Павел Михайлович Камозин (3 (16) июля 1917 - 24 ноября 1983) - советский лётчик-истребитель, командир эскадрильи, дважды Герой Советского Союза, капитан.

Биография

Павел Михайлович Камозин родился 16 июля 1917 года в городе Бежица (ныне район города Брянска) в семье рабочего. В 1931 году окончил 6 классов школы и поступил в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). После окончания училища работал слесарем на заводе «Красный Профинтерн» (ныне ОАО «Брянский машиностроительный завод»). В 1934 году начал учиться в Бежицком аэроклубе. В РККА с 1937 года. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов (ныне Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков), после окончания которой работал лётчиком-инструктором.

Боевой путь в Великой Отечественной войне

Свой первый боевой вылет в Великую Отечественную войну командир звена, младший лейтенант П. М. Камозин совершил 23 июня 1941 года на истребителе «И-16». В этом бою был ранен в ступню. После госпиталя работал в штабе 44-й истребительной дивизии.

5 августа 1941 года медкомиссией допущен к полётам и до 27 декабря 1941 года служил в составе 275-го бомбардировочного авиаполка.

С 27 декабря 1941 года по октябрь 1942 года - лётчик, затем лётчик-инструктор 253-го запасного авиационного полка. За это время не только сам в совершенстве овладел техникой пилотирования самолёта ЛаГГ-3, но и научил и выпустил 40 лётчиков.

После неоднократных просьб направлен на фронт. С октября по декабрь 1942 года - командир звена в 246-м истребительном авиационном полку. В первом же воздушном бою на туапсинском направлении под селом Шаумян лично сбил 3 немецких истребителя «Bf-109 F». Также в течение октября сбивает вооружённый четырьмя пушками и шестью пулемётами бомбардировщик - «Do-217».

С 18 декабря 1942 года - заместитель командира эскадрильи 269-го истребительного авиационного полка.

К концу марта 1943 года младший лейтенант Камозин совершил 82 боевых вылета на сопровождение бомбардировщиков, прикрытие войск, разведку и штурмовку. В 23-х воздушных боях лично сбил 12 вражеских самолётов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Камозину Павлу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза.

После переучивания на самолёт «Аэрокобра» получает назначение в 66-й истребительный авиаполк 329-й истребительной дивизии и вскоре становится командиром эскадрильи. С 29 декабря 1944 года назначен на должность командира эскадрильи 101-го гвардейского истребительного авиационного полка 329-й истребительной дивизии. В боях за Севастополь лётчики эскадрильи Камозина сбили 64 самолёта противника, 19 из которых сбил лично командир эскадрильи.

31 декабря 1943 года при возвращении из воздушной разведки Камозин обнаружил транспортный самолёт противника в сопровождении шестёрки истребителей «мессершмитт». Он атаковал его и сбил. В самолёте погибли 18 немецких генералов, которые направлялись в Севастополь.

20 января 1945 года, выполняя боевой вылет, из-за отказа двигателя потерпел аварию: самолёт разбился, Камозин сильно пострадал и долго находился в госпитале.

Всего за время Великой Отечественной войны Павел Михайлович Камозин выполнил 186 самолёто-вылетов, провёл 90 воздушных боёв и лично сбил 35 самолётов противника (Ме-109 - 17, Ю-87 - 10, ФВ-190 - 2, Ме-110 - 1, До-217 - 1, ФВ-189 - 1, Ю-88 - 1, Ю-52 - 1, Хе-111 - 1). Ещё 13 самолётов сбил в составе группы.

После войны с 1946 года работал в гражданской авиации. Проживал в городе Брянск.

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 23;
  • медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 1148;
  • орден Ленина;
  • 2 ордена Красного Знамени;
  • орден Александра Невского;
  • орден Отечественной войны I-й степени;
  • медали.

Память

  • Почётный гражданин Брянска (1966).
  • В сквере у Дворца Культуры БМЗ установлен бронзовый бюст П. М. Камозина (скульптор М. Г. Манизер, 1955).
  • Имя П. М. Камозина присвоено авиационно-спортивному клубу и улице в Бежице (до 1983 - Больничная).
  • В Брянской средней школе № 11, носящей имя Камозина, открыт музей Героя.
  • Ежегодно в Брянске проводится Мемориал по спортивной борьбе дважды Героя Советского Союза П.М. Камозина (с 2014 года имеет статус Всероссийского).

Литература

  • Реймерс Г. К., Камозин М. П. «Внимание! В небе Камозин!» - Брянск: ЗАО "Издательство «Читай-город», 2007. - ISBN 978-5-901-964-47-7.

Павел Михайлович Камозин является одним из самых результативных летчиков времен Второй Мировой. Бывший в довоенное время простым брянским рабочим, скромный и невысокий парень в небе как по волшебству превращался в грозного и непобедимого аса, противостоять которому не могли даже прославленные немецкие авиаторы. Его особым талантом было умение просчитывать бой подобно огромной шахматной партии на несколько шагов вперед и каждый раз находить новые непредсказуемые комбинации ведения воздушного поединка.


Родился Павел Камозин 16 июля 1917-го в городе Бежица (ныне район Брянска). После окончания шести классов средней школы в 1931-ом году поступил в фабрично-заводское училище. Впервые его летные способности проявились в 1934-ом году в аэроклубе при заводе «Красный Профинтерн» (сегодня это Брянский машиностроительный завод), в который юный Камозин устроился работать слесарем. По вечерам парень всегда отправлялся в клуб, где и проводил все свободное время. Инструкторы сразу отметили его выдающиеся способности к управлению летательными аппаратами. С 1937-го года Камозин служил в рядах Красной армии, а в 1938-ом стал выпускником Борисоглебской военной авиационной школы, носящей имя знаменитого Валерия Чкалова. После ее окончания он остался работать там в качестве летчика-инструктора.

Войну Павел Михайлович встретил в должности младшего лейтенанта в составе запасного авиационного полка Киевского военного округа, который вошел затем в состав Юго-Западного фронта. Сразу после проведенного на плацу митинга, на котором было объявлено о вторжении немцев, Камозин обратился к командованию с просьбой об отправке его на фронт. Долго ждать не пришлось, уже 23 июня ему довелось вступить в свой первый воздушный бой с врагом. В подчинении у Камозина, который был назначен командиром звена, находились семь истребителей И-16. В их обязанности входило патрулирование воздушного пространства над черноморским побережьем и прикрытие высадки подразделений десантников. Патрулирование проходило спокойно, пока неожиданно на горизонте не возникло шесть немецких «мессеров». Враг уверенно шел на сближение, Камозин приказал ведомым им летчикам сомкнуться в плотный строй и приготовиться к атаке.

Павел всегда показывал блестящие результаты при стрельбе в тренировочных боях, но там все было не по-настоящему, впервые перед ним находился реальный враг. Позже Камозин признавался, что сомнения на секунду охватили его. Лишь вспомнив собственные слова, которые он говорил ученикам о том, что «ценой даже секундного промедления может стать собственная жизнь», Павел перестал колебаться и, подпустив врага как можно ближе, открыл огонь. Победа в том бою осталась за ним, однако в ходе боевого крещения Камозин получил серьезное ранение в ногу. Пуля пробила его ступню навылет. На время лечения Павлу пришлось покинуть фронт и отправиться в госпиталь в тылу. Затем его часть была послана на переобучение для полетов на новых истребителях ЛаГГ-3. С конца декабря 1941-го года и до октября 1942-го Камозин в качестве лётчика 253-го запасного авиаполка овладевал техникой пилотирования ЛаГГ-3, успевая при этом обучать молодых пилотов. Более сорока авиаторов были выпущены им за это время. И, наконец, спустя год Павел вернулся к боевым действиям.

