Многие высказались с огромным сожалением о том, что флот теряет такие уникальные суда. Однако, есть и хорошие новости связанные с другим измерительным кораблем времен СССР.


Корабль Тихоокеанского флота «Маршал Крылов» под командованием капитана 1 ранга Игоря Шалыны осенью 2012 года вышел в море для выполнения задач по прямому предназначению.


Этот корабль можно считать уникальным. Ведь он единственный в своем классе на флоте, выполняющий задачи по обеспечению летно-конструкторских испытаний новых образцов ракетно-космической техники (космических аппаратов, крылатых и баллистических ракет, ракет-носителей и др.).


24 июля 2012 года кораблю исполнилось 25 лет. В целях поддержания узлов и механизмов в исправном состоянии, корабль ставился на продолжительный доковый ремонт во Владивостоке, в ходе которого был выполнен весь комплекс работ на системах обеспечения. После этого «Маршал Крылов» успешно прошел ходовые испытания в Амурском заливе.


Давайте узнаем подробнее историю этого корабля.


Необходимость в кораблях, способных проводить всевозможные измерения межконтинентальных ракет, возникает в начале космической эры. Ракеты, оснащенные ядерными боевыми частями, вышли на уровень, когда испытательные полигоны стали малы для них - дальность действия ракеты стала измеряться тысячами километров. Ранее наблюдение и измерения параметров проводили измерительные пункты, установленные на наземных полигонах. Теперь же, когда стартовавшая ракета могла облететь полмира, потребовались новые средства их контроля и измерения.


Своим появлением корабли обязаны ЦНИИ-4 и лично выдающемуся конструктору Сергею Павловичу Королеву. Именно с его предложения о создании морского командно-измерительного комплекса и выдвижения его на просторы Тихого океана для контроля испытаний ракетного стратегического вооружения и начинается история этих удивительных вспомогательных судов — история симбиоза космического и морского флотов.

1958 год. Руководство Советского Союза принимает решение о создании и постройке корабля — командно-измерительного комплекса. К созданию КИК привлекают огромное количество людей разных специальностей и многие предприятия ВПК. Первыми отдают сухогрузы проекта 1128, созданные в Польше для Советского Союза как транспортники-сухогрузы, для переоборудования их в КИК. Проектная часть КИК - Ленинградское ЦКБ и Балтсудопроект. После получения кораблей началась работа по оснащению их специальным оборудованием. Стоит отметить, что на то время измерительной техники и аппаратуры для использования ее на надводных кораблях практически не имелось, и ее снимали с наземных станций и автомобильных шасси. Командно-измерительная аппаратура устанавливалась в трюмах кораблей на специальных платформах. Кроме аппаратуры и оборудования, корабли получили усиленные обшивки для возможности совершения похода (экспедиции) через северный морской путь. Все работы по оснащению и оборудованию кораблей закончили к лету 1959 года, после которых сразу начались ходовые испытания КИК.


Все КИК вошли в так называемую «ТОГЭ» — Тихоокеанскую гидрографическую экспедицию. Место базирования ТОГЭ - бухта на Камчатском полуострове (позднее там вырос город Вилючинск).

Основные задачи ТОГЭ:

Измерение и отслеживание траектории полета МБР;

Слежение за падением и определение координат падения головной части ракеты;

Контроль и слежение за механизмами ядерного устройства;

Снятие, обработка, передача и контроль всей информации с объекта;

Контроль траектории и информации, поступающей с борта космических аппаратов;

Поддержка постоянной связи с находящимися на борту космических аппаратов космонавтами.


Первые корабли проекта 1128 - Сахалин, Сибирь, Сучан (Спасск) объединили в первый плавучий измерительный комплекс (1ПИК), условное название — «Бригада С». Немного позже к ним присоединился корабль проекта 1129 Чукотка. Все корабли приняты на вооружение в 1959 году. Легенда прикрытия - Тихоокеанская океанографическая экспедиция (ТОГЭ-4). В этом же году корабли совершили первую экспедицию в район Гавайских островов, который стал называться ракетным испытательным полигоном «Акватория». Это были первые корабли, которые совершали плавания в центр Тихого океана, автономность которого достигала 120 дней.

Все в этой экспедиции было совершенно секретно, упоминания о данных кораблях грозили в то время отправкой в места не столь отдаленные за разглашение гостайны. Корабли имели необычный силуэт и цвет окраски - на корпусе шарового цвета были белые надстройки с разнообразными антеннами. Основным оборудованием были - радиолокационные станции и пеленгаторы, гидрофоны и эхолоты, станции телеметрии и засекреченной связи. И хотя на них были вывешены флаги ВМФ, кому они подчиняются, где находятся и что выполняют, не знали абсолютное большинство населения Советского Союза, даже командиры воинских частей, надводных и подводных кораблей. Приходившие служить на такие корабли офицеры только при принятии должности узнавали о том, что гидрография была лишь прикрытием для настоящих задач корабля.

Секретность кораблей была во всем, так, например, при переходе из Кронштадта к месту базирования все видимые антенны были демонтированы и поставлены обратно только в Мурманске. Там же корабли оснастили палубными вертолетами Ка-15. Для обеспечения дальнейшего продвижения кораблям выделяют ледоколы. В дороге вертолеты отрабатывали различные задачи по притирке к кораблю и разведке ледовой обстановки. И хотя вертолеты испытывались на Севере, а боевые задачи решали на Экваторе, вертолеты Ка-15 хорошо зарекомендовали себя и долго оставались основными вертолетами этих кораблей.


