Без участия Шереметева назначение Балакирева управляющим Капеллы могло и не состояться, но «автором и главным виновником » этого события сам композитор считал Тертия Ивановича Филиппова

Осуществляя протекцию М. А. Балакиреву в деле назначения его управляющим Придворной певческой капеллы, Т. И. Филиппов, безусловно, высоко оценивал его любовь к русской музыке. Он был убежден в том, что вместе с Н. А. Римским-Корсаковым они смогут осуществить главную задачу, стоявшую перед Капеллой — подготовить новую гармонизацию всего литургического репертуара, опираясь на древнерусские роспевы, что позволит преодолеть западноевропейские влияния, главенствовавшие в церковной музыке.

Имя Тертия Ивановича Филиппова - сенатора, Государственного контролера, председателя Императорского Православного Палестинского общества - известно музыкантам, прежде всего, в связи с его дружескими и творческими взаимоотношениям с членами «Могучей кучки» и, в особенности, с Модестом Петровичем Мусоргским, чьим душеприказчиком он стал после смерти композитора. Известно также, что в 1884 г. он стал организатором Песенной комиссии при Императорском русском географическом обществе, в задачи которой входило собирание и популяризация русских народных песен с напевами. В 1880-1900 гг. комиссией было организовано одиннадцать экспедиций в разные губернии России. Заметим, что в состав участников экспедиций вошел ученик и друг Балакирева Сергей Михайлович Ляпунов, который, как уже упоминалось, в 1894 г. после ухода из Придворной певческой капеллы Римского-Корсакова стал помощником управляющего. За полгода до этого, летом 1893 г., Ляпунов совершил поездку по Вятской, Вологодской и Костромской губерниям и привез оттуда множество песен, записанных в этих губерниях, дневник, в котором он описывал детали путешествия , а также снимки тех мест, где побывала экспедиция.

Тертий Иванович Филиппов не только способствовал организации фольклорных экспедиций, в которых участвовали профессиональные филологи и музыканты, но и предлагал подчиненным ему чиновникам Государственного контроля собирать народные песни во время поездок по разным губерниям для ревизий.

Организация Песенной комиссии и все деяния, связанные с ней, для Тертия Ивановича Филиппова были основаны на его собственном отношении к музыкальным корням России — народной песне и церковно-певческому искусству.

«Своим рождением, своим воспитанием неразрывно связанный с русским народом, <...> я не мог служить иным началам, кроме тех, которые запечатлены на скрижалях тысячелетней истории русского государства », — писал о себе Филиппов .

В число этих «начал» входило и народное искусство — народная песня и церковное пение, основанное на древнерусской певческой традиции.

Тертий Иванович не только знал народные песни и любил петь, но и обладал замечательной способностью собирать вокруг себя любителей пения и управлять импровизированным хоровым «коллективом». Об этом свидетельствует, например, рассказ члена Государственного совета Сергея Владимировича Маркова, записанный другим государственным чиновником — директором Департамента общих дел Министерства иностранных дел Владимиром Борисовичем Лопухиным.

«Тертий Иванович, — пишет он, — уже в должности государственного контролера, объезжал как-то контрольные учреждения по Волге. Попал в Казань. <...> с раннего утра в день, назначенный для отъезда Тертия Ивановича из Казани, он неожиданно для всех запропал. <...> Стало известно, что он спозаранку укатил на Волгу <...>. Власти вскачь полетели на берег Волги, порядочно отстоящий от города. Подъезжая, усмотрели на берегу большую толпу народа, из которой раздавалось стройное хоровое пение. Протиснулись и видят Тертия Ивановича в кругу поющих бурлаков дирижирующим их хором плавными жестами обеих рук, припевающим вполголоса собственным своим некогда богатым тенором. Оказалось, бурлаки пели не так, как следует. И Тертий Иванович тут же на волжском берегу наставлял их на правильную песню. Примкнули подошедшие грузчики. И образовался громадный импровизированный хор, поразивший слушателей стройностью исполнения » .

Свои организаторские и музыкальные способности Филиппов проявлял и в собственном учреждении, создав из своих подчиненных церковный хор, певший за богослужением в домовой церкви во имя Божией Матери Ахтырской, находившейся в здании Государственного контроля на набережной Мойки .

Как сообщается в одной из статей, посвященной Филиппову, в церкви исполнялись древнерусские песнопения, записанные «крюковой» нотацией, которую он сам расшифровывал .

Действительно ли Тертий Иванович Филиппов переводил знаменные роспевы в современную нотолинейную систему, неизвестно. Но есть свидетельства того, что он интересовался певческими книгами древнерусской традиции . Интерес Филиппова к старообрядчеству и прекрасное знание особенностей быта старообрядцев не вызывает сомнения. Как отметила С. И. Алексеева, уже в 1850‑х гг. «он создал себе репутацию "известного расколофила" » . Существует мнение, что к старообрядчеству принадлежала мать Филиппова , поэтому знание древнерусских нотаций и умение петь непосредственно «по крюкам», не переводя их на ноты, было для Тертия Ивановича делом естественным.

