Психофизическое развитие любого ребёнка, становление его личности происходит индивидуально. Иногда особенности характера оказывают большое влияние на развитие умений и навыков, усвоение новых знаний. Не все дети могут полноценно работать в группе, некоторые нуждаются в индивидуальных занятиях. Задача педагога при проведении таких занятий - помочь каждому воспитаннику развить свои способности, получить необходимую сумму знаний и навыков, научить ребёнка бороться с излишней застенчивостью или скромностью, поверить в собственные силы.

Значение индивидуальной работы в подготовительной группе детского сада

Индивидуальная работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на ребёнка, учитывающее особенности его психофизического развития. Целью этой работы является создание наиболее благоприятных условий для дальнейшего развития и воспитания дошкольника.

В особом внимании нуждаются воспитанники, которые по каким-либо причинам отстают от группы (часто отсутствуют на занятиях, медлительные, застенчивые, слишком активные) или, наоборот, опережают остальных детей по объёму изученного материала. Отстающим дошкольникам индивидуальные занятия позволяют приобрести знания и навыки, соответствующие уровню знаний основной группы. Наиболее распространёнными в ДОУ являются индивидуальные занятия с логопедом, направленные на коррекцию звукопроизношения и обучение грамоте. В занятиях с психологом нуждаются дети с отклонениями в психическом развитии (неусидчивые, не умеющие контролировать внимание, слишком импульсивные или заторможенные).

В особом внимании педагогов нуждаются ребята с заниженной самооценкой и проблемами в отношениях со сверстниками

В индивидуальных развивающих занятиях также нуждаются воспитанники с яркими способностями к какой-либо деятельности (к пению, рисованию, математике), а также дети с доминирующими познавательными интересами. Со способами диагностики можно ознакомиться в работе «Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотива в аффективно-потребностной сфере ребёнка» .

Как выявить одарённого ребёнка и организовать работу с ним, можно посмотреть на примере статьи Миковой А. Н. «Индивидуальный маршрут развития одарённого ребёнка» , в которой рассказывается о работе с дошкольником, имеющим способности к словотворчеству.

Индивидуальный подход в работе воспитателя необходим. Учёт личностных особенностей каждого подопечного позволит ему правильно спланировать свою работу и обеспечить выполнение основных задач образовательной деятельности. Основой индивидуальной работы является всестороннее изучение уровня психофизического развития, особенностей характера, семейной атмосферы и условий проживания каждого воспитанника. Поскольку воспитанники подготовительной группы (дети 6–7 лет) начинают постепенно готовиться к школе и отходить от игры, важно научить их учиться: воспринимать и усваивать информацию, быть внимательными, проявлять усидчивость, уметь соблюдать правила и требования взрослых.

Задачи индивидуальных занятий

Индивидуальные занятия с воспитанниками подготовительной группы направлены на решение следующих задач:

  • развитие диалогической и монологической речи (расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи);
  • развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, зрительного и слухового восприятия);
  • формирование предпосылок учебной деятельности (чтение, письмо, счёт);
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • сохранение и укрепление физического здоровья;
  • снятие психоэмоционального напряжения, обучение навыкам конструктивного выражения отрицательных эмоций;
  • повышение самооценки и уверенности в себе.

В индивидуальную работу могут включаться от одного до трёх воспитанников одновременно, если они имеют похожие проблемы

Приёмы индивидуальной работы, актуальные для детей 6–7 лет

Индивидуальная работа с дошкольниками основывается на конкретизации общих целей воспитания с учётом личностных особенностей ребёнка и гибком применении методов и приёмов воспитания, направленных на создание наилучших условий для развития именно этого малыша. Необходимость такой работы и её планирование опирается на результаты ежедневных наблюдений педагога.

Индивидуальную работу с дошкольниками проводит воспитатель (во время групповых занятий или в свободное время). Проводят индивидуальные занятия воспитатели или педагоги узкой специализации: логопед, психолог, дефектолог, музыкальный работник, педагог по физическому воспитанию.

В индивидуальном обучении могут использоваться следующие приёмы:

  • индивидуальное взаимодействие с воспитателем или узким специалистом (проведение индивидуального занятия, организация которого может включать любые педагогические методы, соответствующие старшему дошкольному возрасту);
  • выполнение задания на примере, по образцу воспитателя (во время самостоятельной деятельности детей, если у ребёнка что-то не получается, воспитатель демонстрирует алгоритм действий);
  • выполнение по образцу или при помощи сверстников (можно создавать пары или микрогруппы детей, где один из воспитанников нуждается в поддержке; такая организация работы полезна и для ребёнка, исполняющего роль педагога, поскольку учит его умению объяснять и обучать).

