Приоритетом современных исследований проблем функционирования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и возможностей их инклюзии является разработка основ их позитивной социализации, базирующейся на пересечении трех процессов: реабилитации, компенсации, социальной адаптации. По выражению А.Р. Лурии, «человек не может «закрыться» на ремонт», поэтому все три процесса слиты воедино, и их следует рассматривать как открытую динамическую систему, результатом успешного действия которой является позитивная социализация личности человека с ОВЗ .

Компенсация - это процесс возмещения отсутствующих или нарушенных функций на основе перестройки сохранных или частично нарушенных. Согласно Л.С. Выготскому, дефект создает стимулы для выработки компенсаторных процессов в развитии и поведении (замещающих, надстраивающихся, выравнивающих). Оценка степени дефективности или нормальности личности в целом зависит от исхода социальной компенсации . В современном понимании сущность и процессы компенсации нарушенного или отстающего развития - сложное взаимодействие социальных и биологических факторов, системообразующими среди которых являются деятельность и социальные отношения человека. Учитывая системный характер строения психики, компенсация реализуется на следующих уровнях :

1) биологический / телесный: преимущественно автоматические и бессознательные компенсаторные процессы;

2) психологический: способность к адекватной оценке своих возможностей и постановке реальных целей и задач, формирование и сохранение позитивного отношения к себе;

3) социально-психологический: межличностные отношения лиц с ОВЗ с окружающей средой, построенные на основе принципов социального партнерства, толерантности, эмоциональной поддержки и понимания. Это главные условия раскрытия их ресурсных возможностей, укрепления веры в свои силы, восстановления позитивного отношения к себе, осознания нужности, понимания собственной независимости и автономности;

4) социальный: политика государства в отношении лиц с ОВЗ, законодательное предоставление определенных гарантий, стереотипные установки в отношении лиц с ОВЗ и их последствия.

У человека процессы компенсации заключаются, прежде всего, в формировании способов действий и усвоения социального опыта в условиях сознательной целенаправленной деятельности; ведущую роль здесь играет сознание, обусловленное социальными отношениями. Таким образом, компенсация у человека связана с развитием всех сторон личности, то есть с психологическим уровнем - центральным для человека способом восстановления нарушенных функций.

Психологическая компенсация является процессом, направленным на достижение или восстановление чувства внутренней стабильности и самопринятия в связи с переживанием несостоятельности в различных аспектах жизни.

Л.С. Выготский выделял несколько линий компенсаторного развития характера: реальная компенсация - реакция на более или менее реально учитываемые трудности; фиктивная - установка настороженности, подозрительности, мнительности - как защита от возникших трудностей; бегство в болезнь - превращение слабости в силу путем культивирования в себе болезни, дающей право требовать повышенного к себе внимания. В современных трактовках компенсация - это противопоставление неуспеха в одной сфере успехов в другой («зато», «вместо»); гиперкомпенсация - наращивание усилий в сфере несостоятельности («преодоление»); оптимальная же форма компенсации - взаимодополнение названных способов. Высшая форма компенсации -поведение, направленное на достижение цели: уравновешивание жизненных амбиций и уровня притязаний с уровнем своих способностей в неблагоприятных условиях ограниченных возможностей здоровья и жизнедеятельности .

Социально-психологический уровень компенсации осуществляется в сфере межличностных отношений лиц с ОВЗ с ближайшим окружением. Важнейший средовый фактор этой компенсации - социальная поддержка в виде информации, приводящей человека к убеждению, что его любят, ценят, заботятся о нем, и что он является членом социальной сети и имеет с ней взаимные обязательства. Ощущение социально-психологического благополучия связывается с тремя основными жизненными опорами: семьей, профессией и ближайшим окружением вне семьи: здесь человек реализует осознание своей причастности и независимости .

Взаимодействуя с социальной средой, человек социализируется: усваивает социальный опыт и преобразует его в свои ценности, ориентации, установки. В контексте личностного здоровья можно выделить ряд значимых параметров социализации (табл. 1).

Таблица 1

Условия и личностные предпосылки позитивной социализации

Условия/критерии оценки психического и личностного здоровья человека

Характеристики личности, необходимые для позитивной социализации

Реакция на другого как на равного себе

Способность к изменению своих ценностных ориентаций

Реакция на факт существования норм в отношениях между людьми, то есть выделение этих норм и стремление следовать им

Ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных норм

Характер переживания своей относительной зависимости от других людей

Умение находить баланс между своими ценностями и внешними требованиями

Процесс и результат социализации - следствия внутреннего противоречия между идентификацией человека с обществом и его обособлением. Личность, адаптированная в обществе и неспособная противостоять ему, является жертвой социализации, неадаптированная - такой же жертвой, девиантом. Отметим также, что изменчивость социальной среды может превратить ранее сформированную социализацию и социальную адаптацию в неудачную, и успех ее во многом обеспечивается тем, насколько человек научился ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях.

Социальный уровень компенсации связан с макросоциальными масштабами существования человека: это политика государства в отношении лиц с ОВЗ, в том числе образовательная и профессиональная; законодательство; характер отношения к людям с ОВЗ в сфере обыденного массового сознания, зависящий от конфессиональных, этнокультурных и исторических традиций общества, от системы образования и СМИ.

Отношение общества к лицам с ОВЗ, главным образом их ближайшего окружения, определяются специфическим взаимодействием, опосредуемым наличием у них того или иного нарушения развития. Такой человек значительно больше, чем обычный, зависит от эмоциональных и социальных отношений среды. Согласно Л.С. Выготскому, каждый биологический недостаток сказывается в первую очередь на отношениях с людьми и реализуется как социальная ненормальность поведения, перестраивающая взаимоотношения личности .

Реабилитация - это сложное многоуровневое образование, система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество. Результатом реабилитационного воздействия является формирование активного отношения к нарушению здоровья и восстановление позитивного отношения к жизни, к семье, обществу и к самому себе .

Эффективность реабилитационного процесса зависит во многом от меры его сопричастности потребностям и интересам, идеалам и ценностям, сущности и существованию человека, нуждающегося в реабилитации. Можно сказать, что если личность человека является объектом реабилитационного воздействия, то ее активное творческое начало превращает ее в субъекта реабилитации. Важнейшей задачей психолога в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья является создание предпосылок личностного роста, формирование способности позитивно воспринимать себя и жизнь .

