Чеботарева К., Панферова В., Стрельников С.

Проект "Тема Родины В лирике С. А. Есенина"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект подготовили уч-ся 11 класса: Стрельников С., Панфёрова В., Чеботарева К. Тема Родины в лирике Сергея Есенина

Актуализация темы Тема Родины актуальна во все времена Тема Родины нашла отражение в творчестве многих поэтов и писателей 18-19 веков

Цели и задачи Исследовать творчество С.Есенина Отметить особенности изображения природы в стихотворениях Выяснить, какое место тема Родины занимает в лирике Есенина

« Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стёжку серую. О, Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую» С.Есенин

Тема Родины в лирике Есенина Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве». С. Есенин

Народные истоки Пейзажная лирика Философские размышления о судьбе Родины

С. Есенин родился и вырос в Рязанской губернии, в селе Константиново, в крестьянской семье «Я рос в атмосфере народной поэзии»,- вспоминает он. Поэтическая речь Есенина развивалась в духе народных традиций.

Мир народной жизни во всех её проявлениях открывается нам, когда мы читаем Есенина. И благодаря поэту мы словно погружаемся в чудесное состояние праздника. Чуткая, восприимчивая душа откликалась на всё, что окружало, наполняясь тихой песней, веками создаваемой народом, песней, в которой русский человек привык высказывать свою радость и печаль, которая была и его познанием, и его слиянием с ним. Потому становится есенинская лирика песней, что рождена народной фольклорной традицией, одухотворявшей природу, наделявшей её человеческими чертами, человеческими тревогами и болями, надеждами и радостями Народные истоки

Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина. Основы поэтики Есенина – народные, в ней намного сильнее влияние традиционного русского фольклора. Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит. Сердце-вещун, мать –голубица, сокол-ветер, берёзка-невеста, месяц-ягнёнок, девица-вьюга – вот далеко не полный перечень излюбленных тропов поэта, попавших к нему из лаборатории народного творчества

Природа в лирике С.Есенина Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы, - Я одурманен весной. Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено цели - дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы:

Особенности пейзажной лирики олицетворение цветопись звукопись Пейзажная лирика

Особенности изображения природы в поэзии Есенина Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из крестьянской жизни, родной и понятной. Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба И с хрустом мысленно кусаю огурцы, За ровной гладью вздрогнувшее небо Выводит облако из стойла под уздцы. Здесь даже мельница - бревенчатая птица С крылом единственным - стоит, глаза смежив.

Использование цветописи в лирике Есенина В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки жёлтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зелёного цвета, синего и голубого. Есть и белый, и чёрный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки « Красный костёр окровил таганы/ В хворосте белые веки луны… Оловом светится лужная голь…/Грустная песня, ты- русская боль.»(« Чёрная, потом пропахшая выть!») «Задремали звёзды золотые / Задрожало зеркало затона/ Брезжит свет на заводи речные/ И румянит сетку небосклона» («С добрым утром!»)

Любимые цвета поэта - синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России… Природа у Есенина - не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.

Природа в его стихах, как и в народном творчестве, чувствует по-человечески, а человек ощущает себя деревом, травой, рекой, лугом. Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге.

Использование звукописи в пейзажной лирике Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поёт зима, аукает,/ Мохнатый лес баюкает/ Стозвоном сосняка»; «Я хотел бы затеряться /В зеленях твоих стозвонных ». В поэзии Есенина есть и тихие звуки: «шелест тростника», «тягучий вздох», «нежно охает ячменная солома», и свист, и гудение, и крик, и песня, и множество других звуковых образов

Особенности философской лирики Душевное состояние лирического героя исповедальность глубокий смысл Философская лирика

Лирика последних лет жизни 1924-1925 годы отмечены удивительной творческой активностью С. Есенина, которая подтверждала готовность жить и творить, хотя жизнь порой ставила почти в безвыходное положение. Поэт остро чувствует и переживает тяжёлое для народа и Родины время, поэтому стихи, написанные в этот период, отличаются глубоким философским смыслом

Философские размышления о судьбе Родины Начинается период возрождения поэта. С. Есенин с ужасом увидел, что Родина, которой он посвятил свое творчество, в нем теперь не нуждается, что он остался в стороне от жизни народа, сам от него отгородился, стал ему «чужим».

