Для духовного возрождения России нужны современные Третьяковы и Морозовы.

3. Выездные творческие школы и мастер-классы, в как одной из форм дополнительного образования. Возраст, род занятий и образование значения не имеют. Если Вы верите в свои творческие возможности, если Вы не считаете, что Ваше обучение закончилось с последним экзаменом, если Вы хотите глубже изучить культуру разных стран и богатейшее наследие нашей страны, по-настоящему погрузиться в искусство, испытать новые озарения и потрясения от встреч с творениями гениев прошлого и настоящего - наши школы для Вас.

Мы встречаемся, чтобы объединить единомышленников, испытать радость от общения друг с другом и сделать для себя новые открытия в мире музыки и искусства.

Комплексно-волновые уроки в школе 7 ключей.

Город Челябинск.

Всё получается!!!


  • Cегодня дожди всех мастей пролились в 3 «а» классе

  • Комплексно-волновой урок «Под знаком Солнца»

  • "Волшебные звуки"

  • "Мы рисуем МУЗЫКУ"

  • Мастера символизма

  • Международный день музыки

  • Комплексно-волновой урок 2-а класса

Михаил Казиник разработал оригинальную методику комплексно-волнового урока, которая призвана восполнить недостатки ныне существующих отечественных методик, которые существуют вне связи с сокровищами мировой культуры и вне пространственно-временных контекстуальных связей.

Методика родилась по необходимости - сегодня в эпоху интернета, когда объем информации вокруг нас удваивается каждые 2-3 года, школа уже не может существовать на уровне 50-х гг прошлого века.

Старая школа была создана давать знания и готовить будущих работников для индустриального производства. Сегодня это уже не нужно. Знания легко найти в интернете, процент занятых в собственно производстве постоянно снижается благодаря техническому развитию. В ближайшем будущем появится преобладающее количество людей свободных профессий. Именно они будут определять духовный потенциал страны, степень её творческой значимости, атмосферу жизни.

Поэтому сегодня главная цель учителя - не столько информировать, сколько так выстроить урок, чтобы вызвать у ученика жгучую потребность узнавать, исследовать. Предназначение учителя в том, чтобы используя все накопленные культурные ценности, заложить в ученике основы духовности, которые помогут ему осознанно ориентироваться в окружающем мире.

Это непросто. Учителям придется преодолеть ряд стереотипов, неверие в себя. Кто-то когда-то решил, что момент передачи знаний должен быть серьезным и трудным, что перед экзаменом положено нервничать и бояться плохой оценки. О какой самореализации ребенка может идти речь? А что будет, если сделать процесс обучения радостным и улыбчивым? Если не заставить ребенка выучить урок, а вызвать его интерес?

Михаил Казиник провел такой эксперимент в г. Выкса Нижегородской области и назвал его методикой комплексно-волнового урока или Школой будущего.

Методика построена на развитии ассоциативного восприятия - способности, которая отличает, например, нобелевских лауреатов. В Школе будущего гуманитарные предметы объединяются в единую цепь вокруг одного «якоря» и преподносятся в творческой манере. Таким «якорем» может стать, например, яблоко: это и биология (яблоко как плод), и химия (процессы, протекающие в яблоке) и физика (Ньютон и его законы) и литература (И.Бунин и его «Антоновские яблоки»), история (появление культуры яблони в России, время Киевской Руси) и многое другое.

Методика не только успешно прошла испытание на экспериментальной площадке, но и вызвала большой интерес со стороны Института художественного образования Российской академии образования.

Сегодня мы готовимся к следующему этапу - внедрить комплексно-волновой урок в ежедневную практику обычных школ.


Должна признать, что на семинар Михаила Казиника я шла настороженно: некоторые фразы программы семинара уже вызвали сомнения. Например: «тайны стопроцентного восприятия» - это как? Измерьте, пожалуйста, своё восприятие в процентах... и?
Или - «нобелевское мышление»... что имеется в виду: мыслить как шведский химик 19-го века? или?...

Известный популяризатор-музыковед, писатель, скрипач, ведущий теле-радио-программ Михаил Казиник решил взяться за музыкальное образование в общеобразовательной школе.
Идея выглядит неплохо («...комплексно-волновой, ассоциативный урок»), цель - благая («…школа будущего – урок это игра, диалог, спор», «отказ от клипового сознания»), принципы перечислены и пронумерованы («...принципы волнового воздействия ведут к активному раскрытию творческих способностей детей на первом же уроке»), методика вроде бы заявлена («...методические приёмы волновых уроков»), забота о духовном развитии подрастающего поколения наличествует («...превращение в примитивные массы через медийные шоу»), опять же, методика уже апробирована («...мастер-классы в тысячах аудиторий»).

Михаила Казиника я слышала и раньше: на «Серебряном дожде». Слушать эту быструю речь, с наигранными интонациями и «эффектными» паузами - вживую, да ещё в течении трёх дней - оказалось труднее.

Семинара как такового не получилось: не возникла «обратная связь», не сложилась.
Мы слушали бесконечную болтовню, наблюдали, как надевает и снимает, раз за разом, свою улыбку-оскал седой и немолодой мужчина, и... молчали. Потому что увидели не то, что хотел показать уважаемый Михаил Семёнович.
Увидели постаревшего уставшего человека, который вдруг задумался о вечности и попытался оставить в ней след. Или подзаработать денег. Или ещё что...
- Консервативны люди, понимаете... они ещё не доросли до школы будущего! - сказал Михаил Казиник телерепортёрам в заключительном интервью.

Если бы не эта фраза, я не стала бы рассказывать о казинковской «методике».
Мне и так... было отчаянно его жалко; особенно в последний час последнего дня пресловутого «семинара». Когда Казиник отчаянно носился по сцене – уже поняв, что не получил поддержки, что так и не услышит (хотя бы единственный раз!) долгожданную фразу «да, я буду работать по вашей методике», и что три изматывающих дня прошли впустую.
Очень жалко. Потому что...

