Тема: Межличностные отношения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и закрепление ранее полученных.
Цель урока: знать условия формирования межличностных отношений, определять виды межличностных отношений, найти отличия между видами межличностных отношений. Оборудование: : презентация учителя, учебник Обществознание 6 класс под ред. Л.Н.Боголюбова, рабочая тетрадь, бумага формата А3, маркеры.

Задачи урока:

    Формирование умений анализировать полученные ранее знания, сопоставлять их с новым материалом урока.

    Закрепления навыка работы в группах.

    Формирование умения налаживать коммуникацию с товарищами и друзьями.

1. Виды межличностных отношений.

2. Дружба и любовь.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение.

Здравствуйте те, у кого сегодня грустит.

Здравствуйте те, кто любит проводить время в общении с друзьями.

Здравствуйте те, кто готов вступать в отношения с новыми людьми.

Надеюсь, что наше сегодняшнее общение доставит нам взаимное удовольствие. А что для этого нужно ?

Ответим на этот вопрос в конце урока

2. Актуализация.

Опрос по домашнему заданию :

Вспомните, о чём мы с вами вели разговор на прошлом уроке? (учащиеся у доски по очереди составляют кластер по теме «Межличностные отношения», а конце урока дописывают новую информацию)

Назовите чувства, которые сближают и которые разъединяют людей.(примеры из литературы, кино, мультипликации)

Сегодня мы продолжим разговор об отношениях между людьми, но о чём пойдёт наша беседа, попробуйте узнать сами.

-учитель зачитывает ситуации, дети должны назвать тему урока

- Вы только что познакомились с человеком. Он вам стал привлекателен, вы здороваетесь при последующих встречах. (знакомство)
Вы не только здороваетесь, но при встрече с удовольствием вступаете в непродолжительный разговор. Теперь вы…?Приятели.(приятельство)

В классе обучаются 25 учащихся. (товарищество)
Дружба объединяет людей надолго, иногда на всю жизнь. Проверяется не только временем, но и различными испытаниями

Тема нашего урока « Виды межличностных отношений» (слайд№3)

3. Формулируем цель урока.

-Что же сегодня мы должны с вами узнать?

-О чем мы будем говорить?

Должны узнать: определять виды межличностных отношений, найти отличия между видами межличностных отношений

4. Изучение нового материала.

Предлагаю вам выяснить: С чего же начинаются отношения между людьми?

А поможет это нам сделать эпиграф нашего урока

Близкое общение - вот откуда берут начало нежнейшая дружба и сильнейшая ненависть.

О чем говорится в эпиграфе?

Межличностные отношения бывают разными.

-Работа с учебником стр.52-53.(обсуждение, запись в тетрадь)

Виды межличностных отношений

Знакомство Приятельские отношения Товарищество Дружба Любовь

Класс делится на группы, придумывают и разыгрывают ситуацию с разными видами отношений, а другие группы пытаются угадать её.

Чем отличается дружба и любовь от других видов отношений? (Работа с учебником стр.54-55)

Учащимся было дано опережающие задание – подготовить стихотворения о дружбе и любви. Они их представляют и отвечают на поставленный вопрос.

6.Рефлексия.

Вернёмся к вопросу, который был поставлен в начале урока – что необходимо для успешного взаимодействия?

Что из того что вы узнали на уроке запомнили сразу, а что нет?

Что вызвало трудности в работе на уроке?

Понравился ли вам урок, принес ли он вам новы знания, эмоции. Я предлагаю ответить на вопрос необычным способом, составить синквейн. Вы знаете что такое синквейн?

По группам составить синквейн по темам «Дружба», «Любовь». (слайд №7)

дружба
искренняя мужская
уважать, доверять, помогать
бескорыстная, позитивная связь между людьми
межличностные отношения

Синквейн на тему Дружба

дружба
верная крепкая
доверять общаться симпатизировать
человеку, которому искренне веришь
взаимоотношения

Синквейн на тему любовь

Любовь
нежная страстная
переживается чувствуется ощущается
возможна с любимым человеком и в семье
чувство

Синквейн на тему Любовь

любовь
глубокая, восторженная
дарят, прощают, обожают
вечное стремление любящего к любимому
чувство

Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

П.6 Советы психолога стр.58.

