Понятие педагогическая культура ново. Его категориальная разработка началась совсем недавно. Педагогическая культура представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса в единстве его объекта, субъекта, содержания, механизма, системы и целей.

Культура это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации; программу, принятую в качестве образца при решении всевозможных возникающих задач. Образование как система представляет собой социальный институт адресной и целенаправленной передачи такого опыта. Исходя из сказанного, можно дать следующее определение педагогической культуры: педагогическая культура представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса, включающую единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому.

Поскольку культура представляет собой концентрированный опыт предшествующих поколений, она позволяет каждому человеку не только усваивать этот опыт, но и участвовать в его приумножении.

Педагогическая культура как явление неразрывно связывает две общественные системы педагогику и культуру и требует определения ее положения, как в системе педагогики, так и в системе культуры.

Для того чтобы определить место педагогической культуры в общей системе культуры, необходимо подвести ее под другое, более широкое понятие. Таким родовым понятием, на первый взгляд, должна выступать духовная культура. Но, как отмечалось в литературе, наследование социального опыта не является прерогативой только духовного производства. Оно осуществляется и в сфере материального производства, но выступает там, в форме практически-познавательной деятельности (18,86). Поэтому думается, что в рамки жесткого деления культуры на духовную или материальную педагогическая культура если и впишется, то с трудом, и при множестве оговорок. Нам кажется целесообразнее связать его с категорией "профессиональная культура".

В философской и социологической литературе нет единства в толковании понятия "профессиональная культура”.

Г.М. Кочетов трактует профессиональную культуру как элемент модели личности специалиста с высшим образованием и относит к ее признакам три момента:

1) знание свойств продукта и запросов потребителя;

2) способность прогнозирования специалистом последствий своих действий;

3) ответственность за свои действия (20,73-77). Как личностный аспект культуры труда рассматривается профессиональная культура в монографии Г.Н. Соколовой (40,144). Поскольку всестороннее изучение феномена профессиональной культуры не является предметом нашего исследования, в дальнейшем мы будем использовать его в трактовке И.М. Моделя.

Исследовавший профессиональную культуру И.М. Модель определил ее как категорию, характеризующую степень овладения профессиональной группой, ее представителями специфическим видом трудовой деятельности в любой сфере общественного производства. В этом качестве профессиональная культура служит мерой и способом формирования и реализации социальных сил субъекта деятельности (30,31). Очевидно, что в основе профессиональной культуры лежат сущностные характеристики той или иной профессии.

Профессиональная культура предполагает совокупность специальных знаний и опыта их реализации в профессиональной деятельности. Ее специфическим проявлением является формирование профессионального типа мышления, накладывающего специфический отпечаток на весь образ мышления и поведения человека.

Педагогическая культура шире культуры профессионального вида деятельности. Она качественно характеризует не только работу учителя (преподавателя, воспитателя), но и тип педагогического воздействия определенных общностей, к примеру, таких, как семья или трудовой коллектив. С одной стороны, педагогическая культура представляет собой часть общей культуры как общества в целом, так и каждого отдельного человека, ибо в той или иной мере присуща практически каждому. Вместе с тем, это культура конкретной профессиональной группы учительства. Но можно ли ее ограничить привычными рамками профессиональной культуры, как, например, культуру инженерную? Нет, нельзя. Инженерной деятельностью занимаются и, следовательно, уровнем инженерной культуры характеризуются лишь профессионально подготовленные люди. Педагогической деятельностью, в той или иной мере (за крайне редким исключением), занимается каждый, ибо практически каждый человек приходится кому-то отцом или матерью, братом или сестрою, дедушкой или бабушкой, дядей или тетей и т.д. В силу этого каждый человек оказывает на кого-то другого соответствующее педагогическое воздействие и характеризуется определенной культурой такого воздействия.

Следовательно, педагогическая культура общества определяется уровнем педагогической культуры масс и представляет собой часть общей культуры.

Кроме того, педагогическая культура есть и культура профессиональная, относящаяся к специалистам-воспитателям. Круг этих людей не мал, и определить его границы отнюдь не просто. Понятно, что его ядро составляют профессиональные педагоги, обслуживающие детские дошкольные учреждения, среднюю, среднюю специальную и высшую школу. К ним с полным основанием можно отнести и профессиональных педагогов, работающих как на уровне внешкольных учреждений, так и на уровне семьи репетиторов, возрождающихся гувернеров, надомных учителей музыки и т.п. К ним относятся профессионалы, работающие на уровне специфических воспитательных учреждений наставники в воскресных церковных школах, воспитатели в общежитиях, сотрудники исправительно-трудовых учреждений. Но границы профессионалов-воспитателей этим не замыкаются.

Воспитателем является и спортивный тренер, и рабочий наставник на предприятии. Трудовое наставничество, кстати, не советское изобретение, хотя и долго за него выдавалось. Умелые мастеровые всегда обучали, наставляли и в той или иной мере воспитывали молодое поколение. Строго говоря, подобное наставничество не входило в круг их профессиональных обязанностей. Профессия требовала от них быть хорошим бондарем или каменщиком, токарем или комбайнером. В узкопрофессиональном смысле педагогической составляющей в их работе нет. Но она есть в реальной практике, и выражается именно в форме наставничества.

Таким образом, педагогическая культура и как элемент общей культуры, и в узком профессиональном проявлении проникает как бы во все "поры” общества, представляя собой его сквозное "сечение”. С одной стороны, педагогическая культура это особая подсистема, особый вид культуры. С другой стороны, она, как элемент, присутствует в каждом из видов культуры, связывая его с системой социального наследования.

Анализируя структуру культуры, Л.Н. Коган выделяет несколько ее видов, представляющих собой своего рода "вертикальное” сечение и пронизывающих как материальные, так и духовные сферы общественной жизни. Им выделяется культура экономическая, эстетическая, экологическая и политическая (17,38). Нам кажется, что к этому ряду с полным основанием следует причислить и педагогическую культуру, которая также неразрывно объединяет в себе как элементы культуры материальной (обучение способам материально-практической деятельности людей), так и элементы культуры духовной (формирование духовного мира человека).

Проблема типологии педагогической культуры также имеет весьма важное значение для выяснения сущности интересующего нас явления. В литературе последнего времени достаточно широко распространилось представление о двух типах образовательных систем тоталитарном и демократическом (34). Нам, однако, кажется, что подобный подход грешит упрощением.

Критериями выделения тех или иных типов педагогической культуры служат содержание ценностных ориентаций в сфере образования, нормы взаимоотношений наставника и обучаемого, а также степень свободы педагога при выполнении им своей социальной роли. Эти критерии позволяют вычленить три основных типа педагогической культуры демократический, авторитарный и тоталитарный.

Демократический тип педагогической культуры основан на сотрудничестве учителя и ученика при их обоюдном наделении взаимными правами и обязанностями в учебном процессе. В качестве главных ценностей этого типа педагогической культуры выступает развитие личностных качеств ученика и прежде всего его порядочности и человечности, любознательности, работоспособности, независимости. Для достижения этих целей учителю предоставляется полная свобода творческого выбора потребных ему форм и методов педагогического воздействия.

Авторитарный тип педагогической культуры характеризуется подавлением воспитанника и его полным подчинением воле воспитателя, который наделен максимумом прав при минимуме ответных обязанностей. Ценностями этого типа педагогической культуры выступает развитие у детей конформизма, послушания, дисциплинированности, почтения и некритичного отношения к авторитетам. Но при этом в выборе форм и методов педагогического воздействия учитель еще обладает определенной степенью личностной творческой свободы.

Здесь, однако, следует оговориться. Э. Фромм подчеркивал, что с употреблением термина "авторитарный” связано много недоразумений из-за того, что зачастую альтернативно противопоставляются диктаторский авторитет отсутствию всякого авторитета (45,26). Такая альтернатива ошибочна, ибо на самом деле друг другу противостоят авторитеты рационального и нерационального рода. Источником рационального авторитета является компетентность. "Человек, авторитет которого основан на уважении, указывает Э. Фромм, всегда действует компетентно в выполнении обязанностей, возложенных на него людьми. И ему не надо ни запугивать людей, ни вызывать их признательность с помощью каких-то неординарных качеств; постольку, поскольку он оказывает им компетентное содействие, его авторитет базируется на рациональной почве, а не на эксплуатации, и не требует иррационального благоговения” (45,26). Источник же иррационального авторитета власть над людьми. Она может быть как физической, так и духовной, как абсолютной, так и относительной, но в ее основе всегда лежат страх и сила. "Рациональный авторитет основан на равенстве лица, облеченного властью, и подчиненных, которые отличаются между собой только степенью знаний или мастерства в определенной области. Иррациональный авторитет по самой своей природе основан на неравенстве, включающем и неравенство ценностей" (45,26). Таким образом, антитеза демократического и авторитарного типов педагогической культуры основывается на антитезе авторитетов рационального и иррационального рода.

Тоталитарный тип педагогической культуры характерен для государств с диктаторским политическим режимом. Он не только сохраняет и усиливает абсолютный контроль за деятельностью ученика, но дополняет его абсолютным контролем и строжайшей регламентацией деятельности педагога. Главной ценностью этого типа педагогической культуры является формирование послушной, конформной, исполнительной личности, отличающейся доверием к социальным мифам и активным политическим суеверием. Собственно знание при этом уходит на периферию системы ценностей, а в сфере социально-гуманитарной и вовсе изгоняется из воспитательно-образовательной системы.

