Сценарий психологического классного часа в 8 классе «Познай себя» .

Цель: познакомить учащихся с различными психологическими методами самопознания: вербальными тестами, рисуночными, графическими.

    Помочь находить в себе скрытые особенности личности;

    Способствовать пониманию своего состояния.

    Развивать умения анализировать и определять свои психологические характеристики.

Оборудование: проектор, презентация; раздаточный материал на каждого учащегося.

Вступительное слово психолога:

Здравствуйте. Мы начинаем классный час. который называется «Познай себя».. познавать себя можно по-разному: сравнивая свои поступки с поступками других людей, по оценка нас со стороны других людей. Одним из способов самопознания или получения информации о своих психологических особенностях является психологическое тестирование.

Сегодня вы познакомитесь с некоторыми новыми для вас методами самопознания.

И вначале я хочу задать вам вопрос «Лидер – это кто?» (слайд 1).

Ответы учащихся обобщаются учителем (слайд 1): Лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всех группы.
Лидер может быть формальным (руководитель) и неформальным.

Лидерство - это умение заставить кого-то сделать что-то, да так, чтобы он этого ещё и

Предлагаю вам узнать, обладаете ли вы лидерскими качествами? (учащиеся работают с опросником по Методике «Самооценка лидерства» (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М) – слайд 3.

Опросник

1. Что для вас важнее в игре?

А. Победа.

Б. Развлечение.

оправдываться?

такое, что интересно другим?

Обработка и интерпретация данных

Высокий уровень лидерства А = 7-10 баллов.

Средний уровень лидерства А = 4-6 баллов.

Низкий уровень лидерства А = 1 -3 балла.

Преобладание ответов ≪Б≫ свидетельствует об очень низком или деструктивном

лидерстве.

К/р: У каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой способ в организации коллективных дел. Эти свойственные лидеру приемы воздействий на личность или на группу называют стилем работы.

(Слайд 4):Следующая методика направлена на самооценку лидерских качеств. Участникам теста предстоит ответить на вопросы. Ведущий (вожатый) говорит группе: Если вы полностью согласны с приведенным утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставьте цифру "4"; скорее согласен, чем не согласен - "3"; трудно сказать - "2"; скорее не согласен, чем согласен - "1"; полностью не согласен - "0".

Вопросы к тесту:





















22. У меня все получается.

























А - умение управлять собой;
В - умение решать проблемы;
Д- влияние на окружающих;

Но прежде чем сделать заключение о том, лидер ли ты, обрати внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, считается, что ответ участника теста был неискренен.

Карточка для ответов теста "Я - ЛИДЕР".

Психолог: Вот вы и узнали, какие же качества у вас преобладают, а над какими стоит поработать.

А теперь ответьте на такой вопрос: как называется наука, занимающаяся изучением свойств фигур на плоскости, а также в пространстве? (изучением геометрических фигур занимается геометрия). В психологии геометрические фигуры связывают с характером человека. И я предлагаю вам выполнить следующее задание: Перед вами пять фигур - квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и зигзаг. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой можете сказать: «Это - я!» - ту, что понравилась больше всего. Затем выберите ту, что не нравится. (слайд 5)

    Квадрат. Привет, отличники и хорошисты! Вы человек организованный и трудолюбивый, дома на вашем письменном столе всегда порядок. Карандаши в пенале остро отточены, ручки всех цветов радуги. Но иногда и вы даёте промашку. Слишком увлекшись мелочами, совершаете большие ошибки. Вы упрямо идёте к своей цели. Рубль у вас попросить взаймы тяжело. Не дадите. Учиться вы любите. Из таких людей, как вы, получаются хорошие бизнесмены и учителя.

    Треугольник. Вы заводила. Во снах такие девчонки, как вы, видят себя великой актрисой, а мальчики Наполеоном. Вам нравится быть в центре внимания. Вы любите соревноваться и побеждать, но принцип «главное не финиш, а участие» - не для вас. Вам важна победа!

    Круг. Вы легко сходитесь с людьми. Приблизительно так же, как Колобок. Отправившись путешествовать из домика бабушки и дедушки, он слёту определил, что ни заяц, ни волк ему не помеха. Ну, а с лисой ошибочка вышла. А кто в наше время не ошибается? Вы с удовольствием встречаетесь с новыми людьми. Любимое занятие на уроке – изучать реакцию учителя на тот или иной раздражитель. На сопение Сидорова, на хлопающую форточку, на перешёптывающихся Петрову и Иванову, на скрипучие ботинки Борисова. Вы умеете сделать так, чтобы людям вокруг вас было хорошо. Ваша стихия – литература и история.

    Прямоугольник. Вы всё подвергаете сомнению. Где сомнение – там желание во всём разобраться, а значит, вы любознательны и смелы. Пока не узнаете, что там шуршит в тёмном углу, не успокоитесь. Вы легко решаете сложные задачи – вам интересен сам процесс решения.

    Зигзаг. Такую сложную форму выбирают обычно существа творческие. Зигзаг необычен, выделяется из общего ряда, агрессивен (поэтому его же могут выбрать отъявленные хулиганы). Вы редко когда на уроках отвечаете заученными фразами. Ответ сам рождается в вашей голове, поэтому вы любите литературу, где можно порассуждать и поспорить. Вы интересный собеседник.

Следующий, не менее интересный метод называется «кокология». (Слайд 6).

Психолог:Кокология – это относительно новое направление психологии, зародившееся в Японии в конце XX века. Да, и название, собственно, произошло от японского слова «kokoro», что означает «внутренний мир», «ощущения», «чувство», «сознание», «дух». То есть, кокология – это изучение внутреннего мира. Ее создатели – профессора университета Rissho: Исаму Сайто и Тадахико Нагао.