Отношение к старообрядчеству после церковного раскола в разные периоды времени не было одинаковым. Активная борьба, ставившая своей целью полное искоренение старой веры, сменялась периодами более мягкого отношения к ней. Но главной задачей на всех этапах сосуществования старообрядчества и православия было вовлечение раскольников в лоно официальной Церкви. Основным средством такого перехода стало единоверие, предполагавшее единение с Синодальной Церковью через поставление ею священнослужителей в единоверческие храмы и монастыри. В то же время единоверцам разрешалось сохранение некоторых древних обрядов в богослужении, совершение которого осуществлялось по старопечатным книгам. Что же касается певческих нотированных рукописей, то единоверцы, как правило, использовали старообрядческие рукописи поповского согласия, т. е. певческие книги старообрядцев, признающих священство. Эти рукописи имеют вполне определенные приметы: новоистинноречную фонетическую редакцию текстов и нотацию, имеющую не только пометы, но и признáки. Причем запись песнопений в них ориентирована на рукописи, созданные в последней четверти XVII века - уже после никоновских реформ.

Тертий Филиппов сам не был старовером (в противном случае он не смог бы столь высоко подняться по социальной лестнице) и, разумеется, как государственный чиновник не мог выступать на стороне раскольников. Однако он имел полное основание защищать права единоверия на сохранение древних традиций как явления разрешенного Синодальной Церковью. В своем докладе «О нуждах единоверия», прочитанном им в собрании С.-Петербургского Общества любителей духовного просвещения 18 января 1873 года, он настаивал на том, что отличие обрядов, сохраняющихся единоверцами, не противоречит духу православия и не может нарушить единение Церкви .

Тертий Иванович Филиппов. 1870-е гг. - Ф. 41 (М. А. Балакирев), № 1768.

Балакирев Милий Алексеевич. Положение о регентском классе Придворной певческой капеллы . Черновик рукой неуст. лица с исправлениями М. А. Балакирева — Ф. 816 (Финдейзен Н. Ф.), № 2248.

Сергей Михайлович Ляпунов в экспедиции на реке Унже в Костромской губернии. - Ф. 451 (С. М. Ляпунов), оп. 2, № 404.

Здание Государственного контроля на набережной Мойки, 76. Фотография К. Буллы.

