Страница 1

В 1699 г. при Боярской думе была учреждена Ближняя канцелярия по финансовому контролю за приходом и расходом денежных средств всех приказов. Вскоре компетенция этой канцелярии возросла. Она стала местом заседаний членов Боярской думы. С 1704 г. здесь стали собираться начальники приказов. С 1708 г. эти постоянные заседания именуются Консилией министров, где обсуждались различные вопросы управления государством. Заседания Консилии министров проходили в Кремле или на Генеральном дворе.

С учреждением Сената Консилия министров прекратила свое существование. Ограниченная функцией государственного контроля Ближняя канцелярия просуществовала до учреждения Ревизионной коллегии.

Усиление власти царя выразилось в создании (первое упоминание в октябре 1704 г., упразднен в мае 1727 г.) Кабинета Петра I – учреждения, имевшего характер личной канцелярии по многим вопросам законодательства и управления. Аппарат Кабинета состоял из кабинет-секретаря А.В. Макарова (с 1722 г. он стал называться тайным кабинет-секретарем) и нескольких подьячих, именовавшихся с введением коллегий канцеляристами, подканцеляристами и копиистами.

Кабинет имел характер военно-походной канцелярии, куда поступали полковые табели и другие военные, а также финансовые документы; здесь же разрабатывались диспозиции, велся ежедневный «Юрнал», то есть запись местонахождения и времяпрепровождения царя, в которой отражались не только придворные, но и военные события. Петр I передавал на хранение в Кабинет все бумаги, чертежи и книги, поддерживал через него связь с Сенатом, Синодом, с коллегиями и губернаторами. Сюда поступало множество различных челобитных, жалоб, доносов. Доносы по так называемым «трем пунктам» (измена, дела против здоровья государя, дела против казенного интереса) передавались в тайную канцелярию. Кабинет ведал вопросами, находящимися под попечительством самого царя (переписка по поводу приглашения в Россию иностранных специалистов, надзор за некоторыми постройками дворцов и казенных зданий в Петербурге и Петергофе).

Частые отъезды Петра I побудили его создать высший государственный орган с более широкими полномочиями, чем Ближняя канцелярия и Консилия министров.

22 февраля 1711 г. был утвержден указ об учреждении Правительствующего Сената, который, по-видимому, вначале предполагался царем как временный орган («для отлучек наших»), но вскоре превратился в постоянно действующее правительственное учреждение.

Сенат представлял собой коллегиальный орган, члены которого назначались царем. При Сенате была учреждена канцелярия во главе с обер-секретарем.

Дополнительные указы 2 и 5 марта 1711 г. определили функции и порядок деятельности Сената, который должен был заботиться о соблюдении правосудия, о государственных доходах и расходах, о явке дворян на службу и т.п. В первые годы существования функции Сената были разнообразны, а компетенция необыкновенно широка. Однако уже в этот период царь не разделял своей власти с Сенатом. Сенат был законосовещательным учреждением, за исключением немногих чрезвычайных случаев, когда в отсутствие царя он играл роль законодательного органа.

Советская культура 1917 – 1991
20-30 С победой Октябрьской революции власть приступила к осуществлению культурной политики, призванной создать новую культуру, базирующуюся на марксистско-ленинской идеологии Задачи - ликвидация неграмотности, развитие науки, утверждение коммунистической идеологии Эта политика гос-ва получила название культурная революция. 9 ноября 191 ...

Социально-политическое развитие
Советское общество начала 30-х годов. Экономические преобразования конца 20-х - начала 30-х годов коренным образом изменили структуру населения. 7% сельских жителей работали на государственных сельскохозяйственных предприятиях - в совхозах и МТС. Интенсивное промышленное строительство привело к рождению новых городов. Численность город...

Введение опричнины, её сущность
Проводимые реформы, ограничивающие власть феодалов стали встречать их сопротивление, несогласие с царской политикой, неподчинение воле царя. Проблемы централизации и укрепления власти, борьбы с оппозицией требовали от царя решения об установлении в стране диктатуры и сокрушения оппозиции с помощью террора и насилия. Между тем позиция д...

Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности. Однако это не единственный признак. Сосредоточение власти осуществлялось египетскими фараонами, римскими императорами и диктаторами XX в. Это не было абсолютной монархией. Для возникновения последней необходим переходный период от феодальной системы к капиталистической. Этот переход в разных странах происходил в разные исторические периоды, сохраняя при этом общие черты.

Для абсолютной монархии характерно наличие сильного, разветвленного профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений. Эти признаки присущи и российскому абсолютизму. Однако у него были свои существенные особенности: абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), а абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества; социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), а российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Экспансионистские устремления выразились прежде всего в стремлении к расширению своей территории и выходу к морям. Другим направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения, принявшая наиболее жестокие формы в XVIII в. Усиление роли государства проявилось и в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. Наряду с этим происходила юридическая консолидация правящего класса, из разных феодальных слоев сложилось сословие дворянства.

Элементами механизма абсолютной монархии являлись высшие органы государственной власти, которые были радикально реформированы. Изменился титул царя. 22 октября 1721 г. (в годовщину славного освобождения Москвы в1612 г.), а также в связи с победоносным исходом Северной войны Петр I принял титул Императора Всероссийского и превратил прежние «великие государства Российского царствия» во «Всероссийскую империю». Независимо от императорского титула Сенат наименовал Петра еще «великим» и «отцом отечества».

Для финансового контроля Петр I создал Ближнюю канцелярию, которая и стала местом заседания членов Боярской думы, начальников приказов (1704 г.). Такие заседания называли Консилией министров. Последняя прекратила свое существование с созданием Сената (1711 г.).


Усиление власти Петра выразилось в создании Кабинета с личной канцелярией (1704-1727 гг.). Кабинет был военно-походной канцелярией, через него Петр I поддерживал связь с Сенатом, Синодом, коллегиями и губернаторами, вел переписку по горным, мануфактурным делам, с заграницей. Сюда же поступали челобитные, жалобы, доносы.

