М.Ю. Лермонтов

«Смерть поэта»

Время создания

Основная часть «Смерти поэта» была написана 28 января 1837 года. Пушкин умер 29 января, но слухи о его гибели распространялись в Петербурге накануне. 7 февраля были написаны заключительные строки, которые начинаются словами «А вы, надменные потомки…». Эти строки Лермонтов адресовал людям, которые оправдывали поведение Дантеса и Геккерна. За дни, отделяющие первую часть стихотворения от заключительных строк, произошло много событий. Лермонтов сумел полнее оценить масштаб национальной трагедии и обоснованно обвинить высшую знать в гибели поэта.

Тема

Основные темы стихотворения: конфликт поэта и толпы, божественный дар поэта и его обречённость на гибель.

Главная мысль (идея)

Хотя речь в стихотворении идёт о трагической судьбе конкретного человека, Лермонтов трактует происшедшее как проявление вечной борьбы добра и света со злом и жестокостью. Судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще. По мнению автора, причина гибели Пушкина в том, что светское общество не понимает «его свободный, смелый дар», вследствие чего поэт обречён на одиночество, которое не может вынести. Чуждый для поэта мир - причина его гибели.

Поэтика

Жанр - лирическое стихотворение, соединяющее черты элегии (первая часть) и сатиры (последние 16 строк). Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, но во второй части он сменяется вольным (четырёх-, пяти-, шестистопным) ямбом, к которому Лермонтов часто прибегал в своей лирике.

В стихотворении выделяются три относительно самостоятельные части.

Первая часть - описание чувств, вызванных гибелью поэта. Его убийство - неизбежное следствие его давнего одинокого противостояния «свету». В первой строфе этой части изображён романтический образ Поэта.

Очень важен такой образ: «невольник чести». Это цитата из поэмы Пушкина «Кавказский пленник». В нём отражены биографические подробности смерти Пушкина. И в то же время речь идёт не столько о светской чести, сколько о чести поэта, не способного изменить своей правде, своему данному свыше дару. Таково понимание чести Лермонтовым.

Ещё одно ключевое слово второй строфы - «убийца». Он не противник, не неприятель, не дуэлянт. У убийцы «пустое сердце», он заброшен к нам «по воле рока», это не столько конкретное лицо, сколько исполнитель «приговора судьбы.

Следующая часть стихотворения - именно элегия, наполненная отсылками к пушкинским произведениям. Например, «сражённый, как и он, безжалостной рукой» - аналогия с Ленским.

Вторая часть построена на антитезах, противопоставляющих «светскую чернь» поэту. В ней слышна скорбь автора о преждевременной смерти поэта:

Убит!.. к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Конец пятой строфы перекликается с первой: «жажда мести» - «жажда мщенья», «оклеветанный молвой» - «коварный шёпот насмешливых невежд», «угас светоч» - «приют певца угрюм».

Финальная часть стихотворения - гневная и обличительная речь, обращённая к «светской черни». Лирический герой прямо выражает своё отношение с помощью перифраз: «надменные потомки известной подлостью проставленных отцов», «жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи!», «наперсники разврата».

Пафос стихотворения выражают такие приёмы: восклицания («Погиб поэт!», «Убит!»), повторы (значение «убит» повторяется в целом ряде слов: «пал», «угас, как светоч», «увял», «взят могилой», «сражённый», «умер», «замолкли звуки чудных песен»), переносы («он мучений / Последних вынести не мог», «Его убийца хладнокровно / Навёл удар»), паузы, повторы-подхваты («Один, как прежде … и убит! Убит!», «Что ж? Веселитесь…»), эпитеты («гордой головой», «свободный, смелый дар», «пустое сердце», «миг кровавый», «ревности глухой»); метафоры («пустых похвал хор», «жалкий лепет оправданья», «злобно гнали дар», «На ловлю счастья и чинов заброшен», «И прежний сняв венок - они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него»); сравнение («как светоч»).

Стихотворение «Смерть поэта» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1837 году, в дни смерти Пушкина. Принято считать, что поэт в доме Пушкина тогда не был – болезнь помешала. В тот период служил в Лейб-гвардейском гусарском полку в Царском Селе, и под предлогом болезни он уехал в Петербург, где поселился в бабушкиной квартире, на Садовой улице. Здесь он дописал знаменитые шестнадцать строк к произведению. Ряд исследователей высказывают версия о том, что поэт мог побывать у дома Пушкина в дни его смерти. Как отмечает В.И. Кулешов, «Смерть поэта» «поражает точным знанием… всей ситуации, обусловившей гибель Пушкина. …Лермонтов мог быть осведомлен обо всем, что творилось в доме Пушкина перед дуэлью через Святослава Раевского… Многое знать он мог через Екатерину Алексеевну Долгорукую, которая была подругой Натальи Николаевны Гончаровой еще до замужества. Лермонтов был товарищем ее мужа, Р.А. Долгорукого…Но особо следует выделить роль Ивана Гончарова в качестве информатора Лермонтова. Иван Гончаров, один из братьев жены Пушкина,… служил с Лермонтовым в том же полку. Когда надо было гасить назревшую ноябрьскую дуэль Пушкина, то именно Иван был срочно откомандирован женой поэта в Царское Село, чтобы обо всем поставить в известность Жуковского… Именно Иван Гончаров по-семейному мог поведать Лермонтову о «позоре мелочных обид», терзавших сердце Пушкина» . Известно, что в одном из списков произведения был авторский эпиграф, взятый из трагедии французского драматурга Ж. Ротру «Венцеслав»:


Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу…

Стихи Лермонтова вызвали горячий отклик среди его современников, они распространялись в десятках списков, поэт стал известным. В результате он был арестован и переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.
«Смерть поэта» мы можем отнести к гражданской лирике, с элементами философского раздумья. Основная тема произведения – трагическая судьбы поэта в современном обществе. С точки зрения жанра произведение синтезирует черты элегии, оды, сатиры и памфлета.
Стихотворение насыщено литературными реминисценциями. Так, начало его напоминает нам о пушкинской поэме «Кавказский пленник»: «Погиб поэт! – невольник чести». Другая строчка («Поникнув гордой головой») содержит реминисценции из пушкинских стихотворений «Поэт» («не клонит гордой головы») и «Андрей Шенье» («Ты не поник главой послушной»). Назвав поэта «невольником чести», автор затем говорит о другой «неволе» – жизни поэта в «душном свете»:


Не вынесла душа Поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!

Так постепенно открывается читателю внутренний облик поэта – человека гениального, обладающего чувством собственного достоинства, тонкого, ранимого, одинокого, готового защищать свою честь. Но вместе с тем имя поэта не названо, и образ его предельно обобщен в стихотворении. Конкретизации нет и в описании жизненной ситуации. Конкретизации нет и в описании жизненной ситуации.
Поэт пал «с свинцом в груди», смерть обрисована символически («Увял торжественный венок»). Здесь мы можем отметить жанровые черты оды: использование символов вместо бытовой конкретизации, употребление выражений высокого стиля.
Одновременно здесь намечается и образ светского мира, который не способен оценить и сберечь гения, который предстает перед нами как злая, жестокая гонителей толпа:


Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?

Имени «убийцы» автор также не называет в стихотворении, образ этот тоже достаточно обобщен. Вместе с тем Лермонтов использует прием антитезы: «убийца» противопоставлен Поэту по своим душевным качествам. «Пустое сердце», «подобный сотням беглецов», охотник за «счастьем» и «чинами», человек, презирающий чужую культуру и обычаи. В авторском голосе здесь появляются гневные, обличительные интонации, мы чувствуем его страстное негодование:


Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..

Во второй части стихотворения появляются грустные, элегические ноты, элегическая лексика и образы. Говоря о трагической судьбе Поэта, автор сравнивает его с Ленским и Андреем Шенье, которому адресовал свое произведение Пушкин:


И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.


Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.

Одновременно здесь продолжает развиваться тема светского мира, людей подлых и жестоких, способных на обман, ложь, предательство, коварство, интриги:


Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет, завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?

Именно вступив в этот круг «клеветников ничтожных», Поэт сделал себя уязвимым, обрек себя на гибель. Здесь автор развивает романтический мотив противостояния героя и толпы. Конфликт этот изначально неразрешим, что придает произведению элемент трагедийности.


И прежний сняв венок – они венец терновый,
Увитый лаврами надели на него;
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело…

В финале стихотворения появляются черты сатиры, памфлета. Здесь звучат гневные обличительные ноты. Автор не скрывает своего гнева, напоминая гонителям Поэта о божьем суде:


Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – все молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.

Вся последняя часть звучит как политическая декламация. Лермонтов предрекает палачам Поэта гибель, выносит им страшный приговор:


И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

В последней части мы также встречаем литературные реминисценции. Тема «новой знати» вызывает в нашей памяти стихотворение Пушкина «Моя родословная», а строчка «Таитесь вы под сению закона» напоминает нам пушкинскую оду «Вольность» («Склонитесь первые главой под сень надежною закона»).
Композиционно в произведении выделяются три части. В основе первой части лежит принцип антитезы – противопоставления Поэта и убийцы. Во второй части автор передает свое чувство грусти и сожаления о безвременной гибели Поэта и создает образ светского мира как некоего замкнутого круга, из которого нет спасения. Третья часть – гневная, обличительная инвектива бездушной толпе гонителей Поэта. Как отмечает С.И. Кормилов, «стихотворение обладает элементами сюжета, как повествовательное произведение… и вместе с тем оно имеет форму монолога с риторическими вопросами и восклицаниями, напоминающего театральный. <…> Автор обращается… к разным «слушателям», в основном к тем, кто может ему (и Пушкину) сочувствовать, но внешне это никак не выражено, зато в двух местах… слово автора прямо адресовано гонителям поэта. Такое оформление монолога не случайно. Мы видим продолжение неравного поединка – одного против всех. Светская «толпа» обличается трижды: в начале, ближе к концу стихотворения и в последних строках. К фигуре непосредственного убийцы автор обращается лишь один раз.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом (во второй части – вольный ямб. Использованы различные способы рифмовки: перекрестная, кольцевая, парная. Автор использует разнообразные средства художественной выразительности: метафору («на ловлю счастья и чинов», «Свободы, Гения и Славы палачи»), сравнения («Угас, как светоч, дивный гений»), эпитеты («гордой головой», «смелый дар», «дивный гений», «чудной силой»), анафору («Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным…»), ассонанс («Поникнув гордой головой») и аллитерацию («Пал оклеветанный молвой»).
Стихотворение было высоко оценено современниками поэта. А.В. Дружинин писал: «Когда погиб , перенесший столько неотразимых обид от общества, еще не дозревшего до его понимания, – мальчик Лермонтов в жгучем поэтическом ямбе первый оплакал поэта, первый кинул железный стих в лицо тем, которые надругались над памятью великого человека. Немилость и изгнание, последовавшие за первым подвигом поэта, Лермонтов, едва вышедший из детства, вынес так, как переносятся житейские невзгоды людьми железного характера, предназначенными на борьбу и на владычество» .

1. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века: Учебное пособие для вузов. М., 2005, с. 228.

2. Дружинин А.В. Сочинения Лермонтова. – Воспоминания. Собр. соч., т. 7, СПб, 1865, с. 431.

Стихотворение Лермонтова «Смерть поэта» отличается сложной композицией. В ряде исследований обосновывается взгляд на трёхчастность стихотворения и утверждается, что первые 33 стиха напоминают гневную инвективу, в последующих 22 стихах преобладают элегические мотивы, а в знаменитом «прибавлении», состоящем из16 стихов, страстно звучит тема никчёмности и пустоты общества, погубившего поэта.

Такое стремление к упорядоченности взгляда на общую композицию стихотворения, которое в целом было бы удобно для его школьного разбора,
всё же не имеет ярко выраженных оснований.

Ноты страстного обличения света проходят через всё стихотворение; во всех его частях перед читателем предстаёт и личность Пушкина от «юных лет» до трагической гибели; настойчиво обозначена в стихотворении и тема положения поэта в современном обществе, которая пронизывает всё произведение.

В поисках последовательности школьного анализа стихотворения «Смерть поэта», которое представляет собой «удивительный сплав элегии и сатиры», нельзя не обратить внимания на внешнюю графику стихотворения, то есть на его неравновеликие части, которые отделяются друг от друга пробелами, а заключительная часть – «прибавление» в разных изданиях отделяется от основной части либо звёздочкой, либо линейкой.

Всё стихотворение состоит из графически выделенных шести частей, каждая из которых неравноценна по количеству включенных в неё стихов: в первой части — двадцать стихов, во второй — тринадцать, в третьей — пять, в четвёртой — шесть, в пятой — двенадцать стихов. Все эти части и составили текст стихотворения, написанного 28 февраля 1837 года, когда Пушкин был ещё жив, но Петербург был уже полон слухами о смерти поэта. Наконец, «прибавление», созданное Лермонтовым 7 февраля 1837 года, состоит из шестнадцати стихов.

Перечитывание первой части сопровождается вопросом, какими чувствами пронизаны размышления автора о смерти Пушкина. В этой части стихотворения чувство горечи, скорби от невосполнимой утраты соединяется с негодованием, гневным обличением виновников гибели поэта. Интонационно-синтаксический анализ первой части стихотворения позволит сосредоточить внимание на её жанровых особенностях, подчеркнуть свойственное её стилистике ораторское начало.

Первая часть «Смерти поэта» представляет собой строго организованный четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой, разнообразный по своему интонационно-мелодическому рисунку. Речевой период включает в свой состав
три восклицательных, два вопросительных и одно повествовательное предложение.

Интонационный строй этой части стихотворения обогащают и так называемые неконечные восклицательный и вопросительный знаки, которые относятся к отдельным частям предложения («Погиб поэт!», «Убит:», «Что ж?»). Экспрессия восклицания, преобладающая в первых трёх четверостишиях периода, ёмко
передаёт глубокую взволнованность поэта в связи с трагической утратой. Интонация вопрошания, властно вторгающаяся в третью и четвёртую строфы, адресована гонителям поэта и пронизана нотами обличения, негодования.

Заключительная строфа первой части стихотворения, начинающаяся вопросом «Что ж?», характеризуется снижением интонации, носит повествовательно-описательный характер. В ней тесно соединяются мотивы невозвратимой утраты и скорби. Завершённость и цельность речевому периоду сообщает смысловая перекличка начальной и конечной строфы (кольцевая композиция). Ораторская интонация всей первой части тесно связана не только с синтаксическими началами, но и с началами лексическими.

Обращаясь к мотивам гибели поэта, школьники назовут синонимические глаголы, которыми насыщен весь речевой период: «погиб», «пал», «убит» (нельзя не обратить внимания на контактный повтор слова «убит», который в обоих случаях сопровождается восклицательным знаком), «угас», «увял». Глаголы с приставкой «у» («угас», «увял»), заключающие этот ряд и обозначающие полноту проявления действия, являются частью запоминающихся метафор:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Нет сомнений, что опираясь только на текст первой части стихотворения, обратим внимание на эпитеты «дивный гений», «свободный, смелый дар», «гордой головой» И на слова «восстал он против мнений света», в которых содержится оценка Пушкина, поэта и человека, и которые найдут развитие в последующих частях стихотворения.

Дополняют облик поэта и слова «невольник чести», заимствованные Лермонтовым из I части пушкинской поэмы «Кавказский пленник», не лишённой автобиографических черт:
Невольник чести беспощадной,
Вблизи видал он свой конец,
На поединках твёрдый, хладный,
Встречая гибельный свинец.

