Доклад население южной америки

  1. Современное население Южной Америки в антропологическом отношении весьма разнообразно. В его состав входят представители различных рас американской (коренное население индейцы), европеоидной (потомки переселенцев из Европы), негроидной (потомки вывезенных из Африки рабов), а также многочисленные смешанные группы метисы, мулаты, самбо. Расовое смешение в странах Южной Америки идт быстрыми темпами, причм постепенно складываются новые расовые типы. До появления европейцев (конец 15 в.) Южную Америку населяли различные индейские племена и народы, говорившие на языках кечуа, аравакских, чибча, тупигуа-рани и др. Население размещалось неравномерно: наиболее плотно были заселены высокогорные долины Центральноандийского нагорья, слабее низины бассейна Амазонки. С приходом европейских завоевателей (испанцев и португальцев) произошли коренные изменения в этнической структуре континента. Тысячи африканцев были ввезены в качестве рабов для работы на рудниках вице-королевства Перу и плантациях сахарного тростника на побережье Венесуэлы и северо-востоке Бразилии. На Центральноандийском нагорье негры по большей части растворились в местном населении, в двух других районах их участие в этнических процессах и вклад в культуру были велики. Здесь сложилось многочисленное население смешанного европейско-негритянского и негритянско-индейского происхождения. После обретения странами Южной Америки независимости резкие изменения этнического состава произошли в Аргентине, Бразилии и Уругвае за счт массового притока иммигрантов из Италии, Германии и других стран Европы (привлекались главным образом для освоения национальных территорий во 2-й половине 19 начале 20 вв.), а также в Гайане и Суринаме за счт иммиграции из Азии (главным образом из Китая и Индии). Большинство современного населения Южной Америки смешанного индейско-европейского происхождения, но на северо-востоке материка преобладает население негритянско-европейского происхождения. В ряде стран Южной Америки сохранились крупные индейские народы: кечуа в Перу, Боливии и Эквадоре, аймара в Боливии, арауканы в Чили. Кроме того, в окраинных районах почти всех государств (например, северная Аргентина, Амазония в Бразилии, северо-запад Колумбии и др.) также сохранились небольшие индейские племена и народы, говорящие на своих языках.
  2. Современное население Южной Америки в антропологическом отношении весьма разнообразно. В его состав входят представители различных рас американской (коренное население индейцы), европеоидной (потомки переселенцев из Европы), негроидной (потомки вывезенных из Африки рабов), а также многочисленные смешанные группы метисы, мулаты, самбо. Расовое смешение в странах Южной Америки идт быстрыми темпами, причм постепенно складываются новые расовые типы. До появления европейцев (конец 15 в.) Южную Америку населяли различные индейские племена и народы, говорившие на языках кечуа, аравакских, чибча, тупигуа-рани и др. Население размещалось неравномерно: наиболее плотно были заселены высокогорные долины Центральноандийского нагорья, слабее низины бассейна Амазонки. С приходом европейских завоевателей (испанцев и португальцев) произошли коренные изменения в этнической структуре континента. Тысячи африканцев были ввезены в качестве рабов для работы на рудниках вице-королевства Перу и плантациях сахарного тростника на побережье Венесуэлы и северо-востоке Бразилии. На Центральноандийском нагорье негры по большей части растворились в местном населении, в двух других районах их участие в этнических процессах и вклад в культуру были велики. Здесь сложилось многочисленное население смешанного европейско-негритянского и негритянско-индейского происхождения. После обретения странами Южной Америки независимости резкие изменения этнического состава произошли в Аргентине, Бразилии и Уругвае за счт массового притока иммигрантов из Италии, Германии и других стран Европы (привлекались главным образом для освоения национальных территорий во 2-й половине 19 начале 20 вв.), а также в Гайане и Суринаме за счт иммиграции из Азии (главным образом из Китая и Индии). Большинство современного населения Южной Америки смешанного индейско-европейского происхождения, но на северо-востоке материка преобладает население негритянско-европейского происхождения. В ряде стран Южной Америки сохранились крупные индейские народы: кечуа в Перу, Боливии и Эквадоре, аймара в Боливии, арауканы в Чили. Кроме того, в окраинных районах почти всех государств (например, северная Аргентина, Амазония в Бразилии, северо-запад Колумбии и др.) также сохранились небольшие индейские племена и народы, говорящие на своих языках
  3. Заселение Южной Америки человеком закончилось позднее других материков — всего 12-15 тысяч лет назад. Невозможно утверждать однозначно, как был заселн материк. Скорее всего, человек проник в Америку из Азии. Произошло это во времена позднего палеолита — около 35 тысяч лет назад. В эту эпоху на Земле шл ледниковый период, и Берингов пролив, соединяющий Евразию и Америку, был покрыт льдом. Древние народы Азии мигрировали через него в поисках новых земель, пригодных для обитания и охоты, так они начали осваивать новую часть света — Америку. Но, чтобы дойти до самой южной е оконечности, у них ушло ещ около 20 тысяч лет.
    Далее по ссылке — http://geography7.wikidot.com/population-of-south-america