Вы большие молодцы, спасибо за работу на уроке.Урок окончен!

Тема урока: « Виды межличностных отношений ».(6класс)
Тип урока: урок усвоения новых знаний и закрепление ранее полученных.
Цель урока: знать условия формирования межличностных отношений, определять виды межличностных отношений, найти отличия между видами межличностных отношений. Оборудование: : презентация учителя, учебник Обществознание 6 класс под ред. Л.Н.Боголюбова, рабочая тетрадь, бумага формата А3, маркеры.

Задачи урока:

    Формирование умений анализировать полученные ранее знания, сопоставлять их с новым материалом урока.

    Закрепления навыка работы в группах.

    Формирование умения налаживать коммуникацию с товарищами и друзьями.

1. Виды межличностных отношений.

2. Дружба и любовь.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение.

Здравствуйте те, у кого сегодня грустит.

Здравствуйте те, кто любит проводить время в общении с друзьями.

Здравствуйте те, кто готов вступать в отношения с новыми людьми.

Надеюсь, что наше сегодняшнее общение доставит нам взаимное удовольствие. А что для этого нужно ? (слайд№1)

Ответим на этот вопрос в конце урока

2. Актуализация.

Опрос по домашнему заданию :

Вспомните, о чём мы с вами вели разговор на прошлом уроке? (учащиеся у доски по очереди составляют кластер по теме «Межличностные отношения», а конце урока дописывают новую информацию)

- Назовите чувства, которые сближают и которые разъединяют людей.(примеры из литературы, кино, мультипликации) (Слайд№2)

Сегодня мы продолжим разговор об отношениях между людьми, но о чём пойдёт наша беседа, попробуйте узнать сами.

-учитель зачитывает ситуации, дети должны назвать тему урока

- Вы только что познакомились с человеком. Он вам стал привлекателен, вы здороваетесь при последующих встречах. (знакомство)
Вы не только здороваетесь, но при встрече с удовольствием вступаете в непродолжительный разговор. Теперь вы…?Приятели.(приятельство)

В классе обучаются 25 учащихся. (товарищество)
Дружба объединяет людей надолго, иногда на всю жизнь. Проверяется не только временем, но и различными испытаниями

Тема нашего урока « Виды межличностных отношений» (слайд№3)

3. Формулируем цель урока.

-Что же сегодня мы должны с вами узнать?

-О чем мы будем говорить?

Должны узнать: определять виды межличностных отношений, найти отличия между видами межличностных отношений

4. Изучение нового материала.

Предлагаю вам выяснить: С чего же начинаются отношения между людьми?

А поможет это нам сделать эпиграф нашего урока

Близкое общение - вот откуда берут начало нежнейшая дружба и сильнейшая ненависть.

, характеризующее суть предмета или объекта

(примерные ответы)
Синквейн на тему Дружба

дружба
искренняя мужская
уважать, доверять, помогать
бескорыстная, позитивная связь между людьми
межличностные отношения

Синквейн на тему Дружба

дружба
верная крепкая
доверять общаться симпатизировать
человеку, которому искренне веришь
взаимоотношения

Синквейн на тему любовь

Любовь
нежная страстная
переживается чувствуется ощущается
возможна с любимым человеком и в семье
чувство

Синквейн на тему Любовь

любовь
глубокая, восторженная
дарят, прощают, обожают
вечное стремление любящего к любимому
чувство

Выставление оценок .

6. Домашнее задание. (сдайд №8)

П.6 до конца, рабочая тетрадь №6,7. Советы психолога стр.58.

Вы большие молодцы, спасибо за работу на уроке.Урок окончен!


