Современные инновационные технологии обучения на уроках английского языка

Новые веяния нашего времени заставляют отвечать на них модернизацией школьного образования. Эти веяния порождают новые требования к образованию, основная цель которого - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина. Эффективность учебно - воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно - образовательной средой - системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

Учитель иностранного языка учит детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам. По мнению Е.И. Пассова, автора коммуникативного метода, коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое использование языка. Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика. Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно - коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи.

Современные инновационные формы обучения характеризуются высокой комуникативною возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний, умений и навыков говорения и аудирования, они эффективно развивают коммуникативную компетенцию школьников. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, так как обществу нужны люди, которые быстро ориентируются в современном мире, самостоятельные и инициативные, преуспевающие в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Такими технологиями являются инновационные формы обучения: ролевая игра, метод проекта, драматизация, ИКТ, скайп технологии. Основная задача заключается в выборе методов стимулирования активной познавательной деятельности учащихся, реализации творческого потенциала каждого участника инновационной деятельности. Цель учителя заключается в выявлении возможностей инновационных форм обучения, в повышении результативности обучения, развития креативных способностей школьников на уроках иностранного языка.

Инновационная деятельность - это одна из самых доступных и эффективных форм развития навыков коммуникативной компетенции у школьников, создает условия для социализации личности и развития его самостоятельности, креативности и активности. Важным компонентом является создание комфортных психологических условий, в которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность.

Проектная технология-технология, которая стимулирует интересы школьников и развивает желание учиться, связанная с выполнением различного рода проектов. Использование этой технологии позволяет предвидеть все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.

Выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса и мотивации к изучению данного предмета. Значительно активизируется деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время. Даже слабые ученики проявляют интерес к языку во время выполнения творческих заданий. Выполняя задачи проекта, учащиеся получают возможность практически применить знания иностранного языка. Школьники сами находят необходимую информацию, содержащую ценный страноведческой, лексический, грамматический материал, используя для этих целей не только материал учебника, но и другие источники информации.

ИКТ - технологии. Традиционная система образования уступает место новым информационно-коммуникативным технологиям (ИКТ). На сегодняшний день знание одного или нескольких иностранных языков является одним из приоритетов современного образования. Знание иностранных языков, владение современными информационными технологиями в значительной мере помогают стать интеллектуальным, высокообразованным членом общества, поэтому знание и овладение ИКТ становится обязательным для подрастающего поколения и учителя - для наиболее эффективной организации учебного процесса при овладении иноязычной культурой.

Компьютер в учебном процессе становится незаменимым средством развития, воспитания, формирования коммуникативных способностей учащихся.

В настоящее время наши ученики уже несколько лет выполняют проекты на компьютере используя разные программы. Хочется отметить, что проекты детей усовершенствовались тем, что раньше это были просто слайды с информацией и картинками или фотографиями, а сейчас это уже настоящие красочные и интересные фильмы - ролики. В презентациях ученики используют эффекты анимации, слайд-шоу, собственные видео, гиперссылки, музыкальное сопровождение. Созданием проектов заинтересовались и родители учеников, которые также активно стали участвовать в этом процессе.

При использовании компьютера и других интернет ресурсов все внимание мы обращаем на ребенка, повышаем ее познавательную, творческую активность, развиваем речевую деятельность, формируем коммуникативные навыки. Использование World Wide Web сайтов помогают развивать межкультурную компетенцию учащихся. Сайт City Net (http://www.city.net /) делает возможным путешествие по разным странам, посещение парков, осмотр памятников и любых других достопримечательностей. Здесь можно найти все о выбранной стране - от фотографий памятников до полного отчета о природных ресурсах и искусство страны изучаемого.

Если посетить страницу MEDIA LINK (http://www.mediainfo.com/emedia /) можно узнать, где и какие существуют газеты и превратить классную комнату в агентство новостей, а своих учеников - в первоклассных репортеров. Такой вид деятельности используется в работе со старшеклассниками, так как он включает в себя чтение в большом объеме. Практически все значимые газеты в мире имеют свои web-страницы.

Media сайты на английском языке : THE WASHINGTON POST (http://www.washingtonpost.com /) CNN World News (http://cnn.com/world), ABC News (http://www.abcnews.go.com / index.html), BBC World Service (http://www.bbc.co.uk/worldservice), The Washington Times (http://www.washtimes.com/) The New York Times (http: // www. nytimes.com /)

Эти сайты предоставляют возможность не только прочитать статьи, но и прослушать новости, на многих языках; сопровождают свои публикации помимо звукового еще и видео сопровождением.

Для развития межкультурной компетенциии можно использовать работу с различными образовательными сайтами, например, Bilingua - сайт, предлагающий различные речевые упражнения и курсы, организацию чатов. Упражнения проверяются носителями языка. Ученики также могут выступать в роли учителя и проверять упражнения, выполненные иностранцами на русском языке.

На уроках и во внеурочной деятельности мы используем онлайн тесты для подготовки к контрольным работам. Онлайн тесты помогают проверить на каком этапе овладения грамматического или лексического материала находится тот или иной ученик.

Скайп-технологии. В последнее время общение в программе «Скайп» стало очень популярно, этот сервис позволяет легко и быстро связаться с родственниками и друзьями, обменяться бесплатные видеозвонками, обсудить новости в чате.

Скайп-конференции с учениками (учителями) из других стран проводятся на английском языке, создают аутентичные условия для общения, способствуют снятию языкового барьера, побуждают к использованию языка.

В процессе Скайп - общения ученики из разных стран, изучающих английский язык как иностранный (или как родной), общаются между собой на разные темы.

Использование Скайп - технологий для общения широко известно, однако применение в школе осложняется несколькими факторами. При организации Скайп-конференций могут возникать как объективные, так и субъективные трудности.

Для того чтобы Скайп - конференция не закончилась разочарованием из-за проблем с оборудованием, важно сделать тестовый звонок и определить уровень шума и особенности организации конференции: использование компьютера и вывода изображения на большой экран или только экран ноутбука. Если позволяет уровень связи, то выводить изображение и звук, или только звук при плохом качестве связи.

Размещение учащихся при проведении конференции должно быть организовано так, чтобы удобно было выступать и легко меняться местами выступающим, а зрителям было бы хорошо слышно и видно обе стороны.

