Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Система Е.Н.Ильина как педагогическая технология на уроках литературы Подготовила: студент магистратуры ТГУ Синявская Анастасия

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность «Умножать, а не только уважать человека в человеке» Е.Н.Ильин Уроки литературы занимают особое место в учебном процессе. Обычно учебная информация насыщает ум, но в меньшей степени затрагивает чувства. Здесь же обязана «трудиться душа», происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о себе. У литератора есть удивительная возможность – открывать молодым мир, формируя при этом личность.

3 слайд

Описание слайда:

Ильин Евгений Николаевич родился в Ленинграде в 1929г.; пережил блокаду, работал на заводе; закончил ЛГУ и более 30 –ти лет проработал в школе учителем литературы 84 школы. В 80 – е годы стал широко известен среди педагогов. Разработал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком, на основе педагогического общения. Выпустил несколько книг о своём педагогическом творчестве.

4 слайд

Описание слайда:

Квалификационные параметры системы Ильина (по Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии») По уровню применения: частнопредметная. По философской основе: гуманистическая. По основному фактору развития: социогенная + психогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с элементами суггестии. По ориентации на личностные структуры: эмоциональная сфера (СЭН). По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная. По типу управления: система малых групп. По организационным формам: традиционная классно-урочная, групповая с элементами индивидуального подхода. По подходу к ребенку: личностно-ориентированная. По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами диалога, проблемности, творчества. По направлению модернизации: гуманизация и демократизация педагогических отношений. По категории обучаемых: массовая + продвинутая.

5 слайд

Описание слайда:

Целевые ориентации: Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение. Преподавание литературы как искусства.

6 слайд

Описание слайда:

Концептуальные положения и гипотезы усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных предметов, создает возможность для формирования у учащихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку; принцип гуманизации: нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний - убеждений; художественность: урок литературы строится по законам искусства (художественный анализ художественного произведения), закон трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем; принцип обучающего воспитания: обучение - не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания; в процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду; идти к ребятам не только с темой урока, а с жгучей проблемой; нравственные категории общения с книгой значимее учебно-теоретических задач и упражнений; знание через общение и общение через знание - это двуединый процесс нравственного развития; сама личность учителей, классных руководителей, руководителей школ, их нравственный облик, идейно-политическая убежденность и педагогическое мастерство могут оказать самое большое влияние на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств граждан нашей Родины; педагогика словесника - это педагогика экспрессии: «слово + чувство»; формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать; метод духовного контакта; демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю; учитель - предметник, художник, врач; работу и жизнь учителя-словесника нельзя расчленять.

7 слайд

Описание слайда:

Особенности содержания: Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, учитель Ильин ставит так, чтобы: а) вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым; б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице); в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.

8 слайд

Описание слайда:

Особенности методики Урок литературы - это: - человекоформирующий процесс; урок - общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании; - своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов - писателя и учителя; - не аргументы и факты, а открытия; - совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.

9 слайд

Описание слайда:

Педагогическая техника Ильина Артистизм учителя он считает наивысшим учебным средством. Жест бывает красноречивее слова, а мимика в кратчайшую долю секунды доказывает то, на что потребовались бы монологи. Проведение воспитательной работы с «исторической партой», когда учитель рассказывает классу о ребятах, которые сидели когда-то за теми же партами, знакомит с их именами, мыслями, находками. Некоторые парты имеют целый «список» интересных учеников. Широко использует прием «Пишем книгу», когда ученик на время урока становится известным писателем или поэтом.

10 слайд

Описание слайда:

Творческие приемы Игра воображения + игровая подача Закон трёх О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем Импровизация Писательское чтение Емкая,«жгучая», проблемная формулировка темы урока, сочинения, вопроса

11 слайд

Е. Н. Ильин - учитель литературы 307-й, затем 516-й средней школы Ленинграда - Санкт-Петербурга, известный методист. То новое, что внес он в дидактику, видно будет лучше и нагляднее, если его методику сравнить с привычной методикой изучения литературы в школе.

