Мне всегда страсть как было любопытно, что же и кому натирают до блеска на станции метро Площадь Революции. Уверена, что каждый из вас хоть однажды видел, как кто-то там трёт нос собаке. В народе гуляет еще множество поверий и примет, что если прикоснуться к различным частям статуй, то сбудутся ваши загаданные сокровенные желания. Очень давно собиралась сделать подобный экскурс в народные суеверия московского метро и вот, наконец, мне представился такой шанс.

Все 76 бронзовых фигур на станции «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена изображают людей советской эпохи. Автор всех 20 образов - Матвей Манизер. Три года ушло в в Ленинградской мастерской художественного литья на создание этих экспонатов. 18 из них повторяются четыре раза, а две — дважды. Скульптурные изваяния расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 до декабря 1937. Интересно, что изначально предполагалось разместить 80 скульптур, но в 1947 году в связи с открытием восточного наземного вестибюля 4 статуи были сняты. На открытие вестибюля прибыл лично И.В.Сталин и внимательно осмотрев все изваяния, вынес исторический вердикт: "Как живые, как живые..." В 1941 году скульптуры со станции «Площадь революции» были эвакуированы в Среднюю Азию и были возвращены обратно в 1944 г. Во время эвакуации скульптуры сильно пострадали. Однако за счёт повторения скульптурных композиций все экспонаты удалось восстановить. Если кому интересны подробности и список персонажей - без труда найдете в интернете.

А я попробую набросать вам обещанный путеводитель московских суеверий. Бесспорно, самые популярные на станции - это собаки и петухи. Если остановиться и понаблюдать, то каждые полторы минуты к ним обязательно кто-то подходит. Фотки повторяющихся скульптур (собак на станции четыре, петухов тоже четыре)

Существует поверье, что лучший способ сдать экзамен — потереть нос бронзового пса у «Пограничника с собакой». Пограничников с собаками на станции четыре штуки. И носы блестят у всех четырех собак. Родилась эта примета благодаря студентам МГТУ имени Баумана, расположенного через одну станцию. Просить удачи на станцию метро "Площадь Революции" студенты приходят с 1938 года. В разгар сессии к собакам выстраиваются целые очереди. Причём у студентов встречаются разные варианты этой приметы:
1. Выбежать из поезда, дотронуться носа сразу всех четырех собак и успеть вернуться в этот же поезд. Особенно популярно перед ГОСами.
2. Чтобы успешно сдать зачёт или экзамен, до носа надо дотронуться зачеткой.
3. Для получения отличной оценки надо дотронуться до носа собаки, а для сдачи зачёта до ее лапы.
А еще, говорят, эта собака помогает избавиться всем людям от вредных привычек и пагубных зависимостей. Две собаки, расположенные в центре зала, если потрепать их за морду перед важной селкой или ответственным делом, гарантируют вам желаемый исход.

Птичница с курицей и петухом. Как известно всем азиатам, петух является символом богатсва и благополучия. Поэтому все жалующие разбогатеть натирают петухам и курице все что только можно, шепча под нос свои сокровенные молитвы. Петухов трут так же, чтобы прибавили зарплату. Но не все петухи на станции помогают! Есть один, который, наоборот, приносит только несчастья - прикасаться к нему нельзя ни в коем случае. Смотрите, не перепутайте:) А еще к петухам приходят гурманы. Они считают, что если потереть гребень птицы, то в этот день тебя ожидает изысканнная и вкусная еда. О как!

Ленин с ганатой (точнее революционный рабочий с винтовкой и гранатой, но уж очень похожий на Владимира Ильича). Вообще оружие натирают всех статуям мужчины, желающие победить своих внешних врагов и внутренних демонов. Ленину, кстати, трут гранату, колено и башмак.

Матрос с наганом. Считается, что, если потрогать у матроса наган, день сложится удачно в финансовом и деловом отношении. Поэтому перед заключением важной сделки стоит приехать сюда и потереть оружейное дуло и еще обязательно звезду на рукаве. Гранаты некоторым тоже натирают. Наганы у статуй, кстати, реглярно крадут, поэтому они все разных размеров и разной степени натертости.

Отец с ребёнком. Здесь всем отцам трут сразу все: и ножки ребенка, и руки отца, и колено отца, и даже ногу отца. Но больше остальных блестят детские пятки! Сюда приходят в основном мужчины - будущие отцы, мечтающие о детях. И некоторые дамы, которые хотят чтобы отец их ребенка стал лучше.

Мать с ребёнком. У матерей натерты ноги от самого бедра до кончика туфли. А у ребенка до блеска натерты гениталии. Здесь мамы мечтают родить мальчиков-наследников, ведь подавляющее большинство подходящих на ритуал - это женщины, часто беременные. Иногда подходят и будущие отцы, которые, видимо, молят провидение о сыне.

