Развитие средневековой Японии определялось влиянием на её хозяйственную жизнь и культуру Китая, географическим положением и природными условиями. Что собой представляла Япония в средние века, кратко описать довольно трудно, так как культура и история этой страны своеобразна и многолика.

Япония - это тысячи островов и островков, только треть территории были пригодны для обитания людей, остальная территория – леса и горы. Там, где можно было заниматься земледелием, выращивали рис и овощи, сою и совсем мало пшеницу. Японцы очень трудолюбивые и терпеливые люди, без этих качеств нечего и думать про возделывание риса. А стойкость и сдержанность закалили в них многочисленные извержения вулканов, землетрясения и цунами.

На земле, принадлежащей императору, крестьянам выделялись мелкие наделы, за них надо было платить налоги, и они передавались по наследству. Около замков образовывались города с рынками. Государство заботилось о строительстве дорог, в его ведении находились и оросительные системы.
Средневековая Япония – кратко о сословиях

Так же, как и в Западной Европе, в Японии во времена средневековья центральная власть была слабой. Местные вожди постоянно конфликтовали с приграничными народами – варварами. Обожествляемый жителями Японии император имел власть формально, она ограничивалась исполнением религиозно-церемониальных функций.

Чуть ниже императора стояла родовая знать (кугэ), своих земель это сословие не имело и состояло на содержании у сёгуна – реального правителя страны.

Сёгун – это высший чин самурайского сословия, владелец большого количества государственных земель. За кугэ в сословной иерархии стояли букэ – самураи. Де факто именно они составляли высший класс средневековой Японии.

Ещё один привилегированный класс феодальной Японии – служители храмов. Их социальное положение было значительно выше, чем у других слоёв населения, хотя отдельного сословия они не составляли. В чём же заключались основные занятия жителей средневековой Японии?

Род занятий распределялся примерно таким образом:

  1. Крестьяне, объединённые в общины.
  2. Ремесленники на социальной лестнице стояли ниже крестьян, жили в городах и объединялись в цеха.
  3. Торговцы (как ни странно) имели более низкий социальный статус, чем крестьяне и ремесленники. Их объединения назывались гильдиями.

Основные занятия жителей средневековой Японии, относящихся к низшим слоям населения
На купцах заканчивается сословная лестница феодальной Японии. Все остальные прослойки и классы относились к низшим слоям населения.

Что собой представляла отверженная (неприкасаемая) Япония в средние века, кратко выглядит так:

  1. Ронин – самурай, у которого не было господина. Ронинами самураи становились, если теряли его, например, во время боя. Некоторые из них пытались стать крестьянами или ремесленниками, но, как правило, к новому образу жизни привыкнуть не могли и прибивались к бандитам и пиратам, пополняли ряды ниндзя.
  2. Ниндзя переводится как лазутчик. То, что считалось зазорным для самураев, выполняли ниндзя: шпионили, проникали в тыл противника, совершали заказные убийства. Воинскими искусствами они владели в совершенстве, так же, как и самураи. Ниндзя из современного боевика не имеет ничего общего с тем, кем они были на самом деле.
  3. Ямабуси – бродяги и отшельники, многие из них могли лечить людей и занимались магией. В некоторых источниках о ямабуси упоминают как о духовных наставниках ниндзя.
  4. Гейша. У нас слово гейша ассоциируется с женщиной лёгкого поведения, куртизанкой, но это вовсе не так. В Японии гейши – класс женщин, которые на профессиональном уровне занимались (и занимаются до сих пор) пением, танцами, имеют различные художественные способности. Гейшу приглашали на собрания мужчин, где она развлекала их лёгкой беседой, танцами, декламацией и пением.
  5. Актёры, играющие в национальном театре Японии кабуки, у простого народа пользовались невероятной популярностью, но социально были ограничены, так как относились к одному из самых низших классов.

Итак, основные занятия жителей средневековой Японии были весьма разнообразны, так же, как и сама структура средневекового общества этой страны. И не смотря на то, что чёткой границы между различными слоями населения не было, права каждого слоя строго регламентировались.

Саратовский Государственный
Технический Университет

Кафедра Отечественной Истории и Культуры

Средневековая Япония

Выполнила: студентка
РТ-11 Володина О. В.

Саратов 1999

1. Япония в ранее средневековье
(Раннефеодальное государство).

2. Позднее средневековье (развитой феодализм).

3. Религия.

4. Государственное управление.

5. Искусство и культура.

6. Выводы.

1.Япония в ранее средневековье
(Раннефеодальное государство).

В древности японский архипелаг населяли племена кумасо и эбису, в течении нескольких веков сюда переселялись племена маньчжурского происхождения с северо-востока, а также другие племена Индонезии, Кореи и Индокитая.