В памятном бою над селом Шаумян Камозин выступал в должности командира звена, состоявшего из пяти самолетов 246-го авиационного полка (ЛаГГ-3) и двух Як-1, входивших в 518-й авиаполк. 7 октября 1942-гогода данная группа истребителей приступила к выполнению задания, состоявшего в прикрытии частей восемнадцатой армии. Выстроившись в два яруса, советские самолеты столкнулись с превосходящей по численности немецкой авиационной группой, состоящей из одиннадцати пикирующих бомбардировщиков Ju-87, четырех 110-ых «мессеров» и шести прикрывающих их Ме-109. Согласно плану Камозина пятёрка «ЛаГГов» метнулась навстречу немецким истребителям, а пара «Яков» обрушилась на начавшие бомбометание Ju-87. Завязалось сражение, которое лётчики именуют «собачьей свалкой», когда боевой порядок рассыпается и каждый действует самостоятельно. Вскоре бой перекинулся на виражи, где отечественные «ЛаГГи» имели преимущество перед Ме-109. Несмотря на численный перевес врага, за десять минут воздушного поединка летчикам, вошедшим в группу Камозина, удалось уничтожить восемь немецких самолетов, три из которых были сбиты самим командиром звена. Однако победа далась нелегко, наши потери составили четыре летательных аппарата.

Именно в этот период Павлу также удается поучаствовать в воздушных операциях вместе с прославившимся еще в довоенное время пилотом – подполковником Дмитрием Леонтьевичем Каларашем, которого он считал одним из своих учителей. Отважный летчик-истребитель погиб в одной из схваток в ноябре 1942-го. Но Павел Михайлович всегда помнил и любил повторять своим ученикам его слова о том, что «сердце летчика должно быть из стали, такое мужественное, чтобы не дрожало, даже если у сиденья в самолете деревянная спинка».

В конце 1942-го года Камозина назначают заместителем эскадрильи 269-го истребительного авиационного полка. В течение первого месяца боев после его возвращения на фронт отважному летчику удается сбить четыре самолета фашистов, среди которых был и хорошо оснащенный Do-217. К началу марта 1943-го года число уничтоженных Павлом вражеских самолетов доходит до двенадцати. Они были сбиты в ходе двадцати трех воздушных сражений. К тому времени на его счету уже было восемьдесят два боевых вылета. Победы укрепили уверенность Камозина в своих силах, сделали знаменитым, помогли упрочиться его командирскому авторитету.

Весной 1943-го после тяжелых схваток с противником 269-ый полк потерял значительную часть техники, а потому был отправлен в тыл и расформирован. 1 мая 1943-го года за проявленную смелость, находчивость и героизм в боях с фашистами Павел Камозин был удостоен звания «Герой Советского Союза». Ему был вручен Орден Ленина, а также «Золотая Звезда» Героя. Каждым своим последующим поступком летчик подтверждал, что получил это звание не напрасно. После расформирования полка, находясь в тылу летом 1943-го года, Камозин в числе первых осваивает новый истребитель американского производства Р-39 под названием «Аэрокобра» и продолжает свою борьбу с врагом уже в составе шестьдесят шестого ИАП 329-ой авиадивизии в составе четвертой воздушной армии. В первом же бою Камозин сбивает немецкий самолет-разведчик «FW-189», но при этом его «Аэрокобра» получает серьезные повреждения от огня зенитной артиллерии и летчику приходиться срочно посадить истребитель на нейтральную полосу, а после самостоятельно добираться до окопов советских частей.

Необходимо отметить, что помимо патрулирования территорий, прикрытия наземных советских частей и штурмовиков, Камозину часто приходилось совершать разведывательные вылеты. Полученные им в ходе полетов данные всегда подтверждались и помогали уничтожить значительные силы противника. Так в январе 1943-го года на аэродроме Краснодара летчику удалось обнаружить вражеские самолеты численностью около пятидесяти единиц. После срочного донесения Павла о находке поднявшиеся в воздух советские штурмовики смогли уничтожить около двух десятков фашистских летательных аппаратов. Вскоре, по достоинству оценив мастерство опытного летчика, командование назначает Павла Камозина командиром эскадрильи.
Еще один приметный бой состоялся, когда группа Камозина в составе пяти истребителей, возвращаясь на базу, обнаружила тринадцать «Юнкерсов», вылетевших бомбардировать наши части. Неожиданно атаковав вражеские самолеты, летчики вынудили немцев произвести бомбометание немного раньше намеченной цели. В результате этого часть бомб попала на позиции фашистов. Растерявшаяся, рассеянная группа немецких самолетов попыталась развернуться и уйти, но у Камозина были совершенно иные планы. В том сражении он лично сбил один самолет противника и подбил два других. Быстро сориентировались в обстановке и его подчиненные, которые вывели из строя еще два немецких бомбардировщика.

Сослуживцы уважали и любили Павла Михайловича, восхищаясь его боевым мастерством. Особенная дерзость и напористость Камозина в ведении воздушных боев всегда приносила результат. Он не устрашал фашистов, он бил их короткой прицельной очередью с близкой дистанции, расстреливал в упор. Вскоре этот почерк стал узнаваем в стане противника, немецкие лётчики вздрагивали от одной мысли о встрече с ним. Самоотверженность и талант Камозина особенно ярко проявились в жестоких боях за освобождение славного Севастополя, когда его эскадрильей были сбиты шестьдесят четыре самолета врага, причем девятнадцать из них уничтожил сам командир.

Вот что писал о Камозине, один из его сослуживцев: «Видел он далеко очень. С ним летишь вот, а он говорит: «Смотри, пара «Фоккеров», глядишь – и не видишь. А уже позднее появляется пара. А в авиации ведь побеждает, кто первый увидел. Шансов у него больше. Возможность набрать большую высоту. Как говорил Покрышкин: высота, скорость, маневр и огонь. Если есть высота, то скорость любую можно разогнать. Кто высоту имеет, всегда пикирует и скорость нагоняет. А раз есть скорость, то и маневр можно за счет нее любой делать…».

Знаменательным для Павла Михайловича стал день 31 декабря 1943-го года. Вылетевшие на разведку Камозин и его постоянный ведомый Владимир Ладыкин уже возвращались домой, однако заметили в районе деревни Семь Колодезей группу из шести немецких истребителей Ме-109, сопровождавших транспортный самолет. В голове Павла сразу возникла мысль о том, что такой чести не удостоили бы обычный груз. Приблизившись на максимальной скорости и не дав охраняющим «мессерам» опомниться, Камозин длинной очередью прошелся по охраняемому транспортнику, который тут же накренился и стал падать. А два советских истребителя быстро растворились в вечернем небе. И только спустя три месяца Павел узнал, что на борту подбитого им самолета на торжество в честь Нового года летели немецкие генералы, которые везли почетные награды для особо отличившихся солдат. Праздник у фашистов был испорчен, а в немецких войсках на несколько дней был объявлен траур.

