1015-1019 - междоусобица сыновей Владимира. Источники смутно говорят о том, кому умирающий князь Владимир собирался передать свой великокняжеский стол. Большинство современных историков (М. Брайчевский, М. Свердлов, П. Толочко), ссылаясь на летописную статью, считает, что таким наследником вопреки старшинству должен был стать его любимый сын, ростовский князь Борис. Другие авторы (А. Кузьмин, А. Карпов) полагают, что согласно тогдашнему обычаю «родового сюзеренитета» все сыновья великого князя имели равное право на занятие отцовского престола, и все зависело лишь от того, кто первым из князей де-факто завладеет им. Наконец, еще одни авторы (Н. Милютенко) утверждают, что незадолго до смерти Владимир, по аналогии с византийской традицией, предполагал учредить или «дуумвират» в составе Святополка и Бориса, или «триумвират» в составе Святополка, Бориса и Глеба. Однако эта оригинальная гипотеза никак не согласуется с хорошо известными источниками.

В июле 1015 г., так и не назначив своего преемника, великий киевский князь «в болести и скончася», чем тут же воспользовался его пасынок Святополк Ярополкович, который, первым узнав о смерти приемного отца, ночью бежал из Вышгорода в Киев и, одарив киевлян богатыми дарами на созванном им вече, занял отцовский престол. Когда информация о произошедших в Киеве событиях дошла до князя Бориса, стоявшего супротив печенегов лагерем на реке Альте у Переяславля, княжьи воеводы предложили ему пойти походом на Киев и силой вернуть себе отцовский престол. Князь Борис отказался «взняти рукы на брата, на старшего» и отцовская дружина «разиидошася от него», а ростовский князь остался только «съ отрокы своими».

Князь Святополк, «исполнися беззакония, Каиновъ смыслъ приимъ», стал готовить физическое устранение Бориса как самого реального претендента на великокняжеский престол, для чего вернулся в Вышгород, где договорился с тамошними боярами исполнить свой коварный план. После тайного сговора боярин Путша и «путшина чадь» Талец, Елович и Ляшко срочно отбыли на реку Альту, где «акы зверье насунуша на копьи и прободоша Бориса» в его княжом шатре, где после усердной молитвы он прилег почивать. Следующей жертвой Святополка стал муромский князь Глеб, приходившийся Борису родным братом не только по отцу, но и по матери. Получив от Святополка ложное известие о болезни отца, князь Глеб срочно выехал в Киев, но, уже находясь под Смоленском, он получил от новгородского князя Ярослава известие о смерти их отца и гибели родного брата. Ярослав умолял младшего брата не ходить в Киев и не подвергать свою жизнь смертельной угрозе. Однако Глеб, «плачася по отци, паче же и по брате», заявил, что «лучше бы ми умрети с братомъ, нежели жити въ свете семъ», вполне сознательно обрек себя на гибель и остался под Смоленском, где через месяц был зарезан на княжеской ладье собственным поваром-иудой Торчином. Вскоре та же участь постигла еще одного сына Владимира пинского князя Святослава, который, пытаясь спастись от коварного Святополка, бежал в «Угорскую землю», но был настигнут наемными убийцами и загублен ими где-то в Карпатах.

За злодейское убийство своих братьев Святополк был прозван летописцем Окаянным, и под таким чудовищным прозвищем братоубийцы навсегда остался на скрижалях русской истории. Однако еще в середине прошлого века советский историк Н.Н. Ильин в своей известной монографии «Летописная статья 6523 года и ее источник» (1957), ссылаясь на одну из скандинавских саг, высказал предположение, что истинным виновником гибели Бориса был не Святополк Окаянный, а новгородский князь Ярослав. В советское время эта оригинальная версия была поддержана рядом известных историков, в частности, В.Л. Яниным, М.Х. Алешковским, А.С. Хорошевым и А.Б. Головко. Но при этом все указанные авторы рассматривали эту версию гипотетически и не облачались в мантию судей, выносящих окончательный приговор. В последнее время судейскую мантию возложили на себя не только некоторые историки либерального толка, в частности, А.Л. Юрганов, И.Н. Данилевский и Н.Ф. Котляр, превратившие эту научную гипотезу в аксиому, но и дилетанты типа Г.М. Филиста, написавшего откровенно слабую работу «История "преступлений" Святополка Окаянного» (1990). Сторонники «преступных деяний Ярослава» поставили под сомнение не только обстоятельства, но и саму летописную дату гибели Бориса. Н.Н. Ильин датировал это событие 1018 г., а А.Б. Головко и И.Н. Данилевский - 1017 г.

