Рассказы о войне для детей. Рассказы о ВОВ для школьников.

Рассказы о войне для школьников

Рассказы о подвигах, о геройских поступка, о мужестве солдат отстаивающих честь и покой своей Родины, своей страны.

Рассказы о войне для чтения в детском саду и в школе

Рассказы Константина Ушинского

Рассказы и сказки для детей Константина Ушинского о красоте каждого времени года, о поведении и повадках животных, птиц, насекомых.

Интересные истории из жизни людей и зверей

Хорошо известные многим поколениям читателей рассказы и сказки о доброте, справедливости и трудолюбии.

Для младшего и среднего школьного возраста.

Рассказы Сергея Аксакова

Рассказы для детей Сергея Аксакова о временах года, о ледоколе, о жарком летнем солнце, о красоте осени и о приметах наступления весны.

Рассказы для внеклассного и семейного чтения

Рассказы Бориса Житкова

Рассказы для детей Бориса Житкова о природе, о животных, о птицах.

Рассказы для внеклассного и семейного чтения

Дмитрий Мамин-Сибиряк. Рассказы

Удивительные, милые и чудные рассказы о животных Дмитрия Мамина-Сибиряка.

Рассказы для школьников. Рассказы для дошкольников

Рассказы для внеклассного и семейного чтения

Рассказы для чтения в детском саду и в школе

Михаил Пришвин. Рассказы

Рассказы для детей Михаила Пришвина о мире природы, о мире животных, о мире птиц.

Интересные истории из жизни зверей.

Рассказы для внеклассного и семейного чтения.

Рассказы для чтения в детском саду. Рассказы для чтения в школе

Георгий Скребицкий. Рассказы

Рассказы Георгия Алексеевича Скребицкого для детей

Рассказы Георгия Скребицкого для школьников

Рассказы Георгия Алексеевича Скребицкого для дошкольников

Рассказы о природе, рассказы о животных

Внеклассное чтение в школе

Вера Чаплина. Рассказы

Вера Чаплина. Рассказы о животных для детей, рассказы про птиц для детей, рассказы о природе.

Рассказы Веры Чаплиной для школьников и дошкольников.

Внеклассное чтение

Николай Некрасов. Рассказы

Николай Некрасов. Рассказы о животном мире для детей

Рассказы Николая Некрасова для детей школьного и дошкольного возраста

Внеклассное чтение для детей

Николай Сладков. Рассказы

Рассказы Николая Сладкова для дошкольников.

Рассказы Николая Сладкова для школьников.

Виктор Голявкин. Рассказы

Рассказы Виктора Голявкина

Интересные рассказы о школьниках, о школьной жизни.

Рассказы о школе.

Рассказы для младших школьников и среднего школьного возраста

Весёлые и поучительные рассказы и повести известного детского писателя.

Юрий Сотник. Рассказы

Рассказы Юрия Сотника для детей

Весёлые рассказы для детей.

Рассказы о школе, о школьниках, о школьных приключениях.

Рассказы для школьников. Рассказы для начальной школы

Школьная библиотека

Марина Дружина. Рассказы и стихи

Рассказы и стихи Марины Дружиной про школу, про школьников.

Весёлые стихи и рассказы для младших школьников и школьников среднего возраста.

Весёлые рассказы про современных девчонок и мальчишек, озорников, непосед, фантазёров. Вот уж у кого "время никогда не тянется бесконечной жвачкой"!

Внеклассное чтение в начальной школе

Паустовский. Рассказы

Рассказы Константина Паустовского для дошкольников.

Рассказы Константина Паустовского для школьников.

Рассказы о природе, рассказы о птицах, рассказы о животных

Михаил Зощенко. Рассказы

Рассказы Михаила Зощенко для детей.

Интересные и увлекательные истории из жизни школьников.

Смешные и поучительные рассказы о детях и животных.

Рассказы для начальной школы

Рассказы для младших школьников

Рассказы для внеклассного чтения

Как-то застала своего сына в нервном состоянии – он читал учебник по истории и возмущался. “Почему одни Кати, Ани и Пети? Других имен, что ли, не было?!” “Откуда взялась какая-то Анна Леопольдовна? “. “Ничего не понятно, где у людей логика?!” А знаете, что его поразило, когда Екатерина II стала править? “Она же не русская”.

В детстве я зачитывалась Морисом Дрюоном и Александром Дюма. Так что я спец по французским королям. А по русским коронованным особам у меня тоже было пособие – двухтомник под названием “Емельян Пугачев”. Я злостно пропустила все народное движение, но досконально изучила историю Екатерины II. Но Глебу ведь не предложишь ни “Петра Первого” Толстого, ни “Фаворита” Пикуля.

Так, думаю, пора обзавестись внятной интересной книгой про российских царей, императоров и императриц. И она нашлась! В удивительное время мы живем, практически на любой запрос есть увлекательная книга с веселыми картинками.

“Романовы. Моя первая книга о русских царях”

Книга про династию Романовых оправдывает свое название. Именно она может стать той самой, от которой рождается интерес. А на будущее, я уверена, издательство “Пешком в историю” приготовило много сюрпризов по истории России. Вместе с этими книгами мы с Глебом выучим предмет от А до Я, и нам будет совсем не скучно!

Начинается с генеалогического дерева. Очень удобно. Если запамятовал, кто за кем и на ком женат, то смотрите на картиночку. К тому же на этом развороте дается внятное определение монархии.