В3-7 веках шел процесс разложения первобытнообщинных отношений и формирование раннеклассового общества Родовая община постепенно уступала место соседской. Наряду со свободными крестьянами появились полусвободные члены общины (бэ или бэмин) и рабы. Рабов по сравнению с бэ было меньше.

Ожесточенная борьба за государство велась между отдельными племенами и родами. Глава самого сильного рода, а впоследствии и племенного союза получал титул сумэраги (царь, император) и сосредотачивал в своих руках огромную власть, являясь и вождем, и верховным военачальником, и судьей, и жрецом племени.

Уже в 3-7 веках в Японии было развито сельское хозяйство.

В конце 6 века род Сога одержал победу над другими родами. Его поддержали бэ, исповедавшие буддизм, так как старейшины этого рода обещали уравнять бэмин с прочими общинниками. В начале 6 века принц Сетоку-тайси издал иерархическуюТабель 12 рангов и Закон из 17 статей, основанные на буддистских и конфуцианских догмах о государстве и неограниченной власти императора.

После свержения рода Сога начался новый период в истории Японии, были проведены реформы. Страна была разделена на провинции и уезды. Земля была объявлена государственной собственностью и раздавалась в наделы. Крупные феодалы расширяли свои владения за счет пустошей.

Эксплуатация крестьян в 8 веке усилилась. После выплаты налогов у них не оставалось денег даже на семена. это привело ко всевозможным восстаниям и бунтам. Властям в ряде случаев приходилось идти на уступки.

В результате роста крупного феодального землевладения усилилась междоусобная война. Центральная власть приходила в упадок.

2. Позднее средневековье (развитой феодализм).

В 1185 году власть перешла в руки Минамото и с этих пор он носил звание Сегун (военно-феодальный правитель). Опору сегуна составило сословие буси.

В Японии развивалось общественное разделение труда. С13 века увеличилось число торговых ремесел.

В14-16 веках велась широкая торговляс Китаем и Кореей, что оказало огромное влияние на добывающую промышленность.

В обстановке непрекращающихся крестьянских восстаний усилилась тенденция у объединению государства, созданию сильной центральной власти. Объединение страны начал полководец Нобунага Ода (1534-82). При Хидэеси Тоемоти (1536-98) оно была практически закончено. В 1588 году был издан закон об изъятии оружия у крестьян. А в ходе всеобщей переписи земельных владений (1589-95) крестьяне были прикреплены к земле.

3. Религия.

В формировании своеобразия японской культуры значительный вклад внесли синтоизм, буддизм и конфуцианство.

Синтоизм- это древняя японская религия, возникшая и развивавшаяся в Японии независимо от Китая. Известно, что истоки синтоизма уходят в глубокую древность и включают в себя тотемизм, анимизм, магию и др., присущие первобытным народам.

Буддизм возник в Японии еще до нашей эры, но получил распространение только в 5-6 веках. не подлежит сомнению, что Хейанский период (8-12 века) является золотым веком японской государственности и культуры, в становлении которых существенную роль сыграл буддизм.

Конфуцианство. Его расцвет начинается в 13 веке. Именно в это время конфуцианство приобретает независимость от буддизма.

4. Государственное управление.

После 1185 года господствующие позиции в государстве занимают самураи. Каста самураев, или буси, приносит свой образ жизни, что влечет изменения в духовной жизни. Почетное место занимает дзэн-буддизм. Причинами возникновения дзэн-буддизма является то, что в условиях междоусобных войн централизованная власть нуждалась в идеологии.

Сильное влияние дзэновской модификации видно в литературе (стихи, короткие поэмы), живописи (монохромная, портрет), драме (Но, баллада-драма), архитектуре (храмы, бумажные окна, чайные домики), прикладном искусстве (лакированные шкатулки, ширмы, экраны), в повседневной жизни (искусство аранжировки цветов икебана и марибана, каллиграфия), сохраняется до сих пор.

Созданная сегунами эффективная и действенная машина управления почти целиком была использована при создании структуры современного государства во время буржуазных реформ (1867-1912).

5. Искусство и культура.

Своей спецификой обладало и японское искусство.

Типично японской является поэзия хайкай, ведущая свое происхождение от утонченной салонной игры.

Традиционное японское искусство невозможно представить без каллиграфии. Согласно традиции, иероглифическая письменность возникла из божества небесных образов. От иероглифов впоследствии произошла живопись. В 15 веке в Японии стихотворение и картина прочно соединились в одном произведении. Японский живописный свиток содержит два вида знаков - письменные (стихотворения, колофены, печати) и живописные,

Но и Кабуки - наиболее известные формы театра. Театр Но пользовался огромным успехом у военных. В отличие от жестокой этики самураев, эстетическая строгость Но достигалась при помощи канонизированной пластика актеров и производил не раз сильное впечатление.

