1 слайд

2 слайд

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, может и непременно должно стать обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности школьника.

3 слайд

Четыре основания образования Учиться знать Учиться делать Учиться жить Учиться быть

4 слайд

Современные образовательные технологии во-первых, позволяют организовать самостоятельную деятельность учащихся по освоению содержания образования

5 слайд

во-вторых, включают учащихся в различные виды деятельности (приоритет отдается исследовательской, творческой и проектной деятельности)

6 слайд

в-третьих, это технологии работы с различными источниками информации, так как информация сегодня используется как средство организации деятельности, а не как цель обучения (информационные технологии, включая технологию дистанционного обучения, технологию проблемного обучения)

7 слайд

в-четвертых, это технологии организации группового взаимодействия, поскольку отношения партнерства и сотрудничества пронизывают современный образовательный процесс, направленный на развитие толерантности и корпоративности

8 слайд

в-пятых, это технологии метапознавательной деятельности учащихся, так как субъектная позиция ученика становится определяющим фактором образовательного процесса, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.

9 слайд

М. Кларк считает, что смысл педагогической технологии заключается в применении в сфере образования изобретений, промышленных изделий и процессов, которые являются частью технологии нашего времени. Ф. Персиваль и Г. Эллингтон указывают на то, что термин «технология в образовании» включает любые возможные средства представления информации. Это оборудование, применяемое в образовании, такое как телевидение, различные средства проекции изображений и т.д. Другими словами технология в образовании – это аудиовизуальные средства. Современный словарь терминов ЮНЕСКО предлагает два смысловых уровня данного понятия. И в первоначальном смысле педагогическая технология означает использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникаций, таких как аудиовизуальные средства, телевидение, компьютеры и другие. Зарубежные подходы к определению педагогических технологий

10 слайд

Российские подходы к определению педагогических технологий В.П. Беспалько считает, что «…педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса». это определение ориентировано на использование педагогической технологии только в процессе обучения. Что приводит к резкому сужению этого понятия как педагогической дефиниции и возможностей использования его в практической педагогической деятельности. В.М. Монахов: педагогическая технология- это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащегося и учителя. М.В. Кларин рассматривает педагогическую технологию как системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Такое определение более ёмко, так как речь здесь уже об общих педагогических целях.

11 слайд

Технологический подход к обучению означает: 1. Постановку и формулировку диагностируемых учебных целей, ориентированных на достижение запланированного результата обучения. 2. Организацию всего хода обучения в соответствии с учебными целями. 3. Оценку текущих результатов и их коррекцию. 4. Заключительную оценку результатов.

12 слайд

Признаки педагогической технологии цели (во имя чего необходимо преподавателю ее применять); наличие диагностических средств; закономерности структурирования взаимодействия педагога и учащихся, позволяющие проектировать (программировать) педагогический процесс; система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей; средства анализа процесса и результатов деятельности преподавателя и учащихся. В связи с этим неотъемлемыми свойствами педагогической технологии являются ее целостность, оптимальность, результативность, применимость в реальных условиях.

13 слайд

Примеры современных педагогических технологий по Г.К. Селевко: Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса Педагогика сотрудничества Гуманно-личностная технология (Ш.А.Амонашвили) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся Игровые технологии Проблемное обучение Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов) Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Технология С.НЛысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении Технологии уровневой дифференциации Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов) Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков) Технология программированного обучения Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко) Компьютерные (новые информационные) технологии обучения Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов) «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов) Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев) Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович)

14 слайд

Примеры современных педагогических технологий по Г.К. Селевко: Частнопредметные педагогические технологии Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев) Технология совершенствования общеучебных умений в начальнойшколе (В.Н. Зайцев) Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин) Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев) Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев) Альтернативные технологии Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Технология свободного труда (С.Френе) Технология вероятностного образования (А.М.Лобок) Природосообразные технологии Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир) Технология саморазвития (М.Монтессори) Технологии развивающего обучения Система развивающего обучения Л.В. Занкова Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов) Личностно ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская) Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко) Педагогические технологии авторских школ Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский) Школа-парк (М.А. Балабан) Агрошкола А.А. Католикова Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)

15 слайд

Обзор современных педагогических технологий Информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии Креативные технологии Игровые технологии: имитационные; операционные; исполнение ролей; «деловой театр»; психодрама и социодрама Технология модульного обучения Тренинги Коучинг

16 слайд

Например, Технология модульного обучения создает надежную основу для групповой и индивидуальной самостоятельной работы учащихся и экономит время без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала. Кроме того, достигается гибкость и мобильность в формировании знаний и умений учащихся, развивается их творческое и критическое мышление.

17 слайд

18 слайд

Основной целью данного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения. Реализация данной цели позволит: повысить мотивацию изучения предмета; повысить качество знаний; повысить уровень образовательного процесса в целом.

19 слайд

20 слайд

1. Понятия проблемного обучения Проблемное обучение - организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания (А.М. Матюшкин). Проблемное обучение - это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В.Оконь).

21 слайд

Понятия проблемного обучения Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций (М.И. Махмутов). Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко).

22 слайд

23 слайд

Концептуальные аспекты проблемного обучения Ведущая идея концепции: вовлечение учащихся в творческую деятельность посредством постановки проблемносформулированных вопросов и заданий; активизация их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности. Основой для реализации концепции является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.

24 слайд

Этапы продуктивной познавательной деятельности Наукой установлена последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: Преднамеренное создание проблемной ситуации является отправным моментом проблемного обучения, а возникшая при этом проблема и будет учебной проблемой.

25 слайд

Методы проблемного обучения 1. По способу решения проблемных задач выделяют четыре метода: проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее); совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися); исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно); творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему и находят ее решение).

26 слайд

Методы проблемного обучения 2. По способу представления проблемных ситуаций и степени активности учащихся выделяют шесть методов (М.И.Махмутов): метод монологического изложения; рассуждающий метод; диалогический метод; эвристический метод; исследовательский метод; метод программированных действий.

27 слайд

Монологический метод представляет собой незначительное изменение традиционного метода; используется, как правило, с целью передать значительный объем информации и сам учебный материал при этом перестраивается несознательно; педагогом осуществляется не создание, а номинальное обозначение проблемных ситуаций.

28 слайд

Рассуждающий метод в монолог преподавателя вводятся элементы рассуждения, логика выхода из вытекающих в силу особенностей построения материала затруднений; учитель, отмечает наличие проблемной ситуации, показывает, как выдвигались и сталкивались разные гипотезы; метод требует уже большей перестройки учебного материала по сравнению с традиционным; порядок следования сообщаемых фактов выбирается таким образом, чтобы объективные противоречия содержания были представлены особенно подчеркнуто и возбуждали познавательный интерес учащихся и желание их разрешить; ведется не столько диалог, сколько монолог: вопросы могут и задаваться и преподавателем, но они не требуют ответа и используются только для того, чтобы привлечь учащихся.

29 слайд

Диалогический метод структура учебного материала остается такой же, как в рассуждающем методе; задаются информационные вопросы и к обсуждению широкого привлечения учащихся; ученики активно участвуют в постановке проблемы, выдвигают предположения, пытаются самостоятельно их доказать; учебный процесс при этом происходит под контролем учителя, им самостоятельно ставится учебная проблема и осуществляется не столько помощь учащимся по нахождению ответов, сколько самостоятельная их констатация; характеризуется возможность учащихся реализовать свою поисковую активность.