Несмотря на столь активную разработку «альтернативной версии» тех кровавых событий, большинство современных авторов (А. Кузьмин, П. Толочко, М. Свердлов, М. Брайчевский, А. Карпов, Д. Боровков) склонно больше доверять русским, а не иностранным источникам сомнительного содержания и происхождения. Хотя некоторые из них, в частности, А.Г. Кузьмин, М.Ю. Брайчевский и Д.А. Боровков, обратили особое внимание на разную фактическую канву тех трагических событий, содержащихся и в самой ПВЛ, и в «Сказании о Борисе и Глебе», высказав предположение о явной редакции первоначальной статьи ПВЛ.

Пока на юге Руси шла братоубийственная бойня, новгородский князь Ярослав был озабочен внутренним конфликтом в самом Новгороде, где произошла кровавая потасовка между новгородцами и пришлой варяжской дружиной, нанятой им для возможного отпора своему отцу. В конечном счете Ярославу не только удалось погасить этот конфликт, даровав новгородцам так называемый «Устав о мордобое», но и заручиться поддержкой тамошних «нарочитых мужей», собравших под знамена новгородского князя несколько тысяч вооруженных смердов. После разрешения внутренних дел Ярослав решил покарать коварного братоубийцу и пошел походом на Киев. Сам Святополк, получив известие о выступлении сводного брата, заключил союзный договор с печенегами и выступил навстречу ему. Обе рати сошлись у города Любеч, где поздней осенью 1016 г. «бы сеча зла», в которой Ярослав одержал вверх над хмельной дружиной сводного брата и победно взошел на отцовский престол в Киеве, а Святополк «бежа в Ляхи» под защиту своего тестя польского короля Болеслава Храброго.

Летом 1017 г., отбив очередной набег печенегов на Киев, великий князь Ярослав заключил военный союз с германским императором Генрихом II и пошел походом на пограничный с Польшей город Брест, где возможно скрывался беглый князь Святополк. Но в январе 1018 г. между Германией и Польшей был заключен Будишинский мирный договор и Ярослав, оказавшись в трудном положении, отступил назад. Всю первую половину наступившего года обе стороны усиленно готовились к решающей битве, которая состоялась в конце июля 1018 г. на берегу реки Буг, что в Волыни. По давно заведенной традиции перед ее началом для поднятия боевого духа обе стороны стали «лаять похабными словесами» друг друга. Но когда кормилец и воевода Ярослава Буды грубо оскорбил самого польского короля, «глаголя» тому, что «пропоремъ трескою чрево твое толъстое», Болеслав, не стерпев унизительной личной обиды, несмотря на свои внушительные габариты и вес, резво вскочил на коня, форсировал Буг и сходу начал битву, которая закончилась полным разгромом Ярослава и его дружины.

Ярослав с поля брани еле унес ноги и в сопровождении всего четырех ближайших отроков бежал в Новгород, а победители торжественно въехали в Киев, где Святополк Окаянный сел на отцовский престол. Правда, польские и немецкие хроники утверждали, что реально престолом завладел польский король, а Святополк был лишь марионеткой в его руках. Но как бы то ни было, вскоре между зятем и тестем произошел разлад, а сами киевляне, возмущенные бесчинством пришлых иноземцев, «избиша ляхов», вынудили польского короля и его дружину бежать из Киева. По дороге домой Болеслав не преминул присовокупить к своим владениям спорные «Червенские грады» Перемышль, Червень, Холм и Броды, отвоеванные у него Владимиром почти сорок лет назад.

