Марафонское сражение — 12 сентября 490 года до н. э. В южной части Марафонской равнины, в восьмистах метрах от моря, возвышается холм - общая могила афинян, павших в легендарной битве. Все имена четко начертаны на 10-ти надгробных плитах. Сделать это было нетрудно - в решающей схватке с персами греки потеряли менее двухсот человек.

Надумай их противники создать подобный мемориал, им довелось бы выбивать на камне 6 500 имен! Счет потерь был до такой степени неравным, что уже за одно это Марафонское сражение можно отнести к числу самых необыкновенных в мировой истории.

А ведь персы так были уверены в поражении греков! На 600 триер они погрузили 10 000 пехотинцев и столько же конников с лошадьми. Флот без происшествий пересек Эгейское море. На одном из судов везли огромную глыбу мрамора - из нее персы хотели построить памятник в честь своей победы…

К тому времени персидская держава смогла подчинить себе огромную территорию. В том числе - города Малой Азии (нынешняя Турция), населенные греками. И надо же - их непокорные жители имели наглость поднять мятеж! Да еще и афиняне отправили на помощь восставшим подкрепление. Конечно, персы подавили восстание. Но про коварство афинян не позабыли.

И вот уже Греции объявлена война. Первый поход оказался неудачным. Корабли персов попали в шторм, а пешее войско понесло потери. Но царь Дарий начал готовить свое второе пришествие. Правда, на всякий случай, отправил в греческие полисы послов - с требованием покорности. Некоторые согласились признать власть персов, а вот и афиняне наотрез отказались…

Ну что ж, вызов был принят. И вот уже персидские войска высадились недалеко от местечка Марафон на небольшой равнине, окруженной горами и морем. До Афин только один дневной переход - на этот город и должен был обрушиться первый удар завоевателей…

Место для сражения выбрали по совету Гиппия, прежнего афинского тирана, изгнанного за 20 лет до того из родных краев. Разведка доложила, что равнину никто не охранял. Если дозорная служба и сообщит в город о высадке неприятеля, пройдет не менее восьми часов, пока войско доберется до Марафона. Персы встретят их в полной боевой готовности! В Афинах колебались - дать неприятелю бой или допустить осаду?

Мнение большинства - сражение. Навстречу персам поспешил афинский полководец Мильтиад, хорошо знавший их тактику. На открытом пространстве всадники персов легко атаковали бы афинян с обоих флангов, в то время как лучники осыпали ее фронт стрелами. Значит, задача в том, чтобы не допустить сражения на равнине.

Сомкнутый строй перегородил километровое ущелье между горными склонами. Афинян было примерно 10 000 - вдвое меньше, чем персидского войска. Но - отступать некуда, позади Афины!.. И они стали готовиться к обороне.

Все начиналось около Афинской дороги на выходе из долины. Греческие гоплиты - воины с тяжелыми копьями, мечами и щитами - выстроились фалангой. Однако долина все же была слишком широка. И Мильтиад намеренно ослабил центр, укрепив оба фланга, чтобы они смогли оказать должное сопротивление коннице персов. Самых ловких и храбрых отправили в горы, чтобы они затрудняли подступ неприятеля, осыпая его сверху стрелами, камнями и дротиками.


Мильтиад отдал приказ валить деревья, которыми щедро покрыты горы. Впереди правого и левого флангов устроили засеки, в которых укрылась легкая пехота - воины с луками, дротиками и пращами. Заняв такую позицию, Мильтиад лишил персов их основного козыря - ударов конницы по флангам. Для этого лошадям довелось бы пробираться по склонам и завалам под огнем стрел. Конница не могла ударить и спереди: в узком месте пехота-то едва умещалась!

Как в сказке - три дня и три ночи они простояли друг против друга. Грекам вовсе не хотелось менять выгодной позиции, да и к тому же они отправили гонца к спартанцам - за подкреплением. Персы напрасно пытались выманить противника на равнину. И, в конце концов, решили, не дожидаясь спартанцев, начать наступление.

Мильтиад подпустил неприятеля поближе - шагов на сто. Все строилось на точном выборе мгновения атаки. Взмах меча - и гоплитская фаланга ринулась вперед - не шагом, а практически бегом. Бег имел тройную цель: увеличение напора, деморализовать противника и уйти из-под стрел. А стрелы сыпались на греческое войско ливнем! Персы, при виде греков, приближающихся с угрожающей быстротой, в действительности остановились. И фланговые греческие отряды беспрепятственно ударили по ним, сжав персов в смертоносные клещи.

Конечно, принимая решение о такой скоростной атаке, афинский полководец очень рисковал. Бег мог расстроить ряды его собственных воинов. Да и пращники, и дротикометатели не успевали за строем, а стало быть, не могли оказывать ему поддержку огнем. Однако расчет оправдался! На некоторое время замершие как истуканы ионийцы не выдержали таранного удара и кинулись наутек. Они мчались к кораблям, их по пятам преследовали греки. Любой кто замешкался тут же падал на землю, пронзенный копьем…

В своих «Записках» приводил подобный случай в сражении при Фарсале. Тогда солдаты Помпея, стоя на месте, приняли удар цезарианцев. Напор солдат попросту опрокинул и смял мощнейшую армию! Это неизбежная участь войск, стоящих на месте во время столкновения, - так сказал Цезарь, а он знал, что говорил.

В пылу сражения персидский полководец Датис вдруг обнаружил себя отрезанным от судов. Что оставалось ему? Остановить своих воинов, развернуться и снова атаковать. Но теперь ненавистные эллины уверены в своем преимуществе. Они совсем рядом, да и хваленое персидское метательное оружие осталось где-то на поле брани… Полевое укрепление также захвачено противником. А позади снова собираются потрепанные, но не истребленные центральные филы…

Надо во что бы то ни стало атаковать противника, прорываться к кораблям! Греки кинулись вперед, но то ли им помешала болотистая речка, то ли в рукопашном бою персы были сильней… Так или иначе, персидская кавалерия прорубилась сквозь афинских гоплитов и освободила путь пехоте.

К тому времени некоторые персы уже отчалили от берега. Рабы афинян, преследовавшие их, бросились грабить вражеский лагерь. Следом за ними в лагерь ворвалась персидская кавалерия - и также стала грузиться на корабли. Обезумевшие кони упирались, и конные задержались настолько, что их смогли догнать и пехота, и фалангиты Мильтиада.

Ожесточенный бой на мелководье, в котором погибли два афинских стратега и полемарх… И вот уже остатки хваленой персидской армии в открытом море. Афиняны захватили 7 триер (гребцы и экипажи составили немалую часть потерь персов). Воинственными криками провожали они убегающего противника. В Афины тут же отправили гонца с радостным известием. Как стрела полетел он по тропам и кручам. Победа, победа!.. - учащался ритм сердца. Он мчится, даже не сняв доспехи. Достигнув Афин, он прокричал; «Ликуйте, мы победили!» - и тут же, бездыханный, рухнул наземь.

От Марафона до Афин 42 км и 195 м. В память о воине, передавшем ценой своей жизни радостное известие, у спортсменов такая дистанция стала называться марафонской. Но это уже история из нашего времени. А тогда, едва оправившийся от пыла сражения Датис вовсе не счел его проигранным. Персы на кораблях выдвинулись к Афинам, убежденные, что войск в городе нет. Но и Мильтиад получил сообщение из Афин - флот персов направляется к городу!

И афиняне, измотанные битвой, семи километровым марш-броском по болоту и сражением за корабли, совершили настоящее чудо. Сорок километров прошагали они быстрым, почти маршевым шагом. И вот, когда персидский флот приблизился к гавани, Датис, к своему ужасу, увидел на берегу все ту же армию, с которой сражался с самого утра! Конечно, высаживаться на глазах у противника потрепанные персы не стали. Постояв немного у Афин, они отплыли обратно.

Как же смогло немногочисленное греческое войско одолеть казавшиеся непобедимыми персидские соединения? Несомненна заслуга Мильтиада, который сумел занять выгодную во всех отношениях позицию. Военным Марафон по сей день напоминает об искусстве располагать войска на местности так, чтобы она сама увеличивала их силу.

