Ф.И.О. Викулова Светлана Михайловна Место работы: МБОУ «Ерзовская СОШ» Городищенского района Волгоградской области.
Предмет : изобразительное искусство. Класс : 6 урока по теме : третий урок 2 четверти (2 урок по теме «Натюрморт») Тип урока: комбинированный Тема: Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Цель: формирование умения исследовать предметный мир. Форма урока: игра «Ученые-исследователи», работа по группам. УУД Личностные УУД: - осознания себя как части мира среди многообразия окружающих предметов; - формирование умение выступить в роли ученого, роли одноклассника, умение выстраивать межличностные отношения; Регулятивные УУД : - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные УУД : - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий. Познавательные УУД: - общеучебные универсальные действия: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности, взаимодействие, контроль, коррекция оценки деятельности партнера; - логические универсальные действия: анализ предметов с целью выявления признаков, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации предметов; Постановка и решение проблемы : самостоятельное решения проблемы соотношения полученных знаний на уроке с творчеством художников-кубистов.
Планируемые результаты: Личностные результаты: - формирование навыков работы в группе при выполнении практических и творческих работ; - умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства. Предметные результаты: - умение характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы; - знать основные геометрические фигуры и объемные тела; - выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур; - конструировать сложную форму предмета как соотношение простых геометрических фигур. Метапредметные результаты:
– умение выстраивать и обосновывать теоретические аспекты изучаемого материала через построение коммуникативного диалога: учитель–ученик; ученик-ученик.

- умение анализировать, синтезировать, исследовать. Межредметные связи: с математикой. Оборудование: Для учителя: Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ЦОР на СD – ROM, ресурсы сети Интернет): Презентация в POWER POINT, универсальные (компьютер, проектор, экран). Авторские презентации: «Понятие формы», «Кубизм. Натюрморт». Для учащихся: вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры, цветной картон, ножницы клей, вырезанные из цветной бумаги силуэты предметов быта.
Интернет- ресурсы: к презентации: «Кубизм. Натюрморт». http:// www. wikipaintings. org/ ru/ juan- gris/ mode/ all- paintings- by- alphabet/2 - Хуан Грис. Натюрморт у открытого окна. -Хуан Грис. Натюрморт с лампой. - Хуан Грис. Натюрморт. Жалюзи. - Хуан Грис. Натюрморт. Фрукты и мандолина. - Хуан Грис. Портрет. - Хуан Грис. Натюрморт. - Пабло Пикассо. Харчевня (Ветчина). 1912 год. - Ваза с фруктами на столе. П. Пикассо 1909 год - П. Пикассо. Фотография. . Х. Грис. Натюрморт у открытого окна. 1925,"Ваза с фруктами и графин". 1914 год . Ж.Брак. Натюрморт. 1942 год
Интернет ссылки к презентации «Понятие формы». -Геометрические тела. - Основные геометрические фигуры. - Конструкция гипсовой вазы. - Конус.

Этап урока

Кроме того вы сможете заработать дополнительный бал за правильный ответ. Вам понадобятся следующие материалы: цветная бумага, ножницы, клей, вырезанные геометрические фигуры, вырезанные силуэты предметов быта. Проверьте готовность к уроку
Слайд 6. Геометрические фигуры. 1.Вопрос: Дома вы вырезали геометрические фигуры. Назовите их. 2 Вопрос: Найдите слово, которое объединяет эти предметы. 3 Вопрос: В чем их отличие?
4 Вопрос: Это простые предметы или сложные? 5 Вопрос: А можно из них сделать сложный предмет? И как это сделать? Кто желает попробовать это сделать на классной доске. Слайд 7. Практическая работа. А теперь по группам выполните эту работу. В технике аппликации. По окончанию работы выставите на доске.

Посмотрим на работы и ответим на вопросы: 1.Какие по форме получились предметы: простые или сложные? 2. Что мы сделали, чтобы создать сложный предмет? Процесс соединение отдельных частей в единое целое, называется синтезом (запись на доске.) . Слайд 8. синтез.
Ученый Совет оценит ваши работы. Критерий оценки - оригинальность, сложность созданного предмета.