Кокология основывается на простых тестах, которые стимулируют воображение, заставляя нас дорисовывать образ предмета или действия, описанного в тексте. Как правило этот образ появляется сам собой, не вызывая затруднений. В тестах приводится несколько вариантов «ответов» - «образов», читателю следует выбрать тот, который больше всего соответствует тому, что возник в его воображении. Каждый из этих вариантов интерпретируется в виде представления о внутреннем состоянии человека, в частности в какой-то конкретной сфере, к примеру, отношение к себе, к другим людям, к противоположному полу, деньгам о ваших способностях, привычках, недостатках и скрытых качествах.

Не думайте долго над вопросами, главное здесь – расслабиться и не воспринимать тесты слишком серьезно, просто получайте удовольствие от процесса и удивляйтесь результатам! И первый кокотест называется «Под небом голубым». Слайд 7

Психолог: Представьте себе чистое голубое небо без единого облачка. Одна только мысль об этом должна хоть немного улучшить ваше настроение. Теперь окиньте глазами окружающий ландшафт. Какая из перечисленных картин выглядит для вас наиболее успокаивающей?

1. Белая заснеженная равнина.
2. Голубой морской простор.
3. Покрытые зеленью горы.
4. Поле, поросшее жёлтыми цветами .

Голубой цвет обладает способностью успокаивать душу. Даже если вы просто представите себе некую картину в голубых тонах, то почувствуете, как ваш пульс замедляется, а дыхание становится более глубоким. Другие цвета также имеют определенное значение. Картина, которую вы нарисовали в своем сознании, раскрывает ваш скрытый талант, обретающийся в глубинах вашего спокойного сознания.

1. Белая заснеженная равнина

Вы наделены особой восприимчивостью, которая позволяет вам с одного взгляда понимать ситуации и распутывать сложные проблемы без каких-либо доказательств и объяснений. Вы обладаете всем необходимым для того, чтобы быть проницательным и решительным человеком, и даже немного провидцем. Доверяйте своей интуиции; она всегда будет вести вас в правильном направлении.

2. Голубой морской простор

У вас есть природный талант к межличностным взаимоотношениям. Люди уважают вашу способность обращаться с другими людьми и то, как вы помогаете людям различных групп объединяться вместе.
Одним своим присутствием вы помогаете другим работать более спокойно и эффектно, что делает вас бесценным членом любого проекта или любой команды. Когда вы говорите «Хорошая работа. Продолжайте в том же духе», люди знают, что вы на самом деле так считаете. И для них это приобретает еще большее значение.

3. Покрытые зеленью горы

Вы обладаете даром экспрессивного общения. Похоже, вы всегда можете подобрать нужные слова, чтобы выразить то, что вы чувствуете, и люди это очень скоро начинают осознавать, что они чувствовали в точность то же самое. Говорят, разделённая радость преумножается, разделённая грусть уменьшается. Похоже, вы всегда в состоянии помочь другим найти правильную сторону этого уравнения.

4. Поле, поросшее жёлтыми цветами

Вы кладезь знаний и творчества, переполненный идеями и обладающий практически бесконечным потенциалом. Оставайтесь в гармонии с другими людьми и никогда не прекращайте работать над воплощением своей мечты, и тогда не будет ничего, чего бы вы не смогли достичь.

К/р: еще один из ярких примеров кокотестов называется «Мыльные пузыри» (слайд 8)

Чтобы добиться наилучшего результата, вы должны представить себе летний день, жаркий и солнечный. Вы стоите в поле и пускаете мыльные пузыри. Что с ними происходит?

    Мыльные пузыри улетают высоко в небо, поблескивая на солнце.

    Сотни маленький пузырей вылетают через пластмассовое кольцо непрерывно.

    Вы стараетесь выдуть один большой пузырь.

    Мыльные пузыри относит ветром за вашу спину.

Ключ к тесту

Мыльные пузыри являются символом ваших метаний и надежд. Все, что с ними происходит, означает ваши мысли по отношению к мечтам и ваше поведение в стремлении к ним.

    Если пузыри улетают высоко в небо, вам кажется, то ваши мечты слишком недостижимы и нереальны. Возможно, вы хотите достичь слишком многого и не знаете, с чего начать, или же ваша мечта несбыточна и далека от реальности.

    Много маленьких пузырей – много целей. Вы сосредоточились на достижении многих небольших и благоразумных целей. Каждая из них доставляет вам радость, но вы должны сконцентрироваться на нескольких, самых важных и больших целях, и идти к ним, не распыляясь.

    Один большой пузырь – вы не только поставили перед собой большую и важную для вас цель, но и делаете все необходимые шаги для ее достижения. Продолжайте свою работу, и вы увидите результаты, когда придет время.

    Пузыри, которые относит ветром за спину, означают ваши прошлые мечты, которые не исполнились. Сейчас вам кажется, что вы разучились мечтать, и вы не позволяете себе ставить перед собой цели, чтобы не разочароваться. Вам необходимо понять, что неудачный опыт – это самый ценный вид опыта, и научиться ставить перед собой новые рубежи, которые придадут вам сил и заставят жить целеустремленно и радостно.

Психолог: В психологии самым доступным способ выражения своих чувств и мыслей является рисование. Рисовать умеют все: и дети, и взрослые. Очень часто мы рисуем, когда нам скучно, когда решаем сложную задачу или пытаемся найти выход из трудной ситуации. Это могут быть линии, картинки, даже фигуры неопределенной формы. Такие тесты в психологии называются рисуночными тестами, и они тоже могут многое рассказать об авторе. Сейчас мы с вами попробуем с помощью рисунков узнать о себе.