При тоталитарном типе педагогической культуры противоречие общественного положения учителя заключается в следующем. С одной стороны, государство доверяет ему подрастающее поколение для того, чтобы учитель формировал у этого поколения те ценности и идеалы, которые необходимы данному государству. Следовательно, учитель, который чаще всего является государственным служащим и оплачивается государством, обязан проводить государственную идеологию, тем самым, играя роль элемента пропагандистской машины. Отметим, что даже если учитель и не является государственным служащим, а преподает в частном учебном заведении, его свобода все равно весьма условна, ибо ограничена государственным образовательным стандартом со всеми вытекающими отсюда последствиями. Итак, с одной стороны, в системе тоталитарной педагогики учитель есть проводник государственной идеологии и его обязанность всячески эту идеологию насаждать.

С другой стороны, педагог просветитель. Уже по роду своей деятельности он призван не бездумно "натаскивать" детей на запоминание догматов, а учить их осознанно получать знания. Для этого нужна педагогическая культура демократического типа.

В системе педагогики понятие "педагогическая культура” соотносится с понятиями "педагогическое мастерство” и "педагогическая техника”. В педагогической литературе мастерство определяется как "высший уровень педагогической деятельности., проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов”, или как "синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств учителя" (25,30). Ученые Полтавского педагогического института, опыт которых в прошлом пользовался широкой популярностью, суть педагогического мастерства видели в тех качествах личности учителя, которые обеспечивают успешность педагогической деятельности. Они исходили из понимания мастерства как комплекса свойств личности, обеспечивающего высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности (32,10). Утверждалось, что в ходе занятий такой комплекс может быть выработан практически у каждого студента.

Под педагогической техникой понимается комплекс умений, помогающих учителю добиться оптимальных результатов в воспитательной работе. В учительской среде широко распространена точка зрения, выраженная Ю.П. Азаровым: "Очевидно, педагогическая техника это совокупность средств, приемов, с помощью которых мастер-воспитатель добивается необходимого воспитательного результата; техника это составная часть мастерства. Мастерство проявляется в том, как ведет себя педагог, как владеет своим голосом, в каких границах позволяет себе проявить гнев, радость, сомнение, требование, доверие, как он умеет обратиться к коллективу и к ребенку" (1,122).

Нам не кажется бесспорным предложенное Ю.П. Азаровым толкование. Думается, мастерство учителя проявляется не в том, "как ведет себя педагог”, а в том, как им решаются основные содержательные задачи процесса обучения и воспитания. Понятие "педагогическое мастерство” как раз и выражает эту внутреннюю, содержательную характеристику деятельности педагога. Именно поэтому, при всей внешней непохожести манеры "вести себя”, известные педагоги Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин характеризуются высочайшим уровнем педагогического мастерства.

Что значит обладать высокой педагогической культурой? Говоря кратко, педагогическая культура есть культура воспитания и образования. Следовательно, уровень педагогической культуры человека определяется тем, в какой мере этот человек исполняет роль воспитателя и педагога. Последнее зависит от ряда факторов, среди которых можно выделить:

1) объем знаний, которыми обладает человек;

2) его жизненный опыт, человеческую мудрость;

3) навыки и умения передачи собственных знаний. Мало самому иметь обширные знания. Можно многое знать и при этом быть плохим педагогом, не обладая умениями и навыками передачи этих знаний другим.

К сказанному следует добавить, что обязательным моментом педагогической культуры выступает педагогическая этика. Наконец, нельзя оставить вне поля зрения и педагогическую эстетику. Поскольку в каждом труде есть своя красота, есть и достаточное основание для выделения педагогической эстетики. Она включает не только внешний облик воспитателя, его красивую и образную речь, манеру держаться, но и умение показать красоту предмета, который преподает педагог.

Вот почему педагогическую культуру нельзя сводить только к педагогическому мастерству. Педагогическое мастерство лишь один из моментов педагогической культуры, который связан с владением специфическими умениями и навыками, момент, конечно же, необходимый, но педагогическую культуру не исчерпывающий.

Кроме того, педагогическую культуру нельзя ограничивать и рамками одной педагогики. Педагогика это, прежде всего наука. Педагогическая культура это и наука, и искусство. Кроме научных характеристик она предполагает и нечто иррациональное чутье, интуицию. Не случайно один из величайших писателей XIX в. Ф.М. Достоевский постоянно подчеркивал, что человек не сводится лишь к сознательному, он шире сознания. И познать человека одним умом нельзя (22,157).

Таковы основные сущностные характеристики педагогической культуры, отражающие ее положение, как в системе культуры, так и в системе педагогики. Субстанционально она представляет собой единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результатов этой деятельности, закрепленных в ценностях, нормах, традициях и социальных институтах. В ценностях, нормах и традициях аккумулировался опыт социального наследования. Институты же исторически возникали как средство его эффективной и целенаправленной реализации.

В деятельности людей по передаче и наследованию накопленного социального опыта можно выделить три основных уровня практический, ценностный и познавательный. Первым характеризуется осознанность формирования и реализации целей педагогической деятельности. Вторым осознанность потребности в знаниях и оптимальных формах их передачи. Третьим степень овладения педагогическими знаниями, как в среде профессионалов, так и за ее границами. Разумеется, это деление, как и любое членение живого и неразрывного тела культуры, есть лишь прием гносеологической абстракции и его не следует абсолютизировать.

В исследовании любого конкретного вида культуры важное место занимает анализ его структуры. При этом структура вида производна от структуры рода и связана с последним как особенное с общим.

Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Как любая система, она может быть структурирована по различным основаниям. По субъекту-носителю культура делится на культуру общечеловеческую (или мировую); национальную; культуру социальной группы (классовую, сословную, профессиональную, молодежную); территориальную; культуру малой группы (формальной или неформальной) и культуру отдельного человека. Соответственно, взяв за основу структурирования носитель, мы сможем выделить в педагогической культуре элементы общечеловеческие и национальные, сословные и территориальные, и т.д.

По источникам формирования выделяется культура народная и профессиональная. Народная культура не имеет явного и определенного авторства (потому и говорится о "народной этике”, "народных инструментах”, "народной медицине” и т.д.). Она передается из поколения в поколение, постоянно дополняясь, обогащаясь и модифицируясь.

Профессиональная культура создается людьми, профессионально занятыми данной сферой деятельности и, как правило, прошедшими специальную подготовку к ней. Принадлежность результатов их деятельности тому или иному автору строго фиксирована и нередко юридически защищена авторским правом от любых позднейших изменений и модификаций кем-то другим. Определяя структуру педагогической культуры по источникам ее формирования, мы должны будем вести речь о народной и профессиональной педагогической культуре.

Народная культура вообще, и педагогическая народная культура в частности, возникает на заре человечества и значительно старше культуры профессиональной, появившейся лишь с переходом общества к стадии разделения умственного и физического труда. С появлением профессиональной культуры возникают и специфические институты, предназначенные для ее развития, сохранения и распространения. К ним относятся архивы и музеи, библиотеки и театры, творческие союзы и объединения, издательства и редакции, инженерные и медицинские общества и т.д. Но особенно в этом плане следует выделить систему образования, которая представляет собой социальную форму существования культурных процессов обучения и воспитания. Строение этой системы, подчеркивает В.А. Конев, и с точки зрения методико-педагогической, и с точки зрения организационно-педагогической зависит от логики строения самой культуры как системы. Структура образования калька со строения культуры. Так, например, классно-урочная система образования, сложившаяся в новое время и господствующая на всем протяжении культуры буржуазного общества, явилась "калькой" с "отраслевой” системы культуры, сложившейся в результате буржуазных революций (19,7).

Таким образом, как сложная структура самого объекта исследования, так и различия имеющихся в литературе подходов к его структурированию, оставляют исследователю возможность выбора основания для последующего анализа. Нам кажется, что для исследования структуры интересующего нас феномена педагогической культуры может быть успешно использован "блоковый” метод (17,89-93), выделяющий в том или ином виде культуры три блока когнитивный, поведенческий и институциональный.

Когнитивный (познавательный) блок включает педагогические знания, взгляды и идеи. Их объем, глубина и характер в условиях профессиональной и непрофессиональной педагогической деятельности претерпевают заметные изменения. Профессиональная культура педагога предполагает наличие глубоких и систематизированных знаний по какому-то конкретному разделу (математике, истории, физике, биологии и т.д.), дополненных специальными знаниями по дидактике и теории воспитания, общей, возрастной и педагогической психологии, методике и т.п. Вместе с тем, профессиональная культура педагога не может ограничиваться исключительно специальными знаниями и предполагает наличие у него возможно более широкого круга общих познаний. Без широкого круга общих знаний педагогу крайне трудно (или даже вовсе невозможно) заинтересовать учеников в процессе обучения. Умение заинтересовать ученика отечественная педагогическая классика традиционно относила к необходимым профессиональным качествам. Это считали В.Н. Татищев (2), В.Ф. Одоевский (3), В.Г. Белинский (5), и др. Таким образом, высокий уровень профессиональной педагогической культуры предполагает высокий уровень общей культуры личности.