Как показывает опыт, с начинающими (ни разу не участвовавшими в интернет-общении с иностранными сверстниками) лучше начинать, когда тема отработана и участники конференции подготовили учебные рассказы, они с меньшим волнением начнут беседу.

Использование наглядности помогает ученикам справиться со стрессом, способствует спокойному общению.

Каждое участие в Скайп-конференции для ребенка - это стресс, поэтому к выступлению учеников нужно подготовить психологически. Перед началом работы прочитать небольшую лекцию о сетевом этикете, определить круг универсальных тем, которые можно обсуждать с любыми партнерами по Скайп - общению, вопросы, которые не стоит задавать: они касаются религиозных убеждений, дохода и семейного статуса другого человека.

Одной из проблем, которую нужно решить заранее, является ощущение «ложной вседозволенности» у учащихся. Ученики часто предполагают, что партнеры по Скайп - общению, которых они видят первый раз в жизни, не знают русского языка и не смогут догадаться о значении русских слов и жестов. При виде необычной внешности, одежды, окружения участников конференции нашим школьникам бывает трудно удержаться от возгласов или комментариев. Беседа о толерантности и культуру общения перед каждым мероприятием нацелена на выработке выдержки и спокойствия при общении.

При соблюдении этих условий организация и проведение Скайп-конференций принесет только положительные эмоции.

Таким образом, использование программы Скайп в учебном процессе помогает создать условия для реального общения учащихся на английском языке, способствует формированию коммуникативной компетенции, готовности осуществлять эффективное иноязычное межличностное и межкультурное общение.

Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, его неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, оптимально соответствующие поставленной цели -развитию личности. Инновационные формы обучения способствуют организации и активизации учебной деятельности школьников, повышают результативность обучения, создают благоприятный микроклимат на уроках английского языка.

Тема: «Инновационные технологии в преподавании английского языка»

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя – активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученное™, склонностей и т.д.

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают:

изучение лексики;

отработку произношения;

обучение диалогической и монологической речи;

обучение письму;

отработку грамматических явлений.

Возможности использования Интернет – ресурсов огромны.

На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.

Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.

^ Новые информационные технологии в обучении английскому языку

Содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении. Р. Вильяме и К. Макли в своей статье “Компьютеры в школе” пишут: “Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может “дружелюбно” общаться с пользователем и в какие-то моменты “поддерживать” его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания”.

Основная цель изучения иностранного языка в средней школе – формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета.

Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, что мотивирует изучение структуры и словаря иностранного языка, которые служат этой цели. Таким образом, внимание учащихся концентрируется на использовании форм, нежели на них самих, и обучение грамматике осуществляется косвенным образом, в непосредственном общении, исключая чистое изучение грамматических правил.

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:

электронную почту (e-mail); телеконференции (usenet); видеоконференции;

возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;

доступ к информационным ресурсам:

справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy); поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite); разговор в сети (Chat).

Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке.

Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственное рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы.

^ Обучение аудированию, чтению, письму с помощью Интернета

Интернет – превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. Таким образом, можно с помощью Интернет превратить классную комнату в агентство новостей, а своих учеников – в первоклассных репортеров. Такой вид деятельности подойдет для старших классов, так как включает в себя объемное чтение и искусство интерпретации, беглую речь.

Можно предложить ученикам работать по двое или по трое, исследовать статьи, охватывающие все стороны жизни: передовицы, спорт, погоду, культуру… Преимущество такой работы заключается в полной вовлеченности всего класса в сочетании с дифференциацией заданий: сильные ученики могут заняться исследованием более трудных статей, в то время как более слабым можно поручить отчет о погодных условиях или что-нибудь из области культуры.

Обучение письму

Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты,

^ Интернет, как средство коммуникативности

В настоящее время приоритет отдается коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и гуманизации обучения.

^ Коммуникативный подход – стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним, а так же на осознание требований к эффективности высказывания.

Одним из новых требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием Интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью.

Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Более того, Интернет развивает навыки, важные не только для иностранного языка. Это, прежде всего, связано с мыслительными операциями: анализа, синтеза, абстрагирования, идентификации, сравнения, сопоставления, вербального и смыслового прогнозирования и упреждения и т.д. Таким образом, навыки и умения, формируемые с помощью Интернет-технологий, выходят за пределы иноязычной компетенции даже в рамках “языкового” аспекта. Интернет развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность в себе и их способность работать в коллективе; создает благоприятную для обучения атмосферу, выступая как средство интерактивного подхода.

Сайты, развивающие знание английского языка

Несомненно, Интернет может использоваться в качестве эффективного приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений, проверки знаний. Сюда входят всевозможные тренировочные лексические, грамматические, фонетические упражнения, тесты на чтение, грамматику, IQ-тесты и т.д. Преподаватели или сами школьники могут находить такие сайты на WWW.

Инновационные технологии при обучении иностранному языку в начальной школе.

“Всякий новый век, давая нам новое знание, дает нам новые глаза”. Эти слова Г.Гейне соответствуют тому, что происходит сегодня в отечественном образовании. Стандарты второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт), можно назвать “новыми глазами” образования, поскольку именно в формате стандарта зафиксированы требования государства и общества к целям образования. Ключевые цели внедрения ФГОС напрямую связаны с изучением иностранных языков . Поэтому владение иностранным языком становится одной из важнейших компетентностей современного человека. Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.

Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.

Технология модульного обучения.

Основными задачами школы являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучения, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендации по выполнению этих заданий. Модуль - целевой функциональный узел, в который объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием.

Модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать свою работу и работу своего товарища. Необходимо чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль учителя при модульном обучении сводится к управлению работой учащихся. При такой организации работы я имею возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных учащихся. Возможности модульной технологии обучения огромны, так как, благодаря ей, центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением – мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.

Технологии развития критического мышления.

Современная модель образовательного процесса ориентирована, как известно, на переход от «школы знаний» к «школе мышления», что требует, кроме прочего, овладения стратегиями познавательной деятельности. Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и не стандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Развитие критического мышления - это «...подход в обучении, ориентированный на развитие самостоятельной творчески мыслящей личности, на самореализацию «я» ученика, на развитие творческого потенциала ученика, чтобы он смог применить полученные знания в дальнейшей жизни и легко адаптироваться в окружающем мире».