Впоследствии были приняты в строй корабли:


После присоединения кораблей проекта 1130, создано 2 ПИК, условное название «Бригада Ч». Легенда прикрытия - ТОГЭ-5. В 1985 году корабли входят в 35 бригаду КИК. Бригада придерживалась при боевой и повседневной жизни приказов главкомов ВМФ и РВСН Советского Союза. Кроме кораблей измерения, в бригады зачислили два рейдовых посыльных катера и один буксир МБ-260

Боевые работы и задания КИК


Наличие кораблей ТОГЭ были обязательным условием начала испытаний всех Советских МБР, они обеспечивали все полеты космических аппаратов Советского Союза и изучали полеты космических аппаратов противника. Первая боевая задача кораблей — конец октября 1959 года. Первое слежение и измерения полета межконтинентальной ракеты — конец января 1960 года. Первый полет человека в космос также обеспечивали корабли ТОГЭ-4, которых отправили в заданный район в Тихом океане и до последнего держали втайне от них боевую задачу. Корабль «Чумикан» принимал участие в 1973 году в спасательных работах по «Апполону-13». В начале 80-х годов корабли обеспечивали запуск Советской БОР. Конец 80-х годов - «Маршал Неделин» обеспечивал полет МКС «Буран». «Маршал Крылов» выполнил поставленные задачи в миссии «Европа-Америка-500». В 1960-х годах корабли ТОГЭ-4 изучали и снимали информацию с американских ядерных высотных взрывов.

Корабли закончили свою историю очень трагично:

- «Сибирь» порезан на металлолом;

- «Чутотка» порезан на металлолом;

- «Спасск» продали Соединенным Штатам за 868 тысяч долларов;

- «Сахалин» продали КНР;

- «Чумикан» продали за 1.5 миллиона долларов;

- «ЧАмжа» продали за 205 тысяч долларов;

- «Маршал Неделин» долго стоял разграбленным, деньги на восстановление так и не были найдены, продан Индии как металлолом.

Хотели построить еще 3-й корабль проекта 1914, корабль «Маршал Бирюзов» был заложен и начаты работы, однако распад Советского Союза, как и на многих других проектах, поставил жирный крест на его дальнейшей достройке, и его, в конце концов, разрезали на металл.


Проект 1914.1 «Маршал Крылов»

На сегодня это последний КИК из 8-ми кораблей, способных работать с космическими и межконтинентальными объектами. Место базирования город Вилючинск, полуостров Камчатка.


Главный разработчик — «Балсудопроект». Появление новых кораблей измерения и контроля, полностью построенных от «А» до «Я» в Советском Союзе - логическое решение при существовавшей в то время «гонке вооружений». В корабле воплотили опыт построенных ранее кораблей, их модернизации и оснащение новым оборудованием. На корабле планировали установить самое современное оборудование, расширить возможности палубных вертолетов и всего функционала корабля. Корабль заложили на ленинградских судостроительных мощностях 22.06.1982 года. Построенный корабль сошел со стапелей 24.07.1987 года. К месту базирования корабль прибыл в середине 1990 года, пройдя не как остальные корабли по Северному пути, а через Суэцкий канал. В 1998 году корабль последний раз меняет свою классификацию и становится судном связи.

Корабли проектов 1914 и 1914.1 внешне отличались только наличием у второго РЛС «Фрегат» на втором корпусе с улучшенной антенной. Некоторые изменения коснулись внутреннего расположения помещений. Установленные мощные средства наблюдения разрешают выполнять дополнительные задачи. Корпус судна получил противоледовый пояс по классу Л1. На корабле установлено:

Небольшая фок-мачта;

Грот-мачта с внутренними помещениями;

Бизань-мачта с внутренними помещениями;

Два бассейна, один на палубе надстройки, другой в спортивном зале;

Вертолетная палуба и ангары для хранения вертолетов;

Установки ТКБ-12 с боезапасом 120 осветительных выстрелов «Свет»;

Возможность установки 6-ти АК-630, двух в носовой и четырех в кормовой части корабля;

Два винта с регулируемым шагом, диаметром 4.9 метра;

Две движительно-рулевых выдвижных колонки с диаметром винта 1.5 метра;

Два устройства подруливания с диаметром винта 1.5 метра;

Бульб с резонатором ГАС;

Автомобиль ЗИЛ-131;

Плавсредства - 4 спасательные шлюпки закрытого типа, рабочий и командирский катера, 2 весельных яла;

Уникальное устройство подъема космических спускаемых аппаратов;

Комплекс автоматизированной посадки «Привод-В»

Корабли проекта 1914 и 1914.1 — это одни из наиболее комфортабельных военно-морских кораблей. На корабле оборудовано:

Комплекс «Медблок», состоящий из операционной, рентгеновского кабинета, стоматологического кабинета, процедурной и 2-х кают для космонавтов;

Клубное помещение со сценой и балконом;

Спортивный зал с душевыми;

Вместительная баня;

Библиотека;

Ленкомната;

Канцелярия;

Парикмахерская;

Судовой магазинчик;

Столовая и две кают-компании;

Оборудование спальных мест экипажа:

Срочная служба - 4-х местные каюты с умывальником, шкафами;

Мичманы - 2-х местные каюты с умывальником, шкафами;

Офицеры, младший состав - 2-х местные каюты с душем;

Офицеры - одноместные каюты;

Командование - блок-каюты;

Командир корабля - блок-каюта с салоном для торжеств.