Требования к организации индивидуальных занятий

При организации индивидуальной работы необходимо следовать принципам развития личности ребёнка:

  • Учитывать самооценку дошкольника. Дети с заниженной самооценкой часто пассивны, нерешительны, не стремятся активно участвовать в групповых занятиях. Их необходимо чаще поощрять за правильно выполненные задания. При организации индивидуальных занятий желательно подбирать задания адекватной сложности, чтобы ребёнок чувствовал уверенность в своих возможностях.
  • Для повышения эффективности занятий необходимо правильно определить, какой тип памяти превалирует у ребёнка (визуальный, слуховой или моторный) и подбирать упражнения с учётом этого, а также развивать остальные виды памяти. Такую диагностику можно провести с помощью простых тестов, в какой ситуации ребёнок запоминает больше слов - при рассматривании картинок, восприятии на слух или выполнении механических действий (например, при раскрашивании картинок).
  • Сложность задания определяется строго индивидуально: оно должно быть по силам ребёнку, но в то же время не быть слишком простым. При выполнении этого условия индивидуальная работа станет хорошим стимулом развития для дошкольника. Практически педагог, готовясь к занятию, должен иметь заготовку заданий разных уровней сложности. Занятие начинается с простых упражнений, а далее учитывается то, как ребёнок смог выполнить эту работу.
  • Воспитатель должен стремиться организовать самообучение дошкольника. С этой целью проводятся беседы с родителями о создании условий для воспитания и обучения ребёнка дома: как организовать рабочий уголок малыша, какие занятия и игры способствуют улучшению мелкой моторики и развитию речи.

Важно создавать на занятии атмосферу доброжелательности и принятия личности ребёнка

Неоспоримым достоинством индивидуальной работы является личный контакт педагога с ребёнком, в результате которого решаются не только образовательные и развивающие, но и воспитательные задачи.

Проведение индивидуального занятия в подготовительной группе ДОУ

Длительность индивидуального занятия в подготовительной группе составляет не более 30 минут. Необходимость проведения и количество занятий определяются воспитателем и специалистами детского сада.

Таблица: время проведения индивидуальной работы

Время проведения Направленность занятий
Утреннее время, первая половина дня Проводятся индивидуальные занятия по познавательному развитию, коррекции речевых нарушений. А также это время больше подходит для занятий с детьми для отработки каких-либо движений, если дошкольник не успевает их выучить со всей группой.
Малоактивным и необщительным воспитанникам можно давать различные поручения, требующие общения со взрослыми и сверстниками.
Для развития любознательности и познавательной активности можно давать задания понаблюдать за интересными явлениями (например, за поведением рыбок в аквариуме; за тем, как прилетевшие птицы склёвывают корм из кормушки на участке детского сада; как под теплом лучей солнца начинается капель).
Вторая половина дня Эта часть рабочего дня больше предназначена для развития мелкой и крупной моторики: выполнение упражнений по конструированию, рисованию, лепке, а также отработке движений.
Прогулка Во время прогулок индивидуальная работа строится на подборе различных упражнений: кто-то играет с мячом для улучшения координации движений, другие ходят по пенькам для развития равновесия, третьи - перешагивают через препятствия или прыгают со скакалкой.
Время прогулки подходит и для развития речи (разучивание скороговорок, потешек, небольших игр по словообразованию, разгадывание загадок) и для улучшения математических знаний (прямой и обратный счёт, решение простых примеров и задач).

На протяжении всего дня воспитатель находит возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку

Циклограмма индивидуальной работы

В качестве примера можно рассмотреть циклограмму проведения индивидуальной работы в подготовительной группе:

  1. Общение с родителями в период утреннего приёма дошкольников о беспокоящих их вопросах поведения или здоровья ребёнка.
  2. Организация рабочей и в то же время весёлой обстановки в группе, где каждый ребёнок может заняться интересным для него делом (играть, просматривать книжки, мастерить поделки). Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель может поручать кому-то из дошкольников помочь своему товарищу справиться с упражнением (правильно собрать мозаику или вырезать снежинку). Особенно внимательного отношения требуют дети с замкнутым, робким или застенчивым характером. Зная интересы такого ребёнка, педагог может подобрать ему подходящее занятие или включить в игру с другими сверстниками. Воспитанников, отличающихся излишней активностью, необходимо привлекать к занятиям, способствующим снижению уровня возбуждённости (рисованию, конструированию).
  3. Во время приёма пищи воспитатель уделяет внимание осанке своих подопечных: спина прямая, ноги стоят ровно, локти на стол не ставятся. И также напоминает ребятам о правилах использования столовых приборов: «Дети, ложку держим в правой руке, хлеб - в левой. А вилка всегда смотрит вниз». Индивидуальная работа проводится в виде поощрения детей за аккуратность во время еды, неторопливость, отсутствие разговоров и культурные навыки (пользование салфеткой). Если у кого-то возникают затруднения, воспитатель показывает правильный алгоритм действий. Дети с плохим аппетитом также нуждаются в особом внимании, их нужно похвалить за то, что они съели свою порцию.
  4. После завтрака организуются индивидуальные занятия с отстающими воспитанниками.
  5. Проводится небольшая подготовительная работа с нерешительными детьми для повышения их активности в групповом занятии.
  6. Проведение группового занятия.
  7. Подготавливая группу к прогулке, необходимо особенно контролировать часто болеющих детей, чтобы они были одеты в соответствии с погодой. Одновременно закрепляются навыки быстрого и правильного одевания, умения завязывать шнурки на обуви.
  8. Во время прогулки, кроме взаимодействия со всей группой воспитанников, уделяется внимание и индивидуальной работе с отдельными детьми. Эти занятия могут иметь различную направленность (физические упражнения, трудовая деятельность, разучивание коротких стихотворений, скороговорок).
  9. Перед подготовкой к дневному сну необходимо снять повышенное возбуждение у слишком активных детей.
  10. После полдника до времени вечерней прогулки организуются индивидуальные занятия.
  11. Передавая ребёнка родителям, воспитатель старается подробно рассказать о поведении ребёнка в течение дня, его успехах и проблемах, посоветовать литературу, а также проконсультировать по другим вопросам, связанным с воспитанием.