Нет методики, понимаете? Есть театр одного актёра с участием детей.
Нет «комплексно-волнового урока». Есть «волна ассоциаций» в голове Казиника и даром потраченные время-деньги.
Есть красивый новый термин, благородные слова. А что скрывается за ними?

Пересказ радиопередач с «Серебряного дождя», отягощённые подробностями и многословными отвлечениями по поводу и без. С затяжными паузами и нескончаемыми, мульти-кульминационными интонационными спадами-подъёмами.
Игра на рояле, часто неудачно-фальшивая, гротескно-пафосная... я понимаю, что Казиник – скрипач, и это его извиняет. Но уши болели.
Уровень обращения со взрослой аудиторией – на уровне учеников начальной школы, обладающих минимальными знаниями и интеллектом. Это называется «вешать лапшу малышам»: «...и пошёоооол Лев Николаевич Толстой, да заплааааакал...»
Попытки манипуляторства на самом примитивном уровне: «...если кто-нибудь из вас построит урок по моей методике, да мы с вами по всему миру поедем с эти уроком! по всему миру!», «...а вот в Выстре... ах, у меня там такие талантливые учителя, они-то смогли!», заглядывая в глаза вытащенной на сцену женщины: «...ну? будем? будем?! будем работать, ну??!»
Добил пересказ научно-популярного фильма, начатого словами «...МЫ провели эксперимент»...
Препарирование стихотворения Пастернака «Гамлет», начатое со слов «...Высоцкий хорошо читал это стихотворение, но я бы прочитал по-другому, глубже» - убило окончательно.

Его так «носило» во все стороны, во все области, что только глаза расширялись от удивления.
Только что говорил о валентности – уже показывает «золотое сечение» на своей руке, от локтя до кончиков пальцев, и примеряет строки известных стихотворений на эту мерку (!). Только что говорил о нобелевском обеде и знаменитом нобелевском соусе - уже оглашает теорию «поцелуя и удара». Вдруг - перескакивает к «Сказке о попе и работнике его Балде» как противостоянии букв «о» и «а», и тут же - о «родовой музыке» Моцарта и своей программе для беременных.
Презрительно избивая рояль, пародирует Стаса Михайлова и - почти тут же рассказывает сказку «об упущенном шансе» («Курочка Ряба снесла яйцо Фаберже»)...

Смешаны все эпохи и имена, факты и вымысел, «тайные знаки» и «логос»…
«…всё в кучу – кони, люди» (с)
Хаос. Такое впечатление, что я присутствовала при настройке симфонического оркестра: звуков много, а до настоящей музыки ещё далеко. Когда Казиник приводил свою очередную ассоциацию, от строения атома к музыке, он вновь был многословен.
И только одного слова я так и не дождалась: гар-мо-ни-я.
И с чего бы ему, этому слову, звучать: если внутри клубится хаос, гармонии там не место.

Со всеми «великими» Михаил Казиник на «короткой ноге»: он так живописует сцены быта и творчества, что кажется, что именно он открывал крышку рояля Бетховену и лечил больного Моцарта.
- Бородин писал музыку, когда болел. Знаете... ему даже друзья звонили (!) и спрашивали: может, ты заболел? Бородин удивлялся, а они объясняли: ты же когда болеешь, музыку пишешь...

Да что там Бетховен, Моцарт, Бородин! Казиник даже с богом «на одной ноге»:
- Вы сами подумайте: бог говорит Адаму и Еве – всё вокруг можно, а вот это... нельзя!!! И вышел куда-то... покурить (!). Он спровоцировал Адама и Еву! спровоцировал, чтобы выгнать из рая, чтобы у нас появился Бах, Пушкин, Пастернак...

О «Евгении Онегине»:
- Онегин – это сам Пушкин, а Ленский персонаж вымышленный: таким образом, Пушкин показывает, как хорошая поэзия убивает плохую поэзию (!). Почему Ленский – вымышленный персонаж? Во-первых, у него никого нет родных: у Онегина – дядя, у Татьяны и Ольги – семья, а у Ленского – никого! Далее: Ленский вернулся, насмотревшись на «германские туманы»... но нам известны английские туманы, а не германские (!), Пушкин даёт нам понять таким образом, что Ленский – выдуман!
Кто бы посоветовал Михаилу Семёновичу перечитать «Спартака» - по поводу «германских туманов»...

С детской аудиторией получилось не лучше: детей, почему-то, пригласили разного возраста, от шести до четырнадцати лет. «Волновой урок» длился полтора часа: младшие к тому времени уже изнывали от усталости, старшие к окончанию урока замкнулись, отвечали лишь на конкретно направленные вопросы и с лёгкой усмешкой наблюдали за «учителем», плывущим по ему одному ведомым «волнам ассоциаций» и не ведающим о возрастных особенностях детей.

По идее, «комплексно-волновой урок» должен был показать «методические приёмы, работу над речью и движением, артикуляцией и мелодией, сотрудничество педагога и учителя».
В реальности всё вылилось в заигрывании с детьми, творческих заданиях на воображение (придумать самую невероятную причину опоздания на урок, произнести порядковый счёт «в роли»), имитации завывания бури (чтение первых строф стихотворения Пушкина «Буря мглою небо кроет»), знакомством со скрипкой как музыкальным инструментом, шустрым галопом - по танцевальным жанрам с обработкой известной детской песни и... просьбой каждому (!) ребёнку крикнуть в подносимый микрофон «...я люблю тебя!» под звучащую музыку Моцарта.
Всё.

Вы, ребята, знаете Яндекс? Точно знаете? Зайдите в Яндекс и наберите слово «Казиник» с одной «н». Посмотрите там фильм «В лесу родилась ёлочка» - как песня звучит в разных жанрах.
- Говорите, Яндекс знаете? Наберите там слово «Казиник» с одной буквой «н», и найдите фильм «Скала и шторм», обязательно посмотрите!
- Вы снимаете? – переспрашивал Казиник у оператора, когда дети излагали «самые невероятные причины опоздания на урок».
Как я понимаю, предполагалось, что интересные ответы дети давали только благодаря Михаилу Семёновичу, и это будет доказательством воздействия его чудесной «методики»... а ответы детей, кстати, были действительно интересными, напишу о них позже.

