Социология - наука об обществе. Это узкое определение имеет обширнейший объем. Все, что связано с человеком и обществом, находится в зоне пристального изучения и интереса этой достаточно молодой отрасли знания.

Специалист, получивший высшее профильное образование по социологии и изучающий общество, его социальные слои, институты и группы - социолог. В каких сферах профессиональной практики может применить свое образование социолог? Чем он может заниматься в жизни? Социология - что за профессия? И какой уровень дохода может быть у представителя этой сферы? Постараемся ответить на эти и другие вопросы.

Кто такой социолог?

Социолог - специалист, получивший профильное высшее образование.

Кафедры социологии обычно входят в систему гуманитарного знания. Организуются на политологии, либо экономики. Специалист, получивший социологическое образование, может работать в разных сферах. Предметом его деятельности является исследование общества в той плоскости, в которой осуществляется профессиональный интерес. Профессии, связанные с социологией, достаточно разнообразны.

Преподаватель

Преподавание в системе высшего образования - прямое назначение социолога.

Помимо собственно социологии и спецкурсов по углубленному профилю, специалист имеет право на чтение курсов по экономике, философии, политологии и по другим областям социальных наук. Разработка инструментария социологических исследований - область профессиональной деятельности социолога. Этот инструментарий имеет прикладное значение фактически во всех областях социальной практики - начиная от изучения покупательского спроса в торговой лавке и до уровня исследования спроса на космические исследования в мировом масштабе.

Эксперт по изучению спроса

Для любой организации важно понимание целей и задач деятельности. А для некоторых социальных институтов невозможно существование без статистических данных о состоянии общества. Анализ этих данных предоставляет социология. Какие профессии она «кормит»?

  • Государственные институты. Без знания структуры общества, запросов населения, статистических показателей развития экономики и всего общества в целом невозможна деятельность государственных институтов - политики, власти, права, юрисдикции.
  • Понятно, что ни дня не сможет функционировать без оценки рынка, его емкости, ресурсов, анализа запросов целевых групп.
  • Некоммерческие организации. Некоммерческие организации, имеющие целью производство социально значимых благ, стоят первыми в списке заинтересованных субъектов экономической деятельности. И здесь комментарии не требуются.

Как видим, фактически все участники экономического пространства испытывают потребность в услугах профессиональных социологов.

Заработная плата специалиста социолога

В идеальном варианте, зарплата служит формой вознаграждения за деятельность.

Эта мера востребованности профессионального ресурса обществом. Если социология - профессия, зарплата составляет от 30 000 рублей у новичка и до 70 000 рублей в месяц у профессионала. Особенно востребован инструментарий социологических исследований и оценка рынка. Здесь уровень дохода зависит от стоимости проекта, прядок цен значительно превышает среднестатистические данные.

Если специальность по диплому "социология", что за профессия может быть избрана по окончании учебы? В каких областях социальной практики найдет применение специалист этого профиля?

Социология: что за профессия?

Маркетолог, аналитик, руководитель отдела управления информацией - в этих специалистах высокая потребность у современных работодателей. И это все профессиональные социологи. Для них область применения познаний безгранична.

Знание о разных социальных группах и слоях общества, владение системами оценок статистической информации, полученной в процессе исследования социального объекта, умение разработать социологическую программу исследования и применить полученные знания для оценки социального явления - это лишь небольшая зарисовка о специфике трудовой деятельности специалиста в области под названием "социология". Что за профессия и какое будущее у этой специализации, красноречиво говорят рейтинги профессиональной востребованности. В топ 10 входят специальности, для которых необходим диплом социолога.

Интерес к познанию общества и закономерностей его развития - это элемент общей культуры человека. Поскольку без этого знания невозможно адекватно оценивать перспективы развития в нем личности. И роль социолога благородна по своей сущности. Его знания - золотой ключик к тайнам социума и стратегии успешности!

В этом году вузы окончили около 500 тысяч бюджетников. Далеко не у всех выпускников к моменту окончания вуза был опыт работы. Куда легче всего устроиться, если кроме учебной практики за плечами нет ни дня рабочего стажа?