Зачем трут лапоть у деда с винтовкой для меня осталось пока загадкой. Никакой инофрмации по этому поводу мне раньше найти не удавалось. Однако дяденька-прохожий на станции сказал, что это делают все приезжие в Москву, чтобы обжиться здесь с комфортом и стать своим в доску, как в родной деревне. А что, вполне логичное объяснение!

Вообще всем статуям на станции натират те или иные участки. Кроме одной. Только футболистам никто ничего не натирает. Так и сидят они, уныло устремив свой взор на выходящих из поезда пассажиров, проходящих мимо к остальным рабочим и крестьянам... Может именно по этому у нас такая непруха с футболом? Ну что футболисты на метро не ездят, это понятно) Но товарищи-фанаты, давайте им что-ли хоть мячик натрём всем миром? ;)

В нишах каждой из арок, образуемых пилонами станционного зала, установлены 76 бронзовых фигур, изображающих советских людей (автор Матвей Манизер). Изначально скульптур было 80, но в 1947 году в связи с открытием восточного наземного вестибюля 4 были сняты. Всего на станции 20 различных образов (18 из них повторяются четырежды, а 2 - дважды).
Скульптурные изваяния расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 до декабря 1937.
В 1941 году скульптуры со станции "Площадь революции" были эвакуированы в Среднюю Азию и были возвращены обратно в 1944 году. Во время эвакуации скульптуры пострадали. От них остались лишь разрозненные части - головы, туловища, руки, оружие и другие детали. Однако за счёт того, что каждая скульптурная композиция повторялась четырежды, все скульптуры удалось полностью восстановить.
Все фигуры (кроме фигур пионеров) для того, чтобы уместиться в ограниченный сводчатый объём арочных проходов, изображены либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими. По этому поводу существовала шутка: «На станции показано, что весь советский народ или сидит, или стоит на коленях».
Скульптуры восстановленной станции настолько поразили воображение измученных военным лихолетьем горожан, что поползли слухи о залитых металлом немецких военнопленных.
Арка I
Революционный рабочий с винтовкой и гранатой.
Рабочий с винтовкой - первая скульптура при входе в зал. Ему немного трут колено, но в основном до блеска натерта граната.
Конкретных легенд, связанных именно с этим рабочим нет, поэтому думается, что так начинаются поиски счастья у некоторых входящих на станцию людей - с гранаты.
Революционный солдат с винтовкой.
Солдат - вторая скульптура, ему трут приклад винтовки.
Вероятно, заодно с гранатой рабочего, хотя приклад винтовки натерт сильнее.
Арка II
Крестьянин в лаптях, взявшийся за оружие.
У третьей скульптуры больше всего натерт лапоть и палец (что непонятно и удивительно), хотя эта скульптура намного менее популярна и куда беднее на приметы, чем следующая.
Революционный матрос с наганом.
Вот так он должен выглядеть изначально. Считается, что, если потрогать у матроса наган, день сложится удачно в финансовом и деловом отношении. Поэтому перед заключением важной сделки стоит приехать и потереть дуло нагана.
Но при этом нужно не ошибиться, потому что не каждая из четырех скульптур выглядит именно так.
У другой скульптуры матроса наган постоянно воруют (кто знает? может быть, у наших российских бизнесменов-миллионеров хранится дома по нагану с этой станции?), поэтому выглядит она вот так:
Как можно заметить, у этой скульптуры наган не натерт, зато натерты гранаты. Ну, на безрыбье, как говорится...
Наган и гранаты поближе:
Арка III
Парашютистка ДОСААФ.
Парашютистка почему-то никому не интересна, хотя, казалось бы, у нее достаточно выступающих частей, которые можно натереть. Хотя, вероятно, она теряется в тени следующей скульптуры.
Матрос-сигнальщик с линкора «Марат».
Несмотря на то, что на общей фотографии видно не очень хорошо, матрос-сигнальщик - очень популярная скульптура. К нему приходят мечтатели, считающие, что, если потереть сигнальные флажки, их мечта исполнится. Также по утрам к нему приходят и все остальные просто затем, чтобы день сложился удачно. Видимо, это поверье связано с морской приметой: день пройдет так же, как поднимут флаг на судне.
Арка IV
Девушка «Ворошиловский стрелок» с пневматической винтовкой.
Не везет скульптурным девушкам этой станции! Эта - не первая и не последняя, оставшаяся незамеченной и в тени.
Но зато какой у нее сосед!
Пограничник с собакой.
Без сомнения, эта - самая известная скульптура из всех на "Площади Революции", а, возможно, и во всем московском метро. Практически каждый проходящий трет собаке нос, лапы, бедра...
Итак, практически всем известная, но от того, не менее интересная легенда.
Родилась эта примета, скорее всего, благодаря студентам МГТУ имени Баумана, расположенного через одну станцию от "Площади Революции".