Вопрос 1.Возьмите вырезанные вами силуэты предметов скажите, можно их разделит на геометрические фигуры? Вопрос 2. Как это можно сделать? Разрежьте и наклейте на лист, оставляя небольшие промежутки между частями. Процесс, когда целое делят на части, называется анализом (запись на доске.) Слайд 9. Анализ Слайд 10. Практическая работа. Пока ученые-практики выполняют работу, ученые – теоретики в это время смогут заполнить таблицу. По окончанию работы выставите на доске. Прошу по одному представителю от группы проанализировать работу: назвать геометрические фигуры, на которые вы разделили ваш предмет.

Ученый Совет оценит ваши работы (до 5 баллов) критерий оценки - умение видеть в сложной форме соотношение простых геометрических фигур.

Посмотрите на 2 предмета: конус и треугольник. 1.Вопрос: Если мы возьмем равнобедренный треугольник и будем вращать его по оси, какой предмет нас получиться? Слайд 11. Треугольник и конус. 2. Вопрос: Что между ними общего? 3 Вопрос: Чем они отличаются?

4 Вопрос: Вспомните, ещё какие объемные геометрические тела вы знаете? Слайд 12. объемные геометрические тела
5 Вопрос: И если мы возьмем сложный объемный предмет, то на какие фигуры мы его можем разделить? Слайд 13. Конструкция вазы. Мы с вами исследовали окружающие предметы, изучили конструкцию предметов. Слайд 14. Конструкция.
Ученые заполняют до конца таблички и сдают Ученому Совету, который подведет результат. В это время мы проведем проведем мини-тест. Слайд. 15. Тест.

Слайд. 16. А 1..К какой группе относятся предметы, которые изображены линиями: а. Объемные. б. Плоские. в. Линейные. Слайд 17. В 1. Соотнесите примеры, обозначенные цифрами с группами обозначенными буквами 1 геометрические фигуры и ваза. 2. треугольник и конус.
А.Простые и сложные. Б. Плоские и объемные. Слайд 18. В 2. Соотнесите: Определение 1. Процесс, когда отдельные части соединяются в единое целое. 2. процесс, когда целое делят на части. А . анализ. Б. синтез. Группы сдают ответы теста, заполненные таблицы ученому Совету. Давайте проверим, правильно ли вы выполнили тест. Слайд 19 Авторская презентация: «Кубизм. Натюрморт». Учитель: Пока наш научный Совет подводит итоги, мы познакомимся с группой художников, которые жили в начале 20 века во Франции. Они искали новые пути изображения мира, в т.ч. натюрморта, не так как это изображали художники-реалисты. Слайд 20. Проблемный вопрос: Перед вами трудная задача определить, что общего между проделанной сегодня работой на уроке нами и этим направлением в искусстве. Запишите ответ на листочке. Вам это принесет дополнительно 5 баллов. (Презентация «Кубизм») Проблемный вопрос: что общего между проделанной сегодня работой на уроке нами и этим направлением в искусстве. Запишите ответ на вопрос на листочке и сдайте ученому Совету. Скажите ваш ответ на этот сложный вопрос. Проблемный вопрос: что общего между проделанной сегодня работой на уроке нами и направлением «кубизм»? Слайд: 21. ответ на вопрос. 12

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1 Формы и конструкции в дизайне………………………………………………5

1.1.Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира………………..51.2. Формообразование в дизайне………………………………………………..8

1.3. Многофункциональность конструкций в дизайне………………………..15

Выводы по главе 1.................................................................................................20
2 Практическое применение форм окружающей природы..............................22
2.1. Анализ аналогов по теме исследования.......................................................22
2.2. Разработка собственного макета по теме исследования.............................30
Выводы по главе 2.................................................................................................32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..................................................................39
ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................42

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы обуславливается прогрессирующим развитием использования форм в предметной среде, что окружает человека. Начиная с древнего мира, когда впервые стали стилизоваться природные формы в ювелирных изделиях, в мебели, в оружии, и вплоть до сегодняшних дней не ослабевает внимание дизайнеров к многообразию природных форм и к возможности их профессионального использования в мире дизайна.

Всё больше и больше биоформы оказывают влияние на всё, создаваемое человеком, начиная от бытовой техники и медицинского оборудования до целых городов. С развитием технологий и появлением всё новых материалов возможности использовать бионические формы и экологически чистые конструкции в дизайне становятся практически безграничными.