Кабуки - более поздняя форма театра, возникновение которой относится к 7 веку.

На рубеже 16-17 веков произошел резкий переход от религиозности к светскости. Главное место в архитектуре заняли замки, дворцы и павильоны для чайной церемонии.

6. Выводы.

Японская культура во многих отношения уникальна и удивительна. Здесь изумительная вежливость уживается со смелостью, отвагой и готовность. самопожертвования самураев.

Именно в эпоху средневековья Япония заимствовала и усваивала достижения и традиции других народов чаще, чем какое-либо другое время, но это нисколько не помешало свое национальное, японское. Именно поэтому Япония до сих пор считается удивительной страной со множеством интересных традиций и вещей. Именно поэтому путь развития Японии так непохож на развитие других стран в эпоху средневековья. Значительная удаленность Японии от других развитых стран средневековья, привело к совершенно своеобразному развитию и течению событий во всех сферах жизни японцев.


Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке:

пагода – архитектурное строение, типичное для культуры Дальнего Востока с характерной четырёхскатной крышей с коньком, часто такими же четырьмя скатами разделены и этажи;

синтоизм – традиционная религия Японии, наделяющая душами всё окружающее человека, родилась из анимизма;

самурай – представитель особого японского феодального сословия, для которого характерны определённые нормы и особенности поведения и собственная тактика боя;

сёгунат – государственное устройство, при котором несмотря на сохранение формальной власти императора, реальная находиться в руках главы самурайского сословия (сёгуна).

1. Совпадает ли время наступления Средневековья в странах Востока и Европе?

Время наступления Средневековья не совпадает. В Западной Европе это 476 год: падение Западной Римской империи – великого государства, которое многие века после этого воспринимали как образец. В Китае падение такого великого государства, которое долго воспринимали как образец, случилось в III веке. Имеется в виду династия Хань и наступление периода Троецарствия (царств Вэй, Шу и У). Стоит вспомнить, что в III веке, в период солдатских императоров, и Римская империя была близка к распаду, но устояла.

2. Составьте хронологию китайской политической истории.

Хронология:

265-420 годы – династия Цзинь;

420-589 годы – период Южных и Северных династий;

581-618 годы – династия Суй;

638-907 годы – династия Тан;

907-960 годы – эпоха пяти династий и десяти царств;

960-1279 годы – династия Сун;

1271-1368 годы – династия Юань (монгольское владычество);

1368-1644 годы – династия Мин.

3. Что изменилось в Китае в эпоху правления монголов? Как долго они правили?

Началом правления династии Юань считается 1271 год, хотя тогда она владела ещё не всем Китаем. Окончательно она пала через 97 лет в 1368 году.

Монголы полностью изменили систему управления страной. Они упразднили большинство контролирующих органов, систему экзаменов для претендентов на чиновничьи должности, разделили страну всего на 8 провинций, наместники в которых были склонны к сепаратизму. Результатом стали войны между самими монголами.

Главным было угнетение коренных китайцев. Всё население завоеватели разделили на 4 категории: монголов, иностранцев, северных китайцев и китайцев южных. На все ответственные посты могли назначаться только монголы, а китайцам было даже запрещено передвигаться ночью по улицам.

Результатом стала система, с которой китайцы не могли смириться даже через несколько поколений после завоевания и в итоге свергли ослабленную усобицами власть монголов.

4. По карте (с. 169) определите, на каких островах расположена Япония. Расскажите о периодах политического развития Японии в VII-XV вв.

Япония расположена на островах: четырёх крупных (Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю) и множестве мелких. При этом из крупных островов Хоккайдо до конца XV века почти не был подчинён Японии, за исключением небольших районов на юге.

Периоды политического развития:

250-710 годы – период Ямато: возникновение японской государственности и адаптация китайской письменности;

710-794 годы – период Нара: ускоренная китаизация японского общества, создание первых исторических хроник и расцвет культуры, в частности буддизма и поэзии;

794-1185 годы – период Хэйан или Фудзивара: период придворной культуры, которая старалась отгородиться от суеты окружающего мира и сосредоточиться на прекрасном, при этом усиление самурайства и выделение из его среды наиболее могущественных домов;

1185-1333 годы – период Камакура: период первых сёгунатов, фактического отстранения от власти императорского двора;

1333-1336 годы – реставрация Кэмму: попытка вернуть власть императору;

1336-1573 годы – период Муромати: период постоянных более или менее интенсивных войн между самурайскими кланами.

5. Используя учебник и дополнительные источники информации, подготовьте план ответа по теме «Влияние китайской цивилизации в Японии». Пункты плана должны быть детализированы в подпунктах.