ФИЛИППОВ ТЕРТИЙ ИВАНОВИЧ

Филиппов (Тертий Иванович, 1825 - 1899) - государственный и общественный деятель, писатель. Родился в г. Ржеве, окончил курс в Московском университете по историко-филологическому факультету и до 1856 г. состоял учителем русского языка в одной из московских гимназий. По возвращении из командировки на Дон и Азовское море для исследования нравов местного населения, Ф. был назначен чиновником особых поручений при Святейшем Синоде, преимущественно для занятия делами, касающимися восточных православных церквей и преобразования духовно-учебных заведений. В 1864 г. перешел на службу в государственный контроль, где и оставался до конца своей жизни; с 1878 г. был товарищем государственного контролера, с 1889 г. - государственным контролером. При нем улучшена отчетность об исполнении государственной росписи, образованы департамент железнодорожной отчетности, отдел того же наименования и отдел кредитной отчетности, издано "Положение о порядке хранения и уничтожения отчетности, поверяемой государственным контролем". В бытность в Москве Ф. сблизился с кружком "молодого Москвитянина" и в своих статьях, печатавшихся в "Москвитянине" и "Русской Беседе", усиленно ратовал о возвращении России "ко дням Котошихина", находя церковный строй допетровской Руси, с патриаршеством и соборами, наиболее соответствующим национальным особенностям русского народа. Вместе с тем он первый познакомил членов кружка "молодого Москвитянина" со старинными русскими песнями, которые, по свидетельству М.П. Погодина, были главной силой, вырабатывавшей и выяснявшей основное мировоззрение кружка, и один из первых показал художественное и общественное значение народных преданий песен. Своим твердо установившимся мировоззрением Ф. сильно повлиял на Островского, Аполлона Григорьева и Писемского. Одной из первых его литературных работ была речь: "О началах русского воспитания" (Москва, 1854). Из многочисленных его трудов выдаются: статья о комедии Островского "Не так живи, как хочется"; "Несколько слов о несторианах"; разбор сочинения Буслаева: "Исторические очерки русской народной словесности и искусства" (в "Библиотеке для Чтения", 1861, ¦ 4); "Замечания о 6-й главе цензурного устава" (в "Духе Христианина", 1862, ¦ 9 и 10); "Вселенский патриарх Григорий VI и греко-болгарская распря" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1870, ¦ 2 и 3); "Решение греко-болгарского вопроса" ("Русский Вестник", 1870, ¦ 6); "Определение Константинопольского собора по вопросу о болгарском экзархате" ("Гражданин", 1872, ¦ 23 - 28); "Воспоминание о графе А.П. Толстом" (ib., 1874, ¦ 4); некролог А.П. Горского ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1875, ¦ 11); "Современные церковные вопросы" (Санкт-Петербург, 1882, 2 часть); "Записки о народных училищах" (Санкт-Петербург, 1882); "Краткое сказание о житии и подвигах святых Кирилла и Мефодия, просветителей славянских" (Санкт-Петербург, 1885); "О преподавании церковно-славянского языка в средних учебных заведениях" (Санкт-Петербург, 1887); "Сборник Т. Филиппова" (Санкт-Петербург, 1896; здесь собраны очень многие статьи его) и "Три замечательных старца" (Санкт-Петербург, 1899). Как член географического общества, Ф. был инициатором образования при нем особой песенной комиссии (1884), которой он исходатайствовал средства для снаряжения экспедиции с целью собирания русских песен с напевами. Ср. А.И. Фаресов "Тертий Иванович Ф." (Санкт-Петербург, 1900); А.В. Васильев "Памяти Т.И. Филиппова" (Санкт-Петербург, 1901); "Т.И. Филиппов" ("Наблюдатель", 1900, ¦ 1); ст. Летописца в "Slovansky prehled" (1900, 5 февраля); некрологи в "Ekklesiastike Aletheya (греч.)", "Le Moniteur Oriental" и многие другие.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФИЛИППОВ ТЕРТИЙ ИВАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФИЛИППОВ, ТЕРТИЙ ИВАНОВИЧ
    (1825?1899) ? государственный и общественный деятель, писатель. Родился в г. Ржеве, окончил курс в Московском университете по историко-филологическому факультету и …
  • ФИЛИППОВ ТЕРТИЙ ИВАНОВИЧ
    (1825—1899) — государственный и общественный деятель, писатель. Родился в г. Ржеве, окончил курс в Моск. университете по историко-филологическому факультету и …
  • ФИЛИППОВ в Словаре русских фамилий:
    Отчество от церковного мужского имени Филипп (др.-греч. philippos — “любитель …
  • ТЕРТИЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (третий; Рим 16:22) - по преданию, один из 70-ти апостолов. Коринфский Христианин, переписывавший послание ап. Павла к Римлянам. После Сосипатра …
  • ИВАНОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Корнелий Агафонович (1901-82), педагог, д.ч. АПН СССР (1968), д-р педагогических наук и профессор (1944), специалист по сельскохозяйственному образованию. Был учителем …
  • ТЕРТИЙ
    (Терентий) (1 в.) апостол от 70-ти, ученик апостола Павла, записавший его Послание к Римлянам (Послание к Римлянам 16:22); епископ Иконийский …
  • ИВАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. жил …
  • ТЕРТИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Римл. XVI, 22) — по преданию, один из семидесяти апостолов, коринфский христианин, переписывавший послание апостола Павла к Римлянам. После Сосипатра …
  • ФИЛИППОВ
    ФИЛ́ИППОВ Сер. Ник. (1912-90), актёр, нар. арт. РСФСР (1974). В 1935-65 в Ленингр. т-ре комедии. Яркий комедийный актёр, в игре …
  • ФИЛИППОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФИЛ́ИППОВ Пав. Ник. (1825-55), обществ. деятель, во 2-й пол. 1840-х гг. чл. кружка петрашевцев. Инициатор создания обличит. лит-ры для рев. …
  • ФИЛИППОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФИЛ́ИППОВ Мих. Мих. (1858-1903), рус. писатель, учёный, журналист. Тр. по естествознанию, философии, ром. "Осаждённый Севастополь" (1889). Издавал ж. "Науч. обозрение" …
  • ФИЛИППОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФИЛ́ИППОВ Ген. Ал. (р. 1932), учёный в области энергетич. маш-ния, акад. РАН (2000). Тр. по газодинамике двухфазных сред, созданию паровых …
  • ФИЛИППОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФИЛ́ИППОВ Вас. Вас. (р. 1951), учёный в области строит. механики, ч.-к. РАН (1997). Осн. тр. по надёжности и долговечности металлич. …
  • ИВАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АНОВИЧ (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), рум. музыкант, дирижёр воен. оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. …
  • ТЕРТИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Римл. XVI, 22) ? по преданию, один из семидесяти апостолов, коринфский христианин, переписывавший послание апостола Павла к Римлянам. После Сосипатра …
  • ТЕРТИЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ТЕРТИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • ТЕРТИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Тертий, (Тертиевич, …
  • ФИЛИППОВ
    Геннадий Алексеевич (р. 1932), российский ученый, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1987). Труды по газодинамике двухфазовых сред, созданию …
  • ТЕРТИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Терентий) (1 в.), апостол от 70-ти, ученик апостола Павла, записавший его Послание к Римлянам (Послание к Римлянам 16:22); епископ Иконийский …
  • ИВАНОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса «Дунайские волны» (1880). В 90-х гг. …
  • ФИЛИППОВ СЕРГЕЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей Филиппов, священник. Сергей Филиппов родился в семье священника Космо-Дамианской церкви на старинном погосте Гвоздня. …
  • ФИЛИППОВ НИКИТА АФАНАСЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филиппов Никита Афанасьевич (1743 - 1824), протоиерей. Родился в 1743 году в городе …
  • ФИЛИППОВ МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филиппов Михаил Афанасьевич (XIX), дьячок. Родился в городе Коломне в семье священника Афанасия …
  • ФИЛИППОВ АФАНАСИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филиппов Афанасий (XVIII), священник. Его имя упоминается в архивных городских документах с 1751 …
  • ФИЛИППОВ АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филиппов Александр Афанасьевич (+ 1816), протопресвитер. Родился в городе Коломне в семье священника Афанасия …
  • ТЕРТИЙ, АПОСТОЛ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тертий (Терентий) (лат. Tertius), епископ Иконийский, один из семидесяти апостолов, священномученик. Память 4 января …
  • ТЕРТИЙ ИКОНИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
  • ГОЛОЩАПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голощапов Сергей Иванович (1882 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 6 декабря, в …
  • ФИЛИППОВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ
    Филиппов (Федор Яковлевич, 1811 - 1875) - врач. Окончил в 1836 г. курс в санкт-петербургской медико-хирургической академии. Состоял инспектором врачебной …
  • ФИЛИППОВ СЕРГЕЙ НИКИТИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Филиппов (Сергей Никитич) - писатель, родился в 1863 г. Образование получил в Москве. С 1886 г. принимал ближайшее участие в …
  • ФИЛИППОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Филиппов (Михаил Михайлович) - писатель, сын предыдущего; родился в 1858 г. Образование получил на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета и на …
  • ФИЛИППОВ МИХАИЛ АВРААМОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Филиппов (Михаил Авраамович, 1828 - 1886) - юрист и публицист. Учился в Ришельевском лицее и на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. …
  • ФИЛИППОВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Филиппов (Константин Николаевич, 1830 - 1878) - живописец-баталист, изображавший также и жанровые сюжеты. Учась в Императорской Академии Художеств с 1850 …
  • ФИЛИППОВ ИВАН ФИЛИППОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Филиппов (Иван Филиппович) - раскольнический писатель, родился в 1655 г., в Олонецком крае. В 1714 г. поступил в Выговскую пустынь …
  • ФИЛИППОВ ДАНИЛО в Краткой биографической энциклопедии:
    Филиппов (Данило) - первый организатор хлыстовской секты; был, как полагают, крестьянин Юрьевецкого уезда, отданный в солдаты, но потом бежавший из …
  • ФИЛИППОВ АЛЕКСАНДР НИКИТИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Филиппов (Александр Никитич) - юрист; родился в 1853 г., образование получил в Московском университете, позже изучал историю права и государственное …
  • БОРНОВОЛОКОВ ТЕРТИЙ СТЕПАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1764-1813) российский естествоиспытатель, химик-технолог и геолог, член-корреспондент Петербургской АН (1806). Основные труды по изучению полезных ископаемых. Участник кругосветного плавания на …
  • ФИЛИППОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ
    Михаил Михайлович , русский учёный-энциклопедист, философ-позитивист, писатель, журналист. Учился …
  • МЕНДЕЛЕЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дмитрий Иванович , русский химик, открывший периодический закон химических элементов, разносторонний учёный, педагог и общественный деятель. …
  • БАХТИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    родился 3 янв. 1796 в Туле. Отец его (см. Бахтин И. И.), человек умный, образованный, высокой честности, но наделенный страстной, …
  • БАХТИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? родился 3 янв. 1796 в Туле. Отец его (см. Бахтин И. И.), человек умный, образованный, высокой честности, но наделенный …
  • ТЕРЕНТИЙ, АПОСТОЛ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. ТЕРТИЙ, АПОСТОЛ ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь | …
  • ТЕРЕНТИЙ ИКОНИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Тертий, апостол ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь | …
  • РИМ 16 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Послание к Римлянам. Глава 16 Главы: 1 2 3 4 …