В 1711 г. было создано постоянно действующее высшее правительственное учреждение - Правительствующий Сенат. Для углубления представлений о государственном управлении той эпохи приведем несколько указов, исходящих непосредственно от Петра I . Так, в Указе от 22 февраля 1711 г. «Об учреждении Правительствующего Сената» отмечается: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления: господин граф Мусин-Пушкин, господин Стрешнев, господин князь Петр Голицын, господин князь Михаиле Долгорукий, господин Племянников, господин князь Григорий Волконский, господин Самарин, господин Василий Опухтин, господин Мельницкий, обер-секретарь сего Сената Анисим Щукин».

Сенат состоял из 9 человек, являлся коллегиальным органом. Указанные выше три князя - выходцы из старинной титулованной знати. Остальные - из малознатных родов. Три сенатора в прошлом были членами боярской Думы (Мусин-Пушкин, Стрешнев, Племянников).

О компетенции Сената можно судить по двум Указам Петра, принятым 2 марта 1711 г.: «О полномочиях Правительствующего Сената», где царь угрожал ослушникам смертной казнью, призывая подчиняться указам Сената «как нам самому, под жестоким наказанием или и смертию, по вине смотря», а также Указ «О функциях Правительствующего Сената».

Из документа видно, что Сенат был наделен широкими полномочиями: заботиться о соблюдении правосудия, государственных доходах и расходах, о Явке на службу, о развитии торговли и т.д. Однако царь не делился с ним своей верховной властью. Сенат оставался законосовещательным органом и выполнял функции упраздненного разрядного приказа. А связь с губерниями осуществлял через специальных губернских комиссаров (по два от губернии). Сенат был органом надзора за правительственным аппаратом и должностными лицами (т.е. высшим органом надзора за государственным управлением). Надзор осуществлялся через фискалов. Об этом можно судить по Указу царя от 5 марта 1711 г. «О порядке заседаний Правительствующего Сената».

Фискала награждали половиной судебного штрафа с уличенного должностного лица. Фискалами руководил обер-фискал, поддерживавший связь с ними через Фискальный стол канцелярии Сената. Сенат рассматривал доносы ежемесячно по докладу Расправной палаты, которая состояла из четырех судей и двух сенаторов (существовала в 1712-1729 гг.).

Став императором, Петр I запретил Сенату издавать «генеральные определения» (подобие законов). Во главе Сената он поставил генерал-прокурора П.И. Ягужинского, наделив его очень широкими полномочиями. Так, в отсутствие царя он должен был быть «царевым оком». Генерал-прокурор осуществлял надзор за работой Сената, председательствовал на его заседаниях и даже имел право законодательной инициативы. Ему подчинялись генерал-фискал и канцелярия Сената.

В 1722 г. был издан указ о престолонаследии, согласно которому монарх по своему усмотрению назначал себе преемника. Таким образом, избрание царей на заседаниях соборов, осуществляемое в XVII в., не стало традицией. Теперь воля императора определяла судьбу престола, а подданные должны были соглашаться с его решением. Петр I по разным причинам лишился сыновей от обеих жен. Коронация супруги Петра Марты-Екатерины, не подкрепленная в соответствии с установленным законом обязательным завещанием и провозглашением официального наследника, усугубила династический кризис и обусловила его преодоление с помощью военной силы после смерти императора. Таким образом, решения и действия Петра I имели далеко идущие политические последствия и создали угрозу потери династией Романовых престола.

В 1699-1701 гг. была проведена реформа центрального управ­ления, заключавшаяся в объединении ряда приказов, которые или полностью сливались, или же соединялись под начальством одного лица с сохранением аппарата каждого приказа в отдельности. В свя­зи с новыми потребностями страны (главным образом, началом Се­верной войны) возникло несколько новых приказов.

К осени 1699 г. насчитывалось 44 приказа, но значительная часть их действовала объединенно, составляя 25 самостоятельных учреж­дений.

В 1699 г. купцы и посадское население городов были изъяты из ведомства воевод и приказов и переданы в ведение коллегиального органа - Бурмистерской палаты в Москве; с 1700 г. она получила название Ратуша. Президент и члены (бурмистры) этого нового центрального учреждения выбирались купцами; в городах были со­зданы подчиненные Ратуше выборные бурмистерские (земские) избы.

Правительство мотивировало создание этого городского сослов­ного, финансового и полицейско-судебного «самоуправления» жела­нием улучшить деятельность торгово-промышленного населения (куп­цов, ремесленников), «чтоб им в разных приказах и от приказных и разных чинов от людей нападков и убытков и разоренья не бы­ло» 64 . Э та реформа обеспечила более исправное поступление прямых налогов и косвенных сборов (таможенных, кабацких и т. д.) с го­родского населения.

В Ратушу отошли финансовые функции тринадцати приказов, и она превратилась в центральную кассу государства, оставаясь ею до губернской реформы 1708-1710 гг.

Подобная централизация произошла и в военном управлении. В 1701 г. был создан Приказ военных дел, в ведение которого ото­шли: комплектование частей зарождающейся регулярной армии (осо­бенно до 1705 г. 65), формирование полков, заведование комсоставом армии, снабжение ее всем необходимым, кроме провианта («комис­сариатское довольствие»).

После местной реформы 1708 г. компетенция Приказа военных дел резко сократилась: комплектованием частей стали заниматься губернаторы, снабжение провиантом перешло в полевые органы ар­мии, а составом се стало заведовать более гибкое и оперативное уч­реждение - Главная военная канцелярия, с открытием которой в 1711 г. Приказ военных дел был упразднен. С 1711 г. и до 1797 г. существовал Главный комиссариат (в некоторые периоды Генераль­ный комиссариат), ведавший вещевым и денежным довольствием армии. С учреждением Военной коллегии Главный комиссариат на­ходился в ее подчинении, а иногда был самостоятельным централь­ным учреждением.

С передачей губернаторам финансовых функций им были подчи­нены и бурмистерские избы. Ратуша из центрального стала местным московским учреждением.

В первые годы XVIII в. были созданы новые центральные учре­ждения. Иногда они назывались по-старому - приказы (Адмирал­тейский, Провиантский, Артиллерии, Рудокопных дел), иногда полу­чали новое наименование - канцелярии (Ижорская, Мундирная и др.). Это были учреждения переходного периода. В организации и деятельности их наряду с элементами нового сохранялось еще мно­го черт старых приказов XVII в. (например, судебные функции в от­ношении подведомственных лиц).