Если первый речевой период. судя по черновому автографу, был написан почти без исправлений (внесены исправления лишь в 15-й и 19-й стихи), то второй период, состоящий из тринадцати стихов, подвергся значительной правке, особенно второе четверостишие. автограф которого затруднителен для чтения. И это даёт основание предполагать, что, кроме известного чернового автографа, возможно, существовал и несохранившийся автограф, который и переписывался «в десятках тысяч экземплярах».

Вторая часть стихотворения написана тем же энергичным четырёхстопным ямбом, что и первая, но в систему рифмовки вносятся изменения: наряду с перекрёстной рифмой появляются смежная и охватная. Первые четыре стиха воссоздают картину дуэли.

Последующие девять стихов, начинающиеся вопросительным предложением «И что за диво?», содержат уничтожающую характеристику убийцы. Внимание учеников сосредоточится на оппозиции местоимений «нам», «нашей», В которых автор стихотворения объединяет себя с теми, кому дорог поэт, олицетворяющий русскую славу, и трижды повторенного местоимения «он», обозначающего равнодушного иноземца. Экспрессия восклицания второго речевого периода, передающая негодование поэта, подчёркнута и общим лексическим строем, и повторением отрицательных глаголов в начале стихотворных строк: «Не мог щадить … », «Не мог понять … ».

В пятой части стихотворения трудно пройти мимо противопоставления местоимений они — он. Особенностью лирики как рода литературы является высокая значимость номинаций-местоимений, которые вытесняют в
стихотворении имена собственные. Герои лирического сюжета, как правило, упоминаются именно в местоимениях.

В стихотворении «Смерть поэта» ни разу не названо имя Пушкина. И даже в заглавии стихотворения его имя не упоминается, но читатель, зная обстоятельства жизни поэта, понимает, что стихотворение посвящено именно Пушкину.

Последняя часть стихотворения, знаменитое «прибавление», была написана 7 февраля 1837 года в ответ на суждения тех, кто оправдывал убийцу Пушкина.

Насыщенность заключительных строк восклицательными предложениями не
только усиливает обличительное начало, свойственное стихотворению: в этой его части «обвинение вырастает в проклятие».

Начальные четыре стиха заключительной части «Смерти поэта», представляющие собой усложнённое обращение, заставляют вспомнить слова из стихотворения Пушкина «Моя родословная» — «Родов дряхлеющий обломок/ (И, по несчастью, не один), / Бояр старинных я потомок». Лермонтов не только заимствует пушкинскую метафору «обломки … родов», но и сохраняет рифму «обломки — потомки», используя рифмующиеся существительные во
множественном числе, а не в единственном, как у Пушкина.

Резкость обличительной позиции поэта подчёркнута в заключительных стихах сложной сменой ритма, взволнованным, «прерывающимся синтаксисом преобладающих в этой части восклицательных предложений, пронзительной лексикой и ёмкими словосочетаниями («жадною толпой», «таитесь», «злословье»), контрастным сопоставлением («чёрная кровь» — «праведная кровь»).

Своеобразным авторским комментарием к стихотворению, в том числе к его заключительной части, является «Объяснение корнета лейб-гвардии
Гусарского полка Лермонтова», написанное между 19 и 23 февраля, в котором поэт, имея в виду гонителей Пушкина, подчёркивал: «Невольное, но сильное негодование вспыхнуло во мне против этих людей, которые нападали на человека, уже сражённого рукой Божией, не сделавшего им никакого зла и некогда ими восхваляемого … ».

0 / 5. 0

Первые сохранившиеся стихотворения Лермонтова написаны четырнадцатилетним мальчиком. С этого времени Лермонтов сочиняет в разных литературных родах и жанрах: два романа (оба остались неоконченными), шесть драм, более двадцати поэм. Среди множества лирических стихотворений (их за пять лет Лермонтов написал более трехсот) лишь очень немногие оказываются эстетически значительными. Для раннего периода лермонтовского творчества (Б. М. Эйхенбаум называет его школьным) важны не отдельные художественные удачи, а тенденции, поэтические принципы. Это была лермонтовская творческая лаборатория, школа стиля, без которой не могли появиться «Бородино», «Дума» и «Родина».
Используя отдельные биографические детали, Лермонтов создает образ лирического героя, связывающего более и менее удачные произведения в единое целое, своеобразный лирический роман, герой которого, однако, существенно отличается от пушкинского Автора в «Евгении Онегине».
За спиной Пушкина в эпоху работы над романом в стихах были несколько поколений родовитых предков, лицейская дружба, признание Державина, Жуковского и Чаадаева, восхищение читателей «Руслана и Людмилы» и «Цыган». Лермонтов мог противопоставить этому лишь легендарного шотландца Лермонта, от которого пошла фамилия, любовь бабушки да свои стихи – и больше ничего.
Лермонтовский лирический герой одинок, лишен близкого круга родных и друзей и вообще опоры в окружающем мире. В мире Лермонтова, в отличие от реальной жизни, нет ни бабушки, ни няни, ни университетских товарищей, ни хотя бы соседей на пирушке.
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье – все готовы, –
Никто не хочет грусть делить.
Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как, судьбе послушно,
Года уходят будто сны…
(«Одиночество», 1830)