В рамках социологической концепции жизненных сил утверждается, что их реализация зависит не только от возможностей, предоставляемых обществом, но и от индивидуально-личностных характеристик, опирающихся прежде всего на духовные ценности и установки человека. Уровень развитости жизненных сил, степень самореализации личности в различных сферах жизнедеятельности выражается в форме удовлетворенности (неудовлетворенности) своей дееспособностью, состоянием здоровья, психологическим состоянием, окружающей микро- и макросредой, получаемым доходом, включенностью в социальную инфраструктуру и т.д. . Все это обусловливает различия в уровне образования, стиля жизни, профессиональной базы, возможности выбора жизненных стратегий между социальными группами.

Психологическая реабилитация ориентирована на реорганизацию и оптимизацию социально-психологического бытия личности, приведение возможностей человека в соответствие с его потребностями и ценностями. Реабилитация направлена не на само нарушение, а на личность человека с тем или иным нарушением, на восстановление ее полноценного существования в обществе, на преодоление социальных последствий заболевания или недостатка развития .

С психологической точки зрения, драма инвалидности - в конфликте полноценных человеческих потребностей с ограниченными возможностями их реализации. Реабилитация направлена на максимальное преодоление и разрешение этого конфликтного состояния; в противном случае возможна постепенная деформация личности человека с ОВЗ . Основная цель психологической реабилитации - не допустить превращение личности инвалида в инвалидную личность .

Разносторонняя функциональная недостаточность, возникающая как следствие первичного нарушения здоровья, приводит, прежде всего, к диссоциабельности , отклонениям в «социальном поле» :

  • · к нарушениям социальной перцепции - адекватного восприятия других людей с их достоинствами, недостатками, проблемами. В то же время и собственная личность, в том числе внутренняя картина болезни или дефекта, представляется искаженно, а неадекватность собственных установок не чувствуется;
  • · к противоречиям между ценностными отношениями личности человека с ОВЗ и требованиями среды, приводящим к сужению возможностей вследствие субъективно завышенных ожиданий и требований;
  • · к отсутствию или подавлению социально значимых мотиваций, искажению ценностей, причинами чего являются недостаточность индивидуального опыта, связанная с болезнью или дизонтогенезом, дефицит навыков и знаний, а также негативный опыт деятельности и общения.

Реабилитация - это восстановление утраченных способностей и пригодности. Врожденное или рано приобретенное нарушение здоровья, физического или психического развития детерминируют отсутствие периода нормального развития, а также исходную дезадаптацию . По отношению к инвалидам с детства употребляется термин абилитация . В дословном переводе с латыни абилитация - приобретение способности к чему-либо, то есть речь идет не о возвращении способности, а о первоначальном ее формировании. Сущностью социально-психологической абилитации детей и подростков является формирование личности с такими качествами и свойствами, которые позволили бы не просто интегрироваться в трудовую деятельность, но и налаживать продуктивные отношения с другими людьми. Это может быть достигнуто только на основе социально-психологической адаптации и гармонизации личности ребенка . Систематизация функций социально-психологической адаптации и критериев гармонизации личности (табл. 2) позволяет увидеть их внутренние связи и взаимовлияние.

Таблица 2

Критерии гармонизации личности в процессе социально-психологической адаптации

Функции социально-психологической адаптации

Критерии гармонизации

личности

Достижение оптимального равновесия в динамичной системе «личность - социальная среда»

Достижение приемлемого уровня внутренней честности

Проявление и развитие творческих возможностей и способностей личности

Высокий уровень самооценки силы собственного Я

Повышение социальной активности личности, регулирование общения и взаимоотношений

Способность к саморуководству

Формирование эмоционально-комфортных позиций

Развитие способности к эмоциональному принятию себя

Самореализация

Положительная оценка своего Я по критериям духовности и внутреннего богатства личности

Самопознание и самокоррекция

Гармоничность отношений между Я-реальным и Я-идеальным

Защита личности

Адекватное действие механизмов самоподдержки и защиты Я

Повышение эффективности деятельности

Снижение периодичности возникновения негативных эмоций в адрес собственного Я

и отсутствие необходимости в самооправдании

Повышение стабильности и сплоченности социальной среды

Снижение уровня эмоциональной напряженности и тревожности

Сохранение психического здоровья

В основе виктимологической концепции социокультурной реабилитации инвалидов - понятие адаптационных барьеров, возникающих вследствие дефицита социальной, эмоциональной и когнитивной компетентности, блокирующих социальную адаптацию лиц с ОВЗ и возможность его полноценного социального функционирования. Анализ литературы показал: виктимность лиц с ОВЗ - это сложный системный феномен, при котором наблюдается фиксиро-ванное, негибкое построение отношений с собой и окружающими на основе действия механизма отчуждения, попытках разрешить трудную жизненную ситуацию неадекватными способами, то есть непродуктивная (защитная) адаптация к жизни. Поэтому содержание психологической помощи лицам с ОВЗ предпола-гает не коррекцию недостатков, а поиск скрытых ресур-сов развития личности : опору на собственные возможности и со-здание на этой основе психологических, социальных и педаго-гических условий для реконструкции образа мира, образа Я и построения продуктивных связей с самим собой, другими людьми, миром в целом.

Позитивная социализация лиц с ОВЗ предполагает формирование такого качества, как адаптивность, понимаемого как способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в трудных жиз-ненных ситуациях .

Здесь важно дифференцировать механизмы компенсации и адаптации, обеспечивающие организму запас «прочности» на случай резких неблагоприятных изменений во внешней и внутренней среде. Наличие эффекта приспособления роднит эти механизмы между собой, различия же заключаются в следующем:

  • · адаптация начинает функционировать, когда баланс между человеком и средой нарушает изменения в среде, и для его восстановления человеку необходимо изменить что-то в самом себе, отказаться от своего прежнего состояния;
  • · компенсаторные процессы начинаются в ситуации нарушения баланса из-за изменений в самом человеке, и для восстановления баланса человек должен частично или полностью вернуться к исходному состоянию.

Сформулируем выводы. Основой позитивной социализации лиц с ОВЗ является взаимодействие и взаимопроникновение процессов психологической компенсации, реабилитации и социально-психологической адаптации. Триединство данных процессов позволяет максимально использовать внешние (инклюзивная инфраструктура и культура) и внутренние (жизнеспособность, социально-психологическая компетентность , психологическая суверенность, коммуникативные установки и др.) ресурсы лиц с ОВЗ для достижения их независимости, самостоятельности, эффективного социального функционирования.