Тертий Иванович Филиппов

Филиппов Тертий Иванович (1825-1899) – товарищ государственного контролера (1878-1889), сенатор (1883-1899), государственный контролер (1889-1899), член комитета финансов (1889).

+ + +

Филиппов Тертий Иванович (24.12.1825-30.11.1899), государственный деятель, публицист славянофильского направления, светский богослов, собиратель русского песенного фольклора.

Родился в Ржеве. По некоторым данным был незаконнорожденным сыном ржевского почтмейстера. Учился в тверском духовном училище, затем закончил историко-филологический факультет Московского университета. С 1848 по 1856 преподавал русскую словесность в 1-й Московской гимназии. За годы своего учительства сблизился с кружком славянофилов. Принимал деятельное участие в издании славянофильских журналов «Москвитянин», «Московский сборник» и «Русская беседа». Статьи Филиппова были в основном посвящены Русской церкви в допетровский период ее истории. По мнению Филиппова, церковные Соборы и патриаршество делали Церковь живой действенной духовной силой, обеспечивающей симфонию властей. Такой строй Церкви наиболее соответствовал национальным особенностям русского народа. Хотя Филиппов не касался современных проблем, фактически в этих статьях он критиковал синодальное устройство Церкви, превращенной в часть госаппарата.

В 1856 как специалиста по фольклору Морское министерство командировало его на Дон и Азовское море для исследования быта, нравов и обычаев местного населения. Подобное поручение от моряков было не случайно: после поражения в крымской войне России было запрещено иметь на Черном море военный флот. Однако русское морское командование было готово в случае необходимости быстро вооружить торговые суда и мобилизовать жителей черноморских губерний в возрождающийся флот. Подобное поручение пришлось по вкусу Филиппову, можно было изучать фольклор и при этом служить Отечеству. С поручением он справился блестяще, и его рекомендации были использованы при воссоздании Черноморского флота в 1870. Позднее Филиппов стал чиновником по особым поручениям при обер-прокуроре Св. Синода гр. Д. А. Толстом , занимаясь делами восточных Церквей и духовно-учебными заведениями. В этом качестве Филиппов принял участие в решении ряда церковных вопросов. Занимаясь делами восточно-христианских Церквей, Филиппов не только оказывал большую помощь балканским и ближневосточным православным, но и установил контакты с дохалкидонскими восточными Церквями, существовавшими в крайнем угнетении в Османской империи и Персии. Книга Филиппова «Несколько слов о несторианах» стала одним их первых не только в русской, но и в мировой научной литературе описаний религиозной и социальной жизни последних последователей учения Нестория.