    Современное население Южной Америки в антропологическом отношении весьма разнообразно. В его состав входят представители различных рас американской (коренное население индейцы) , европеоидной (потомки переселенцев из Европы) , негроидной (потомки вывезенных из Африки рабов) , а также многочисленные смешанные группы метисы, мулаты, самбо. Расовое смешение в странах Южной Америки идт быстрыми темпами, причм постепенно складываются новые расовые типы. До появления европейцев (конец 15 в.) Южную Америку населяли различные индейские племена и народы, говорившие на языках кечуа, аравакских, чибча, тупигуа-рани и др. Население размещалось неравномерно: наиболее плотно были заселены высокогорные долины Центральноандийского нагорья, слабее низины бассейна Амазонки. С приходом европейских завоевателей (испанцев и португальцев) произошли коренные изменения в этнической структуре континента. Тысячи африканцев были ввезены в качестве рабов для работы на рудниках вице-королевства Перу и плантациях сахарного тростника на побережье Венесуэлы и северо-востоке Бразилии. На Центральноандийском нагорье негры по большей части растворились в местном населении, в двух других районах их участие в этнических процессах и вклад в культуру были велики. Здесь сложилось многочисленное население смешанного европейско-негритянского и негритянско-индейского происхождения. После обретения странами Южной Америки независимости резкие изменения этнического состава произошли в Аргентине, Бразилии и Уругвае за счт массового притока иммигрантов из Италии, Германии и других стран Европы (привлекались главным образом для освоения национальных территорий во 2-й половине 19 начале 20 вв.) , а также в Гайане и Суринаме за счт иммиграции из Азии (главным образом из Китая и Индии) . Большинство современного населения Южной Америки смешанного индейско-европейского происхождения, но на северо-востоке материка преобладает население негритянско-европейского происхождения. В ряде стран Южной Америки сохранились крупные индейские народы: кечуа в Перу, Боливии и Эквадоре, аймара в Боливии, арауканы в Чили. Кроме того, в окраинных районах почти всех государств (например, северная Аргентина, Амазония в Бразилии, северо-запад Колумбии и др.) также сохранились небольшие индейские племена и народы, говорящие на своих языках. Официальный язык подавляющего большинства государств Южной Америки испанский, Бразилии португальский. Из индейских языков вторым официальным языком является лишь язык кечуа в Перу. Большим своеобразием отличается Парагвай, где большая часть населения пользуется индейским языком гуарани, владея в той или иной степени испанским языком. В Гайане, Тринидаде и Тобаго официальный язык английский, в бывшей нидерландской колонии Суринаме голландский, во Французской Гвиане французский. Большинство верующего населения Южной Америки

Этнический состав Южной Америки , говоря об этой теме мы невольно подразумеваем испанцев с португальцами, которые начиная с XV в. начали ассимилироваться в южноамериканские субрасовые конгломераты. Однако не стоит забывать, что Южная Америка, как и Россия – это огромное географическое образование, которое населяют более 250 народов и народностей, находящихся друг с другом в тесном контакте, давая ростки все новым и новым этническим образованиям.

Современное население Южной Америки весьма и весьма разнообразно. В него входят представители трех различных рас:

  • американской (индейцы – коренное население);
  • европеоидной (потомки переселенцев из Европы);
  • негроидной (потомки привезенных рабов из Африки);

А если говорить проще, то это – индейцы, белые и негры. Также на континенте широко распространены многочисленные смешанные группы - метисы, самбо, мулаты.

Страна Площадь (км²) Население (2015 г) Плотность (чел/км²)
2 766 890 43 132 000 14,3
1 098 580 10 520 000 8,1
8 514 877 204 519 000 22,0
912 050 30 620 000 27,8
1 138 910 48 549 000 37,7
406 750 7 003 000 15,6
1 285 220 31 153 000 21,7
176 220 3 310 000 19,4
756 950 18 006 000 21,1
283 560 16 279 000 47,1
214 970 747 000 3,6
214 970 560 000 3,6
91 000 262 000 2,1
12 173 3 000 0,24

3 093 20 0
Всего 17 824 513 414 663 000 21,5

Немного истории

Расовое смешение в южноамериканских странах шло довольно быстрыми темпами, вдобавок складывались новые расовые типы. До прихода в конце XV в. Европейцев в Южную Америку, континент населяло множество различных индейских племен и народов, говоривших на языках , тупигуа-рани, и др. Однако появление европейских завоевателей (португальцев и испанцев) коренным образом произвело значительные изменения в этнической структуре Южной Америки.

Были ввезены десятки тысяч африканцев в качестве рабов для тяжелых работ на рудниках Перу и тростниковых плантациях Бразилии и Венесуэлы. Здесь образовались многочисленные населения смешанного негритянско-индейского и европейско-негритянского происхождения. Их вклад в местную культуру и участие в этнических процессах региона были довольно велики.