Развёрнутый план ответа:

1. религиозное влияние –

а) проникновение буддизма в Японию,

б) синтез буддизма и синтоизма;

2. происхождение японской письменности –

а) система кабун,

б) система манъёгана,

в) система кана,

г) современная письменность;

3. другие влияния –

а) архитектура,

б) одежда,

в) рисунок на шёлке,

г) чайная церемония.

6. Подготовьте сообщение об обычаях и традициях самураев. Сопроводите его электронной презентацией.

Самураи. Рыцари Дальнего Востока: из серии «Что есть что». – М.: Слово, 1997;

Хироаки, Сато. Самураи: История и легенды. – М.: Евразия, 1999;

Нитобэ, Инадзо. Бусидо – душа Японии. – М.: София, 2004;

Баженов, А.Г. История японского меча. – Спб.: Балтика, 2001.

1. Какая характерная черта политического развития Китая прослеживается от древности к эпохе Средневековья?

И в древности, и в Средние века, Китай периодически то распадался на отдельные царства, то объединялся в единую империю.

2. Составьте подробную схему системы управления империи Тан. Используйте текст учебника и фрагмент источника «Государственная организация империи Тан» (с. 172-173). Какая форма правления была в империи Тан?

Империя Тан была абсолютной монархией. Там действовала следующая система управления:

3. Назовите особенности развития средневекового Китая. Что в истории Китая было традиционным для всех государств Востока?

Черты развития Китая, традиционные для стран Востока:

Смена периодов единства и раздробленности;

Правитель был верховным собственником земли;

Земельно-надельная система;

Причинами падения империй часто были иноземные завоевания.

Особенности Китая:

Чиновники, а не знать играли ключевую роль в империи (при этом в периоды стабильности чиновником мог стать любой человек, овладевший определёнными знаниями);

Гораздо большую роль, чем во всех других странах, в Китае играли крестьянские восстания;

Несмотря на все политические бури, основная система государственного устройства в периоды стабильности возвращалась к одной системе;

Большую роль в Китае играло конфуцианство, а значит почитание старших по возрасту и по рангу.

4. Опишите особенности сёгуната как формы государства в Японии. Сколько было периодов в истории сёгуната и по какому признаку они выделяются?

Должность сёгуна существовала и до установления сёгуната. Её занимал полководец, которого императорских двор посылал на выполнение того или иного задания. Но в результате гражданских войн между самурайскими домами эта должность стала наследственной. Сёгуны забрали себе всю полноту власти, оставив императорам лишь культовые функции и формальную власть.

В истории сёгуната с установления его в XII веке до низложения последнего сёгуна в XIX насчитывается 4 периода: Камакура, Муромати, Адзути-Момояма, Эдо. Они выделяются по тому, в каком городе находилась ставка сёгуна, то есть столица. Внутри этих периодов выделяются подпериоды по правившим династиям сёгунов.

Повторение и обобщение

2. Прочитайте одно из художественных произведений эпохи Средневековья или исторический роман, описывающий события эпохи, и напишите на него рецензию.

Роман Вальтера Скотта «Квентин Дорвард» впервые был опубликован в 1823 году, но до сих пор, спустя почти 2 века читается с интересом, как и многие другие произведения этого автора. Он повествует о борьбе французского короля Людовика XI со своим вассалом Карлом Смелым герцогом Бургундии, а конкретно об узле противоречий вокруг Льежского восстания около 1468 года, причём само восстание становиться лишь кульминацией, основной сюжет посвящён тайным интригам сторон.

Роман интересно читается, изобилует неожиданными сюжетными поворотами. Писатель выводит на сцену множество персонажей как исторических (вроде короля Франции и герцога Бургундии), так и полностью вымышленных (вроде главного героя – одного из королевских шотландских стрелков Квентина Дорварда), судьбы которых причудливо переплетаются.

С исторической точки зрения роман достаточно достоверен. Автор приложил много усилий для изучения биографий и характеров показанных им исторических личностей. Причём это не только высшая знать, но и такие деятель той эпохи как Оливье лё Дэн (формально цирюльник короля, а на самом деле его доверенное лицо и один из главных агентов), Мартиус Галеотти (астролог короля) и др. Каждому из них придана своя индивидуальность. Также в романе вполне достоверно показаны малоизвестные стороны жизни французского общества XV века, такие как судьба цыган.

Интересно и вполне достоверно отражены многие мелкие черты исторической действительности, вроде разницы доспехов рыцаря и простого стрелка в поединке Квентина Дорварда и Франсуа Дюнуа. Восставший льежец колоритно жалуется на то, что доспехи ему жмут, потому что он не одевал их с прошлого восстания, а с того времени немного потолстел – также ситуация вполне жизненная. Отлично описан экзамен, устроенный якобы герольду (а на самом деле цыгану Хайраддину), присланного к Карлу Смелому. Видно, что автор хорошо был знаком с историческими исследованиями на соответствующие темы.