Тест называется «Кактус» М.А. Панфилова, хоть он и для дошкольников, но и мы модем кое-что о себе узнать с его помощью.

Инструкция : «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!»

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.

Интерпретация :

    Агрессия: наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены.

    Импульсивность: отрывистые линии, сильный нажим.

    Эгоцентризм: крупный рисунок, в центре листа.

    Зависимость, неуверенность: маленькие рисунок внизу листа.

    Демонстративность, открытость: наличие выступающих отростков, необычность форм.

    Скрытность, осторожность: расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

    Оптимизм: использование ярких цветов .

    Тревога: использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии.

    Женственность: наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.

    Экстравертированность: наличие других кактусов, цветов.

    Интровертированность: изображен только один кактус.

    Стремление к домашней защите: наличие цветочного горшка.

    Стремление к одиночеству: изображен дикорастущий кактус.

В рисуночных тестах иногда предлагается дорисовать детали к предложенному изображению. Предлагаю этим и заняться. Тест называется «Лошадь» (или какой вы работник).

Задани е: «На рисунке изображен силуэт лошади. Ваша задача – завершить картинку, вырисовав все детали внешности животного, а также создав вокруг необходимый фон. Поместите лошадь в комфортные, приятные ей условия».

Ключ : лошадь – это Вы сами. Как Вы изобразили лошадь (насколько четко прорисованы все детали), такой Вы и работник.

 Если Вы выделили только характерные детали лошадиной внешности (копыта, грива, хвост), Вы умеете трудиться, но не возводите работу в культ. Вы – не трудоголик.

 Много внимания уделили морде лошади (глаза, ноздри, рот, челочка) – у Вас к работе несколько романтическое отношение, Вы полны иллюзий и радужных надежд.

 Прорисовали каждую шерстинку (много внимания мелочам) – это говорит о том, что Вы умеете и любите кропотливый труд, старательны и даже придирчивы. На Вас можно положиться, вы никогда не бросите недоделанную работу. Однако трудиться с Вами рядом тяжело, изводите всех своей тщательностью.

 Поместили лошадь на луг или в поле – стремитесь работать в комфортных условиях, ненавидите рамки и ограничения, цените независимость.

 Надели на лошадь уздечку или хомут – Вам не привыкать работать под давлением. Чем больше упряжи на Вашей лошади, тем в более тяжелых и некомфортных условиях Вы привыкли работать.

 Перед лошадью нарисовали корм или корыто с водой – Вы готовы работать, но при необходимом, хотя бы минимальном комфорте.

 На лошади нарисован всадник – Вы привыкли выполнять указания и не способны работать самостоятельно. Вам нравится, когда Вами руководят и не только поручают задания, но и задают определенный темп работы.

По данным теста Вы можете увидеть, какое место занимает работа в Вашей жизни.

Психолог: с помощью тестов можно узнать об уровне развития психических процессов: памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления. Наш последний тест называется «Словесная беглость и гибкость». С его помощью исследуют творческое мышление. Ваша задача в течении трёх минут написать как можно больше слов, в которых содержится, например, буква «В». (слайд 11).

Если буква только в начале слова, то низкий уровень.

Если слов, содержащих букву в начале слова больше, то средний уровень.

Если больше слов, содержащих букву в любом другом месте слова,то уровень творческого мышления высокий.

Психолог: Вот и закончился наш познавательный классный час. Познавать окружающий тебя мир очень интересно, но не менее увлекательно познавать самого себя. Не все сегодняшние результаты нужно принимать чересчур серьезно. Но они во многом дают то, над чем стоит задуматься. Желаю вам успехов в интересном занятии – познании самого себя.


Классный час «Познай себя»

Опросник

1. Что для вас важнее в игре?

А. Победа.

Б. Развлечение.

2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?

А. Проявлять инициативу, предлагать что-либо.

Б. Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не

оправдываться?

4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?

5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?

6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо

такое, что интересно другим?

7. Умеете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?

8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?

9. Удается ли вам в разговоре, дискуссии убедить, привлечь на свою сторону тех, кто

раньше был с вами не согласен?

10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?

А

Б

Самооценка лидерских качеств.

«Словесная беглость и гибкость».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кактус

ИНСТРУКЦИЯ к тесту «Я-лидер»: Если вы полностью согласны с приведенным утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставьте цифру "4"; скорее согласен, чем не согласен - "3"; трудно сказать - "2"; скорее не согласен, чем согласен - "1"; полностью не согласен - "0".

Вопросы к тесту:

1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.
3. Я знаю, как преодолевать трудности.
4. Люблю искать и пробовать новое.
5. Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей.
6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
9. Я умею распределять свои силы в учебе и труде.
10. Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
11. Я хорошо планирую свое свободное время и работу.
12. Я легко увлекаюсь новым делом.
13. Мне легко устанавливать нормальные отношения с товарищами.

14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
15. Ни один человек не является для меня загадкой.
16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружны.
17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
18. Для меня важно достижение цели.
19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
22. У меня все получается.
23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
24. Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей.
25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.
28. Принимая решение, перебираю различные варианты.
29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
30. Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.
31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.
32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
34. Я никогда не испытываю чувство неуверенности в себе.
35. Я стремлюсь решать проблемы поэтапно, не сразу.
36. Я никогда не поступал так, как другие.
37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
38. При организации дел я учитываю мнения товарищей.
39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
43. Решая проблемы, используя опыт других.
44. Мне интересно заниматься однообразным, рутинным делом.
45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
47. Умею находить общий язык с людьми,
48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать сумму очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы: 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:

А - умение управлять собой;
Б - осознание цели (знаю, что хочу);
В - умение решать проблемы;
Г - наличие творческого подхода
Д- влияние на окружающих;

Е - знание организаторской работы

Ж - организаторские способности;

З - умение работать с группой.