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в школе от Выступление на педагогическом совете учителя нач.классов Канавиной Е. М. Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач. Меняется режим дня, требуется мобилизация всех сил ребенка. Поэтому адаптация к школе происходит не сразу, это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. В социально – педагогическом аспекте под адаптацией подразумевается выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды. Адаптация в школе – довольно сложный процесс для любого ребенка, а тем более для ребенка с ОВЗ. Немалую роль в успешной адаптации школьников на этапе взросления играют личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Поэтому работа по успешной адаптации ребёнка начинается ещё в дошкольных ОУ. До школы большинство детей с ОВЗ не посещали детский сад, а значит, не имеют навыков общения в коллективе детей. Такие дети чаще всего не приучены к элементарным навыкам самообслуживания. Им постоянно взрослых. требуется помощь Часто дети не понимают элементарных режимных требований, потому что не посещали дошкольные учреждения. После однообразного пребывания в домашних условиях, где дети, чаще всего находились без присмотра и внимания и были предоставлены сами себе. В школе для них ­ всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость всё успевать. Как приспособиться к ним? Для этого нужны силы и время, а главное – поддержка родителей и кропотливая работа учителя начальных классов. Из­за особенностей развития у детей с ОВЗ затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения,

усложняющиеся требования. Эти дети испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм. Все эти особенности предопределяют трудности, с которыми может столкнуться ребенок с ОВЗ при общении со сверстниками. Младшие школьники часто акцентируют внимание на особенностях внешнего вида и поведения одноклассника, могут сторониться его или даже вступать в открытый конфликт. Индикатором трудности процесса адаптации к школе служат изменения в поведении детей. Это может быть следующие проявления: заторможенность; депрессия; чувство страха; нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе. Одной из основных задач школ, в которых реализуется инклюзивная практика, является включение детей с ОВЗ в социальное пространство, их социальная адаптация в общеобразовательном классе. Этот процесс должен управляться педагогами, специалистами сопровождения образовательного процесса, координатором инклюзивного образования и пройти так, чтобы вызвать минимум дискомфорта и у ребенка с ОВЗ, и у его одноклассников. Адаптация в условиях школы путем реализации специальных программ («Доступная среда», «Безбарьерная среда», «Особый ребенок»). Здесь на первый план выступает создание специальной материально­технической базы для обеспечения комфортного доступа ребенка с ОВЗ к образованию. Одним из общих правил адаптированной образовательной среды является критерий ее доступности для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Образовательные учреждения, обеспечивающие сопровождение таких детей, должны учитывать как общепедагогические, так и специальные требования к оборудованию и оснащению личностного пространства для ребенка с ОВЗ. Особенно это касается технического оснащения всех сфер жизни ребенка: осуществление бытовых нужд, формирование социальной компетентности, социальной активности ребенка. Следующее направление ­ работа с семьей. Семья вводит ребенка в общество, прививает ему первые навыки самообслуживания, освоения различных форм коммуникации, удовлетворяющих потребность ребенка с ОВЗ в общении. Поэтому важным является в рамках данного направления организация консультативной поддержки семьи, а также обязательное включение родителей в образовательно­

реабилитационную среду обучения и воспитания как условие реального взаимодействия. Третье направление инклюзивного образования с учетом ФГОС НОО предполагает психолого­педагогическое сопровождение социализации ребенка с ОВЗ в условиях школьного сообщества. Это направление предполагает наличие в штате школы медицинского работника, психолога, тьютора и т.п. Основная нагрузка и ответственность за результаты адаптации ложится на педагогов начальной школы. Нецелесообразно пытаться изменить поведение гиперактивного ребенка, внушая ему нормы и правила поведения. С данным ребенком необходимо работать в этом направлении путем вовлечения ребенка в групповые виды деятельности с одноклассниками, поручая ему несложное задание. Для создания благоприятных условий для включения ребенка с ОВЗ в социальное пространство необходима, прежде всего, работа с коллективом, в котором он находится. Если ребенок по поведению сильно отличается от остальной группы, то желательно провести предварительную беседу с учениками. Нужно сказать им примерно следующее: «Ребята, с вами вместе будет учиться новый ученик, его зовут.... Когда он придет в класс, вы увидите, что ему трудно... (усидеть на месте, запоминать материал, легко общаться с другими, отвечать на вопросы и т.д.). Но он будет стараться и со временем научится это делать лучше. Отнеситесь к нему с терпением и пониманием. Вы можете ему помогать. Это будет очень хорошо». Если ребенок сильно отличается по внешнему виду (например, передвигается на коляске), то детям следует рассказать о том, почему он не может ходить. Рассказывать нужно спокойным голосом, без лишних подробностей. Если ребенок по своему поведению (и внешнему виду) не сильно отличается от остальных, то необходимости в проведении специальных бесед нет. Возникающие проблемы могут решаться в обычном режиме. Вполне возможно, что дети спросят, почему с одним учеником сидит еще один взрослый. На это можно ответить: «Он помогает Тане писать, ей пока трудно самостоятельно писать». Со временем, когда дети лучше узнают друг друга, острота вопросов о непохожести их одноклассника обычно спадает. Дети просто привыкают и при соответствующем

контроле со стороны взрослых стараются помогать своему другу, испытывающему сложности Рассказ о ребенке с особенностями развития должен быть больше похож на инструктаж, нежели на погружение в суть проблем их одноклассника. Для детей начальной школы важна четкая информация о том, как себя правильно вести. Ответы на «каверзные вопросы» «А почему он такой?» Сначала можно поинтересоваться у того, кто спрашивает «он такой?»: «А какой?» Исходя из того, что ответит ребенок, строить свой ответ. – О физических проблемах ребенка (ДЦП и другие нарушения движения) можно сказать: «Так случилось, что когда... (имя ребенка) был совсем маленький, он заболел и его мышцы перестали его слушаться. Его мышцы не могут сгибаться и разгибаться так, как ему хотелось бы». – О поведенческих проблемах (аутизм, гиперактивность) можно сказать: «...(имя ребенка) трудно общаться, усидеть на месте, но он старается научиться, он очень этого хочет, поэтому и пришел учиться с вами». – О необычной внешности (синдром Дауна, шрамы на лице, гемангиомы) можно сказать: «Так случилось, что, когда... (имя ребенка) был совсем маленький, работа его организма нарушилась. А потом, когда организм стал развиваться дальше, это нарушение осталось. Но в остальном.... (имя ребенка) – обычный ребенок, такой же, как ты» (говорится тому, кто задает вопрос). – О других проблемах (медлительность, сниженный слух, сниженное зрение, задержка психического развития и пр.) говорится: «... (имя ребенка) трудно видеть мелкие картинки, слышать тихие звуки, быстро понимать задания, но если ему помочь, то он обязательно справится». В конце каждого ответа обязательно скажите: «А в остальном... (имя ребенка) такой же, как все. Он любит.... Ему интересно.... Он хочет....» и т.п Проводя различные тренинги, игры, коллективные дела, нужно показать коллективу, что все люди разные, что особенности внешнего вида – это не препятствие для общения, а также то, что гораздо продуктивнее сотрудничать друг с другом, а не конфликтовать.