30 слайд

Эвристический метод учебный материал разбивается на отдельные элементы, в которых преподавателем дополнительно ставятся определенные познавательные задачи, разрешаемые непосредственно учащимися; педагогом ставятся проблемы, которые предстоит решить, констатируется правильность тех или иных методов, которые уже в дальнейшем служат основой лишь для самостоятельной деятельности учащихся; осуществляется имитация самостоятельного исследования учащимися, но в пределах руководства и помощи педагога.

31 слайд

Исследовательский метод структура и последовательность подачи материала как в эвристическом методе; постановка вопросов осуществляется не вначале того или иного элемента изучения проблемы, а уже по итогам ее самостоятельного рассмотрения учащимися; деятельность учителя носит не направляющий характер, а оценочный, констатирующий; деятельность учащихся приобретает самостоятельный характер, они дополнительно обучаются не только решать проблему, но и становятся способными ее выделить, осознать, сформулировать.

32 слайд

Метод программированных действий педагогом осуществляется разработка целой системы программированных заданий, в которой каждое задание состоит из отдельных элементов (или «кадров»); «кадры» содержат часть изучаемого материала или определенной направленности, в рамках которого учащимся предстоит самостоятельно ставить и решать соответственные подпроблемы, урегулировать проблемные ситуации; после изучения одного элемента учащийся, сделав самостоятельно соответствующие выводы, переходит к следующему, причем доступность следующего этапа определяется правильностью выводов, сделанных на предыдущем.

33 слайд

Возникновение проблемной ситуации Проблемная ситуация порождается: логикой учебного предмета; логикой учебного процесса; учебной или практической ситуацией. В первых двух случаях, как правило, они возникают объективно, т.е. независимо от желания учителя. Проблемные ситуации учитель создает преднамеренно,если ему известны общие закономерности их возникновения.

34 слайд

Способы создания проблемных ситуаций Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике. Поиск новых путей практического применения учащимися того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них.

35 слайд

Правила создания проблемных ситуаций Проблемные ситуации должны содержать посильное познавательное затруднение. Решение задачи, не содержащей познавательной затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение. С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для учеников сложность, не имеет существенных положительных последствий. Проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения.

36 слайд

37 слайд

38 слайд

39 слайд

Прогнозируемый результат умение мыслить логично, научно, диалектически, творчески; способствование переходу знаний в убеждения; пробуждение интеллектуальных чувств (удовлетворенности, уверенности в своих возможностях); пробуждение интереса к научному знанию.

40 слайд

2. Личностно-ориентированное образование это образование, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. (Якиманская И.С.)

41 слайд

42 слайд

43 слайд

44 слайд

"Субъектный" характер обучения в УМК « Гармония» проявляется на всех его этапах: получения и систематизации знаний; контроля и самоконтроля; оценки и самооценки;

45 слайд

Компоненты личностно-ориентированного обучения создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; использование проблемных творческих заданий; стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); рефлексия.

46 слайд

Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы: Разноуровневый Дифференцированный Индивидуальный Субъктивно-личностный

47 слайд

Особенность личностно-ориентированного подхода. Образовательный процесс должен быть направлен на В центре Ученик Его цели Мотивы Интересы Склонности Уровень обученности Способности Усвоение знаний Развитие познавательных сил Способы усвоения и процессы мышления Развитие творческих способностей

48 слайд

С этой целью: разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление; организуются групповые занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр; учебный материал конструируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими учениками.

49 слайд

Принципы личностно-ориентированного обучения Принцип природосообразности Принцип культуросообразности Принцип индивидуально-личностного подхода Личностно-ориентированное обучение способствует развитию Образного восприятия Творческого мышления Эмоционально-личностного отношения к учению

50 слайд

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А. Игровые технологии Технологии развивающего обучения Проблемное обучение Технология уровневой дифференциацииВ.В.Фирсов

51 слайд

Отличия личностно- ориентированного урока от традиционного просматриваются в четырёх аспектах: -в организации самого урока и деятельности на нём; -в иной позиции педагога по отношению к ученику и к учебному процессу, к роли учителя в нём; -в иной позиции самого ученика как субъекта учебной деятельности (именно благодаря иной позиции педагога и выращивается субъектная позиция ученика); -в ином характере взаимоотношений между учителем и учеником в учебном процессе.

52 слайд

Функции педагога: Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки); Учитель как исследователь (исследовательская функция); Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция); Учитель как эксперт (экспертная, консультативная функция).

53 слайд

Главная задача учителя в личностно-ориентированном образовательном пространстве. Главное, на что работает учитель в личностно ориентированном образовательном пространстве – организация «событийной общности» с учеником, помощь ему в освоении позиции субъекта собственной жизнедеятельности. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

3 слайд

Описание слайда:

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель). Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

4 слайд

Описание слайда:

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Педагогические технологии: 1. Пед. технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса; 2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

5 слайд

Описание слайда:

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов. В данной технологии предлагается введение 2 стандартов: для обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному выпускнику) и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый).

6 слайд

Описание слайда:

Разноуровневое обучение - это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого. Это означает, что учащийся А учит математику в среднем уровне вместе с учащимся Б, но на русский язык попадает в сильный уровень с учащимся В, а по иностранному языку занимается с учащимся Д в базовой группе. Переход учащегося из уровня в уровень возможен и на практике происходит безболезненно, так как содержание (тематика) едина для всех уровней. Технология разноуровневого обучения разработана и внедрена в | Московской Технологической школе в 1994 году.

7 слайд

Описание слайда:

Технологии компьютерного обучения. Компьютерные технологии используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала (источник учебной информации), при повторении (дидактические материалы); для контроля знаний (тесты), с целью организации досуговой среды.

8 слайд

Описание слайда:

Технология проектно-исследовательского обучения Цель данного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. « Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать» Л.Н.Толстой.

9 слайд

Описание слайда:

Технология лекционно-семинарской зачётной системы Использование лекционно-семинарской системы обучения в школе имеет ряд существенных преимуществ: 1. Осознанность школьниками процесса учения; 2. Возможность активного включения в него; 3. Планирование ими своей деятельности; 4.Возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности; 5. Возможность широко использовать нетрадиционные формы обучения.

10 слайд

Описание слайда:

Технология проблемного обучения Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. Педагогич.проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для детей. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

11 слайд

Описание слайда:

Игровые технологии Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:  дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;  учебная деятельность подчиняется правилам игры;  учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;  успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.


МОУ «Топкановская основная общеобразовательная школа»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
«Современные образовательные технологии»»
Современные
образовательные технологии
Венина В.А.
учитель русского языка и литературы

Применение современных образовательных технологий и/или методик

Современные образовательные технологии
Применение современных образовательных
технологий и/или методик

Технологии и методики

Современные образовательные технологии
Технологии и методики
Какая разница между методикой и технологией?
(по В.И.Загвязинскому)
Методика обучения – совокупность методов и приемов,
используемых для достижения определенного класса целей.
Методика может быть вариативной, динамичной в зависимости от
характера материала, состава учащихся, ситуации обучения,
индивидуальных возможностей педагога. Отработанные типовые
методики превращаются в технологии.
Технология – это достаточно жестко зафиксированная
последовательность действий и операций, гарантирующих
получение заданного результата. Технология содержит
определенный алгоритм решения задач. В основе использования
технологий положена идея полной управляемости обучения и
воспроизводимости типовых образовательных циклов.