Специфическая черта современного этапа освоения форм живой природы в дизайне состоит в том, что сегодня осваиваются не просто формальные стороны живой природы, а устанавливаются глубокие связи между законами развития живой природы и дизайна. На современном этапе дизайнерами используются не внешние формы живой природы, а только свойства и характеристики формы, являющиеся выражением функций того или иного организма, аналогичные функционально-утилитарным сторонам дизайна.

Актуальность темы также связаны с её важностью и значимостью для современного времени. Изучение форм окружающей нас природы и конструкций неоспоримо, как неотъемлемая часть дизайна, как одна из основ дисциплины, которая необходима для того, чтобы успешно работать сегодня на рынке современного дизайна и продолжать также успешно работать и в будущем.

Эти размышления и объясняются актуальность выбранной нами темы курсовой работы.

Цель работы – изучить влияние форм окружающей нас природы и конструкция на дизайн.

Цель исследования объект и предмет обусловили формулирование и решение следующего ряда задач :

1. Раскрыть понятие «форма».

2. Рассмотреть многообразие форм окружающего мира.

3. Осветить процесс формообразования в дизайне.

4. Представить многофункциональность конструкций в дизайне.

5. Проанализировать аналоги по теме исследования.

6. Разработать собственный макет по теме исследования.

Объект исследования – формообразование в дизайне.

Предмет исследования – формы окружающей нас природы и конструкция в дизайне.

Методы исследования . По ходу выполнения работы использовались следующие методы: изучение научной литературы, метод анализа, синтеза, наблюдения и проектирования.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической частей и ряда сопутствующих параграфов, выводов по параграфам, заключения и списка используемой литературы. Во введении поставлены задачи и намечена цель; обоснована актуальность выбранной темы; намечены предмет и объект исследования. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы о форме и конструкции в дизайне. Во второй главе представлено практическое применение форм окружающей природы в дизайне. В заключении подводятся общие итоги исследования, формулируются выводы по проделанной работе.

Формы и конструкции в дизайне

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Форма (forma– лат.) – это морфологическая и объемно-пространственная структурная организация объекта, которая родилась в результате содержательного преобразования материала; также это внешнее или структурное выражение какого-либо содержания, что представляет важнейшую категорию и формирует предмет творческой деятельности – литературы, искусства, архитектуры и дизайна .

Слово «форма» имеет смысл образа, очертания и визуализации предмета. То есть, форма – это причина существования предмета. Если нет формы, то вещь не существует в пространстве и времени (см. также прил. 1).

Понятие формы предмета – взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии.

Форма обитает как в пространстве, так и во времени восприятия и заключает в себе ценностно-ориентированную информацию .

Форма в дизайне – особая организованность предмета, которая появилась как результат деятельности дизайнера по достижению взаимосвязного единства всех его свойств – конструкции, внешнего вида, цвета, фактуры, технологической целесообразности и пр.

Форма в дизайне отвечает требованиям и условиям потребления, эффективному использованию возможностей производства и эстетическим требованиям (см. рис. 1).

Рис. 1. Форма в дизайне

Всё, что окружает человека, поражает разнообразием форм: величественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы самолётов и автомобилей, изящные очертания цветов, бабочек, птиц, пластика человеческого тела и др. (см. рис. 2):

Рис. 2 Природные формы

Все зрительно воспринимаемые признаки формы важны:

– геометрический вид (конструкция)

– величина

– положение в пространстве

– фактура

– текстура

– светотень .

Каждый, наверное, замечал, что форма деревьев различна в спокойный день и в ветреную погоду. Также может изменяться прямо на глазах человека форма облаков, превращаясь в рыцаря, птицу, рыбу, дракона или принимая очертания сказочного замка.

В природе и быту можно найти много подобий формы. Похожи друг на друга носик слонёнка и носик чайника, пышное оперение павлина и форма морской раковины, склонившаяся от ветра ветка и хвост петуха. Можно придумать множество подобных примеров.

Внимательно вглядываясь в окружающий мир, человек может обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека формы лежат элементарные геометрические формы или тела (см. рис. 3).

Рис. 3. Орнамент

На примере орнамента хорошо видно, что формы растений, животных и даже человека можно превратить в геометрические элементы. Это происходит потому, что человек склонен отыскивать порядок и простоту в окружающем его разнообразии.

Перед вами лист бумаги. Опишите его.

Плоский лист бумаги может приобрести и другую форму. А как?


ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Что видите на экране?

Что о них можете сказать?

А на что из окружающего вас мира похожи эти фигуры?