После того, как страны Южной Америки приобрели независимость, в Уругвае, Аргентине и Бразилии, произошли резкие этнические изменения. Это произошло за счет массового потока иммигрантов из Германии, Италии, Хорватии и других стран Западной и Восточной Европы. Также в Гайане и Суринаме, значительные изменения этнического состава произошли за счет потока иммигрантов из Азии, в основном из Индии и Китая.

Именно поэтому, большая часть современного населения южноамериканского континента имеет смешанное индейско-европейское происхождение, а на северо-востоке в большинстве своем – негритянско-европейское. В некоторых странах сохранились довольно крупные индейские народы: в Боливии, кечуа в Эквадоре, Боливии и Перу, арауканы в Чили.

Языковой состав

Религия

Большинство верующих Южной Америки являются католиками. У индейцев весомую роль сыграли пережитки дохристианских вероисповеданий и обрядов, а среди негров бытуют пережитки культов Африки. Есть также православные, протестанты, а также приверженцы нехристианских религий – мусульмане и индуисты. Однако с уверенностью можно сказать, что господствующей религией на континенте было и есть христианство. Причем в одной только Бразилии насчитывается около 158 млн. христиан, что позволяет ей занимать по этому показателю второе место в мире после США.

Южная Америка – часть света, площадь которой занимает около 18 млн. км2. Южная Америка была открыта в ходе испанских морских экспедиций.

Долгое время государства Южной Америки находились в колониальной зависимости от европейских держав. После падения метрополий, в Южной Америке начался реконструкционный период.

Население Южной Америки

Население Южной Америки можно по этническому признаку можно разделит на три категории: белые, метисы и индейцы. Метисы преобладают в таких государствах как Парагвай, Венесуэла, Эквадор и Колумбия. Жители Аргентины, Бразилии, Уругвая и Чили имеют европейское происхождение.

В таких государствах как Боливия и Перу проживают потомки аборигенов – этнические индейцы. В начале 19 века государства Южной Америки накрыла волна мигрантов из Европы.

На сегодняшний день каждый пятый житель Южной Америки является прямым потомков испанцев или итальянцев. Абсолютное большинство населения континента исповедует христианство (католицизм, протестантские течения).

В отдаленных регионах сохранились также древние национальные верования. Социально- экономическое население жителей Южной Америки зависит от того, в какой стране они проживают. Так наиболее развитым государством континента является Аргентина.

В таких странах как Венесуэла, Боливия и Парагвай наблюдается социальное неравенство – обеспеченные люди (15 % от всего населения) владеют 60% государственных богатств. Около 50% населения этих государств находится за границей бедности.

Высокий уровень урбанизации в государствах южной Америки не соответствуют реальным количествам рабочих мест. Это приводит к росту преступности в некоторых государствах. Ярким примером ложной урбанизации в Южной Америки является урбанизация Бразилии.

Страны материка

Южная Америка состоит из пятнадцати стран, которые располагаются непосредственно на континенте, а также на прилегающих к нему территориям.

Страны Южной Америки: Гватемала, Бразилия, Боливия, Уругвай, Тринидад и Тобаго, Коста-Рика Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Бразилия, Эквадор, Аргентина, Антарктика и Венесуэла.

Южноамериканские государства причислены к категории развивающихся стран. Каждая страна обладает богатыми природными ресурсами, научным и человеческим потенциалом.

Главными экономическими партнерами южноамериканских государств являются США, Китай, Великобритания и Германия. Самыми крупными городами Южной Америки являются: Рио-де-Жанейро (6 млн.), Сан- Пауло (11 млн.), Буэнос-Айрес (3 млн.), Лима (7 млн.), Каракас (3 млн.).

Этнический состав населения Южной Америки весьма пестр: потомки переселенцев из Европы, метисы (потомки от браков белых и индейцев), мулаты (потомки от браков белых и негров), индейцы, китайцы и др. Большинство населения материка составляют метисы и мулаты. Сохранилось и довольно много представителей коренных народов, чьи предки населяли Южную Америку ещё до её завоевания испанцами и португальцами.

Наиболее однородны по национальному составу переселенческие страны - Аргентина, Уругвай, Чили. Наибольшая доля индейского населения в Боливии (63%) и Гватемале. Южная Америка относится к числу регионов с быстрым ростом населения (около 20 %), что обусловливает "молодость" жителей в большинстве государств. Основные районы концентрации населения - побережье океанов, острова Вест-Индии, некоторые горные территории. Обширные области бассейнов Амазонки, Ориноко, Парагвая, напротив, заселены редко.

Индейцы Южной Америки оказали испанским и португальским завоевателям отчаянное сопротивление, но были побеждены и подвергнуты безжалостному уничтожению. Коренное население сохранилось до нашего времени только в самых труднодоступных районах материка - в амазонской сельве (народы бороро, ботокуды, гуахибо и др.), во влажных экваториальных лесах на севере Тихоокеанского побережья (чоко, эмбера) и в горных "медвежьих углах" (мотилоны, араваки, яганы), принеся в XX в. первобытные традиции.