Не забудем: об уходящих годах, страданиях и судьбе пишет шестнадцатилетний мальчишка!
Мотив одиночества многократно повторяется в лермонтовских стихах: «Один среди людского шума / Возрос под сенью чуждой я» («Один среди людского шума…»), «Как я забыт, как одинок» («Ночь»), «Я одинок над пропастью стою» («Дай руку мне, склонись к груди поэта…»), «И я влачу мучительные дни / Без цели, оклеветан, одинок» («1831-го июня 11 дня»).
Однако отчуждение героя компенсируется богатством внутренней жизни. В его душе таятся несметные сокровища: он мечтает о славе, жаждет любви, наслаждается природой, взывает к Богу, вспоминает прошлое, заглядывает в будущее, иногда высказывает поразительные пророчества.
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…
(«Предсказание», 1830)

Конечно, в большинстве стихотворений и поэм Лермонтов воспроизводит распространенные мотивы романтической поэзии, часто прямо используя любимых Байрона и Пушкина (у него любят обнаруживать так называемые лермонтовские плагиаты – многочисленные цитаты из предшествующей литературы). Однако уже в этих ранних стихах проявилось важное свойство лирического героя: интенсивность, подлинность, масштабность чувства. То, что для других было игрой или позой, становилось для Лермонтова жизнью.
«Романтизм 30-х годов задыхался от собственной грандиозности – он был преисполнен грандиозными темами, грандиозными характерами, страстями, словами. И ни для кого не было тайной, что это только слова, – замечает известный литературовед Л. Я. Гинзбург. – Но вот совершается литературное чудо. <…> Поэтический мир начинающего Лермонтова проникнут единством и подлинностью, в которой нельзя обмануться. Подлинностью любви, вражды, страданий, раздумий. Большие слова на этот раз равны своему предмету – молодой героической душе человека» («О лирике»).
Лермонтов «оправдал патетическую поэтику». Романтизм с идеей бегства в иной мир стал для него не литературной игрой, а жизненной задачей. Творчество оказалось не только отражением, но и компенсацией не полученного в реальной жизни.
Поэт – не только автор, но и главный герой лермонтовского мира. Не случайно поэтому «Смерть поэта» (1837) стала переломным произведением, благодаря которому Лермонтов из уединенного «поэта для себя» стал поэтом для всех – защитником и наследником Пушкина в русской культуре.
Пушкин ни разу не называется по имени. Лермонтов не делает попытки ни нарисовать узнаваемый пушкинский портрет, ни дать какие-то биографические черты или подробности дуэли. Разбросанные в стихотворении детали создают идеализированный образ Поэта вообще, великого, но одинокого творца с трагической судьбой. Он – певец (подобный Ленскому), создатель чудных песен, светоч, дивный гений, со славным челом и гордой головой, его дар – свободный и смелый.
Противостоящий ему мир изображен столь же обобщенно, но в резко отрицательном, обличительном ключе: это свет завистливый и душный, насмешливые невежды и ничтожные клеветники, с ложными словами и ласками. Беспощадна и характеристика не противника на дуэли (как это было в реальности), но – хладнокровного убийцы с пустым сердцем и недрогнувшей рукой, который дерзко презирает земли чужой язык и нравы (то есть национальные традиции, культуру, которую как раз и воплощает поэт).
Такой конфликт и контраст возникает в основной части стихотворения. Но через несколько дней, после разговора с оправдывавшим Дантеса родственником, Лермонтов дописывает шестнадцать стихов, благодаря которым смысл стихотворения существенно меняется, ужесточается.
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи!..
Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он недоступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

«Уже в первой части социальный убийца Пушкина назван верно, но слишком широко („свет"), а конфликт между „светом" и Пушкиным изображен с точки зрения русского сентиментализма (истинный мир дружбы, счастья, муз и ложный мир светского ничтожества и лицемерия). Вся эта первая часть и стилистически принадлежит старой русской традиции; она вся полна пушкинских словосочетаний, почти пушкинских стихов. <…> Прямой речевой оскорбительности нет; самые резкие слова („клеветникам ничтожным", „насмешливых невежд") представляют полуцитаты из Пушкина, а мысль, ими выраженная, принадлежит мировоззрению сентиментализма. Совсем иначе, новым языком сатирической агрессии, написана вторая часть. Слова оскорбительны и беспощадны („известной подлостью", „наперсники разврата", „всей вашей черной кровью"). Напоминание об отцах новой аристократии, т. е. о любовниках Екатерины II и придворных подлецах Павла I, задумано как несмываемое, кровавое оскорбление врага. От сентиментальной концепции (искусственная жизнь света и правдивая жизнь великого человека) не осталось и следа; на ее месте – новая концепция: Пушкин убит злодеями» (Л. В. Пумпянский. «Стиховая речь Лермонтова»).
Не случайно один из списков «Смерти поэта», дошедший до царя, содержал приписку: «Воззвание к революции». Конечно, это было преувеличение: в эпиграфе Лермонтов прямо обращался к верховной власти. Но удивляла и поражала несанкционированная смелость и резкость высказывания.
Обличение убийцы и света было личным поступком другого поэта и поэтому выглядело вызывающе. Используя позднейшее авторское определение, Л. В. Пумпянский утверждает, что уже в «Смерти поэта» появляется лермонтовский железный стих. Интонация, высокий стиль и лексика оды служат в данном случае иной цели: не прославления, а гнева, отрицания, сатиры.
Тематика «Смерти поэта» продолжается и развивается в «Поэте» (1838). Композиция стихотворения строится на развернутом сравнении: кинжал – поэт. Чуть ранее Лермонтов уже использовал это сопоставление в финале «Кинжала» (1838): «Да, я не изменюсь и буду тверд душой, / Как ты, как ты, мой друг железный».
Первая часть «Поэта» представляет собой «текст в тексте», почти самостоятельную балладу о кинжале (в предшествующем стихотворении была лишь кратко намечена его история: кинжал ковал «задумчивый грузин», точил «черкес свободный», а подарила «лилейная рука» любимой девушки). Этот кинжал сменил четырех хозяев. Сначала он служил по назначению «наезднику в горах», использовался в сражениях, и его украшение казалось «нарядом чуждым и постыдным». Потом, после гибели горца (мы не узнаем ни его национальности, ни конкретных обстоятельств произошедшего), он был взят «отважным казаком» и после продажи оказался «в походной лавке армянина», где его, видимо, обнаружил последний владелец, украсивший им стену, превративший грозное оружие в бесславную и безвредную «игрушку золотую».
Вторая часть стихотворения организуется цепью риторических вопросов, прямо обращенных к современному поэту. Судьба поэта повторяет путь кинжала: и в его жизни высокое прошлое сменилось безотрадным настоящим. Прежде «мерный звук твоих могучих слов / Воспламенял бойца для битвы». Поэзия сопоставляется с вещами, необходимыми в переломные, важнейшие моменты человеческой жизни: чаша для пиров, фимиам в часы молитвы.
Апология поэтического слова увенчивается замечательной строфой:
Твой стих, как Божий дух, носился над толпой;
И отзыв мыслей благородных
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.