Князь Ярослав, прохладно встреченный новгородцами, собрался бежать «за море», но возмущенные горожане во главе с посадником Константином Добрыничем подняли мятеж и заставили Ярослава подчиниться их воле и продолжить борьбу за отцовский престол. Их совместные усилия вскоре принесли свои плоды: 1) сами новгородцы, «начаша скотъ брати от мужа по четыре куны, совькупи вои многи», а 2) князь Ярослав, заключив военный союз с могущественным шведским королем Олафом Шётконунгом, получил в жены его дочь Ингигерд и большую норманнскую дружину. Весной 1019 г. объединенное войско новгородского князя вышло в поход против Святополка и союзных ему печенегов. А летом 1019 г. на реке Альте, в том самом месте, «идежа убив Бориса, бысть сеча зла, акаже не была в Руси», в ходе которой великий киевский князь и союзные ему печенеги были полностью разбиты. Потерпев сокрушительное поражение, Святополк вновь побежал в «Лядьскую землю» под защиту своего тестя, но по дороге разболелся и в «пустыне межи Ляхи и Чехи испроверже живот свой зле». А победитель Ярослав окончательно вернул себе отцовский престол и титул великого князя Киевского. Тогда же в благодарность за поддержку в этой долгой и многотрудной борьбе князь Ярослав, вероятно, даровал Новгороду специальную грамоту, освободившую его от уплаты традиционного «урока» великому князю в Киев.

В 1054 г. Ярослав умирает, завещав Киевскую Русь перед смертью трем своим сыновьям – Изяславу, Святославу и Всеволоду. Первоначально братья правили триумвиратом (совместно, втроем).

В 1068 г. в битве на реке Альте войско Ярославичей было разбито половцами – кочевыми племенами – новыми врагами Руси. Во главе половецкого войска стоял хан Шарухан. Киевляне, видя неспособность князей организовать оборону столицы, потребовали от Изяслава (киевского князя) раздать им оружие. Его отказ спровоцировал народное восстание. Изяслав был изгнан из Киева, а на престол сел Всеслав – давний недруг Ярославичей.

В 1069 г. Ярославичи вернули Изяславу престол.

В 1072 г. братья создали вторую часть свода законов – Русской Правды – Правду Ярославичей . Кровная месть заменена штрафом за убийство –вирой . Размер виры зависел от социального положения жителя Руси. Таким образом, мы получаем информацию о социальной структуре Киевской Руси.

Основной слой населения на Руси – «люди» – свободные крестьяне-общинники.

Категории зависимого населения представлены смердами (зависимыми от князя людьми), и холопами (рабами). Холопы делились на обельных (полных) и необельных . Обельные были абсолютно бесправны, но именно из их числа нередко назначали чиновников, в частности – тиунов (управляющих собирающих дань и ведущих торговлю от лица князей или бояр) и ключников (домоправителей). Среди необельных выделяются закупы (долговые рабы, «купа» – долг) и рядовичи (рабы по договору, «ряд» – договор). Рабство на Руси носило патриархальный характер и имело мало общего с классическим античным рабством.

В 1073 г. начинается Третья усобица на Руси – борьба между Ярославичами за власть. Престол захватывает Святослав Ярославич, правивший Киевом до собственной смерти (1076 г.). Изяслав, с помощью Всеволода, возвращается в Киев. Против Ярославичей выступает в союзе с половцами сын Святослава Олег.

1078 г. - битва на Нежатиной ниве между Ярославичами и Олегом Святославичем. Братья победили, но Изяслав погиб.

1078 - 1093 гг. – правление в Киеве Всеволода Ярославича.

1093 - 1113 гг. – правления сына Изяслава Святополка, который, как и его предшественники, получает власть по горизонтальной («лествичной» ) системе престолонаследия, утвердившейся после Ярослава Мудрого. Власть передается не от отца к сыну, а «к старшему в роде» - следующему по старшинству брату, а затем старшему из племянников.

В 1097 гг. по инициативе переяславского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (внука Ярослава Мудрого) собрался съезд князей в Любече. Цели съезда:

    Прекращение усобиц.

    Организация походов против Степи (против половцев).

Князья договорились о совместных походах. Они состоялись в 1103 - 1111 гг. Поход 1111 года – получил название «Крестовый поход против степи». Руководитель походов – Владимир Мономах.