Большинство южноамериканских стран - бывшие колонии Испании. По Тордесильясскому договору 1494 г. линия раздела сфер испанского и португальского влияния в Новом Свете была установлена примерно по 4б° 30" западной долготы: к Португалии отошла только северо-восточная оконечность Южной Америки, а к Испании - все остальные земли. Хотя в дальнейшем Бразилия переступила этот рубеж, продвинув свои границы далеко на запад от первых португальских поселений, она осталась единственным государством в Южной Америке, в котором основной язык - португальский.

Образовавшаяся на стыке владений Испании и Португалии не занятая никем территория между болотами дельты реки Ориноко и устьем Амазонки привлекла внимание других европейских держав, вступивших на путь колониальных захватов. Позднее этими землями завладели Великобритания, Нидерланды и Франция.

Южноамериканские страны сильно различаются по этническому составу населения. В андийских странах преобладают индейцы и метисы. Самая "индейская" из этих стран - Боливия, где народы кечуа и аймара составляют большинство населения. В соседних Перу и Эквадоре примерно каждый второй житель - кечуа и очень много метисов. Метисы составляют большинство населения и в равнинном Парагвае, где почти все говорят не только на испанском, но и на индейском языке гуарани.

В Бразилии и странах Карибского бассейна - Венесуэле и Колумбии, куда для работы на плантациях тысячами завозили африканских невольников, много людей с чёрным цветом кожи. Почти каждый четвёртый житель Бразилии - мулат, а в её северо-восточном районе - "колыбели" плантационного хозяйства, мулаты и негры составляют 3/4 жителей. Но есть страны, где они встречаются очень редко, например Перу; здесь рабов-негров совсем не использовали на сельскохозяйственных работах.

В странах поздней колонизации, массовое заселение которых началось во второй половине XIX столетия, - Аргентине и Уругвае - преобладают потомки европейских иммигрантов; индейцы, метисы и мулаты составляют в них менее 10 % населения. В отличие от андийских стран, в колонизации которых участвовали в основном выходцы из Испании, состав переселенцев из Европы был здесь более пёстрым: приезжало много итальянцев, немцев, славян, в том числе и эмигрантов из России. Они предпочитали селиться вместе, образуя замкнутые национальные колонии.

От бывших испанских и португальских колоний по этническому составу заметно отличаются Суринам и Гайана, где много выходцев из Азии (в основном индийцев, которых использовали в качестве рабочей силы на плантациях). В южноамериканских странах можно встретить и людей с арабскими именами. Переселенцы с Ближнего Востока не столь многочисленны, но благодаря своей активности (большинство из них - торговцы и предприниматели) они смогли добиться высокого положения на новой родине и даже стали первыми лицами государства. Так, в 90-х гг. XX в. президентом Аргентины стал Карлос Сауль Менем, а Эквадора - Джамиль Мауад Витт; они оба - сыновья иммигрантов-арабов. Особенно активно заявляют о себе в последнее время японцы, которые оказались в Южной Америке в период более поздней иммиграции, в 30 - 40-х гг. XX в. Один из них - Альберто Фухимора - в 1990 г. был избран президентом Перу, а в 1995 г. переизбран на второй срок.

Бразилия - самая большая по площади южноамериканская страна и одна из самых пёстрых по этническому составу стран Южной Америки, хотя 95 % её жителей именуют себя просто бразильцами (большинство из них католики).

Первые португальские колонисты, прибывшие в Бразилию в 16 в., испытывали нехватку рабочей силы на плантациях сахарного тростника. Поскольку попытки порабощения местных индейцев не увенчались успехом, пришлось привозить невольников из Африки. По оценкам, с середины 16 в. до отмены рабства в 1888 в Бразилию было ввезено 4 млн. невольников.

По происхождению они разделяются на три группы: в первую входят мусульманские племена хауса, манде и фулани из западного Судана; во вторую - йоруба, фон, фанти и ашанти из прибрежных районов западной Нигерии, Бенина и Ганы; в третью - бантуязычные племена Анголы и Мозамбика. В Бразилии невольники ассимилировались, сохранив при этом отдельные элементы коренных африканских культур.

Португальцы, открывшие и колонизировавшие Бразилию, были сравнительно малочисленной нацией, которая в 16 в. насчитывала всего 1 млн. человек. В Португалии труд африканских невольников использовался еще до открытия Америки. Поэтому португальцы довольно терпимо относились к чернокожим людям и смешанным бракам.

Постоянные контакты африканцев, индейцев и белых способствовали созданию смешанной бразильской культуры. Ее основу составляют португальский язык и культура, вобравшие в себя множество элементов африканских и индейских культур.

В 19-20 вв. в Бразилию хлынули переселенцы из других европейских стран, однако доля португальцев в составе иммигрантов оставалась достаточно высокой.