Воспитатель отслеживает состояние воспитанников в течение дня и делится своими наблюдениями с их родителями

Таблица: тематика индивидуальной работы в подготовительной группе

Цели занятия Упражнения и игры
Формирование представления о принятом цветовом обозначении букв и звуков: гласные - красные, глухие согласные - зелёные, звонкие - синие. Дидактическая игра «Стану отличником».
Развитие умения воспринимать зрительную информацию. Формирование навыков чтения, звукового анализа слова. Дидактическая игра «Считаем и читаем», игра-лото «Чтение», лото «Мы со звуком «К» играли».
Закрепление правильного произношения звуков, умения правильно называть гласные и согласные. Логопедические лото: «Звук «Р», «Звук «Ш», «Звук «Л».
Развитие мелкой моторики рук, воображения, усидчивости. Пальчиковые игры, конструирование и вырезание из бумаги, лепка, составление изображений из пазлов и мозаики.
Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП). Можно использовать такие игры:
  • «Назови соседей числа» - ориентировка в пределах числового ряда до двадцати;
  • «Кто знает, пусть дальше считает» - закрепление порядкового счёта;
  • «Измени число» - воспитатель даёт задание, а дети устно вычисляют и показывают ответ с помощью цифры (увеличьте число 2 на 1);
  • «В какой руке сколько» - закрепление состава числа;
  • «Цифры» - закрепление навыка написания цифр, решение примеров;
  • «Сколько не хватает» - развитие умения составлять условия задачи;
  • «Учим цифры» - решение примеров, закрепление образа цифр;
  • «Математическое лото» - упражнение в счёте;
  • «Успей вовремя» - ориентировка во времени;
  • «Назови предыдущее и последующее число» - ориентировка в пределах десятка;
  • «Линии и точки» - развитие умения ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Развитие пространственного воображения и координации движений. Графические диктанты.
Развитие логического мышления, представлений об окружающем мире. Можно использовать настольно-печатные игры:
  • ассоциации «Сказка за сказкой», «Знатоки сказок» - развитие ассоциативного, логического мышления, связной речи, воображения, пополнение словарного запаса;
  • «Кто в доме живёт», «Профессии» - развитие логического мышления, расширение представлений об окружающем мире;
  • «Часть и целое» - развитие логического мышления, внимания;
  • лото «Дикие и домашние животные» - развитие логического мышления, связной речи, воображения, памяти, внимания;
  • «Назови одним словом» - развитие аналитической и синтетической функций мышления, пополнение словарного запаса словами-обобщениями;
  • «Что к чему» - развитие восприятия, внимания, логического мышления;
  • «Подбери узор», «Четвёртый лишний» - развитие восприятия, внимания, логического мышления, умения сравнивать и обобщать;
  • «Подбери по цвету и форме» - развитие логического и наглядно-образного мышления.
Физкультурно-оздоровительная работа. Индивидуальная работа по ФИЗО имеет ту же направленность, что и основные занятия, она проводится с детьми, не успевающими во время работы с группой усвоить разучиваемые движения и навыки:
  • Развитие движений - совершенствование навыков лазания по гимнастической лестнице;
  • «По дорожке на одной ножке» - закрепление умения прыгать на одной ноге;
  • «Кто дальше бросит» - улучшение навыков метания предметов;
  • «Коснись мяча» - закрепление умения бросать и ловить мяч;
  • «Кто дальше прыгнет» - совершенствование техники прыжка;
  • Развитие движений - закрепление умения бросать мяч в цель;
  • Ходьба по буму и спрыгивание на обе ноги - развитие чувства равновесия и умения прыгать с возвышенности;
  • «Мяч об пол» - обучение умению ловить отскакивающий от пола мяч;
  • Катание на самокате - закрепление умения отталкиваться как правой, так и левой ногой, соблюдать равновесие при езде без опоры на дорогу;
  • «Упражнение с воланом» - обучение умению перебрасывать волан из правой руки в левую и обратно.
Развитие музыкальных и творческих способностей. Индивидуальные занятия с музыкальным руководителем могут проводиться с одним ребёнком или с небольшой подгруппой детей. Эти занятия могут иметь различную направленность:
  • обучение игре на музыкальных инструментах;
  • организация музыкально-подвижных игр, хороводов, ритмических движений;
  • музыкально-дидактические игры, направленные на закрепление знаний музыкальных инструментов, основ музыкальной грамотности;
  • рассматривание музыкальных журналов, альбомов с изображением инструментов;
  • инсценировка песен, рисование музыки, развитие творчества детей - придумывание колыбельной для любимой куклы.
Формирование экологических представлений. Индивидуальную работу по теме «Экология» для старших дошкольников можно проводить в рамках организации кружка «Юный натуралист». Работа этого кружка может включать:
  • экскурсии и прогулки в парк, лес, краеведческий музей;
  • организацию сюжетных занятий с использованием опытно-экспериментальной деятельности;
  • беседы с детьми о природе, домашних животных, о необходимости и важности защиты экологии;
  • лекции с использованием демонстрационных мультимедийных технологий;
  • дидактические игры, викторины экологической направленности.

