Обучающие игры на уроках английского языка как одно из средств расширения лексических и грамматических возможностей учащихся при обобщении изученного материала.

В кратком психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Я. Ярошевского понятие «игра» обозначено следующим образом: «Игра – основная деятельность ребёнка. Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры»,

Ещё Платон, понимая игру детей как подражание деятельности взрослых, считал, что именно через игру ребёнок должен получать знания, полагая, что игра есть приготовление к жизни. Многие психологи и педагоги, такие как Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, Д. Б. Эльконин и другие выясняли её социальное значение, внутреннюю структуру, важность для развития ребёнка. А. С. Макаренко в своей работе «О воспитании в семье» писал: «…каков ребёнок в игре, таков он во многом будет в работе и в жизни, когда вырастет… В хорошей игре есть рабочее усилие и усилие мысли».

Игры, а особенно развивающие, обучающие игры, обладают большими возможностями, которые важно использовать в учебном процессе для того, чтобы дать учащимся возможность раскрыть свои способности, показать то, чему они научились, что могут и умеют в пределах изученной темы или курса. Ведь игра всегда предполагает решение - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся. А если это ещё и игра на иностранном языке?..

Дети над этим не задумываются. Для них игра прежде всего – это увлекательное занятие. Кроме того, сюжетная игра более привлекает учащихся, нежели просто выполнение подобных же упражнений, либо туров, этапов игры, проводимых на уроке фрагментально.

Поскольку зачастую ввиду ряда причин грамматический и лексический материал проходят несколько изолированно друг от друга, либо частично сочетаясь, то дети могут, усвоив одно, выпустить из вида другое. Поэтому я сочла целесообразным свести в единое целое эти два компонента, чтобы дать возможность учащимся, во-первых, закрепить в памяти сам процесс обобщения изученного материала в форме игры, а, во-вторых, стимулировать проведение игры, научить детей видеть и вычленять из предлагаемого материала тот, который им необходим, концентрировать их внимание и память, а также психологически готовить детей к речевому общению.

Обучающие игры на уроках английского языка являются одной из форм повышения учебной мотивации учащихся и положительного отношении к предмету. Они помогают отработать у детей целый ряд приёмов, направленных на концентрацию внимания: дух соревнования заставляет тренировать себя, быть более внимательными и собранными. Они также служат формой контроля знаний учащихся, повторения и обобщения изученного материала, формируют положительное отношение к изучению английского языка. И, что особенно важно, игровой метод просто необходим для снятия умственной перегрузки во время учебного процесса и является чуть ли не единственным, пожалуй, способом мотивации учебного процесса.

Основывая предлагаемые мною игры на своём собственном опыте, я всё же не могу не согласиться с автором учебного пособия «Teach, play, enjoy!», преподавателем из Санкт-Петербурга Э. П. Вакс, что игровой метод предполагает определёние алгоритма последовательных действий при проведении игры. Согласно предложенному алгоритму в вышеназванном пособии он состоит из трёх этапов:

1 Подготовка: а).алгоритм учителя и б). алгоритм обучаемого.

2. Процесс игры.

3. Подведение итогов.

А). Алгоритм работы учителя на начальном этапе:
- организация игрового пространства;

Подготовка материала к игре;
- определение задач урока;

Определение времени для проведения игры;
- рассказ об игре, её правилах;

Б). Алгоритм работы обучаемого:

Подготовить игровой материал или инструментарий;

Прослушать задачи урока, правила игры;

Уточнить то, что непонятно или не совсем ясно.

2. Процесс игры:

Проведение игры поэтапно;

Подведение итогов или награждение игроков по итогам каждого тура;

Смена материалов каждого тура или этапа игры.

3, Подведение итогов:

Подсчёт итоговых баллов;

Сравнение результатов;

Награждение.

Согласно вышеприведённому материалу, мною были разработаны алгоритмы проведения каждой конкретной игры.

Правила игры «Звёздный час».

В начале игры учащиеся, желающие заработать звезду, должны либо поздравить кого-либо с праздником (любым), либо рассказать стихотворение или спеть песню на английском языке.

Для того, чтобы дать ответ, дети поднимают табличку с номером от 0 до 6.

Если на доске нет нужного ответа, следует поднять табличку под № 0.

За каждый правильный ответ ученик получает звезду.

Перед проведением полуфинала подсчитывается количество заработанных учениками звёзд и подводятся итоги.

В полуфинал выходят ученики, набравшие наибольшее количество звёзд. Участников может быть 2, 3, 4, 5 и т.д.

В полуфинале участники разгадывают ребусы. Два участника, угадавшие и записавшие их на лист бумаги быстрее всех, выходят в финал.

В финале побеждает участник, составивший с ключевым словом кроссворд правильно и быстрее своего соперника.

Задания каждого тура учитель объясняет непосредственно перед началом тура.

ИГРА « ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС». 7 класс.

По теме 3 «Celebrate»(лексико-грамматический материал темы учебника

Т. Б. Клементьевой и Б. Монка «Happy English ‘2»: Праздники, Гороскоп,

видовременные формы английского глагола).

Задача урока –игры: обобщить материал темы, повторить лексику по темам «Праздники», «Гороскоп», времена английского глагола.

Оснащение: эмблемы праздников,

знаки Зодиака,

таблички с рабочими формулами времён английского глагола,

таблички с названиями знаков Зодиака,

таблички с номерами от 0 до 6,

звёздочки,

ПЛАН УРОКА- ИГРЫ

1. Введение в сюжет урока. Ознакомление с правилами игры.

На доске, расчерченной на квадраты, прикреплены эмблемы праздников:

St. Patric’s Day

St. Valentine’s Day

Independence Dау

Вопросы 1 тура:

1. This is a holiday when people buy a tree and decorate it with ornaments, toys, lights and sweets. (0) (Christmas)

2.Everything and everybody is Irish on that day.

(1) (St. Patric’s Day)

3.This holiday is celebrated on the 4-th of July. It is a national American holiday.

(6) (Independence day)

4. Friends & relatives come to you on that day and bring you presents.

5. Ghosts and witches come on that day. The traditional colours of that holiday are orange & black.

6. This holiday is celebrated in April. And the Bunny brings a basket of candy to children.

7. Red heart is the emblem of this day.

(3) (St. Valentine ‘s Day)

8. We begin to celebrate this holiday in December & the end of this holiday in January is the beginning of the year.

На доске прикреплены карточки с ключевыми словами к некоторым праздникам:

Jack – o – lantern

Учитель показывает картинки- эмблемы праздников:

St. Valentine’s day (5)

1-st of September (0)

St. Patric’s Day (0)

На доске прикреплены знаки Зодиака:

Учитель читает задания:

1.The Twins , two, twice – are the synonyms to the name of this Birth sign . (2)

2.It is the 12-th sign of the Zodiac. (0)

5. People of this sign are very eccentric, they are good friends. They like water

8. Girl (or maiden) is a synonym to this name of the sign. The 6-th sign (August 23- September 22) (0)

9. The name of this sign is the name of a wild animal. But the people of this sign

are good friends. (0)

10. The people of this sign like hunting and sports. (0)

На доске прикреплены таблички с формулами времён английского глагола:

will have Vз (Ved)

Учитель читает задания:

1.Это время обозначает действие, которое завершилось, а результат его налицо.

2.Регулярное действие, происходящее всегда, часто или иногда. (5)

3. Действие длится в настоящий момент времени. (0)

4. Действие произойдёт в будущем. (4)

5. Действие завершится к какому-то моменту в будущем. (3)

6. Действие длилось в какой-то момент или отрезок времени в прошлом.

7. She is reading now. (0)

8. She had been reading for 2 hours when I came home (1)

9. She read this book last month. (2)

10. Future Perfect Progressive (0)

11. Present Perfect Progressive (0)

12. Future Simple (4)

13. Past Perfect Progressive (1)

14. Present Perfect (6)

П О Л У Ф И Н А Л

Задания полуфинала: разгадать ребусы:

T h e ’ + O I L + D E A R’+ 25-th letter of the alphabet (HOLIDAY)

С Ы Н + U P + I R O N + 7-th letter of the alphabet (S PR I N G)

В финал выходят 2 ученика

Участники финала должны составить кроссворд с ключевым словом:

Побеждает участник, составивший кроссворд быстрее.

ИГРА « ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС» для 3 класса

План урока

    Введение в сюжет урока. Объяснение правил.

    I тур. Тема «Family»

На доске расположены слова 1 тура:

Предложения для выполнения 1 тура:

    She is a daughter of my sister or brother (5)

    She or he is a daughter or a son of your aunt or uncle (6)

    They are my mother and father (1)

    He is my father. And my mother’s… (2)

    She is my mother and my father’s (3)

    He is a son of my brother or a sister (4)

    He is a father of my mother (0)

8. She is a mother of my father (0)

    She is my mother’s sister (0)

III. II Тур Время Present continuous.

    I am playing now

    He is cleaning his teeth

    We are doing exercises

    They are washing faces

    You are taking a shower

    She is going to school

Предложения- задания 2 тура:

    Она сейчас играет (0)

    Они моют лица (4)

    Ты принимаешь душ (5)

    Мы делаем упражнения (3)

    Ты чистишь зубы (0)

    Мы идем в школу (0)

    Я сейчас играю (1)

    Он чисти зубы (2)

    Она идет в школу (6)

    Мы играем (0)

IV. III Тур: тема «Который час»

    It’s four o’clock

    it’s seven o’clock

    It’s eleven o’clock

    It’s three o’clock

    It’s eight o’clock

    It’s ten o’clock

Показать на часах:

  1. 10 часов (6)

  2. 7 часов (2)

    11 часов (3)

  3. 12 часов (0)

    5 часов (0)

    8 часов (5)

V. IV тур. Тематические слова.

Lion, Сrocodile

2. Aunt, Uncle, Grandmother

3. Morning, Аfternoon, Еvening

4. Chess, Tennis, Hopscotch

5. Breakfast, Dinner, Supper

6. Teacher, Pilot, Driver

Учитель называет тему:

    Professions / профессии (6)

    Family/ семья (2)

    Day/ время суток (3)

    meals/ еда (5)

  1. home/ дома (0)

VI. Полуфинал

Участники полуфинала должны «собрать» слова:

children = hidcrlne

А) Придумать кроссворд со словом «hand»

Б) разгадать ребусы:

Run’+sh’e’+ sw’im’ + 1-я буква англ. алфавита

5 буква + no’ + gi’r’l + she’

Правила игры « О, счастливчик»

В отборочном туре участвует весь класс.