На северо-востоке страны преобладают негры и мулаты, потомки завезённых для работы на плантациях невольников из Африки. Считается, что именно благодаря африканскому влиянию бразильский диалект португальского языка гораздо мягче и напевней португальского, распространённого в метрополии. В Амазонии много метисов-кабокло и сохранились ещё довольно многочисленные индейские племена. На юго-востоке и юге проживают европейские иммигранты, прибывшие из разных стран Старого Света. Особенно тесно связаны с Европой южные районы, где, например, во время восстания фаррапус (порт, "оборванцы") - нищих батраков и пастухов-гаучо - в конце 30-х - начале 40-х гг. XIX в. повстанцами командовал знаменитый итальянский революционер Джузеппе Гарибальди.

Любопытно, что представители разных народов, приезжавшие в Бразилию, старались осесть на местности, которая напоминала бы им родину, и придерживались на новой земле своих обычаев. Так, например, в южных штатах - районе поздней европейской иммиграции - итальянцы селились по склонам холмов, где и сейчас занимаются виноградарством. В поселениях славян - поляков, чехов, украинцев и русских - большие территории распаханы под поля пшеницы. Немцы выращивают овощи и разводят свиней. Город Нову-Амбургу (Новый Гамбург), в окрестностях которого были сосредоточены самые крупные немецкие колонии, стал основным центром кожевенно-обувной промышленности. Последней волной эмиграции стало переселение японцев, которые возделывают рис на пойменных землях и прибрежных низменностях штата Риу-Грандиду-Сул.

Еще в начале колониального периода численность коренных жителей Бразилии - индейцев резко сократилась. Лишь немногие из них выжили в иезуитских миссиях; другие, уцелевшие в сражениях с португальцами, чтобы не попасть в рабство, бежали в лесные дебри на западе страны; часть индейцев погибла от европейских инфекционных болезней, часть подверглась ассимиляции. Некоторые индейские племена живут в изоляции в отдаленных и труднодоступных районах, но число таких общин уменьшается по мере освоения западных районов страны. Контакты с европейцами имеют пагубные последствия для коренного населения, принося болезни и разрушая окружающую среду.

Еще одна страна южноамериканского континента - Аргентина. Землю, где ныне находится Аргентина, в древности заселяли племена индейцев: пампа, пуэльче, тэуэльче, атака-ма, чонеки. Когда в начале XVI в. на эту территорию ступили первые европейцы, она уже была завоёвана инками и входила в их обширную империю, раскинувшуюся на просторах не только современной Аргентины, но и Боливии, Чили, Эквадора, Колумбии. Индейские племена, обитавшие на территории Аргентины, жили оседло и занимались охотой, рыболовством и земледелием. С того момента, когда поднявшийся вверх по Ла-Плате Педро де Мендоса основал в 1536 г. город Буэнос-Айрес, началась испанская колонизация страны. Первоначально въезд в неё разрешался только испанцам и неграм - рабам из Африки. В середине XIX столетия, когда запрет был снят, сюда хлынул мощный поток эмигрантов из Европы. Больше всего приехало итальянцев, но переселялись также немцы, поляки, украинцы и русские. Аргентинская нация складывалась из разнородных элементов, но её объединял испанский язык, на который оказал некоторое влияние язык индейцев кечуа.

В отличие от некоторых других стран Южной Америки, в населении Аргентины доминирует европеоидный элемент - потомки испанских колонистов и эмигрантов из стран Европы, преимущественно из Италии. Коренные жители Аргентины и других районов восточного побережья не создали развитой цивилизации наподобие инкской, сохраняли общинно-родовые отношения и вели кочевой образ жизни. Первые испанские поселенцы проникали на эту территорию тремя путями: морским через Буэнос-Айрес и сухопутными - из Чили, преодолев Анды, и из Перу, через территорию современной Боливии.

Правящие классы и образованная часть общества сохраняли испанские традиции и образ жизни; владея огромными поместьями и рудниками, они отличались высоким уровнем культуры и утонченностью. От союзов испанцев с индейскими женщинами рождались метисы, составлявшие значительную часть населения. Такое смешанное - испано-индейское - происхождение имели знаменитые гаучо - наездники и скотоводы, обитавшие в Пампе и сыгравшие в истории Аргентины примерно такую же роль, как ковбои в США.

Превращение Аргентины из страны метисов в страну с преимущественно белым населением произошло в конце 19 - начале 20 в. Начало этого процесса связывают с именами мыслителей-позитивистов Доминго Фаустино Сармьенто, Хуана Баутисты Альберди и Бартоломе Митре. Разработанная ими концепция развития страны предусматривала увеличение доли населения с европейскими корнями (путем усиленной иммиграции из Европы) и постепенную ассимиляцию метисов-гаучо. Аргентинский социолог Хосе Инхеньерос приводит следующие данные: в 1852 население Аргентины составляло приблизительно 800 тыс. человек, в т. ч.552 тыс. метисов, 100 тыс. индейцев, 15 тыс. негров, 110 тыс. мулатов и 22 тыс. белых. К 1914 общая численность возросла до 7 885 237 человек, включая 4 млн. белых, 3 млн. метисов, 300 тыс. мулатов и 40 тыс. индейцев. В 1932 население Аргентины оценивалось в 11 846 655 человек, из которых только около 1 млн. не принадлежали к белой расе. В 1947, когда численность населения страны была близка к 16 млн. человек, около 89% составляли белые европейского происхождения, 9% приходилось на смешанную группу - метисов и 2% составляли индейцы.