Лермонтов не конкретизирует границ нашего века, но контраст, на котором строится стихотворение, очевиден. В неком баснословном прошлом, героическом веке, поэтическое слово было столь же острым и необходимым оружием, как кинжал; оно воодушевляло и объединяло толпу «во дни торжеств и бед народных», превращая ее в народ.
В современности произошел обратный процесс. Народ превратился в толпу, которую тешат «блестки и обманы», а поэт «свое утратил назначенье», променял «данную Богом власть» на злато, оказался «осмеянным пророком».
Этот финальный образ перебрасывает мостик к одному из последних лермонтовских стихотворений, в сущности, завершающему тему поэта и поэзии. «Пророк» (1841), как и многое в лермонтовском творчестве, вступает в диалог с одноименным стихотворением Пушкина (1826), продолжает его лирический сюжет.
Пушкинский пророк после мучительной операции преображения обретал великое слово, способное, в свою очередь, потрясти мир.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
(«Пророк»)

Лермонтовский герой, тоже получивший «всеведенье пророка» от «вечного судии», Бога, пытался жечь сердца глаголом (словом), но получил в ответ лишь злобу, ненависть, побиение камнями (почти каждый лермонтовский образ имеет библейский прототип). И он бежит в пустыню, где проповедует лишь зверям (твари земной) и звездам. И это стихотворение завершается образом «осмеянного пророка»:
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами.
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм и худ и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

Лермонтовский пророк, однако, не всегда удаляется от мира. В других лермонтовских стихотворениях он сам становится грозным судией. Превращаясь то в безнадежно влюбленного, то в презрительного наблюдателя на балу, то в скорбного мыслителя, он регулярно напоминает о себе, вступает в бесконечную тяжбу с миром. Мятежность, непримиримость, протест против привычных истин определяют многие лермонтовские лирические темы.
Железный стих, определивший содержание и интонацию «Смерти поэта», распространяется далеко за пределы этого стихотворения.

Злобина Анастасия

Данная исследовательская работа содержит сравнительный анализ нескольких стихотворений, написанных разными поэтами, одновременно откликнувшимися на смерть Пушкина. Обучающаяся анализирует язык, стиль, систему образов, эмоциональное состояние авторов, что сближает и что отличает друг от друга данные лирические произведения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
с углубленным изучением отдельных предметов п. Восточный
Омутнинского района Кировской области

Исследовательская работа

Сравнительный анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» со стихами современников, также откликнувшихся на гибель А. С. Пушкина

Выполнила Злобина Анастасия

ученица 9 Б класса

Руководитель работы

учитель русского языка и литературы

Серебрякова Елена Витальевна

2014 Оглавление

  1. Введение стр.2
  1. Глава 1 Чувства и настроения ранней лирики Лермонтова стр.3

Глава 2 Характер лирического героя в стихотворении М. Ю. Лермонтова

«Смерть поэта» стр.4

Глава 3 Сравнительный анализ стихотворений М. Лермонтова, В. Жуковского, Ф.Тютчева и А. Полежаева

Параграф 3. Тема возмездия стр.6

  1. Заключение стр.7
  1. Библиографический список стр.8
  1. Приложение стр.9-11

Введение

Актуальность исследования

15 октября 2014 года исполняется 200 лет со дня рождения великого русского поэта, прозаика, драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова. За 27 неполных лет своей жизни Лермонтов оставил уникальное творческое наследие, сочетающее в себе гражданские, философские и личные мотивы и имеющее исключительное значение не только для отечественной, но и для мировой культуры.

Как А. С. Пушкин, так и М. Ю. Лермонтов задумывался о судьбе поэта в обществе и в мире, но, в отличие от Пушкина, для которого участь поэта могла быть печальна, но могла быть и наполнена радостью творчества, восторгом вдохновения, для Лермонтова она была часто трагична и связана с непониманием и гонением. Подтверждение своим мыслям о тяжкой и суровой доле певца-поэта Лермонтов нашел в гибели Пушкина.

