Православная литература — это не обязательно скучные морализаторские поучения о том, как жить. Предлагаем вниманию читателя пять интереснейших современных православных книг о вере и неверии, монастыре и мире, жизни и смерти, праведности и грешности, любви и ненависти и еще о многом другом.

«Несвятые святые»

Если вы еще не читали эту книгу, то в определенном смысле вас даже можно поздравить. Вас ждут 640 страниц увлекательного чтения. Сборник рассказов Тихона Шевкунова — это, несомненно, современный не только православный бестселлер, но и вообще всероссийский.

Первое издание появилось в 2011 году, а к началу 2016-го суммарный тираж его достигал уже свыше двух миллионов экземпляров. За это время осуществился перевод бестселлера на 13 иностранных языков.

О чем эта православная книга, за несколько лет обретшая такую популярность не только у русского читателя? Рассказы епископа Тихона Шевкунова — это книга о главном. О Боге и человеке, о вере и покаянии, о человечности и работе над собой, о монашеской жизни без купюр и украшений, о современной жизни Церкви и советских испытаниях веры.

До Тихона Шевкунова фактически ни один автор не изображал так правдиво и детально монашеские будни. Каждый рассказ читается на одном дыхании, написан легко и доступно даже далекому от Церкви человеку. В ней нет морализаторства и фарисейства, занудных поучений и скучных историй.

Если бы православная литература в большинстве своем напоминала «Несвятых святых», то стереотипов о скучных «поповских» письменах не существовало бы.

Автор, в свое время окончивший сценарный факультет ВГИК, пишет так, словно снимает кино. Перед нами и строгий наместник Псково-Печерского монастыря отец Гавриил, и улыбчивый старец Иоанн Крестьянкин, и строго-смиренный схиигумен Мелхиседек, и многие люди, удивительными путями искавшие Бога, — несвятые святые. Это книга-напоминание. О чем? О том, что каждый из нас призван к святости.

Судя по откликам в сети, для многих людей эта православная книга стала первой ступенькой на пути в Церковь.

«Флавиан»

Еще один пример качественной современной православной литературы — тералогия «Флавиан». Протоиерей Александр Торик показывает судьбы современных героев, так или иначе пришедших к Богу. Многие из них перед встречей с Богом наломали дров или упали на самое дно. И когда, казалось бы, надежды не осталось, они открывают для себя удивительный духовный мир, знакомятся с прекрасным священником — отцом Флавианом.

Перед нами семья Алексея и Ирины с их пятью приемными детьми (а перед этим были сплошные непонимания, пять абортов, развод и тяжелая болезнь Ирины), бесноватая девушка Катя, монахиня Серафима, заядлый атеист-профессор, при смерти принявший Бога и монашеский постриг, афонские старцы…

Православная книга написана живым языком, просто и постепенно знакомит с основами веры. Вместо длинного перечня грехов и рассказа о 20 мытарствах — проникновенная первая исповедь Алексея; вместо строгих описаний жизни на Афоне — запоминающиеся рассказы с прекрасными героями. И это еще далеко не все, что ждет читателя на страницах всех четырех книг. Как показывает опыт, если вы взяли в руки первую часть, то обязательно захотите почитать все остальные.

«Пасха красная»

Это повесть о жизни трех оптинских новомучеников — иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта. На Пасху 1993 года их убил полусумасшедший сатанист. На ноже было выгравировано 666. Нет, это совсем не яркая вспышка фантазии православного писателя. Все именно так и было.

Православная книга написана не какой-то безызвестной христианкой, проживавшей вблизи Оптиной пустыни. Автор повести Нина Павлова — писательница и драматург со стажем. Всеобщее признание среди читателей получила именно ее книга «Пасха красная».

Нина Павлова разносторонне показала жизнь трех советских парней, в определенное время пришедших от неверия к Богу.