Возможна реализация проектов, акций, где дети могут познакомиться с разными сторонами жизни людей с ограниченными возможностями. При создании необходимых условий для социализации ребенка с ОВЗ всеми специалистами образовательного учреждения, а также при правильной организации процесса включения данного ребенка в общеобразовательный класс, совместное обучение с особыми детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств всех обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они понимают, что у каждого человека есть право быть «другим». Дети осознают, что «мы разные, но не чужие». С другой стороны, нужно и самого ребенка научить правилам общения с одноклассниками. Объяснить, как важно быть вежливым, внимательным к сверстникам - и общение в школе будет только в радость. Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуется для того, чтобы маленький ученик освоился в школе. Несомненно, главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю. Ему нужно постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, чтобы ребенку хотелось идти в школу, было стремление получать знания. Учитель должен создать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ребенка. В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ученика. Предварительное знакомство ребенка со школой и классным помещением при встрече в августе, вместе с родителями.

Вся семья может пройтись по школе, посмотреть, где находится столовая, спортивный зал, туалет. Будет хорошо, если ребенок и его родители заранее познакомятся не только с учителем и тьютором, но и с другими взрослыми - специалистами сопровождения, учителями­предметниками, охранниками и др. Во время посещения класса, будущий ученик может заранее выбрать место, которое ему нравится, посидеть за партой. В этом случае, уже с первых дней обучения, снизится его тревожность, обусловленная неизвестностью, большим количеством новых незнакомых людей вокруг. На первых порах посещения школы детям с нарушениями развития, а особенно с нарушениями интеллектуального развития, расстройствами аутистического спектра сложно усвоить режим жизни в школе, расписание, длительность урока и перемены. Для облегчения адаптации можно предложить ребенку план дня в картинках. Учитель, тьютор или психолог может рассмотреть вместе с ребенком этот план в начале учебного дня. Очень важно предупредить ребенка о возможных изменениях - в расписании, кабинетах и т.д. Кроме этого, учителем и специалистами сопровождения должна проводиться работа по формированию у детей алгоритма деятельности в различных ситуациях ­ что делать: - когда захотел в туалет; - когда необходимо идти в столовую; - когда следующий урок - физкультура; - когда класс идет на прогулку; - когда необходимо подготовиться к следующему уроку; - когда звенит звонок и т. д. Очень важно так организовать пространство внутри классной комнаты и вне ее, чтобы дети могли на некоторое время уединиться, отдохнуть от шума. В классе это может быть ширма, «палатка» и др. Как правило, побыв в одиночестве на перемене или даже на уроке, ребенок готов снова включиться в работу и взаимодействие. Если ребенок не может выдержать в стационарном положении все 35-40 минут урока - встает, разговаривает, перемещается по классу, тьютор или учитель разрешает ему отдохнуть - выйти в игровую зону из­за парты, посидеть в «домике», но при этом

важно регламентировать время отдыха - например, с помощью песочных часов, одобряя ситуацию, когда ребенок возвращается к работе с классом по прошествии ограниченного временного периода. Результатом деятельности учителя и тьютора будет ситуация, когда ученик с ОВЗ начинает и заканчивает работу на уроке вместе со всеми детьми. Адаптационный период в 1 классе не заканчивается, т.к. ребенок постоянно приспосабливается к различным условиям в течение всего периода обучения в школе. А наша задача ему в этом помочь.

1.2 Проблема адаптации детей с ОВЗ . Теории адаптационного потенциала. Необходимость помощи детям с ОВЗ в процессе адаптации

Адаптация – неотъемлемый процесс становления личности человека.

На сегодняшний день проблема изучения структуры личности ребенка с ОВЗ отражена в малом количестве научных работ в силу больших трудностей в организации и проведении подобных исследований. Структура личности аномального ребенка частично описывается в работах И.И. Мамайчук (2001), М.И. Смирновой (2003), Л.М. Шипицыной (2001), и др. В силу сложности охвата всей структуры личности, авторы выделяют эмоционально-волевые, когнитивные компоненты личности ребенка с ОВЗ, влияние и действие которых можно зафиксировать по наблюдениям и с помощью психодиагностических методов .

Эмоционально-волевая сфера личности ребенка с ОВЗ может быть обусловлена действием биологических и социальных факторов. В связи с различными видами дизонтогенеза, эмоционально-волевая сфера личности будет специфически проявляться в поведении ребенка. Данная сфера рассматривалась в работах по изучению некоторых видов нарушенного развития: детский церебральный паралич (ДЦП), задержка психического развития (ЗПР), расстройства аутистического спектра (РАС) и др. Так, в психологических исследованиях детей с проблемами опорно-двигательного аппарата, в частности с ДЦП, вторичный дефект, согласно учению о дефектах Л .С. Выготского, может проявляться в нарушении эмоционально-волевой сферы, а также в психических расстройств, обусловленных эмоциональной депривацией . Сам термин «депривация» стал широко известным в 40-60 гг. ХХ века – период массового сиротства. Исследования тех лет показали, что у детей, лишенных материнской заботы и любви в раннем детстве, наблюдается задержка и отклонения не только в физическом и интеллектуальном развитии, но и эмоциональном .

Особенности формирования личности ребенка с нарушенным развитием связаны, в первую очередь, с условиями ее развития, которые значительно отличаются от условий развития нормального ребенка. В частности , для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу психического инфантилизма . Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным процессом формирования высших структур мозга (лобные доли), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.

При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент "детскости". . Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью.

Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному. В одном случае наблюдается повышенная возбудимость . Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения (синдром гиперактивности и дефицита внимания СДВГ). Другую категорию детей напротив, отличает пассивность , безынициативность, излишняя застенчивость. Ситуация выбора ставит их в тупик, действиям свойственна вялость и медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Эти особенности характерны для лиц с двигательными нарушениями , в частности с ДЦП .