Необходимо учитывать: если все упражнения индивидуального занятия ребёнок выполняет, находясь в сидячем положении, в середине урока должна проводиться физкультминутка.

В ходе индивидуального занятия не следует забывать о чередовании видов деятельности ребёнка

Примеры организации индивидуальных занятий с дошкольниками подготовительной группы

Занятия с отстающими детьми по познавательному развитию проводятся в игровой форме, при этом очень важно установить положительный контакт с ребёнком. Педагог обязательно приветствует воспитанника, в доступной форме рассказывает о том, что будет происходить на занятии. Речевое воздействие всегда вызывает у дошкольника эмоциональный отклик, что способствует установлению положительного контакта.

При проведении индивидуальных занятий с детьми подготовительной группы можно использовать словесные игры. Как и любая игровая деятельность, они создают положительный эмоциональный фон и одновременно способствуют совершенствованию речи, памяти, внимания, мышления, расширяют кругозор. В то же время эти игры не требуют сложного оборудования и могут проводиться как в группе, так и во время прогулок. Начинать нужно с более простых заданий, далее условия игры понемногу усложняются. Например, Паньшина Мария в конспекте индивидуального занятия , направленного на развитие словесно-логического мышления в подготовительной группе, приводит подробный конспект всех дидактических игр, проведённых с дошкольником.

Мотивировать ребёнка можно ярким наглядным пособием или картинкой. Для повышения мотивации на индивидуальном занятии используются наглядные методы: показ картинок, предметов, игрушек, наблюдение явлений природы (при проведении занятия во время прогулки). Вот несколько примеров:

  • Игра «Для какой профессии эти инструменты?»: подобрать изображения инструментов и соответствующие изображения людей различных профессий. Ребёнок должен правильно определить пары картинок.
  • Пономарёва Мария в статье об индивидуальном занятии с детьми подготовительной группы «Подарки осени» показывает, что для мотивации ребёнка можно использовать изображение, составленное из кубиков. В этом задании в рисунке, характеризующем осень, сделаны ошибки, и дошкольник должен назвать, что именно не соответствует осенней поре года.
  • Изображение можно использовать как основу для обсуждения. Например: «Рассмотрим натюрморт Ильи Машкова «Хлебы». Какие продукты изображены художником на картине?».
  • Для организации занятия можно использовать различный стимульный материал: бланки с заданиями, макеты, разрезные картинки, азбука. приводится в статье Закеловой Оксаны.

    Стимульный материал - это любые предметы, изображения, звуки и символы необходимые для проведения тестирования.

В индивидуальной работе используется разнообразный дидактический и игровой материал

Для повышения мотивации индивидуальное занятие может включать в себя практическую деятельность. Особенно это важно для детей, обладающих повышенным познавательным интересом. Дошкольников можно привлекать к проведению элементарных опытов с водой, снегом, воздухом, звуками, светом, магнитами, увеличительными стёклами, сыпучими материалами.

Иногда занятие организуется как волшебное путешествие в страну знаний, где могут встретиться интересные задания и приключения. Статья Дурневой Марины «Индивидуальное логопедическое занятие для ребёнка 6–7 лет» подробно рассказывает, как его можно организовать.

Видео: открытое индивидуальное логопедическое занятие

Видео: фрагмент индивидуального занятия с психологом

Видео: индивидуальное музыкальное занятие

Планирование индивидуальной работы в подготовительной группе

Каждый воспитатель, составляя ежедневный план работы, знает, с каким ребёнком и по какой теме необходимо провести индивидуальное занятие. Оформить планирование индивидуальной работы можно так, как представлено в таблице.