Иеромонах Василий — в миру Игорь Росляков — журналист с образованием МГУ и мастер спорта международного класса, в свое время член сборной Советского Союза по водному поло. Ему пророчили отличную карьеру, но он оставил все и ушел в монастырь.

Леонид Татарников (инок Трофим) в миру никак не мог найти себе место. Не потому, что ленился работать или только и мечтал о монастыре. Бог постепенно готовил его к иночеству, закаляя скорбями, непониманием со стороны других. Но у монаха на все было главное оружие — любовь, неподдельная радость и искренняя улыбка.

Владимир Пушкарев (монах Ферапонт) пришел к Богу после знакомства с некой женщиной, пережившей клиническую смерть. По ее рекомендации прочитал некоторые православные книги: том сочинений Игнатия Брянчанинова, жизнеописание Иова Почаевского и поучения Силуана Афонского. С этим стартом, наивной верой, смирением и кротостью он и пришел в Оптину.

У каждого — своя удивительная судьба и дорога навстречу Богу. И с этим нас знакомит Нина Павлова.

«Отец Арсений»

Отец Арсений — советский священник, прошедший сквозь мрак лагерей, но не потерявший главные христианские добродетели — веру и любовь. Его главная проповедь — это собственный пример. Даже самые ожесточенные узники видят в нем особенного человека. В нечеловеческой системе он не теряет человеческое обличье.

Отец Арсений делится последним сухарем, ухаживает за безнадежно больным, не прогибается под систему, защищает парня-студента от «зеков». В холодном карцере при -40 его согревают вера и молитва.

Эта православная книга подойдет для тех, кто в мирской суете потерял духовные ориентиры, разуверился в людях и ожесточился. Читайте и думайте.

«Мои посмертные приключения»

Каждый человек наверняка задумывался над тем, а что же все-таки ждет его за гробом? Православная писательница Юлия Вознесенская в своей повести показала, как может выглядеть жизнь после смерти.

Что ожидает умершего? Как он будет проходить мытарства? Почему за каждый грех придется отвечать? Как родные могут помочь покойнику? Есть ли надежда на Царство Небесное?

Именно на эти вопросы дает ответы книга Юлии Вознесенской, так не похожая на типичные образцы православной литературы по этой теме. Повесть написана легко и доступно, поэтому подойдет даже для далекого от религии человека. Несмотря на художественный стиль и доступность восприятия, она основывается на учении Церкви или отдельных святых отцов и почти не содержит ляпов.

Книга Юлии Вознесенской совсем не похожа на морализаторские поучения в стиле «Покайтесь, а то гореть вам в аду!». Но вместе с тем читатель делает для себя определенные выводы: желает измениться, больше времени уделяет молитве за усопших, учится ценить каждый момент, а то завтра его уже может не быть.

Предлагаем вам также посмотреть спектакль-концерт «Несвятые святые» по книге архимандрита Тихона (Шевкунова):


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Существует ли деление на чистых и нечистых животных в православии? Принес ли нам изменения Новый Завет? Почему собакам запрещается входить в храм, а кошкам - нет? Всех ли зверей можно держать в доме или квартире? Какие обычаи приняты в других религиях? Что означает ритуальная нечистота?

Для многих людей мир православной, духовной литературы загадочен. Ведь мы не знакомимся с ним в школе или в институте. Обилие книг, издаваемых сегодня православными издательствами, вызывает множество вопросов: с чего начать свое самообразование? Все ли книги полезно читать мирянину? Об этом мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием .

— Владыка, скажите, пожалуйста, какие книги относятся к духовной литературе? Как можно определить это понятие?

— Понятие «духовная литература» достаточно широкое. Это целый ряд книг на различную тематику. Часто к духовной литературе относят труды святых подвижников, которые излагают в них опыт своей духовной жизни. Главный критерий духовности литературы — ее соответствие евангельскому духу. Эти книги помогают понять Евангелие, познать Божественный мир, духовно совершенствоваться, учиться молитве, а самое главное — научиться сверять свои поступки с заповедями Христа.