Смелые нападения и успехи Камозина не могли не остаться незамеченными в стане врага. Уничтожение группы высокопоставленных фрицев переполнило чашу терпения германского командования. На отважного летчика была объявлена настоящая охота, по некоторым данным уничтожить его было поручено одному из самых опытных истребителей «бриллиантовой» эскадрильи Геринга, первому пилоту в мире, одержавшему более двухсот побед, летчику по имени Герман Граф. Он отличился в сражениях в небесах Западной и Восточной Европы, его стиль характеризовался особой агрессивностью и беспощадностью. На счету «Бубнового туза» значились десятки сбитых советских самолетов, он командовал целой тактической школой для переподготовки немецких летчиков, прибывавших с фронта. Узнав о планах гитлеровцев, советские командиры поспешили предупредить Камозина. Начальство прямо говорило ему: «Лучшие летчики из школы высшего пилотажа в Берлине объявили за тобой охоту. Полковнику Графу приказали любыми средствами уничтожить обер-лейтенанта Камозина. Тебе разрешено дней десять, пятнадцать, двадцать не летать, отдыхать». Низкий, коренастый Павел спокойно отвечал: «А почему он должен охотиться за мной, а не я за ним, за этим Графом?». Начальство в ответ: «Мы не можем тебе приказывать, летчик должен сам принять решение».

Хорошо понимая, что сражение будет далеко не простым, а уничтожение Графа может заметно отразиться на моральном состоянии немецких авиаторов и солдат, Камозин стал готовиться к встрече с врагом, изучая на досуге его тактику, оценивая все известные сильные и слабые стороны, проводя работу со своими подопечными и договариваясь с ними обо всех деталях взаимодействия в бою.

И встреча Камозина с Графом все-таки состоялась. Случилось это, когда четверка советских истребителей возвращалась после патрулирования на свой аэродром. Советские летчики, как и немецкие, хорошо знали все позывные особенно известных асов вроде Покрышкина. Несмотря на то, что по радио говорили очень мало, когда шел воздушный бой, все было «напрямую». Наша наземная служба вовремя успела предупредить Павла о появлении Графа, и летчик решил не уклоняться от атаки. В голове Павла уже давно зрел оригинальный и смелый план по уничтожению противника. Оставив пару своих ведомых позади, он приказал им подняться на высоту в шесть с половиной тысяч метров и внимательно следить по сторонам. А сам пошел дальше. Граф набрал высоту около пяти тысяч метров, Камозин на триста-четыреста метров ниже, кружа, максимально близко приблизился к врагу. Его идея заключалась в том, чтобы подставить себя под удар. Как и рассчитывал опытный летчик, Графа соблазнила возможность зайти к нему в хвост, и, как только представился шанс, он тут же атаковал советский истребитель. Павел стал уходить из-под огня, резко, в манере Покрышкина, убрал газ и ушел из поля зрения немецкого летчика, решившего, что он продолжает идти с большой скоростью. После этого Камозин совершил управляемую бочку и вышел за пару сотен метров в хвосте самолета Графа, с ходу атаковав его. Переключив внимание на оборону, немец стал резко уходить вверх, набирать высоту, но там его уже ожидала пара ведомых Камозина. Увидев их, Граф повернул снова вниз, и истребитель Павла прошил немецкий самолет, который начал разваливаться прямо в воздухе.

Долгое время наши летчики считали германского полковника погибшим, однако оказалось, что он успел на малой высоте выпрыгнуть на парашюте. Когда весть об этом дошла до Геринга, он послал летчику приказ возвращаться обратно в школу со словами: «Там тебя больше оставлять нельзя, а то окончательно собьют и все». А Павел Камозин в тот день написал родным письмо: «Время нынче горячее. Что ни день, то напряжённые бои. Мы научились ненавидеть противника и безжалостно его уничтожать».

Техника ведения боя, которую любил использовать командир эскадрильи, всегда отличалась дерзкими, ошеломляющими противника атаками. Владея в совершенстве всеми фигурами высшего пилотажа, Камозин умел быстро ориентироваться в сложившейся обстановке и выбирать наиболее подходящие приемы. Он ежедневно совершенствовался в своем деле, высокое мастерство пилота помогало не только успешно бороться с опасным, коварным и хорошо подготовленным врагом, но и не раз спасало жизни его товарищам. В одном из боев молодой подопечный командира лейтенант Тоичкин пропустил момент, когда один из «мессеров» противника пристроился в хвосте его самолета и приготовился к атаке. Но Камозин успел на мгновение раньше немца открыть огонь и тем самым спас жизнь пилоту. После этого воздушного боя Павла представили к ордену Отечественной войны I степени. В начале зимы 1944-го года в ожесточенных схватках с немецкими самолетами летчику удалось сбить еще двух немецких асов. К лету 1944-го в личном зачете ставшего уже капитаном Павла Камозина было двадцать девять сбитых самолетов противника, тринадцать единиц были уничтожены группами при его участии. На тот момент он провел пятьдесят шесть воздушных боев и сделал сто тридцать один боевой вылет. За высокие заслуги 1 июля 1944-го года правительство представило его ко второй «Золотой Звезде» Героя.

В начале 1944-го года армейская газета «Крылья Советов» написала похвальную статью о героическом летчике, пытаясь проанализировать, в чём сила Павла и почему он дерётся успешнее других. В конце статьи отмечалось, что «каждый истребитель должен равняться на Камозина, зоркий глаз которого всегда успевает первым найти противника».

Однако среди доблестных и победных страниц биографии отважного истребителя были и трудные периоды, и откровенные неудачи. Пару раз ему приходилось сажать горящую машину, едва дотягивая до своей территории. Один раз он «приводнял» подбитый истребитель на воду в море. Его спасли сотрудники медпоста, расположенного на Тузлинской косе. Было и капотирование (перевертывание истребителя на спину через головную часть) на расколоченной снарядами взлетно-посадочной полосе. Чудом выживая, Павел всегда умудрялся находить выходы даже из самых сложных ситуаций, анализировать произошедшее с ним и делать правильные выводы. И словно по иронии судьбы не находил общего языка лишь с начальством. А в военные годы в летных войсках действовало указание наказывать летчиков за малейшее нарушение дисциплины, невзирая на их заслуги, вплоть до увольнения из армии. В 1944-ом году непосредственное руководство написало на Павла докладную, после которой он был сначала снят с должности командира эскадрильи, а позднее, уже после войны, и вовсе уволен из армии.

20 января 1945-го года Павел Камозин на своей «Аэрокобре» потерпел очередную аварию, мотор заглох, и машина медленно упала на землю. Летчику фантастически повезло, он остался жив, однако получил очень серьезные травмы нижней части туловища, грозившие ему ампутацией левой ноги. Однако, рискуя жизнью, Павел Михайлович настоял на сохранении конечности, его сила воли помогла избежать операции, после которой он бы остался калекой. Победный майский день Камозин встретил в палате госпиталя.

После окончания войны, с 1946-го года, Павел Михайлович Камозин продолжил работу, но уже в гражданской авиации, обучая молодых летчиков. Из жизни этот отважный человек ушел 24 ноября 1983-го года. Родной город Брянск помнит о своем героическом соотечественнике – в одном из парков установлен бронзовый бюст героя, а с 1985-го года авиационный клуб, в котором когда-то занимался Камозин, носит его имя. Кроме того именем талантливого летчика-героя названа одна из улиц города, а в школе №11 основан музей Павла Камозина.