Преображенский приказ вырос из дворцового учреждения по обслуживанию резиденции Петра I и его матери, а также заведо­ванию «потешных» полков (Преображенского и Семеновского) - Преображенской потешной избы.

С установления фактического правления Петра I Преображен­ская потешная изба приобрела ряд военно-административных функ­ций по комплектованию, снабжению, обучению войск, организации военных маневров («потешные походы»). Под ее надзором находил­ся и Новодевичий монастырь, куда была заключена Софья.

Преображенская изба сыграла большую роль в организации Азов­ских походов. С 1695 г. она была преобразована в Преображенский приказ.

После азовских походов Преображенский приказ стал прежде всего органом следствия и суда по политическим преступлениям (из­мене, «бунту» и «непристойным» речам против царя и членов его

семьи). Этими вопросами занималась главная канцелярия приказа. Наряду с этим Преображенский приказ имел и иные функции. Че­рез подчиненные ему Потешный двор приказ заведовал охраной по­рядка в Москве по организации караулов в Кремле, борьбе с на­рушителями, а через Генеральный двор ведал Преображенским и Се­меновским полками, осуществлял набор даточных (до апреля 1702 г.). В связи с отъездом Петра I за границу в конце 1697 г. приказу бы­ла подчинена вся Москва.

Главным судьей Преображенского приказа был крупный государ­ственный деятель Ю. Ф. Ромадановский, а после его смерти (1717 г.) его сын И. Ромадановский. В помощь главному судье с 1698 до 1706 гг. действовала судебная боярская коллегия, куда входил ряд членов Боярской думы.

Из поступавших в Преображенский приказ доносов («изветов») отбирались те, которые носили политический характер, а остальные отсылались в другие приказы. Политический процесс конца XVII - начала XVIII в. основывался на «Соборном Уложении» 1649 г., а так­же новоуказанных статьях и узаконениях Петра I.

Каждый политический процесс начинался с письменного или уст­ного «извета» о «государевом слове и деле», который изветчик мог сделать где угодно (в любом приказе, местном учреждении, церкви, на базаре, на улице, дома), но обязательно в присутствии свидетелей. Доставленные в ближайшее правительственное учреждение из­ветчик, а часто и обвиняемый, задержанный в результате извета, переправлялись в Преображенский приказ. Начиналось следствие. Для проверки правильности извета проводились допросы свидетелей и повальные обыски. В случае отсутствия свидетелей для благород­ного изветчика дело решалось по усмотрению царя, но если извет­чик-холоп или крестьянин, не имея свидетелей, извещал на своего помещика, то «Соборное Уложение» предписывало «тому их извету не верить... И учиня им жестокое наказание, бив кнутом нещадно, отдати тем, чьи они люди и крестьяне», т. е. вернуть изветчиков-хо­лопов их же помещику.

Правильные изветы по закону удостаивались наградами, но прак­тически изветчики, особенно из крестьян, не получали ничего. За лож­ные показания сурово наказывали кнутом или штрафовали.

Если обвиняемый отрицал свою вину, то приказ прибегал к пыт­ке. Закон разрешал пытать трижды: поднять на дыбу; поднять на дыбу и бить кнутом; после битья кнутом на дыбе жечь огнем. Если обвиняемый на всех трех пытках показывал одно и то же, то это считалось доказательством правильности его показаний. Жестокость пытки в Преображенском приказе часто приводила к смерти. Из 365 человек, привлеченных к суду по делу об Астраханском восста­нии, от пыток умерло 45 человек. Нередко присутствовал на допро­сах, а порой и лично допрашивал сам Петр I.

Основное острие карательной деятельности Преображенского приказа было направлено против народных масс. На всем протяже-

нии его существования в нем происходят процессы крестьян и по­садских низов, выражавших свое недовольство налоговым гнетом, феодально-крепостнической системой, высказывавшихся против само­го царя.

Расправлялся Преображенский приказ и с противниками преоб­разований Петра I - из среды бояр, духовенства, стрельцов. Бояр­ская оппозиция попыталась использовать для осуществления своих реакционных планов стрельцов. Дело о стрелецком мятеже 1698- 1699 гг. было наиболее массовым процессом, проводимым Преобра­женским приказом. После жесточайших пыток было казнено 799 стрельцов. Мелкие стрелецкие процессы продолжались до 1718 г.

Преображенский приказ просуществовал до 1729 г. (с 1725 г.- как Преображенская канцелярия).

Приказы в конце XVII - начале XVIII в. представляли собой пе­струю, громоздкую и нестройную систему центральных учреждений с нечеткими функциями, переплетением функций и параллелизмом в деятельности, несовершенным делопроизводством, волокитой и гру­бым произволом должностных лиц. Отдельные отрасли управления (заведование городским сословием, финансами, мануфактурами, гор­ным делом, торговлей и т. д.) были разделены между несколькими приказами. Все это тормозило осуществление задач государства в новых исторических условиях, толкало на поиски иных организаци­онных форм центрального государственного аппарата.

Реформа 1718-1720 гг. упразднила большинство приказов и ввела коллегии. Этой реформе предшествовал длительный подго­товительный период. Перед отъездом за границу 11 декабря 1717 г. Петр I издал указ, определявший штаты коллегий (были назначены президенты, вице-президенты, советники и асессоры), и распоряже­ние «начать всем президентам с нового года сочинять свои колле­гии» 66 . Окончательная их организация затянулась. В 1718 г. боль­шинство коллегий еще не приступило к делам. В конце 1718 г. по­следовал закон о разделении дел между коллегиями с указанием на необходимость сочинять для каждой свой регламент. Открытие кол­легий состоялось в 1719-1720 гг., а Камер-коллегии - в 1721 г. Всего за эти годы было создано 12 коллегий. Важнейшими, «госу­дарственными» считались три первых: Иностранных (чужестранных) дел, Военная (Воинская), Адмиралтейская; Камер, Штатс-контор, Ревизии заведовали финансовой системой государства; Берг, Ману­фактур, Коммерц-коллегии ведали промышленностью и торговлей; Юстиц-коллегия занималась судебной системой, Вотчинная - дела­ми господствующего дворянского сословия и Главный магистрат - управлением городами и делами зарождавшейся буржуазии.