Тот, кто быстро, а главное, правильно выполнит задание оборочного тура, становится участником игры;

Если два или три ученика одновременно выполнили задание, им предлагается ещё одно.

Участники игры должны ответить максимум на 15, минимум на 10 вопросов.

В распоряжении игроков есть три подсказки: - «50 на 50» (fifty-fifty)

    «помощь класса» (SOS)

    консультация учебника (look into book)

При проведении игры игрок сидит спиной к классу. Если он не может ответить на вопрос, он пользуется подсказками.

Если же он неправильно отвечает, то к игре привлекаются другие ученики. Они могут показывать таблички с правильным ответом

Ученик, правильно ответивший на вопрос, получает балл, который может ему помочь при подведении итогов урока-игры.

Викторина «О, счастливчик!»

в 9 классе по теме «Знаменитые американцы» (Great Americans)

Вопросы отборочного тура:

1. Расположите страны Соединённого Королевства в порядке увеличения их территории:

1.England 2. Scotland

3.Wales 4. Northern Ireland

2Расположите буквы английского алфавита в соответствующем порядке:

3. Расположите цвета в порядке их «осветления»:

1.Purple 2.Yellow

3. Orange 4. White

4. Расположите числа в порядке убывания:

3. Twelve 4. Twenty

5.Расположите родственников в порядке убывания родства:

1.Cousin 2.Mother

3. Uncle 4. Nephew

6.Расположите продукты по мере увеличения их «вкусности»:

3. Sugar 4. Cheese

7. Расположите модальные глаголы по мере увеличения их «обязательности»:

1.Should 2.Have to

3.To be to 4Must

8. Расположите продукты по мере уменьшения их размеров:

1.Rice 2. Grapes

9.Расположите времена английского глагола в том порядке, как происходит действие, начиная с самого раннего:

1.Past Simple 2.Present Perfect

3.Past Perfect 4.Future Perfect

10.Расположите обстоятельства места в порядке их давности, начиная с самого раннего:

1.yesterday 2.tomorrow

3.last year 4.now

11.Расположите английские праздники, начиная с самого первого от Нового года:

1.St. Valentine`s Day 2.Halloween

3.Christmas 4.Easter

12. Расположите дни недели в соответствующем порядке (по английским правилам):

1.Thursday 2.Tuesday

13.Расположите денежные единицы Америки, начиная с наименьшей:

3.Quarter 4. Nickel

14.Расположите предметы в порядке уменьшения периода их разложения с течением

3.Cans 4.Banana peel

15.Расположите имена людей согласно датам их жизни, начиная с самого раннего:

1. M. Twain 2.St. Spielberg

3. Thomas Jefferson 4. B. Franklin

16. Расположите города США по мере уменьшения числа их жителей:

1.Atlanta 2.New York

3.Boston 4.Washington

Вопросы основного тура игры.

  1. The name of great American writer London was:

3. Joey 4.Jim (2)

    On the American flag there are:

1 . Five stars 2 .Fifteen stars

3 .Fifty stars 4. Thirteen stars (3)

    «The Adventures of Huckleberry Finn» was written by:

1.Ray Bradbury 2. Lous Stevenson

4.Stephen Spielberg is the most successful:

1.Director 2.Writer

3.Artist 4.Actor (1)

5.The husband of Eleonor Rooswelt was:

1. The first president 2.Тhe second president

3. Тhe thirty second president 4.Тhe twenty second president (3)

6. Elvis Presley was born in

1. Memphis 2. Mississippi

3. New Orleans 4. Boston (2)

7. Brothers Orville and Willbur Wright invented the first

1. Telephone 2. Car

3. Computer 4. Airplane (4)

8. Ernest Hemingway wrote

3. «The Call of the Wild» 4. «Othello» (1)

9. The Charles River separates Boston from

1. Boston 2. Cambridge

3. Chicago 4. Atlanta (2)

10. The name of the Boston basketball team is

1. The Boston Bruins 2. The Boston Celtics

3. The Red Sox 4. The Black Dogs (2)

11. Thomas Jefferson, the third president of the USA was born in:

1. Virginia 2. Georgia

3. Washington 4.Alabama (1)

12.The US Capitol building was designed by

1. Frank Lloyd Wright 2. Sir Christopher Wren

3. Thomas Jefferson 4. John C. Portman Jr. (3)

13.The career of Louis Armstrong began in the streets of

1.Chicago 2. New Orleans

3. Hollywood 4.Washington (2)

14.Abraham Lincoln, the 16-th president of the USA was elected the president in

3. 1816 4.1860 (4)

15.Harriet Tubman was fighting for the equal rights of

1. The black slaves 2. Women

3. White farmers 4.Children (1)

И Г Р А № 2.

1.The stripes of the American flag are

1.White and red 2. Blue and white

3. Red and blue 4.Black and red (1)

2. The first president of the USA was

1. Thomas Jefferson 2. Abraham Lincoln

3.George Washington 4. Franklin Rooswelt (3)

3 The Capital of Georgia is:

1. Atlanta 2. Roswell

3. Alaska 4. Alabama (1)

4. Walt Disney was a great

1. Actor 2. Architect

3. Film Producer 4. Illustrator (3)

5.Paintings of Georgia O’Keefe can be found at the…

1. British Museum 2. Metropolitan Museum

3. Smithsonian Museum 4. Children’s Museum (2)

6. Henry Ford established the Ford

1. Air American Company 2. Navy Company

3. Motor Company 4. Telephone Company (3)

7. Barbra Streisand became a major star after film

1 «Funny Baby» 2 «Funny Boy»

3. « Funny Daddy» 4. «Funny Girl» (4)

8. Louis Armstrong, ‘The King of Jazz’ played

1. The Piano 2. The Trumpet

3. The Violin 4. The saxophone (2)

9. Elvis Presley died in

3.1977 4.1987 (3)

10. Benjamin Franklin was a son of

1. Book maker 2. Candle maker

3. Worker 4. Writer (2)

11. American remember and love Abraham Lincoln for his

1.Friendship 2. Attention

3. Honesty 4. Kindness (3)

12. Eleanor Roosevelt was appointed delegate to

1. The Soviet Union 2. The United Nations

3. The United States 4. The Intelligence Service (2)

13. Frank Lloyd Wright was the greatest American

1. Architect 2. Actor

3. Artist 4. Ambassador (1)

14 John C. Portman designed one thing for Skyscrapers. It was:

1. Glass Television 2. Glass Bottle

3. Glass Elevator 4. Glass cars (3)

1. Missouri 2. Mississippi

3. Memphis 4. Minnesota (1)

Boston there is:

1. A jazz Orchestra 2. A violin Orchestra

3. A Symphony Orchestra 4. A Piano orchestra (3)

2. There is a Monument to a national hero in Boston. This is a monument to:

1. Paul Revere 2.Peter Smithsonion

3. David Copperfield 4. Paul Peterson (1)

3. Robert Lee Frost was:

1. A painter 2. A writer

3. A poet 4. An inventor (3)

4. Ernest Hemingway is the author of:

1. «The Old Man and the Sea» 2. «Moby Dick»

3. «The Pioneer» 4. «Winnie-The-Pooh»

5. Chuck Jones was a popular American:

1. Illustrator 2. Animator

3. Photographer 4. Actor (2)

6. Georgia O’Keefe was a popular American:

1. Writer 2. Architect

3. Painter 4. Inventor (3)

7. Norman Rockwell illustrated the books of:

1. J.London 2. M. Twain

3. E. Hemingway 4. R.Bradbury (2)

8. ‘The Martian Chronicles’ was written by:

1. Robert Lee Frost 2. Emily Dickinson

9. Emily Dickinson was one of the greatest poets of:

1. 20 th century 2. 18 th century

3. 17 th century 4. 19 th century (4)

10.Elvis Presley appeared in…

1. 33 films 2.23 films

3. 43 films 4. 67 films (1)

11. Benjamin Franklin invented the Franklin

3. Stove 4. Minser (3)

12. The Wright Brothers invented their first airplane in

1. North Dakota 2. New Mexico

3.New Jersey 4 North Carolina (4)

13. The work of Chuck Jones was mostly influenced by:

3. Norman Rockwell 4. Emily Dickinson (1)

14. Robert Lee Frost spent most of his life in

1. San Francisco. 2. California

3. Massachusetts 4. New England (4)

15. The Massachusetts Institute of Technology is located:

1. In Boston 2. In Cambridge

3. In Washington 4. In New Jersey (2)

Для проведения игры « Поле чудес» применяется следующий порядок:

1. Подготовить к игре поле, для чего расчертить на доске клеточки для букв.