В первый же год после окончания вуза работу находят 75 процентов выпускников. По данным портала Superjob, проще всего устроиться на работу выпускникам без опыта в банковской сфере, IT-компаниях и на предприятиях крупного бизнеса. Взять на работу новичка с дипломом готовы 60 процентов работодателей (до кризиса таких было 72 процента).

Что предлагают специалистам с дипломом, но без опыта работы? Расклад такой: 13 процентов работодателей - должности в сфере продаж, закупок или работу с клиентами, 11 процентов - инженерные специальности, 10 процентов - рабочие профессии. Примерно столько же готовы взять выпускника университета на работу администратором или офис-менеджером.

А вот программистов, как ни странно, ждет всего 4 процента работодателей. Кроме того, по-прежнему нужны секретари, диспетчеры, продавцы и бухгалтеры, юристы. Если в прошлом году 50 процентов работодателей сказали, что довольны качеством подготовки молодых специалистов, то в этом году таких только 47 процентов. Вот основные претензии: "средняя теоретическая подготовка", "высокий уровень амбиций", "зашкаливающее самомнение". Проще всего найти работу тем выпускникам, кто, будучи студентом, проходил стажировку. Так или иначе, около 80 процентов работодателей рассматривают варианты сотрудничества со стажером. И только 22 процента редко приглашают стажеров на работу или делают это очень избирательно.

Пять лет назад только 17 процентов выпускников педвузов искали работу в сфере образования, сейчас таких в полтора раза больше. Гораздо реже будущие учителя хотят теперь идти на административную работу, в отделы кадров, маркетинг и рекламу.

Основные претензии к выпускникам: средняя теоретическая подготовка, высокие амбиции

Педагоги хотели бы получать в месяц от 40 тысяч рублей (Москва). В действительности в московских школах можно заработать гораздо больше. На сайтах школ указаны средние зарплаты педагогов (без учета доходов администрации), в некоторых - 73 000, 79 000, 78 000, 77 000 рублей... В Новосибирске выпускники педвузов рассчитывают на 23-25 тысяч рублей, в Саратове - в среднем на 15 тысяч. Кстати, один из саратовских интернет-порталов попросил своих читателей анонимно ответить на вопрос о доходах. Вот что получилось: автор студенческих работ может заработать до 45 тысяч рублей в месяц, профессор в вузе - 37 тысяч.

Но больше всего сейчас везет выпускникам сельхозвузов. В последние пять лет спрос на них постоянно растет.

Нужны агрономы, зоотехники, ветеринары, технологи в перерабатывающую промышленность, - рассказала проректор Уральского государственного аграрного университета Ольга Лоретц. - Работодатели готовы брать на работу и специалистов со стажем, и выпускников без опыта работы. Крупные предприятия предлагают хорошие зарплаты - 25-30 тысяч рублей в месяц. Многие наши выпускники сами открывают фермерские хозяйства.

Есть спрос на экономистов и бухгалтеров, которые знают не только макроэкономику, но и все про надои и удои. К сожалению, в последнее время экономические факультеты во многих отраслевых вузах закрылись как непрофильные. Недавно вуз проводил мониторинг трудоустройства, и выяснилось: 90 процентов выпускников, которые сразу после окончания вуза не поехали в село, через два года все же возвращаются и работают по специальности.

Очень нужны сегодня врачи. Но не все. Больше всего вакансий на рынке труда для стоматологов, офтальмологов, отоларингологов, гинекологов. На первом месте среди выпускников медвузов - фармацевты. К сожалению, их приглашают не фармпредприятия, а аптечные сети и супермаркеты, которые открывают в торговых залах киоски с лекарствами.

Досье "РГ"

Самые востребованные у работодателей вузы

Сельскохозяйственные: Ставропольский государственный аграрный университет, Кубанский государственный аграрный университет, Воронежский государственный лесотехнический университет, Уральский государственный аграрный университет, Донской государственный аграрный университет, Ульяновская государственная сельхозакадемия им. Столыпина, Красноярский государственный аграрный университет.

