Врожденная грамотность
К сожалению, врожденная грамотность дана не всем. Способностью писать интуитивно без ошибок, даже не зная правила правописания, обладают лишь единицы. А что делать остальным, чтобы овладеть навыками грамотного письма? Как правило, степень усвоения всех правил русского языка зависит от школы, в которой учится ребенок, и от учителя, который преподает ему этот предмет.
Большую роль играют также индивидуальные задатки, настойчивость и способности самого ученика, а также особенности его нервной системы и памяти. Вы можете выдохнуть, если уже после первого года учебы в школе, учитель радостно сообщит вам, что у вашего ребенка хорошая память и внимание. Именно они помогут школьнику в процессе чтения запоминать и впоследствии безошибочно воспроизводить все слова.
А вот тот ребенок, которому для овладения прочными навыками грамотного письма нужен индивидуальный подход и применение специальных обучающих методик, столкнется в школе с большими трудностями. Не думаем, что мы кого-то удивим, если скажем, что никакого особенного подхода к каждому конкретному школьнику в обычной школе ждать не приходится. Удел таких детей – ходить в вечных «двоечниках» по русскому языку.
Как обычно проходит урок русского языка? Объяснил учитель правило, заставил сделать детей упражнения на закрепление. И отправил домой делать домашнее задание. Это хорошо, если у ребенка успело в голове что-то действительно закрепиться. А если нет? Тогда груз ответственности ложится на плечи родителей. Маме (а обычно это всегда мамы) предстоит нелегкая задача донести ребенку то, что не смог сделать учитель и что никак не хочет укладываться в детской голове.
Зубрежкой, «набиванием» руки в ходе выполнения десятка упражнений, руганью, подзатыльниками… методы у всех свои. Итог может быть один – ребенок приходит на урок, где коварный учитель приготовил очередной диктант, призванный выявить, насколько дети усвоили правила. И тут ребенка ждет очередная, хорошо, если это «тройка», а то ведь и «двойка». Еще одна «пара» в копилку, а знания так и не закрепились. Час истины наступает на экзамене.
В последнее время родители все чаще стараются переложить свои обязанности и обязанности школьных педагогов на плечи репетиторов. Однако такой способ вложить знания в голову своего чада финансово могут позволить себе далеко не все. И потом, походы к репетиторам откладываются, как правило, на период учебы уже в старших классах. Вроде как скоро и поступать надо, и выпускные уже на носу.
Самое время привлечь тяжелую артиллерию в лице частных преподавателей. А пока – все сами, сами. «Двойки» от учителей на диктантах в качестве метода обучения, и подзатыльники вечером от родителей в качестве наказания. А между тем, для тех, кто не знает, давно существуют специальные курсы повышения грамотности. Причем для школьников различного возраста и даже для взрослых.
Представляем вашему вниманию веселые запоминалки по русскому языку на 15 правил орфографии, орфоэпии и грамматики.
Грамотная речь, как устная, так и письменная, сразу выдает человека образованного и начитанного. Говорить и писать без ошибок мечтает каждый! Конечно, добиться стопроцентного результата может лишь обладатель редких энциклопедических знаний. Однако сделать свою речь более чистой, не режущей слух – задача легко выполнимая: и начать стоит с того, чтобы не допускать в ней хотя бы самых распространенных ошибок.
В этой статье, подготовленной специально ко Дню русского языка, мы постарались собрать вместе несколько «популярных» трудных случаев, на которых часто спотыкаются не только дети, но и вполне серьезные взрослые – в телепередачах, кино, СМИ. А чтобы запомнить правила было под силу даже малышу, мы решили облечь их в стихотворную форму.
1. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. НЕ – глаголу не товарищ, (Е. Интякова) |
|
2. Частицы НЕ и НИ О, как похожи НЕ и НИ! |
|
3. -ТСЯ/-ТЬСЯ в глаголах В зимний вечер звёздный, тихий (Е. Интякова) |
|
4. Ударение в личных формах глагола «позвонить» падает на звук И. Мой сосед-незнайка стонет, (И. Агеева) |
|
5. Надеть (что?) одежду; одеть (кого?) Надежду Надя девочка НАДЕЛА Стала куклу ОДЕВАТЬ, (Е. Интякова) |
|
6. Прийти – приду – Я не смогу к тебе придти
(Е. Интякова) |
|
7. Глагол «ехать» в повелительном наклонении На зеленый свет, |
|
8. Глагол «класть» употребляется без приставок, а «(по)ложить» – только с приставками. Еду ни лОжить
, ни ложИть
, (Е. Интякова) |
|
9. Победю или побежу? Глагол «победить» в будущем времени имеет только сложную форму (одержать победу, стать победителем). «Как на конкурс я пойду, как там всех я побежу
! (Е. Интякова) |
|
10. Раздельное и слитное написание что бы/чтобы, то же/тоже, так же/также То же
самое, что Маша, я в тетрадке напишу, Так же
на базар пойду, (Е. Интякова) |
|
11. Слова-половинки (полкомнаты, полмира, пол-арбуза, пол-лимона, пол-Москвы) Вот теперь нам стало ясно, Перед «Л» и перед гласной, (И. Асеева) |
|
12. Родительный падеж множественного числа существительных «носки», «чулки», «сапоги», «туфли» «Чулки» и «носки» подчиняются простому правилу: чем короче, тем длиннее. Носки короткие – слово длинное: носков
(6 букв) А про «туфли» и «сапоги» предлагаем вам запомнить смешное четверостишие: Одна пара модных туфель
(Е. Интякова) Заодно можно выучить правописание одинарной буквы Н в слове «кожаный» (то же самое – в других прилагательных с суффиксом АН/ЯН). Исключения легко запомнить, посмотрев на обычное окно : деревяННый, стекляННый, оловяННый. |
|
13. О или Ё? В ударных суффиксах имен существительных -ОНК-, -ОНОК- (девчонка, юбчонка, галчонок, медвежонок) пишется буква О. Шел по лесу медвежо
нок, (Е. Интякова) |
|
14. Торты – Шорты: ударение во всех формах обоих слов падает на первый слог. Долго ели тОрты
– |
|
15. Правописание непроизносимых согласных И ужасно
, и опасно
|
|
Совершенно БЕЗВОЗМЕЗДНО!
С Днем русского языка!
Уважаемые читатели, возможно, вам известны и другие хорошие запоминалки? Вы сочинили их сами или запомнили еще с детства? Мы будем вам очень признательны, если вы поделитесь с нами своими знаниями и дополните эту статью новым интересным материалом. Присылать письма можно на нашей редакции.
Двойки по русскому больше не будет
В ваш класс пришел психолог. Вам бы радоваться - совет дельный даст, да и психологические услуги на стороне нынче слишком дороги. Но вам не до радости. «Дисграфия» - таков приговор. Ну вот и дожили, теперь учительница будет не просто упрекать вашего первоклассника за лень и отсутствие старания, но еще и причислит его к разряду не таких как все. Что же такое эта страшная дисграфия и с чем ее едят?
Дисграфия - это затруднения при написании слов, пропуски и перестановки букв, оборванные окончания, «странное» написание. Причин у дисграфии может быть много. Самая распространенная - это низкий уровень развития фонематического слуха. Ребенок не различает некоторых звуков, причем не только гласных, но и согласных. А так как дети первого-второго класса пишут как слышат, то и получаются жуткие ошибки, которые принимаются за описки, то есть невнимательность. Часто дети с неразвитым фонематическим слухом сами неправильно произносят многие звуки. Эти проблемы помогает устранить логопед. Три-четыре месяца занятий - и количество описок сократится в пять раз.
Если у ребенка чистая речь, а он все равно делает описки и пропускает буквы, во всем виновато внимание. Недостаточная его устойчивость и концентрация - причина плохой успеваемости по русскому языку. Чаще всего невнимательность проявляется при списывании с доски или из учебника, при этом диктант дается ребенку относительно легко.
- Напишите на листе бумаги десять бессмысленных слов, состоящих только из согласных букв (ктмц, мврглгк и т.д.). Ребенок должен переписать слова за минуту. Чем меньше ошибок - тем больше призов. Усложняйте задание, подключая зрительную память: покажите лист и уберите его. Ребенок по памяти запишет слова. Великолепное упражнение для формирования внимания при списывании текста.
- Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождайте негромким постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить содержание текста и посчитать количество ударов. Можно предложить ребенку рисовать кружки и одновременно считать удары или хлопки. Эти упражнения полезны для улучшения распределения внимания - ребенок сможет грамотно писать и слушать, что говорит учитель.
