Виды и формы связей социально- экономических явлений

    Основные статистические методы выявления корреляционной связи

    Корреляционно-регрессионный анализ. Уравнение парной регрессия: экономическая интерпретация и оценка значимости

    Оценка качества однофакторных линейных моделей

    Анализ и прогнозирование экономических показателей на основе регрессионных моделей

    Измерение связей неколичественных переменных

Литература

1. Виды и формы связей социально- экономических явлений

Экономические данные представляют собой количественные характеристики каких-либо экономических объектов или процессов. Они формируются под действием множества факторов, не все из которых доступны внешнему контролю. Неконтролируемые факторы могут принимать случайные значения из некоторого множества значений и тем самым обуславливать случайность данных, которые они определяют. Стохастическая (вероятностная) природа экономических данных обуславливает необходимость применения соответствующих статистических методов для их обработки и анализа.

Статистические распределения характеризуются наличием более или менее значительной вариации в величине признака у отдельных единиц совокупности. Естественно, возникает вопрос о том, какие же причины формируют уровень признака в данной совокупности и каков конкретный вклад каждой из них. Изучение зависимости вариации признака от окружающих условий и составляет содержание теории корреляции.

Изучение действительности показывает, что вариация каждого изучаемого признака находится в тесной связи и взаимодействии с вариацией других признаков, характеризующих исследуемую совокупность единиц. Вариация уровня производительности труда работников предприятий зависит от степени совершенства применяемого оборудования, технологии, организации производства, труда и управления и других самых различных факторов.

При изучении конкретных зависимостей одни признаки выступают в качестве факторов, обусловливающих изменение других признаков. Признаки этой первой группы в дальнейшем будем называть признаками-факторами (факторными признаками); а признаки, которые являются результатом влияния этих факторов, будем называть результативными. Например, при изучении зависимости между производительностью труда рабочих и энерговооруженностью их труда уровень производительности труда является результативным признаком, а энерговооруженность труда рабочих - факторным признаком.

Рассматривая зависимости между признаками, необходимо выделить, прежде всего, две категории зависимости: 1) функциональные и 2) корреляционные.

Функциональные связи характеризуются полным соответствием между изменением факторного признака и изменением результативной величины, и каждому значению признака-фактора соответствуют вполне определенные значения результативного признака. Функциональная зависимость может связывать результативный признак с одним или несколькими факторными признаками. Так, величина начисленной заработной платы при повременной оплате труда зависит от количества отработанных часов.

В корреляционных связях между изменением факторного и результативного признака нет полного соответствия, воздействие отдельных факторов проявляется лишь в среднем при массовом наблюдении фактических данных. Одновременное воздействие на изучаемый признак большого количества самых разнообразных факторов приводит к тому, что одному и тому же значению признака-фактора соответствует целое распределение значений результативного признака, поскольку в каждом конкретном случае прочие факторные признаки могут изменять силу и направленность своего воздействия.

При сравнении функциональных и корреляционных зависимостей следует иметь в виду, что при наличии функциональной зависимости между признаками можно, зная величину факторного признака, точно определить величину результативного признака. При наличии же корреляционной зависимости устанавливается лишь тенденция изменения результативного признака при изменении величины факторного признака. В отличие от жесткости функциональной связи корреляционные связи характеризуются множеством причин и следствий и устанавливаются лишь их тенденции. Статистические показатели могут состоять между собой в следующих основных видах связи: балансовой, компонентной, факторной и др.

Балансовая связь - характеризует зависимость между источниками формирования ресурсов (средств) и их использованием.

Остаток на начало отчетного периода;

Поступление за период;

Выбытие в изучаемом периоде;

Остаток на конец отчетного периода.

Левая часть формулы характеризует предложение

а правая часть - использование ресурсов

Компонентные связи показателей характеризуются тем, что изменение статистического показателя определяется изменением компонентов, входящих в этот показатель, как множители:

В статистике компонентные связи используются в индексном методе. Например, индекс товарооборота в фактических ценах представляет произведение двух компонентов, на пример, - индекса товарооборота в сопоставимых ценах и индекса цен , т.е.

Важное значение компонентной связи состоит в том, что она позволяет определять величину одного из неизвестных компонентов:

Факторные связи характеризуются тем, что они проявляются в согласованной вариации изучаемых показателей. При этом одни показатели выступают как факторные, а другие - как результативные.

Факторные связи могут рассматриваться как функциональные и корреляционные.

При функциональной связи изменение результативного признака всецело зависит от изменения факторного признака:

При корреляционной связи изменение результативного признака не всецело зависит от факторного признака, а лишь частично, так как возможно влияние прочих факторов:

Примером корреляционной связи показателей является зависимость сумм издержек обращения от объема товарооборота. В этой связи, помимо факторного признака - объема товарооборота, на результативный признак (сумму издержек обращения ) влияют и другие факторы, в том числе и не учтенные. Поэтому корреляционные связи не являются полными (тесными) зависимостями.

2. Основные статистические методы выявления корреляционной связи

К методам исследования взаимосвязей относятся: метод взаимосвязанных параллельных рядов, балансовый метод, индексный метод, метод аналитических группировок, корреляционные таблицы и графический метод.

Метод взаимосвязанных параллельных рядов состоит в установлении связей между экономическими явлениями посредством сопоставления показателей двух или нескольких рядов. Для этого признак-фактор ранжируется, т.е. располагается в порядке возрастания или убывания признака и соответственно ему записываются значения результативного признака. Путем сравнения взаимосвязанных рядов выявляется наличие связи и ее направление. Можно сравнивать временные и территориальные ряды.

Балансовый метод применяется для анализа связей и пропорций в экономике. Баланс представляет систему показателей, состоящей из равенства ресурсов и их распределения. Схема баланса может быть представлена равенством:

а + б= в + с

(Остаток начальный + Поступление = Расход + Остаток конечный).

Индексный метод - метод анализа компонентных связей. Это вид связей, когда изменение какого-то сложного явления целиком определяется изменением компонентов, входящих в это сложное явление как множители (а= бв, или ). Индексный метод анализа позволяет определить роль отдельных компонентов в совокупном изменении сложного явления.

Метод аналитических группировок - это установление связи между двумя и более признаками группировкой единиц по факторному признаку, а затем в группах вычисление средних и относительных величин результативного признака. Для оценки тесноты связи одновременно с методом группировок рассчитываются коэффициенты детерминации и эмпирическое корреляционное отношение.

Корреляционная таблица охватывает два ряда распределения: один ряд представляет факторный признак, а другой - результативный. Концентрация частот около диагонали, соединяющей левый верхний угол с правым нижним углом таблицы, выражает прямую связь, и наоборот, концентрация частот около диагонали, соединяющей левый. нижний угол с правым верхним углом таблицы, выражает обратную связь. Интенсивная концентрация частот около диагонали таблицы указывает на существование тесной корреляционной связи. Корреляционная таблица дает более правильную характеристику связи при условии, что число групп по двум признакам одинаково.

Графический метод состоит в построении графиков. На графике значения факторного признака наносятся на ось абсцисс, а результативного признака - на ось ординат. Если нанести на график средние значения результативного признака, то получим ломаную линию, которая называется эмпирической линией регрессии.

Экономические данные представляют собой количественные характеристики каких-либо экономических объектов или процессов. Они формируются под действием множества факторов, не все из которых доступны внешнему контролю. Неконтролируемые факторы могут принимать случайные значения из некоторого множества значений и тем самым обуславливать случайность данных, которые они определяют. Стохастическая (вероятностная) природа экономических данных обуславливает необходимость применения соответствующих статистических методов для их обработки и анализа.

Изучение действительности показывает, что вариация каждого изучаемого признака находится в тесной связи и взаимодействии с вариацией других признаков, характеризующих исследуемую совокупность единиц. Вариация уровня производительности труда работников предприятий зависит от степени совершенства применяемого оборудования, технологии, организации производства, труда и управления и других самых различных факторов.