В чём уникальность методики Е. Н. Ильина

Система подачи нового материала по литературе имела традиционную схему: 1) излагается биография писателя, поэта; 2) изучается и анализируется его творчество по крупным разделам, например, лирика, гражданская поэзия, сказки, исторические повести А.С. Пушкина или других писателей, поэтов; 3) общие идеи иллюстрируются отрывками из произведений писателя, цитатами из стихов поэта; 4) делаются выводы о художественных особенностях произведений, о вкладе писателя в историю литературы. Есть, конечно, и варианты. При этой системе учитель «дает» (транслирует) материал, а ученик его «берет», если есть желание «брать». Очень часто у ученика не возникает интереса к чтению произведения. Не все ученики читают программную литературу. У Е.Н. Ильина читают все! Негативная сторона традиционного изучения литературы: на первом месте стоит познавательная задача, а уж потом - воспитательная. В методической системе Е.Н. Ильина есть ряд находок в построении изучения темы, подаваемых «наоборот», в отличие от традиционного. Педагог-новатор главную цель преподавания литературы видит в ее воспитательной функции, а уже потом - в познавательной. «Интенсифицировать знания в массовой школе в полной мере удается лишь на воспитательной основе». Отказавшись от пассивных методов обучения («Запоминай так, как сказано в учебнике!»), он разнообразными приемами побуждает учащихся к активному поиску «своей истины», собственных взглядов и оценок обсуждаемых проблем. Постоянно используются приемы, рассчитанные на эмоциональное воздействие литературных и поэтических произведений на ученика. «В какой мере работа ума становится трудом души -- вот критерий урока литературы».
Е. Н. Ильин деталь считает жемчужиной текста. «Одним узелком все распутать и снова собрать в узелок- разве не заманчиво? Проблем-ность, целостность, образность- все, все в этом узелке»»1. Начиная с «мелочи» и «детали», преподаватель рассуждает, ищет, спорит, ошибается, исправляется и доходит до больших обобщений: от детали -> через поиск -> к обобщениям. Поиск, начатый на уроке, продолжается за его пределами, появляются творческие, иногда - игровые задания.
Особое внимание уделяется репликам, вопросам учащихся на уроке. В них выражается поиск, спор, сомнение, возражение, стремление иметь свою точку зрения. Развивается любознательность, ученик тянется к литературе. И учитель не только учит, но и сам учится у школьников.
Е. Н. Ильин придает значение педагогической технике. Артистизм учителя он считает наивысшим учебным средством. Урок литературы - это искусство, и учитель- художник своего урока: он и сценарист, и режиссер, и исполнитель, и взыскательный критик, и литературовед. Если этого нет, утверждает Е.Н. Ильин, то учитель имеет дело с пресловутой «галереей образов», «фигур, персонажей, куда неожиданно попадает и словесник-академист как один из «типичных представителей» неживой, незримой литературы».
Велико значение общения учителя с учащимися в учебно-воспитательной работе, считает Е. Н. Ильин. Необходимо строить новый тип отношений учителя с учеником, в основе которого - «доброжелательность, мудрая простота, взаимный контакт и интерес»5.

Чем будет интересен метод педагога для рядового учителя

Мы рассказали об опыте новатора-преподавателя литературы. Но что у Е.Н. Ильина возьмет учитель других предметов? Предвидя такой вопрос, в одной из книг он сам ответил, что его опыт должен заинтересовать не только словесников и не только учителей, потому что он выверен многолетней практикой и высоким стабильным конечным результатом. Безусловно, учитель любого предмета возьмет воспитательную функцию урока, обеспечивающую успех работы учителя, прием как узел урока, активную поисковую работу учащихся вместе с учителем как сотворчество, общение учителя и учеников как духовный контакт, педагогическую технику как атрибут педагогического мастерства.

Педагог-новатор, учитель литературы из Санкт-Петербурга Евгений Николаевич Ильин разработал специальный метод общения с учащимися на уроках литературы. (Ильин Е.Н. Искусство общения. - М.: Педагогика, 1982)

«Как известно, преподавать литературу в качестве учебной дисциплины сложно.