Таблица: календарное планирование воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе (фрагмент)

Автор Гинятова С. З., воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида группами для тубинфицированных детей N61», г. Нижнекамск, Республика Татарстан.
Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Самостоятельная деятельность
детей
Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах
Групповая
форма работы
Индивидуальная
форма работы
Утро
  • Коммуникация,
  • познание,
  • физкультура,
  • социализация,
  • труд.
  • Беседа о летнем отдыхе в деревне.
    Ц.: показать детям отличия и особенности деревенской жизни.
  • Продуктивная деятельность «Деревенский дом».
    Ц.: учить передавать полученные знания в рисунке.
С Владиславом и Алией закрепить умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счёт). Рассматривание мягких игрушек.
Ц.: продолжать учить составлять сказочные истории о них.
  • Дидактическая игра «Назови ласково». Ц.:воспитывать желание использовать в речи ласковые слова.
  • Настольная игра «Собери сказку».
    Ц.: развивать внимание, усидчивость.
НОД
  • Коммуникация,
  • познание,
  • физкультура,
  • социализация,
  • чтение худ. литературы,
  • музыка.
Коммуникация
(тат. язык).
  • Худ. тв-во,
  • познание,
  • чтение худ. литературы,
  • труд,
  • физкультура.
Худ. тв-во (рисование).
Тема: «Котёнок».
Эльвире и Диане помочь правильно пользоваться жёсткой кистью.
  • Музыка,
  • чтение худ. литературы,
  • физкультура,
  • коммуникация
Музыкальное занятие.
  • Физкультура,
  • чтение худ. литературы,
  • безопасность,
  • здоровье,
  • труд.
ФИЗО.
Прогулка
  • Труд,
  • познание,
  • коммуникация,
  • физкультура,
  • чтение худ. литературы,
  • социализация.
Наблюдение за деревьями.
Ц.: отметить изменения внешнего вида деревьев.
С Владиком и Дашей учить технику прыжка в длину с места. Коллективный труд на участке ясельной группы.
Ц.: воспитывать трудолюбие.
Подвижная игра «Волк во рву».
Ц.: закрепить правила игры.
Вечер
  • Познание,
  • коммуникация,
  • социализация,
  • музыка,
  • чтение худ. литературы.
Чтение А. Барто «Дозор».
Ц.: продолжать учить анализировать героев произведений.
  • Поговорить с Дилярой о культуре поведения в детском саду.
    Ц.: воспитывать культуру поведения.
  • Дидактическая игра «Лети, жёлтый лепесток».
    Ц.: развитие представления о недельном цикле; пополнение знаний о цветах.
Беседа «Что есть в нашем городе для детей».
Ц.: продолжать учить детей рассказывать о родном городе
Самостоятельные игры детей.
Ц.: продолжать учить детей самостоятельно организовывать свой досуг.
Цит. по: http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac771.html

В ежедневном плане указывается индивидуальная работа с конкретным ребёнком.

Планируя индивидуальную работу, педагог учитывает уровень развития тех или иных способностей каждого воспитанника

Карта индивидуального развития воспитанника подготовительной группы

Новый стандарт образования ставит задачу индивидуализации воспитательного процесса. Каждому ребёнку необходимо создать наиболее благоприятные условия для развития его способностей и раскрытия творческого потенциала. Чтобы решить эту задачу, необходимо знать личностные и психофизические особенности каждого ребёнка. Для систематизации сведений предлагается использовать «Индивидуальную карту развития ребёнка», в которой будут отражаться сведения о дошкольнике, характеризующие особенности его развития на протяжении всего периода пребывания в ДОУ.

Таблица: составление карты индивидуального развития дошкольника

Разделы карты Вносимая информация Примечание
Общая информация о дошкольнике В этот раздел заносится следующая информация:
  • дата зачисления в ДОУ;
  • откуда прибыл;
  • психофизические особенности (какая рука рабочая, речевые навыки, характер и темперамент, работоспособность, умение воспринимать и запоминать информацию, какой вид памяти преобладает, умение анализировать и логически мыслить);
  • состоит ли на учёте по медицинским показаниям;
  • степень адаптации к нахождению в ДОУ;
  • характеристика семьи.
Эти сведения могут изменяться.
Диагностика развития ребёнка В этот раздел заносится оценочная информация по каждой образовательной области, в том числе:
  • степень грамотности речи, умение ребёнка правильно выполнять словообразование, составлять предложения;
  • ориентация дошкольника в математических понятиях, умение считать, сравнивать, выполнять вычисления и решать задачи;
  • развитие кругозора, представлений об окружающем мире, роли человека в природе, что такое семья.
Оценивание проводится воспитателем на основе наблюдений за поведением ребёнка в различных ситуациях.
Можно разработать балльную систему, например:
  1. Низкий уровень: не понимает, слабо ориентируется.
  2. Достаточный (средний) уровень: частично понимает, либо с помощью взрослого, либо в конкретной ситуации.
  3. Оптимальный (высокий) уровень: хорошо понимает, осознаёт, применяет.
Диагностика планируемых целевых ориентиров В качестве целевых ориентиров можно использовать социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка, взятые из Стандарта образования. При проведении диагностики можно воспользоваться приведённой выше трёхбалльной системой.

