Сложноподчиненными называются сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом.

Такое предложение может состоять из двух и более простых предложений, одно из которых является главным, а остальные -- придаточными предложениями.

Придаточное предложение может стоять перед главным, после него или даже в середине.

Придаточные предложения служат для пояснения либо одного члена в главном предложении, либо всего главного предложения в целом.

Придаточные предложения присоединяются к главному с помощью подчинительных союзов, выражающих различные значения, или с помощью союзных слов.

В отличие от союзов союзные слова не только связывают придаточные предложения с главным, но и являются членами придаточных предложений.

Подчинительные союзы:

Простые: что, чтобы, как, когда, пока, будто, словно, если, точно, едва, лишь, хотя, ибо и др.

Составные: потому что, так как, оттого что, ввиду того что, в связи с тем что и др.

Союзные слова:

Относительные местоимения: что, кто, какой, который, каков, чей, сколько и др.

Местоименные наречия: где, как, когда, куда, откуда, почему и др.

Слова что, как, когда в СПП могут быть и союзами и союзными словами.

В главной части СПП иногда могут использоваться указательные слова: тот, такой, весь, каждый, никто, там, тогда и др.

Основные группы сложноподчиненных предложений

По значению и строению СПП делятся на три основные группы. Придаточные в этих сложных предложениях соотносятся с тремя группами второстепенных членов предложения: определениями, дополнениями и обстоятельствами.

1. Определительные (в том числе местоименно-определительные)

2. Изъяснительные

3. Обстоятельственные:

* образа действия, меры и степени (как?, каким образом?),

* времени (когда?, во сколько?),

* места (откуда?, куда?, где?),

* цели (зачем?, с какой целью?),

* причины (почему?, зачем?),

* условия (при каком условии?, в каком случае?),

* уступки

* сравнения

* следствия

СПП могут иметь не одно, а несколько придаточных предложений.

Типы сложноподчиненных предложений

На основании того, к чему относятся придаточные части и как они соотносятся друг с другом, выделяется три типа СПП с несколькими придаточными.

1. СПП с последовательным подчинением придаточных. При таком подчинении первое придаточное относится к главному предложению, второе -- к первому придаточному, третье -- ко второму придаточному и т. д. Специфика придаточных частей при этом состоит в том, что каждая из них является придаточной по отношению к предыдущей и главной по отношению к последующей.

2. СПП с однородным соподчинением придаточных. При таком подчинении все придаточные относятся к одному слову в главном предложении или ко всему главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений.

3. СПП с неоднородным подчинением придаточных (или с параллельным подчинением). При таком подчинении придаточные относятся:

а) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая -- к одному из его слов;

б) к одному слову или ко всему главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений.

Сложноподчиненные предложения в основном используются в письменной речи, но особенно широко в языке художественной литературы.

Урок русского языка в 9 классе.

Тема урока: «Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению».

Цель урока: дать общее представление о группах сложноподчиненных предложений по их значению, совершенствовать пунктуационные навыки.

Форма урока: комбинированный урок, включающий работу по учебнику, элементы исследовательской работы, конструирование предложений, составление схем предложений.

Ход урока.

    Лингвистическая разминка. Орфографический диктант.

Блистательный, призадуматься, сверхизысканный, парламент, блестеть, интенсивный, преграда, сыграть, теннис, галерея, бок о бок, пребывать на выставке, точь-в-точь, прибыть в город, во что бы то ни стало.

Задание: определить парные виды орфограмм, объяснить их.

    Построение сложноподчиненных предложений. Обобщение знаний о СПП.

Форма игры: учитель слушает, учащиеся объясняют материал. Реализация индивидуальных заданий.

1-й ученик. Отличие сложноподчиненного предложения от ССП. Главное и придаточное в предложении.

Пример: Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. Счастлив тот, кому зарею теплый ветер веет.

2-й ученик. В СПП может быть не одно придаточное, а несколько.

Пример: На улице так светло, что видно, как ветер качает верхушки деревьев.