2. Определить игроков по тройкам и участников игры со зрителями.

3.Объяснить правила игры

Все задания ведущий говорит только на английском языке.

Если игрок правильно называет букву, он имеет право назвать ещё одну.

За три правильно названные буквы игрок зарабатывает дополнительный баллов,

который ему пригодится при подсчёте баллов и возможном выходе в финал или суперигру.

Учитель фиксирует называемые участниками игры буквы на доске.

Если игрок неправильно называет букву (например, английскую букву он называет по-русски), то ход переходит к следующему игроку.

Если игрок знает слова, но по буквам неправильно его назовёт, то ход перейдёт к другому игроку, а этот игрок либо выбывает, либо пропускает ход (по усмотрению учителя).

При проведении суперигры, когда в финале окажется один игрок, он называет несколько (3-4) букв, которые ведущий вписывает в нужные клетки. Игроку на обдумывание даётся одна минута и после этого игрок может просто назвать слово целиком, не называя его по буквам.

Если по количеству баллов в финале окажется 2 или 3 игрока, то им даются для разгадывания ребусы. И тогда победителем будет тот, кто вперёд разгадает зашифрованное в ребусе слово.

Игра «Поле чудес». 2 класс

Y e l l o w - It is a color. Not red, not orange.

M o n k e y. - It is a funny animal. It can jump and climb.

T e a c h e r. - It is my profession

Игра со зрителями

F i f t e e n. - It is the number after fourteen and before sixteen

G r a n d m o t h e r. - She is a mother of my mother.

Суперигра

E l e p h a n t. - It is a very big animal. It has got big nose and big ears.

Ребусы для победителей (если их будет 2):

O’f + at’+ m y I + f’ly

M y O + te’n’ + он ` + re’d’

1 буква + fro’g’ + t’ip’ + кот`

Игра «Поле чудес». 8 класс.

S h a k e s p e a r e

This man lived many years ago. He wrote many comedies and tragedies

C h r i s t o p h e r W r en

This man was an architect, he designed many buildings

A l e x a n d e r B e l l

Telephone was invented by this person

Игра со зрителями

W a l t D i s n e y

This man created many cartoon films. You like to watch them

E r n e s t H e m i n g w a y

This man was a writer & wrote many books. One of them is “The old man and the sea”

Суперигра

This was a name of America when it was discovered by Christopher Columbus

Ребусы для 2 или 3 победителей:

All’ + спросить + неопределенный артикль

3d letter + oi’l + m<> e U + автобус

Могу + к’ от’ + делать O A

Правила игры « Зов джунглей".

Учитель ставит задачу урока: та команда, которая больше заработает «костей» или «бананов», побеждает в игре.

Деление на команды проводится методом жеребьёвки: те дети, которые вытянут «банан», играют в команде «травоядных», те же, кому достаётся «кость»,

становятся «хищниками».

Условия каждого конкурса объявляются непосредственно перед его проведением.

Итоговая игра для 2 класса «Зов Джунглей»

План урока:

I Введение в сюжет урока

Правила игры:

          Разминка.

Получив карточки по командам, дети должны от имени животных рассказать о себе

          Составление стихотворений

I команда:

My little brother’s name is Tim

He likes to run, to jump and swim

II команда:

My little kitten is white and grey,

He likes to run, to jump, to play

Всем: (кто быстрее)

My little sister’s name is Masha,

She doesn’t live in Africa, she lives in… (Russia )

3 Кто больше знает животных

Участники команды по очереди выбегают и называют животных. Команда, которая последней назвала животного, побеждает.

    Кто больше знает спортивных игр и слов:

Команды по очереди называют слова спортивной тематики.

    Кто лучше знает родственников?

She is the daughter of my mother (sister)

The sister of my mother (aunt)

The son of my mother, but not me (brother)

The brother of my mother (uncle)

Father of my father (grandfather)

Father of my mother (grandfather)

Mother of my mother (grandmother)

Son of my grandmother (father)

Father) of my brother (father)

Mother of my sister (mother)

Daughter of my grandmother (mother)

    Найти «лишние» слова:

volleyball cat red

football frog little

hockey desk yellow

school elephant black

    Прочитайте и покажите и прочитайте, что написано на карточках

Jump Swim Fly Run

8. Чего не бывает, что бывает. (Сделать предложения отрицательными):

The саt is blue

The mouse has three hands

I live in America

9 Найти «лишние» слова (на правила чтения)

10.Зачеркнуть «лишние» буквы в словах (на карточках)

teacheer sistter

13. Вставить нужные слова:

(обе команды получают одинаковые карточки)

I ------ to play basketball

My ------- brother is a doctor

His name ----- Dick

III Подведение итогов. Награждение

Правила проведения игры «Грамматическое лото»:

1, Участники игры получают карточки – таблицы с названиями 12 времён английского глагола, а также фишки с номерами от1 до 12 по числу времён.

2. учитель объясняет, что в каждой клеточке должен лежать один номерок, т, е, каждому предложению будет соответствовать своя единственная временная форма.

3. Учитель дважды читает каждое предложение, давая время обдумать ответ (но не более 1 минуты).

5. Прочитав все предложения. Учитель визуально проверяет правильность заполнения таблицы.

6. Дети проверяют свои результаты по предложенному ключу и выставляют оценку по следующей шкале:

0 -1 ошибка – «5»

2 -3 ошибки - «4»

4- 5 ошибок –«3»

более 5 ошибок – «2».

Грамматическое лото.

Perfect Progressive

Предложения для заполнения таблицы:

          I cooked dinner yesterday

          I was cooking dinner at 6 o’clock yesterday

          I am cooking dinner now

          I have just cooked dinner

          I will cook dinner tomorrow

          I cook every day

          I have been cooking dinner for two hours

          I will be cooking dinner at two o’clock tomorrow

          I will have been cooking for two hours when you come

          I had been cooking for two hours when he came

          I had cooked dinner by 5 o’clock

          I will have cooked dinner by 5 o’clock tomorrow

Ключ к таблице:

Perfect Progressive

Итак, сущность представленных мною игр заключается в повторении и обобщении изученного материала. В процессе игр развиваются навыки аудирования (в первую очередь), устной речи и чтения. Дети учатся концентрировать своё внимание и из пройденного материала применять полученные знания, навыки в предложенной игровой ситуации для достижения определённого результата. Результаты же бывают, порой, самые непредсказуемые: иногда слабые учащиеся показывают себя совершенно с иной стороны. Они не просто отвечают правильно, но и быстрее всех работают, становятся более сосредоточены и внимательны, нежели на обычном уроке.

Подготовительная работа к играм на первый взгляд кажется трудоёмкой, однако при распределении материалов для игры оказывается, что учитель готовит только содержание, то есть сам языковой и грамматический материал. Техническую же его часть, а именно все внешние атрибуты могут готовить и готовят сами дети. Так, например, в игре «Зов джунглей» «кости» и «бананы» для награждения готовят ребята. В «Звёздном часе» звёзды, таблички с номерами и эмблемы праздников готовят ученики, так же, как и в игре «О, счастливчик!» таблицы и «подсказки» выполнены учащимися. Причем эта работа доставляет им не меньшее наслаждение, чем сама игра.

Таким образом, подготовительный этап и этап проведения игр не столь сложны, как могут показаться на первый взгляд. А вот возможности применения их достаточно широки, так как на языковом и грамматическом материале практически любой темы можно провести такие или подобные игры. А уж результаты усвоения языкового материала будут если не лучше, то, по крайней мере не хуже, нежели если материал будет обобщён по традиционной системе ответно-вопросных или тестовых упражнений.

изучение английского языка» Разработка дидактического материала «Обучающие игры на уроках английского языка для гимназистов как одно из средств расширения лексических и грамматических возможностей учащихся при обобщении изученного материала» ...

  • «работа с текстом на уроках русского языка и литературы – одно из условий развития творческого потенциала учащихся пополнения их словарного запаса улучшения качества речи »

    Документ

    ... как меняется наш язык» . Изучение абстрактной лексики на уроках русского языка даёт учителю широкие возможности для расширения кругозора учащегося ... языковые сред­ства всех уровней языковой системы (фонетические, лексические , граммати­ческие ), что...

  • Документ

    ... средства реализации оценочности на 3-х основных уровнях языка : лексическом , грамматическом одна из Обучающие игры на уроке английского языка

  • РАЗДЕЛ I Прикладные аспекты иностранных языков Балашова Александра Структурные особенности коллоквиализмов-субстантивов в английском языке

    Документ

    ... средства реализации оценочности на 3-х основных уровнях языка : лексическом , грамматическом и фонетическом. (Необходимо подчеркнуть, что одна из ... – Чебоксары, 1996. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка . – М.: Просвещение, 1981. Квасова...

  • Аннотация.