В современном мире понятия «духовность» и «духовное развитие» приобрели несколько иной смысл, чем тот, который вкладывается в него в христианстве. Православный человек в понятие «духовность» вкладывает развитие души человека, стремление ее к Богу. Поэтому можно, наверное, говорить о мусульманской, буддистской духовности. Из этого сегодня исходят авторы курса Основы религиозных культур и светской этики, предполагая наличие конфессиональной духовности. А говорить о некой абстрактной духовности, когда человек просто представляет себе образы, понятия некой туманной духовной жизни, несерьезно. Порой это может даже привести к трагедии. Потому что, не желая разобраться в духовном, сверхъестественном мире, человек может попасть под власть духов падших и серьезно повредиться.

— С чего человеку нужно начать знакомство с миром духовной литературы: с серьезных трудов или с азов?

— Первая духовная книга, которую нужно прочитать каждому человеку, — это Евангелие. Потом стоит познакомиться с толкованием Священного Писания. Потому что Евангелие достаточно специфическая книга, в ней много глубоких образов, исторических аллюзий, примеров. Для того чтобы их понять, нужно иметь определенный навык, знания, понятийный аппарат. Многие святоотеческие творения позволяют правильно истолковать Священное Писание, помогают понять, о чем нам говорит и чему нас учит Христос. Можно посоветовать, например, труды святителя Иоанна Златоуста или Феофилакта Болгарского.

А дальше нужно идти широким фронтом. С одной стороны, церковная жизнь определяется внешними действиями, набором правил внешнего поведения. По этому поводу в наши дни выпускается множество хорошей литературы. Обязательно стоит прочесть «Закон Божий», в котором рассказывается о том, что такое храм, как в нем себя правильно вести, как исповедоваться, причащаться.

Второе важное направление — развитие внутренней духовной жизни человека. Потому что можно научиться соблюдать все правила внешнего христианского благочестия, но при этом особо и не понимать, что происходит в Церкви и что такое духовная жизнь. Обязательно нужно знакомиться со святоотеческой литературой. Каждому христианину нужно прочитать «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, «Душеполезные поучения» аввы Дорофея, «Невидимую брань» Никодима Святогорца. Потому что это своего рода букварь духовной жизни. Чтобы Евангелие применить в своей жизни, нужен пример подвижников, чьи труды, подвиги, искания мы встречаем на страницах духовных книг.

— Современный человек часто ссылается на нехватку времени, которое можно было бы выделить для серьезного чтения. Что бы Вы посоветовали?

— Я не думаю, что это проблема только современного человека, вряд ли в древности времени было больше. Совет только один: начать читать и уделять этому пусть самое короткое, но все же постоянное время в течение дня. Например, в течение 10-20 минут перед сном почитать «Душеполезные поучения» аввы Дорофея по силам каждому. Знаете, я всегда, когда говорят о современном человеке, вспоминаю сцену из мультфильма о Простоквашино: «Я так устаю на работе, что у меня еле-еле хватает сил телевизор смотреть».

— Но с другой стороны, бывает и так, что мы много читаем, знаем о тонкостях духовной жизни, только вот с исполнением все сложно. Как сделать духовные книги руководством к действию для себя?

— Исполнение любого предписания всегда связано с определенными сложностями. Всегда сложно делать то, что вызывает трудности. А когда мы читаем об исполнении некой добродетели — такой, как любовь по отношению к ближнему, прощение, смирение, — это всегда трудно. Но тут стоит вспомнить русскую пословицу: «Без труда не вытащишь рыбку из пруда». Поэтому здесь главный принцип: прочитал — начни, пусть с самого малого. Человек говорит: «Я не могу молиться, у меня не хватает времени». Начни молиться с одной-двух молитв, читать — с одной-двух страничек в день. Чтобы ты не уподобился людям, всегда учащимся и никогда не могущим дойти до познания истины (см.: 2 Тим. 3, 7). Часто священников спрашивают: «Как научиться смирению?» Нельзя этого сделать, не начав смиряться перед начальником, мужем, женой, детьми, житейскими трудностями. Так и с другими добродетелями.