Считается, если студент дотронется до носа собаки, то это принесет ему удачу. Есть разные варианты этой приметы. Например, выбежать из поезда, дотронуться носа сразу всех четырех собак и успеть вернуться в этот же поезд. Есть вариант, что до носа надо дотронуться зачеткой. Также есть вариант приметы, что для успешной сдачи экзамена надо дотронуться до носа собаки, а для сдачи зачёта до ее лапы.
Т.к. бронзовые фигуры на станции повторяются, и собачек, как и пограничников, здесь аж четыре. Поэтому носы блестят у всех четырех собак. Студенты МГТУ имени Баумана, к примеру, считают, что "их" собачка - та, что ближе к выходу. Только вот какая ближе - определить тоже трудно. Но большинство учащихся считает, что правильная последовательность действий такова: третий вагон с конца в сторону "Щелковской", и ее называют собака Баумана.
Просить удачи на станцию метро "Площадь Революции" студенты приходят с 1938 года. В разгар сессии, чтобы погладить собачку, порой выстраивается целая очередь.
Вероятно, помогает, ведь помощи, да и просто удачи, приходят просить у этой собаки не только студенты, но и обычные жители и гости столицы.
Нос и лапа поближе:
Арка V
Стахановец с отбойным молотком.
Стахановец, к сожалению, не популярен среди искателей удачи. Лишь коленка слегка блестит - возможно, нет да нет, но кто-нибудь, проходя мимо, все же просит у стахановца немного удачи для себя. Так, заодно со всеми остальными.
Молодой инженер.
Эта скульптура тоже печально известна деятельностью воров-охотников за удачей. В левой руке инженер держит шестерню, а вот касательно того, что он держал в правой, мнения расходятся. Википедия считает, что в правой он держал циркуль, а в народе бытует мнение, что карандаш. Кроме того, существует поверье, что прикосновение к этому карандашу (ну, или циркулю) принесет удачу в научной деятельности. Жаль, сейчас это проверить нельзя, хотя некоторые не теряют надежду и трут шестерню.
Арка VI
Птичница с курицей и петухом.
Мы подошли к самой интересной, на мой взгляд, скульптуре станции. Кроме того, что это одна из двух девушек, которым внимания уделяется больше, чем их соседям-мужчинам, так это еще и единственная скульптура, приносящая вместо удачи - несчастье.
Да, именно так: петуха, а в особенности его клюв, нельзя гладить ни в коем случае: случится что-то ужасное. Но проходящие мимо этой скульптуры об этом либо не знают, либо в приметы не верят, либо хотят проверить свою удачу, но тем не менее, и гребень, и клюв, да и вообще вся голова и шея петуха натерты до блеска.
Хлебороб-механизатор.
А вот сосед-хлебороб остался забытым на фоне птичницы с петухом. Хотя некоторые, проходя мимо, трут ему кончик обуви.
Арка VII
Студент.
Студент, хотя некоторые называют его мечтателем, тоже не самая популярная скульптура. Вероятно, люди считают, что просить что-то у человека, мечтательно смотрящего вдаль, бессмысленно.
Студентка с книгой.
А вот к внимательно читающей студентке обращается намного больше людей, правда, просьбы эти не связаны с образованием. К студентке приходят девушки и трут ее туфельку, чтобы не остаться старыми девами. Кроме того, ее туфелька помогает тем, кто хочет избежать несчастной любви. Ну и, конечно, просто на удачу.
Помимо трогательности самой приметы, студентка интересна и тем, что это вторая после птичницы статуя девушки, более популярная, чем сосед-мужчина.
Та самая туфелька:
Арка VIII
Спортсменка-дискоболка.
По всей видимости, к дискоболке приходят мужчины, насмотревшиеся на романтичных девушек около студентки. Потому что у этой скульптуры натерта грудь.
Футболист.
А вот женщин пример не вдохновляет, и сосед дискоболки не может похвастаться никакими натертыми частями тела.
Арка IX
Отец с ребёнком.
И опять мужская скульптура более популярна, чем женская. Хотя казалось бы, почему? Хотя у женской скульптуры тоже есть почитатели, у мужской их несоизмеримо больше.
Здесь трут все: ножку ребенка, руки отца, колено отца, ногу отца. И хоть я и не нашла никаких примет, связанных с этой скульптурой, хочется надеяться, что сюда приходят будущие отцы, мечтающие о сыне.
Мать с ребёнком.
Скульптура, как уже сложилось, менее популярна, чем ее сосед, за исключением одной маленькой детали. У ребенка до блеска натерты гениталии. Чем руководствуются люди, приходящие к ней, неизвестно, хотя возможно, это все те же отцы, мечтающие о сыне. У предыдущей-то скульптуры гениталии не видны.
Замурованный арочный проход.
Здесь скульптуры есть только со стороны платформ, поэтому не все про них знают.
Пионеры-авиамоделисты.
У мальчиков натерты ноги и немного модель самолета.
Пионерки-географы.
А вот девочки, как всегда, остались в тени.
Ну и бонусом - натертая обувь некоторых скульптур:
Таковы уже известные приметы этой станции. Но ведь никто не мешает вам придумать свою и даже выбрать еще никем не облюбованную скульптуру, и пусть она приносит вам удачу:)
Фотографии в альбоме «