Вроде бы она не является ни наукой, ни искусством. Литературные произведения многословны, не сводимы к коротким формулам. К тому же их авторы часто не современники учеников.

Ильин, по его мнению, понял самое главное: литература должна погружать учащегося в пучину жизни и этим быть для него интересной, поднимая его на эстетические и нравственные высоты.

Сам Ильин часто обращался к равенству: К (Книга) + У (Учитель) = Ч (Читатель).

На наш взгляд, её можно представить также соотношением: Автор + Учитель = Читатель. У каждого из этих трёх действующих лиц свои проблемы, без них никто не обходится, но всех объединяет одно и то же произведение, которое выливается в эстафету интеллектуальных, эстетических и этических прозрений.

Ваш (не)послушный ребёнок

Крылова Маргарита Геннадьевна

В мире сейчас чуть больше двух миллиардов детей. И с каждым, хотя бы иногда, возникают проблемы.

Нередко считается, что воспитание - нечто вроде искусства , которое невозможно и даже вредно стандартизировать. Автор легко может поспорить с таким подходом. Целые полки книг и личный опыт множества родителей позволили собрать несколько сотен примеров воспитательных приемов для детей раннего возраста.

Оказалось, если обобщить, то приемов воспитания всего семь. И эти приемы помогают решить всего шесть воспитательных задач.

Как носитель знания учитель является знатоком. Информация знатока мало кому интересна. Как эстетически заинтересованный человек учитель превращается в артиста.

Но и этого недостаточно.

Он ещё должен помогать ученику стать этически обостренным человеком, или, иначе говоря, врачом. Посредством литературного произведения учитель литературы должен провести учащегося по линии: знаток — артист — врач.

Но как приобщить читателя к произведению?

На помощь приходит проблемный метод и методика вопросов и ответов. Ильин ищет в произведении такие проблемные завязки, которые важны современному читателю. Образно говоря, как однажды выразился Ильин, надо Наташу Ростову посадить за парту рядом с Наташей Петровой.

Непременно найдется деталь, объединяющая раздумья девушек, которых разделяют два века.

И тогда „заговорит“ всё произведение, из спички возгорится пламя [Строго говоря, аналогичные идеи можно найти в театральной методике Константина Сергеевича Станиславского ].

Именно этого добивается Ильин: превращения всего произведения, а не его отдельных деталей, в вопрошание будущего учащегося. Главный вопрос этический, а он никогда окончательно не разрешается.

Ильин разрабатывает дидактику эстетико-этического общения посредством литературного произведения. Понимание им существа науки, эстетики и этики вызывает известные вопросы, но высокая литературоведческая компетентность не вызывает сомнений».

Канке В.А. Теория обучения и воспитания. - М.: Юрайт, 2015. - стр. 195

Дополнительная информация

ИЛЬИН Евгений Николаевич (р. 1929) - российский педагог, учитель средней школы. 307 (С.-Петербург). Выработал оригинальный подход к преподаванию литературы через постановку нравственно-этических проблем.

  • - физик, акад. РАН, чл.корр. АН СССР, д-р физ-мат. наук. Род. в семье служащего. Окончил МГУ...

    Уральская историческая энциклопедия

  • - тайный советник, учредитель и почетный член Императорского русского технического общества, род. в Таганроге 4-го октября 1829 г., ум. 12-го июля 1889 г. в Париже...
  • - Андреев, Евгений Николаевич, технолог и педагог, 1829 - 80, окончил курс по камеральному отделению юридического факультета Петербургского университета...

    Биографический словарь

  • - - педагог-новатор. Учитель средней школы № 307 . В 60-70-х гг. разработал оригинальную концепцию преподавания литературы на основе педагогического общения и систему организации занятий по своему предмету...

    Педагогический терминологический словарь

  • - советский парашютист, полковник, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный парашютист-испытатель СССР, Герой Советского Союза. Окончил Воздушно-десантное училище в Алма-Ате...

