Марина Шурховецкая
Конспект НОД «Знакомство со столовой посудой»

Конспект НОД

«Знакомство со столовой посудой »

для детей дошкольного возраста с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями.

Программное содержание :

Цель : расширить знания детей о посуде .

Задачи :

- Познакомить со столовой посудой ; правильно называть посуду ; знать её содержание, назначение, из чего сделана посуда (фарфор, стекло, дерево) ; кто делает посуду (гончар) ; кто оформляет посуду (художник) .

Коррекционно-образовательные задачи :

Уточнить и закрепить знания детей о посуде , ее видах и назначении.

Учить отвечать на вопрос полным предложением, строя его в соответствии с порядком слов в вопросе.

Коррекционно-развивающие задачи :

Развивать фонематическое восприятие, слуховую память, внимание, логическое мышление.

Вырабатывать самоконтроль за реализацией произносительных навыков.

Воспитывать бережное отношение к посуде , уважение к труду людей изготавливающих её.

Дети, вспомните, с какой посудой вы знакомились ?

С чайной.

Почему же посуду называют чайной ?

Потому, что из неё пьют чай.

Какую чайную посуду вы знаете ?

Кружка, блюдце, сахарница и т. д.

Сегодня мы познакомимся с посудой , которая подается для обеда и ужина. Посмотрите, какая красивая посуда стоит на столе .

Даю возможность детям рассмотреть её.

Дети, посуда бывает разной , тарелка может быть глубокой, мелкой, десертной, салатник, хлебница и т. д. Она может быть изготовлена из разного материала : фаянс, фарфор, стекло, пластик, дерево.

Показываю глубокую тарелку :

Что это? – Тарелка. - Это глубокая тарелка или мелкая?

Что едят из глубокой тарелки? (суп, борщ) .

Из чего сделана тарелка? (фарфор) .

Даю возможность потрогать тарелку.

Кто делает тарелки? (гончар) .

Посмотрите, как она красиво оформлена.

Кто делает узоры на посуде ? (художник) .

Чем оформлена эта тарелка? (каймой) .

Какого цвета кайма? (золотая) .

Показываю другую тарелку, которая оформлена цветами.

Художники их оформили по разному.

Показываю мелкую тарелку, десертную. Объясняю, что в мелкой тарелке подают второе блюдо, а в десертной фрукты и ягоды. Так же обращаю внимание детей на оформление этих тарелок.

Показываю салатник из стекла :

Что это? (салатница) .

Что подают в салатнице? (салат) .

Из чего сделана эта салатница? (из стекла) .

А как вы узнали что из стекла? (стекло прозрачное) .

Показываю деревянную хлебницу :

Дети, а кто знает что это? (хлебница) .

В ней хранят хлеб.

Из какого материала она изготовлена? (дерево) .

Обратить внимание детей на оформление хлебницы, на ней нанесены узоры особым способом : художник её расписал кистью.

Рассматриваем с детьми ложки и вилки, которые сделаны из металла, выясняю, для чего они нужны.

Обращаю внимание детей на разнообразие посуды , на материалы из которых они изготовлены.

Дидактическая игра : «Найди пару» .

Просмотр мультфильма : «Федорино горе»

Дети, мы сегодня с вами познакомились с разной посудой , узнали для чего она нужна, кто над ней потрудился. Эти мастера с любовью делали своё дело. Так давай уважать их труд. Будем бережно относиться к посуде , сделанной руками человека.

Тема: Повторение по теме «Лексикология».

Класс: 5

Учитель русского языка и литературы: Жирадкова Елена Геннадиевна

Цели урока :

Общеобразовательная:

Повторить и обобщить материал по таким разделам русского языка, как лексика, фразеология; работать по закреплению понятий: лексическое значение слова, синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, фразеологические обороты, крылатые слова;

Правописание О,Ё после шипящих, чередование гласных в корне слова, приставок, оканчивающихся на З-, С-

Развивающая

Развивать творческие способности обучающихся, коммуникативную компетенцию, умение работать в группе.

Воспитательная

Воспитывать самостоятельность, умение сопереживать за товарища, формировать умение практически применять полученные знания, воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Тип урока: повторение и обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-игра.

Технология: игровая

Формы работы учащихся : индивидуальная, групповая

Используемые учебники и учебные пособия: Учебник «Русский язык. 5 класс» под редакцией Л. М. Рыбченковой.Часть1.-М.: «Просвещение»,2011.Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс под редакцией Л. М. Рыбченковой,Т.Н.Роговик.Часть 1. .-М.: «Просвещение»,2016 (Учебное пособие для общеобразовательных организаций.); Русский язык. Разноуровневые задания.5 класс/Сост.Л.Н.Федосеева.-3-е изд.-ВАКО,2016.-80с.-(Дидактические материалы).