Тема урока: Межличностные отношения
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Цель и задачи: познакомить учащихся с сущностью и видами межличностных отношений;
исследовать сферу чувств как основу данных отношений;
определить факторы, способствующие и препятствующие эффективному выстраиванию межличностных отношений;
Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать сущность и виды межличностных отношений; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, вести дискуссию, работать в паре, критически рассматривать информацию, делать выводы, развивать самостоятельность и коммуникативную компетентность.
Формируемые УУД:
предметные: применять понятийный аппарат (межличностные отношения, общение, взаимность, стереотип, симпатия, антипатия, дружба, знакомство, приятельство, товарищество) для раскрытия сущности межличностных отношений; выявлять виды межличностных отношений и их особенности, анализировать симпатии и антипатии, возникающие в ходе общения между людьми;
формировать целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
метапредметные:
коммуникативные: слушать других, принимать другую точку зрения, формулировать свою точку зрения, определять собственное отношение к явлениям современной жизни;
регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; прогнозировать результаты уровня усвоения учебного материала;
познавательные: осуществлять поиск информации, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, давать определение понятий;
личностные: формирование мотивированности и направленности ученика на активное и эффективное выстраивание межличностных отношений; анализ собственных поступков с т.зр. гуманизма, чувство ответственности за принятие решений; формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Межпредметные связи: история, литература, русский язык, основы православной культуры
Применяемыетехнологии: технология развития критического мышления, технология сотрудничества; здоровьесберегающая технология
Межличностные отношения.
Просмотр видеоролика.
- Прежде чем мы начнем работать по теме, я хочу, чтобы вы посмотрели один видеоролик. Внимательно посмотрите и постарайтесь запомнить все, что там происходит, потому что мы не раз во время урока будем возвращаться к его содержанию.
- Какой процесс происходил между человеком и роботом? (общение)
- Как вы думаете, полноценным ли было это общение?
- Кто из вас прав мы выясним чуть позже, а пока вернемся к теме.
- Общаясь между собой, субъекты вступают в определенные отношения.
- У меня на доске написано слово «Отношения». Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? Подберите к этому слову различные понятия и составьте словосочетание. Например: отношение к чему-либо, какие-то отношения. Запишите их на своих кружочках. Чтобы не повторяться, обсудите это в своей группе.Прикрепляют к доске
- Вот оказывается в скольких значениям можно употребить слово отношение. Нас интересует сегодня словосочетание «отношения между людьми». Я бы немного уточнила: отношения между личностями, или межличностные отношения.
- А теперь скажите, можем мы назвать отношения между роботом и мужчиной межличностными?(нет, робот не личность)
Не смотря на то, что он вел разговор, он - запрограммированная машина. С кем нам важнее общаться с роботами или живыми людьми?
В процессе урока мы узнаем
1) какие отношения называют межличностными,
2) что является их основой,
3) и какие виды этих отношений можно выделить
Найдите в учебнике на с.50 виды межличностныхотношений по характеру взаимоотношений, участников и направленности деятельности (первая классификация) и соотнесите их с рисунками.
Чем приятельские отношения отличаются от товарищеских?
Приведите примеры деловых, личных, приятельских и товарищеских.
Как одним словом можно назвать взаимодействие двоих с целью получения знаний, информации или самого процесса деятельности?
- Общение
1 особенность – общение
(выводится на экран и записывается в тетрадь)
Вывод: Межличностные отношения начинаются с общения.
Другой особенностью межличностных отношений является обоюдность, характеризующаяся словом «взаимо».
- А какие ещё слова начинаются с взаимо –? (взаимовыручка, взаимопомощь, взаимоответственность, взаимоуважение, взаиморасположение и т.д.)
- Можем ли мы их также отнести к процессу межличностных отношений?
2 особенность – взаимность
Анализ иллюстраций
Успех взаимодействия зависит от двоих
В §6 есть рубрика «Учимся взаимодействовать с окружающими». Как вы понимаете фразу «Нельзя аплодировать одной рукой»?
Вывод:Успех межличностных отношений зависит от взаимности действий
- В ролике, помните, когда человек попросил робота помочь ему собрать мячи для гольфа, как ответил ему робот? (это дело каждого; спасение утопающих, дела рук сих утопающих)
- А человек что сказал? (Я на тебя обиделся)
- Чувство! Робот способен на чувства?(нет)
- Все верно, наши отношения с другими людьми складываются на основе того, что мы чувствуем по отношению к определенному человеку. Хотим мы того или не хотим, у нас возникают эмоциональные переживания, чувства, которые сближают нас с другим человеком, либо отталкивают от него. Чувства – это то, что у нас с вами возникает внутри, когда мы общаемся с человеком.
- Сколько чувств у человека? Огромное количество. Мы с вами, переживая, испытываем целую гамму различных чувств. Наш внутренний мир очень богат, что мы не в состоянии иногда передать, то внутренне преживание, которое у нас возникает.