В настоящее время принцип индивидуализации образовательно-воспитательного процесса является одним из важнейших направлений развития педагогики ДОУ. Личностный подход позволяет поднять качество воспитания на новый уровень. Организация индивидуальных занятий с дошкольниками подготовительной группы даёт возможность педагогическому коллективу ДОУ подготовить каждого выпускника детского сада к дальнейшей учебной деятельности.

Валерия Попова
План индивидуальной работы в подготовительной группе

Индивидуальная работа с детьми (Подготовительная группа )

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ

Д/и «Назови известных богатырей» Ц : Уточнить знания об истории страны.

Д/игра «Назови слова в котором второй звук гласный»

Отгадывание загадок о «Воде» Ц : развивать логическое мышление память.

Настольная игра «Сложи квадрат»

Ц : закреплять умение сказывать квадрат из разных частей, без опоры на образец.

Д/и «Деление круга на части»

Ц : учить правильно обозначать части целого. (половина, одна часть из двух одна вторая)

Лепка «Монумент памяти»

Конструирование «Георгиевская ленточка» Чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ

Игра «Подбери рифму»

Ц : способствовать развитию слухового внимания.

Д/игра «Составление загадок о животных жарких стран»

Ц : формировать грамматический строй речи.

Игра-головоломка «Листик» .

Ц : продолжать учить составлять целое из частей.

Д/и «Кто как движется?»

Ц : закрепить знания о способах передвижения насекомых.

Рисование

«Художники – реставраторы»

Изготовление из природного материала

«Гусеница» Чтение «Экология в картинках «Птичий город на деревьях»

Заучивание отрывка из стихотворения Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ

«Найди картинку» Цель : учить детей подбирать иллюстрацию к образному описанию.

Д/и «Признаки настоящей дружбы» Ц : укрепить дружеские отношения между детьми.

Д/и «Сундучок»

Ц : дать описательный характер предмета по цвету, форме.

Д/и «Считай не ошибись»

Ц : закреплять в прямом и обратном счете.

Раскраски по темам

«Разные виды росписи»

«Дорисуй ладошку» Чтение А. Барто «Я расту»

Чтение Е. Чарушин «Почему Тюпу назвали Тюпой»

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ

Д/и «Хорошо – плохо»

Ц : рассмотреть различные ситуации, оценить поступки героев.

Д/и «Поиграем –угадаем»

Ц : развитие связной речи

Д/и «Кто больше назовет школьных принадлежностей»

Ц : закреплять названия школьных принадлежностей.

Д/и и «Веселая неделька»

Ц : Упражнять в названии дней недели в прямой и обратной последовательности.

Раскрашивание букв

«День знаний»

Конструктивно- модельная деятельность

«Тетради и учебники» Обсуждения произведения М. Червинского

«Стих об одном школьнике»

Слушание песни

«Учат в школе»

Публикации по теме:

План индивидуальной работы с детьми Индивидуальная работа с детьми День недели Развитие речи. Связная речь. Словарная работа. ФЭМП (формирование начальных математических.

Перспективный план индивидуальной работы в группе раннего возраста В своей работе, мы, воспитатели особое внимание уделяем индивидуальной работе с детьми. я разработала примерное планирование индивидуальной.

План индивидуальной коррекционной работы 1. Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям. 2. Развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для.

План индивидуальной работы Месяц Февраль 2016г. Основные задачи коррекционно-развивающей работы Формировать умение сравнивать две группы предметов, уравнивать неравные.

План индивидуальной работы воспитателя План индивидуальной работы воспитателя Вид, тематика, место проведения методического мероприятия, в рамках которого проводилось открытый.

План индивидуальной работы Организационные мероприятия: установочная конференция, знакомство с планом работы. Знакомство с базой ДОУ, с задачами, направлениями, своеобразием.

Когда ребенок переходит из старшей в подготовительную группу детского сада, это означает, что следующим шагом на пути его развития станет поступление в школу. Именно в этот период детям 6-ти лет уже не столь интересны игры. Они начинают осваивать навыки обучения. На этом этапе важно помочь дошкольнику овладеть навыками, которые помогут легче осваивать новые знания: концентрировать внимание на информации, быть дисциплинированным и усидчивым.

Ребенок должен получить новые знания и умения для того, чтобы быстро влиться в школьный коллектив и адекватно воспринимать школьную программу. Важную роль в этом играет и индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе.