С другой стороны, без определенного минимума педагогических знаний невозможно формирование высокой общей культуры личности. Этот минимум включает общие принципы воспитания, определенные правила дидактики и те знания по всем предметам, которые родители и прочие взрослые дают ребенку до школы. Такие знания, как правило, неглубоки, фрагментарны и несистематизированы. Однако они обязательны для всех, поскольку каждый человек в той или иной мере является педагогом, выступает в роли воспитателя. Поэтому высокая общая культура личности предполагает наличие минимально необходимых, но достаточных педагогических знаний.

Когнитивный блок педагогической культуры в своей конкретности представляет неразрывное единство двух составляющих актуальной культуры и культуры накопленной или культурной памяти. Под актуальной понимается та часть культуры, которая непосредственно функционирует в данном обществе в данное время и выражается в повседневных проявлениях культуры труда, быта, поведения. Культурная память представляет собой как бы отложенные, но не стертые прогрессом старые знания и умения, лежащие в основе современного уровня развития и при необходимости, извлекаемые из забытья (7,11).

На все новые вопросы, постоянно возникающие перед человеком, он ищет ответ в усвоенной им культуре. Последняя же предлагает ему не слишком богатый выбор между актуальным или отложенным опытом. Выбрать что-то третье невозможно, ибо нельзя выбрать то, чего нет, или, что еще неизвестно. Поэтому, в период общественных потрясений, социальных перемен, когда актуальный культурный опыт не дает ответов на животрепещущие вопросы, человек ищет их в опыте прошлого. Отдельный человек мыслитель, гений способен подняться над ограниченностью культуры и увидеть горизонты нового знания. В массе же господствует принцип "Новое это хорошо забытое старое”. Поэтому не случайно современный кризис системы образования возродил лицеи и гимназии. В этом проявился эффект культурной памяти.

Такую особенность когнитивного блока педагогической культуры нельзя недооценивать, в противном случае любой возврат к традиционным знаниям (будь то традиции национальной культуры или народной педагогики) может обернуться своей худшей стороной традиционализмом. Последний же, как справедливо отмечает Г.С. Батищев, по своей сути не способен самокритично учиться у своей традиции, что "потребовало бы раскрыть и развернуть все многообразие и сложность, всю антиномичность присущего ей одновременно и положительного, и отрицательного культурно-исторического опыта былого при столь же непредубежденной готовности творчески обновляюще продлить жизнь традиции” (4,110).

Поведенческий блок педагогической культуры включает соответствующие нормы, ценности, обычаи и традиции. Любая культура всегда имеет социально-нормативный характер. Социальные нормы определяются как общепринятые правила, образцы поведения или действия (44,441). Осваивая их, человек и приобщается к конкретному виду культуры. Педагогическая культура нормативна, ею устанавливаются определенные нормы возможных отношений воспитателя и воспитуемого.

Нормы педагогической культуры исторически изменчивы. Это связано с динамичностью и вариативностью образования как сферы деятельности.

Особенностью институционального блока педагогической культуры является то, что в нем сочетается институционализированность и неинституционализированность. С одной стороны, само социальное наследование представляет собой определенный социальный институт, в котором задействованы все члены общества. С другой стороны, для распространения норм и ценностей педагогической культуры и их претворения в жизнь обществом используются специальные социальные институты, возникающие уже на стадии первобытности. Так, рассматривая обряд воспитания мальчиков у племен нижнего Конго, А. Ельчанинов подчеркивал: "Мы не преувеличим, если будем утверждать, что принципы этой негритянской школы ничуть не ниже принципов любой европейской. Во-первых, ее программа, охватывающая всего человека, дающая ему всестороннее развитие, связанная с традициями племени, сохраняющая вековой опыт племени в области религий, законов, техники. Во-вторых метод: удаление детей от всяких влияний на время обучения, совместная жизнь с учителем-жрецом, неразрывность науки, религии и жизни, серьезная, священная обстановка обучения” (13,32).

Педагогическая культура институционализирована, ибо она есть достояние специфических социальных институтов, существующих именно для того, чтобы создавать, развивать и пропагандировать формы и методы педагогического воздействия. К ним относятся определенные министерства, ведомства, органы управления народным образованием, педагогические училища, педагогические и инженерно-педагогические институты, институты повышения квалификации педагогических кадров, соответствующие вузовские кафедры, педагогические журналы и издательства, специальные редакции в средствах массовой информации и др. Непосредственная реализация педагогической культуры осуществляется через различные учебные заведения. Иначе говоря, педагогическая культура профессионально создается и распространяется при помощи специальных социальных институтов.

Но педагогическая культура и неинституционализирована. На уровне семьи или производственного коллектива в своем повседневном обыденном проявлении и понимании она не имеет специальных институтов и существует и развивается без них, за счет совокупности традиций, устоявшихся норм и правил обучения и воспитания.

Разумеется, предложенное нами разделение структуры педагогической культуры на блоки в значительной мере условно. В реальности они тесно переплетены и взаимодействуют друг с другом. Однако в гносеологическом плане подобное разделение кажется целесообразным, вполне оправданным и позволяет прийти к более глубокому пониманию феномена педагогической культуры.

Выявив, таким образом, сущность и общую структуру педагогической культуры мы можем приступить к специфике формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения. Этому посвящена следующая глава.

педагогическая культура профессиональное обучение

Педагог - это всегда пример для учеников. То, насколько успешно он сможет научить и воспитать детей, зависит не только от знания предмета, но и от уровня педагогической культуры.

Определение

Педагогическая культура - это характеристика личности педагога, его поведения в условиях воспитательной и образовательной деятельности.

В некоторых случаях также говорят и психолого-педагогической культуре - специфической профессиональной категории, с помощью которой обозначается степень овладения педагогом педагогическим опытом.

Преподаватель - образец для подражания. Он должен много работать над собой, ведь его главная задача - передать знания на высоком уровне, воспитать любовь к своему предмету или профессии, учебному заведению, Родине.

Основные качества педагога

Разбирая такое понятие, как педагога, следует отметить, что основные личные качества, которыми должен обладать учитель - высокая нравственность, интеллигентность, эрудиция.

Хороший педагог всегда доброжелателен, к каждому ученику. Преподаватель, обладающий высокой культурой, последователен, вдумчиво анализирует поведение и поступки, умеет поставить себя на место ученика и помочь ему, верит в каждого ученика.

Хороший педагог обладает следующими нравственными качествами:

  • честность;
  • принципиальность;
  • самоотдача;
  • тактичность;
  • любовь к детям и своей работе.

Наличие данных черт характера определяет педагога, его умение влиять на учебный процесс.

Культура учителя предусматривает наличие личности, которая отражает предрасположенность человека к учебно-воспитательной деятельности, его умение достигать поставленных целей.

Без наличия широкого кругозора, хотя бы основ психолого-педагогической эрудиции, толерантного отношения, спокойствия и целеустремленности, желания самосовершенствоваться в своей профессии, умения организовать совместную деятельность педагог не сможет достигнуть поставленных целей.

Недостаточно и знать свой предмет в совершенстве, необходимо уметь интересно и доходчиво излагать свои знания.

Формирование педагогической культуры должно начинаться еще на первом курсе университета. А совершенствовать свои умения учитель обязан на протяжении всего времени работы.

Основные составляющие

Основные компоненты педагогической культуры - это:

  1. Педагогический такт.
  2. Культура речи.
  3. Эрудиция.
  4. Педагогическая техника.
  5. Внешний вид.

Функции

Педагогическая культура педагога срособствует выполнению следующих функций:

  1. Передача знаний, навыков и умений.
  2. Формирование мировоззрения учащихся.
  3. Развитие интеллектуальных способностей воспитанников.
  4. Обеспечение сознательного усвоения нравственных принципов и навыков поведения в обществе.
  5. Формирование эстетического вкуса.
  6. Укрепление физического и эмоционального здоровья.

Педагогический такт

Педагогический такт - умение педагога правильно выражать свои требования и просьбы. Хороший учитель умеет требовать выполнения тех или иных заданий без грубости и придирчивости. Педагог уметь отдавать распоряжения в виде просьбы, но в то же время просьба его не выглядит как упрашивание.

Высокая психолого-педагогическая культура предусматривает умение внимательно выслушать собеседника, вне зависимости от его личности. Для педагога не имеет значения, говорит ли он с мальчиком или девочкой, взрослым или ребенком. Он выслушает своего собеседника даже в том случае, если высказывание не совсем верны, и лишь затем выскажет свое мнение. Опять же, мягко, без грубости и насмешек.

Культура речи

Одна из основных составляющих педагогической культуры - культура речи. Самое главное для педагога - умение общаться, как с детьми, так и с их родителями. Профессия педагога относится к типу «человек-человек». Без умения правильно выражать свои мысли, грамотно оформлять их, не может идти и речи о достижении успеха в педагогической деятельности.

Основные компоненты педагогической культуры - вербальная и невербальная культура общения.

К относится непосредственно речь и ее оформление. Педагог должен обладать следующими качествами:


Педагогическая культура - это целый комплекс умений, которые постигаются и совершенствуются годами.

К невербальной культуре общения относятся жесты, мимика, позы, визуальный контакт и прикосновение. Педагог должен научиться владеть своим телом, уметь показывать, что он открыт для своих учеников, внимательно слушает их или ждет ответа. Хороший педагог может одним лишь взглядом показать, что ученик неправ.