При изучении конкретных зависимостей одни признаки выступают в качестве факторов, обусловливающих изменение других признаков. Признаки этой первой группы в дальнейшем будем называть признаками-факторами (факторными признаками); а признаки, которые являются результатом влияния этих факторов, будем называть результативными.

Рассматривая зависимости между признаками, необходимо выделить, прежде всего, две категории зависимости: 1) функциональные и 2) корреляционные.

Функциональные связи характеризуются полным соответствием между изменением факторного признака и изменением результативной величины, и каждому значению признака-фактора соответствуют вполне определенные значения результативного признака. Функциональная зависимость может связывать результативный признак с одним или несколькими факторными признаками. Так, величина начисленной заработной платы при повременной оплате труда зависит от количества отработанных часов.

В корреляционных связях между изменением факторного и результативного признака нет полного соответствия, воздействие отдельных факторов проявляется лишь в среднем при массовом наблюдении фактических данных. Одновременное воздействие на изучаемый признак большого количества самых разнообразных факторов приводит к тому, что одному и тому же значению признака-фактора соответствует целое распределение значений результативного признака, поскольку в каждом конкретном случае прочие факторные признаки могут изменять силу и направленность своего воздействия.

При сравнении функциональных и корреляционных зависимостей следует иметь в виду, что при наличии функциональной зависимости между признаками можно, зная величину факторного признака, точно определить величину результативного признака. При наличии же корреляционной зависимости устанавливается лишь тенденция изменения результативного признака при изменении величины факторного признака.

Статистические показатели могут состоять между собой в следующих основных видах связи: балансовой, компонентной, факторной и др.

Балансовая связь - характеризует зависимость между источниками формирования ресурсов (средств) и их использованием.

Компонентные связи показателей характеризуются тем, что изменение статистического показателя определяется изменением компонентов, входящих в этот показатель, как множители

Важное значение компонентной связи состоит в том, что она позволяет определять величину одного из неизвестных компонентов

Факторные связи характеризуются тем, что они проявляются в согласованной вариации изучаемых показателей. При этом одни показатели выступают как факторные, а другие - как результативные.

Факторные связи могут рассматриваться как функциональные и корреляционные.

При функциональной связи изменение результативного признака всецело зависит от изменения факторного признака:

При корреляционной связи изменение результативного признака не всецело зависит от факторного признака, а лишь частично, так как возможно влияние прочих факторов.

Особенности корреляционной статистической связи

Статистика сталкивается с зависимостями между количественными и качественными показателями и признаками. Её задача: обнаружить эти зависимости и дать им характеристику. Среди взаимосвязанных признаков одни могут рассматриваться как определенные факторы, влияющие на изменение других (факторные), а вторые - как следствие и результат влияния первых (результативные).

2 вида связи: функциональная и статистическая (её частный случай - корреляционная связь).

Функциональная: связь между 2 переменными х и у, когда определенному значению х строго соответствует одно или несколько значений у, и с изменением переменной х, переменная у также строго по правилам изменяется. Встречаются в математике, физике и тд., где встречаются жестко детерминированные связи (площадь квадрата - соотношение величины его сторон и площади при их увеличении), также могут быть и в экономике.

Существуют иного рода связи, встречающиеся в области экономических и некоторых других явлений, где взаимно действуют многие факторы, комбинация которых приводит к вариации значений результативного признака при одинаковом значении факторного признака (изучение зависимости урожайности определенной культуры от количества выпавших осадков, которые есть факторный признак, а урожайность - результативный => между ними нет жестко детерминированной связи, тк на урожайность помимо осадков влияет еще много других факторов).

Там, где воздействует много факторов, в том числе и случайных, выявить зависимости, рассматривая единичный случай, невозможно. Такие связи можно обнаружить только при массовом наблюдении как статистические закономерности - статистическая связь.

Корреляционная связь - понятие более узкое, чем статистическая. Она является предметом изучения статистики. Корреляция - особенность зависимости, при которой определенному значению одного факторного признака может соответствовать несколько значений результативного показателя.

По характеру изменений в парной корреляции выделяют прямую и обратную связь .

При прямой зависимости значения обоих изменяются в одном направлении, при обратной - значения факторного и результативного признаков изменяются в разных направлениях.

Корреляционные связи помогают в решении следующих задач:

· наличие или отсутствие корреляционной зависимости между изучаемыми признаками. Может быть решена на основе параллельного сопоставления (сравнения) значений х и у, при помощи группировок и построения корреляционных таблиц;

· измерение тесноты связи между 2 и более признаками с помощью специальных коэффициентов - корреляционный анализ;

· определение уровня регрессии - математической модели, в которой среднее значение результативного признака у рассматривается как функция одной или нескольких переменных-факторных признаков - регрессионный анализ.

Корреляционно-регрессионный анализ подразумевает всестороннее исследование корреляционных связей. Для решения вышепоставленных задач в статистике используются различные методы и показатели (коэффициенты), различающиеся по сложности.

Использование различных методов определяется конкретной целью исследования. Для некоторых требуется только констатация факта наличия связи, а для некоторых, наиболее сложных разработаны специальные компьютерные программы.

Теория корреляции начала разрабатываться во второй половине XIX в., а особенного расцвета достигла в XX в. Основоположниками теории корреляции являются английские биометрики Гальтон и Пирсон, в России их идеи получили развитие в трудах Чупрова.

Новые социально-экономические явления и тенденции

Реальная практика внедрения Интернет технологий в различные социально-экономические системы дает примеры и сюжеты, которые важны для понимания современного контекста формирования сетевой экономики. Сбор такого рода примеров, их систематизация и классификация очень важны для понимания общей структуры социально-экономических изменений и выявления основных типов воздействий Интернет технологий на общество. Анализ такого рода эмпирического материала необходим нам для понимания того, что представляют собой проявления сетевой экономики, что является наиболее характерным объектом для ее научного исследования, и какие наиболее фундаментальные особенности отличают ее от других экономических укладов.

Примеры Интернет инноваций и их воздействие на экономику

Наблюдения за социально-экономическими приложениями современных ИКТ показывают, что наиболее заметными на данный момент явлениями в виртуальном пространстве сети Интернет являются следующие:

  • · "работа" становится "телеработой" , которую можно выполнять в режиме "телеприсутствия" ;
  • · торговля превращается в "электронную коммерцию" , средство платежа - в "цифровую наличность" , а бизнес - в "электронный бизнес" ;
  • · поддержание контактов основано на использовании электронной почты , ICQ и т.п., а обсуждения принимают вид телеконференций , веб-форумов , чатов и др.;
  • · "работа в коллективе" основывается на "компьютерных средствах коллективной работы" , дух коллективизма, комфортность и эффективность совместной работы уже зависит от groupware - особого класса компьютерными программами.

Данные явления в настоящее время в большей степени связаны с развитием бизнеса и отражают распространенное среди предпринимателей современное понимание возможностей Интернет технологий для снижения затрат и повышения эффективности бизнес деятельности.

По данным, опубликованным в журнале The Economist еще в 1999 г., около 90% высших менеджеров крупнейших международных компаний считало, что Интернет изменит или сильно повлияет на глобальный рынок в ближайшие годы. Как пример, вице-президент компании Intel (мировой лидер по производству микропроцессоров) утверждал, что через пять лет все компании будут Интернет компаниями, или они будут уничтожены конкурентами.

Отмечается, что в результате массового использования Интернет технологий в деятельности компаний в общеэкономической среде наблюдаются следующие изменения: 1)формируются новые модели ведения бизнеса (например, информационное партнерство); 2)начинают использоваться новые принципы управления бизнесом (пример - менеджмент 5-го поколения); 3)появляются новые правила успешного индивидуального поведения (например, правила К. Келли).

Первый пункт в этом списке можно проиллюстрировать материалами, также опубликованными в The Economist.

Использование компаниями Интернета позволяет им создавать трехстороннее "информационное партнерство" со своими поставщиками и заказчиками. В условиях прямых и оперативных контактов через Интернет эти связи могут превращаться в сотрудничество, направленное на коллективный поиск путей повышения эффективности по всей цепочке от спроса до потребления, а также совместного использования полученных выгод. Примерами служат компании Cisco System, General Electric, Dell, Ford, Visa и др.