Сказалась и разность в вооружении во время Марафонского сражения: афиняне являли собой тяжелую и хорошо защищенную пехоту, основное же оружие персов это лук. Плетеный щит, который стрелок выставлял перед собой, не спасал от почти 2-х метровых копий греков. «Они идут в бой в шапках и штанах», - так описывал Аристагор разношерстных персидских воинов, набранных из жителей многих завоеванных стран. Однако сила фаланги не только в мужестве и вооружении. Она сплочена и едина. Ловкость и мужество каждого из воинов сжаты в «один громящий кулак».

Разница между войсками обеих сторон лучше всего показывается в греческом предании о беседе персидского царя Ксеркса и изгнанного спартанского правителя Демарата. Великий царь похваляется, что среди его телохранителей найдется не один человек, который готов потягаться силами с тремя эллинами сразу. Демарат утверждает - это бесполезно. Конечно, спартанцы не более храбры, чем другие люди, но их подлинная сила - в единении. Закон повелевает им, не выходя из строя, вместе победить или вместе умереть…

Следует отметить, в день Марафонского сражения спартанцы так и не пришли на помощь своим собратьям. Гонцу они ответили, что не могут выступать на войну во время религиозного праздника Карнейя, который закончится к следующему полнолунию. Скороход отправился назад и по дороге, согласно легенде, встретил не кого иного, как бога Пана. Тот, в отличие от союзников, предложил афинянам свою помощь. Он пообещал посеять в рядах противника замешательство - и блестяще исполнил свое обещание. А заодно и подарил нам слово «паника».

Кстати, общепринятая дата Марафонского сражения - 12 сентября 490 года до н. э. Ее вычислил в XIX столетии Август Бекх основываясь на записках Геродота. Именно праздник Карнейя стал основой для расчетов ученого. Но Бекх взял за основу афинский календарь. А вот Дональд Олсон из техасского университета в свое время счел это ошибкой. Карнейя - спартанский праздник, потому и привязывать его надо к спартанскому календарю. Афинский год начинался с новолуния после летнего солнцестояния, а спартанский - с первой полной луны после осеннего равноденствия.

Олсон и его коллеги высчитали, что между осенним равноденствием и летним солнцестоянием в 491 - 490 годах было 10 новолуний - на одно больше, чем обычно. Потому в том году спартанский календарь шел на месяц вперед от афинского. Это может означать, что битва при Марафоне в действительности состоялась 12 августа. А значит, именно летняя жара могла довести легендарного гонца до перегрева, что, вероятно, и вызвало его внезапную смерть.

P. S. А что же кусок мрамора, привезенный самоуверенными персами? Он так и остался лежать на поле Марафонской битвы. После многих странствований красивый камень оказался в мастерской греческого скульптора Фидия, и афиняне заказали сделать из него изображение богини любви Афродиты, чтобы украсить им городской сад. Самый достойный из учеников Фидия - Агоракрит из Фароса создал из трофейного мрамора это прекрасное произведение искусства.

Марафонская битва произошла во время Греко-персидских войн, 13 сентября 490 г. до н. э., между греческим и персидским войсками. В этом сражении греки впервые разбили персов, стремившихся завоевать их земли. В VI в. до н. э. Греция, оставив далеко в прошлом и расцвет, и закат блестящей Микенской цивилизации, и темные века упадка, переживала новую зарю своего возрождения. Единого государства в те времена в Греции не было, но существовали отдельные города-государства, которые назывались полисами.

Самыми значительными были Афины и Спарта. Афиняне владели Аттикой, а спартанцы - Лакедемоном в Пелопоннесе. Греки называли свою страну Элладой, а себя - эллинами. Это имя сохранилось до наших дней. В древности греки жили не только на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря, но и на побережье Малой Азии. Города эллинов стояли на побережье, а из глубины континента на них надвигалась угроза.

В те времена возвысился один из народов Иранского нагорья - персы. Освободившись из-под власти соседней Мидии и захватив ее, персидский царь Кир повел свой народ на завоевание соседей, сначала близких, а потом и дальних.

Персы подчинили себе Вавилон и Египет, а в конце VI в. до н. э. аннексировали греческие города Малой Азии и соседних островов. В 500 г. до н. э. малоазийские греки восстали и позвали на помощь своих соседей с материка. Из всех го родов-пол и со в только Афины откликнулись на этот призыв. Причина была в том, что недавно они изгнали ти рана, тот бежал в Малую Азию, и афиняне опасались, что персы его поддержат. Восстание длилось семь лет и было жестоко подавлено. Персидский царь Дарий I увидел в помощи Афин повод к войне и решил наказать город.

Рассказывают, что слуга, подавая ему еду, всякий раз обязан был по приказу царя повторять: «Господин, помни афинян». Однако первый поход против Афин (в 492 г. дон. э.) оказался неудачным: буря у мыса Афон разметала флот, уничтожив почти 300 кораблей. Дарию пришлось повернуть назад, но на следующий год царь государства Ахеменидов отправил в города Греции послов, требуя изъявить ему покорность. Многие полисы согласились сделать это, но только не Афины и Спарта. Афиняне сбросили послов со скалы, а спартанцы утопили парламентеров в колодце.

Дарий приготовился к войне. Правитель считал, что это будет всего лишь карательная акция против непокорных жителей далекой провинции. У персидского властелина были основания для уверенности. В те времена армия этого государства была мощной и хорошо организованной. Ее ядро составляли телохранители царя - «бессмертные». В состав войска Ахеменидов входили пехотинцы-лучники и конница. Защитой воинам служили металлические шлемы и плетеные щиты. Кроме того, персы прекрасно владели приемами рукопашного боя. Весной 490 г. до н. э. Дарий I выступил во второй поход против Греции. Он собрал армию из 10 ООО всадников и около 10 ООО пеших лучников, множества легковооруженных пехотинцев. Возглавляли войско полководцы Датис и Артаферн. Они переправились на 600 судах через южную часть Эгейского моря и высадились в Центральной Греции.

Главной целью агрессоров были непокорные Афины. Греческая армия V в. до н. э. в основном состояла из тяжеловооруженной пехоты - гоплитов. Итак, армии афинян и персов должны были вот-вот столкнуться. В один из летних дней 490 г. до н. э. гонец принес в Афины грозную весть - боевые корабли посланцев династии Ахеменидов обнаружены в Марафонской бухте. Афинянам удалось собрать около 10 000 человек. Жители свободолюбивого полиса понимали, что этого мало, и отправили гонцов во все города Греции. Но только Платеи отозвались и прислали тысячу бойцов.

Спартанцы обещали прибыть позже, когда окончатся религиозные празднества. И 11 ООО воинов должны были противостоять более многочисленной персидской армии. Поэтому афиняне собрали военный совет. Единого командующего у афинского войска не было. Армию возглавляли десять стратегов, каждый из которых имел равные права. Мнения разделились, многие предлагали дождаться спартанцев. Один из стратегов, по имени Мильтиад, был хорошо знаком с военной тактикой персов, он-то и настоял на том, чтобы выступить в поход немедленно.

От Афин до Марафона 42 км. Когда афиняне и платейцы подошли к бухте, то оказалось, что персы уже давно высадились, вытащили корабли на берег и устроили лагерь. Греки не стали выходить на Марафонскую равнину, где им было бы трудно справиться с конницей неприятеля, а расположились на холмах так, чтобы перекрыть врагу путь на Афины. Войско Ахеменидов, конечно, обнаружило афинян, но остереглось забираться в гористую местность. Захватчики надеялись выманить Мильтиада на равнину. Но опытный стратег ждал спартанцев.

В конце концов Датис и Артаферн погрузили часть войска на корабли, чтобы подойти к незащищенным Афинам морем. Произошло это в ночь на 13 сентября 490 г. до н. э. М ильтиад понял, что час настал, и решил дать бой в долине, выходящей на Марафонскую равнину. Долина была шириной в километр, а людей не хватало, и стратегу пришлось выстроить длинную фалангу из шести шеренг, чтобы полностью перекрыть дорогу на Афины и не попасть в окружение. Сам Мильтиад командовал центром, на левом фланге стояли платейцы, а на правом - лучшие афинские гоплиты. У персов в центрестояли пешие лучники, а на флангах-всадники. Мильтиад видел всю опасность боя в долине, и военачальник пошел на риск: приказал воинам не идти, а бежать в атаку. Двигаясь таким образом, фаланга теряла преимущество - монолитность. Был и еще один минус: пращники и метатели дротиков не успевали использовать свое оружие на бегу. Но Мильтиад все рассчитал верно.