Духовная коллегия, вскоре после основания, была преобразова­на в высшее правительствующее учреждение - Синод, юридически приравненный к Сенату.

Первоначально каждая коллегия руководствовалась своим регла­ментом, но 28 февраля 1720 г. был издан обширный (из 56 глав) «Генеральный регламент», определивший единообразие организаци­онного устройства порядков деятельности и делопроизводства. На протяжении всего XVIII в. этим законом руководствовались все пра­вительственные учреждения России.

Коллегии отличались от приказов коллегиальным (совместным) обсуждением и решением дел, единообразием организационного ус­тройства, более четкой компетенцией; деятельность и делопроизвод­ство коллегий были строго регламентированы законом.

Петр I и его современники считали, что коллегии имели несрав­ненные преимущества перед приказами; изложение этих преиму­ществ было дано в «Духовном регламенте», составитель которых от­мечал, что только коллегия, а не одно лицо, может выносить пра­вильные решения («что един не постигнет, постигнет другой»), и такие решения считались гораздо авторитетнее единоличных. Кол­легиальное разрешение дел обеспечивало быстроту и непрерывность по сравнению с приказами, где с болезнью или смертью судьи про­исходило замедление или даже остановка в делах. Большие надежды возлагал Петр I на коллегию как средство борьбы с произволом и продажностью чиновников. По мнению Петра I, «президенты или председатели не такую мочь имеют, как старые судьи: делали, что хотели; в коллегиях же президент не может без соизволения товарищев своих ничего учинить». Коллегия лучше могла обеспечить и правосудие, потому что не боялась гнева сильных людей.

Коллегии являлись центральными учреждениями, подчиненными царю и Сенату; коллегиям по разным отраслям управления подчи­нялся местный аппарат.

Каждая коллегия состояла из присутствия (общего собрания чле­нов) и канцелярии.

Состав присутствия насчитывал 10-11 членов и состоял из пре­зидента, вице-президента, четырех-пяти советников и четырех асес­соров.

Президент коллегии назначался царем и осуществлял «генераль­ную и верховную дирекцию» (управление коллегии). Вице-президент и члены назначались Сенатом и утверждались царем. Президент и вице-президент были обязаны «накрепко смотреть, чтобы прочие чле­ны коллежские и в поверенных делах и в приказанном их смотрении « надлежащим старанием и прилежанием попечение имели». В слу­чае нерадения членов президент должен был «вежливыми словами» напоминать им об их обязанностях, а при их непослушании сооб­щать Сенату; он же мог возбуждать перед Сенатом вопрос о замене того члена коллегии, который «мало разумен».

В 1722 г. для надзора за деятельностью коллегий в каждую из них был назначен прокурор, подчиненный генерал-прокурору Сена­та. При коллегиях существовали и фискалы.

Канцелярия коллегии возглавлялась секретарем. В его ведении

находился штат канцелярии, в состав которого входили: нотариус, или протоколист - составитель протоколов заседаний; регистра­тор - составитель списков, входящих и исходящих бумаг; актуари­ус - хранитель бумаг, а также переводчик и писцы (канцеляристы и копиисты).

«Генеральный регламент» устанавливал точное расписание засе­даний коллегий: по понедельникам, вторникам, средам и пятницам; в четверг президенты заседали в Сенате.

Основной формой деятельности коллегии являлись заседания ее общего присутствия. В «камере аудиенции», убранной коврами ком­нате со стенными часами, под высоким балдахином стоял покрытый сукном стол, за которым и располагались члены коллегии; перед каждым из них стояла чернильница. На присутственном столе нахо­дилась книга нерешенных дел; она должна была напоминать членам коллегии о незамедлительном их рассмотрении. Впоследствии при­сутственный стол коллегии украсило «зерцало» - треугольная приз­ма с печатными текстами указов: от 17 апреля 1722 г.- «о хране­нии прав гражданских», от 21 января 1724 г.- «о поступках в су­дебных местах» и от 22 января 1724 г.- «о государственных уста­вах». «Зерцало» должно было напоминать чиновникам и просите­лям о законности.

Справа от присутственного стола коллегии находился стол сек­ретаря, слева - стол нотариуса.

Заседанием руководил президент; при его входе или выходе чле­ны коллегии вставали.

Дела докладывались секретарем в порядке их поступления в кол­легию, но с соблюдением рассмотрения вначале государственных, а затем частных дел. Члены коллегии подавали свои мнения по оче­реди, начиная с младших членов, и не повторяясь; это должно было обеспечить самостоятельность мнений. Все «рассуждения» членов но­тариус заносил в протокол. Дела разрешались «по множайшему чис­лу голосов» (т. е. по большинству); при равенстве голосов перевес давало мнение, за которое высказывался сам президент. Протокол и решение подписывались президентом и членами коллегии. В случае сомнения в разрешении какого-либо дела коллегия обращалась в Сенат.

Во время заседаний просители дожидались решений в прихожих «камерах», которых было две: «чтоб люди знатного характера (или чина) от подлых различены были и особливое свое место иметь могли».

По требованию коллежского присутствия служитель (вахмистр) вводил иногда в «камеру аудиенции» просителя. Только лица с вы­соким служебным положением (от полковника и выше) получали разрешение сесть; все остальные должны были отвечать перед кол­легией стоя.

В каждой коллегии существовала «камера» (кабинет) президен­та, в которой глава коллегии мог ознакомиться с адресованной ему

корреспонденцией, с делом или принять просителя. Особые помеще­ния были отведены для коллежских контор и канцелярии.

Связанные с решением коллегии телесные наказания приводились в исполнение здесь же, при коллегии, для того чтобы «всяк смотря на то, от каких погрешений и преступлений себя мог охранять».

Военная коллегия управляла созданной Петром I регулярной ар­мией, которая сложилась в ходе Северной войны. Рядовой состав армии комплектовался с 1705 г. с помощью рекрутских наборов с тяглых сословий, а офицеры - из дворян. Все достижения новой ар­мии в организации, тактике и боевой подготовке были закреплены в «Воинском уставе» 1716 г.

