В отдельной статье. Здесь же приведем документальные записи того времени, которые наглядным образом описывают, чем была спровоцирована дуэль Лермонтова с Мартыновым .

Безусловно, со стопроцентной точностью восстановить события тех трагических дней невозможно. Тем не менее, имеющиеся документы представляются весьма любопытными, особенно для любителей .

Михаил Лермонтов (слева) и Николай Мартынов через 2 года после дуэли (справа)

В случае если какие-то утверждения из данных записок вызовут у вас вопросы, рекомендуем прочитать о жизни Лермонтова по ссылке, указанной выше, чтобы лучше понимать характер великого поэта.

Теперь в двух словах о том, кто такой Мартынов.

Николай Соломонович Мартынов — представитель богатого рода Мартыновых, владевшего подмосковной усадьбой Мартыново-Знаменское.
Получил прекрасное образование, был человеком весьма начитанным и с ранней молодости писавшим стихи.
За дуэль с Лермонтовым Мартынов был приговорён военно-полевым судом к разжалованию и лишению всех прав состояния, однако по окончательному приговору, конфирмованному Николаем I, приговорён к трёхмесячному аресту на гауптвахте и церковному покаянию и в течение нескольких лет отбывал епитимию в .
Умер в возрасте 60 лет и был похоронен в фамильном склепе рядом со Знаменской церковью в селе Иевлево. Его могила не сохранилась.

Итак, сама дуэль состоялась 15 июля 1841 года. По основной версии Лермонтов выстрелил вверх, а Мартынов - прямо в грудь поэту.

Теперь обратимся к документам.

Участник и заграничных походов, член Северного и Южного обществ Н.И. Лорер писал про убийцу Лермонтова в «Записках декабриста» следующее:

«Мартынов служил в кавалергардах, перешёл на Кавказ, в линейный казачий полк и только что оставил службу. Он был очень хорош собой и с блестящим светским образованием.

Нося по удобству и привычке черкесский костюм, он утрировал вкусы горцев и, само собой разумеется, тем самым навлекал на себя насмешки товарищей, между которыми Лермонтов по складу ума своего был неумолимее всех.

Пока шутки эти были в границах приличия, всё шло хорошо, но вода и камень точит, и, когда Лермонтов позволил себе неуместные шутки в обществе дам…, шутки эти показались обидны самолюбию Мартынова, и он скромно заметил Лермонтову всю неуместность их.

Но жёлчный и наскучивший жизнью человек не оставлял своей жертвы, и, когда они однажды сошлись в доме Верзилиных, Лермонтов продолжал острить и насмехаться над Мартыновым, который, наконец, выведенный из терпения, сказал, что найдёт средство заставить молчать обидчика.

Избалованный общим вниманием, Лермонтов не мог уступить и отвечал, что угроз ничьих не боится, а поведения своего не переменит».

А теперь приведем текст с показаниями самого Мартынова, которые он дал 17 июля 1841 г. на следствии по делу о дуэли с Лермонтовым (орфография оригинала сохранена):

«С самого приезда своего в Пятигорск, Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать мне что-нибудь неприятное.

Остроты, колкости, насмешки на мой счёт одним словом, все чем только можно досадить человеку, не касаясь до его чести. Я показывал ему, как умел, что не намерен служить мишенью для его ума, но он делал как будто не замечает, как я принимаю его шутки.

Недели три тому назад, во время его болезни, я говорил с ним об этом откровенно; просил его перестать, и хотя он не обещал мне ничего, отшучиваясь и предлагая мне, в свою очередь, смеяться над ним, но действительно перестал на несколько дней.

Потом, взялся опять за прежнее. На вечере в одном частном доме, за два дня до дуели, он вызвал меня из терпения, привязываясь к каждому моему слову, на каждом шагу показывая явное желание мне досадить.

Я решился положить этому конец. При выходе из этого дома, я удержал его за руку чтобы он шёл рядом со мной; остальные все уже были впереди. Тут, я сказал ему, что я прежде просил его, прекратить эти несносные для меня шутки, но что теперь предупреждаю, что если он ещё раз вздумает выбрать меня предметом для своей остроты, то я заставлю его перестать.

Он не давал мне кончить и повторял раз сряду: - что ему тон моей проповеди не нравится; что я не могу запретить ему говорить про меня, то что он хочет, и в довершение сказал мне: «Вместо пустых угроз, ты гораздо бы лучше сделал, если бы действовал. Ты знаешь что я от дуэлей никогда не отказываюсь, следовательно ты никого этим не испугаешь».

В это время мы подошли к его дому. Я сказал ему, что в таком случае пришлю к нему своего Секунданта, - и возвратился к себе.

