Не для кого ни секрет, что каждый писатель пишет по-своему. Индивидуальный стиль формируется благодаря использованию определённых художественных средств, лексики, самой манеры изложения, и, конечно же, способу создания характеров и персонажей. Говоря о поэтических произведениях, в литературоведении используется термин «лирический герой». Интересно, что лирический герой каждой культурной эпохи является носителем её идеалов. Например, в классицистических произведениях лирический герой, прежде всего, гражданин, ратующий за развитие родного государства, в сентиментализме – тонко чувствующий духовно-нравственный идеал, в романтизме – свободна, неисчерпаемая и бесконечно сложная личность. В русскую литературу романтизм пришёл из западной Европы. Одним из самых известных и значимых европейских поэтов-романтиков считается Джордж Байрон. В русской литературе таковым можно назвать Михаила Юрьевича Лермонтова. Несмотря на то что этих поэтов часто сравнивают, их творческое наследие очень разнится. Романтизм Байрона – это, скорее, реакция и непринятие новой буржуазной действительности, идеализация тоски и деление мира на внешний – греховный - и внутренний – чистый и естественный. Романтические тенденции в творчестве Михаила Юрьевича отразились несколько иначе. Образ лирического героя Лермонтова изменялся на протяжении всей жизни поэта.

В лирике раннего творчества появляется романтический герой-индивидуалист, характерный для Запада. Лирические герои Лермонтова этого периода решительны и бескомпромиссны. Они не принимают действительность, остро реагируют на несправедливость мира, поднимаясь над бытом и реальностью. Это одинокие, свободолюбивые люди, для которых мир, как и у героев Байрона, понимается как состоящий из двух частей. Но у Лермонтова это не грешный и праведный вариант, а мир реальный, который отрицается, и мир идеальный. Интересно, что на ученическом этапе творчества мир лермонтовских героев все ещё делится на две непримиримые части, границу между которыми невозможно разрушить:

«Он был рождён для счастья, для надежд
И вдохновений мирных!- но безумный
Из детских рано вырвался одежд
И сердце бросил в море жизни шумной;
И мир не пощадил - и бог не спас!»
«Он был рождён для счастья, для надежд…», 1832.

В стихотворении «Монолог», которое появилось в 1829 году, эта тема повторяется:

«Средь бурь пустых томится юность наша,
И быстро злобы яд ее мрачит,
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит».
«Монолог», 1829.

Очевидно, что «пустые бури» олицетворяют мелкие страсти, любовные переживания и интриги, а «яд злобы» - отравляющее действие публики и высшего света на чистую душу, которая в итоге пресыщается всем тем, что может предложить общество.

Появляется мотив свободы как одной из главных ценностей и мотив воли как конечной цели, где душа лирического героя, возможно, обретёт покой:

«Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной?
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?»
«Желание (зачем я не птица…)», 1831.

«Но мне богом дана
Молодая жена,
Воля-волюшка,
Вольность милая,
Несравненная;
С ней нашлись другие у меня
Мать, отец и семья;
А моя мать – степь широкая,
А мой отец – небо далекое»
«Воля», 1831.

Одиночество, возведённое в абсолют

Лирический герой в стихотворениях Лермонтова резко негативно настроен по отношению к действительности и обществу своего времени. Изначально это проявлялось в непринятии человечества из-за низких моральных качеств и мелочности каждого человека. Эта точка зрения восходит к реализации романтических тенденций Жуковским. Но, в отличие от романтизма Жуковского, в художественной концепции Лермонтова оппозиция возникает не между героем и абстрактным миром, а между героем и живой, очень яркой реальной средой. Конфликт героя и окружения оказывается неразрешимым, герой остаётся непонятым. Отсюда возникает тема одиночества – пожалуй, самая важная для понимания творчества поэта.

«Один среди людского шума,
Возрос под сенью чуждой я».

Лирический герой оказывается полностью опустошённым, разбитым праздной жизнью. К нему не приходило вдохновение, потому что «пылкие друзья», своеобразные змеи-искусители, уже нашлись, а значит и душа лирического героя стала глуха к творчеству:

«Я вспомнил прежние несчастья,
Но не найду в душе моей
Ни честолюбья, ни участья,
Ни слез, ни пламенных страстей».
«Один, среди людского шума», 1830.

В одноимённом стихотворении говорится не только об апатии, но и об упадническом состоянии других людей, которые могут разделить лишь радости жизни, а печали других им не нужны и не интересны:

«Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье – все готовы:
Никто не хочет грусть делить».

Появляется тема смерти, сопряжённая с мотивом одиночества («уединённый гроб»). Умерев, герой возвысится над земными страстями, но всё равно будет несчастен:

«И вижу гроб уединённый,
Он ждёт; что ж медлить над землёй?

Никто о том не покрушится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселится,
Чем о рождении моём…»
«Одиночество», 1830.

Заключительные строки выводят ощущение тоски от непонимания обществом на новый уровень. Здесь достаточно ярко выражено несоответствие героя толпе, его уникальность, индивидуализм. Отрицание, неверие в возможность воплотить стремления, найти родственную душу – всё это воплощает в себе лирический герой поэзии Лермонтова. Стоит сказать, что одиночество не является идеальным состоянием. Несмотря на эскапизм, герой не обретает покой в одиночестве. Можно сказать, что его не устраивает ни одно из предложенных жизнью состояний, ему не комфортен ни один из вариантов побега от реальности (возвышение над миром, мысли о природе, свободе или сознательное отчуждение), но, как говорят, он выбирает из двух зол меньшее. Одиночество понимается и как награда, и как проклятие. Для лермонтовской лирики характерны максималистские отрицания, абсолютное противопоставление человека и мира, обусловленные романтическим восприятием действительности.

«Одинок я – нет отрады:
Стены голые кругом.

Ходит в тишине ночной
Безответный часовой».
«Узник», 1837.

Постепенно в творчестве Лермонтова лирическое «я» дистанцируется от автора, появляется образ романтика, которому чуждо успокоение, а жизнь в неволе и пассивности невозможна, потому что герой рождён для другого:

«Я не для ангелов и рая
Всесильным богом сотворён».

Здесь мотив чуждости звучит несколько иначе: лирический герой оказывается чужим не только реальному, но и ирреальному миру:

«Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой».
«Я не для ангелов и рая…», 1831.

Лермонтову, как писателю эпохи романтизма, присущ мистицизм. С этой точки зрения важным оказывается образ демона. В стихотворении «Мой демон» (1829) автор изображает героя, пресытившегося жизнью, чувствами и переживаниями. Демон равнодушен ко всему, что должно находить отклик в любом другом:

«Он презрел чистую любовь,
Он все моленья отвергает,
Он равнодушно видит кровь».

Одиночество демона здесь близится к абсолюту, так как ни в одном из миров он не может найти родственную душу: его сторонятся и люди, и музы. Образ демона появляется и в одноимённой поэме. Здесь лирический герой воплощает в себе концентрированное одиночество и бессмысленность существования; трагизм поисков счастья в земной жизни при стремлении к небу предстаёт трагизмом исканий личности переходной эпохи. Радостное биение жизни в ритме строфе делает равнодушие лирического героя ещё более страшным. Стоит сказать, что демон у Лермонтова не является злым духом, у писателя зло есть несбывшееся добро.

Образ лирического героя Лермонтова и лирическое «я» предстают не только субъектом, но и объектом, т. е. не только действующим лицом, но и теми, на кого направлено действие. Самоанализ приводит к неутешительным выводам: рождаются сомнения в изначальной устремлённости к добру, вера в прекрасное исчезает.

«Мы пьем из чаши бытия
С закрытыми очами…
Тогда мы видим, что пуста
Была златая чаша,
Что в ней напиток был – мечта,
И что она – не наша!»
«Чаша жизни», 1831.

С 1830 года в стихотворениях поэта начинает появляться романтическая ирония, направленная на развенчивание романтических клише:

«Не ищи страстей тяжелых;
И покуда бог даёт,
Нектар пей часов весёлых;
А печаль сама придёт.

Сердце глупое творенье,
Но и с сердцем можно жить,
И безумное волненье
Можно также укротить…»
«Совет», 1830.

Примечательно, что совет радоваться жизни противоположен другим лермонтовским строкам – «Я жить хочу! Хочу печали…». Получается, что отказ от переживания отрицательных эмоций по сути является отказом от настоящей жизни, а тот, кто последует совету, обречёт себя на праздное существование. Постоянные развлечения могут привести к потере индивидуальности, глубины внутреннего мира. Такая жизнь с точки зрения поэта представляется куда большим горем, чем отверженность всем и всеми.

