В Салехарде к концу этого года станет одним уникальным историческим объектом больше. В городе идет реставрация усадьбы 19 века, некогда принадлежавшей купцу Терентьеву. Это первый подобный объект в округе. Специалисты уже приступили к внутренним отделочным работам.
Стать хранителем будущего музея и по - настоящему его оживить - с таким неожиданным предложением к властям обратился праправнук купца - Иван Терентьев. О прошлом, настоящем и будущем необычной усадьбы репортаж Елены Лысиковой.

Иван Терентьев - праправнук купца М.О. Терентьева: «С бабушкой в детстве, когда проходили мимо этого дома, а в то время народ был запуган, - она тихонечко говорила - Ванюш, нашего прадеда дом».

Так из уст в уста эта история о происхождении фамилии и родового поместья дошла до наших дней. Но потомком настоящего купца, говорит Иван Тереньтев, он почувствовал себя, когда на месте старой дедовской усадьбы начались реставрационные работы.

Иван Терентьев - праправнук купца М.О. Терентьев: «Я обзвонил своих родственников - говорю - наконец -то правда восторжествовала, что вот дом прадеда будут восстанавливать - все были в шоке».

Совсем скоро история его пращура, пришедшего в Салехард из-за Уральских гор и ставшего одним из богатейших людей сибирского Севера станет доступной любому желающему. Усадьбе уготовано стать музеем. А пока он ее единственный хранитель. В начале 20-го века прапрадед Макар Терентьев имел огромные оленьи стада, торговал рыбой и пушниной. А во времена революции присоединился к мятежникам и пустился в бега.

Иван Терентьев - праправнук купца М.О. Терентьева: «В 1922 году его поймали и пожизненно в Тобольскую тюрьму, а в 1938 он скончался там».

Почти тогда же семью раскулаченного Терентьева расселили, а усадьба превратилась в обычную коммуналку. Над воссозданием ее прежнего облика сегодня трудятся специалисты и уже куплены утварь и предметы быта тех лет. Всего 54 единицы.
Прялка, бутыли, старинный сервант и даже люлька. Каждая вещь в усадьбе должна работать на атмосферу дома. Место каждой уже предопределено.

Сергей Лугинин - директор Дома ремесел г. Салехард: «Здесь будет кровать, здесь будут какие-то вещи, присущие женской светелке».

Сегодня хозяин здесь он - директор Дома ремесел, в том числе, следит за ходом строительных работ. Замечаний почти нет.

Виктор Добрынин - мастер отделочных работ: «Ответственность какая-то. Материал все-таки под старину. Не то, что современный».

Купеческие палаты пока пусты. Если не считать эти печи - русскую и голландку - в перспективе предметы гордости будущей усадьбы.

Сергей Лугигин - директор Дома ремесел г. Салехард: «Имея такую печь с изразцами, люди ходили с гордо поднятой головой».

Еще один атрибут состоятельности - входной ризалит или аттик и вовсе удалось сохранить в первоначальном виде.

Елена Дубкова - заместитель директора департамента культуры ЯНАО: «Здесь хотелось человеку, жившему здесь подчеркнуть свой статус купеческий и поэтому здесь такие элементы богатства были в том числе в сохранившейся входной группе».

Таких подлинных элементов в усадьбе осталось не много. Бороться реставраторам приходится за каждый. Сделать усадьбу по - настоящему живой и сохранить по -хозяйски - с таким неожиданным предложением планирует обратиться к властям Иван Терентьев. Возможно встреча с живым потомком купца могла бы и вправду привлечь в музей - усадьбу больше туристов.

Иван Терентьев - праправнук купца М.О. Терентьева: «Я бы с удовольствием занимался вплотную. Собирал бы свое древо. Приглашал людей, люди ходили все смотрели как в то время жили.Прямыми потомками являемся как никак».

Первых гостей встретила усадьба купца Терентьева. Ворота на Ламбиных, 1 отворились перед средствами массовой информации. Журналистам провели театрализованную экскурсию. К публичному же посещению отреставрированный памятник будет готов завтра. Исторический адрес в самой старой части города вернул Обдорску утраченный облик 19 века. Все 5 лет, когда велась реставрация объекта истории и архитектуры, наша телерадиокомпания подробно рассказывала о ходе работ. Результатом которых теперь можно любоваться.

За этими воротами время остановилось лет 100 назад. Крепкое хозяйство обдорского купца Терентьева стоит до сих пор. Телега ждет, когда в нее впрягут лошадь, дворовая челядь уже при деле. Лучше всех устроился амбарный домовой - дело его нехитрое, а место теплое и сытное.