Корабль проекта 1914.1 даже сегодня - один из наиболее больших и оснащенных кораблей ВМФ России. Он представляет собой последние достижения советских ученых и конструкторов, из которых можно выделить:

Двухсторонний спутниковый комплекс связи «Шторм» ;

Аппаратура космической связи «Аврора», которая обеспечивает телефонную связь с ЦУ и космонавтами на орбите;

Аппаратура «Зефир-Т», одна из важнейших комплексов для работы с антеннами и объектами;

Аппаратура «Зефир-А», уникальный даже на сегодня комплекс измерения, основное преимущество - используемые алгоритмы обработки информации, мощнейший комплекс вычислений;

Станция фоторегистрации «Дятел». Хотя по своим параметрам работает как обычный глаз человека, технологически получился сверхсложный комплекс - не имеет аналогов в мире;

Пеленгатор-радиометр «Куница» — аппаратура последнего шанса сбора информации о контролируемом объекте;

Комплекс навигации «Андромеда». Еще один представитель уникальной советской мысли - проводит расчеты координат заданной точки и всех сопутствующих характеристик;


«Маршал Крылов» сможет отслеживать орбитальные группировки спутников и управлять эскадрами кораблей.

Российские военные моряки получили плавающий «штаб звездных войн». Для нужд Тихоокеанского флота модернизирован корабль слежения за космической обстановкой «Маршал Крылов», не имеющий аналогов в мире. Его аппаратура позволяет в режиме реального времени как управлять кораблями, самолетами и сухопутными силами, так и вести операции в космическом пространстве. Корабль может решать не только военные задачи. Он будет использоваться Роскосмосом для отслеживания пусков ракет с космодрома Восточный. За набор бортовых радиоэлектронных систем «Маршал Крылов» уже получил на флоте прозвище «штаб звездных войн».

В Главкомате ВМФ рассказали, что работы по модернизации корабля измерительного комплекса «Маршал Крылов» уже практически завершены. Пробные испытания прошли в ходе стратегических учений «Восток-2018». После окончания всех работ «Маршал Крылов» должен стать корабельным пунктом управления Тихоокеанского флота (ТОФ).

Выход корабля в открытое море анонсировался перед началом учений. Правда, командование Вооруженных сил РФ не называло, какой именно корабль примет в них участие. Перед началом «Востока-2018» на брифинге для иностранных военных атташе начальник Генерального штаба ВС генерал армии Валерий Герасимов вскользь отметил, что флот опробует новую технику.

Корабли совершенно нового класса, которые обеспечивают управление группировками сил в океанских акваториях, - заявил Валерий Герасимов.

«Маршал Крылов» проекта 1914.1 - единственный корабль подобного класса в составе ВМФ России. Сейчас он числится в 114-й бригаде Тихоокеанского флота.

«Маршал Крылов» предназначен для обеспечения испытаний и отработки новых образцов ракетно-космических комплексов, вывода на орбиту средств Воздушно-космических сил, поиска, спасения и эвакуации экипажей и спускаемых аппаратов, севших на воду. А также для обнаружения кораблей, подводных лодок и самолетов, ретрансляции всех видов информации.

До модернизации его чаще всего использовали для обеспечения связи космонавтов с центром управления полетами (ЦУП) государственной корпорации «Роскосмос». После обновления корабль будет использоваться в том числе для отслеживания пусков ракет с космодрома Восточный.

Судно прошло модернизацию в центре судоремонта «Дальзавод» во Владивостоке. На корабле установили новый кормовой антенный комплекс. Отремонтировали главные и вспомогательные двигатели, штурманское и радиотехническое оборудование.

Отечественный флот получит единственный в своем роде корабль, рассказал «Известиям» военный эксперт Дмитрий Болтенков.

- «Маршал Крылов» будет незаменим при управлении удаленными группировками кораблей, - отметил Дмитрий Болтенков. - Россия начала возвращаться в Мировой океан. Фактически воссоздана Средиземноморская эскадра, которая существовала при СССР . Не исключено, что воссоздадут эскадру и в Индийском океане. В таком случае корабль будет особенно полезен флоту.

«Маршал Крылов» будет способен решать многоплановые задачи, отметил руководитель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников капитан первого ранга Игорь Курдин. Корабль может обеспечить связь в самых отдаленных уголках мира, выступив в качестве ретранслятора сигналов, пояснил он.

КИК «Маршал Крылов» - корабль измерительного комплекса проекта 1914.1. На сегодня это последний КИК из 8-ми кораблей, способных работать с космическими и межконтинентальными объектами. Место базирования город Вилючинск, полуостров Камчатка. Главный разработчик - «Балсудопроект». Появление новых кораблей измерения и контроля, полностью построенных от «А» до «Я» в Советском Союзе – логическое решение при существовавшей в то время «гонке вооружений».

Корабль «Маршал Крылов» - видео

В корабле воплотили опыт построенных ранее кораблей, их модернизации и оснащение новым оборудованием. На корабле планировали установить самое современное оборудование, расширить возможности палубных вертолетов и всего функционала корабля. Корабль заложили на ленинградских судостроительных мощностях 22.06.1982 года. Построенный корабль сошел со стапелей 24.07.1987 года. К месту базирования корабль прибыл в середине 1990 года, пройдя не как остальные корабли по Северному пути, а через Суэцкий канал. В 1998 году корабль последний раз меняет свою классификацию и становится судном связи.