Сражаясь на Северо-Кавказском, Закавказском, Южном и других фронтах Павел Камозин совершил около двухсот боевых вылетов, в беспощадных воздушных боях одержал сорок девять побед: тридцать шесть вражеских самолётов он уничтожил лично и тринадцать вместе с товарищами. Многие историки утверждают, что тридцать шесть самолётов – это далеко не все, которые в действительности сбил гениальный летчик....

Источники информации:
-http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1108
-http://airaces.narod.ru/all1/kamozin1.htm
-http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/pilots/kamozin.html
-http://www.peoples.ru/military/hero/pavel_kamozin/

Выпускник 1938 года

Дважды Герой Советского Союза


Павел Михайлович Камозин (16 июля 1917 г. - 24 ноября 1983 г.) - дважды Герой Советского Союза, лётчик-истребитель, капитан, командир эскадрильи.


Биография
Павел Михайлович Камозин родился 16 июля 1917 года в городе Бежица (ныне район города Брянска) в семье рабочего.
В 1931 году окончил 6 классов школы и поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ).

После окончания училища работал слесарем на заводе «Красный Профинтерн» (ныне ОАО «Брянский машиностроительный завод»).

В 1934 году начал учиться в аэроклубе без отрыва от производства.

В Советской Армии с 1937 года.

В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов, после окончания которой работал лётчиком-инструктором.

Свой первый боевой вылет в Великую Отечественную войну командир звена, младший лейтенант П. М. Камозин совершил 23 июня 1941 года на истребителе «И-16». В этом бою был ранен в ступню. После госпиталя вместе с частью был направлен на переучивание на новые истребители ЛаГГ-3. Но фронт вернулся только через год. В первом же воздушном бою на туапсинском направлении, под селом Шаумян он сбил гитлеровский истребитель «Ме-109», а в первый месяц боёв им были уничтожены четыре вражеских самолета, среди которых, вооружённый четырьмя пушками и шестью пулеметами бомбардировщик — «Do-217».
К концу апреля 1943 года младший лейтенант Камозин совершил 82 боевых вылета на сопровождение бомбардировщиков, прикрытие войск, разведку и штурмовку. В 23-х воздушных боях лично сбил 12 вражеских самолётов.
1 мая 1943 года ему было присвоен звание Героя Советского Союза.
В боях за Севастополь лётчики эскадрильи Камозина сбили 64 самолёта противника, 19 из них сбил лично командир эскадрильи.
31 декабря 1943 года при возвращении из воздушной разведки Камозин обнаружил транспортный самолёт противника в сопровождении большлго числа истребителей. Он атаковал его и сбил. В самолёте погибли 18 немецких генералов, которые направлялись в Севастополь.
1 июля 1944 года Камозину было присвоено второе звание Героя Советского Союза.
20 января 1945 года, выполняя боевой вылет, потерпел аварию: самолёт самолёт разбился, Камозин сильно пострадал и долго находился в госпитале. За время Великой Отечественной воны в воздушных боях он сбил лично 35 самолётов противника и 13 в составе группы.
После окончания войны прославленный советский летчик демобилизовался из армии и вернулся в свой родной город. С 1946 работал в гражданской авиации. Проживал в городе Брянск.

Награды
. Орден Ленина
. 2 ордена Красного Знамени
. Орден Александра Невского
. Орден Отечественной войны 1-й степени
. Медали.
. Почетный гражданин города Брянска

Память
Имя П. М. Камозина носит одна из улиц города Брянска. В брянской средней школе № 11 открыт музей Героя. У Дворца Культуры брянских машиностроителей установлен бронзовый бюст Камозина.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D0%BD,_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