Амбар - единственный, сохранившийся в Обдорске купеческий лабаз, построенный из барочных досок. Именно с него 5 лет назад и началась реставрация всей усадьбы, результат которой - налицо. В доме ни одного предмета из дома Терентьевых не сохранилось, разве что несколько склянок и бумажных купюр, найденных во время реставрационных работ. Зато в точности восстановили планировку и размеры комнат, какими они были при первых своих хозяевах. Так ли прибрано и богато было все в доме предков - праправнук в точности не знает. Руслан Добриев, прямой потомок основателя усадьбы, по наследству дом не перенял, а вот деловая жила ему досталась. «У меня тоже есть некая деятельность предпринимательская. Даже родственники мои меня спрашивают, в кого ты такой пошел? Да, как в кого? Видимо, через многие поколения все-таки это отразилось именно на мне», - рассказывает праправнук купца Терентьева Руслан Добриев.

Если архитектурным и инженерным проектом занимались приглашенные из Тюмени специалисты, то уже внутренним убранством занимались новые хозяева - окружной дом ремесел. Новоселы утверждают, первым сюда заселился домовой. Ему и имя уже дали - ВЕНЬКА. «Когда работали, устанавливали все предметы, было слышно, что кто-то ходит по соседнему помещению, хотя там никого не было, но было видно, как кто-то стучит. Таких историй здесь очень много», - говорит и.о. директора окружного Дома ремесел Елена Такиева.

Кухня, спальня, рабочий кабинет, гостиная - четыре комнаты обставили антикварной мебелью и вещами 18 - 19 века. Особая гордость - две печки: голландка и русская. А в лавке торговля, надеются, что пойдет бойко.

Ламбиных, 1 - постройка 1899 года, старее ее в округе нет. И единственный архитектурный ансамбль, типичный для местного русского и зырянского старожильческого населения 19 века.

Позади 5 трудных лет работ восстановительных. За это время успели расселить прежних жильцов, расквартированных сюда еще в советское время, передать собственность от муниципалитета округу, заказать проект работ, разобрать постройки, собрать заново, заменив негодные к жизни материалы, и, наконец, обставить антикварной мебелью. Все расходы оплатил региональный бюджет. «У нас в черте Салехарда практически не сохранилось исторических зданий той эпохи, следующие - это здания советского периода начала 20 века, и поэтому, сохранить это было одной из главных задач, потому что если бы не спасли, то весь бы Обдорск ушел в небытие», - отмечает первый заместитель директора департамента культуры ЯНАО Елена Дубкова.

Исторический адрес по Ламбиных, 1 - новое украшение старой части города. Еще год назад этот тихий дворик был совершенно безликим. Теперь он вернул Обдорску утерянный облик. К публичному посещению памятник будет готов в пятницу. Ззавтра, в день открытых в день открытых дверей экскурсии бесплатные.

Напротив театра Корша на Петровском переулке расположилось удивительное по красоте здание в стиле модерн. Конечно, оно имеет свою интересную историю.

Первоначально это был дом знаменитого архитектора О.И. Бове, он его построил для своей жены (1833 г.). Бове прожил в этом доме совсем недолго, в 1834 г. он умер.


Соседнее владение (дом 6) принадлежало князьям Трубецким. Авдотья Трубецкая, вдова погибшего в 1813 году под Лейпцигом Алексея Трубецкого, сочеталась браком с Осипом Бове - в то время уже известным архитектором, проектировавшим Большой театр, Манеж, Александровский сад... В его послужном списке 34 архитектурных ансамбля. Тем не менее, в свете брак сочли неравным: «Москва помешалась: художник, архитектор, камердинер - всё подходит, лишь бы выйти замуж». Княгиня утратила титул и стала просто «чиновницей седьмого класса», что, впрочем, не помешало счастью молодых. Осип Иванович в качестве приданого получил усадьбу «Архангельское», где выстроил одно из лучших своих творений - Церковь архангела Михаила, кирпичную, с белокаменными деталями, в стиле ампир. Авдотья родила ему четверых сыновей.
Кстати, дом 6 в стиле классицизма (конец 18 в.) в основании имеет палаты 17 в.

Дом неоднократно менял своих владельцев. Потом, в 1902 г. за его перестройку взялся не менее значительный архитектор И. А. Иванов-Шиц.
Если Бове, наверное, все знают - он восстанавливал Москву после пожара 1812 г., создал Манеж, Александровский сад с гротом, Большой театр, Театральную площадь, Триумфальные ворота, Первую Градскую больницу, то про архитектора Иванова-Шица сейчас немного расскажу.
Окончил Санкт-Петербургский Институт гражданских инженеров , был награжден золотой медалью за лучшие архитектурные проекты. После окончания учебы провел несколько месяцев в Германии, Австрии и Швейцарии, изучая современную архитектуру. Переехал в Москву и два года работал помощником городского архитектора. Строил преимущественно банковские и общественные здания. Выполняя очередной городской заказ, вошел в круг московских чиновников и благотворителей времён городского головы Н. А. Алексеева. Вновь путешествовал за границей с профессиональной целью. После возвращения стажировался у не менее знаменитого архитектора Кекушева и выработал свой узнаваемый стиль. Он довольно быстро отказался от вычурных кривых линий Ар Нуво и стал создавать здания довольно строгих форм, используя красивую отделку - камень, плитку, штукатурку.