Самая мощная волна иммиграции в страну приходится на годы пребывания у власти президента Хулио Роки (1880-1886 и 1898-1904). В первый же год его президентского правления в Аргентину прибыло 27 тыс. переселенцев; их приток достиг максимума в 1889 (219 тыс. человек). Несмотря на финансовые кризисы и политические волнения, поток иммигрантов из Европы, привлеченных сообщениями о процветании этой страны, возрастал до самого начала Первой мировой войны. С 1900 по 1914 в страну прибыло почти 4 миллиона человек, из которых около 4/5 составляли итальянцы и испанцы. На долю одних итальянцев приходилось до 45% от общего количества иммигрантов, хотя многие из них потом возвращались на родину.

Коренного населения в Аргентине осталось меньше, чем в других странах Южной Америки. В течение трёхвековой истории становления аргентинского государства индейцев, которые неоднократно поднимали восстания против поработителей, вытесняли и уничтожали. Сейчас полукочевые индейские племена общей численностью не более 50 тыс. человек живут лишь на северо-востоке страны. Более 200 тыс. метисов, занимающихся скотоводством в горных районах, наряду с испанским употребляют и язык кечуа.

8. Народы Южной Америки

В Южной Америке было более 5000 племён, около 100 языковых семейств (в Европе – менее 10). Весь материк заселён с неолита, с 8-7 тыс.л. до н.э.

На крайнем юге, на о-ве Огненная Земля, жили яганы и она. На побережье Магелланова пролива и островах обитали чонос, которые воевали с арауканами за о. Чилоэ. Также они растили картофель, ловили рыбу, собирали морепродукты. Их соседи теуэльче и алакалуфы населяли острова архипелага Веллингтона. Это были кочевые рыбаки и охотники, шаманисты, жившие моногамными семьями. Испаноязычные чилийцы стали их колонизировать с 70-х годов XI X века, когда их насчитывалось порядка 4000 человек. К 1972 г. этих индейцев оставалось только 50.

В Патагонской пампе издавна обитали немногочисленные племена пуэльче и теуэльче. Это были самые высокорослые индейцы. Они жили в шатрах из собачьих шкур, охотились на гуанако и страусов-нанду при помощи оружия «бола» - два каменных шара на одном кожаном ремешке. В XVI веке индейцы «получили» от европейцев лошадей. Лошади быстро одичали на воле в пампе, исконные жители их приручили и стали осваивать степи. Со временем сюда пришли некоторые племена арауканов. В пампе появились и одичавшие быки. Для аборигенов наступили хорошие, сытые времена. Но к концу XIX века пампу захватили крупные европейские скотоводы.

В Центральном Чили жили племена араукан: пикунче, мапуче, уильче, пеуэнче и другие. Арауканы, самоназвание – «мапуче» (люди земли). В настоящее время их насчитывается до 1,5 млн.человек в Чили и Аргентине.

К XV веку мапуче населяли обширную территорию от пустыни Атакама до о-ва Чилоэ. Они жили небольшими родАми, умели обрабатывать серебро, делали керамику, ткани, занимались земледелием и скотоводством.

В середине XV века земли вплоть до р. Мауле захватили инки и включили в свою империю.

Конкистадор Д. Альмагро в июне 1535 г. вышел из Куско на завоевание Чили с 570 испанцами и 15 тыс. индейцев. Поход был трудный. Андские перевалы с высотой более 4000 м. пришлось штурмовать в зимние морозы. В пути погибло 11 тысяч индейцев и все кони. Но преодолев все преграды в марте 1536 г. испанцы вышли на равнины Сев. Чили. Правда здесь они не нашли богатств, зато в мелких стычках с местными жителями понесли большие потери, и поспешили вернуться в Перу.

Мапуче создали Союз племён из 5 племенных групп. Они воевали за свою свободу с 1536 по 1882 год, т.е. почти 350 лет!

Через несколько лет по следам Д. Альмагро отправился другой отряд конкистадоров во главе с П. Вальдивия. Они захватили в 1540 г. инкский город Арекипа, основали первый город в Чили – Ла-Серена, а вскоре и будущую столицу страны – Сантъяго. Испанцы отразили первые набеги аборигенов на свои крепости, а пленённых вождей - «токи» оставили в заложниках.

На следующий год П. Вальдивия отправился в поход на юг. Воспользовавшись этим арауканы под командованием «токи» Мичималонка осадили г. Сантъяго. Небольшой испанский гарнизон оказался на краю гибели, но Инес Суарес – подруга П. Вальдивии приказала казнить заложников и бросить их головы в атакующих. Индейцы в страхе отступили.