Греки успели быстро преодолеть поражаемый стрелами врага участок. Кроме того, это был пример психической атаки - персы от неожиданности растерялись. Однако для афинян бой начался неудачно. Первыми погибли самые родовитые граждане Афин - они были лучше вооружены и потому шли в первых шеренгах. Пехотинцы армии Ахеменидов ударили в центр фаланги. Гоплиты сначала попятились, а потом обратились в бегство. Персы бросились в погоню. На флангах, однако, дела обстояли по-другому Здесь гоплиты выдержали напор неприятельской конницы, опрокинули ее и начали с двух сторон теснить центр. Вскоре персидская армия была почти полностью окружена.

Увлеченные преследованием, Датис и Артаферн не сразу заметили, что отрезаны от кораблей. Они попытались начать контратаку, но не смогли расстроить фаланги, потому что почти все стрелы уже потратили вначале атаки. А гоплиты центра, которых преследовал неприятель, теперь сами оказались в роли преследователей. Персы поняли, что надо прорываться к кораблям любой ценой. В отчаянной схватке всадники прорубились через строй гоплитов, открыв путь для пехотинцев. Афиняне гнали врага и сумели захватить семь кораблей. На спасенных судах персы вышли в море и двинулись к Афинам. Они надеялись захватить город, пока там нет войска. Но завоеватели недооценили военное искусство афинян. Те после многочасового сражения совершили сорокадвухкилометровый маршбросок к городу И когда Датис и Артаферн приблизились к Фалеру - гавани Афин, то с ужасом и удивлением обнаружили на берегу то же самое войско, с которым только что бились целый день. На второе сражение персы не решились и повернули назад.

Тем временем две тысячи спартанцев все же прибыли к Афинам. Они отправились к Марафону и принялись изучать поле боя и рассматривать вооружение убитых персидских воинов. Сраженных было немало. Геродот утверждает, что персы потеряли убитыми 6400 человек, а греки -192 человека. Раненых было, вероятно, не менее тысячи. На Марафонском поле, на месте сражения, рядом с братской могилой воинов, павших за родину, воздвигли памятник в честь стратега Мильтиада. Сцены из Марафонской битвы были изображены в одном из портиков, находившихся на главной площади Афин. После Марафонского сражения персы утратили былой ореол непобедимости. Оказалось, этих грозных воинов можно бить! Более того, греки убедились, что гоплиты способны успешно воевать с вражеской кавалерией.

Спектор, А. А. Величайшие битвы всех времен и народов/А. А. Спектор. - Москва: ACT, 2014.-240с: ил.

Вконтакте

В битве при Марафоне персидская армия потерпела сокрушительное поражение. Под руководством Мильтиада союзным войском афинян и платейцев была уничтожена бо́льшая часть армии противника. Для эллинов сражение стало первой победой над войском империи Ахеменидов.

Для персов поражение их армии не имело больших последствий: их государство находилось на пике могущества и обладало огромными ресурсами.

ytbpdtcnty^ ajnj% August Baumeister , Public Domain

После этой неудачной экспедиции Дарий стал собирать огромное войско для покорения всей Греции. Его планам помешало восстание в Египте в 486 году до н. э. После смерти Дария его трон занял Ксеркс. Подавив египетское восстание, Ксеркс продолжил подготовку к походу на Грецию.

Источники

Основным дошедшим до сегодняшнего времени источником, описывающим битву при Марафоне, является VI книга «Истории» Геродота. Подход «отца истории» к написанию своего труда - «мой долг передавать всё, что рассказывают, но, конечно, верить всему я не обязан. И этому правилу я буду следовать во всём моём историческом труде» - вызывает определённую критику.


Pe-Jo , Public Domain

Достоверность сведений в его «Истории» различна. Отдельные рассказы можно отнести к новеллам и легендам. В то же время специальные исследования подтверждают данные Геродота. При написании своих исторических произведений он использовал труды логогра́фов, записи изречений оракулов, памятники официального характера (списки магистратов, жрецов и жриц и пр.), рассказы очевидцев и устные предания. Также Геродоту не была чужда политическая тенденциозность. Проживая в Афинах, он очень высоко оценивает их вклад в окончательную победу над персами. О Спарте он пишет сдержанно, не отрицая при этом её заслуги в войне. Особенно отрицательно относится он к предавшим общеэллинское дело Фивам.

Ктесий в определённой мере дополняет и в то же время противопоставляет себя Геродоту. Будучи потомственным врачом, он попал в плен к персам и в конечном итоге стал придворным у царя Артаксеркса II. Являясь лечащим врачом персидского владыки, Ктесий якобы получил доступ к архивным материалам. По возвращении на родину он написал «Персидскую историю» (др. -греч. Περσικά ).

Ктесия критикуют как античные, так и современные исследователи. Недостоверность и баснословность приводимых им данных отмечали Аристотель, Феопомп, Страбон, Лукиан и Плутарх. Современные историки ставят под сомнение сам факт использования Ктесием официальных персидских летописей. Полемизируя с историками-предшественниками, он многое переписывал у них, изменяя лишь детали. Ктесий обвиняет Геродота во лжи и сочинительстве. При этом современные историки отмечают наличие в его «Персидской истории» выдуманных персонажей. Также Ктесий совершает грубые ошибки в датировке происходивших событий и оценке численности войск.

Событиям греко-персидских войн также уделяли внимание жившие намного позже античные историки-биографы Плутарх и Корнелий Непот. Данные о битве при Марафоне приведены в жизнеописаниях Аристида Плутархом и Мильтиада Корнелием Непотом.

Живший семь столетий спустя Павсаний описывает на месте сражения сохранившиеся 4 могильных холма со стелами - один для афинян, другой для платейцев, третий для участвовавших в бою рабов. Также, согласно древнегреческому географу, в Марафонской долине впоследствии похоронили и Мильтиада. Захоронения на поле боя упоминает в своей «Истории» Фукидид. Археологические раскопки подтверждают информацию из античных источников. При раскопках знаменитого археолога-любителя Г. Шлимана и В. Стаиса были обнаружены описанные Павсанием и Фукидидом захоронения.

Предыстория

Ситуация в Афинах

После смерти тирана Писистрата в 527 г. до н. э. власть перешла к его сыновьям Гиппарху и Гиппию. После убийства Гиппарха в 514 г. до н. э. оставшийся в живых Гиппий окружил себя наёмниками, с помощью которых надеялся сохранить власть. В 510 г. до н. э. спартанский царь Клеомен предпринял военный поход против Афин, в результате которого тиран был свергнут. В Афины вернулся представитель рода Алкмеонидов Клисфен. Ему была поручена подготовка новых законов. Осуществлённые им нововведения сделали Афины демократией (др. -греч. δημοκρατία ). Также им был введён остракизм - изгнание из города путём голосования выдающихся граждан, которые угрожали демократии. Нововведения Клисфена не нравились представителям афинской аристократии - эвпатридам. Сумев избрать архонтом своего представителя Исагора, они изгнали Клисфена и отменили его реформы. Исагора и его сторонников поддерживали спартанцы. Демос воспротивился этой перемене, поднял восстание и сумел выдворить из Афин как Исагора, так и спартанцев.

После их изгнания могущество города стало возрастать. Однако жители опасались мести со стороны спартанцев. Страх перед их армией был настолько велик, что Клисфен отправил в 508/507 г. до н. э. посольство в Сарды к персидскому сатрапу и брату царя Артаферну. Целью посланников было обеспечение оборонительного союза против спартанцев. Персы потребовали от афинян «земли и воды». Послы согласились. Этот символический акт означал формальное признание своего подчинения. Хотя по возвращении домой послы подверглись «суровому осуждению», персы стали считать афинян своими подданными, подобно ионийским грекам. Дальнейшее неповиновение рассматривалось ими как мятеж. Одной из основных целей последующих военных кампаний империи Ахеменидов в Грецию (поход Мардония 492 г. до н. э., экспедиция Датиса и Артаферна в 490 г. до н. э., а также вторжение армии Ксеркса) стало завоевание Афин.