Образовательная технология

Современные образовательные технологии
Образовательная технология

Технология и методика

Современные образовательные технологии
Технология и методика
Цели
Содержание
Методы
Формы
Средства
Приемы

Современные образовательные технологии
Термин
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»,
появившийся в 1960-х гг.,
означает построение
педагогического процесса
с гарантированным результатом

Современные образовательные технологии
ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. téchne - искусство,
мастерство, умение и греч. logos -
изучение) - комплекс организационных мер,
операций и приемов, направленных на
изготовление, обслуживание, ремонт и/или
эксплуатацию изделия с номинальным
качеством и оптимальными затратами

Современные образовательные технологии
М.В. Кларин
«Системная совокупность и порядок
функционирования всех личностных,
инструментальных, методических средств,
используемых для достижения
педагогических целей».
Г.Ю. Ксенозова
«Такое построение деятельности педагога,
в котором все входящие в него действия
представлены в определенной целостности
и последовательности, а выполнение
предполагает достижение необходимого
результата и имеет вероятностный
прогнозируемый характер».
ЮНЕСКО
«Системный метод создания,
применения и определения
всего процесса преподавания
и усвоения, ставящий своей задачей
оптимизацию форм
образования».
В.П. Беспалько
Педагогическая
технология
В.М. Монахов
«Продуманная во всех деталях
модель педагогической
деятельности, включающая в себя
проектирование, организацию и
Проведение учебного процесса с
безусловным обеспечением
комфортных условий для учащихся
и учителя».
«Совокупность средств и методов
воспроизведения процессов обучения
и воспитания, позволяющих успешно
реализовать поставленные
образовательные цели».
В.В. Гузеев
«Это упорядоченная совокупность действий,
операций и процедур, инструментально
обеспечивающих достижения
прогнозируемого результата в изменяющихся
условиях образовательно-воспитательного
процесса».

Критерии технологичности

Современные образовательные технологии
Критерии технологичности
Образовательная технология должна
удовлетворять основным требованиям
(критерии технологичности):
Концептуальность
Системность
Управляемость
Эффективность
Воспроизводимость

Критерии технологичности

Современные образовательные технологии
Критерии технологичности
Концептуальность. Каждой
образовательной технологии должна
быть присуща опора на научную
концепцию, включающую философское,
психологическое, дидактическое и
социально-педагогическое обоснование
достижения образовательных целей.

Критерии технологичности

Современные образовательные технологии
Критерии технологичности
Системность. Образовательная
технология должна обладать всеми
признаками системы: логикой
процесса, взаимосвязью всех его
частей, целостностью.

Критерии технологичности

Современные образовательные технологии
Критерии технологичности
Управляемость предполагает
возможность диагностического
целеполагания, планирования,
проектирования процесса обучения,
поэтапной диагностики, варьирования
средствами и методами с целью
корректировки результатов.

Критерии технологичности

Современные образовательные технологии
Критерии технологичности
Эффективность. Современные
образовательные технологии
существуют в конкурентных условиях и
должны быть эффективными по
результатам и оптимальными по
затратам, гарантировать достижение
определенного стандарта обучения.

Критерии технологичности

Современные образовательные технологии
Критерии технологичности
Воспроизводимость подразумевает
возможность применения (повторения,
воспроизведение) образовательной
технологии в других однотипных
общеобразовательных учреждениях,
другими субъектами.

Образовательные технологии

Современные образовательные технологии
Образовательные технологии
Педагогические технологии на основе личностной ориентации
педагогического процесса
- Педагогика сотрудничества
- Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили
- Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета,
формирующего человека
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся
- Игровые технологии
- Проблемное обучение
- Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов)
- Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых
моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

Образовательные технологии

Современные образовательные технологии
Образовательные технологии
Педагогические технологии на основе эффективности управления и
организации учебного процесса
Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с
использованием опорных схем при комментируемом управлении
-Технологии уровневой дифференциации
-Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов
(В.В.Фирсов)
- Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам
детей (И.Н.Закатова).
- Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков)
- Технология программированного обучения
- Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
- Групповые технологии
- .

Образовательные технологии

Современные образовательные технологии
Образовательные технологии
Педагогические технологии на основе дидактического
усовершенствования и реконструирования материала
- «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)
- «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов)
- Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев)
- Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович)
Частнопредметные педагогические технологии
- Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев)
- Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе
(В.Н.Зайцев)
- Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин)
- Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев)
- Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)

Образовательные технологии

Современные образовательные технологии
Образовательные технологии
Альтернативные технологии
- Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)
- Технология свободного труда (С.Френе)
- Технология вероятностного образования (А.М.Лобок)
- Технология мастерских
Природосообразные технологии
- Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)
- Технология саморазвития (М. Монтессори)
- Общие основы технологий развивающего обучения
- Система развивающего обучения Л.В.Занкова
- Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
- Системы развивающего обучения с направленностью на развитие
творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер,
И.П.Иванов)
- Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская)
-

Методики обучения

Современные образовательные технологии
Методики обучения
(А.В. Хуторской. Практикум по дидактике и методикам)
Классические отечественные методики
- Система обучения М.В.Ломоносова
- Свободная школа Л.Н.Толстого
- Дидактика П.Ф.Каптерева
- Система обучения С.Т.Шацкого
- Система обучения А.С.Макаренко
- Методика А.Г.Ривина
Инновационные методики обучения
- Программированное обучение
- Развивающее обучение
- Проблемное обучение
- Эвристическое обучение
- Природосообразное обучение
- Личностно-ориентированное обучение
- Продуктивное обучение
Методики авторских школ
- Методика Шаталова
- Методика "погружения"
- Школа свободного развития
-Русская школа
-Школа диалога культур
-Методологический колледж
-Школа самоопределения
Зарубежные методики
- Система Сократа
- Новая школа С.Френе
- Система М.Монтессори
- Вальдорфская школа
- Школа завтрашнего дня (Д.Ховард)
- Дальтон-план и другие системы
обучения

СЕЛЕВКО Г.К. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Современные образовательные технологии
СЕЛЕВКО Г.К.
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ

Современные образовательные технологии
Селевко
Герман Константинович
(1932-2008) заслуженный работник Высшей
школы, академик МАНПО,
профессор, кандидат
педагогических наук, автор
«Энциклопедии образовательных
технологий», автор школы
саморазвития личности

Современные образовательные технологии

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

Современные образовательные технологии
Педагогические технологии на основе личностной
ориентации педагогического процесса
Педагогика сотрудничества

Педагогика сотрудничества

Современные образовательные технологии
Педагогика сотрудничества
Особенности методики:
гуманно-личностный подход к ребёнкуновый взгляд на личность как цель образования,
гуманизация и демократизация педагогических отношений,
отказ от прямого принуждения как метода не дающего результатов в
современных условиях,
формирование положительной Я-концепции.
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс:
-содержание обучения рассматривается как средство развития
личности,
-обучение ведётся прежде всего обобщённым знаниям, умениям и
навыкам, способам мышления,
-вариативность и дифференциация обучения,
-создание ситуации успеха для каждого ребенка.

Педагогика сотрудничества

Современные образовательные технологии
Педагогика сотрудничества
Концепция воспитания:
-превращение школы Знания в школу Воспитания,
- постановка личности школьника в центр всей учебновоспитательной системы,
-гуманистическая ориентация воспитания, формирование
общечеловеческих ценностей,
-развитие творческих способностей ребёнка.
Педагогизация окружающей среды:
- сотрудничество с родителями,
-взаимодействие с общественными и государственными
институтами защиты детства,
-деятельность в микрорайоне школы.