«Я для него забыл весь мир,
Для сей минуты незабвенной;
Но я теперь, как нищий, сир,
Брожу один, как отчуждённый!…»

Слово «отчуждённый» в таком значении впервые употребил именно Лермонтов. И, несмотря на то, что это стихотворение относят к любовной лирике, слово выходит за границы любовной темы. Оно ведет к драматическому финалу:

«Так путник в темноте ночной,
Когда узрит огонь блудящий,
Бежит за ним… схватил рукой…
И - пропасть под ногой скользящей!»
«К*** (Не привлекай меня красой!)», 1829.

Каждое четверостишие оканчивается восклицательным предложением, которое не только придаёт особую интонацию тексту, но и организует, сгущает осознание вечной обречённости.

На пути к реализму

В «Думе», как и во всей зрелой лирике Лермонтова, глубокая мысль сливается с её эмоциональной трактовкой. Современное общество предстаёт как духовно опустошённое. Стихотворение имеет кольцевую композицию. Начало:

«Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно».


Михаил Юрьевич Лермонтов, будучи гениальным поэтом, настоящим дарованием, не мог назвать себя любимцем судьбы. Даже наоборот, высшие силы, будто взымая плату за невероятно сильный дар творить на бумаге, описывать прекрасное стихами, с юных лет преподносили ему всё новые испытания. Ранняя смерть матери, разлука с отцом и постоянное одиночество не могли не сказаться на мировоззрении будущего поэта, навсегда закрепив за ним клеймо странника и пророка.

Лермонтов был сильной, проникновенной душой, и он умел любить, любить глубоко и чувственно! Но он не находил в своих избранницах тех же чувств, он не получал в ответ отдачи, поэтому эту любовь, к женщинам, природе и родине, он закрыл в себе, как цветок, пересаженный в стеклянный аквариум, прекрасный в своей печали. Именно эта невозможность по-настоящему проявить свои чувства к кому-то, полюбить и быть любимым в ответ и привели Михаила Юрьевича к мысли о том, что раз он не может быть понят среди людей, нужно от них отдалиться, возвыситься над ними, чтобы не чувствовать внутренней боли и тоски. Отсюда идут и мотив избранности и изгнанничества по отношению к себе и тоски, но и надежды на счастье по отношению к жизни, "железные стихи", полные язвительных, мятежных высказываний насчет тогдашнего общества. И ведь не было тогда на свете живого существа, что поняло душу Лермонтова во время его жизни, что смогло по достоинству оценить его чувства и тем же ему отплатить. И лишь родина в лице немой природы отвечала на зов своего сына, и он чувствовал это, находил отраженье своей одинокой души в её простых, чувственных, живых пейзажах, именно поэтому он посвятил ей большую часть своих гениальных стихов. И так получилось, что вся лирика Лермонтова носит отпечаток трагизма его мировоззрения.

Ужасно, когда человек, способный страстно любить и заслуживающий не меньшей любви в ответ, получает лишь пустое кокетство и тайные насмешки от своей избранницы. Лирический герой стихотворения "Благодарю", наученный опытом, понимает, что его чувства не взаимны, что отношения, которых сердцем он желаем, никогда ни к чему не приведут, именно поэтому он объясняется с терзающей его душу барышней и надеется, что чем сильнее она его оттолкнет, тем быстрее его любовь к ней отпустит.

Благодарю!.. вчера мое признанье

И стих мой ты без смеха приняла;

Хоть ты страстей моих не поняла

Но за твое притворное вниманье

Благодарю!

О, пусть холодность мне твой взор укажет,

Пусть он убьет надежды и мечты

И все, что в сердце возродила ты;

Душа моя тебе тогда лишь скажет:

Благодарю!

В стихотворении "Стансы" хорошо прослеживается внутренняя борьба лирического героя, противостояние его чувств, желания любить и надежды быть любимым и разума, говорящего о том, что его судьба- это вечное одиночество.

Мне любить до могилы творцом суждено,

Но по воле того же творца

Все, что любит меня, то погибнуть должно

Иль, как я же, страдать до конца.

Моя воля надеждам противна моим

Я люблю и страшусь быть взаимно любим.

Я не чувств, но поступков своих властелин,

Я несчастлив пусть буду - несчастлив один.

Ясный, острый ум, понимание жизни ещё в молодом возрасте дало автору возможность увидеть пороки своего поколения и выступить в качестве судьи и пророка, как для себя, так и для окружающих в стихотворении "Дума":

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее- иль пусто, иль темно.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы

Перед опасностью позорно-малодушны,

И перед властию- презренные рабы.

Тая завистливо от ближних и друзей

Неверием осмеянных страстей.

И ненавидим мы, и любим мы случайно

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злоба и порока.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Посыл пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий.

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!

На смерть Александра Сергеевича Пушкина, великого гения, настоящего примера для ученья, Лермонтов в бессилии и злобе пишет действительно "железное" стихотворение "Смерть Поэта", наплевав на цензуру, яростно метая язвительные оскорбления в сторону власти, и он уже не пророк, а палач, ведь предсказывает он суд Божий, неподвластный богатствам и связям, и приговор такого судьи действительно страшен.

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Перед вами суд и правда- всё молчи!..

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждёт;

Он не доступен звону злата.

В "Как часто, пестрою толпою окружен..." лирический герой, находясь в светском обществе, чувствует себя, как в тюрьме, в оковах блестящей суеты, бездушных масок, запретов и штампов в мыслях и речах людей, совершает воображаемый побег в своё беззаботное, полное простой, живой красоты прошлое. Но обман не может длиться вечно, рано или поздно герою приходится вернуться в настоящее, несоответствующее его мечтам, к тяжелому невежеству окружающих, которые своим пустым весельем вызывают у героя лишь злость и горечь.

Как часто, пёстрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски,

Памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей

И вижу я себя ребенком; и кругом

Родные всё места

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,

И шум толпы людской спугнет мечту мою,

О, как мне хочется смутить весёлость их

И дерзко бросить им в глаза железных стих

Облитый горечью и злостью!..

И лишь в природе герой находит родственную "душу". В стихотворении "На севере диком стоит одиноко..." говорится об одинокой сосне и ее мечте о том, что где-то далеко-далеко, но всё же есть такая же одинокая пальма. Это олицетворяет духовное одиночество автора и его надежду на то, что где-то на свете есть похожая на него прекрасная душа, которая так же страдает и хочет любить.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И снится ей всё, что в пустыне далекой

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

В стихотворении "Листок" главный герой- дубовый листок, изгнанник, прогнанный из своей отчизны "жестокою бурей", после многих бед и страданий докатывается до Черного моря, где на берегу стоит молодая красивая чинара. "Странник" в печали просит у неё приюта, объясняя ей свою суровую судьбу, но дерево, ценя лишь внешнюю красоту и не видя внутренних качеств, прогоняет его. Как много своих чувств выразил Лермонтов в этом стихотворении! Будучи вечным изгнанником, многое перетерпевшим, он пытался найти свою любовь, своё счастье, но каждый раз его чувства обманывались, а сам он сам- отвергнут.

Установите безопасный браузер

Предпросмотр документа

ОГЭ. ЛИТЕРАТУРА. 2017 год.

(Типовые экзаменационные варианты под ред. А.В. Федорова)

ВАРИАНТ 2. ЛИРИКА.

Задание1.2.1.

Почему размышления лирического героя проникнуто трагизмом? «Стансы». М.Ю. Лермонтов.

"Стансы" - это преддверие всей трагической жизни поэта. Вот почему размышление лирического героя проникнуто такой безысходностью, трагичностью.

Свои "Стансы" ("Мне любить до могилы...") Лермонтов написал совсем молодым, но какая разочарованность и тоска звучит в словах его лирического героя. Он боится причинить горе, а может быть и даже смерть близкому человеку, который его полюбит. Возможно, поэтому он и говорит:

Задание 1.2.2.

Каково значение третьей строфы стихотворения для понимания его общего смысла?

Стихотворение Лермонтова наполнено печалью главного героя, который видит суету и несчастья своей земной жизни, мечтает о жизни иной. Хочет любить, но понимает невозможность этого:

Я люблю и страшусь быть взаимно любим...

Понимает: все, что любит его, «то погибнуть должно».

И в третьей строфе поэт сравнивает себя с утесом, который выдерживает натиск ветра и бури, но не может защитить от них растущие на скале цветы:

Так точно и я под ударом судьбы,

Как утес, неподвижно стою.