Если сумма в столбце меньше 10, то качество слабо развито, и надо работать над его совершенствованием; если больше 10, то качество развито средне или сильно.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г.о. Тольятти.

Классный час с психологом

«Возможна ли жизнь без конфликтов?»

для учащихся 7-х классов.

Мероприятие провела

педагог-психолог

МБУ школы №1г.о.Тольятти

Самсонова Ирина Александровна

Тольятти 2013 г.

Цели:

    определить особенности поведения в конфликтной ситуации;

    обучение способам выхода из конфликтной ситуации;

    развивать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Ход классного часа

Ознакомление детей с правилами работы на занятии.

Психолог показывает 1 слайд презентации с правилами работы на занятии, чётко проговаривает их и просит детей повторить.

Работа по теме занятия.

Психолог. Ребята, что такое, по-вашему, конфликт? (ответы учащихся) 2 слайд, объясняющий слово «конфликт».

Что больше приносят конфликты – вреда или пользы?

Как эмоционально окрашен конфликт? Люди улыбаются или кричат?

Пытаются ли конфликтующие любой ценой победить или стараются уступить друг другу? Сердятся или хотят понять другого?

Почему говорят: «Только трусы с дураками спор решают кулаками»?

Почему надо учиться мирно разрешать конфликты?

Разминка. Игра «Толкалки без слов»

Учащиеся свободно двигаются по комнате, касаются друг друга, толкаются, постукивают, щиплются, дерутся, но никто не разговаривает. Затем все делятся своими впечатлениями.

Теперь подумайте и найдите ответы на вопрос «Почему люди конфликтуют?» (Ответы затем сравниваются с вариантами ответов на 3-4 слайдах ).

    Вы пересказываете фильм, а кто-то из детей начинает вас поправлять, делать замечания.

    Вы узнали, что друг праздновал день рождения, а вас не пригласил.

    Вы узнали, что подружка говорит о вас нехорошее.

    Младший брат порвал книжку, которую вы взяли в библиотеке.

    Вы сделали красивую поделку, а на нее нечаянно наступили и сломали.

    Ларе хотелось поиграть на улице, а мама не разрешила ей выходить, пока девочка не уберет в комнате. Опишите чувства и мысли Лары. А что чувствовала и думала ее мама?

    Группа ребят играла в футбол. Сразу после того, как Тим забил гол, Ян ударил его по ноге. Что чувствовал и думал Тим после удара?

    Майя и Люся – подруги, но сегодня Люся зашла в класс и, не поздоровавшись, прошла мимо Майи. Опишите чувства и мысли Майи.

Дети анализируют ситуации и делают выводы, какие варианты поведения помогают урегулировать конфликт, а какие – нет.

Психолог. Ребята, предлагаю вам выполнить тест, который называется «Конфликтный ли ты человек?». В жизни нередко возникают спорные ситуации, или иначе говоря, конфликты. Разные люди в таких ситуациях ведут себя по-разному: одни стараются конфликт погасить, решить проблему мирным способом; другие, наоборот, вспыхивают, как спички, и конфликт тоже разгорается, становится еще больше. Чтобы узнать, какой у вас характер, проведем этот тест.

Тест «Конфликтный ли ты человек?» 5-6 слайды

Учащиеся на небольших листочках отмечают ответы «Да» знаком «+», «Нет» знаком «-».

    Когда кто-то спорит, я обычно тоже вмешиваюсь.

    Я часто критикую других.

    Я не люблю уступать.

    Если кто-то проходит без очереди, я делаю ему замечание.

    Если подают еду, которую я не люблю, я возмущаюсь.

    Если меня толкнули, я всегда сдаю сдачи.

    Если моя команда выиграла, я могу высмеивать противника.

    Меня трудно назвать послушным.

    Когда берут мои вещи без спроса, я могу сильно разозлиться.

    Меня легко обидеть.

Подсчитываем количество положительных ответов. Если у вас знаков «+» не больше двух, значит, у вас миролюбивый характер. Если знаков «+» у вас от трех до пяти, значит, обычно вы стараетесь избегать конфликтов. Если знаков «+» получилось от шести до восьми – у вас часто бывают проблемы с общением. А девять-десять знаков «+» свидетельствуют о том, что у вас взрывоопасный характер, вы сами создаете конфликты…Пусть эти данные помогут сделать вам определенные выводы.

Итак, ребята! Сегодня мы с вами попытались ответить на вопрос: «Возможна ли жизнь без конфликтов?». Мы поняли, что в общении могут возникнуть конфликтные ситуации, однако конфликтная ситуация не обязательно означает неразрешимый конфликт. Возможны разные способы поведения в конфликтной ситуации. Главное – быть терпимее друг к другу. Послушайте стихотворение датского поэта Пита Хейна, оно очень подходит к нашей теме.

Терпеть и верить –

Все на свете

Прекрасны –

Взрослые и дети,

Коты, собаки и

И сослуживцы, и соседи.

Терпимость –

Наш взаимный шанс:

Ведь кто-то также терпит нас.

И в завершение нашей сегодняшней встречи хочется раздать вам памятки «Поведение, помогающее выйти из конфликта» (памятка предъявляется и на 7 слайде )

Анализ занятия.

Можно ли постоянно контролировать своё состояние?

Как вы думаете, сможете ли вы достойно выходить из конфликтных ситуаций?

Что для вас было самым трудным на занятии?

Приложение

Поведение, помогающее выйти из конфликтной ситуации.

    Выслушать спокойно все претензии партнера.

