Текст 10 по А. Гайдару

(1)Фронтовая полоса. (2)Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток, на перекрёстке села машина останавливается. (3)На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати.

- (4)Дяденька, дайте два патрона.

- (5)На что тебе патроны?

- (6)А так… на память.

- (7)На память патронов не дают.

(8) Сую ему решётчатую оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу.

(9) Губы мальчишки презрительно кривятся:

Ну вот! (10)Что с них толку?

- (11)Ах, дорогой! (12)Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толку? (13)Может быть, ты хочешь вот эту зелёную бутылку или эту чёрную гранату? (14)Может быть, тебе отцепить от тягача вот ту небольшую противотанковую пушку? (15)Лезь в машину, не ври и говори прямо.

(16) И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, увёрток, хотя в общем нам уже всё давно ясно.

(17) Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны. (18)А он ещё молод, но ловок, смел. (19)Он знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе.

(20)Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завёрнутый в клеёнку комсомольский билет. (21)И не будучи вправе рассказать что-либо больше, облизывая потрескавшиеся, запылённые губы, он ждёт жадно и нетерпеливо.

(22)Я смотрю ему в глаза. (23)Я кладу ему в горячую руку обойму. (24)Это - обойма от моей винтовки. (25)Она записана на мне.

(26)Я беру на себя ответ за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону.

- (27)Послушай, Яков, ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? (28)Что же ты, из пустой крынки стрелять будешь?

(29)Грузовик трогается. (ЗО)Яков спрыгивает с подножки, он подскакивает и весело кричит что-то несуразное, бестолковое. (31)Он смеётся и загадочно грозит мне вдогонку пальцем. (32)Потом, двинув кулаком по морде вертевшуюся около корову, он исчезает в клубах пыли.

(ЗЗ)Дети! (34)На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу.

(35)Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки - мальчуганы, девочки - переживают события Великой Отечественной войны. (Зб)Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии. (37)Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых.

(38)Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. (39)И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига.

(40)Пройдут годы. (41)Вы станете взрослыми. (42)И тогда в хороший час отдыха после большой и мирной работы вы будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные для Родины дни, вы не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом.

(По А. П. Гайдару*)

* Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия - Голиков, 1904-1941) - русский советский детский писатель, киносценарист, участник Гражданской и Великой Отечественной войн.

Аргументы

  1. Л. Толстой в романе «Война и мир» показывает, что Петя Ростов в 15 лет и на войне остается ребенком, проявляет детскую непосредственность.

(к изложению содержания относитесь осторожно, все наскоро из Интернета, точно только факты, авторы и названия произведений)

Петя Ростов Одним из самых трогательных и очаровательных образов является образ Пети Ростова. Рассмотрим эпизод из 4 тома произведения, который повествует о первых впечатлениях Пети в партизанском отряде. Петя – младший ребенок в семье Ростовых, живой, жизнерадостный мальчик, любимец матери. Попадает он на войну еще совсем юным, но у него уже есть цель – совершить подвиг и стать героем. Он был в восторге от того, что находится в партизанском отряде и у него есть возможность проявить себя. Он безрассудно хватается за любую возможность показать, что он уже взрослый и может воевать наряду с опытными офицерами. И больше всего он боится пропустить возможный случай, где бы он мог проявить свое геройство. Петя — романтик, для него война является приключением, возможностью испытать себя, свою храбрость и силу. Он ничего не боится, он стремится быть в центре событий, обязательно на передовой, и тогда он сможет осуществить свою мечту о подвиге. Однако в отряде его оберегают. Генерал запрещает Пете принимать участие в любых действиях Денисова. Как романтик может согласиться с этим? Но он выполняет приказ, ведь для военного это закон . В семье мальчика окружала добрая, дружеская атмосфера, благодаря чему он вырос отзывчивым, чутким, способным к состраданию. Он искренне любил всех людей и также был уверен в любви других людей к себе. Он старается сделать что-нибудь приятное для своих однополчан: то угощает изюмом, то предлагает помощь. В отряде к Пете также относятся очень тепло, по-отечески. Но мальчик хочет выглядеть старше своих лет, он старается доказать всем, что он уже вырос и стал самостоятельным. Однако, несмотря на все попытки скрыть это, мы понимаем, что он еще по-детски наивен. Гибель именно Пети, младшего из семьи Ростовых, показывает всю жестокость и бесчеловечность войны.

2. В.О. Богомолов повесть «Иван». В.О. в. более жестока,.