Чтобы прекратить усобицы князья установили новый принцип организации власти на Руси: «Кождо да держить отчину свою», т.е. князьям предлагалось без оглядки на Киев править собственными вотчинами. Это решение формально провозглашало феодальную раздробленность, но прекращению усобиц не способствовало. Стравливанием князей между собой активно занимался Святополк Изяславич.

В 1113 г. умер Святополк и в Киеве вспыхнуло восстание против ростовщиков и спекулянтов солью, которых он поддерживал. Успокоить восставших удалось только Владимиру Мономаху, приглашенному на престол.

Мероприятия Владимира:

    «Устав Владимира Мономаха» («Устав о резах» ) – дополнение к Русской Правде. Вместе с Правдой Ярослава и Правдой Ярославичей, составлявшими первую – Краткую – редакцию Русской Правды, Устав образует вторую – Пространную . «Устав» ограничил произвол ростовщиков. Закупы получили разрешение уходить от своих хозяев на заработки.

    Организуются походы против половцев. Они не уничтожены, но вынуждены вступить в союз с русскими князьями.

    Создано литературное произведение – «Поучение к детям» – первый политический трактат на Руси.

Колоссальный авторитет Владимира Мономаха (1113 – 1125 гг.) и его сына Мстислава Великого (1125 – 1132 гг.) еще позволял сохранять целостность Киевской Руси, но с 1132 г. начинается феодальная раздробленность.

Между Святополком Владимировичем (или Ярополчичем) и Ярославом Владимировичем , завершившаяся в пользу последнего.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ История России «От А до Я» | Выпуск 8 | Междоусобица (1015-1019)

    ✪ История России «От А до Я» | Выпуск 6 | Первая междоусобица

    ✪ История России «От А до Я» | Выпуск 7 | Владимир Святославович

    Субтитры

Предыстория

В 1013 году Святополк Владимирович туровский, пользуясь близостью своих владений к Польше, составил заговор со своим тестем польским князем Болеславом I против Владимира Святославича, но заговор был раскрыт, Святополк заточён в Киеве.

В 1014 году Ярослав отказался от ежегодной переправки в Киев 2000 гривен (2/3 новгородских даней) и нанял два отряда варягов во главе с Эймундом и Рагнаром, в ответ на что Владимир Святой начал подготовку к большому карательному походу на Новгород.

После смерти в 1015 году Владимира Борис Владимирович , возвращавшийся с войском из похода на печенегов, отказался от борьбы против Святополка, признал его киевским князем и вскоре погиб (по различным версиям, был убит людьми Святополка или варяжскими наёмниками Ярослава). Также был убит Глеб Владимирович , а Святослав Владимирович бежал в Чехию, на родину своей матери, но также был настигнут убийцами.

Основные эпизоды

Сражение под Любечем

В 1016 году Ярослав во главе 3-тысячного новгородского войска и наёмных варяжских отрядов двинулся против Святополка, позвавшего на помощь печенегов. Два войска встретились на Днепре вблизи Любеча и на протяжении трёх месяцев, до поздней осени, ни одна из сторон не рисковала перейти реку. Наконец это сделали новгородцы, которым и досталась победа. Печенеги были отрезаны от войск Святополка озером и не смогли прийти к нему на помощь. Ярослав стал великим князем Киевским, наградил новгородцев (по гривне смердам , по 10 гривен старейшинам и горожанам). Однако, Святополк не отказался от борьбы.

Осада Киева печенегами

Уже в 1017 году Киев испытал печенежскую осаду. Она упоминается академиком Рыбаковым Б.А. и подробно описана в «Саге об Эймунде» . Святополк с печенегами подошёл к Киеву, на стенах которого были укреплены кроны деревьев для защиты от стрел, а вокруг города был выкопан ров с водой, прикрытый сверху брёвнами и землёй. Часть осаждавших попала в ловушку. Двое ворот Киева были оставлены открытыми, и в них расположились соответственно дружинники Ярослава и варяги Эймунда. В ходе сражения печенегам даже удалось проникнуть внутрь города, но потом они были выбиты. Осаждённые предприняли вылазку и в ходе преследования захватили стяг Святополка.