П. Вальдивия послал за подмогой в Перу офицера Монроя с 6 солдатами. По пути их захватили индейцы. Пятеро солдат были убиты, а Монрой с последним солдатом два года провели в плену, а город Сантъяго без связи с внешним миром. Но в конце-концов пленникам удалось бежать и добраться до Перу. Они вернулись к своим с новыми силами европейцев: 160 всадников и две каравеллы с 200 пехотинцами.

В 1549 г. война возобновилась. Испанцы перешли реку Био-Био – новую границу земель араукан. На равнине Андальен их атаковало 4000 войско индейцев под командованием верховного «токи» Айявила. Испанцам при помощи огнестрельного оружия удалось отразить их натиск. Айявила погиб. Вдоль новой границы испанцы построили через 8 миль крепости: Арауко, Тукапель, Пурен.

В сер. XVI века араукан насчитывалось более 500 тыс.чел. Верховный «токи» Линкоян не хотел войны и собирался отдать свой народ в подчинение испанцам. Тогда арауканы свергли его и выбрали другого верховного «токи» Лаутаро, молодого и горячего. Ребёнком он был в плену в Сантъяго, а потом бежал. Вождь хорошо знал и силу, и слабость завоевателей.

В декабре 1553 г. арауканы восстали, напали на крепость Тукапель и уничтожили её. Генерал-капитан Чили П. Вальдивия поспешил на выручку своим крепостям. Индейцы заманили его отряд в засаду и истребили. Погиб и сам П. Вальдивия. Через несколько дней, в феврале 1554 г., был разбит и следующий отряд испанцев п/ком. Г. де Альмагро. Следом был захвачен и разрушен город Консепсьон. Отряд нового правителя Чили Ф. де Вильягра также был разбит уже у Маригеньи. Но арауканы не смогли взять города Ла-Империал и Вальдивия, оставшиеся у них в тылу. За 4 года восстания от испанцев была очищена вся центральная часть Чили, вплоть до г. Сантъяго. Но когда индейцы готовились к решающему набегу на столицу врага, случилась эпидемия тифа, унесшая жизни 4/5 воинов. В 1557 г. испанцы внезапно напали на небольшой отряд Лаутаро, убили вождя, а его голову выставили в г. Сантъяго.

Арауканы проиграли войну, но не смирились. Верховным «токи» стал старый, но сильный и отважный Кауполикан. Наступил момент, когда арауканы снова восстали. В новой войне участвовали даже женщины и дети. В боях особенно отличилась одна из жён Кауполикана по имени Фресия.

Генерал-капитаном Чили был уже де Мендоса. Испанцы применили в боях артиллерию, нашли среди индейцев предателей и опять победили. Кауполикан попал в плен и был казнён.

Арауканы за 20 лет войн и мира научились лихо владеть лошадьми и не смирились с владычеством европейцев. Их новое выступление в 1571 г. возглавил верховный «токи» Колоколо. Борьба шла с переменным успехом и с неименным упорством. Но в 1598 г. очередной «токи» Пелантар со всей своей армией внезапно напал на главные силы испанцев во главе с самим генерал-капитаном О. де Лойола, располагавшиеся у деревни Карабала и разгромил их наголову. После этого поражения колонизаторы ушли за реку Био-Био. После долгой осады, в 1600 г. испанцы оставили город Ла-Империал, а в 1602 г. город Вильяррика. Боевые действия продолжались до 1612 г., но не дали перевеса ни одной из сторон.

Испания больше не могла вести такую длительную и тяжёлую войну вдали от метрополии, да и солдаты отказывались служить в смертельно опасной стране Чили. В 1641 г. прошли мирные переговоры, завершившиеся подписанием Кильенского договора. Была подтверждена независимость племени араукан и граница по р. Био-Био. В последующие годы испанцы не раз пытались нарушить мир, поработить вольное племя, например, в 1655, 1723, 1766, 1769 гг, но всегда терпели чувствительные поражения. В 1744 г. в Сантъяго приехал первый полномочный посол из Аракании. В 1773 г. Испания признала независимость новой страны.

В 1818 г. независимость получили и республика Чили. Новые власти также вознамерились покорить индейцев, но на серьёзную войну у молодого государства сил не было.

В 1850-е годы в Арауканию приехал французский юрист Орли де Тунан (1825 – 1878). Он быстро завоевал доверие индейский вождей и был избран «верховным белым токи». После этого француз провозгласил Арауканию королевством, а себя королём Орли I . Новый монарх дал своей стране Конституцию, списанную с Конституции Франции времён 3-й империи, правительство, Национальное собрание. Орли I объединил араукан - чилийских мапуче и аргентинских ранкелче в «Объединённое королевство Араукания и Патагония». Однако, когда король приехал в Чили, он был арестован и выслан на родину. Там Орли I пытался добиться поддержки императора Франции Наполеона III , но тот отверг притязания юриста.