************************


Война застала младшего лейтенанта Камозина в запасном авиационном полку, в должности летчика-инструктора. 22 июня над военным городком прозвучал сигнал боевой тревоги.
В октябре 1942 года Павел Камозин прибыл в боевую часть. Летчика-истребителя назначили командиром звена. Началась фронтовая жизнь, полная риска и непредвиденных опасностей. На второй же день пребывания в полку его послали на выполнение боевого задания.
Семерка истребителей, возглавляемая младшим лейтенантом Камозиным, патрулировала над побережьем Черного моря, прикрывая высадку десанта. Время от времени командир группы накренял самолет с крыла на крыло и зорко осматривал воздушное пространство. Внизу проплывали плантации виноградников, горные речки и озера, змеевидные ленты шоссейных дорог. Вдали виднелась светлая полоса моря. Но вот из-за облаков вынырнули шесть «мессершмиттов». Они уверенно шли на сближение. Камозин приказал ведомым сомкнуть строй и приготовиться к атаке.
Первый воздушный бой с настоящим врагом. Камозин готовился к нему с того дня, когда впервые сел в кабину самолета. Он учился уничтожать врага в летной школе и в запасном полку. Он отлично стрелял по конусу и по мишеням на полигоне. Не дрогнет ли сейчас рука?
В голове летчика одна мысль — победить, выиграть первый бой. До «мессершмиттов» 500... 200... 100 метров... Пора открывать огонь. Не дрогнула рука, не подвел натренированный глаз. Первая атака — первая победа!
Гитлеровцы, понеся потери, вызвали с ближайшего аэродрома подкрепление. Вскоре -к месту боя подоспело еще 15 «мессершмиттов». Тройное превосходство не испугало советских истребителей. Один за другим падают на землю еще два самолета, сбитые Павлом Камозиным. Не отстают от командира и ведомые, Они дерзко атакуют фашистов, не дают им ни секунды передышки.
Пора возвращаться на аэродром. Горючее на исходе. Летчик ликовал. В первом бою — три сбитых вражеских самолета! Когда Камозин приземлился и вылез из кабины, к самолету подошел командир полка полковник Смирнов и крепко расцеловал молодого летчика.
Победа, одержанная над врагом, вселила в Павла Камозина уверенность в своих силах. Окреп его командирский авторитет. Подчиненные увидели в нем человека, на которого можно положиться в трудную минуту.
Боевая слава Павла Камозина умножилась в боях за освобождение Севастополя. Эскадрилья, которой он командовал, уничтожила в знойном крымском небе 63 гитлеровских самолета. Лично Павел Камозин сбил 19 самолетов противника. Своих потерь камозинцы не имели. Президиум Верховного Совета СССР присвоил летчику звание Героя Советского Союза.
Часто вылетая на «свободную охоту», командир эскадрильи не упускал ни одного случая, чтобы сразиться с врагом, уничтожить его или обратить в бегство. Вот и на этот раз, совершая полет по тылам фашистов, Павел Камозин заметил на горизонте тяжелый гитлеровский самолет. Он шел к линии фронта в сопровождении шести «мессершмпттов».
«Обыкновенный бомбардировщик не будет прикрываться шестью истребителями», — подумал советский летчик и подал ведомому сигнал приготовиться к атаке.
На легкую победу Камозин не рассчитывал. Знал, что фашисты будут драться до последнего. Набрал высоту, зашел со стороны солнца и бросил самолет в пике. Если с первой атаки не сбить, враг уйдет: второго удара истребители прикрытия не допустят. Все ближе и ближе вражеская машина. Камозин уже четко различает паучью свастику и все же не нажимает на гашетку. Сейчас с ним поравняется ведомый, и они вместе ударят по врагу. Очередь, другая, третья... Бомбардировщик задымил и резко пошел на снижение. «Мессершмитты» шарахнулись в разные стороны. А Камозин и его ведомый ушли на свою территорию.
Через несколько дней в штаб полка пришло сообщение, что Павел Камозин и его ведомый сбили самолет, на котором летела группа фашистских генералов и офицеров. Они везли из Берлина железные кресты для вручения «особо отличившимся» солдатам и офицерам действующей армии. Во фронтовых частях по случаю гибели генералов гитлеровское командование объявило траур.
Гибель группы высших фашистских генералов вызвала переполох в ставке гитлеровского командования. Был отдан приказ любыми средствами уничтожить русского аса Павла Камозина. Из «бриллиантовой» эскадрильи Геринга на участок фронта, где сражался Камозин, перебросили опытного летчика, широко известного в фашистской авиации под кличкой «Граф». Сотни боевых вылетов произвел он, сражаясь с англичанами в небе Норвегии. Он расстреливал с воздуха на дорогах Франции беззащитных женщин и детей, бомбил советские госпитали в Минске, удостоился личной благодарности Геринга за массовое уничтожение беженцев на дорогах Украины. Ему-то и поручено было «убрать» Камозина.
Коварный замысел гитлеровцев стал известен советскому командованию. В полк, где служил Павел Камозин, полетела срочная шифровка. Полковник Смирнов, ознакомившись с документом, вызвал Павла Камозина. Летчик, выслушав командира, сказал, что отныне усилит бдительность, но от специальной охраны отказался.
Командир и комиссар полка переглянулись. Они были довольны своим питомцем. За него можно быть спокойным: сумеет постоять за себя и за честь советского оружия.
— Уничтожить «Графа», — заметил комиссар, — значит выбить из фашистов «бриллиантовый» дух, одержать над врагом большую моральную победу.
Из штаба полка Павел Камозин направился к оружейникам. Боевых вылетов в этот день не предвиделось, и он решил вместе с ними проверить самолет и заново произвести пристрелку оружия.
С каждым днем войны обогащался боевой и командирский опыт Камозина, но он по-прежнему отличался скромностью и трудолюбием. Он стремился использовать малейшую возможность для повышения летного и огневого мастерства. Сколько раз оно выручало Камозина и его товарищей в бою! Павлу вспомнилось, как однажды он спас от неминуемой гибели лейтенанта Тоичкина. Молодой летчик не заметил, как в хвост ему пристроился гитлеровец. Секунда, другая — и самолет Тоичкина полетит к земле, объятый пламенем. Но прицельной очереди врага не последовало: в последнее мгновение фашист был сбит Павлом Камозиным.
За этот подвиг летчика наградили орденом Отечественной войны 1-й степени.
Боевое напряжение с каждым днем нарастало. Павел Камозин чувствовал, что «Граф» ходит где-то рядом и вот-вот должен показать свои когти. Однажды под вечер, когда командир эскадрильи возвращался после боевого задания на аэродром, по радио ему передали:
— В воздухе «Граф».
Командир эскадрильи, заметив противника, поднял свою четверку на высоту 6500 метров. Да, «Граф» предусмотрел многое. Выбрал момент, когда Камозин уже возвращался с боевого задания. Значит, устал и горючее на исходе. Вел воздушный бой. Значит, боеприпасов мало. Обстановка сложилась не в пользу Камозина, и он мог бы уклониться от боя. Но командир эскадрильи, решительно отдавая приказания ведомым, уже занимал исходное положение для первой атаки.
У Камозина созрел оригинальный замысел боя. Ведомые Камозина удивились, увидев, как близко прошел командир мимо «Графа» и как вяло сделал боевой разворот. Фашист соблазнился легкостью добычи и устремился за Камозиным. Навстречу «Графу» ринулись два резервных самолета, находившиеся несколько выше основного состава. Гитлеровец прервал атаку и стал обороняться, потеряв из виду Камозина.
Не теряя ни секунды, Камозин набрал высоту и, когда «Граф» заложил очередной вираж, бросил самолет в пике и нажал на гашетку. Очередь была меткой и сокрушительной. Фашистский самолет начал разваливаться на части в воздухе. Так было покончено с «Графом» — гордостью «бриллиантовой» эскадрильи Германа Геринга.
На аэродроме Павла Камозина и его ведомых ждал командир авиадивизии. Поседевший в боях генерал горячо поблагодарил камозинцев за мужество и отвагу.
В тот день Павел Камозин писал родным: «Время на фронте горячее. Каждый день — напряженные воздушные бои. Мы научились ненавидеть врага и беспощадно его уничтожать».
...Этот бой был одним из самых тяжелых воздушных боев, в которых участвовал Павел Камозин. В группе, которую он возглавлял, было всего 5 «лаггов», а против — 18 «мессершмиттов» и 7 «хейнкелей». Камозинцы знали, что победа в этом бою зависит от того, как будет драться каждый из пяти советских летчиков. Никто не думал отступать, уклоняться от встречи с врагом. Все хотели одного — уничтожить фашистов, обратить их в бегство. Камозин плотнее сомкнул группу и напал на врага первым. Одна за другой последовали дружные дерзкие атаки советских летчиков. И когда после второго удара на землю упало три «мессершмитта» (двух сбил Камозин, одного — лейтенант Тоичкин), противник стал драться неуверенно, перешел на виражи. 30 минут длился этот тяжелый бой. Фашисты потеряли шесть самолетов. У советских летчиков не было уже боеприпасов, но они не прекращали своих атак до тех пор, пока оставшиеся 19 гитлеровцев первыми не покинули район боя.
Павел Камозин любил повторять слова своего друга летчика-героя подполковника Калараша: «Летчик должен иметь сердце из стали, тогда и с деревянной спинкой сиденья он не дрогнет в бою». Таким был сам Павел Камозин...
12 января 1944 года. В этот день старший лейтенант Павел Камозин сделал несколько боевых вылетов. Как всегда, он появлялся в точно указанное время в районе патрулирования и по первому сигналу станции наведения уверенно устремлялся на врага.
Двумя группами шли 13 «юнкерсов» под прикрытием четырех «мессершмпттов». Первую группу в лоб атаковал подполковник Смирнов, вторую в хвост — старший лейтенант Камозин. Атака обоих увенчалась успехом. И тот другой сбили по одному самолету врага.
После этого старший лейтенант Камозин завязал бой с двумя «мессершмиттами», но те поспешили удрать, не приняв вызова советского аса.
Во втором боевом вылете Павел Камозин во главе группы истребителей снова прикрывал советские наземные войска. Немецкие бомбардировщики решили пройти линию фронта под облаками, чтобы избежать встречи с советскими истребителями. Но Павел Камозин и его боевые друзья были начеку. Они сумели разгадать замысел врага и встретили фашистов при выходе из облаков меткими сокрушительными атаками. Камозин первым атаковал флагмана вражеской группы и почти в упор расстрелял его кинжальными очередями. «Юнкерс» загорелся и, перевалившись на крыло, полетел вниз. Сраженная летчиком Владыкиным, упала на землю еще одна вражеская машина. Но бой не затихал, бой продолжался.
В это время станция наведения передала Камозину: «На бреющем полете под вами идет еще одна группа бомбардировщиков. Перехватить!»
Старший лейтенант Камозин устремился на перехват второй группы бомбардировщиков. На пути он встретил двух «мессершмиттов» и с ходу атаковал одного из них. Вражеская машина загорелась. Тогда Камозин устремился на отражение налета бомбардировщиков.
В упорных и жестоких воздушных схватках Павел Камозин сбил 12 января 1944 года две немецкие машины. На счету героя стало 30 лично сбитых самолетов врага. Армейская газета «Крылья Советов» в эти дни призывала на своих страницах: «Истребитель, дерись, как Павел Камозин!»
«Почему же Камозин дерется успешнее других, в чем его сила?» — спрашивала газета. И отвечала: «Она кроется в стремительности атаки. Шансы на победу в бою у того летчика, который первым заметит врага. Это прекрасно понимает Камозин. Его зоркий глаз всегда ищет и первым находит противника. Именно этим отважный летчик создает себе преимущество над врагом».
Газета разъясняла, что умелый поиск цели, разумеется, еще не означает победу. Она, как известно, сама не приходит. Ее завоевывает Павел Камозин благодаря другому замечательному качеству — мастерству атаки. Настойчивость в достижении цели, дерзость, исключительная меткость огня, искусный маневр — сот что обеспечивает успех отважному летчику-истребителю.
Павел Камозин верен испытанному правилу истребителя-аса: он бьет врага с близкой дистанции, короткой прицельной очередью. Он не пугает фашиста, а в упор расстреливает его. Именно так были уничтожены им в последних боях пять вражеских самолетов.
В одной из последних воздушных схваток Павел Камозин оказался в исключительно трудном положении. Ему одному пришлось вступить в бой и драться с группой фашистских истребителей. Но и в таком положении Камозин не оборонялся, а нападал, атаковал. Советский летчик выстоял в неравном бою и вышел из него победителем. Два фашиста нашли себе смерть в крымском небе.
Павел Камозин неустанно совершенствовал свое боевое мастерство, от победы к победе повышал знания, умение, боевые навыки. Он учил своего ведомого младшего лейтенанта Владыкина не отрываться от ведущего в бою, быть его надежной защитой в воздухе и верным другом и товарищем на земле.
Летчик-истребитель Павел Камозин воплощал в себе пример умелого, храброго и дерзкого воздушного бойца. На его славных боевых делах воспитывалась наша летная молодежь.
Капитан Камозин воевал на самых ответственных участках фронта, всегда оказывался там, где труднее. До конца войны он в общей сложности сбил 35 фашистских самолетов лично и 13 — в групповых воздушных боях. Советское правительство наградило крылатого воина второй золотой медалью Героя Советского Союза.

