Задушевные строки этого стихотворения наполнены болью и грустью, и обращены к родной матери. Примечательно, что это произведение было написано уже взрослым и состоятельным человеком, и потому строки имеют свои особенности.

Семью автора отправили в свое время в ссылку в Сибирь, осудив тогда их за мнимое кулачество. Боль, которую испытал поэт при этом, полна невысказанного ему матерью упрека, и от этого упрека лирическому герою в произведении становится еще больнее. Страдания поэта выражены в грустной любви к матери, которая переживала в тот период о том, что умирать ей придется на чужой земле.Для демонстрации эмоций автор использовал достаточно простые приемы, подчеркивающие грусть и боль переживаний автора. Вопрос "С кого какой же спрос?" риторический, и также использован для того, чтобы подчеркнуть основную мысль стихотворения и чувства его автора.

Землю и родную природу он олицетворяет, представляет, как одухотворенное существо, и выражает ей благодарность за те чувства, которые носит всю жизнь в своей душе поэт. Рифма перекрестная, классическая, а ритм стихотворения ровный и равномерный, что делает стихотворение музыкальным.

Донести до читателей автор пытался лишь страдания и эмоции человека, который безумно влюблен в родную землю, и очень сильно скучает по ней, покидая ее навсегда. Эти чувства знакомы многим, кто вынужден уехать из родного города, а строчки просты и понятны.

Лирика Александра Трифоновича Твардовского трогает душу своей задушевностью, пронзительной грустью и болью. Стихи, посвященные матери, написаны уже зрелым человеком и признанным мастером. В юности трудно предугадать потери и невзгоды, только прожитое время, приобретенная мудрость и неотвратимость потерь заставляют осознать кровную связь с родным существом – матерью с ее самоотверженностью и особой безграничной любовью.

Прощаемся мы с матерями Задолго до крайнего срока – Еще в нашей юности ранней, Еще у родного порога… Разлука

Еще безусловней Для них наступает попозже, Когда мы о воле сыновней Спешим известить их по почте. Со страниц этого цикла веет подлинной Россией, той малой Родиной, которая взрастила поэта, о которой он никогда не забывал, подчеркивая свое неразрывное родство со Смоленщиной. Мать и Родина – это два самых дорогих образа в поэзии Александра Трифоновича. Для него Родина-мать – не просто красивая метафора – это та основа, на которой держится жизнь.

Поэт понял ее хрупкость в далекой юности, когда семью сослали в Сибирь, осудив за мнимое кулачество. Эта боль осталась в Твардовском на всю жизнь, никогда не забываемый

Упрек, не высказанный ему матерью, и оттого еще больнее и безысходнее чувствовал свою беспомощность за них. В краю, куда их вывезли гуртом, Где ни села вблизи, не то что города. На севере, тайгою запертом, Всего там было – холода и голода. Но непременно вспоминала мать, Чуть речь зайдет про все про то, что минуло, Как не

хотелось там ей помирать, – Уж очень было кладбище немилое. Все стихи, посвященные матери Александра Трифоновича, овеяны грустью, это его тоска о счастливом времени, когда жив был родной человек, и неотвратимость ухода, невозможность заново прожить то безмятежное, пусть и трудное время. Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, Перевези меня на ту сторону, Сторону – домой… Отжитое – пережито, с кого какой же спрос? Да уже неподалеку И последний перевоз.

Этот цикл напоен истинной любовью поэта к матери, к женщине-труженице вообще и безграничной благодарностью за этот мир, подаренный ему и тысячам таких же, как и он. И первый шум листвы еще неполной, И след зеленый по росе зернистой, И одинокий стук валька на речке, И грустный запах молодого сена, И отголосок поздней бабьей песни, И просто небо, голубое небо – Мне всякий раз тебя напоминают…

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Александр Трифонович Твардовский, знаменитый советский поэт, автор всенародно любимых историй про солдата Василия Теркина, родился на хуторе Загорье, расположенном в...
  2. Стихотворение А. Ахматовой “Родная земля” отражает тему Родины, которая очень остро волновала поэтессу. В данном произведении ею создан образ родной...
  3. Горем обернулась для семьи Твардовского коллективизация. Родители и братья писателя были раскулачены и сосланы сначала в Сибирь, а потом в...
  4. Судьба поэта Николая Рубцова складывалась непросто. В детстве он остался без родителей и был направлен в детский дом, который располагался...

«Спасибо, моя родная…» Александр Твардовский

Спасибо, моя родная
Земля, мой отчий дом,
За все, что от жизни знаю,
Что в сердце ношу своем.

За время, за век огромный,
Что выпал и мне с тобой,
За все, что люблю и помню,
За радость мою и боль.

За горечь мою и муку,
Что не миновал в пути.
За добрую науку,
С которой вперед идти.

За то, что бессменно, верно
Тебе служить хочу,
И труд мне любой безмерный
Еще как раз по плечу.

И дерзкий порыв по нраву,
И сил не занимать,
И свято на подвиг право
Во имя твое, во славу
И счастье, Отчизна-мать!

Анализ стихотворения Твардовского «Спасибо, моя родная…»

Благоговейное почтение, с которым герой Твардовского относится к родине, напоминает теплые сыновние чувства. Поэт сближает два дорогих сердцу образа: мысли солдата, находящегося на чужой «немилой стороне», обращены к Матери-земле. Заветная мечта повествователя «Василия Теркина» - вернуться живым в родные места, без которых невозможны мечты о мирном будущем. Путешественник из поэмы «За далью - даль», следуя народным традициям, уважительно именует Россию матушкой. Столь высокого статуса удостаиваются Волга и Москва - два топонима-символа.

Произведение 1955 г., посвященное патриотической теме, открывается формулой благодарности. В зачине возникает еще одна ассоциация, традиционная для поэтики Твардовского: родина отождествляется с семейным гнездом, отчим домом.

Перечисление причин, послуживших поводами для признательности, занимает основную часть текста. Закономерно появление лексико-синтаксической анафоры, организующей композицию. Художественный прием позволяет выявить многогранность аспектов духовной связи: земля предков воспитала характер, сформировала систему ценностей, одарила опытом. С ней связаны милые заветные воспоминания.

Противоречивость жизненного пути выражена рядом оппозиций, которые включены в общий комплекс, объединенный семантикой благодарности. Поэт формирует два противоположных эмоциональных полюса, передающих положительную и отрицательную реакцию: радость и горестные муки, боль. Даже негативные чувства способны принести пользу: они воспринимаются как последствие справедливого наказания, поучительного урока, служащего залогом будущего успеха.

Ощущение крепкой, кровной связи с родимым краем благотворно сказывается на психологическом состоянии субъекта речи. Положительный результат такого взаимодействия изображен в двух последних строфах: герой-патриот воодушевлен, полон сил и желания честно служить матери-Отчизне. Ее прославление, счастье, «безмерный» творческий труд - в исполнении этих высоких целей лирический герой видит смысл существования.

В концовке автор вновь обращается к приему перечисления: он моделирует однородные предложения, при этом соединительный союз выступает в роли лексической анафоры. Риторическая фигура придает экспрессивность тексту. По мере ее разворачивания возрастают торжественные интонации, достигающие кульминации к финалу.