Современные образовательные технологии
Технология

Критическое мышление – это способность
анализировать информацию с позиции логики и
личностно-ориентированного подхода с тем,
чтобы применять полученные результаты, как к
стандартам, так и нестандартным ситуациям,
вопросам и проблемам. Критическое мышление –
это способность ставить новые вопросы,
вырабатывать
разнообразные
аргументы,
принимать независимые продуманные решения.

Технология развития критического мышления

Современные образовательные технологии
Технология
развития критического мышления
Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления
посредством интерактивного включения учащихся в процесс
обучения.
Исходные научные идеи:
Критическое мышление:
способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и
продуктивному взаимодействию между людьми;
облегчает понимание различных «взглядов на мир»;
позволяет воспитанникам использовать свои знания для
наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем
неопределённости, создавать базу для новых типов человеческой
деятельности.

Технология развития критического мышления

Современные образовательные технологии
Технология
развития критического мышления
Критерии оценки результата в условиях технологии
развития критического мышления учащихся
Основным критерием оценки результата является
критичность мышления, которая может быть раскрыта
через следующие показатели:
Оценка (Где ошибка?)
Диагноз (В чём причина?)
Самоконтроль (Каковы недостатки?)
Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите
контраргументы?)
Прогноз (Постройте прогноз).

Современные образовательные технологии

Исходный лозунг основателей системы проектного обучения:
« Всё из жизни, всё для жизни».
Цель проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из
разных источников;
учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения
познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных
группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления
проблем, сбора информации, наблюдения, проведения
эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.

Технология проектного обучения

Современные образовательные технологии
Технология проектного обучения
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих
способностей;
процесс обучения строится на логике деятельности, имеющей
личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого
ученика на свой уровень развития;
комплексный подход к разработке учебных проектов способствует
сбалансированному развитию основных физиологических и психических
функций ученика;
глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт
универсального их использования в разных ситуациях.

Технология проектного обучения

Современные образовательные технологии
Технология проектного обучения
Суть проектного обучения состоит в том, что ученик
в процессе работы над учебным проектом
постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно
предполагает проживание учеником конкретных
ситуаций, приобщение его к проникновению
вглубь явлений, процессов и конструированию
новых объектов.

Педагогические технологии на основе активизации и интесификации деятельности учащихся

Современные образовательные технологии
Педагогические технологии на основе активизации и
интесификации деятельности учащихся
Игровые технологии
Проблемное обучение

Игровые технологии

Современные образовательные технологии
Игровые технологии
Игра – это самая свободная, естественная форма
погружения человека в реальную (или воображаемую)
действительность с целью её изучения, проявления
собственного «Я», творчества, активности,
самостоятельности, самореализации.
Игра несёт на себе функции:
психологические, снимая напряжение и способствуя
эмоциональной разрядке;
психотерапевтические, помогая ребёнку изменить
отношение к себе и к другим, изменить способы
общения, психическое самочувствие;
технологические, позволяя частично вывести мышление
из рациональной сферы в сферу фантазии,
преображающей реальную действительность.

Игровые технологии

Современные образовательные технологии
Игровые технологии
Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой
задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры,
учебный материал используется в качестве средства игры,
в учебную деятельность включается элемент соревнования,
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым
результатом.
Педагогические игры по характеру педагогического процесса
подразделяются на группы:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные,
психотехнические.

Игровые технологии

Современные образовательные технологии
Игровые технологии
По игровой методике:
предметные,
сюжетные,
ролевые,
деловые,
имитационные,
драматизации.
Младший школьный возраст-


сравнивать, сопоставлять их.

Игровые технологии

Современные образовательные технологии
Игровые технологии
Младший школьный возраст-
игры и упражнения, формирующие умение выделять
основные, характерные признаки предметов,
сравнивать, сопоставлять их.
*Группы игр на обобщение предметов по определённым признакам.
*Группы игр, воспитывающих умение владеть собой,
быстроту реакции на слово, фонетический слух, смекалку и т.д.
Игровые технологииперсонажи «Волшебника Изумрудного города», «Приключений
Буратино», «Сам Самыч» В.В. Репкина и другие.

Игровые технологии

Современные образовательные технологии
Игровые технологии
Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.
Этап подготовки-
1. Разработка игры:разработка сценария,
план деловой игры, общее описание игры,
содержание инструктажа, подготовка материального обеспечения.
Ввод в игру:
*постановка проблем, целей,
*регламент, правила,
*распределение ролей,
*формирование групп,
* консультации.
Этап проведения:
1.Групповая работа над заданиемработа с источниками, тренинг,
мозговой штурм.
2. Межгрупповая дискуссиявыступления групп,
защита результатов,
работа экспертов.
Этап анализа и обобщения:
* вывод из игры,
*анализ, рефлексия,
* оценка и самооценка работы,
* выводы и обобщения,
* рекомендации.

Проблемное обучение

Современные образовательные технологии
Проблемное обучение
Проблемное обучение это организация учебных занятий, которая
предполагает создание под руководством учителя
проблемных ситуаций и активную самостоятельную
деятельность учащихся по их разрешению.
Результат проблемного обучения:
Творческое овладение знаниями, навыками, умениями
и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение

Современные образовательные технологии
Проблемное обучение
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти
способ его разрешения;
- сталкивает противоречия в практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например,
командира, юриста, финансиста, педагога);
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации,
сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику
рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические задания (например:
исследовательские);
- ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными
исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с
противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным
временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.

Современные образовательные технологии
Педагогические технологии на основе
эффективности управления и организации
учебного процесса.
Технология уровневой
дифференциации
обучения
Компьютерные
(новые информационные)
технологии
Групповые технологии

Технология уровневой дифференциации

Современные образовательные технологии
Технология уровневой дифференциации
Дифференцированное обучение-это форма организации учебного процесса, при
которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у
них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная
группа).
Индивидуально- психологические особенности детей, составляющие основу
формирования гомогенных групп:
*по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы),
* по полу(мужские, женские, смешанные классы, команды),
*по области интересов (гуманитарные, физико- математические, биолого-химические и др.
группы)
*по уровню умственного развития (уровню достижений),
*по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения и т. д.)
Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация (Н.П.Гузик):
*внутриклассная дифференциация обучения,
*развивающий цикл уроков по теме.

Технология уровневой дифференциации.

Современные образовательные технологии
Технология уровневой дифференциации.
По каждой учебной теме пять типов уроков:
1- урок общего разбора темы (лекция),
2-комбинированные семинарские занятия с углубляющейся проработкой учебного
материала в процессе самостоятельной работы учащихся(от 3х до 5 уроков),
3- уроки обобщения и систематизации знаний (тематические зачёты),
4-уроки межпредметного обобщения материала(уроки защиты тематических
заданий),
5-уроки- практикумы.
Разноуровневые задания для учащихся (дидактический материал для
самостоятельных работ, решения задач, лабораторных и практических заданий):
первый вариант С- соответствует обязательным результатам обучения
(стандарт),
второй вариант В-предполагает включение дополнительных задач и упражнений из
учебника,
третий вариант А- включение дополнительных заданий из вспомогательной учебнометодической литературы.
Выбор программы изучения каждого из предметов предоставляется самому
школьнику.
При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в
индивидуализацию- индивидуальный учёт достижений каждого учащегося.