Тема урока «ПОНЯТИЕ ФОРМЫ. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»


Все что нас окружает поражает разнообразием форм.

Величественные очертания гор.

Обтекаемые формы самолетов и автомобилей

Изящные очертания

цветов, бабочек…

Громады многоэтажных

Пластика человеческого тела


ФОРМА – ЭТО ЕДИНСТВО ВНУТРЕННЕЙ КОНСТРУКЦИИ И

ВНЕШНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ОБЪЕКТА.

Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических фигур.


Во всем окружающем мире мы стремимся искать и

устанавливать сходство форм. Любая форма может вызвать ассоциации с другими сходными формами, с которыми

наше сознание будет устанавливать определенные

соотношения и связи.


В природе и быту можно найти много подобий формы.

Похожи друг на друга носик слоненка и носик чайника,

пышное оперение павлина и форма морской раковины,

склонившаяся от ветра ветка и хвост петуха.


Порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна или неясного силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы.

Внимательно вглядываясь в окружающий мир, мы можем обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека форм лежат элементарные геометрические фигуры или тела.


Формы растений, животных и даже человека можно

превратить в геометрические элементы.



Внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины и высоты.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА


Наблюдая окружающие вас предметы, установите

сходство очертаний различных предметов

с геометрическими телами.


Геометрические формы мы можем найти и в

произведениях художников.

С.И. Осипов. «Васильки»

А. Лактионов.

«Февраль» 1956

И. И. Левитан.

«Одуванчики» 1889


М. Келехсаев.

«Кубистический натюрморт»

М. Келехсаев.

«с. Нар, родина Коста»

С. Кодоева – Пироева. «Натюрморт с желтой бутылкой»

М. Келехсаев. «Изобилие»


ЧТО ТАКОЕ ФОРМА ОБЪЕКТА?

Форма объекта передает его характерные особенности, делает его

узнаваемым.

В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый

изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию.

Даже издали мы узнаем

сидящую кошку,

только по силуэту.

Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а

туловище на треугольник. В других позах этого животного

можно также найти подобие геометрическим фигурам.


Конструкция – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.

Для передачи в рисунке объемной формы необходимо

представить её внутреннее строение.


Предметы простой формы в своей основе имеют одну

геометрическую фигуру, а предметы сложной формы –

несколько геометрических фигур.

Более сложные обычно называют комбинированными,

так как в своей основе представляет сумму геометрических тел.


Анализ формы предметов

Стрелками показаны основные направления формообразования. Зеленые стрелки показывают,

в каких направлениях внешние силы «заставляют» искривляться поверхность, а красные – представляют

силы внутри самого предмета, которые словно раздвигают форму.

Чтобы наиболее точно передавать в рисунке объем предметов, следует мысленно проводить такой анализ.


Тестовые задания:

  • Укажите какие из изображений являются

геометрическим фигурами:


2. Укажите какие из изображений являются

геометрическим телами:


3. Основа формы, костяк, каркас, связывающий

отдельные элементы и части в единое целое – это

б) конструкция.

4. Чем передается в рисунке форма предметов:

а) линиями и светотенью;

б) анализом формы предметов.










Вывод

Часто предметы имеют сложную форму, состоящую из отдельно взятых простых

форм (шар, цилиндр, призма, параллелепипед, куб, конус, пирамида).

Очень важно уметь выявлять в одной сложной форме составляющие ее простые геометрические фигуры или тела.

Чтобы научиться рисовать, необходимо научиться анализировать форму предметов,

рассматривать предмет со всех сторон.


Творческая работа

Придумать и составить из геометрических фигур разной величины:

  • животных (мышку, слона, собака разной породы…)
  • «Геометрическую семью».

Домашнее задание:

Сконструировать из бумаги геометрические тела разных форм и размеров, можно из картона. Нам они понадобятся для дальнейшей работы.

Класс: 6

Презентация к уроку











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование умения исследовать предметный мир.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

УУД

Личностные УУД:

Осознания себя как части мира среди многообразия окружающих предметов;

Формирование умение выступить в роли ученого, роли одноклассника, умение выстраивать межличностные отношения;

Регулятивные УУД:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий.