Всю гамму чувств можно разделить на две группы: чувства, которые сближают людей – положительные, позитивные, способствуют сотрудничеству и чувства, которые затрудняют, удаляют друг от друга – отрицательные, негативные.
Задание: Прочитайте 1-2 абзац п.2. § 6 на с. 51 учебника (вслух)
Выполните задание обозначенное вопросом. Для этого вам необходимо поработать в парах, из предложенного списка человеческих чувств выберите те, которые, на ваш взгляд, объединяют людей и способствуют их разобщению, внесите данные в табличку
Позитивные чувства вызывают симпатию – привлекательность; негативные – антипатию,т.е. отталкивают от людей.
Задание: Познакомьтесь с этими понятиями, прочитав оставшийся материал п.2 на с. 51-52. И приведите примеры. (1 вариант – симпатия, 2 вариант – антипатия)
Примеры.
Если человек нам приятен, мы испытываем радость, удовольствие, общаясь с ним, у нас постепенно формируется стереотип положительного отношения к этому человеку или группе, или ситуации, и наоборот.
Например: русский народ считают гостеприимным. Хотя в наше время это уже не так важно, стереотип по отношению к этой ситуации остался: мы стараемся быть гостеприимными, и от нас ждут подобного поведения. Стереотип – это некая устоявшаяся формула, то, что мы сами для себя сформулировали, обозначили и зафиксировали у себя в сознании, и по стереотипу начинаем воспринимать людей. Стереотипы мешают межличностным отношениям, потому что все упрощают. Например, существует стереотип «Все девчонки – плаксы», «Все мальчишки - драчуны» - это так?- Можно ли судить о человеке по одному поступку?
- Наше отношение к людям - это настолько сложный механизм, что относится к человеку с точки зрения стереотипов нельзя, единичный поступок, это единичный поступок, будьте внимательны и старайтесь разобраться в людях, прежде чем делать какие-то выводы, давать ему положительную или отрицательную оценку.
Существует стереотип, что ученики не любят выполнять физкультминутки, это так?
Кто-то из выдающихся мыслителей сказал: «В жизни ничего нет дороже двух вещей – здоровья и человеческих отношений, все остальное суета». Вот и мы с вами сегодня поговорим о человеческих или межличностных отношениях.
Таким образом, третьей особенностью межличностных отношений являются чувства.
Вывод:Чувства – основа межличностных отношений
Опираясь на микро выводы урока, сформулируйте, какие отношения можно назвать межличностными?
Межличностные отношения – взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения.
Это отношения, которые носят обоюдный взаимный характер.
Виды межличностных отношений
Давайте рассмотрим ещё одну классификацию видов межличностных отношений – по длительности связей между людьми и результатам совместной деятельности:
Знакомство
Приятельство
Товарищество
Дружба
- Межличностные отношения бывают разными. Попробуйте самостоятельно определить виды межличностных отношений.
Задание: в рабочих тетрадях на с. 33, выполните задание № 7. Если у вас возникнут сомнения, можно обратиться к учебнику п. 3 с. 52-53.
Задание № 7 (рабочая тетрадь)
Ниже приведены примеры межличностных отношений различного уровня: распределите их в соответствующие колонки таблицы.
У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваются при встрече.
Галина и Полина, встречаясь, обмениваются новостями.
Евгений и Матвей играют в одной команде по волейболу.
Сидор и Александр всегда готовы прийти друг другу на выручку.
Глеб и Федор – одноклассники
Мария и Клавдия сидят за одной партой.
Диана и Марина идут вместе домой после уроков.
Лариса и Артем делают уроки вместе.
Нина и Зина отдыхали вместе в летнем лагере.
Никита и Платон обмениваются марками.
Юлия и Яна вместе проводят свободное время.
Знакомство Приятельство Товарищество Дружба Любовь
1 2 3 4 9 6 5 7 10 8 11 Какой из видов межличностных отношений кажется наиболее ценным и значимым? Почему?
Дружба
Дружба ценилась всегда. А понять, настоящая ли дружба, возможно в экстремальных ситуациях.
Рассказать об истории создания текста песни В.Высоцкого к к/ф «Вертикаль». Объяснить, кто такие альпинисты
Задание микрогруппам:
Прослушаем «Песню о друге» в исполнении Владимира Высоцкого. Опираясь на текст, ответьте на вопросы:
Какие характеристики даёт автор настоящему другу?
Как называет Высоцкий ненадёжного человека?
Кого в горы брать нельзя?
Что особенно важно в горах?
Впишите в таблицу характеристики настоящей и мнимой дружбы, опираясь на текст:
Настоящая дружба Мнимая дружба
Не скулил;
Не ныл;
Хмур, зол, но шел;
Стонал, но держал;
Шел, как в бой;
Как на себя самого, положись на него
И не друг, и не враг, а так;
Не ах;
Раскис;
Сник;
Чужой;
Вновь обратимся к рубрике «Учимся взаимодействовать с окружающими» на с. 58.Прочитаем правило №2: «Не жалей комплиментов человеку, с которым ты взаимодействуешь». Что такое «комплимент»?
Недаром американский писатель Марк Твен говорил: «Я могу два месяца питаться одним хорошим комплиментом».
Комплименты по именам
Притча научись писать обиды на песке а радости и добрые дела на камне
«Золотое правило нравственности»: не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе.
- Вернемся к проблеме нашего урока. Может ли человек обойтись без межличностных отношений?
Планета дружбы
Рефлексия
- Чему вы научились сегодня на уроке? Начните свои высказывания со слов
1. Сегодня я узнал(а)… 2. Я выполнял(а) задание….
3. Я понял(а), что… 4. Я научился (лась)…
5. Меня удивило… 6. Урок дал мне для жизни…
7. Мне захотелось…
Домашнее задание параграф
Расспросить родителей о друзьях