Раздеваясь, я велел человеку, попросить ко мне Глебова, когда он приедет домой. Через четверть часа вошёл ко мне в комнату Глебов я объяснил ему в чём дело; просил его быть моим Секундантом и по получении от него согласия, сказал ему чтобы он на другой же день с рассветом, отправился к Лермонтову.

Глебов, попробовал было меня уговаривать, но я решительно объявил ему, что он из слов самого же Лермонтова увидит, что в сущности, не я вызываю, но меня вызывают, - и что потому, мне не возможно сделать первому, шаг к примирению».

Князь А. И. Васильчиков, очевидец событий, присутствовавший на дуэли в качестве секунданта, рассказал о дуэли Лермонтова и Мартынова следующее:

«В Лермонтове было два человека: один - добродушный, для небольшого кружка ближайших друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение; другой - заносчивый и задорный, для всех прочих знакомых».

На этом все. Данные тексты мы никак комментировать не будем, так как это не исследовательская статья, а информация представлена читателю в ознакомительных целях.

Если вам нравятся и – подписывайтесь на сайт. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

15 июля 1841 года в начале седьмого вечера у подножия горы Машук близ Пятигорска прогремел выстрел. Пуля, выпущенная рукой Николая Мартынова, поразила Михаила Лермонтова. Выстрел оказался смертельным. Поэт был убит на дуэли, так же, как и тот, кого он боготворил – Александр Пушкин. Сразу после поединка небо затянули мрачные тучи и разразилась жуткая гроза. Несколько часов тело Лермонтова лежало под проливным дождем. Сама природа скорбела и оплакивала выдающегося человека, погибшего так нелепо.

Смерть Лермонтова, которого называли преемником и последователем Александра Сергеевича, ошеломила современников, как следствие, множились слухи и домыслы о происшедшем. И спустя полтора столетия не утихают споры о причинах того злосчастного поединка.

Причины конфликта Лермонтова и Мартынова

Михаил Лермонтов и Николай Мартынов были знакомы с юных лет. Имение дяди поэта, куда Михаил любил приезжать на отдых, находилось в нескольких километрах от усадьбы Мартынова. Визиты семей друг к другу были частыми. Друзьями молодые люди не были – приятельствовали, как и подобает представителям одного круга. Но жизнь не единожды сталкивала их, словно «репетировала» последнюю, закончившуюся трагедией, встречу.

Одна из встреч случилась в юнкерской школе, когда юноши, по моде того времени, уже пробовали себя в стихосложении. Но если уникальный дар Михаила был очевиден, то способности Николая ограничивались подражанием чужим успешным опусам. По свидетельствам современников, Мартынов не блистал выдающимся умом, но был крайне амбициозен. Возможно, именно тогда в силу черт характера и возникло у Мартынова стойкое неприятие более одаренного. И это была чистая ненависть к яркой, нестандартной личности и черная зависть к его уникальному таланту.

Накануне дуэли

В мае 1841 года, направляясь к месту службы в Тенгинском пехотном полку, Лермонтов делает остановку в Пятигорске – отдохнуть и поправить здоровье. А заодно навестить старого приятеля Мартынова. Время на курорте молодые люди проводят в нехитрых провинциальных развлечениях, посещая гостеприимный дом казацкого генерала Верзилина, где регулярно проходят светские рауты.

Вечером 13 июля молодежь, как обычно, развлекалась разговорами, музыкой и танцами. В несколько секунд тишины – неожиданно смолкла громкая музыка – явственно прозвучали слова Лермонтова, оскорбившие Мартынова. А речь всего-то шла о нелепом наряде русского кавалергарда – черкесском платье и большом кинжале на поясе. В конце вечеринки взбешенный Мартынов потребовал у поэта сатисфакции.

Странности

О дуэли было запрещено говорить и писать 30 лет. По истечении «карантина» Мартынов представил на суд обывателей свою «Исповедь», в которой попытался оправдать и обелить себя. В его подаче Лермонтов выглядел вздорным и ехидным, не упускающим случая, чтобы не высмеять окружающих. И у него буквально не было выбора, как только сразится со своевольным поэтом на дуэли. А в то же время, современники в один голос заявляли, что Михаил Юрьевич был добрым и светлым человеком, а вся его бравада – только защита от несправедливого и подчас очень жестокого мира.

В этой дуэли переплелось много странного и загадочного. Почему были выбраны беспощадные, практически смертельные условия, не оставляющие участникам шансов выжить – стреляться с десяти шагов, еще и в три попытки? И это из-за пустяшной словесной ссоры.