Однако, существует ряд качеств, характерных для обоих типов развития. В частности, у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна. Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью. Отчасти, это можно объяснить эффектом компенсации : двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, формальные высказывания способны вызывать у них негативную реакцию. По данным исследований подобная реакция встречается у детей в 7-8 летнем возрасте, в процессе самоидентификации , когда ребенок понимает, что он не такой как все .

Факторы, затрудняющие адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья, приводят к развитию у них социальной недостаточности. Социальная недостаточность представляет собой ряд ограничений:


  • ограниченные способности к самообслуживанию; ограничение физической независимости;

  • ограничение мобильности; ограничение способности адекватно вести себя в обществе;

  • ограничение способности заниматься деятельностью, соответствующей возрасту;

  • ограничение экономической самостоятельности;

  • ограничение способности к профессиональной деятельности;

  • ограничение способности к интеграции в общество.
Возможности психологической адаптации детей с ОВЗ в социуме увеличиваются в связи с использованием различных технологий, которые облегчают ребенку образовательный процесс и обучению коммуникации .

Ситуация развития детей с нарушенным развитием направляет исследователей и широкий круг специалистов на поиски специальных вариантов помощи в процессе адаптации. Как говорилось ранее, возможности постепенной адаптации к окружающей среде и социуму у данной категории детей обусловливаются рядом трудностей. Так М.Ю. Лапшина считает, что современные, предоставляемые Россией, условия для развития детей с ограниченными возможностями здоровья приводят к возможности выживать, а не развиваться. Автором отмечается, что основная проблема социализации и адаптации детей с ОВЗ является одиночество, чувство отверженности обществом из–за физических и психологических особенностей, депрессия, социальная неуверенность и пр. М.Ю. Лапшина также выделяет два фактора, которые больше всего затрудняют процессы адаптации и социализации данной категории детей:


  1. Психологические барьеры общения, которые затрудняют
коммуникацию с окружающими, возможности обучения и получения профессии.

  1. Ощущение себя жертвой субъективных и принятых стереотипов со
стороны общества. Здесь проблемным моментом скорее является низкая компетентность общества относительно психологии данной категории людей .

Традиционно, адаптация (от лат. - приспособляю) рассматривается как приспособление функций организма , его органов и клеток к условиям окружающей среды. Современное научное представление о феномене адаптация основывается на работах выдающихся ученых–исследователей: И.П Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина, Г. Селье и др. (цит. По С.Т. Посоховой «Психология адаптирующейся личности: субъектный подход», 2001). Проблемой психологического изучения адаптации занимались в целом, как процессом приспособления человека к окружающей среде, занимались многие авторы (А.Г. Маклаков, С.Т. Посохова и др.).

Несмотря на большое количество изученных проблем в области адаптации и наличия особенных нюансов каждой теории, всё же существует несколько основных проявлений, которые позволяют утверждать, что адаптация - это:


  • свойство организма;

  • процесс, осуществляемый приспособление к изменяющимся условиям окружающей среды, суть которого состоит в том, чтобы достичь
равновесия между средой и организмом;

  • результат взаимодействия в системе «человек-среда»;

  • цель, к которой стремится организм.
Одна из первых биологических теорий адаптации принадлежит Г. Селье, который предполагал, что процесс адаптации для человека строится на приспособлении к стрессовым факторам, на преодоление их и стремление к гомеостазу. Физиологическая реакция организма человека на стрессовую ситуацию, согласно теории Г. Селье, представляет собой – общий адаптационный синдром, который формируется на основании трех фаз:

  1. Фаза тревоги – человек испытывает шок от первичного восприятия
непредсказуемой ситуации, который провоцирует физиологические реакции организма, проявляющиеся в виде повышения температуры тела, учащенного сердцебиения, потливости ладоней, неспецифических биохимических реакций и т.д. – всё это признаки стрессового состояния

  1. Фаза противодействия характеризуется стремлением к покою,
привести, к попытка восстановить нормальную деятельность организма, в норму дыхание. После реактивного всплеска функции организма восстанавливаются .

  1. Фаза истощения – проявляется как неспособность организма
справиться со стрессовой ситуацией. В том случае, если ситуация носит сильный стрессовый характер, то организм склонен снова перейти в фазу тревоги. В силу слабости организма могут начаться физиологическое расстройства и психосоматические заболевания.

Адаптация рассматривается не только как процесс и результат взаимодействия человека с окружающей средой , но и как «системный» ответ организма на воздействия окружающей среды, который поможет сформировать человеку адекватные реакции, тем самым продолжить процесс развития как личности .

В современных условиях России становится важным освоение необходимых навыков и компетенций для успешной социально­профессиональной адаптации и профессионального развития обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования. Активное развитие рыночной экономики, растущая конкуренция на рынке труда и введение новых образовательных стандартов постоянно ужесточают требования к уровню профессиональной готовности будущих специалистов. Особенно сложно соответствовать этому уровню лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Усилия Минобрнауки РФ сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования, в том числе и профессионального, для всех лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом их психофизического здоровья. Ведется интенсивный поиск способов и средств для обеспечения на всех уровнях образования гарантии законодательных прав этим категориям лиц. Однако традиционная профессиональная подготовка не всегда эффективно решает эти задачи.

Состояние здоровья многих из них препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения, что требует расширения направлений деятельности образовательных организаций среднего профессионального образования (ОО СПО) и выделения наряду с имеющимися задачами, новой - реабилитационной, которая предполагает обеспечение в процессе профессионального образования необходимой коррекции и компенсации отклонений в развитии отдельных категорий обучающихся как важного фактора успешности их последующей социально-профессиональной адаптации.

В настоящее время адаптация и интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к профессиональной деятельности, как одно из главных направлений развития социальных институтов и социальной политики в Российской Федерации, закреплены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Проблема адаптации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к профессиональной деятельности активно разрабатывается в педагогической науке, в том числе и отечественной.

Несмотря на накопленный опыт научных разработок в данной области, в педагогической теории и практике недостаточно изучены возможности комплексной социально-профессиональной адаптации (социально­профессиональная адаптация и социально-профессиональное сопровождение) студентов с разными видами ОВЗ и инвалидностью в инклюзивном профессиональном образовании средней ступени в соответствии с требованиями современного социума и в условиях реализации ФГОС.