Начало греко-персидских войн

В 499 году до н. э. греческие полисы на территории Малой Азии, находящиеся под властью персидского царя, подняли восстание. Представители повстанцев отправились к родственным им грекам западного побережья Эгейского моря. Спартанцы не захотели вступать в военный конфликт с персами, в то время как афиняне приняли решение отправить на помощь 20 кораблей. Повстанцам, совместно с афинянами, удалось захватить и сжечь важный город империи и столицу сатрапии Сарды. Дарий желал отомстить участвовавшим в восстании и неподвластным его власти грекам.


Anton Gutsunaev , CC BY-SA 3.0

Также Дарий видел возможность покорить разрозненные древнегреческие города. В 492 году до н. э. во время военной экспедиции персидского военачальника Мардония была завоёвана Фракия, Македония признала верховную власть персидского царя. Таким образом, персы обеспечили своему сухопутному войску проход к территории Древней Греции.

В 491 году до н. э. Дарий отправил послов во все независимые греческие города с требованием «земли и воды», что соответствовало покорности и признанию власти персов. Осознавая силу и военную мощь государства Ахеменидов, все города древней Эллады, кроме Спарты и Афин, приняли унизительные требования. В Афинах послы были преданы суду и казнены. В Спарте их сбросили в колодец, предложив взять оттуда земли и воды.

Экспедиция Датиса и Артаферна

Дарий отстранил Мардония от командования и назначил на его место своего племянника Артаферна, придав ему опытного полководца мидийца Датиса. Основными целями военной экспедиции были завоевание или подчинение Афин и Эретрии на острове Эвбея, которая также оказывала помощь повстанцам, а также Кикладские острова и Наксос. Согласно Геродоту, Дарий приказал Датису и Артаферну «обратить в рабство жителей Афин и Эретрии и привести пред его царские очи». При экспедиции находился и бывший тиран Афин Гиппий.

Во время экспедиции персидское войско завоевало Наксос и в середине лета 490 г. до н. э. высадилось на острове Эвбея. Когда это произошло, жители Эретрии приняли решение не покидать город и постараться выдержать осаду. Войско персов не ограничилось осадой, а пыталось взять город штурмом. Геродот писал о том, что борьба была ожесточённой, и обе стороны понесли тяжёлые потери. Тем не менее после шести дней боёв два знатных эретрийца, Евфорб и Филагр, открыли ворота врагу. Персы вошли в город, разграбили его, сожгли храмы и святилища в отместку за сожжение Сард. Захваченные в плен граждане были обращены в рабство.

Перед битвой

После завоевания Эретрии персы отплыли по направлению к Аттике. По совету находившегося в составе их армии бывшего афинского тирана Гиппия они высадились на равнине неподалёку от города Марафон. Для завоевателей она имела ряд преимуществ. Во-первых, равнина находилась ближе всего к Эретрии. Гавань была удобна и безопасна. В долине персы могли найти богатые и нетронутые пажити, на которых можно было бы пасти коней. Также Датис и Артаферн даже не думали о сражении в открытом поле, а предполагали, что афиняне ограничатся обороной стен своего города. По уверениям Гиппия, из долины можно было выйти по удобным дорогам прямо к Афинам.


Kingturtle , Public Domain

Узнав об этом, афиняне также направили своё войско к Марафону. Во главе армии по древней традиции находилось десять стратегов. На помощь также прибыло ополчение из Платей. Мнения стратегов относительно дальнейших действий кардинально разошлись. Одни высказывались против битвы в связи с малочисленностью войска, другие же, напротив, советовали вступить в битву. Тогда стратег Мильтиад обратился к полемарху Каллимаху, от решения которого зависело окончательное решение, со словами:

В твоих руках, Каллимах, сделать афинян рабами или же освободить их Ведь с тех пор как существуют Афины, никогда им ещё не грозила столь страшная опасность, как теперь. Мы - десять стратегов - разошлись во мнениях: одни советуют дать битву, а другие - нет. Если мы теперь же не решимся на битву, то я опасаюсь, что нахлынет великий раздор и так потрясёт души афинян, что они подчинятся мидянам. Если же мы сразимся с врагом, прежде чем у кого-либо возникнет гнусный замысел, то мы одолеем, так как ведь существует же божественная справедливость. Всё это теперь в твоей власти и зависит от тебя. Присоединись к моему совету, и твой родной город будет свободен и станет самым могущественным городом в Элладе. А если ты станешь на сторону противников битвы, тогда, конечно, мы погибли.

Своими словами Мильтиад убедил Каллимаха в необходимости немедленного сражения. После принятия принципиального решения дать битву, а не придерживаться оборонительной тактики, все стратеги вслед за Аристидом уступили своё командование Мильтиаду.

Войско из афинян и платейцев прибыло к месту, где высадились персы. Равнина представляла обширную территорию, которая тянулась с юга на северо-восток вдоль моря и делилась ниспадавшим с Пентельского хребта водопадом на две половины. Южная её часть была ограничена горой Пентеликон, которая доходила непосредственно до морского побережья. Северная, отдалённая от Афин половина равнины также была окружена горными цепями. При этом ширина плоского пространства была кажущейся. На северо-востоке простирались обширные болотистые места, зелёная поверхность которых обманывала глаз.

Мильтиад распорядился стать лагерем на вершинах Пентельского хребта, перекрыв таким образом единственную дорогу к Афинам. Именно по ней Гиппий намеревался провести персов. Несколько дней оба войска стояли напротив друг друга и не предпринимали никаких военных действий.

Силы сторон

Греческие силы

У Геродота не приведены данные о численности армии греков, участвовавшей в битве при Марафоне. Корнелий Непот и Павсаний говорят о 9 тысячах афинян и тысяче платейцев. Римский историк III века н. э. Юстин пишет о 10 тысячах афинян и тысяче платейцев. Эти цифры сопоставимы с количеством воинов, которые, согласно Геродоту, участвовали в битве при Платеях через 11 лет после описываемых событий.


Tungsten , Public Domain

В своём сочинении «Описание Эллады» Павсаний при рассказе о марафонской долине указывает на наличие на ней братских могил - афинян, платейцев и рабов, которых во время битвы впервые привлекли к военным сражениям. Современные историки в целом соглашаются с приведённой в античных источниках численностью участвовавших в битве эллинов.

Армия персов

Согласно Геродоту, изначально флот персов составлял 600 кораблей. При этом он не указывает численности непосредственно войска, говоря лишь о том, что оно было «многочисленным и прекрасно снаряжённым». Для античных источников характерно завышение численности армии своего побеждённого противника. Это делало победы эллинов ещё более героическими. В диалоге Платона «Менексен» и «Надгробном слове» Лисия указывается 500 тысяч. Живший намного позже римский историк Корнелий Непот оценивает численность армии Датиса и Артаферна в 200 тысяч пехотинцев и 10 тысяч всадников. Наибольшая цифра в 600 тысяч встречается у Юстина.


mshamma , CC BY 2.0

Современные историки оценивают вторгшуюся на территорию Эллады армию в среднем в 25 тысяч пеших воинов и одну тысячу всадников (хотя встречаются и цифры в 100 тысяч).

Сравнительная характеристика греческого и персидского войск

Войско персов состояло из представителей множества народов и племён, подвластных империи Ахеменидов. Воины каждой народности имели собственное оружие и доспехи. Подробное описание Геродота утверждает, что персы и мидяне носили мягкие войлочные шапки, штаны и пёстрые хитоны. Доспехи их были собраны из железных чешуек наподобие рыбьей чешуи, щиты сплетены из прутьев. На вооружении они имели короткие копья и большие луки с камышовыми стрелами. На правом бедре находился меч-кинжал (акинак). Воины других племён были вооружены значительно хуже, в основном луками, а зачастую просто дубинками и обожжёнными кольями. Из защитного снаряжения, кроме щитов, Геродот упоминает у них медные, кожаные и даже деревянные шлемы.

Греческая фаланга представляла собой плотное боевое построение тяжеловооружённых воинов в несколько шеренг. Во время боя главной задачей являлось сохранение её целостности: место павшего воина занимал другой, стоявший за ним. Главным фактором, оказавшим влияние на развитие фаланги, стало применение большого круглого щита (гоплона) и закрытого шлема коринфского типа. На внутренней поверхности гоплона крепились кожаные ремни, через которые просовывалась рука. Таким образом, щит держался на левом предплечье. Воин управлял щитом, держась за ремень ближе к его краю.