Исповедальность лирики последних лет Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в последние годы, явно или подспудно свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка. В том числе и маленький шедевр «Отговорила роща золотая...» (1924 г.), где пронзительно звучат характерные для всего творчества Есенина мотивы странничества, кратковременности пребывания человека на земле…

Стихи С.А.Есенина, проникнутые беззаветной любовью к Родине и природе, - образец для подражания современному поколению.

Заключение «Есенин – это вечное, как это озеро, как это небо». Н.С.Тихонов

Проект для младших школьников "Есенинская Русь"

Паспорт проектной работы.
1. Название проекта: Есенинская Русь.
2. Руководитель проекта: педагог
3. Консультанты проекта: педагог, родители, библиотекарь.
4. Предметная область: изобразительное искусство.
5. Возраст учащихся: 7 – 10 лет.
6. Тип проекта: коллективный, локальный.
7. Актуальность: повысить интерес учащихся к жизни и творчеству Сергея Александровича Есенина, посвятить мероприятие 120-летию со дня рождения
С. Есенина.
8. Цель проекта: Повысить интерес учащихся к жизни и творчеству известного русского поэта Сергея Александровича Есенина.
9. Задачи проекта: Расширить представления обучающихся о жизни и творчестве С. Есенина.
Создать рисунок (изделие декоративно-прикладного творчества) по мотивам жизни и творчества С. Есенина.
Стимулировать развитие у детей фантазии, воображения, способностей к прикладному и художественному творчеству.
10. Вопросы проекта:
11. Необходимое оборудование и материалы: бумага, акварель, гуашь, восковой мелок, школьный мелок, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, пастель, кисти белка, пони № 1-4, щетина №8, 20, непроливайка, салфетки, ватные палочки.
12. Предполагаемые продукты проекта: выставка рисунков, участие в конкурсе, итоговое мероприятие.
13. Этапы работы над проектом.

Организационно-подготовительный этап.
1 этап. Погружение в проект.
2 этап. Цели и задачи проекта. Определение источников информации.
3 этап.Организация деятельности. Сбор и обработка информации. Выбор варианта выполнения проекта. Конкретный замысел: что будет происходить, к какому результату приведет.
4 этап. Планирование работы: определяются основные этапы работы с детьми в зависимости от дидактических, социальных, предметно-материальных и индивидуально-личностных условий. Выбор критериев самооценки итога проектной деятельности. Уточнение сроков и способы презентации результатов проектирования.
5 этап. Последовательная реализация проекта и решение поставленных задач, постоянная рефлексия. Обсуждение хода выполнения проекта и его промежуточные результаты. Оформление продукта проекта.
6 этап. Предварительная презентация. Оформляется мини-выставка готовых работ с последующим обсуждением. Каждый обучающийся оценивает свою работу по критериям, выбранным ранее, также работу оценивает педагог и родители. Лучшие работы отправляются для участия во Всероссийском детско-юношеском конкурсе рисунка и декоративно-прикладного творчества «Есенинская Русь».
Рефлексия. Предлагается оценить свой вклад в решение проблемы, чему научились, что удалось или не удалось и почему.
Заключительный этап.
7 этап. Итоговая презентация. Анализ результатов, выявление положительных и отрицательных моментов в совместной деятельности. Выставка рисунков. Награждение победителей конкурса. Музыкально-литературная композиция.

Ход проекта.

Организационно – подготовительный этап.
Первый этап: погружение в проект.
Знакомство обучающихся с темой данного проекта. Описание ситуации, постановка проблемы. Получена информация: исполняется 120 лет со дня рождения поэта Сергея Есенина. Проводится опрос обучающихся для мотивации к предстоящей деятельности:
- что вы знаете о поэте С. Есенине?
- что мы можем изобразить в память о жизни и творчестве поэта?
- какие материалы мы можем применить?

Куда применить лучшие рисунки?
Проводится совместное обсуждение и выбор названия предстоящего проекта, формулируется его цель и задачи.

Цель проекта:
Повысить интерес учащихся к жизни и творчеству известного русского поэта Сергея Александровича Есенина.