При планировании работы с детьми педагог продумывает взаимодействие с конкретным ребенком. Как правило, такая индивидуальная работа педагога с ребенком в подготовительной группе - одна из самых эффективных.

На момент проведения игры или занятия все внимание педагога отдается одному малышу, и он может вовремя заметить трудности, направить воспитанника, подсказать, скорректировать.

Картотека индивидуальной работы в подготовительной группе

Для оценки эффективности работы педагога необходимо разработать план, по которому в дошкольном учреждении будут проводиться занятия, тренировки и познавательные мероприятия. Незаменимую помощь воспитателям в качестве руководства окажет разработанная картотека индивидуальной работы в подготовительной группе.

Именно картотека индивидуальной работы педагога с воспитанниками содержит необходимые данные о последовательности занятий, экскурсий и другой нагрузки, которую необходимо организовать дошкольникам в подготовительной группе.

Скачать картотеку с целями по индивидуальной работе в подготовительной группе
Скачать в.pdf

Формы индивидуальной работы с детьми в подготовительной группе

Существует большое разнообразие форм работы с дошкольниками подготовительной группы. Это игры, экскурсии, беседы, эксперименты, целевые прогулки, специальные занятия, чтение книг, разглядывание иллюстраций и т.д.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

По формированию элементарных математических представлений используются дидактические игры:

  1. Игры с цифрами и числами. Для закрепления счета в прямом и обратном порядке. Воспитанники, играя в дидактические игры “Какой цифры не стало?”, “Путаница”,“Исправь ошибку”, учатся без труда оперировать числами и словесно сопровождать свои действия. Подобные игры помогают детям, отстающим по программе, усваивать материал.
  2. Игры - путешествия во времени. Помогают дошкольникам закрепить знания о времени, днях недели, названии всех месяцев года. Это такие игры, как “Назови скорее!”, “Живая неделя”, “Сколько времени?”, “Двенадцать месяцев”.
  3. Игры на ориентирование в пространстве. Их задача: научить или закрепить умение воспитанников ориентироваться в пространственных ситуациях, специально созданных, и определять свое местонахождение по условию задачи. Это игры - “Расскажи про свой узор”, “Найди похожую”, “Путешествие по комнате”, “Художник” и др. Дети посредством этих игр учатся находить слова для обозначения положения предметов.
  4. Игры с геометрическими фигурами. Воспитанникам дается задача узнать в окружающих предметах форму треугольника, круга, квадрата, прямоугольника, овала. Такие игры, как “Составь квадрат”, “Танграм”, “На что похожи” и т.д.
  5. Игры на логическое мышление. Примеры: “Мельница”, “Чем отличаются”. Они нацелены на тренировку мышления детей при выполнении действий.

Для индивидуальной работы в подготовительной группе по развитию речи используются:

  1. Словесные игры. Развивают у детей сообразительность, внимание, связную речь, быстроту реакции. Воспитанники в таких играх должны сами находить признаки сходства и различия предметов, группировать их по свойствам, описывать, отгадывать предметы по описанию, выделять присущие им признаки. Это народные игры типа “Черное и белое”, “Краски” и т.д.
  2. Настольно-печатные игры. Способствуют систематизации знаний детей об окружающем мире, развитию мыслительных процессов и операций. Примеры таких игр: “Парные картинки”, “Лото”, “Домино”, складные кубики и разрезанные картинки, “Лабиринт”.
  3. Игры с предметами. Можно использовать не только игрушки, но и реальные предметы. С помощью таких игр воспитанники узнают признаки и свойства предметов, учатся их классифицировать. Это игры с народными дидактическими игрушками (матрешками, бочонками, грибками, шарами), бирюльками, мозаикой, природными материалами.
  4. Мнемотаблицы, схемы. Это система различных приемов, облегчающих процесс запоминания у детей, и увеличивающих объем их памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Для индивидуальной работы в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию используются:

  1. Игры с предметами. Дошкольники знакомятся со свойствами различных предметов и их признаками: цветом, размером, формой, качеством. Примеры таких игр: “Создай портрет”, “Лесная полянка”, “Занимательная палитра”, “Составь букет”.
  2. Настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино. Решают различные задачи развития. Дети любят такие игры, для них это увлекательное занятие.
  3. Словесные дидактические игры. Учат воспитанников обобщать явления, классифицировать и относить предметы к той или иной категории.

Для индивидуальной работы в подготовительной группе по развитию мелкой моторики рук детей педагоги применяют пальчиковые игры, лепку, конструирование из бумаги, просто конструирование, мозаику, пазлы.

Для индивидуальной работы в подготовительной группе в области развития логического мышления, стимулирования психических процессов у детей, формирования знаний об окружающем мире используются настольно-печатные игры. Примеры таких игр: “Знатоки сказок”, “Сказка за сказкой” (ассоциации), “Кто в доме живет?”, “Часть и целое”, “Назови одним словом”, лото “Дикие и домашние животные”, “Профессии”, “Подбери по цвету и форме”.