На смерть А. С. Пушкина откликнулся не только Лермонтов, но и многие другие современники. У кого из известных в России поэтов того времени есть стихи на эту тему, как в них воспринимается это трагическое событие, в чем увидели поэты причину гибели Пушкина? На эти вопросы я попыталась ответить в своей исследовательской работе.

Проблема

Каким видел Лермонтов отношение к поэту и какой видел судьбу поэта в современном обществе?

Цель исследования

Выявление новаторского, революционного характера стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» в сравнении со стихами современников, посвященными этой же теме.

Задачи исследования

1. Выявить чувства и настроения ранней лирики Лермонтова

2. Раскрыть характер лирического героя в стихотворении «Смерть поэта»

3.Провести наблюдения над темой, проблематикой, языком, стилем, системой образов, изобразительно-выразительными средствами выбранных стихотворений

4. Выяснить, как в стихах разных поэтов

*объясняется причина гибели А. С. Пушкина

*отображается образ убийцы А. С. Пушкина

*поднимается тема возмездия

Основная часть

Глава 1

Чувства и настроения ранней лирики Лермонтова

Поэзия Лермонтова – явление сложное, порождённое определённой исторической эпохой. Страстное желание понять своё назначение, понять психологию героя своего времени, понять исторические судьбы Родины и народа – всё это определило содержание и стиль лермонтовской лирики. Глубокий психологизм, тонкий анализ человеческой души, в первую очередь своего собственного внутреннего мира, гневные обличения – таковы особенности творчества Лермонтова, определившие его язык и стиль.

Для ранней лирики Лермонтова характерны тоска по свободе, ненависть к рабству, вера в неизбежную гибель тирана. В лексике широко используется словарь декабристской лирики, слова – символы, связанные с идеалом свободы и ненавистью к рабству: рабство, цепи, отчизна, свобода, святая вольность, тиран и т.д. Эти слова знакомы нам по произведениям Рылеева, Грибоедова, молодого Пушкина.

Но у Лермонтова по- иному звучат мотивы и образы декабристской поэзии. В стихах Рылеева и молодого Пушкина мы слышим ораторские интонации, бодрый, оптимистический призыв к борьбе. Жажда деятельности наполняет и стихи юного Лермонтова, но они приобретают пессимистическую окраску, так как поэт осознаёт неосуществимость своих желаний.

Лирический герой раннего Лермонтова обращается к самому себе или близкому другу, он не произносит речей, а размышляет над своей судьбой, пытается разобраться в своём внутреннем мире. Его стихи - не призыв к борьбе, а лишь тоска по борьбе («так жизнь скучна, когда боренья нет…»), глубокие мучительные раздумья.

Глава 2

Характер лирического героя в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта»

29 января 1837 года лучших людей России поразила страшная весть: Пушкин смертельно ранен на дуэли. Их гнев и скорбь, их чувства и мысли выразил дотоле никому не известный молодой поэт – М.Ю. Лермонтов. Герцен сказал, что выстрел Дантеса, убившего Пушкина, разбудил душу Лермонтова.

Всенародное горе, страстное негодование заставили по-новому зазвучать поэзию Лермонтова. От раздумий и самоанализа поэт обращается к гражданской лирике. Перед нами уже поэт-оратор, поэт-трибун, и голос его звучит, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».

Стихотворение представляет собой лирический монолог, в котором гневная речь поэта-оратора состоит из резко меняющихся по своей ритмике отрывков. Столь же резко меняется тональность и стиль. С одной стороны, возвышенная, декламационная лексика, восходящая к жанру оды, с другой - плавная, задумчивая речь с воспоминаниями, размышлениями, сожалениями, обычная в элегии. С одной стороны, обличительные эпитеты, броские и негодующие:

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

С другой стороны, слова и образы, взятые из элегий:

Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять:

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать. Гневное обличение сменяется рассказом («Его убийца хладнокровно…»), затем элегическим размышлением, затем снова ораторской речью, элегией и опять декламацией («А вы, надменные потомки…») Ритм и речь передают нервное состояние и страстное переживание исполненного негодования и чрезвычайно взволнованного поэта.

Лирический герой стихотворения говорит не только о себе, он выступает от имени лучших людей России. Если раньше он лишь предчувствовал неизбежность гонений, то теперь он безбоязненно совершает гражданский подвиг, во всеуслышание обвиняя высокопоставленных убийц Пушкина и зная, что за это ждёт его неизбежная кара.

Чем особенно близок ему погибший поэт? Лермонтов видит в его жизни то же непримиримое противоречие, которое определяет и его положение в обществе: «свободный, смелый дар», «сердце вольное», «пламенные страсти» - и «завистливый и душный свет». Конфликт Поэта с окружающим его миром выглядит трагически неразрешимым. Родную душу увидел Лермонтов в своём старшем собрате, и образ поэта, нарисованный им, - это не только образ Пушкина, но и образ лирического героя самого Лермонтова.

Глава 3

Сравнительный анализ стихотворений М. Лермонтова, В. Жуковского, Ф. Тютчева и А. Полежаева

Гибели Пушкина посвятили свои стихи и другие поэты: В.А. Жуковский («Пушкин»), Ф.И.Тютчев («29 января 1837 года»), А.Полежаев («Венок на гроб Пушкина»).