Президентом коллегии был ближайший соратник Петра I фельд­маршал А. Д. Меншиков, а вице-президентом - крупный военный специалист, автор одного из первых военных уставов, генерал А. Вейде.

Военно-морским флотом, созданным Петром I, управлял ряд уч­реждений: Приказ адмиралтейских дел, Канцелярия адмиралтейства, Морской комиссариат и др. Сменившая их Адмиралтейств-коллегия ведала предприятиями по строительству и оснащению флота (верфя­ми, полотняными и канатными фабриками), а также корабельными делами; осуществляла подготовку и обучение личного состава воен­но-морского флота: матросов и офицеров (последних в Морской ака­демии); вооружение и снабжение их. Адмиралтейств-коллегий при­надлежало право ревизии военно-судебных дел по флоту. Все поряд­ки в русском флоте были регламентированы в «Морском уставе» 1720 г. Во главе коллегии находился крупнейший флотоводец пер­вой четверти XVIII в. генерал-адмирал Ф. М. Апраксин.

Коллегия иностранных дел поддерживала повседневные диплома­тические сношения с иностранными государствами, вела дипломати­ческую переписку с представителями иностранных государств и рус­скими послами за границей, руководила приемом, содержанием и от­правлением иностранных послов, дипломатическими и придворными церемониями.

По наследству от Посольского приказа коллегия иностранных дел заведовала отдельными территориями на окраинах (Украина), а так­же почтой (впоследствии в составе коллегии был создан почтовый департамент).

Во главе коллегии стоял крупный дипломат канцлер Г. И. Голов­кин, а вице-президентом был барон П. П. Шафиров.

Активная внешняя политика и войны, преобразования армии, уп­равления и культуры, создание флота, строительство заводов, кана­лов, верфей и городов потребовали огромных денежных средств. На­логовый гнет возрос, а сама система налогов значительно измени­лась. В отличие от XVII в., когда господствующее значение в бюд­жете имели различные косвенные налоги, с первой четверти XVIII в. преобладают прямые налоги.

Петр I ввел новую податную единицу - «ревизскую душу». Все

население государства было подразделено на две части - податную (крестьяне всех категорий, мещане, цеховые ремесленники и купцы) и неподатную (дворяне, духовенство).

Для определения числа «душ» податного населения стали произ­водиться переписи мужского населения податных сословий, называ­емые подушными ревизиями. Материалы этих ревизий нужны были не только финансовым органам государства, они использовались так­же для рекрутских наборов.

Указ о проведении первой подушной ревизии был издан 28 но­ября 1718 г. Ревизия проводилась 1719 по 1724 г.

Умершие, беглые и самовольно переселившиеся в другие места лица не исключались из ревизских «сказок» до следующей ревизии (в 1744-1747 гг.). Не включались в число ревизских душ и лица, родившиеся после дачи «сказок». Ревизские «сказки» представляли собой ведомости со сведениями о лицах мужского пола податных со­словий, подаваемые помещиками на крепостных, приказчиками - на дворцовых, старостами - на казенных крестьян губернаторам и отсылались в Петербург в Канцелярию бригадира В. Зотова, осуще­ствлявшую общее руководство сбором и разработкой материалов ре­визии. Надзор за ревизией осуществлял Сенат.

Кроме подворной, а затем подушной подати, существовало мно­жество других прямых налогов, чаще всего экстренного характера: драгунские, корабельные, рекрутские, подводные и др.

Резко возросло число косвенных налогов. Со времени Курбатова появилась целая профессия «государевых прибыльщиков», задачей которых было придумывание новых, главным образом косвенных, на­логов («сидеть и чинить государю доходы»).

Кроме традиционных винных и таможенных сборов, появились сборы с хомутов, гробов, перевозов, водопоя, отвальные и приваль­ные (для судов, отходящих от пристаней и подходящих к ним), ры­боловства, торговых операций солью и табаком, за ношение бороды, старой одежды и т. п. Большая часть этих сборов поступала в соз­данную в 1706 г. Ижорскую канцелярию, во главе которой стоял Меншиков. Другие сборы поступали в специальные канцелярии: Банную, Рыбную, Мельничную, Постоя, Медовую, Ясачную и т. п. Эти сборы назывались канцелярскими.

К концу царствования Петра I в России насчитывалось 40 видов различных косвенных налогов и канцелярских сборов.

Созданная в числе других коллегий Камер-коллегия заведовала всеми доходами государства, которые раньше находились в ведении приказов и канцелярий. Камер-коллегия руководила сбором податей, пошлин и недоимок, осуществляла руководство выполнением натуральных повинностей.

В коллегию после «ревизии» поступали «генералитетские кни­ги» - итоговые документы ревизии, содержавшие сведения о числе податных душ; второй экземпляр этих книг оставался в губерниях.

Заведовала коллегия и такими источниками доходов, как вин-

ные подряды и соляные промыслы, а также заготовлением провиан­та для армии. В 1723 г. ей был поручен надзор за хлебопашеством, состоянием урожаев, ценами на хлеб и снабжением хлебом населе­ния в случае голода.

Президентом Камер-коллегии был князь Д. М. Голицын.

Другая финансовая коллегия - Штатс-контор-коллегия заведо­вала государственными расходами, управляла кассами на местах (рентереями), выделяла по указанию Сената определенные суммы правительственным учреждениям и должностным лицам. Президен­том этой коллегии был граф И. А. Мусин-Пушкин.

Ревизион-коллегия наследовала от Ближней канцелярии функцию чисто формального финансового контроля за расходованием. Эту коллегию возглавлял князь Я. Ф. Долгорукий.

Управление незначительными казенными промышленными пред­приятиями в XVII в. было распределено между многими приказами, занимая в их деятельности второстепенную роль.

Развитие мануфактурной промышленности и торговли, проводи­мая государством политика покровительства им в XVIII в. потребо­вали централизации их управления.

Огромное значение имела Берг-коллегия, заведовавшая горной и металлургической промышленностью - отраслями, пользовавшимися особым попечительством Петра I.