Защищая гоплита слева, такой щит оставлял открытой правую половину туловища. Из-за этого в греческой фаланге воины должны были держаться плотной линией так, чтобы каждый гоплит прикрывал своего соседа слева, будучи прикрытым соседом справа. Для грека потерять щит в бою считалось бесчестьем, так как он использовался не только для собственной безопасности, но и для защиты всей шеренги. Голову гоплита в VI-V вв. до н. э. предохранял бронзовый шлем коринфского (или «дорийского») типа, который носился на войлочной подкладке-шапочке. Глухой коринфский шлем обеспечивал полную защиту головы, но стеснял боковое зрение и слух. Воин видел только врага перед собой, что не представляло особой опасности в плотном боевом построении.

Во времена греко-персидских войн ещё были распространены так называемые «анатомические» бронзовые панцири, состоявшие из нагрудной и спинной пластин. Пластины рельефно со скульптурной точностью воспроизводили мышечные контуры мужского торса. Под панцирем гоплиты носили льняные туники, а спартанцы традиционно укрывались поверх доспехов красными плащами. Недостатком бронзовых кирас были незащищённые бедра. В эту эпоху уже появились так называемые линотораксы, панцири на основе многих слоёв пропитанного клеем льна, которые через несколько десятилетий вытеснили в Греции «анатомические» бронзовые панцири. Линотораксы позволяли прикрыть бёдра, не стесняя движений воина.

В состав защитного снаряжения также входили бронзовые поножи. Они повторяли рельеф передней части голени, чтобы плотно облегать ноги и не мешать ходьбе.

Битва

Немецкий историк-антиковед Эрнст Курциус на основании анализа и сопоставления описаний битвы при Марафоне и предшествующих ей событий объясняет, почему Мильтиад атаковал вражеское войско утром 12 сентября 490 г. до н. э., не дождавшись идущего на помощь спартанского войска. Он обращает внимание на то, что во всех дошедших до нас источниках отсутствует описание действий конницы, на которую персы возлагали большие надежды. На определённых этапах сражения она могла бы сыграть решающую роль. Также у Курциуса вызывает удивление быстрота, с которой якобы была произведена посадка персидского войска на корабли.


Kaidor , CC BY-SA 3.0

В условиях полного разгрома это является маловероятным. Исходя из этого, немецкий историк приходит к выводу, что персы, видя укреплённые позиции афинян и платейцев на горных склонах, отказались от мысли идти на Афины через Марафонский проход. Они предпочли предпринять высадку в более удобном для манёвров месте, где не было бы горных проходов и единственной хорошо укреплённой дороги. Курциус делает вывод, что Мильтиад предпринял своё нападение только тогда, когда персидское войско разделилось и конные отряды уже находились на судах. Таким образом, он напал на войска, оставленные позади и прикрывавшие отъезд армии. При данных предпосылках становится понятным, почему афиняне не дождались выступивших в поход профессиональных воинов спартанцев.

LiYan , CC0 1.0

Расстояние между греками и персами составляло не менее 8 стадий (около 1,5 километра). Мильтиад выстроил своё войско в боевом порядке - на правом фланге расположились афиняне под командованием Каллимаха, на левом - платейцы, в центре находились граждане из фил Леонтиды и Антиохиды под командованием Фемистокла и Аристида. Боевая линия эллинов оказалась равной по ширине персидской, однако её центр составлял всего несколько рядов в глубину. Именно в центре войско греков было слабее всего. На флангах боевая линия была выстроена значительно плотнее.

После построения греки начали наступление. Согласно Геродоту, все 8 стадиев они пробежали. Современные исследователи подчёркивают невозможность такого наступления для тяжеловооружённых воинов без нарушения боевого порядка. Делается предположение, что первую часть пути афиняне и платейцы прошли маршем и лишь после достижения расстояния, когда до них стали долетать вражеские стрелы (около 200 м), устремились бегом. Для персов нападение стало неожиданным. Как подчёркивает Геродот:

они первыми из всех эллинов напали на врагов бегом и не устрашились вида мидийского одеяния и воинов, одетых по-мидийски. До сих пор даже ведь одно имя мидян приводило в страх эллинов.

Битва длилась долго. В центре боевой линии, где стояли отборные отряды армии Датиса и Артаферна - персы и саки, а греческая линия была слабой, эллины начали отступать. Персы прорвали ряды афинян и стали их преследовать. Однако на обоих флангах победу одержали греки. Вместо преследования отступающих врагов они повернули и атаковали прорвавшие центр войска. В результате среди персов началась паника, и они стали беспорядочно отступать к кораблям. Грекам удалось захватить семь вражеских судов.


Dorieo , Public Domain

Согласно Геродоту, потери греков составили всего 192 афинянина, среди которых были полемарх Каллимах и брат Эсхила Кинегир. Потери персов «отец истории» оценивает в 6400 человек. Судьба одного из главных военачальников империи Ахеменидов Датиса разнится в различных античных источниках. Так, согласно Геродоту, Датис возвратился обратно в Азию. Согласно использовавшему персидские летописи Ктесию, Датис погиб во время сражения. Более того, греки отказались выдать персам тело их военачальника.

После битвы

В Афинах существовала влиятельная «проперсидская» партия. Согласно Геродоту, врагу был дан условный сигнал щитом с вершины горы Пентеликон. Впоследствии распространилась молва, что это сделали Алкмеониды, предав таким образом общегреческое дело. Отчалив от Марафона, персидские суда направились к Суниону, чтобы, обогнув его, захватить Афины. Город оставался беззащитным, так как всё ополчение находилось на поле боя на расстоянии в 42 км.

Планы врагов были вовремя разгаданы Мильтиадом. Победителям при Марафоне не суждено было отдохнуть после боя. Оставив отряд во главе с Аристидом для охраны пленных и военных трофеев, греческая армия в полном вооружении совершила форсированный марш к Афинам.

Когда персы достигли Фалерской бухты, то обнаружили, что вся греческая армия снова стоит перед ними. Увидев, что город надёжно охраняется, персы не решились на сражение и отплыли домой.

Keith Schengili-Roberts , GNU 1.2

На следующий день к Афинам прибыла спартанская армия, пройдя расстояние от Спарты (220 км) за 3 дня. Опоздав к сражению, они осмотрели поле боя, воздали хвалу афинянам и возвратились домой. Погибшие были удостоены величайших по меркам древних афинян почестей - их похоронили на поле боя.


Tomisti , CC BY-SA 4.0

Победителям при Марафоне Симонид посвятил одну из своих эпиграмм:

В первых рядах на полях Марафона с врагами сражаясь,
Силу блестящих мидян дети Афин разнесли.

Развеяв миф о непобедимости персов, битва при Марафоне значительно подняла боевой дух афинян и впоследствии осталась в их памяти как символ величия Афин. О том значении, которое придавали греки данной победе, свидетельствует большое количество памятников и цитат, посвящённых Марафону. Участвовавший в бою Эсхил пишет в своей эпитафии:

В заливе воют трубы Марафона,
И челюстями брат, уже безрукий,
За скользкую хватается корму.
Нам суждена победа в дивной сече…

Значение битвы для дальнейшего хода греко-персидских войн

Значение битвы по-разному оценивалось воюющими сторонами. Для эллинов она стала первой победой над войском империи Ахеменидов. Для персов поражение их армии не имело больших последствий. Их государство находилось на пике могущества и обладало огромными ресурсами. После этой неудачной экспедиции Дарий стал собирать огромное войско для покорения всей Греции. Его планам помешало восстание в Египте в 486 году до н. э. В том же году Дарий умер. Его трон занял Ксеркс. Подавив египетское восстание, молодой царь продолжил подготовку к походу на Грецию.

За 10 лет, которые прошли от сражения при Марафоне до нового вторжения персов в Элладу, одним из участников битвы Фемистоклом был проведён ряд реформ по созданию в Афинах мощного флота. Именно его действия впоследствии привели к полному поражению армии Ксеркса.