«Вооружённый конфликт» - Результаты войны. Подразделения Минобороны и МВД России вошли на территорию Чечни. Приднестровская Молдавская Республика. Вооружённый конфликт в Абхазии. Нарастание напряженности. Вооруженные конфликты с участием РФ за последние 20 лет. Война в Абхазии. Потери. Силы сторон. Карабахский конфликт. Военные потери.

«Конфликт в межличностных отношениях» - Динамика конфликта. Рефлексия. Конкуренция. Наука « Конфликтология». Конфликт. Кто же является участником конфликта. Условия протекания конфликта. Конфликт в межличностных отношениях. Алгоритм действий. Приспособление. Цели и задачи. Переговоры. Этапы протекания конфликта. Основные стратегии взаимодействий в конфликте.

«Межличностные конфликты» - Конфликты между родителями и детьми. Неудовлетворенные потребности в значимости «Я» одного из членов семьи. Сконцентруйтесь на интересах, а не на позициях. Семья. Уходя, не хлопайте дверью, говоря обидные слова. Замолчите первым. 1. Дайте партнеру «разрядиться». Результат проигрыш/выигрыш и противоположная сторона получает удовлетворение, но конфликт не разрешен.

«Групповой конфликт» - Формальные группы. Взаимосвязь межгосударственных конфликтов с внутриполитическими. Групповые конфликты. Виды групповых конфликтов. Основные пути разрешения межэтнических конфликтов. Вопросы для самопроверки. Виды межгосударственных конфликтов по целям. Причины трудовых конфликтов. Направления предотвращения межгосударственных конфликтов.

«Региональные конфликты» - 1980-1988 - Ирано-иракская война. Великобритания. Бельгия. Страна басков. Индия против сепаратистов из Кашмира. Италия. Франция. Экономические конфликты. 21 век. Азия - текущие вооруженные конфликты. Северная Ирландия Война за независимость Ирландии ведет свою историю. 1975-1989 - Кампучийско-вьетнамский конфликт.

«Организационный конфликт» - Способы регулирования конфликтов. Карта конфликта. Классификация конфликтов. Пути предупреждения и разрешения конфликтов. Центральное место. Конфликты, увы, случаются. Этапы конфликта. Столкновение интересов, мнений, целей. Конфликты в организации. Основные группы причин, способствующих возникновению конфликтов.

Всего в теме 12 презентаций

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПО ТЕМЕ «МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

Минина Ольга Петровна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №43 г.Архангельска

Урок разработан для учащихся 6-х классов

УМК: учебник Обществознание 5 класс. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, М., «Просвещение», 2012 г.; Рабочая тетрадь по обществознанию 5 класса. К учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, М., издательство «Экзамен», 2013г.