Глубокая скорбь звучит во всех стихах, все поэты горестно оплакивают безвременно погибшего гения. Несколько особняком стоит по-своему замечательное стихотворение Жуковского. Прямо, непосредственно горе в нём не выражено, но глубоко трогает самый тон раздумий над прахом усопшего, самый образ мёртвого поэта, так просто нарисованный в стихотворении:

Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе

Руки свои опустив. Голову тихо склоняя,

Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем

Мёртвому прямо в глаза…

Параграф 2. Объяснение причин гибели Пушкина, портрет убийцы

Никто с такой ясностью, гражданской смелостью не обличал виновников гибели Пушкина, как автор «Смерти поэта».

Лермонтов открыто обвиняет в гибели Пушкина всю придворную клику, правящую знать, раболепствующую толпу, для которой был нетерпим сам факт существования совсем другого невольника - «невольника чести». Он дает убийцам социально-историческую, а не только нравственную характеристику: «надменные потомки известной подлостью прославленных отцов»- это новая знать, сделавшая карьеру в ущерб знатным родам, обиженным «игрою счастия». «Подлые»- значит не только морально низкие, но и люди относительно низкого происхождения. Николай 1особенно не доверял независимой старинной знати, из которой вышли многие декабристы. Пушкин гордился своим шестисотлетним дворянством и светскую «чернь» оценивал весьма сурово.

Лермонтов характеризует Дантеса, убийцу Пушкина, как ничтожество, жадного карьериста: он не просто «искатель счастья и чинов», он отправляется в Россию на их «ловлю», он не только ищет, он ловит чины и богатства. Дантес презирает язык России, то есть её культуру, поэзию, народ.

Жуковский не говорит о причине гибели Пушкина, никого не обвиняет, и мысли его над прахом Пушкина – это мысли о таинствах смерти, о загробной жизни, о вечном покое:

Что-то сбывалось над ним, и спросить мне хотелось:

«Что видишь?»

Другие поэты, в отличие от Жуковского, говорят не только о гибели Пушкина, но и о её причинах. Однако говорят они об этом глухо, туманно, полунамёками, никого прямо не обвиняя, не делая никаких политических выводов. А. Полежаев выражает глубокую скорбь, но весьма неопределённо говорит о причинах несчастья:

Когда рука его сулила

Нам тьму надежд, тогда сразила

Его судьба, седой палач!

Однажды утро голубое

Узрело дело роковое…

О, плачь, Россия, долго плачь!

Здесь иначе, нежели у Лермонтова, рисуются обстоятельства и причины гибели Пушкина. Это – «дело роковое», во всём виноваты судьба, рок. И Лермонтов, и Полежаев используют образ «палача»; но Полежаев говорит: «сразила его судьба, седой палач», а Лермонтов считает, что во всём виноваты «Свободы, Гения и Славы палачи».

Тютчев об убийце Пушкина говори т так:

Будь прав или виновен он

Пред нашей правдою земною,

Навек он высшею рукою

В «цареубийцы» заклеймён.

Параграф 3. Тема возмездия

При сопоставлении концовки лермонтовского и тютчевского стихотворений (в стихотворении Полежаева тема возмездия отсутствует) мы видим, что оба поэта апеллируют к Божьему суду. Но Тютчев решает эту тему в духе христианской религии. Обращаясь к Пушкину, он говорит:

Вражду твою пусть Тот рассудит,

Кто слышит пролитую кровь…

Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет.

Здесь речь идет о примирении (в таком смысле, как принято было говорить: «Бог ему судья»), а у Лермонтова «Божий суд» - условный образ, и грозит этот суд расплатой, местью, кровопролитием. Понятно, почему из всех поэтов, посвятивших свои стихи гибели Пушкина, каре подвергся один Лермонтов и почему именно его стихи распространились по всей России.

М. Горький сказал о Лермонтове: «…и один он проводил гроб поэта криком злобы, тоски и мести».

Заключение

Революционность лермонтовского стихотворения, отличающая его от других стихов на эту же тему, определила и его реалистичность- реалистичность образов и языка, также отличавшую его от стихов Жуковского, Тютчева, Полежаева.

Реализм «Смерти поэта» проявляется прежде всего в том, что Лермонтов раскрывает типический конфликт своей эпохи - конфликт между самодержавно-крепостнической монархией, правящими кругами и передовыми силами русского общества. Образы Лермонтова исторически и социально конкретны. Рисуется не отвлеченный образ поэта – вдохновенного певца, а типический, конкретный образ поэта, живущего в условиях самодержавно-крепостнического строя.

Библиографический список

1.Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, И. С. Збарский; под ред. В. Я. Коровиной._М.: Просвещение, 2014. - 416с.

2.Висковатов П. А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество [Текст]/ Висковатов П. А.- М.: Современник,1987. – 520с.

3. Золотарева, И. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. - 4-е изд.. перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2008.-416 с.

4. Качурин, М. Г., Шнеерсон, М. А. Изучение языка писателей [Текст] / Качурин, М. Г., Шнеерсон, М. А.-М.;Учпедгиз, 1961.- 303с.

5.Федоров Л. В. «Смерть поэта» среди других откликов на гибель Пушкина [Текст] /: статья /Лит. в школе,1967. №3 - с.32