ТЕМА РОДИНЫ В ЛИРИКЕ ЛЕРМОНТОВА

1. Вступление.

Тема патриотизма — одна из основных в лирике М. Ю. Лермонтова.

2. Основная часть.

2.1 « Бородино» .

2.2 «Смерть Поэта».

2.3 «Родина».

3. Заключение.

Россия народная.

Когда же на Руси бесплодной,

Расставшись с ложной мишурой,

Мысль обретёт язык простой

Лермонтов Любовь к Родине естественна для любого человека. Мы скучаем вдали от родных мест, переживаем трудные времена вместе со своей страной, гордимся славным историческим прошлым своего Отечества. Патриотическая тема — одна из ведущих тем в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова.

Стихотворение «Бородино» было одним из первых произведений поэта, в котором воплотились его мысли и чувства о Родине. Просто, искренне, без напыщенности и хвастовства звучит рассказ рядового солдата о Бородинском сражении. Лермонтов передаёт настроение русских бойцов перед сражением, их любовь к своему Отечеству и решимость умереть за него, высокий героизм. В уста полковника вложены слова, которые не раз повторяли потом многие советские воины последующих эпох: «Ребята! не Москва ль за нами умрём те ж под Москвой,

Как паши братья умирали»

Жизнь современной России никогда не оставляла поэта равнодушным и всегда находила отклик в его творчестве. Наиболее яркие и злободневные стихотворения Лермонтова становились заметным явлением в жизни русского общества. Вспомнить хотя бы произведение, посвященное трагической гибели А. С. Пушкина.

В стихотворении «Смерть Поэта» звучит не только гражданское негодование, но и явный протест против николаевской действительности, в которой гибнут самые талантливые люди России. Лермонтов обвинял высший свет и высокопоставленных чиновников, погубивших «свободный, смелый дар» Пушкина. «Люблю отчизну я, но странною любовью — восклицает Лермонтов в стихотворении « Родина».

В нём поэт создал великолепные картины русской природы: холодное молчание степей, «лесов безбрежных колыханье», подобные морям разливы рек. Степи, леса и моря — такие пейзажи характерны для русского фольклора, когда речь идёт об описании Родины. Затем поэт приводит нас в деревню, и перед читателями предстаёт картина жизни простых русских людей. Лермонтову близка и понятна эта жизнь:
>

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

Н а пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Отношение Лермонтова к России всегда носило противоречивый характер. Поэт нежно любил русскую природу, народ, прославлял славное историческое прошлое страны. Но он видел Россию и с другой стороны: видел деспотическую и жестокую власть, подавляющую любое проявление свободной мысли. Вот почему поэт любит свою отчизну «странною любовью».

Лермонтов сам называет чуждые ему формы патриотизма: его не интересует «слава, купленная кровью ». Он любит Россию народную, крестьянскую: соломенные крыши, печальные деревни. В этом стихотворении патриотическая тема носит лирический характер. «Родина» — одно из последних стихотворений Лермонтова, поэтому оно воспринимается как итоговое, обобщающее произведение.