    На агрессивность партнера реагировать сдерживанием своих эмоций и постараться переключить разговор на другую тему. Можно сказать что-то доброе, неожиданное, веселое.

    Попытаться заставить партнёра говорить конкретней (только факты) и без отрицательных эмоций.

    Всегда держать уверенную и равную позицию, но не переходить на критику.

    Извиниться, если в чём-то действительно не прав.

Классный час на тему «Путь к себе (самопознание, самооценка)

Классные часы для старшеклассников

Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг; тот, кто мне льстит, - мой враг.

Сюнь-цзы

Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.

Публий Сир

Традиционно старший подростковый возраст считают возрастом самоопределения личности. Самоопределение неразрывно связано с пониманием себя, своих возможностей и стремлений. Между тем многие девятиклассники не знают, чего они хотят, не могут внятно сформулировать свои цели, принципы, не имеют нравственного идеала, не могут адекватно оценить себя. Предлагаемый классный час - это час общения на темы психологии и морали (самопознание, самооценка, идеалы, цели, принципы). В сценарии использованы разнообразные методы: интерактивная беседа, проблемная ситуация, анкетирование (самохарактеристика), групповая форма работы, игровые ситуации. В конце классного часа каждый ученик должен составить самохарактеристику (по вопросам анкеты).

Цели: расширить представление детей о самопознании, саморазвитии, самоопределении; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа : за 1-2 дня до классного часа втайне от остальных детей помочь 2-3 ученикам составить самохарактеристики по вопросам анкеты. Попросить разрешения прочитать эти анкеты во время классного часа.

Оборудование: можно сделать ксерокопии анкеты для самохарактеристики (из дополнительных материалов к сценарию).

Оформление:

Написать тему, эпиграфы;

Для групповой работы начертить на доске таблицу «Самооценка». В колонках признаки указаны неверно. Правильные ответы - в тексте сценария;

Написать на доске:

Как правильно оценить себя?

1. Судите о себе по делам.

2. Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас.

3. Тот, кто вас критикует - ваш друг.

- Критикует один - задумайтесь.

- Критикуют два - проанализируйте свое поведение.

- Критикуют три - переделывайте себя.

4. Строго относитесь к себе и мягко - к другим.

План классного часа

III. Работа в группах по теме «Определение уровня самооценки».

V. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы.

2. Принципы.

3. Идеалы.

VI. Составление самохарактеристики (ответы на вопросы анкеты).

VIII. Заключительное слово.

IX. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово «Знаем ли мы себя?»

Классный руководитель. Скоро вы окончите 9 классов и вам придется выбирать свой дальнейший путь: десятый класс, работа и вечерняя школа, училище, колледж, техникум. Кто-то сделает этот выбор осознанно и самостоятельно. А кто-то пока и сам не знает, чего он хочет. Девятиклассники знают много формул, теорем, правил, законов, могут решать трудные задачи и давать оценку литературным персонажам, но далеко не каждый может ответить на простые вопросы: кто я? какой я? каким я хочу быть? что думают обо мне другие? Сегодня мы будем учиться отвечать на эти вопросы.

II. Интерактивная беседа по теме «Зачем нужна самооценка?»

Классный руководитель. Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя». Можете ли вы считать себя умными людьми? (Дети отвечают.)

Что можно узнать о себе?

Примерные ответы детей:

Свои физические возможности, состояние здоровья.

Свои таланты, способности (умственные, творческие).

Свой характер, темперамент, волю.

Свои вкусы, привычки.

Свои сильные и слабые стороны.

Классный руководитель. Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка?

Примерные ответы детей:

Узнать призвание, выбрать профессию.

Избежать ошибок и разочарований.

Правильно вести себя с окружающими.

Не браться за невыполнимые дела.

Правильно определить цель в жизни.

Классный руководитель. Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.

III. Работа в группах по теме «Определение уровня самооценки»

Классный руководитель. А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах (по рядам, можно объединиться по 2 пары). Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая - с заниженной и третья - с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны записать на листочках бумаги. Правильные ответы мы прикрепим к таблице. Дополнительное условие - обосновать свой выбор.

(В течение 3-5 минут дети работают.)

Время истекло, слушаем мнения групп.

(Дети поднимают руки, отвечают, обосновывают свой выбор. Правильные ответы прикрепляют скотчем в соответствующие колонки таблицы.)

Записи на листках

Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.

Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.

Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.

Классный руководитель. Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.)

Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет» и т. п.)

Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.)

IV. Проблемная ситуация «Как себя оценить?»

Классный руководитель. Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о проблемах одной девятиклассницы Наташи (читает). Бабушка и мама считают, что Наташа - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!

К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами, которые записаны на доске - «Как оценить себя?» (читает). Правильно ли оценивала себя Наташа? Какие ошибки она совершила, оценивая себя?

Примерные ответы детей:

Судила о себе по мнению мамы и бабушки.

Учебные неудачи объясняла придирками учителей.

Сравнивала себя не с более сильными, а с более слабыми.

Требовательно относилась к другим, к себе - снисходительно.

Не прислушивалась к критике, три человека ей говорили одно и то же, а она не сделала выводов.

Поругалась с друзьями, которые говорили об ее недостатках.

Ставила себе нереальные цели.

V. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы

Цели

Классный руководитель. Многие не могут определить свои цели, принципы, идеалы. Мне кажется, они просто плохо представляют себе, что это такое. Давайте разберемся с этими понятиями. Жизненные цели - что это такое? (Это мечта. То, к чему человек стремится.)

Зачем нужно ставить перед собой цели? {Чтобы к чему-то стремиться, чтобы был смысл жизни.)

Сколько целей может быть у человека?

Какие же бывают цели в жизни? {Могут быть краткосрочные, долгосрочные цели.)