    Объектом исследования в статье является раннее обучение иностранному языку как лингводидактическое явление. Предмет исследования – формирование грамматического навыка у детей. В статье автор показывает актуальность как проблемы раннего обучения иностранному языку в целом, так и обучения грамматике. Вопросы, связанные с формированием грамматического навыка у детей представляются вдвойне актуальными в виду объективной неготовности детей воспринимать грамматические правила и явления в чистом виде. Особое внимание в статье уделяется проблемам содержания грамматического минимума при раннем обучении английскому как с точки зрения правил, так и исключений из них. Методом исследования в статье выступает лингвистический и педагогический анализ, а также эмпирические данные, полученные автором в результате преподавания английского детям. Основные выводы автора заключаются в следующем. В виду специфики грамматических явлений (логичность, абстрактность) дети, чьё мышление наглядно-образное не могут усваивать его в эксплицитной форме. Неспособность детей воспринимать грамматику в чистом виде не означает целесообразность отказа от формирования их грамматического навыка. Данный навык подразумевает не только употребление слов согласно правилам, но и исключений из них. Исключения составляют существенную часть базового грамматического минимума и представляют трудность в работе.Новизна статьи состоит в том, что грамматический материал при раннем обучении английскому рассмотрен в ней в контексте весьма широкой смежной проблематики, в частности проблемы целесообразности раннего обучения языку в целом, места грамматики в обучении в контексте современных лингводидактических представлений, проблем формирования содержания обучения с учетом возрастных особенностей, а также специфики грамматического материала и трудностей его включения в содержание программ для детей.


    Ключевые слова: дети, английский язык, раннее обучение, грамматика, правило, исключение, грамматический минимум, дошкольный возраст, начальная школа, грамматические ошибки

    10.7256/2409-8698.2014.4.14942


    Дата направления в редакцию:

    06-04-2015

    Дата рецензирования:

    07-04-2015

    Дата публикации:

    13-04-2015

    Abstract.

    The object of research in the article is early learning foreign languages. The matter of research is forming children’s grammar skills. The author shows importance of the questions of early learning foreign languages and teaching grammar. The issue of teaching grammar to children seems to be twice topical due to their being unable to perceive grammar rules and phenomena in their pure form. Particular attention is paid to forming English grammar minimum of rules and their exceptions.The method of research is linguistic and pedagogical analysis as well as empiric data obtained during author’s teaching English to children.The main author’s conclusions are the following. Specificity of grammar phenomena (logic, abstractness) makes them impossible for children to understand in explicit form. Children being unable to perceive grammar in pure form doesn’t mean that it is worthwhile to give up on forming their grammar skills. These skills imply not only using words according to the rules but their exceptions as well. The latter present a difficulty as they forma considerable part of grammar minimum.The novelty of this article consists in its viewing grammar material for children in quite a broad spectrum of adjoining linguodidactic questions: necessity of early learning foreign languages in general, the place of grammar in learning them according to present day ideas, forming curricula basing on learners’ age, specificity of grammar material and difficulties of its including in curricula for children.

    Keywords:

    Preschool age, grammar minimum, exception, rule, grammar, early learning, English, children, primary school, grammar mistakes

    Примерно за век существования лингводидактики и методики преподавания иностранных языков как прикладных научных дисциплин с помощью исследований, проведённых в их рамках, было решено множество вопросов, позволивших на сегодняшний день иметь в распоряжении достаточно большой выбор методик и подходов к обучению иностранным языкам. При этом многие вопросы являются спорными, и новые идеи в данной области иногда порождают ещё больше споров о целесообразности их реализации для достижения результата.

    Нужно ли целенаправленно обучать грамматике, стоит ли отказываться от родного языка на занятиях, с какого возраста лучше всего изучать иностранный язык, по каким принципам формировать лексический и грамматический минимумы, стоит ли учить максимально похожему на аутентичное произношению или «не мешать» учащимся говорить с акцентом, исправлять ли речевые ошибки учеников на занятиях или не делать этого, подобно тому, как это происходит в родном языке - вот только небольшой перечень вопросов, мнения по которым у исследователей, методистов и преподавателей-практиков разделяются.

    При этом нетрудно догадаться, что все эти вопросы являются ключевыми для формирования как лингвистических, так и коммуникативных знаний, умений и навыков. Как же получается так, что в теории и практике обучения иностранному языку не получается прийти к единому мнению по ключевым вопросам?

    Дело в том, что в отличие, скажем, от математики, плавания, игры на музыкальном инструменте, вождения автомобиля и многих других сфер деятельности, где можно точно говорить о навыке, если человек умеет выполнять определённый набор (пусть даже очень большой) действий, трактовка понятия «знание иностранного языка» весьма неоднозначна. Владение иностранным языком состоит из целого комплекса навыков (грамматический, лексический, фонетический, говорения, чтения, письма, аудирования), которые, будучи взаимосвязанными между собой, крайне редко бывают развиты у человека в одинаковой и в особенности одинаково высокой степени. Именно поэтому один и тот же человек может очень хорошо или очень плохо знать язык, в зависимости от того, что требует ситуация, в которой он должен пользоваться языком и сфера его деятельности в целом.

    Однако не только вопросы, связанные непосредственно с методикой формирования тех или иных навыков являются актуальными в области обучения иностранному языку в наше время. Существенное значение для достижения результатов в обучении имеют организационные вопросы и наиболее глобальный из них - когда лучше начинать обучать человека иностранному языку. Этот вопрос очень часто задают практикующим педагогам родители едва ли не грудных детей, мечтающие о том, чтобы их ребёнок в совершенстве владел иностранным языком, столь нужным в наше время как для будущей карьеры, так и для личностного развития в эпоху межкультурной коммуникации. В целом практика работы с детьми и со студентами показывает, что между возрастом начала изучения иностранного языка и успехом в данном процессе нет прямой зависимости. Есть много примеров, когда человек учил язык с ранних лет в и школе, и на курсах, и с репетитором, и в вузе, но так ничему особенно не научился. С другой стороны, бывают случаи, когда люди, начинавшие осваивать иностранный язык, будучи взрослыми, добивались успеха, причём достаточно быстро, в первую очередь за счёт мотивации, обусловленной конкретными целями изучения языка.

    Большинство исследователей считают, что лучше всего начинать изучать иностранный язык в пять-восемь лет, когда система родного языка ребёнком уже достаточно хорошо усвоена, а к новому языку он относится сознательно. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому «кодировать» свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Если методическая система построена достаточно грамотно с лингводидактической и психолингвистической точки зрения, то успех в овладении предлагаемым ограниченным языковым материалом и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения любого иностранного языка обеспечен практически всем детям .

    С другой стороны на успех в освоении чужого языка влияют множество факторов, возраст - лишь один из них. Между тем очевидно, что занятия иностранным языком с ранних лет как минимум полезны для развития ребёнка, поскольку иностранный язык как учебная дисциплина обладает колоссальным потенциалом для развития как познавательных процессов, так и личности в целом. Даже в эпоху кризиса спрос на услуги учителей иностранного языка, специализирующихся на работе с маленькими детьми остаётся на достаточно приличном уровне. Дело в том, что в старшем возрасте достаточно легко определить со стороны, есть ли у подростка или студента хорошие шансы освоить неродной язык. Об этом можно судить по его способностям, по мотивации, по опыту изучения языка. В этом смысле маленький ребёнок - это «табула раса», где способности только предстоит открыть. Очень многие родители надеются, что именно у их сына или дочери обнаружится как можно больше способностей, среди которых и способности к языку, поэтому они готовы создавать наилучшие условия для их развития, в том числе и вкладывая в это деньги.

    Всё это заставляет говорить о том, что раннее обучение иностранному языку - не просто лингводидактическая проблема, а отдельная область в теории обучения иностранному языку, некая «методика в методике» со своими закономерностями, обусловленными в первую очередь возрастными особенностями маленьких детей.

    В контексте маркетинга на рынке платных образовательных услуг приобретает особую актуальность проблема обучения грамматике. Она была актуальной всегда, поскольку грамматика является одним из важнейших аспектов любого языка, его структурой. Однако с распространением идеи клиентоориентированности в образовании вопросы обучения грамматики встают особенно остро, причём это касается в данном случае не только маленьких детей, но и обучающихся всех возрастов, включая совсем взрослых студентов.

    Суть проблемы заключается в том, грамматику изучать не любят. Многие на вопрос частного преподавателя: «Как бы вы хотели изучать иностранный язык?», отвечают: «Только не как в школе и в институте». Имеется в виду без изучения правил, а с максимальным количеством реальной языковой практики. Клиентоориентированный подход в образовании подразумевает с одной стороны удовлетворённость учащегося и родителя (клиента) процессом обучения, а с другой - предоставление максимально качественных образовательных услуг, то есть результат. Учитывая, что клиент платит за образовательные услуги здесь и сейчас, при таком подходе первое как правило перевешивает второе, и удовольствие изучающего иностранный язык ставится во главу угла. Особенно это касается маленьких детей, рассказы которых родителям о занятиях иностранным языком основываются на эмоциях, а не на критическом осмыслении работы педагога. Очень часто это заставляет преподавателей отказываться от грамматики вообще, чтобы занятие не дай бог не показалось ребёнку скучным, а родитель был бы доволен и не увёл его к тому, кто предоставляет образовательные услуги в максимально занимательной и развлекательной форме .

    С другой стороны, совершенно очевидно, что хорошо говорить на иностранном языке, не зная грамматики невозможно. Даже разговорные конструкции, являясь элементарными, представляют собой грамматические структуры, подчиняющиеся определённым законам. Очень часто можно слышать аргумент против изучения грамматики: «Достаточно просто называть слова, не связывая их вообще, и иностранец поймёт, что ты хочешь». Практический опыт людей, вступающих в коммуникацию с представителями других стран во время поездок за границу, подтверждает данный тезис. Однако таким образом можно общаться только на разговорном уровне на повседневно бытовые темы. В речи, где присутствует описание, рассуждение, где приводятся аргументы, чтобы убедить или разубедить собеседника обязательно будут присутствовать сложные грамматические конструкции, нарушение которых может привести к нарушению логики высказывания и, соответственно, непониманию .