На своих уроках я применяю следующие виды работ:

Корзина идей, понятий. имен или кластер.

Механизм ЗУХ (заполнение таблицы в конце урока знаю, узнал, хочу узнать).

Пометки на полях (" v " я так и думал, "?" не очень понятно, "+" новая информация).

Синквейн.

Перевернутые логические цепи.

Технология электронно-интерактивного обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечены в процесс познания. Интерактивная деятельность на моих уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими.

Так, на базе сайта "Одноклассники" нами была создана интернет-группа " Funny English ". Учащиеся начальных классов также являются членами этой группы. Ребятам очень нравится общаться, создавать фотоальбомы на заданные темы, участвовать в обсуждении различных вопросов. В ходе работы в интернет-группе учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Дистанционное обучение. В еб-квест технология.

Дистанционное обучение - это сложный процесс, требующий значительных усилий, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Поэтому начинающим учителям я бы посоветовала технологию веб-квеста. " Quest" в переводе с английского языка – продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой . Образовательный веб-квест – это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу». Впервые веб квест был использован в 1995 году Берни Доджем. Веб-квест является веб-проектом, в котором все материалы, предъявляемые учащимся, исходят из Интернета. Дизайн веб-квеста предполагает рациональное планирование времени учащихся, сконцентрированного не на поиске информации, а на ее использовании. Основное отличие веб-квеста от простого поиска информации заключается в следующем:

    наличие проблемы

    поиск информации по проблеме осуществляется в Интернете

    решение проблемы принимается всей группой

Работа над веб–квестом на начальном этапе развивает такие умения как умение сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно. Учащиеся не просто собирают информацию, но и трансформируют ее, чтобы выполнить задание.

Работу над веб–квестом осуществляю поэтапно:

1-й этап – предварительная подготовка. Определяю для себя тип веб-квеста – для кратковременной (1-3 урока) или длительной работы (четверть, учебный год, полгода); как будет выполняться веб-квест – индивидуально или в группах; каков будет конечный результат. На этом же этапе отбираю ресурсы сети Интернет.

2-й этап – оформляю веб-квест, придерживаясь определенной структуры, которая сложилась за время его существования: введение, задание, процесс работы, информационные ресурсы, оценивание.

Технология проектов.

Основываясь на понятиях технологии обучения и проектирования, мы рассматриваем проектную методику как совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта.

Организация работы по проекту предполагает следующие этапы:

Подготовительный

    представление ситуаций, позволяющих выявит одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;

    выдвижение гипотез, решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез;

    обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;

Основной:

    работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающей или опровергающей гипотезу;

    текущий анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач);

Заключительный:

    защита проектов (презентация результатов);

    оценка результатов, выявление новых проблем;

Этап практического использования результатов работы над проектом (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставок и т.д.).

В процессе выполнения проектной работы на начальном этапе обучения реализуется принцип «успеха», который предполагает ориентацию всего учебного процесса на учащегося: на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.

Игровые технологии

Игровые технологии - так и остаются «инновационными» в системе российского образования. Эльконин, психолог, анализируя феномен игры, приходит к выводу, что игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Один из самых травматичных факторов для здоровья младших школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков.

На моих уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка, и также принцип двигательной активности на уроке. Урок – зона психологического комфорта. Чтобы атмосфера на уроках стала более благоприятной для обучения и для межличностного общения, я использую методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию . Индивидуальный и дифференцированный подход на моих уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Двигательная активность учеников на уроке английского языка способствует лучшему овладению языковым материалам, снятию усталости и повышению мотивации к обучению.

Кейс – технологии.

Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций (интерактивные технологии). Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Метод был впервые применен в Гарвардской бизнес-школе в 1924 году.

Примеры тематики кейсов:

Один ужин обычной семьи.

1.Составить меню для ужина.

2.Обсудить список продуктов, которые нужно купить для ужина.

3.Приготовить праздничное блюдо для ужина. Указать ингридиенты.

К данным заданиям обычно идут так называемые language support boxes, где собраны полезные слова и выражения по теме.

По сути дела кейс-метод можно использовать в виде целого урока и на одном из его этапов. Например, на этапе активизации нового лексического материала на уроках английского языка, то есть в конце урока.

Технология станционного обучения.

Она отвечает главным принципам личностно-ориентированного обучения. Методика станционного обучения особенно эффективна при подготовке и проведении уроков закрепления пройденного материала, уроков-практикумов, а также уроков контроля усвоения новой темы. Я из своей практики поняла, что это великолепный способ провести интегрированный урок, особенно русский-английский проецируется на эту методику идеально.

При проведении урока по методике станционного обучения следует выделять три этапа:

1) подготовительный;

2) процессуальный;

3) рефлексивный.

На подготовительном этапе учитель выбирает учебную тему, которая должна соответствовать государственным программам, определяет цели урока. Учитель продумывает, сколько станций следует включить в урок. Что же такое станция? Это определённое место в учебном кабинете, где ученик может выполнить задание этой станции. Важный момент в подготовительном этапе – это разработка сопроводительного листа или маршрутной карты или маршрутного листа. Маршрутная карта – это лист с номерами и названиями станций, полями для ответов на каждой станции. Процессуальный этап – это непосредственно урок, на котором учащиеся, переходя от станции к станции, выполняют задания. Рефлексивный этап предусматривает самоконтроль и самооценку.

Современный педагог – это прежде всего яркая творческая личность, сохраняющая способность к постоянному самопознанию и саморазвитию. Обучая детей разных национальностей, учитель безусловно должен учитывать их различные региональные и этнокультурные особенности, быть методически мобильным. Здесь на помощь нам приходят современные педагогические технологии или инновационные технологии. Но ведь в деле обучения и воспитания школьников идеальных методик не существует. И это еще раз доказывает то, что использование только одной, пусть даже самой хорошей и современной методики, приводит к однобокости в преподавании любого предмета. И только совокупность разнообразных технологий, приемов и методов может дать необходимый нам результат. Соответственно чем больше технологий педагог знает и применяет, тем лучше.