Михаил Юрьевич Лермонтов в своих произведениях неоднократно обращался к теме Родины. А точнее, тема Родины была одной из ведущих тем творчества этого великого русского поэта. Патриотическая лирика занимала прочное место в сознании Лермонтова. По его мнению, отношение к Родине определяет положение и человека, и поэта. Поэт горячо любил Россию, ее атмосферу и обычаи. Но вот что удивительно. Лермонтов необычайно нежно отзывался о русской природе, о русских традициях и о простом русском народе. И в то же время он питал глубокую неприязнь к светскому обществу, его притворству и фальши. Лермонтов, продолжая развивать традиции Пушкина и Радищева, мечтает увидеть страну свободной и цветущей, без произвола и беззакония. А народ - сильным и могучим! Этим и объясняется некая двоякость его стихотворений, посвященных Отчизне. Так, в стихотворении «Прощай, немытая Россия» он критикует действительность и эту «страну рабов, страну господ», в нем звучит ненависть, сарказм, сатирическое обличение господствующих классов. Ему, вольному человеку, трудно находиться под постоянным надзором властей. И поэт ненавидит эту безропотную и покорную Россию. В 1837 году Лермонтов пишет свое знаменито «Бородино». Это стихотворение - первое воплощение мыслей и чувств, живущих в душе поэта-патриота. Оно проникнуто гордостью за свой народ, за его силу и мужество:
Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!...
В этом стихотворении Лермонтов выразил свою любовь к подлинной России, к России-Отчизне.
Одним из лучших образцов патриотической лирики поэта, своеобразным итогом многолетних раздумий является стихотворение «Родина». Тема стихотворения определена своим названием «Родина». Это уже не Россия в «голубых мундирах», покорная и зависимая. Это страна русского народа, отчизна поэта. Поэт называет свою любовь «странной»:
Люблю Отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверяя покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю - за что не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям...
Эта любовь не похожа на казенный патриотизм правящих классов. Она слагается из горячей любви поэта к русскому народу и русской природе, неповторимой и уникальной. Стихотворение воссоздает прекрасные пейзажи, зарисовки из жизни простого человека: «Разливы рек ее, подобные морям», «степей холодное молчанье», «лесов безбрежных колыханье», «И на холме средь желтой нивы / Чету белеющих берез». Лирический герой Лермонтова счастлив видеть все это. Далее мысль поэта обращается к народу. Показывая жизнь деревни, деятельность простых людей Лермонтов более полно и многогранно раскрывает образ России.
И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень.
Поэту, выросшему в деревне, близка и понятна жизнь крестьянина, дорого все, что с ним связано:
С отрадой многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, Срезными ставнями окно.
Лирический герой рад нам показать «полное гумно», признак крестьянского благополучия, какие-то простые предметы быта. Все это складывается в образ родного края, своей «малой родины». Перед читателем предстает народ в будни и праздники:
И в праздник, вечером росистым Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков.
Стихотворение вначале написано шестистопным и пятистопным ямбом, затем - четырехстопным. Разнообразна и рифмовка - чередующаяся, охватывающая и парная рифма. Лексика стихотворения от литературно-книжной («слава, купленная кровью») сменяется на простую разговорную речь («дымок жнивы», «говор пьяных мужичков»). Лермонтов выступает в «Родине» поэтом-реалистом. Это высоко оценил Добролюбов, который писал, что «Лермонтов обладал, конечно, талантом и, умевший рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе». Поэт был выше предрассудков патриотизма и истинно понимал любовь к Отечеству. Это удивительное стихотворение «Родина» говорит о повороте в творчестве Лермонтова, о заинтересованности поэта социальными проблемами.
Другое замечательное стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива...» продолжает тему любви к Отечеству. Именно родная природа способна дать истерзанной душе вдохновение, наполнить человека новыми силами:
Тогда смиряется души моей тревога. Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога!...
Любовь к Родине не рождается вместе с человеком, она не заложена в генетическом смысле. Ее надо воспитывать и «взращивать» в себе. Но, наверное, как бы ни сложилась жизнь, каждому из нас будет не хватать своей Родины, своей «малой Родины». Не хватать русской природы, знакомых мест. И не обязательно подвергаться гонениям, чтобы это понять. Достаточно, просто оглянуться и повнимательней посмотреть на окружающие нас места, чтобы понять, что ты частичка этого мира. Тогда становится ясно, за что сражались наши прадеды и деды, весь русский народ на протяисении веков. Они сражались за свою историю, за свою нацию, за своих родных и близких, за потомков, за нас. За то, чтобы мы могли сейчас видеть все это, жить на своей Родине, беречь ее для следующих поколений.

Лермонтов понимает любовь

к родине истинно, свято и разумно.

Н. А. Добролюбов

Поэт-гражданин, М. Ю. Лермонтов любил свою родину, ее народ, ее природу, он желал счастья своей стране. Любить отчизну, в представлении Лермонтова, значило бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства. Любовь к родине — тема многих стихотворений поэта («Жалоба турка», «Поле Боро-дина», «Бородино», «Два великана» и т. д.). Чувство родины, родной земли никогда не покидало его. Уже в 1830 году в стихотворении «Булевар» он противопоставляет народ светской черни. С того же времени начинается его увлечение русскими народ-ными песнями, в которых, по его словам, «верно, больше поэзии, чем во всей фран-цузской словесности».

