Тест по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

6 класс .

1. Название произведения говорит о том, что перед нами

а) рассказ юного героя о любимых уроках французского

Б) рассказ об уроках нравственности и доброты

в) история дополнительных занятий по французскому языку

г) рассказ о необходимости изучения иностранных языков

2. Определите жанр произведения

а) быль

б) рассказ

в) роман

г) повесть

3. В предложении « И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка» выделенные слова являются..

а) сравнениями

б) эпитетами

В) гиперболами

Г)олицетворениями

4. Рассказчик играл в «чику», чтобы

б) накопить деньги и отправить их в деревню

В) каждый день покупать молоко

г) платить за дополнительные занятия

5. В каком году герой рассказа пошёл в 5 класс

а) в 1949 году

б) в 1948 году

в) в 1958 году

г) в 1955 году

6. Истинный смысл игры в «замеряшки»

а) стремление заинтересовать ученика изучением французского языка

Б) помощь учительницы способному, но голодному ученику

в) желание учительницы вспомнить детство

Г) стремление ученика развлечься

7.По какому предмету у героя была тройка

а) по алгебре

б) по физике

в) по русскому языку

г) по французскому языку

8.На берегу какой реки жил герой рассказа

а) Волга

б) Днепр

в) Ангара

г) Енисей

9. Сколько стоила баночка молока

а) один рубль

б) два рубля

в) 50 копеек

г) 80 копеек

10. В каком классе учился Вадик главный в игре на деньги

а) в пятом

б) в седьмом

в) в десятом

г) в девятом

11. Герой дал обещание не играть на деньги

а) он его не давал

б) он не сдержал обещание

в) он сдержал обещание

12. Почему героя жестоко избили

а) он обманывал в игре

б) он украл деньги

в) он не хотел больше играть

г) он стал играть лучше всех и выигрывал

13. Какой продукт был в посылке

а) конфеты

б) хлеб

в) картошка

г) макароны

14. Сколько лет было Лидии Михайловне

а) 35

б) 40

в) 24

г) 30

15.Кто вошёл в комнату, когда герой с учительницей играл на деньги

а) директор

б) завуч

в) соседка

г) мама героя

16.Где раньше жила учительница?

а) в Сибири

б) на крайнем Севере

в) на Кубани

г) на Ставрополье

17. Сколько лет в школе работал директор

а) 10 лет

б) 20 лет

в) 30 лет

г) 15 лет

18. Чем закончилось произведение

а) учительница уехала

б) учительница осталась

в) учительница перешла в другую школу

г) учительница скончалась

Ответы:


1. В произведении говорится:

A.

B.





является:
A. гордость;
Б. тоска по дому;
B. скупость.


Б. перестает быть ребенком;





французского языка.


A. антитезу;
Б. сравнение;
B. аллегорию.

использует:
А.гиперболу;
Б. иронию;
В. метафору.