Но не мысли никто перенесть сей борьбы,

Если руку пожмёт он мою…

Это сравнение и помогает понять читателю трагичность чувств лирического героя, связанных с невозможностью любить.

Задание 1.2.3.

Сопоставьте стихотворения М.Ю. Лермонтова «Стансы» с приведенным ниже стихотворением А. С. Пушкина «Я вас любил». В чем сходство и различие отношения лирических героев к возлюбленной?

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Стансы» посвящено теме неразделенной любви. Такая тема прослеживается и в творчестве других русских поэтов. Например, в стихотворении А. С. Пушкина «Я вас любил, любовь еще быть может…» лирический герой понимает, что не может быть со своей возлюбленной. В стихотворении М.Ю. Лермонтова звучит тот же мотив: «Я люблю и страшусь быть взаимно любим». В этом сходство отношения лирических героев к возлюбленной.

Однако если в стихотворении А.С. Пушкина герой любит «так искренне, так нежно», но не хочет обременять возлюбленную своими переживаниями и желает ей счастья с другим человеком, то у М.Ю. Лермонтова лирический герой страдает от неразделенной любви и не желает быть любимым: «Я несчастлив пусть буду – несчастлив один…». Если у Пушкина остаётся на сердце печаль от безответного чувства, то у Лермонтова лишь страдание и мука – он несчастлив. В этом различие отношения лирических героев к возлюбленной.

Таким образом, и Лермонтов, и Пушкин показывают сильное, возвышенное чувство, всецело поглощающее их лирических героев, но показывают его по-разному.

Задание1.2.1.

Над какими «вечными вопросами» размышляет М.В. Ломоносов в стихотворении «Я долго размышлял и долго был в сомненье…»?

М.В. Ломоносов размышляет над «вечными вопросами»: вечная борьба знания и незнания, духа и материи.

М.В. Ломоносов как ученый, который и сам сделал немало открытий, поначалу сомневался в том, что мир создан по воле божьей: «И промыслу с небес во всей вселенной нет». Как поэт-человек он понимает, что такое видение мира – плод человеческой гордыни, высокомерия: «…от высоты смотренья». «Однако, посмотрев светил небесных стройность», поэт убедился, «признал, что божеской мы силой созданы». В этом – основной смысл размышлений над «вечными вопросами»: мир существует по определенным законам, которые человечеству не дано осознать.

Задание1.2.2.

Каковы особенности композиции стихотворения М.В. Ломоносова «Я долго размышлял и долго был в сомненье…»?

Композиция стихотворения М.В. Ломоносова «Я долго размышлял…» представляет из себя внутренний монолог лирического героя, размышляющего о законах природы и человеческого бытия. Стихотворение представлено восьмистишием, в котором последовательно раскрывается главная мысль – признание божественного начала Вселенной. Особенностью композиции является антитеза, противопоставление материального и духовного начала в природе: «И промыслу небес во всей Вселенной нет» - «Признал, что божеской мы силой созданы», от отрицания духовного начала в природе до его признания на основе материального опыта:

Однако, посмотрев светил небесных стройность,

Земли, морей и рек доброту и пристойность,

Премену дней ночей, явления луны,

Признал…

Задание1.2.3.

Сопоставьте стихотворение М.В. Ломоносова «Я долго размышлял и долго был в сомненье…» с приведенным ниже стихотворением М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…». Что сближает оба стихотворения?

Оба стихотворения представляют из себя размышления лирических героев о смысле человеческого бытия и связи человека и природы.

В стихотворении М.В. Ломоносова лирический герой поначалу высказывает сомнение в существовании «промысла с небес», но через материальный опыт приходит к выводу, что все вокруг создано «божеской силой», обладает гармоничностью, «стройностью», «добротой и пристойностью», то есть признает духовное начало в природе.

В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» поэт успокаивается, молодеет, забывает о своих невзгодах, радуется, обретает счастье на земле и верит в существование Бога, то есть обретает внутреннюю гармонию, только при определенных условиях. Что же может помочь человеку обрести гармонию? М.Ю. Лермонтов считает, что такой властью над сознанием и душой человека обладает природа.

Оба стихотворения сближает общая мысль – человек способен познать Бога только через гармонию с природой. Познав природу, он познает Бога.

Задание1.2.1.

Почему лирический герой стихотворения В.А. Жуковского «Невыразимое» часто прибегает к риторическим вопросам?

Поэт определяет жанр своего стихотворения как отрывок. Это указывает на неразрешенность тех вечных вопросов, которые лежат в основе данного философского стихотворения. Начало его представляет собой философский вопрос: «Что наш язык земной пред дивною природой?» Основная часть стихотворения - развитие заявленной темы и попытка найти ответ на поставленный вопрос путем нанизывания целого ряда риторических вопросов, уточняющих и дополняющих главный. При этом движение поэтической мысли основано на контрасте. Все стихотворение пронизано противопоставлениями: мертвое - живое («Но льзя ли в мертвое живое передать?»); искусство - природа («Она (природа) рассыпала повсюду красоту и разновидное с единством согласила! Но где, какая кисть ее изобразила?»); слово - создание («Кто мог создание в словах пересоздать?»); доступное выражению -- невыразимое («...Ненареченному хотим названье дать - и обессилено безмолвствует искусство?»). В конце стихотворения поэт приходит к выводу: «...И лишь молчание понятно говорит».

Как вы понимаете смысл последней строки стихотворения В.А. Жуковского?

Самое важное в жизни нельзя выразить словами: жизнь настолько прекрасная и сложная, что «земной язык» по сравнению с ней ничтожен. Это основная мысль стихотворения В.А Жуковского. Она выражена в последней строчке - «И лишь молчание понятно говорит». Элегия пронизана лёгкой грустью. Лирический герой размышляет над загадкой существования – «невыразимым». Мотив невозможности выразить глубинные переживания восходит в русской поэзии к идее невыразимости высших состояний души и смысла бытия: «Что наш язык земной пред дивною природой?»; “Невыразимое подвластно ль выраженью?»; “Ненареченному хотим названье дать – / И обессиленно безмолвствует искусство».

Сопоставьте стихотворение В.А. Жуковского «Невыразимое» с приведенным ниже стихотворением А.А. Фета «Как беден наш язык!-Хочу и не могу…» Какие темы сближаю оба произведения?

Именно в стихотворении В.А. Жуковского «Невыразимое» со всей отчетливостью была поставлена проблема «невыразимости», то есть поиска адекватного поэтического языка. В русской поэзии этой теме посвятили свои стихотворения многие романтики XIX века, такие, как Лермонтов, Фет, каждый из которых предложил свое оригинальное ее видение.

Искусство не способно выразить истинную суть явления. Лишь душа способна уловить «присутствие создателя в созданье». Мотив невозможности выразить глубинные переживания восходит в русской поэзии к идее невыразимости высших состояний души и смысла бытия: «Что наш язык земной пред дивною природой?»; “Невыразимое подвластно ль выраженью?»; “Ненареченному хотим названье дать – / И обессиленно безмолвствует искусство». Жуковский сам определил своеобразие своего творчества: предметом его поэзии было не изображение видимых явлений, а выражение мимолетных неуловимых переживаний. Сделать это очень трудно, нужно найти слова, для всего, что чувствуешь, видишь, чем живешь.

Эта же мысль звучит в стихотворении Фета «Как беден наш язык…»:

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною,

Напрасно вечное томление сердец…

Задание 1.2.1.

Как в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» раскрыто пушкинское понимание любви?

Любовь для поэта - это глубокое, искреннее, волшебное чувство, которое полностью захватывает его, высочайшее напряжение всех душевных сил. Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни казалась ему действительность, приходит любовь - и мир озаряется новым светом. Пушкин умеет найти удивительные слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека:

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Даже после пережитого в тяжелое время, полное жизненных испытаний, переживаний («В глуши, во мраке заточенья …»), когда жизнь поэта словно замерла, потеряла смысл, Пушкин пробуждается, возрождается вместе с любовью. Вместе с прекрасной музой к поэту возвращается вдохновение, желание творить:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Задание 1.2.2.

Какую роль в стихотворении играют эпитеты?

Поэт рисует в стихотворении идеальный, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее «гением чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее милыми, «небесными чертами». Но это не просто любовное послание, в котором автор выражает восхищение хорошенькой женщиной. Это своего рода поэтическая биография: «душе настало пробужденье» после духовного кризиса и явилась любовь – неизменный спутник поэзии. Безжизненность, одиночество ссылки, «мрак заточенья» уничтожили любовь, но она снова пришла и принесла с собой еще более сильные чувства, чем прежние. Взамен «томленья грусти безнадежной» к поэту приходит «упоенье» силой любви, полнотой жизни.