Групповые технологии

Современные образовательные технологии
Групповые технологии
Цели-
*обеспечение активности учебного процесса,
*достижение высокого уровня усвоения содержания.
Особенности организации:
-класс на уроке делится на группы для решения конкретных учебных
задач,
- каждая группа получает определённое задание и выполняет его сообща
под руководством лидера группы или учителя,
-задания в группе выполняются таким способом, который позволяет
учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы,
-состав группы непостоянный, он подбирается с учётом того, чтобы могли
реализовываться учебные возможности каждого члена группы, в
зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Групповые технологии

Современные образовательные технологии
Групповые технологии
Технологический процесс групповой работы:
1.Подготовка к выполнению группового задания-
*постановка познавательной задачи (проблемной ситуации),
*инструктаж о последовательности работы,
*раздача дидактического материала по группам.
2.Групповая работа:
*знакомство с материалом,
* планирование работы в группе
*распределение заданий внутри группы,
*индивидуальное выполнение задания,
*обсуждение индивидуальных результатов работы в группе,
*обсуждение общего задания группы(замечания, дополнения, уточнения, обобщения),
*подведение итогов группового задания.
3.Заключительная часть-
*сообщение о результатах работы в группах,
*анализ познавательной задачи,
*общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Разновидности групповых технологий:
* групповой опрос,
* нетрадиционные уроки* урок-конференция,
* урок-суд,
* урок- путешествие,
* урок-игра,
* интегрированный урок и др.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

Современные образовательные технологии
Компьютерные

Цели:
формирование умений работать с информацией, развитие
коммуникативных способностей,
подготовка личности «информационного общества»,
дать ребёнку так много учебного материала, как только он может усвоить,
формирование исследовательских умений,
умений принимать оптимальные решения.
Главная особенность методик компьютерного обучения заключается в том,
что компьютерные средства являются интерактивными, они обладают
способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с
ними в диалог.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

Современные образовательные технологии
Компьютерные
(новые информационные) технологии обучения
Компьютер используется на всех этапах процесса обучения-
* при объяснении нового материала,
*при закреплении знаний,
*при повторении,
*при контроле ЗУН.
В функции учителя компьютер представляет:
* источник учебной информации;
* наглядное пособие (качественно нового уровня с
возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
*индивидуальное информационное пространство;
* тренажёр;
* средство диагностики и контроля.

Исследовательская деятельность

Современные образовательные технологии
Исследовательская деятельность
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность,
направленная на обучение учащихся алгоритму ведения
исследования, развитию у них исследовательского типа мышления
Этапы построения учебного исследования:
Постановка проблемы
Постановка целей и задач исследования
Формулировка рабочей гипотезы
Изучение теоретического материала
Подбор и освоение методик исследования
Сбор материала
Анализ и обобщение собранного материала
Представление результатов работы

Технологии развивающего обучения

Технологии
развивающего
обучения
Личностно – ориентированное
развивающее
обучение
Технология
саморазвивающего
обучения
(Г.К. Селевко)

Технологии развивающего обучения

Современные образовательные технологии

Система развивающего обучения Л.В. Занкова,
технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-
В.В.Давыдова,
системы развивающего обучения с направленностью
на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков,
Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов),
личностно- ориентированное развивающее обучение
(И.С. Якиманская).

Технологии развивающего обучения

Современные образовательные технологии
Технологии развивающего обучения
Новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену
объяснительно- иллюстративному.
Развивающее обучение учитывает и использует закономерности
развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидума.
В развивающем обучении педагогические воздействия опережают,
стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных
данных личности.
В развивающем обучении ребёнок является полноценным субъектом
деятельности.
Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной
совокупности качеств личности.
Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития
ребёнка.

Современные образовательные технологии

Технология личностно ориентированного обучения
представляет сочетание обучения, понимаемого как
нормативно-сообразная деятельность общества, и
ученья, как индивидуально значащей деятельности
отдельного ребенка. Ее содержание, методы, приемы
направлены главным образом на то, чтобы
раскрыть и использовать субъектный опыт каждого
ученика, помочь становлению личностно значимых
способов познания путем организации целостной
учебной (познавательной) деятельности.

Личностно ориентированное развивающее обучение

Современные образовательные технологии
Личностно ориентированное развивающее обучение
Для каждого ученика составляется образовательная
программа, которая в отличие от учебной носит
индивидуальный характер, основывается на знании
особенностей ученика как личности со всеми только
ей присущими характеристиками. Программа
должна быть гибко приспособлена к возможностям
ученика, динамике его развития под влиянием
обучения.

Личностно ориентированное развивающее обучение

Современные образовательные технологии
Личностно ориентированное развивающее обучение
Поскольку центром всей образовательной
системы в данной технологии является
индивидуальность ребенка, то ее методическую
основу представляют индивидуализация и
дифференциация учебного процесса. Исходным
пунктом любой предметной методики является
раскрытие индивидуальных особенностей и
возможностей каждого ученика.

Личностно ориентированное развивающее обучение

Современные образовательные технологии
Личностно ориентированное развивающее обучение
Постоянно наблюдая за каждым учеником,
выполняющим разные виды учебной работы, педагог
накапливает банк данных о формирующемся у него
индивидуальном познавательном «профиле», который
меняется от класса к классу. Профессиональное
наблюдение за учеником должно оформляться в виде
индивидуальной карты его познавательного
(психического) развития и служить основным документом
для определения (выбора) дифференцированных форм
обучения (профильных классов, индивидуальных
программ обучения и т.п.).

Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

Современные образовательные технологии

Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение
познавательной потребности, но и целого ряда других
потребностей саморазвития личности:
в самоутверждении (самовоспитание, самообразование,
самоопределение, свобода выбора);
в самовыражении (общение, творчество и самотворчество,
поиск, выявление своих способностей и сил);
в защищенности (самоопределение, профориентация,
саморегуляция, коллективная деятельность);
в самоактуализации (достижение личных и социальных целей,
подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

Современные образовательные технологии
Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
Особенности содержания
Технология саморазвивающего обучения включает три взаимосвязанные,
взаимопроникающие подсистемы
1. «Теория» - освоение теоретических основ самосовершенствования. В
учебный план школы вводится существенная, принципиально важная
компонента курс «Самосовершенствование личности» с I по XI класс.
2. «Практика» - формирование опыта деятельности по
самосовершенствованию. Эта деятельность представляет внеурочные
занятия ребенка во второй половине дня.
3. «Методика» - реализация форм и методов саморазвивающего обучения
в преподавании основ наук.

Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

Современные образовательные технологии
Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
Курс «Самосовершенствование личности» дает ребенку
базовую психолого-педагогическую подготовку,
методологическую основу для сознательного управления
своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять
цели, программу, усвоить практические приемы и методы
своего духовного и физического роста и совершенствования.
Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории
в развитии личности; он является теоретической базой для
всех учебных предметов.

Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

Современные образовательные технологии
Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
Курс построен с учетом возрастных возможностей и
представляет следующую структуру по классам:
I-IV классы - Начала этики (саморегуляция поведения);
V кл. - Познай себя (психология личности);
VI кл. - Сделай себя сам (самовоспитание);
VII кл - Учись учиться (самообразование);
VIII кл. - Культура общения (самоутверждение);
IX кл. - Самоопределение;
X кл. - Саморегуляция;
XI кл. - Самоактуализация.

Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

Современные образовательные технологии
Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
В процессе занятий половина учебного времени
отводится практической, лабораторной и
тренинговой формам работы, включающим
психолого-педагогическую диагностику и
самодиагностику учащихся;
составление программ самосовершенствования по
разделам и периодам развития;
осмысливание, рефлексию жизнедеятельности;
тренинги и упражнения по самовоспитанию,
самоутверждению, самоопределению и саморегуляции.