Безусловно, Вальтеру Скотту приходиться кое-что придумывать. Но чаще всего он не искажает сведения исторических источников, а восполняет пробелы. Прямые противоречия источникам также встречаются. Так в конце романа гибнет Гийом де Ламарк по прозвищу Арденнский Вепрь. На самом деле он умер спустя долгие годы после тех событий, пережив и Карла Смелого, и Людовика XI. Но эти отклонения незначительны, касаются мелких деталей или личностей, не сыгравших большой роли в истории, но значимых для сюжета романа.

«Квентин Дорвард» хорош как художественное произведение. Также он довольно достоверно показывает реалии Франции XV века. При этом вплетённые в захватывающий сюжет, они запоминаются куда лучше, чем сведения из сухих научных трудов или учебников. Читать этот роман, безусловно, полезно.

3. Проведите исследование на тему «Взаимовлияние мусульманской и европейской культур в Средневековье».

Уотт, У.М. Влияние ислама на средневековую Европу. – М.: Наука, 1976;

Ле Гофф, Ж. Интеллектуалы в Средние века. – Спб.: Изд-во СпбГУ, 2003;

Каптерева, Т.П. Искусство Испании. – М.: Изобразительное искусство, 1989;

Максимов, Ю. Религия креста и религия полумесяца. – М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2004.

Выберите одно из высказываний и изложите свою точку зрения по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Анализируемая цитата:

«Следует ли рассматривать Крестовые походы как военную помощь Восточной империи, или как продолжение испанской Реконкисты в новом направлении, или как вооружённое паломничество н Иерусалим... или как коллективное действие во искупление грехов, или. наконец, как военные операции с очень сильной эсхатологической окраской? Очевидно, ни одна из упомянутых интерпретаций не исключает других, а соответствующие мотивации Крестовых походов в исторической реальности тесно переплетались одна с другой...» (Ж. Флори. Повседневная жизнь рыцарей в Средние века).

Крестовым походам сложно дать краткую исчерпывающую характеристику. Прежде всего, их тяжело рассматривать как единое явление. В общую картину неизбежно с трудом будет вписываться Крестовый поход детей 1212 года и другие не менее экстравагантные явления. Не нужно забывать, что поход против альбигойцев Лангедока (в Южной Франции) также был официально признан крестовым. Но даже если анализировать только походы, официально объявленные папством крестовыми (поход детей папой не признан) и направленные за пределы Европы, всё равно между I и IV компаниями мало общего.

Крестоносное движение вряд ли являлось продолжением Реконкисты. В походах в Святую землю не было значительных контингентов с Пиренейского полуострова, также как и на этот полуостров не ехали для борьбы с мусульманами рыцари из других частей Европы. Данный театр военных действий был негласно признан исключительно зоной действий местных правителей, также как Прибалтика – зоной действий крестоносцев из германских государств.

Вооружённым паломничеством эти походы были, тем более, что в источниках участников походов нередко так и называют пилигримами. Но паломники приходят, поклоняются святыням и уходят, а часть крестоносцев оставалась в основанных ими же государствах. Особенно в I походе было много людей, которые шли специально, чтобы поселиться на новых местах. Причём это движение распространилось среди простолюдинов и приняло массовый характер.

Кроме того, не все походы были направлены на Иерусалим или другие типичные цели паломников. Участники IV крестового похода в 1204 году вынуждены были изменить цель похода под влиянием обстоятельств, но VII крестовый поход 1248-1254 годов был изначально направлен против Египта, а VIII поход 1270 года – против Туниса. Ни к каким святым местам их участники придти не планировали, а стремились ослабить мусульманских правителей, угрожавших владениям христиан в Палестине.

Помощью Византии являлся только первый поход. К нему призвал папа римский Урбан II именно после того, как получил просьбу о помощи из Константинополя. Но последующие компании такой цели перед собой не имели. И назвать тут можно не только IV поход, который не помог Византии, а уничтожил её. Другие, начиная со II, предпринимались в поддержку не Константинополя, а основанных в ходе I похода государств (прежде всего, Иерусалимского королевства).

Многие эпизоды крестоносного движения действительно были по сути своей военными операциями. VIII поход после смерти его вдохновителя Людовика IX Святого в 1270-1272 годах продолжали лишь английские войска под руководством принца Эдуарда (к концу похода – короля Эдуарда I Длинноногого). Никакие идеалы не заставили рыцарей из других стран продолжать поход после того, как на родину вернулись их вожди. Английские же воины следовали за своим сеньором, который решил бороться дальше. Точно так же рыцари поступали в ходе европейских конфликтов. Безусловно военной операцией был Норвежский крестовый поход 1107-1110 годов, который ещё называют последним рейдом викингов.