Вот, например, короткое описание модели бизнеса, используемой в компании Dell (см. статью ):

Компания ежедневно продает компьютеры через свой веб-сайт на 15 млн долларов. Одной из причин этого является "информационное партнерство" компании с его поставщиками и заказчиками. Поставщики компании имеют постоянный онлайновый доступ к содержанию их заказов от компании через ее корпоративный экстранет (extranet). Они могут организовать свое производство и поставки так, чтобы Dell постоянно имел все необходимое для надлежащей организации производственного процесса. Допуская поставщиков в свою базу данных, Dell считает, что они будут постоянно в курсе о любых изменениях в его спросе. С другой стороны, Dell через свой веб-сайт дает заказчикам доступ к информации о прохождении их заказа через свою производственную цепочку. Что позволяет покупателям отслеживать изменения статуса в исполнении их заказа от момента его начала на заводе до момента окончания возле двери покупателя.

Как только фирмы добиваются успехов в снижении их затрат и в повышении эффективности за счет капиталовложений в возможность вести свою деятельность через Интернет, то у них появляется заинтересованность, чтобы их постоянные партнеры сделали тоже самое. Исследователи отмечают, что это стимулирует распространение использования Интернет технологий в экономике по всем звеньям производственно-технологических цепочек.

The Economist дает на этот счет и еще один пример (см. ):

Британская фирма Safeway, являющаяся владельцем серии супермаркетов, сконструировала, основанную на веб, интегрированную систему (value chain), которая внесла революционные изменения в методы их бизнеса. В разделе операций по закупке они открыли доступ сотням поставщиков к данным о содержании их складов. Это позволило поставщикам получать информацию в реальном времени о том, как продаются через каждый из торговых залов Safeway, поставляемые ими товары. В этих условиях поставщики могут отслеживать изменение спроса и вкуса покупателей, а также следить, чтобы запас товаров на складах Safeway не уменьшался.

Супермаркет в свою очередь может теперь легко увеличивать количество своих поставщиков, предлагая им более широкий выбор возможностей для сотрудничества и лучшие цены, т.к. его затраты на создание таких возможностей стали существенно меньше с использованием Интернет технологий. Аналогично, затраты поставщиков на контакты с супермаркетом также уменьшились.

В разделе операций по продаже товаров использование Интернет технологий дало возможность покупателям делать удаленные покупки (электронную коммерцию) и получить доступ к электронным каталогам супермаркета. Сам супермаркет получил от этого возможность собирать и анализировать данные о предпочтениях покупателей, и использовать их для организации персонифицированного продвижения (рекламы) своих товаров.

C внедрением Интернет технологий в процесс функционирования компаний они получают ранее не мыслимые способы для интеграции их операций с внешними организациями. При этом основными направлениями развития компаний становятся: а) аутсорсинг (outsourcing); б) уменьшение ее размеров; в) ее реинжениринг; г) полное изменение содержания бизнеса. Вертикальная интеграция компаний, которая была главным достижением индустриальной эпохи, в этих новых условиях может быть даже опасна, т.к. маловероятно, что отдельная взятая компания будет одинаково хороша во всех звеньях своего бизнес-процесса.

В этих условиях целями большой компании должно стать ее превращение в своеобразный E-business коммутатор, который, как это видно из предыдущих примеров, во-первых, дает мелким фирмам стимул для использования Интернет технологий, а также создает им среду для более дешевого мониторинга спроса и предложения. Целью небольшой фирмы в этих условиях становится доказательство своей жизненной необходимости для потенциальных партнеров. Компании, использующие данные инновации должны быть готовы допустить своих поставщиков и заказчиков к внутренним процессам своей работы, а также получить аналогичное понимание бизнес процессов своих партнеров. Все это создает совершенно новые стандарты на открытость и прозрачность компаний. В итоге, можно говорить, что Интернет усиливает тенденцию к разукрупнению экономических структур.

А вот как описываются принципы менеджмента 5-го поколения, которые, по мнению их автора, являются эффективнее традиционных, если на предприятии хорошо развиты информационные технологии (из обзора "Менеджмент пятого поколения: предприятие как сеть людей", см. [Чарльз Сэведж]):

  • · связывание не начальника с подчиненным, а равноправных людей (людям должны обеспечиваться прямые контакты друг с другом);
  • · каждый сотрудник должен иметь доступ к любой информации о предприятии; должен быть обеспечен доступ к знаниям любого сотрудника предприятия; работой должны заниматься "команды", работающие либо над определенным проектом, либо с определенным заказчиком, или классом клиентов; команды собираются из сотрудников разных отделов, или, более точно, из людей, компетентных в разных областях (в производстве, конструировании, финансах, рынках и т.д.);
  • · поддержание целостности предприятия за счет создания сети команд (эти команды, эти подразделения могут и даже должны быть в основном "потенциальными", чтобы предприятие всегда могло отреагировать на изменяющиеся внешние условия, новые замыслы или знания. "В организации должна быть институциализирована готовность к изменениям");
  • · работа в режиме реального времени, которая включает в себя запараллеливание работ и итеративно-коммуникационную их организацию (вместо последовательной и кооперативной);
  • · создание технико-организационных условий для формирования "виртуальных" команд, члены которых могут находиться в различных географических точках.

Известны отчасти экстравагантные, но примечательные правила успешного индивидуального поведения в сетевой экономике, сформулированные Кевином Келли. Вот некоторые из них (см. ):

  • · Все дешевеет по мере совершенствования. Следует изобретать быстрее, чем новшество станет привычным.
  • · Развивайте не продукт, а сеть деловых связей. Преданность стандартам, а не фирме.
  • · Нужно стремиться стать пусть менее совершенным, но более гибким и децентрализованным, чтобы на пике успеха провести демонтаж старого и идти к новому.
  • · Новые виды постоянно замещают старые. Балансировка на грани хаоса и самообновления.
  • · Не решайте проблемы, ищите новые возможности. Повторы, копирование, автоматизация - обесцениваются, а оригинальность, воображение, творчество - растут в цене (полный список из 12 правил в переводе на русский язык см. в [Паринов С., Яковлева Т.]).

Эти правила поведения были бы полным абсурдом для традиционных социально-экономических организаций 20-го века, но в новых условиях они, действительно, не только практически осуществимы, но и полностью соответствуют духу "информационного партнерства", "виртуальных команд" и т.п.

Переходя к анализу влияния сетевых инноваций на уровне компании, можно и здесь заметить присутствие знакомых признаков. Когда описанные выше модели ведения бизнеса, принципы менеджмента и индивидуального поведения глубоко проникают во внутрифирменную среду, ее организационная форма принимает новый вид, который получил название: "сетевая форма организации".

Считается, что главным отличием сетевых форм организации от рыночных и иерархических является: а) длительность связей между членами организации, которые б) регламентируются этими же лицами без участия вышестоящей власти. Д. Подольны и К. Пейдж описывают сетевые изменения, происходящие в последние годы во внутренней среде традиционных иерархических фирм и организаций, следующим образом:

  • · одно из основных отличий сетевой формы организации от традиционной заключается в этических или ценностных ориентациях ее участников;
  • · центральным элементом является "дух доброй воли" (spirit of goodwill), который означает использование "голоса" вместо "силы" для разрешения проблем, а также высокий уровень доверия между участниками (покупатель пытается работать с продавцом, принимая во внимание недостатки в его деятельности вместо того, чтобы сменить продавца);
  • · нормы взаимности лежат в основе сетевой организации (в отношениях между участниками преобладают чувства взаимных обязательств и ответственности, а не желание извлечь выгоду из имеющего место доверия);
  • · члены сетевой организации составляют "моральное сообщество", в котором предполагается доверительное поведение, понимание нормативных стандартов, где оппортунизм имеет мало шансов на существование.

Сетевая форма действует дополнительно к рыночному и иерархическому механизмам регулирования и поэтому конкурирует с другими двумя за обслуживание взаимодействий между людьми в экономике.