Познавательные УУД:

- общеучебные универсальные действия:

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности, взаимодействие, контроль, коррекция оценки деятельности партнера;

- логические универсальные действия: анализ предметов с целью выявления признаков, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации предметов;

Постановка и решение проблемы: самостоятельное решения проблемы соотношения полученных знаний на уроке с изобразительным творчеством предметного мира

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

Формирование навыков работы при выполнении практических и творческих работ;

Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Предметные результаты:

Умение характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы;

Знать основные геометрические фигуры и объемные тела;

Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур;

Конструировать сложную форму предмета как соотношение простых геометрических фигур.

Метапредметные результаты:

– умение выстраивать и обосновывать теоретические аспекты изучаемого материала через построение коммуникативного диалога: учитель–ученик; ученик-ученик.

– умение извлечь материал, изученный на математике, и адаптировать на язык изобразительного искусства;
- умение анализировать, синтезировать, исследовать.

Межредметные связи: с математикой.

Для учащихся:пластилин, вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры, цветной картон, ножницы, клей.

Ход урока

1. Организационная часть.

  • Приветствие
  • Проверка готовности к уроку
  • Проверка присутствия учащихся
  • Выбрать активную группу, для анализа работы и оценки учащихся

2. Повторение пройденного материала:

Ребята, давайте вспомним, с каким жанром мы познакомились на прошлом уроке? И дайте ему определение.

Ответ: с жанром натюрморт. Натюрморт – это изображение “мертвой натуры”

Сегодня на уроке мы продолжим работать над этим жанром.

3. Сообщение нового материала

Вам представлены одинаковые по назначению предметы. В чем их отличие? (слайд №2,3).

Ответ: Эти предметы имеют разную форму.

Верно. Сегодня на уроке мы будем говорить на тему: Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.Как вы понимаете, что такое форма?

Форма - это единство внутренней конструкции и внешней поверхности объекта.

Во всем окружающем мире мы стремимся искать и устанавливать сходство форм. Чаще окружающие предметы, ассоциируются у нас с простыми геометрическими формами или представляются нам сочетанием нескольких форм. Это происходит потому, что мы склонны отыскивать порядок и простоту в окружающем нас разнообразии. А какие геометрические формы вам известны из математики? (слайд №4)

Давайте представим какие предметы ассоциируются с круглой формой, с квадратной и т. д. (слайд 5,6)

Также форма бывает линейная, плоская и объемная (примеры).Вспомните, что первые ощущения объема мы получаем, когда берем в руки и ощупываем предметы или занимаемся лепкой, создавая трехмерный объем.Вы знаете, что внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины и высоты, то есть именно эти измерения делают его объемным.

Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым.

В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение - конструкцию.

Конструкция - это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.

Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить ее внутреннее строение, иначе говоря, нужно разобраться в конструкции предмета. (Слайд № 7)

Прежде чем приступить к изображению кувшина с натуры, полезно проанализировать, из каких геометрических форм он состоит. Если мысленно расчленить форму кувшина, отбросив носик и ручку, то можно представить, что горло - это цилиндр, а основная часть сосуда состоит из шара и двух усеченных конусов.

Оказывается, в течении нашей жизни мы накапливаем представления о разнообразных формах, и порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна, чтобы узнать в них знакомые предметы. (слайд№8)

Дизайнеры подсмотрели много интересных форм в природе, на основе которых они сконструировали предметы и машины, отличающиеся красотой и целесообразностью формы.

Например, современный самолет похож на птицу. Его обтекаемая форма наилучшим образом подходит для полета.

Умея анализировать форму и конструкцию предмета, художник с легкостью может эту форму стилизовать. Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. (Слайд № 9, 10) Одним из примеров стилизации может быть процесс создания знаковых изображений в графическом дизайне.

В роли дизайнеров мы попробуем быть с вами на сегодняшнем уроке.

4. Постановка проблемы:

с помощью знаний, полученных на уроке, преобразовать заготовленные геометрические формы в силуэты предметов для тематического натюрморта (возможна работа в группе)

Лепка предмета со сложной конструкцией, в основе которого лежат простые геометрические фигуры

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Индивидуальная или групповая работа учащихся

Контроль учителя

6. Рефлексия. Оценка работ учащихся (работает активная группа класса)

  • Какие способы были использованы для стилизации предметов своего натюрморта?
  • Какие геометрические формы вошли, в тот предмет, который был выполнен из пластилина?
  • Какие результаты заслуживают получить учащиеся, и почему?

7. Завершение урока

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Перед вами лист бумаги. Опишите его. Плоский лист бумаги может приобрести и другую форму. А как?