Здоровьесберегающие технологии

Современные образовательные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Создание
здоровьесберегающей
инфраструктуры
Реализация
модульных
образовательных
программ
Эффективная
организация
физкультурнооздоровительной
работы
Программа
формирования
культуры
здорового и
безопасного
образа жизни
Просветительская
работа с
родителями
Рациональная
организация
учебной и
внеучебной
жизни
обучающихся

Технология «Дебаты»

Современные образовательные технологии
Технология «Дебаты»
Формирует умения
Умение критически мыслить
Умение отделить важную информацию от
второстепенной
Умение определить и вычленить проблему
Умение определить причины и возможные
последствия
Умение определить факты и мнения
Умение эффективно решать проблемы
Умение оценивать доказательства
Умение работать в команде

Технологии «ТРИЗ» (технология решения изобретательских задач)

Современные образовательные технологии
Технологии «ТРИЗ»
(технология решения изобретательских задач)
ТРИЗ - педагогика ставит целью формирование сильного
мышления и воспитание творческой личности,
подготовленной к решению сложных проблем в
различных областях деятельности. Её отличие от
известных средств проблемного обучения – в
использовании мирового опыта, накопленного в
области создания методов решения изобретательских
задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с
целями педагогики. Под методом решения
изобретательских задач прежде всего подразумеваются
приёмы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а
также такие зарубежные методы, как мозговой штурм.

Портфолио

Современные образовательные технологии
Портфолио
Портфолио – технология, позволяющая решать проблему
объективной оценки результатов деятельности
Портфолио – технология планирования профессиональной
карьеры
Типы портфолио
достижений, тематический
презентационный, комплексный
Новые формы портфолио
Электронный портфолио
Паспорт компетенций и квалификации
Европейский языковой портфолио (единый европейский
образец, принятый Советом Европы)

Технология модернизации

Современные образовательные технологии
Технология модернизации
Модерация – это эффективная технология, которая позволяет
значительно повысить результативность и качество
образовательного процесса. Эффективность модерации
определяется тем, что используемые приемы, методы и
формы организации познавательной деятельности
направлены на активизацию аналитической и рефлексивной
деятельности обучающихся, развитие исследовательских и
проектировочных умений, развитие коммуникативных
способностей и навыков работы в команде.
Процесс совместной работы, организованный с помощью
приемов и методов модерации способствует снятию барьеров
общения, создает условия для развития творческого
мышления и принятия нестандартных решений, формирует
и развивает навыки совместной деятельности.

Технология модернизации

Современные образовательные технологии
Технология модернизации
В модерации также применяются хорошо известные сегодня
техники решения проблем и поиска оптимальных решений –
кластер, морфологический анализ, ментальные карты, шесть
шляп мышления, синектика и др.
Цели применения модерации – эффективное управление детьми
в процессе занятия, максимально полное вовлечение всех
учеников в процесс обучения, поддержание высокой
познавательной активности обучающихся на протяжении
всего занятия, гарантированное достижение целей занятия.
Таким образом, обеспечивается оптимальное использование
времени занятия (внеклассного мероприятия), а также
энергии и потенциала всех участников процесса обучения
(учителя, воспитателя, обучающихся).

Современные педагогические технологии, используемые коллективом школы

Современные образовательные технологии
Современные педагогические
технологии, используемые
?%
?%
коллективом школы
Проблемное
обучение
Игровая
?%
Здоровьесберегающая
?%
?%
Разноуровневое
обучение
?
%
Проектная
Информационно
коммуникационная
технология
Развивающее
обучение
?
%
?%
Групповая

Закон РФ «Об образовании» предписывает в
обучении ориентироваться на обеспечение
самоопределения личности, создание условий для
ее самореализации.
И сегодня создан инструмент, позволяющий эту
задачу решить, то есть построить такое
образовательное пространство, в котором наиболее
эффективно развиваются деятельностные
способности учащихся. Таким инструментом и
являются инновационные технологии обучения.

Современные образовательные технологии
Любая деятельность может быть либо
технологией, либо искусством. Искусство
основано на интуиции, технология - на
науке. С искусства всё начинается,
технологией заканчивается, чтобы затем
всё началось сначала.
В.П.Беспалько

Современные образовательные технологии
Творческих успехов и
эффективной работы

СОВРЕМЕННЫЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школа–интернат»

Презентация подготовлена

социальном педагогом, методистом Чичериной Е.Ф.


Цель : познакомить с сущностью и классификацией современных педагогических технологий.

Задача минимум : обеспечить усвоение определения понятия « педагогическая технология» и логических оснований классификации.

Задача максимум : вызвать интерес и желание овладеть современными педагогически ми технологиями.


ПЛАН.

  • Определение педагогической технологии (ПТ).
  • Структура педагогической технологии.
  • Критерии технологичности.
  • Классификация педагогическ их технологи й.
  • Сущность современных педагогических технологий.
  • Анализ и описание педагогической технологии.

1 . Определение

педагогической технологии.


Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.


2 . Структура

педагогической технологии.


СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.

  • Концептуальная основа.
  • Содержательная часть обучения :
  • цели обучения (общие и конкретные);
  • содержание учебного материала.

3. Процессуальная часть (технологический процесс):

  • организация образовательного процесса (ОП);
  • методы и формы учебной деятельности обучающихся;
  • методы и формы деятельности учителя;
  • деятельность обучающихся и учителя по управлению ОП;
  • диагностика ОП.

Источники и составные части современных ПТ:

  • социальные преобразования;
  • новое педагогическое мышление;
  • развитие наук : педагогика, психология, общественные науки;
  • передовой педагогический опыт;
  • опыт прошлого: отечественный и зарубежный;
  • народная педагогика.

3. Критерии технологичности.


Критерии технологичности.

  • Концептуальность:
  • научная концепция;
  • психологическое, дидактическое, социальное обоснование достижения образовательных целей.
  • Системность:
  • логика ОП;
  • целостность ОП;
  • Управляемость:
  • диагностическое целепологание;
  • п ланирование ОП;
  • поэтапная диагностика;
  • коррекция результатов варьированием средств и методов обучения.

  • Эффективность:
  • эффективность результатов обучения;
  • оптимальность затрат;
  • гарантированность достижения

требований ГОС.

  • Воспроизводимость:
  • возможность применения в других образовательных учреждениях.

4. Классификация

педагогических технологий.


Классификация педагогических технологий.

1. По уровню применения :

  • общепедагогические;
  • частнопредметные;
  • локальные или узкометодические.

2. По концепции усвоения:

  • ассоциативно-рефлекторные;
  • развивающие;

3. По организационным формам:

  • классно-урочные или альтернативные;
  • индивидуальные или групповые;
  • коллективные способы обучения;
  • дифференцированное обучение.

4. По подходу к ребенку:

  • авторитарные;
  • личностно-ориентированные;
  • технологии сотрудничества.

5. По преобладающему методу:

  • репродуктивные;
  • объяснительно-иллюстративные;
  • диалогические;
  • развивающее обучение;
  • игровые;
  • проблемно-поисковые;
  • творческие;
  • информационные (компьютерные).

6. По категории обучающихся:

  • массовая технология;
  • компенсирующие технологии;
  • технологии работы с трудными

учащимися;

  • технологии работы с одаренными

учащимися и т.п.