От городской легенды к тотальному обтиранию

В позднесоветские времена многие москвичи только слышали и пересказывали друг другу, что на станции «Площадь Революции» некоторые люди выходят из поезда, чтобы потереть нос статуи собаки, и запрыгивают обратно в тот же поезд. Или касаются носа на несколько секунд, прежде чем направиться в переход. Примета о приносящей удачу собаке была в большей степени городской легендой, чем реальной городской практикой, - своими глазами это видели только особо любопытные, если у них было время подождать.

В традицию это оформилось в 1990-е, а в последнее время размах этого обряда достиг небывалых масштабов. Теперь люди трут не только нос собаки, но и множество других выступающих деталей статуй, включая грудь спортсменки, палец и лапоть крестьянина, туфлю студентки, ножку ребенка и колено рабочего. Причем несчастную собаку затерли так, что три года назад краевед Александр Можаев к руководству Метрополитена и Департамента культурного наследия с просьбой взять скульптуру под охрану или хотя бы повесить предупреждающие таблички. Ему ответили, что собираются покрывать поверхность фигур специальным средством, предотвращающим стирание рельефа.

Краткая история станции

Станция была открыта в 1938 году. Ее архитектор - Алексей Душкин, он же строил высотку на Красных Воротах, Детский мир и «Маяковскую». Классик сталинского ампира

© ИТАР–ТАСС

1 из 5

Скульптуры отлиты коллективом авторов под руководством Матвея Манизера. Он же создатель огромной скульптурной группы «Партизаны» на выходе из станции метро «Партизанская», дискобола, который стоял в парках многих советских городов, и посмертной маски Сталина

© Валентин Черединцев/ИТАР–ТАСС

2 из 5

Станцию открыли в 1938 году. У размещения скульптур хронологическая логика: от героев 1917 года, тревожных матросов и ворошиловских стрелков до мирной студентки и матери и пионерки 1937-го. На этом кадре еще видно, что сперва скульптуры были гипсовые

© Кинохроника/pastvu.com

3 из 5

В 1941 году скульптуры были эвакуированы в Среднюю Азию, в 1944 году - возвращены, но во время эвакуации некоторые были утрачены полностью, пропали отдельные элементы других, и их пришлось восстанавливать. Фотография 1965 года

© Б.Кудояров / pastvu.com

4 из 5

Скульптур на ней изначально было 80, но в 1947 году четыре из них убрали, замуровав одну арку по оборонным соображениям. Большинство персонажей представлено в четырех экземплярах (восемнадцать образов повторяются четыре раза, а два - дважды). Фотография 1983 года

© Александр Сенцов/ИТАР–ТАСС

5 из 5

Трем все

Помимо выступающих частей тела и одежды особой популярностью пользуется оружие: натерты, а иногда и непонятно как отломаны и украдены наган, граната, приклад винтовки, а также циркуль и шестерня в руках молодого инженера. Последние два скорее орудия умственного труда, которые, впрочем, при необходимости могут использоваться и не по назначению. Наконец, от собаки натирание перекинулось и на другое животное - петуха, причем в подол птичницы, состоящей при петухе, еще и кидают записки с пожеланиями.

Таблица примет


Флажки матроса

Удачный день или исполнение желаний

Петух

Гребень петуха

Несчастье или, в других версиях, прибавка к зарплате

Клюв петуха

Сильное несчастье

Нос собаки

Успешная сдача экзамена

Лапа собаки

Успешная сдача зачета

Туфля студентки

Удачное свидание, удачный брак

Маузер чекиста/наган матроса

Удачный в деловом и финансовом отношении день

Загадка петуха

Парадоксальным образом, этот же невзрачный на первый взгляд петух составляет главную загадку станции. Одни говорят, что тереть его нельзя ни в коем случае, а не то «случится что-то ужасное». Другие приписывают темную силу только одному из четырех петухов, при этом не говоря какому. А третьи совершенно не в курсе того, что петух по своим свойствам отличается от всех остальных предметов поклонения на «Площади Революции».