Преимущества сетевых организаций описываются следующим образом:

  • 1. Освоение новых навыков или знаний проходит лучше, чем в иерархической организации, т.к. сетевая форма предлагает лучшее разнообразие процедур поиска, чем иерархия, и обеспечивает участников более богатой и комплексной информацией, чем рынок. Это достигается двумя путями. Первый - стимулирование обучения за счет обеспечения быстрого распространения полезной информации. Второй - стимулирование синтеза новых знаний и информации на основе уже существующей у членов организации.
  • 2. Легитимность или статус сетевой организации, в большей степени, чем у традиционной организации, определяется статусом ее членов и наоборот, статус сетевой организации легко распространяется на ее членов. Эта легитимность или статус могут в свою очередь иметь определенные экономические преимущества для участников, связанные, например, с ее выживанием, ростом и прибыльностью.
  • 3. Экономические преимущества сетевой формы организации проявляются в некотором снижении транзакционных издержек по сравнению с традиционной командно-иерархической формой. Однако главным преимуществом являются не стоимостные, а качественные изменения. Например, более высокое качество продукции как следствие лучших коммуникаций между покупателем и поставщиком по вопросам, имеющим отношение к качеству. Другой пример - повышение адаптивности сетевой организации к непредсказуемым изменениям в окружающей среде.
  • 4. Среди других преимуществ отмечается возможность сетевых организаций ослаблять внешние ограничения или неопределенность путем усиления своих связей с конкретными источниками, от которых эти ограничения зависят. Сетевая организация фактически является сетью малых фирм или производителей, что дает индивидам в сравнении с крупными бюрократическими формами организаций большую автономность, меньшее неравенство в распределении богатства и усиливает дух сообщества.

Когда сетевые организации начинают доминировать в общеэкономической среде, можно говорить, что на данном рынке или в данной стране сформировались необходимые условия для возникновения сетевой экономики. Отмечается, что сетевая экономика будет иметь следующие особенности (см. ):

  • 1. Покупают только те продукты, которые можно попробовать (experience good). "Вы не можете показать людям насколько ценен ваш продукт, пока вы не дадите им его попробовать. Но как только они сделали это, у них уже нет причин, чтобы его покупать. Почему они должны платить за то, что они уже знают? Но если продавец не даст людям возможность познакомится с тем, что он продает, то, как они узнают, какую выгоду они получат, купив этот продукт?".
  • 2. Структура затрат сетевой экономики (почти нулевые предельные затраты на расширение выпуска информационных продуктов) не позволяет выживать многим конкурентам в одном сегменте рынка. Останутся сильнейшие, т.к. затраты потребителя на переключение от одного поставщика на другого равны нулю.
  • 3. Чем больше единиц продукта продано, тем больше вероятность, что пользователь найдет дополнительные продукты или услуги, которые будут использовать или усиливать ценность основного продукта (примером основного продукта может быть персональный компьютер IBM PC или операционная система Windows, для использования с которыми была произведена масса дополнительных продуктов). В сетевой экономике высокие объемы производства не только дешевле обходятся производителю, но и являются более ценными для потребителей. Следовательно, рост становится стратегическим императивом, т.к. только большой объем производства может сделать продукт ценным для потребителя.

Однако современные ИКТ подрывают некоторые свойства экономики, которые делают "невидимую руку" рыночной системы эффектным и эффективным средством для организации производства и распределения продукции. При этом рынок теряет следующие из своих фундаментальных основ (см. ):

  • 1. Исключительность . В сетевой экономике собственник товара не в состоянии простыми и дешевыми средствами исключить конкурентов из своего сегмента. «В отсутствие исключительности... потенциальные участники рынка теряют эффективный способ дать знать рыночной системе, насколько силен их спрос и на что конкретно он направлен»;
  • 2. Состязательность . Ослаблена в сетевой экономике, поскольку предельная стоимость тиражирования «цифровой» продукции (digital goods) становиться близкой к нулю. В извечной борьбе за покупателя (если это происходит в сетевой экономике) пропадают конкурентные различия между продавцами по их затратам на обслуживание дополнительных заказов. Из-за этого практически не достижимы такие характеристики «хорошего» рынка как «конкуренция в целях ограничения проявлений частной экономической мощи, отдача от инвестиций и трудовых усилий в соответствии с добавленной социальной ценностью, достаточность стимулов для инноваций и развития новых продуктов»;
  • 3. Прозрачность . Во многих секторах экономики покупка товаров в настоящее время перестает быть «прозрачной» т.к. соответствующая ей транзакция, как правило, сразу не заканчивается. Акт покупки, во все больших случаях означает возникновение долгосрочных отношений между продавцом и покупателем. Эта новая черта особенно хорошо заметна по рынку программных продуктов: периодическое обновление версий программного обеспечения превращает акт покупки в процесс долгосрочного «сотрудничества» между покупателем и продавцом.

II.СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ

2.1. Виды и элементы временных рядов

Процесс развития, движения социально-экономических явлений во времени в статистике принято называть динамикой. Для отображения динамики строят ряды динамики (хронологические, временные), которые представляют собой ряды изменяющихся во времени значений статистического показателя, расположенных в хронологическом порядке.

Составными элементами ряда динамики являются показатели уровней ряда и показатели времени (годы, кварталы, месяцы, сутки) или моменты (даты) времени. Если удается выявить определенную тенденцию изменения фактических значений, то ее можно использовать для прогнозирования будущих значений данного показателя. Множество данных, в которых время является независимой переменной, называется временным рядом.

Существуют различные виды рядов динамики. Их можно классифицировать по следующим признакам:

1) В зависимости от способа выражения уровней ряды динамики подразделяются на ряды абсолютных, относительных и средних величин. Примером рядов динамики указанных выше видов являются данные таблицы.2.1:

В таблице 2.1 рядом динамики абсолютных величин являются данные первой строки; рядом средних величин - второй строки; рядом относительных величин - третьей строки.

2) В зависимости от того, выражают уровни ряда состояние явления на определенные моменты времени (на начало месяца, квартала, года и т.п.) или его величину за определенные интервалы времени (например, за сутки, месяц, год и т.п.), различают

Таблица 2.1

Число построенных квартир предприятиями и организациями всех форм собственности и их средний размер

соответственно моментные и интервальные ряды динамики . Примером моментного ряда может служить ряд динамики, показывающий число вкладов населения в учреждениях сберегательного банка РФ (на конец года, млн.):

1990 г. 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г.

124,9 141,0 203,7 210,9 234,2

Уровни этого ряда - обобщающие итоги статистики вкладов населения по состоянию на определенную дату (конец каждого года). Примером интервального ряда динамики являются данные, приведенные в таблице 2.1.

Из различного характера интервальных и моментных рядов динамики вытекают некоторые особенности уровней соответствующих рядов.

Уровни интервального ряда динамики абсолютных величин характеризуют собой суммарный итог какого-либо явления за определенный отрезок времени. Они зависят от продолжительности этого периода времени и поэтому их можно суммировать , как не содержащие повторного счета.

Отдельные же уровни моментного ряда динамики абсолютных величин содержат элементы повторного счета, так как, например, часть вкладов населения, учтенных в 1990 г., существуют и в настоящее время, являясь единицами совокупности и в 1994 г. Все это делает бессмысленным суммирование уровней моментных рядов динамики.

3) В зависимости от расстояния между уровнями, ряды динамики подразделяются на ряды с равноотстоящими уровнями и неравноотстоящими уровнями во времени . Ряды динамики следующих друг за другом периодов или следующих через определенные промежутки дат называется равноотстоящими (см. пример о числе вкладов в сберегательные банки РФ за 1990-1994 гг.). Если же в рядах даются прерывающиеся периоды или неравномерные промежутки между датами, то ряды называются неравноотстоящими (см. пример в таблице 2.1).

4) В зависимости от наличия основной тенденции изучаемого процесса ряды динамики подразделяются на стационарные и нестационарные.