А нализ научной литературы, посвященной вопросам адаптации студентов с ОВЗ к профессиональной деятельности, состояние разработанности проблемы и результаты многолетних исследований в учреждении среднего профессионального образования позволили выделить противоречия между:

    необходимостью обеспечения эффективной социально-профессиональной адаптации обучающихся с ОВЗ в сложившейся системе среднего профессионального образования и недостаточной проработанностью в педагогической науке вопросов ее ориентации на состояние личности и возможности обучающегося с ОВЗ;

    требованиями ФГОС СПО нового поколения и недостаточностью имеющихся эффективных механизмов и форм координации деятельности ведомственных организаций, осуществляющих профессиональное образование и социально-профессиональную адаптацию обучающихся с ОВЗ в системе СПО.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Это означает, что уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени зависит от качества профессиональных кадров, уровня их социализации и кооперационности, или социальной компетентности. В этом контексте на предстоящий долгосрочный период должны быть определены и реализованы меры, обеспечивающие доступность качественного профессионального обучения и успешную социализацию молодежи. При этом особое внимание уделяется проблеме профессионального обучения и социализации молодых инвалидов, а также других категорий лиц с ОВЗ трудоспособного возраста как социально уязвимой группы.

В динамично меняющихся социально-экономических условиях полученная ими профессия/специальность нередко оказывается не востребованной. Конкурентоспособность на открытом рынке труда лиц с ОВЗ также снижена: работодатели при прочих равных условиях в подавляющем большинстве случаев отдают предпочтение при приеме на работу здоровым людям.

В образовательном процессе индивидуальные особенности развития, состояние физического и психического здоровья являются тем фоном, который во многом определяет возможности получения лицами с ОВЗ профессии/специальности. Отсюда следует, во-первых, необходимость ранней профориентационной работы и их подготовка к осознанному и оптимальному выбору формы и места получения профессионального образования. Во-вторых, требуется разработка стандартизованных подходов-рекомендаций по профессиональному обучению лиц с тем или иным ограничением в здоровье, которые могут стать основой взаимодействия с ними педагогических работников ОО СПО. В-третьих, важно формировать у преподавателей и мастеров производственного обучения готовность с помощью специалистов службы комплексного сопровождения модифицировать уже имеющиеся типологические подходы к обучению лиц с сенсорными, двигательными, интеллектуальными или комплексными нарушениями, соматическими заболеваниями применительно к конкретной ситуации обучения и индивидуальным особенностям каждого обучающегося.

В системе профессионального образования необходимо не только обеспечивать каждому обучающемуся право выбора профессии/специальности, но и создавать для этого определенные условия путем создания ресурсных центров, расширения перечня профессий и специальностей, а также формирования мотивации обучающихся к продолжению профессионального обучения. Это с неизбежностью будет стимулировать инновационную деятельность ОО СПО, их стремление к внутриведомственным и межведомственным контактам, обобщению и распространению продуктивного педагогического опыта, постоянному повышению квалификации педагогического корпуса в области обучения лиц с ОВЗ.

В настоящие время процесс профессиональной подготовки людей с ограниченными возможностями является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Лица с ограниченными возможностями здоровья - это общий термин, определяющий лица, для которых характерно наличие каких-либо ограничений в психическом и (или) физическом здоровье или развитии и нуждающихся в создании специальных условий обучения. От 35 до 45% лица с ограниченными возможностями здоровья являются детьми-инвалидами. По отношению к ним правомерно использование термина «лица с особыми образовательными потребностями», так как ограничение возможностей участия человека с проблемами в психофизическом развитии в образовательном процессе вызывает у него особые потребности в специализированной помощи, позволяющей преодолевать эти ограничения. По содержанию термин «лица с особыми образовательными потребностями» шире термина «дети с ограниченными возможностями здоровья», т.к. включает ещё и детей, имеющих проблемы с языковыми барьерами, социализацией, нарушением работоспособности. Для профессионального обучения и социально - профессиональной адаптации инвалидов и других лиц с ОВЗ выделили три основные группы с разными образовательными потребностями и возможностями трудовой реализации.

Первая группа - это инвалиды с сохранным интеллектом при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата или органов зрения.

Вторая группа - это инвалиды с нарушениями слуха и речи. Стойкое поражение слуха, приводящее к нарушению развития речи и всей познавательной деятельности человека, достаточно распространены. Нарушение слуха и речевое недоразвитие влекут за собой изменения в развитии всех познавательных процессов, в формировании его волевого поведения, эмоций, чувств, характера и других сторон личности.

Третья группа - лица с аномалиями психофизического развития (задержками психического развития, умственной отсталостью, девиантным поведением). Это наиболее значительная по количеству группа, имеющая большие трудности профессиональной подготовки и реализации. Следует отметить, что далеко не все учащиеся, отнесенные к данной группе, имеют не только формально зафиксированную инвалидность, но и подтвержденный медицинский диагноз. Проблема усугубляется как ограниченным выбором профессий и специальностей, так и узким полем трудовой реализации (малоквалифицированный или механический труд человека заменяется роботами, или техническим средствами с особыми требованиями к их эксплуатации, предполагающими наличие определенного интеллекта). В городе малоквалифицированную работу выполняют в основном мигранты. Но это и есть, то самое поле трудовой деятельности для данной группы лиц с ограниченными возможностями здоровья, с которого они ретировались и самоустранились. Для данной группы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья приемлемы адаптированные упрощенные программы обучения, включающие наряду с освоением общеобразовательных и специальных предметов, продолжение обучения навыкам коммуникаций как в техникуме и на производстве, так и в быту.