Вообще, единства во взглядах на правильный порядок действий по извлечению удачи из статуй нет. Например, существует мнение, что тереть нужно не любую собаку, а только «собаку Баумана» - у третьего вагона с конца в сторону «Щелковской», связывая происхождение приметы со студентами Бауманки, которые якобы начали обращаться к статуе за помощью аж в 1938 году, когда была построена «Площадь Революции». Другие тонко дифференцируют назначение разных предметов: наган приносит удачу в денежных делах, туфля девушки способствует успеху на свидании, а собака позволяет легко сдать экзамен. Или даже так: нос собаки помогает именно на экзамене, а лапа - только на зачете. Третьи просто трут, что попадется под руку.


В сети масса подробных рассказов о том, кто именно придумал тереть нос собаке, что нужно потереть, чтобы получился нужный результат. О «Площади Революции» и этой практике регулярно пишут в медиа и снимают сюжеты на телевидении. Но есть ли возможность как-то установить корни традиции?

Я сейчас буду говорить про нынешнее состояние дел, про цифровую эпоху. На совести блогеров - копирование, рерайт и репост историй про взаимодействие людей со скульптурными композициями на станции метро. Происходит это следующим образом: критическая масса текстов, то есть личные воспоминания, свидетельства, рассказы о знакомых, тексты-визитки интересных мест и прочее, накапливается в сети, из этих текстов выделяются «сильные» блоки - наиболее часто повторяющиеся элементы. Они-то и становятся тем ядром, вокруг которого выстраивается знание о предмете, и из этого ядра блоггеры снова создают свои посты.

Для таких текстов очень важна установка на достоверность. В этом смысле рассказ о происхождении практики строится так: часто приводится «точная» дата начала традиции или ссылка на «источник» ее происхождения. Причем совсем не обязательно правдивые - но важно, чтобы дата была и чтобы она была максимально конкретной. Далее следует перечисление подробностей: что трут, каким образом и для чего. Затем идут предписания: действие нужно сделать или нельзя делать, для того чтобы случилось или не случилось что-либо. В некоторых случаях рассказывается личная история или результат наблюдения: кто-либо натирал и с ним что-либо произошло.

Из-за того что все это происходит в большом городе и с участием интернета, мы в принципе не можем говорить про какое-то сообщество, в котором эти тексты популярны. Рамки этого комьюнити в отличие от жителей, например, небольшой северорусской деревни, размыты, культурный бэкграунд неясен, источники знания - непроверяемы. Если житель села Замежная в республике Коми, никогда никуда не уезжавший, рассказывая, например, легенду о происхождении табака (он вырос на могиле блудницы) ссылается на своего деда, который услышал этот рассказ от своего отца, то в этот момент мы понимаем, что текст этот устный и локальный. Или, например, если мы найдем печатный источник этой истории в местной библиотеке, а рассказчик грамотный, тогда мы можем говорить, что текст зависит от книги. А что можно наверняка сказать про пользователя московского метро, рассказывающего, что слышал про натирание от своего деда? Как проверить источники знания? На такой вопрос обычно отвечают: «Да слышал или прочитал где-то», «Показывали по телевизору», «Знаю из молодости».


Важно еще, что все эти фигуры находятся в вестибюле метро: это пересадочная станция, через нее проходит много людей, поэтому обычная практика натирания частей скульптур перерастает в гротескные формы, а рефлексия по этому поводу в сети множится и сильно варьируется. Скорее всего, в основе этой практики обычное подражание на основе наблюдения: «Все трут, и я буду натирать». А вот трактовка и интерпретация будет зависеть от ряда факторов. Это и место, где находится скульптура, и тематика композиции, и выступающая часть. Например, если рядом расположен вуз, то будет доминировать и постоянно воспроизводиться история про студентов, которые делают это, чтобы хорошо сдать сессию. Если рядом церковь, а объект - могила, камень или дерево, то будет актуализироваться идея исцеления или божественной помощи.

Один из самых важных факторов для порождения интерпретаций действий со скульптурой - ее тематика. Есть, кстати, версия, что собаке трут нос влюбленные: собака - верный друг человека, потер нос, девушка или парень тебе не будет изменять. Потереть теперь уже отсутствующий циркуль в руках инженера - к удаче в научной деятельности. Девушки трут туфельку студентки, чтобы не остаться старыми девами - здесь видна отсылка к сказке про Золушку.

- А время возникновения этой практики можно установить?

Про 1938 год, скорее всего, это неправда, но проверить это пока не получается, архивных или мемуарных данных мы еще не нашли. Видимо, натирать стали после восстановления скульптурных композиций в 1944 году. Это тоже история про доверие нашим личным воспоминаниям. Допустим, кто-то вспомнит, что, будучи студентом, натирал нос собаке пограничника, и было это в 1938 году. Почти наверняка это свидетельство окажется сконструированным на основе многочисленных и более поздних устных, письменных, визуальных текстов об этой практике, какого-либо своего или чужого воспоминания.