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Что видите на экране? Что о них можете сказать? А на что из окружающего вас мира похожи эти фигуры?

Тема урока «ПОНЯТИЕ ФОРМЫ. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» Презентацию подготовила учитель ИЗО и черчения МКОУ СОШ с. Брут Гулдаева С.М.

Все что нас окружает поражает разнообразием форм. Величественные очертания гор. Обтекаемые формы самолетов и автомобилей Пластика человеческого тела Громады многоэтажных зданий Изящные очертания цветов, бабочек…

ФОРМА – ЭТО ЕДИНСТВО ВНУТРЕННЕЙ КОНСТРУКЦИИ И ВНЕШНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ОБЪЕКТА. Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических фигур.

Во всем окружающем мире мы стремимся искать и устанавливать сходство форм. Любая форма может вызвать ассоциации с другими сходными формами, с которыми наше сознание будет устанавливать определенные соотношения и связи.

В природе и быту можно найти много подобий формы. Похожи друг на друга носик слоненка и носик чайника, пышное оперение павлина и форма морской раковины, склонившаяся от ветра ветка и хвост петуха.

Внимательно вглядываясь в окружающий мир, мы можем обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека форм лежат элементарные геометрические фигуры или тела. Порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна или неясного силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы.

Формы растений, животных и даже человека можно превратить в геометрические элементы.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА Внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины, и высоты.

Наблюдая окружающие тебя предметы, установи сходство очертаний различных предметов с геометрическими телами.

С.И. Осипов. «Васильки» А. Лактионов. «Февраль» 1956 И. И. Левитан. «Одуванчики» 1889 Геометрические формы мы можем найти и в произведениях художников.

М. Келехсаев. «с. Нар, родина Коста » М. Келехсаев. «Кубистический натюрморт» С. Кодоева – Пироева. «Натюрморт с желтой бутылкой» М. Келехсаев. «Изобилие»

ЧТО ТАКОЕ ФОРМА ОБЪЕКТА? Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым. В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию. Даже издали мы узнаем сидящую кошку, только по силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам.

Конструкция – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое. Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить её внутреннее строение.

Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы – несколько геометрических фигур. Более сложные обычно называют комбинированными, так как в своей основе представляет сумму геометрических тел.

Стрелками показаны основные направления формообразования. Зеленые стрелки показывают, в каких направлениях внешние силы «заставляют» искривляться поверхность, а красные – представляют силы внутри самого предмета, которые словно раздвигают форму. Анализ формы предметов Чтобы наиболее точно передавать в рисунке объем предметов, следует мысленно проводить такой анализ.

Придумать и составить из геометрических фигур разной величины: ж ивотных (мышку, слона, собак разной породы…) «Геометрическая семья». Творческая работа

Домашнее задание: Конструирование из бумаги геометрических тел, можно из картона, проведем выставку творческих работ по конструированию.

Вывод Часто предметы имеют сложную форму, состоящую из отдельно взятых простых Форм (шар, цилиндр, призма, параллелепипед, куб, конус, пирамида). Очень важно уметь выявлять в одной сложной форме составляющие ее простые геометрические фигуры или тела. Чтобы научиться рисовать, необходимо научиться анализировать форму предметов, рассматривать предмет со всех сторон.

Литература: Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Учебник 6 класса. Москва. Просвещение. 2008. 2. Н. М. Сокольникова. Основы композиции. Учебник для 5 – 8 классы. Изд. «Титул». 2000. 3. Б. М. Неменский. Искусство в жизни человека. Методическое пособие для 6 класа.

Тестовые задания: Укажите какие из изображений являются геометрическим фигурами:

2. Укажите какие из изображений являются геометрическим телами:

3. Основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое – это а) форма; б) конструкция. 4. Чем передается в рисунке форма предметов: а) линиями и светотенью; б) анализом формы предметов.

Правильно

Неправильно

Правильно

Неправильно

Правильно

Неправильно

Правильно

Неправильно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

На данном уроке учащиеся проникают во «внутренний мир» предметов: знакомятся с понятиями формы и конструкции. Все предметы строятся из геометрических тел. Предметы простой формы (яблоко, книга) в свое...

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Понятие формы.Многообразие форм окружающего мира".

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Понятие формы.Многообразие форм окружающего мира" по программе Б.М. Неменского....