Медицинские: Нижегородская государственная медакадемия, Казанский государственный медуниверситет, Сибирский государственный медуниверситет, РНИМУ им. Пирогова, Первый Санкт-Петербургский госуниверситет им. Павлова, Северный государственный медуниверситет, Иркутский государственный медуниверситет.

Инженерные: МИФИ, Университет ИТМО, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, МФТИ, МИСиС, МГТУ им. Баумана, Пермский национальный исследовательский политехнический университет.


Не ходите дети в Африку гулять...

В принципе кем угодно и примеров тому множество. Но, когда мне задают такой вопрос, то обычно имеют в виду, где выпускник биофака может работать по специальности.

Решил написать сам для себя, что бы такое можно ответить школьникам и студентам.

Для начала разберемся, что значит работать по специальности. В моем дипломе указана специальность «Ботаник». Можно ли работать ботаником? Можно, но за то, что ты «ботаник по жизни» денег обычно за это не платят.

А если серьезно, какие есть варианты? Под работой по специальности будем подразумевать использование спец. знаний и умений изученных в ВУЗе. Вариант уехать из России в данном тексте не рассматривается (введем ограничение модели:).

Тут приходится думать очень долго...

После длительного размышления можно выделить 7 основных вариантов.

1. Научный сотрудник или преподаватель в ВУЗе или научном институте, музее,

2. Работа в биотехнологической, агробиологической, медицинской или инновационной компании,

3. Учитель биологии в школе или педагог дополнительного образования, репетитор

4. Врач или ветеринар

6. Журналист

7. Ландшафтный дизайнер

Рассмотрим их подробнее

Научный сотрудник или преподаватель в ВУЗе
или научном институте, музее

Закончить университет и работать на благо Альма-матер, наверное, мечта как минимум половины студентов. Как с этим в МГУ?

Остаться в МГУ (во всяком случае, на биофаке) довольно сложно: первые лет 5 «светят» ставки инженеров и лаборантов и маленькая зарплата (ок. 5000 р.). Через 3, реально 5 лет «освободится» (в основном естественным путем) ставка научного сотрудника и будет БОЛЬШАЯ зарплата (20000 р., если я не прав - пишите!).

А как же гранты, гос. контракты и т. п.? - спросите вы. Гранты не дают - кризис. Если и дают, то деньги небольшие (для примера можно посмотреть средний размер гранта РФФИ), на з/п идет мало (все равно все съедят налоги), лучше купить реактивы и оборудование, в итоге в России гранты не кормят (хорошо если грант даст прибавку в 3000 р./мес.). И чем дальше, тем больше проблем при получении денег . Опять же, если известны исключения - пишите.

В итоге большинству сотрудников нужно иметь либо альтернативный источник доходов (родители, муж, ... → определенного рода селекция тех, у кого есть богатый муж или богатые родители) или где-то еще работать. К сожалению, доп. работа со временем может стать основной.

А что это я все про з/п да про деньги? Просто... при выборе места учебы этот момент кажется не таким важным, зато его актуальность значительно возрастает после получения диплома. Интересная учеба еще не обещает интересную работу, а количество времени «свободного» для науки часто имеет положительную корреляцию с получаемым результатом.

Из проблем ВУЗовского ученого - замкнутая среда той самой Альма-матер. В отличие от Европы, у нас нет никакой мобильности ученых: все варятся в одном соку и до защиты докторской диссертации помнят, кто кому наступил на ногу на первом курсе, увел девушку, разбил колбу, поставил «неуд» на экзамене и многое другое (да и после защиты не забывают).

Еще одна проблема - пед. нагрузка. Есть большая вероятность того, что оставшись в ВУЗе, большую часть времени придется не заниматься наукой, а вести занятия у студентов. К этому тоже надо быть готовым.