Из примеров его работ:
Морозовская детская больница

Клуб Московского купеческого собрания (Театр "Ленком")

Главная Московская сберкасса

В советское время Иванов-Шиц реконструировал больницы, построил несколько крупных санаториев в Сочи, Барвихе. Ему доверили перестроить Большой Кремлёвский дворец под зал заседания Верховного Совета. Это один из немногих архитекторов старшего поколения, награжденный Орденом Ленина. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В этом здании, перестроенном в 1900-1902 г. есть намек на стиль роккоко (выпуклый, причудливый рисунок). В конце 19 в. в Европе появился интерес к символизму, стало модно отделывать вещи, здания "под древность". Заказчикам и посетителям, заказывавшим такую отделку, нравилось рассматривать украшения и размышлять, находя тайный смысл в женских головках и изображениях совы.

Здесь есть столь любимые московским модерном арочные оконные ниши, женские головки с распущенными волосами. Возможно, это сказочная дева Лорелея.

Вот как выглядел дом в 1908 г. Конечно два верхних этажа - поздняя надстройка 30-х гг.
Особняк потомственного почетного гражданина Николая Алексеевича Терентьева. Терентьев был богатым бакинским купцом. В доме царила необыкновенная роскошь - в газетах писали об обстановке, заказанной в Париже и стоившей сотни тысяч франков.
Терентьев был щедрым человеком. Например, он участвовал в постройке в Баку церкви Рождества пресвятой Богородицы (1895 г.), пожертвовал 3500 р. Для сравнения: тогда в день рабочий зарабатывал 50 копеек.

В 1911 г. в доме Терентьева открылась 1-я Всероссийская лига за равноправие женщин.

В середине 1920-х гг. в здании находилась посольство Мексики, а потом - редакция глянцевитого пропагандистского журнала "Советский Союз".

Является объектом культурного наследия.

Сейчас на доме красуется такая надпись. Я не знаю, сделал ли для страны Орлов С.Г. что-либо равноценное купцу Терентьеву, чтобы писать рядом свое имя. Подозреваю, что нет.

Ворота особняка:

Парадная лестница в особняке Терентьева:

Зеленая гостиная в особняке:

Биография Иванова-Шица -

Дом купца Терентьев а (г. Верхнеуральск, ул. Еремина, 39) - Объект культурного наследия регионального значения (н. XX в.).

Местонахождение: г. Верхнеуральск, ул. Еремина, 39

Купец первой гильдии Терентьев построил начале ХХ века в центре Верхнеуральска на перекрёстке нынешних улиц Ерёмина и Советская большой торговый дом в стиле модерна. В облике этого здания архитектору удалось достигнуть максимума того, что мог дать доиндустриальный уровень строительства, когда кирпичные стены здания были имитированы под монолитные и бетонные поверхности. Здание совместило торговые, складские и жилые функции. В плане оно представляет собой застроенную по периметру территорию с внутренним двором, куда можно въехать, для чего был предусмотрен специальный въезд, который закрывался воротами. Большинство построек имеют один этаж. Однако строения, распложенные вдоль городских улиц Ерёмина и Советская, выполнены в два этажа. Здесь на первом этаже функционировал магазин, что подчеркнуто большими прямоугольными окнами-витринами, а на втором размещались жилые помещения, в связи с чем, оконные проёмы имеют меньшую высоту. Оконные проемы первого и второго этажей без обрамлений.

Двухэтажное «Г»-образное в плане здание, со срезанным углом, оформляет перекресток ул. Еремина и Советской, располагаясь по «красным линиям» застройки. Здание на бутовом фундаменте, выстроено из кирпича, отштукатурено «под руст». Крыша скатная, с металлической кровлей.

Угол, выходящий на перекрёсток, срезан и выполнен в виде ризалита. Здесь предусмотрен главный вход в магазин. Для усиления активности входного узла архитектор на фасаде, обращённом на ул. Ерёмина, создал ещё два плоских ризалита, с размещением в них входами, но только в жилую часть дома. На втором этаже над этими входами архитектор разместил балконы, которые одновременно играют роль козырьков, хотя в центральном и угловом ризалитах на втором этаже установлены окна. Над входом же в жилую часть дома, что находится в левом ризалите, на втором этаже запроектирована балконная дверь с большим балконом, так же на металлических консолях. Этот ризалит завершается оригинальным куполом кубической формы с имитацией кровли «под лемех». На вершине купола была установлена декоративная скульптура.