Оборудование: учебник, тетрадь, ПК, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска (для просмотра отрывков из художественных фильмов)

Цель урока: сформировать самостоятельное представление об общении как потребности человека, живущего в обществе, знать условия формирования межличностных отношений, определять виды межличностных отношений

Задачи урока:

1.Вывести на более высокий уровень обобщений знания и представления учащихся об особенностях межличностных отношений.

2.Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.

3.Воспитывать стремление к реализации своих коммуникативных способностей.

4. Формирование умений анализировать полученные ранее знания, сопоставлять их с новым материалом урока.

5. Формирование умений презентовать приобретенные знания и опыт.

6. Закрепления навыка работы в группах.

7. Формирование умения налаживать коммуникацию с товарищами и друзьями.

Тип урока: урок – изучение нового материала

Технологическая карта урока.

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся.

Формируемые УУД

I этап. Организационный момент.

рефлексия

активизация учащихся

Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение.

Здравствуйте те, кто сегодня грустит.

Здравствуйте те, кто любит проводить время в общении.

Здравствуйте те, кто готов вступать в отношения с новыми людьми.

Надеюсь, что наше сегодняшнее общение доставит нам взаимное удовольствие. А что для этого нужно? Ответим на этот вопрос в конце урока.

Дети рассаживаются по группам и настраиваются на работу.

2 этап.

Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов

и определения цели и темы урока.

На протяжении уже нескольких уроков мы с вами изучаем тему «Человек - личность». Сегодня мы исследуем этот вопрос с другой стороны.

Мы уже выяснили на предыдущих уроках, что формирование и развитие личности, а также деятельность отдельного человека существенно зависят от социальной среды. Она представляет собой сложно организованное общество, в котором люди вступают друг с другом в разнообразные отношения. Продолжите логическую цепочку:

Человек – индивид - ?

А может ли человек родиться личностью?

Как человек становится личностью?

Личностью человек становиться в отношениях с другими людьми.

Посмотрите на цепочку.

Личность – личность – личность.

Какие отношения здесь изображены?

Исходя из сказанного, сформулируйте тему урока?

Формулируем цель урока. (стадия вызова)

Что же сегодня мы должны с вами узнать?

О чем мы будем говорить?

"Стадо дикобразов легло в один холодный зимний день тесною кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга, что заставило их лечь подальше друг от друга. Затем, когда потребность согреться вновь заставила их придвинуться, они опять попали в прежнее неприятное положение, так что они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод.

Так потребность в обществе, проистекающая из пустоты и монотонности личной внутренней жизни, толкает людей друг к другу; но их многочисленные отталкивающие свойства и невыносимые недостатки заставляют их расходиться. Средняя мера расстояния, которую они наконец находят как единственно возможную для совместного пребывания, это - вежливость и воспитанность нравов. Тому, кто не соблюдает должной меры в сближении, в Англии говорят keep your distance! Хотя при таких условиях потребность во взаимном теплом участии удовлетворяется лишь очень несовершенно, зато не чувствуются и уколы игл...

Личность

Нет

В процессе жизни в обществе, в общении с другими людьми, в отношениях с другими людьми.

Тема нашего урока «Межличностные отношения».

Должны узнать: что такое межличностные отношения, определять виды межличностных отношений.

Познавательные: Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач

Регулятивные: Определять цель, проблему в деятельности

Личностные: Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

Коммуникативные: Излагать свое мнение, аргументируя его

3 Этап. Усвоение новых знаний и способов действий

Поиск решения учебной задачи.

Проблема. Предлагаю вам выяснить: Что является особенностями отношений между людьми?

Давайте запишем версии решения проблемы(на доске)

Помогите мне составить план решения проблемы урока:

1. Определение межличностных отношений

2. Чувства (что влияет на отношения людей?)

3. Виды межличностных отношений

1. Выполняем задание №2 в парах.

Ниже приведены примеры межличностных отношений. Определите их вид.

1. У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваются при встрече.

2. Галина и Полина, встречаясь. Обмениваются новостями.

3. Евгений и Матвей играют в одной команде по волейболу.

4. Семен и Саша всегда готовы прийти друг другу на помощь.