Сражение на Буге

В 1018 году на помощь Святополку двинулся его тесть, польский король Болеслав I Храбрый . Ярослав вывел войска навстречу на реку Буг , где произошла новая битва. Два войска встретились на Западном Буге и некоторое время не решались перейти реку. Это неожиданно сделал Болеслав, увлекая за собой своих воинов. Ярослав потерпел сокрушительное поражение.

Святополк вошёл в Киев и разместил польские войска в городах, где стало назревать недовольство, а затем и по приказу самого Святополка стали организовываться убийства поляков. В награду за помощь в отвоевании киевского престола Святополк отдал Болеславу завоёванные Владимиром Святым червенские грады на левом берегу Западного Буга, и польские войска покинули Русь.

После поражения Ярослав бежал в Новгород и хотел бежать в Швецию, но был удержан новгородцами, опасающимися мести Святополка. В 1019 году было собрано новое войско, причём на его оснащение был произведён сбор средств в размере 4 кун с мужей, по 10 гривен со старейшин и по 18 гривен с бояр . Святополк оказался не готов к противостоянию и сразу бежал к печенегам, уступив киевский престол Ярославу.

Последствия и оценки

Текст лекции.

15 июля 1015 г. великий князь Владимир Святославич скончался. Отделился Новгород, Киеву перестало подчиняться Тмутараканское княжество, где правил сын Владимира Мстислав, Полоцк попытался сбросить власть Киева. Печенеги, узнав о смерти Владимира, усилили свой натиск на русские земли. Болеслав I вознамерился вернуть Польше Закарпатье, отнятое в свое время Владимиром. Власть в Киеве вопреки воле отца захватил Святополк, старший, приемный сын Владимира, женатый на польской принцессе. Владимир же собирался завещать престол сыну Борису. Как и младший Глеб, он родился в христианском браке от византийской принцессы Анны, а потому был, вероятно, единственным законным наследником престола. Утром 24 июля 1015 г. заговорщики окружили шатер

князя Бориса и убили его. К муромскому князю Глебу, родному брату Бориса, Святополк срочно направил гонцов с просьбой прибыть в Киев, т.к. отец тяжело болен. Не заподозривший коварства Глеб с небольшой охраной отправился в путь. По дороге он получил известие от Ярослава о смерти отца и убийстве брата. И он был настигнут заговорщиками и убит. Смерть юных братьев потрясла русское общество. Борис и Глеб стали символами праведности и мученичества во славу Руси. Оба князя уже в XI в. были причислены к лику святых мучеников.

После расправы над Борисом и Глебом Святополк, которого в народе прозвали Окаянным, подослал убийц еще к одному брату - Святославу, который управлял Древлянской землей. Мстислав укрылся в Тмутаракани, а Ярослав повел на Киев 40-тысячную рать во главе с варягами. Святополк выступил против него со своей дружиной и нанятыми печенегами. Это был первый случай, когда в междоусобной борьбе русский князь воспользовался помощью степняков. Противники встретились на Днепре около Любеча зимой 1016 г. Святополк был разгромлен. Ярослав занял Киев в 1019 году. Первая большая смута на Руси привела к распаду государства, потере территорий, вторжению иноземцев. Новая встреча противников произошла на реке Альте, где Ярослав окончательно победил Святополка, который бежал в Польшу и по пути умер. С 1019 года начинается правление Ярослава. А в 1036 г. после смерти еще одного соперника - брата Мстислава Ярослав объединил всю Русь.

1) Великий князь укрепил систему управления страной. Продолжая линию деда и отца, Ярослав послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного повиновения себе.

2) Стремясь установить порядок и законность в русских землях, Ярослав в начале своего правления ввел в действие первый на Руси писаный свод законов - «Русскую правду». Она касалась прежде всего вопросов общественного порядка, защищала людей от насилий, бесчинств, драк. «Русская правда» строго наказывала за умышленное убийство. Она допускала кровную месть, но право мстить убийце имели только близкие родственники (отец, сын, брат, дядя).



3) Великий князь проявил себя человеком исключительно разносторонним. По его инициативе в 1037 г. был заложен новый главный храм Киева - тринадцатиглавый собор Святой Софии, который соперничал по красоте и размерам со святыней Константинополя - Софийским собором.