5. Сущность современных педагогических технологий .


О сновные типы образовательного процесса :

  • личностный , формирующий индивидуальность в процессе творческого социального взаимодействия;
  • сущностно - репродуктивный , нацеленный на формирование умений;
  • формально-репродуктивный , способствующий приобретению знаний .

Т ип образовательного процесса

определяет соответствующее дидактическое назначение педагогических технологий:

  • изучение нового материала ;
  • выработк а умений и навыков;
  • обобщение, систематизаци я и

углубление знаний ;

  • контроль знаний, умений и навыков .

В соответствии с дидактическим назначением педагогических технологий выбираются методы обучения:

  • диалогический ,
  • творческий ,
  • развивающий ,
  • объяснительно - иллюстративный .

Ведущим является диалогический метод как наиболее эффективный и результативный.


6. Анализ и описание

современных педагогических технологий.


Структура описания и анализа педагогического процесса:

  • Название технологии :
  • принципиальная идея ;
  • основные качества ;

2 . Концептуальная часть :

  • научные теории, гипотезы ;
  • ц ели ;
  • принципы технологии.

Критерии анализа концептуальной части:

  • н овизна;
  • а льтернативность;
  • г уманизм;
  • д емократизм;
  • с овременность.

Критерии анализа содержания образования:

  • современность теорий , применяемых в коррекционном школах;
  • соответствие социальному заказу;
  • соответствие принципам системности.

Процессуальная характеристика:

  • мотивационная характеристика;
  • организационные формы ОП;
  • особенности методов и средств обучения;
  • управление ОП;
  • категория обучающихся.

Программно-методическое обеспечение :

  • учебные планы и программы;
  • учебные и методические пособия;
  • дидактические материалы;
  • наглядные и технические средства обучения;
  • диагностический инструментарий.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций

в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

(Стратегия модернизации

образования в РФ)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Современные технологии обучения ГАОУ ДПО « СарИПКиПРО », кафедра педагогики, Малышева А.В.

ХАРАКТИРИСТИКИ ТРАДИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Основная миссия -подготовка подрастающего поколения Знания – из прошлого – «школа памяти» Образование – передача знаний, умений, навыков Обучаемый – объект педагогического воздействия Субъект-объектные монологические отношения педагога и обучаемого Репродуктивная деятельность обучаемого Основная миссия – обес- печение самоопределения, самореализации личности Знания – из будущего – «школа мышления» Образование – созидание человеком образа мира Обучающийся - субъект познавательной деятельности Субъект-субъектные диалогические отношения педагога и обучаемого Активная творческая деятельность обучающегося

Технология традиционного обучения Обучение, основанное на упорядоченном, логически правильном сообщении готовых знаний и их репродуктивном воспроизведении

Технология традиционного обучения Слабая мотивация Строгая регламентация Ориентация на среднего ученика Отсутствие рефлексии

Современные технологии обучения: основные характеристики Изменение парадигмы образования: от знаниевой к компетентностной. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий. Изменение педагогической позиции «педагог - обучающийся». Формирование внутренних мотивов деятельности ученика. Личностное целеполагание и личностное содержание материала. Рефлексия результатов образовательной деятельности.

Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель) Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько) Педагогическая технология – это продуманная во всех детялях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов) Педагогическая технология – содержательное обобщение, вбирающее в себя смысл всех определений предыдущих авторов (Г.К. Селевко) Педагогическая технология: определения

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ комплексная интегративная система, включающая Концептуальный компонент Целевой компонент Содержательный компонент Операционально-действенный компонент Управленческий компонент Результативный компонент

Современные педагогические технологии, основанные на компетентностном и деятельностном подходе. технология проблемного, проектного и исследовательского обучения развиваюшие технологии (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов) коллективные способы обучения технология развития критического мышления технология эвристического обучения педагогические мастерские ТРИЗ игровые технологии кейс-метод (метод анализа ситуаций) тренинговые технологии социальное проектирование

Проблемное обучение это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998).

Выделены четыре главных условия успешности проблемного обучения: обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы (знания – «дети» удивления и любопытства); обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного); значимость информации, получаемой при решении проблемы, для обучаемого (связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом); необходимость диалогического доброжелательного общения педагога с учащимися, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися (знания должны усваиваться с «аппетитом»);

Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов (технологическая схема) возникновение проблемной ситуации; осознание сущности затруднения и постановка проблемы; нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы; доказательство гипотезы; проверка правильности решения проблем.

Основные приемы проблематизации работы «волнующие вопросы» поддержка реплики, высказывания использование парадоксальных ситуаций использование яркой информации, впечатляющих примеров, убедительных данных столкновение альтернатив демонстрация собственных заблуждений изложение педагогом ложных суждений с последующим опровержением их ребятами рассмотрение ситуации с различных точек зрения

Какие компетентности формируются? учебно-познавательная компетентность Умение видеть и формулировать проблемы Умение оперировать гипотезами Умение находить пути (способы) решения проблемы Умение выбирать наиболее оптимальный способ решения проблемы Основы научного мышления: творческого, аналитического, критического и т.д. Умения реализовывать различные пути (способы) решения проблемы

Достоинства проблемного обучения: Высокая самостоятельность учащихся; Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося; Развитие мыслительных способностей учащихся.

Недостатки проблемного обучения: В меньшей степени, чем другие подходы в обучении применима при формировании практических умений и навыков; Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие подходы.

Литература 1) Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. – М.,2006 2) Махмутов М.И. Организация проблемного обучения.-М.,2005. 3) Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении -М.,2006. 4) Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики.-М.,2005.

Содержание проблемного обучения на уроках физической культуры (примеры) Общая физическая подготовка. Действия учителя - характеристика упражнений общей физической подготовки (ОФП): название, описание, назначение, дозировка, последовательность выполнения, правила составления и смены комплексов, определение педагогического эффекта занятий. Действия ученика - изучение литературы по проблеме; самостоятельный подбор материала, обоснование и демонстрация на уроке физической культуры индивидуальных упражнений ОФП, комплекса утренней гимнастики. Обязательное ведение дневника самостоятельной тренировки и самоконтроля.

Содержание проблемного обучения на уроках физической культуры (примеры) Легкая атлетика. Действия учителя - представление ходьбы как основного жизненно-необходимого двигательного акта человека, характеристика осанки, мужской и женской ходьбы, походки. Анализ вариантов ходьбы в зависимости от характера опоры. Действия ученика - самостоятельное изучение теории ходьбы по книгам и учебным пособиям. Ходьба на месте перед зеркалом; видеозапись походки и ее анализ; самостоятельное освоение различных вариантов ходьбы. Выработка красивой ритмичной ходьбы с правильной осанкой.

Содержание проблемного обучения на уроках физической культуры (примеры) Шейпинг. Действия учителя - теоретические и практические сведения о здоровом образе жизни, рациональном питании, о принципах составления индивидуальных программ, основах индивидуального тестирования. Действия ученика: самостоятельное получение дополнительных знаний через изучение специальной литературы, через интернет. На основе индивидуального тестирования определение соответствующих проблем и решение их путем создания индивидуального комплекса с учетом личных потребностей.

Практическая работа 1 Разработка проблемных вопросов/заданий для решения предметных дидактических задач.

Проектная технология: основные характеристики Проектная технология всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результатом выполнения проекта должны быть продукт, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая -предмет, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Типология проектов Типы проектов по принципу деятельности: Исследовательские Творческие Ролевые, игровые Ознакомительно – информационные Практико – ориентированные

Проектная деятельность: основные понятия ПРОЕКТ – специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта. МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – естественная среда для формирования и оценивания компетенций.