Корабли проектов 1914 и 1914.1 внешне отличались только наличием у второго РЛС «Фрегат» на втором корпусе с улучшенной антенной. Некоторые изменения коснулись внутреннего расположения помещений. Установленные мощные средства наблюдения разрешают выполнять дополнительные задачи. Корпус судна получил противоледовый пояс по классу Л1. На корабле установлено:
- небольшая фок-мачта;
- грот-мачта с внутренними помещениями;
- бизань-мачта с внутренними помещениями;
- два бассейна, один на палубе надстройки, другой в спортивном зале;
- вертолетная палуба и ангары для хранения вертолетов;
- установки ТКБ-12 с боезапасом 120 осветительных выстрелов «Свет»;
- возможность установки 6-ти АК-630, двух в носовой и четырех в кормовой части корабля;
- два винта с регулируемым шагом, диаметром 4.9 метра;
- две движительно-рулевых выдвижных колонки с диаметром винта 1.5 метра;
- два устройства подруливания с диаметром винта 1.5 метра;
- бульб с резонатором ГАС;
- автомобиль ЗИЛ-131;
- плавсредства – 4 спасательные шлюпки закрытого типа, рабочий и командирский катера, 2 весельных яла;
- уникальное устройство подъема космических спускаемых аппаратов;
- комплекс автоматизированной посадки «Привод-В»

Корабли проекта 1914 и 1914.1 - это одни из наиболее комфортабельных военно-морских кораблей. На корабле оборудовано:
- комплекс «Медблок», состоящий из операционной, рентгеновского кабинета, стоматологического кабинета, процедурной и 2-х кают для космонавтов;
- клубное помещение со сценой и балконом;
- спортивный зал с душевыми;
- вместительная баня;
- библиотека;
- ленкомната;
- канцелярия;
- парикмахерская;
- судовой магазинчик;
- столовая и две кают-компании;

Оборудование спальных мест экипажа:
- срочная служба – 4-х местные каюты с умывальником, шкафами;
- мичманы – 2-х местные каюты с умывальником, шкафами;
- офицеры, младший состав – 2-х местные каюты с душем;
- офицеры – одноместные каюты;
- командование – блок-каюты;
- командир корабля – блок-каюта с салоном для торжеств.

Корабль проекта 1914.1 даже сегодня – один из наиболее больших и оснащенных кораблей ВМФ России. Он представляет собой последние достижения советских ученых и конструкторов, из которых можно выделить:
- двухсторонний спутниковый комплекс связи «Шторм» ;
- аппаратура космической связи «Аврора», которая обеспечивает телефонную связь с ЦУ и космонавтами на орбите;
- аппаратура «Зефир-Т», одна из важнейших комплексов для работы с антеннами и объектами;
- аппаратура «Зефир-А», уникальный даже на сегодня комплекс измерения, основное преимущество – используемые алгоритмы обработки информации, мощнейший комплекс вычислений;
- станция фоторегистрации «Дятел». Хотя по своим параметрам работает как обычный глаз человека, технологически получился сверхсложный комплекс – не имеет аналогов в мире;
- пеленгатор-радиометр «Куница» - аппаратура последнего шанса сбора информации о контролируемом объекте;
- комплекс навигации «Андромеда». Еще один представитель уникальной советской мысли – проводит расчеты координат заданной точки и всех сопутствующих характеристик;

Тактико-технические характеристики корабля «Маршала Крылов»

Тип стальной с 2-х ярусной надстройкой, удлиненным баком, имеет 14 отсеков
Водоизмещение 23.7 тысячи тонн
Размеры длина – 211 метров;
ширина 27.5 метров;
осадка – 8 метров
Полезная нагрузка 7 тысяч тонн
Скорость до 22 узлов
Двигатели 2 X ДГЗА-6У
Мощность 2 Х 22000 кВт
Автономное плавание до 3-х месяцев
Запасы топлива – 5300 тонн, авиатоплива – 105 тонн,
воды – более 1000 тонн, из них питьевой более 400 тонн
Экипаж 397 человек
Авиационная группа два палубных вертолета Ка-27

Фото корабля "Маршал Крылов" на своей стоянке

Помните, мы не давно . Многие высказались с огромным сожалением о том, что флот теряет такие уникальные суда. Однако, есть и хорошие новости связанные с другим измерительным кораблем времен СССР.

Корабль Тихоокеанского флота «Маршал Крылов» под командованием капитана 1 ранга Игоря Шалыны осенью 2012 года вышел в море для выполнения задач по прямому предназначению.

Этот корабль можно считать уникальным. Ведь он единственный в своем классе на флоте, выполняющий задачи по обеспечению летно-конструкторских испытаний новых образцов ракетно-космической техники (космических аппаратов, крылатых и баллистических ракет, ракет-носителей и др.).

24 июля 2012 года кораблю исполнилось 22 лет. В целях поддержания узлов и механизмов в исправном состоянии, корабль ставился на продолжительный доковый ремонт во Владивостоке, в ходе которого был выполнен весь комплекс работ на системах обеспечения. После этого «Маршал Крылов» успешно прошел ходовые испытания в Амурском заливе.

Давайте узнаем подробнее историю этого корабля.


Необходимость в кораблях, способных проводить всевозможные измерения межконтинентальных ракет, возникает в начале космической эры. Ракеты, оснащенные ядерными боевыми частями, вышли на уровень, когда испытательные полигоны стали малы для них – дальность действия ракеты стала измеряться тысячами километров. Ранее наблюдение и измерения параметров проводили измерительные пункты, установленные на наземных полигонах. Теперь же, когда стартовавшая ракета могла облететь полмира, потребовались новые средства их контроля и измерения.

Своим появлением корабли обязаны ЦНИИ-4 и лично выдающемуся конструктору Сергею Павловичу Королеву. Именно с его предложения о создании морского командно-измерительного комплекса и выдвижения его на просторы Тихого океана для контроля испытаний ракетного стратегического вооружения и начинается история этих удивительных вспомогательных судов — история симбиоза космического и морского флотов.