Что у вас есть в школе? Кабалевский?! Фуууу... у него же сплошная скука: «какая музыка? красииииивая...»
Михаил Казиник, как я понимаю, даже не удосужился узнать, какие программы пришли на смену программе Кабалевского за прошедшие 30 лет. Вот это «фуууу...» в программе семинара было заявлено как «сравнительные характеристики традиционного, привычного урока и урока нового типа». То есть, существование Абдуллина, Николаевой, Алиева, Школяр, Терентьевой и их программ творческого развития детей Казинику неведомо – не сподобился ознакомиться.

Школа несёт клиповое мышление, от которого надо избавляться! Идеалом образования я считаю русский лицей, тот настоящий русский. Вот до того образования нам бы дотянуться...
Интересно, что сказали бы в лицее, услышав хаос «нобелевского мышления» Казиника: к лицеистам допустили бы?

Думаю, Михаил Семёнович был бы удивлён, узнав, что его «методика» хорошо «вписывается» в высказанную бывшим российским президентом (ныне премьером) теорию – о закрытии педагогических вузов и приходе в школу практиков от профессии. Трёхмесячные курсы, и уже педагог, чего заморачиваться-то?
Этот «волновой урок» надо было бы показать премьеру – пусть бы порадовался...

Популяризаторство и просвещение – не есть синонимы, и подменить одно другим нельзя.
А «методика Казиника»... я бы с удовольствие ввела подобный курс как развлекательно-образовательный факультатив, но ни в коем случае не учебный предмет.
Дети, всё-таки, в школе должны получать знания, а не «околопросвещение».

Теперь, после этих трёх псевдо-семинарных дней, от имени Казиника меня слегка плющит.
А от звуков его голоса – скручивает косой спиралью.
Спасало только одно: два очень хороших музыканта-исполнителя, пианист Вячеслав Зубков и скрипач Андрей Чистяков.
Они – играли, и играли на высоком уровне, возвращая участников семинара от хаоса - к гармонии, давая передышку, очищая души и сердца.

Наверное, благодаря им, этим замечательным музыкантам, и остался Михаил Казиник без «обратной связи»: музыка смывала весь нанесённый мусор, умиротворяла, поднимала ввысь. И... оставалось только чувство сожаления и сочувствия – к человеку, который несёт в себе хаос.



Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

болонский процесс музыкальный образование

Комплексно-волновой метод как эффективное средство обучения учащихся в системе Детской музыкальной школы

Болонский процесс и музыкальное образование

Важность данной темы заключается в том, что назрела необходимость изменения самой системы обучения детей, подростков. Невозможно оценить способности ребенка только по вступительному экзамену в музыкальную школу, невозможно учить только специальности, без связи с сольфеджио, музыкальной литературой, а на уроке по хору все практически полностью забывается, несмотря на кажущуюся близость предметов. Такая разорванная школа просто исчерпала себя и сегодня не может существовать. Объем информации каждые 3 года увеличивается вдвое, возрастают темпы, с которыми ее необходимо усвоить. Невозможно сегодня представить учителя, учащегося всему, ведь все знает только Интернет, уровень информации которого весьма и весьма разношерстный.

Кроме того, в последние годы Болонский процесс все ближе «подбирается» к системе музыкального образования, которое является индивидуально-ориентированным по своей сути. Выступление ректора Московской гос.консерватории на IV Международной конференции: «Модернизация высшего музыкального образования и реализация принципов Болонского процесса в России, странах СНГ и Европы». Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н.А. Римского-Корсакова. 26 сентября 2010. Пришло время выработать свое отношение к ее введению или отказе от нее, как не отвечающей достаточно унифицированной предметной специфике музыкального образования и воспитания.

Готовя данную статью я опиралась на источники Московской государственной консерватории, в частности на доклад ректора Московской гос.консерватории А.Соколова на IV Международной конференции: «Модернизация высшего музыкального образования и реализация принципов Болонского процесса в России, странах СНГ и Европы» (Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н.А. Римского-Корсакова. 26 сентября 2010), доклад проректора по научной и творческой работе Московской государственной консерватории К.Зенкина «Традиции, перспективы и проблемы консерваторского образования в России в свете проекта Федерального закона об образовании 2013 г.», статьи и мастер-классы профессора Драматического иснститута г.Стокгольма, скрипача М.Казиника, а также ряд других источников (в основном это аудиорасшифровки докладов, размещенных Московской консерваторией в Интернете).

Ректор Московской государственной консерватории А.Соколов, будучи достаточно долго связанным с полемикой вокруг Болонской системы (в свое время он был министром по делам культуры и массовых коммуникаций РФ), детально останавливается на всех больных точках применения Болонской системы в условиях музыкального образования.

Музыкальное образование является трехуровневым (ДМШ, училище, консерватория). Как отмечает ректор МГК А.С.Соколов, двухуровневое высшее образование, будучи прямолинейно спроецированным на традиции и потребности вузов немузыкального образования порождал серьезные проблемы, понятные настоящим профессионалам. Многими была занята оборонительная позиция под лозунгом: «Не навреди!»

Болонская система призвана обеспечить свободу и мобильность образовательного процесса, выбора специальности, места обучения и образовательных дисциплин. Она рассчитана на среднестатистического студента в среднестатистической ситуации в условиях установок европейско-американской культурной традиции. (К.Зенкин)

Применение этой системы затруднительно в условиях заметно отличающихся от установленной нормы, конкретно в сфере профессионального музыкального образования. Задача музыкального образования иная чем в других областях. В системе музыкального воспитания и образования есть четкая установка на формирование целостной творческой личности, особое творческое единство практической, артистической, творческой, научно-теоретической составляющих, значимость личностных характеристик в образовательном процессе - устойчивое формирование исполнительских школ.