Если математическое ожидание значения признака и дисперсия (основные характеристики случайного процесса) - постоянны, не зависят от времени, то процесс считается стационарным, и ряды динамики также называются стационарными. Экономические процессы во времени обычно не являются стационарными, т.к. содержат основную тенденцию развития, но их можно преобразовать в стационарные путем исключения тенденций.

2.2. Сопоставимость уровней и смыкание рядов динамики

Важнейшим условием правильного построения ряда динамики являются сопоставимость всех входящих в него уровней; данное условие решается либо в процессе сбора и обработки данных, либо путем их пересчета.

Проблема сопоставимости данных особенно остро стоит в рядах динамики, потому что они могут охватывать значительные периоды времени, за которые могли произойти изменения, приводящие к несопоставимости статистических рядов. Рассмотрим основные причины несопоставимости уровней ряда динамики.

Несопоставимость уровней ряда может возникнуть вследствие изменения единиц измерения и единиц счета. Нельзя сравнивать и анализировать цифры о производстве тканей, если за одни годы оно дано в погонных метрах, а за другие - в квадратных метрах.

На сопоставимость уровней ряда динамики непосредственно влияет методология учета или расчета показателей. Например, если в они годы среднюю урожайность считали с засеянной площади, а в другие - с убранной, то такие уровни ряда динамики будут несопоставимы.

Условием сопоставимости уровней ряда динамики является периодизация динамики. В процессе развития во времени прежде всего происходят количественные изменения явлений, а затем на определенных ступенях совершаются качественные скачки, приводящие к изменению закономерностей явления. Поэтому научный подход к изучению рядов динамики заключаются в том, чтобы ряды, охватывающие большие периоды времени, расчленять на такие, которые бы объединяли лишь однородные с точки зрения качественных признаков периоды развития совокупности, характеризующейся одной закономерностью развития.

Процесс выделения однородных этапов развития рядов динамики носит название периодизации динамики . Вопрос о том, какие этапы развития прошло то или иное явление за определенный исторический отрезок времени, решается теорией той науки, к области которой относится изучаемая совокупность явлений.

Важно также, чтобы в ряду динамики интервалы или моменты, по которым определены уровни, имели одинаковый экономический смысл. Скажем, при изучении роста поголовья скота бессмысленно сравнивать цифры поголовья по состоянию на 1 октября с 1 января, так как первая цифра включает не только скот, оставшийся на зимовку, но и предназначенный к убою, а вторая цифра, включает только скот, оставленный на зимовку.

Уровни ряда динамики могут оказаться несопоставимыми по кругу охватываемых объектов вследствие перехода ряда объектов из одного подчинения в другое. Несопоставимость уровней ряда может возникнуть вследствие изменений территориальных границ областей, районов и так далее. Следовательно, прежде чем анализировать динамический ряд, надо, исходя из цели исследования, убедится в сопоставимости уровней ряда и, если последняя отсутствует, добиться ее дополнительными расчетами.

Таблица 2.2

Динамика объема продукции

Для того, чтобы привести уровни ряда динамики к сопоставимому виду, иногда приходится прибегать к приему, который носит название смыкания рядов динамики. Под смыканием понимают объединение в один ряд (более длинный) двух или нескольких рядов динамики, уровни которых исчислены по разной методологии или в разных территориальных границах. Для осуществления смыкания необходимо, чтобы для одного из периодов (переходного) имелись данные, исчисленные по разной методологии (или в разных границах). Предположим, по одному из промышленных объединений имеются следующие данные о произведенной продукции, методика получения которых в течение рассматриваемого периода претерпела некоторые изменения.

Чтобы проанализировать динамику объема продукции за 1988-1995 гг., необходимо сомкнуть (объединить) приведенные выше два ряда в один. А чтобы уровни нового ряда были сопоставимы, необходимо пересчитать данные 1988-1991 гг. по новой методике. Для этого на основе данных об объеме продукции за 1991 г. в новой и старой методике находим соотношение между ними: 22,8: 21,2=1,1. Умножая на полученный коэффициент данные за 1988-1991 гг. приводим их таким образом в сопоставимый вид с последующими уровнями. Сомкнутый (сопоставимый) ряд динамики показан в предпоследней строке таблицы.

Другой способ смыкания рядов динамики заключается в том, что уровни года, в котором произошли изменения (в нашем примере - уровни 1991 г.), как до изменений, так и после изменений (для нашего примера в старой и новой методике, т.е. 21,2 и 22,8) принимаются за 100%, а остальные пересчитываются в процентах по отношению к этим уровням соответственно (в нашем примере в старых ценах - по отношению к 21,2, в новых ценах - к 22,8). В результате получаем сомкнутый ряд динамики, который показан в последней строке таблицы 2.2.

Та же проблема приведения к сопоставимому виду возникает и при параллельном анализе развития во времени экономических показателей отдельных стран, административных и территориальных районов. Это, во-первых, вопрос о сопоставимости цен сравниваемых стран, во-вторых, вопрос о сопоставимости методики расчета сравниваемых показателей. В таких случаях ряды динамики приводятся к одному основанию, то есть к одному и тому же периоду или моменту времени, уровень которого принимается за базу сравнения, а все остальные уровни выражаются в виде коэффициентов или в процентах по отношению к нему.

Таблица 2.3

Производство цемента в двух условных странах, млн.т.

Год
Страна А 45,5 72,4 95,2 122,0 128,0
Страна Б 56,1 65,1 66,5 65,0 67,0

Например, имеются данные таблицы 2.3. Различные значения абсолютных уровней приведенных рядов динамики затрудняют выявление особенностей производства цемента в странах А и Б. Поэтому приведем абсолютные уровни рядов динамики к общему основанию, приняв за постоянную базу сравнения уровни 1991 г., получим следующие данные (табл. 2.4.):

Таблица 2.4

Темпы роста производства цемента в двух условных странах, в % к 1991г.

Год
Страна А 100,0 159,1 209,2 268,1 281,3
Страна Б 100,0 116,0 118,5 115,9 119,4

В относительных величинах, выраженных в базисных темпах роста по каждой стране, несопоставимость уровней рядов динамики нивелируется. Различный характер развития выступает более наглядно.

2.3. Основные числовые характеристики рядов динамики

Каждый динамический ряд состоит из n изменяющихся во времени значений экономического или иного показателя. В отличие от обычных вариационных рядов уровни рядов динамики местами менять нельзя, их положение фиксировано. Обычно первый член ряда называют начальным уровнем y 0 или y 1 , а последний - конечным уровнем y n .

В качестве обобщенной числовой характеристики уровней ряда, изменяющихся во времени, служит средний уровень ряда , называемый хронологической средней.

Так в интервальном ряду абсолютных величин с равными периодами (интервалами) времени средний уровень рассчитывается как простая средняя арифметическая:

= (y 1 +y 2 + ... +y n)/ n, (2.1)

где n - общее число уровней.

Аналогично рассчитывается средний уровень и в рядах средних величин, рассчитанных на основе интервальных рядов. Расчет среднего уровня для моментного ряда с n равноотстоящими во времени уровнями выполняют по формуле:

= [(y 1 + y n)/2 + y 2 +y 3 + ... +y n-1 ]/ (n-1). (2.2)

В случае неравных интервалов при осреднении каждому уровню ряда y i нужно придать вес, равный отношению соответствующего ему интервала времени t i к общему промежутку времени между конечным и начальным уровнями T = t 1 +t 2 +...+ t n:

= (y 1 ×t 1 + y 2 ×t 2 + ... + y n ×t n)/ T. (2.3)

Каждый уровень ряда отличается от среднего уровня или, иначе, варьирует в соответствии с закономерностями, присущими изучаемому экономическому показателю. Естественно поэтому во временных рядах определять вариацию уровней ряда при помощи таких известных статистических характеристик, как среднее квадратическое отклонение:

s х = (2.4)

или коэффициент вариации:

V х = (s х / )×100%. (2.5)

Коэффициент вариации V х можно использовать как относительный показатель, главным образом, для сопоставления колеблемости в нескольких рядах динамики, существенно различающимися масштабами средних величин своих уровней.