1958 год. Руководство Советского Союза принимает решение о создании и постройке корабля — командно-измерительного комплекса. К созданию КИК привлекают огромное количество людей разных специальностей и многие предприятия ВПК. Первыми отдают сухогрузы проекта 1128, созданные в Польше для Советского Союза как транспортники-сухогрузы, для переоборудования их в КИК. Справка: Первые КИКи были переделаны из польских сухогрузов проекта В-31 в советский проект 1128, 1129б. И они никогда не относились к вспомогательному флоту! Первые четыре года из-за режима секретности они ходили под флагом гидрографии, но с 1964 года это были полноценные корабли ВМФ. Причём 35 бригада КИК с 1976 по 1982 год была лучшим соединением ВМФ по боевой подготовке. Проектная часть КИК – Ленинградское ЦКБ и Балтсудопроект. После получения кораблей началась работа по оснащению их специальным оборудованием. Стоит отметить, что на то время измерительной техники и аппаратуры для использования ее на надводных кораблях практически не имелось, и ее снимали с наземных станций и автомобильных шасси. Командно-измерительная аппаратура устанавливалась в трюмах кораблей на специальных платформах. Кроме аппаратуры и оборудования, корабли получили усиленные обшивки для возможности совершения похода (экспедиции) через северный морской путь. Все работы по оснащению и оборудованию кораблей закончили к лету 1959 года, после которых сразу начались ходовые испытания КИК.

Все КИК вошли в так называемую «ТОГЭ» — Тихоокеанскую гидрографическую экспедицию. Место базирования ТОГЭ – бухта на Камчатском полуострове (позднее там вырос город Вилючинск).

Основные задачи ТОГЭ:
- измерение и отслеживание траектории полета МБР;
- слежение за падением и определение координат падения головной части ракеты;
- контроль и слежение за механизмами ядерного устройства;
- снятие, обработка, передача и контроль всей информации с объекта;
- контроль траектории и информации, поступающей с борта космических аппаратов;
- поддержка постоянной связи с находящимися на борту космических аппаратов космонавтами.

Первые корабли проекта 1128 – Сахалин, Сибирь, Сучан (Спасск) объединили в первый плавучий измерительный комплекс (1ПИК), условное название — «Бригада С». Немного позже к ним присоединился корабль проекта 1129 Чукотка. Все корабли приняты на вооружение в 1959 году. Легенда прикрытия – Тихоокеанская океанографическая экспедиция (ТОГЭ-4). В этом же году корабли совершили первую экспедицию в район Гавайских островов, который стал называться ракетным испытательным полигоном «Акватория». Это были первые корабли, которые совершали плавания в центр Тихого океана, автономность которого достигала 120 дней.

Все в этой экспедиции было совершенно секретно, упоминания о данных кораблях грозили в то время отправкой в места не столь отдаленные за разглашение гостайны. Корабли имели необычный силуэт и цвет окраски – на корпусе шарового цвета были белые надстройки с разнообразными антеннами. Основным оборудованием были – радиолокационные станции и пеленгаторы, гидрофоны и эхолоты, станции телеметрии и засекреченной связи. И хотя на них были вывешены флаги ВМФ, кому они подчиняются, где находятся и что выполняют, не знали абсолютное большинство населения Советского Союза, даже командиры воинских частей, надводных и подводных кораблей. Приходившие служить на такие корабли офицеры только при принятии должности узнавали о том, что гидрография была лишь прикрытием для настоящих задач корабля.

Секретность кораблей была во всем, так, например, при переходе из Кронштадта к месту базирования все видимые антенны были демонтированы и поставлены обратно только в Мурманске. Там же корабли оснастили палубными вертолетами Ка-15. Для обеспечения дальнейшего продвижения кораблям выделяют ледоколы. В дороге вертолеты отрабатывали различные задачи по притирке к кораблю и разведке ледовой обстановки. И хотя вертолеты испытывались на Севере, а боевые задачи решали на Экваторе, вертолеты Ка-15 хорошо зарекомендовали себя и долго оставались основными вертолетами этих кораблей.

Впоследствии были приняты в строй корабли:
- КИК-11 «Чумикан», корабль проекта 1130, встал в строй 14 июня 1963 года;
- КИК-11 «Чажма», корабль проекта 1130 встал в строй 27 июля 1963 года;
- «Маршал Неделин», корабль проекта 1914, встал в строй 31 декабря 1983 года;
- «Маршал Крылов», корабль проекта 1914.1, встал в строй 28 февраля 1990 года;

После присоединения кораблей проекта 1130, создано 2 ПИК, условное название «Бригада Ч». Легенда прикрытия – ТОГЭ-5. В 1985 году корабли входят в 35 бригаду КИК. Бригада придерживалась при боевой и повседневной жизни приказов главкомов ВМФ и РВСН Советского Союза. Кроме кораблей измерения, в бригады зачислили два рейдовых посыльных катера и один буксир МБ-260

Боевые работы и задания КИК

Наличие кораблей ТОГЭ были обязательным условием начала испытаний всех Советских МБР, они обеспечивали все полеты космических аппаратов Советского Союза и изучали полеты космических аппаратов противника. Первая боевая задача кораблей — конец октября 1959 года. Первое слежение и измерения полета межконтинентальной ракеты — конец января 1960 года. Первый полет человека в космос также обеспечивали корабли ТОГЭ-4, которых отправили в заданный район в Тихом океане и до последнего держали втайне от них боевую задачу. Корабль «Чумикан» принимал участие в 1973 году в спасательных работах по «Апполону-13». В начале 80-х годов корабли обеспечивали запуск Советской БОР. Конец 80-х годов – «Маршал Неделин» обеспечивал полет МКС «Буран». «Маршал Крылов» выполнил поставленные задачи в миссии «Европа-Америка-500». В 1960-х годах корабли ТОГЭ-4 изучали и снимали информацию с американских ядерных высотных взрывов.