Коллегия осуществляла заботу об обеспечении предприятий и рудников рабочей силой путем приписки к ним государственных кре­стьян. 18 января 1721 г. был издан указ, по которому разрешалось к частным заводам присоединять деревни при условии, «дабы те де­ревни всегда были уже при тех заводах неотлучно» 67 . Владелец за­вода (дворянин или купец) мог продавать этих посессионных кре­стьян только вместе с заводом. Но и этот указ не мог полностью раз­решить проблемы рабочей силы в промышленности в условиях фео­дально-крепостнического строя.

Мануфактур-коллегия управляла казенными мануфактурами и осуществляла заботу о частных мануфактурах в прочих отраслях промышленности (главным образом, легкой).

Во главе обеих коллегий при Петре I стоял обрусевший шотланд­ский специалист в области артиллерии Я. В. Брюс (одновременно он был и генерал-фельдцейхмейстером - начальником артиллерии). Надзором и попечительством над внешней и внутренней торгов­лей ведала Коммерц-коллегия, президентом которой был дипломат и разносторонний деятель того времени П. А. Толстой.

Юстиц-коллегия была судебным и административным органом. К ней перешли дела ряда старых приказов (Поместного, Сыскного, Земского, судных). Она заведовала губернскими и надворными су­дами и являлась для них апелляционным судом по уголовным и граж­данским делам. В ее ведении находились следственные, розыскные дела и собирались сведения о заключенных в тюрьмах. В существо-

вавшей при Юстиц-коллегии в 1719-1740 гг. Крепостной конторе записывались и оформлялись различные крепостные акты на земли и крестьян, о продаже вотчин, купчие, доверенности, духовные за­вещания и т. д.

Президентом коллегии был назначен граф А. А. Матвеев. С со­зданием Юстиц-коллегии ей был подчинен Поместный приказ, соста­вивший в коллегии Вотчинную канцелярию. В 1721 г. она была пре­образована в самостоятельную Вотчинную коллегию. Эта коллегия находилась в Москве, заведовала дворянским землевладением. Защищая и оберегая интересы помещиков, она разбирала земельные тяжбы, иски и споры дворян; оформляла новые земельные пожало­вания и т. п. С 1772 г. каждая коллегия имела в Москве свою кон­тору, которую возглавляли поочередно члены коллегий. Вотчинная коллегия имела свою контору в Петербурге.

Другой сословной коллегией явился созданный 13 февраля 1720 г. Главный магистрат, который собрал и соединил «рассыпанную хра­мину» городского сословия. Регламент Главного магистрата подроб­но определил многообразие функций этой коллегии, которые заклю­чались в создании магистратов и снабжении их уставами и инструк­циями, а также руководстве выборами в них; в надзоре за выполне­нием магистратами административно-полицейских и судебных функ­ций; охранении сословных привилегий горожан и «защите купцов и ремесленников от обид и притеснений»; содействии развитию город­ских ремесел и торговли (особенно ярмарочного дела). Кроме того, Главный магистрат являлся высшей апелляционной инстанцией на судебные решения магистратов.

Члены Главного магистрата (бургомистры и ратманы) назнача­лись царем; президентом коллегии был назначен купец Исаев, а обер-президентом - представитель родовитого дворянства князь Трубец­кой.

Коллегии не охватывали всех отраслей управления; часть их ос­тавалась вне коллежской системы. Это было дворцовое, ямское, ме­дицинское, строительное управления и другие дела, находившиеся в ведении специальных приказов (Дворцовый, Ямской), канцелярий (Медицинская), палат (Оружейная), контор (Соляная) и др.

Кроме того, продолжал существовать Преображенский приказ. Перегрузка этого приказа различными делами по заведованию гвар­дейскими полками и полицейскому управлению Москвой, а также его отдаленность от Петербурга толкнули правительство на более гибкую форму ведения политических процессов с помощью времен­ных розыскных канцелярий. Во главе этих канцелярий были постав­лены гвардейские офицеры; первые розыскные канцелярии возник­ли в 1713 г.

Одна из этих канцелярий, начавшая в Москве следствие по делу царевича Алексея, после переезда в Петербург 20 марта 1718 г. бы­ла преобразована в постоянную Тайную канцелярию.

Рассмотрением дел в этом новом органе политического следствия

и суда занималась коллегия в составе П. Толстого, А. Ушакова, Г. Скорнякова-Писарева и И. Бутурлина. В официальных докумен­тах эти лица именовались «министрами» Тайной канцелярии.

Канцелярия вела процессы по всем «трем пунктам» указа от 24 января 1715 г. 68 . В Тайной канцелярии рассматривались дела о «непристойных выражениях» об особе государя - покушение на го­сударственное здоровье, непочтение к царской фамилии; самозван­стве, несоблюдении молебнов в царские дни, о «непристойных ре­чах» о государственных деятелях, дела об измене, о раскольниках, волшебстве, казнокрадстве, взяточничестве и т. д.

В Тайной канцелярии прошли такие крупные процессы, как след­ствие по делу царевича Алексея и его сообщников - противников реформ Петра I; связанные с этим процессом дела бывшей царицы Евдокии Лопухиной и Кикина; придворное уголовное дело фаворит­ки Петра I Марии Гамильтон («девки Марьи Гамонтовой»), ряд дед по третьему пункту указа 1715 г. о грандиозных хищениях в Ревельском порту, злоупотреблениях в Астрахани, краже корабельных ле­сов на Днепре и т. д.

«Следование» (допросы и очные ставки свидетелей обвиняемых, доносчиков) проводилось секретарями канцелярии, записывавшими допросные речи.

Во время допросов практиковалась пытка: на дыбе, раскаленными щипцами, горящими вениками и т. д. В допросных материалах нередко встречалось такое выражение: «после розыску зжен огнем, а с огня говорил».

Из собранных во время допросов материалов секретари состав­ляли «выписки», которые докладывали «министрам». «Министры» давали «определение» (продолжать следствие или закончить), а за­тем выносили приговор.

Тайная канцелярия подчинялась непосредственно Петру I, но в отношении некоторых дел (особенно по пункту третьему указа 1715 г.) на решения Тайной канцелярии допускалось обжалованиев Сенат.