С институтами РАН я знаю ситуацию хуже. Думаю уровень з/п сопоставим и чаще ниже. С грантами все тоже. Зато пед. нагрузка не светит.

Музеи . Их мало. У музеев федерального подчинения проблемы с финансированием, з/п как в ВУЗе или ниже. В городских музеях насколько, я знаю ситуация лучше (ср. дарвиновский и зоологический музеи в Москве), подробностей не знаю, но вряд ли все выпускники биофака могут трудоустроится в дарвиновский музей.

Т. о., выбирая этот путь («научный сотрудник») стоит дать себе четкий ответ на вопрос «Зачем?», чтобы не забыть в процессе о цели пути.

Работа в биотехнологической, агробиологической,
медицинской или инновационной компании

Есть несколько возможных вакансий/вариантов: можно работать лаборантом, научным сотрудником (исследователем), научным консультантом, разработчиком или менеджером

Лаборантом можно устроиться в одной из многих биомедицинских компаниях (в основном связанных с ДНК-диагностикой). Что надо делать? Капать нуклеотиды и праймеры по пробиркам, ставить ПЦР (или аналогичные варианты). З/п 40000 р. при полной неделе (или при 2 через 2). Вопрос, стоит ли для этого учиться 5, а то и 6 лет, остается открытым. Через 2 мес. работы навыки капать по пробиркам будут идеальны, но что дальше? Времени-то на науку (за которой все идут в ВУЗ) нет. Какие перспективы? Карьерный рост может заключаться в переходе на менеджерскую позицию и управление лаборантами.

Работа научным сотрудником (исследователем) в компании, ведущей прикладные исследования. Это вроде бы как раз то, ради чего кажется все учились (те, кто хочет и науку, и деньги)? Но где найти такую фирму? Реальные биомедицинские, биотехнологические, компании либо не могут себе позволить вести исследования, либо это крупные корпорации, у которых исследовательское подразделение странным образом находится не в России. Известное мне исключение «Данон», и возможно что-то связанное с бактериями и нефтью/газом. Есть подозрение, что компаний таких мало, чтобы устроиться в них нужны связи, про з/п ничего не знаю

Промежуточный вариант работа технологом , например, на грибоводческом хозяйстве. З/п ок. 20000 р., не забудьте одеть сапоги, придется месить навоз или опилки. Устроиться технологом в биофармацевтическую компанию просто нереально (в России нет своей биофарм. промышленности).

Работа научным консультантом . Тут нужен знания и опыт работы. Можно идти в крупное фермерское хозяйство или растить грибы. З/п м. б. очень неплоха. Нужно дойти до статуса консультанта и наверное параллельно надо в науке работать. Мне известны счастливые сочетания в области картофелеводства. Самое забавное, что востребовано как раз то направление, которым все пренебрегают во время обучения («скучно, не интересно, это не наука»). Возможно что-то такое есть в области патогенных грибов или биодеструкции.

Работа разработчиком . Можно коммерциолизировать свою научную разработку. Денег на это выделяется много ( вопрос, куда они уходят ). Рассказывать об этом можно долго (вам интересно?), факт в том, что даже если все очень круто, нужно и перспективно, в проекте достижим реальный результат, который будет куплен, деньги за разработку будут через 3 - 5 лет. Что же есть все это время? См. др. варианты.

Работа менеджером (то есть по административной части). Строго говоря не является работой по специальности, но это наверное самый распространенный исход. З/п от 20 - 30 000 и до... Реально логистика, растоможка и т. п. В основном все завязано на Китай + есть крупные компании типа Байер, Марс и т. д.

Учитель биологии в школе или педагог дополнительного образования.Репетитор

Школа. Тоже писать можно долго. Сколько получает учитель в Московской школе? От 3000 и до... (ну, я так думаю до 60000 - 80000 р.). В общем вроде неплохо, но реально придется забыть про науку (или про деньги). Образование даваемое биол. ф-том строго говоря не педагогическое (далее пропустим блок о призвании/ образовании/профессии). Рисуем картину темными красками: полная нагрузка, огромное количество бумажек, психолго-педагогический и административный вынос мозга, а уж если ты завуч и клас.рук… Разница между частными и гос. школами не так велика. Частные: меньше классы и (часто) уровень школьников, но может бумажек бумажек тоже будет меньше (не факт). Возможно есть частные школы с высокими стандартами образования как в «элитных английских», но где те школы? Самое интересное, что и з/п б. м. одинаковая.