Корабли закончили свою историю очень трагично:
- «Сибирь» порезан на металлолом;
- «Чутотка» порезан на металлолом;
- «Спасск» продали Соединенным Штатам за 868 тысяч долларов, однако по другой версии он как и многое другое ушел в Индию на металлолом;
- «Сахалин» продали КНР;
- «Чумикан» продали за 1.5 миллиона долларов;
- «ЧАмжа» продали за 205 тысяч долларов;
- «Маршал Неделин» долго стоял разграбленным, деньги на восстановление так и не были найдены, продан Индии как металлолом.
- хотели построить еще 3-й корабль проекта 1914, корабль «Маршал Бирюзов» был заложен и начаты работы, однако распад Советского Союза, как и на многих других проектах, поставил жирный крест на его дальнейшей достройке, и его, в конце концов, разрезали на металл.

Проект 1914.1 «Маршал Крылов»

На сегодня это последний КИК из 8-ми кораблей, способных работать с космическими и межконтинентальными объектами. Место базирования город Вилючинск, полуостров Камчатка.

Главный разработчик — «Балсудопроект». Появление новых кораблей измерения и контроля, полностью построенных от «А» до «Я» в Советском Союзе – логическое решение при существовавшей в то время «гонке вооружений». В корабле воплотили опыт построенных ранее кораблей, их модернизации и оснащение новым оборудованием. На корабле планировали установить самое современное оборудование, расширить возможности палубных вертолетов и всего функционала корабля. Корабль заложили на ленинградских судостроительных мощностях 22.06.1982 года. Построенный корабль сошел со стапелей 24.07.1987 года. К месту базирования корабль прибыл в середине 1990 года, пройдя не как остальные корабли по Северному пути, а через Суэцкий канал. В 1998 году корабль последний раз меняет свою классификацию и становится судном связи.

Корабли проектов 1914 и 1914.1 внешне отличались только наличием у второго РЛС «Фрегат» на втором корпусе с улучшенной антенной. Некоторые изменения коснулись внутреннего расположения помещений. Установленные мощные средства наблюдения разрешают выполнять дополнительные задачи. Корпус судна получил противоледовый пояс по классу Л1. На корабле установлено:
- небольшая фок-мачта;
- грот-мачта с внутренними помещениями;
- бизань-мачта с внутренними помещениями;
- два бассейна, один на палубе надстройки, другой в спортивном зале;
- вертолетная палуба и ангары для хранения вертолетов;
- установки ТКБ-12 с боезапасом 120 осветительных выстрелов «Свет»;
- возможность установки 6-ти АК-630, двух в носовой и четырех в кормовой части корабля;
- два винта с регулируемым шагом, диаметром 4.9 метра;
- две движительно-рулевых выдвижных колонки с диаметром винта 1.5 метра;
- два устройства подруливания с диаметром винта 1.5 метра;
- бульб с резонатором ГАС;
- автомобиль ЗИЛ-131;
- плавсредства – 4 спасательные шлюпки закрытого типа, рабочий и командирский катера, 2 весельных яла;
- уникальное устройство подъема космических спускаемых аппаратов;
- комплекс автоматизированной посадки «Привод-В»

Корабли проекта 1914 и 1914.1 — это одни из наиболее комфортабельных военно-морских кораблей. На корабле оборудовано:
- комплекс «Медблок», состоящий из операционной, рентгеновского кабинета, стоматологического кабинета, процедурной и 2-х кают для космонавтов;
- клубное помещение со сценой и балконом;
- спортивный зал с душевыми;
- вместительная баня;
- библиотека;
- ленкомната;
- канцелярия;
- парикмахерская;
- судовой магазинчик;
- столовая и две кают-компании;

Оборудование спальных мест экипажа:
- срочная служба – 4-х местные каюты с умывальником, шкафами;
- мичманы – 2-х местные каюты с умывальником, шкафами;
- офицеры, младший состав – 2-х местные каюты с душем;
- офицеры – одноместные каюты;
- командование – блок-каюты;
- командир корабля – блок-каюта с салоном для торжеств.

Корабль проекта 1914.1 даже сегодня – один из наиболее больших и оснащенных кораблей ВМФ России. Он представляет собой последние достижения советских ученых и конструкторов, из которых можно выделить:
- двухсторонний спутниковый комплекс связи «Шторм» ;
- аппаратура космической связи «Аврора», которая обеспечивает телефонную связь с ЦУ и космонавтами на орбите;
- аппаратура «Зефир-Т», одна из важнейших комплексов для работы с антеннами и объектами;
- аппаратура «Зефир-А», уникальный даже на сегодня комплекс измерения, основное преимущество – используемые алгоритмы обработки информации, мощнейший комплекс вычислений;
- станция фоторегистрации «Дятел». Хотя по своим параметрам работает как обычный глаз человека, технологически получился сверхсложный комплекс – не имеет аналогов в мире;
- пеленгатор-радиометр «Куница» — аппаратура последнего шанса сбора информации о контролируемом объекте;
- комплекс навигации «Андромеда». Еще один представитель уникальной советской мысли – проводит расчеты координат заданной точки и всех сопутствующих характеристик;

«Маршал Крылов» - корабль измерительного комплекса, второй корабль проекта 1914.1 , входил в состав 35-й бригады кораблей измерительного комплекса (5-й объединённой гидрографической экспедиции (ОГЭ-5).