Теперь я понимаю, почему никогда не интересовалась ранними Романовыми. Про них просто не было хорошей книжки. Образование династии мне напоминает переход французской короны от Плантагенетов к Валуа. Когда закончились все настоящие и лже-Рюриковичи, то шапку Мономаха надели на дальнего родственника – Михаила Федоровича.

Кстати, только что пробегал Глеб и сообщил, что Федор Алексеевич, третий Романов, был очень крут. Да? Изучаю посвященную ему страницу. Ну да. Был образован, провел реформы, боролся с местничеством, построил кучу всего. Хм, достойный старший брат Петра I. Жалко, что так мало процарствовал. Может быть, и Россия пошла бы по пути постепенных, а не крутых реформ.

Как устроена книга

Про каждого из Романовых текст устроен таким образом, чтобы максимально остаться в памяти у читающего. Из всего многообразия информации выбраны самые интересные и важные факты. И даже скучные, с моей точки зрения, внешне- и внутриполитические новости изложены с юмором. Кому-то может не понравиться такое вольное обращение с царственными особами. Вот эти смешные вставочки. Посмотрите на Екатерину I!

Или на Елизавету Петровну! Если честно, то я питаю к ней слабость. Как и к ее первой тезке из Англии. Обе незамужние, веселые, красивые, обе с непростым доцарственным прошлым.

С большим вниманием прочитала я про Анну Иоанновну. Наконец-то я поняла, кто она такая (смотрим разворот с древом).

Обращаем внимание на мигающие лампочки! Они стоят около вопросов к пройденному. Вот читаешь ты про Александра III, а тебе задается коварный вопрос: “Помнишь, когда правил Павел I?” Мне понравился этот правитель. И это заслуга авторов книги. Про каждого из Романовых они нашли что-то человеческое. Например, в семье Александра III было принято читать на ночь. Интересно, что они читали. Хотя тогда было много достойных авторов. Достоевский, например.

Отдельное спасибо за связь с современностью. Мне кажется, показывать ее очень важно для изучения истории. Тогда дети поймут, что это реально было на самом деле. Не сказочки какие-то, не легенды, не чушь, которую можно пропустить мимо ушей. А то, что реально можно потрогать, увидеть, осознать. Например, в Москве сохранился дом, где жили бояре Романовы. Так и хочется побежать посмотреть. Или наш Московский зоопарк. Он был основан при Александре II. История вокруг нас!

И вообще, мне вдруг стало немножко обидно за нашу страну. Вон сколько всего было: и перевороты, и убийства, и безумные правители. Мы ничем не хуже старушки Европы. Просто хуже знаем свою историю.

Спасибо издательству, что выпустило такую полезную книгу. И, судя по тому, что в продаже уже второе издание, не одна я так думаю.

Кстати, если вы не собираете коллекцию исторических книг и не увлекаетесь этой наукой в принципе, то “Романовых” надо приобрести по одной простой причине.

История. Седьмой класс и восьмой класс

В учебник входит все, что после Смутного времени, – а это начало правления Романовых, реформы Петра I, дворцовые перевороты и т.д. Моя мечта, чтобы к каждому школьному учебнику прилагался перевод на нормальный, доступный язык. Ставлю галочку.

Когда дело касается школьного курса истории, то меня очень раздражает такой факт.

Отсутствует какая-либо связь историй. Сначала учим историю Европы, потом историю России. И такое впечатление, что они существуют совершенно автономно. А вот посмотрите на разворот нашей книги. Речь идет об Алексее Михайловиче, папе Петра Первого. АААА! Алексей Михайлович любил котика! Ну все, такой правитель не может быть плохим. Он даже на обложке нарисован с котиком. Как мило.

Но я не об этом. Видите в правом верхнем углу абзац “А в это время в Англии…” То есть когда Атос сидел под эшафотом Карла I, Степан Разин бросал за борт княжну. Ну плюс-минус десяток лет.

Я работаю учителем начальных классов, имею высшую категорию. Педагогический стаж составляет 28 лет. С 1999 года преподаю пропедевтический курс истории в начальной школе по УМК “Введение в историю” авторов А.И.Саплина и Е.В.Саплиной.

Этот курс ставит своей целью подготовку учащихся к восприятию систематического предмета истории в старших классах, обучение младших школьников умению ориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы и т.д.

Я сторонник развивающего обучения. А курс “Введение в историю” как раз обладает развивающим характером, значительно расширяет кругозор ребенка, ориентирован не на запоминание учеником информации, а на активное участие школьников в процессе ее приобретения.

Сохраняя генеральную линию пропедевтического курса, я изменяю тактику ведения урока, активизируя познавательную активность учащихся:

Кроме обязательных заданий по учебнику, я даю задания по выбору учащихся, привлекая справочную литературу.

Теперь учитель выступает на уроке организатором процесса, а не транслятором готовых знаний, поэтому я строю урок так, что к сообщению новых знаний готовятся сами ученики. Моя задача состоит в том, чтобы организовать стройное изложение материала.

Для создания ярких образных представлений и целостного восприятия отдельной исторической эпохи использую историческую карту, рассматривание иллюстраций и т.д.

При проверке изученного материала для экономии времени применяю тесты, работу с цифровым блокнотом.

Предлагаю один из своих уроков.