Камозин Павел Михайлович – заместитель командира авиаэскадрильи 269-го истребительного авиационного полка (236-я истребительная авиационная дивизия, 5-я воздушная армия, Черноморская группа войск Закавказского фронта), младший лейтенант;
командир авиаэскадрильи 66-го истребительного авиационного полка (329-я истребительная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Отдельная Приморская армия), старший лейтенант.

Родился 3 (16) июля 1917 года в городе Бежица Брянского уезда Брянской губернии (позднее город вошёл в черту Брянска). Русский. В 1932 году окончил 6 классов школы в родном городе, в 1934 году – школу фабрично-заводского ученичества. В 1934–1936 годах работал слесарем на паровозостроительном заводе «Красный Профинтерн» в Бежице. В 1936 году окончил Бежицкий аэроклуб, был оставлен в нём лётчиком-инструктором.

В армии с декабря 1937 года. В октябре 1938 года окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком 2-го истребительного авиационного полка (в Киевском особом военном округе; город Васильков Киевской области, Украина). Летал на истребителях И-15бис и И-16.

Участник похода советских войск в Западную Украину в сентябре 1939 года в должности лётчика 2-го истребительного авиационного полка.

В апреле – августе 1940 – оперативный дежурный штаба 38-й авиационной бригады, с августа 1940 года – оперативный дежурный штаба 44-й истребительной авиационной дивизии (в Киевском особом военном округе; город Умань Черкасской области, Украина).

Участник Великой Отечественной войны: в июне – августе 1941 – оперативный дежурный штаба 44-й истребительной авиационной дивизии. Воевал на Юго-Западном фронте (июнь – август 1941). Участвовал в оборонительных боях на Украине.

С августа 1941 года в 25-м запасном авиационном полку (город Кюрдамир, Азербайджан) переучивался на истребитель ЛаГГ-3, после чего был назначен лётчиком-инструктором 25-го запасного авиаполка, который с марта 1942 года базировался в городе Аджикабул (Азербайджан). Обучил около 40 молодых лётчиков.

В октябре – декабре 1942 – командир звена 246-го истребительного авиационного полка, в декабре 1942 – мае 1943 – заместитель командира авиаэскадрильи 269-го истребительного авиационного полка. Воевал в составе Черноморской группы войск Закавказского фронта (октябрь 1942 – февраль 1943) и на Северо-Кавказском фронте (февраль – май 1943). Участвовал в Туапсинской, Новороссийско-Майкопской и Краснодарской операциях.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года старшему лейтенанту Камозину Павлу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» .

Летом 1943 года в 25-м запасном авиационном полку (город Аджикабул, Азербайджан) переучился на американский истребитель Р-39 «Аэрокобра».

В октябре 1943 – декабре 1944 – заместитель командира авиаэскадрильи и командир авиаэскадрильи 66-го истребительного авиационного полка. Воевал на Северо-Кавказском фронте (октябрь – ноябрь 1943) и в составе Отдельной Приморской армии (октябрь 1943 – май 1944). Участвовал в Керченско-Эльтигенской и Крымской операциях.

16 ноября 1943 года его самолёт был серьёзно повреждён огнём вражеской зенитной артиллерии. Совершил вынужденную посадку на нейтральной полосе.

5 декабря 1943 года в воздушном бою в районе города Керчь (Крым) его самолёт был подбит. На самолёте с остановившимся мотором лётчик совершил вынужденную посадку на своей территории – у берега косы Тузла (Темрюкский район Краснодарского края). При посадке «аэрокобра» была разбита, но сам лётчик не пострадал и на следующий день вернулся в полк.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года капитан награждён второй медалью «Золотая Звезда» .

С июля по ноябрь 1944 года лётчики 66-го истребительного авиаполка выполняли задачи по прикрытию Полтавского аэроузла, используемого авиацией союзников для «челночных» налётов на Германию и Румынию.

С декабря 1944 – заместитель командира авиаэскадрильи 101-го гвардейского истребительного авиационного полка. Воевал на 2-м Белорусском фронте (декабрь 1944 – март 1945). Участвовал в Млавско-Эльбингской и Восточно-Померанской операциях.

5 марта 1945 года во время боевого вылета на его «аэрокобре» заклинило мотор. Во время вынужденной посадки с убранными шасси самолёт был разбит, а лётчик получил тяжёлые травмы. До мая 1945 года находился на излечении в госпитале.

За время войны совершил 179 боевых вылетов на истребителях ЛаГГ-3 и Р-39 «Аэрокобра», в 65 воздушных боях сбил лично 35 и в составе группы 13 самолётов противника .