A. постоянными эпитетами;
Б. эпитетами;
B. логическими определениями.

A. аллегорию;
Б. сравнение;
B. антитезу.

A. сравнение;
Б. ирония;
B. антитеза.

Тест по рассказу В. Распутина «Уроки французского»
1. В произведении говорится:
о дополнительных занятий по французскому языку;
A.
Б. об уроках нравственности и доброты;
B.
о любимых уроках французского языка.
2. Действие в произведении происходит:
A. перед Великой Отечественной войной;
Б. во время Великой Отечественной войны;
B. после Великой Отечественной войны.
3. Рассказчик, который ни с кем не дружил, считал, что главной причиной его одиночества
является:
A. гордость;
Б. тоска по дому;
B. скупость.
4. По утверждению Лидии Михайловны, человек стареет, когда:
A. перестает удивляться чудесам;
Б. перестает быть ребенком;
B. доживает до преклонного возраста.
5. Истинный смысл игры в «замеряшки»:
А. помощь учительницы способному, но голодному ученику;
Б. желание учительницы вспомнить детство;
В.стремление учительницы заинтересовать ученика изучением
французского языка.
6. Говоря о характерных особенностях голоса учительницы и голосов односельчан («У нас в
деревне говорили, запахивая голос глубоко в нутро, и потому звучал он вволюшку, а у
Лидии Михайловны он был каким­то мелким и легким»; «.. .пока училась,пока приноравливалась
к чужой речи, голос без свободы сел, ослаб...»), рассказчик употребил:
A. антитезу;
Б. сравнение;
B. аллегорию.
7. В предложении: «Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых» ­ автор
использует:
А.гиперболу;
Б. иронию;
В. метафору.
8. В предложении: «И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого
пустяка...» ­ выделенные слова являются:
A. постоянными эпитетами;
Б. эпитетами;
B. логическими определениями.
9. Фраза: «Голос без свободы сел, ослаб, как у птички в клетке» ­ содержит:
A. аллегорию;
Б. сравнение;
B. антитезу.
10. Словесные портреты главных героев находятся в тексте рядом. Стилистический приём,
используемый автором в этом случае:
A. сравнение;
Б. ирония;

робкий и стеснительный

Тест по тексту «Уроки французского» В.Г.Распутина

1.Определите жанр произведения а)сказка б)рассказ в)роман г)повесть

2.Название произведения говорит о том, что перед нами а)рассказ юного героя о любимых уроках французского б)рассказ об уроках нравственности и доброты в)история дополнительных занятий по французскому языку г)рассказ о необходимости изучения иностранных языков.

3.Рассказчик играл в «чику», чтобы а)завоевать авторитет у ребят б)накопить деньги и отправить их в деревню в)каждый день покупать молоко г)платить за дополнительные занятия.

4.В предложении « И без того от природы робкий и стеснительный , теряющийся от любого пустяка» выделенные слова являются а)сравнениями б)эпитетами в)гиперболами г)олицетворениями.

5.Истинный смысл игры в «замеряшки» а)стремление заинтересовать ученика изучением французского языка б)помощь учительницы способному, но голодному ученику в)желание учительницы вспомнить детство г)стремление ученика развлечься.

6.В каком году герой рассказа пошёл в 5 класс а)в 1949 году б)в 1948 году в)в 1958 году г)в 1955 году.

7.На берегу какой реки жил герой рассказа а)Волга б)Днепр в)Ангара г)Енисей.

8.По какому предмету у героя была тройка а)по алгебре б)по физике в)по рус. языку г)по франц. языку.

9.В каком классе учился Вадик главный в игре на деньги а) в пятом б) в седьмом в) в десятом г) в девятом

10.Сколько стоила баночка молока а) один рубль б) два рубля в) 50 копеек г) 80 копеек

11.Почему героя жестоко избили а) он обманывал в игре б) он украл деньги в) он не хотел больше играть

г) он стал играть лучше всех и выигрывал

12.Герой дал обещание не играть на деньги а)он его не давал б)он не сдержал обещание в)он сдержал обещание

13.Сколько лет было Лидии Михайловне а) 35 б) 40 в) 24 г) 30

14.Какой продукт был в посылке а) конфеты б) хлеб в) картошка г) макароны

15.Где раньше жила учительница? а) в Сибири б) на крайнем Севере в) на Кубани г) на Ставрополье

16.Кто вошёл в комнату, когда герой с учительницей играл на деньги а)директор б)завуч в)соседка г)мама героя

17.Сколько лет в школе работал директор а) 10 лет б) 20 лет в) 30 лет г) 15 лет

18.Чем закончилось произведение а)учительница уехала домой б)учительница осталась в)учительница перешла в другую школу

19.Что получил во второй посылке герой рассказа? Он видел это только на картинках.

20.Кто главный герой рассказа? Какое впечатление сложилось у вас о характере героя? Как можно охарактеризовать его отношения с ребятами, с учительницей?

Тест по произведению В. Распутина «Уроки французского».

Задания с выбором ответом

1. Определите жанр произведения:

а)рассказ в) очерк

б) повесть г) мемуары

2. По утверждению мальчика, его самостоятельная жизнь началась:

а) в 10 лет в) в 16 лет

б) в 11 лет г) в 18 лет

3. Школа, где он учился, находилась:

а) в деревне в) в райцентре

б) в селе г) в посёлке

4. Рассказчик стал играть на деньги для того, чтобы:

а) послать их матери в) покупать молоко

б) купить конфет г) чтобы доказать ребятам, что он тоже умеет играть

5. Сколько денег в «чику» выигрывал герой рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»:

а) 5 рублей в) 100 рублей

б) 1 рубль г) 50 копеек

6. Что покупал себе мальчик на выигранные деньги:

а) пряники в) молоко

б) конфеты г) картошку

7. Мальчик и учительница играли:

а) в «чику» в) в домино

б) в «замеряшки» г) в карты

8. Учительница решила сыграть со своим учеником в азартную игру для того, чтобы:

а) заработать денег в) он смог покупать себе еду

б) завоевать доверие ученика г) самой почувствовать себя ребёнком

9. Какие фрукты герой рассказа видел только на картинке:

а) землянику в) бананы

б) яблоки г) малину

10. Во французском языке труднее всего для мальчика было правильно:

а) говорить в) строить фразы

б) писать г) переводить тексты

11. Какое художественное средство использует автор во фразе: «Этим она хороша и плоха одновременно»:

а) метафору в) олицетворение

б) эпитет г) антитезу

12. Учительница прислала мальчику посылку, в которой лежали:

а) новые ботинки в) макароны и яблоки

б) пряники и конфеты г) молоко и хлеб

Задания с кратким ответом

1.Имя и отчество учительницы французского языка.

2. Река в Сибири, где происходит действие рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».

3. Одежда, которую носили деревенские ребята вместо курток.

4. Самодельная обувь, которой так стеснялся главный герой.

5. Кому из героев рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» принадлежит этот портрет?

«Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного - рослого и крепкого, заметного своей силой и властью, пария с длинной рыжей челкой».

6. Что купила мальчику мать, когда продала швейную машинку?

7. « За Вадиком, как тень, следовал большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу …»

8. Кому из героев рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» принадлежит этот портрет?

«Ей тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню ее правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы».

9. Герой рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского», который, «захлёбываясь от радости», предал мальчика, рассказав, что он играет на деньги.

10. Имя шофёра «единственной в колхозе полуторки», который привёз мальчика в город.

11. « Через три дня Лидия Михайловна уехала». Куда уехала Лидия Михайловна?

12. Кому посвящён рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского».

Задания для работы с текстом

    В. Г. Распутина «Уроки французского» использует диалектные слова, т. е. те, которые употребляются только в данной местности, замените их общеупотребительными.


    Вспомни отрывок рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского», спиши, вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова.

Среди ……, уже после ………… каникул, мне пришла на школу по почте ………. Когда я открыл ее, достав опять топор из-под лестницы, - аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки……………... А внизу в толстой ватной обертке я нашел …………………………………………….
Раньше я видел …………. только на …………………, но догадался, что это они.

Ответы

Задания с выбором ответа

    а)рассказ

    б) в 11 лет

    в) в райцентре

    в) покупать молоко

    б) 1 рубль

    в) молоко

    б) в «замеряшки»

    в) он смог покупать себе еду

    б) яблоки

    а) говорить

    г) антитезу

    в) макароны и яблоки

Задания с кратким ответом

    Лидия Михайловна.

  1. Кирзовые сапоги.

  2. Лидия Михайловна.

  3. Дядя Ваня.

  4. Анастасии Прокопьевне Копыловой.

Задания для работы с текстом

2. Среди зимы , уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл ее, достав опять топор из-под лестницы, - аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон . А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока.
Раньше я видел яблоки только на картинках , но догадался, что это они.

Дидактический материал

к уроку литературы в 6 классе

рассказу В.Г.Распутина

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка

Республики Мордовия

Печказова Светлана Петровна


Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами.

В.Г.Распутин

ЦЕЛЬ УРОКА:

проверить уровень знания и понимания учениками

рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»,

его темы, идеи, особенностей

изобразительно-выразительных средств


Инструкция:

Ученик может проверить свои знания, нажав на прямоугольник с ответом на вопрос.

Если ответ неверный, то на карточке будет написано «Неправильно», е сли же ответ верный, то на карточке будет написано «Правильно» .

Щелчок мыши высвечивает следующий вопрос на слайде.

Завершить игру можно при помощи кнопки «Выход» .

НАЧАТЬ ТЕСТ


Определите жанр произведения:

НЕПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

мемуары

повесть

ПРАВИЛЬНО

рассказ

Автобиографическое произведение –

Произведение написано в:

НЕПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

1979 г.

1975 г.

ПРАВИЛЬНО

1973 г.


Повествование в рассказе

ведётся от лица:

НЕПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

мальчика-героя

По утверждению мальчика, его самостоятельная жизнь началась:

НЕПРАВИЛЬНО

в 14 лет

ПРАВИЛЬНО

в 11 лет

НЕПРАВИЛЬНО

в 10 лет


Повествование в рассказе

ведётся от лица:

НЕПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

в посёлке

в городе

ПРАВИЛЬНО

в райцентре

Рассказчик стал играть на деньги

для того, чтобы:

НЕПРАВИЛЬНО

послать матери

ПРАВИЛЬНО

покупать молоко

НЕПРАВИЛЬНО

купить учебник


Сколько денег в «чику»

выигрывал герой рассказа:

НЕПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

2 рубля

50 копеек

ПРАВИЛЬНО

1 рубль

Что покупал себе мальчик

на выигранные деньги:

НЕПРАВИЛЬНО

картошку

ПРАВИЛЬНО

молоко

НЕПРАВИЛЬНО

хлеб


Учительница решила сыграть

со своим учеником в азартную игру, чтобы:

НЕПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

почувствовать себя ребёнком

завоевать доверие ученика

ПРАВИЛЬНО

он смог покупать себе еду

Имя учительницы французского:

НЕПРАВИЛЬНО

Лидия Митрофановна

ПРАВИЛЬНО

Лидия Михайловна

НЕПРАВИЛЬНО

Лилия Михайловна


Какие фрукты герой рассказа

видел только на картинке:

НЕПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

груши

бананы

ПРАВИЛЬНО

яблоки

Во французском языке труднее всего

для мальчика было правильно:

НЕПРАВИЛЬНО

переводить

НЕПРАВИЛЬНО

писать

ПРАВИЛЬНО

говорить


Учительница прислала мальчику посылку,

в которой лежали:

НЕПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

новые ботинки

и книги

пряники и конфеты

ПРАВИЛЬНО

макароны и яблоки

НЕПРАВИЛЬНО

сравнение

ПРАВИЛЬНО

антитезу

НЕПРАВИЛЬНО

метафору


Кому посвящён рассказ В.Г.Распутина

«Уроки французского»:

НЕПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

Валентине Николаевне

Кубанцевой

Лидии Михайловне

Ивановой

ПРАВИЛЬНО

Анастасии Прокопьевне Копыловой

Какое художественное средство использует автор во фразе:

«Этим она хороша и плоха одновременно»:

НЕПРАВИЛЬНО

сравнение

ПРАВИЛЬНО

антитезу

НЕПРАВИЛЬНО

метафору


Как вы оцениваете

свою работу на уроке:

Было много ошибок:

нужно быть внимательнее

Знания прочные:

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!

МОЛОДЦЫ!



  • Егорова Н.В., Макарова Б.А. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс – М.: ВАКО, 2015
  • Ерёмина О.А. Уроки литературы в 6 классе: кн. для учителя – М: Просвещение, 2014
  • Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 4 ч./ Полухина В.П.; под ред. Коровиной В.Я. – М.: Просвещение, 2016