Зачем позже секунданты пошли на откровенную ложь, уверяя, что расстояние между дуэлянтами было не менее 15 шагов? И зачем скрыли тот факт, что перед поединком Лермонтов заявил об отказе стрелять в соперника. Что, собственно и сделал – первым выстрелил в воздух. С количеством секундантов также были разночтения – сразу после дуэли речь шла о двух, и лишь значительно позднее выяснилось, что их было четверо.

Почему, как утверждают очевидцы, Лермонтов перед дуэлью был совершенно спокоен и даже весел? Надеялся на благоразумие оппонента? Не верил, что произойдет непоправимое? И как получилось, что Мартынов нажал на курок после счета «три», когда, по дуэльным законам, поединок формально считается оконченным? Получить однозначные ответы на эти вопросы спустя века уже невозможно.

Но по сути, не столь существенно, каковы причины дуэли, и кто был кровно заинтересован именно в таком финале поединка. Гораздо важнее последствия, страшные, трагические – невосполнимая потеря для русской культуры гениального поэта, который мог создать еще не одно достойное произведение.

Сегодня читала пост про дуэль Лермонтова с Мартыновым. Блогер нашел материалы в древней «Ниве».
Причиной дуэли называют дурные отношения между бывшими одноклассниками Мартыновым и Лермонтовым (вместе учились в юнкерском корпусе; были партнерами в занятиях по фехтованию; их родные хорошо знали и уважали друг друга).

Отчего Лермонтов и Мартынов враждовали? Такое бывает среди одноклассников, тем более, что Мартынов тоже писал стихи и прозу, правда, успеха на этом поприще не имел.

Неприязнь усугубилась подозрением, что Лермонтов вскрыл письмо, которое сестра Мартынова передала для брата с оказией, когда поэт ехал на Кавказ. Дело было в том, что отец Мартынова вложил в письмо 300 рублей, но сделал это уже после того, как дочь написала письмо. Лермонтову он об этом не говорил, т.е. тот не должен был знать, что содержалось в запечатанном конверте.

А Лермонтов по приезде в Пятигорск сообщил, что не может передать Мартынову письмо и 300 рублей, т.к. его ограбили в Тамани (см. повесть «Тамань»). Он предложил Мартынову компенсировать потерю денег, но тот отказался. Позже Мартынов написал обо всем отцу, а отец ответил, что Лермонтов не мог знать о деньгах в конверте. Следовательно, поэт распечатал письмо из любопытства, а историю с грабежом выдумал. Это возмутило Мартынова, хотя доказать он ничего не мог.

Также Лермонтов взял за правило вышучивать Мартынова в присутствии прекрасных дам. Поэт даже написал пару несмешных эпиграмм про Мартынова. Тот предупредил, что больше этого не простит. Какое-то время Лермонтов терпел, но однажды не удержался и съязвил по поводу черкесского костюма Мартынова. Тот носил такой костюм и имел обыкновение держаться за прилагаемый к наряду серебряный кинжал (Мартынов к этому времени уже вышел в отставку). Вот Мартынов что-то сказал даме, а затем отошел и машинально потрогал свой кинжал. А Лермонтов заметил вслух: «Отступил на свои позиции».

За это Мартынов и вызвал давнего приятеля на дуэль.
Лермонтов отнесся к дуэли несерьезно. Он был уверен, что они помирятся без стрельбы. Он не использовал свое право на выстрел, хотя вообще стрелял очень хорошо. А вот Мартынов не промахнулся, в то время, как считался дурным стрелком.
Дуэль была в 15 шагах с барьером в 10 шагов. В принципе, это было обычным условием для России, хотя все же для такой ничтожной ссоры можно было выбрать и большее расстояние (величина дистанции, с которой велась стрельба, ранжировалась в зависимости от повода для дуэли). Даже Пушкин с Дантесом стрелялись на 20 шагах.

О Мартынове ходили разные слухи. Например, до сих пор неизвестно, почему он ушел с военной службы. Говорили, что его поймали на нечестной игре в карты.
Внешне он был красивый, здоровый мужчина. За дуэль был наказан не слишком строго: приговорён к трёхмесячному аресту на гауптвахте и церковному покаянию. После этого удачно женился, по любви и на богатой, да и сам имел приличное состояние.
Жил Мартынов в достатке на Леонтьевском переулке, окружен был многочисленным семейством. Скончался в возрасте 60 лет.

Лермонтов был неказист, маленького роста, хромал. Когда Мартынов его убил, ему было всего 26 лет. Он не успел обзавестись семьей.
Но Лермонтов был гений, и то, что он успел сделать к своим невеликим годам, обогатило российскую словесность.