3-й ученик. Придаточное присоединяется к главному подчинительными союзами или союзными словами (относительное местоимение, наречие).

Пример: Когда поднимается солнце, мы отправляемся в путь. Мы договорились, когда отправимся в путь.

Определить, где союз, а где союзное слово, доказать это.

4-й ученик. В главном предложении могут быть указательные слова (они заключают в себе в сжатом виде содержание придаточного предложения). Указательное слово может соединяться с подчинительным союзом, образуя составной союз.

Пример: Ветер дул так, что казался одушевленным. Мы сидели на холме, так что во все стороны видели все.

5-й ученик. Место придаточного предложения непостоянно. Оно может стоять перед главным, в середине, после главного. При двойных союзах оно всегда стоит перед главным.

Пример: Чем скорее догорал костер, тем темнее становилось вокруг.

3.Учитель. Что знаете о знаках препинания в СПП. Запишите предложение, объясните знаки препинания.

Пример: Все понимают, что сейчас решается судьба страны. Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне.

Составить схемы записанных предложений.

    I I , что ().

    I I ,(что…….) и (что…….).

    Понятие об основных группах придаточных предложений в СПП. Сравнение предложений простых и сложных. Конструирование сложных предложений.

Предложения, построенные учащимися (правая сторона).

Записать в тетради.

1.Сердце предчувствовало недоброе.

2.Наша школа находится на улице Алексея Хадыкина.

3.Мы добрались до цели путешествия вечером.

1.Сердце предчувствовало, что случиться что-то недоброе.

2.Школа,в которой мы учимся, находиться на улице Алексея Хадыкина.

3.Мы добрались до цели путешествия, когда наступил вечер.

Сравним предложения и сделаем выводы.

В сложных предложениях придаточные сходны по значению с второстепенным членом предложения: дополнением, определением, обстоятельством. Поэтому мы их называем придаточными изъяснительными, определительными, обстоятельственными.

5.Как определить вид придаточного?

Самое главное правило – правильно задать вопрос (от всего главного предложения или от одного из слов его).

Пример: Грош цена тому человеку, который не может сломить дурной привычки. Художник видит то, что не видят остальные. Сломя голову он кинулся туда, откуда доносился крик о помощи.

Итог урока.

Задание на дом: параграф 9 стр. 43, упр. 98.

В случае запаса времени синтаксический разбор предложения: Никогда не говори о том, чего не знаешь. Составить схему предложения.

По значению и строению СПП делятся на три основные группы. Придаточные в этих сложных предложениях соотносятся с тремя группами второстепенных членов предложения: определениями, дополнениями и обстоятельствами.

Определительные (в том числе местоименно-определительные)

Изъяснительные

Обстоятельственные:

образа действия, меры и степени (как?, каким образом?),

времени (когда?, во сколько?),

места (откуда?, куда?, где?),

цели (зачем?, с какой целью?),

причины (почему?, зачем?),

условия (при каком условии?, в каком случае?),

следствия

СПП могут иметь не одно, а несколько придаточных предложений.

Типы сложноподчиненных предложений

На основании того, к чему относятся придаточные части и как они соотносятся друг с другом, выделяется три типа СПП с несколькими придаточными.

СПП с последовательным подчинением придаточных. При таком подчинении первое придаточное относится к главному предложению, второе - к первому придаточному, третье - ко второму придаточному и т. д. Специфика придаточных частей при этом состоит в том, что каждая из них является придаточной по отношению к предыдущей и главной по отношению к последующей.

СПП с однородным соподчинением придаточных. При таком подчинении все придаточные относятся к одному слову в главном предложении или ко всему главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений.

СПП с неоднородным подчинением придаточных (или с параллельным подчинением). При таком подчинении придаточные относятся:

  • а) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая - к одному из его слов;
  • б) к одному слову или ко всему главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений.

ПОВТОРЕНИЕ. ДОБАВЬТЕ ВМЕСТО ТОЧЕК К ДАННЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЯМ ПО ОДНОМУ ПРИДАТОЧНОМУ. ЗАПИШИТЕ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. СОСТАВЬТЕ СХЕМУ СОСТАВЛЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 1. 2. Книги надо читать так. . . В походе легче тому. . .