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Куличкова Елена Александровна, преподаватель английского языка, ГАПОУ «Чистопольский сельскохозяйственный

техникум им. Г.И. Усманова» e-mail: [email protected]

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Цель обучения иностранному языку - это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи педагога - активизировать деятельность каждого студента в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. Существует множество нестандартных форм работы преподавателя, активизирующих внимание и повышающих интерес учащихся к иностранному языку.

Ключевые слова: общение, инновации, современные технологии, компьютеризация, знания.

The main purpose of teaching foreign language is communicative activity of students or working knowledge of foreign language. The task of the teacher is to reinforce the work of each student in the learning process and to come up with a situation for their creativity. There are many non-standard forms of work of the teacher activating attention and increasing the students" interest in learning foreign languages.

Key words: communication, innovation, modern technologies, computerization, knowledge.

Страна шагнула в третье тысячелетие, которое выдвигает принципиально новые требования к подготовке специалистов. Они должны обладать рыночным мышлением, предприимчивостью, умением принимать смелые решения, качественно знать три языка - два государственных (татарский и русский) и иностранный.

Процессы глобализации, интенсивное развитие коммуникаций, интернета, дистанционных форм образования ставят основным требованием к современным работникам знание языков. Поэтому обучение иностранному языку рассматривается как необходимое звено в общей программе гуманитаризации образования.

Современным специалистам необходимы качества личности, основанные не только на логике, но и на интуиции и творчестве: рациональное и образно-чувственное мышление, рефлексию, оперативное реагирование на ситуацию, целеустремленность, умение принимать решения в условиях неопределенности, конкурентоспособность. Конкурентоспособность предполагает наличие у специалиста таких качеств, умений и способностей, как здоровье, интеллект, высокая работоспособность, организованность, креативность, дисциплинированность, наличие деловых связей, коммуникабельность и коммуникативные умения.

Овладение иностранным языком необходимо и в повседневной жизни, и на производстве: связи с зарубежными партнерами, загранкомандировки, оснащение производства импортным оборудованием, деловая переписка, компьютеры. За что ни возьмись, все требует знания в основном английского языка.

Язык, будь то родной или иностранный, служит средством общения, позволяя осуществлять взаимодействие людей между собой, воздействовать друг на друга в естественных условиях социальной жизни.

Немалый успех работы зависит от методов обучения. Огромное разнообразие видов деятельности преподавателей и студентов на уроке - это и есть методы обучения.

За последние годы все большее внимание педагогической науки и практики привлекают методы обучения, которые по своему содержанию и способам осуществления невозможны без высокого уровня внешней и внутренней активности студентов. Обычно их называют «активными методами обучения».

Из таких методов наиболее распространенный - дидактические игры. Дидактические игры - это коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентирует свое поведение на выигрыш. Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой.

В условиях подготовки квалифицированных рабочих и специалистов широкое применение находят деловые игры. Их цель - формирование и отработка конкретных умений действовать в четко определенных ситуациях. Студенты обучаются оперативно анализировать заданные производственные условия, принимают оптимальные решения, решают экономические проблемы.

К активным методам относятся проблемное обучение. Студенты сталкиваются с учебными, жизненными и производственными ситуациями.

К активным методам относится и внеклассная работа: проведение конкурсов, олимпиад, КВНов, викторин,

пресс-конференции, например, проведение недели естественнонаучных дисциплин. Проведение конкурса на лучшего чтеца, выявляющий правильность произношения и общую выразительность речи. Конкурс на лучшего переводчика-синхрониста, который дает возможность выявить понимание речи на слух. Конкурс на лучшего переводчика-референта выявляет умение понимать иноязычный текст при чтении. Конкурс на лучшего рассказчика дает возможность выявить умение строить связное высказывание. Конкурс на лучшего собеседника выявляет умение вести диалог, обмениваться репликами.

Викторину можно проводить на любом этапе обучения иностранному языку. Ее предметом могут быть страноведческие знания. Кружок разговорной речи является огромным полем деятельности преподавателя, где можно использовать приемы, присущие интенсивным методам. Это и создание атмосферы, благоприятствующей общению.

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в современной школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора учебных пособий и других обучающих средств. Современный учитель отказывается от готовых методических «рецептов», жестко регламентирующих деятельность

в рамках конкретной методической системы, в пользу анализа современной ситуации обучения иностранным языкам, в пользу эффективного использования новых технологий в учебном процессе. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого студента, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обу-ченности, склонностей и т.д.

Современные технологии - это, несомненно, компьютерные технологии, имеющие ряд преимуществ перед традиционными методами.

Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал. Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание

всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает «международная сеть» (англ. international net). Использование кибернетического пространства (cyberspace) в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы и заканчивая изменением требований к академическому уровню обучающихся.

Содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении. Р. Вильямс и К. Макли в своей статье «Компьютеры в школе» пишут: «Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучении других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может «дружелюбно» общаться с пользователем и в какие-то моменты «поддерживать» его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полез-

ным при индивидуализации определенных аспектов преподавания».

Основная цель изучения иностранного языка - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла - это международное, многонациональное, кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно - самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения.

Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной интернетом, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, учащиеся обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами.

Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, что мотивирует изучение структуры и словаря иностранного языка, которые служат этой цели. Таким образом, внимание студентов концентрируется на использовании форм, нежели на них самих, и обучение грамматике осуществляется косвенным образом, в непосредственном общении, исключая чистое изучение грамматических правил.

Компьютер лоялен к разнообразию ответов учащихся, он не сопровождает работу учащихся хвалебными или порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, что является немаловажным фактором, для развития индивидуальности.

Развитие образования в наши дни органично связано с повышением уровня его информационного потенциала. Эта характерная черта во многом определяет как направление эволюции самого образования, так и будущее всего общества. Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном пространстве необходимо овладение учащимися информационной культурой, поскольку приоритет в поиске информации все больше и больше отдается Интернету.

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:

Электронную почту (e-mail);

Телеконференции (UseNet);

Видеоконференции и веби-нары;

Возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;

Доступ к информационным ресурсам;

Справочные каталоги;

Поисковые системы;

Разговор в сети (Chat, Twitter).

Эти ресурсы коммуникативной

и межкультурной компетенции невозможны без практики общения, и использование ресурсов Интернета на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы. Однако нельзя забывать о том, что Интернет всего лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока.