После войны продолжал командовать авиаэскадрильей 101-го гвардейского истребительного авиационного полка (в Северной группе войск, город Быдгощ, Польша; с января 1946 – города Абсдорф и Айзенштадт, Австрия). Летал на истребителях Р-39 «Аэрокобра» и Р-63 «Кингкобра». С сентября 1946 года капитан П.М. Камозин – в запасе.

С декабря 1946 – пилот, а в сентябре 1947 – августе 1952 – заместитель командира 204-го авиаотряда спецприменений по лётной службе (Московское управление ГВФ; город Брянск). Пилот 3-го класса (1947). В августе 1952 – марте 1955 – заместитель командира авиаэскадрильи по лётной службе в 170-м авиаотряде спецприменений ГВФ (город Брянск), в марте 1955 – апреле 1957 – заместитель командира 189-го авиаотряда ГВФ по лётной части (город Брянск). Участвовал в проведении сельскохозяйственных работ и аэрофотосъёмки на самолётах По-2 и Як-12.

После ухода с лётной работы трудился диспетчером службы движения в 189-м авиаотряде ГВФ и диспетчером отдела перевозок Брянского аэропорта. В 1970–1979 – инструктор тренажёра в Брянском объединённом авиаотряде.

Жил в городе Брянск. Умер 24 ноября 1983 года. Похоронен в Брянске на Центральном кладбище Советского района.

Награждён орденом Ленина (01.05.1943), 2 орденами Красного Знамени (23.03.1943; 21.11.1943), орденами Александра Невского (31.01.1944), Отечественной войны I степени (19.12.1942), медалями.

Почётный гражданин Брянска (1966).

Бронзовый бюст П.М.Камозина установлен в Брянске (открыт в 1950 году). Его именем названы улицы в Брянске и селе Отрадное Брянского района, переулок в городе Сочи (Краснодарский край). В Брянске на здании аэропорта и Бежицкого авиаспортивного клуба ДОСААФ установлены мемориальные доски. Имя П.М.Камозина носят Брянский авиационно-спортивный клуб и средняя школа №11 в Брянске.

Примечания:
1) Награждён за выполнение 82 боевых вылетов и участие в 23 воздушных боях, в которых лично сбил 12 самолётов противника (на 18 апреля 1943 года);
2) Награждён за выполнение 131 боевого вылета и участие в 56 воздушных боях, в которых сбил лично 29 и в составе группы 13 самолётов противника (на начало февраля 1944 года);
3) Согласно исследованиям М.Ю.Быкова, документальные подтверждения имеются на 34 личные и 4 групповые победы.

Воинские звания:
младший лейтенант (16.10.1938)
старший лейтенант (28.03.1943)
капитан (26.02.1944)
капитан гражданской авиации (29.06.1950)

В одном из первых боевых вылетов – 7 октября 1942 года П.М.Камозин одержал тройную победу, сбив в районе Туапсе три Ме-109. За первый месяц боёв он сбил четыре неприятельских самолёта. Несколько раз ему довелось вылетать на боевые задания вместе с подполковником – известным в довоенное время лётчиком-испытателем, виртуозным истребителем в годы войны, посмертно удостоенным звания Героя Советского Союза.

Фронтовая судьба этого лётчика была яркой и неповторимой, как судьба любого великого воина. По своей «закрученности» интрига его ратной жизни напоминает порой сюжет захватывающего приключенческого фильма.

16 ноября 1943 года, в одном первых боевых вылетов в новом полку на новой для себя «аэрокобре», его самолёт был серьёзно повреждён яростным огнём зенитной артиллерии, и лётчик приземлил его на нейтральной полосе, прямо у окопов своего боевого охранения…

5 декабря 1943 года, в тяжёлом бою над Керчью, он уничтожил два вражеских Ю-87. Отбивая атаку на своего ведомого – младшего лейтенанта А.В.Владыкина, П.М.Камозин сбил Ме-109. Другие «мессера» в это время атаковали самого Павла Михайловича и вскоре подбили его «аэрокобру». П.М.Камозин искусно маневрировал, не позволяя немецким лётчикам добить его истребитель. Однако немецкий ас Г.Липферт сумел попасть в его самолёт, у которого отказал двигатель. П.М.Камозин выровнял самолёт и продолжал тянуть к нашей территории, сбросив дверцу для возможного прыжка с парашютом. В этот момент один из «мессеров» проскочил вперёд, и Павел Михайлович, приподняв нос своего самолёта, открыл огонь. По словам П.М.Камозина, Ме-109 загорелся и ушёл на свою территорию. Под атаками трёх Ме-109 лётчик продолжал тянуть на свою территорию и, в конце концов, совершил вынужденную посадку у берега косы Тузла. При посадке «аэрокобра» была разбита, но сам лётчик не пострадал и на следующий день вернулся в полк.

31 декабря 1943 года, во время боевого вылета в Крыму, он заметил транспортный самолёт, шедший в окружении шести «мессершмиттов». Маскируясь в лучах солнца, Павел Михайлович набрал высоту и, приказав ведомому младшему лейтенанту А.В.Владыкину открыть огонь, разогнал истребитель до предельной скорости. Сблизившись с целью, длинной очередью поразил «юнкерс», после чего, форсируя моторы, вместе с ведомым ушёл на свою территорию…

В своей ратной жизни Павел Михайлович провёл десятки воздушных боёв, одерживал победы над «хейнкелями» и «юнкерсами», «рамами» и «лаптёжниками», «мессерами» и «фоками». Ему доводилось эффектно спасать товарища, выбивая из-под хвоста его самолёта вражескую машину, гореть самому, приземлять подбитый истребитель на переднем крае, приводняться зимой на берег моря, капотировать на разбитой снарядами взлётно-посадочной полосе и попросту падать вместе с машиной после отказа мотора…

С конца 1944 года Павел Михайлович неоднократно вылетал на боевые задания в паре с младшим лейтенантом В.В.Масловым.

5 марта 1945 года во главе пятёрки «аэрокобр» П.М.Камозин сопровождал восьмёрку «бостонов» в район города Берент (ныне Косцежина, Польша). При отходе от цели они были атакованы 12 ФВ-190. В момент атаки на самолёте Павла Михайловича заклинило мотор. С высоты 3.500 метров он спланировал на свою территорию и произвёл вынужденную посадку с убранными шасси. При посадке самолёт был разбит, а лётчик получил тяжёлые травмы. День Победы он встретил в госпитале.

Павел Михайлович Камозин - Дважды Герой Советского Союза, лётчик-истребитель, заместитель командира эскадрильи 269-го истребительного авиационного полка 236-й истребительной авиационной дивизии 5-й Воздушной армии Северо-Кавказского фронта, командир эскадрильи 66-го истребительного авиационного полка 329-й истребительной авиационной дивизии 4-й Воздушной армии 2-го Белорусского фронта.