Эрудиция

Одной из основных составляющих является эрудиция. Хороший педагог имеет широкий кругозор. Он может не только ответить на любой вопрос, связанный с его предметом, но и рассказать много других интересных вещей, не связанных с его непосредственной деятельностью.

Для развития эрудиции педагогу необходимо много читать, смотреть научно-популярные передачи, следить за новостями.

Довольно часто ученики проверяют своих учителей, задавая им каверзные вопросы, и если вы не сможете найти ответ на них, навсегда потеряете уважение воспитанников.

Педагогическая техника

Педагогическая техника состоит из целого класса компонентов. Сюда входит и умение владеть голосом, мимикой, осанкой, поведением, и отношение к ученикам.

Это и умение понимать окружающих, сопереживать им, способность выявить творческий потенциал учащихся.

Учитель, в совершенстве владеющий педагогической техникой, может легко и быстро организовать коллективную деятельность. Он за развитие демократического самоуправления, коллективного творчества.

Педагогическая культура - это и отношение педагога к самому себе: заинтересованность в успешной учебно-воспитательной работе, ориентация на профессиональный и личностный рост, самоанализ.

Внешний вид

Культура педагогической деятельности немало внимания уделяет и внешнему виду педагога. Это и умение одеваться, выглядеть соответственно занимаемой должности.

Если учитель выглядит опрятно и аккуратно, элегантно одевается, в меру использует косметические средства - он является примером для подражания. Вспомните хотя бы свое отношение к учителям. Наверняка те педагоги, которые небрежно относились к своему внешнему виду, вызывали пренебрежение к себе и у вас.

Кроме того, говоря о внешнем виде педагога, следует отметить, что он должен не только хорошо выглядеть, но и быть уверенным в себе, уважать себя как личность и требовать того же от своих учеников.

Выводы

Педагогическая культура - это ряд качеств и умений, которыми должен обладать педагог для того, чтобы успешно вести свою преподавательскую деятельность. Учитель должен постоянно совершенствоваться и работать над собой, постоянно повышать свою культуру как педагога.

Обобщенной характеристикой личности педагога является его педагогическая культура, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно­воспитательную деятельность в сочетании с эффективным взаимодействием с обучающимся и воспитанниками. Структура педагогической культуры педагога представлена на рис. 47.

Педагогическая культура - существенная составная часть, слагаемое общей культуры педагога, характеризующее степень глубины и основательности овладения им знаниями педагогической теории в ее постоянном развитии, умение применять эти знания самостоятельно, методически обоснованно и с высокой эффективностью в педагогическом процессе с учетом индивидуально-типических особенностей обучающихся, их интересов и в неразрывной связи с развитием науки и практики. Культура педагога выполняет ряд функций: а) передачу знаний, умений и навыков обучающимся, способствующих формированию их мировоззрения; б) развитие интеллектуальных возможностей и способностей, эмоционально-волевой и действенно­практической сфер и психики; в) обеспечение сознательного усвоения обучающимися нравственных принципов и навыков поведения в обществе; г) формирование эстетического отношения к действительности; д) укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей . Педагог должен владеть следующими типами профессиональных знаний: методологические, теоретические, методические и технологические. Профессиональные умения включают: информационные, организаторские, коммуникативные, прикладные, умения владения педагогическими техниками, постановки цели, анализа и самоанализа, воспитательная работа. Одной из основных целей образования является компетентность человека. Компетентность - способность человека адекватно и глубоко понимать реальность, правильно оценивать ситуацию, в которой приходится действовать, и правильно применять свои знания. Фактически компетентность - способность человека решать проблемы. Компетентность определяется не только знаниями, имеющими непосредственное практическое значение, но и мировоззренческой позицией человека, его общими представлениями о природе, обществе и людях. В сфере образования различается профессиональная и общекультурная компетентность. Профессиональная компетентность - способность человека решать проблемы в своей профессиональной области. Профессиональная деятельность человека в современном мире осуществляется на основе науки, техники и технологии. Компетентность в любой профессиональной области имеет неотъемлемую социально­культурную, гуманитарную компоненту. Общекультурная компетентность - это компетентность человека за пределами его профессиональной сферы. Эту цель преследует общее образование, непрофессиональное гуманитарное образование, многие компоненты непрерывного образования, образования для взрослых и т. п. Структура профессиональной компетентности, ее источники, уровни выражения и информационное обеспечение наглядно можно представить на рис. 48. В разных областях профессиональной деятельности, в том числе и педагогической, компетентность будет раскрываться с помощью различных познавательно-творческих понятий. Это такие понятия, как знания, умения, навыки, творческое мышление, теоретическое мышление, способность принимать решение в нестандартных условиях и т.д. К педагогической культуре педагога относят педагогическую направленность, она определенным образом соотносится с направленностью личности. По Н.В. Кузьминой личностная направленность - один из важнейших субъективных факторов достижения вершин профессионального мастерства. Направленность личности - это «совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Личностная направленность характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека» . Н.В. Кузьмина добавляет к педагогической направленности интерес к обучающимся, к творчеству, к педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей. Она считает, что три типа направленности обусловливают выбор главных стратегий деятельности: 1) истинно педагогическая; 2) формально педагогическая; 3) ложно педагогическая. Только первая обеспечивает высокую эффективность деятельности. «Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог» . В педагогическую направленность как высший уровень включается призвание, которое соотносится в своем развитии с потребностью к избранной деятельности. Выделяют три уровня педагогической культуры: репродуктивный; профессионально­адаптивный; профессионально-творческий.

Рис. 48. Профессиональная компетентность

К важным профессиональным качествам педагога можно отнести: владение методикой преподавания учебной дисциплины (предмета); психологическая подготовка; педагогическое мастерство и владение технологиями педагогического труда; организаторские умения и навыки; педагогический такт (концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя); педагогическая техника; владение технологиями общения и ораторского искусства; научная увлеченность; любовь к своему профессиональному труду (добросовестность и самоотверженность, радость при достижении воспитательных результатов, постоянно растущие требования к себе, к своей педагогической компетентности); высокая эрудиция; высокий уровень культуры; эргономическая подготовка; информационная культура; профессиональный потенциал; стремление постоянно повышать качество своего труда; умение поставить дидактическую и найти оптимальный путь ее достижения; изобретательность; систематическое и планомерное повышение своей профессиональной компетентности, готовность к самостоятельному разрешению любых ситуаций и др. К личностным качествам педагога относятся: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, организованность, настойчивость, человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, справедливость, обязательность, щедрость, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная культура, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, гуманность, душевная чуткость, чувство юмора, сообразительность, выдержка и самообладание, требовательность к себе и к своим воспитанникам и др. С учетом вышеизложенного, педагогический потенциал можно представить следующим образом (рис. 49).

Педагогическую культуру (ПК) мы рассматриваем как уровень овладения педагогической теорией и прак­тикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельнос­ти. Профессиональная культура педагога, как сущност­ная характеристика его личности в сфере профессио­нальной деятельности, представляет собой системное образование (см. схему 1).

Признавая глубину и обоснованность системы компонен­тов ПК (см. схему 1), рассмотрим другую, более общую совокупность основных компонентов, включающих: аксио­логический, технологический, эвристический и личностный.

Рассмотрим подробно каждый из этих компонентов педагогической культуры.

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Содержит в себе усвоение и принятие педагогом цен­ностей педагогического труда: а) профессионально-пе­дагогические знания (психологические; историко-педагогические, закономерности целостного педагогическо­го процесса, особенности детского возраста, правовые и др.) и мировоззрение; б) педагогическое мышление и рефлексия; в) педагогический такт и этика.

Важное место в структуре педагогической культу­ры занимает её мировоззренческий компонент, пред­ставляющий собой процесс и результат формирова­ния педагогических убеждений, процесс определения педагогом своих интересов, предпочтений, ценност­ных ориентации в педагогической сфере. Педагог должен активно включаться в процессы рефлексии, про­фессионального самоосознания, результатом которого станет формирование и становление его профессио­нальных позиций. Формирование у будущих педаго­гов культуры умственного труда предполагает работу с ними по таким направлениям:

Самовоспитание и воспитание учащихся:

Соблюдение гигиенических требований, режима;

Ознакомление с элементами НОТ;

Усвоение правил техники безопасности, гигиены и санитарии;

Учёт биоритмов в работе;

Повышение мотивации труда;

Использование различных средств восстановления работоспособности;

Учёт в учебной деятельности психологических ме­ханизмов и свойств внимания, памяти, мышления, во­ображения, закономерностей и механизмов формиро­вания знаний, умений и навыков, отношений, твор­ческих способностей;

Овладение приёмами учебной деятельности и мыс­лительными операциями.

Педагог должен владеть приёмами экономии време­ни, поиска и классификации информации, ведения ра­циональных записей, конспектирования литературы. Не­маловажное значение в организации его деятельности имеет обеспечение ритмичности работы в течение все­го периода обучения, отдельного учебного года, неде­ли, учебного дня, чередования умственных и физичес­ких нагрузок, повышение скорости письма за счет ис­пользования сокращений и правильного оформления записей для удобной ориентировки в них, умение вы­делять в материале главное, представлять информацию как в свёрнутом, лаконичном, так и в развернутом виде, с пояснениями и примерами, комментариями.