В 1864 Филиппов перешел на службу в Государственный контроль, в котором прослужил до конца своих дней. Государственным контролем называлось существовавшее с 1810 ревизионное ведомство, проверявшее финансовую отчетность учреждений империи, разрабатывавшее и утверждавшее годовой бюджет. С 1878 Филиппов состоял товарищем (т. е. заместителем) государственного контролера, с 1883 стал сенатором и в 1889 - государственным контролером. Понятно, что занимать такую должность должен человек с организаторскими способностями, знаток всей бухгалтерии и, самое главное, неподкупный. Филиппов полностью отвечал этим требованиям. Чиновники прозвали своего начальника «Тертым», переделав так его имя, поскольку никто не мог провести Филиппова. Однако деятельность высокопоставленного чиновника не была единственной в его жизни. Несмотря на занятость на службе, Филиппов много печатался в различных изданиях национального направления, в частности в «Русском вестнике» М. Н. Каткова , в «Гражданине» кн. В. П. Мещерского , был одним из основателей журнала «Русская беседа». Филиппов оказал большое влияние на мировоззрение А. Н. Островского , Ап. Григорьева и др. писателей. Прекрасный знаток греческого языка и творений Отцов Церкви, Филиппов справедливо имел репутацию авторитетного светского богослова. Помимо текущих проблем Русской церкви, много занимался старообрядчеством. Как исследователь фольклора и чиновник экономического ведомства, видел, что старообрядцы сохранили в своем быту исконные русские традиции и при этом оказались умелыми промышленниками, обеспечив не только благосостояние своей общине, но и в значительной мере способствовали индустриальному подъему России.

Филиппов всячески защищал старообрядцев, выступая за полную отмену всех существующих для них ограничений. Для решения многих актуальных вопросов жизни Церкви и для примирения со старообрядцами предлагал созвать Вселенский Собор. По мысли Филиппова, Собор должен был снять клятвы на старообрядцев 1667 и придать новый импульс русскому и вселенскому Православию. Однако его инициатива не вызвала энтузиазма ни в Св. Синоде, глава которого К. П. Победоносцев опасался превращения Вселенского Собора в чисто политическое мероприятие, ни у иерархов Восточных церквей. Понимая всю сложность и проблематичность созыва Вселенского Собора, Филиппов осторожно, в иносказательных выражениях высказывал мысль о созыве Поместного Собора Русской церкви и о восстановлении патриаршества. Но и это звучало чуть ли не революционно для синодальных чиновников. У священноначалия предложение Филиппова не вызвало никаких практических действий. Истинное призвание Филиппов нашел в собирании русских народных песен. Он не только старательно записывал русские народные песни, расшифровывал «крюковую» нотную запись старинных песен, но и много сделал для популяризации песенного фольклора среди просвещенного слоя общества. Став членом Русского Географического общества, Филиппов создал в 1884 при нем специальную песенную комиссию для снаряжения экспедиций с целью собирания народных песен.

Лебедев С. В.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа .

Покровский П.П. о Филиппове

О каждом государственном контролере ходили свои рассказы. Особенно много их было о Тертии Ивановиче Филиппове, который даже умер в служебном кабинете государственного контролера. Он построил и украсил в дивном стиле шатра церковь в Контроле. При нем создался хор этой церкви. В его столовой происходило пение старинных русских песен. Конечно, благодаря таким условиям создавался известный непотизм: много служащих было либо в родственных, либо в личных отношениях, кто - к Т.И. Филиппову, кто - к П.А. Харитонову. Я помню выражение Филиппова о каком-то неудачнике: «Наконец он нашел приют в Государственном контроле». Я этим вовсе не хочу бросить тени на состав служащих...

Использованы материалы издания: Покровский Н.Н. Последний в Мариинском дворце: воспоминания министра иностранных дел. М., 2015, с. 133.

Сочинения:

О началах русского воспитания. М., 1854;

Современные церковные вопросы. СПб., 1882;

Сборник Тертия Филиппова. СПб., 1896.

Литература:

Васильев А. В. Памяти Тертия Филиппова. СПб. 1901;

Фаресов А. И. Тертий Иванович Филиппов. СПб., 1900.