Так хрупкая красота способна победить «бурь порыв мятежный», а лишь одно «чудное мгновенье» сильнее долгих лет заточения. Это есть настоящее чудо любви, благодаря которому воскресли «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы». Для Пушкина любить - значит жить и творить, любовь – великий источник вдохновения.

Для того чтобы более точно, образно рассказать о душевном состоянии героя, поэт использовал эпитеты: «чудное мгновенье», «грусть безнадежная», «небесные черты» и другие, перечисленные выше. Образное определение «гений чистой красоты» использован дважды, чтобы подчеркнуть внешний и внутренний облик прекрасной девушки.

Задание 1.2.3.

Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К***»(«Я помню чудное мгновенье…») с приведенным ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «К.Б.» что общего в решении темы любви в обоих стихотворениях?

Лирика любви занимает большое место в творчестве многих поэтов. Лирическими шедеврами являются стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», написанное в 1825 году и Ф. И. Тютчева «Я встретил вас – и все былое…», написанное в 1870 году.

Эти стихотворения объединяет тема любви. Для обоих поэтов любовь – это поэзия, которая овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

(А.С. Пушкин)

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что – то встрепенется в нас…

(Ф. И. Тютчев)

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» и «Я встретил вас – и все былое…» пронизаны грустью, воспоминанием, счастьем новой встречи. Слова:

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

раскрывают красоту, полноту внутреннего мира человека, когда он любит.

Произведения схожи по поэтическому сюжету («пробуждение» души лирического героя), по особой и возвышенности в его изображении, имеют идентичные образы («милые черты», «небесные черты»). Если душа лирического героя Пушкина спала («душе настало пробужденье»), то сердце лирического героя Тютчева было мертво («отжившее сердце»). Возвращение любимой «пробуждает» героя Пушкина и погружает в сон героя Тютчева («Гляжу на вас, как бы во сне»).

Оба стихотворения относятся к любовной лирике, к жанру лирического произведения. Ключевым, центральным словом является слово «любовь» («и та ж в душе моей любовь», «и жизнь, и слезы, и любовь»).

Таким образом, сопоставительный анализ стихотворений А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и Ф. И. Тютчева «Я встретил вас – и все былое…» позволяют нам увидеть великих художников слова, создавших яркие образы русской поэзии, глубокие по содержанию и изящные по форме.

Задание 1.2.1.

Охарактеризуйте настроение лирического героя стихотворения А.С. Пушкина «Туча».

Туча в стихотворении Пушкина - нежелательный гость для поэта. Он радуется тому, что прошла гроза и что небо вновь стало лазурным. О минувшем ненастье напоминает лишь эта запоздалая туча: «Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день».

Совсем недавно она распоряжалась на небе, потому что была нужна, - туча поила дождем «алчную землю». Но время ее прошло: «Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась…» И ветер гонит эту уже нежеланную гостью с просветлевших небес: «И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес».

Таким образом, туча для героя Пушкина - олицетворение чего-то грозного и неприятного, страшного, возможно, какой-то беды. Он понимает, что ее появление неизбежно, однако ждет, когда она пройдет, и все снова наладится. Для героя стихотворение естественным является состояние покоя, умиротворенности, гармонии.

Стихотворение А. С. Пушкина «Туча» проникнуто чувством надежды на лучшее. Мы видим победу добра над злом. Настроение лирического героя меняется в ходе стихотворения. Сначала оно мрачное, и унылое, и печальное, но как после дождя и грома «возрождается» природа: «земля освежилась» и ветер «ласкает листочки древес» , так и душа поэта становится ясной и светлой.
Первой строчкой стихотворения «Последняя туча рассеянной бури! » лирический герой-автор показывает, что вся основная буря уже позади, гром, молния – все уже прошло. Значит, в композиции стихотворения словно отсутствует пиковый момент – кульминация. Последняя туча лишь остаток бушевавшей стихии. Так что все стихотворение «Туча» мы можем назвать развязкой какого-то действия: герой уже успокаивается, настроение улучшается, на душе его становится легко и свободно, да и природа постепенно оправляется от бури.

Задание 1.2.2.

Как соотносятся мир природы и мир человека в пушкинской «Туче»?

Природа в лирических произведениях Пушкина прекрасна и одухотворена. Поэтому мир природы и мир человеческой души в стихотворении А. С. Пушкина тесно и неразрывно связаны. Различные природные явления и события символизируют внутреннее состояние человека, его переживания, эмоции, радости и печали. Именно поэтому одним из любимых приемов поэта является олицетворение («печалишь ликующий день», «ветер ласкает листочки древес»). В обыденном, казалось бы, явлении – грозе – поэт видит тайну бытия и разгадку загадки души: все в мире циклично, все возвращается на круги своя, и за черной полосой в жизни обязательно наступит светлая.

Задание 1.2.3.

Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «Туча» с приведенным ниже стихотворением М.Ю. Лермонтова «Тучи. Какие мотивы сближают оба стихотворения?

Стихотворения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова объединяет тема природы и прием олицетворения, с помощью которого изображаются ее явления (например, в обоих стихотворениях лирический герой ведет диалог с тучами). Природные образы помогают понять мир лирических героев произведений.

Мотивы страдания, печали и одиночества, воплощенные в образе тучи, сближают оба стихотворения. Однако в стихотворении Пушкина туча – символ бед, от которых лирический герой с радостью избавляется, побеждая страхи и уныние, просветляясь. У героя же Лермонтова много общего с тучами (используется прием сравнения: «будто как я же, изгнанники»): это и свобода, и чувство разъединенности с миром, и бесконечные одинокие скитания. И это одиночество лирическому герою Лермонтова не преодолеть.

Таким образом, стихотворение Пушкина благодаря образу исчезающей с неба тучи проникнуто светлым мироощущением, а в произведении Лермонтова звучат трагические ноты

Задание 1.2.1.

Охарактеризуйте чувства, которые испытывает лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева, наблюдающий полет коршуна.

Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева искренне восхищается полетом коршуна, для которого небо является родной и привычной стихией. Для героя Тютчева же такой полет символизирует внутреннюю свободу, которой он лишен в силу жизненных обстоятельств. Именно поэтому так радостно и грустно одновременно ему смотреть, как уходит в высь коршун, которого ничего не держит на земле.

«Природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», - отмечает поэт. восхищаясь силой этой гордой и независимой птицы. В человеке он не может уловить подобных качеств, которые позволили бы ему легко отказаться от мирской суеты и вознестись над ней. «А я здесь в поте и в пыли. Я, царь земли, прирос к земли. », - размышляет лирический герой стихотворения. В этой фразе присутствует доля сожаления, но в то же время содержится оттенок гордости за то, что человек все же является высшим существом. Правда, ему уготована участь быть правителем на земле, и небо венцу творения Господа пока еще неподвластно. Именно по этой причине герою грустно, ведь земная жизнь полна суеты, лжи и пустых надежд, в то время как небеса даруют ощущение уверенности в собственных силах, гармонии и неподдельного счастья. Но мир устроен таким образом, что людям не дано стать птицами, и с этим лирический герой не хочет мириться.

Задание 1.2.2.

Как прием антитезы помогает воплотить замысел автора?

Стихотворение построено на противопоставлении земли и неба, коршуна и человека, движения (взвился) и неподвижности (прирос). И еще – коршун взлетает с поляны в небо – это в начале, а в последней строке человек как бы возвращает действие на землю. Повторы в стихотворении очень важны, хоть они не всегда полные. Коршун взвился и вьется, поднялся высоко и выше, к небу и за небосклон, у него два мощных, два живых крыла (эпитеты), и то, что даже крылья у него живые, усиливает впечатление красоты и гармонии коршуна с природой. А человек царь земли, но прирос к земли. Повторы усиливают противопоставление образов коршуна и человека, а также делают стихотворение чуточку мрачным. Природа – величественная; человек думает, что велик (царь земли), но мал и ничтожен перед природой.

Таким образом, в стихотворении с помощью противопоставления неба - символа высокого, идеального, красоты и гармонии земле, от которой не может оторваться человек, - символу повседневности, приземленности поэт воплощает свой авторский замысел: показать место человека в мироздании.

Задание 1.2.3.