В последние годы музыканты-исполнители обязаны, помимо своего основного дела, писать научный музыковедческий реферат. Фактически, они лишь осваивают навыки компиляции наспех выдернутых из Интернета материалов, либо перекладывают сей подневольный труд на плечи своих научных руководителей, привлекаемых с историко-теоретического факультета. Профанация - это самый печальный итог бездумного администрирования.

Пожалуй, единственное, что мы можем взять из Болонской системы - инновационный подход к технологиям обучения, а, следовательно, и введение новых технических средств обучения учеников, студентов. Необходим институт электронной музыки, научно-учебные центры по проблемам акустики, звукорежиссуры, информационных технологий, психологии восприятия и творчества и многое другое. В Московской консерватории многое из этого уже имеется. (К.Зенкин). Консерваториям давно пора реализовывать свой университетский потенциал. Московская консерватория имеет статус профильного университета, что никоим образом не поменяло ее сути в подготовке музыкальных кадров высшего уровня профессионального музыкального мастерства. Профильные университеты необходимы. Кроме того, необходимо закрепить научную организацию в структуре консерваторий.

Музыковеды должны получать последипломное образование у своих же научных руководителей, а не в академии по переподготовке научно-педагогических кадров, значение которых в музыкальном профессионализме незначительно.

Для тех, кто желает более детально ознакомиться с докладами ректора МГК А.Соколова и проректора по научной работе МГК К.Зенкина я могу адресовать к порталу youtube.com, страничке Московской консерватории MoscowConservatory, где размещены все звучавшие доклады.

Начало осмысления комплексно-волнового метода обучения детей было связано с подготовкой доклада на тему «Методико-педагогические принципы обучения детей в ДМШ. Болонский процесс и его проекция на музыкальное образование», который я выполнила в апреле 2013 года. В нем я частично показала возможность такого подхода к обучению детей, но, рамки темы не позволили в полной мере раскрыть данный тезис. Этот метод предложен скрипачом, экспертом концерта Нобелевского комитета М.Казиником. Комплексно-волновые уроки уже проводятся в разных концах СНГ: России, Литве, Латвии. Подобная школа начата и в Болгарии, проводятся Летние мастер-школы по возможностям введения такого метода.

Когда-то школа задумывалась как система воспитания гармоничной личности. Сегодня это не так. Зачастую она формирует у учеников фрагментарное - клиповое мышление. Мы всё время отрываем одно знание от другого. И ребёнок видит мир не единой системой, а какими-то клочками.

В итоге полученная информация в голове учеников долго не задержится. Мы не учим, а мучаем наших детей!

Что, если не пытаться впихнуть в ребёнка информацию, а научить его мыслить, связывать между собой события, явления. На возможности такого подхода неоднократно акцентирует наше внимание скрипач М.Казиник.

Примером такого урока может стать урок по специальности, на котором ученик узнает, что скрипка похожа на человека по строению, струна звучит и рождается звук (звук это колебания, волна - физика), чтобы струна зазвучала - по ней надо провести смычком, предварительно покрыв волос канифолью (специально обработанная еловая или сосновая смола - химия). Скрипка является инструментом, в который мастер при изготовлении закладывает строй, выстраивая деки на определенные ноты. Качество звука зависит от того, насколько точно мы выстроим скрипку, и звучание струны попадет в резонанс с колебанием определенной конструктивной части инструмента (акустика). Все это можно сообщить ученику на паре уроков, а то и на одном. Он это легко усвоит.

Уроки парадоксального мышления запомнятся детям лучше, чем традиционные. Неплохо было бы расстаться с уверенностью, что школа должна научить всех всему. Это невозможно сделать хотя бы потому, что каждые три года объём информации в мире удваивается.

Школа должна научить ребёнка мыслить и радоваться процессу мышления. Вся история, вся культура, все человечество всегда движутся вдоль единой линии, есть причинно-следственная связь, без которой школа мертва. Мы должны создать на уроке прецедент мышления, чтоб сформировать у детей волновое восприятие. Школа - это театр. Учитель же - и режиссёр, и сценарист, и актёр.

Целью статьи является показ комплексно-волнового метода как эффективного средства обучения детей в Детской музыкальной школе (да только ли в ней?), а также осмысление Болонского метода, как диктуемой системы обучения молодых специалистов, возможности его применения в системе музыкального воспитания и образования.

Мы должны задаться целью сформировать мыслящих людей! Впервые в истории мы создадим школу творческого мышления. Так мы введём детей в мир мыслящий, творческий. Прошедшие такую школу будут другими людьми. Даже если они займутся точными науками, они будут знать, что теория относительности рождается через музыку, через Баха, Моцарта.

Человек отличается от зверя только одним - у него сознание определяет бытие. И кризис рождается сначала в головах, душах, сердцах, а потом уж ударяет по карману. Лосьон для мозгов - это Моцарт, Шекспир, Пушкин.

Мы - наследники величайшей, многотысячелетней культуры, идеи, которая поднималась, обрастала, жила и формировалась. Если мы это забудем - туда нам и дорога. Если мы не бросим все силы, чтобы сделать культуру в приоритете - они обречены. Пока культура не будет выше идеологии, выше политики и выше религии - ничего не будет. В искусстве нет движения от простого к сложному, снизу вверх. Искусство, это свидетельство Вселенной, высшего разума, но не в заведениях, где о них говорят, а в духе цивилизации, человека Античности. Нам нет разницы, в каких домах жили, например, греки, мало что сохранилось до сегодняшнего дня, но их вклад в мировую культуру поистине грандиозен.

В 1980-е на экраны вышел фильм «Чучело», в нём режиссёр Ролан Быков показал модель будущего, в которое попадает Лена Бессольцева, с его заводилой Железной Кнопкой. Мы рискуем прийти именно к такому будущему, если пустить всё на самотёк. Процесс можно остановить только решительными мерами - всё поставить на культуру. Туда бросить все силы. Потому что культура - это возделывание души! И если в кризис пытаться экономить на культуре, то всё закончится катастрофой. Возделывание культуры - борьба за жизнь. Сон разума порождает чудовище. Чудовище рождается, когда разум спит.

В 2005 году М.Казиник, открывая Нобелевский концерт, сказал: «Дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки, если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок сделал первый шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии или физики, а с музыки, в ней скрыты все формулы, все тайны науки, все тайны бытия, через музыку постигается мир». Эйнштейна спросили, как воспринимать мир. Он сказал, что как слоеный пирог. Это очень похоже на фугу - в каждом слое свой мир, своя консистенция, свое время, тональность и т.д.

Теория относительности - формула музыкальной фуги, созданной за 200 лет до Эйнштейна. А кто знает, что сам Эйнштейн тщательно изучал произведения Баха, чтобы познать законы их строения. Вершина музыкальной полифонии - фуга. В каждом слое свое время и своя тональность.

Если перейти к Болонской системе, то понятно, что в системе музыкального воспитания ее применение крайне затруднительно. У нас другая специфика обучения - индивидуализированное взаимодействие ученика и учителя в классе по специальности или с группой учащихся 12-14 человек на уроках теоретических дисциплин.

В высшем звене после длительных споров был сохранен специалитет - базовый уровень образования в вузах культуры. Это была нелегкая победа, поскольку под напором Министерства образования и науки в решающий момент устояли только две старейшие консерватории - Петербургская и Московская. Ректоры остальных музыкальных вузов подчинились судьбе, дав согласие на безальтернативные бакалавриат и магистратуру.

При сохранении специалитета бакалавриат стал пониматься, таким образом, как зона эксперимента, определяемая самим вузом. Не выплескивая мести из своего ребенка, вуз продолжал идти путем естественной эволюции, а не предписанной революции. Такая склонность всегда была свойственна нашим наиболее авторитетным специалистам, посвятивших себя приобщению к профессии новых поколений.

Важно согласованно сыграть на опережение, предлагая идеи, которые дадут возможность упредить ошибку законотворчества, это значительно легче, чем потом тратить колоссальные силы на ее исправление.

В этой связи необходимо окинуть взором нашу традиционную систему непрерывного музыкального образования, оценив ее дальнейшую перспективу.

Начнем с фундамента - начального образования:

Известна критическая ситуация, сложившаяся с Детскими музыкальными школами, вследствие отнесения их к категории дополнительного образования, т.е фактического уравнивания ДМШ с клубами по интересам и доморощенными кружками-однодневками.

Попав под нож образовательной реформы, ДМШ перестали гарантировать выполнение важнейшей возложенной на них двуединой задачи:

1. Общее музыкальное образование школьников, хотя бы частично компенсирующее фактическое отсутствие музыкальной подготовки в общеобразовательных школах и гимназиях, иначе говоря, воспитание нашей будущей слушательской аудитории в филармонических залах.

2. Профессиональная селекция среди учащихся, выявление особоодаренных детей и индивидуальный подход к их обучению с ориентацией на дальнейшее продолжение обучения в музыкальном училище.

Сегодня самая трудная задача - отстоять статус ДМШ, обеспечив их нормальное функционирование, как в крупных городах, так и в провинции.

Подробнее А.Соколов останавливается на среднем звене. Сочетание начального и среднего музыкального образования характерно для музыкальных школ-десятилеток или 11 леток, которые, как правило, являются питомниками высших учебных заведений. Их основная задача - подготовка абитуриентов в вуз. На пути к аттестату зрелости проводится весьма строгий отбор по профессиональным критериям. Это конкурсные классы с отсевом неуспевающих учащихся. Весьма важна координация методик и учебных программ в среднем и высшем звеньях, взаимодействие педагогических кадров школы и вуза. Примером может служить недавно отметившая свое 75-тилетие ЦМШ при Московской государственной консерватории, директор которой традиционно включается в состав ученого совета консерватории. Пока это относительно стабильное звено в системе непрерывного музыкального образования.

Сложнее с училищами, часть из которых тоже является питомниками вуза, это училища при консерваториях, а часть работает автономно. Налицо фактическое неравенство училищ по обеспечиваемому уровню подготовки, по педагогическим кадрам, материальному обеспечению учебного процесса. За последние четверть века возникло довольно много новых училищ в малых городах. Им еще предстоит доказать свою профессиональную квалификацию, состоятельность, что уже достигнуто рядом старых провинциальных училищ: таких как Коломенское, Электросталь, Воронежское и другие.

Привилегия училища или колледжа, как они сейчас называются, является выпуск дипломированного специалиста, имеющего право работать педагогом в ДМШ, а также быть концертным исполнителем, или продолжить свое образование в высшем звене.

Подготовленные училищами и школами-десятилетками музыканты нередко отличаются высочайшим уровнем мастерства. Это очевидное свидетельство фактического уровня подготовки в нашем среднем звене, аналога которому нет за рубежом.

Остаются нерешенными проблемы и послевузовского образования. Споры об ассистентуре-стажировке, как специфической для творческих вузов форме аспирантуры велись между Министерством культуры и Министерством образования еще в 90-е годы. Воз и ныне там.

Ситуация лишь ухудшилась. В последние годы музыканты-исполнители обязаны, помимо своего основного дела, писать научный музыковедческий реферат. Фактически, они лишь осваивают навыки компиляции наспех выдернутых из Интернета материалов, либо перекладывают сей подневольный труд на плечи своих научных руководителей, привлекаемых с историко-теоретического факультета. Профанация - это самый печальный итог бездумного администрирования. Ими будет потрачено немало сил на разработку нового положения об аспирантуре искусств давно представленного на рассмотрение в вышестоящих инстанциях. Пока глас вопиющего в пустыне не услышан.

Естественно, в дальнейшем будет осмысливаться и Болонская система, и волновая методика. Сегодня я постоянно общаюсь с автором комплексно-волнового метода М.Казиником, смотрю снятые им передачи и фильмы, постоянно смотрю видео докладов и мастер-классов российских высших учебных заведений: Московской и Санкт-Петербургской консерваторий (старейшие музыкальные вузы, имеющие стабильную, накопленную за многие годы техническую, методическую и научную базы), Российской академии музыки им.Гнесиных, мастер-классы Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории, Московского государственного университета.

(К. В. Зенкин о проблемах консерваторского образования профессор, проректор по научной и творческой работе Московской государственной консерватории). «Традиции, перспективы и проблемы консерваторского образования в России в свете проекта Федерального закона об образовании 2013 г.».Выступление на IV Международной конференции: «Модернизация высшего музыкального образования и реализация принципов Болонского процесса в России, странах СНГ и Европы». Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н.А. Римского-Корсакова. 26 сентября 2010.)

Выступление ректора Московской гос.консерватории на IV Международной конференции: «Модернизация высшего музыкального образования и реализация принципов Болонского процесса в России, странах СНГ и Европы». Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н.А. Римского-Корсакова. 26 сентября 2010.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Становление первых институтов музыкального обучения в XVIII-XIX веках. История создания Петербургской и Московской консерватории. Роль Бесплатной музыкальной школы в системе данного образования. Выдающиеся представители российских музыкальных школ.

    презентация , добавлен 25.12.2014

    Музыкальное образование в психолого-педагогической литературе, его проявление как одного из направлений эстетического развития личности. Зарождение и специфические особенности музыкального образования на Дону. Структура мотивации музыкальной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2009

    Характеристика основных видов музыкальной деятельности ребенка и изучение теоретических основ музыкального образования в детском саду. Проведение педагогического эксперимента по формированию педагогических условий музыкального обучения в детском саду.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2014

    Анализ возможностей применения новых средств и методов в традиционном образовании в целях повышения интереса детей к учебе. Внедрение вероятностного образования и использование обучения навыкам мышления. Исследовательский и ценностный методы обучения.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2011

    Создание единого европейского образовательного и научного пространства. Реформы Болонского процесса. Высшее образование в Украине. Внедрение кредитной системы. Перспективы для студентов. Диверсификация методов обучения в системе образования Украины.

    реферат , добавлен 13.12.2010

    История болонского процесса создания единого европейского пространства высшего образования. Положения болонской декларации. Необходимость решения социальной проблемы модернизации национального института образования. Экономическая проблема модернизации.

    реферат , добавлен 02.02.2009

    Болонский процесс как пример глобализации образования. Болонская декларация, ее цель и основные положения. Характеристика влияния глобализации на образование в современном мире. Анализ проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2013

    Проблема музыкального мышления как психологического феномена. Зарождение музыкального мышления в онтогенезе. Постижение музыкального произведения личностью в процессе музыкального мышления. Понятийный компонент в структуре музыкального мышления.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Создание единого европейского пространства высшего образования в России, этапы и направления данного процесса в связи с введением Болонской системы образования. Магистр как высшая академическая степень и квалификация, программа и этапы ее получения.

    реферат , добавлен 04.10.2014

    Современные тенденции реформы образования. Основные направления модернизации российского образования. Болонский процесс в высшей школе. Единый государственный экзамене. Проблемы реформирования педагогического образования в высшей школе и пути их решения.

Школа, в которой ищут вечность, на уроке физики говорят о фугах Баха, геометрию изучают с помощью картин Кандинского, опоздания оправдывают фантастическими историями и очень много смеются, радуются, веселятся - это школа «Семь ключей». Успешная, знаменитая на весь мир российская школа.

Разговор с Михаилом Семёновичем Казиником, основателем и вдохновителем школы «Семь ключей», вел Алексей Семёнычев, президент Ассоциации развития семейного образования-АРСО , организатор Форума «Открой Мечту! Детские проекты от идеи до успеха» , спикер, блогер .

Комплексно-волновая школа

Алексей Семёнычев: Давайте поговорим про вашу школу «Семь ключей»? Насколько в вашей школе воплощено то, что вы хотите видеть в образовании?

Михаил Казиник: В деталях скрыто целое. Например, я приезжаю в Челябинск, где школа, в которой я принял большое участие, и не могу сказать, что это целиком моя школа. Там работает моя методика, мои уроки ассоциативного комплексно-волнового мышления.

И вот я прихожу, мне говорят: «Михаил Семенович, первый визит во 2-й «А». Они вас ждали так долго, сказали, что хотят видеть Михаила Казиника в своем классе!» Значит, сначала зайдем во 2-й «А».

Мы заходим в этот класс. И я вижу детей, которые изобретают что-то, возятся, сопят, делают, все время в какой-то работе… Один ребенок вскакивает, бежит ко мне, обнимает меня за ногу, прижался и стоит. Я чувствую, как его сердечко бьется. Я стою и не знаю, что делать. С одной стороны, оттолкнуть его тоже не хочется, а в другой стороны, я же пришел ко всем детям, а он меня «захватил» и все. И вдруг смотрю, эти маленькие обезьянки выстроились в очередь и говорят: «Максим, не будь эгоистом. Все хотят обнять Михаила Семеновича», — и начался ритуал, когда каждый подходит и обнимает меня, прижимается. Понимаете, почему? Потому что они знают, что этот дядя седовласый придумал их школу, в которой они счастливы.

Они знают, что их соседи, ровесники, которые ходят в другие школы, им завидуют, говорят: «Повезло вам. Что у вас было на уроке? - А мы искали вечность».

АС: Это первый класс?

МК : Первый, второй. «Что у вас было на уроке?». — «А мы делали аппликации, как Андерсен, и потом придумывали сказки. Это было про Данию».

Понимаете, то есть Дания возникает в контексте гения, а не сама по себе. Сама по себе она нужна будет, если вы бизнесмен — вы поедете и получите нужную информацию по бизнесу в Дании. Если вы турист, вы прочтете, наведете все необходимые справки и составите маршрут — вам будет нужна Дания как география, как история. Но если вы хотите знать дух Дании, то дух Дании — это Андерсен. Он — душа Дании. Почему он появился в этой стране? Вот самый важный вопрос, ответ на который нужно дать. Не то, что Андерсен был в Дании, а почему именно он появился в Дании. Почему Достоевский появился в России? Почему он не появился во Франции? Это очень интересно.

Поэтому моя школа комплексно-волновая. Каждое явление дает лучи: можете представить понятие, форму, идею, слово — то, что дает лучи во все науки, во все сферы. Если вы берете зерно, то это зерно как посев, как Библия, как мысль…

Зерно — это мысль… Давайте учиться формулировать лаконичные мысли.

Вот я сейчас попробую высказать мысль очень продолжительно, а вы попробуйте ее в нескольких словах переиначить. Это тяжело.

Мы работаем над риторикой. Почему? Потому что дети должны уметь словесно отличать ложь, видеть актера, который играет на них, и отличать его от человека, который действительно человечен. Поэтому мы придумываем всевозможные формы.

У нас никто не считает «1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10» — это скучно. Одному ребенку я даю задание: «Скажи «один», поскольку ты самый главный человек в классе, так, чтобы никто не смел рта открыть. Попробуй». Он собирает и пробует: «Один!». Я говорю девочке рядом: «Вот теперь ты должна сказать «два». Видишь, какой он сильный? Видишь, какой он авторитарный? Он всех забил, да? А ты ведь красивая, нежная, и вообще он к тебе неравнодушен.

Ну-ка, скажи «два» так, чтобы он тебя не побил и не спорил с тобой». Она готовится. Я говорю: «Понимаешь, для тебя сейчас судьба решается. Ты должна так сказать». Она: «Два». А третий мальчик видит, что есть уже другое мнение, он более робкий в классе, он так робко говорит: «Три». А там еще один, он торгует, он говорит: «Четыре, пять». Знаете, и так далее. То есть, даже счет — это образы, это параллельный театр.

И вот когда начинается школа, то воспитанные мною педагоги владеют совершенно другой постановкой голоса, понимаете?

Потому что нет ничего страшнее того, что мы называем лекция — монотонное произношение слов. Это ужас. Это нужно быть гением, чтобы понять, что лектор говорил в течение полутора или двух часов.

А для этого есть приемы, есть принцип остранения — странное начало урока, принцип парадокса — парадоксальное начало урока — все, что я разработал для учителей. После того, как мы с ними поработаем неделю, школу можно запускать.


Бал в честь Дня учителя в школе «Семь ключей», 2017 г.

Дети - актёры, учителя - актёры

АС: Неужели каждый учитель может освоить эту методику?

МК : Практически каждый, потому что эта методика куда более естественна, чем методика клипового сознания.

Чем в прежние, докомпьютерные, доинтернетные времена отличался учитель географии от учителя, например, истории? Тем, что у учителя географии дома полочка и написано «Методика преподавания географии в 6-м классе». У учителя истории такая же полочка — «Методика преподавания истории в 6-м классе». Тогда другого выхода не было. Тем они и отличались: у одного методика истории, у другого — методика географии.

Сегодня, если вы скажете нормальному учителю географии, что учитель истории заболел, и попросите географа прийти и поговорить о французской революции, то нормальный географ буквально в течение 40-45 минут вытащит из интернета всю информацию. Если нужно, в Вашингтонскую библиотеку залезет, если нужно — в Парижскую, скачает произведения великих французских композиторов, и готово! Он сделает это интереснее, чем учитель истории, потому что он свободен от методического, закомплексованного, больного сознания.

У меня такое когда-то еще в Советском Союзе было. Я прихожу в ресторан: гороховый суп, который я очень люблю, на второе — морковные котлеты, на третье — компот. Называется «Комплекс № 1». Во втором комплексе молочный суп, который я ненавижу, но зато второе блюдо —вкусные мясные котлеты, а не морковные. Я говорю: «Мне, пожалуйста, гороховый суп из первого». — «Нельзя, потому что у нас в комплексе». Я говорю: «Комплексы для вас, но не для меня. Я пришел к вам». Понимаете, в советские годы было трудно порой сказать простые вещи. Вот эти комплексы так и остались в школе.

Но всё дело в самой методике. Ее смысл в том, что клиповое сознание должно окончиться, потому что учитель истории, придя в класс, даже не спросил у детей: «Что у вас было передо мной, какой урок?» и «О чем вы говорили на географии?». А ведь, в принципе, они должны вместе работать, учитель истории и учитель географии. Почему?

Потому что история — это время, география — это место, а искусство и наука, культура и наука — это заполнение места и времени. Все очень просто.

Более того, ассоциативное мышление, суть Нобелевского мышления, научного мышления, культурного мышления — ассоциации, связи явлений, одного с другим.


Выборы президента школы «Семь ключей». 2017 г.

Это то, что сейчас финны осознали — подход к одному и тому же явлению с точки зрения истории, с точки зрения математики, с точки зрения физики, с точки зрения логики, с точки зрения культуры. Даже предмет у них сейчас появляется такой: «Работа в кафе», на английском языке. Они проходят принципы общения в кафе, как вы должны общаться с клиентом — устраивают настоящий театр. Я такой театр у себя в школе сделал 1000 раз, когда и дети актеры, и учителя актеры, потому что школа — это колоссальнейший, радостный, переливающийся всеми красками театр мира. Настоящий театр! «Весь мир — театр», — помните, что Шекспир сказал, — «а все мужчины, женщины, дети — в нем актеры». Я с этим согласен. Это еще и формула школы.

Школа — это не скучная зубрилка клиповой географии, клиповой физики. В моей школе учителя работают вместе. Они могут целый день вести один урок, что они, собственно, и делают у меня — урок «Дания».

Один урок на целый день

АС: А за какой срок можно научить человека вашей методике?

МК: Я встречаюсь с ними от трех полных дней до недели. В конце мы создаем первые комплексно-волновые уроки. Более того, если даже школа по какой-нибудь причине не может составить такое расписание, что 3 или 4 учителя вместе ведут однодневный урок, то сами учителя начинают понимать главный метод.

Учитель физики приходит и начинает с парадокса близнецов, начинает с рассказа о фуге Баха, потому что Эйнштейн сказал, что если бы не было фуг Баха, он бы не понял, что E = mc2. И я каждому учителю предлагаю вот такие мыслеформы, такие линии связей и понятий, бесконечного количества связей.

Но единственное, что я скажу — моя школа не конфессиональная, не религиозная. Она античная. Она не политизированная, в ней не обсуждаются политические вопросы, в ней нет государственной идеологии, потому что государство не может следовать за своими вождями и все время менять идеологию.

Поэтому есть совершенно другое, куда более глубокое явление, которое связано с чувством юмора и с панорамным видением мира.

В моей школе очень много смеются, веселятся, радуются. Самое замечательное — это задать остроумный вопрос. Самое прекрасное — это получить остроумный ответ.

Музыка и искусство занимают в ней важнейшую, колоссальную роль, и я сразу приучаю детей не к тому, что вот это — классицизм, а это — авангард. А почему люди не понимают авангард? Потому что нет непрерывности.

Я пишу об этом в своей книге «Буравчик»: Васнецов, «Царевна-лягушка». Говорю: «Ну-ка, расскажите мне». Начинают рассказывать сказку про Василису Прекрасную, всю эту историю с Василисой и так далее. Я говорю: «Так, ребята, вы мне пересказываете сказку, а у Васнецова — это не картинка в книжке, это отдельная картина, которая висит в музее. Ну-ка, смотрите внимательно. Сюжет сказки в данном случае не играет роли. Какая главная линия в картине?».

Дети смотрят и говорят: «Волнистая». Я говорю: «Точно! Волна в рукавах, волна на столе, волна в узорах, волна в горнице, волна в лебединых шеях. Смотрите, кругом волна. Даже сапоги — волновые складки — русские хромовые, красные, сафьяновые». И так далее. То есть, все волна, видите? Посмотрите. Ищите волны, ищите. Все построено на волне, потому что сказку иллюстрировать — это одно дело, а писать картину, великое произведение искусства — это другое. Васнецов все закодировал.

Теперь переворачиваем. Дальше — Кандинский. «А здесь что? Внимательно». Дети смотрят внимательно. Я говорю: «Внимательно, внимательно, внимательно». Смотрят: «А! Здесь все линии пересекают все предметы». Точно. Так и называется «Секущая линия». Теперь смотрите, что это такое? - «Это секущая, это биссектриса, это…», и начинается.

Вот что Кандинский сделал. Он здесь всю геометрию выложил, всю стереометрию.

В первой картине линии были волнистые, а здесь — секущие, пресекающие, втыкающиеся, входящие и так далее.

Теперь смотрите, где золотое сечение у Васнецова? ». - «Вот». - «А что здесь? Самая главная фигура, самая главная линия. А у Кандинского посмотрите. Так что, Васнецов договорился с Кандинским?». - «Нет». - «А почему?». - «А потому что золотое сечение — это действие, это закон, это божественная пропорция».

После этого я ставлю картину Малевича, выходит мальчишка 11-ти лет и дает такой феноменальный анализ этой картины, что взрослые теряются, потому что искусствоведы знаменитые не могут увидеть того, что увидел мальчишка.

Я им сказал:

— Вы когда-нибудь засекали, сколько времени продолжается проход человека мимо картины в музее? 3-4 секунды. Представляете, мастер думал, глубоко творил, грунтовал холст, потом создавал рисунок, исходил из каких-то главных точек, потом колорит пошел, владение маслом… Эта картина — его душа, его тайна, его смысл. Он хочет что-то более важное передать людям, чем просто изображение. Потому что изображение мы сами видим.
— Ага, понятно.
— Как вы теперь считаете, не оскорбление это для художника, когда человек 3 секунды идет мимо картины, слегка повернув голову влево или вправо?.
— Конечно.
— Давайте остановимся. Давайте попробуем сделать так, чтобы художник порадовался. Он же бессмертен. Он за нами, допустим, сейчас наблюдает, когда мы смотрим его картину. Давайте ему покажем, как мы чувствуем картину. Давайте мы ему расскажем, какой он замечательный, как мы его поняли глубоко.

Здесь много компонентов: добра, любви, игры, театральной игры и так далее.

Гений - парадоксов друг

Предлагаю другой момент детям, говорю:

— Вот, опоздал у нас один мальчишка на урок. Это хорошо или плохо — опоздать?.
— Плохо.
— Давайте это «плохо» переведем в «хорошо». Теперь я вам всем предлагаю: вы все опоздали на урок. Я вас всех прощаю при условии, что вы придумаете очень интересную историю со смыслом, с идеями, с мыслями, почему вы опоздали.

Вы себе не представляете — можно написать том! Это столько юмора, столько радости, столько веселья!

Например, одна девочка говорит: «Будильник прогремел так громко, неожиданно, что я вскочила и ударилась головой о стенку. У меня волосы стали дыбом. Мне пришлось потратить время на приведение прически в порядок, поэтому опоздала».

Другая девочка говорит: «Была такая лунная ночь, я проснулась посреди полянки далеко за городом».

Мальчик говорит: «Вы знаете, какие нынче телефоны? Они, как люди, требуют все время денег. А у меня кончились деньги, и мой телефон не прозвонил. Я ему не дал, я на смски потратил все деньги». И

ли еще одна девочка, 15-16-летняя, говорит: «Вы знаете, видит Бог, я спешила в школу, но я встретила Анну Каренину, и она как стала мне рассказывать такие ужасы про свою судьбу. Я пыталась ей помочь как-то, чтобы она не бросилась под поезд. Вот я и задержалась».

Вы себе не представляете, как начинает срабатывать фантазия детей! Взрослые сидят в зале, а мои дети на сцене.

Взрослые думают, что это все подстроено, потому что не может 11-12-13-летний ребенок сразу сочинить фантазию. Еще как может!

В моей школе может, потому что мы с самого начала знаем: гений — парадоксов друг. Мы выявляем, что такое парадоксы, как они действуют, и пытаемся практически, на уроках говорить на парадоксальном языке.

И вы знаете, получается

Разговор с Михаилом Семёновичем Казиником, основателем и вдохновителем школы «Семь ключей» вел Алексей Семёнычев, президент