4) Ярослав основал ряд новых городов. На Волге был заложен Ярославль, а в отвоеванной земле чуди (эстов) - Юрьев (нынешний эстонский город Тарту). Город был назван так в честь Юрия - святого покровителя Ярослава.

5) При нем были открыты школы, созданы первые библиотеки, на Руси появилось немало переводных греческих книг, зародилось летописание. Он поддерживал книжное дело. Ярослав любил книги, особенно церковные сочинения, и долгие часы проводил за их чтением. О его набожности и христианских добродетелях слагали легенды.

Ярослав вел и широкую внешнюю политику.

1) При нем утвердилась власть на западном берегу Чудского озера. предпринимались походы против воинствующих балтских племен литовцев и ятвягов.

2)Ярослав нанес поражение печенегам в 1036 году, под стенами Киева.

3) Вел войны с Византийской империей, в 1046 году Византия и Русь заключили договор и возобновили дружественные отношения.

При Ярославе Мудром Русь превратилась в великую державу. Ярослав умер в 1054 году на 76 году жизни, в ореоле славы. почитаемый русским обществом, любимый многочисленными детьми. Перед смертью он передал престол своему сыну Изяславу. Ярослав впредь завещал, что великим князем на Руси может быть старший в роду.



В 1068 г. братья потерпели поражение от нового грозного врага - половцев, перекочевавших в середине XI в. в степи к югу от Руси. Узнав о поражении князей, киевляне восстали, изгнали Изяслава. Правда, вскоре Святослав победил половцев, а Изяслав вернулся в Киев.

При братьях Ярославичах в 1072 г. была составлена основная часть Русской Правды. Закон детально регламентировал положение раз­личных слоен населения, а также наказания за преступления.

В 1073 г. между братьями начались усобицы. Святослав при под­держке Всеволода нагнал Изяслава и сам сел в Киеве. Однако вскоре он умер. Сын Святослава Олег с помощью половцев начал борьбу с другими князьями. С этою времени междоусобные вой­ны князей стали почти непрерывными. Они сопровождались на­бегами половцев. Результатом было разорение южной Руси, отток ее населения на север и запад.

«Праздники на Руси» - Праздник считался обязательным для всех жителей, достигших зрелого возраста. Сбор урожая Сев зерновых День Прасковьи-Льницы Егорьев день. Праздники великие местные. Рождество Пасха Троица Масленица Крещение. Крестьяне говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». Самый главный праздник – Пасха. В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность.

«Школы на Руси» - А.Венецианов «Мальчик с розгой». Зачем на Руси стали нужны школы? Н.Богданов-Бельский «Устный счёт». Когда появились первые школы? Новгород. Берестяные грамоты, вощёные дощечки, писала. В. Пукирев «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного суда». Первые школы на Руси были открыты в X веке по указу князя Владимира.

«Русь IX век» - Ольга – правительница Руси с 945 года. Игорь – великий князь с 913г. Основная проблема урока: Общественные слои -. Становление Древнерусского государства в IХ – Х веках. Народы-? Какую теорию поддерживали авторы данных документов? Признаки государства. Олег Вещий. Родословная русских князей. Вспомни:

«Культура Руси» - План лекции. Литература. Урок истории России в 10 классе. Закрепление. Школы. Тема урока: Письменность. Рана от верного друга достойнее, чем поцелуй врага. Основные понятия: Дмитровский собор во Владимире. Важнейшие из летописей: Летописи. Новгород. Два культурных потока: Фольклор. Песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, сказки.

«Культура и быт Руси» - К.Лебедев. Быт народа 19 века. В помещениях появляются картины,часы,зеркала. Жизнь в деревне менялась медленно. Митрополит Алексий с житием. За крепостными стена-ми развивались ремесла которых нас-читывалось ок.70. План Киева в середине 12 века. Л.П.А. Бишбуа. Быт. А. Корзухин. Золотые ворота во Владимире.

«Письменность на Руси» - Скоропись. Основоположники письменности. Стили письма менялись. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. Изменения при Петре I. Создателями славянской азбуки были братья Кирилл и Мефодий. Чем отличается азбука от алфавита? Изменения при Петре I Изменения в 1918 году. Древнерусский текст.