Сопоставьте стихотворение Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся…» с приведенным ниже фрагментом оды Г.Р. Державина «бог». Что общего и различного в оценке поэтами места человека в мироздании?

Основная мысль стихотворения Державина заключена в строке «Я царь - я раб - я червь - я бог!» Поэт говорит о том, что значение человека на земле слишком широко, необъятно: он может быть богом и царем, но в сравнении со вселенной человек - червь и раб. У Тютчева звучит подобная мысль в последней строке стихотворения: «Я, царь земли, прирос к земли!..» Человек, считающий себя царем, лишен свободы, не может, как коршун, взлететь в небо - такой ли уж он царь после этого? В этом общность позиций авторов.

Однако Г.Р. Державин идет дальше в воплощении замысла: человек - это не просто ничтожная пылинка, обреченная на приземленное существования, не знающая и не имеющая ничего, кроме земных, материальных оков. Человек - это и есть Бог, человек - тот, кто пробуждает Бога не только в себе, но и во всем окружающем мире. Такова оценка поэтом места человека в мироздании. У Ф.И. Тютчева же больше сарказма в оценке места человека в мироздании: «Я, царь земли, прирос к земли!» В этом различие авторских позиций.

Задание 1.2.1.

Какова роль эпитетов в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в светлости осенних вечеров…»?

Эпитет - образное определение, служит для выражения экспрессивной оценки явлений, предметов в художественном тексте. Эпитеты, используемые в данном отрывке, подчеркивают настроение лирического героя, его восприятие вечера. У Тютчева много эпитетов. Большинство из них светлые, описывающие прелесть осенних вечеров («умильная таинственная прелесть», «Туманная и тихая лазурь», «легкий шелест»). Однако вечерняя природа бывает разной: среди спокойствия может возникнуть «зловещий блеск», земля кажется «сиротеющей».

Задание 1.2.2.

Как вы понимаете финальные строки стихотворения?

Тютчев как поэт-романтик видит в природе вечное, Божественное начало, как христианин он понимает, что только Бог является источником духовного возрождения. Светлость, свет для поэта является источником духовного очищения; эта светлость «умильная», «таинственная», «кроткая», именно с ней поэт сравнил и в ней увидел «Божественное страдание» - прообраз человеческой нравственности. Свет - это Бог. Таким образом, Тютчев, подводя итог своим размышлениям, говорит, что Бог поможет человеку справиться с изнеможением, усталостью, утомлением.

Задание 1.2.3.

Сопоставьте стихотворение Ф.И. Тютчева «есть в светлости осенних вечеров…» с приведенным ниже фрагментом стихотворения А.С. Пушкина «осень». Что общего в восприятии лирическими героями обоих стихотворений осенней природы?

Оба стихотворения проникнуты светлой печалью. На фоне «светлого страданья» у Тютчева появляется «зловещий блеск» уходящей осени. Эпитет «зловещий» - метафора, выражающая идею автора о недолговечности мира. Поэтому такими близкими и дорогими человеку кажутся осенние вечера природы и жизни. Для Пушкина осень - любимое время года, несмотря на «природы увяданье» и «седой зимы угрозы». Осень воспринимается поэтами как период размышлений о сущности человеческого бытия, подведение определенных жизненных итогов.

Задание 1.2.1.

Охарактеризуйте эпитеты, найденные поэтом для воссоздания центрального образа стихотворения «Фонтан» Ф.И. Тютчева.

Центральным образом стихотворения Ф.И. Тютчева является фонтан, который выступает и как физическое явление, водопад, и как человеческая мысль.

Прекрасную многоцветную картину «сияющего» фонтана Тютчев изображает при помощи эпитетов, выполняющих роль метафор: «высоты заветной», «облаком живым» «влажный дым». «пылью огнецветной». Художник очень неожиданно сравнивает фонтан с огненной стихией, отождествляет фонтан с «живым облаком», стараясь привлечь внимание читателя.

Вторая часть «Фонтана» посвящена по контрасту «смертной мысли» человека, которая «лучом упорным» «к небу рвется», чтобы постичь тайну Бытия. Восьмистишие, передающее внутреннее состояние лирического героя, эмоционально насыщено за счет эпитетов: «смертная мысль» (то есть не вечная, как Вселенная, а подобна самому человеку, так как ему принадлежит), «водомет неистощимый» (подобно фонтану, человеческая мысль всегда находится в движении, в поисках истины), «твой луч упорный» рвется «жадно к небу» (мысль стремится ввысь, желание постичь неизведанное). Эпитеты помогли автору передать основную философскую идею о бессилии человеческой мысли выйти за пределы невозможного, где «длань незримо-роковая» низвергает ее, подобно фонтану.

Задание 1.2.2.

Можно ли утверждать, что в главной в стихотворении является идея бессилия человеческой мысли?

Стихотворение Тютчева «Фонтан» - это размышление над трагическим несоответствием между стремлением человеческой мысли объять и познать все законы Вселенной и ограниченностью ее возможностей:

Как жадно к небу рвешься ты!..

Но длань незримо−роковая

Твой луч упорный, преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

В этом, по мнению поэта, заключается трагический смысл существования человека. Он не может не стремиться ввысь, словно мощная струя фонтана, - такова его человеческая природа. Однако он и не может постичь всего, чего бы ему хотелось, подобно водам фонтана:

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной -

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осужден.

Это несоответствие тем более печально, что человеческая мысль прекрасна в своих лучших проявлениях: «Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым». Однако доходя до известно предела, она превращается в разноцветную пыль. И это - суровый закон Вселенной.

Тютчев утверждает загадку и противоречивость человеческого разума, его величие и бессилие. Как бы ни стремился человек достичь идеала, как бы высоко ни взлетала его «смертная мысль», «длань незримо-роковая» низвергнет ее с высоты, подобно тому как фонтан «ниспасть на землю осужден».

Задание 1.2.3.

Сопоставьте стихотворения Ф.И. Тютчева «Фонтан» и «С поляны коршун поднялся…». В чем близость идей двух стихотворений?

Стихотворения Тютчева «Фонтан» и «С поляны коршун поднялся» можно сопоставить между собой тем, что в обоих произведениях тема взаимоотношений человека и природы является ведущей. Отмечу, что лирические герои стихотворений восхищаются силой и красотой природы и сожалеют об ограниченности человеческих возможностей познать Вселенную во всех ее проявлениях.

Трагический смысл существования человека заключается в том, что он не может не стремиться ввысь, словно мощная струя фонтана, - такова его человеческая природа. Однако он и не может постичь всего, чего бы ему хотелось, подобно водам фонтана. Такова основная мысль стихотворения «Фонтан». В стихотворении «С поляны коршун поднялся…» эта же мысль раскрывается через сравнение человека с коршуном: не может человек, хоть он и «царь земли» подняться в небо, подобно свободолюбивому, вольному коршуну.

Задание 1.2.1.

Какое настроение преобладает в стихотворении С.А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…»?

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» пронизано чувствами и эмоциями поэта, переполняющими его сердце. Прежде всего, это просветленный восторг, гордость за родину, Русь.

Для поэта нет ничего дороже и главней России, без неё он не представляет свою жизнь. Все дома деревушки он сравнивает с чем-то возвышенным, божественным («хаты – в ризах образа»), ведь «риза» - это церковное одеяние, красивое, переливающееся золотом. Есенин хмелеет от своей огромной любви к бескрайним полям, запаху яблок и меда на «кроткий Спас», упивается пронзительной синевой небес, которая «сосёт глаза», звонким «девичьим смехом», «приволью зеленых лех». Сам себя он называет «захожим богомольцем», а родину, Русь, «раем» И даже “рать святая” – ангелы, не могут соблазнить поэта жизнью в Раю, так как он уже обрел свой вечный Рай – свою Русь. Стихотворение все - от начала до конца - искрится счастьем, радостью, любовью к родному краю.

Задание 1.2.2.

С помощью каких средств в стихотворении С.А. Есенина создается образ Руси?

Поэт ввел в стихотворение библейские образы: хаты, кроткий Спас, рать святая, рай. Лирический герой сопоставляется поэтом с богомольцем. Природа воспринимается поэтом как божественный храм. Бог, деревенский пейзаж и родина сливаются, образуя единую картину мира. «Голубая Русь» является для лирического героя лучшим местом мира: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». В стихотворении используются глаголы в форме будущего времени или условного наклонения: лирический герой только собирается отправиться в путь для того, чтобы познать бесконечные просторы родной земли. Используемые Есениным художественно-выразительные средства, прежде всего олицетворения, создают живой образ мира, раскинувшегося между небом и землей. В стихотворении употребляются аллитерации (повторяются свистящие согласные звуки), которые создают выразительный звукописный образ разъедающей до слез сини бескрайних русских просторов: Не видать конца и края - Только синь сосет глаза. Стихотворение написано четырехстопным хореем. Есенинский хорей романсово протяжен, богат пиррихиями, которые придают напевность, лирическую плавность, задушевность всему произведению.