Корабль предназначен для обеспечения лётно-конструкторских испытаний и отработки новых образцов ракетно-космических комплексов (космических аппаратов, крылатых и баллистических ракет, ракет-носителей, разгонных блоков и др.); вывода на орбиту и заступление на боевое дежурство средств воздушно-космических сил ; поиска, спасения и эвакуации экипажей и спускаемых аппаратов космических объектов, севших на воду; обнаружения кораблей, подводных лодок и самолетов; ретрансляции всех видов информации, обеспечения связи космонавтов с центром управления полётами .

Корабль спроектирован под руководством конструктора Д. Г. Соколова в ЦКБ «Балтсудопроект » и построен под заводским номером № 02515 на Ленинградском Адмиралтейском объединении . Заказчиком корабля выступило Главное управление космических средств .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Корабли измерительного комплекса "Маршал Крылов"

    ✪ Modernization of Russian navy tracking ship Marshal Krylov completed

    ✪ Корабли измерительного комплекса ВМФ СССР

    Субтитры

Конструкция

У корабля стальной корпус с 2-х ярусной надстройкой и удлиненным баком , имеет 14 отсеков. Для выполнения задач из северных широт корпус судна получил ледовый пояс по классу Л1 . Полное водоизмещение 23.7 тысячи тонн. Длина - 211 метров, ширина - 27.5 метров, осадка - 8 метров скорость до 22 узлов. Корабль способен принять два палубных вертолета типа Ка-27 , для этого на палубе есть оборудованная ночными сигнальными огнями вертолетная площадка, шириной 22 метра, и два ангара для их хранения. Также для них есть запас авиатоплива около 105 тонн. Полезная нагрузка корабля 7 тысяч тонн. Запасы дизельного топлива составляют 5300 тонн, воды более 1000 тонн, из них питьевой более 400 тонн. Автономность плаванья составляет до 3-х месяцев . Экипаж корабля - 339 человек, с учетом авиагруппы . В измерительном комплексе служат 104 человека, в их числе, 28 офицеров и 46 мичманов .

Долгие годы этот корабль являлся уникальным для мирового флота.

КИК «Маршал Крылов» построен по слегка изменённому проекту 1914.1 и отличается от кораблей проекта 1914 наличием РЛС [«[Фрегат (радиолокационная станция)|Фрегат]]», а также следующим поколением корабельных радиотехнических средств. Изменения так же коснулись внутреннего расположения помещений. По результатам госиспытаний КИК «Маршал Неделин» переборки МО дополнительно укрепили и установили шумоизоляцию.

Бытовые условия

Каюты четырёх местные, для военнослужащих по контракту, и двух местные для мичманов, каждая каюта оборудована умывальником. Для досуга экипажа оборудованы тренажерный и спортивный залы, настольный теннис и бильярд . Есть концертный зал на 130 человек, где показывают фильмы, устраивают концерты, проводят инструктажи. Офицерская столовая и большая кают-компания .

Силовая установка

Два дизель-гидрозубчатых агрегата (ДГЗА) состоящий каждый из двух дизелей 68Е и вспомогательного котла КАВВ-10/1 с производительностью 10 т/ч. Электроснабжение обеспечивают восемь дизель-генераторов 6Д40 суммарной мощностью 12 000 кВт трёхфазного переменного тока и напряжением 380 В. Два винта с регулируемым шагом, размером 5 × 2,5 м, весом 15 т , две движительно-рулевых выдвижных колонки с диаметром винта 1,5 метра и два устройства подруливания с диаметром винта 1,5 метра. При движении экономическим ходом расход топлива составляет около 60 тонн в сутки, масла - около 1 тонны.

Вооружение

На корабле установлена ТКБ-12 с боезапасом 120 осветительных выстрелов «Свет» и предусмотрена возможность установки 6-ти АК-630 , двух в носовой части и четырех с кормы - СУО МР-123 «Вымпел».

Комплексы и системы корабля

  • «Андромеда» - комплекс навигации
  • РЛС «Фрегат» - трёхкоординатная радиолокационная станция корабельного базирования
  • НРЛС «Волга» - морская круговая радиолокационная станция дальнего обнаружения, работающая в метровом диапазоне волн
  • НРЛС «Вайгач» - два комплекса
  • МГК-335 «Платина» - гидроакустический комплекс
  • ОГАС МГ-349 «Уж» - гидроаккустическая система опускаемая на стопе
  • МГ-7 «Браслет» - два комплекса станции обнаружения подводных пловцов
  • «Шторм» - двухсторонний спутниковый комплекс связи
  • «Аврора» - аппаратура космической связи для обеспечения телефонной связи с ЦУП и космонавтами на орбите
  • «Зефир-Т» - комплекс для работы с антеннами и объектами
  • «Зефир-А» - комплекс измерения и вычислений, основное преимущество - используемые алгоритмы обработки информации
  • «Дятел» - станция фоторегистрации, работающая как обычный глаз человека - не имеет аналогов в мире
  • «Куница» - пеленгатор-радиометр последнего шанса сбора информации о контролируемом объекте
  • «Медблок» - комплекс состоящий из операционной, рентгеновского кабинета, стоматологического кабинета, процедурной и 2-х кают для космонавтов
  • «Пассат» - система кондиционирования воздуха (26 установок)
  • Корабль оснащён рефрижераторными и опреснительными установками (пять опреснительных установок общей производительностью 70 т/сут)

Корабль имеет штатную структуру, соответствующую корабельному уставу ВМФ РФ, но, кроме обычных боевых частей и служб, имеет подразделение под обозначением «Измерительный комплекс».