— А могут ли серьезные аскетические труды навредить человеку? Ведь порой можно услышать такое высказывание: «Это книги для монахов, мирянам их лучше не читать».

— Нет, я думаю, что духовные книги не могут навредить человеку. Также можно сказать: «А могут ли труды профессоров, ученых навредить школьнику, начинающему изучать физику?». Всему свое время, и у каждого есть своя мера. Начинающему христианину необходимо читать духовную литературу. И хотя она по определению практически вся монашеская, но то, что в ней написано, можно отнести к любому христианину. Ведь, по большому счету, чем монах отличается от мирянина? Только безбрачной жизнью. Остальные все предписания, которые предлагаются в духовной литературе, справедливы как для монаха, так и для мирянина.

Но при этом нужно прекрасно понимать, что главная добродетель, о которой часто пишут святые отцы, это рассуждение. Нужно уметь правильно оценивать то, что ты прочитал. Человек так устроен, что проще всегда воспринять крайность. Раз книга написана монахом, а я не монах, значит, мне читать ее не нужно. Часто такая мысль становится поводом, отговоркой, что для меня достаточно той малой меры духовного развития, которую я для себя определил. Но если мы откроем Евангелие, то увидим, что Христос призывает человека к совершенству. Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф, 5, 48).

— Сложно сказать относительно каждого человека. Пожалуй, для всех можно назвать Евангелие. Кстати, много можно встретить людей, которые называют себя церковными, но при этом никогда не читали Евангелие, Священное Писание. Я думаю, называть себя христианином — и не прочитать Евангелие, умея читать, очень стыдно. А дальше нужно знакомиться и с толкованиями Священного Писания, и с житийной исторической литературой, которая дает возможность на примерах благочестивых подвижников оценивать свою жизнь. Нужно интересоваться современной церковной литературой, читать периодические издания. Литературы много, и главное — грамотно расставить приоритеты. В этом помощь должен оказать священник, с которым человек может встретиться в храме и вдумчиво поговорить.

К сожалению, сегодня люди вообще мало читают, и потому мало интересующихся духовной литературой. Поэтому важно, чтобы священник в храме рассказывал прихожанам о пользе духовного чтения, о книжных новинках, о духовных писателях. Должна быть хорошая библиотека при храме, выбор книг на свечном ящике или в церковной лавке. Ассортимент книг, которые продаются на свечном ящике, всегда дает возможность понять, чем приход живет. В частных беседах с прихожанами во внебогуслужебное время или во время исповеди священник должен советовать духовные книги.

— Мы отмечаем сейчас День православной книги. Силами приходов Покровской епархии будут проводиться различные мероприятия. А как может каждый христианин отметить этот праздник?

— Самым непосредственным способом: взять духовную книгу и начать ее читать.

Перед вами новая книга известной и светскому, и воцерковленному читателю писательницы Натальи Горбачевой из уже полюбившейся серии «Рассказы о святых и верующих». Есть друзья настоящие, а есть истинные. Наши истинные друзья – святые. Но как научиться узнавать этих друзей, общаться с ними, вы поймете, прочитав эту книгу. Вас ждет рассказ про знаменитую игуменью Горненского монастыря Георгию (Щукину): о ее блокадном детстве и о чуде спасения. Неизвестные ранее подробности жизни блаженной Ксении Петербуржской и ее новые чудеса. Ждет вас и Рождественская история о погибающем человеке, которая заканчивается счастливым образом… Путь к Богу не усыпан розами. Как ищут и находят эту дорогу самые обычные люди, рассказывает эта книга.

Пролог - древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели. Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского Пролога протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века.

Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся изучением отдельных аспектов гомилетики, нравственного богословия, сектоведения, литургического богословия, общей церковной истории, истории Русской Церкви, церковного искусства. Издание может использоваться в качестве учебного материала для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.

Гурьев Виктор Петрович

Биографический словарь. 2000: Гурьев Виктор Петрович - протоиерей-писатель (1842 - 1912). Окончил курс в Московской духовной семинарии. Сотрудничал в «Душеполезном Чтении» и в «Кормчем». Несколько выпусков поучений для народа по руководству Четиих-Миней, патериков Афонского, Киевского и прочих. - См. «Протоиерей В.П. Гурьев» («Церковные Ведомости», 1912, № 3).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: - Гурьев Виктор Петрович (род. в 1842 г.) духовный писатель, протоиерей. Его труды: Четьи Минеи в поучениях на каждый день года (М., 1896; это не изложение Четий Миней, а нравственные уроки, извлеченные из житий святых); Пролог в поучениях (М., 1889; 3 е изд., М., 1901)

Уважаемый читатель!

Настоящая книга - «Пролог в поучениях» часть I и часть II была адаптирована к современному языку со следующего источника: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1992 г.(репринтное воспроизведение издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.1912 г.)

Адаптация текста к современному русскому языку Троянова Александра. Интернет-версия © 2002, Pagez.ru

Стaрец Пaисий (в миру Арсений Эзнепидис) родился 25 июля 1924 годa в Фaрaсaх Кaппaдокийских, в Мaлой Азии, был десятым ребенком в семье. Святой Арсений Кaппaдокийский, крестивший млaденцa, дaл ему свое имя, пророчески скaзaв: "Хочу остaвить после себя монaхa". Спaсaясь от турецких гонений, семья вскоре переехaлa в Грецию. Детство Арсения прошло в городе Конице. Здесь он успешно окончил школу и рaботaл плотником, желaя и в этом подрaжaть Христу. В 1945 году его призвaли в aрмию, где он проявил незaурядное мужество. Много рaз во время боев он зaнимaл нa передо-ной место своих семейных солдaт-сослуживцев, говоря: "Вaс ждут жены и дети, a я свободен". Уволившись из aрмии в 1949 году, он срaзу же ушел нa Святую Гору Афон. Сорок пять лет стaрец Пaисий провел в суровых подвигaх нa Святой Афонской Горе, в монaстыре Стомион в Кони це и нa Святой Горе Синaй. Всецело вручив себя Христу, он желaл пребывaть в безвестности, но Промысел Божий явил его людям. Тысячи пaломников приходили к блaгодaтному стaрцу и обретaли руководство и утешение, исцеление и покой своим измученным душaм. Несмотря нa постоянно преследовaвшие его тяжкие болезни, ежедневно от восходa до зaкaтa отец Пaисий нaстaвлял, утешaл, решaл людские проблемы, нaполнял сердцa верой, нaдеждой и любовью к Богу. Ночaми, когдa поток пaломников иссякaл, он молился и читaл письмa, приходившие в огромном количестве, и лишь нa рaссвете отдыхaл двa-три чaсa, чтобы восстaновить силы перед новым днем. Для всей прaвослaвной Греции - и не только для Греции - стaрец стaл духовной опорой, целителем множествa людских душ.

Если честно, этот текст уже есть на странице – он включен в сборник рассказов «Богдан и его семья (воскресная школа)». Но сборник довольно большой, более 30 рассказов, а толстые книги не все любят. Поэтому и было решено поместить каждый рассказ по отдельности, для того, чтобы читатель мог выбрать – посмотреть ему маленький рассказик на пару страниц, или же всю книгу сразу.

Православие — одна из древних религий

Слово означает «правильно славить». Православная религия — одна из самых распространённых в мире наряду с католицизмом и протестантизмом, занимает третье место по численности среди общепризнанных христианских религий.