«Иваново детство» - фильм Андрея Тарковского по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван».

Иван Буслов родом из Гомеля. В войну погибли его отец и сестрёнка. Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце - в лагере смерти. Подполковник Грязнов уговаривал Ивана поехать в Суворовское училище, но тот хочет только воевать и мстить. Холин «даже не думал, что ребёнок может так ненавидеть…». А когда Ивана решили не посылать на задание, он ушёл сам. То, что может сделать этот мальчик, и взрослым разведчикам редко удаётся. Решено, что, если после войны не отыщется мать Ивана, его усыновят Катасоныч(погибает) или подполковник.

Теперь мальчику предстоит нелёгкая и очень рискованная задача: незаметно пройти в тылу немцев пятьдесят километров. На всякий случай он одет как «бездомный отрёпыш».

После войны в найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами. В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.

Иван — тоже ребенок, В. Богомолов подчеркивает это эпизодом, когда ему понравился красивый нож, как любому мальчику. И Гайдар не случайно пишет «Беру на себя ответственность», желая показать, что война — дело взрослых, они должны брать на себя ответственность за все, что происходит.

Я люблю границы. Это всегда контраст. Особенно люблю границы, через которые никто не ходит, а которые представляют собой фронтовые полосы, десятилетиями храня временно замороженные конфликты. Ранее уже рассказывал про границу Израиля и Сирии на Голанских высотах, с ее бункерами, противотанковыми рвами и брошенной техникой. Сегодня речь пойдет о местах, где вот уже 17 лет друг за другом зорко следят некогда граждане одного государства: армяне и азербайджанцы. Хочу сразу заметить, что меня никто не приглашал на экскурсию по фронтовой полосе, а лазая там, я по сути нарушал требования карабахского МИДа, строго-настрого запрещающего туристам не только приближаться к границе с Азербайджаном, но даже просто останавливаться на некоторых дорогах и уже тем более не разрешали что-либо там фотографировать. Своего рода паранойя, имеющая, впрочем, определенные основания.

Для начала, когда вы въезжаете в Карабах, следует зарегистрироваться в их МИДе, что в центре Стапанакерта. Очень симпатичные и приветливые армянские девушки оформляют вам своего рода "путевой лист" с указанием тех мест, которые вам разрешается посетить. И ни шагу в сторону, предупреждают они. Например, мне сразу заявили - ни в коем случае не заезжайте в Агдам и не фотографируйте там. На мой вопрос почему не фотографировать был ответ "Там мины". Связь между наличием мин и запретам фотографировать руины города я не понял, но спорить не стал. Кроме того, девушки не разрешили мне посетить ряд мест, которые я выбрал с их же собственной карты Карабаха, выпускаемой в Ереване: руины крепости Джраберд возле Мартакерта, или Зодский перевал назад в Армению. По поводу крепости Джраберд девушки не знали вовсе, а когда я показал им на карте, то решили, что это близко к Азербайджану и посему опасно. Касательно выезда назад в Армению через Зодский перевал, они с жаром ответили, что... там азербайджанцы и они меня застрелят(!). Спорить я тоже не стал. Слишком красивые девушки. Пусть они слабы в географии родного края, а может быть перестраховываются. Ну зачем с ними спорить? В итоге получил вот такую бумагу -

Забегая вперед, замечу, что бумагу проверяли лишь один раз, в маленьком городке Мартакерт на северо-востоке Карабаха. Помнится, мы просто шли по улице, как из припаркованных "Жигулей" вышел милиционер и парень в штатском. Спросили наши документы, спросили кто мы по национальности, спросили куда едем. Записали наши данные в блокнот и отпустили. Что касается Зодского перевала, то несмотря на отказ МИДа позволить нам туда ехать, мы махнули на запреты рукой и нормально его пересекли, но об этом чуть позже.