. Оборудование: эпиграф; раздаточный материал; компьютер с проектором; карточки с фразеологическими оборотами; рисунки детей с изображением фразеологических оборотов.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Слова бывают разные, Слова бывают всякие, Слова бывают ясные, Твёрдые и мягкие, Слова бывают смелые, Упрямые, суровые, Но непременно дело Стоит за каждым словом. С. Баруздин

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята! Наш урок сегодня будет необычным. А что значит необычным? Как вы думаете, ребята? (ответы учащихся).

Начать урок мне бы хотелось стихотворением Вадима Ш е фнера «Устная речь»:

Гаснет устная словесность,
Разговорная краса,
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо -
Не скудела в наши дни.

Сегодня мы проведем необычный урок, а урок-игру-соревнование

Играют 3 команды (класс предварительно разделен);

Выберите себе название команд «Толкователи»,«Фразеологи», «Лексикологи» вытягивают таблички(названия соответствуют теме урока).

Избирают капитана, который в конце урока должен оценить работу каждого.

Учитель задает вопросы командам: тот, кто знает правильный ответ, поднимает руку.

За правильный ответ команда зарабатывает 1 балл.

В конце все баллы подсчитываются.

Все учащиеся получают отметки (чья команда набрала больше баллов, получает «5», у кого меньше - «4»)

II. Целеполагание и мотивация. Постановка задач урока.

И первое, что мы с вами сделаем, заменив цифры буквами, назовите тему нашего урока

а - 1, б - 2, в - 3, г - 4, д - 5, е - 6, ё - 7, ж - 8, з - 9, и - 10, й - 11, к - 12, л - 13, м - 14, н - 15, о - 16, п - 17, р - 18, с - 19, т - 20, у - 21, ф - 22, х - 23, ц - 24, ч - 25, ш - 26, щ - 27, Ъ- 28, ы - 29, Ь - 30, э - 31, ю - 32, я - 33.

Составить слова из цифр: 17,16,3,20,16,18,6,15,10,6/20,6,14,29/13, 6, 12, 19, 10, 12, 16, 13,16, 4, 10, 33.

(слайд 1) Тема урока «Повторение темы «Лексикология»

А теперь поставьте цели для себя, которые вы должны будете реализовывать в ходе урока.

III. Повторение изученного материала. Игра «Знаете ли вы?» (слайд 2)

Задание 1. Мозговой штурм.

Как называется наука, изучающая словарный состав языка? (лексикология).

Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков? (заимствованные или иноязычные).

Слова противоположные по значению(антонимы).

Слова сходные по звучанию и написанию, но имеющие свое лексическое значение(омонимы)

Словарный запас языка (лексика).

6.К какой группе слов относятся слова водяной и водный(паронимы)

Задание 2. Подумайте и скажите, как можно догадаться о том, какие слова бели задуманы. Придумайте предложения с этими словами и запишите их.

1)Она может быть глубокой, мелкой, фарфоровой, пластмассовой.

2)Они могут идти, стоять, спешить, отставать, бить.

3)Такими могут быть огурцы, грибы, селедка, море.

Задание 3. Заполните таблицу словами (слайд 3):

Расч..ска, крыж..вник, щ..голь, ш..колад, ш..мпол, ж..сткий, щ..лкать, ж..лудь, ш..рох, ш..л, бесш..вный, щ..тка, капюш..н.

Задание 3. Переведите данные слова на литературный язык (устно), (слайд 4):
Кореш, братан - друг, приятель.
Клёво - хорошо.

Домашка - домашняя работа.

Потрещать - поговорить

Слинять - сбежать.

Трындеть разговаривать.

Кемарить дремать (спать, отдыхать).

Задание 4. По лексическому значению определите слово:

Цвет лимона. ( Лимонный. )

Головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям. (Кроссворд.)

Мысленно представить себе что-либо. (Вообразить .)

Столкновение мнений, позиций, в ходе которого каждая из сторон аргументированно отстаивает свое понимание обсуждаемых проблем. (Спор)

Задание 5.

Работа с учебником П.35,стр 122 Термины, которые нужно запомнить. Дайте определения данным понятиям.

Однозначные и многозначные слова, тематическая группа, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, фразеологизмы, крылатые слова.

Задание 6. Замените исконно русскими слова заимствования (устно), (слайд 5):

Монстр (чудовище)

Орнамент (узор)

презентация (представление)

космос (Вселенная)

диалог (беседа)

орфография (правописание)

Физкультминутка

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий,

Ногу левую - к груди,

Да смотри - не упади.