В 1831 году в стихотворении «В избушке позднею порой...» Лермонтов прослав-ляет простую женщину, юную славянку, которая учит ребенка мстить поработителям страны. В стихотворении «Бородино» любовь к родине выражается через восторжен-ное восприятие одной из величайших побед русского народа. Поэт чувствует гордость за славное историческое прошлое своей страны, своего народа. Задыхаясь в тяжелой, мрачной атмосфере, он помнит о былом России, ее славе, о тех, кто принес победу. И он напоминает о ней своим современникам, которые превратились в «презренных рабов власти»:

Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы!

Истинно высокая любовь к родине заставляла Лермонтова не только восхищать-ся ее героическим прошлым, не только грустить о ней, но и негодовать, возмущаться ее положением сумрачной «страны рабов». Почти одновременно были написаны два стихотворения, в которых выражены чувства поэта-изгнанника в момент отъезда в ссылку. Но если в стихотворении «Тучи» прощание с родиной вызывает тоску и боль разлуки, то в стихотворении «Прощай, немытая Россия» слышатся гнев, осуждение, боль. Конечно, «немытая Россия» — образ прежде всего эмоциональный. Он передает горечь поэта и за страну, отданную во власть «голубых мундиров», и за «послушный им народ», не проснувшийся от рабства. Это смелый вызов, обличающий самодержав-ную Россию. Вызов — в дерзости, с какой поэт говорит о своем отношении к правя-щей России, в откровенности обличения.

Самодержавие стремилось как можно дольше сохранить «темной старины завет-ные преданья», чтобы держать народ в кабале. Лермонтов против тех поэтов, которые в своих произведениях прославляли самодержавно-крепостническую Россию, счита-ли, что сила и величие страны в религиозности и «смирении» русского народа. Его любовь совсем иная.

В небольшом задушевном стихотворении «Родина» раскрывается высокий патрио-тизм поэта. Свою любовь к родине Лермонтов называет «странной» потому, что он лю-бит ее народ, ее природу, но ненавидит «страну господ». Равнодушен поэт к воинской славе, к величавому покою государства и даже к его прошлому. Светлый образ Рос-сии народной проходит перед нами: любит он «проселочным путем скакать в телеге», любит «дрожащие огни печальных деревень», любит «дымок спаленной жнивы, в степи кочующий обоз». Ему дороги и милы

Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям.

При виде редкого довольства и простого веселья трудолюбивых крестьян поэта охватывает чувство радости, незнакомое и непонятное «патриотам» из высшего обще-ства: Материал с сайта

С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно.

«Музыка и пляска» маскарадного бала («Как часто пестрою толпою окружен») вызывают в душе поэта «горечь и злость». Он видит, как во сне, «образы бездушные людей», слышит «шепот затверженных речей». Ему хочется смутить холодную весе-лость их «железным своим стихом».

Не «темная старина», не ее «заветные преданья» притягивали Лермонтова. «...Она вся в настоящем и будущем», — пишет он о России незадолго до своей гибели. Лер-монтов мечтал о будущем, о свободном и гордом человеке, который был бы тесно свя-зан со своей страной. Эта его «тайная дума», которая проходит через все творчество, помогает читателям всех поколений узнать и понять Лермонтова.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • тема родины в бородино лермонтова
  • лермонтов об отчизне
  • стихотворения м.ю.лермонтова на тему любовь к родине
  • две любви в стихотворение родина лермонтова
  • любов до батьківщини тести

М.Ю.Лермонтов

М.Ю.Лермонтов любил свою Родину высокой любовью. Он любил ее народ, ее природу, желал счастья своей стране. По мнению Лермонтова, любить Родину - значит бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства. Любовь к Родине - тема таких стихотворений Лермонтова, как “Жалобы турка”, “Поле Бородина”, “Бородино”, “Два великана”. Но с особой силой и полнотой раскрывается эта тема в стихотворении “Родина”, созданном поэтом за несколько месяцев до своей гибели. Здесь Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, с горестями и радостями его жизни. Свою любовь к Родине Лермонтов называет “странной”, потому что он любит народ своей страны, природу, но ненавидит “страну господ”, самодержавно-крепостническую, официальную Россию.