    Энциклопедия техники

  • - русский православный философ, богослов, литературный и музыкальный критик. Приват-доцент Киевского университета, с 1919 в эмиграции, с 1925 профессор русского Богословского института в Париже...
  • - Действительный член РАН, научный руководитель Российского федерального ядерного центра ВНИИ технической физики; родился 11 июля 1932 г. в г. Ленинграде; окончил физический факультет МГУ; лауреат Ленинской премии...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - арт. оперы. Брат В. Алейникова. В 1873 окончил петерб. Коммерческое уч-ще. В 1875-79 обучался пению в Петерб. конс. . Выступал в консерваторских спектаклях "Севильский цирюльник" Дж. Россини, "Дон Жуан"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Бывший генеральный директор Государственной компании по экспорту и импорту вооружений и военной техники "Росвооружение" ; ранее работал председателем правления МАПО-Банка...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Рус. сов. прозаик. Окончил биол. ф-т ЛГУ. Живет в Симферополе. Участник семинаров в Малеевке, И. опубл. неск. НФ р-зов, объединенных в сб. "Неучтенный вариант" ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - богослов, философ, музыковед. Уроженец с. Владовка Киевской губ. Окончил Киевский ун-т по физ.-матем., ист.-филол. и филос. ф-там; закончил Киевскую консерваторию по классу композиции...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Рус. сов. прозаик и врач-гинеколог, известный также произв. др. жанров...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Народный депутат РФ, был членом Комитета Верховного Совета РСФСР по промышленности и энергетике, одним из создателей и координаторов фракции "Демократическая Россия"; родился в 1946 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - - русский философ, богослов, литературный и музыкальный критик, композитор...

    Философская энциклопедия

  • - технолог и видный деятель на педагогическом поприще. Род. в Таганроге в 1829 г.; окончив курс по камеральному отделению юридич...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - парашютист-испытатель, Герой Советского Союза. Испытывал парашютные системы, скафандры и др. средства...

    Большой энциклопедический словарь

"ИЛЬИН Евгений Николаевич" в книгах

ОПОЧИНИН Евгений Николаевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

ОПОЧИНИН Евгений Николаевич 23.5(4.6).1858 – 28.9.1928Прозаик, журналист, историк театра, этнограф, коллекционер. Редактор внутреннего отдела газеты «Правительственный вестник». Публикации в журнале «Исторический вестник», «Всемирная иллюстрация», «Доброе утро» и др. Сотрудник

ВЫГОВСКИЙ Евгений Николаевич

Из книги Офицерский корпус Армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945 автора Александров Кирилл Михайлович

ВЫГОВСКИЙ Евгений Николаевич Майор РККАМайор ВС КОНРРодился 1 апреля 1900 г. в селе Яроповичи Андрушовского уезда Юго-Западного края. Украинец. Из крестьян. В 1907 г. окончил высшее начальное 4-классное училище. По гражданской специальности - конторщик. С 10 ноября 1918 г.

ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич

автора Фокин Павел Евгеньевич

ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич князь;3.9(5.10).1863 – 23.1.1920Философ. Участник Психологического общества при Московском университете, Религиозно-философского общества им Вл. Соловьева. Редактор-издатель «Московского еженедельника» (1906–1910). Инициатор создания

ЧИРИКОВ Евгений Николаевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

ЧИРИКОВ Евгений Николаевич 24.7.1864 – 18.1.1932Романист, публицист, драматург. Член литературного кружка «Среда». Публикации в журналах «Мир Божий», «Русское богатство», «Новое слово», «Жизнь», «Вестник Европы», «Образование», «Русская мысль», «Современный мир», в сборниках

Евгений Николаевич Трубецкой

Из книги Трубецкие. Аристократы по духу автора Муховицкая Лира

Евгений Николаевич Трубецкой Третий из четверых братьев Трубецких, которые замыкают наше повествование, – князь Евгений Николаевич Трубецкой (1863–1920, Новороссийск) известен как религиозный философ и правовед. Жизнь Евгения Трубецкого была тесно связана с жизнью его

Чириков Евгений Николаевич

Из книги Энциклопедический словарь (Х-Я) автора Брокгауз Ф. А.