Таким образом, на мой взгляд спорна сама попытка автора цитаты охарактеризовать крестовые походы как нечто единое, лучше рассматривать их как ряд отдельных явлений.

Это история нации, которая пережила длительный период самоизоляции от внешнего мира и период радикальных перемен в течении всей истории ее развития.

Япония на заре истории

Самые первые письменные упоминания о древней Японии есть в китайских исторических хрониках, которые носят название «Двадцать четыре истории», датирующиеся I веком. Но, по итогам археологических исследований Японский архипелаг был заселен людьми исключительно в период позднего палеолита.

Во всей истории Японии периоды полной изоляции страны активно чередуются с периодами довольно активных взаимоотношений с современным внешним миром.

Самые первые признаки заселения Японии произошли примерно в 35-40 тысячелетии до н. э. непосредственно с началом японского палеолита, продолжающимся до 12 тысячелетия до н. э. В этот период население Японии в основном занималось собирательством и охотой, а также изготавливало самые первые каменные орудия труда, довольно грубой обработки. В данном периоде полностью отсутствуют какие-либо керамические изделия, в связи с чем период носит название именно периода докерамической культуры.

Сильное изменение климата за собой повлекло соответственные изменения в хозяйственном укладе самого первобытного человека. Стоит отметить, что с 12 000 года до н. э. начинается период Дземон, который согласно установленной археологической периодизации истории многих стран Запада в полной мере соответствует неолиту и мезолиту. Главными особенностями данного периода стали полное формирование Японского архипелага, а также начало применения его жителями многих керамических изделий. На морском побережье появились поселения, которые ранее отсутствовали.

Интересно знать, что в периоде Яей (яп. 弥生时代 - Яей дзидай) - эпоха в истории Японии (300 (900) г. до н.э. - 250 (300) г. по Р.Х., непосредственно на Японском архипелаге возникли рисоводство, ткацкий станок и гончарный круг, обработка металлов (меди, железа и бронзы), а также строительство специализированных защитных городищ. Такие нововведения были занесены в Японию иммигрантами из Кореи и Китая.

В свою очередь впервые упоминаются в китайской исторической хроники, а именно - Ханьшу. Более подробно Японский архипелаг описывается уже в китайской «Истории трёх царств». Согласно именно ей, в третьем веке самым могущественным княжеством было именно княжество Яматай, которым опытно руководила правительница Химико.

Период Яей в 250 году до н. э., сменился периодом под названием Кофун, в процессе которого получила невероятно большое распространение культура курганов. В период Кофун впервые земли Кюсю, Западного и Центального Хонсю были объединены в рамках одного государства - Ямато. Отмечается активное участие государства в международных отношениях, принятие мигрантов и буддизма.

Кофун достаточно плавно перешёл в 538 году непосредственно в период Асука. Его главными особенностями были широкое распространение буддизма, пришедшего на территорию Японии из корейского государства под названием Пэкче, стремительное развитие централизованного государства почетного китайского образца, создание самого первого свода законов под названием «рицурё» и невероятный расцвет японской культуры под полным влиянием материковых культурных и философских идей.

История Японии продолжилась с наступлением периода Нара в восьмом веке, появляется довольно сильное централизованное японское государство, которое было в полной мере сосредоточено в императорской столице под названием Хэйдзё-кё, на территории современной Нары. Кроме несколько ускоренной китаизации всего японского общества данный период характеризуется также созданием самых первых исторических хроник, а также невероятный расцвет японской культуры. В 712 году была закончена Кодзики, а в 720 году — Нихон сёки.

Император Камму в 784 году решил переместить столицу из Нары непосредственно в Нагаока-кё, но в 794 году она была полностью перенесена в Хэйан-кё (сегодняшний ). Таким образом история Японии перешла в новый период Хэйан, в процессе которого появилась, а также расцвела современная японская национальная культура. Изобретение канны - слоговой азбуки позволило писать вместо китайского на японском языке. Поэтическая антология «Кокинвакасю», которая была написана канной, стала самой первой из имперских антологий, установившей многие образцы, которым сама поэзия танка в полной мере следовала до 19 века. Памятники хэйанской прозы, к примеру, «Повесть о Гэндзи», а также «Записки у изголовьи» и сегодня почитаются многими как в Японии, так и за ее пределами.