ПОВТОРЕНИЕ. ПЕРЕСТРОЙТЕ ДАННЫЕ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ, ЗАМЕНЯЯ ВЫДЕЛЕННЫЕ ВТОРОСТЕПЕННЫЕЧЛЕНЫ СИНОНИМИЧНЫМИ ПРИДАТОЧНЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ. ОБЯЗАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗУЙТЕ УКАЗАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА. 1. Газеты писали о строительстве новой школы в нашем районе. 2. Мастер наблюдал за работой молодого слесаря и что-то записывал себе в блокнот.

ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Определительные обстоятельственные изъяснительные В основе классификации – вопрос к придаточному и средство связи.

ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ. Отвечают на вопрос какой? 2. Поясняют существительное или другое слово в значении существительного в главной предикативной части. 3. Присоединяются к главному предложению при помощи а) союзных слов который, какой, где, куда, откуда, когда, чей, что б) союзов что, словно, как будто. Есть люди, которые через всю жизнь проносят чувства, приобретённые ими в детстве или юности. 1.

1. Они сидели в том саду, где играл оркестр. 2. Утро, когда начинается этот рассказ, наступило пасмурное, но тёплое. 3. Мы встретили знакомого, с которым давно не виделись.

ПРИДАТОЧНЫЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ: Отвечают на падежные вопросы. 2. Поясняют слова со значением речи, мысли, чувства или состояния в главной предикативной части: а) глаголы: говорить, сказать, сообщать, думать, понимать, сознавать, почувствовать, услышать, увидеть, решать, жалеть, радоваться, жаловаться и т. д; б) прилагательные, существительные, категория состояния: прав, рад, уверен, счастлив, виноват, жаль, нужно, слух, сообщение, известие и т. д. 1.

3. Присоединяются к главной предикативной части при помощи: а) союзов: что, чтобы, будто, как, ли (частица с функцией союза); б) союзных слов: кто, что, где, куда, откуда, как, сколько, почему, зачем и др. Вдруг мне показалось, как будто в комнатах слабо и жалобно зазвенела струна. Отец потребовал, чтобы я ехала с ним. Он рассказал, что ему привёз брат.

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Времени Места Цели Причины Условия Уступки Следствия Образа действия Меры и степени Сравнения

1. ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВРЕМЕНИ: Указывают на время протекания действия в главной предикативной части; 2) Отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? ; 3) Присоединяются при помощи союзов когда, пока, как только, едва, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг, перед тем как. Когда граф вернулся, Наташа неучтиво обрадовалась ему и заторопилась уезжать. 1)

В главной предикативной части могут быть указательные слова тогда, до тех пор, после того и др. , а также второй компонент союза (то). Я сижу до тех пор, пока не начинаю чувствовать голод. [указ. слово до тех пор], (пока). Когда зимой ешь свежие огурцы, то во рту пахнет весной. (Когда), [то ].

Если в главной предикативной части есть указательное слово тогда, в придаточной части средством связи является союзное слово когда. Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда, когда (с. сл) даёт его в переносном значении.

ПРИДАТОЧНЫЕ ВИДОВ ВРЕМЕНИ СЛЕДУЕТ ОТЛИЧАТЬ ОТ ДРУГИХ ПРИДАТОЧНЫХ, ПРИСОЕДИНЯЕМЫХ СОЮЗНЫМ СЛОВОМ КОГДА. 1) Я видел Ялту в том году, когда её покинул Чехов. (в каком году?) (= в котором) 2) Мохов неоднократно спрашивал меня, когда он может выписаться. (спрашивал о чём?)

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ МЕСТА: 1) указывают на место (пространство), где совершается то, о чём говорится в главном предложении; 2) отвечают на вопросы где? куда? откуда? ; 3) присоединяются при помощи союзных слов где, куда, откуда. Дорогою свободной иди, куда влечёт тебя свободный ум.