Урок истории. 4 класс.

Тема: Иван III – государь всея Руси.

Цель:

  1. Познакомить учащихся с деятельностью Ивана III.
  2. Формировать умение работать в группах.
  3. Развивать монологическую речь при ответе на вопрос.
  4. Воспитывать интерес к русской истории.

Оборудование:

  1. “Введение в историю” Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Учебник. 4 класс.
  2. “Введение в историю” Е.В.Саплина, А.И.Саплин Тетрадь творческих заданий. 4 класс.
  3. Карта по истории “Образование и расширение Российского государства” (XIV – первая половина XVI в).
  4. Цифровой блокнот.

Используемая учащимися литература при подготовке к уроку:

  1. “Введение в историю” Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Учебник. Стр.40 – 42.
  2. “Я познаю мир” история. Детская энциклопедия. Москва. 1997г. Стр.217 – 218.
  3. “Моя первая русская история в рассказах для детей” Н.Н.Головин. Москва. 1995г. Стр.68 – 74.
  4. “Рассказы по родной истории”. Н.И.Ворожейкина, В.М.Соловьев, М.Т.Студеникин. Учебник для 5 класса средней школы. 1993г. стр.64 – 67.

Литература для учителя:

  1. “Введение в историю”. Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Книга для учителя. 4 класс. Стр.42 – 50.
  2. “От Руси к России. Царские династии”. Т.Голубева. Стр.46 – 51.

Ход урока.

Повторение изученного материала. Тест. Ответы записать в тетрадь.

А) Когда в летописи было первое упоминание о Москве?

Б) Кто основал Москву?

1) Иван Калита

2) Юрий Долгорукий

3) Александр Невский

В) Кто из них начинает родословное древо московских князей?

1) Иван Калита.

2) Юрий Долгорукий

3) Александр Невский

Подготовка к изучению нового материала.

  1. При помощи цифрового блокнота покажите, имя какого князя вы не записали при ответе? (1.Иван Калита)
  2. Работа с учебником. Откройте учебник на странице 34. Найдите в родословном древе московских князей Ивана Калиту. Он считается Иваном I. Его сын, носивший прозвище Кроткий, считается Иваном II. А сегодня на уроке мы будем говорить про Ивана III.

Работа по теме урока.

  1. Записать число и тему урока в тетради.
  2. Целеполагание. Что же сегодня на уроке нам предстоит узнать? (Высказывания учеников и обобщение учителя: узнаем о деятельности Ивана III; о том, каким было государство Российское во времена его правления; о том, какие изменения произошли в Москве.)
  3. Проверка домашнего задания. Опишите внешность Ивана III и черты его характера? (По отзывам современников, московский князь Иван III был видный и представительный мужчина: высокий, худощавый, с зычным голосом. Держался он гордо, даже величественно, как и подобает правителю огромного княжества. Правда, при ходьбе, подобно многим людям высокого роста, он заметно сутулился. Это был умный и дальновидный человек, отличавшийся большим упорством в достижении своих целей. Князь был скор в своих делах и поступках, но не любил без нужды торопиться, и не считал нужным проявлять медлительность.) Рассматривание иллюстрации на стр.69 “Рассказы по родной истории”. Н.И.Ворожейкина, В.М.Соловьев, М.Т.Студеникин. Учебник для 5 класса средней школы. 1993 г.
  4. Работа в группах. Класс делится на группы по 6 – 7 человек. Проверка домашнего задания. Используя учебник и дополнительную литературу, составить банк данных о делах князя московского – Ивана III. Записать на отдельных карточках.
  5. Карточки выставляются на магнитную доску. Убрать повторяющиеся карточки. Записать в тетрадь. Рассказать о делах Ивана III подробно. (Формирование монологической речи учащихся).

Отказался платить дань Золотой Орде.

Вместо того чтобы, опустившись на колени, принять от ордынских послов ханскую грамоту (басму), Иван III разорвал ее и, бросив под ноги, растоптал. Одного из послов он велел отпустить в Орду и передать хану такой ответ: “Та курица умерла, которая носила татарам золотые яйца”. (Рассматривание иллюстрации на стр. 70 “Моя первая русская история в рассказах для детей” Н.Н.Головин. Москва. 1995г.).

Стояние на реке Угре.

Сто лет прошло после Куликовской битвы. Новая встреча русских и монголо-татар произошла в 1480 году на реке Угре, притоке Оки, недалеко от Калуги. (Работа с картой). Летопись говорит, что в русском войске было 180 тысяч человек. Русское войско заняло броды, и все попытки хана Ахмата перейти реку заканчивались неудачей. Началось знаменитое “стояние на Угре”. Стрелы ордынцев, долетев до противоположной стороны реки, были уже на излете и теряли силу, не причиняя вреда русским воинам. Русских защищали крепкие стальные доспехи. Было и еще одно преимущество. Летописец сообщает о применении пищалей – ручного огнестрельного оружия. Никто не решался начать наступление. Несколько дней простояли войска друг против друга и разошлись. Этот день – 11 ноября 1480 года – принято считать днем освобождения Руси от монголо- татарского ига. (Рассматривание иллюстрации на стр. 71 “Моя первая русская история в рассказах для детей” Н.Н.Головин. Москва. 1995г.).

Объявил себя государем “всея Руси”.

В Москве складывается все более торжественный и строгий ритуал приема послов.