Развитие национальных систем специального образования во все исторические периоды связано с социально-экономическими условиями страны, ценностными ориентациями государства и общества, государственной политикой в области образования, законодательством в сфере образования в целом и в специальном образовании, а также уровнем развития дефектологической науки как интегративной области знания на стыке медицины, психологии, педагогики. За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В российских условиях начала XXI в. профессиональное образование лиц с ОВЗ рассматривается как совокупность следующих процессов:

    профессиональная ориентация, основанная на развитии профессиональныхпотребностей, способствующая осознанию профессионального выбора, ценностей предпочитаемой профессиональной деятельности, профессионального самоопределения;

    вооружение знаниями и умениями, способствующими пониманию значимости и смысла профессиональной деятельности, овладение конкретной специальностью или областью профессиональной деятельности;

    развитие адаптационных механизмов, свидетельствующих о необходимости закрепления человека на конкретном рабочем месте после овладения определенной специальностью (С.С. Лебедева) В настоящее время в стране существуют различные уровни (профессиональная подготовка, начальное, среднее, высшее и дополнительное профессиональное образование) и формы (очная, очно-заочная, экстернат, надомное обучение) профессионального образования разных категорий лиц с ОВЗ, выбор которых должен определяться их индивидуальными психофизическими особенностями, уровнем общего образования и реабилитационным потенциалом. Завершая характеристику условий социально-профессиональной адаптации лиц с ОВЗ в современной системе СПО, необходимо подчеркнуть, что представленный перечень является далеко не полным. Он может дополняться, содержательно обогащаться и конкретизироваться специалистами в ходе анализа собственного опыта профессионального обучения и социализации данной разнообразной по своему составу группы обучающихся, обладающей большим потенциалом личностного, профессионального развития и совершенствования на протяжении всей жизни. Таким образом, проведя теоретический анализ литературы можно сделать вывод о том, что как в России, так и за рубежом по настоящее время происходит процесс поиска условий и методов профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В системе профессионального образования необходимо не только обеспечивать каждому обучающемуся право выбора профессии или специальности, но и создавать для этого определенные условия путем создания ресурсных центров, расширения перечня профессий и специальностей, а также формирования мотивации обучающихся к продолжению профессионального обучения.

Конечной целью социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья является их интеграция в социум. Промежуточными целями выступают: а) медико-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья и укрепление их здоровья; б) формирование у них навыков и умений бытового самообслуживания; в) общее образование; г) профессиональное образование; д) трудоустройство; е) формирование положительной самооценки. Ресурсное обеспечение управления социально - профессиональной адаптацией обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях СПО включает несколько «составляющих»: 1) научно-методическое обеспечение, 2) учебно-методическое обеспечение, 3) информационно-аналитическое обеспечение, 4) нормативно­правовое обеспечение, 5) финансовое обеспечение, 6) материально-техническое обеспечение, 7) психологическое обеспечение, 8) кадровое обеспечение. Социально-профессиональная адаптация - процесс приспособления индивида (группы) к социальной среде, предполагающий взаимодействие и постепенное согласование ожиданий обеих сторон. Она предполагает обретение индивидом субъектности для самостоятельного осуществления социальных действий и функций с оптимальными психофизиологическими затратами. Социально­профессиональная адаптация приобретает особенно важное значение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые образуют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в социально-демографической структуре общества. Формы и степень включенности обучающегося с ОВЗ могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития. В некоторых случаях целесообразно использовать возможности их обучения в установленном порядке по индивидуальному плану, наряду с применением современных образовательных технологий, обеспечивающих гибкость образовательного процесса и успешное освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ. Специфика организации учебно-воспитательной и учебно-профессиональной работы обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива. Педагогическим работникам необходимо освоить основы специальной педагогики и психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации учебно­профессионального образовательного процесса для таких обучающихся. Важным моментом выступает организация конструктивного сотрудничества со средствами массовой информации, с негосударственными структурами, с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Актуальным является вопрос финансового обеспечения организации профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Башаев С.В. 1 , Горелик В.В. 2

1 Магистрант, 2 Доцент, Кандидат биологических наук, Тольяттинский государственный университет

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

В статье приведена статистика по числу инвалидов в России. Проведена группировка по полу, возрасту, группе инвалидности. Приведены особенности адаптации инвалидов к условиям современного общества, и адаптации в нем. Приведены проблемы, из-за которых, лица с ограниченными возможностями здоровья не могут чувствовать себя комфортно среди здоровых людей, быть в социуме и жить в нем. Раскрыты особенности социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями в России. Проанализированы возможности для лиц с ограниченными возможностями в современных развитых странах и в России. Дана оценка проблем у инвалидов в нашей стране, указаны пути их решения, которые в коечном счете позволять лучше адаптироваться в современной непростой социально-экономической ситуации.

Ключевые слова : инвалиды, адаптация, проблемы адаптации, общество, поддержка.

Bashaev S.V. 1 , Gorelik V.V. 2

1 Undergraduate, 2 Associate professor, PhD in Biology, Togliatti State University

PROBLEMS OF SOCIAL ADAPTATION OF PERSONS WITH DISABILITIES IN MODERN SOCIETY

Abstract

The article presents statistics on the number of disabled people in Russia. Grouping by gender, age, disability group. The features of adaptation of persons with disabilities to the conditions of modern society, and adapting to it. Given the problems that people with disabilities may not feel comfortable among healthy people, to be social and live in it. The features of social adaptation of persons with disabilities in Russia. Analyzed opportunities for persons with disabilities in the developed countries and in Russia. The estimation problems of the disabled in our country, the ways of their solution, in which the number of beds to allow better adapt in the current difficult socio-economic situation .

Keywords: disabled, adaptation, adaptation problems, society, support.

Работа с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, относится к одному из острых вопросов в социальной работе.

В России долгое время слово «инвалид» было под запретом. Наличие таких людей все время умалчивалось и никогда не выпячивалось на всеобщее обозрение. Таких людей очень редко можно было увидеть на улицах, в магазинах. Их можно было увидеть либо в больницах, либо дома .

В это же время, в европейских странах, провозглашалось равенство людей, их взглядов, их желаний, и инвалиды считались полноправными членами общества, и находясь в нем, чувствовали себя полноценными людьми .

Провозглашение равенства, позволило лицам с ограниченными возможностями, полноценно пользоваться всеми правами, которыми пользуются здоровые люди. У них появилось право на всё: обучение, трудоустройство, медицинское обеспечение, психологическую помощь и пр.

Благодаря всесторонней поддержке государства, такие люди очень быстро «акклиматизировались» в обществе и начали жить полноценно, ограничиваясь лишь специфическими особенностями своего здоровья и последствиями перенесенного заболевания .

Рухнувший «железный занавес» открыл России весь тот быт людей с ограниченными возможностями там, в Европе, и раскрыл печальность всей ситуации здесь, в своей стране. После этого начались шаги к тому, чтобы перенять опыт европейских стран и воспроизвести в нашей стране ту модель взаимоотношений между здоровыми людьми и инвалидами, которая сложилась в европейских странах.