Проблема - противоречие между д о лжной (желаемой) и реальной ситуацией Результат проекта - изменение реальной ситуации Технология - строго заданная последовательность шагов, приводящая при одинаковых условиях к одинаковому результату Продукт - объект, созданный руками или по замыслу человека и отторжимый от создателя Понятия, описывающие проектную деятельность

Этапы реализации проекта Поисковый Аналитический Практический Презентационный Контрольный

Этапы работы над проектом ПОИСКОВЫЙ Моделирование идеальной (желаемой) ситуации. Анализ реальной ситуации. Определение и анализ проблемы. Анализ имеющейся информации. Определение потребности в информации. Сбор и изучение информации.

Этапы работы над проектом АНАЛИТИЧЕСКИЙ Постановка цели проекта. Определение задач проекта Анализ рисков. Составление плана реализации проекта. Анализ ресурсов. Планирование продукта. Анализ имеющейся информации. Определение потребности в информации. Сбор и изучение информации.

Этапы работы над проектом ПРАКТИЧЕСКИЙ Выполнение плана работ. Текущий контроль.

Этапы работы над проектом ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ Предварительная оценка продукта. Планирование презентации и подготовка презентационных материалов. Презентация продукта.

Этапы работы над проектом КОНТРОЛЬНЫЙ Анализ результатов выполнения проекта. Оценка продукта. Оценка продвижения.

Практическая работа 1 Определение деятельности педагога и учащегося на каждом этапе проектной деятельности

Поисковый этап идентификация проблемы Аналитический этап целеполагание и планирование Практический этап реализация, текущий контроль, корректировка Презентационный этап представление продукта Контрольный этап оценка продукта \ результата Проектная деятельность: классификация Учебный проект

Поисковый этап идентификация проблемы Аналитический этап целеполагание и планирование Практический этап реализация, текущий контроль, корректировка Презентационный этап представление продукта Контрольный этап оценка продукта \ результата Проектная деятельность: классификация Социальный проект

Поисковый этап идентификация проблемы Аналитический этап целеполагание и планирование Практический этап реализация, текущий контроль, корректировка Презентационный этап представление продукта Контрольный этап оценка продукта \ результата Проектная деятельность: классификация Личный проект

По своей сути проектирование – это планирования и осуществления изменения реальности. Проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Какие компетентности формируются? Информационная компетентность: Поиск, систематизация, анализ и обработка необходимой информации Презентация продуктов деятельности Коммуникативная компетентность Планирование учебного сотрудничества Распределение ролей и функций участников группы Согласование действий с партнерами Лидерство и руководство совместными усилиями группы Социально-трудовая компетентность Ценностно-смысловая компетентность Личностная компетентность

Какие компетентности формируются? Исследовательская компетентность анализ проблемной ситуации, выявление проблемного поля, наблюдение практических ситуаций, фиксация и анализ результатов, выдвижение и проверка гипотез обобщение полученных результатов, выводы.

Отличительные особенности проектной технологии Реализует все три образовательные цели (обучающая, развивающая, воспитывающая) Направлена на формирование и развитие информационной, коммуникативной, социально-трудовой, ценностно-смысловая, личностной и др. компетенций Реализуется в различных видах образовательной деятельности (урочной, внеурочной, воспитательной) Применима в рамках любой предметной области (общеобразовательных и специальных дисциплин) Возможно выполнение проекта любым обучающимся Наличие личностно и социально-значимого продукта деятельности С очетание различных видов познавательной деятельности …

Практическая работа 2 Характеристика деятельности учителя и учащегося на каждом этапе проекта.

Проект наличие продукта деятельности результат ожидаем; практикоориентированное знание; носит ситуативный характер; прогнозирование детерменированно; как правило, выполняется группой; движущая сила – решение проблемы ЦЕЛЬ - РЕЗУЛЬТАТ Исследование результат заранее не известен; научное (фундаментальное) знание; носит пролонгированный характер; прогнозирование вероятностное; как правило, выполняется индивидуально; движущая сила – поиск истины ЦЕЛЬ - ПРОЦЕСС

Технология исследовательского обучения Особая форма организации обучения, связанная с решением учащимися творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов характерных для исследования.

Практическая работа 3 Определите темы исследовательских работ в предметной области «Физическая культура».

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИГРОВЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ Игра должна соответствовать целям обучения; Имитационно-ролевая игра должна затрагивать практическую педагогическую (психологическую) ситуацию; Необходима определенная психологическая подготовка участников игры, которая бы соответствовала содержанию игры; Возможность использования творческих элементов в игре; Преподаватель(психолог) должен выступать не только в роли руководителя, но и как корректор и консультант в процессе игры.

Технологическая схема обучающей игры Этап подготовки: разработка сценария, содержания инструктажа, подготовка материального обеспечения. Ввод в игру: постановка проблемы, целей, инструктаж, регламент, формирование групп, создание игровой атмосферы. Этап проведения: групповая работа над заданием, выступление групп, защита результатов, дискуссия, работа экспертов. Подведение итогов: оценка и самооценка, выводы и обобщения, рекомендации как самими участниками, так и экспертами (психологом, педагогом).

Классификация педагогических игр Педагогические игры Физические Интеллектуальные Трудовые Социальные Психологические по области деятельности по характеру педагогического процесса Обучающие; Тренинговые; Контролирующие; Обобщающие Познавательные Воспитательные Развивающие Репродуктивные Продуктивные Творческие Коммуникативные Диагностические Профориентационные Психотехнические По игровой методике предметные сюжетные ролевые деловые Имитационные Драматизации По предметной области Математические Химические Биологические Физические экологические Музыкальные Театральные литературные Трудовые Технические Производст- веные Физкультурные Спортивные Военно-прикладные Туристические народные Обществоведческие Управленческие Экономические коммерческие По игровой среде Без предметов С предметами Настольные Уличные, комнатные На местности Компьютерные Телевизионные ТСО Технические, Со средствами передвижения

Классификация педагогических игр Событийная игра – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация. Имитационная игра – в ходе занятия имитируется деятельность какой-либо организации. Тренинговые игры – направлены на отработку конкретных действий с заданными внешними правилами

Технология коллективного обучения: основные характеристики парная и групповая работа, активное взаимодействие учащихся друг с другом, происходит преобразование позиций личности, изменяются ценностные установки, смысловые ориентиры, удовлетворяются потребности в самореализации и самовыражении (Я знаю, Я умею), взаимообучение, взаимоконтроль, взаимоуправление, многоканальная обратная связь: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – коллектив учащихся, ученик – коллектив учащихся, самостоятельная работа.

Здоровьесберегающая технология: определение Понятие « здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

Человек удерживает в памяти 10% от того, что читает 26% от того, что слышит 30% от того, что видит 50% от того, что видит и слышит 70% от того, что обсуждает 80% от того, что основано на личном опыте 90% от того, говорит и делает 95% от того, чему обучает сам

Литература Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Танио, 1989 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. Педагогические технологии./ Под ред. В.С. Кукушина. М.:ИКЦ «МарТ»: - Ростов н/Д, 2006. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб.: КАРО, 2005.

Зачет Обоснуйте актуальность деятельностных технологий обучения. Перечислите основные характеристики деятельностных технологий обучения. Приведите примеры педагогических технологий наиболее актуальных в предметной области «Физическая культура» и дайте им характеристику.