А теперь постой на левой,

Будто ты солдатик смелый. -

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

Задание 7. Конкурс капитанов. «На загадку дай отгадку».

1.Ее можно как заварить. так и долго расхлебывать (кашу)

2.Его вешают, под ним что-то находится и за него водят. (Нос .)

3.Он гуляет в голове, бывает в кармане, его советуют искать в поле (Ветер .)

4.Он до Киева может довести, его можно прикусить, на нем что-то вертится, его можно подвесить. (Язык .)

5.По ней вилами пишут, из нее выходят сухими, в нее глядят (вода)

6.Их можно скалить, а также положить на полку(зубы)

Задание 8. Назовите фразеологизмы, изображенные на рисунках, объясните их значение

Лить крокодиловы слезы (лживые, наигранные)

Белая ворона (не такой, как все)

Скатертью дорожка (отправить в дальний путь)

Уши развесил (позволил себя обмануть)

Не в своей тарелке (чувствовать себя неловко)

Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)

Спустя рукава (небрежно, кое-как)

Как курица лапой (небрежный почерк)

Море по колено (ничего не страшно)

Как с гуся вода (все нипочем, безразлично)

Носом к носу (близко столкнуться)

Класть зубы на полку (голодать)

Черт дернул за язык (сказать что-то не то)

Не разлей вода(дружно)

Задание 9.

Работа с учебником. П.35,стр 122.Задание1.Запишите пары слов по группам:

1)синонимы;2)антонимы; 3)слова, входящие в одну тематическую группу.

Мелкий-глубокий,деревянный-алюминиевый,съесть-слопать,кресло-стул,начало-конец,учитель-преподаватель,мама-бабушка,тут-здесь,тут-там.

Составьте словосочетания с этими словами, чтобы «прояснить» их значение.

Задание 2.

Ответьте на вопросы учебника.

Задание 10 . Конкурс «Актерское мастерство».

2 участника от команд по очереди с помощью жестов изображают то, что написано на карточке. Задания на карточках:

Водить за нос. Вешать лапшу на уши Прикусить язык

Обвести вокруг пальца Намылить шею. Кот наплакал.

Задание 11. Закрепление материала (слайды с 13 по15)

1.В каком ряду не все слова являются антонимами?

А)высоко-низко, далеко-близко, хорошо-плохо.

Б) идти-стоять, молчать-кричать, плакать-грустить.

В) худой-толстый, больной-здоровый, умный-глупый.

Г)день-ночь, первый-последний, лениться-трудиться.

2. Найдите предложение с фразеологическим оборотом.

А) Иван плохо работал на уроке.

Б) На уроке Иван работал спустя рукава.

В) Иван не выполнил задания.

Г) Иван весь урок бездельничал.

3. В каком предложении можно употребить фразеологизм «от корки до корки»?

А) Оля чувствует себя на катке хорошо.

Б) Ученик прочитал книгу до конца.

В) Смерть Кощея бессмертного находилась на конце иглы.

Г) Ира сильно покраснела.

4.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква а?

А)Соб..рай по ягодке - соб..решь кузовок.

Б)Наказала деткам зап..реться и никому дверей не отп..рать

В)Человек предпол..гает, а Бог распол..гает.

Г)Зам..р от испуга,ум..рать от восторга.

5. Укажите раздел языкознания, изучающий лексику.

А) лексикология

Б) синтаксис

В) фонетика

Г) фразеология

Взаимопроверка.(слайд 21)

VI. Подведение итогов.

О каких разделах русского языка сегодня шла речь? О лексике и о фразеологии.

О каких понятиях из лексикологии мы сегодня с вами говорили?

Ребята, после нашего урока-игры, как вы думаете - для чего нам нужно изучать лексику русского языка? Для того, чтобы обогащать словарный запас языка, совершенствовать грамматический строй речи, для того, чтобы красиво и правильно говорить.

А завершит наш урок стихотворение замечательного поэта Николая Рыл е нкова:

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,-

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками.

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

VI. Выставление оценок.

Д./з п.35.термины,которые нужно запомнить;стр.123,задание2(тест),задание 3 составить фразеологизм, выбрав нужное слово.

Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о предметах посуды, используя алгоритм (модель)
Задачи:
- Уточнять, расширять, систематизировать и активизировать словарь по теме «Посуда».
- Закреплять знания о назначении посуды.
- Учить классифицировать посуду по способу употребления в быту.
- Развивать монологическую речь, память, внимание.
- Воспитывать интерес к занятию.
Материал: тарелки (глубокая и мелкая, вилка, ложки (чайная и столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая, стаканы, две пластмассовые игрушки, мяч; картинки с изображениями предметов посуды.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»:
Никому отказа нет,
Подан каждому обед.
Собачке - в миске,
В блюдечке – киске,
Курочке – несушке-
Пшена в черепушке,
А Машеньке – в тарелке.
В глубокой, не в мелкой.
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (ответы детей)
В чем подают обед собачке? (в миске) а киске? (в блюдечке) а курочке? (в черепушке).А из чего обедает Машенька? (из тарелки). Как можно назвать одним словом миску, блюдце, тарелку? Что это? (посуда).
(Воспитатель выставляет на стол все предметы, кроме пластмассовых игрушек и пластмассовой ложки.)
-Ребята, посмотрите и назовите, что вы видите на столе. (дети называют) как одним словом можно назвать эти предметы?
Дети: посуда.
Воспитатель: А теперь сравните эти две тарелки (глубокую и мелкую). Чем они похожи?
Дети: Из них едят, обе тарелки белые с орнаментом.
Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга? (приглашает детей к столу, предлагает взять предметы в руки).
Дети: одна тарелка глубокая, а другая мелкая.
Воспитатель: Для чего нужна глубокая тарелка (дети отвечают) А мелкая тарелка для чего нужна (ответы детей). Что бывает мелким и глубоким?
Как вы понимаете выражения: глубокая река (имеет большую глубину), глубокое чувство (сильное), мелкая река (имеет небольшую глубину), мелкий дождь (несильный), мелкий песок (некрупный).
Воспитатель: а теперь давайте мы с вами немного отдохнем и вспомним физкультминутку, которая называется «Посуда»:
Вот большой стеклянный чайник
(«надуть» живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик)
Очень важный, как начальник,
Вот фарфоровые чашки
Очень хрупкие бедняжки
(приседать, одна рука на поясе)
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни разобьются
(кружиться, рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки,
(потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос-
Он посуду нам принес.
(сделать большой круг)
Воспитатель: А когда вы садитесь обедать, какая посуда вам нужна?
Дети: Тарелки – глубокая и мелкая, вилка, ложка.
Воспитатель: Теперь давайте сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны?
Дети: Из металла.
Воспитатель: Значит, как одним словом сказать, какие они?
Дети: Металлические.
Воспитатель: (берет в руки металлическую чайную и столовые ложки). Чем похожи эти два предмета? Дети отвечают.
Воспитатель: Правильно, они сделаны из одного материала, из металла, они металлические. Теперь подумайте и скажите, чем они различаются?
Дети: Одна – большая, другая – маленькая. Одна – столовая, а другая – чайная.
Воспитатель: А какие еще стеклянные предметы вы видите на столе?
Дети: Стаканы.
Воспитатель: Чем похожи эти стаканы? Чем отличаются? Для чего они нужны (дети отвечают).
Воспитатель: сейчас я буду показывать вам посуду и говорить какая она, а вы должны подобрать противоположное слово: эта тарелка глубокая, а эта (мелкая). Эта ложка столовая, а эта (чайная). Один стакан высокий, а другой (низкий).
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в магазин посуды (выставить на доску картинки с изображением посуды). Ребята, посмотрите, какая красивая посуда есть в нашем магазине. Вы можете ее купить, но надо правильно рассказать, что это за посуда, какая она, для чего нужна? Вам подсказка – модель описания посуды

Послушайте мой рассказ (образец описательного рассказа): Это кастрюля. Она хранится на кухне. Кастрюля зеленого цвета, цилиндрической формы, большого размера, металлическая. У кастрюли есть дно, стенки, края; ручки у нее черные из пластмассы; крышка металлическая. В кастрюле можно приготовить вкусный суп, кашу, сварить макароны, сварить компот.

Воспитатель приглашает к доске ребенка, чтобы он рассмотрел картинки. В случае затруднения воспитатель подсказывает ребенку начало фразы. Другим детям воспитатель предлагает отгадать, что имел в виду рассказчик, и найти на доске описанный предмет. Описание следующего предмета дает тот, кто правильно отгадал предыдущий.
Итог занятия:
Воспитатель: А теперь, ребята, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Отвечай быстро». Вы все встаете в круг, а я буду находиться в центре круга и бросать мяч. Например, я брошу мяч Уле и скажу слово стеклянный, а она должна бросить мяч мне обратно и сказать при этом, что может быть стеклянным, что делают из стекла (в этой игре воспитатель выявляет представления детей о следующих качествах предметов: стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный и т. д).