Православна церковь возникла как самостоятельная религия в 1054 году после Великого разделения, в ходе которого произошло окончательное разделение на Римско-католическую церковь с центром в Риме и Православную с центром в Константинополе.

Во что верят адепты православия?

Здесь мы рассмотрим основные верования православных, чему они поклоняются:

Иконам . Верующие этого течения относятся к иконам как к святыням: целуют, просят помочь. Особенно почитаемы иконы, с которыми связаны случаи «чудесного исцеления».

«Святым мощам» . По мнению православных верующих, Святые являются друзьями Бога или «угодниками». Они не сомневаются в подлинности мощей, в отличие от учёных, напротив, наделяют чудодейственными целебными свойствами.

Верят в Троицу. Впервые этот богословский термин применил Феофил Антиохийский, живший в конце II века, в Священных Писаниях данное слово не встречается. Как утверждает православна вера, «Троица» — это Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух. Все три лица живут в одном, в полном единстве.

Согласно одному справочнику, Бог может выходить из Себя и быть при этом тождественным Себе. Святой дух, при этом может находиться на границе бытия и инобытия. «Троица» — один и з главных праздников православия.

В бессмертие души . «Святые отцы» учат что душа и тело соединяются на определённое время. После смерти душа возвращается к создателю, где ждёт приговора. Злые души идут в огненный ад, а добрые попадают в рай.

Чтят ангелов-хранителей . Ангелы прославляют Бога, возглашаю его вести. Они наделены умом, превосходящим человеческий разум, и помогают в деле проповеди. Ангелы-хранители, якобы оберегают своих людей от смерти или чего плохого.

Двенадцать разведчиков и земля Обетованная (из книги Чисел )

Израильтяне вышли из Египта после четырёх сотен лет рабства под руководством Моисея . В скором времени они подошли к границе, обещанной его народу, земли. Моисей послал вперёд двенадцать разведчиков, чтобы всё хорошенько разузнать.

Вернувшись, десять из них говорили о той земле только плохое. Они утверждали, что люди той местности были огромного роста, по сравнению с ними, что они хорошие воины с отличным вооружением. Они даже стали возмущаться, говоря резкие слова Моисею.

Десять разведчиков в один голос причитали, что все как один погибнут от меча этих хананеев. Они хотели выбрать другого предводителя, чтоб тот отвёл их назад в Египет. Что случилось? Они, видя, как Бог навёл на египтян десять казней, не верили, что Он может избавить их от хананеев.

Двое разведчиков, Иисус Навин и Халев, считали, что израильтяне легко могут справиться с ними. Из-за того, что народ поверил большинству разведчиков и не вошли в Обетованную землю, им пришлось ещё четыре десятилетия странствовать по пустыне.

Всё поколение, которое вышло из Египта и не поверило Богу, не вошло в Богом обещанную землю. После смерти Моисея народ возглавил верный Иисус Навин и Халев. Чему этот случай из Библии учит нас?

Как тогда, так и сегодня Сатана применяет тактику запугивания . Он развращает человека нравственно и духовно. Тем, у кого слабая вера легко попадаются на его удочку и попадают в его гибельные сети.

Нам нужно развивать веру в Бога, доверять его силе, могуществу и тому, что Он хочет для нас лучшей жизни. Читайте Библию на нашем сайте онлайн бесплатно, изучайте её и укрепляйтесь в вере!

Начало христианской литературе положило Священное Писание, состоящее из Ветхого и Нового Завета. На основе этих книг появились толкования и богословские труды. По мере распространения христианства появлялись подвижники, оставившие после себя святоотческое наследие и наставления. Об их жизни и подвигах излагается в книгах жития святых. И уже сравнительно недавно появилась православная художественная литература.

Все это многообразие книг принято называть православной литературой. Рассмотрим основные направления более подробно.