Примерные ответы:

Богатство, слава, власть.

Стать мастером своего дела, чтобы все тебя уважали.

Быть просто хорошим человеком, любить людей.

Создать хорошую семью, построить дом, посадить дерево, вырастить детей.

Жить для себя: учиться, развиваться, путешествовать.

Принести пользу людям, жить для людей.

Найти свою любовь.

Жить для удовольствия, наслаждения.

Совершить научное открытие, найти лекарство от неизлечимой болезни.

Жить для Бога. Не грешить, бороться со своими страстями.

Классный руководитель. Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и в конце концов его мечты сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают силы на всю жизнь, а другие только на короткий период. Как вы думаете, какие цели могли бы стать целями всей жизни? {Дети отвечают.)

Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется мечтой.

Принципы

Классный руководитель. Но даже самая красивая цель может быть человеком отвергнута, если нужно поступаться принципами. Жизненные принципы - это убеждения, взгляд на вещи, жизненные правила. Какие бывают принципы? Прежде всего, это 10 христианских заповедей. Давайте их вспомним. {Дети поднимают руки, отвечают.)

Есть люди, которые руководствуются другими принципами, например: «Человек человеку - волк» (закон джунглей), «Не верь, не бойся, не проси» (тюремный закон), «Бери от жизни все!», «После нас - хоть потоп!» и т. п. Какие еще вы знаете принципы? (Высказывания детей.)

Зачем нужны принципы? Может ли человек изменять свои принципы в течение жизни? Бывают ли люди без принципов? [Дети дают ответы.)

В истории много примеров, когда за принципы люди сознательно шли на смерть, если ценой жизни было предательство - веры. Родины или друзей, ведь изменить своим принципам - значило потерять себя как человека, потерять уважение к себе. Можете ли вы привести примеры? (Высказывания детей.)

Идеалы

Классный руководитель. Идеал - совершенное воплощение чего-то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Я прочитаю качества идеальных людей. Представьте себе, что нужно выстроить их в порядке убывания. Какие качества вы бы поставили на первое место?

Идеал мужчины: привлекательность, верность, мужественность, мастеровитость, деликатность, понимание.

Идеал женщины: обаяние, верность, женственность, хозяйственность, уступчивость, понимание.

Идеал гражданина: коллективизм, патриотизм, национальная честь и достоинство, совесть, мужество, ответственность.

Идеал работника: профессиональная компетентность, высокая работоспособность, организованность и деловитость, деловое сотрудничество и самодисциплина, требовательность к себе и другим, культура труда и бережливость, потребность к самообразованию, самосовершенствованию.

VI. Составление самохарактеристики

Классный руководитель. После окончания 9 класса школа дает выпускникам характеристики. Эти характеристики составляет классный руководитель. Но я решила обратиться к вашей помощи и попросила вас составить самохарактеристики. Для этого прошу вас ответить на вопросы анкеты.

(Учитель читает вопросы анкеты (из дополнительных материалов к сценарию), разъясняет их смысл, дети дают ответы.)

Кто хочет, может оставить анкету у себя. Надеюсь, она поможет вам в вашей самооценке.

(Желающие сдают анкеты.)

VII. Игра «Маска, я тебя знаю!»

Классный руководитель. С разрешения некоторых ребят я вам сейчас прочитаю их творения. А вы попробуйте угадать, кто автор этой характеристики.

(Учитель читает 3-4 характеристики, дети угадывают их авторов.) Как вы считаете, авторы были объективны к себе? А может, кто-то приукрасил или недооценил себя? (Дети высказываются.)

Эти характеристики очень помогут мне в конце учебного года. Я тоже постараюсь быть объективной.

VIII. Заключительное слово

Классный руководитель. Как известно, все люди уникальные, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. И даже составить объективную характеристику в конце 9 класса удается немногим. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни.

IX. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что дал вам сегодняшний классный час? Удалось вам узнать что-то новое о себе и других?

Дополнительный материал

Анкета «Самохарактеристика»

1. Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью?)

2. Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)

3. Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)

4. Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)

5. Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чем вы хотели бы подражать?

Литература

Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. Минск, 1990.

Форма проведения: час общения.

Цель: воспитание доброжелательного отношения друг к другу, формирование представления о различных вариантах человеческого общения, развитие этической культуры учащихся.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование представлений об обществе, нормах поведения в нем;
  • развитие навыков эмпатии и продуктивного общения.

Развивающие и воспитательные:

  • воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
  • формирование социально-одобряемых форм поведения.

Ход классного часа:

Вступительное слово психолога:

- Здравствуйте, ребята!

Хочу начать нашу встречу с вопроса: Знаете ли вы, какое самое основное отличие человека от животных? (умение общаться и жить в обществе).

Сегодня мы с вами встретились для того, чтобы обсудить одну очень важную тему - КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ.
Как вы думаете, что такое культура общения, из чего она состоит? (грамотная речь, вежливое поведение, соблюдение правил этикета).

- Хорошо! А теперь скажите, с чего начинается общение людей? (с приветствия). Знаете ли вы, как приветствуют друг друга люди в разных странах? Давайте попробуем: я говорю, как люди приветствуют друг друга, а вы здороваетесь так с соседом по парте.

Объятие и троекратный поцелуй поочередно в обе щёки (Россия);
- Лёгкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
- Рукопожатие и поцелуй в обе щёки (Франция);
- Лёгкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
- Лёгкий поклон, ладони и руки вытянуты по бокам (Япония);
- Поцелуй в щёки, ладони лежат на предплечьях партнёра (Испания);
- Простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
- Мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
- Потереться друг о друга носами (Эскимосская традиция).