- Для концентрации и устойчивости внимания лучше всего использовать всевозможные «лабиринты» и «путаницы»(«помоги поросенку найти свой домик» и т.п.). Если ребенок каждый день будет «распутывать» такие головоломки, его внимание окрепнет и он научится в течение длительного времени выполнять требующую сосредоточенности работу.
Очень часто проблемы с письмом возникают у детей-левшей. Учителя жалуются на сниженный темп работы и неустойчивость внимания. Известно, что развитие правой руки напрямую связано с формированием речи у маленьких детей. Когда левша начинает писать, правая рука оказывается совсем заброшенной. При этом страдает устная речь, может появиться косноязычие при пересказе. Поэтому рекомендуется давать ребенку нагрузку на обе руки и, соответственно, на два полушария головного мозга сразу. Дайте ребенку лист бумаги и попросите левой рукой (ведущей) рисовать треугольники, а правой - круги. Добивайтесь тренировкой, чтобы треугольников и кругов было одинаковое количество. Будете тренироваться постоянно - получите красивый почерк, высокий темп работы и грамотную речь.
Юлия ГУРЕВИЧ
Вам понадобится
- - план занятий по исправлению оценок;
- - помощь репетитора;
- - настойчивость;
- - желание исправить ситуацию;
- - трудолюбие;
- - овладение проблемным материалом;
- - дополнительный зачет или другие проверочные работы
Инструкция
Постарайтесь в быстрые сроки выучить тот материал, по которому вас не устраивают ваши оценки. Формулы и правила по проблемной теме вы должны знать назубок, если хотите исправить ситуацию. Кроме того, обратите внимание на практическую часть, помимо теории: задачи и упражнения также не должны вызывать у вас затруднения.
Если вы не можете самостоятельно разобраться в данной теме, обратитесь с просьбой помочь вам к своему учителю, а в случае невозможности подобной помощи (у учителя нет времени, у вас с ним конфликт, вы не понимаете его объяснений и т.п.) – к репетитору. Последнего можно найти, наведя справки у своих одноклассников и учащихся других классов? или обратив внимание на объявления в местной газете. Можно узнать и у другого учителя, к примеру, по , в данной , не согласится ли он оказать вам платную помощь.
После того как вы почувствуете уверенность в своих знаниях и способность тот материал, по которому у вас стоят низкие оценки, подойдите к своему учителю (лучше делать это в спокойной обстановке, когда вам никто не будет мешать) и попросите его помочь вам исправить ваши отметки. Четко мотивируйте ваше желание тем, что вы не хотите быть «троечником» или что более высокий балл по данному предмету нужен вам для поступления . Скажите, что вы сожалеете о том, что ранее безответственно относились к предмету, что вы осознали его важность и серьезность для вас. Разговаривайте вежливо, четко и убедительно. Учитель должен увидеть ваше стремление исправить ситуацию.
Попросите своего педагога назначить вам дополнительный зачет или зачеты по темам, вызывающим у вас затруднения; дать вам творческое задание (например, написать реферат или подготовить доклад по какой-либо из тем) и т.д. Будьте готовы к тому, что теперь вам придется учиться со стопроцентной отдачей, не надеясь на списывание и подсказки друзей.
В случае если ситуация такова, что срочно исправлять оценки вам нужно не по одному, а по нескольким предметам, составьте для себя расписание занятий по каждому из них, забудьте на время о развлечениях и полностью сосредоточьтесь на учебе, четко представляя себе цель, к которой вы стремитесь? и планомерно добиваясь ее осуществления.
Удаление двоек из дневника - процесс весьма деликатный. Он потребует от вас сосредоточенности. Для качественного удаления двойки сложные химические реактивы дома приготовить сложно, поэтому использовать лучше перекись водорода с марганцовкой или хлор.
Инструкция
Сначала попробуем хлор. Для взять любую хлорсодержащую жидкость для использования в быту. Она должна быть полупрозрачной и по вязкости быть близкой к воде. Возьмите пипетку и капните каплю этой хлорсодержащей жидкости на стекло. Возьмите спичку и макните в каплю на стекле. Эта капелька большей частью останется на кончике спички, которую переносим на бумагу дневника подальше от двойки (чтобы реакцию бумаги). Ждите 30 минут. Если бумага в дневнике не пожелтела на месте нанесения хлорки, то наносите жидкость на . В десяти процентах двойки как и не было, в двадцати процентах - результат более менее положительный – будут чуть видны контуры двойки, которые иногда получается убрать ластиком, в семидесяти процентах результат неудовлетворительный.