Наряду с этими обобщающими показателями, при изучении рядов динамики важно следить за направлением и размером изменений уровней во времени. С этой целью для временных рядов рассчитывают такие показатели, детализирующие процесс развития основной тенденции, как 1) темпы роста , 2) абсолютные приросты и 3) темпы прироста .

Темпы роста (Тр) - относительный показатель, являющийся результатом деления двух уровней одного ряда. В зависимости от выбора делителя y БАЗ, называемого базой сравнения, темпы роста могут рассчитываться как цепные , если каждый уровень соотносится с уровнем предыдущего периода:

Тр i = y i / y i-1 . (2.6)

Когда все уровни ряда соотносятся с уровнем одного какого-то периода, принятого за базу сравнения, то темпы роста рассчитываются как базисные . Если базой служит начальный уровень, то

Тр i = y i / y 0 , (2.7)

но следует отметить, что базой сравнения может быть и любой другой уровень ряда динамики.

Цепные темпы роста характеризуют интенсивность развития изучаемого явления в каждом отдельном периоде, базисные - за любой промежуток времени между расчетным и базисным уровнями.

Как любые относительные величины, темпы роста могут выражаться в виде коэффициентов, простого отношения предыдущего уровня к последующему, если база сравнения принята за единицу, и в процентах, если база сравнения принята за 100%.

Между цепными и базисными темпами роста существует непосредственная связь, позволяющая, при необходимости, переходить от одних показателей к другим, и наоборот:

а) произведение последовательности n цепных темпов роста равно базисному темпу роста последнего уровня: Тр n = y n / y 0 ;

б) результат деления двух соседних базисных темпов роста равен цепному (промежуточному) темпу роста.

В дополнение к темпам роста при анализе динамики экономических показателей рассчитываются абсолютные приросты и темпы прироста.

Абсолютный прирост (Dy) рассчитывают как разность между двумя уровнями ряда. Он показывает в единицах измерения уровней ряда на сколько единиц уровень одного периода с номером i больше или меньше уровня предшествующего периода и, следовательно, имеет знак плюс или минус.

Для относительной оценки значений абсолютных приростов рассчитываются показатели темпов прироста.

Темп прироста (Тпр) - это относительный показатель, показывающий на сколько процентов один уровень с номером i больше (или меньше) другого, принимаемого за базу сравнения. Этот показатель можно рассчитать как процентное отношение абсолютного прироста к тому же базисному уровню, по сравнению с которым абсолютный прирост рассчитан:

Тпр i = (Dy i / y БАЗ)×100%. (2.9)

Другой способ определения темпа прироста связан с использованием величины не абсолютного прироста, а темпов роста из следующих соображений:

Тпр i = (y i -y i-1)/ y i-1 = y i / y i-1 -1 = Тр i -1. (2.10)

Если темп роста рассчитан в процентах, то темп прироста получают вычитанием из темпа роста ста процентов.

Аналогично темпам роста темпы прироста могут рассчитываться как цепные при y БАЗ = у i-1 или как базисные при y БАЗ = y 0 .

Абсолютное значение 1% прироста (a) - это результат деления абсолютного прироста на темп прироста в процентах за

отдельный период с номером i:

a i = Dy i / Тпр i . (2.11)

Абсолютное значение 1% прироста численно равняется одной сотой предыдущего уровня ряда:

a i = Dy i / Тпр i = Dy i / Тпр i = Dy i /((Dy i / y i-1)100%) = y i-1 /100%.

Нетрудно видеть, что для базисных приростов и темпов прироста расчет этого показателя не имеет смысла.

Показатели прироста D y и Тпр рассчитывают для каждого уровня ряда, начиная со второго, и они образуют новые, производные ряды динамики. Поэтому для них, в свою очередь, рассчитывают обобщающие показатели в виде средних величин:

- средний годовой абсолютный прирост () - это средняя арифметическая простая цепных абсолютных приростов:

= (Dy 1 +Dy 2 + ... + Dy n)/ n. (2.12)

Другой способ определения можно получить на основе накопленного абсолютного прироста за n лет:

= (y n - y 1)/ (n -1), (2.13)

где (n -1) - длина периода, для которого рассчитывается средний абсолютный прирост.

- средний темп роста () - это средняя геометрическая индивидуальных цепных темпов роста, которые рассчитаны по отношению к предыдущему периоду:

. (2.14)

Другой способ осреднения связан со свойствами цепных темпов

роста, для которых имеет место соотношение:

Тр 1 ×Тр 2 ××× Тр n = (y 1 /y 0)×(y 2 /y 1) ×××(y n-1 /y n-2)×(y n /y n-1) = y n /y 0 .

Если заменить все индивидуальные темпы роста на одну общую

среднюю величину , то окажется, что = y n /y 0 . Следовательно

Первый способ осреднения является более трудоемким для расчета и используется обычно в тех случаях, когда уже рассчитаны индивидуальные темпы роста. В тех случаях, когда имеются данные только об общем росте за расчетный период, то удобнее использовать второй способ.

Поскольку относительную величину y n /y 0 = Тр 1 ×Тр 2 ××× Тр n

можно рассматривать как базисный темп роста, рассчитанный по отношению к начальному периоду, то формула (15) применима не только для уровней ряда, но для темпов роста этих уровней, рассчитанных по отношению к одной и той же базе. Величина при этом зависит только от граничных значений уровней ряда. Поэтому, прежде чем рассматривать средний темп роста для изучаемого экономического явления за какой-либо период, нужно тщательно проанализировать его с точки зрения возможности замены им индивидуальных темпов роста. При наличии длительных и неодинаковых по характеру изменения периодов времени ряд динамики следует разбить на такие части, чтобы расчет отражал эти тенденции.

- средний темп прироста ( пр) рассчитывают на основе осреднения индивидуальных темпов прироста:

Пр = (Тпр 1 + Тпр 2 + ...+ Тпр n)/ n. (2.16)

Аналогично определению индивидуальных темпов прироста с использованием величины темпов роста, таким же образом можно связать и их осредненные величины:

Пр = - 1. (2.17)

Если средний темп роста рассчитан в процентах, то средний темп прироста также получают вычитанием из среднего темпа роста ста процентов.

В таблице 2.5 приведен пример конкретного расчета числовых характеристик ряда динамики, отражающего объемы добычи нефти за 1975 - 80 г.г.

Таблица 2.5

Показатели
Добыча нефти (включая газовый кондесат), млн.т 490,8 519,7 545,8 571,5 586,0 603,2
Темпы роста базисные:
коэффициенты 1,0 1,059 1,112 1,164 1,194 1,230
проценты 100,0 105,9 111,2 116,4 119,4 123,0
Темпы роста цепные:
коэффициенты - 1,059 1,050 1,047 1,025 1,029
проценты - 105,9 105,0 104,7 102,5 102,9
Абсолютные приросты:
по годам - 28,9 26,1 25,7 14,5 17,2
млн.т к 1975 г - 28,9 55,0 80,7 95,2 112,4
Темпы прироста:
% по годам - 5,9 5,0 4,7 2,5 2,9
к 1975 г. - 5,9 11,2 16,4 19,4 33,0
Абсолютное значение 1%
прироста, млн. т - 4,9 5,2 5,5 5,7 5,9

22,48; = 1,042; пр = 4,2.

2.4 Методы анализа основной тенденции (тренда) в рядах

динамики

Важной задачей статистики при анализе рядов динамики является определение основной тенденции развития, присущей тому или иному ряду динамики. Например, за колебаниями урожайности какой-либо сельскохозяйственной культуры в отдельные годы тенденция роста (уменьшения) урожайности может не просматриваться непосредственно, и поэтому должна быть выявлена статистическими методами.

Методы анализа основной тенденции в рядах динамики разделяются на две основные группы:

1) сглаживание или механическое выравнивание отдельных членов ряда динамики с использованием фактических значений соседних уровней;

2) выравнивание с применением кривой, проведенной между конкретными уровнями таким образом, чтобы она отображала тенденцию, присущую ряду и одновременно освободила его от незначительных колебаний.

Рассмотрим методы каждой группы.