Чириков Евгений Николаевич Чириков (Евгений Николаевич, род. в 1864 г.) – писатель. Из дворян Симбирской губ.; учился в казанском унив.; сначала был юристом, потом естественником. По причинам, от него не зависевшим, курса не кончил. Писать начал еще студентом, в «Лесном

Андриканис Евгений Николаевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ

Из книги Цифровой журнал «Компьютерра» № 51 автора Журнал «Компьютерра»

Евгений Вендровский (Rhythm & Hues) о спецэффектах Юрий Ильин Опубликовано 13 января 2011 года Rhythm & Hues, где работает Евгений Вендровский - одна из крупнейших голливудских компаний, занимающихся производством спецэффектов для кинематографа. Среди её

Евгений Павлович Ильин Психология индивидуальных различий

Из книги Психология индивидуальных различий автора Ильин Евгений Павлович

Евгений Павлович Ильин Психология индивидуальных

Ильин Евгений Павлович Психология творчества, креативности, одаренности

Из книги Психология творчества, креативности, одаренности автора Ильин Евгений Павлович

Ильин Евгений Павлович Психология творчества, креативности,

Педагогическая система Ильина — преподавание литературы как предмета, формирующего человека. Учитель литературы 84-й СШ г. Санкт-Петербурга Е.Н. Ильин создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно — этического курса, помогающего каждому уч-ся состояться Человеком. Он своим опытом доказал возможность и целесообразность построения учебного процесса на принципе обучающего воспитания.

Вот главные особенности организации и проведения учебного процесса в опыте Евгения Николаевича Ильина

1. Ведущей и определяющей особенностью является то, что обучение литературе Евгений Николаевич Ильин сознательно, планомерно и целенаправленно подчиняет формированию нравственных устоев школьников, воспитанию у них этических и эстетических взглядов и убеждений, гражданских чувств человека-патриота.

2. Основным средством, с помощью к-рого Евгений Николаевич Ильин осуществляет принцип обучающего воспитания, является постановка вопросов-проблем. Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, к-рые так или иначе в нем ставятся. Евгений Ильин, анализируя при подготовке к урокам эти книги, произведения, выявляет в них про — блемы-вопросы, классифицирует их по степени интереса для уч-ся, значимости в современных условиях, по остроте постановки, необычности разрешения. Все эти воп — росы-проблемы он записывает на отдельные карточки и постоянно их пополняет. Подбор вопроса-проблемы, постановка к-рого служит ядром урока, производится Е.Н. Ильиным так, чтобы:

а) этот вопрос являлся для современных уч-ся жгучим, злободневным, личностно значимым;

б) он был, по возможности, обращен не вообще к уч — ся, а именно к уч-ся данного класса, а еще лучше — к конкретному ученику (ученице) класса;

в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в этом вопросе, требовало тщательного изучения самого произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения, биографией его автора.

3. Для того чтобы вопросы-проблемы, их обсуждение и разрешение служило действенным средством нравственного воспитания, Е.Н. Ильин тщательно, систематически и глубоко изучает своих уч-ся, изучает всюду: на уроке, на экскурсии, в театре… изучает каждого и класс в целом. «Класс — это 30-40 лиц: разных, непохожих, и вместе о тем — одно лицо, разглядеть к-рое еще сложнее, чем лица. Знать своих учеников и знать то, что они знают и могут знать каждый в отдельности и все вместе, — значит быть учителем», — считает Евгений Николаевич Ильин.

Такое тщательное, вдумчивое научение своих учеников позволяет Е.Н. Ильину увидеть, что необходимо каждому из них для нравственного развития и совершенствования. И, ставя перед учеником — через класс — проблему-воп — рос, он добивается возникновения у него (но не только у него, а у всего класса как коллектива) явления катарсиса — эмоционального потрясения и внутреннего очищения, перерождения.