На чьей стороне должны бы быть симпатии публики? При жизни Мартынов считался изгоем. В советское время его ненавидел каждый школьник.
Но сегодня Мартынов пользуется большим сочувствием публики.

К тому посту, о котором я упомянула в начале этого текста, было некоторое число коментов, и почти все они оправдывали Мартынова.
Вот этот момент для меня очень интересен. Почему так сместились понятия?

Шутки Лермонтова кажутся нашим современникам совершенно невыносимыми. Но ведь и Мартынов сочинил эпиграмму про Лермонтова – кто ему мешал вышучивать Лермонтова? Зачем же убивать человека?
Якобы Мартынов подозревал, что в образе Грушницкого изображен он, а в образе княжны Мэри – его сестра – та самая, которая писала письмо.

Якобы, Лермонтов сам чуть ли не потребовал, чтобы Мартынов его вызвал: «Хватит указывать, что и где мне говорить – хочешь, вызови меня, а не болтай!» (как-то так). Якобы, Мартынов бы прекратил дуэль, если бы Лермонтов ему предложил сделать это первым.
Но ведь ясно, что после дуэли можно было городить все, что угодно, лишь бы себя обелить. Во всяком случае, современники на это не клюнули.
А наши современники клюнули. Всерьез обсуждаются моральные страдания бездарности, считающей, что он или ровня гению или даже лучше него.

И вот в этом как раз Мартынов совпадает с блогерами – для них нет авторитетов, кроме денежных.
Олигарху все можно, а вот признать превосходство какого-то талантливого человека – это уже слишком. Причем, это касается всех авторитетов, включая авторитетов прошлого. Да кто такой этот Пушкин? Он же в карты играл и грязно отзывался в своих письмах о некоторых женщинах – ату его!
Толстой? Графоман. И так далее.

Отсюда, вероятно, и нежная любовь к Мартынову – бедненькой жертве злоязычного Лермонтова.

Убит давним приятелем Николаем Мартыновым с десяти шагов, почти в упор (условия дуэли были жёсткими, практически смертельными), «навылет в грудь». Он умер мгновенно. «С свинцом в груди лежал недвижным я», «кровавая ещё дымилась рана, по капле кровь точилася моя» - он написал эти строки примерно за месяц до рокового дня. Поистине вместе с гениальностью избранным порой даются и дар пророчества, и мистическая судьба. В 15 лет в коротеньком наброске «Моё завещание» Лермонтов писал, чтобы на его могилу положили камень и «пускай на нём ничего не будет написано, если одного имени моего не довольно будет доставить ему бессмертие». Оказалось - довольно. Его пронзительно краткая жизнь вместила, кажется, множество судеб. Но ещё более насыщенной оказалась жизнь души - «души, которой столь некстати одарил бог».

Мать его умерла в 21 год - Мише было два. Отца, с которым он виделся сознательно лишь однажды, не стало, когда мальчику было 17, дед покончил с собой от несчастной любви ещё до его рождения. Сильная, властная, богатая, знатная, но не знавшая совершенно женского счастья, бабушка любила внука безумно, хлопоча о любимце своём Мишеньке до последнего: девять месяцев добивалась она высочайшего разрешения императора Николая I о перезахоронении тела Лермонтова из Пятигорска в родовое имение Тарханы.

Надгробный памятник на могиле М. Ю. Лермонтова в Тарханах. Фото: Commons.wikimedia.org / Evdokiya

«Без креста...»

«Это была не дуэль, а убийст-во», - был уверен Руфин Дорохов , друг Лермонтова, герой войны, храбрец и сам отчаянный дуэлянт, прототип толстовского Долохова из «Войны и мира». То же утверждали после гибели Лермонтова многие из его тогдашнего окружения. Поэт во время дуэли демонстративно поднял вверх пистолет, отказавшись стрелять в противника, но тот жест не оценил и выстрелил в поэта. А ведь дуэль с Мартыновым с самого начала, со стычки друзей на вечере у Верзилиных , всерьёз никто не воспринял. И сам Лермонтов тоже: они были почти ровесники, знакомы и дружны ещё с юнкерской школы в Петербурге. Да и стрелком Мартынов слыл «косым» и меткостью, как и смелостью, не отличался. Перед дуэлью Лермонтов обедал на весёлом дружеском пикнике, с секундантами вышла незадача (двое на обоих дуэлянтов!), повозки отпустили, лекаря не нашли. Зато будто бы не забыли захватить ящик шампанского в уверенности, что друзья помирятся.