Фронтовая полоса

Ее очень легко заметить на любой мало-мальски подробной карте региона. Если будете смотреть на советских / российских, то там бережно сохраняются прежние, азербайджанские названия. Это слегка путает в дороге, поскольку сейчас все переименовано, а спрашивать у армян Карабаха, как проехать в Агдере (Мартакерт), или в Физули (Мартуни) - это как минимум не корректно с учетом военного положения, а как максимум - чревато сильной антипатией местных жителей. Так вот, если ваша карта советская, или "лояльно-российская", то граница проходит в 3-4км восточнее автодороги Агдере - Агдам - Физули - Горадиз. Соответственно, все то, что расположено восточнее этой дороги - считается прифронтовой полосой. Все съезды в том направлении обозначены знаками на армянском и русском "Въезд запрещен". Если вас не остановит это, то, как вариант, что скажете про такие знаки -

Если же вас не остановить ничем, то с очень высокой долей вероятности очень быстро вас остановит военный патруль, либо вы упретесь в перегороженную бетонными блоками дорогу. Там вас задержат и будут долго и муторно тестировать на причастность к шпионажу в пользу Азербайджана. Встреченный нами в Степанакерте одинокий французский бэкпекер был задержан военными в Агдаме, он пешком шел к единственному сохранившемуся в мертвом городе зданию - мечети. Задержали его со словами "Тут опасно, тут мины", но допрашивали на тему того, бывал ли он когда-нибудь в Азербайджане. Как человек, много намучившийся с параноидальными военными в Израиле, мне очень не хотелось поиметь неприятное общение с армянскими людьми в погонах. В 2002-ом я обьяснял египтянам, что не являюсь израильскими шпионом, 2004-ом я объяснял уже израильтянам, что я не являюсь сирийским разведчиком, в 2008-ом объяснял сербами что я не косовский лазутчик. Знаете, это очень однообразно, неприятно и долго. А бдительные стражи порядка ни в одной из стран не блещут интеллектом, знанием географии собственных государств и пониманием что за пределами их узкой сферы проживания и госслужбы есть и еще и огромный мир, полный красок.

В Карабахе же (равно как и в любой другой части пост-Советского пространства) помимо необходимой бдительности в виду военного положения, сохраняется еще и бездарная советская система тотальной подозрительности. Очень много типично советских "низзя": нельзя фотографировать там, нельзя останавливаться здесь. Вас могут задержать за то, что вы сфотографируете руины какого-то никому не нужного сарая. Да, вот еще эпизод. Едем из Стапанакерта на восток, в сторону Аскеранской крепости. Там достраивают аэропорт, откуда с лета 2011-го начинают летать авиарейсы в Ереван. Аэропорт красивый -

Едва я сделал этот кадр, как ко мне бросились сразу двое сотрудников госбезопасности. Снимать нельзя, стратегический объект, заявили они. Задаю им вопрос "Вы хотите сказать, что люди, которые полетят в Ереван, должны будут ходить с повязками на глазах, что бы ненароком не увидеть ваши клумбы с цветами, или флаг НКР? Или вы думаете, что фотографий вашего аэропорта нет нигде в интернете и его не видно на Гугле?". Те не знают что ответить, но твердят, что снимать аэропорт нельзя, что надо срочно стереть фотографию. Хорошо, говорю я, стираю. Делаю вид, что стираю. На этом расстаемся.

Другой эпизод. Стоим на трассе Агдам - Мартакерт, снимаем заброшенный советский памятник. Вот этот -

Подъезжает какая-то машина. В ней пять мужиков, явно военной выправки. Они смотрят что мы делаем. А я, извиняюсь, как раз собрался отойти в сторонку по малой нужде. Но понимаю, что это будет выглядеть подозрительно (чего это я отвернулся и что-то встряхиваю руками - не иначе как затвор Калашникова передергиваю). Поэтому решаю терпеть, хотя хочется очень сильно. Стараюсь не смотреть на сидящих в машине, словно их нет. Вскоре те уезжают. Отлично. Делаю две вещи - облегчаюсь и фотографирую. Чувствую себя по-дурацки.

Почему нельзя снимать развалины Агдама и вовсе непонятно. Говорят, что там везде мины. Допустим. Но, во-первых, Агдам частично заселили сами же карабахцы, восстановив часть домов, во-вторых, город почти целиком за это 16 лет растащили на стройматериалы, а в третьих, на сайте организации HALO (занимающейся разминирование прифронтовой полосы) написано, что большая часть агдамского района давно очищена от мин. И все же туристов усиленно отлавливают, всячески препятствуя посещению этого места. Боятся, что снятые туристами развалины будут использоваться азербайджанской пропагандой? Но это же глупо, не стоит думать, что у азербайджанцев нет ни одной фотки этих мест. Взгляните на Google-Earth, там полсотни фотографий разрушенного Агдама, или напишите в интернете "Аgdam" и вам выдаст тысячи фотографий оттуда.