Метод укрупнения интервалов. Если рассматривать уровни экономических показателей за короткие промежутки времени, то в силу влияния различных факторов, действующих в разных направлениях, в рядах динамики наблюдается снижение и повышение этих уровней. Это мешает видеть основную тенденцию развития изучаемого явления. В этом случае для наглядного представления тренда применяется метод укрупнения интервалов, который основан на укрупнении периодов времени, к которым относятся уровни ряда. Например, ряд ежесуточного выпуска продукции заменяется рядом месячного выпуска продукции и т.д.

Метод простой скользящей средней . Сглаживание ряда динамики с помощью скользящей средней заключается в том, что вычисляется средний уровень из определенного числа первых по порядку уровней ряда, затем средний уровень из такого же числа уровней, начиная со второго, далее - начиная с третьего и т.д. Таким образом, при расчетах среднего уровня как бы ²скользят² по ряду динамики от его начала к концу, каждый раз отбрасывая один и уровень вначале и добавляя один следующий. Отсюда название - скользящая средняя.

Каждое звено скользящей средней - это средней уровень за соответствующий период, который относится к середине выбранного периода, если число уровней ряда динамики нечетное. Нахождение скользящей средней по четному числу членов рядов динамики несколько сложнее, так как средняя может быть отнесена только к середине между двумя датами, находящимися в середине интервала сглаживания. Например, средняя, найденная для четырех членов, относится к середине между вторым и третьим, третьим и четвертым уровнями и так далее. Чтобы ликвидировать такой сдвиг, применяют так называемый способ центрирования. Центрирование заключается в нахождении средней из двух смежных скользящих средних для отнесения полученного уровня к определенной дате. При центрировании необходимо находить скользящие суммы, скользящие средние нецентрированные по этим суммам и средние из двух смежных нецентрированных скользящих средних.

Рассмотрим расчет 5-летней и 4-летней скользящей средней на примере данных таб. 2.6:

Таблица 2.6

Сглаживание урожайности зерновых культур в хозяйстве за 1980-1995 гг. методом скользящей средней

Годы Цент- неров с га Сколь-зящие пяти летние суммы Пяти-летние сколь- зящие сред-ние Сколь-зящие четырех-летние суммы Четырех-летние скользящие средние (нецент-рированные) Четырех-летние скользящие средние (центриро-ванные)
А
9,5 - - - - -
13,7 - - - - -
12,3
12,1 - 12,5 - 12,8
13,2
14,0 - 13,7 49,3 13,5
13,7
13,2 63,5 14,1 53,0 14,1
14,6
15,6 68,6 14,4 54,9 14,6
14,6
15,4 70,3 15,2 58,2 15,1
15,7
14,0 72,2 15,6 58,2 15,6
15,6
17,6 75,8 14,7 62,6 15,0
14,5
15,4 78,0 15,1 62,4 14,9
15,3
10,9 73,5 15,3 57,9 15,0
14,7
17,5 75,4 15,5 61,4 15,1
15,5
15,0 76,4 15,2 58,8 15,8
16,3
18,5 77,3 16,0 61,9 15,97
15,65
14,2 76,1 - 65,2 -
14,9 80,1 - 62,6 -

Недостаток метода простой скользящей средней состоит в том, что сглаженный ряд динамики сокращается ввиду невозможности получить сглаженные уровни для начала и конца ряда. Этот недостаток устраняется применением метода аналитического выравнивания для анализа основной тенденции.

Аналитическое выравнивание предполагает представление уровней данного ряда динамики в виде заданной функции времени = f (t ) с неизвестными коэффициентами (параметрами). Для отображения основной тенденции развития явлений во времени применяются различные функции: полиномы, степени, экспоненты, логистические кривые и другие виды.

2.5. Методы выделения сезонной компоненты

При рассмотрении квартальных или месячных данных многих социально-экономических явлений часто обнаруживаются определенные, постоянно повторяющиеся колебания, которые существенно не изменяются за длительный период времени. Они являются результатом влияния природно-климатических условий, общих экономических факторов, а также ряда многочисленных разнообразных факторов, которые частично являются регулируемыми. В статистике периодические колебания, которые имеют определенный и постоянный период, равный годовому промежутку, носят название "сезонных колебаний" или "сезонных волн".

Если эти колебания повторяются в течение небольшого промежутка времени, то они называются сезонной вариацией. Колебания, повторяющиеся в течение более длительного промежутка времени, называются циклической вариацией . Этот фактор можно выделить только по данным за длительные промежутки времени порядка десятков лет, которые здесь не рассматриваются.

Сезонные колебания характеризуются специальным показателями, которые называются индексами сезонности (I S ). Совокупность этих показателей отражает сезонную волну. Индексами сезонности являются процентные отношения фактических внутригодовых уровней к постоянной или переменной средней.

Для выявления сезонных колебаний обычно берут данные за несколько лет, распределенные по месяцам. Данные за несколько лет (обычно не менее трех) берутся для того, чтобы выявить устойчивую сезонную волну, на которой не отражались бы случайные условия одного года.

Если ряд динамики не содержит ярко выраженной тенденции в развитии, то индексы сезонности вычисляются непосредственно по эмпирическим данным без их предварительного выравнивания. Для каждого месяца рассчитывается средняя величина уровня, например, за три года , затем из них рассчитывается среднемесячный уровень для всего ряда и в заключение определяется процентное отношение средних для каждого месяца к общему среднемесячному уровню ряда, то есть:

I S = ( : )100% (2.18)

Если же ряд динамики содержит определенную тенденцию в развитии, то прежде чем вычислить сезонную волну, фактические данные должны быть обработаны так, чтобы была выявлена общая тенденция. Обычно для этого прибегают к аналитическому выравниванию ряда динамики.

При использовании способа аналитического выравнивания ход вычислений индексов сезонности следующий:

По соответствующей функции времени вычисляются для каждого месяца (квартала) выровненные уровни ;

Вычисляются отношения фактических месячных (квартальных) данных Y i к соответствующим выровненным данным в процентах

I = (Y i: ) 100;

Находятся средние арифметические из процентных соотношений, рассчитанных по одноименным периодам в процентах I i = (I 1 +I 2 +I 3 +...+I n):n, где n - число одноименных периодов.

В общем виде формулу расчета индекса сезонности данным способом можно записать так:

I S = . (2.19)

Расчет заканчивается проверкой правильности вычислений индексов, так как средний индекс сезонности для всех месяцев (кварталов) должен быть 100 процентов, то сумма полученных индексов по месячным данным равна 1200, а сумма по четырем кварталам - 400.

Пример. Представленные ниже данные - это количество продукции, проданной магазином в течение последних 13 кварталов. Необходимо проанализировать указанное множество данных и установить, можно ли обнаружить тенденцию. Если устойчивая тенденция действительно существует, данная модель будет использоваться нами для прогнозирования количества проданной продукции в следующие кварталы.

Решение. На рисунке нанесены соответствующие значения. При построении диаграммы временного ряда полезно последовательно соединить точки отрезками, чтобы более четко увидеть любую тенденцию.

Таблица 2.7

Количество продукции, проданной в течение последних

13 кварталов

Как следует из диаграммы, возможен возрастающий тренд, содержащий сезонные колебания. Объемы продаж в зимний период (1 и 4) значительно выше, чем в летний (2 и 3). Сезонная компонента практически не изменится в течение трех лет. Тренд показывает, что а целом объем продаж возрос примерно с 230 тыс. шт. в 1996 г. до 390 тыс. шт. в 1998 г., однако увеличения сезонных колебаний не произошло. Этот факт свидетельствует в пользу модели с аддитивной компонентой.

АНАЛИЗ МОДЕЛИ С АДДИТИВНОЙ КОМПОНЕНТОЙ: Y=Т+S+Е

Основы работы с текстом.

1. С чего начинать работу с текстом?

Прежде, чем отвечать на вопросы, внимательно прочитайте текст. Некоторые ответы на многие вопросы содержатся в самом тексте.

Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст («Общество», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»). Такое соотнесение необходимо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.