Public Domain

О дуэли Лермонтова с Мартыновым 30 лет писать было запрещено. Затем были написаны многие тома исследований, но до сих пор о ней практически ничего в точности не известно! Неизвестно, к примеру, точное место дуэли, хоть и был установлен условный памятный знак. Неизвестно и место первого захоронения Лермонтова в некрополе старого Пятигорского кладбища - при изъятии гроба для перевозки в Тарханы могила вместе с надгробием была засыпана, сохранился лишь рисунок её, сделанный приятелем поэта Арнольди. Сбылось ещё одно предсказание Лермонтова - о его будущей «кровавой могиле, без молитвы, без креста»…

Гибель Лермонтова была воспринята лучшими людьми России как тяжелейшая утрата, притом что единственный сборник его стихотворений был издан всего год назад, а «Герой нашего времени» вышел накануне весной, но тут же был распродан. И Гоголь счёл Лермонтова-прозаика выше Лермонтова-поэта, а Белин-ский , повсюду восхищаясь им, называл его «дьявольским талантом», «поэтом с колокольню Ивана Великого», человеком умнейшим и - «какая нежная и тонкая поэтическая душа!». А ведь при первой встрече великого критика с поэтом Лермонтов по обыкновению стал подшучивать и над Белинским, доведя его до полного конфуза!

Эти «сатанинские» ядовитые шутки, желчные и острые насмешки, карикатуры и эпиграммы и тяжёлый, неподвижный, неприятный взгляд почти чёрных глаз Лермонтова, который не каждый мог вынести, были слишком хорошо известны в свете. Было ли всё это для него маской, защитой? Или всё-таки сутью характера? Друг поэта графиня Евдокия Ростопчина вспоминала: «Самим собой, весёлым, остроумным, мечтательным и искренним он был только в тесном кругу общения».

Безудержную весёлость и искромётное остроумие Лермонтова, который любил и умел устраивать праздники, особенно запомнили те, кто видел поэта зимой 1841-го в Петербурге, в отпуске, - в надежде на будущую скорую отставку, на издание собственного журнала, на творчество. «Русскую литературу ещё ждут от него драго-ценные подарки», - писали «Отечественные записки». Даже не любивший поэта Николай I заметил о нём: «Тот, кто заменил бы нам Пушкина». Правда, после нашумевшего и имевшего огромный успех «Героя нашего времени» царь увидел в авторе лишь «жалкое дарование» и «извращённый ум», а в романе - скуку, навеваемую «очень мало интересными людьми». И отправил Лермонтова на Кавказ «прочистить себе голову».

Обелиск на месте дуэли М. Ю. Лермонтова Фото: Commons.wikimedia.org / Akvarium-77

«Смерть поэта»

В сущности, если перечесть лермонтовское стихотворение «Смерть поэта», вмиг прославившее никому не известного 22-летнего корнета лейб-гвардии Гусарского полка, то его вполне можно отнести и к обстоятель-ствам гибели самого автора. Мартынова один из современников называл «чистейший сколок с Дантеса», даже по наружности - высокий, статный, весьма красивый блондин. Сам же он в так и не законченных воспоминаниях важно именовал себя «слепым орудием провидения».

За Лермонтовым в его 26 лет числилось три дуэли, ещё от четырёх его удалось отговорить. Лермонтов, величайший лирик, был прежде всего боевым офицером. Не кланялся пулям, первым скакал в атаки, рубился в рукопашной, убивал… Более того, он был главой отряда разведки (этакого современного спецназа), который так и называли - «лермонтовским». В нём состояли самые отчаянные, «безбашенные» храбрецы. За сражение при речке Валерик Лермонтов был представлен к высшей награде - золотой сабле и ордену Святослава, позже заменённому на орден Владимира, но представление дважды было отвергнуто свыше. Бой был тогда жестокий, и ту речку его участники видели «кровавой». В свои 26 он был отравлен войной, убийствами и кровью своих и чужих: «Я вошёл во вкус войны» - написано им за несколько месяцев до гибели.

К часу дуэли в горах разразилась страшная гроза. Тело Лермонтова пролежало под проливным дождём несколько часов, пока скакали в город за лекарем и извозчиком для перевозки убитого в Пятигорск. «И перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Божию Михаилу», а «непрекращающийся ливень совершал омовение» - так описывал эту ночь секундант Лермонтова Васильчиков. И, быть может, прав был современник поэта: как ни трагично, но смерть Лермонтов встретил в столь любимых им «священных горах Кавказа» под звуки грозной стихии, а не в холодном светском Петербурге.

Николай Мартынов прожил в богатстве до 60 лет, наказание, которого он так боялся, ему в итоге смягчили донельзя.