Родился 16 июля 1917 года в городе Бежица (ныне район города Брянска) в семье рабочего. В 1931 году окончил 6 классов и поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ), работал слесарем на заводе "Красный Профинтерн" (ныне ОАО "Брянский машиностроительный завод"), с 1934 года учился в аэроклубе. В Красной/Советской Армии с 1937 года. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

Великую Отечественную войну П.М. Камозин встретил в Киевском особом военном округе, преобразованном в Юго-Западный фронт. Свой первый боевой вылет на истребителе "И-16" он совершил на второй день войны, 23 июня 1941 года. Ранение в ступню навылет - печальный результат боевого крещения будущего воздушного аса…

Вместе со своей частью он направляется переучиваться на истребители "ЛаГГ", становиться инструктором, и возвращается на фронт лишь через год…

Свой первый боевой вылет в составе 246-го истребительного авиаполка 236-й истребительной авиадивизии 5-й Воздушной армии Закавказского фронта командир звена, младший лейтенант П.М. Камозин ознаменовал победой! В воздушном бою на туапсинском направлении, под Шаумяном он сбивает гитлеровский истребитель "мессершмитт" - "Ме-109", а в первый месяц боёв им были уничтожены четыре вражеских самолета, среди которых, вооружённый четырьмя пушками и шестью пулеметами бомбардировщик "дорнье" - "Do-217". Боевое мастерство молодой лётчик постигает у такого виртуозного истребителя, как майор Д.Л. Калараш, с которым он неоднократно вылетал на боевые задания. А после его гибели, в ноябре 1942 года, Камозин сбивает в одном бою сразу три "мессершмитта": два 109-х и 110-ый…

К концу апреля 1943 года заместитель командира эскадрильи 296-го истребительного авиаполка младший лейтенант П.М. Камозин совершил 82 боевых вылета на сопровождение бомбардировщиков, прикрытие войск, разведку и штурмовку. В 23-х воздушных боях лично сбил 12 вражеских самолётов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Павлу Михайловичу Камозину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1148).

Находясь в запасном полку, старший лейтенант П.М. Камозин осваивает американский истребитель Р-39 "Аэрокобра", после чего получает назначение в 66-й истребительный авиаполк 329-й истребительной авиадивизии 4-й Воздушной армии, где вскоре становится командиром эскадрильи. В первом же бою в этом полку, пилотируя "аэрокобру", П.М. Камозин сбивает самолёт-разведчик "раму" - "фокке-вульф" - "FW-189", но и его истребитель получает серьёзные повреждения от огня вражеских зенитных орудий, отважный лётчик сажает свой самолёт на нейтральную полосу, возле окопов боевого охранения советских войск...

В сражениях за город русской славы - Севастополь лётчики камозинской эскадрильи сбили 64 вражеских самолёта, 19 из которых записал на свой боевой счёт её командир. 31 декабря 1943 года П.А. Камозин с ведомым Ладыкиным вылетели на разведку. Возвращаясь на свой аэродром, в районе над селом Семь Колодезей они заметили транспортный самолёт, сопровождаемый шестью истребителями "Ме-109". Камозин принимает решение - атаковать с ходу, и на максимальной скорости устремляется к цели, сбивая очередью транспортный самолёт… Когда Крым был освобождён от оккупантов стало известно, что на борту этого самолёта находилось 18 немецких генералов, которые везли с собой награды и новогодние подарки для вручения своим солдатам и офицерам…

К середине лета 1944 года командир эскадрильи 66-го истребительного авиационного полка капитан П.М. Камозин совершил 131 успешный боевой вылет, участвовал в 56 воздушных боях, в которых лично сбил 29 самолётов противника и 13 в составе группы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года Павел Михайлович Камозин награждён второй медалью "Золотая Звезда".

20 января 1945 года командир эскадрильи 101-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан Камозин П.М. выполнял очередной боевой вылет, но из-за неполадок двигателя мотор его "аэрокобры" заглох, и истребитель рухнул на землю... К счастью, дважды Герой Советского Союза П.М. Камозин остался жив, однако, от травм, полученных в этой аварии, он так и не оправился... День Победы гвардии капитан Камозин встретил в госпитале.

За годы войны П.М. Камозиным проведено около 200 боевых вылетов, в 70 воздушных боях им сбито лично 35 и в группе 13 самолетов противника.

После войны, с 1946 года П.М. Камозин в запасе. Он вернулся в родной Брянск, работал в гражданской авиации. Вёл общественную работу.

Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского и Отечественной войны 1-й степени, многими медалями. Ему присвоено звание "Почетный гражданин города Брянска". В сквере у Дворца Культуры брянских машиностроителей установлен его бронзовый бюст (автор - скульптор М.Г. Манизер). Имя П.М. Камозина носит одна из улиц города Брянска. В брянской средней школе № 11 открыт музей Героя.

Литература

  • Я, Камозин ...Атакую!: фотопроект Аркадия Курдикова / А. Курдиков. - [Брянск, 2007]. - 34 с.: ил., портр.
  • Бражникова, С. Юбилей Героя / С. Бражникова // Брянский перекресток. - 2012. - 18 июля (N28). - С. 3.
  • Васенков, В. Сыновья летят дальше / В. Васенков // Брянский рабочий. - 1987. - 23 января.
  • Гонецкий, Ф. Жил, чтобы летать! / Ф. Гонецкий // Брянск. - 2001. - 22 - 28 августа (№34). - С. 5.
  • Долгих, Ю. На страже мира и социализма/ Ю. Долгих // Блокнот агитатора (Брян.). - 1986. - № 2. - С. 29.
  • Звонкое имя // Брянский рабочий. - 2015. - 26 ноября (№47). - С.2.
  • Каким он асом был! // Брянский рабочий. - 2017. - 1 июня (№ 21). - С.10.
  • Камозин П.М. // Герои Советского Союза: краткий биографический словарь. - М., 1987. - Т. 1. - С. 618.
  • Камозин Павел Михайлович: краткая биографическая справка // Великая Отечественная война. 1941 - 1945 гг. : словарь-справочник. - М., 1985. - С. 199.
  • Кузнецов, А. Каким он асом был! / А. Кузнецов // Брянский рабочий. - 2005. - 15 марта. - С. 3.
  • Новицкий, А. Что значит - жить / А. Новицкий // Брянский рабочий. - 1985. - 10 мая.
  • Памяти знаменитого летчика // Новая жизнь (Брянская обл., Клетнянский район).- 2013. - 30 июля (№ 61). - С. 2.
  • Перепросова, Л. Легендарный Камозин / Л. Перепросова // Брянская учительская газета. - 2017. - 2 июня (№ 19). - С.11.
  • Полозов, В. С. Камозиным - крыло к крылу / В.С. Полозов // Брянский рабочий. - 2007. - 18 мая (№ 72-73) - С. 20.
  • Сысоев, С. И шагнули в бессмертие / С. Сысоев // Блокнот агитатора (Брян.). - 1985. - № 5. - С. 19.
  • Фаев, Ю. Легендарный Камозин / Ю. Фаев // Брянской время. - 1997. - 16 - 22 июля (№29). - С. 10.
  • Шашкова, А. Путеводная Звезда Камозина / А. Шашкова // Брянская учительская газета. - 2015. - 24 июля (№ 27). - С. 4-5.
  • Школьников, Л. Совершенное ими бессмертно / Л. Школьников // Блокнот агитатора (Брян.). - 1986. - № 22. - С. 23.
  • Бесстрашный воздушный боец [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.puteshestvie32.ru/content/kamozin .
  • Герои Страны. Камозин http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1108 .
  • Камозин Павел Михайлович [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.kray32.ru/bryansk_history009_17.html .
  • Красные соколы. Советские летчики. 1936-1953. Камозин Павел Михайлович [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: