В романе «Отцы и дети» И. Тургенева благодаря Базарову раскрывается конфликт старого и нового поколений. Он нигилист, приверженец модного в то время течения. Нигилисты отрицали все — красоту природы, искусство, культуру, литературу. Евгений, как истинный нигилист, жил практично и рационально.

Каков характер Базарова? Он человек, достигший всего сам. Он верит не в искусство, а в науку. Поэтому, отчасти, природа для него «не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Его убеждения во многом мешают ему по-настоящему ценить человеческие отношения — к Аркадию он относится исключительно как к младшему товарищу, их общение держится на интересе к нигилизму. К своим родителям, которых он искренне любит, он обращается снисходительно. Они же робеют и теряются перед ним.

Казалось бы, человек, который отрицает любые человеческие слабости, чувства, живет только рационализмом, добьётся всего. Он убедит в своей правоте всех, ведь в основе его аргументов — факты, наука, разумные доводы. В спорах с ним теряется Павел Петрович Кирсанов, а уж Николай Кирсанов и вовсе побаивается вступать с ним в споры.

Взгляды Базарова на любовь, в силу нигилизма, тоже специфичны. Он рассматривает отношения между мужчиной и женщиной исключительно с биологической стороны, ничего загадочного и романтичного он в этом не видит. «Любовь - белиберда, непростительная дурь», — говорит он. Когда Аркадий откровенничает с ним о «загадочном женском взгляде», Евгений лишь высмеивает его, объясняя другу анатомию глаза, утверждая, что таинственности там взяться неоткуда; все глаза анатомически одинаковы. Но судьба сыграла с Базаровым злую шутку: она проверила твердость его убеждений любовью, но проверку эту он не прошел.

Знакомство с Одинцовой стало для Базарова роковым. Общаясь с ней, он находит «романтика в самом себе». На время Евгений забывает о своих взглядах. Однако когда не получает взаимности, он пытается сам себя убедить, что это было лишь мимолетным наваждением. Что он все тот же прежний нигилист, которому нет дела до романтичных глупостей. Он пытается забыть о своих чувствах, заняться работой, отвлечься. Но внутренне он переживает уже совсем другие эмоции. Все его действия после отъезда от возлюбленной — не более, чем самообман.

Базаров умирает от того, что заразился тифом из-за неаккуратности во время работы с тифозным трупом. Казалось бы, он мог обработать рану и предотвратить такой трагичный финал собственной истории, но Евгений полагается на случай, относится с безразличием к собственной судьбе. Почему же Базаров вдруг опускает руки? Причиной тому — несчастная любовь. Тот фактор, с существованием которого он отказывался мириться.

Базаров признает свое поражение Одинцовой, когда та по его просьбе приезжает к нему перед его смертью. Это, пожалуй, первый раз, когда герой признается сам себе, что любовь взяла над ним верх, он «раскис». По сути, он повторил судьбу Павла Петровича, пошел по той дороге, которую презирал.

Возможно, именно это упрямство, нежелание пересмотреть свои правила и привело Базарова к проигрышу. Проигрышу перед судьбой. Но то, что он признал свое поражение, разве не является победой? Победой над самим собой? Пусть совсем незадолго до смерти, но герой нашел в себе силы признать свои неудачи, признал, что все, во что он верил безоговорочно, оказалось не таким прочным на поверку. Новый Базаров победил старого Базарова, и такая победа заслуживает уважения.

Интересно? Сохрани у себя на стенке! 27 февраля 2014

Исскуство есть отражение жизни. Главный предмет изучения и изображения во всех его сферах - человек, его внутренние переживания и внешние черты, поступки и поведение.

Понятие портрета

Описание внешности человека с достаточно точными деталями называется портретом. Слово пришло к нам из старофранцузского языка и переводится буквально как «воспроизведение черта в черту». Образ может быть как реальным, так и вымышленным, как ныне живущим, так и существовавшим некогда. Кроме того, портрет изображает одну личность или же группу людей. Делается это различными художественными средствами, потому жанр портрета существует в таких видах искусства, как живопись, графика, скульптура, гравюра, фотография, литература, кино. Каждый из них обладает своим набором «рабочих инструментов». У термина «портрет» есть широкое и узкое значения. Узкое предполагает передачу только внешних данных индивидуума, а широкое включает в себя изображение черт характера, эмоциональный настрой, социальное положение модели.

Портрет в литературе

Практически ни одно эпическое литературное произведение не обходится без действующих лиц - героев. И если даже писатель не говорит нам о том, какого цвета глаза у Онегина, по другим, достаточно выразительным деталям, мы в воображение рисуем себе его лицо. При создании портрета в литературном произведении задачей писателя становится раскрыть не только индивидуальные, но и типические черты персонажей. Ещё одна функция описания внешности - выражение авторского отношения к герою, передача идейно-смысловых оттенков произведения (например, внешность Базарова из романа Тургенева). Поэтому в литературный портрет состоит из таких деталей: фигура, лицо, мимика, жесты, одежда, манера двигаться, говорить, и т.д. Писатели пользуются либо статичными, либо динамическими портретами. Применительно к роману Тургенева «Отцы и дети» статичными являются изображения Кукшиной, Ситникова, Фенечки. А динамическим, т.е. развивающимся во времени - Базарова.

Портрет у Тургенева

Тургенев по праву считается мастером психологического портрета. Описывая то или иное действующее лицо, он подбирает такие говорящие детали, что достигается едва ли не кинематографический эффект. Средством изображения служит, естественно, слово. Лексика разных стилистических пластов, выразительные средства (эпитеты, метафоры, особые речевые конструкции, синтаксические модели) - таков инструментарий писателя, с которым он управляется поистине мастерски. Докажем это, анализируя внешность Базарова.

Внешность и происхождение

Евгений Васильевич Базаров - главный герой романа «Отцы и дети», произведения значительного и спорного, ставшего причиной разрыва писателя с журналом «Современник». Серьёзная полемика, развернувшаяся вокруг фигуры молодого нигилиста, доказывала, насколько актуальным оказался роман и его персонажи. Итак, чем примечательна внешность Базарова? Во-первых, она прямо указывает на его отнюдь не дворянское происхождение. Руки у героя не в перчатках, а обнажённые, обветренные, с красной шершавой кожей. Видно, что он не чурается физического труда, «грязной» работы. Куда уж там герою до эстета Павла Петровича Кирсанова с его белоснежными манжетами, чистейшими надушенными руками и отполированными ногтями! «Плебейство» выдаёт не только внешность Базарова, но и его одежда. Точнее, «одежонка», как он сам называет свой летний балахон. Если учесть, что у Тургенева портретные характеристики даются часто опосредованно, то достаточно вспомнить, с каким пренебрежительным видом принимает его Прокофьич, старый слуга господ Кирсановых, перенявший их взгляды и идеологию. Таким образом, внешность Евгения Базарова ещё раз подчёркивает, с одной стороны - его разночинность, а с другой - чужеродность всему, что составляет повседневную жизнь обитателей «гнезда аристократов».

Незаурядность героя

Создавая портрет своего героя, Тургенев всячески старается подчеркнуть его неоднозначность, особенность. Евгений Васильевич некрасив, но всякий, кто видит его, не может не обратить внимания. Этим и интересна характеристика Базарова. Внешность подчёркивает его достоинства, не скрывая, впрочем, недостатков. Итак, каким же рисует его автор? В глаза бросается высокий рост Евгения, явная физическая сила. Длинные, редковатые волосы не прячут неровностей просторного черепа. Песочные бакенбарды подчёркивают худобу. Зеленоватые глаза большие, выразительные. Голос ленивый, но мужественный. Лицо спокойное и несколько угрюмое освещается улыбкой и выражает ум и самоуверенность. Как видим, в портретной характеристике писатель использует приём контраста, и перед нами оживает действительно незаурядный человек, «особенный», как отзывается о нём Аркадий Кирсанов. Недворянская внешность, происхождение Базарова - всё взаимосвязано здесь. Демократизм, сила характера, воля и решимость, впрочем, хорошо сдерживаемые, - вот что читаем мы между строк в портретной характеристике персонажа.

Движения души

Как уже говорилось, портреты в произведениях И.С.Тургенева психологические, динамические. Автор через изменения внешнего вида передаёт самые тайные движения души, эмоциональные оттенки, перепады настроения. Вот споры героев-антогонистов в романе. Евгению чужды Кирсановы, особенно Павел Петрович. Аристократические замашки последнего здорово раздражают молодого нигилиста. Но, понимая, что его убеждений тут никто не разделяет, старается вести себя весьма сдержано Евгений Базаров. Описание внешности его, мимические движения и изменения положения тела при разговорах отражают постепенный накал страстей, гнев и другие эмоции. Так, Тургенев часто отмечает, что Евгений говорит или отвечает «дерзко», с «особенной дерзостью». Его лицо приобретает «медный и грубый цвет». На нём часто мелькает презрительная улыбка. Но особенно сильно отражаются движения души героя, когда автор описывает его внутренний конфликт.

Любовный сюжет и портретная характеристика

Те, кто внимательно читал роман, наверняка обратили внимание на такую особенность. Евгений Васильевич кажется нам человеком достаточно суровым, резким, хорошо прячущим сокровенные чувства. Он смеётся над всем, что хоть немного выходит за рамки рационализма. Медик, физиолог, химик, т.е. последователь естественных наук, герой и в человеческих взаимоотношениях видит только физиологические процессы. Он не признаёт любви как проявление высшей духовности. Поразившись красоте Одинцовой, заявляет: «Экое богатое тело, хоть в анатомический театр». Однако испытывая искреннюю и глубокую страсть к Анне Сергеевне, Евгений похудел, его профиль заострился, движения стали беспокойны. Особенно же насыщенной эмоциями стала сцена объяснения героев. Да и последняя их встреча, когда Базаров прощается с Одинцовой, тоже весьма трогательна и живописна. Его лицо «мертвенное», «воспалённое», глаза «мутные». В них отражается «содрогание ужаса».

Сопоставление Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова

Читателям романа гораздо понятнее станет Базаров (внешность, происхождение, воспитание), если сопоставить их с главным оппонентом героя - Павлом Петровичем. Для аристократа Кирсанова приятель его племянника - «этот волосатый», «плебей и циник». Он возмущён манерой поведения гостя: Павел Петрович подозревает, что Евгений, «лекарский сын», не уважает его! Так оно и есть. И на приёме контраста писатель показывает, насколько разные герои.

Как мы убедились, портрет является важным средством характеристики персонажей.

Евгений Базаров — это представитель молодого поколения, нигилист. Характерной чертой, отличительным признаком его направления является отрицание того, что считалось раньше истинным и законным.

В противоположность людям старого поколения, какими в романе являются старые Кирсановы, идеалистам эстетикам, любящим поспорить об отвлеченных вопросах, Евгений Базаров признает такого рода споры не нужными. Он признает ненужным также все эстетические чувствования. Он отрицает, во-первых, красоту, даже красоту природы, с точки зрения действия ее на человека. Наслаждение музыкой или поэзией Евгений Базаров считает бесполезной глупостью, от которой пора уже отвыкнуть. Он отрицает чувство любви, как по отношению к женщине, так и по отношению к родным или друзьям. Характеристика Базарова должна быть дополнена тем, что он отрицает, кроме того, науку вообще, признает только отдельные знания ремесла.

Как человек Евгений Базаров — личность сильная, трезвая, жаждущая освободиться от всего, что может наложить путы на его волю. В борьбе за независимость личности он старается только для самого себя; он борется с энергией, энтузиазмом идеалиста, стремящегося к заветной цели. Евгений Базаров отличается простотой во всем: в разговорах, обращении с людьми: эта простота и служит причиной его быстрого сближения с лицами из простого народы.

В его положении чувствуется глубокий трагизм: он заключается в его полном одиночестве среди окружающих и в невозможности согласовать свои действия с убеждениями. Несмотря на ту ломку, которую он над собой произвел, несмотря на то, что он признал несостоятельность всего старого, в нем осталось еще много элементов этого старого: остались следы верований, привитых в детстве, остались, кроме того, чисто человеческие чувства, которых он в себе уничтожить не мог, хотя и отрицал их. Несмотря на то, что Евгений Базаров не признает чувства любви, оно в нем все же существует. Его любовь к родителям прорывается в сдержанных, но достаточно ясных и доказательных фразах.

Нечто подобное видим мы и в его отношении к Аркадию: на вопрос последнего (при их прощании), неужели у него нет других, более теплых слов, Базаров замечает, что есть-то они у него, есть, но высказать их — это было бы с его стороны слабостью, «романтизмом».

Евгений утверждает, что не может существовать никаких более тонких любовных чувств между мужчиной и женщиной, кроме чисто чувственных, что любовь (так, как ее обыкновенно понимают) - чувство напускное, неестественное, а между тем сам поддается этому чувству, ищет случая встретиться с любимой женщиной, занимает ее и перед смертью посылает за ней, желая с ней еще раз увидеться.

ОТЦЫ И ДЕТИ

(Роман, 1862)

Базаров Евгений Васильевич — главный герой. Первоначально читатель знает о нем только то, что это студент-медик, приехавший в деревню на каникулы. Рассказ об этом эпизоде его жизни, собственно, и составляет сюжет «Отцов и детей». Сначала Б. гостит в семье своего друга Аркадия Кирсанова, затем вместе с ним едет в губернский город, где знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, живет некоторое время в ее усадьбе, но после неудачного объяснения в любви вынужден уехать и, наконец, попадает в родительский дом, куда направлялся с самого начала. В усадьбе родителей живет недолго, тоска гонит его прочь и заставляет еще раз повторить тот же самый маршрут. В конце концов выясняется, что места ему нет нигде. Б. опять возвращается домой и вскоре погибает.

Б. называет себя «нигилистом», определение это поначалу звучит несколько загадочно, но вскоре значение его выясняется вполне: читатель-современник без труда узнавал в герое выразителя в самой крайней форме идей и настроений революционной молодежи. Б. провозглашает идею «полного и беспощадного отрицания», не признавая никаких пределов, способных ограничить ее осуществление. Вместе с «постановлениями» отжившего крепостнического строя и либеральным реформаторством он так же категорично отрицает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философское мышление, семейные связи, альтруистические чувства, такие нравственные категории, как долг, право, обязанность. Б. выступает беспощадным противником традиционного гуманизма: в глазах «нигилиста» гуманистическая культура оказывается прибежищем для слабых и робких, создавая красивые иллюзии, способные служить их оправданием. Гуманистическим идеалам просвещенной элиты и верованиям или предрассудкам невежественных масс «нигилист» одинаково противопоставляет истины естествознания, утверждающие жестокую логику жизни-борьбы. Б. считает необходимым начать историю заново, на голом месте, не считаясь ни с объективной ее логикой, ни с «мнением народным». И все это не только идеи, перед читателем человек действительно новой формации, дерзкий, сильный, неспособный к иллюзиям и компромиссам, достигший полной внутренней свободы, готовый идти к своей цели, сокрушая или ненавидя все, что ему противостоит.

В спорах с умеренным либералом Павлом Петровичем Кирсановым Б. легко побеждает. На его стороне не только преимущества молодости и новизны его позиции. Тургенев видит, что «нигилизм» глубоко связан с общественным неустройством и народным недовольством, что это естественное выражение духа времени, когда в России все переоценивается и переворачивается. Тургенев признает, что роль «передового класса» переходит от дворянской интеллигенции к разночинцам. Но это лишь часть истины, открываемой читателю в «Отцах и детях». Тургенев проводит Б. по кругам жизненных испытаний. Герой переживает трагическую любовь, тоску одиночества и даже своеобразную «мировую скорбь». Обнаруживается его зависимость от обычных законов человеческой жизни, его причастность к обычным человеческим интересам, заботам и страданиям. Первоначальная самоуверенность Б. исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой. Постепенно выясняется мера объективной правоты и неправоты героя. «Полное и беспощадное отрицание» оказывается отчасти оправданным как единственная, по мысли Тургенева, серьезная попытка действительно изменить мир, покончив с противоречиями, которые не могут разрешить ни усилия общественных партий, ни влияние вековых идеалов гуманизма. Однако для Тургенева бесспорно и то, что логика «нигилизма» неизбежно ведет к свободе без обязательств, к действию без любви, к поискам без веры. Тургенев не находит в «нигилизме» созидающей творческой силы: те изменения, которые «нигилист» предусматривает для реально существующих людей, по сути дела, равносильны их уничтожению. «Нигилизм», по мысли Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным основам жизни. В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели.

Евгений Базаров - это центральный персонаж романа Ивана Тургенева "Отцы и дети". Произведение и начинается с того, что Базаров вместе со своим приятелем Аркадием прибывают в усадьбу Кирсановых, где живет отец и дядя Аркадия. Кем был Базаров? Давайте рассмотрим характеристику Евгения Базарова.

Прошлое, образование и взгляды Базарова

Отец Евгения Базарова был врачом, и в будущем сын тоже занимался лечением людей. Ему пришлось пройти суровую школу, затем последовал университет, во времена учебы в котором пришлось бедствовать. Базарову нравилось увлекаться разными предметами, поэтому он неплохо разбирался в геологии, ботанике, агротехнике. Надо отметить, что всегда Евгений Базаров рад помочь с лечением. Образованный человек, отсюда определенная гордость собой.

А что Базаров представлял из себя внешне? Многих его вид даже несколько отталкивал - высокого роста, в старом плаще и с длинными волосами. Иван Тургенев не зря также подчеркнул остроту его ума, описав череп и выражение лица, которые явно указывали на самоуверенный склад.

Характеристика Евгения Базарова состоит в том, что он нигилист, и буквально все отрицает, причем гордится своими взглядами. О любви Базаров говорит, как о ненужном чувстве, искусство его не интересует, природой он также не восхищается, а называет ее мастерской, где работником является человек. В общем, если говорить о радикальных дворянах, взгляды Базарова очень даже отличаются и явно не типичны.

Выводы о характеристике Евгения Базарова

На пути Евгения Базарова много трудностей, испытывается он и любовью. Познакомившись с Одинцовой, главный герой убежден, что любовь не существует, поэтому и к женщинам он равнодушен. Однако чувства разгораются очень быстро, особенно это видно после того, как Базаров какое-то время гостит в имении Одинцовой. Она увлекает его и даже толкает на смелые поступки, например, объяснение.

Итак, хотя Базаров убежденный нигилист, первая жизненная ситуация ломает его, и испытав глубокие чувства, он уже в тупике - как быть дальше? Или, например, история с дуэлью - он отрицает понятие чести, но согласен драться на дуэли. Базаров не верит в благородство, но во время поединка ведет себя как благородный человек. Возникает вопрос, а действительно ли Базаров был нигилистом?