Память - интересная штука: в ней складируются и куски личных воспоминаний, набор прочитанных, увиденных и прочих фактов о событии, далее формируется непротиворечивая картинка того, «как это было на самом деле». Интересующиеся могут прочитать о коллективных и сконструированных воспоминаниях работу Харальда Вельцера .


Насколько в таких новых городских обрядах много «настоящего» фольклора, который передается из уст в уста, а насколько это результат работы сети интернете? Грубо говоря, не работает ли это так же, как и мемы?

Вот тут и начинается антропологическое исследование. Чтобы хотя бы частично ответить на этот вопрос, можно сделать две вещи: взять серию интервью или провести анкетирование (мы обычно это делаем через гугл-формы). А потом проанализировать результаты. Конечно, даже после проведенного исследования за всех носителей знания отвечать нельзя, но кое-какие закономерности мы выявим. Вот результаты устного интервью: осенью 2016 года из 30 опрошенных только 6 упомянули о спецификации скульптур, что нос собаки - успех на экзамене (4), петух - к деньгам (1), петух - к несчастью (1). Остальные трут любую из фигур просто «на удачу».

- А что дали данные гугл-опроса?

Его проводили наши студенты, и там аудитория оказалась больше - опрос прошли более 1000 человек. 90% указали, что знают о том, что по отношению к скульптурам на станции производятся какие-либо действия. При этом 77,4% отметили, что сами не прикасаются к ним, большинство из оставшихся - 22,6% - вспомнили о собаке. Самый популярный объект - пограничник с собакой (821 голос), с большим отрывом следует петух (368 голосов), а также солдат (148 голосов) и пионерка (102 голоса). Все остальные скульптуры набрали 60 и менее голосов. 197 человек не знают, до каких скульптур дотрагиваются пассажиры Московского метрополитена.

- Откуда взялась история про несчастливого петуха?

Однозначного ответа на этот вопрос, вероятно, нет. Как мне кажется, начало этой практики можно отнести к середине-концу 1980-х годов, когда в эпоху позднего социализма стали популярны животные, связанные с восточным календарем. Помните, год Кролика, год Собаки, год Петуха?

Другое дело, что с этой фигурой связаны как позитивные (тереть гребешок - чтобы деньги были, чтобы зарплату прибавили), так и негативные (ни в коем случае нельзя трогать клюв) предписания. Возможно, дело вот в чем. Большое количество фигур предполагает, как я уже говорил, узкую специализацию - ведь практики почти одинаковы, а фигур много. В этом смысле вполне логично предположить, что одна, а то и несколько скульптур будут противопоставлены остальным.

Другое дело, почему именно натирание петуха получает различные мотивировки. Если бы мы имели дело с традиционной сельской культурой, то следовало бы обратиться к приметам, связанным с петухом. Петух попадает в различные контексты и наделяется очень разной символикой - от сексуально-брачной до солнечной. Кроме того, он оказывается вестником несчастья: петух - предвестник пожара, несчастья, войны, вести. В этому смысле понятно, откуда такая разница в интерпретативных моделях, связанных с натиранием петуха.

Но здесь петух в городской культуре, не в сельской. Можно попробовать в поисках ответа обратиться к сонникам, которые популярны в том числе среди жителей города и наверняка могли каким-то образом повлиять на толкования этого образа. Мы узнаем, что петух снится людям якобы к гневу, раздражению, к ране, к тщеславию, хвастовству, к измене, к пожару, к беде, к перебранке. Таким образом, здесь модель практики «натираем Х - программируем что-то хорошее» вступает в конфликт с символикой этой птицы. Именно поэтому петух и действия с ним наделяются столь разными толкованиями.

И вот еще интересно: в одном из записанных нами текстов - судя по всему, относящемуся к 1980-м годам - рассказывается, что студенты МГУ натирали клюв петуха, чтобы раздразнить студентов Бауманки, а в ответ те щелкали петуха по клюву. Здесь отчетливо прослеживается та же символика: хвастовство, перебранка и противоборство.

Своеобразная галерея бронзовых скульптур на станции «Площадь революции» отображает историю советского народа, здесь фигурируют образы революции и последующей счастливой жизни при социализме. Нижняя часть станции облицована черным мрамором, в темно-красных арках расположены скульптуры. Чтобы вместить крупные фигуры в ограниченное пространство станции, пришлось придать им несколько скованные позы. Согласно легенде, над этим будто бы потешалась вся столица: почему весь советский народ либо сидит, либо стоит на коленях. Однако Сталину изваяния понравились, потому никто не стал ничего менять.