В зависимости от сложности понимания книги разделены на три группы:

Основы (О) — несложные в понимании книги, написанные простым языком
Горизонт (Г) — книги, понимание которых может вызвать некоторые сложности
Вершина (В) — книги, крайне трудные для осмысления без должной подготовки

Священное Писание

Центральное место на книжной полке православного христианина должно занимать Священное Писание.

Преподобный Феодор Студит :

« Великое зло не знать Писания, ибо бесчисленное зло рождается от неведения Писания... »

Изучение Православия необходимо, прежде всего, начать с чтения и .

Новый завет — одновременно простая и необычайно сложная для понимания книга. Несмотря на то, что Слово Божье было изначально обращено к плотникам, рыбакам, пастухам — простым людям, при каждом прочтении Евангелия человек открывает для себя что-то новое, непознанное. Поэтому читать боговдохновенные тексты следует с особым усердием и внимательностью.

Толкование Библии

Для понимания Библии необходимо прибегнуть к толкованиям — разъяснениям тестов Нового и Ветхого заветов. Среди святоотеческих толкований особое место занимают сложные, пространные (Г) , которые на протяжении многих веков были путеводной звездой при изучении Нового завета.

Святитель Феофан Затворник :

Многим христианам полюбились относительно простые (О) , а также « » (О) святителя Василия Кинешемского, написанные глубоко и современным языком.

Хорошие отзывы также получили следующие разъяснения Священного Писания: « » (О) библеиста Бориса Гладкова, « » (О) « » (О) Александра Лопухина, « » (О) протоиерея Олега Стеняева, « » (О).

Закон Божий

Закон Божий и катехизис (руководство, содержащее основные положения христианского вероучения) помогут новоначальному постичь основы православного вероучения, ознакомиться с краткой историей Нового и Ветхого завета, понять, что такое молитва, узнать об устройстве Церкви и храма, смысле богослужения.

Наверное, самой известной книгой этого ряда является « » (О) протоиерея Серафима Слободского. Многое о жизни Церкви можно почерпнуть из таких книг, как « » (О) архимандрита Иова (Гумерова), « » (О) священника Даниила Сысоева, « » (О) митрополита Илариона (Алфеева), « » (О) святителя Филарета (Дроздова).

Наставления о духовной жизни

Среди наставлений хотелось выделить бы « » (О) архимандрита Иоанна (Крестьянкина). В этой книге старец предлагает кающемуся человеку построить исповедь по десяти заповедям или по заповедям блаженства. Путь исповеди помогают преодолеть глубокие советы и меткие замечания отца Иоанна, так необходимые каждому христианину. Переживание, любовь, боль и доброта старца ощущаются в каждом слове.

Увлекательным, «живым» языком написаны такие книги, как « » (О) протоиерея Андрея Ткачева, « » (О) архимандрита Андрея (Конаноса), « » (О) митрополита Антония Сурожского (Блума), « » (О) игумена Никона (Воробьева).

Творения святых отцов

Известный проповедник Алексей Ильич Осипов рекомендует обязательно ознакомиться с трудами святителя (Г) и письмами игумена (Г) . Святитель Игнатий, по его мнению, примечателен тем, что переложил древнее святоотеческое учение на современный язык.

Сам же святитель Игнатий советует: «Христианину, которого жребий — проводить и окончить жизнь среди мира, должно читать святых Отцов, писавших вообще для всех христиан. Таковы писатели, которых сочинения написаны на русском языке или переведены на него: святой Иоанн Златоустый, святой Димитрий Ростовский, святитель Тихон Воронежский, Никифор Астраханский, Георгий затворник». Святитель не рекомендует мирянам читать святых отцов, писавших для монашествующих, говоря, что «пользы никакой не может быть, а может быть вред...».

Особое внимание заслуживают « » (О) аввы Дорофея. Данную книгу советуют прочитать многие современные священники и древние святые.

Полезно также будет, по мере сил и возможности, ознакомиться с трудами Феофана Затворника, Тихона Задонского и других отцов Церкви.