В главной предикативной части могут находиться указательные слова там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду и др. Куда река пошла, там и русло будет. Откуда ветер дует, оттуда и тучи плывут.

ПРИДАТОЧНЫЕ МЕСТА СЛЕДУЕТОТЛИЧАТЬ ОТ ДРУГИХ ТИПОВ ПРИДАТОЧНЫХ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРИСОЕДИНЯТЬСЯ С ПОМОЩЬЮ СОЮЗНЫХ СЛОВ ГДЕ, КУДА, ОТКУДА. 1. 2. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш герой. (в какой дом?) (= в котором). Я стал вспоминать, куда ходил в течение дня. (вспоминать о чём?)

ПРИДАТОЧНЫЕ ЦЕЛИ: Указывают на цель того, о чём говорится в главной предикативной части; 2) Отвечают на вопросы зачем? с какой целью? для чего? ; 3) Присоединяются при помощи союзов чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы (устар.). Я разбудил Пашку, чтобы он не свалился с дрог. Надо не только любить, но и быть любимым, для того чтобы быть счастливым. 1)

ПРИ ОСОБОМ ЛОГИЧЕСКОМ УДАРЕНИИ СОСТАВНОЙ СОЮЗ МОЖЕТ РАСПАДАТЬСЯ. В ТАКОМ СЛУЧАЕ В ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТИ ОСТАЁТСЯ СОЮЗ ЧТОБЫ, А В ГЛАВНОЙ ЧАСТИ ПОЯВЛЯЕТСЯ УКАЗАТЕЛЬНОЕ СЛОВО. Я упоминаю об этом исключительно для того, чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих вещей Куприна.

ПРИДАТОЧНЫЕ ДРУГИХ ВИДОВ ЦЕЛИ СЛЕДУЕТ ОТЛИЧАТЬ ОТ ПРИДАТОЧНЫХ С СОЮЗОМ ЧТОБЫ. Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. (хочу чего?) Время посадки было рассчитано так, чтобы к месту высадки попасть на рассвете. (было рассчитано как? Каким образом?)

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРИЧИНЫ: 1) указывают на причину того, о чём говорится в главной предикативной части; 2) отвечают на вопросы почему? по какой причине? ; 3) присоединяются при помощи союзов потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы, театр наш охотно посещался.

ПРИ ОСОБОМ ЛОГИЧЕСКОМ УДАРЕНИИ СОСТАВНОЙ СОЮЗ МОЖЕТ РАСПАДАТЬСЯ. В ТАКОМ СЛУЧАЕ В ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТИ ОСТАЁТСЯ СОЮЗ ЧТО, А В ГЛАВНОЙ ЧАСТИ ПОЯВЛЯЕТСЯ УКАЗАТЕЛЬНОЕ СЛОВО. Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле.

ПРИДАТОЧНЫЕ СЛЕДСТВИЯ: 1) указывают на следствие, вывод, которые вытекают из содержания главной предикативной части; 2) отвечают на вопросы что из этого следует? что вследствие этого произошло? ; 3) присоединяются всегда при помощи союза так что. Зной всё увеличивался, так что становилось тяжело дышать. Придаточные следствия всегда стоят после главной предикативной части.

ПРИДАТОЧНЫЕ УСЛОВИЯ (УСЛОВНЫЕ). 1) указывают на условия осуществления того, о чём говорится в главной предикативной части; 2) отвечают на вопрос при каком условии? ; 3) присоединяются при помощи союзов если, если…то, когда (= если), когда … то, коли, коль скоро, раз, в случае если. Если я заболею, к врачам обращаться не стану.

ЕСЛИ ПРИДАТОЧНОЕ УСЛОВИЯ СТОИТ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ, ТО В ГЛАВНОЙ ПРЕДИКАТИВНОЙ ЧАСТИ МОЖЕТ БЫТЬ ВТОРАЯ ЧАСТЬ СОЮЗА -. ТО Раз мы начали говорить, то лучше договорить всё до конца.