Среди скульптур выделяются статуи, иллюстрирующие реальные события. Матрос в бескозырке с надписью «Марат» напоминает о линкоре, прославившемся не только в сергеемихалковском "Дяде Стёпе", но и вполне реально в Великую Отечественную войну. Девушка-снайпер со значком «Ворошиловский стрелок» иллюстрирует пропаганду оборонно-массовой работы в стране. В предвоенные годы овладение стрелковым делом превратилось в широкое движение трудящихся и молодежи.

Также обращают на себя внимание скульптуры с отполированными до блеска деталями. Это связано с различными московскими традициями. Статуя пограничника с собакой, по мнению студентов, если накануне как следует потереть песику нос, приносит успешную сдачу экзаменов. Желающим избежать несчастной любви, следует потереть бронзовую туфельку студентки. Удачу в научной деятельности принесет прикосновение к циркулю молодого инженера-изобретателя. Правда, этот циркуль уже давно отсутствует у всех четырёх скульптур - украли... Кто и с какой целью "натирает" револьвер матроса, а эпизодически и вовсе ворует его из рук бронзового изваяния, тоже остается загадкой...

Станция метро Площадь революции - это место паломничества московских студентов. В разгар сессии к бронзовой фигуре пограничника с собакой выстраивается целая очередь из "страждущих знаний": если накануне экзамена потереть ладошкой овчарке нос или зачеткой прикоснуться к ее голове, успех гарантирован. Поначалу для этой цели использовали «Мухтара», который несет службу около третьего вагона (от конца поезда), если ехать в сторону «Щелковской». Теперь за «исполнение желаний» отвечают все четыре собаки (на станции именно столько скульптурных «пограничных» композиций), а в нехитрую игру - загадай желание и потри нос - включились не только москвичи, но и гости столицы. Зачем? «На удачу, «на счастье» - так отвечают многие.

Не применул воспользоваться случаем и однажды побывавший в Москве знаменитый "Россомаха" и "Ван Хельсинг" - голливудскоавстралийский актёр Хью Джэкман.

На этой же станции имеется еще одна «счастливая скульптура» - матрос с флажком. Говорят, если по дороге на работу прикоснуться к флажку, который держит матрос, день будет удачным. Поверье связано с морской приметой: день хорош, когда на судне поднят флаг.

Еще одна скульптура - Петух. Клюв Петуха трут к деньгам. Еще касаются оружия у матроса и пограничника, касаются колхозницы, книги в руках девушки...

Похоже скоро все статуи комплекса обрастут свои мифами. Не раз приходилось наблюдать беременных, касавшихся скульптур матери с ребёнком и молодых женщин, скользивших ладонью по её груди или по скульптуре, изображающей молодого мужчину с мальчиком, молодых спортсменов, трущих диск у девушки-легкоатлетки или мяч у футболиста, школьников, проводивших рукой по скульптурам мальчишек-авиамоделистов или девчонок с глобусом...

Сколько себя помню, попадая на ст.м. Площадь революции, вижу такую картину: многие прохожие прикасаются к частям бронзовых статуй, в основном все идут потереть нос бронзовому сторожевому псу))))И вот что мне подумалось : а с какой целью происходят эти прикосновения? На удачу, от сглаза? А может так просто по-инерции: все касаются ну и я не буду отставать? ... И тут одна мыслишка закралась ко мне в МОЗГ))): это же моментальный вариант разноса всякой заразы... Коснулся ее кто-нибудь больной, а все ее начали разносить... Теперь точно дудки - я буду проходить мимо, так уж точно счастье и удача от меня не отвернуться... Береженого бог бережет....

А какие еще есть странные приметы, читай причуды, в московском метро? Какие поверья? Может кто-то определенно не садится в первый или в последний вагон? Может кто-то ходит вокруг столбов на новокузнецкой и заметает следы?))))) Может кто-то ездит на эскалатарах только лицом кверху, чтобы не смотреть вниз и все такое)))

Темная сторона московского метро

Московское метро - настоящее подземное царство: более 170 станций, 12 линий, 292 километра путей, около 10 миллионов пассажиров в сутки. В этом подземелье есть своя мифология, легенды, предания, приметы. Говорят, что порой люди, спустившись на платформу или сев в поезд, попадают во временные дыры, неведомым образом переносятся через пространство и встречаются с призраками. Уважаемые москвичи и гости столицы! Приглашаем вас в путешествие по темной стороне московского метрополитена!

Подземные жители

По правде говоря, мало кому из обывателей приходилось прогуливаться пешком по подземным туннелям, а не проноситься по ним на огромной скорости на поезде. Неизвестное всегда рождает самые странные и страшные легенды. Пару десятков лет назад многие газеты публиковали статьи об огромных обитающих под землей метровых крысах-мутантах с пятисантиметровыми зубами, жесткой и острой, как лезвие ножа, шерстью, время от времени нападающих на поезда и легко прокусывающих обшивку вагонов.