От себя могу предположить, что не стоит фотографировать азербайджанские кладбища. Их много между Аскераном и Агдамом. Там есть красивые семейные склепы 18-19 веков, но, подозреваю, людям со стороны ваш интерес к такого рода вещами может показаться подозрительным. Чего это турист полез на азербайджанское кладбище, не иначе как ищет могилу своей азербайджанской бабушки. И доказывай им потом, что моя бабушка вовсе не азербайджанка, а еврейка, причем похоронена в Свердловске, а на Кавказе с роду не бывала. И смех и грех.

Люди прифронтовой полосы

Друзья, а теперь проведите жирную черту между сказанным выше и тем, что я расскажу дальше. Забудьте про дурацкое и подозрительное карабахское ГБ, про красивых и смешных девушек из МИДа, забудьте про мины, фронтовые линии и прочее. Забыли, абстрагировались? Отлично.

Итак, люди Карабаха это нечто. Нигде не встречал настолько приятных, гостеприимных, добрых и отзывчивых людей. Хотя очень много где побывал. Везде, буквально в каждом населенном пункте, любой встреченный нами человек не ограничивался ответом на вопрос "Извините, как проехать в Тигранакерт?", а тут же звал в гости: на обед, переночевать, поговорить. Знаете, я не привык к такому. И по-началу терялся. Как-то неудобно. Люди они не богатые, ради гостя выложат последнее, а у меня даже подарка для них нет. Негоже объедать гостеприимных хозяев, а отблагодарить в ответ абсолютно нечем. Поэтому всегда извинялся и объяснял, что к сожалению, очень спешу и в гости не смогу зайти. Жали друг-другу руки и расставались до следующего раза. Тот единственный минимум, который я мог сделать для карабахцев, так это оставлять в церквях и в музеях погибшим небольшую денежку, либо подвозить голосующих. С транспортом там туго, между селами редкая маршрутка курсирует пару раз в день, идет одинокий дедушка - как не подвезти? Поразительно, для этих людей абсолютно в норме пешком идти 10-15км в соседнее село. Они никуда не спешат. Тихонько себе идут, по пути закусывают свежей сдобой и запивают чаем из термоса.

В каждом мало-мальском населенном пункте обязательно есть монумент погибшим на войне и небольшой музей с фотографиями горожан, не вернувшихся домой. Например, в Мартакерте это выглядит так -

Сами по себе малые городки и села Карабаха, в массе своей, напоминают некий апокалипсис. Везде следы войны и заброшенности. Там чисто, люди стараются по мере сил создать вокруг себя некий уют. Но уродливые следы разрушений на каждом углу, куда бы вы не пошли -


Заброшенный парк аттракционов

Признаюсь, меня интересовал вопрос, где покушать за пределами Степанакерта. Изначально полагал, что люди бедные, по ресторанам не ходят, соответственно, кушают дома. А нам останется лишь покупать в магазинах колбасу и делать бутерброды. К величайшему моему удивлению, все оказалось не так. Даже в самом малом местечке всегда есть домашняя столовая, а то и не одна. Просто квартира, обычно на первом этаже. Спросите местных жителей, они вам покажут. Там совершенно обычная тетенька готовит еду для себя и гостей. Стоит сущие копейки, зато вкусно и всегда в приятной компании с соседями и домочадцами. Выглядит это примерно так, согласитесь, более чем мило -

Покушав в Мартакерте, мы взяли путь на Армению, решив любой ценой пройти Зодский перевал. По трем причинам. Прежде всего потому, что МИД запретил туда ехать (а запретный плод сладок), во-вторых это сокращает путь к Еревану примерно вдвое, в третьих мне хотелось протестировать наш джипик Suzuki Grand Vitara в условиях грязной апрельской погоды и таяния снегов на перевале.

Путь через Зодский перевал

Я еще обязательно вернусь к Нагорному Карабаху. Отдельно расскажу про Степанакерт, Шуши, Аскеран, Тигранакерт, Ванк , монастыри Гандзасар и Дидиванк. А пока непосредственно про Зодский перевал, где я испытал целый набор острых ощущений. Для начала дорога испортиралась сразу же за Мартакертом. Вначале дорога была вполне достойная -

Потом начала портиться -

Она по-прежнему сохраняла следы советского асфальта, но больше было ям, чем собственно асфальта. Сразу же после Сарсангского водохранилища асфальт заканчивается. Это большое облегчение, ибо грунтовка кажется уже меньшим из зол -