4. Ответ на поставленный вопрос-проблему, ее разрешение организуется (Е.Н. Ильиным в форме коллективного поиска, коллективного раскрепощенного обсуждения, дискуссии, когда каждый ученик может высказать свое мнение, может задать любой вопрос. Этому помогает своеобразная постановка вопроса: «Мой вопрос — особый. К себе самому. А решаю — с ребятами. Этим их поднимаю до себя, сам расту до них…

Что может быть яснее вопроса, заданного самому себе, и значительнее, когда он волнует всех» (Е.Н. Ильин, 1982). Е.Н. Ильин добивается того, чтобы поставленный жгучий вопрос не только воспитывал учеников как читателей, не только обеспечивал их познавательную активность на уроке, повышая тем самым его образовательную и воспитательную отдачу, но чтобы и обсуждение этого вопроса было для уч-ся незабываемым событием, т.к. знания, добытые в напряженном коллективном поиске, не останутся мертвым грузом, не будут мгновенно забыты, они обретут личностно значимый смысл, подлинную высоту, с к-рой откроются новые горизонты в литературе, в своей душе.

Даже экзамен Е.Н. Ильин рассматривает как такой урок, на к-ром «можно и додумать, и доспорить, и даже кое в чем со всей ответственностью не согласиться», ибо «…экзамен — это своеобразный нравственный отчет о том, что узнали, над чем думали, с чем согласились и что оспаривали».

5. Е.Н. Ильин широко использует в организации и проведении учебного процесса принцип ролевого участия школьников. Его уч-ся проверяют друг у друга тетради, сочинения, даже зачастую выставляют сами себе оценки, охотно выполняют роли консультантов, лаборантов, рецензентов. За каждым учеником младших классов закрепляется его опекун-старшеклассник, проверяющий его тетради, сочинения, помогающий ему. Е.Н. Ильин считает, что многие функции учителя можно и нужно передавать уч-ся, конечно, при постоянном контроле и помощи учителя. Для этого он разработал систему советов, как писать сочинения (эти советы постоянно висят в кабинете литературы), разработал особую таблицу проверочных знаков для рецензирования сочинений, к-рыми пользуются учащиеся-проверяющие. Во всей этой работе Е.Н. Ильин исходит из важнейшего положения: «Ведь ребята — не только цель и смысл нашей работы, но и наша главная опора».

Вся работа уч-ся строится на доверии учителя, ибо, как считает Е.Н. Ильин, «чувство ответственности и требовательности к себе рождается у школьников только доверием учителя». То новое, что внес Е.Н. Ильин в дидактику, видно будет лучше и нагляднее, если его методику сравнить с привычной методикой изучения литературы в традиционной школе.

Система подачи нового по литературе по традиционной схеме выглядит так: 1) излагается биография писателя, поэта; 2) изучается и анализируется его творчество по крупным разделам, напр., лирика, гражданская поэзия, сказки, исторические повести А.С. Пушкина или др. писателей, поэтов; 3) общие идеи иллюстрируются отрывками из писателя, цитатами из стихов поэтов; 4) делаются выводы о художественных особенностях произведений, о вкладе писателя в историю литературы. Есть, конечно, и варианты. При этой системе «дает» (транслирует) материал, а ученик его «берет», если есть желание «брать».

Очень часто у ученика не возникает интереса к чтению произведения. Не все ученики читают программную литературу. У Е.Н. Ильина читают все! Негативная сторона традиционного изучения литературы: на первом месте стоит познавательная задача, уж потом — воспитательная. В П.с. Е.Н. Ильина есть ряд находок в построении изучения темы, подаваемых «наоборот», в отличие от традиционного. Педагог-новатор главную цель преподавания литературы видит в ее воспитательной функции, а уже потом — в познавательной.

Отказавшись от пассивных методов обучения («Запоминай так, как сказано в учебнике!»), он разнообразными приемами побуждает уч-ся к активному поиску «своей истины», собственных взглядов и