Структурно измерительный комплекс «Маршала Крылова» разбит на три дивизиона, которые занимаются измерениями: дивизион траекторных измерений (скорость и координаты цели в определенной системе координат), телеметрических (передача по радиоканалу данных о состоянии объекта во время полета: температура, вибрация и т. д.) и вычислительной техники (дивизион обрабатывает полученные данные) .

История

КИК «Маршал Крылов» назван в честь дважды Героя Советского Союза Маршала Советского Союза Николая Ивановича Крылова . Постановлением Совета Министров СССР от 22 июля 1982 года на Ленинградском Адмиралтейском объединении был заложен корпус. Спущен на воду 24 июля 1987 года. «Крёстной матерью» корабля стала внучка Николая Крылова - Марина Крылова, разбившая традиционную бутылку шампанского о форштевень во время торжественной церемонии спуска корабля на воду. С тех пор пробка от бутылки хранится в музее КИК «Маршал Крылов» в качестве амулета, охраняющего корабль от беды . Достройка и доводка продолжалась на плаву два года. 9 июля 1989 года на корабль прибыл его экипаж под командованием командира корабля капитана 2-го ранга Юрия Михайловича Пирняка и начальника измерительного комплекса капитана 3-го ранга Анатолия Григорьевича Побережного . КИК «Маршал Крылов» вошёл в строй 30 декабря 1989 года. 23 февраля 1990 года поднят Военно-морской флаг СССР .

При переходе на Тихоокеанский флот корабль пошёл через Суэцкий канал , а не по Северному морскому пути , как другие корабли при аналогичном переходе .

9 июля 1990 года в 20:20 местного времени КИК «Маршал Крылов» прибыл в пункт постоянного базирования город Петропавловск-Камчатский-50 , и отдал якорь в бухте Крашенинникова .

В 1992 году КИК «Маршал Крылов» исполнил основную роль в исторической миссии «Европа-Америка-500» . В районе Сиэтла во время 7-бального шторма космическая капсула «Ресурс-500» была благополучно обнаружена, поднята на борт и перевезена в Сиэтл , где с тех пор она и хранится в «Музее авиации» .

В 1998 году военным остался экипаж измерительного комплекса, разведки, химкоманды, вертолётного комплекса и управления корабля. Всего около 130 человек. Остальные - военнослужащие контрактной службы и гражданские служащие .

В 2004 году "КИК «Маршал Крылов»" занимался контролем параметров боевых блоков при пуске на предельную дальность МБР «Тополь» .

24 апреля 2010 года на борту крейсера «Аврора » состоялось торжественное мероприятие в честь 20-летия КИК «Маршал Крылов» . На мероприятии присутствовали ветераны, строители корабля и члены первых экипажей экспедиции. От имени Союза ветеранов была вручена медаль «20 лет КИК «Маршал Крылов» главному строителю двух кораблей проекта 1914 Валентину Анатольевичу Таланову, заместителю главного конструктора «Балтсудопроекта» Рязанцеву Юрию Ивановичу и Шардину Вадиму Евгеньевичу .

В 2011 году с корабля осуществлялся контроль за прибытием боевых блоков в заданную точку межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» . Испытательный пуск произведен с борта АПЛ «Юрий Долгорукий » осуществлённый на максимальную дальность полёта по прицельной точке в акватории Тихого океана .

В конце 2012 года КИК «Маршал Крылов» закончил плановый доковый ремонт во Владивостоке и вышел в море для выполнения задач по прямому предназначению . 1 ноября 2012 года КИК «Маршал Крылов» вернулся в пункт постоянного базирования после выполнения задач по предназначению. За две недели в Тихом океане пройдено около двух тысяч миль, в ходе плавания корабль осуществлял запись телеметрической информации пусков баллистических и крылатых ракет атомными подводными лодками ТОФ и выполнения боевых стрельб ударной группой малых ракетных кораблей войск и сил на Северо-востоке России .

В 2013 году экипаж КИК «Маршал Крылов» в родной базе на Камчатке принимал участников похода Памяти, посвящённого Дню Победы , 282-й годовщине образования ТОФ и 200-летию со дня рождения адмирала Геннадия Ивановича Невельского . Командир корабля капитан 1-го ранга запаса Игорь Шалына познакомил делегацию с уникальным судном, рассказал о ближайшем переходе в Санкт-Петербург , где запланирован капитальный ремонт космического комплекса. Ветераны-участники похода Памяти передали подарок от Владивостокского морского собрания, коллективным членом которого корабль является уже много лет. Книга, выпущенная к 270-летию Российского флота, займёт достойное место наряду с другими экспонатами. Встреча участников похода с экипажем корабля «Маршал Крылов» , как всегда, проходила в корабельном музее, который стал хранителем истории «звёздной экспедиции» .

Ремонт и модернизация

8 октября 2014 года КИК «Маршал Крылов» вышел из Петропавловска-Камчатского во Владивосток для глубокой модернизации . На «Дальзавод» корабль прибыл 17 октября . Предполагаемый ремонт с модернизацией позволит кораблю продлить не только срок службы, но и еще интенсивнее применять его в целях обеспечения военной и космической деятельности страны . Также модернизация систем корабля позволит использовать КИК «Маршал Крылов» в интересах космодрома «