ПРИДАТОЧНЫЕ УСТУПКИ (УСТУПИТЕЛЬНЫЕ). 1) в придаточном сообщается о событии, вопреки которому осуществляется действие, событие, называемое в главной предикативной части; 2) отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? ; 3) присоединяются Ø союзами хотя, хотя…но, несмотря на то что, вопреки тому что, невзирая на то что, пусть, пускай Ø союзными словами в сочетании с частицей ни: как ни, сколько ни, что (бы) ни.

ПРИМЕРЫ: И хоть он был повеса пылкой, но разлюбил он наконец и брань, и саблю, и свинец. Пусть роза сорвана, она ещё цветёт. В степи было тихо, пасмурно, несмотря на то что солнце поднялось. Я, сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ: 1) содержание главной предикативной части сравнивается с содержанием придаточной части; 2) вопрос задать нельзя; 3) присоединяются при помощи союзов как, точно, словно, будто, как будто, подобно тому как, будто бы, чем…тем. Как летом роем мошкара летит на пламя, слетались хлопья со двора к оконной раме.

ПРИДАТОЧНЫЕ С ДВОЙНЫМ СОЮЗОМЧЕМ…ТЕМ УКАЗЫВАЮТ НА ВЗАИМНУЮ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЧАСТЕЙ. Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей. Придаточные с союзом чем относятся к прилагательному или наречию в сравнительной степени из главной предикативной части. Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ И СТЕПЕНИ: 1) раскрывают образ, способ действия или обозначают меру или степень действия, признака, обозначенного в главной предикативной части; 2) отвечают на вопросы как? каким образом? насколько? в какой степени? до какой степени? ; 3) присоединяются при помощи Ø союзов что, чтобы, как будто, словно, точно и др. ; Ø союзных слов как, насколько, сколько и др.

В ГЛАВНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ, КАК ПРАВИЛО, СОДЕРЖАТСЯ УКАЗАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА: 1) местоимения такой (таков); 2) наречия настолько, так. Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе. (как?) - придаточное образа действия. Старушке столько же хотелось повторить свой рассказ, сколько мне его слушать. (сколько?) - придаточное меры и степени.

ОДНОЗНАЧНОСТЬ И МНОГОЗНАЧНОСТЬ ПРИДАТОЧНЫХ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ И СТЕПЕНИ. 1) придаточные считаются однозначными, если присоединяются союзными словами как, сколько, насколько. 2) придаточные считаются многозначными, если присоединяются союзами (дополнительное значение вносит именно союз): Белые акации пахли так сильно, что их сладкий запах чувствовался на губах. (придаточное меры и степени + доп. значение следствия).

Красивая девушка должна быть одета так, чтобы выделяться из окружающей обстановки. (придаточное образа действия + доп. значение цели). Всё это маленькое растение так сверкало у наших ног, будто оно было сделано из хрусталя. (придаточное меры и степени + доп. значение сравнения).

Разделы: Русский язык

Общеобразовательная цель:

  • Дать общее представление о группах сложноподчиненных предложений по их значению;
  • Закрепить умение определять место придаточного в сложноподчиненном предложении, способы его связи с главным;
  • Совершенствовать умение правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы СПИ.

Воспитательная цель:

  • Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Развивающая цель:

  • Формировать умение выделять существенные признаки и свойства;
  • Развивать умения частично-поисковой познавательной деятельности.

Оборудование: учебник по русскому языку, листы с текстом для каждого ученика, таблица.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Лирическая минутка (постановка воспитательной цели ):

С тех пор как мир возник во мгле,
еще никто на всей земле
не предавался сожаленью
о том, отдал жизнь ученью.
С тех пор как существует мирозданье –
Такого нет, кто б не нуждался в знании.
Какой мы ни возьмем язык и век,
Всегда стремится к знанью человек.

3. Постановка темы и цели урока.

  • Мы продолжим стремиться к знаниям.
  • О чем говорили на прошлом уроке?
  • Сегодня продолжим знакомство со сложноподчиненными предложениями и поговорим об основных группах СПП по значению.
  • Цель нашего урока научиться определять основные группы придаточных, определять границы главного и придаточного, правильно расставлять знаки препинания.