Итак, мы немного размялись!
Ребята, скажите, в вашем классе бывают конфликты или ссоры? Каковы причины этих конфликтов?
Как вы их разрешаете? Поднимите руку те, кто считает, что свою правоту лучше доказывать кулаками. А теперь поднимите руку те, кто считает, что словами.

(слайд 2) Хочу прочесть вам одно стихотворение:
Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул,
Один боднул приятеля немножко посильней,
Другой боднул приятеля немножко побольней.
Один разгорячился, лягнул что было сил,
Другой его рогами под брюхо подцепил.
Кто прав, а кто виновен - запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьёз.
Я вспомнила ту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой.

Презентация классный час «Мы живем среди людей»

Бывает и такое, что люди ссорятся из-за того, что просто не поняли или недопоняли друг друга.
Предлагаю сейчас разыграть подобную ситуацию. Прошу 5 человек выйти за дверь, а одному подойти ко мне. Представь ситуацию, будто ты звонишь однокласснику, который не был сегодня в школе, его нет дома, и трубку берет кто-то другой. Тебе необходимо передать ему очень важную информацию.

«Здравствуйте! Передайте, пожалуйста, Саше, что сегодня вместо 6 уроков было 5, потому что учительница заболела. Но на завтра нам вместо 5 уроков поставили 6, поэтому кроме математики, русского, истории и географии на завтра нужно подготовить еще и биологию. Если он хочет получить «5» по биологии, то нужно прочитать 10-й параграф, ответить на вопросы и подготовить презентацию по нему, а если «4», то достаточно просто прочитать параграф и ответить на вопросы. А в субботу в 14.00 мы всем классом идем в кино, билет для него тоже взяли, если сможет, пусть приходит - мы собираемся в школе в 13.30 и вместе идем в кинотеатр. Все в классе спрашивают про Сашу: «Как он? Когда уже выздоровит и придет в школу», а Андрей шутит, что ему, наверное, нравится болеть, ведь в школу ходить не нужно. Это все, что я хотел передать Саше. До свиданья».

Что произошло с информацией после того, как ее передали от одного к другому 6 человек? (искажение, информация стала не такой достоверной, как была изначально). Могло случиться так, что заболевшему товарищу передали бы неверное домашнее задание, или время похода в кино, или как-то перевернули слова, сказанные в шутку одноклассником. Могла бы случиться ссора.

Что нужно делать в подобной ситуации, чтобы искажения информации не произошло? (внимательно запоминать сказанное, записывать самые основные моменты, не торопиться при рассказе, рассказывать вежливо, не искажать интонацию, с которой одноклассники говорили слова в адрес Саши)

Некоторые правила вежливого общения, которые помогают избежать ссор, можно найти в русских пословицах.
Сейчас я вызываю на помощь 6 человек. (разделить по 2-е)

Предлагаю вам выполнить такое задание: вам необходимо изобразить пословицу так, чтобы группы поняли ее и ответили, каким правилам поведения в обществе нас учит народная мудрость.

  1. На чужой каравай рта не разевай. (распечатать пословицы)
  2. Дареному коню в зубы не смотрят.
  3. Не плюй в колодец, пригодится - воды напиться.

Ребята, скажите, как вы понимаете слово ВЕЖЛИВОСТЬ? А понятие ЧУВСТВО ТАКТА?
Важно помнить одну вещь: если правила вежливости можно механически заучить, и они будут хорошей привычкой, то такт требует большего. Чувство такта можно развить,— для этого не¬обходимо как можно чаще ставить себя на место другого челове¬ка. Тактичный человек старается предотвратить ситуации, созда¬ющие неловкость другим людям.

Всем нам очень важно не только знать, где и как себя вести, но и быть тактичными и терпимыми по отношению друг к другу. Это сделает нас добрее, внимательнее.

Еще сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о правилах этикета. Что это такое?(правила поведения в общественных местах, правила вежливого отношения к окружающим, поведение за столом и пр.).
А знаете ли вы и соблюдаете ли эти правила этикета? Сейчас проверим!
Устроим викторину: у меня в руках карточки с вопросами по правилам этикета. Я раздам каждому из вас карточку, вы думаете 1 минуту и отвечаете на вопрос. Если вопрос вызовет у вас затруднение, то класс может помочь.

(Распечатать карточки с вопросами)

  1. Надо пропустить того, кто выходит из магазина (из автобуса)
  2. Говорят: «Кто последний?»
  3. По имени-отчеству, которое указано на бейджике (специальная табличка на груди), со словами «будьте добры», «пожалуйста», «будьте любезны».
  4. Идущих впереди - обходят слева, а идущих на встречу — справа
  5. Первой заходит дама, затем мужчина, при выходе — наоборот.
  6. Надо встать и уступить место.
  7. Нужно проходить на свое место лицом к сидящим в ряду людям
  8. Разговаривать, шуршать бумажками или программой, ерзать, кушать, делиться впечатлениями. Вставать и уходить во время представления.
  9. С 9 до 22 ч, если вы не оговорили более раннее или позднее время звонка особо.
  10. Младший. Старший
  11. Когда вы едите овощные блюда - держите вилку в правой руке, когда же мясо - вилку в левой, а нож в правой.
  12. Первым всегда здоровается входящий, независимо от пола и возраста.
  13. Проходящий.
  14. Очень приятно! Очень рад! Мне приятно, что мы с Вами познакомились! и т.д.
  15. Не более трех цветов.
  16. Хлеб берут руками, кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками.
  17. Надо взять немного на пробу и поблагодарить угощающего.
  18. Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой, слоеные пирожные и пироги едят, держа их в руках.
  19. Из-за стола уходят, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул.
  20. Тот, кто звонил.
  21. Чтобы поправить одежду знакомого, надо спросить у нег разрешения. А лучше просто указать на неполадки в одежде.
  22. Ноги следует вытирать перед порогом, а головной убор снимают, войдя в прихожую.
  23. Нет. Если начало задерживается, значит, возникли непредвиденные проблемы. Как только они будут решены, действие начнется без каких-либо напоминаний.
  24. Нет, не надо застегивать нижнюю пуговицу на пиджаке.
  25. Вынуть и положить на блюдце. Ни в коем случае нельзя оставлять ложку в чашке или стакане и так пить чай либо другой напиток.