Филиппов (Тертий Иванович, 1825 - 1899) - государственный и общественный деятель, писатель. Родился в г. Ржеве, окончил курс в Московском университете по историко-филологическому факультету и до 1856 г. состоял учителем русского языка в одной из московских гимназий. По возвращении из командировки на Дон и Азовское море для исследования нравов местного населения, Ф. был назначен чиновником особых поручений при Святейшем Синоде, преимущественно для занятия делами, касающимися восточных православных церквей и преобразования духовно-учебных заведений. В 1864 г. перешел на службу в государственный контроль, где и оставался до конца своей жизни; с 1878 г. был товарищем государственного контролера, с 1889 г. - государственным контролером. При нем улучшена отчетность об исполнении государственной росписи, образованы департамент железнодорожной отчетности, отдел того же наименования и отдел кредитной отчетности, издано "Положение о порядке хранения и уничтожения отчетности, поверяемой государственным контролем". В бытность в Москве Ф. сблизился с кружком "молодого Москвитянина" и в своих статьях, печатавшихся в "Москвитянине" и "Русской Беседе", усиленно ратовал о возвращении России "ко дням Котошихина", находя церковный строй допетровской Руси, с патриаршеством и соборами, наиболее соответствующим национальным особенностям русского народа. Вместе с тем он первый познакомил членов кружка "молодого Москвитянина" со старинными русскими песнями, которые, по свидетельству М.П. Погодина, были главной силой, вырабатывавшей и выяснявшей основное мировоззрение кружка, и один из первых показал художественное и общественное значение народных преданий песен. Своим твердо установившимся мировоззрением Ф. сильно повлиял на Островского, Аполлона Григорьева и Писемского. Одной из первых его литературных работ была речь: "О началах русского воспитания" (Москва, 1854). Из многочисленных его трудов выдаются: статья о комедии Островского "Не так живи, как хочется"; "Несколько слов о несторианах"; разбор сочинения Буслаева: "Исторические очерки русской народной словесности и искусства" (в "Библиотеке для Чтения", 1861, № 4); "Замечания о 6-й главе цензурного устава" (в "Духе Христианина", 1862, № 9 и 10); "Вселенский патриарх Григорий VI и греко-болгарская распря" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1870, № 2 и 3); "Решение греко-болгарского вопроса" ("Русский Вестник", 1870, № 6); "Определение Константинопольского собора по вопросу о болгарском экзархате" ("Гражданин", 1872, № 23 - 28); "Воспоминание о графе А.П. Толстом" (ib., 1874, № 4); некролог А.П. Горского ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1875, № 11); "Современные церковные вопросы" (Санкт-Петербург, 1882, 2 часть); "Записки о народных училищах" (Санкт-Петербург, 1882); "Краткое сказание о житии и подвигах святых Кирилла и Мефодия, просветителей славянских" (Санкт-Петербург, 1885); "О преподавании церковно-славянского языка в средних учебных заведениях" (Санкт-Петербург, 1887); "Сборник Т. Филиппова" (Санкт-Петербург, 1896; здесь собраны очень многие статьи его) и "Три замечательных старца" (Санкт-Петербург, 1899). Как член географического общества, Ф. был инициатором образования при нем особой песенной комиссии (1884), которой он исходатайствовал средства для снаряжения экспедиции с целью собирания русских песен с напевами. Ср. А.И. Фаресов "Тертий Иванович Ф." (Санкт-Петербург, 1900); А.В. Васильев "Памяти Т.И. Филиппова" (Санкт-Петербург, 1901); "Т.И. Филиппов" ("Наблюдатель", 1900, № 1); ст. Летописца в "Slovansky prehled" (1900, 5 февраля); некрологи в "Ekklesiastike Aletheya (греч.)", "Le Moniteur Oriental" и многие другие.

  • - За хлебными / карточками / стоят лесорубы. / Много дела, / мало / горя им, / фунт / - целый! - / первой категории. / Рубят, / липовый / чай / выкушав. / - Мы / не Филипповы, / мы - / привыкши...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - писец Павла, к-рому апостол продиктовал свое Послание к Римлянам...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - Павел Николаевич - петрашевец. Из дворян. Студент Петерб. ун-та. Посещал кружки М. В. Петрашевского и С. Ф. Дурова. Был инициатором создания обличительной лит-ры для революц...

    Советская историческая энциклопедия

  • - юрист, ред. "Журн. гражд. и угол. права", † 1880...
  • - пров., дух. пис., † 9 апр. 1875 в Москве...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - игум. Андреевск...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Филиппов - первый организатор хлыстовской секты; был, как полагают, крестьянин Юрьевецкого уезда, отданный в солдаты, но потом бежавший из военной службы...

    Биографический словарь

  • - Тертий Иванович, Ржев - 30 XI 1899, Петербург) - рус муз.-обществ. деятель, собиратель, исполнитель, знаток и пропагандист рус. нар. песен, писатель...

    Музыкальная энциклопедия

  • - по преданию, один из семидесяти апостолов, коринфский христианин, переписывавший послание апостола Павла к Римлянам. После Сосипатра Т. был вторым епископом в Иконии, где и скончался мученически...
  • - первый организатор хлыстовской секты; был, как полагают, крестьянин Юрьевецкого уезда, отданный в солдаты, но потом бежавший из военной службы...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - государственный и общественный деятель, писатель...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Фили́ппов Владимир Александрович, советский театровед, критик, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР. Окончил Московский университет. Творческую деятельность начал в 1909...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский естествоиспытатель, химик-технолог и геолог, член-корреспондент Петербургской АН. Основные труды по изучению полезных ископаемых...
  • - апостол от 70-ти, ученик апостола Павла, записавший его Послание к Римлянам; епископ Иконийский, священномученик...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Т"...