Если раньше Иван III именовался “государем всея Руси” только в домашнем обиходе, то теперь этот титул начинает употребляться в дипломатических бумагах.

Появился новый герб.

На своей печати Иван III впервые соединил московский герб – скачущего всадника – с двуглавым византийским орлом. (Рассматривание иллюстрации на стр. 73 “Моя первая русская история в рассказах для детей” Н.Н.Головин. Москва. 1995г.)

Покорил Новгород.

Когда Новгород отказался присягнуть государю, Иван Васильевич во главе своих полков двинулся на город. В июле 1471 года на реке Шелони новгородское ополчение было разбито. Новгород стал называться “отчиною” московского князя. В честь покорения с площади Новгорода был увезен большой колокол, созывавший народ на “вече” (его водрузили на колокольню Успенского собора). (Рассматривание иллюстрации на стр. 72 “Моя первая русская история в рассказах для детей” Н.Н.Головин. Москва. 1995г.).

Строительство в Москве.

Как вы думаете, зачем Иван III звал к себе на службу мастеров из других стран?

Практическая работа в тетради “Введение в историю” стр.19. При каких князьях были построены стены Кремля: деревянные, белокаменные, кирпичные? Соедините стрелками.

О каком зодчем узнали? Какой собор он построил и за какое время? Практическая работа в тетради “Введение в историю”. На стр.18 обозначьте цифрами: 1 - Успенский собор, 2 - Благовещенский собор, 3 – Архангельский собор. На странице 20 найдите Грановитую палату. Покажите ее номер на цифровом блокноте. Расскажите, для чего она предназначалась.

Обобщение материала.

Выполнили ли мы задачи урока?

Да, действительно, со временем Московское княжество значительно раздвинуло свои границы. (Работа по карте) Под властью Москвы были объединены многие земли (Тверь и Рязань, Новгород и Псков, Черниговские и Смоленские земли).Все они стали называться Россией.

Иван III умер 66 лет от роду. Его похоронили в еще не достроенном Архангельском соборе Кремля. Московская Русь при нем превратилась в одну из ведущих стран мира. Широко сотрудничая с Западом, Иван Васильевич свято хранил русские обычаи, гордость и достоинство русских людей.

Объяснение домашнего задания.

Прочитайте в учебнике “Введение в историю” на странице 42 последний абзац.

Все больше расширялись связи России с другими странами: приезжали купцы, ремесленники, разные мастеровые люди. Но и сами русские люди все больше интересовались миром, с которым вели торговлю, и было у них желание открыть для себя доселе неизведанные земли.

О “Хождении за три моря” Афанасия Никитина узнаете дома.

Одни говорят – отлично, другие зачем? Но всех волнует вопрос – а какую историю преподавать? И что это такое – пропедевтический курс истории?

История в школе – предмет трудный. Надо не просто знать факты, даты, имена. История часто ставит вопрос – почему именно так произошло, учит сравнивать, обобщать. Учит ценить памятники культуры. Дает оценку личностям и на примере разных поступков показывает проявление гражданской позиции. Сложный предмет – история в школе. Стержневой гуманитарный предмет. Мне кажется, что в последние годы мы стали об этом забывать. Насыщенное информационное пространство, в котором мы живем, на первый план, как это не покажется странным, выдвинуло получение информации, а не знаний. Информационное поле ученика и учителя стало гораздо шире, чем раньше. Компьютер, радио, телевидение, поездки по миру… Учебники тоже стали насыщены информацией. В них гораздо больше текста, иллюстраций. Но не всегда информация превращается в знание. «Информация – предмет временный, преходящий. Информация – это такое средство, орудие, которое как палку после использования можно отбросить. Знание, конечно, это тоже средство, орудие, но такое, которое становится функциональным органом индивида. Оно необратимо меняет познающего. Как палку его не отбросишь. Знание – это посох, который помогает идти дальше в мир знания и в мир незнания» (Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М., 2002).

Стремительно меняется общество, в котором мы живем. Глобальная информатизация общества и развитие телекоммуникационных технологий создают принципиально новые условия для сферы образования. Это, прежде всего, массовый характер образования и его непрерывность как новое качество, значимость его как для индивида, так и для общества и государства в целом, адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности, ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности.

Большие требования предъявляет общество к выпускнику школы XXI века. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем, а также работать с различной информацией, анализировать, обобщать аргументировать. Кроме того, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Соответственно, меняется и роль школы, одна из ее главных задач –создание условий для формирования личности.

Но какое отношение все эти рассуждения имеют к начальной школе?

Начальная школа представляет собой фундамент, на котором ос­новываются все школьное обучение и воспитание. Может кому-то и не понравится столь высокопарное высказывание, однако именно в начальной школе формируется учебная деятельность, главная задача которой – научить ребенка учиться. Именно здесь заклады­ваются основы нравственности, духовного развития личности, формиру­ется мир его чувств, эмоций, воображения, мировосприятия. Главной идеей начального обучения, выдвигаемой на современном этапе, является всестороннее развитие ребенка с приоритетным вниманием к их умственному, эстетическому и нравствен­ному воспитанию.

Сегодня это очень четко прописано в стандартах второго поколения для начальной школы. Читая проект новых стандартов (см. сайт standart.edu.ru), мы видим, что в него входят три основные группы требований: к структуре стандартов, к результатам их освоения, к условиям их реализации. Следует подчеркнуть, что требования к результатам – это своеобразный социальный и государственный заказ системе образования.