Средние века

Японский феодализм характеризуется главным образом возникновением правящего класса воинов (самураи), «ведомства самураев». Уже в 1192 году Минамото-но Ёритомо, который в 1185 году победил род Тайра, соперничавший с ним, был назначен сёгуном, что в свою очередь ознаменовало начало периода Камакура. После его смерти в 1199 году власть перешла непосредственно к роду Ходзё, регентам его сына. Сёгунат Камакура довольно успешно отразил в 1274 и 1281 годах монгольские вторжения, укрепив тем самым позицию бакуфу. Официальной же религией сёгуната был Дзэн. После победы над монголами японские самураи решили начать междоусобные войны, что очень быстро привело к полному упадку режима Камакура. Уже В 1318 году на трон неожиданно взошёл известный император ГоДайго и к 1333 году при активной поддержке главнокомандующего, бакуфу по имени Асикаги Такаудзи, он смог вернуть себе всю власть, но в 1336 году не поделивший своей власть с сыном императора по имени АсикагаТакаудзи на трон возвёл в Киото императора Кёмиё, и в 1338 году смог получить от него специальный титул сёгуна. В Японии в свою очередь оказалось сразу 2 императора и 2 сёгуна, которые довольно ожесточённо сражались до 1392 года. Сёгунат Асикага просто не смог правильно контролировать больших феодалов , в связи с чем уже в 1467 году вспыхнула большая гражданская война, которая в свою очередь стала началом довольно длительного периода смутных времен, а именно периода Сэнгоку.

В Японию в 1543 году впервые неожиданно приплыли голландские торговцы, а также иезуитские миссионеры, положив при этом начало культурному и коммерческому взаимодействию между странами Запада и Японией. При помощи европейских технологий, а также огнестрельного оружия Ода Нобунага смог победить многих даймё и практически сумел объединить всю страну. Его главным наследником стал Тоётоми Хидэёси, который неожиданно завершил объединение всей страны в 1590 году. Хидэёси 2 раза смог захватить Корею, но после нескольких поражений, которые были нанесены японцам китайскими и корейскими войсками, а также его смерти, самураи Японии решили отступить из Кореи в 1598 году.

После смерти самого Хидэёси, Тогукава Иэясу использовал собственноё положение регента при Тоётоми Хидэёри, для получения соответственного политического влияния, а также хорошей военной поддержки. В знаменитой битве при Сэкигахара он победил роды соперников и уже в 1603 году стал сёгуном. Иэясу решил основать сёгунат и перенёс столицу в город Эдо (). В 1639 году сёгунат решил начать проводить внешнюю политику самоизоляции Японии, которая продолжалась 2,5 века, впоследствии получивших название периодом Эдо. Но, изучение рангаку - свод европейских научных знаний продолжалося, преимущественно при помощи голландской торговой фактории на отдельном острове под названием Дэдзима, а также в гавани Нагасаки. В это время появляется национальное культурное движение кокугаку, изучение Японии японцами.

Американский коммондор по имени Мъттью Перри в 1854 году, прибывший на Чёрных коряблях, с помощью военной силы обязал Японию прекратить вести политику изоляции. Это стало отправной точкой в начале новой эпохи Японии, которая вошла в период модернизации.

Современная история Японии

В период Бакумацу, смогла подписать пару неравноправных договоров с отдельными западными державами, что в свою очередь привело её к политическому и экономическому кризису. В 1868 году началась гражданская война Босин, в 1869 году результатом которой стало упразднение всего сёгуната, а также создание специального централизованного государства непосредственно под управлением императора - полная реставрация Мэйдзи. Взяв за основу западные политическую, военные и судебную системы, Кабинет министров Японии создал собственный Тайный совет, а также подготовил к принятию Конституцию Мэйдзи и, конечно же, собрал парламент. Полная реставрация Мэйдзи превратила саму Японскую империю в мировую индустриальную державу. После полной победы в японо-китайской (период 1894-1895, а также русско-японской (период 1904-1905) войнах, Япония смогла обеспечить себе полное господство на Желтом и Японском морях и к себе присоединила Тайвань, Корею, а также южный Сахалин.

В начале 20 века демократический период Тайсё сменился стремительным ростом экспансионизма. Япония смогла принять активное участие на стороне Антанты в Первой мировой войне, расширив при этом собственноё политическое влияние и свою территорию. В 1931 году Япония смогла занять Маньчжурию и создать марионеточное государство Маньчжоу-Го. Лига наций осудила действия Японии и она покинула Лигу. Япония в 1936 году подписала Антикоминтерновский пакт с Германией, а уже в 1941 году смогла присоединиться к странам «Оси». Тогда Япония подписала пакт о полном нейтралитете между Японией и СССР, обязавшись тем самым уважать неприкосновенность и территориальную целостность Маньчжоу-Го и Монгольской народной республики.