Возле Дадиванкского монастыря


В какой-то момент нас настиг туман, пришлось сбавить скорость, а потом и вовсе остановиться. Кстати, забавный момент. Отошли немного от машины и вдруг осознаем, что мы ее не видим! Не шучу. Стояла вот тут -

А теперь ничего нет. Вы видите машину? -

Начинаем ее искать, что за наваждение? Вскоре красавица выплывает из тумана, ура -

Едем дальше, поскольку туман немного рассеялся. Еле-еле карабкаемся по серпантину, видимость метра на три вперед. Ничего не видно, под колесами жидкая грязь, благо, что полный привод. Через час выбираемся из низины и вокруг красота -


Машина еще относительно чистая, но начинается зона жидкой грязи. Буквально километр по грязи и машина выглядит так -

Еще час езды по жиже со скоростью не более 20км/ч и мы достигаем высшей точки перевала, теперь дорога идет вниз -

Да, чуть не забыл. Мы сильно переживали на тему общения с военными на выезде из Карабаха. Ведь в МИДе нам не вписали Зодский перевал в путевой лист. Более того, знатоки на туристических форумах пугали "На выезде без разрешения от МИДа вас не выпустят, придется ехать обратно в Степанакерт и выезжать через Лачин и Горис". Такая перспектива нас ничуть не радовала. Впрочем, будучи гостями самого изестного карабахца, Левона Айрапетяна в его селении Ванк (ссылка), у нас был номер его сотового телефона. Нас заверили, что ни один пограничник нас не задержит, а если будут проблемы - пусть звонят, им все объяснят. Мелочь, но приятно.

Впрочем, нас никто и не задерживал. Проехали воинский пост даже не остановившись, разве что подстроившись под военный же УАЗик, которые ехал спереди. Вероятно, солдаты решили, что мы едем все вместе. Наша же машина была настолько грязная включая стекла, что наши лица было сложно разглядеть. Так и выехали из Карабаха незамеченными. Ура! Кстати, в пути помогали водителю военного грузовичка ГАЗ-66, который застрял в грязи на серпантине и не мог выехать. Тянуть его джипом было нереально, он слишком велик, а мы слишком малы, еще и на летней резине. Зато я уговорил лейтенанта пустить меня за руль. Те долго отказывались, мол, военная машина, вы не можете ей управлять! На что я им обьяснил, что за три года в израильской армии наездился по грязи столько, что могу им дать урок вождения в стиле офф-роад. Но фотографировать их машину мне запретили. Очень жаль. Было интересно. Кто не знает, вот такая штуковина -

Смысл таков: неопытный солдатик 18-и лет заглох на подъеме, машина откатилась назад, причем криво, завязла в грязи, он пытался рвануть вверх но глох - не справлялся со сцеплением, подьем градусов в 20 как минимум. Друзья, горжусь сам собой. Буквально несколько рывков вперед-назад, скрежет корявого старого автомобиля и машина выехала из грязи. Вращая всеми колесами и разбрызгивая коричневую жижу, мы медленно заползли на горку. Там офицер поблагодарил за помощь, добавив "...от имени армии республики Армения". Было смешно. Пожали друг-другу руки, потом военные поехали дальше, а я пошел вниз к нашей машине. По пути поскользнулся и собственной задницей проехался по грязи, но это мелочи жизни, недостойные упоминания.

Итак, Зодский перевал пройдет!

Говорят, что летом там ездить существенно проще: сухая грунтовка, знай себе объезжай ямы и не падай в обрывы. Осень и весна - самое лучшее время для любителей небольшого экстрима. Местные жители исхитряются ездить там на Жигулях даже по грязи, но это не лучшая идея. Во-первых, они едут толпой и неизбежно и не раз вчетвером толкают машину, причем не раз, а во-вторых мы наблюдали с десяток увязших легковушек, рядом с которыми сидели грустные пассажиры и оживленно спорили что делать дальше. Приятного мало. Поэтому, лучше всего без полноприводного автомобиля там не показываться, причем даже летом. Если пойдет дождь с мокрым снегом (а на высоте это возможно в любой время года), то вмиг грунтовка превратится в болото - вы пропали.

Теперь, посетив линию фронта с армянской стороны, осталось перебраться в Азербайджан и посмотреть что происходит там. Забегая вперед, сразу предупреждаю, что с той стороны к границе не подобраться вовсе: дороги закрыты километров за 30, сразу южнее Гянджи. Зато увлекателельно само попадание в Азербайджан, где усиленно ищут армянские штампы в вашем паспорте и сильно переживают, а не побывали ли вы ненароком в Карабахе? Подробнее .