Задание 1.2.3.

Сопоставьте стихотворение С.А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…» с приведенным ниже стихотворением М.Ю. Лермонтова «Родина». Что общего и различного в отношении поэтов к Родине?

Стихотворения Есенина и Лермонтова схожи по тематике, образам и различаются по мотивам. В обоих стихотворениях через восприятие лирического героя передаётся любовь к Родине, преклонение перед ней, беззаветное служение ей. «Люблю отчизну я…» - утверждает лирический герой стихотворения «Родина», в стихотворении Есенина в последних строках «Не надо рая, дайте родину мою» звучит та же беззаветная любовь к отчизне.

В обоих стихотворениях присутствует образ родины. Этот образ и в том, и в другом стихотворении – образ России крестьянской, «неофициальной»: Русь с хатами у Есенина и отчизна с избами, «покрытыми соломой», у Лермонтова; «приволь зеленых лех» в есенинском произведении и «лесов безбрежных колыханье» в лермонтовском стихотворении.

Но если у Есенина пейзаж окрашен в светлые тона: «Синь сосет глаза», то в стихотворении Лермонтова звучат печальные, грустные мотивы: «Проселочным путем люблю скакать в телеге и, взором медленным пронзая ночи тень, встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, дрожащие огни печальных деревень». Это было обусловлено и сословной принадлежностью поэтов, и их личной судьбой.

Задание 1.2.1.

Какие изобразительно-выразительные средства использовал И.А. Крылов для создания басенных образов «Свиньи под Дубом»?

Три образа вводит И.А. Крылов в басню «Свинья под Дубом»: образ Свиньи, образ Ворона, образ Дуба. Под этими образами автор скрывает человеческие качества. А для этого использует аллегорию, иносказание. Свинья в басне символизирует жадность, невежество, грубость; Ворон – просвещенность, благоразумие, Дуб – мудрость. Чтобы передать самодовольно-глупое поведение Свиньи, Крылов прибегает к просторечной лексике: «наелась до отвала», «глаза продравши», «рылом». Свинья показана в действиях, последнее из которых не только нелепо, лишено смысла, но и вредно – «и подрывать у дуба корни стала». Еще одно из средств, которое применил автор для создания басенных образов – это диалог героев, в котором наиболее ярко раскрываются характеры всех героев: мудрость Дуба, благоразумие Ворона, глупость и грубость Свиньи.

Вся басня построена на противопоставлении опыты, знаний, мудрости глупости и невежеству.

Задание 1.2.2.

Какие пороки, помимо невежества, обличаются в басне «Свинья под Дубом»?

Свинья не способна видеть ничего дальше своего носа. Это образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов не просто так выбрал именно это животное. Все мы знаем определенную особенность свиней - они не способны поднимать голову вверх. Именно это качество позволяет высмеять человека, не только не желающего ничего слушать и знать, но уже и не способного к этому. Кроме того, Свинья выступает как неблагодарное существо, не способное оценить помощь, пользу других. Еще один порок Свиньи – жадность и глупость – проявляются в ее ответе Ворону.

Задание 1.2.3.

Сопоставьте басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом» и «Скупой и Курица». Какие темы и проблемы объединяют две басни?

Данные произведения Крылова объединены общей темой и социальной проблематикой.

Так в басне «Свинья под Дубом» высмеивается невежество, глупость, неспособность к причинно-следственному анализу и неумение логически мыслить. На примере Свиньи автор показывает и такой порок, как неуважение к другим, к чужому труду, неблагодарность за те блага, которые они тебе приносят.

В басне «Скупой и Курица» главный герой – носитель таких пороков, как отсутствие здравого смысла, неблагодарность («неблагодарности не побоясь греха»), неумение ценить чужие «благодеяния».

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что обличение невежества, глупости, неуважения к труду других, неблагодарность и то, как автор раскрывает эти темы, какие выводы делает, – это то общее, что объединяет басни.

ВАРИАНТ 2. ЛИРИКА.

Ким 1.

Задание1.2.1.


Задание 1.2.2.

Каково значение третьей строфы стихотворения для понимания его общего смысла?

Стихотворение Лермонтова наполнено печалью главного героя, который видит суету и несчастья своей земной жизни, мечтает о жизни иной. Хочет любить, но понимает невозможность этого:

Я люблю и страшусь быть взаимно любим...

Понимает: все, что любит его, «то погибнуть должно».

И в третьей строфе поэт сравнивает себя с утесом, который выдерживает натиск ветра и бури, но не может защитить от них растущие на скале цветы:

Так точно и я под ударом судьбы,

Как утес, неподвижно стою.

Но не мысли никто перенесть сей борьбы,

Если руку пожмёт он мою…

Это сравнение и помогает понять читателю трагичность чувств лирического героя, связанных с невозможностью любить.

Задание 1.2.3.

Сопоставьте стихотворения М.Ю. Лермонтова «Стансы» с приведенным ниже стихотворением А. С. Пушкина «Я вас любил». В чем сходство и различие отношения лирических героев к возлюбленной?

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Стансы» посвящено теме неразделенной любви. Такая тема прослеживается и в творчестве других русских поэтов. Например, в стихотворении А. С. Пушкина «Я вас любил, любовь еще быть может…» лирический герой понимает, что не может быть со своей возлюбленной. В стихотворении М.Ю. Лермонтова звучит тот же мотив: «Я люблю и страшусь быть взаимно любим». В этом сходство отношения лирических героев к возлюбленной.

Однако если в стихотворении А.С. Пушкина герой любит «так искренне, так нежно», но не хочет обременять возлюбленную своими переживаниями и желает ей счастья с другим человеком, то у М.Ю. Лермонтова лирический герой страдает от неразделенной любви и не желает быть любимым: «Я несчастлив пусть буду – несчастлив один…». Если у Пушкина остаётся на сердце печаль от безответного чувства, то у Лермонтова лишь страдание и мука – он несчастлив. В этом различие отношения лирических героев к возлюбленной.

Таким образом, и Лермонтов, и Пушкин показывают сильное, возвышенное чувство, всецело поглощающее их лирических героев, но показывают его по-разному.

Ким 2.

Задание1.2.1.

Над какими «вечными вопросами» размышляет М.В. Ломоносов в стихотворении «Я долго размышлял и долго был в сомненье…»?

М.В. Ломоносов размышляет над «вечными вопросами»: вечная борьба знания и незнания, духа и материи.

М.В. Ломоносов как ученый, который и сам сделал немало открытий, поначалу сомневался в том, что мир создан по воле божьей: «И промыслу с небес во всей вселенной нет». Как поэт-человек он понимает, что такое видение мира – плод человеческой гордыни, высокомерия: «…от высоты смотренья». «Однако, посмотрев светил небесных стройность», поэт убедился, «признал, что божеской мы силой созданы». В этом – основной смысл размышлений над «вечными вопросами»: мир существует по определенным законам, которые человечеству не дано осознать.

Задание1.2.2.

Каковы особенности композиции стихотворения М.В. Ломоносова «Я долго размышлял и долго был в сомненье…»?

Композиция стихотворения М.В. Ломоносова «Я долго размышлял…» представляет из себя внутренний монолог лирического героя, размышляющего о законах природы и человеческого бытия. Стихотворение представлено восьмистишием, в котором последовательно раскрывается главная мысль – признание божественного начала Вселенной. Особенностью композиции является антитеза, противопоставление материального и духовного начала в природе: «И промыслу небес во всей Вселенной нет» - «Признал, что божеской мы силой созданы», от отрицания духовного начала в природе до его признания на основе материального опыта:

Однако, посмотрев светил небесных стройность,

Земли, морей и рек доброту и пристойность,

Премену дней ночей, явления луны,

Признал…

Задание1.2.3.

Сопоставьте стихотворение М.В. Ломоносова «Я долго размышлял и долго был в сомненье…» с приведенным ниже стихотворением М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…». Что сближает оба стихотворения?

Оба стихотворения представляют из себя размышления лирических героев о смысле человеческого бытия и связи человека и природы.