Информатизация является необходимым компонентом и условием общей модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности, всего уклада школы, управления образованием. Без информатизации выполнить в полном объеме программу модернизации невозможно. Информатизация образования является приоритетом развития социальной сферы РФ, обозначенным в документах Правительства России. Обучение иностранному языку, как часть образовательного процесса, не может остаться в стороне этих глобальных изменений в школе. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе повышает интерес к учебе, но и возможность регулировать учебные задачи по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации.

Компьютер - это средство, используемое преподавателем, который может выполнять разнообразные функции в процессе обучения иностранным языкам:

Средство тренировки;

Средство создания текстов на изучаемом языке;

Средство обработки и хранения статистической информации об учебной деятельности;

Средство коммуникации с носителями языка в системе электронной почты.

Основными направлениями использования информационно-коммуникативных технологии учителями иностранного языка являются: мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ, тестирование на компьютерах, дистанционные олимпиады, телекоммуникационные проекты, уроки на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, семинаров, лабораторных работ, докладов студентов, проектная деятельность и многое другое. Все эти приемы и формы работы, кроме телекоммуникационных проектов, я применяю на различных этапах урока и в различных видах речевой деятельности. Методически формы работы с компьютером на занятиях английского языка могут быть различными: освоение нового материала или его закрепление с использованием обучающих программ, написание сочинений, изложений, диктантов, использование программ-переводчиков при работе со сложными текстами, проверка грамотности и правописания на английском языке, использование программ-тренажеров для пополнения словарного запаса.

Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо

аудиторной доски проектирование слайд-фильмов и опорных таблиц с экрана компьютера на большой настенный экран. Применение компьютерной презентации позволяет существенно повысить эффективность урока. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.

Эффективность воздействия учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций. Компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть её как наглядного средства остаётся неизменной, меняются только её формы, в зависимости от поставленной цели её использования.

Стоит ли создавать презентации на каждый урок и не слишком ли много времени это занимает? Совершенно не обязательно постоянно использовать презентации, тем более что в некоторых случаях это может принести вред или быть утомительным, однако в тех случаях, когда материал урока содержит большое количество иллюстративного материала, применение компьютерной презентации позволяет существенно повысить эффективность урока.

В настоящее время внедрение компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения английского языка. Процесс внедрения компьютерных технологий происходит постоянно, он проникает во все сферы деятельности человека. Но самое главное, что он ведет к ускоренному развитию личности, тем самым повышает общий уровень образования.

Изучение английского языка с использованием информационно-коммуникационных технологий дает студентам возможность самостоятельно принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, создавать блоги. Они могут получать любую инфор-

мацию по проблеме, над которой работают: лингвострановедческий материал, новости из жизни известных людей, статьи из газет и журналов, необходимую литературу, фильмы и т.д. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов позволяют моим студентам углубить свои знания.

В своей работе я активно использую электронные учебники. Достоинством электронных учебников, на мой взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование. Электронные словари также соединяют в себе функции поиска интересующей информации, демонстрации языковых закономерностей и дают возможность освоить учебный материал с помощью специальной системы упражнений. Все современные

электронные словари используют звуковые средства мультимедийных персональных компьютеров для воспроизведения произношения.

Использование современных

средств таких, как компьютерные программы и Интернет-технологии, а также обучение в сотрудничестве и проектная методика позволяют решать эти задачи. Основной целью обучения иностранному языку в профессиональных учебных заведениях является подготовка высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного в условиях рыночной экономики, и воспитание личности, желающей и способной к общению, людей, желающих и способных получать самообразование. Участие в разнообразных международных программах, возможность учиться за границей предполагают не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определенные особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор, умение что называется «подать» себя. Как правило, при выполнении различных тестов при поступлении в высшее учебное заведение или участии в конкурсах или олимпиадах, устанавливается строгий лимит времени выполнения каждого задания, что также требует особого вида подготовки. Использование современных средств обучения, внедрение активных и интерактивных методов и примене-

ние инновационных технологий позволяют успешно решать эти задачи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Азимов Э.Г. «Интернет на уроках английского языка», «Иностранные языки в

школе», 2001, № 1, с.45-50.

2. Барменкова О.И. «Видеозанятия в системе обучения иностранной речи», «Иностранные языки в школе», 1999, №3, с. 20-25.

3. Владимирова Л.П. «Интернет на уроках иностранного языка. «Иностранные языки в школе», 2002, № 3, с. 33-41.

Кондратьева Мария Александровна, кандидат филологических

наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского

e-mail: [email protected]

СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ АНТОНИМИЧНЫХ СРАВНЕНИЙ В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

В данной статье изучается стилистический потенциал антонимичных сравнений в немецком языке на материале современных публицистических текстов. Сравнение представлено как многоаспектное понятие. Выделяются различные классификации антитезы.

Ключевые слова: сравнение, стилистический потенциал, антитеза, антонимы, оксюморон.

The article studies the stylistic potential of antonymous comparisons in German on material of modern publicistic texts. Comparison is presented as multidimensional concept. Various classifications of an antithesis are allocated.

Keywords: comparison, stylistic potential, antithesis, antonyms, oxymoron.

Сравнение, являясь одной из наи- ление и выступает объектом иссле-более частых мыслительных опе- дования целого ряда наук. Риторика

раций, осуществляемых человеком, исследует выразительные возмож-представляет собой многогранное яв- ности сравнения. Философский энци-

Королева Лариса Дмитриевна,учитель английского языка,МАОУ «Гимназия№2» г. Пермь[email protected]

Куликова Юлия Владимировна,учитель английского языка, МАОУ «Гимназия№2» г. Пермь[email protected]

Инновации в преподавании английского языка в современном образовательном учреждении

Аннотация. В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня –это модель обучения всех детей завтра.

Ключевые слова: английский язык, интернеттехнологии, международные экзамены, интернетконкурс, одаренные дети

Если хочешь получить то, чего у тебя никогда не было делай то, чего никогда не делал!