Просто мысли вслух

Из моего общения с карабахцами, любовь и нежные чувства к России постоянно декларировались. Люди старались вовсе обходить тему участия Москвы в этом конфликте в начале 90-ых. Как мы знаем, ситуация была двоякая. Горбачев проявлял существенно большую лояльность к Гейдару Алиеву, а "случайная" передача азербайджанцам оружейных складов Закавказского военного округа - и вовсе достойна уголовного расследования. С другой стороны, уже независимая Россия, на сегодня, является гарантом того, что Азербайджан не предпримет попытку отбить Карабах силой. Ведь важно помнить, что за эти 16 лет Алиевы здорово обогатились на нефти и их арсеналы в разы больше армянских. Что вам могут сказать карабахцы? Они лишь заложники неприятной ситуации с неясными перспективами.

Вам понадобится

  • Текст А.П. Гайдара «Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам…»

Инструкция

Сначала ученик читает текст и следит за событиями, одновременно думая над поступками людей и их характеристикой. Из событий этого текста понятно: дети активно стараются участвовать в событиях, которые происходят на их Родине.
Проблему можно сформулировать так:
«Русский писатель первой половины ХХ века А.П. Гайдар рассматривает проблему отношения подростков к событиям, происходящим на Родине».

В комментарии к проблеме надо кратко отразить конкретные события, отразив главную мысль автора – как действуют дети.
Комментарий может выглядеть так:
«Автор рассказывает о встрече с подростком Яковом, которому нужны были патроны. Хлопчик, не называя явные причины, очень хотел, чтобы ему поверили, и достал комсомольский билет. Он старался убедить проезжающего в том, что оружие ему необходимо. Яков рад тому, что ему поверили и не отказали».

О позиции автора можно написать следующее:
«Рассуждая о поведении детей во время войны, писатель считает, что они не оставались в стороне от беды, которая настигла страну. Подростки проявляли особую заботу к раненым, уважали военных и гордились их делами. Они и сами хотели участвовать в борьбе с фашизмом. А.П. Гайдар уверен в том, что воспоминания ребят о том, что они помогали взрослым, будут радовать их».

Пишущий сочинение может выразить свою позицию таким образом:
«Я так же, как и писатель, с уважением отношусь к детям военной поры. Обладать такой же ответственностью, как и взрослые, отличиться геройскими поступками, переживать за то, что происходит на Родине – такое поведение должно быть бесценным нравственным наследием для будущих поколений».

Читательский аргумент может быть таким:
«В качестве читательского аргумента можно привести события, о которых рассказывает Лев Кассиль. Произведение называется «Рассказ об отсутствующем». Эта книга о том, как воинская часть в годы Великой Отечественной войны попала в окружение и как мальчик помог ей. Об этом мальчике рассказал человек, который получал награду. Он считал, что орден заслужил в большей степени этот неизвестный мальчишка, потому что он показал ему дорогу через овраг, а потом отвлек внимание немцев – побежал в другую сторону, и немцы его пристрелили. А разведчик даже не успел спросить его имя. Когда он изложил эту историю, все военные в зале встали, чтобы почтить память героя, имени которого никто не знал».

Если приводится второй аргумент тоже читательский, вместо аргумента на основе жизненного опыта, сочинение может считаться более качественным.
Приводим пример читательского аргумента 2: «О том, как дети самостоятельно несли службу в годы войны, говорится в рассказе Льва Кассиля «Алексей Андреевич». Командиром был четырнадцатилетний мальчик Алексей Андреевич – так его называли подчиненные. Он был заведующим плотом, который они назвали «Гроб фашистам». Группа ребят действовала как настоящая группа разведчиков. Они приносили сведения о немцах, показали воинской части переправу через реку в том месте, где река делала изгиб. Ребята спасли раненых солдат и переправили их в часть. Потом они передали в воинскую часть 80 немецких винтовок. Когда командир части составлял список бойцов для награды, первым поставил имя и отчество этого мальчика».

(1) Фронтовая полоса. (2) Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток, на перекрёстке села машина останавливается. (3) На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати.


Сочинение

Война – это то событие, которое не оставило равнодушным никого. Одни сражались с врагом на поле боя, другие поддерживали жизнь в тылу и своей верой вдохновляли солдат. Но как переживали военные события дети? И в чем заключалось их участие в борьбе с врагом? Вот над какими вопросами предлагает нам порассуждать в своем тексте А.П. Гайдар.