    Русский орфографический словарь

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 имя...

    Словарь синонимов

"Филиппов Тертий Иванович" в книгах

Сергей Филиппов

Из книги Есть только миг автора Анофриев Олег

Сергей Филиппов Это было в Касимове на Оке, в обыкновенном русском городе с небольшим татарским привкусом.Сколько же звезд спустилось с неба на этот маленький кусочек российской земли во время съемок фильма «Инкогнито из Петербурга»!Я вспомнил название фильма и только

Б.М. Филиппов

Из книги автора

Б.М. Филиппов Появился в Москве, приехав из Ленинграда, новый для нас человек – Б.М. Филиппов. Это шли уже 30-е годы. В Пименовском переулке с незапамятных пор, может быть с начала века, существовал «Кружок друзей искусства», помещавшийся в подвале. Об этом подвале можно

ФИЛИППОВ СЕРГЕЙ

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

ФИЛИППОВ СЕРГЕЙ ФИЛИППОВ СЕРГЕЙ (актер театра, кино: «Музыкальная история», «Яков Свердлов» (оба – 1940), «Приключения Корзинкиной» (1941), «Новые похождения Швейка» (1943), «Здравствуй, Москва!» (1946), «Беспокойное хозяйство» (1946), «Золушка» (1947), «Кортик» (1954), «Укротительница

Сергей ФИЛИППОВ

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации, 1934-1961 автора Раззаков Федор

Сергей ФИЛИППОВ Сергей Филиппов родился 24 июня 1912 года в Саратове. Его отец - Николай Георгиевич - работал на заводе слесарем, был необыкновенно силен (запросто гнул руками подковы и рубли), считался мастером «золотые руки». На средства владельца завода он в течение

Сергей ФИЛИППОВ

Из книги Нежность автора Раззаков Федор

Сергей ФИЛИППОВ В молодости Филиппов сильно страдал из-за своей нестандартной внешности: у него был слишком высокий рост и непропорциональные черты лица. Девушки на него не заглядывались, предпочитая более симпатичных и спортивных молодых людей. Однако после того как в

ФИЛИППОВ Роман

автора Раззаков Федор

ФИЛИППОВ Роман ФИЛИППОВ Роман (актер театра, кино: «Зеленый фургон» (1959; Федя Бык), «Девчата» (1962; Вася Зайцев), «Три толстяка» (бунтовщик Просперо), «Город мастеров» (оба – 1966), «Бриллиантовая рука» (1969; Евгений Николаевич Лодыженский из Магадана), «Джентльмены удачи»

ФИЛИППОВ Сергей

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

ФИЛИППОВ Сергей ФИЛИППОВ Сергей (актер театра, кино: «Волочаевские дни» (1937; партизан), «Выборгская сторона» (1939; погромщик винных погребов), «Яков Свердлов» (1940; матрос-анархист), «Музыкальная история» (завклубом), «Приключения Корзинкиной» (чтец) (оба – 1941), «Новые

Сергей ФИЛИППОВ

Из книги Свет погасших звезд. Они ушли в этот день автора Раззаков Федор

Сергей ФИЛИППОВ В свое время славе Сергея Филиппова завидовали многие его коллеги. Ведь этот актер, имея за своими плечами всего лишь одну (!) главную роль в кино и десятки эпизодических, был настолько популярен, что пройти с ним рядом по улице было невозможно – тут же

ТЕРТИЙ, ДРУГ МОДЕСТА

Из книги Улица Марата и окрестности автора Шерих Дмитрий Юрьевич

ТЕРТИЙ, ДРУГ МОДЕСТА Но мы уже забежали в советские времена, а ведь в дореволюционной биографии дома есть еще одна страничка, которую нельзя обойти вниманием. В 1870-е годы здесь поселился широко известный в Петербурге чиновник Тертий Иванович Филиппов. О том, как выглядела

Филиппов, Б. К.

автора Щеголев Павел Елисеевич

Филиппов, Б. К. ФИЛИППОВ, Бор. Конст. (1884), надв. сов., двор., уч. правов., с 1905 по суд. вед., 1909 тов. прок. Ковенск., а 1911-1917 Виленск. окр. суда. II,

Филиппов, В. Г.

Из книги Падение царского режима. Том 7 автора Щеголев Павел Елисеевич

Филиппов, В. Г. ФИЛИППОВ, Влад. Гавр. (1864), д. ст. сов., нач. Спб. сыскн. полиции (1904-1915). IV, 376,

Тертий Иванович Филиппов. Дарья Михайловна Леонова. Модест Петрович Мусоргский

Из книги автора

Тертий Иванович Филиппов. Дарья Михайловна Леонова. Модест Петрович Мусоргский В XIX веке в Петербурге вокруг видного общественного деятеля Т.И.Филиппова сгруппировались талантливые музыканты, среди которых были и его земляки из Тверской губернии: певица Д.М.Леонова,

Филипп ФИЛИППОВ [email protected], [email protected] УВАЖАТЬ РУССКОЕ СЛОВО! Виртуальная беседа корреспондента “ДЛ” с создателем сайта “Филиппов-Град”

Из книги Газета День Литературы # 95 (2004 7) автора День Литературы Газета

Филипп ФИЛИППОВ [email protected], [email protected] УВАЖАТЬ РУССКОЕ СЛОВО! Виртуальная беседа корреспондента “ДЛ” с создателем сайта “Филиппов-Град” Перед вами - второй выпуск полосы "Сеть и тени", посвященной новым формам "сетевой литературы" (первый - "ДЛ", 2003, №11). К

Святой Тертий

Из книги Жития Святых Славных и Всехвальных Апостолов автора Филимонова Л. В.