Япония в 1937 году вторгается также в другие части Китая, начиная уже вторую по счету японо-китайскую войну (1937-1945), после этого США на Японию накладывает нефтяное эмбарго. 7 декабря 1941 года Япония решила напасть на Пёрл-Харбор и объявила войну Великобритании и США. Японская империя смогла завоевать Гонконг, Маллакку и Филиппины, но в 1942 году сильное поражение в Коралловом море лишило её большого преимущества на море. После известных во всем мире атомных бомбардировок и Нагасаки авиацией США 6 и 9 августа 1945 года, после полного присоединения СССР к масштабным военным действиями против Японии, 2 сентября 1945 года Япония решила подписать соответственный Акт о безоговорочной капитуляции.

Уже в 1947 году Япония решила принять абсолютно новую пацифистскую конституцию, в которой делается большой акцент на современную либеральную демократию. Оккупация Японии многочисленными союзными войсками закончилась только с принятием отдельного Сан-Францисского мирного договора, вступившего в свою законную силу уже в 1952 году, в 1956 году Япония смогла вступить в ООН. Несколько позже Япония смогла добиться рекордного роста экономики, который продолжался практически 40 лет и составлял ежегодно примерно 10 %. В 1991 году отличный экономический рост резко сменился кризисом, из которого эта страна смогла выбраться лишь в 2000 году.

Здесь ощущалось сильное китайское влияние. Особенно сильным оно становится в конце VI в., когда к власти в Китае пришла династия Суй. Вероятно, именно под влиянием ки-тайских государственных традиций в Японии в 604 г. были созданы «17 статей» — сборник законов, в котором был провозглашён прин-цип высшего суверенитета правителя над всеми своими подданны-ми. Однако в реальной жизни в Японии этого времени огромным влиянием продолжали пользоваться знатные аристократические семьи, особенно род Сога, который значительно ограничивал власть правителя.

Переворот и реформы Тайка

В 645 г. принцы правящего рода, опираясь на поддержку аристо-кратического дома Фудзивара, совершили государственный перево-рот, получивший название переворот Тайка (дословно — «великие перемены») и приведший к ликвидации рода Сога. После этого пе-реворота в Японии были произведены реформы государственного управления по китайскому образцу: был создан аппарат централь-ной власти, состоящий из восьми департаментов, а страна была разделена на провинции и уезды во главе с чиновниками, на-значаемыми императором (микадо) .

Институт сёэн

Однако китайская государст-венная модель в Японии не прижилась прежде всего из-за отсутст-вия конкурсной системы отбора чиновников. Должности губерна-торов и уездных начальников в скором времени стали передаваться по наследству и оказались сконцентрированы в руках местных ари-стократических родов. Приобретя в своём уезде земельные владе-ния, чиновники становились почти полновластными хозяевами и стремились к закреплению подвластных им крестьян на своих землях, ведь от количества крестьян зависел их личный доход.

Появление самураев

Что-бы удержать крестьян, а вместе с тем и закрепить свою власть на кон-тролируемой территории, японские аристократы стали создавать вооружённые отряды профессиональных воинов — самураев , пре-доставляя им в пользование условные земельные наделы. В среде са-мураев сформировался кодекс воинской чести — бусидо , в основе которого лежала идея безоговорочной преданности своему господи-ну. Таким образом, в Японии была создана социально-политическая система, весьма схожая с западноевропейским феодализмом .

Опираясь на отряды самураев, крупнейшие аристократические дома вели между собой ожесточённую борьбу, в том числе и за поли-тическую власть.

Установление сёгуната

В 1185 г. Минамото Ёритомо одержал победу над своими противниками из рода Тайра и в 1192 г. принял титул сё-гуна , то есть «военный предводитель». Он стал военным прави-телем всей страны, сосредоточив в своих руках всю власть. Мина-мото Ёритомо конфисковал земли побеждённых противников и пе-редал их в качестве условных пожалований своим самураям. Таким образом, мелкое феодальное землевладение в Японии возобладало над крупным, что стало залогом успешной централизации Японско-го государства . Система сёгуната сосуществовала в Японии с импе-раторской властью на протяжении многих столетий (вплоть до 1867 г.).

Развитие городов

В XIII-XIV вв. расцветают японские города, ремёсла и торговля, которая регулярно велась с Китаем, Кореей и странами Юго-Восточной Азии. Именно в городах образовывались многочисленные корпорации торговцев и ремесленников. Если в XIV в. в Японии было 40 городов, то уже в XV в. их стало 85, а в XVI в. — 269. Разви-тие городов способствовало росту товарно-денежных отношений, обогащало и укрепляло японское общество в целом. Материал с сайта

В 1336 г. после длительных усобиц сёгуном становится Асикага . Его потомки управляли Японией до 1573 г. Сёгунат Асикага был вре-менем усиления феодальных междоусобиц. В 1467-1477 гг. в стране началась кровопролитная война. Власть сёгунов слабела, становясь практически номинальной. В XVI в. Япония распалась на несколько самостоятельных государственных образований, центральное пра-вительство перестало существовать.