Доп. образование. В дополнительном образовании у учеников больше мотивация, обучение носит более профильный характер и требует больше спец. знаний. Но сначала меньше денег, рост з/п носит очень плавный характер, а с новыми порядками начисления зарплаты не ясно, что будет (как и в школе). Много зависит от руководителя структурного подразделения и/или директора. При пессимистично-успешном варианте карьеры «светят» бумажки и админ. должности → зав отделом → зав сектором → не остается ни науки ни педагогики, а только работа с кадрами, план работы подразделения и годовой отчет.

Репетиторы потихоньку вымирают. Ранее они готовили к спец. экзаменам, а сейчас ЕГЭ, требующий своего типа подготовки. К ЕГЭ неплохо готовят именно школьные учителя, а не вузовские преподаватели. В любом случае вряд ли репетиторство может быть основной работой, обычно это доп.

Журналистика

Для биол. журналистики вроде нужны знания (вроде по специальности), но не нужна такая журналистика. Кто-то пишет, потому что не может не писать, кто-то пишет, потому что нужны еще деньги, но мне не известны те, кто живет только этим.

Врач или ветеринар

О работе врачом или ветеринаром даже рассуждать не буду. На биофаке, в общем и целом, этому просто не учат. Есть другие ВУЗы, и не меньше проблем для обсуждения и вариантов развития событий.

Работа в министерстве или департаменте

Работа в министерстве или департаменте - это работа чиновником. Что для этого нужно? Биол. образование или связи? Про з/п молчу. Это интересно? Успешно, наверное.

Работа в ландшафтном дизайне

Работа Ландшафтным дизайнером может и подойдет под определение «по специальности», но биофак вряд ли этому учит? Открытым остаются вопросы, кем работать и где работать?

Сравнив все рассмотренные варианты, становится ясно, что выбор достаточно ограничен, п оэтому реально, закончив биофак, его выпускники в России работают:

· Фотографами

· Дизайнерами

· Пром. альпинистами

· Нянями

· В Макдональдсе (если не закончили биофак)

· Сбивают лед с крыши

· Учат танцам

· Идут в манагеры

· Создают свой бизнес

· Ну, или уезжают заграницу

При этом они, конечно, используют знания, полученные на факультете, но...

Напишите, если я что-то забыл или неправ. Интересно обсудить.

Поиск работы для выпускников без опыта почти ничем не отличается от поиска работы опытными специалистами. В этом процессе есть свои нюансы и о них как раз пойдет речь.

Ищите хорошую работу

«Хорошая» для каждого значит что-то свое, но неквалифицированный труд мало кого интересует. Простой труд найти элементарно — вакансии кассиров в фастфуд-ресторане, продавцов мороженого, таксистов, промоутеров, разнорабочих и прочих подобных специалистов всегда открыты и всегда в изобилии. Достаточно позвонить или заполнить анкету и все, работа у вас в руках.

Примерно раз в 2 месяца ко мне обращаются выпускники и студенты. Речь в таких случаях всегда идет о поиске хорошей работы. Был разговор о том, как устроиться программистом с зарплатой от 40 тысяч в месяц, управляющим рестораном или кафе, найти место инженера-программиста микроконтроллеров. Одним словом, запросы студентов всегда о том, как строить карьеру, а не о том, как найти подработку или стать продавцом в обувном магазине.

Нет опыта = нет работы = нет опыта

Чтобы разорвать этот замкнутый круг нужно сначала понять, что все совсем не страшно. Проблема слишком преувеличена.