4. Повторение пройденного материала.

А сейчас мы вспомним, что знаем о СПП. Если вы согласны с высказыванием, то ставите на полях тетради “плюс”, если не согласны, то ставите “минус”. Итак,

  1. Сложноподчиненным предложением называется сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов и союзных слов.
  2. СПП имеет две части, при этом ни одна часть не зависит от другой.
  3. Придаточная часть СПП может стоять только после главной.
  4. Подчинительные союзы и союзные слова находятся в придаточной части.
  5. Подчинительные союзы в СПП являются членами предложения.
  6. Союзные слова являются членами предложения.
  • Проверьте ответ: 1.+; 2-; 3-; 4 + ; 5-; 6 +.
  • Кто ошибся в первом, втором и т.д. утверждении. Озвучим правильные ответы.

5. Новая тема.

– Молодцы. Вернемся к теме урока. Придаточные выполняют большую смысловую работу, поэтому их делят на несколько групп в соответствии с теми смыслами, которые они выражают. Эти смыслы легко понять, если научиться ставить вопрос.

– Разберем три предложения и зададим вопрос от главной части к придаточной.

– Выделить грамматическую основу, объяснить постановку запятой.

– Что объединяет эти предложения? (Это СПП, есть главная и придаточная части. )

– Чем отличаются? (Вопросом. )

– Выпишем вопросы. (Какой? Зачем? Что? )

– Какие члены предложения отвечают на такие же вопросы? (Второстепенные члены предложения. )

– По названию второстепенных членов дали название группам придаточных: определительные, изъяснительные и обстоятельственные.

(По ходу работы на доске постепенно создается таблица )

Группы придаточных

Какой? Зачем? Что?
Определительные Обстоятельственные Изъяснительные
Относятся к существительному, давая ему характеристику или раскрывая его признак Относятся в главном предложении к словам со значением речи, мысли и чувства и уточняют смысл этих слов Относятся к глаголам или словам с обстоятельственным значением в главном предложении и уточняет место, время, причину, цель.
Вопрос: какой? Падежные вопросы Вопросы обстоятельства
Присоединяются с помощью союзных слов -местоимений, наречий: что, кто, который, где, куда, откуда и др Присоединяются при помощи союзов или союзных слов что, как, как будто и др. Присоединяются при помощи союзов и союзных слов
Всегда находятся после главного или внутри главного Всегда находятся после главного Могут находиться на любом месте по отношению к главному.

– Итак, что узнали?

– Как определить вид придаточного? (Нужно задать вопрос от главного к придаточному. )

6. Закрепление.

Выполним упражнение № 8. Обозначьте границы предложений, входящих в состав сложного. Укажите 1) грамматические основы; 2) союзы или союзные слова, которыми связываются придаточные предложения с главным; 3) какими членами предложения являются союзные слова; 4) задайте вопрос и определите вид придаточного.

  1. Справа он увидел большую поляну, на которой стоял кряжистый дуб.
  2. Последние годы жизни Опекушин провел в родном селе на берегу Волги, где он родился и провел детство.
  3. Их ноги вымокли до колен так, словно ребята только что пересекли вброд ручей.
  4. К реке подошли, когда солнце за их спинами клонилось к дальнему лесу.
  5. Разумный видит, что за чем идет.
  6. Не пойму, с чего мне стало сопутствовать необычайное везение.

7. Самостоятельная работа.

№ 11. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Выделите границы главного и придаточного. Укажите, союзом или союзным словом связаны части сложного предложения. Составьте схему предложения. Задайте вопрос и определите группу придаточного.

  1. Уже совсем стемнело когда мы отправились в путь.
  2. Мы спустились в д..лину где р..ели р..скошные цветыи причудливые деревья и устроили привал.
  3. Угре..няя роса оставила на лепестках несколько слезинок, в которых играло солнце.
  4. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнус..на вредна.
  5. Я не знал что полагается делать в подобной ситуации и немного растерялся.

8. Подведение итогов.