Насущность темы исследования имеет несколько причин:

  1. Проблема инвалидности обрела масштабные рамки. В России больше 12 млн. человек имеющих различные заболевания.
  2. Размер финансового и социального снабжения инвалидов на сегодняшний день, остается достаточно низким, вопреки тому, что, начиная с 2008 года, после запуска программы «Доступная среда» для лиц с ограниченными возможностями, государство проделало огромную работу, благодаря которой, постепенно, социальное и финансовое обеспечение инвалидов стало улучшаться.

Важным фактором социальной адаптации инвалидов в обществе, является их приспособленность к жизни в социуме здоровых людей. Данная проблема имеет особую важность, исходя из того, что с каждым годом, взгляды здоровых людей на тех, кто родились или стали инвалидами в течение жизни, стало существенно меняться (Табл.№1,№2),.

В России, около 10% населения, признанных инвалидами.

Таблица № 1 «О бщая численность инвалидов по группам инвалидности»

Таблица № 2 «Распределение инвалидов по полу и возрасту»

Сложность адаптационной работы с инвалидами проявляется по следующим причинам:

  1. У инвалида из-за проблем со здоровьем возникают преграды, которые приводят к снижению качества его жизни и лишают его полноценного сосуществования в обществе,
  2. Отсутствуют довольно интенсивные социальные контакты, которые приводят к торможению их интеллектуальных способностей
  3. Отсутствует доступная психологическая, правовая и информационная помощь, которые приводят к утрате или неиспользованию инвалидами тех потенциалов интеграции в общество, которыми они располагают.

В нашей стране, здоровые люди относятся к инвалидам, отталкиваясь от медицинских терминов, для которых, инвалид – это человек, который имеет ограничения, такие как: самостоятельно ходить, слышать, видеть, говорить.

Неблагоприятное социально-экономическое состояние таких людей зачастую сводится к тому, что они лишены профессиональной помощи; степень их социализации - привыкание к вынужденным условиям жизни и формирование новых навыков и умений для своей самореализации в обстоятельствах нынешнего социума. Социально-экономическое положение инвалидов (родственные отношения, образование, материальное положение, степень благоустроенности местности, где проживает инвалид, и пр.) играет немаловажную роль в акклиматизации инвалида и его социализации .

В этой сформировавшейся ситуации, возникла большая необходимость в разработке государством стратегии по вопросу социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, а также процессов взаимодействия органов государственной власти для поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья.

Одно из важных условий социализации – это внедрение в сознание здоровых людей идеи равноправных возможностей для лиц с ограниченными возможностями. Процесс адаптации инвалидов к обществу имеет свои особенности, которые зависят от пола и возраста инвалида, вида патологии, особенностей его социального положения .

В России, лица с ограниченными возможностями воспринимаются обществом здоровых людей как люди, существенно отличающиеся от них в не лучшую сторону, не имеющие больших возможностей, и это порождает у здоровых людей либо неприятие инвалидов как полноправных членов социума, либо жалость по отношению к ним.

Европейский и отечественный опыт демонстрирует, что зачастую, инвалиды, даже, имея большой потенциал для оживленного участия в жизни общества и даже возможность работать, не могут их осуществить.

Наряду с этим, возникает такое понятие, как «неготовность» большинства здоровых людей к близкому контакту с инвалидами в условиях жизни, которое приводит к такой ситуации, что инвалид не имеет возможности реализоваться наравне с ними.

Существенным показателем социально-психологической адаптации инвалидов является отношение инвалидов к своей собственной жизни после перенесенного заболевания, или будучи уже рожденным с ним. Больше половины таких людей оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное и считают свое состояние безвыходным, не имеющим перспектив. Причём понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью в большинстве случаев, сводится к нестабильному или недостаточному финансовому состоянию инвалида, неимению возможности реализовать свои замыслы, свои способности, которые он может развить в себе, несмотря на свое заболевание, но, к сожалению, не имея материальной обеспеченности для всего этого. Чем ниже доходы инвалида, тем безнадежнее его отношение на свою жизнь и тем ниже его самомнение .

У инвалидов финансовое обеспечение чаще всего, гораздо ниже, чем у здоровых людей. Многие инвалиды не имеют высшего образование. Из числа инвалидов, которые трудоустроены, не все удовлетворены своей заработной платой, а те, кто не трудоустроены, вынуждены жить лишь на одну пенсию, которой не хватает для более комфортной жизни и удовлетворения своих потребностей.

Редко кто из инвалидов создают семью. У большинства лиц с ограниченными возможностями отсутствует полноценный интерес к жизни, они часто впадают в депрессию.

Удовлетворение вышеперечисленных нужд – непременное условие успешной интеграции инвалидов.

До тех пор, пока обществом не будут сделаны взвешенные шаги к сближению, социализация инвалидов к пребыванию в обществе здоровых людей, состояться не может .

Залог успеха социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями к полноценной жизни в современном обществе-тесное взаимоотношение инвалидов со здоровыми людьми.

Литература

  1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/
  2. «Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями» Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева, Институт социальной работы, М., 1996 г.
  3. Заборова Е.Н. Социологический анализ городского социального пространства // Автореф. дис. на соиск. уч. степ. докт. социол. наук. Екатеринбург, 2007. 38 с.
  4. Петрова Л.Е. К вопросу о понятии “социальное самочувствие” // Молодые социологи о социальных проблемах молодежи // Сборник тезисов и материалов студентов и аспирантов вузов Урала к X Уральским социологическим чтениям “Молодежь – будущее России”. – Екатеринбург, 2010 г. 56 с.
  5. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социол. исслед. 2014. № 4.

References

  1. Federal’naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki . – Rezhim dostupa: – http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/
  2. «Social’naja rabota s sem’ej rebenka s ogranichennymi vozmozhnostjami» N. F. Dement’eva, G. N. Bagaeva, T. A. Isaeva, Institut social’noj raboty, M., 1996 g.
  3. Zaborova E.N. Sociologicheskij analiz gorodskogo social’nogo prostranstva // Avtoref. dis. na soisk. uch. step. dokt. sociol. nauk. Ekaterinburg, 2007. 38 s.
  4. Petrova L.E. K voprosu o ponjatii “social’noe samochuvstvie” // Molodye sociologi o social’nyh problemah molodezhi // Sbornik tezisov i materialov studentov i aspirantov vuzov Urala k X Ural’skim sociologicheskim chtenijam “Molodezh’ – budushhee Rossii”. – Ekaterinburg, 2010 g. 56 s.
  5. Jarskaja-Smirnova E.R. Social’noe konstruirovanie invalidnosti // Sociol. issled. 2014. № 4.