В стихотворении М.В. Ломоносова лирический герой поначалу высказывает сомнение в существовании «промысла с небес», но через материальный опыт приходит к выводу, что все вокруг создано «божеской силой», обладает гармоничностью, «стройностью», «добротой и пристойностью», то есть признает духовное начало в природе.

В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» поэт успокаивается, молодеет, забывает о своих невзгодах, радуется, обретает счастье на земле и верит в существование Бога, то есть обретает внутреннюю гармонию, только при определенных условиях. Что же может помочь человеку обрести гармонию? М.Ю. Лермонтов считает, что такой властью над сознанием и душой человека обладает природа.

Оба стихотворения сближает общая мысль – человек способен познать Бога только через гармонию с природой. Познав природу, он познает Бога.

Ким 3.

Задание1.2.1.

Почему лирический герой стихотворения В.А. Жуковского «Невыразимое» часто прибегает к риторическим вопросам?

Поэт определяет жанр своего стихотворения как отрывок. Это указывает на неразрешенность тех вечных вопросов, которые лежат в основе данного философского стихотворения. Начало его представляет собой философский вопрос: «Что наш язык земной пред дивною природой?» Основная часть стихотворения - развитие заявленной темы и попытка найти ответ на поставленный вопрос путем нанизывания целого ряда риторических вопросов, уточняющих и дополняющих главный. При этом движение поэтической мысли основано на контрасте. Все стихотворение пронизано противопоставлениями: мертвое - живое («Но льзя ли в мертвое живое передать?»); искусство - природа («Она (природа) рассыпала повсюду красоту и разновидное с единством согласила! Но где, какая кисть ее изобразила?»); слово - создание («Кто мог создание в словах пересоздать?»); доступное выражению -- невыразимое («...Ненареченному хотим названье дать - и обессилено безмолвствует искусство?»). В конце стихотворения поэт приходит к выводу: «...И лишь молчание понятно говорит».

Как вы понимаете смысл последней строки стихотворения В.А. Жуковского?

Самое важное в жизни нельзя выразить словами: жизнь настолько прекрасная и сложная, что «земной язык» по сравнению с ней ничтожен. Это основная мысль стихотворения В.А Жуковского. Она выражена в последней строчке - «И лишь молчание понятно говорит». Элегия пронизана лёгкой грустью. Лирический герой размышляет над загадкой существования – «невыразимым». Мотив невозможности выразить глубинные переживания восходит в русской поэзии к идее невыразимости высших состояний души и смысла бытия: «Что наш язык земной пред дивною природой?»; “Невыразимое подвластно ль выраженью?»; “Ненареченному хотим названье дать – / И обессиленно безмолвствует искусство».

Сопоставьте стихотворение В.А. Жуковского «Невыразимое» с приведенным ниже стихотворением А.А. Фета «Как беден наш язык!-Хочу и не могу…» Какие темы сближаю оба произведения?

Именно в стихотворении В.А. Жуковского «Невыразимое» со всей отчетливостью была поставлена проблема «невыразимости», то есть поиска адекватного поэтического языка. В русской поэзии этой теме посвятили свои стихотворения многие романтики XIX века, такие, как Лермонтов, Фет, каждый из которых предложил свое оригинальное ее видение.

Искусство не способно выразить истинную суть явления. Лишь душа способна уловить «присутствие создателя в созданье». Мотив невозможности выразить глубинные переживания восходит в русской поэзии к идее невыразимости высших состояний души и смысла бытия: «Что наш язык земной пред дивною природой?»; “Невыразимое подвластно ль выраженью?»; “Ненареченному хотим названье дать – / И обессиленно безмолвствует искусство». Жу­ков­ский сам опре­де­лил свое­об­ра­зие сво­е­го твор­че­ства: пред­ме­том его по­э­зии было не изоб­ра­же­ние ви­ди­мых яв­ле­ний, а вы­ра­же­ние ми­мо­лет­ных не­уло­ви­мых пе­ре­жи­ва­ний. Сде­лать это очень труд­но, нужно найти слова, для всего, что чув­ству­ешь, ви­дишь, чем жи­вешь.

Эта же мысль зву­чит в сти­хо­тво­ре­нии Фета «Как беден наш язык…»:

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною,

Напрасно вечное томление сердец…

Ким 4.

Задание 1.2.1.

Как в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» раскрыто пушкинское понимание любви?

Лю­бовь для поэта - это глу­бо­кое, ис­крен­нее, вол­шеб­ное чув­ство, ко­то­рое пол­но­стью за­хва­ты­ва­ет его, высочайшее напряжение всех душевных сил. Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни казалась ему действительность, приходит любовь - и мир озаряется новым светом. Пушкин умеет найти удивительные слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека:

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Даже после пе­ре­жи­то­го в тя­же­лое время, пол­ное жиз­нен­ных ис­пы­та­ний, пе­ре­жи­ва­ний («В глуши, во мраке за­то­че­нья …»), когда жизнь поэта слов­но за­мер­ла, по­те­ря­ла смысл, Пуш­кин про­буж­да­ет­ся, воз­рож­да­ет­ся вме­сте с лю­бо­вью. Вме­сте с пре­крас­ной музой к поэту воз­вра­ща­ет­ся вдох­но­ве­ние, же­ла­ние тво­рить:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Задание 1.2.2.

Задание 1.2.3.

Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К***»(«Я помню чудное мгновенье…») с приведенным ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «К.Б.» что общего в решении темы любви в обоих стихотворениях?

Лирика любви занимает большое место в творчестве многих поэтов. Лирическими шедеврами являются стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», написанное в 1825 году и Ф. И. Тютчева «Я встретил вас – и все былое…», написанное в 1870 году.

Эти стихотворения объединяет тема любви. Для обоих поэтов любовь – это поэзия, которая овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

(А.С. Пушкин)

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что – то встрепенется в нас…

(Ф. И. Тютчев)

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» и «Я встретил вас – и все былое…» пронизаны грустью, воспоминанием, счастьем новой встречи. Слова:

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

раскрывают красоту, полноту внутреннего мира человека, когда он любит.

Произведения схожи по поэтическому сюжету («пробуждение» души лирического героя), по особой и возвышенности в его изображении, имеют идентичные образы («милые черты», «небесные черты»). Если душа лирического героя Пушкина спала («душе настало пробужденье»), то сердце лирического героя Тютчева было мертво («отжившее сердце»). Возвращение любимой «пробуждает» героя Пушкина и погружает в сон героя Тютчева («Гляжу на вас, как бы во сне»).

Оба стихотворения относятся к любовной лирике, к жанру лирического произведения. Ключевым, центральным словом является слово «любовь» («и та ж в душе моей любовь», «и жизнь, и слезы, и любовь»).

Таким образом, сопоставительный анализ стихотворений А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и Ф. И. Тютчева «Я встретил вас – и все былое…» позволяют нам увидеть великих художников слова, создавших яркие образы русской поэзии, глубокие по содержанию и изящные по форме.

Ким 5.

Задание 1.2.1.

Стихотворение А. С. Пушкина «Туча» проникнуто чувством надежды на лучшее. Мы видим победу добра над злом. Настроение лирического героя меняется в ходе стихотворения. Сначала оно мрачное, и унылое, и печальное, но как после дождя и грома «возрождается» природа: «земля освежилась» и ветер «ласкает листочки древес» , так и душа поэта становится ясной и светлой.
Первой строчкой стихотворения «Последняя туча рассеянной бури! » лирический герой-автор показывает, что вся основная буря уже позади, гром, молния – все уже прошло. Значит, в композиции стихотворения словно отсутствует пиковый момент – кульминация. Последняя туча лишь остаток бушевавшей стихии. Так что все стихотворение «Туча» мы можем назвать развязкой какого-то действия: герой уже успокаивается, настроение улучшается, на душе его становится легко и свободно, да и природа постепенно оправляется от бури.

Задание 1.2.2.

Задание 1.2.3.

Ким 6.

Задание 1.2.1.

Задание 1.2.2.

Задание 1.2.3.

Сопоставьте стихотворение Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся…» с приведенным ниже фрагментом оды Г.Р. Державина «бог». Что общего и различного в оценке поэтами места человека в мироздании?

Ос­нов­ная мысль сти­хо­тво­ре­ния Дер­жа­ви­на за­клю­че­на в стро­ке «Я царь - я раб - я червь - я бог!» Поэт го­во­рит о том, что зна­че­ние че­ло­ве­ка на земле слиш­ком ши­ро­ко, не­объ­ят­но: он может быть богом и царем, но в срав­не­нии со все­лен­ной че­ло­век - червь и раб. У Тют­че­ва зву­чит по­доб­ная мысль в по­след­ней стро­ке сти­хо­тво­ре­ния: «Я, царь земли, при­рос к земли!..» Че­ло­век, счи­та­ю­щий себя царем, лишен сво­бо­ды, не может, как кор­шун, взле­теть в небо - такой ли уж он царь после этого? В этом общность позиций авторов.