Святой Тертий Святой апостол Тертий, один от семидесяти апостолов, был одним из ближайших учеников и сотрудников святого апостола Павла. Трудясь и подвизаясь на ниве евангельской под непосредственным руководством великого апостола языков, он в то же время исполнял и

Тертий

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Тертий Очевидно, обычно Павел использовал секретаря, чтобы тот записывал его слова. Это можно вывести из того факта, что в конце некоторых посланий Павел специально упоминает, что его личная подпись поставлена его собственной рукой, как знак подлинности послания. Поэтому

Тертий Иванович Филиппов (24 декабря 1825 (5 января 1826), Ржев - 30 ноября (12 декабря) 1899, Санкт-Петербург) - российский государственный деятель, сенатор (с 1 января 1883 года), действительный тайный советник (с 9 апреля 1889 года), Государственный контролёр (с 26 июля 1889 до 30 ноября 1899 года).

Кроме того, Тертий Филиппов был известен как публицист, православный богослов и собиратель русского песенного фольклора.

Биография

Сын провизора, содержателя Ржевской вольной аптеки, Тертий Филиппов в 1837-1844 годах учился в Тверской гимназии. В 1848 году он окончил историко-филологический факультет Московского университета в звании кандидата.

С 1848 по 1856 год Тертий Филиппов преподавал русскую словесность в 1-й Московской гимназии; сблизился с кружком славянофилов. Принимал участие в издании славянофильских журналов «Москвитянин», «Московский сборник» и «Русская беседа»; его статьи были в основном посвящены истории Русской церкви допетровского периода. Его идея: Соборы и патриаршество делали Церковь живой действенной духовной силой, обеспечивающей симфонию властей.

В 1856 году в жизни Филиппова наступил довольно резкий поворот. Глубокое знание греческого языка, богословских наук и церковного права определило для Филиппова возможность новой карьеры, обратив на него внимание обер-прокурора Святейшего Синода А. П. Толстого. По возвращении он получил назначение чиновником особых поручений при Святейшем Синоде, преимущественно для занятия делами, касающимися восточных православных Церквей и преобразований, проходивших в духовно-учебных заведениях России. В апреле 1860 года Тертий Иванович был назначен делопроизводителем «Комитета о преобразовании духовно-учебных заведений».

В 1864 году в его карьере наступила последняя перемена: он перешёл на службу в Государственный контроль, где и оставался до самого конца своей жизни; спустя четырнадцать лет службы, в 1878 году он занял место второго человека в ведомстве. С самого момента назначения на пост Государственного контролёра Дмитрия Мартыновича Сольского, Филиппов почти двенадцать лет бессменно занимал место товарища государственного контролёра, а после того, как в 1889 году Солького разбил апоплексический удар, занял место Государственного контролёра. Назначение Филиппова, впрочем, произошло совсем не просто, и случилось после глухой, но довольно упорной борьбы в правящих кругах. Категорически против назначения Филиппова, например, выступал Константин Победоносцев и его неудача стала для многих свидетельством резкого падения влияния ещё недавно всемогущего обер-прокурора Святейшего Синода.

Характеризуя Тертия Филиппова на посту министра, С. Ю. Витте в своих мемуарах писал:

Тертий Иванович был церковник: он занимался церковными вопросами и вопросами литературными, но литературными только определённого оттенка, вопросами чисто мистического направления. Он был человек неглупый, но как государственный контролёр и вообще как государственный деятель он был совершенно второстепенным. Т. И. Филиппов собственно не занимался теми делами, которыми он должен был заниматься, то есть контролем над всеми государственными, экономическими и хозяйственными функциями. Перевели его в государственный контроль потому, что он в своей деятельности проявлял русское национальное направление… Тертий Иванович, конечно, был по своим талантам, способностям и образованию гораздо ниже Победоносцева; они друг друга не любили и расходились во всём… Т. И. Филиппов относился к К. П. Победоносцеву довольно злобно, а Победоносцев относился к Филиппову довольно презрительно.

Витте С. Ю. 1849-1894: Детство. Царствования Александра II и Александра III, глава 15 // Воспоминания. - М.: Соцэкгиз, 1960. - Т. 1. - С. 307. - 75 000 экз.

Несмотря на то, что Сергей Витте считал Филиппова недостаточно компетентным в делах контроля, под его руководством ведомство время от времени пресекало злоупотребления различных должностных лиц. Наиболее известен был случай с отстранением в конце 1894 года с поста министра путей сообщения Аполлона Кривошеина. Кроме того, во время руководства Тертия Филиппова и сфера ведомственных полномочий Государственного контроля понемногу продолжала возрастать. Также при Тертии Филиппове была улучшена отчётность об исполнении государственной росписи, а также издано «Положение о порядке хранения и уничтожения отчётности, проверяемой Государственным контролем».