Жития святых

Многих укрепят в вере жития — описания жизни и деяний святых, стойкость и мудрость которых являются добрым примером для современного христианина.

Святитель Тихон Задонский :

« Надежное средство для поддержания веры и любви — чтение святых отцов и житий святых... »

Будет полезным ознакомиться с житиями Ксении Петербургской, Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Николая Чудотворца и других.

Православная проза

Художественная литература — это, наверное, самое объемное направление православной литературы, о котором стоит поговорить отдельно.

Протодиакон Андрей Кураев советует новоначальным прочитать повесть Никифорова-Волгина « » (О) , написанную от лица православного священника. Огромной популярностью пользуется серия « » (О) протоиерея Александра Торика.

Понять Православие помогут также романы (Г) , (О) , повести (О) , (О) , (О) , рассказы (О) , (О) .

За последнее время появилось много хорошей детской литературы — сказок (Дмитрий Дмитриев, Глазунова Ирина), притч (Клюкина Ольга), рассказов и повестей (Борис Ганаго, Лариса Калюжная, серия «Зернышки» и др.), ненавязчиво и увлекательно повествующей о Господе, его учении и богоугодной жизни христианина.

Из зарубежных авторов хотелось бы особо отметить творчество , которое включает в себя как произведения для детей (цикл «Хроники Нарнии»), так и для взрослой аудитории («Письма Баламута» (О), «Баламут предлагает тост» (О)) .

Непридуманные рассказы — особое направление в художественной леитературе. Самый известный сборник непридуманных рассказов — « » (О) отца Тихона (Шевкунова) и последовавшая за книгой Сретенского монастыря.

Богословие

Самым подготовленным людям для глубокого постижения Православия подойдут следующие книги: « » (Г) митрополита Илариона (Алфеева), « » (В) , « » (В) протопресвитера Александра Шмемана, « » (Г) преподобного Иоанна Дамаскина, « » (Г) протоиерея Владислава Свешникова, «» (О) святого праведного Иоанна Кронштадтского, « » (О) протоиерея Иоанна Гончарова, « » (О) архиепископа Никона (Рождественского).

Все издания, которые предназначены для церковной книготорговли, подлежат обязательному рецензированию Издательским Советом Русской Православной Церкви с присвоением специального грифа. Иными словами, книга без грифа продаваться в церковной лавке не может. Это было сделано для того, чтобы у Церкви была «уверенность, что любая книга, приобретенная в церковной лавке или свечной лавке храма, будет полезна читателю, послужит его духовному развитию».

Преподобный Антоний Оптинский :

« Усердно прошу вас, как искреннего друга, не набивать головы своей пустошью и вздором, но употребить память свою на прочтение книг, наиболее духовных и назидательных... »

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Книги с грифом «По благословению...» считаются самыми качественными.

Гриф присваивается Священному Писанию, богослужебной литературе, сборникам канонических правил и нормативных актов Церкви, официальным церковным документам, принятым Архиерейскими и Поместными Соборами, а также Священным Синодом.

Гриф предназначен для остальной (не охваченной первым грифом) православной литературы — книг по истории Церкви, житий святых и др.

Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви

Книги с грифом «Допущено...» не противоречат православному учению, но и не обязательно несут пользу.

Гриф может быть присвоен произведениям художественной литературы, которые ведут читателя к истинам христианской нравственности, но не несут в себе собственно религиозную тематику; изданиям, освещающим православные обычаи и обрядовые традиции; сборникам кулинарных рецептов для постов и праздников.

Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви на основании заключения Синодального отдела религиозного образования и катехизации

Гриф введен с целью ускорения издания книг. Ответственность за их содержание несет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации.

Помимо книг, гриф Издательского Совета ставится на аудио и видеопродукцию.

Свои грифы есть у Украинской и Белорусской Православных Церквей, а также у Православной Церкви Молдовы. Книги с такими грифами также могут продаваться в церковной лавке при храме.