Составной частью культуры умственного труда яв­ляется культура чтения. Педагогу, решающему задачи формирования у детей навыков чтения, необходимо иметь представление о современных теориях процесса чтения, разработанных в инженерной психологии, лин­гвистике. Культурному педагогу совсем нелишне знать основы моделирования социальных процессов, что позволит им выявлять факторы, влияющие на качествен­ные характеристики чтения (скорость и качество вос­приятия информации, смысловой переработки, выра­ботки решений, результативность обратной связи), и целенаправленно управлять этими процессами. Препо­даватель педвуза обязан обращать внимание будущих педагогов на типичные недостатки процесса чтения: артикуляцию, сужение поля зрения, регрессию, от­сутствие гибкой стратегии чтения, снижение внима­ния. С учётом того, что около 80% информации со­временный специалист может получать в режиме бы­строго чтения, необходимо обеспечить практическое овладение студентами педвуза разными способами чте­ния и умение оптимально использовать эти способы в зависимости от учебных и профессиональных задач и выделенного бюджета времени (например, приёмам быстрого чтения). Такое чтение должно сопровождать­ся анализом содержания, самостоятельной критичес­кой переработкой материала, размышлением, соб­ственным толкованием положений и выводов, опре­делением областей возможного профессионального использования теории.

Выборочное чтение позволяет быстро отыскивать кон­кретную информацию в книге, необходимую для ре­шения тех или иных профессиональных задач. При та­ком способе чтения педагог как бы видит всё содержа­ние книги и ничего не пропускает, фиксирует своё внимание только на тех аспектах текста, которые ему необходимы.

Чтение-просмотр применяется для предварительного ознакомления с книгой. Быстро просматривая предис­ловие, ознакомившись с оглавлением и аннотацией к книге, уже по оглавлению можно выделить наиболее важные положения автора. Просмотрев заключение, можно сделать вывод о ценности той или иной книги.

Сканирование как особый способ чтения заключается в быстром поиске отдельного слова, понятия, фамилии, факта в конкретной книге, может быть использо­вано педагогом при подготовке докладов, конспектиро­вании научной литературы, выделении базовых понятий. Культура чтения определяется не только операционно-технической стороной этого процесса, но и содержательно-смысловой. Культура чтения - это, прежде все­го, культура понимания и интерпретации того содер­жания, которое передает книга. Научить понимать текст означает научиться в совершенстве владеть мыслитель­ными операциями: выделением операционно-смысловых признаков, антиципацией (способностью предуга­дывать по косвенным смысловым признакам текста дальнейшие события) и реципацией (умение мыслен­но возвращаться к ранее прочитанному), а также на­учиться видеть в тексте те или иные выразительные ху­дожественные средства, понимать их значение и смысл и описывать словами сущность образного выражения той или иной идеи.

Понять - означает связать новую информацию с прежним опытом. Опорой понимания может выступать всё, с чем мы связываем новую для нас информацию: какие-то второстепенные слова, дополнительные дета­ли, определения. Любая ассоциация нового со старым может выступать в этом смысле опорой. В.Ф. Шаталов называет опорным сигналом любой символ, который помогает ученику вспомнить тот или иной факт, зако­номерность. Осмысление текста при чтении основыва­ется на поиске в нём основных идей, ключевых слов, коротких фраз, которые предопределяют текст после­дующих страниц, и увязке его с прежними впечатле­ниями, образами, представлениями. Научить студентов понимать текст означает научить их сводить содержание текста к короткой и существенной логической траек­тории, формуле, единой логической цепи идей. Про­цесс выделения смысловых опорных пунктов в содер­жании представляет собой процесс сжатия (лаконизации) текста без потери основы, как говорят, сводится к выделению фабулы. Для обучения такому умению ис­пользуется дифференциальный алгоритм чтения.

Культура чтения предполагает также умение читателя предвосхищать развитие события на основе анализа уже прочитанного текста, т.е. наличие смысловой догад­ки. Эту способность предугадывать по косвенным смыс­ловым признакам текста дальнейшие события называ­ют антиципацией. Развитие антиципации является прекрасным средством воспитания творческого читателя, формирования воображения. Это позволяет человеку сберегать силы и время при чтении любого текста, ибо каждый текст содержит в себе много избыточной ин­формации. Формирует грамотное чтение, а также уме­ние мысленно возвращаться к ранее прочитанному - реципация. Возвращение к предыдущим высказываниям и идеям автора на основе связи их с изучаемым в дан­ный момент позволяет лучше понять его смысл, мысль, идеи, учит целостному видению содержания.

Культура педагогического мышления включает в себя развитие способности к педагогическому анализу и син­тезу, развитие таких качеств мышления как критич­ность, самостоятельность, широта, гибкость, актив­ность, быстрота, наблюдательность, педагогическая па­мять, творческое воображение. Культура педагогичес­кого мышления подразумевает развитость мышления педагога на трех уровнях:

На уровне методологического мышления, ориенти­рованного его педагогическими убеждениями. Мето­дологическое мышление позволяет педагогу придер­живаться правильных ориентиров в своей профес­сиональной деятельности, разрабатывать гуманисти­ческую стратегию;

Второй уровень педагогического мышления - так­тическое мышление, позволяющее педагогу материализовывать педагогические идеи в технологии пе­дагогического процесса;

Третий уровень (оперативное мышление) проявля­ется в самостоятельном творческом применении об­щих педагогических закономерностей к частным, уникальным явлениям реальной педагогической дей­ствительности.

Методологическое мышление педагога - это особая форма деятельности педагогического сознания, живая, т.е. пережитая, переосмысленная, выбранная, постро­енная самим педагогом методология личностно-профессионального самосовершенствования. Специфика мето­дологического мышления педагога заключается в том, что в процессе осуществления им методологического поиска формируется субъективность (авторство пони­мания учебного материала и педагогических явлений), что является непременным условием последующего фор­мирования педагогом субъектности, востребованности личностных структур его учеников. Развитое методоло­гическое мышление педагога определяет возможность генерации им новых идей в конкретных проблемных ситуациях, т.е. обеспечивает эвристичность его мышле­ния.

Составной частью культуры педагогического мыш­ления является логическая культура , в которой можно выделить три компонента: логическую грамотность; зна­ние конкретного материала, к которому применяются логические знания и умения; перенос (подвижность) логических знаний и умений в новые области.

Нравственная культура педагога, являясь предметом профессионально-педагогической этики, включает в себя нравственное сознание, формируемое на уровне теоретических этических знаний, а также уровень раз­вития нравственных чувств.

Одним из ведущих компонентов нравственной куль­туры выступает педагогический такт, понимаемый нами как поведение педагога, организованное как нравствен­но целесообразная мера взаимодействия педагога с деть­ми и воздействия на них. Ближе всех к сущностному пониманию педагогического такта, как его понимает практическая педагогическая этика, подошел К.Д. Ушинский. Он рассмотрел это понятие с психологических позиций, хотя и не дал привычного для традиционной педагогики чёткого определения понятия. Ушинский, характеризуя такт, видел в нем «не что иное, как бо­лее или менее тёмное и полусознательное собрание воспоминаний разных психических актов, пережитых нами самими». Спустя более чем сто лет, практическая педа­гогическая этика ставит задачу сформировать педаго­гический такт педагога именно на этой основе.

Педагогический такт базируется на развитых психо­лого-педагогических умениях и нравственных качествах личности: педагогической наблюдательности, интуи­ции, педагогической технике, педагогическом вообра­жении, этических знаниях. Основными элементами пе­дагогического такта как формы нравственных отноше­ний педагога с детьми являются требовательность и уважительность к ребенку; умение видеть и слышать его, сопереживать ему; самообладание, деловой тон в об­щении, внимательность и чуткость без подчеркивания этого, простота и дружелюбие без панибратства, юмор без злой насмешки. Содержание и формы тактичного поведения определяются уровнем нравственной куль­туры педагога и предполагает умение воспитателя пред­видеть объективные и субъективные последствия по­ступка. Главным признаком педагогического такта яв­ляется его принадлежность к нравственной культуре личности педагога. Он относится к моральным регуля­торам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах педагога. Знание педагогом наиболее предпочтительных для детей качеств взрослого является необходимым исходным уровнем развития его нравственного сознания (уровень этичес­ких знаний) и формирования нравственных отноше­ний взаимодействия с детьми.

Развитие педагогического такта с позиции практи­ческой этики предполагает развитие умений педагога регулировать детское внимание в следующих направ­лениях:

Взаимодействовать в типичных ситуациях детских просьб и жалоб (нытья, ябедничества на уроках, переменах и дома и т.п.);

Анализировать и действовать в ситуациях, в кото­рых педагог, с точки зрения детей (и требований пе­дагогического такта) должен быть деликатным: детская дружба и любовь, требования признания в проступке, выдачи зачинщика, общение с детьми-доносчиками, в случаях детской мести;

Знать детские ошибки, которые взрослые долж­ны прощать детям (шутки, проказы, насмешки, под­вохи, детская ложь, неискренность);

Знать мотивы ситуаций, в которых педагог нака­зывает;

Уметь внушать детям, используя при этом следу­ющий «инструментарий» (методы, формы, средства и приёмы воспитания): сердитый взгляд, похвалу, выго­вор, изменение интонации голоса, шутку, совет, дру­жескую просьбу, поцелуй, сказку в награду, вырази­тельный жест и т. п.);

Уметь угадывать и предупреждать детские поступ­ки (качество развитой интуиции);

Уметь сочувствовать (качество развитой эмпатии). (Перечень составлен на основе творчества Я. Корчака и В.А. Сухомлинского.)