Другая легенда - целое племя людей, некогда по разным причинам спустившихся под землю и живущих там, во мраке, потеряв человеческий облик, покрывшись волосами и почти ослепнув. И, конечно, туннели населены призраками: по путям ходит черный обходчик, всю жизнь проработавший в метро и не решившийся расстаться с ним после смерти. А иногда по рельсам проносятся поезда-призраки: то пустые, без машинистов, то наполненные пассажирами, одетыми в костюмы разных времен.

Особо внимательные на одной из мозаик, названной «Борьба за советскую власть на Украине», на станции «Киевская-кольцевая», которая была открыта в 1954 году, могут разглядеть красноармейца, сидящего перед ноутбуком, говорящего по мобильному телефону и держащего в руках КПК. Хотя менее мистически настроенные граждане утверждают, что борец за новый порядок говорит всего лишь по рации, смотрит в книгу и держит в руке записную книжку.

Поклонники различных языческих культов жалуют вниманием ничем, казалось бы, не примечательную современную станцию «Перово». В оформленных по мотивам народного творчества панно одни видят древних идолов, другие - животных из «Апокалипсиса» Иоанна Богослова.

На «Площади Ильича» можно увидеть обитателей древнего теплого моря, и это уже совсем не легенда. Камни, которыми отделана станция, хранят останки тысяч ископаемых моллюсков, современников динозавров. Если внимательно присмотреться, подобные окаменелости можно увидеть и в вестибюле «Белорусской-кольцевой», на «Добрынинской», «Красносельской», «Павелецкой», «Курской» и многих других станциях.

«Нехорошие» места

Строителям метрополитена пришлось потревожить покой нескольких кладбищ. Мертвых не переносили с соответствующими обрядами, просто «забывая» о них, а мрамор с надгробий использовали в отделке новых станций. Такие дела, как известно, бесследно не проходят. Подземелье ближе к темным силам, и потому влияние «черной» энергетики возрастает.

Одно из самых нелюбимых у работников метро мест - станция «Сокол». Служащие постоянно чувствуют потустороннее присутствие, как будто кто-то потихоньку наблюдает за ними. Особо впечатлительные говорят даже о прозрачных фигурах, появляющихся на станции, когда там еще нет пассажиров. Предполагаемая парапсихологами причина аномальных явлений - находившееся неподалеку огромное кладбище, где сначала хоронили воинов, погибших в Первой Мировой войне, а потом расстрелянных после революции священников.

Впрочем, это далеко не единственная «кладбищенская» станция. Старообрядческий погост находился на месте станции «Преображенская площадь», целый район был построен на костях усопших, похороненных на огромном еврейской кладбище на Кутузовском проспекте у метро «Кутузовская». Самоубийц притягивает самый большой пересадочный узел станций «Библиотека имени Ленина», «Боровицкая», «Арбатская» и «Александровский сад». Это месть жителей древней Староваганьковской слободы за разрушенные дома и уничтоженный старинный погост.

Приметы

Как гласит народная молва, удача будет сопутствовать тем, кто проедет всю линию из конца в конец (похоже, одни из самых счастливых людей Москвы - те, кто живет на «Новогиреево» и работает в центре: им дважды в день приходится преодолевать эту недлинную линию, а вот действует ли примета на самой короткой Каховской ветке длиной 3,3 км - неизвестно).

Одна из самых магических станций - «Площадь революции». 76 бронзовых скульптур Матвея Манизера настолько поразили воображение горожан, что поговаривали даже о залитых металлом немецких военнопленных. Родилось и несколько примет. Натертую руками прохожих до золотого блеска морду собаки, замершей у присевшего на одно колено пограничника, обожают нерадивые студенты - нужно лишь прикоснуться к ней, и экзамен будет сдан. Другой способ достойно пройти испытания - подержать пса за лапу. На всякий случай лучше обойти всех четырех животных. Перед ответственным свиданием не помешает прикоснуться к отполированной груди одной из женских фигур - и все пройдет прекрасно. Настоящее антикризисное средство - маузер чекиста: тронешь его, и финансовое благополучие и помощь в делах обеспечены. Некоторые горожане не хотят, чтобы удача улыбнулась кому-то еще, и постоянно воруют оружие. В среднем раз в сезон маузер приходится делать заново. Но волшебной силы он от этого не теряет. А вот от бронзового петуха у ног колхозницы стоит держаться подальше: прикосновение к нему может навлечь несчастья.

Наверно, этот скульптор обладал каким-то волшебным даром - еще одна примета связана с его творениями на станции «Партизанская» (бывший «Измайловский парк»): влюбленным рекомендуется встречаться исключительно у правой ноги огромной партизанки, и тогда их отношения продлятся долго. У левой назначать рандеву, напротив, не рекомендуется: кто-то обязательно пойдет по жизни «не в ту сторону».

копипост с http://turist.rbc.ru