Задачи проекта:
1. Расширить представления обучающихся о жизни и творчестве С. Есенина.
2. Создать рисунок (изделие декоративно-прикладного творчества) по мотивам жизни и творчества С. Есенина.
3. Закрепление умений работать с акварелью, гуашью, восковыми и школьными мелками, используя разные техники.
4. Стимулировать развитие у детей фантазии, воображения, способностей к прикладному и художественному творчеству.
После формулировки цель и задач педагог предлагает обучающимся ознакомиться с дополнительной информацией:
1. Жизнь и творчество Сергея Есенина (отдельные эпизоды биографии).
2. Стихи (песни) Сергея Есенина.

Определение источников информации :
книги, интернет, библиотека, наглядный материал.
Второй этап: организация деятельности.

Сбор и обработка информации .
При выполнении данного проекта, обучающиеся активно пользовались литературными источниками, наглядными материалами, интернет – ресурсами.
Выбор варианта выполнения проекта. Исходя из полученной информации, творческих способностей, собственных навыков и умений, обучающиеся запланировали выполнить творческие работы на темы поэтических произведений С. Есенина, эпизоды биографии поэта.
Обсуждение организационных, содержательных моментов предстоящей деятельности для решения поставленной цели.

Коллективный анализ плана работы :
1. Выбрать технику изобразительной деятельности, формат и т.п.
2. Тематика художественного произведения.
3. Расположение работы: вертикальное, горизонтальное; содержание.
4. Выбор материала и оборудования.
5. Выполнение творческой работы.
В результате коллективного анализа должно сложиться представление, что цель может быть достигнута разными способами. Педагог контролирует работу учащихся, корректирует возможные ошибки, приглашает к сотрудничеству.

Планирование работы.
После коллективного анализа предстоящей проектной деятельности, учащиеся приступают к непосредственному планированию своей работы:
- выбор техники изобразительной деятельности;
- последовательность выполнения работы;
- необходимое оборудование и материалы;
- выбирают способ презентации.
Выбор критериев устной самооценки итога проектной деятельности. Обсуждаются критерии, по которым в дальнейшем будут подводиться итоги проектной деятельности.
Основные критерии оценки проекта:
- соответствие тематике проекта: иллюстрация жизни и творчества Сергея Есенина;
- оригинальность сюжета, фантазия, юмор, патриотизм;
- качество исполнения, самостоятельность выполнения работы;
- творческий замысел (рассказ учащегося, что он пытался передать в своем рисунке);
- активность учащихся в планировании своей работы, в подготовке и проведении презентации.
Уточнение сроков и способы презентации результатов проектирования.
Основной этап (продуктивный).

Третий этап: реализация проекта.
Последовательная реализация намеченных планов и решение поставленных задач, постоянная рефлексия. Обсуждение хода выполнения проекта и его промежуточные результаты. Самостоятельное выполнение работы. Оформление продукта проекта.
Предварительная презентация. Оформляется мини-выставка готовых работ с последующим обсуждением. Каждый обучающийся оценивает свою работу по критериям, выбранным ранее, также работу оценивает педагог и родители. Лучшие работы отправляются для участия во Всероссийском детско-юношеском конкурсе рисунка и декоративно-прикладного творчества «Есенинская Русь».
Заключительный этап.

Четвертый этап: итоговая презентация.
В кабинете оформляется выставка из выполненных работ с последующим обсуждением, каждый участник устно оценивает свою работу по критериям, выбранным ранее. Приглашаются родители, педагоги посмотреть и оценить выставку проектной деятельности.
Рефлексия. Предлагается оценить свой вклад в решение проблемы, чему научились, что удалось или не удалось, и почему.

Приобретенные учащимися в ходе работы над проектом умения:
- умение прогнозировать, представлять итог работы;
- умение анализировать имеющиеся возможности и ресурсы для выполнения деятельности;
- умение составлять свой план работы и следовать ему;
- умение искать необходимую информацию в различных источниках.

Навыки, которые были оценены в ходе работы над проектом:
- творческие навыки;
- коммуникативные навыки;
- навыки анализа собственной деятельности.
Награждаются победители конкурса, дипломами отмечаются наиболее выразительные работы.
Для гостей проводится музыкально-литературная композиция по творчеству Сергея Есенина.

Тема урока Сергей Есенин «Черёмуха»

Тип урока: урок – проект «Творчество С.А. Есенина. Стихотворение «Черёмуха»

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности: частично-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью литературных источников.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения : учебно-методический комплект, карточки для работы в группах, компьютерная презентация, видеофрагменты, Ф.Шопен Ноктюрн №2

выставка рисунков учащихся по стихам С.Есенина о природе, Родине

Цель : знакомство с биографией и творчеством С.Есенина.
Задачи :
Предметные:

Познакомить учащихся со стихотворением С.Есенина «Черёмуха»; дать учащимся представление об особенностях отражения темы природы, Родины в стихах Есенина учить выразительному чтению стихотворения, закрепить умения находить в литературном произведении образные средства (эпитеты, олицетворение, метафору);

    познавательные: развивать умение строить речевое высказывание, формулировать проблемы и решать их, осуществлять поиск необходимой информации в учебнике;

    коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, сотрудничать с учителем и одноклассниками в решении учебных задач; учитывать позицию собеседника.

    регулятивные: обучать умению формулировать цели урока, принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

    личностные: формировать положительную учебную мотивацию, формировать чувство прекрасного и эстетические чувства, учить адекватно оценивать свою деятельность.

Планируемые результаты.

Предметные : ученик получит возможность воспринимать литературу как вид искусства; осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста; определять авторскую позицию; строить осмысленные речевые высказывания.

доказывать и подтверждать фактами из текста собственное суждение;

Метапредметные:

    познавательные : ученик научится искать и выделять необходимую информацию по заданной теме, получит возможность сравнивать, сопоставлять, делать анализ литературные произведения; строить речевое высказывание в устной форме;

    коммуникативные : ученик получит возможность формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра;

    регулятивные : ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную, осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, составлять простейший план действий, осуществлять итоговый контроль по результату;

    личностные : ученик получит возможность для формирования учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, для формирования умения понимать чувство автора к любви к природе, Родине

1. Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел звонок. Начинаем мы урок.

Его проведём мы в назначенный срок.

В мир музыки, слова и цвета откроется дверь,

И это прекрасно, уж ты мне поверь!

А поможет нам девиз:

2. Актуализация знаний. Сформулирование темы и цели урока.

(Слайд)

2.1 Выполнение заданий в группах.

Выполнив задания в группах, попробуем определить тему урока.

1 группа

Восстановите пропущенные буквы в фамилиях. Прочитайте получившееся слово по вертикали.

Пау…товский

Усп…нский

2 группа

Расшифруй слово.

э з я п и о

3 группа

Отгадайте загадку.

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (черёмуха)

- По каким признакам отгадали?

Речевая разминка

Прочитайте загадку выразительно, выделяя голосом выделенные слова.

Получившиеся слова помогут определить тему и цели нашего урока.

(Есенин, поэзия, черёмуха)

2.2 Постановка учебной задачи

Какие цели мы ставим перед собой на уроках литературного чтения?

(Слайд 3)

    познакомимся … (с произведением С.А. Есенина «Черёмуха»)

    научимся … (анализировать, разбирать, воспринимать произведение)

    находить…(изобразительно-выразительные средства языка)

    совершенствовать… (навык выразительного чтения)

- Литературная гостиная в очередной раз распахнула свои двери для вас.

- Сегодня полистаем страницы жизни поэта С.А. Есенина. Прикоснемся к его чистым, как родник, стихам, которые льются из самого сердца. В его поэзии постараемся п очувствовать глубину его любви к Родине, природе.

3. Введение в тему.

Что же такое поэзия?

(Поэзия – это стихи. Это произведения, написанные стихами).

- Сколько значений слова «поэзия» мы знаем? Какие?

- Мы знаем два значения. Поэзия – стихи, произведения написанные стихами. Поэзия – красота и прелесть чего-либо (из словаря С. И. Ожегова)

Красота летнего утра.

Красота золотой осени.

Красота родной природы.

Природу можно изображать по – разному: художник делает это с помощью красок, композитор – с помощью звуков музыки, поэты изображают картину природы словами. Мы попытаемся раскрыть секрет красоты Есенинского слова. Где же таится этот секрет?

4. Создание проблемной ситуации. Совместный поиск путей решения проблемы.

5. Исследовательская работа. Защита учебных проектов.

- Две творческие группы нашего класса исследовали материал по творчеству С. Есенина и готовили проекты. Первый проект защищает группа Федотова Николая.

I группа.

Какие цели и задачи мы ставили?

- познакомиться с биографией и автобиографией С. А. Есенина;

- изучить литературу и Интернет – ресурсы по вопросу истоков творчества мастера.

Мы выдвигали следующую гипотезу , что истоками творчества С.А. Есенина могут быть:

семья поэта;

его обучение;

русские поэты и писатели;

родная природа.

Первый исток – это его семья. На высоком живописном берегу Оки, в селе Константиново под Рязанью 21 сентября 1895 года (В 2015 году исполнилось 120 лет) в деревянном доме с окнами на речной простор родился Сергей Есенин в семье Александра Никитича Есенина и Татьяны Федоровны Есениной (Титовой). Родители С. Есенина – простые люди, они рано расстались, и детство маленького Серёжи прошло у бабушки и дедушки Титовых. Много позже Есенин вспоминал: «Оглядываясь на весь пройденный путь, я все-таки должен сказать, что никто не имел на меня такого значения, как мой дед, бабушка и мать. Им я больше всего обязан» В долгие зимние вечера бабушка рассказывала внуку сказки, пела песни, духовные стихи, унося его в мир старинных преданий и легенд. Дед, обладавший прекрасной памятью, знал кроме духовных стихов великое множество народных песен и часто их напевал; старуха приживальщица, ухаживавшая за малышом, рассказывала ему народные сказки. Народные песни слышал он и из уст матери. Есенин всё слушал с интересом, но иногда и сам под впечатлением рассказанного начинал фантазировать и «сочинять», поэтому с пяти лет Сергей научился читать, а уже с 9 лет мальчик начал писать свои первые стихи. Сознательное творчество С. Есенин относит к 16 -17 годам.

Второй исток – его обучение. Когда Серёже исполнилось 8 лет, его отдали учиться в Константиновское земское училище, а затем - в церковно-учительскую школу в городке Спас-Клепики, из которой он вышел «учителем школы грамоты». В 1913 году Есенин обучается в Московском городском народном университете имени А.Л. Шанявского. Этот университет был в тот период едва ли не самым передовым учебным заведением страны: лучшие профессора, прекрасная научная библиотека. Среди сверстников он всегда был передовым учеником.

Третий исток - творчество русских поэтов и писателей. Любимыми поэтами у Есенина были Пушкин, Лермонтов, Блок, Кольцов, а любимым писателем-Гоголь. Печататься Сергей Есенин начинает в 1914 в московских детских журналах (первое стихотворение «Береза») (выразительное чтение стихотворения)

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

Четвёртый исток – родная рязанская земля.

Крестьянский сын Сергей Есенин на всю жизнь сохранил привязанность к родной земле. Его до глубины души трогали красота и приволье родных полей, березовых рощ, «малиновая грусть» осенних закатов, долгие песни за околицей. Все впечатления детства затем станут его стихами и поэмами… В 1916 году появляется первый сборник стихов С. Есенина “Радуница”.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Истоки творчества великого поэта – его семья (бабушка, дедушка и мать), обучение - в земском училище, церковно – учительской школе, народном университете. Мастера слова – Пушкин, Лермонтов, Кольцов, Гоголь, а так же - родная рязанская природа.

Подтвердим нашу гипотезу, исследуя стихотворение «Черёмуха»

ФИЗМИНУТКА

Вверх руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – так ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – руки согнули назад.

6 . Чтение и анализ содержания стихотворения «Черёмуха» и изобразительно – выразительных средств языка в стихотворении.

6.1 Работа до чтения.

По названию стиха и рисункам учебника определите тему текста, прогнозируйте содержание.

Проверим наши предположения, прочитав стихотворение.

6.2 Первичное восприятие текста. Чтение учителем.

6.3 Проверка первичного восприятия текста. Ответы на вопросы.

Какая картина создалась в вашем воображении?

В воображении сразу рисуется яркая картина наступления весны. Поэту удалось передать не только краски, но и звуки и даже запахи весны.

Это почувствуете, прочитав стих …..

6.4 Самостоятельное чтение. Словарная работа.

Прочитаем самостоятельно, определим непонятные слова.

Какие слова были непонятны при чтении?

- Медвяная.

Роса вязкая, как мед, поэтому медвяная. Роса не падает, а сползает не с листа, а по коре черемухи. Действие медленное.

А как вы понимаете выражение «зелень пряная»

С острым ароматным запахом.

Как вы понимаете слово «проталинка»?

Место, где частично растаял снег, и оголилась земля.

-Вкрадчиво

От слова «крадётся», говорит тихо, осторожно, старается понравиться

- Круча (крутой спуск, обрыв).

6.5 Повторение средств художественной выразительности. Работа со словарём.

В стихотворении Есенин использует средства художественной выразительности. Какие вы знаете?

Эпитет, сравнение, олицетворение, метафора.

Для чего они используются?

Их употребление делает нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной.

Милена выписала из толкового словаря Ожегова определения. Послушаем.

- Эпитет – образное определение предмета. Они помогают описать внешний вид предмета, передать его цвет, состояние, а также выразить чувства, настроение.
- Олицетворение –

- Метафора -

6.6 Чтение и анализ текста.

Почему ветви золотистые? (Блестят в лучах солнца.)

С чем сравнивает ветки дерева? (С кудрями.)

Как рассказывает про росу?

Почему зелень сияет в серебре? (Блестит на солнце.)

Что рассказывает о ручейке?

Почему речей серебряный?

Как понимаете выражение: «а зелень золотистая на солнышке горит»?

Каким показат ручей в конце стихотворения?

Гремучею – это как? (громко)

Волною обдаёт? (бросает тень)

Что значит выражение: «вкрадчиво под кручею ей песенки поёт?»

Если черёмуха – это образ девушки, то ручей олицетворяет образ кого? (юноши, который пытается вкрадчиво вызвать расположение девушки-черёмухи) (олицетворение)
- Как вы думаете, о чём поёт ручей? (о красоте, о любви, о весне)

Какие краски выбрали бы вы к иллюстрации этого стихотворения? (краски весны)

Какие лечебные свойства черёмухи вы знаете?

– Аромат черёмухи убивает микробы. Поэтому, чтобы сделать питьевой не слишком чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую кисть черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.

6.7 Прочитайте в парах . Взаимооценка.

6.8 Работа над выразительностью.
- Как мы будем читать строчки о черёмухе? (медленно и тихо, чтобы показать, как она прекрасна и величава)
ЧИТАЕМ ЭХОМ.

Прослушивание фрагмента музыкального произведения Ф. Шопена Ноктюрн №2 и 2-3

Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению?

Нежную, тихую. Вначале мелодия тихая, сонная, а потом становится громкой и радостной.

6.9 Выразительное чтение. Взаимооценка.

(Читаем под музыку)

Прочитайте целиком стихотворение (1-2 ученика)
Вывод. Один из истоков творчества великого поэта –природа. Мы подтвердили, анализируя стихотворение поэта.

Физминутка

7. Продолжение исследовательской работы.

7.1 Защита проекта II группой. Тема Родины.

-Следующая тема - тема Родины – главная в творчестве Сергея Есенина и она тесно переплетается с темой природы.
Проект «Я скажу не надо рая, дайте Родину мою!» защищает группа Прошениной Амиры.

Цели и задачи проекта:

1) исследовать творчество С.Есенина и тематику его стихотворений;

2) выяснить, какое место тема Родины занимает в лирике Есенина.

3) изучить Интернет – ресурсы и литературу по вопросу проекта;

Наша гипотеза – тематика стихов С.А. Есенина – о Родине, природе.

Готовясь к проекту, открывая книги С.Есенина, каждый из нас читал такие слова автора:

« Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине, чувство Родины – основное в моём творчестве”. Тема, которая заняла центральное место в поэзии Есенина, – тема Родины. Родина Есенина - Рязанская земля. Здесь впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы. В его поэзии, по словам А.Толстого, слышится «певучий дар славянской души, мечтательной, беспечной, таинственно-взволнованной голосами природы».

- Родина в стихах Есенина – это не только «родимый дом», «рязанские раздолья». За картиной «рязанских раздолий» чувствуется вся бескрайняя русская земля.

7.2 Прослушивание видиофрагмента. С. Безруков «Гой ты, Русь моя святая!»

«…Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою!»

7.3 Продолжение защиты проекта.

(Слайд) С. А. Есенин родился в старинном селе Константиново. Оно привольно раскинулось среди полей и лесов в центре России, на высоком правом берегу реки Оки.

Это удивительно красивые места. Если подняться на холм, то на многие километры вперёд видны деревни и сёла, луга и перелески, вьющаяся лентой река и небольшие озёра.

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

- писал С.А Есенин в одном из своих стихотворений.

Его детство прошло среди полей и степей. С ранних лет он полюбил свой край, русскую природу.

Вместе со своими друзьями, деревенскими ребятишками, он ходил в ночное.

«Ночью луна – вспоминал он, - при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов».

Один из друзей его детства писал в своих воспоминаниях: «… очень любил Есенин цветы. Весной до покоса наши луга – разноцветный ковёр. Каких только цветов в них нет! Для него цветы – что живые друзья были».

(Слайд 10) В самом центре села перед спуском к Оке стоит обычный

деревянный дом с окнами на речной простор. Ветви двух берез склоняются к мемориальной доске, на которой выбито: «Здесь родился и жил известный русский поэт Сергей Есенин»

На родине поэта, в селе Константиново, Сергею Есенину поставлен памятник, а в его родном доме открыт музей.

В стихотворениях "Поет зима, аукает", "С добрым утром", "Белая береза" с большой любовью Есенин пишет о природе.

Эти и другие стихи читали ученики нашей школы в конкурсе стихов в декабре месяце, посвящённым 120-летию С.Есенина. Тематика конкурса: природа, Родина.

7.4. Чтение стихотворения С. Есенина «Неуютная жидкая лунность…»

В нашем проекте мы представляем победителя школьного конкурса, неоднократного победителя районных республиканских и межрегиональных конкурсов Зайцеву Викторию. Стихотворение С. Есенина «Неуютная жидкая лунность…»

Стих и песня какой общей темой объединены?

Боль души поэта и композитора за Русь.

Итак, наша гипотеза подтвердилась – тематика творчества С.А. Есенина – о Родине, природе.

Мы изучили творчество, сборники стихов С.Есенина…

Продуктами нашего проекта стали рисунки о природе с подписями отрывков из стихов поэта.

8. Отрывок из моего любимого стихотворения. (Читают дети)

9. Итог урока.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Есенин в своих стихах сумел передать любовь к природе, к ее красоте, любовь к Родине. Прожил Сергей Есенин всего 30 лет. Но за это время сумел написать такие стихи, которые не оставляют никого равнодушным.

Чувства поэта, его душу смогли понять многие музыканты и положили его произведения на музыку. Эта тема исследования будет в нашем проекте в перспективе.

10. Рефлексия

(Слайд) - Закончите предложение: «Подготовка к исследовательскому проекту, соприкосновение с поэзией С.Есенина помогло мне…»

- больше узнать о С. Есенине;

Ещё раз убедиться, что только человек с открытой душой может стать поэтом;

Увидеть красоту в самых обычных предметах;

Получить наслаждение от урока.

11. Домашнее задание

Выучить стих.

Придумайте сказку про ручей и черемуху. Старайтесь употребить в тексте эпитеты.

Поэт не пишет, он поёт,
Как вдохновение придёт,
Когда душа его зовёт,
И тему он себе найдёт. Марк Львовский

«Душа поэта – тонкая струна,

Дотронешься – и зазвучит она.

И мир Есенина

Нам предстоит постигнуть

В секреты слова красоты проникнуть»

Литература, 10 класс

Краткая аннотация проекта

Данный проект по курсу Литературы для учащихся 10 классов предназначен для знакомства учеников с биографией величайшего поэта Сергея Александровича Есенина. Проект направлен на то, что учащиеся смогут: - самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников; - пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; - приобрести коммуникативные умения, работая в различных группах; - развить исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); - развить системное мышление. Есенин прожил всего тридцать лет. Но след оставленный им в советской поэзии, настолько глубок, что его не стерли не усилия некоторых глухих и слепых его современников, ни последующие десятилетия, в которые ощутимо давала о себе знать инерция недоверчивого отношения к поэту. Его поэзия всегда жила в душе и в памяти нашего народа, потому что она уходит своими корнями в толщу народной жизни, питается ее соками, растет из ее глубин.

Сергей Есенин

Имя при рождении: Сергей Александрович Есенин

Место рождения: село Константиново, Кузьминская волость, Рязанский уезд, Рязанская губерния, Российская империя

Место смерти: Ленинград, СССР

Род деятельности: поэт

Годы творчества: 1910-1925

Направление: Новокрестьянские поэты (1914-1918), имажинизм (1918-1923)

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Чем мы обязаны поэтам и писателям прошлых лет?

Проблемные вопросы

Какое значение имеет С.А.Есенин в истории СССР? Помнят ли сейчас про личность С.А.Есенина? Был ли счастлив Сергей Есинин в браке с Зинаидой Райх? Как повлияла революция 1918 года на творчество Есенина? Какие произведения были написаны им в это время?

Учебные вопросы

Когда родился Сергей Есенин? В какой деревне он родился? Кем были у него родители? В каком журнале впервые были опубликованы его первые стихи?Какое литературное течение возглавил С.А.Есенин?Какое прозвище получил С. А. Есенин в писательских кругах? Какая тема стала основной в творчестве Есенина? Когда умер С.А.Есенин? Почему гибель поэта таинственна?

План проведения проекта

Визитная карточка проекта

Публикация преподавателя


Презентация преподавателя для выявления представлений и интересов учащихся

ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ТЕМА «Родная природа в поэзии С. Есенина и А.Блока»

Выполнил:

учащийся 6 класса

МБОУ Павловская СШ

Тарасенков Сергей


  • Цель: Понять отношение поэтов к родной природе на примере поэзии А.Блока и С. Есенина. Задачи:
  • Изучить биографию поэтов
  • Подобрать стихи о явлениях природы
  • Научиться выразительно читать стихи
  • Ответить на вопрос: Как относились поэты к природе России?

Результат проекта:

  • выразительное чтение стихов
  • Компьютерная презентация

Блок Александр Александрович


Биография Александра Блока

Родители Блока разошлись сразу же после рождения будущего поэта, и он воспитывался в семье матери, принадлежавшей к кругу петербургских профессорских семей. После окончания петербургской гимназии с 1898 по 1901 годы он учился на юридическом факультете Петербургского университета.

Как поэт Блок формировался под влиянием традиций русской классической литературы. Писать стихи начал рано. В начале поэтического пути наиболее близким ему оказался мистический романтизм В.А.Жуковского. Певец природы, как называли Жуковского, учил поэта чистоте и возвышенности чувств, постижению красоты окружающего мира, соприкосновению с тайной бога, вере в возможность проникновения за пределы живого.


ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:

Первые стихи Блок написал в пять лет.

В честь поэта назван также астероид


Рассвет Александр Блок Я встал и трижды поднял руки. Ко мне по воздуху неслись Зари торжественные звуки, Багрянцем одевая высь. Казалось, женщина вставала, Молилась, отходя во храм, И розовой рукой бросала Зерно послушным голубям. Они белели где-то выше, Белея, вытянулись в нить И скоро пасмурные крыши Крылами стали золотить. Над позолотой их заемной, Высоко стоя на окне, Я вдруг увидел шар огромный, Плывущий в красной тишине. http://ruspoeti.ru/aut/blok/t/14.html



Биография

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье, отец - Александр Никитич Есенин (1873-1931), мать - Татьяна Фёдоровна Титова (1875-1955). В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, потом начал учёбу в закрытой церковно-учительской школе.

По окончании школы, осенью 1912 года Есенин прибыл в Москву, работал в книжном магазине, а потом - в типографии И. Д. Сытина.

В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, имел контакты с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.

Отец и мать С. Есенина


Есенин и Айседора Дункан, 1922

С. А. Есенин и

С. А. Толстая


Сыплет черемуха снегом...

Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы,- Я одурманен весной.

Радугой тайные вести Светятся в душу мою. Думаю я о невесте, Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу. По полю зыбистым бегом Пеной я цвет разнесу.


В ходе работы над проектом я выяснил:

  • А. Блок и С. Есенин писали очень много стихов о природе России.
  • В своих стихах авторы говорят с любовью и нежностью о природе своей страны.
  • Читая стихи этих поэтов, я понимаю, что у природы есть душа, она живая.