Фотогалерея












Артаферн

Легенды

С битвой при Марафоне связано несколько легенд. Согласно одной из них, дошедшей до нас из «Истории» Геродота, афиняне отправили некоего гонца Фидиппида в Спарту, чтобы он поторопил лакедемонян с выступлением в поход. По дороге к нему явился бог Пан и сказал, что благосклонно относится к жителям Афин, которые им пренебрегают, и придёт на помощь. Согласно легенде, бог сдержал своё обещание, после чего ему ежегодно стали приносить жертвы. Предание может иметь символический характер, так как от имени данного мифологического персонажа происходит слово «паника», которую Пан внушал при своём появлении. Возникшая паника среди войска персов была одним из важных факторов победы эллинов.

Согласно другой легенде, в битве принимал участие легендарный герой Тесей. В описании портика на афинском акрополе - расписной стои - Павсаний говорит об изображении на картине, посвящённой битве, и других богов-покровителей города. Таким образом, долю победы в столь важной для них битве греки приписывали богам.

Другая недостоверная историческая легенда дала название спортивной дисциплине - марафонскому бегу (бегу на 42 км 195 м). Согласно Плутарху, писавшему свои труды спустя более чем 500 лет после описываемых событий, Мильтиад отправил гонца Евкла в Афины с вестью о победе. Пробежав сразу после боя около 40 километров к городу, скороход выкрикнул «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и умер. Лукиан трансформирует имя Плутархова гонца Евкла в Геродотова Фидиппида. Указанный Геродотом Фидиппид должен был бы пробежать несколько сотен километров (расстояние от Марафона до Спарты, оттуда обратно с посланием в Марафон, участвовать в битве, а затем со всеми греками вернуться быстрым бегом к Афинам - около 500 км). Так как к Афинам направлялся не один человек, а вся армия, легенда не выдерживает критики. Учитывая явную историческую недостоверность марафонского бега Фидиппида, с 1983 года группой энтузиастов ежегодно устраивается спартатлон - пробег между Афинами и Спартой в 246 км.

Битва при Марафоне в искусстве

Когда во главе Афин стал сын победителя битвы при Марафоне Мильтиада Кимон, то по его поручению на северной стороне Агоры (центральной площади) была воздвигнута одна из самых знаменитых построек древних Афин - Расписная стоя. Она представляла собой портик, расписанный лучшими художниками того времени. Одна из картин изображала отца Кимона Мильтиада во время битвы при Марафоне. В целом росписи Стои современные исследователи считают образцом монументальной пропаганды раннеклассической эпохи. Также памятник в честь сражения был установлен около южной стены Афинского акрополя.

Поэтическое описание битвы дано в стихотворном цикле «Марафон» немецкого поэта Георга Гейма. Лорд Байрон, принимавший участие в греческой революции против Османской империи, в своём произведении «Паломничество Чайльд-Гарольда» обращается к патриотическим чувствам греков, напоминая об их былых победах.

В 2010 году Национальный банк Греции выпустил памятную биметаллическую монету номиналом в 2 евро, тиражом 2,5 млн экземпляров, посвящённую 2500-летию Марафонской битвы. На реверсе монеты изображены щит и воин, которые обозначают борьбу за свободу и благородные идеалы. Птица на щите символизирует рождение западной цивилизации в её нынешнем виде.

Лорд Байрон. Паломничество Чайльд-Гарольда (пер. П. Козлова)

Прошли века, разрушены Афины!
А Марафонский дол дивит, как прежде, свет
Всё тот же он, лишь пахарь изменился.
В ту землю он рабом вонзает плуг;
Как в дни былые, с нею лавр сроднился;
Её, как встарь, лучами греет юг.
Но иностранца стала достояньем
Земля, где перед греками главу
Склонили персы. Живы те преданья
При слове: Марафон - воспоминанья
Нам представляют тень былого на яву.
Войска схватились: длится бой кровавый;
Мидянин лук бросает и колчан.
За ним несётся грек, покрытый славой.
Какой трофей оставили нам годы
В стране, где слёзы Азия лила,
Где озарил Элладу блеск свободы?
Немых гробниц разрушенные своды;
Обломки урн, - вот всё, что лет скрывала мгла.

(G) 38.118056 , 23.978333
Дата 12 сентября 490 до н. э.
Место Марафон , Греция
Итог Победа афинян
Стороны Афины , Платеи Персидская империя Командующие Мильтиад Младший , Каллимах †, Аримнест Датис†, Артаферн Силы сторон 10 000 афинян, 1 000 платейцев 22 000 Потери 192 афинянина, 11 платейцев 6 400

Марафо́нская битва - сражение между войсками Афин и армией персидского царя Дария , произошедшее 12 сентября 490 г. до н. э. недалеко от греческого селения Марафон . Этот важный эпизод греко-персидских войн закончился победой греков.

Предыстория

Экспедиция Датиса и Артафрена

Дарий отрешил Мардония от командования и назначил на его место своего племянника Артафрена, придав ему опытного полководца, мидийца Датиса. Основными целями были Афины и Эретрия на острове Эвбея , также оказывавшая помощь повстанцам; по словам Геродота , Дарий приказал им «обратить в рабство жителей Афин и Эретрии и привести перед его царские очи». При экспедиции находился и Гиппий.

Летом 490 г. до н. э. флот, состоявший из 600 судов (в том числе особые корабли для перевозки лошадей) был собран в Киликии и отплыл оттуда для покорения Греции. Покорив Наксос , персы высадились на Эвбее. После шести дней осады Эретрия была сдана в результате измены, разграблена и сожжена, а жители обращены в рабство. После этого персы переправились через пролив и по совету Гиппия высадились на равнине под городом Марафон . Предполагают, что Гиппий надеялся на помощь своих сторонников в Афинах, число и влияние которых он преувеличивал. Персы расположились лагерем на Марафонской равнине, имеющей вид полумесяца, концами упирающейся в Марафонскую бухту, а с наружной стороны окаймлённой рядом высот. Равнину делит на две части одноимённый ручей. Марафонская бухта замыкается с севера мысом Марафон (древняя Кинаура).

Афиняне со своей стороны спешно отправили скорохода просить о помощи спартанцев. Однако спартанцы медлили, и 9- или 10-тысячное ополчение афинян поддержали только 1000 воинов из соседнего городка Платеи . С этими силами афиняне выступили к Марафону и укрепились за оградой священной рощи, посвяшенной Гераклу , на высотах над персидским лагерем (примерно в 1,5 км от неприятеля). Афинянами командовали 10 стратегов , сменявшихся по обычаю каждый день, и архонт-полемарх Каллимах ; однако в чрезвычайных обстоятельствах все стратеги отказались от своих прав в пользу Мильтиада , как самого опытного и лучше всех знающего персидские воинские порядки (первым подал пример Аристид Справедливый). Однако Мильтиад прождал три дня, пока не настала его законная очередь командовать. После этого, он 12 сентября атаковал врага.

Битва

Схема битвы при Марафоне

Персы располагались на открытой равнине, со стороны бухты, в виду флота; афиняне выстроились в одной из боковых долин, примыкающих к Марафонской равнине, со стороны Пентеликонских гор; по бокам прикрывали их высоты Арголики и Котрони. Каллимах командовал правым крылом; в центре находился Мильтиад; на краю слева стояли платейцы. Центр неприятельской армии составляли природные персы и саки (среднеазиатские кочевники), лучшая часть персидского войска. Мильтиад приказал идти на персов бегом, чтобы как можно быстрее вступить в рукопашную схватку и лишить персов их главного преимушества - луков. Афиняне беглым маршем устремились на врага. На обоих флангах неприятель был отбит афинянами и платейцами, но в центре перевес был на стороне персов и саков; но в это время на персидский центр, уже торжествоваший победу, ударили греческие фланги. Разгромленные персы бежали в лагерь и стали спешно садиться на корабли; греки гнались за ними и, после схватки на берегу, захватили 7 кораблей. Богатая добыча досталась победителям. Бежавшие на корабли персы рассчитывали было, обогнувши мыс Суний, застигнуть Афины врасплох, беззащитными. Но Мильтиад опередил персов, и когда корабли их явились в фалерской гавани, они обнаружили афинский лагерь, расположившийся у стен города под гимнасием Киносарг . Простояв некоторое время на якоре, Датис и Артафрен отплыли обратно.