Итак, какие же результаты начального образования прописаны в проекте? Например, воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции. Должны быть сформированы желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Требования определяют структуру и содержание образовательного процесса, который обеспечивает расширение представлений об основных сферах культуры и человеческой деятельности и личного опыта деятельности ребенка в этих сферах.

При чтении новых стандартов возникают два противоречивых чувства. С одной стороны, радость – какие замечательные дети будут выходить из начальной школы, со всеми навыками, необходимыми для дальнейшего успешного обучения. С другой, недоумение – готовы и способны ли учителя реализовывать все эти требования? Все ли учебники ориентированы на учебную деятельность ребенка, на формирование универсальных учебных действий и самостоятельного мышления, на работу в паре, развитие коммуникативных навыков?

Возникает и еще один вопрос – а знают ли учителя средней школы о том, что происходит в начальной? Интересно отметить, что многие учителя истории не знают, что в начальной школе изучают их предмет – отдельным курсом или в составе интегрированного курса «Окружающий мир». Последний состоит из природоведческой и историко-обществоведческой составляющей. В I–II кл. они изучаются интегрировано, а в III–IV кл. разделяются на две самостоятельные части (ну никак не вяжется кровеносная система человека и история развития государства).

Согласно новой концентрической структуре, изучение систематического курса истории начинается в V классе с довольно сложного, но очень интересного курса «История Древнего мира». Но чтобы его хорошо усвоить, понять и запомнить, надо уметь работать с картой, с хронологией, надо иметь развитое воображение, чтобы представить первобытных людей, древних египтян, «побывать» на олимпийских играх в Древней Греции и т. д. И очень хочется, чтобы учащиеся выполняли как можно больше творческих заданий. Очень хочется, чтобы они все это уже умели. Однако навыков и умений без знаний не бывает, и опыт осуществления способов деятельности приобретается на базе знаний. А творческая деятельность вообще всегда содержательна, она осуществляется при помощи знаний и умений.

Содержание исторического образования предлагает знания, навыки и умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-чувственного отношения к историческим и социальным явлениям. В связи с этим особую роль в школьном историческом образова­нии играет начальный этап изучения дисциплины – пропедевтический, то есть предварительный курс истории. Однако младших школьников надо не только вооружить знаниями о прошлом своего Отечества, но и научить методам исторического позна­ния, умению работать с различного вида информацией.

Читая стандарт глазами человека, который создавал исторический курс для начальной школы, я обрадовалась тому, что многие умения и компетенции, заложенные в этом документе, формируются на базе исторической пропедевтики.

Считается, что одним из «китов» школьного курса является научность, под которой понимается преподавание истории в хронологическом порядке, с акцентированием внимания на многообразии проблем социального, экономического, культурного и политического развития с учетом современных историографических дискуссий. Но школьная история и история академическая, по большому счету, не имеют между собой ничего общего. Дети мыслят иначе, чем взрослые. Они живут в мире, где масштаб, восприятие, взаимоотношения – все по-другому.

Обучая истории в начальной школе, нужно знать, как развивается детское мышление с самых ранних стадий до достижения зрелости и в каких формах оно проявляется. Обучение в начальной школе, содержание, методы и формы организации должны быть прямо ориентированы на закономерности психического развития.

Здесь нам понадобится немного поговорить о психологических особенностях младшего школьника. Именно тогда мы поймем все особенности пропедевтического курса истории в начальной школе и увидим его важность в процессе воспитания и обучения.

«В детском развитии имеют место, с одной стороны, периоды, в которые происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми, и на этой основе – развитие мотивационно-потребностной сферы, с другой стороны, периоды, в которые происходит преимущественное освоение общественно-выработанных способов действий с предметами, и на этой основе – формирование интеллектуально-познавательных сил детей, их операционно-технических возможностей» (Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. М., 1967). Для учителя это теоретическое положение имеет несомненное практическое значение. Оно означает, что для успешного обучения детей новым знаниям и умениям надо сначала вызвать у них интерес к этому новому, желание и стремление овладеть им, т. е. прежде чем учить что и как , нужно вызвать у учащихся интерес и желание узнать почему и откуда , а также для чего мне это нужно .

Поэтому очень важный компонент – мотивация. Мы остановимся и немного поговорим об учебно-познавательных мотивах. В их основе лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и к процессу деятельности – как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи. Ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом деятельности. Это также мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.

Мотивационная сфера, как считал выдающийся советский психолог А.Н. Леонтьев – ядро личности. Что же движет ребенком, какие желания у него возни­кают? В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю пози­цию школьника, он, как правило, хочет учиться. Причем учиться хорошо, от­лично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожа­луй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Для маленького ученика они – источник других по­ощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордо­сти.

Важный аспект познавательной мотивации – учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования. Если ре­бенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, – значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. К сожале­нию, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало де­тей, имеющих учебно-познавательные мотивы.

В связи с этим надо отметить, что история в начальной школе – как раз тот предмет, при изучении которого учебно-познавательные мотивы могут развиваться очень активно. История – это интересно, это необычное «путешествие в прошлое на машине времени». У учеников почти нет представлений о прошлом, и его надо создать эмоциональным рассказом учителя, интересным авторским текстом учебника, иллюстрациями, которые хочется рассматривать.