В это время – 1851 – 1861 гг., президентом Чили был М. Монта. Он был настроен решительно исчерпать «индейский вопрос». Усилился всесторонний нажим на араукан, на их земле чилийцы стали строить укрепления. Тогда король вернулся к своим подданным. И вовремя – чилийская армия была уже отмобилизована и вовсю готовилась к войне. Война разразилась в 1859 г. Более сильная армия Чили одержала победу, но Араукания сохранила независимость. В 1864 г. был подписан договор о границе. Индейцы и их король мечтали о долгом мире. Но когда Орли I снова попал в Чили, он опять был арестован и выслан во Францию. Через несколько лет ему удалось снова вернуться в Арауканию. И на этот раз присутствие короля не спасло страну, и чилийская армия вторгалась на индейскую территорию в 1868, 1870, 1871 гг. В июне 1871 г. Орли I уехал в Европу и больше в Америку не вернулся.

Республика Чили во второй половине XIX века усилилась во всех отношениях. В то же время воля мапуче к продолжению борьбы ослабла, чему способствовали поражения в войнах 1873 и 1880 гг., и они сдались. В 1882 г. Араукания была разделена между Чили и Аргентиной, однако отдельные племена сохраняли независимость до 1885 г.

В северную и центральную Аргентину люди пришли в 8 – 7 тысячелетии до н.э. в эпоху неолита. И даже в XVI веке обитавшие здесь племена находились на стадии общинно-родового строя. Самым развитым народом были родственные арауканам - диагиты, проживавшие в Сев. Чили и С.-З. Аргентине. Они знали земледелие, разводили лам, плавили металлы. Диагиты сохраняли самобытность до конца XVI I века, но потом были ассимилированы кечуа.

На берегах залива Ла-Плата жила группа рыболовецких племён керанди. Они вели кровопролитные войны с испанцами с 1536 г. и были полностью истреблены в конце XVI века.

В северной части Аргентины жили охотничьи племена: абипоны, тоба, матако, гуарани.

Севернее залива Ла-Плата и восточнее реки Парана, а также на территории Уругвая обитали рыбачьи племена чарруа (чарру). На севере Уругвая гуарани и тапе на исходе самобытной истории образовали первобытные общины. Испанцы организовали здесь первую колонию в 1617 г.

На территории Парагвая жили первобытные племена языковой группы тупи-гуарани, насчитывавшей к моменту прихода европейцев 2,5 млн. человек. Их главным богом был Тупон – бог дождя и молнии, создатель мира и человека, всемогущий и всеведущий. На востоке Парагвая индейцы жили оседло, а в районе Гран-Чако кочевали. Этот регион находится в квадрате: аргентинская пампа – Анды – Мату Гроссу – р. Парагвай. «Чако» на языке кечуа означает «место охоты». Здесь плодородные девственные земли, много зверья. Крупнейшим племенем этой группы было племя каикуру. Это были опытные, воинственные охотники. Врагов они убивали и снимали скальпы, но их женщин и детей забирали в своё племя. Другие племена: чане, абипоны, пайагуа, самуко, тоба, матако, мбайя, чиригуано и другие. Тупи-гаурани и в современной Америке довольно много, они по-прежнему охотники и земледельцы, возделывающие маис, маниок, дыни, матэ.

В восточном Парагвае – южной Бразилии издавна также обитали многочисленные племена тупи-гуарани. Территория Бразилии была заселена с 8 – 7 тыс.летии до н.э. и к XVI веку здесь жило 800 тысяч – 1 млн. индейцев. Племена их находились на стадии первобытно-общинного строя. Но у них уже выделились жрецы и вожди.

На побережье Атлантического океана обитали тупи-намба, довольно зажиточные рыболовы и земледельцы, строившие деревни за крепкими частоколами. Португальцы открыли берега Бразилии в 1500 году.

Во Внутренней Бразилии жили племена кочевых охотников: ботокуды, каинганг, карири и другие.

По р. Арагуайя селились племена бороро и гуато.

В холмах Мату-Гроссу обитали племена языковой группы «жес»: каяпо, шаванты, каража, камайюра, апинаже и другие.

В Амазонской сельве было много племён стоящих на довольно низкой ступени развития. Они занимались охотой и рыболовством, собирательством и примитивным земледелием, выращивая маниок, фасоль, табак и бананы. Среди них были: бакаири, сирионо, такана, панно, намбиквара, апиака, мундуруку, катукина, мура, уитото, оямпи и многие другие.

В верхней Амазонии – «Монтанье», на территории нынешних Перу, Эквадора, Колумбии, обитали охотничьи племена: хибаро (хиваро), сапаро и другие.

В Гайане жили племена народа «араваков»: уаррау, уайка, гуахарибо. Этот участок побережья Атлантики был открыт испанцами в 1499 г., а заселён голландцами в 1581 г. В конце ХХ века индейцев было ок. 40 тыс.человек.

Территорию Венесуэлы в кон. XV века населяли многочисленные индейские племена первобытных рыболовов, охотников, земледельцев: макиритаре – в верховьях Ориноко; на побережье - мирные араваки и воинственные каннибалы карибы; на центральном нагорье – каракас, какетио; в западных районах – гуахиро, лаше, мусо, тимоте, куйска и другие.