    В современных условиях появляется педагогическое противоречие между значимостью грамматического навыка и некой антипатией к изучению грамматики со стороны людей, которые хотят освоить язык «для себя», что в первую очередь означает для практических целей. Надо сказать, что даже те, кто считает изучение грамматики скучным и неприемлемым в наше время, признают важность грамматического навыка, однако при этом считается, что его можно добиться, вовсе не занимаясь грамматикой, а только лишь на основе языковой практики.

    Вопросы же раннего обучения грамматике актуальны вдвойне. Дело в том, что в виду психофизиологических возрастных особенностей детей все лингвистические явления, в том числе и грамматические должны подаваться им только в доступной форме. Наглядно-образное мышление детей, а также особенности их мотивации заставляют методистов и практикующих преподавателей использовать максимальное количество наглядности и игровых форм деятельности. Существует достаточно широкий их набор для работы с лексикой, но грамматические явления абстрактны и сложны для донесения напрямую в любой другой форме кроме логической.

    Именно поэтому грамматический навык формируется косвенно, посредством работы в основном над лексикой и фонетикой, что весьма непросто методически. Таким образом, для работы над грамматикой при раннем обучении применяется так называемый имплицитный подход, который подразумевает отказ от объяснения правил как таковых. Вопрос о содержании грамматического материала, безусловно, зависит от того, как именно мы трактуем понятие раннего обучения.

    В школах иностранный язык начинает изучаться, как правило, во втором классе. В этом возрасте дети уже имеют хотя бы небольшое представление о некоторых грамматических явлениях родного языка, основы грамматики которого изучаются в начальной школе. Эти знания облегчают работу над грамматикой, поскольку педагог может хотя бы оперировать элементарной грамматической терминологией (существительное, глагол, род, число и т.д.).

    В последнее время стало модным отдавать детей дошкольного возраста, причём даже младшего дошкольного, частным преподавателям, в кружки, в секции, на курсы, в языковые центры, где существуют специальные программы для обучения дошкольников, которые пользуются хорошим спросом, как было отмечено выше. У этих детей мышление наглядно-действенное, помимо этого они ещё не знакомы с грамматическими явлениями даже родного языка, хотя уже неплохо говорят на нём. Это делает даже упоминание грамматики невозможным в принципе. С другой стороны даже при построении элементарных фраз, на что вполне способны даже самые маленькие дети, грамматика используется, и грамматический навык в той или иной степени начинает формироваться.

    Очень часто родители, отдавая маленьких детей (как дошкольного, так и школьного возраста) заниматься иностранным языком, требуют от педагога, чтобы он с ними только говорил, полагая, что таким образом ребёнок освоит иностранный язык подобно родному и будет думать на неродном языке, вследствие чего грамматика ему вообще будет не нужна, подобно тому как мы говорим на русском вообще не вспоминая про правила.

    Это так называемый натуральный метод обучения иностранному языку, берущий истоки в античности. Пожалуй, это единственный возможный по-настоящему эффективный способ освоить неродной язык вообще без грамматики.

    Это самый древний метод обучения иностранному языку. С точки зрения организации процесса он ничем не отличается от освоения ребёнком своего родного языка. Человек погружается в языковую среду и за счёт многократного восприятия повторяющихся слов и оборотов и соотнесения их с ситуацией, в которой он находится, запоминает их. Говорить о соответствии этой ситуации с ситуацией ребёнка, осваивающего свой родной язык достаточно сложно, поскольку психические механизмы и процессы, за счёт которых человек осваивает родной язык, пока не изучены полностью. В виду этого мы не знаем, насколько они отличаются у младенца и ребёнка, уже владеющего родным языком. Кроме того очевидно, что человек, погружённый в другую языковую среду всё равно будет пользоваться родным языком в качестве мыслительной опоры, в то время как младенцу пользоваться нечем. Иностранный язык осваивается таким образом путём подражания готовым образцам, путём многократного повторения и воспроизведения нового материала по аналогии с уже знакомым. Следует отметить, что приёмы повторения образцов распространились и на другие методы и используются в методике до сих пор. Методическая ценность аутентичных материалов, речи носителей языка и т.д. тоже восходят к натуральному методу, хотя сейчас о них больше говорится в контексте метода коммуникативного.

    Натуральным методом преследовались исключительно практические цели, его особенностью является то, что по нему возможно обучать языку без теории и правил. Это очень ценно в наши дни, во-первых, потому что ритм современной жизни диктует необходимость изучать языки с максимальным количеством практики, минуя объяснения правил и «переходя сразу к делу». Во-вторых, сегодня многим преподавателям приходится работать с многонациональными группами, студенты которых не владеют языками друг друга, а иногда и языком преподавателя. Объяснять какие-то правила в данной ситуации объективно невозможно. Традиции обучения по натуральному методу были распространены и в нашей стране вплоть до начала XX века, когда ребёнок проводил детство с гувернанткой, из уст которой постоянно звучала иноязычная речь. Безусловно, это распространялось только на семьи высших сословий, а не на массы, но в Древнем мире знание иностранного языка тоже было доступно только привилегированным людям. Впрочем, и в современных условиях возможность полностью погружаться в иноязычную среду (например, долго жить за границей) есть отнюдь не у всех.

    Основной особенностью данного метода является то, что грамматика, как и в родном языке, лишь обобщает и приводит к осознанию уже освоенного из практики. Таким образом, она отодвигается на второй план.

    В контексте современных взглядов и представлений идея о практической ориентации в обучение языкам является особо ценной. Тем не менее, в современной педагогической практике натуральный метод воспринимается несколько упрощённо, когда считается, что от педагога требуется просто говорить на иностранном языке, не думая о методической стороне вопроса вообще.

    Наконец, данный метод подразумевает беспереводную семантизацию, то есть связь иноязычного слова с понятием не посредством родного языка, а так, как это происходит в языке родном. Таким образом, исключается использование родного языка в обучении. Кроме того запрещаются любые переводы как с иностранного на родной, так и наоборот.

    Между тем натуральный метод может быть эффективным только в том случае, когда человек находится в иноязычной среде достаточно продолжительное время или попадает в неё очень часто и систематически. Идея отказа от использования родного языка на занятиях по иностранному мотивирована именно эффективность данного метода. Однако если ученики занимаются по тридцать-сорок минут или тем более по пятнадцать-двадцать, если речь идёт о дошкольниках, все преимущества погружения в иноязычную среду нивелируются очень короткой протяжённостью занятия, а недостатки отказа от родного языка, наоборот, видны очень хорошо.

    Таким образом, если не считать тех случаев, когда с ранних лет с ребёнком дома говорят на иностранном языке родители или няня, или когда ребёнка очень часто возят за границу, дети изучают иностранные языки в большей или меньшей степени академической форме.

    В методике обучения иностранным языкам проблема грамматического материала в контексте раннего обучения иностранному языку сводится к следующим вопросам.

    2) Как и в какой форме давать детям грамматические правила?

    3) Нужно ли работать с исключениями из правил и если да, то как?

    4) Стоил ли исправлять грамматические ошибки?

    В данной статье мы рассмотрим раннее обучение грамматике на примере английского языка, поскольку именно этот язык является сегодня ведущим средством межкультурной коммуникации, чаще всего выступает в качестве лингва франка и является самым изучаемым иностранным языком в мире, наша страна в этом смысле не является исключением.

    Грамматика английского языка имеет определённые особенности, которые необходимо учитывать при раннем обучении языку: она значительно легче русской, но в то же время совершенно не похожа на русскую. В английском языке недостаточно употреблять правильные слова в правильной форме, в отличие от русского их нужно употреблять ещё и в правильном порядке, что автоматически увеличивает количество ошибок в речи учеников.

    Именно поэтому вопрос содержания раннего обучения грамматике стоит особенно остро, причём речь идёт именно о грамматическом минимуме. Уже сам этот термин говорит о том, что на грамматику ни в коем случае не должен делаться упор, а необходимо в максимально доступной форме дать детям определённый набор правил, которые позволят им строить несложные предложения при общении на бытовые темы. Распространение либеральности и креативности в образовании привело к утрированию данной идеи, которая интерпретируется таким образом, что грамматике детей не нужно учить вообще, как и не стоит исправлять их ошибки, пусть они говорят, общаются и получают удовольствие от общения, пусть даже говорят неправильно, лишь бы говорили. Между тем при обучении иностранному языку это весьма опасный путь, поскольку привычку говорить, не думая совершенно о правильности построения предложений, искоренить весьма сложно в будущем, и опыт работы с тинейджерами это очень хорошо показывает.

    Во время работы с уже взрослыми студентами часто бывает так, что учащийся говорит уверенно, но делает ошибок в предложении едва ли больше, чем в нём слов. При этом когда указываешь на ошибки, он тут же их исправляет. Это говорит о том, что студент знает, как нужно сказать правильно, но говорит с ошибками из-за отсутствия привычки задумываться над правильностью речи. Это является аргументом в пользу того, что грамматический навык нужно формировать с детства.

    Основная сложность отбора содержания обучения грамматике на любом этапе состоит в узости и ограниченности грамматического материала, а также в его чёткой структурированности и ситсематизированности.