Давайте посмотрим на цели исторического образования в школе. Они предполагают:

– обеспечение учащихся знаниями об опыте человечества с древнейших времен (фактами, событиями, процессами);

– понимание закономерностей и связей в историческом развитии;

– обучение чувственному восприятию духовной и материальной культуры человечества, нашедшей отражение в ее памятниках;

– передача духовно-нравственно ценностей, которые считаются наиболее значимыми. Такими ценностями являются в первую очередь национальные, культурные, религиозные устои и традиции своего народа.

На основе знания и понимания определенных элементов исторического и культурологического знания учащийся должен научиться быть гибким, нравственно разборчивым, открытым для восприятия современного мира.

Основная задача исторической пропедевтики на начальном этапе обучения истории – это погружение учащихся в мир но­вой для них науки, пробуждение интереса к истории Отечества, знаком­ство с духовным опытом человечества, мировой культуры, а также овла­дение простейшими приемами специфической познавательной деятель­ности. А также подготовка учащихся к восприятию и усвоению систематического курса истории. Необходимо обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителем которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. С историко-культурных основ надо начинать долгий, длиною в жизнь, путь приобщения ребенка к общечеловеческой культуре. Основа развития познавательных способностей детей (как сенсорных, так и интеллектуальных) – это целенаправленное развитие познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте выделяются внимание, воображение, память, мышление.

Задачи содержания начального образования, его методы и формы реализации определяются убеждением, что ребенок, являясь активным участником, полноправным субъектом педагогического процесса, не просто усваивает предлагаемые ему знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, но и перерабатывает их в соответствии с имеющимся у него социальным опытом, интеллектуальным и эмоциональным багажом, которым он располагает.

Ребенка надо ввести в мир ис­то­рии через вещ­но-ма­те­ри­аль­ную сре­ду, что даст воз­мож­ность показать историческую динамику жизни человечества с раз­ных сто­рон: лин­гвис­ти­че­ской, естественнонаучной, ху­до­же­ст­вен­но-эс­те­ти­че­ской; нау­чить де­тей ви­деть ис­то­рию «во­круг се­бя»: в до­мах, ко­то­рые нас ок­ру­жа­ют, в пред­ме­тах бы­та, в на­зва­ни­ях улиц, на ко­то­рых мы жи­вем; помочь понять, что ис­то­рия – это ключ к куль­ту­ре лю­бых эпох и ци­ви­ли­за­ций.

Однако, выполнение данных задач, развитие интереса к предмету, формирование личностно-ориентирован­ного отношения к прошлому в современных условиях насыщенного информационного пространства, возможно при тщательном отборе содержания исторического материала пропедевтического курса.

Содержание начального курса истории должно соответствовать возрастным особенностям и психическому уровню развития младших школьников. Ученые выделили в жизни ребенка определенные этапы, соответствующие различным уровням осознания окружающей реальности – уровень детского сказочно-мифоло­гичес­кого мира, уровень объективного знания о вещи самой по себе, уровень осознания мира как объекта действия, сферы проявления своей субъективности.

Анализ возрастных психологических особенностей младших школьников позволил сформулировать основные положения отбора исторического материла для пропедевтического курса.

Предметную основу курса на начальном этапе должны составить фрагменты истории, которые дети способны понять на основе личного жизненного опыта и знаний о прошлом свей семьи, родного края. При этом следует учитывать, что социальный опыт детей достаточно мал, а исторические события они склонны рассматривать по аналогии со своим жизненным опытом.

При формировании исторических знаний надо опираться на то, что ученикам близко и знакомо: история своей семьи, история родного края. Еще русский педагог К.Д.Ушинский писал, что «русская семья со всеми своими элементами, добрыми и дурными, со всей своей внутренней жизнью, дающей и целебные и ядовитые плоды, есть создание истории». За россыпью историко-социальных фактов, науч­ных гипотез, конкретных деталей быта мы должны увидеть народный характер, который вырастает в семье и творит историю народа и человечества. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей ее граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.

Широкое использование краеведческого материала помогает усвоить идею, что история большой и малой Родины тесно взаимосвязаны. Создание представлений о тесной взаимосвязи истории Отечества и истории семьи, их родного края, о преемственности между культурой прошлого и культурой современности способствует тому, что отношения «человек – история» наполняются в сознании школьника конкретным, близким и понятным содержанием. Это помогает детям осознать связь изучаемого материала со своей жизнью, формирует ценностное отношение к прошлому.

У ребенка не должно возникать чувства отстраненности от прошедших событий и эпох – ведь мы не просто рассказываем ему о том, как было, но и формируем гражданскую позицию личности, воспитываем уважение к культуре и традициям своей страны.

Знакомство на первом этапе с материальной культурой дает возможность показать историческую динамику жизни человечества с разных сторон: лингвистической, естественнонаучной, художественно-эстетической. Преемственность материальной и духовной культуры прошлого и настоящего помогает млад­шим школьникам уяснить актуальность исторических знаний, позволяет познакомить детей с понятийным аппаратом исторической науки в доступной и интересной возрасту форме. Постепенно формируется понятие исторический источник , а также демонстрируется многообразие форм познания окружающего мира.

Проводя отбор исторического материла для начальной школы, надо помнить, что в памяти учащегося остаются лишь те сведения, которые со временем будут развиваться вместе с учеником, сообщая ему что-то новое о нем самом, заставляя его смотреть на мир по-другому и ставя перед ним вопросы и задачи, не решенные во время урока.

Современная наука вносит новое, человеческое измерение в понимание термина история , смещая привычные акценты с внешнего события как такового на внутреннее – на стоящих за ним людей. И на вопрос о содержании предмета истории она отвечает: это люди и их дела, это люди и их действия, это представления людей о самих себе и об окружающем мире, отраженные в формах их общения друг с другом, обычаях, ритуалах, запечатленные в памятниках письменности и зодчества, в художественном творчестве, быте.

Человек оставляет на земле «следы» своей деятельности. И с этих «следов» мы и начинаем изучение истории.

Исторические знания многообразны по своему характеру, они тесно взаимосвязаны друг с другом и представляют организованную целостность. Основа исторических знаний – факты , фундамент фактов – время и пространство , отражение действительности в сознании человека, чувственное выражение представления, о предметах, людях, исторических событиях – исторические образы . Образы аккумулируют в себе не только исторические знания, но и связанные с ними эмоции. Благодаря этому они служат для учащихся младших классов опорой в формировании исторических понятий и представлений. Также важный структурный элемент знаний – научное объяснение исторических фактов.

Учитывая структуру исторических знаний, выделяются существенные элементы пропедевтического курса истории, которые будут расти вместе с учеником, развивать его историческое воображение и понимание истории. Таковым является прежде всего историческое время (счет лет и периодизация событий и процессов). Это одна из важнейших категорий, которую дети должны усвоить. Она помогает устанавливать временные отношения между изучаемыми факторами, способствует познанию последовательности исторических событий, их длительности и синхронности. Опыт показывает, что временные представления укрепляются и становятся более четкими, если связаны с социальным, жизненным опытом детей 9–10-летнего возраста на примере смены поколений в своей семье. Прослеживая жизнь нескольких поколений в своей семье, легко проследить изменения, которые произошли за 100 лет. При этом создается почва для того, чтобы показать своеобразие чувств, переживаний и представлений более отдаленной эпохи.

Дети начальной школы должны усвоить и вторую основную категорию, в которой протекает исторический процесс – это представления о пространстве . Важное значение имеет историческая карта. Ее изучение должно помочь в усвоении и осмыслении целого ряда исторических вопросов: расселение и передвижения народов, образование государств и расширение их границ, торговые связи, военные походы. Карта дает пространственное размещение исторических событий, локализирует их, конкретизирует в условной форме представление о месте, где произошло данное историческое событие. Она в известной мере наглядно отражает географическую среду и историческую обстановку, в которой совершались события. Наконец, кроме объекта познания, она может служить средством развития мыслительных способностей учащихся.

Восприятие и понимание карты для учащихся младших классов представляет ряд трудностей, которые необходимо учитывать в работе. Историческая карта имеет свою специфику по сравнению с географической. Особенностью исторической карты является то, что она дает изображение событий во времени, в динамике. Наряду со знаками и символами географической карты здесь есть еще свои условные обозначения. Надо учить детей не просто механически запоминать место в его условном изображении, а соотносить исторические факты с их географическим местоположением. Надо привить детям умение сознательного чтения карты.

Третья важнейшая категория – это развитие . Эту категорию в начальной школе легко усвоить на примере развития предметов материальной, бытовой культуры. Быт – это обычное протекание жизни в ее реальных практических формах, это вещи, которые нас окружают, это наши привычки и каждодневное поведение. Реальные предметы ушедших эпох включают человека в традицию и способствуют пониманию национальной культуры.

Данные аспекты тесно связаны друг с другом, с основными содержательными линиями исторического материала. Они развивают историческое чутье , показывают многослойность социальной и исторической жизни.

Конкретность, динамичность и эмоциональное воздействие – вот то, что прежде всего определяет усвоение исторического материала детьми.

Дети в начальной школе воспринимают все события через свое «Я». Соответственно первый круг погружения в историю – «Я и моя семья», «Я и мое имя», «Я и вещи, которые меня окружают». Второй круг – «Место, где я живу», «Город, страна, символы». Третий круг – «История моей страны». Поэтому вторая часть исторической пропедевтики (которая изучается в IV классе) показывает события отечественной истории через деятельность государственных правителей, полководцев, путешественников, изобретателей, художников, архитекторов, музыкантов. В результате дети знакомятся с важнейшими историческими событиями своего Отечества, с памятниками культуры, с национальными традициями, получают представления о жизни наших предков в разные эпохи.

В процессе изучения пропедевтического курса истории формируются такие умения, как: умение работать с хронологией, устанавливать последовательность и длительность исторических событий, соотносить год с веком, тысячелетием; читать историческую карту, использовать легенду к ней, показывать исторические объекты, сопровождать показ словесным описанием; уметь использовать в рассказе различные исторические знания, дополнительный текстовой материал, иллюстрации, рисунки, картины, предметы материальной культуры, архитектурные памятники; устанавливать связь между содержанием текста и иллюстрациями, сравнивать, выделять общее и различия, привлекать историко-краеведческий ма­териал.

Каким должен быть учебник для начальной школы?

Прежде всего авторский текст учебника должен быть интересным, написанным с учетом возраста младшего школьника. Когда мы писали учебник «Введение в историю», мы использовали мотивирующие вставки перед основным текстом. Они способствовали пробуждению интереса с изучаемому материалу. Как показала практика, это был удачный прием подачи учебного материала.

При конструировании учебника следует исходить из того, что характер и способы обучения для каждого школьника индивидуальны. Учебник должен быть ориентирован на развитие учащегося как личности, как индивидуальности, как активного субъекта, не заимствующего готовые выводы, а вырабатывающего свою позицию в системе взаимодействия с учителем и другими учащимися. Учебник должен позволять ученику доминировать в учебном процессе и создавать ситуацию, когда ученика не учат, а он учится сам, принимая активное участие в выборе тем и вопросов, в постоянном диалоге и дискуссиях. Это позволит учителю работать с каждым учеником, бережно ведя его к высшим формам индивидуальной деятельности. Кроме того, меняется функциональная деятельность учителя, которому уже не надо большую часть времени заниматься пересказом содержания. Учитель получает возможность отвечать на вопросы учащихся, организовывать дискуссии, конференции малых групп и другие формы занятий, обеспечивающие ученику возможность активной познавательной деятельности.

Важное место в учебнике для начальной школы занимают иллюстрации. Это – одна из основных форм наглядности в обучении истории. Вместе с текстом они раскрывают содержание курса истории, но делают это средствами образной и знаковой наглядности. Зрительный образ обладает огромной психологической основой, на которой учитель может строить исторические представления. Кроме того, четкий и устойчивый зрительный образ обладает и способностью в максимальной степени активизировать мыслительную деятельность детей. И еще надо помнить, что иллюстрации (картины на историческую тему, рисунки) являются единственным средством обеспечения «живого созерцания» объектов исторического изучения.

Каждый учитель знает, насколько легче развернуть беседу, с активным участием в ней всего класса, на основе наглядного пособия (особенно картины), чем на основе рассказа учителя. Высказывания детей стимулируются именно конкретным зрительным образом. Он заставляет детей ярко ощущать своеобразие описываемого исторического факта или явления, конкретно представить себе его содержание. Кроме того, иллюстративный материал учебника может быть и предметом самостоятельного изучения детьми исторического материала.

Таким образом, мы постепенно приучаем детей работать с разными источниками информации. Поэтому важно четко сформулировать вопросы к иллюстративному материалу. Вопросы должны быть и на простое описание увиденного, и на составление рассказа по картине. Это формирует умение работать с исторической наглядностью и извлекать из нее информацию, развивает творческое воображение.

Большую роль играют вопросы и задания в учебнике. Их мы условно разделили на «толстые» и «тонкие». «Толстые» вопросы более простые, репродуктивные, которые направлены на понимание прочитанного материала. Их роль не стоит преуменьшать, они нацелены на умение пересказать прочитанный материал, выделить главное в тексте и передать его своими словами. Кроме того, если материал прочитан, понят, успешно пересказан, то он остается в памяти и является основой для размышления. «Толстые» вопросы начинаются словами: В каком году…, Какие реформы…., Расскажи, что нового появилось…, и так далее. В начальной школе очень важен простой пересказ, так как это совершенствует речь, развивает мышление, учит грамотному построению фраз, соблюдению логики пересказа. Нам кажется, что чем больше мы уделяем внимание этому в начальной школе, тем лучшие результаты в основной.

«Тонкие» вопросы направлены на размышление, сравнение, объяснение. Как правило, они начинаются такими словами: Как ты думаешь…, Объясни смысл…., Почему…..

Ответы на эти вопросы будут демонстрировать более сложные умения младшего школьника, такие как умение делать выводы, обобщать, сравнивать. Однако мы считаем, что эти умения находятся в стадии формирования, и большую часть вопросов учебника строить только на них нецелесообразно.

Обязательно должны быть также вопросы внутри текста, которые направлены на беседу в классе по знакомому материалу (или по краеведческому, или по личному опыту). Выстраивая систему вопросов и заданий учебника, мы исходим из формирования умений и навыков, которые будут развиваться вместе с ребенком, а также будут востребованы в основной школе.

С другой стороны, большая часть творческих заданий должна быть помещена в рабочую тетрадь. Именно там следует разместить задания на освоение, повторение и закрепление новых фактов и теоретических знаний, на переработку текстовой информации учебника в краткие табличные записи, на развитие внимания, восприятия, воображения, мышления, сенсорных умений. Тетрадь заданий будет помогать учителю отойти от традиционного иллюстративно-объяснительного метода, перейти к организации поисково-исследовательской деятельности, к постановке учебных задач.

В текстах учебника и рабочей тетради появляются исторические понятия и термины, без которых порой нельзя обойтись при описании эпохи или события. Безусловно, они не предназначены для заучивания наизусть. Младший школьник должен привыкать к их звучанию, постепенно овладевать ими для дальнейшего образования.

Наращивание знаний должно идти постепенно – по мере продвижения вперед ребенок накапливает, а не растрачивает силы. Таким образом, пресекается феномен «выдохнувшегося отличника».

В конечном счете, если сформулировать сжато, пропедевтический курс истории должен научить школьников по собственной инициативе выдвигать проблемы и задавать вопросы, чтобы учитель на уроке помогал ученику вырабатывать самостоятельность мышления. Но эта «сверхзадача» еще очень далека от своего решения.