В верхней части все ризалиты акцентированы плавно изогнутыми карнизами, опирающимися на кронштейны. Завершаются ризалиты небольшими аттиками. Под карнизами всех ризалитов выполнен оригинальный декор в стиле «модерн». Фасад выходящий на ул. Советская решен несколько проще и уж совсем без штукатурки и без декора решены остальные дворовые фасады дома торговли купца Терентьева.

В советский период на первом этаже дома находились: универмаг, магазин «Ветеран» и «Уцененные товары»; на втором размещалась торговая школа. В 1980-1990 гг. здесь располагалось торгово-кооперативное училище, контора ГорПО, швейный цех промкомбината.

Дом купца Терентьева интересный образец стиля модерн и по объемно-планировочному и по декоративному решению.

1999 год. Из архива ГНПЦ

2003 год

2014 год

Март 2018 года

Апрель 2018 года

Июнь 2018 года. Фото В. Колмогорова

Июнь 2018 года. Фото Ю. Латышева



Источник: Федосихин В.С., Лосев В.Д. Патриарх Южного Урала. Градостроительство и архитектура Верхнеуральска. 1734-1917. - Магнитогорск: Изд. МГТУ, 2006. С. 66-70.

Наименование акта органа государственной власти о постановке на государственную охрану: Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 13.06.2002 г. № 560; Постановление Правительства Челябинской области от 24.04.2002 г. № 17

Александр Вернигоров (г. Верхнеуральск):

На верхнеуральском городском кладбище сохранился разрушенный мраморный памятник с надписью: « Господи прими дух его с миром. Здесь покоится тело раба Божьего Верхнеуральского купца Дмитрия Климентовича Терентьева», «Скончавшегося в г.Севастополе 19 февраля 1908 на 54 году от рождения». Терентьев - купец, еще известны его братья Василий, который занимался кожевенным товаром, и Петр. А также его дети Терентьевы Петр Дмитриевич и Иван Дмитриевич, а также дочь Мария Дмитриевна Попова, которая была замужем за подпоручиком. В Верхнеуральске был Торговый дом « Д.К.Терентьева с сыновьями», который занимался торговлей чаем и сахаром, и другими товарами. В газете «Верхнеуральский вестник» от 1 января 1912 напечатано объявление: «В магазине Торгового дома Д.К.Терентьева с сыновьями имеется большой выбор разного рода товаров, цены на каковые значительно понижены. Продажа турецких табаков и многих других товаров, в розницу по ценам оптовым. Получены свежие конфекты, карамель монпасье от лучших фабрикантов. Продается особенно дешево писчая бумага, тетради и все канцелярские принадлежности. На днях получится сибирская семга и свежая кетовая икра»(1).

Дмитрий Климентович Терентьев являлся золотопромышленником, имел участки в районе поселка Бородиновского (ОГВ 1900г.)

Терентьевы в товариществе с Разсохиным занимались винокуренным производством, владели мельницей и торговали мукой и хлебом. Иван Дмитриевич был членом присутствия по государственному налогу недвижимых имуществ(2). А в 1911 был избран гласным городской думы на новое четырехлетие (3). При этом братья Терентьевы застрахованного имущества имели в 1914 году немного: Иван на сумму 1,5 тысячи, а Петр на сумму 2,5 тысячи рублей (4). Иван Дмитриевич Терентьев в апреле 1917 пожертвовал 1000 рублей для выдачи нуждающимся безвозвратных ссуд на обсеменение полей (5). В 1910 году Мария Дмитриевна Попова (Терентьева) внесла через священника М.Д.Громогласова 1000 рублей на учреждение одной стипендии для бедного духовенства в Верхнеуральской женской прогимназии (6). В июне 1919 года 45 летний Иван Дмитриевич был кандидатом в гласные Верхнеуральской Городской Думы (7).

В Верхнеуральске на углу улицы Советской (бывшей Большой, Благовещенской) и Еремина (Владимирский переулок) сохранилось двухэтажное здание магазина Терентьевых.

Источники: (1) «Верхнеуральский вестник» №1 от 1.01.1912.
(2) Уральский торгово-промышленный адрес-календарь на 1915 год/ под ред. С.Н.Южакова и проф. П.Н.Милюкова.-Пермь: Издание С.С.Вершова.-С.261-271;
(3) «Верхнеуральский листок».-18 февраля 1911/ У горы Извоз. Верхнеуральск: все, что знаю./М.С.Фонотов.- Челябинск.АБРИС.2008.С.40;
(4) Отчет Верхнеуральского Городского общества взаимного от огня страхования за 1915 год./ Верхнеуральск. Тип. С.А. Попова. 1916.
(5) «Верхнеуралец», №3 21.04.1917.
(6) «Казак», Миасский завод, 1.12.1911, №1.
(7) «Уральский маяк».№62. 27.06.1919.