Так кончился первый поход персов на Элладу. Афинянам победа стоила 192 человек, в числе которых были полемарх Каллимах и брат трагика Эсхила , Кинегир; потери персов Геродот исчисляет примерно в 6400 человек. Эта была первая победа эллинов над персидской державой; ближайшими последствиями победы были упрочение афинской демократии и готовность эллинов помериться силами с азиатскими варварами и в будущем: без Марафона едва ли бы возможен Саламин .

В южной части равнины, в 800 метрах от моря возвышается и теперь холм Соро, общая могила падших в битве афинян, все имена которых начертаны были на 10 надгробных плитах, по числу 10 аттических колен. Недалеко оттуда видны две меньшие могилы: может быть, одна - платейцев, другая - сражавшихся при Марафоне рабов. К северу от большого холма находится мраморная развалина Пирго - или гробница Мильтиада, или победный трофей.

Легенда

Согласно легенде, греческий воин по имени Фидиппид (по другим источникам - Филиппид) в 490 году до нашей эры после битвы при Марафоне пробежал, не останавливаясь, от Марафона до Афин , чтобы возвестить о победе греков. Добежав до Афин без остановок, он успел крикнуть «радуйтесь, афиняне, мы победили!» и умер. Эта легенда не подтверждается документальными источниками; согласно Геродоту , Фидиппид (Pheidippides) был гонцом, безуспешно посланным за подкреплением из Афин в Спарту и преодолевшим дистанцию в 230 км менее чем за два дня. Легенда о том, что он пробежал из Марафона в Афины , была выдумана более поздними авторами и появилась у Плутарха в Этике в первом веке нашей эры (более чем через 550 лет после реальных событий). Международный олимпийский комитет в 1896 году оценил фактическую длину дистанции от поля битвы в Марафоне до Афин в 34.5 км. На первых Играх современности в году и на Играх года марафонский бег действительно проходил по дистанции, проложенной от Марафона до Афин.

Примечания

Литература

  • Кроме старых изысканий Лика, Финлея, Анрио, также см. Noethe, «De pugna Marathonia» (Л., ).

Предыстория

В VI веке до нашей эры происходило активное развитие Персидской империи, постоянно присоединявшей к себе новые территории. В конце концов, на западе Ахеменидская держава столкнулась с высокоразвитой греческой цивилизацией, народ которой был весьма свободолюбивым. И хотя персидским завоевателям удалось подчинить себе множество эллинских городов, расположенных на западном побережье Малой Азии, греки продолжали оказывать сопротивление, а в 500 году до н. э. на этих землях вспыхнуло открытое восстание, начавшееся в Милете. Битва при Марафоне стала ярким эпизодом этого противостояния. Однако первые годы восстания не принесли эллинам, проживавшим в Малой Азии, больших успехов в борьбе с завоевателями. Несмотря на то что Эретрия и Афины оказали военную поддержку жителям Милета, греки так и не смогли объединить все свои силы и оказать персам должный отпор. Поэтому в 496 г. до н. э. Ахеменидская держава подавила мятежи, при этом объявив войну всей Элладе.

Начало новой войны

В 492 г. до н. э. был организован первый поход против греков, однако флот, переправлявший войско через море, практически полностью был уничтожен разбушевавшимся штормом. Военная операция была прервана, и на следующий год персидский царь Дарий решил действовать по-другому – он отправил в Элладу послов, которые от его имени потребовали от греков покорности. Некоторые города предпочли согласиться на требования Дария, но не все. Жители Афин и Спарты попросту расправились с персидскими послами. В 490 г. до н. э. персы предпринимают новый поход в Элладу, и на этот раз начинается он более успешно. Их флот благополучно пересекает Эгейское море, и армия высаживается на северо-востоке Аттики – как раз неподалеку от небольшого города Марафона. В этих местах и произошла Марафонская битва, ставшая знаменитой на весь мир.

Силы сторон

Греческие силы

У Геродота не приведены данные о численности армии греков, участвовавшей в битве при Марафоне. Корнелий Непот и Павсаний говорят о 9 тысячах афинян и тысяче платейцев. Римский историк III века н. э. Юстин пишет о 10 тысячах афинян и тысяче платейцев. Эти цифры сопоставимы с количеством воинов, которые, согласно Геродоту, участвовали в битве при Платеях через 11 лет после описываемых событий. В своём сочинении «Описание Эллады» Павсаний при рассказе о марафонской долине указывает на наличие на ней братских могил - афинян, платейцев и рабов, которых во время битвы впервые привлекли к военным сражениям. Современные историки в целом соглашаются с приведённой в античных источниках численностью участвовавших в битве эллинов.

Армия персов

Согласно Геродоту, изначально флот персов составлял 600 кораблей. При этом он не указывает численности непосредственно войска, говоря лишь о том, что оно было «многочисленным и прекрасно снаряжённым». Для античных источников характерно завышение численности армии своего побеждённого противника. Это делало победы эллинов ещё более героическими. В диалоге Платона «Менексен» и «Надгробном слове» Лисия указывается 500 тысяч. Живший намного позже римский историк Корнелий Непот оценивает численность армии Датиса и Артаферна в 200 тысяч пехотинцев и 10 тысяч всадников. Наибольшая цифра в 600 тысяч встречается у Юстина. Современные историки оценивают вторгшуюся на территорию Эллады армию в среднем в 25 тысяч пеших воинов и одну тысячу всадников (хотя встречаются и цифры в 100 тысяч).

Сравнительная характеристика греческого и персидского войск

Войско персов состояло из представителей множества народов и племён, подвластных империи Ахеменидов. Воины каждой народности имели собственное оружие и доспехи. Подробное описание Геродота утверждает, что персы и мидяне носили мягкие войлочные шапки, штаны и пёстрые хитоны. Доспехи их были собраны из железных чешуек наподобие рыбьей чешуи, щиты сплетены из прутьев. На вооружении они имели короткие копья и большие луки с камышовыми стрелами. На правом бедре находился меч-кинжал (акинак). Воины других племён были вооружены значительно хуже, в основном луками, а зачастую просто дубинками и обожжёнными кольями. Из защитного снаряжения, кроме щитов, Геродот упоминает у них медные, кожаные и даже деревянные шлемы. Греческая фаланга представляла собой плотное боевое построение тяжеловооружённых воинов в несколько шеренг. Во время боя главной задачей являлось сохранение её целостности: место павшего воина занимал другой, стоявший за ним. Главным фактором, оказавшим влияние на развитие фаланги, стало применение большого круглого щита (гоплона) и закрытого шлема коринфского типа. На внутренней поверхности гоплона крепились кожаные ремни, через которые просовывалась рука. Таким образом, щит держался на левом предплечье. Воин управлял щитом, держась за ремень ближе к его краю. Защищая гоплита слева, такой щит оставлял открытой правую половину туловища. Из-за этого в греческой фаланге воины должны были держаться плотной линией так, чтобы каждый гоплит прикрывал своего соседа слева, будучи прикрытым соседом справа. Для грека потерять щит в бою считалось бесчестьем, так как он использовался не только для собственной безопасности, но и для защиты всей шеренги. Голову гоплита в VI-V вв. до н. э. предохранял бронзовый шлем коринфского (или «дорийского») типа, который носился на войлочной подкладке-шапочке. Глухой коринфский шлем обеспечивал полную защиту головы, но стеснял боковое зрение и слух. Воин видел только врага перед собой, что не представляло особой опасности в плотном боевом построении.

Во времена греко-персидских войн ещё были распространены так называемые «анатомические» бронзовые панцири, состоявшие из нагрудной и спинной пластин. Пластины рельефно со скульптурной точностью воспроизводили мышечные контуры мужского торса. Под панцирем гоплиты носили льняные туники, а спартанцы традиционно укрывались поверх доспехов красными плащами. Недостатком бронзовых кирас были незащищённые бедра. В эту эпоху уже появились так называемые линотораксы, панцири на основе многих слоёв пропитанного клеем льна, которые через несколько десятилетий вытеснили в Греции «анатомические» бронзовые панцири. Линотораксы позволяли прикрыть бёдра, не стесняя движений воина. В состав защитного снаряжения также входили бронзовые поножи. Они повторяли рельеф передней части голени, чтобы плотно облегать ноги и не мешать ходьбе.

Подготовление к битве

Персидское войско состояло поровну из пеших лучников и конницы, общее количество - двадцать тысяч человек. Марафонская равнина замечательно подходила для их тактики ведения боя. Армия афинян была практически вдвое меньше, но значительно превосходила по экипировке легковооруженных персов. Она состояла из гоплитов, облаченных в латы, набедренники, медные шлемы и вооруженных большими щитами и длинными метательными копьями. Но битва при Марафоне была выиграна греками не только благодаря их хорошему оснащению. Важную роль сыграла также стратегия.

Мильтиад, являвшийся одним из десяти командиров, традиционно руководивших греческим войском, был знаком с тактикой ведения боя персами. Он предложил эффективный план, но мнения стратегов разделились. Часть их настаивала на том, чтобы войско вернулось в Афины и обороняло город, другие желали встретить неприятеля здесь, в долине. В конце концов Мильтиаду удалось склонить большинство на свою сторону. Он говорил, что если битва при Марафоне будет выиграна, это позволит спасти от разрушения другие греческие города.

Битва

Немецкий историк-антиковед Эрнст Курциус на основании анализа и сопоставления описаний битвы при Марафоне и предшествующих ей событий объясняет, почему Мильтиад атаковал вражеское войско утром 12 сентября 490 г. до н. э., не дождавшись идущего на помощь спартанского войска. Он обращает внимание на то, что во всех дошедших до нас источниках отсутствует описание действий конницы, на которую персы возлагали большие надежды. На определённых этапах сражения она могла бы сыграть решающую роль. Также у Курциуса вызывает удивление быстрота, с которой якобы была произведена посадка персидского войска на корабли. В условиях полного разгрома это является маловероятным. Исходя из этого, немецкий историк приходит к выводу, что персы, видя укреплённые позиции афинян и платейцев на горных склонах, отказались от мысли идти на Афины через Марафонский проход. Они предпочли предпринять высадку в более удобном для манёвров месте, где не было бы горных проходов и единственной хорошо укреплённой дороги. Курциус делает вывод, что Мильтиад предпринял своё нападение только тогда, когда персидское войско разделилось и конные отряды уже были погружены на суда. Таким образом, он напал на войска, оставленные позади и прикрывавшие отъезд армии. При данных предпосылках становится понятным, почему афиняне не дождались выступивших в поход профессиональных воинов спартанцев.

Расстояние между греками и персами составляло не менее 8 стадий (около 1,5 километра). Мильтиад выстроил своё войско в боевом порядке - на правом фланге расположились афиняне под командованием Каллимаха, на левом - платейцы, в центре находились граждане из фил Леонтиды и Антиохиды под командованием Фемистокла и Аристида. Боевая линия эллинов оказалась равной по ширине персидской, однако её центр составлял всего несколько рядов в глубину. Именно в центре войско греков было слабее всего. На флангах боевая линия была выстроена значительно глубже.

После построения греки начали наступление. Согласно Геродоту, все 8 стадиев они пробежали. Современные исследователи подчёркивают невозможность такого наступления для тяжеловооружённых воинов без нарушения боевого порядка. Делается предположение, что первую часть пути афиняне и платейцы прошли маршем и лишь после достижения расстояния, когда до них стали долетать вражеские стрелы (около 200 м), устремились бегом. Для персов нападение стало неожиданным. Как подчёркивает Геродот: Они первыми из всех эллинов напали на врагов бегом и не устрашились вида мидийского одеяния и воинов, одетых по-мидийски. До сих пор даже ведь одно имя мидян приводило в страх эллинов. Битва длилась долго. В центре боевой линии, где стояли отборные отряды армии Датиса и Артаферна - персы и саки, а греческая линия была слабой, эллины начали отступать. Персы прорвали ряды афинян и стали их преследовать. Однако на обоих флангах победу одержали греки. Вместо преследования отступающих врагов они повернули и атаковали прорвавшие центр войска. В результате среди персов началась паника, и они стали беспорядочно отступать к кораблям. Грекам удалось захватить семь вражеских судов.

Согласно Геродоту, потери греков составили всего 192 афинянина, среди которых были полемарх Каллимах и брат Эсхила Кинегир. Потери персов «отец истории» оценивает в 6400 человек. Судьба одного из главных военачальников империи Ахеменидов Датиса разнится в различных античных источниках. Так, согласно Геродоту, Датис возвратился обратно в Азию. Согласно использовавшему персидские летописи Ктесию, Датис погиб во время сражения. Более того, греки отказались выдать персам тело их военачальника.

Исход битвы

Персы рассчитывали, что их лучники будут осыпать противника градом стрел, а конница сможет обойти греков с флангов и внести смятение в их ряды. Но Мильтиад предусмотрел возможность использования персами этой тактики и предпринял ответные меры. Зато прием «беглый марш», использованный афинским войском, стал для завоевателей неожиданностью. Приблизившись к персам на расстояние, простреливаемое лучниками, греки перешли на бег, тем самым минимизировав ущерб от вражеских стрел. Тяжеловооруженные эллинские гоплиты весьма эффективно смогли противостоять как лучникам, так и коннице персов. Результатом битвы стало беспорядочное отступление завоевателей, при этом на поле боя погибла значительная часть персидского войска. На самом деле для Персии это проигранное сражение не имело каких-либо фатальных последствий, ведь Держава Ахеменидов находилась на пике могущества и обладала огромными ресурсами. Год Марафонской битвы стал началом долгого периода борьбы греков за свою свободу.

Значение битвы для дальнейшего хода греко-персидских войн

Значение битвы по-разному оценивалось воюющими сторонами. Для эллинов она стала первой победой над войском империи Ахеменидов. Для персов поражение их армии не имело больших последствий. Их государство находилось на пике могущества и обладало огромными ресурсами. После этой неудачной экспедиции Дарий стал собирать огромное войско для покорения всей Греции. Его планам помешало восстание в Египте в 486 году до н. э. В том же году Дарий умер. Его трон занял Ксеркс. Подавив египетское восстание, молодой царь продолжил подготовку к походу на Грецию.

За 10 лет, которые прошли от сражения при Марафоне до нового вторжения персов в Элладу, одним из участников битвы Фемистоклом был проведён ряд реформ по созданию в Афинах мощного флота. Именно его действия впоследствии привели к полному поражению армии Ксеркса.

Легенды

С битвой при Марафоне связано несколько легенд. Согласно одной из них, дошедшей до нас из «Истории» Геродота, афиняне отправили некоего гонца Фидиппида в Спарту, чтобы он поторопил лакедемонян с выступлением в поход. По дороге к нему явился бог Пан и сказал, что благосклонно относится к жителям Афин, которые им пренебрегают, и придёт на помощь. Согласно легенде, бог сдержал своё обещание, после чего ему ежегодно стали приносить жертвы. Предание может иметь символический характер, так как от имени данного мифологического персонажа происходит слово «паника», которую Пан внушал при своём появлении. Возникшая паника среди войска персов была одним из важных факторов победы эллинов.

Согласно другой легенде, в битве принимал участие легендарный герой Тесей. В описании портика на афинском акрополе - расписной стои - Павсаний говорит об изображении на картине, посвящённой битве, и других богов-покровителей города. Таким образом, долю победы в столь важной для них битве греки приписывали богам.

Другая недостоверная историческая легенда дала название спортивной дисциплине - марафонскому бегу (бегу на 42 км 195 м). Согласно Плутарху, писавшему свои труды спустя более чем 500 лет после описываемых событий, Мильтиад отправил гонца Евкла в Афины с вестью о победе. Пробежав сразу после боя около 40 километров к городу, скороход выкрикнул «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и умер. Лукиан трансформирует имя Плутархова гонца Евкла в Геродотова Фидиппида. Указанный Геродотом Фидиппид должен был бы пробежать несколько сотен километров (расстояние от Марафона до Спарты, оттуда обратно с посланием в Марафон, участвовать в битве, а затем со всеми греками вернуться быстрым бегом к Афинам - около 500 км). Так как к Афинам направлялся не один человек, а вся армия, легенда не выдерживает критики. Учитывая явную историческую недостоверность марафонского бега Фидиппида, с 1983 года группой энтузиастов ежегодно устраивается спартатлон - пробег между Афинами и Спартой в 246 км.