Во-первых, много опыта для старта карьеры не надо. Если у вас нет опыта работы, и вы хотите сразу стать руководителем проекта и получить людей в подчинение, то надо менять мозги, а не сетовать на то, что без опыта не берут.

Если же вы, имея за плечами только образование, хотите стать стажером или помощником опытного специалиста, вы можете легко этого достичь.

Во-вторых, минимальный опыт для начала работы все-таки необходим . Будущий программист должен написать 5-7 небольших программ, будущий юрист прочитать десяток договоров, исков и прочих документов, дизайнер нарисовать десяток работ и так далее.

Чтобы выпускнику вуза найти работу быстро и просто, нужно «попробовать профессию на вкус» и набрать минимальный опыт, который смело можно указывать в резюме.

Есть теория 40 часов. Если вы занимались каким-либо делом сорок часов, это значит, что вы освоили азы этого дела и почувствовали, нравится вам работать или нет. Я рекомендую именно столько времени уделить на изучение новой профессии. Это поможет набрать нужный опыт. А если спустя это время вас будет тошнить от выбранного дела, бросайте его и ищите что-то вдохновляющее.

Как выпускнику устроиться на работу — алгоритм по шагам

Я постараюсь пошагово показать, как действовать тем, у кого опыта нет, либо есть совсем немного.

1. Определите, кем хотите работать. Вы можете выбрать некую сферу (строительство, например) или профессию (бухгалтер или юрист). Не важно, как вы это сделаете, важно, чтобы вы поняли, кем вы сейчас хотите быть.

Я регулярно встречаю людей, которые не знают, чего они хотят. Им нужны деньги, они утверждают, что они ответственны и готовы к любой работе. Увы, такой подход не работает. Мне таким людям помочь нечем, т.к. работодатель ищет не хорошего человека, а сотрудника для решения конкретных задач. Поэтому эффективный поиск работы всегда начинается с фокусировки — кем работать, чем заниматься.

2. Адекватно оценивайте свои силы и навыки . Важно соблюсти баланс между завышенными требованиями и заниженными. Руководителем отдела, возможно, сразу идти не стоит, но и помощником секретаря тоже идти не надо. Выбрав сферу или профессию, найдите начальные позиции, с которых обычно начинается рост специалистов.

Чтобы выпускнику вуза без опыта быстро найти работу, необходимо просто не завышать требования. Вторая по частоте проблема долгих поисков работы (после «я не знаю, чего хочу») — это завышенные ожидания. Многие студенты хотят зарабатывать по-взрослому, но рынок почему-то оценивает студентов иначе…

Не стоит бояться начальных позиций. Полгода-год стажа и вы можете рассчитывать на повышение зарплаты/должности, на новые более сложные задачи или на все это вместе. Если же работодатель с вашими желаниями будет не согласен, можно найти другую компанию. Запросто.

3. Ищите развитие и думайте о карьере . Разумный срок планирования — 3 года. Не близко и не далеко. За этот срок можно вырасти во всех смыслах — карьерно, профессионально, денежно, статусно. Посмотрите вакансии вашей сферы, подумайте, куда интересно было бы вам расти.

Почему именно три года? На серьезных позициях, как правило, требуется более трех лет опыта (посмотрите hh.ru, такие требования встречаются часто).

Увы, встречаются компании, которым нужна молодая кровь на рутинные задачи. Недавно общался с девушкой, которая 4 года работала помощником юриста и жаловалась, что ей не доверяют сложные задачи и не дают новые проекты. По сути, она все четыре года работала помощником секретаря с мелкими юридическими поручениями. В этой ситуации единственный выход — менять работу. И такие случаи не редкость.

5. Напишите сопроводительное письмо . По моей статистике, около трети соискателей не пишут сопроводительные письма. И очень зря! Эффективность этого инструмента иногда фантастическая. Подробнее: как выпускнику написать сопроводительное письмо (с примерами из практики).

7. Действуйте . Если вы сделаете предыдущие шесть шагов, будьте смелее и активнее. Все у вас получится.