Только раз в год, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в том храме, где в начале X века было явление Божией Матери, совершается торжественное богослужение на церковнославянском языке.

Своим ходом

По правде сказать, я и не чаял оказаться на литургии в знаменитом Влахернском храме. И тем более – в день праздника. Знал, что греки отметили Покров Пресвятой Богородицы на две недели раньше. И все же я спросил у прихожанки русской Андреевской церкви в Стамбуле, когда можно посетить Влахернский храм. В ответ услышал, что именно 14 октября там будет праздничное богослужение. Оказалось, что недавно назначенный на приход Андреевской церкви архимандрит Панарет является клириком Влахернского храма и теперь по просьбе своих прихожан служит на Покров во Влахернах.

Вряд ли вы сможете отыскать на картах Стамбула храм Влахернской иконы Божией Матери. И далеко не всякий таксист знает это место. Однако самостоятельно добраться до церкви не составит большого труда. В старом городе на автостанции «Эминеню» вы садитесь на любой автобус, следующий по берегу залива Золотой Рог, и выходите на остановке «Айвансарай».

Вы увидите, что рядом с остановкой сквозь хаотичную восточную застройку проступает стена древнего Константинополя с остатками врат, возле которых в Средневековье плескалось море – сейчас залив отступил от стены метров на двести. Когда-то здесь были Царские сходни – место причала корабля императора. Пройдя несколько десятков метров по переулку вглубь жилых кварталов, вы упретесь в серые железные ворота с крестом наверху. Это и есть вход на территорию знаменитого храма.

Восставшая из пепла

За большим садом с раскидистыми гранатовыми деревьями и вьющимся виноградом невысокая Влахернская церковь просто незаметна. Я убедился, что не ошибся воротами, только когда увидел звонницу, утопающую в объятиях кедра и кипариса. Сейчас великая святыня выглядит более чем скромно.

Церковь, построенная в V веке, изначально имела величественный вид – на древних иконах праздника Покрова она предстает трехъярусной и многокупольной. Но в 1434 году храм сгорел до основания. Поджигателями оказались городские мальчишки, гонявшие по крышам голубей. У последних императоров Византии не было средств для восстановления святыни, и храм пролежал в руинах почти четыреста пятьдесят лет.

Только во второй половине XIX века греческая община выкупила этот участок земли и восстановила церковь. От древнего храма сохранилось несколько мраморных капителей и обломков колонн – они выставлены во дворе у алтарной части. Еще уцелела каменная икона-барельеф (по всей видимости, на ней изображены равноапостольные Константин и Елена), которую можно увидеть в притворе на южной стене.

Особая атмосфера

Внешне очень простая церковь внутри поражает атмосферой древности. Пол храма находится на три метра ниже уровня земли. Все, что выше, – тысячелетний культурный слой. Даже в ясный солнечный день здесь царит таинственный полумрак. Строители не смогли расчистить все пространство древней святыни, но добрались до нижнего яруса и алтаря – так что молящиеся сегодня стоят ровно на том же месте, где совершалась литургия в византийские времена. Иконы и настенные росписи за полторы сотни лет, со времени восстановления церкви, уже состарились и вполне соответствуют многовековой истории храма. Поднимаю голову – из небольшого купола льется теплый малиновый свет.

На службу пришли около ста человек, в основном русские – те, кто постоянно живет в Стамбуле, и те, кто в эти дни совершал паломничество по святым местам древнего Константинополя. Им, как и мне, просто посчастливилось попасть сюда на литургию в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы. На клиросе пел хор Андреевской церкви. Приход этого русского храма весьма примечателен. Многие годы он состоял из представителей старой русской эмиграции. Да и сейчас остались еще несколько потомков той диаспоры. На службу, например, пришла внучка звезды немого кино Веры Холодной, названная в честь бабушки тоже Верой.

Свечной ящик, где принимают записки о здравии и за упокой, здесь устанавливать не принято. Если кто-то хочет подать записку, самостоятельно относит ее к алтарю, а пожертвования опускает в специальный ящик. При этом записки можно писать по-русски.

Невидимый омофор

О том, что произошло во Влахернском храме в начале Х века, мы знаем из жития святого Андрея, Христа ради юродивого. У стен Царьграда стоял враг, и горожане собрались во Влахернской церкви на всенощное бдение, чтобы помолиться о спасении города. Блаженный Андрей увидел стоящую «на воздухе» Богородицу в окружении ангелов и святых и сказал о видении своему ученику святому Епифанию – будущему патриарху Константинопольскому.

Пречистая Дева молилась со слезами на глазах, после чего покрыла народ в храме своим омофором, защитив его от врага. Никто, кроме святых, этого не видел, но вскоре все смогли убедиться в милости Богоматери. Осада Царьграда была снята – враг отступил.

Праздник Покрова на Руси всегда был любим, как ни в одной другой стране. Особо почитался и блаженный Андрей, Христа ради юродивый. Известно, что он был славянином (возможно, из русских земель), проданным в рабство. Житие святого Андрея было переведено с греческого на церковнославянский язык еще в XII веке – значительно ранее не только всех других текстов житийной литературы, но и многих книг Священного Писания. Существует предположение, что и сам праздник Покрова Пресвятой Богородицы изначально был установлен именно на Руси, а не в Византии.

Риза Богородицы и саван Спасителя

Когда-то в древнем Влахернском храме хранилось несколько великих святынь. Риза Богородицы, найденная в Назарете, была перенесена в Царьград в 474 году – в честь этого события установлен праздник Ризоположения. За долгую историю осад Константинополя жители города не раз выносили святыню из церкви и проходили с ней по крепостной стене, прося у Богородицы помощи.

В «Повести временных лет» рассказывается, как корабли Аскольда и Дира, осадившие Царьград, разметала внезапно поднявшаяся буря. Это случилось после того, как Патриарх Константинопольский погрузил Честную ризу в воды Влахернской бухты. Языческие князья были настолько поражены свершившимся на их глазах чудом, что решили принять христианство. Крестились здесь же в Царьграде, сразу после того как утих шторм. Во святом Крещении Аскольд был наречен Николаем, а Дир – Илией.

Позднее в ковчег с ризой были помещены омофор и пояс Богородицы, обретенные в Ее гробнице в Гефсимании. Возможно, среди святынь церкви была и знаменитая Туринская плащаница. Крестоносец Роберт де Клари, участвовавший в захвате Царьграда в 1204 году, утверждал, что во Влахернском храме хранился «саван, которым был обернут наш Господь; этот саван приоткрывали каждую пятницу, так что можно было ясно видеть Лик нашего Господа». Видимо, это та самая плащаница, которая теперь хранится в Турине.

«Омой грехи свои»

Какие же святыни до наших дней сохранились в храме? Это святой источник с мраморной купелью и чудотворная Влахернская икона Божией Матери. Источник находится прямо в храме справа от алтаря. Это целый грот, уходящий глубоко под землю. О том, что храм изначально был построен именно у целительного ключа, свидетельствует древнее византийское «послание». В нем говорится, что здесь «бьют источники для телесных омовений, избавляющие и от душевного морока». В византийские времена в этих водах императоры совершали особое ритуальное омовение, последовательность которого подробно описана в трактате Константина Багрянородного.

Целительная сила источника известна уже полторы тысячи лет. Обычай умываться водой из него закрепился еще в древности, при этом было замечено, что особенно часто святая вода исцеляла глазные болезни. У источника люди просили у Господа и о духовном прозрении, крепости в вере. На мраморной плите запечатлен призыв: «Омой свои грехи, а не только лицо».

Вода в источнике по-прежнему бьет ключом, ее температура 39 градусов. Однако в сам грот никому, кроме служителей храма, пройти не дозволяется. Паломники набирают святую воду из кранов, вмонтированных в мраморную купель.

Влахернский образ

Чудотворная Влахернская икона Божией Матери находится также справа от алтаря, непосредственно возле источника. Святыня, увы, пребывает в плачевном состоянии. Прекрасный оклад сверкает серебром, но само изображение Богородицы едва различимо. Икона отгорожена стеклянной дверцей, за которую все желающие опускают пожертвования на восстановление Влахернского образа. За стеклом немало серебряных подвесок, имеющих форму руки, ноги или целого человека. Так по греческой традиции верующие благодарят Пречистую Деву за исцеление, дарованное по молитве перед Ее образом.

Члены местной общины верят, что это та самая икона Богоматери, которая была написана апостолом Лукой. Святыню приобрела супруга императора Феодосия II Евдокия, когда в 436 году совершала паломничество в Иерусалим. Затем икону преподнесли в дар сестре императора святой Пульхерии, которая и поместила образ во Влахернском храме.

Тысячелетняя история пребывания святыни в Константинополе знаменовалась множеством исходящих от нее чудес – как исцеление страждущих, так и спасение целого города от завоевателей.

По воле Богородицы

Хорошо известно и о так называемом привычном чуде. Каждую пятницу на закате солнца покрывало, которым был занавешен образ, чудесным образом приподнималось. Византийцы видели в этом особую волю Богородицы. Если император, например, готовился к военному походу и в пятницу перед выходом войск покрывало над иконой не шевелилось, то кампания откладывалась.

Даже свои житейские споры византийцы отдавали на суд чудотворной иконе. Так, в 1075 году губернатор Фессалоник и монахи обители Каллиас спорили из-за прав на мельницу. Дело осложнялось тем, что каждая сторона имела множество судебных вердиктов в свою пользу. Тогда было решено обратиться к суду Богородицы. Перед иконой сложили все документы, условившись, что мельница отойдет монахам, если покрывало не поднимется в течение определенного времени. Когда время истекло, а покрывало не шелохнулось, монахи стали праздновать победу. И в этот момент занавес на иконе стал подниматься. Решение Богородицы заставило всех задуматься…

В притворе храма хранится особо чтимый список с Влахернской иконы Богоматери. Образ хоть и древний, но сохранился очень хорошо. Его специально вынесли в притвор, чтобы паломники могли помолиться Богородице и прочитать перед святыней акафист, если вдруг придут в неурочный час. Церковь открывают только во время богослужений. Как сообщил отец Панарет, службы на греческом языке проходят здесь ежедневно в десять часов утра и в четыре часа вечера, кроме вторника.

На шестом холме

После литургии мы с прихожанами Андреевской церкви решили прогуляться по окрестностям. Влахерны – особый район старого города. Он весь сплетен из узких кривых улочек и переулков. То и дело на глаза попадаются старинные деревянные хибары и невысокие дома из дикого камня. Здесь царит патриархальный уклад жизни – спокойный, тихий, очень домашний.

В византийские времена на этом месте была огромная площадь, на которой стоял императорский дворец. По свидетельству очевидца, в нем «от сияния драгоценных камней ночью было светло, как днем». Оставшиеся от дворца руины поднимаются от Влахернской церкви вверх на шестой холм Царьграда. Только так называемый дом Багрянородного частично восстановлен, сейчас в нем находится музей.

Масштабы Влахернской резиденции впечатляют. Сюда на закате Византии переместилась вся жизнь священной империи: государственная, деловая и религиозная.

…Я рассказал местным христианам, что в России на Покров обычно выпадает снег, который верующие воспринимают как видимый символ Божией благодати. «Как же, знаем, – отвечали мне, – “паче снега убелюся”, поется в псалме. У нас тоже зимой раньше снег лежал, в детстве мы на лыжах катались. Теперь, если и выпадает, то быстро тает. Для нас великая благодать на Покров – сама праздничная литургия во Влахернах, ведь в былые годы это случалось так редко».

Усадьба Кузьминки: Церковь

В разное время в Кузьминках последовательно существовали три документально известные церкви . Первая из них была сооружена в 1716 году Строгановыми, получившими благословенную грамоту, то есть разрешение на ее строительство. Та церковь была деревянной, освящена в честь фамильной святыни владельцев Кузьминок – Влахернской иконы Божьей Матери и имела придел Александра Невского. По этой церкви все имение и получило название – село Влахернское. Церковь была уничтожена пожаром в 1732 году, тогда же вместо нее соорудили новую церковь Влахернской иконы Божьей Матери , тоже деревянную. Она в сою очередь погибла от «огненного запаления» 18 ноября 1758 года.

Ныне существующая церковь и есть третья по счету . Ее сооружали в два этапа. В 1759-62 годах были выстроены церковное здание, а также отдельно стоящая деревянная колокольня, автором проекта которой был Жеребцов. Однако уже к 1779 году здание церкви нуждалось в ремонте. Князь М.М. Голицын вскоре перестроил здание в формах зрелого классицизма и соорудил новую колокольню вместо прежней. Эти работы проводились по проекту архитектора Р. Казакова в 1784-85 годах.
В церкви находилась семейная реликвия – Влахернская икона Божьей Матери (Одигитрия) , датируется VII веком нашей эры. Одна из особо чтимых в Москве греческих икон. Привезена их Константинополя в дар отцу Петра I царю Алексею Михайловичу в 1653 году. Вместе с иконой была прислана грамота, в которой ее происхождение связывалось с Влахернским монастырем Константинополя, а история ее почитания с ранней историей константинопольской Одигитрии. Икона хранилась в успенском соборе московского кремля, царь брал ее с собой в военные походы. Празднование иконы совершалось в пятую неделю великого поста – субботу акафиста. Влахернская икона рельефная, выполнена в технике воскомастики. В воск добавлены мощи христианских мучеников, таким образом, икона является мощевиком. По иконографическому типу список Одигитрии, близкий к смоленской иконе Божьей матери, создана во второй половине XV начале XVI веков, возможно, как повторение древней иконы на старой доске. На иконе имеется греческая надпись – «богохранимая». В настоящее время икона находится в церкви ризоположения Московского Кремля. Один из чтимых рельефных списков второй половины XVII начала XVIII веков хранился в родовом имении Строгановых-Голицыных в селе Влахернском. Им был пожалован за свои заслуги перед Отечеством отец уже упоминавшегося Григория Строганова. По построенному храму местность получила третье название – село Влахернское.
Влахерна – это название местности в Константинополе. Давным-давно там стояла церковь с чудотворной иконой. Икона эта покровительствовала Константинополю и Византийским императорам. По легенде, она обратила в бегство врагов, напавших на город в 626 году. Свою чудотворность икона проявила не один раз уже находясь в России. В 1830 году разразилась эпидемия холеры. Было трудно указать хоть одно место в Москве или под Москвой, свободное от свирепствовавшей болезни. Каждый день гибли тысячи людей.. И однако во Влахернском ни один человек не только не умер, но даже и не заболел. Божья Матерь проявила свое заступничество и в 1871 году, когда еще одна эпидемия холеры открылась в Москве. Неудивительно, что москвичи и окрестные жители благоговели перед иконой и считали ее чудотворной. Кстати, все три названия – Кузьминки, Мельница и Влахернское – употреблялись вплоть до 1917 года, все три названия мы встречаем и в газетах, и в путеводителях, в письмах и дневниках современников. День 2 июля стал местным христианским праздником Влахернской иконы Божьей Матери. В 1920 Влахернская церковь закрывается, и икона Божьей Матери передается в Успенский храм в Вешняках. Когда же в 1941 и он закрывается, икона поступает в Третьяковскую галерею, где хранится в запасниках и по сей день.

Разрушение храма


Реконструкция церкви в КУзьминках. Фото 1938 г

В 1923 году в Москве открылся Поместный Совет Русской правосланой церкви , на котором принято было решение о закрытии храмов. Монастыри и церкви передали Всероссийской Чрезвычайной комиссии под лагеря и тюрьмы для преступников и детские калонии. В кратчайшие сроки были закрыты тысячи церквей. В разоренных церквях строили склады, клубы, вытрезвители, общежития и музеи. В Кузьминках в решении "высоких" идей строительства нового государства были уничтожены все надмогильные памятники и кресты небольшого погоста за церквью, освободив территорию для строительства общежития для сотрудников института. Недалеко от плотины когдато был колодец со святой водой, который засыпали.

В 1929 году поселковый совет изъял у настоятеля церкви Влахерской иконы Божьей Матери ключи, запретив проводить богослужения. Но это еще не все. В один из дней 1929 года по Липовой аллее прокатилась телега для экспроприации церковных ценностей в пользу государства и пердачи храма ЦК автотракторной промышленности . Узнав об этом, священник Порецкий попытался защитить святое место, призвав на помощь жителей. Народ горячо откликнулся на призыв. Результаты противоборства оказались печальными. Осенью 1929 г. уничтожили барабан храма и колокольню, на которой находились старинные башенные часы.

При переделке храма остался только основной остов здания и портики. Фронтоны заменили крупными и непропорциональными аттиками. До неузноваемости переделали окна: вместо круглых окон появились прямоугольные, причем были повреждены литые металлические ленты, стягивавшие сооружение. Внутри также все переделали. На месте алтаря (!) устроили туалет, закрасили настенную живопись. Многие рукописи и иконы сожгли. Единственная известная нам живописная икона Влахерской Божьей Матери висела долгое время в левом приделе вешняковского храма.Чудом уцелевшая эта икона представляла несомненную ценность и по решению комиссии была передана в фонды дного из музеев Москвы.

Сегодня

В 1992 году по распоряжению 717 мэра Москвы Лужкова здание церкви Влахерской иконы Божьей Матери с приделами святого Сергия Радонежского и св. Александра Невского были переданы патриархии. Несбыточные, казалось бы мечты восстановления усадьбы начали осуществляться. Настоятель церкви отец Александр и вновь созданная община внесли жизнь в мертвый храм и надежду в серца москвичей. Важным этапом в реставрации стал демонтаж водонапорной башни, уродливой советской архитектуры (ее уничтожили взрывом, так аккуратно, что не пострадало не одно из окружающих зданий). В реставрации храма принимали участие многие организации и реставрационные бригады. Здесь трудились династии: братья Гвоздевы и их сыновья. А многопудовый колокол помог отлить коллектив завода им. Лихачева.

Сайт http://vlahernskoe.prihod.ru/

Настоятель - иерей Александр Кашкин

Расписание работы храма: В воскресенье - утреня и Литургия в 9 ч., накануне всенощное бдение в 17 ч

Телефон: 377-87-88

Адрес: ул. Скрябина, 1 (ул. Старые Кузьминки, 26),

Проезд: от метро Рязанский проспект, авт. 29 до конечной остановки

Влахернская икона Божьей Матери, также называемая Влахернетисса, относится к числу наиболее почитаемых Православной церковью образов. Предполагается, что она обладает чудотворной силой.

Дата создания изображения – 302 год. По мнению историков, это ещё одно творение евангелиста Луки. В 439 году икона была привезена в Константинополь, и с того момента стала считаться покровительницей города и императоров византии. Лик назвали в соответствии с именем местности, относящейся к западной части города – Влахерны.

Там был убит вождь скифов Влах, а в 5-м веке император Лев Великий избрал место для строительства церкви во имя Богородицы. Несколько позднее именно там Андрей Юродивый наблюдал явление Девы Марии. В 1434 году храм погиб в пламени пожара и икону–защитницу, сопровождавшую императоров Византии во время войн, перенесли в другое место, но название Влахернская остаётся за ней и по сей день.

Описание иконы

Изображение на Влахернской иконе Божьей Матери было создано на базе плоского, вырезанного в дереве рельефа. Для этого использовалась техника воскомастики. Рабочим материалом был воск, смешанный с мощами христианских мучеников, что превратило икону в мощевик. Слой краски был нанесён уже поверх воска, покрывавшего изображения Богоматери и Спасителя.

Из-за особой техники изготовления списков с иконы было сделано немного (меньше, чем пять). Это, в свою очередь, привело к тому, что храмы в её честь на Руси практически не строились. По мнению Павла Алеппского, увидевшего образ в 1655 году, изображение не похоже на рисунок, поскольку оно сильно выступает над гладью доски, создавая впечатление ожившего образа. При соответствующем освещении оно словно обретает плоть, что вызывает в душе смотрящего благоговейный трепет

Иконографический тип образа говорит о том, что он является списком Одигитрии, весьма сходным со Смоленской иконой Божьей Матери. Предполагаемое время написания относится к 15-16 векам. Икона дополнена надписью на греческом языке, которая переводится как «богохранимая». После реставрации 1813 года, к имевшемуся тексту добавился новый (также на греческом): «Госпожа обители Влахернской» и «Многоценное сокровище».

Отличительным признаком изображённой на деревянной поверхности Богородицы является явная массивность фигуры. Сюда же можно отнести крупную, перекрывающую часть полей полосу нимбов. Ступни Младенца подняты высоко и «соприкасаются» с полями иконы.

Местонахождение

На данный момент Влахернская является достоянием Третьяковской галереи. С неё был сделан рельефный список (17-18 века), который пожаловали отцу Григория Строганова, основателя Влахернского храма в Кузьминках, где икона и находится до сих пор.

Церковь в Кузьминках

В Кузьминках церковь отстраивалась трижды. В первый раз деревянная постройка была возведена в 1716-м году под началом Строгановых. Её осветили в честь Влахернской иконы Божьей Матери, являвшейся семейной святыней для семьи, владевшей Кузьминками. По названию церкви местность также получила новое имя – село Влахернское.

В 1732 после пожара здание пришлось поднимать из руин. Обновлённая церковь тоже была деревянной и вскоре (18 ноября 1758 года) тоже сгорела.

В ныне известном, третьем варианте храм строился уже на третий раз (1759-1762 годы), а после был перестроен из-за необходимости проведения ремонта (1784-1785 годы).

Происхождение

Влахернскую икону Божьей Матери доставили из Константинополя в 1653 году. Её подарили Алексею Михайловичу, родителю Петра Великого. К Иконе прилагался документ (грамота), где рассказывалось о её происхождении (Влахернский монастырь в Константинополе) и истории почитания, соотнося образ с константинопольской Одигитрией.

На хранение икона была передана в Успенский собор (в Московском Кремле), но отправляясь в военный поход, царь не забывал взять её с собой.

О чём молиться

Влахернскую икону Божьей Матери почитают, прежде всего, как хранительницу от врагов и нашествий. Её помощи можно ожидать не только во время военных действий, но и в борьбе с обычными недоброжелателями. Также она покровительствует семейным людям, охраняя их от любых внешних вторжений.

03.10.2015

Император Константин Великий, перенесший столицу Римской империи в заново отстроенный город на Босфоре, посвятил Константинополь Пресвятой Богородице. Возможно, именно поэтому в византийской столице возводилось немало богородичных церквей. Одной из них - церкви Влахернской иконы Божией Матери - суждено было войти в число самых известных в христианском мире храмов, слава которого на многие столетия пережила Византийскую империю.

Храм неподалёку от знаменитого константинопольского залива Золотой Рог был заложен благочестивой императрицей Пульхерией в середине V века. Как оказалось впоследствии, это строительство было глубоко промыслительным. Всего несколько лет спустя после создания храма в Константинополь из Палестины была принесена великая святыня - нетленная Риза Пресвятой Богородицы, которой потребовалось достойное место хранения. Церковь во Влахерне и стала тем ковчегом, в который византийцы поместили драгоценную святыню. Впоследствии вместе с Ризой положили часть Омофора и часть Пояса Пресвятой Богородицы. В храме также хранилась икона Божией Матери, по преданию, написанная апостолом Лукой. От Влахернской иконы совершались многие чудеса, а покрывало, которым она была завешена, поднималось и опускалось само собой.

Византийские императоры часто приезжали во Влахернскую церковь поклониться святыням и окунуться в бьющий здесь святой источник. Изначально храм располагался за городскими стенами, поэтому возле него возвели дворец для отдыха царственных особ. Со временем крепостные стены Константинополя были расширены, и Влахерна оказалась внутри города. В XII веке византийские императоры переехали жить во Влахернский дворец, который и стал их последней резиденцией.

Влахернский храм сыграл особую роль в истории Константинополя. В 626 году во время отсутствия в столице императора Ираклия, который отправился на войну с персами, город осадили авары. Патриарх Сергий и старший сын императора Константин взяли из Влахернского храма чудотворную икону Богоматери и обошли с ней крепостные стены. Авары, напуганные грозным явлением Женщины в нарядном одеянии, сняли осаду Константинополя.

К заступничеству Пресвятой Девы жители Константинополя ещё не раз обращались в критические моменты. Так было и в 860 году, когда византийскую столицу осадили суда древнерусских князей Аскольда и Дира. Патриарх Фотий взял из Влахернского храма Ризу Пресвятой Богородицы и с молитвой опустил её край в воды Босфора. Внезапно поднявшаяся буря разметала вражеский флот, а поражённые небесным знамением Аскольд и Дир приняли Православие и получили в крещении имена Николай и Илия.

Именно здесь, во Влахернском храме, произошло в начале X века чудо Покрова Пресвятой Богородицы. Во время нападения на Константинополь неприятелей великий византийский святой блаженный Андрей - славянин по происхождению - увидел во время службы Пресвятую Богородицу, стоящую на воздухе и простирающую Свой Покров над городом.

В 1434 году в Константинополе случилось трагическое событие. Мальчишки, которые охотились на голубей в районе Влахерны, по неосторожности стали причиной страшного пожара, полностью уничтожившего Влахернский храм. Многие византийцы увидели в этом происшествии грозное предзнаменование, предвещавшее городу бедствия, и приготовились к худшему. Девятнадцать лет спустя Константинополь осадили турки, и падение города стало одновременно концом Византийской империи.

Почти весь период существования Османской империи святое место пребывало в запустении. Лишь в середине XIX века местные греки купили участок земли, на котором стояла когда-то Влахернская церковь, и получили от султана разрешение отстроить её заново на том же месте. Современное здание храма было возведено в 1867 году, и с тех пор во Влахерне вновь возносится православная молитва.

В наши дни внешний облик Влахернской церк­ви весьма скромен и ничем не напоминает величественной архитектуры византийской эпохи. Окружённая высоким забором церковь с небольшим зелёным садиком затерялась среди стамбульских домов возле Старого Галатского моста на южном берегу Золотого Рога. Но благодать и сила Божия, с давних времён осеняющая это таинственное место, по-прежнему влекут к себе паломников из различных стран, которые приезжают сюда целыми автобусами. В византийские времена существовал обычай каждую пятницу совершать особую службу перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. И в настоящее время в продолжение этой благочестивой традиции каждую пятницу во Влахернском храме совершается Божественная литургия.

Полагают, что Влахернский храм получил своё название от источника святой воды, который находился рядом с ним, а при более поздней перестройке церкви оказался внутри неё. И сегодня в храме каждый желающий может взять себе маленькую бутылочку, которую служители церкви заботливо наполняют святой водой из источника.

Влахернская икона Пресвятой Богородицы здесь не похожа на распространённый в России образ. Точнее говоря, во Влахернском храме есть две иконы с одинаковым названием. Одна из них выполнена в виде «Одигитрии», подобно Влахернским иконам, известным на Руси. А вторая напоминает собой икону «Нерушимая стена», только за спиной у Божией Матери возвышаются крепостные стены Константинополя, которые Она защищает, молитвенно воздев к небу руки.

Во Влахернском храме по-прежнему происходят чудеса. Известны случаи явления здесь Самой Божией Матери.

И. А. Свистунова,
«Русский Дом», № 10, 2015.
Печатается в сокращении

Влахернская церковь в местечке Кузьминки трижды меняла свой облик. Впервые она упоминается в документах под 1716 годом, когда постройку освятили в честь Влахернской иконы Божией Матери - фамильной реликвии владельцев усадьбы в Кузьминках.

Эта семейная икона очень древняя. Ее истоки - в 7 веке нашей эры. Царю Алексею Михайловичу святыню привезли в дар из Константинополя, после чего ни один военный поход не обходился без этой реликвии.

Во время эпидемии холеры в Москве, казалось, не осталось ни одного места, где бы ни свирепствовала болезнь. Вот только село Влахернское-Кузьминки, в храме которого разместилась чудотворная икона, ни один человек не умер. Более того, никто даже не заболел.

Неудивительно, что в Москве и ее окрестностях икону особо почитали и благоговели перед ней.

В 1732 году церковь Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках сгорела в пожаре.

Новая отстроенная церковь также была деревянной и в 1758 году постройку постигла та же участь - она была уничтожена огнем.

Храм Влахернской иконы - становление современного облика

В 1759 году развернулось очередное строительство во Влахернском храме во имя иконы Божией Матери в Кузьминках.

По проекту архитектора Жеребцова было возведено само здание и деревянная колокольня. Через 20 лет постройка нуждалась в ремонте и по указу князя Голицына храм частично перестраивают и сооружают новую колокольню. В разработке проекта участвовал архитектор Родион Казаков .

После революции Влахернская церковь в Кузьминках была действующей недолго.

Чудотворную икону успели передать в Успенский храм, после закрытия которого святыня оказалась в Третьяковской галереи , где хранится и по сей день.

С 1929 года во Влахернском храме уже не ведутся богослужения. Здание было решено передать автотракторной промышленности. Церковный барабан, колокольню со старинными часами было решено снести. Круглые окна переделали на прямоугольные, причем в результате изрядно пострадали стены здания. Внутри закрасили роспись, на месте алтаря построили туалет.

Только в 1992 году храм Влахернской иконы в Кузьминках передали Православной Церкви.

В реставрационных и ремонтных работах были задействованы многие организации. Убрать водонапорную башню, установленную в советское время, удалось лишь взрывом, при этом ни одно соседнее здание не пострадало. Колокол отлили на заводе им.Лихачева.

Свою лепту в восстановление исторического памятника постарались внести и прихожане.

Влахернский храм (церковь) иконы Божией Матери в Кузьминках расположен по адресу: Москва, Кузьминская, 7, стр. 1 (станция метро Кузьминки).