2. Нужно ли определять главную идею текста?

Да, нужно.

3. В каком порядке отвечать на вопросы?

Общий принцип простой - отвечать в том порядке, в котором они представлены в работе. Выполнить последующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.

4. Как уяснить для себя - искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках?

Просто отвечай на вопрос, не стоит задумываться как, нужно просто отвечать.

5. На что обращать внимание при выполнении заданий?

Внимательно прочитать задание;
понять, что именно требуется для успешного ответа;
уяснить, из каких частей складывается задание;
стараться выполнить все задание;
если можете ответить только на часть задания, обязательно отвечайте, возможно получите часть баллов
не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;
старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами;
сформулировав ответ, проверьте его правильность.

Первое задание из четырёх (С1) направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения содержащейся в тексте информации. Требуется найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте в том виде, в каком дана в авторском тексте. Второе задание (С2) направлено на воспроизведение и интерпретацию информации. Третье задание (С3) чаще всего предполагает характеристику текста. Это задание предполагает привлечение дополнительных знаний по предмету. Четвёртое задание (С4) направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации. Задания С3 и С4 наиболее сложные. Причина затруднений - выпускники не обращают внимание на требование выполнять «с опорой на текст».

Пример задания
Текст к заданиям С1-С4.

Государство в условиях рыночной экономики

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

(А. Пороховский)

С1.

С2. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

С3.

С4.

Ответ:

С1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

В ответе могут быть названы следующие функции:
1) борьба с монополиями;
2) поддержка и развитие конкуренции;
3) поддержка стабильности рыночной системы.

Указаны три функции

Указаны две функции

Указана одна функция ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

Правильный ответ должен содержать следующие позиции:
1) названы, приведенные в тексте социально-экономические явления:
- благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы;
- расширение производства общественных благ;
- создание правового поля в финансовой сфере.
2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим:
- принятие Гражданского кодекса (правовое поле);
- борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);
- проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ).
Могут быть приведены другие примеры

Названо три явления, одно проиллюстрировано примером

Названо три явления без примера ИЛИ названы два явления, одно из них проиллюстрировано примером

Названо менее трех явлений без примеров ИЛИ названо и проиллюстрировано примером одно явление ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

С3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:
1) обеспечивает свободу рыночного ценообразования;
2) создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;
3) стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг;
4) стимулирует снижение затрат производства.
Возможны иные правильные ответы.

Указаны три позиции

Указаны две позиции

Указана одна функция

Ответ неправильный

Максимальный балл

С4. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) приведено мнение автора: только в демократическом обществе государство может обеспечить функционирование рыночной экономики;
2) приведены два аргумента, например:
в демократическом обществе
- налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом;
- судебная система обеспечивает правовую защиту граждан.
3) в качестве пояснения приведен пример, допустим:
- предприниматель может обратиться в суд с иском о незаконности действий городского департамента в отношении его предприятия;
- избиратели могут потребовать от своего депутата отчет о его голосовании по экономическим вопросам.
Могут быть приведены иные аргументы и другие примеры

Указана точка зрения автора, названы два аргумента, пример не приведен, ИЛИ указана точка зрения автора, назван один аргумент и приведен один пример ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента и один пример

Указана точка зрения автора, приведен аргумент без примера ИЛИ указана точка зрения автора, приведен пример, аргументы отсутствуют ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента, пример отсутствует ИЛИ явно не указана точка зрения автора, приведен один аргумент и пример

Максимальный балл

Обществознание является, по статистике, самым востребованным предметом на ЕГЭ на протяжении ряда лет и одним из самых сложных для сдачи экзамена. Сложность объясняется интегративным характером предмета: обществознание включает в себя восемь содержательных линий и объединяет шесть общественных дисциплин – философию, правоведение, экономику, социологию, культурологию, политологию.

Однако подготовиться к ЕГЭ вполне реально. Существует три способа подготовки: индивидуальные занятия с репетитором, занятия на подготовительных курсах, самостоятельная подготовка. Занятия на курсах и с преподавателем требуют определенных материальных затрат, к тому же не всегда возможны для ребят, проживающих в глубинке. Сегодня вполне реально подготовиться самому к ЕГЭ, потому что для этого имеется много ресурсов – учебные пособия, онлайн-курсы, различные компьютерные программы.

С чего же начать подготовку? Прежде всего нужно скачать программу по обществоведению на сайте Министерства образования (лучше не базового, а профильного уровня). Материал распределить по темам, и составить план занятий, распределив темы и отдельные вопросы по дням. Обязательно оставьте время для повторения изученного материала (примерно 10-20% от общего времени). Подготовка к экзамену должна быть системной, поэтому заниматься нужно каждый день (оставив воскресенье для отдыха) в течение 1,5 часов. При этом не забывайте чередовать работу и отдых – 45 минут работы, затем 10-минутный перерыв, и снова 45 минут посвятить изучению материала.

При подготовке к экзамену целесообразно использовать не только школьные учебники, но и другие учебные пособия. Сегодня предлагается огромное количество различных печатных материалов, однако они зачастую содержат устаревшие сведения, неточности и т.д., поэтому надо выбирать учебные пособия, рекомендованные Федеральным Институтом педагогических измерений или Министерством образования.

При работе над материалом обязательно делать записи в структурированном виде, составляя план темы, таблицы, схемы. При работе с теоретическим материалом важно акцентировать свое внимание на главных мыслях. Используйте разный цвет ручки при записывании материала, чтобы при повторении важные моменты бросались в глаза.

Особенно важно правильно работать с понятиями, записывая их в отдельную тетрадь, и периодически повторяя. Хорошим способом усвоения понятий является составление таблицы понятий, которая разрезается на части, как своеобразный пазл, и затем к определению понятия подбирается термин.

Можно составлять гнезда понятий, когда наряду с данным понятием включаются более широкие понятия, включающие в себя это понятие, и более частные понятия, входящие в него.

Поскольку основные сложности на экзамене вызывают задания третьей части, нужно постоянно тренировать свои навыки и умения для их успешного выполнения.

Для подготовки к выполнению задания С8 тренируйтесь составлять сложный план к каждой изучаемой теме. Он состоит как минимум из трех пунктов, два из которых имеют подпункты. Не забывайте, что формулировка пунктов плана должна максимально раскрывать тему.

Очень важно заранее тренировать свои навыки написания эссе (задание С9).

Помните, что хорошее эссе обязательно должно содержать суть проблемы, четкую формулировку вашей личной позиции по ней, подкрепленную аргументированными примерами (определениями, цитатами), и выводы. Очень важно научиться выявить из высказывания обществоведческую проблему и перевести ее в категорию понятий курса. Для этого нужно обращать внимание на категорию, к которой относится высказывание.

Постоянно выполняйте различные тесты для ознакомления с их структурой и конструкцией. При этом обязательно засекайте время для их выполнения, поскольку на ЕГЭ время ограничено. Правильность выполнения тестов групп А, В можно проверять на сайтах, задания группы С можно показать своему учителю. Обязательно выполните демонстрационные тесты на сайте ФИПИ не только за 2013 год, но и порешайте тесты за предыдущие годы. Там же ознакомьтесь с критериями оценивания того же эссе, что поможет лучше понять, что ожидают увидеть в нем эксперты.

Так как некоторые задания группы А и часть заданий группы С предполагают наличие широкого кругозора, регулярно следите за новостями с помощью газет, телевидения, интернета, чтобы быть в курсе текущих общественно-политических событий в стране.

Завершив изучение материала, используйте правило «трех карандашей»: выделите одним цветом хорошо усвоенный материал, вторым цветом – слабо усвоенный, третьим цветом – те вопросы, которые не знаете совсем или знаете очень плохо. После этого начните повторение именно с плохо усвоенных тем, затем – слабо усвоенных, и в конце повторите хорошо усвоенные темы. Это позволит вам ликвидировать пробелы в знаниях.

Последний день перед экзаменом следует посвятить общему повторению – просмотру планов тем, своих записей, и выполненных тестов.