Американский психолог Дж. Рензулли предложил такое определение одаренности: "одаренность -результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень; творческого подхода и настойчивости".Многие исследователи отмечают, что одной из характеристик одаренных детей является высокий уровень познавательной мотивации. Нет сомнения в том, что одаренного ребенка не устраивают традиционные методы обучения, так как у него нет возможности особо проявить, реализовать себя и, поэтому его одолевают скука, монотонность, а иногда и отрешенность от всего, что происходит на уроке.Задача учителя обеспечить условия для проявления способностей и выявления скрытых задатков ребенка,поэтому основное направление нашей методической работызаключается в создании единой системы работы с одаренными детьми как условия развития ключевых компетентностей ребенка. По нашему мнению, систему работы с одаренными детьмиможно разделить на три части:

урочная деятельностьвнеклассная работасистема дополнительного образования

В данной работе авторы поделятся опытом приобщения учащихся к изучению английского языка через организациювнеклассной работы по предмету, а также результатами работы с учащимися, имеющими высокую мотивацию к изучению английского языка. Авторы считают, что разработанные элективные курсы и творческие проекты позволяют говорить о создании системы дополнительногообразования, направленной на профилизацию одаренных учащихся.Нас заинтересовала идея дистанционного обучения, так как дистанционное обучение, как форма дополнительного образования,дает возможность реализовать основные принципы современного образования:«обучение для всех» и «обучение в течение всей жизни» и становится все более востребованным и популярным. Дистанционное обучениепредставляет собой способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных ИКТ, позволяющих осуществлятьобучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся, что являетсяглавным преимуществом. При работе с данным курсом нами используется методика асинхронного дистанционного обучения.Ученик и преподаватель могут работать автономно, в удобном для себя режиме. Необходимо отметить, что при этом повышаются самостоятельность, инициативность и ответственность учеников.Для нас важным является и тот факт, что технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:создание образовательного пространства;формирование у учащихся познавательной самостоятельности и активности;развитие критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.Так появилась идея создания дистанционного элективного курса«Английский для олимпийцев»по подготовкек участию в олимпиадах и конкурсах. Дистанционный курспредназначен для учащихся 5 классов общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению английского языка. Известно, что олимпиадные задания –это всегда задания повышенного уровня, которые нелегко выполнить со стандартным запасом школьных знаний. Участие школьников в различных олимпиадах позволяет провести отбор тех учащихся, у которых творческий потенциалсочетается с языковыми способностями, а знания необходимых языковых правил, явлений и реалий –с умением применить их на практике. Была написана программа элективного курсакак методическое сопровождение курса и получена рецензия.Цель программы–развитие индивидуальности школьников, предоставление возможности создать собственную образовательную траекторию, подготовка к участию во Всероссийских,Международных дистанционных и очных олимпиадах школьников по английскому языку.Данную программу следует рассматривать как систему использования английского языка в развитии индивидуальности школьника, котораянаправлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации. В процессе обучения по данному курсу учащиеся познакомятся с форматом олимпиад и будут практиковаться в выполнении интерактивных олимпиадных заданий. Необходимость курса заключается в том, что его изучение поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Основная образовательная задача курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по иностранным языкам, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к участию в олимпиадах по иностранным языкам. Отличительной особенностьюпредлагаемого курса является разнообразие практических работ для закрепления полученных знаний и формирования навыков и умений, необходимых для успешного участия в олимпиадах. Программа предусматривает установление степени достижения итоговых результатов через систему контроля в форме тестирования учащихся в формате олимпиады.Дистанционный курс был размещенна официальном сайте школы, что дало возможность реализации дистанционного обучения. http://englympic.zz.mu/Результаты выполнения интерактивных упражнений отслеживаются с помощью электронной рейтинговой таблицы, которая доступна учителюкуратору. На сайте в открытом доступе размещена технокарта, позволяющая ученикам следовать режиму работы.Курс имеет практическую часть выполнение тренинговых интерактивных упражнений, очное решение олимпиадных заданий, а также участие в различного уровня очных и заочных олимпиадах.Благодаря дистанционной организации работы обучениеанглийскому языку строится в рамках личностноориентированной парадигмы обучения. В центре всего учебного процесса находится учащийся со своими потребностями, опытом, знаниями, целями и личностными особенностями. Учащийся является активным субъектом и полноправным участником учебного процесса, а не объектом, основной задачей которого являлось бы механическое восприятие новой информации. В отличие от традиционного обучения, в дистанционном обученииосуществляется компетентностный подход. Действительно,

учитель не претендует на обладание монополией знания, он занимает позицию организатора, консультанта. Онлишь организует (регулирует,

направляет) процесс. Позиция ученика в традиционном образовании -подчиненная, безответственная, объект педагогических воздействий. В компетентностном подходе ученик сам отвечает за собственное продвижение, он субъект собственного развития, в процессе обучения.Мысчитаем, что ученик в процессе прохождения дистантного обучения должен не выучить чтото, а научиться чемуто. В процессе обучения ребёнок должен приобрести личный опыт. Предлагаемые практические задания в разделах «Аудирование», «Чтение», «Практика», «Письмо»созданы для приобретения такого опыта, что характерно длядеятельностногоподхода.Работу с одаренными детьми мы продолжаем на средней ступени обучения, а именно в 78 классах, но работа ведется в другом направлении. На этом этапе обучения мы знакомим учеников с азами ведения исследовательской работы. Нами была разработана и апробирована программа элективного курса «Исследовательская деятельность школьников средней ступени». Цель курса совершенствование метапредметных знаний, умений и навыков обучающихся, обучение методике ведения научного исследования, создание вторичного авторского текстана основе, полученной в ходе исследования информации, приобретение навыков публичной защитысвоего труда. Предлагаемый элективный курс рассчитан на тех школьников, которые проявляют интерес к английскому языкуи желают углубить и расширить свои знания по этому предмету.В курсе формируются общепредметные умения, такие как: определить план организации исследовательской работы, оформить результаты поиска, проанализировать и оценить полученные результаты, выбрать способ представления материала. В курсе осуществляются межпредметные связи, где английский язык выступает как средство для достижения поставленных целей ведения исследовательской работы.Предлагаемыев курсе задания носят проблемный характер, рассчитаны на сознательный подход к изучаемому материалу, стимулируют умственную деятельность обучаемых, способствуют выработке умений точного выражения мысли, построения логического рассуждения и системы аргументации.Тем самым данный курс способствует обеспечению образовательных потребностей учащихся и организации учебного процесса на основе индивидуализации учебной деятельности учащихся. Актуальностьпредлагаемого курса заключается в полной включенности учащегося в учебную деятельность за счет его заинтересованности в результате, в возможности поиска и обобщения информации, представлении работы на научнопрактической конференции, участие в проектах различного уровня. Новизнапрограммы заключается в соединении основного, дополнительного и индивидуального образования с практической и исследовательской деятельностью учащихся. По нашему мнению организация исследовательской деятельности учащихся способствует формированию самостоятельного мышления учащихся, развитию мыслительных операций (анализ, синтез и т.д.), поиску оптимальных решений проблемных ситуаций.Курс имеет практическую часть