- (слайд 3) Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы и тебе и людям, окружающим тебя, было хорошо.

Рефлексия:

Ребята, что вам больше всего запомнилось сегодня, что было для вас новым?

Дорогие ребята, спасибо вам за активное участие в нашем классном часу! До свидания!

Приложение к классному часу

Пословицы:

«На чужой каравай рта не разевай»

«Дареному коню в зубы не смотрят»

«Не плюй в колодец, пригодится - воды напиться»

Вопросы для карточек:

  1. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин (или в автобус) или тот, кто выходит?
  2. Как правильно спросить, когда ты занимаешь очередь: «Кто последний?» или «Кто крайний?»
  3. Как правильно обратиться к продавцу?
  4. С какой стороны нужно обходить прохожего, если он идет впереди тебя? А если вы идете навстречу друг другу?
  5. При входе или выходе из общественного транспорта кто выходит первый?
  6. Как поступить, если рядом с вами в транспорте стоит человек старше вас?
  7. Как в театре или кинотеатре правильно пройти на свое место?
  8. Что нельзя делать во время спектакля или просмотра кино?
  9. В какое время можно звонить кому-либо по телефону?
  10. Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший? А подавать руку для рукопожатия?
  11. Как, сидя за столом, нужно держать вилку и нож?
  12. Кто первым здоровается при входе в помещение?
  13. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?
  14. Какие существуют варианты ответных реплик по поводу состоявшегося знакомства?
  15. Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде?
  16. Как нужно правильно есть хлеб?
  17. Если в гостях тебе предложили блюдо, которое ты не очень любишь, что нужно сделать?
  18. Как едят пирожные, торты, пироги?
  19. Как правильно выйти из-за стола в гостях?
  20. Кто должен перезвонить, если телефонный разговор случайно был прерван?
  21. Ты встретил знакомого, у которого непорядок в одежде, к примеру, завернулся воротник пиджака. Как ты должен поступить?
  22. Ты пришел в гости. Когда ты должен снять головной убор и вытереть ноги — за порогом или в прихожей?
  23. Если начало спектакля или концерта задерживается, нужно ли аплодировать, чтобы поторопить артистов?
  24. Нужно ли застегивать пиджак на все пуговицы?
  25. Что делать с чайной ложечкой, после того как вы размешали в чашке или стакане сахар?

Классный час с психологом «Дружный ли наш класс?»

Форма проведения классного часа – деловая игра.

Цель – воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу, сплочение коллектива.

В результате занятия участники смогут :

    сформулировать понятие « дружба »,

    практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,

    приобретут навыки работы в сотрудничестве.

Необходимые материалы:

    клей-карандаш и ножницы в каждую группу,

    ручки, фломастеры,

    четыре белых круга А4, цветные листы А5 по количеству обучающихся.

Блок – схема занятия.

    3. Мозговой штурм «Дружба – это …». Качества настоящего друга.

    6. Подведение итогов занятия.

    7. Притча. Дарение классному уголку «Кодекса Дружбы»

Ход занятия.

1. Введение в тему с использованием метода «Займи позицию».

С помощью этого метода учащиеся могут высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. Для этого на доске вывешиваются два плаката. На одном написано - « Дружба в классе не нужна», на другом - « Дружба в классе нужна». Обучающимся предлагается определить свою позицию и встать около того плаката, который соответствует их точке зрения на данный вопрос. Обсуждение.

2. Выделение «Правил сотрудничества».

Участникам предлагается обсудить, что такое климат. Продолжить разговор обсуждением климата в коллективе. Что нужно для создания хорошего климата в коллективе? Выделить Правила сотрудничества.

3. Мозговой штурм «Дружба – это …».

Обучающимся предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба». Каждый высказывают свои мысли. Психолог подводит итог и дает определение понятию «дружба». Обсуждается вопрос, зачем дружба нужна людям и качества настоящего друга.

4. Упражнение «Наши качества».

Обучающимся предлагается на цветных листочках обрисовать свою ладошку и вырезать ее. Далее - подписать и передавать в команде по часовой стрелке – каждый должен написать на ладошке положительные качества «владельца» этой ладошки.

5. Работа в группах «Солнышки дружбы».

Участникам предлагается смоделировать «Солнышко дружбы»: совместно придумывается название солнышку (его пишут в кружках). Затем каждый приклеивает свою ладошку как лучики солнышка. По окончании работы команды представляют свои работы.

6. Подведение итогов занятия. (5 мин.)

Психолог вместе с детьми подводит итог классного часа:

    Что вы сегодня делали на уроке?

    Каковы результаты работы?

    Как вы чувствовали себя во время работы?

    Взаимодействие в группе помогало или мешало вам?

    Что важнее, работать вместе и сообща, или врозь?

    Что нового о дружбе узнали в процессе работы?

    Можно ли назвать ваш класс дружным?

7. Притча. Подарок классному уголку «Кодекса Дружбы»

Притча

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо». В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: «Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения». Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах!» Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, Но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая. Друзья – это редкое богатство! Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают. Они готовы всегда выслушать тебя. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце. Покажи своим друзьям, как они тебе дороги.