Герой данного мне текста – Яков, маленький мальчик, пытающийся выпросить патроны «на память» у фронтового водителя. Автор акцентирует внимание на то, что истинная потребность ребенка заключается совсем не в том, что тот хотел показать. Мальчик «жадно и нетерпеливо», со свойственным ему героизмом, подобно своему отцу и деду, ждет патроны, чтобы в будущем использовать каждый из них по назначению. Писатель обращает внимание читателя на тот факт, что и Яков не находится в отстранении и всех событий – он переполнен жаждой действий.

А.П. Гайдар считает, что в годы войны дети чувствовали свою сопричастность ко всему происходящему, ощущали жажду дела, и, подобно Якову, шли на любые уловки, чтобы помочь стране в борьбе с врагом.

Мысль автора мне понятна. Действительно, дети, чье личностное становление выпало на период войны, главной своей жизненной целью считали именно помощь своему Отечеству. Их предметами для подражания были самоотверженные солдаты и их жены, из чего, конечно, и вытекал тот энтузиазм и огонь в глазах, с каким дети того времени относить ко всему происходящему.

Таким же взглядом на войну обладал Петя Ростов, герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и Мир». Автор в своем произведении противопоставлял детей и войну, и на этом контрасте строил сюжет и раскрывал одну из основных идей романа-эпопеи. Так, смерть Пети Ростова, одаренного, доброго, еще не раскрывшегося мальчика, со своими мечтами и любовью к людям, показала, что нет ничего беспощаднее войны. И хоть писатель и раскрывает образ Пети Ростова как юного героя, движимого достойной целью помочь своему Отечеству, основной целью автора служит именно показать всем, что дети и война – это неуместное сочетание, потому как, будучи совсем еще юными, они не до конца осознают суть своего героизма.

В повести В. Быкова «Обелиск» так же ярко раскрывается тема детей и войны. Автор, подобно Л.Н. Толстому, показывает огонь в глазах детей, но при этом раскрывает недоосмысленность детского героизма. Гибель ребят в повести так же «героична», как гибель Пети Ростова. Да, учитель Мороз вложил много сил в их патриотическое воспитание, однако позже его разрывает чувство вины оттого, что ему не удалось спасти этих самых юных героев. И даже несмотря на то, что на могиле у этих детей в последствие установили обелиски, у читателя на долгое время остается четкое послевкусие напрасных жертв и несправедливо оборвавшихся судеб.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что, конечно, дети в военное время всегда были переполнены героизмом и жаждой помочь своим солдатам. Возможно, в то время нельзя было существовать иначе, однако мне кажется, что даже при том уровне патриотизма, который нужно было поддерживать, этим детям стоило так же говорить про то, насколько важна и ценна жизнь каждого из них. Быть может, в этом случае было бы меньше столь напрасных жертв.

Фронтовой очерк

Тыловая железнодорожная станция на пути к фронту. Водонапорная башня. Два прямых старых тополя. Низкий кирпичный вокзал, опоясанный густыми акациями.

Воинский эшелон останавливается. К вагону с кошелками в руках подбегают двое поселковых ребятишек.

Лейтенант Мартынов спрашивает:

Почем смородина?

Старший отвечает:

С вас денег не берем, товарищ командир.

Мальчишка добросовестно наполняет стакан верхом, так что смородина сыплется на горячую пыль между шпал. Он опрокидывает стакан в подставленный котелок, задирает голову и, прислушиваясь к далекому гулу, объявляет:

- "Хенкель" гудит... Ух! Ух! Задохнулся. Вы не бойтесь, товарищ лейтенант, вон они наши пошли истребители. Здесь немцам по небу прохода нет.

Ось! Там вона бухает...

Лейтенанта Мартынова это сообщение заинтересовывает. Он садится на пол у дверей и, свесив ноги наружу, поедая смородину, спрашивает:

Гм! А что же, хлопец, на той войне люди делают?

Стрыляют, - объясняет мальчишка, - берут ружье или пушку, наводют... и бах! И готово.

Что готово?

Вот чего! - с досадой восклицает мальчишка. - Наведут курок, нажмут, вот и смерть будет.

Кому смерть - мне? - И Мартынов невозмутимо тычет пальцем себе в грудь.