5. Поездка на рыбалку с приятелем;

6. Встреча родителей ученика и директора школы.;

7. Поздравление с юбилеем заслуженного человека сослуживцами;

8. Поздравление с днем рождения брата(сестры);

9. Беседа по телефону с приятелем; приглашение по телефону

Почему мы не можем выполнить это задание? Чего нам не хватает? А что мы с вами уже знаем? Что такое личность?

Реализация смысла

А скажите мне тогда, как вы понимаете что такое межличностные отношения?

Давайте сравним со словарем. Катя Шарпалова готовилась к этому заданию и может нам помочь.

Межличностные отношения – взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения.

Какую первую особенность межличностных отношений вы можете назвать?

Представьте ситуацию, в ваш класс приходит новый ученик, чтобы влиться в коллектив ему необходимо будет узнать о вас побольше. Сможет ли он это сделать, если с вашей стороны не будет взаимного интереса?

Какую следующую особенность вы можете назвать? Подумайте и обсудите в парах.

Составьте слова, которые начинаются с «взаимо».

Каждая пара по одному слову.

взаимопонимание

взаимопомощь

взаимовыручка

взаимоотношения

взаимоуважение

взаимосогласие

взаимовыгода

взаимоответственность

взаимодействие

взаимооценка

Все вами названные слова говорят об определенных отношениях между людьми.

эти отношения носят обоюдный характер.

2. Из предложенного списка чувств те чувства, которые сближают людей, объединяют их, вызывают положительное отношение, и те чувства, которые отношения затрудняют, разъединяют, мешают сотрудничеству

А) восхищение; б) гнев; в) удовольствие; г) тоска; д) обида; е) уважение; ж) героизм; з) трудолюбие; и) нежность; к) беззащитность; л) гордость; м) мудрость; н) заносчивость; о) ненависть; п) любовь

назовите одним словом чувства, которые объединяют людей (с..п..ия)

и чувства, которые отталкивают людей друг от друга (а…п…я)

3 виды межличностных отношений.

Индивидуальное задание. Пока мы разбираем материал Максим, Даниил, Роман, Влад выполняют свое задание. (наклеить картинки по группам дать название группам, привести по 2-3 примера к каждой группе)

· Песня Высоцкого «О друге»(фильм Вертикаль)

· Прочитайте стихотворение В.Шекспира.

Настоящий друг везде

Верен, в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь – он спать не может.

И во всем, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

Да, по действиям не сходны

Верный друг и льстец негодный.

· Фрагмент из «Тараса Бульбы» (Б.Ступка «о товарищах».)

· А. Пушкин «Дружба»

Что дружба? Легкий пыл похмелья,

Обиды вольный разговор,

Обмен тщеславия, безделья

Иль покровительства позор.

А теперь ребята расскажут, какие виды межличностных отношений выделили они.

Деловые

Семейные

Личные

Дружеские

Узнав виды отношений теперь вы можете полностью выполнить задание №2

Познавательные:

Регулятивные : уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Коммуникативные:

Организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения

Личностные : Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

4 этап.

Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Какой из видов межличностных отношений кажется наиболее ценным и значимым? Почему?

Назовите литературных героев или герои мультфильмов, кого можно назвать друзьями?

Вывод:

Особенности межличностных отношений: Общение

Взаимность

Чувства

Дружба

Рефлексия

Составьте пожалуйста синквейн на тему «межличностные отношения» (дружба, отношения). Напоминаю структуру синквейна. И структура и пример есть у вас на технологической карте. Можете пользоваться.

· Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение ), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

· Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

· Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями , описывающими характерные действия объекта.

· Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

· Пятая строка - одно слово-резюме , характеризующее суть предмета или объекта.

Дружба.

Дружба объединяет людей надолго, иногда на всю жизнь.

Кай и Герда, Буратино и Мальвина, дядя Федор и кот Матроскин. Чебурашка и Крокодил Гена.

Познавательные: Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

Коммуникативные:

Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения

Регулятивные: Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

5 этап. Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

Стандартный минимум

Повышенный

Творческий

Учащиеся записывают домашнее задание на выбор:

1) П. 6 ответить на вопросы рубрики «проверим себя»

2) Написать небольшой рассказ на тему «Что мешает межличностным отношениям и как это преодолеть?»

3) сообщение об отношениях Пушкина и Пущина

6этап

Рефлексия

Итог урока

Рефлексивная мишень

Дети улыбаются и говорят друг другу спасибо.