Жестокий военно-полицейский классовый террор феодального аб­солютистского государства сильно сократил число дел по первым двум пунктам указа. Это отразилось и на деятельности Тайной кан­целярии. В указе от 28 мая 1726 г. констатировалось, что «чрезвы­чайные розыскные дела», ради которых была создана Тайная канце­лярия, ныне случаются, но «не так важные». Поэтому Тайная кан­целярия упразднялась и рассмотрение «чрезвычайных розыскных дел» централизовалось в Преображенском приказе, поскольку там «больше бывают такие дела» 69 .

Военная реформа Петра I

К концу XVII в. вооруженные силы Московского государства включали в себя три вида военнослужащих:

Поместное ополчение

Стрельцов

Даточных людей.

Военная реформа Петра Ι состояла из двух частей:

1) Он объявил даточных людей, рекрутами, что на деле означало, призванные на военную службу поступали на формально полное содержание государством и оставались в строю пожизненно. Тем самым рядовой состав армии терял всякую связь, с теми частями общества из которых он набирался.

2) Петр положил начало национальному офицерскому корпусу, но для подготовки большинства офицеров не было военно-учебных заведений, поэтому их готовили на службе и службой, дозволяя отличившимся солдатам становиться офицерами. Таким образом, в число последних попадали представители всех сословий, которые становились профессиональными военными и вне военной службы не могли найти себе применение.

Таким образом, военная реформа Петра I отделила от общества и рядовой и офицерский состав армии. Это было важнейшим элементом в процессе отделения государства от общества; созданная Петром армия имела постоянный состав и регулярный характер. Благодаря этому она была способна вести не только агрессивные войны, но и служить орудием подавления собственного народа.


Реформы высших государственных учреждений при Петре I

Петр завершает отмену патриаршества и ставит себя во главу церкви, предоставляя ей вместе с тем составить из высших церковных должностных лиц представительный орган- Синод в качестве 12ой коллегии. Синод представлял собою в отличие от других коллегий должностной представительный орган- его составили должностные лица- митрополиты и епископы. Это представительство получило полномочие обсуждать церковные дела и готовить для монарха решения по ним. Однако, деятельность Синода была поставлена под надзор должностного лица-оберпрокурора.

Таким образом, церковная организация и вся церковная сфера были поставлены в подчиненное положение по отношению к светской власти. Петр не постеснялся откровенно указать причины этой исторической перемены.

Во-первых, Петр избавлялся от конкурентной для него фигуры патриарха, а значит, и от налагавшихся им морально правовых ограничений в государственной сфере.

Во-вторых, принижая церковь, Петр стремился предупредить союз духовенства с простонародьем, обнаруживая понимание опасности такого союза для государства.

Таким образом, церковная реформа и ее мотивы явились составной частью процесса, направленного на установление абсолютизма, как формы правления.

Осуществление некоего плана реформ позволило Петру после 1711 года создать ту систему высших и центральных учреждений, которая позволяла монарху править единолично, обеспечивать ему непосредственное участие в государственных делах и быть подконтрольной. Вместе с тем, данную систему Петр сконструировал под себя: главенствующее значение коллегиального начала Петр допускал именно для того, чтобы иметь широкий спектр мнений и взаимодействовать с государственными учреждениями в режиме диалога. Петр не опасался такого диалога и был готов к нему, поскольку являлся уникальной личностью своего времени- обладал широчайшей эрудицией, «всеобъемлющей душой».

Создав под себя систему высших и центральных учреждений, Петр не смог отказаться от попыток ее усовершенствовать и дополнить. В 1722 году, через 11 лет после своего создания, Сенат подвергся реформам.

Во- первых законом была определена компетенция Сената и правила его формирования.

Во- вторых, Петр попытался возложить на Сенат главную ответственность за установление налогов и в соответствии с этим вручить ему функции надзора и контроля в финансовой сфере.

Как видим, монарх пытался сделать бюрократический коллегиальный орган власти формально ответственным за налоговую политику государства.

В созданных Петром учреждениях их деятельность находилась в руках чиновников, законодательно оформленной бюрократии. Она унаследовала от прежней элиты многие из ее пороков. Петр это понимал и еще при учреждении Сената начал создавать средства для борьбы с ними. Бюрократическое управление в любом государстве всегда обнаруживает 3 главных порока:

1. Взяточничество и казнокрадство.

2. Подмена государственного интереса частным.

3. Медленность исполнения должностными лицами своих обязанностей и функций.

С проявлениями этих пороков Петр сталкивался чуть ли не ежедневно. Для борьбы с ними вместе с Сенатом был учрежден фискалитет- пирамидально построенная сеть фискалов- должностных лиц, уполномоченных выявлять случаи взяточничества и казнокрадства и доносить о них даже в тех случаях, когда имелись относительно них лишь бездоказательные подозрения. Закон освобождал фискала от ответственности за донос, не подтвердившийся на следствии. В число фискалов подбирались разорившиеся по вине чиновников городские предприниматели.

В 1722 году после многократных попыток найти средства для того, чтобы обеспечить законность в действиях чиновников и добросовестное исполнение ими своих обязанностей, Петр учредил прокуратуру. Отныне на всех уровнях управления и во всех учреждениях назначались прокуроры, подчиненные единственно генерал-прокурору. Сам глава новой организации был наделен полномочием осуществлять надзор за повседневной работой Сената, чем прежде изо дня в день был занят сам царь. Возлагая на генерал-прокурора надзорную функцию и руководство прокуратурой, Петр назвал его «око государево». Это образное выражение как нельзя лучше показало, что Петру приходилось держать созданную им систему учреждений и ее персонал постоянно в поле зрения, что прямо свидетельствовало о недоверии им всем. Поэтому следует согласиться с тем, что российская наука еще в 19 веке определила фискалитет и прокуратуру как «администрацию недоверия». Она представляла собою ничто иное как систему органов и должностных лиц внутрибюракратического надзора и контроля. Эффективность системы нашла себе определение в русской пословице: «Ворон ворону глаза не выклюет». Помимо корпоративной солидарности чиновников, обозначенной в этой пословице как гарантия их безнаказанности, следует учитывать органическую неэффективность внутрибюрократического надзора в том государстве, где все должностные лица формально назначаются от имени монарха и ответственны перед ним. В таком государстве его глава объективно квалифицируется как соучастник преступления, которое совершено лицом, назначенным по его указанию или от его имени.