представить результаты своей работы в удобнойдля восприятия форме. Оценка знаний и умений учащихся проходит в виде защиты исследовательской работы или проекта.Предполагаемые формы реализации проекта учебноролевая экспедиция (экскурсия), играпутешествие, конференции по проблемам исследований, выпуск альбома/альманаха, представление проекта, систематизация справочного материала и создание картотеки, создание дополнительных учебных материалов.При работе с курсом был соблюден принцип перехода от коллективной к индивидуальной работе.Выбор этого принципа обусловлен, вопервых, тем, что коллективная аудиторная работанаиболее привычна для ученика и учителя для введения материала, обучения новым технологическим подходам и методам; вовторых, тем, что навыки индивидуальной работы над заданиями по проекту должны быть сформированы в достаточной мере у каждого учащегося. Поэтому в процессе обучения важен постепенный переход от коллективной к индивидуальной и самостоятельной работе. Итогом работы над курсом стала зачетная работа, на которой ученики представили на суд жюри свои исследовательские работы.Ежегодно в Перми проводится муниципальный проект «Расширение практики независимой оценки уровня владения английским языком в соответствии с международными стандартами ». В 2013 году мы решили принять участие впроекте, так как все большее количество наших учащихся сдали, сдают и собираются сдавать международные экзамены. Мы разработали проект городского интернетконкурса «FlywithCambridgeExams», который направлен на ознакомление со структурой международного экзамена посредством дистанционных технологий для привлечения широкого круга учащихся, овладение английским языком в соответствии с международными стандартами через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, развитие профессионализма учителей английского языка и сертификации уровня профессиональной компетенции педагогов. Целью проекта является создание условий для успешной подготовки учащихся к сдаче международных экзаменов посредством использования дистанционных технологий в обучении английскому языку. Международный экзамен предоставляет возможность независимой оценки уровня владения языком и является средством дополнительной мотивации к дальнейшему изучению английского языка.Материал экзаменов, охватывающий все виды речевой деятельности, основан на реалиях современной жизни, типичных коммуникативных ситуациях и служит формированиюуверенности в практическом пользовании иностранным языком как средством общения и эффективного межкультурного взаимодействия в ситуациях обучения и отдыха.Результаты экзаменов не имеют срока давности, признаются средними и высшими учебными заведениями, работодателями, правительствами во всем мире, и способствуют развитию мотивации подростков в овладении иностранным языком.Мы проананализировали ожидаемые результаты:Для учащихся:Повышение качества языковой подготовки учащихся в гимназии, обеспечение оптимальных условий для самореализации учащихся в процессе обучения английскому языку, освоениеформата заданий международного тестирования с последующей сдачей международных экзаменов.Для родительской общественностиОбеспечение выполнения социального заказа родителей школьников по подготовке учащихся по английскому языку на требуемом уровне для продолжения образования в соответствии с выбранной профессией.Для педагогического сообществаОбеспечение возможности качественного выполнения социального заказа учащихся гимназии и их родителей. Повышение профессионального и психологопедагогического мастерства учителей английского языка МАОУ «Гимназии №2» и создание условий для расширения сетевого сотрудничества гимназии с организациями дополнительного образования и вузами.Для системы образования района и городаДеятельность учителей английского языка МАОУ «Гимназия №2» в важном направлении по созданию модели лингвистического образования способнареально повысить эффективность языковойподготовки в области английского языка и оказать содействие в профильной ориентации учащихся. Возможные результаты реализации проекта способствуют ознакомлению с форматоммеждународных экзаменов и возможности получения независимой оценки уровня владения английским языком по общеевропейской шкале компетенции владения иностранным языком.В октябре нашинтернетконкурс «FlywithCambridgeExams», в котором приняли участие 71 ученик 710 классов города Перми,был размещен на сайте гимназии http://englympic.zz.mu/?view=test&test=20,. Второй этап конкурса находится в разработке. По окончании второго этапа будет объявлен победитель, который станет счастливым обладателем сертификата, дающего право на бесплатную сдачу международного экзамена.Описанная выше система дополнительного образованияпозволила нам сформировать профильные классы на старшей ступени обучения. Учащиеся старших классов требуют более пристального внимания учителя, и работа с одаренными детьми приняла форму театрального проекта, который мы смогли воплотить в жизнь благодаря сотрудничеству с LewisSchoolofEnglishи режиссером Джессикой Холлоуэй. Проект длился две недели, втечение которых дети разучивали роли, писали сценарий, придумывали оформление сцены, шили костюмы, знакомились с тайнами актерского мастерства и учились двигаться и говорить на сцене. Премьера спектакля “TheWishList” имела огромный успех у родителей, учителей и учащихся гимназии.Участие в театральных постановкахпо праву считается важной составляющей при обучении английскому языку. Создание ситуации успеха помогает учащимся преодолеть «языковой барьер», который является психологическим препятствиемдля общения на иностранном языке в реальной жизни. Театральные постановки это именно та форма организации работы с учащимися, которая отвечает требованиям личностноориентированного подхода в образовании и содействует становлению человека, развитию еготворческого потенциала и индивидуальности.Отличительной чертой театральных проектов является создание условий для творческой самореализации учащихся через развитие их способностей.Вовлечение учащихся в мир театра дает педагогу уникальную возможность знакомить школьников с культурой родной страны, а также с обычаями и традициями страны изучаемого языка,побуждает к саморазвитию и самосовершенствованию. Английский язык в данном случае становится средством выражения мыслей, чувств и эмоций для осуществления практической коммуникации и способствует формированию и развитию иноязычной речевой компетенции.Овладение иностранным языком означает не только языковое, культурное и интеллектуальное обогащение, но также и обогащение переживаний. Обращение к театральной педагогике помогает ученику лучше сориентироваться в окружающем мире, пройти социальную адаптацию. Учащиеся развивают в себе такие навыки и умения, которые они смогут затем применить в реальнойповседневной жизни: пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовыми к межличностному сотрудничеству, что полностью соответствует принципам системнодеятельностного подхода, являющегося методологической основой новых ФГОС.В 2013 году учащиеся профильной группы по изучению английского языка познакомились с новой формой работы, а именно с вебквестом “WhyShouldWeLearnBodyCommunication?” (www.gum2.jimdo.com) Это своего рода групповое сотрудничество, итогом которого может являтся проект или ролевая игра. В переводе с английского это продолжительный целенапрвленный поиск, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Учащиеся получают заданиев виде гиперссылок, пройдя по которым они выходят на реально существующие сайты. Таким образом они анализируют и отбирают материал по заданной теме с дальнейшей презентацией результата своей работы.Цельданного вебквеста: Формирование социокультурных знаний на примере различий в невербальной коммуникации у представителей разных стран и национальностей для повышения межкультурной осведомленности.Работа ведется в режиме малых групп. Учащиеся должны четко понимать, что нужно делать, чтобы прийти к конечному продукту, поэтому четко прописывается процедура выполнения заданий и указывается время выполнения каждого задания. Задания строятся по принципу «от простого к сложному». На первом этапеучащиеся работают с лексикой по теме «Невербальное общение», знакомятся с новыми словами, делают записи в словаре и выполняют онлайн упражнения на проверку словарного запаса по теме. Работа на данном этапе организована таким образом, чтобы подготовить учащихся к ответу на заданный вопрос. Второй этапподразумевает работу с текстами, размещенными на аутентичных сайтах, анализ текстовой информации, обсуждение в группе и ответ на поставленный вопрос. Последнее задание второго этапа включает тест на понимание прослушанной аудиозаписи и решения викторины по теме. Третий этапсодержит подсказки, которые помогают людям понимать язык жестов в реальной жизни у представителей различных стран, и завершается онлайн викториной. Четвертый этапготовит учащихся к ответу на вопрос о необходимости понимать язык жестов и помогает учащимся использовать полученные знания на практике. В заключении, выполнив все задания поэтапно, учащиеся могут посмотреть документальный фильм о секретах невербального общения. Необходимо заметить, что работа с данным вебквестом имеет практическую направленность: помимо отработки навыков говорения, чтения, аудирования и письма, учащиеся получают знания о культуре изучаемого языка. Последняя страница вебквеста содержит подробные критерии оценки работы и дает возможность провести рефлексию и спрогнозировать свою отметку. Результатом работы с вебквестом является публикация работ.Работа малых групп организована в режиме сетевого взаимодействия. Учащиеся публикуют результаты своих исследований на Googleстраничках группы, там же находятся отчеты о проделанной работе. Заключительный урок посвящен устной защите результатов и презентацией в формате PREZIили GLOG. Учащиеся успешно справились с поставленными задачами. Следовательно, проанализировав вышеизложенные факты, мы можем прийти к выводу, что система дополнительного образования открывает новые возможности для вовлечения учащихся в изучение английского языка и достижения высоких результатов. Тот факт, что учащиеся знакомы с основными принципами ведения исследовательской работы, позволяет проводить ежегодные исследовательские конференции в рамках профильного потока учащихся, изучающих английский язык на углубленном уровне.Нужно заметить, что данная работа требует внесения изменений вдеятельность учителя. Именно поэтому мы продолжили работу по поиску интересных и эффективных форм и методов подачи материала и формирования УУД и разработали проект «Медиаобразовательные технологии как средство подготовки к сдаче экзаменов в формате ЕГЭ по английскому языку».Ни для кого не является секретом, что в настоящее время уже существует поколение школьников и студентов, для которых более привычным является восприятие аудиовизуальной информации, недаром в англоязычной литературе его называют GenerationDotCom. Знания того, как функционируют медиа, как мы взаимодействуем с ними и как мы можем использовать их с максимальной пользой, становятся необходимым компонентом компетентности современного человека.Из опыта работы в школе знаем, как важноучителю найти средства, оказывающие эмоциональное воздействие на школьников, вызывающие и поддерживающие их интерес к обучению, что не может не сказаться благотворно на результатах итоговой аттестации. Знакомство учащихся с медиакультурой и аудиовизуальными текстами позволяет использовать в процессе обучения и подготовки к экзаменам аутентичные тексты, современную лексику, соединяет в себе различные аспекты акта речевого взаимодействия и имеет высокую информативную, образовательную, воспитательную и развивающую ценность.