Одной из проблем процесса подготовки педагогов является совершенствование их правовой культуры - важного компонента как общей, так и профессиональ­ной культуры педагога. Актуальность данной задачи оп­ределяется, в основном, двумя обстоятельствами: во-первых, правовой безграмотностью значительной части населения (и педагоги отнюдь не составляют исклю­чения!), которую можно квалифицировать как одну из серьезнейших причин трудностей, испытываемых об­ществом в поддержании действующих законности и правопорядка, в построении основ правового государ­ства, во-вторых, недостаточная правовая оснащённость педагога предопределяет и существенные пробелы в Правовой подготовке учащихся, существенным обра­зом затрудняя продвижение к правовому обществу. В основе повседневной деятельности любого квалифи­цированного педагога должны лежать принципы го­сударственной политики в области образования, про­возглашающие:

Гуманистический и светский характер образова­ния, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

Свободу и плюрализм в образовании;

Демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

Гуманистический характер образования обусловливает его обращённость к потребностям, интересам, психо­физиологическим возможностям личности, направлен­ность образовательного процесса на развитие личности и общества, формирование чувства терпимости и стрем­ления к сотрудничеству в отношениях между людьми.

Светский характер образования означает свободу го­сударственного, муниципального образовательного уч­реждения от прямого религиозного воздействия и ос­новывается на свободе совести граждан.

Принцип приоритета общечеловеческих ценностей означает, прежде всего, определение того, что выступает в качестве таких ценностей для всего человечества. Под общечеловеческими понимаются такие ценности, ко­торые принимаются и развиваются всеми людьми в ус­ловиях любых общественно-исторических изменений цивилизованного развития, а именно: Жизнь, Добро, Ис­тина и Красота (Гармония).

Воспитание уважения к правам и свободам челове­ка основывается на понимании цели воспитания как воспитание свободного человека. Свобода, осознавае­мая им как необходимость действовать в соответствии с социальными нормами, правилами, законами, оп­ределяется свободой воли, т.е. тем, насколько намере­ния и поступки человека обусловлены внешними фак­торами. Свобода одного человека всегда связана с огра­ничением свободы другого, следовательно, уважение другого человека, который свободен быть самим собой, есть уважение самого себя.

Необходимым условием совершенствования право­вой культуры педагога является чёткое представление о компонентах этой культуры как неотъемлемой части общей и профессиональной культуры педагога. Анализ социальной потребности в формировании гражданина – активного преобразователя жизни российского обще­ства, а также соответствующей литературы позволил выделить ряд таких компонентов. Правовая культура пе­дагога должна, без сомнения, иметь общее с общей правовой культурой любого активного и сознательного гражданина в обществе и включать в себя:

Сформированность правового кругозора, дающей возможность судить о правовом аспекте происходящих в обществе экономических, социально-политических и культурных процессов, об общем направлении и состояния идущей в стране правовой реформы;

Потребность и способность грамотно определить смысл конкретного правового документа, его предназ­начение при самостоятельном приобретении необходи­мых данных (как правило, из средств массовой инфор­мации);

Потребность и способность составить собственное мнение о правомерности или неправомерности конк­ретных действий государственных органов, обществен­ных организаций, отдельных лиц и пр., логично и кор­ректно отстаивать это мнение перед собеседником;

Понимание необходимости строгого соблюдения законности как для любого гражданина или организа­ции, так и для себя лично;

Осознание незыблемой и непреходящей ценнос­ти свободы личности, её прав, чести и достоинства;

Потребность постоянного совершенствования соб­ственной правовой осведомлённости и способности применять их в конкретных жизненных ситуациях.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Деятельностный (технологический) компонент рас­крывает её технологический аспект, способы и приёмы взаимодействия участников образовательного процесса в культуре общения, в том числе и речевого, активное использование педагогической техники, информацион­ных и образовательных технологий и т.д. Этот компо­нент культуры педагога характеризуется степенью осоз­нанности им необходимости развития всего спектра собственных педагогических способностей, как залог успешности его профессиональной деятельности, пре­дупреждения вероятных педагогических ошибок, а так­же осмысленностью наиболее рациональных способов развития педагогических способностей. Культура педа­гогической деятельности формируется в процессе прак­тической работы путём более детального освоения и твор­ческого применения достижений специальных, психо­лого-педагогических, социально-гуманитарных наук и передового опыта. К элементам деятельностной куль­туры педагога обычно относят:

Знания и умения по содержанию, методике и орга­низации учебно-воспитательной работы;

Педагогическое мышление;

Педагогические умения (гностические, перцептив­ные, конструктивные, проективные, коммуникатив­ные, экспрессивные, организаторские);

Педагогическую технику;

Педагогическую саморегуляцию.

Наличие у педагога деятельностной культуры пред­полагает его знание физиологических и гигиенических основ трудовой деятельности, в том числе: влияния раз­ных режимов нагрузки на организм человека и отдель­ные его органы, современных теорий утомления и фак­торов, приводящих к утомлению и переутомлению, с простейшими приёмами предупреждения утомления и восстановления работоспособности (использование мас­сажа, сауны, приёмов релаксации, эмоциональной раз­грузки, физических упражнений). Педагог создаёт бе­зопасные и гигиенически целесообразные условия для обучения и воспитания детей с учетом допустимых норм освещения, температуры, шума и т.д.

Немаловажно для педагога владение культурой демон­стрирования наглядных пособий, приборов и устано­вок: знание, как нужно стоять у доски, демонстрируя приборы и пособия; как удобнее их располагать в плос­кости обозрения; как использовать различные подстав­ки, приборы для увеличения изображения объектов, замедленную и ускоренную съёмку процессов, оформ­лять записи на доске, использовать цветные мелки, фланелеграф, магнитную доску, раскрывающиеся и пере­двигающиеся доски.

Культура труда проявляется в стремлении и умении личности вносить в свой труд красоту, изящество, в овладении безопасными приёмами труда, в способно­сти воплощать в своей деятельности опыт методистов и вносить элементы творчества, фантазии, в аккурат­ности выполненного изделия; в художественной грамот­ности исполнения; в стремлении к экономии; в соблю­дении правил техники безопасности и производствен­ной санитарии.

Педагогу необходимо иметь такой менталитет, при котором считалось бы неприличным ходить без смен­ной обуви, выставлять на всеобщее обозрение некра­сивую вещь: вся образовательная среда (окраска стен, оформление рекреаций, кабинетов) должна быть на­правлена на воспитание у них художественного вкуса. В этом плане при оценке творческих работ студентов (ре­фератов, докладов, наглядных пособий, аксессуаров к спектаклях, учебно-исследовательских работ) необхо­димо обращать внимание не только на содержание, но и на их эстетический вид, аккуратность, оригинальность оформления.

А.С. Макаренко подчёркивал необходимость для педагога овладевать техникой педагогического мастерства и общения. Важнейшим умением педагога великий педа­гог считал умение «читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Мастерство воспитателя заклю­чается в постановке голоса, в управлении своим ли­цом. Педагог должен быть в известной степени артис­том, он не может не играть, соединяя с этой игрой любовь к детям, свою «прекрасную личность».

Культура общения педагога проявляется в умении слу­шать и слышать собеседника, умении задавать вопросы, устанавливать контакты, понимать другого, ориенти­роваться в сложившейся ситуации общения, умении видеть и правильно интерпретировать реакцию людей, умение проявлять и передавать своё отношение по по­воду чего-либо, готовность и желание общаться. Педа­гогическое общение - крайне сложная функция дея­тельности педагога, т.к. представляет собой целенаправ­ленное общение взрослого с ребёнком. «А детство, - как пишет В.А. Сухомлинский, - детский мир - это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом досто­инстве, у них даже свое измерение времени: в годы дет­ства день кажется годом, а год - вечностью».

СТИЛИ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С УЧАЩИМИСЯ

В общих чертах стиль общения педагога с детьми дол­жен характеризоваться доброжелательностью, уважи­тельными отношениями друг к другу, взаимной требо­вательностью, доверием, естественностью, искренно­стью, правдивостью. В теоретической литературе, по­священной проблемам общения, можно найти разные классификации стилей общения. Так, В.А. Кан-Калик выделяет конкретные стили общения педагога с деть­ми (см. схему 2).

Стиль общения на основе увлеченности совместной творческой деятельностью характеризуется устойчивым положительным отношением студента к детям, к пе­дагогической деятельности в целом; стремлением раз­решать возникающие в учебной и воспитательной дея­тельности проблемы совместно с детьми. Отношения с учащимися строятся не в плоскости управления ими, воспитания, а в плоскости организации совместной интересной деятельности, совместной заботы о делах класса, школы.

Стиль общения на основе дружеского расположения тесно связан с первым. Его основу составляют духовное родство, уважение человеческого достоинства, ре­альное признание права ребёнка и студента на уникаль­ность, любовь к человеку. Сущность этого стиля обще­ния хорошо отразил И.Е. Синица: «...к ученикам нуж­но относиться, как к своим ближайшим друзьям. А друзьям мы говорим правду, не замалчиваем их недо­статков, но стараемся не обижать их, не унижать их достоинства, не отталкивать от себя, подбираем слова искренние, но не режущие, слова, которые, может быть, и приносят временную боль, но ведут к быстро­му и надежному выздоровлению».