Итак, реформирование высших центральных учреждений осуществленное Петром в Российском государстве явилось составной частью в процессе становления абсолютизма. Новые учреждения и образ их действий предоставляли Петру безусловное властвование и непосредственное руководство государственными делами. Вместе с тем, петровская система высшего центрального управления уже находилась вне связей с обществом.

Мудрец избегает всякой крайности.

Лао Цзы

Образование при Петре 1 в России очень важная тема, поскольку сегодня часто приходиться слышать, что Петр Первый поднял образование, заставил народ учиться, основал новые школы, создал Академию наук. Проблема здесь том, что образование, как и большинство петровских реформ, имело парадоксальный характер - на первый взгляд все отлично функционирует, но если разбираться глубже - видны серьезные проблемы.

Изменение системы образования петровской эпохи и главные научные успехи при Петре 1 включает в себя следующие главные направления:

  • Массовое создание школ различной направленности
  • Введение гражданской азбуки в 1708 году
  • Издание первой печатной газеты «Ведомости» с 1703 года
  • Открытие в Петербурге Общественной библиотеки в 1714 году
  • В 1714 году начала работу Кунсткамера, а также военно-морской и артиллерийский музей
  • Создание академии наук в 1724 году

Реформа образования была для Петра 1 не менее важной чем военная, государственная или экономическая реформа из-за того, что страна нуждалась в квалифицированных кадрах. Из-за недостаточного уровня развития образования в стране для работы на важных государственных должностях приглашались иностранцы. России требовались опытные и квалифицированные строители, военные, артиллеристы, моряки, инженеры и представители других специальностей. Введением реформы образования Петр 1 пытался создать собственную кузницу кадров. В этом и кроется главная причина усиления внимания Петра к развитию научных знаний в России.

Как представляется образование в петровскую эпоху

Реформы Петра 1 в области образования привели к тому, что в россии появилась целая сеть школ и учебных заведений. В 1701 году начала функционировать Навигационная школа, в которой учили математике (цифрам, как тогда говорили) и навигации. Обучение велось в 3 класса: 1,2 классы - учили математику, а 3 класс - навигацию. Позднее в 1715 году старший класс был переведен на обучение в Петербург в Морскую академию. На базе Навигационной школы в дальнейшем создавались другие школы: артиллерийская, инженерная, адмиралтейская.

Навигационная школа располагалась в Сухаревской башне. Там была создана и школа и обсерватория. Школой руководили крупные ученые из России и из других стран. В 1703 году в Навигационной школе училось 300 человек, в 1711 - уже 500 человек.

Проблемы образования при Петре 1

Внешне складывается впечатление, что все делалось правильно. Но есть 2 очень важных нюанса, о которых почему-то забывают сказать современные учителя истории:

  1. Обучение в школах было службой в прямом смысле этого слова. Например, учащиеся жили в казарме. Более показательный пример - в классе сидел солдат с палкой, который мог по своему усмотрению бить детей. Так «вбивались» науки.
  2. Деятельность школ не была подкреплена финансами. Например, известный факт - в 1711 году учащиеся Навигационной школы бежали практически в полном составе. Бежали, чтобы не умереть с голоду. Часть детей потом вернули к учебе, а часть уже никогда не нашли. Другой пример - в 1724 году Петр 1 устроил ревизию Морской академии. Выяснилось, что 85 человек 5 месяцев не посещают занятия, «не имея одежды».

Обучение в школах велось для детей 10-15 лет. Всего для обучения было 3 класса, но очень часто каждом классе сидели по несколько лет, поэтому реально обучение затягивалось в среднем на 6-8 лет. Это важно понимать и с точки зрения того, что реформа образования Петра Первого была направлена на детей. Я уже отмечал выше, что учеба была службой, следовательно к обучаемым применялись и наказания: побег со учебы – казнь, просьба об освобождении от учебы - ссылка.

Образование при Петре 1 имело несколько важных дат, и многие говорят о событиях 20-28 февраля 1714 как о чем-то крайне важном в плане развития образования в России 18 века. В это время был издан указ, который окончательно заставил всех дворян учиться геометрии и цифири (математике). До тех пор пока дворянин не оканчивал школу ему было запрещено жениться (страшная вещь для дворянства с учетом важности продолжения рода). Для этих целей Петр 1 велел назначить в каждую губернию по 2 учителя. 2 учителя на губернию это равносильно, что сегодня назначить 10 учителей на Москву - абсурд. Но главное не это, а другое. Учить было не кого...

К 1723 году было создано 42 цифирные школы. Только в Ярославле набралось 26 учеников и проходило обучение. В остальных 41 школах учеников не было, и учителя слонялись без дела.

Создание академии наук

Академии наук - это место, где собирается группа ученых и ведет научную деятельность. Такие академии создавались в Англии, Франции, Германии и других государствах. То есть, сама идея была вполне в духе Петра - скопировать европейское. Но как всегда его реформы перекручивались так, что работали они с большой натяжкой. 28 января 1724 года Петром издается Указ о создании Ведомства Академии. Сама же академия начала работать в декабре 1725 года, а ее первым руководителем стал врач Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост. Но важнее то, что над Академией создавалось Ведомство. Другими словами – чиновники контролировали ее деятельность. В других же странах академии получали самостоятельность. В этом было отличие.


Для Академии были введены правила, что чиновниками академии могли быть только люди, получившие ученую степень. Проблема была в том, что в Российской Империи эту степень было получить невозможно . Не было системы и организации, способной подготовить нужного специалиста. Тот же Ломоносов ехал учиться в Германию, так как в России получить ученую степень было нельзя. Поэтому ученых стали выписывать с западной Европы. Приезжали люди самые разные, в том числе и одаренные. Но эти люди приезжали получать деньги просто за то, что они здесь находятся. Практической деятельности от них никто не требовал. Теоретически предполагалось, что приезжие будут готовить новые кадры на месте, но этого не делалось.