Однако Г.Р. Державин идет дальше в воплощении замысла: человек - это не просто ничтожная пылинка, обреченная на приземленное существования, не знающая и не имеющая ничего, кроме земных, материальных оков. Человек - это и есть Бог, человек - тот, кто пробуждает Бога не только в себе, но и во всем окружающем мире. Такова оценка поэтом места человека в мироздании. У Ф.И. Тютчева же больше сарказма в оценке места человека в мироздании: «Я, царь земли, прирос к земли!» В этом различие авторских позиций.

Ким 7.

Задание 1.2.1.

Какова роль эпитетов в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в светлости осенних вечеров…»?

Эпи­тет - об­раз­ное опре­де­ле­ние, слу­жит для вы­ра­же­ния экс­прес­сив­ной оцен­ки яв­ле­ний, пред­ме­тов в ху­до­же­ствен­ном тек­сте. Эпи­те­ты, ис­поль­зу­е­мые в дан­ном от­рыв­ке, под­чер­ки­ва­ют на­стро­е­ние ли­ри­че­ско­го героя, его вос­при­я­тие ве­че­ра. У Тют­че­ва много эпи­те­тов. Боль­шин­ство из них свет­лые, опи­сы­ва­ю­щие пре­лесть осен­них ве­че­ров («умиль­ная та­ин­ствен­ная пре­лесть», «Ту­ман­ная и тихая ла­зурь», «лег­кий ше­лест»). Од­на­ко ве­чер­няя при­ро­да бы­ва­ет раз­ной: среди спо­кой­ствия может воз­ник­нуть «зло­ве­щий блеск», земля ка­жет­ся «си­ро­те­ю­щей».

Задание 1.2.2.

Задание 1.2.3.

Сопоставьте стихотворение Ф.И. Тютчева «есть в светлости осенних вечеров…» с приведенным ниже фрагментом стихотворения А.С. Пушкина «осень». Что общего в восприятии лирическими героями обоих стихотворений осенней природы?

Оба сти­хо­тво­ре­ния про­ник­ну­ты свет­лой пе­ча­лью. На фоне «свет­ло­го стра­да­нья» у Тют­че­ва по­яв­ля­ет­ся «зло­ве­щий блеск» ухо­дя­щей осени. Эпи­тет «зло­ве­щий» - ме­та­фо­ра, вы­ра­жа­ю­щая идею ав­то­ра о не­дол­го­веч­но­сти мира. По­это­му та­ки­ми близ­ки­ми и до­ро­ги­ми че­ло­ве­ку ка­жут­ся осен­ние ве­че­ра при­ро­ды и жизни. Для Пуш­ки­на осень - лю­би­мое время года, не­смот­ря на «при­ро­ды увя­да­нье» и «седой зимы угро­зы». Осень вос­при­ни­ма­ет­ся по­эта­ми как пе­ри­од раз­мыш­ле­ний о сущ­но­сти че­ло­ве­че­ско­го бытия, под­ве­де­ние опре­де­лен­ных жиз­нен­ных ито­гов.

Ким 8.

Задание 1.2.1.

Задание 1.2.2.

Задание 1.2.3.

Сопоставьте стихотворения Ф.И. Тютчева «Фонтан» и «С поляны коршун поднялся…». В чем близость идей двух стихотворений?

Стихотворения Тютчева «Фонтан» и «С поляны коршун поднялся» можно сопоставить между собой тем, что в обоих произведениях тема взаимоотношений человека и природы является ведущей. Отмечу, что лирические герои стихотворений восхищаются силой и красотой природы и сожалеют об ограниченности человеческих возможностей познать Вселенную во всех ее проявлениях.

Тра­ги­че­ский смысл су­ще­ство­ва­ния че­ло­ве­ка за­клю­ча­ет­ся в том, что он не может не стре­мить­ся ввысь, слов­но мощ­ная струя фон­та­на, - та­ко­ва его че­ло­ве­че­ская при­ро­да. Од­на­ко он и не может по­стичь всего, чего бы ему хо­те­лось, по­доб­но водам фон­та­на. Та­ко­ва ос­нов­ная мысль сти­хо­тво­ре­ния «Фон­тан». В сти­хо­тво­ре­нии «С по­ля­ны кор­шун под­нял­ся…» эта же мысль рас­кры­ва­ет­ся через срав­не­ние че­ло­ве­ка с кор­шу­ном: не может че­ло­век, хоть он и «царь земли» под­нять­ся в небо, по­доб­но сво­бо­до­лю­би­во­му, воль­но­му кор­шу­ну.

Ким 9.

Задание 1.2.1.

Какое настроение преобладает в стихотворении С.А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…»?

Сти­хо­тво­ре­ние «Гой ты, Русь, моя род­ная» про­ни­за­но чув­ства­ми и эмо­ци­я­ми поэта, пе­ре­пол­ня­ю­щи­ми его серд­це. Прежде всего, это просветленный восторг, гордость за родину, Русь.

Для поэта нет ни­че­го до­ро­же и глав­ней Рос­сии, без неё он не пред­став­ля­ет свою жизнь. Все дома де­ре­вуш­ки он срав­ни­ва­ет с чем-то воз­вы­шен­ным, бо­же­ствен­ным («хаты – в ризах образа»), ведь «риза» - это цер­ков­ное оде­я­ние, кра­си­вое, пе­ре­ли­ва­ю­ще­е­ся зо­ло­том. Есенин хмелеет от своей огромной любви к бескрайним полям, запаху яблок и меда на «кроткий Спас», упивается пронзительной синевой небес, которая «сосёт глаза», звонким «девичьим смехом», «приволью зеленых лех». Сам себя он называет «захожим богомольцем», а родину, Русь, «раем» И даже “рать святая” – ангелы, не могут соблазнить поэта жизнью в Раю, так как он уже обрел свой вечный Рай – свою Русь. Сти­хо­тво­ре­ние все - от на­ча­ла до конца - ис­крит­ся сча­стьем, ра­до­стью, лю­бо­вью к род­но­му краю.

Задание 1.2.2.

Задание 1.2.3.

Сопоставьте стихотворение С.А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…» с приведенным ниже стихотворением М.Ю. Лермонтова «Родина». Что общего и различного в отношении поэтов к Родине?

Стихотворения Есенина и Лермонтова схожи по тематике, образам и различаются по мотивам. В обоих стихотворениях через восприятие лирического героя передаётся лю­бовь к Ро­ди­не, пре­кло­не­ние перед ней, без­за­вет­ное слу­же­ние ей. «Люблю отчизну я…» - утверждает лирический герой стихотворения «Родина», в стихотворении Есенина в последних строках «Не надо рая, дайте родину мою» звучит та же беззаветная любовь к отчизне.

В обоих стихотворениях присутствует образ родины. Этот образ и в том, и в другом стихотворении – образ России крестьянской, «неофициальной»: Русь с хатами у Есенина и отчизна с избами, «покрытыми соломой», у Лермонтова; «приволь зеленых лех» в есенинском произведении и «лесов безбрежных колыханье» в лермонтовском стихотворении.

Но если у Есенина пейзаж окрашен в светлые тона: «Синь сосет глаза», то в стихотворении Лермонтова звучат печальные, грустные мотивы: «Проселочным путем люблю скакать в телеге и, взором медленным пронзая ночи тень, встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, дрожащие огни печальных деревень». Это было обусловлено и сословной принадлежностью поэтов, и их личной судьбой.

Ким 10.

Задание 1.2.1.

Задание 1.2.2.

Задание 1.2.3.

ВАРИАНТ 2. ЛИРИКА.

Ким 1.

Задание1.2.1.

Почему размышления лирического героя проникнуто трагизмом? «Стансы». М.Ю. Лермонтов.

"Стансы" - это преддверие всей трагической жизни поэта. Вот почему размышление лирического героя проникнуто такой безысходностью, трагичностью.

Свои "Стансы" ("Мне любить до могилы...") Лермонтов написал совсем молодым, но какая разочарованность и тоска звучит в словах его лирического героя. Он боится причинить горе, а может быть и даже смерть близкому человеку, который его полюбит. Возможно, поэтому он и говорит:
Я люблю и страшусь быть взаимно любим...