Индивидуальная работа узких специалистов в подготовительной групп

В штате практически каждого дошкольного учреждения присутствует музыкальный руководитель, учитель-логопед (дефектолог), педагог-психолог, специалист по физическому воспитанию и по изодеятельности. В их планы также включается индивидуальная работа с детьми в подготовительной группе

Учитель-логопед занимается развитием речи дошкольников, при необходимости ставит отдельные звуки. Педагог по физическому воспитанию оценивает двигательное развитие детей и корректирует в случае отставания. Музыкальный руководитель формирует общую музыкальность воспитанников (сенсорные способности, чувство ритма, ладовысотный слух), развивает выразительность движений, певческий голос.

Планомерная работа всех специалистов в совокупности выступает гарантом всестороннего развития дошкольника. А если ребенок развивается, значит подготовка к школе происходит наилучшим образом. Еще один бесспорный плюс индивидуальной работы в подготовительной группе - личный контакт воспитателя с ребенком, в ходе которого решаются помимо образовательных еще и воспитательные задачи.

План индивидуальной работы с детьми в подготовительной группе на год

План индивидуальной работы в подготовительной группе с детьми на год - это подробно разработанная педагогом программа под каждое направление развития дошкольника. Если рассматривать, например, физическое воспитание, то в плане будут расписаны дни и часы проведения тренировочных занятий, пробежек, гимнастических упражнений. Будут зафиксированы нужные нормативы.

Индивидуальная работа проводится также во время прогулок в подготовительной группе. На свежем воздухе замечательно проходят занятия по изобразительному искусству, когда дети рисуют то, что видят во время прогулки.

В детстве ярко проявляются особенности характера и темперамента, способности и интересы личности ребенка. Нет детей с одинаковыми привычками и поведением, знаниями и умениями. У всех дошкольников разный уровень развития.

Существуют показатели психофизического развития, которые учитываются при планировании с индивидуальной работы:

  • характеристики переключения мыслительных процессов (стереотипность и гибкость мышления, способность устанавливать взаимосвязи и т. п.);
  • уровень знаний (осознанность и действенность);
  • характер и длительность работоспособности;
  • степень активности и самостоятельности;
  • личное отношение к обучению;
  • наличие познавательных интересов;
  • степень волевого развития.

Дети все разные, но их всех надо воспитывать и развивать, но как?

В этом случае просто необходим индивидуальный подход к детям. Он нужен во всех видах деятельности и на протяжении всего дня. В нашей подготовительной группе ежедневно проходит индивидуальная работа с детьми. В этой группе это особенно важно, так как, в этом возрасте необходимо научить ребенка учиться: усваивать информацию, проявлять усидчивость и дисциплинированность.

Индивидуальную работу с детьми проводим во время приема детей, когда еще не все пришли, на прогулке, после тихого часа или вечером. А так же во время, когда дети заняты свободной деятельностью, то есть играют в группе. В это время предлагаем ребенку поиграть, порисовать, рассмотреть иллюстрации в книге и т.д.

Проводятся дидактические игры

«Логические цепочки»

«Четвертый лишний»

«Подбери по цвету»

Цель: Развитие умения группировать предметы по цвету.

«Собери картинку»

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, развитие логического мышления.

«Кто что делает?»

«Части суток»

«Собери фигуру»

Цель: развивать мелкую моторику рук и воображение.

«Состав числа»

Цель: закрепить математические навыки.

«Справа, слева»

Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве.

«Что изменилось?»

Игры на развитие словарного запаса и связной речи

«Назови как можно больше животных»

«Опиши игрушку»

«Составь рассказ по картинке»

«Назови ласково»

Цель: формировать умение образовывать ласкательные существительные.

Игры для развития мелкой моторики

«Мозаика»

, «Шнуровка»,

игры с прищепками

спортивные игры.

Индивидуальную работу по физическому воспитанию строим на основе возрастных и индивидуальных особенностей детей. Составляя план индивидуальной работы, учитываются двигательные интересы ребенка. Детям предлагаются разнообразные задания и игры. Например,

Игры с мячом

«Пройди по дорожке»

прыжки с места на двух ногах, перепрыгивание через скакалку, попадание в цель,

игры с использованием обруча

Осуществляется взаимодействие с учителем-логопедом, педагогом-психологом. Проводится работа по исправлению неправильного звукопроизношения и эмоциональному развитию.

Систематическое проведение индивидуальной работы с ребенком или с небольшими группами детей обеспечивает хорошую подготовку к обучению в школе, а также развитие интеллектуальных и личностных качеств ребенка. Еще один плюс такой работы - личный контакт педагога с ребенком, в ходе которого решаются как образовательные, так и воспитательные задачи.