И снова мы сталкиваемся с тем, что традиционные методы обучения с применением формального подхода и рутинной однообразной работы ограничивают свободу в выражении своей точки зрения, ликвидируют самостоятельность учащихся, снижают мотивацию. Вто время как интеграция медиаобразования в преподавание иностранных языков перспективна, потому, что развивает индивидуальность учащихся, самостоятельность мышления,формирует творческую личность, что помогает создать ситуацию успеха при сдаче экзаменов.Дальнейшей целью работы в этом направленииявляется использование медиаобразовательных ресурсов для создания методического комплекса тренировочных упражнений в формате ЕГЭ. Нельзя забывать о летних каникулах, которые составляют значительную часть свободного времени учеников. Именно это время благоприятно для организации летних профильных лагерей. По мнению авторов, занятия в летнем лагере, безусловно, расширяют возможности для творческого развития, социализации и профориентации. Летний лагерь как специально организованное воспитательное пространство способствует вовлечению детей в творческий процесс в атмосфере психологического комфорта. Поэтому учащиеся профильной группы получают возможность продолжать углубленно заниматься английским языкомв июне. Результатом работы пришкольного летнего лагеря мы считаем возросшую мотивацию к изучению английского языка, интеграцию различных образовательных компетенций, которые становятся надпредметными и будут востребованы не только в школе, но и в семье, и в кругу друзей, и в будущих производственных отношениях. Основная задача профильного лагеря –приобретение детьми коммуникативных навыков английского языка. Мы стремимся сделать занятия в лагере увлекательными и максимально эффективными, потому что нам не безразлично с каким настроением наши ученики вернутся в школу в сентябре.По мнению экспертов аттестационной комиссии педагогов, участие наших учеников в различных конкурсах и олимпиадах говорит о высочайшей активности учащихся в проявлении уровня своей коммуникативной компетенции.