Да ни! - огорченно вскрикивает удивленный непонятливостью командира мальчишка. - Пришел якийсь-то злыдень, бомбы на хаты швыряет, на сараи. Вот там бабку убили, двух коров разорвало. О то чего, - насмешливо пристыдил он лейтенанта, - наган нацепил, а как воевать, не знает.

Лейтенант Мартынов сконфужен. Окружающие его командиры хохочут.

Паровоз дает гудок.

Мальчишка, тот, что разносил смородину, берет рассерженного братишку за руку и, шагая к тронувшимся вагонам, протяжно и снисходительно ему объясняет:

Они знают! Они шутят! Это такой народ едет... веселый, отчаянный! Мне один командир за стакан смородины бумажку трехрублевую на ходу подал. Ну, я за вагоном, бежал, бежал. Но все-таки бумажку в вагон сунул.

Вот... - одобрительно кивает головой мальчишка. - Тебе что! А он там на войне пусть квасу или ситра купит.

Вот дурной! - ускоряя шаг и держась вровень с вагоном, снисходительно говорит старший. - Разве на войне это пьют? Да не жмись ты мне к боку! Не крути головой! Это наш "И-16" - истребитель, а немецкий гудит тяжко, с передыхом. Война идет на второй месяц, а ты своих самолетов не знаешь.

Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток, к перекрестку села, машина останавливается.

На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати. Он чего-то просит. Скотина мычит, в клубах пыли щелкает длинный бич.

Тарахтит мотор, шофер отчаянно сигналит, отгоняя бестолковую скотину, которая не свернет до тех пор, пока не стукнется лбом о радиатор. Что мальчишке надо? Нам непонятно. Денег? Хлеба?

Потом вдруг оказывается:

Дяденька, дайте два патрона.

На что тебе патроны?

А так... на память.

На память патронов не дают.

Сую ему решетчатую оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу.

Губы мальчишки презрительно кривятся:

Ну вот! Что с них толку?

Ах, дорогой! Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толку? Может быть, тебе дать вот эту зеленую бутылку или эту черную, яйцом, гранату? Может быть, тебе отцепить от тягача вот ту небольшую противотанковую пушку? Лезь в машину, не ври и говори все прямо.

И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, уверток, хотя в общем нам уже все давно ясно.

Сурово сомкнулся вокруг густой лес, легли поперек дороги глубокие овраги, распластались по берегам реки топкие камышовые болота. Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны. А он еще молод, но ловок, смел. Он знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе.

Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завернутый в клеенку комсомольский билет. И не будучи вправе рассказать что-либо больше, облизывая потрескавшиеся, запыленные губы, он ждет жадно и нетерпеливо.

Я смотрю ему в глаза. Я кладу ему в горячую руку обойму. Это - обойма от моей винтовки. Она записана на мне.

Я беру на себя ответ за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, куда надо, сторону.

Как тебя зовут?

Послушай, Яков, ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? Что же ты, из пустой крынки стрелять будешь?

Грузовик трогается. Яков спрыгивает с подножки, он подскакивает и весело кричит что-то несуразное, бестолковое. Он смеется и загадочно грозит мне вдогонку пальцем. Потом, двинув кулаком по морде вертевшуюся около корову, он исчезает в клубах пыли.

Ой, нет! Этот паренек заложит обойму не в пустую крынку.

Дети! На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу.

Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки - мальчуганы, девочки переживают события Великой Отечественной войны.

Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии.

Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых.

Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига.

Перед боем на берегу одной речки встретил я недавно парнишку.

Разыскивая пропавшую корову, чтобы сократить путь, он переплыл реку и неожиданно очутился в расположении немцев.

Спрятавшись в кустах, он сидел в трех шагах от фашистских командиров, которые долго разговаривали о чем-то, держа перед собой карту.

Он вернулся к нам и рассказал о том, что видел.

Я у него спросил:

Погоди! Но ведь ты слышал, что говорили их начальники, это же для нас очень важно.

Паренек удивился:

Так они же, товарищ командир, говорили по-немецки!

Знаю, что не по-турецки. Ты сколько окончил классов? Девять? Так ты же должен был хоть что-нибудь понять из их разговора?

Он уныло и огорченно развел руками:

Эх, товарищ командир! Кабы я про эту встречу знал раньше...

Пройдут годы. Вы станете взрослыми. И тогда в хороший час отдыха после большой и мирной работы вы будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные дни для Родины, вы не болтались под ногами, не сидели сложа руки, а чем могли помогали своей стране в ее тяжелой и очень важной борьбе с человеко-ненавистным фашизмом.

Действующая армия