Стиль общения-дистанции характеризуется установ­кой педагога на сохранение определённой дистанции между ним и учениками, а также наличием различного рода психологических барьеров в общении, препятству­ющих налаживанию духовных контактов между партне­рами по общению (смысловых, пространственных, ро­левых, ценностных и др.). Психологической основой та­кого стиля общения является ориентация на ложное понимание педагогом того, что ему можно позволить с детьми, а что нельзя, а также ориентация на использо­вание ложных путей поддержания авторитета педагога, престижа педагогической профессии.

Общение-устрашение соединяет в себе отрицательное отношение к. детям и авторитарность в способах воз­действия на них. Основные характерные черты этого стиля - ориентация педагога на различные ограниче­ния, запреты, выискивание худших качеств личности и управление детьми на основе манипулирования дан­ной информацией, запугивание, борьба с любыми оп­лошностями в поведении и деятельности детей. Такой стиль создаёт атмосферу нервозности, эмоционально­го дискомфорта, блокирует возможность создания нор­мальных отношений между педагогом и детьми. А скованный, угнетенный страхом ребенок, по мнению В.А.Сухомлинского, не может нормально мыслить.

Стиль общения-заигрывания характеризуется стрем­лением завоевать любовь и уважение детей, авторитет сомнительными средствами - проявлением нетребова­тельности, укрывательством их неблаговидных поступ­ков, лестью и др. Такой стиль общения наносит боль­шой вред воспитанию детей и, в конечном счете, от­талкивает от них педагога.

Кроме того, можно выделить еще две разновидности стиля общения педагога с уча­щимися: монологический и диалогический .

В монологическом общении взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон - учащихся. Ини­циатива в общении принадлежит педагогу. В таком об­щении до минимума сведена активность ученика, он выступает чаще в роли слушателя.

В диалогическом общении инициатива в равной степе­ни принадлежит педагогу и ученику. В ходе такого обще­ния происходит обмен собственным видением проблем, взглядами, идеями, переживаниями, осуществляется со­вместный поиск решения задач. Как правило, в диалоги­ческом общении педагог говорит мало (чаще дети).

Невербальное педагогическое общение . Кроме главного оружия педагога - слова - в его арсенале целый на­бор невербальных (неречевых) средств общения:

Экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, мимика, походка, визуальный контакт);

Просодика и экстралингвистика (интонация, гром­кость, тембр, пауза, вздох, смех, кашель);

Такесика (рукопожатие, похлопывание, поглажи­вание, прикосновение);

Проксемика (ориентация, дистанция).

Экспрессивно-выразительные движения - зрительно воспринимаемое поведение педагога, где особую роль в передаче информации играют поза, мимика, жест, взгляд. Исследования, к примеру, показали, что при неподвиж­ном или невидимом лице педагога теряется до 10-15% информации. Дети очень чувствительны к взгляду педагога. С помощью глаз передаются самые точные сведения о состоянии, поскольку сужение и расширение зрачков не поддаются сознательному контролю. Сердитое, мрачное состояние педагога заставляет зрачки сужаться. Лицо его становится неприветливым, учащиеся чувствуют диском­форт, эффективность работы снижается.

Установлено, что «закрытые» позы педагога (когда он как-то пытается закрыть переднюю часть тела и за­нять как можно меньше места в пространстве; «напо­леоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) вос­принимаются как позы недоверия, несогласия, проти­водействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согла­сия, доброжелательности, психологического комфорта. Всё это учащимися воспринимается бессознательно.

Характеристики голоса относятся к просодическим и экстралингвистическим явлениям. Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом; гнев, страх - довольно высоким; горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом. Вспомните, как раздражали вас в школе визгливые или скрипучие голоса некоторых наставников, и вы пой­мете, что и голос может стать препятствием для заня­тия педагогическим делом. Кое-чего можно достичь самовоспитанием, но радикально помочь нельзя. Ско­рость речи также отражает педагогические чувства: быст­рая речь - взволнованность или обеспокоенность; мед­ленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, высокомерии или усталости.

К такесическим средствам общения относятся погла­живания, прикосновения, рукопожатия, похлопывания. Доказано, что они являются биологически необходи­мой формой стимуляции, особенно для детей из не­полных семей, которым педагог замещает недостающего родителя. Погладив по голове шалуна или обиженного, вы иногда достигаете большего, чем всеми выбранны­ми средствами, вместе взятыми. Право на это имеет только тот педагог, кто пользуется доверием воспитан­ников. Использование динамических прикосновений определяется рядом таких факторов, как статус, воз­раст, пол учащихся и педагогей.

К проксемическим средствам общения относится ори­ентация педагога и учащихся в момент обучения и дис­танция между ними. Норма педагогической дистанции определена следующими расстояниями:

Персональное общение педагога с учащимся - от 45 до 120 см;

Официальное общение в классе - 120-400 см;

Публичное общение при выступлении перед ауди­торией - 400-750 см.

Одной из особенностей педагогического труда явля­ется постоянное изменение дистанции общения, что требует от педагога многократного учёта изменяющихся условий и большого напряжения. Будущему педагогу весьма полезно знать и учитывать в работе с детьми принципы диалогового взаимодействия педагога с деть­ми:

Ненасилие (право ребенка быть тем, кто он есть);

Паритетность взаимоотношений;

Уважение познавательного труда ребенка;

Уважение неудач и слез ребенка;

Уважение тяжелой работы роста;

Уважение самобытности ребенка;

Уважение ребенка как объекта-субъекта педагоги­ческого процесса;

Безусловная любовь воспитателя к воспитаннику;

Оптимальная требовательность и уважение;

Опора на положительное в ребёнке;

Компромиссность спорных решений.

Каждая новая ситуация общения должна отличаться от предыдущей, нести новую информацию, выводить на новый уровень познания: «Продуктивным для пси­холого-педагогических исследований, для понимания педагогической деятельности и овладения ею представ­ляется узкое определение общения как процесса кон­тактирования, которое имеет своей целью намеренное влияние или воздействие на поведение, состояние, ус­тановки, уровень активности и деятельности непосред­ственного партнера».

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Для традиционного российского педагога стало при­вычным опираться на руководящую роль науки: пользо­ваться разработанными учеными программами, учеб­никами, методическими материалами. В результате у многих педагогов не развита способность собственного педагогического целеполагания, планирования, анализа и оценки своей деятельности. Лишь в последние годы, благодаря вариативности и многообразию публикуемых материалов, педагогу выпала нелегкая, но творческая роль выбора необходимого учебно-методического обес­печения для занятий.

Творческий педагог организует свое становление через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное саморазвитие, в ходе которых он овладевает эвристическими методами и рефлексией. Результаты, достигнутые педагогами, де­лятся на внешние и внутренние . Внешние результаты - это составленные и реализованные педагогами авторские учебные программы, методические тексты и раз­работки, организованные учебные процессы, собствен­ные образовательные продукты в «преподаваемом» пред­мете, образовательные характеристики учеников, ко­личественные данные результатов обучения. Внутренние результаты педагога - развитие их профессиональных способностей, уточнение отношения к различным смы­слам образования, самоопределение в концепции изу­чаемого предмета и всей школы; изменения в характе­ре ведения занятий, в эвристическом мастерстве.

Педагог эвристической ориентации обладает следу­ющими качествами:

Осознает смысл и цели образовательной деятель­ности по своему предмету или видам деятельности, свя­зывает их с творческой самореализацией природных возможностей детей; имеет собственную образователь­ную позицию, которую соотносит с позицией других педагогов и школы в целом; умеет ставить образователь­ные цели по предмету, достигать и переопределять их в ходе обучения;

Умеет составить целостную образовательную про­грамму, учитывающую реальных детей, образовательные стандарты, общешкольные установки, свои педагоги­ческие ориентиры; соотносит происходящую реальность с составленной программой, корректирует образова­тельный процесс;

Наделён способностями видеть индивидуальные способности учеников и выстраивать их обучение в со­ответствии с индивидуальностью каждого; способен организовать сопровождающее обучение, т.е. обеспечи­вать рождение детских творческих результатов и помо­гать их развитию;

Владеет формами и методами сопровождающего обучения: использует личный опыт и мотивы учени­ков, помогает им поставить цель, обеспечивает их вы­бором видов деятельности, учит соотносить свою цель с результатом, применяет доступные детям формы реф­лексии и самооценки;

Способен изменять задачи урока в соответствии с изменяющейся реальностью; умеет увидеть детские от­крытия и иные формы культурного самовыражения уче­ников, помогает их развитию; владеет различными формами организации индивидуальных творческих работ учеников и их защит;

Умеет подготовить качественную характеристику образовательных изменений ученика, оценить много­образную палитру развития его личностных качеств;

Способен к личностному творческому росту, реф­лексивной деятельности осознанию собственных изме­нений.

Эвристическая образовательная деятельность характе­ризуется следующими признаками:

1) осуществляется педагогом на основе его личностно­го образовательного потенциала, индивидуальных способностей, мотивов и целей;

2) приводит к созданию нового для педагога образова­тельного продукта, соответствующего типу осуще­ствляемой деятельности;

3) вызывает субъективные трудности и проблемы в де­ятельности педагога, обусловленные недостаточным владением методами, средствами и другими услови­ями, необходимыми для её осуществления. Таким образом, эвристический компонент педаго­гической культуры педагога подчеркивает творческую природу педагогической деятельности, возможности целостного педагогического процесса в индивидуаль­но-творческом развитии педагога и детей, сочетании приёмов алгоритмизации и творческого построения учебной деятельности; способность педагога к педаго­гической импровизации, к усвоению чужого опыта.

ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Проявляется в самореализации сущностных сил пе­дагога - его потребностей, способностей, интересов, дарований в педагогической деятельности. Процесс самореализации складывается из ряда взаимосвязанных этапов, таких, как самопознание, самооценка, саморегуляция, самоутверждение, которые раскрывают ин­теллектуальный, профессионально-нравственный по­тенциал личности педагога.

Важное место в культурологической подготовке педагога занимает его приобщение к современной бытовой культуре, основным правилам этикета и важнейшим нравственным категориям; правилам поведения в гос­тях и дома, в общественных местах (в театре, музее, ре­сторане, кафе, столовой), правилам речевого поведения (различным формам обращения: просьбы, приглашения, извинения, советы, приветствия, прощания, знаком­ства), правилам ведения беседы, диалога, диспута.

Одним из важнейших компонентов культуры педагога является следование правилам служебного этикета (этика ведения делового разговора руководителя с под­чинённым, этика обращения с коллегами и руководи­телями), принципам деловых разговоров (уважение к собеседнику, такт, точность и конкретность разгово­ра, целесообразность обсуждения вопросов, конструк­тивный характер разговора). Педагогу необходимо зна­ние приёмов, помогающих сохранять спокойствие в любой ситуации: предупреждение раздражительности, нетерпимости, оскорбительного тона.

Этика проведения рабочих совещаний, оценки тру­да коллег, критических замечаний, принятия решений, регламент как элемент этики поведения при коллек­тивном обсуждении проблем - основа отношений в педагогическом коллективе. Формирование культуры дело­вых взаимоотношений для студентов педвузов необы­чайно важно, потому, что они с первых рабочих дней в школе включаются в её жизнь со всеми оттенками внутренних взаимоотношений.

Педагогу необходимо также владеть всеми формами письменного обращения к партнерам (письма-поздрав­ления, письма-напоминания, деловые предложения, официальные обращения).

Культура внешнего вида педагога оценивается его кол­легами по степени соответствия его внешнего облика задачам педагогической деятельности. Однако нельзя забывать и об учениках, с которыми педагог проводит большую часть своего рабочего времени и которые очень внимательно, оценивающе наблюдают за ним. Проду­манность, аккуратность, сдержанное следование моде, эстетическая выразительность, подтянутость и собран­ность, умение двигаться, управлять собственной мимикой и пантомимой способствуют успеху педагогичес­кой деятельности.

Будущему педагогу необходимо:

Знать основные компоненты внешнего облика че­ловека: осанку, походку, позу, жесты, одежду, эмо­циональное самочувствие;

Иметь представление о моде, стиле;

Знать, как влияют на выбор одежды возраст, вре­мя года, погода, обстановка;

Знать секреты ухода за одеждой и внешним видом;

Учитывать при выборе одежды свои антропомет­рические особенности, цвет глаз, волос и пр.

Составная часть базовой культуры педагога - физи­ческая культура - реализуется как решение проблемы организации и воспитания здорового образа жизни:

Овладение практическими умениями и навыками (бега, метания, выполнения гимнастических упражнений, правильного дыхания при выполнении движения и др.);

Знание правил пользования баней, сауной, по­ведения на воде;

Владение приёмами профилактики различных за­болеваний;

Знание способов поддержания высокой работоспо­собности;

Владение приёмами снятия утомления (массаж, релаксация, режим, иглоукалывание и др.);

Владение методами планирования семьи;

В заключение этого большого разговора перечислим условия становления педагогической культуры:

1) развитие научно-педагогической направленности педагога;

2) постоянное пополнение и обновление психолого-педагогических знаний, формирование инновационной готовности;

3) становление педагогического стиля мышления, развитие педагогической рефлексии;

4) формирование индивидуального стиля педагоги­ческой деятельности, развитие авторской, профессио­нально-творческой «Я»-концепции;

5) приобщение педагога к изучению, обобщению и распространению лучшего опыта своих коллег, форми­рование готовности к обобщению личного педагогичес­кого опыта;

6) формирование потребности в профессионально-педагогическом самосовершенствовании и самообразо­вании.

Педагогически одарённый человек, овладевший педаго­гической культурой и сделавший педагогический труд глав­ным содержанием и смыслом своей жизни, просто не мо­жет разминуться с успехом.

Обобщенной характеристикой личности педагога является его педагогическая культура, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно­воспитательную деятельность в сочетании с эффективным взаимодействием с обучающимся и воспитанниками. Структура педагогической культуры педагога представлена на рис. 1.

Рис. 17. Компоненты педагогической культуры педагога

Педагогическая культура - существенная составная часть, слагаемое общей культуры педагога, характеризующее степень глубины и основательности овладения им знаниями педагогической теории в ее постоянном развитии, умение применять эти знания самостоятельно, методически обоснованно и с высокой эффективностью в педагогическом процессе с учетом индивидуально-типических особенностей обучающихся, их интересов и в неразрывной связи с развитием науки и практики.
Культура педагога выполняет ряд функций: а) передачу знаний, умений и навыков обучающимся, способствующих формированию их мировоззрения; б) развитие интеллектуальных возможностей и способностей, эмоционально-волевой и действеннопрактической сфер и психики; в) обеспечение сознательного усвоения обучающимися нравственных принципов и навыков поведения в обществе; г) формирование эстетического отношения к действительности; д) укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей .
Педагог должен владеть следующими типами профессиональных знаний: методологические, теоретические, методические и технологические.
Профессиональные умения включают: информационные, организаторские, коммуникативные, прикладные, умения владения педагогическими техниками, постановки цели, анализа и самоанализа, воспитательная работа.
Одной из основных целей образования является компетентность человека. Компетентность - способность человека адекватно и глубоко понимать реальность, правильно оценивать ситуацию, в которой приходится действовать, и правильно применять свои знания. Фактически компетентность - способность человека решать проблемы. Компетентность определяется не только знаниями, имеющими непосредственное практическое значение, но и мировоззренческой позицией человека, его общими представлениями о природе, обществе и людях.
В сфере образования различается профессиональная и общекультурная компетентность. Профессиональная компетентность - способность человека решать проблемы в своей профессиональной области. Профессиональная деятельность человека в современном мире осуществляется на основе науки, техники и технологии. Компетентность в любой профессиональной области имеет неотъемлемую социальнокультурную, гуманитарную компоненту. Общекультурная компетентность - это компетентность человека за пределами его профессиональной сферы. Эту цель преследует общее образование, непрофессиональное гуманитарное образование, многие компоненты непрерывного образования, образования для взрослых и т. п. Структура профессиональной компетентности, ее источники, уровни выражения и информационное обеспечение наглядно можно представить на рис.2.
В разных областях профессиональной деятельности, в том числе и педагогической, компетентность будет раскрываться с помощью различных познавательно-творческих понятий. Это такие понятия, как знания, умения, навыки, творческое мышление, теоретическое мышление, способность принимать решение в нестандартных условиях и т.д.
К педагогической культуре педагога относят педагогическую направленность, она определенным образом соотносится с направленностью личности.
По Н.В. Кузьминой личностная направленность - один из важнейших субъективных факторов достижения вершин профессионального мастерства. Направленность личности - это «совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Личностная направленность характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека» . Н.В. Кузьмина добавляет к педагогической направленности интерес к обучающимся, к творчеству, к педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей. Она считает, что три типа направленности обусловливают выбор главных стратегий деятельности: 1) истинно педагогическая; 2) формально педагогическая; 3) ложно педагогическая. Только первая обеспечивает высокую эффективность деятельности. «Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог» .
В педагогическую направленность как высший уровень включается призвание, которое соотносится в своем развитии с потребностью к избранной деятельности. Выделяют три уровня педагогической культуры: репродуктивный; профессиональноадаптивный; профессионально-творческий.

Рис. 2. Профессиональная компетентность

К важным профессиональным качествам педагога можно отнести: владение методикой преподавания учебной дисциплины (предмета); психологическая подготовка; педагогическое мастерство и владение технологиями педагогического труда; организаторские умения и навыки; педагогический такт (концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя); педагогическая техника; владение технологиями общения и ораторского искусства; научная увлеченность; любовь к своему профессиональному труду (добросовестность и самоотверженность, радость при достижении воспитательных результатов, постоянно растущие требования к себе, к своей педагогической компетентности); высокая эрудиция; высокий уровень культуры; эргономическая подготовка; информационная культура; профессиональный потенциал; стремление постоянно повышать качество своего труда; умение поставить дидактическую и найти оптимальный путь ее достижения; изобретательность; систематическое и планомерное повышение своей профессиональной компетентности, готовность к самостоятельному разрешению любых ситуаций и др.
К личностным качествам педагога относятся: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, организованность, настойчивость, человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, справедливость, обязательность, щедрость, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная культура, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, гуманность, душевная чуткость, чувство юмора, сообразительность, выдержка и самообладание, требовательность к себе и к своим воспитанникам и др.
С учетом вышеизложенного, педагогический потенциал можно представить следующим образом (рис. 49).