Если в первом способе результат оказался неудовлетворительным, то попробуем вторым.
Начинайте с готовки 10% перекиси водорода, если такой нет, то можно использовать и аптечную 3% перекись. Пипеткой капните перекисью на стекло. Рядом на него насыпьте 4-5 гр. марганцовки. Сначала переносим на бумагу дневника спичку смоченную марганцовкой подальше от двойки (для пробы). Затем еще одной спичкой капните перекись на марганцовку. Произойдет шипение. Ждите 30 минут. Если лист не изменил цвет, то тоже самое проделываем с двойкой в дневнике. Процент успеха примерно такой же, как и с хлором.
Видео по теме
Обратите внимание
Над важными документами такое не проделывайте. Вышеописанные способы могут испортить бумагу, если двойка написана гелем или тушью.
Отломите кончик с серой от спички прежде, чем окунать его в жидкости.
Если вы хотите стать хорошим специалистом и получать хорошую заработную плату, нужно иметь образование. При получении образования (не важно, высшего, среднего, среднего специального) необходимо следить за своей успеваемостью. Если же настал момент, когда вы поняли, что оценки нужно исправлять, следуйте простой схеме, и у вас обязательно все получится.
Инструкция
Главное в учебе – желание постигать новое, получать знания, совершенствоваться в различных областях науки. Поэтому, первое, на что следует обратить внимание – это ваша лень. Старайтесь побороть ее любыми способами.
Если оценки приходится исправлять по предмету, который, скажем, не очень вам интересен, берите себя в руки и заставляйте сесть и . Воспитывайте в себе такие необходимые для успешной учебы качества, как усидчивость, терпение, внимательность, сосредоточенность и конечно, ответственность. Сначала это может показаться трудным, но со временем процесс вовлечет вас и даже понравится.
Учеба в школе не всем ребятам дается очень легко. К тому же, некоторые ученики в течение учебного года расслабляются, а ближе к его окончанию спохватываются и всеми силами стараются спасти ситуацию. Именно поэтому перед ребятами нередко встает вопрос, как исправить за неделю или несколько дней.
Как быстро исправить оценки в школе?
Вопрос, как исправлять оценки в школе, и можно ли это сделать за короткий период времени, встает перед огромным количеством современных учеников. В действительности, в этом нет ничего сложного, если ребенок задался целью и в дальнейшем хочет хорошо учиться. Чтобы помочь своему отпрыску исправить ситуацию за короткое время, воспользуйтесь следующими рекомендациями:
- Самое главное – в срочном порядке выучить материал, по которому ребенка не устраивают его оценки. В частности, школьник должен знать назубок все формулы и правила по проблемной теме, если таковые имеются. Практической части также следует уделять внимание, но все же на передний план должна выйти теория.
- Если у вас есть возможность, можно нанять репетитора, который поможет ребенку за короткий период освоить необходимый материал. При этом лучше всего обратиться за помощью непосредственно к учителю, который преподает проблемный предмет в школе, где учится ваш наследник.
- После того, как ребенок достаточно хорошо освоит материал, который ранее был для него слишком сложен, вместе с ним подойдите к учителю и попросите дать возможность исправить оценку. Ученики старших классов должны делать это самостоятельно, убеждая педагога в том, что искренне сожалеют о своем безответственном отношении к предмету.
- Дополнительно можно попросить учителя дать ребенку творческое задание, например, подготовить доклад или реферат по одной из самых сложных тем.
Нередко у школьников возникает ситуация, когда им приходится исправлять оценки не по одному, а по нескольким предметам сразу. В этом случае предварительно следует составить расписание работы педагогов и определить, в каком порядке лучше всего заполнять пробелы.
Естественно, что исправить плохие оценки, особенно по нескольким предметам, ребенок сможет только в том случае, если на время совершенно забудет о развлечениях и полностью сосредоточится на учебе. Чтобы у вашего отпрыска был хорошо учиться, можно пообещать ему исполнение одного желания после исправления ситуации.