    Например, было бы достаточно легко отработать с детьми время Present Continuous, прося их демонстрировать действия, которые они совершают в данный момент (я бегаю, я прыгаю, мы плаваем, мы летаем и т.д.), однако, оно упирается в глагол to be, который является исключением по форме, кроме того употребляется не так как в русском языке, где слово «есть» опускается. Это существенно затрудняет отработку данной конструкции.

    В неправильные английские глаголы упираются способы выражения прошедшего времени в русском языке (Past Simple, Present Perfect). В особенности модальных глаголов упирается часто употребляемая в речи и легко обыгрываемая в коммуникативных ситуациях конструкция «я могу».

    Отбирать лексический материал можно на основе возрастных особенностей обучающихся. Например, в содержание любого курса для детей одними из основных тем всегда выступают животные и игрушки. Для взрослых, разумеется, это неуместно, поэтому в программы начального уровня для взрослых включены только названия привычных домашних животных «кошка» (cat) и «собака» (dog), которые относятся к теме «семья».

    Отбирать грамматические явления таким образом, разумеется, невозможно. Действительно, было бы очень странно говорить о том, что какое-то правило детям интереснее другого, если можно говорить об интересе к правилам вообще. Элементарная грамматика одна и та же как для дошкольника, так и для преуспевающего бизнесмена, начинающего изучать деловой английский с нуля.

    Еще большую сложность представляют исключения из правил. При этом следует говорить о двух видах исключений. Первые - это собственно исключения, а вторые - те грамматические явления, которые могут вписываться в правила, но эти правила на этапе начального обучения детям не объясняются. Именно поэтому явление фактически является исключением. Например, если ребёнок знает, как сказать «Я хочу…» или Я люблю…» (что-либо делать) (I want to… I like to…), то фраза «Я могу…» (I can…) фактически является исключением, если не вдаваться в подробности модальных глаголов, после которых, как правило, не употребляется приинфинитивная частица. Следует отметить, что младшим школьникам, которые уже имеют определённые грамматические представления о родном языке, учителя называют термин «модальный глагол». Между тем данный термин сам по себе не говорит им вообще ничего. Более того: не каждый взрослый студент нелингвистического профиля может сразу ответить на вопрос, чем отличаются модальные глаголы от немодальных. Представляется, что детям следует говорить в этом случае, что существуют некоторые глаголы (или даже просто слова), после которых to не употребляется и can - один из них.

    Если говорить о собственно исключениях, то существует мнение, что при раннем обучении их следует избегать и не давать ученикам такие языковые ситуации, в котором они присутствуют. Например, очень легко без правила «на пальцах» объяснить множественное число английских существительных. Достаточно просто называть пары слов book - books, cat - cats, table - tables. Разумеется, это должно сопровождаться демонстрацией какой-либо наглядности. Проблема в том, что в английском языке исключениями являются самые употребляемые слова, поэтому следовать такому принципу достаточно тяжело, иначе придётся обходиться без таких существительных, как «man, woman, child», что возможно только на самом начальном этапе. Если же говорить о глаголах, то почти половина тех, что обозначают повседневные действия, являются неправильными.

    Иногда в шутку говорят, что в английском так много исключений, что проще правила не изучать вообще, а просто запоминать каждую конструкцию по отдельности, так как учить правила, а потом все исключения из них ещё сложнее. Такое утверждение похоже на софизм, но в контексте раннего обучения английскому в нём есть разумное зерно. Когда объём лексических единиц ещё невелик, вполне возможно давать детям правильные и неправильные формы вперемешку, а затем обращать внимание на те, что употребляются наиболее часто и таким образом на основе имеющегося материала индуктивно выводить правило. Уже отмечалось, что у детей отсутствует логическое мышление, однако, его развитие является одной из важнейших задач младшей школы, причём это развитие должно осуществляться посредством всех предметов, в том числе и иностранного языка.

    В таком случае правило будет не объясняться, а выводиться на основе уже имеющихся знаний о том, как сказать правильно. О том, что в русском языке бывают исключения, дети тоже узнают на уроках русского, когда уже умеют говорить по-русски, при этом и правильные, и неправильные формы они употребляли правильно, не имея о правиле ни малейшего представления.

    В задачи данной работы не входит анализ конкретных учебных пособий для детей, однако, можно отметить, что в целом грамматические явления как таковы в лучшем случае начинают упоминаться только на втором или третьем учебном году. Между тем грамматика всё равно усваивается, так как даже простейшие английские фразы, которые достаточно легко осваивают даже дети дошкольного возраста, содержат нетипичные для русского грамматические явления. Например, предложения I have a cat, I have a dog и т.д. содержат артикль, а также глагол «иметь», который употребляется вместо русского оборота «у меня есть». Предложения типа It is a dog, It is a cat содержат тот же артикль и глагол «быть», который не опускается в настоящем времени в отличие от русского.

    Основным принципом формирования английского грамматического минимума для раннего обучения в книгах многих отечественных авторов является максимальное возможное соответствие иноязычных грамматических явлений русским, по крайней мере, на начальном этапе. Наибольшее несоответствие в русской и английской грамматике имеют системы глагольных времён, именно поэтому при раннем обучении как можно дольше все коммуникативные ситуации строятся на настоящем времени.

    Как уже говорилось, дети в виду своих возрастных особенностей не могут воспринимать материал без наглядности. Грамматические явления не так образны, как лексические, но всё же существуют определённые способы сделать грамматику наглядной. Кубики, вагончики, кирпичики и т.д. с нарисованными на них словами, которые нужно сложить или расставить в правильном порядке выполняют функцию конструктора, развивающего мышление детей.

    Исправление грамматических ошибок также является одним из наиболее спорных моментов в лингводидактике в целом. Среди методистов нет единого мнения относительно того, как исправлять ошибки обучающихся и стоит ли вообще это делать.

    Общепринятыми являются следующие подходы.

    1) Не исправлять ошибки вовсе, если они не препятствуют пониманию смысла сказанного.

    2) Дать ученику высказаться, а затем исправить его ошибки.

    3) Перебивать ученика, каждый раз исправляя его ошибки или прося исправить их самостоятельно.

    В отличие от лексических грамматические ошибки редко препятствуют пониманию смысла высказывания. Именно поэтому в контексте коммуникативного обучения, так часто практикующегося в наши дни, при котором содержание высказывания ценнее его формальной правильности, часто применяется первый подход. Это создаёт естественность общения на иностранном языке, подобно тому, как говоря на родном, мы не исправляем ошибки друг друга, в противном случае это звучит как придирка.

    Данный подход имеет определённые преимущества, но при раннем обучении он недопустим совершенно. Детям свойственно быстро и весьма прочно запоминать иноязычные явления, так что переучить ребёнка будет впоследствии сложно.

    Второй подход сложен потому что, закончив говорить, обучающийся может уже забыть, как он высказал ту или иную мысль в начале монолога.

    Основной недостаток третьего подхода заключается в том, что нарушается коммуникативная целостность занятия, поскольку исправляя ошибки по ходу, учащийся может потерять ход мысли, а кроме того он постоянно будет думать не о том, что сказать, а о том, как бы ни ошибиться. Однако при раннем обучении языку, когда монологи, как правило, состоят максимум из нескольких несложных предложений применяется как правило именно такой подход.

    В статье отмечалось, что дети школьного возраста в отличие от дошкольников уже могут воспринимать простейшую грамматическую терминологию. Однако это лишь незначительно облегчает процесс формирования грамматического навыка, поскольку они всё равно не могут ей полноценно оперировать. Научить грамматике второклассника не легче, чем пятилетнего ребёнка. Другое дело, что если дети школьного возраста могут концентрировать внимание уже минут тридцать при условии, что им занятие интересно, то с дошкольниками эффективно можно заниматься всего пятнадцать минут. Львиная доля времени при раннем обучении английскому уходит на формирование лексического и произносительного навыков. Между тем грамматический навык не должен сильно «отставать» от остальных. Проблема здесь заключается ещё и в том, что на раннем этапе это может и не быть очень заметно, но позднее обязательно притормозит прогресс ученика в изучении английского. Грамматика языка является его каркасом, не будем забывать, что долгое время понятия «знание языка» и «знание грамматики» были почти тождественны. С распространением идей межкультурной коммуникации, креативности, либеральности, ориентации на естественное общение в обучении английскому «скучные» правила оказались задвинутыми на второй или даже третий план. С другой стороны не вызывает сомнений то, что при несформированном грамматическом навыке речь человека будет в лучше случае забавной, в худшем - малопонятной.

    Способы работы с новым лексическим материалом на уроке иностранного языка.

    1. Текстовый материал является важным компонентом содержания обучения иностранному языку, так как в процессе работы с текстами формируются:

    1.лексические, фонетические, грамматические навыки, речевые умения;

    2. коммуникативная, межкультурная и другие компетенции.

    Использование текстового материала позволяет

    Формировать и совершенствовать фонетические, лексические и грамматические навыки;

    Расширять словарный запас;

    Развивать языковую и контекстуальную догадку;

    Активизировать знакомую лексику в новых речевых ситуациях;

    Развивать и совершенствовать речевые умения в чтении и устной речи;

    В своей работе я применяю следующие методы работы с лексическим материалом.

    Метод ключевых слов «5П» был разработан американскими психологами. Суть метода такова.

    1П – просмотри бегло текст;

    2П – пометь ключевые слова;

    3П – придумай вопросы к ключевым словам;

    4П – просмотри текст повторно;

    5П – перескажи текст, опираясь на ключевые слова и вопросы.

    2. Владение словом является важнейшей предпосылкой говорения. В репродуктивной речевой деятельности недостаточно знания только одного слова, важно, чтобы дети владели связями слова и образованием на их основе словосочетания.

    Для употребления слов в репродуктивных видах речевой деятельности необходимо:

    1. найти слово в памяти

    2. произнести его

    3. включить в сочетание на основе смысла и в соответствии с грамматикой

    4. включить сочетание в предложение или в текст.

    Ученики должны постоянно чувствовать необходимость знания слов для выражения своих мыслей, т.е. ощущать напряженность коммуникативной задачи. Это и есть речевая потребность. Учитель должен постараться, чтобы слово"врезалось" в память ученика. Только тогда он сможет "извлечь" его из своей памяти, когда настанет необходимость. Для успешного запоминания лексики можно использовать следующий прием:

    Vocabulary Memorization Game.На доске учитель рисует 3-4 круга, в которых пишет слова, уже известные детям. Ребята читают их хором, после чего слова стирают. Затем учитель просит одного из учеников заполнить круги словами, которые были написаны(слово должно быть написано учеником именно в том круге, где оно находилось пока его не стерли!). После того как задача была выполнена, можно усложнить задание, дорисовывая еще несколько кругов со словами. Так как игра кажется простой, то и проходит "на ура!"Преимущества: проста в использовании в любом классе любого уровня обучения, занимает немного времени на уроке, развивает зрительную память учащихся и навыки письма, можно использовать как на этапе закрепления новой лексики, так и для проверки уже изученного материала; можно разнообразить и усложнить игру на любой вкус и уровень сложности материала(вместо отдельных слов написать словосочетания или предложения и т.д.)

    Чтобы запоминание лексики не превращалось в обычную зубрежку, предлагаю учащимся выполнение следующих заданий:

    1. Слова следует учить, только обыгрывая их значение или наглядно его демонстрируя. Это может быть предложение, маленький текст, даже рисунок. После введения новых ЛЕ прошу учеников дома составить 7-10 предложений или небольшой рассказ с новыми словами на языке, описать картинку. На следующем уроке устно проверяем.

    2. Составляем кроссворды по пройденной лексике. Лучшие разгадываем вместе в классе.

    3. После введения лексики и первичного закрепления используем игру «Словарь урока»: на листе в столбик записывается алфавит, необходимо вписать на каждую букву алфавита слова по новой теме (учащиеся могут работать индивидуально или парно).

    4. Игра «Ассоциации»: группа делится на две команды, от каждой выходит один участник. Учитель пишет на листе бумаги слово, те участники, которые вышли к доске, не видят это слово. Оставшиеся члены команды объясняют это слово (описательно), но не называют его, формы этого слова или однокоренные слова.

    Заучивание слов, их отработка должно происходить в режиме реального диалога. Обучение лексике английского языка не должно ни в коем случае превращается в пустое запоминание слов, вне контекста и без разбора конкретной ситуации, где то или иное слово употребляется.

    3.Лексические диктанты в своем классическом виде уже давно потеряли свою актуальность в свете современных требований ФГОС. Однако, существует много способов проведения диктантов на современном уроке иностранного языка. Такие диктанты имеют ряд преимуществ:

    Ученики проявляют активность во время диктанта,

    Диктанты- это путь к устной коммуникативной деятельности,

    Они полезны в группах учащихся с разными способностями,

    Можно проводить в группах с разным количеством учеников,

    (даже в больших группах!)

    Надежный метод использования только иностранного языка(если учитель ставит такую цель)

    Материал для диктантов легко приспосабливаемый к разным этапам урока, лексическому или грамматическому материалу и т.д.

    Диктовать может как учитель, так и ученик,

    Длина текста диктанта различная- одно слово, группа слов, отрывок текста, высказывание и др.

    Проверку выполненных работ может проводить учитель, ученики(самоконтроль, взаимоконтроль).

    Виды диктантов

    1. Walking Dictation-" Ходячий диктант"

    А) Учитель развешивает на доске в разных местах несколько копий диктанта. Ученики работают в парах. Один ученик пишет, другой ходит и читает с доски тому, кто пишет. На середине диктанта ученики могут меняться ролями.

    Б) Класс делится на группы. Учитель развешиваю несколько копий диктанта в разных местах кабинета. Диктант напечатан на цветных листах (все копии разного цвета). В каждом предложении диктанта должно быть столько слов, сколько человек в группе. Группы садятся на разные ряды. Каждый группа будет носить название какого-нибудь цвета в соответствии с листами, на котором диктант. Каждый ребенок в группе получает номер слова, которое будет смотреть на цветном листе своей группы. По сигналу все первые номера бегут к своему листу, читают слово, возвращаются к своей группе, диктуют слово. После того как все в группе записали это слово, бежит ребенок под номером два и т.д., пока не продиктован и не записан весь текст. Чья группа первая и без ошибок закончит писать диктант, получает хорошую отметку.

    2. Picture Dictation

    Учитель диктует такие слова, как "corner, left, right,upper, low, center" и др. Ученики рисуют схематически то, что диктует учитель.

    3. Shadow Dictation

    Работа в парах. Учитель диктует, один ученик пишет, другой только слушает. Когда учитель закончит диктовать, ученики-слушатели проверяют написанное своих напарников.

    4. Song Dictation

    Учитель раздает листочки, на которых перемешаны слова песни. Затем сам читает песню(можно включить запись песни), дети размещают листочки со словами песни в соответствии с ее содержанием (последовательность!)

    5. Card Dictation

    Учитель показывает картинку, дети записывают слово.

    6. Визуальный диктант

    Учитель пишет на доске четверостишие или короткий текст. Читаем хором, разбираем наиболее сложные по написанию слова. Затем ребята записывают его под диктовку учителя. Текст предварительно стирается с доски.

    7. Самодиктант

    А) Разучиваем четверостишие с новыми словами, предварительно записанное на доске все вместе хором. Учитель стирает по очереди строки стихотворения, начиная с последней при проговаривании стихотворения. Таким образом дети каждый раз по памяти воссоздают каждую "исчезнувшую"строку. Затем предлагается записать стихотворение по памяти.

    Б) Учитель задает на дом выучить отрывок текста или стихотворение. На следующий урок дети, диктуя сами себе, пишут на листочках текст, который учили дома.

    8. Парный творческий диктант

    Каждому ученику в паре предлагаю в случайном порядке иллюстрации одного из двух рассказов. Он располагает картинки в логической последовательности, пишет рассказ, диктует его партнеру, после этого партнеры восстанавливают порядок картинок друг у друга и проверяют правильность записанного диктанта.

    9. Spelling Dictation

    Учитель показывает карточку co словом одному ученику, тот диктует классу слово по буквам, все его записывают. Так учитель просит каждого ученика продиктовать слово, а потом учитель проверяет написанное.

    10. “Stop, go back” диктант предназначен для развития полного понимания аудируемого текста. В отличии от традиционного аудирования с использованием аудиозаписей, ученики имеют возможность управлять скоростью диктанта, т.к в качестве магнитофона выступает сам учитель.

    Нарисуйте на доске знаки, обозначающие “Go”, “Stop”,“Play”, “Rewind” и объясните ученикам, что они в любой момент могут остановить «кассету» и начать аудирование сначала.

    По команде учеников “Play” учитель начинает читать текст. Ученики стараются записать текст как можно точнее. Когда кто-либо из учащихся начинает испытывать трудности в записи текста за учителем, он говорит “Stop”, “Rewind”, “Play “. Возможность управлять ходом урока и действиями учителя очень нравится ученикам и поэтому даже если самые слабые ученики просят повторить учителя текст снова и снова, обычно это не вызывает возражений у более сильных учащихся. К тому же он имеют возможность проверить записанный ими текст еще раз.

    Учащиеся, закончившие диктант, передают свои работы учителю. Первый ученик, закончивший текст, получает максимальное количество баллов и признается победителем первого этапа.

    Далее следует процедура проверки текстов. Учитель может сделать это сам или раздать работы ученикам, вручив им экземпляры аудируемого текста и попросив их проверить работы друг друга. За допущенные неточности и ошибки снижается первоначально набранное учащимся количество баллов, после чего определяются победители и выставляются оценки.

    11. Еще одна интересная форма работы с текстом – “Gap” dictation.

    Выберите небольшой текст из вашего учебника. Подготовьте вариант этого текста с пропусками и запишите его на доске.

    Начните диктовать текст. Диктуйте медленно и попросите учащихся записывать только те слова, которые пропущены на доске.

    Для тех слов, которые записаны на доске, учащиеся должны оставлять пропуски. Закончив чтение текста, сотрите текст с доски и попросите учащихся заполнить пропуски в их текстах. По окончании работы ученики открывают учебники и проверяют свои тексты.

    12. Text reconstruction dictation формирует у учащихся навыки составления заметок по прослушиваемому тексту. В качестве текста может быть выбран короткий рассказ или диалог.

    Во время первого прочтения текста учащиеся ничего не записывают, а только слушают текст, стараясь понять основной смысл.

    При втором прочтении текста попросите учеников записывать не все слова, а только те, которые, по их мнению, являются ключевыми. Ученики могут работать индивидуально или в парах. Вы можете облегчить задачу учащимся, подчеркнув значимые в тексте слова интонационно или жестом.

    После второго прочтения учащиеся приступают к реконструкции прочитанного текста, составляя рассказ или диалог по ключевым словам. Данный вид упражнения полезен для развития навыков как основного, так полного понимания аудируемого текста, а также лексической и грамматической составляющих языковой компетентности.

    13. Scrambled dictation очень полезен для развития навыков диалогической речи и практически не требует никакой подготовки для его проведения.

    Возьмите любой диалог из учебника и диктуйте его, но порядок следования предложений в диалоге должен быть изменен. После того как ученики записали все предложения, попросите их переписать диалог, употребляя записанные фразы в правильной последовательности.

    По окончании работы попросите учеников открыть их учебники и самостоятельно проверить работу по учебнику.

    Можно ли избавиться от грамматики и долгих нудных объяснений? Как выучить неправильные глаголы без списков и зубрежки? Без особых усилий увеличить словарный запас и при этом повысить ? Да-да, похоже, волшебная пилюля - это лексический подход.

    Сегодня покажу, как можно использовать лексический подход в изучении языка. Как работать с лексикой на уроке английского – и перейти от изучения отдельных слов к словосочетаниям.

    Как разнообразить изучение грамматики – да настолько, что ученики и не заметят, что занимаются грамматикой)) И как под шумок выучить неправильные глаголы.

    Первым лексический подход (Lexical Approach) предложил небезызвестный товарищ Майкл Льюис (Michael Lewis). И хотя матчасть очень важна, в этом посте я не буду писать о теоретических выкладках. А покажу, как лексический подход работает на практике и уже на самых ранних уровнях ( и ).

    Лексический подход и неправильные глаголы

    Возьму для примера неправильные глаголы в прошедшем времени и покажу, как сюда можно подключить лексический подход.

    В-третьих , смотрим, какой жизнью живут словосочетания))

    Что met , например, можно не только people (кого), а и где (in a cafe ) и зачем (for a coffee ).

    Что lost - это не только потерять что-то буквально, что-то осязаемое (lost my car keys ), но и более абстрактные вещи (lost his job, lost interest ). Это помогает начать видеть лексику более глобально и использовать ее в новых контекстах.

    В-четвертых , создаем ассоциации:







    В-пятых , отрабатываем произношение ФРАЗ - ударение, связность, темп, пропажу звуков, если актуально. Это, конечно, продвинутых уровней. На этом лексический подход не настаивает. Зато на этом настаивает здравый смысл)) Почему бы не заняться хорошим произношением сейчас?








    И в-шестых , развлекаемся – гоняем эти словосочетания туда-сюда. С подсказками, без подсказок, по порядку и вразнобой, сочиняем истории и все, что только придумается:








    Сочиняем истории:

    Скачать словосочетания с неправильными глаголами и картинки для тренировки:

    И вы знаете, лексический подход дает отличные результаты. На следующих уроках ученики вдруг начинают спонтанно и к месту использовать эти словосочетания на английском языке.

    Больше того, поняв принцип, они комбинируют слова и создают новые словосочетания по образу и подобию – и опять к месту и правильно их используют!

    Я натурально жалею, что не начала целенаправленно использовать лексический подход раньше. Ибо преимуществ – огромное количество.

    Чем хорош лексический подход


    Беглость речи

    Знание устойчивых фраз и словосочетаний (collocations, lexical chunks) повышает беглость речи – когда не надо в ходе разговора зависать и думать, что с чем скомбинировать. Есть уже заготовленные, правильные и типичные словосочетания.


    Новые словосочетания

    Лексический подход дает принцип, а понимание принципа помогает создавать новые фразы, всего лишь заменяя некоторые слова в матрице:

    Didn’t know what to do

    Didn’t know what to say

    Didn’t know where to go

    Left my car at the beach

    Left my wallet at home

    Left my phone in the office

    Без зубрежки и нудных объяснений

    Лексический подход и знание lexical chunks практически освобождает от грамматики. И невооруженным взглядом видно, что любые словосочетания представляют собой наполовину грамматику.

    Что запоминается в нашем конкретном случае (словосочетания с неправильными глаголами)?

    Так как мы тренируем словосочетания сразу в Past Simple, неправильные глаголы запоминаются без зубрежкипо списку.

    Повторенные много-много- раз, выражения типа felt stressed, felt embarrassed, felt tired запоминаются без вездесущего felt myself . И без долгих объяснений о том, что feel используется без myself. Вообще без всяких теоретических объяснений))

    didn"t know what to do
    taught me to drive

    Такие фразы (с инфинитивом) тоже запоминаются сразу и легко без нудных объяснений, когда нужен инфинитив, а когда не нужен. И потом, на более высоких уровнях, когда мы дойдем до разницы между инфинитивом и герундием, все это будет уже хорошо знакомо. И не в теории, а интуитивно, на практике. И даже, возможно, не придется употреблять страшные слова «инфинитив» и «герундий»)))

    Также без долгих теоретических выкладок запоминаются правильные предлоги:

    at the beach
    at home
    in the office


    и так далее.

    И это далеко не все преимущества такой работы, лексический подход рулит однозначно!))

    Единственный недостаток, however, в том, что если ваш учебник не фокусируется на лексике подобным образом, все это придется делать вам, преподавателю. А учебников, которые берут за основу лексический подход, крайне мало и они не так популярны.

    Для учеников же недостатков нет))

    Коллеги, а вы используете лексический подход? Ваш учебник уделяет внимание lexical chunks?

    Ученики, как вы думаете, полезна такая работа?

    Оставьте комментарий – обсудим!

    Кому будет легче говорить на английском языке: человеку с широким словарным запасом и слабыми знаниями грамматики или человеку, хорошо разбирающемуся в грамматике, но имеющему узкий словарный запас? Сегодня мы попробуем дать вам понятный и достоверный ответ на волнующий вопрос: что важнее лексика или грамматика.

    Какой из двух путей изучения английского правильный? Давайте выбирать! В последнее время некоторые студенты обращаются к преподавателям с просьбой вроде: «Я хочу изучить как можно больше новых слов. Грамматику я учил в школе, но так и не заговорил по-английски - мне не хватает словарного запаса». То есть многие считают, что для успешного овладения английским языком необходимо знать как можно больше лексики, а грамматика - дело второстепенное. Есть сторонники и противоположного мнения: грамматика первична, лексика - дело второстепенное. Давайте рассмотрим две противоположные точки зрения и решим, что важнее для изучающего английский язык.

    Принцип №1: Грамматика важнее лексики

    Сторонники изучения грамматики считают, что для начала нужно выучить все правила, отработать их, а лексика вторична. Такую логику понять можно, ведь мы знаем, что в английском предложении, в отличие от русского, должен быть четкий порядок слов. А значит, чтобы сказать что-то, нужно знать, каким образом необходимо построить слова и сложить их в предложение. Кроме того, нужно разобраться со всеми группами времен в английском языке, чтобы быть правильно понятым.

    С другой стороны, узкий словарный запас может стать серьезным препятствием в разговоре на английском языке. Представьте, вы находитесь за границей и хотите спросить прохожего, где можно купить недорогой дождевик. Начинаете произносить знакомую конструкцию-просьбу: “Could you please tell me...” И уже на этих словах понимаете, что ваше грамматически идеально построенное предложение повиснет в воздухе, ведь вы не знаете слов «недорогой» и «дождевик». Что делать? Послушаем сторонников противоположного лагеря. Может быть, они правы?

    Принцип №2: Лексика важнее грамматики

    Шикарный словарный запас - мечта любого изучающего английский язык. Чем больше слов знаешь, тем больше сможешь сказать - по крайней мере, именно так полагают некоторые изучающие английский язык. А что на самом деле?

    Представим ту же ситуацию, только на этот раз у вас плохо с грамматикой и хорошо с лексикой. Вы понимаете, что вам нужно сказать, знаете, какие слова необходимы. Но как составить их правильно в предложение? Вряд ли на вашу просьбу откликнутся, если вы произнесете: “You where cheap raincoat buy?” Предельно вежливых жителей Великобритании такое обращение оскорбит, и вы можете попасть в неприятную ситуацию. Жители остальных стран из этого набора слов просто не поймут, что вам от них нужно.

    И эта теория с треском провалилась. Попробуем найти золотую середину?

    Грамматика или лексика: ищем золотую середину

    Как вы уже догадались, грамматика и лексика должны совершенствоваться одновременно. Лексический запас позволит вам подыскать подходящие слова, а грамматика поможет правильно составить из этих слов предложение - так, чтобы вас поняли окружающие.

    Тем же, кто активно наращивает словарный запас, не стоит забывать, что слова нужно не только учить, но и активно использовать в речи. Грамматика английского языка - вовсе не страшный зверь. Чтобы понять, почему иногда возникают сложности, советуем ознакомиться со статьей « »

    Студенты, изучающие английский на курсах или онлайн, не должны питать страхи насчет «ужасных дебрей английской грамматики». Современная методика преподавания не предусматривает изучение грамматики в отрыве от лексики, а лексики - в отрыве от грамматики. Вы будете изучать новую лексику и разбирать грамматическую тему в процессе увлекательной беседы или чтения занимательной статьи. Вы совершенствуете разговорные навыки и автоматически пополняете свой словарный запас, а также учитесь строить грамматически правильные предложения.

    Грамматика и лексика - две половины единого целого. Они играют равные роли в изучении английского языка. Грамматика, лексика, навыки аудирования и говорения - все эти умения нужно совершенствовать одновременно. Ни один из навыков не является «решающим», все они равнозначны, ни одним из них нельзя пренебрегать. Старайтесь учить по 10 новых слов каждый день и выполнять грамматические упражнения, тогда изучение английского языка будет неоднообразным и плодотворным.