Н.А.Некрасов

Чувством пламенной любви к Родине пронизано все творчество Некрасова:

Не небесам чужой Отчизны -

Я песни Родине слагал! -

заявлял поэт в стихотворении “Тишина”. Он любил Родину глубокой и нежной сыновней любовью. “Родина-мать! Я душою смирился, любящим сердцем к тебе возвратился”; “Родина-мать! По равнинам твоим я не езжал еще с чувством таким”; “Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!” - с такими словами обращался поэт к Родине. В творчестве Некрасова слова “любовь к Родине” постоянно соединялись со словами “гнев” и “печаль”:

Кто живет без печали и гнева,

Тот не любит Отчизны своей,-

писал он. Любя Родину, Некрасов никогда не уставал ненавидеть строй царской России, ее господствующие классы. Он любил, ненавидя, и эта любовь-ненависть выражает своеобразие патриотизма Некрасова, верного сына своей Отчизны, великого народного поэта-борца.

С.А.Есенин

Характеризуя свою лирику, Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство родины - основное в моем творчестве”. И действительно, каждая строчка стихов Есенина проникнута горячей любовью к родине, которая для него неотделима от русской природы и деревни. В этом сплаве родины, русского пейзажа, деревни и личной судьбы поэта состоит своеобразие лирики С. Есенина. В дореволюционных стихах поэта звучит боль за свою нищую родину, за этот “заброшенный край”. В стихотворениях “Запели тесаные дроги...”, “Гой ты, Русь, моя родная” поэт говорит, что любит до “радости и боли” “озерную тоску” своей родины. “Но не любить тебя я научиться не могу!” - восклицает он, обращаясь к Руси.

Любовь поэта к родине родила и такие проникновенные строки:


Если крикнет рать святая:

“Кинь ты Русь, живи в раю!”

Я скажу: “Не надо рая,

Дайте родину мою”.

По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине. Стихи цикла «Родина» подтверждают это высказывание автора. В стихотворении «Русь» поэт создает атмосферу тайны, язычества:

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями

И мутным взором колдуна.

В стихах этого цикла поэт дает и реальные черты Родины, и ее символический облик, показывает страну с разных сторон, многоликой и величественной в своей необъятной широте.

…До боли

Нам ясен долгий путь!

Здесь поэт пытается в истории Руси, в событиях Куликовской битвы найти ответы на вопросы современности. Древний мир противопоставлен России рубежа XIX–XX веков. Герой выступает безымянным воином, тем самым судьба лирического героя отождествляется с судьбой Родины. Сражаясь в войске Дмитрия Донского, он полон патриотизма и любви к своей Отчизне. Безымянные русские воины готовы сложить головы, ради спасения и свободы Родины. Поэт верит в победу над врагом, его стихи полны надеждой.

В стихотворении «Россия» Блок выступает как гражданин и патриот, который не мыслит себя без Родины. Он переживает вместе с ней горькую судьбу, ее нищету, видит тяжелую жизнь народа. Перед нами предстает Россия в образе женщины с тяжелой долей, но волевым характером:

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка.

А.А.Ахматова

К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получила развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахматовой. Эта тема стала одной из основных в ее поэзии, прежде всего потому, что Ахматова жила в очень сложную, трагическую для России и для неё эпоху. Это также связано с личностью поэта, с тем, что, восприняв судьбу России, как свою, она не уехала из страны, а, выдержав все испытания, осталась до конца верна своей Родине, не изменив при этом и самой себе. Впервые тема Родины появляется у Ахматовой в сборнике «Белая стая». В него вошли стихотворения, написанные в 1912--1916 годах, в период больших потрясений и испытаний для России, в период первой мировой войны. Ахматова воспринимает первую мировую войну как страшную национальную трагедию. Стихи «Белой стаи» строгие и философские, в них ощущается близость неотвратимой катастрофы, предчувствие страшных и трагических событий в жизни России. Ахматова всегда оставалась в стороне от политики, но она выражала отношение к России в своих стихах («Думали: нищие мы...»). В «Белой стае» возникает тепло жертвенной любви к Родине. Острую боль, переживания за судьбу России мы видим в стихотворении «Молитва». Ахматова готова на все ради России, она готова принести в жертву себя, свой «песенный дар», близких, друзей, даже ребенка, только бы «туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».

Стихотворение «Мне голос был...» уже менее конкретное. Непонятно, чей голос зовет героиню оставить Россию: или внутренний, или «глас свыше» (если считать, что лирическая ситуация стихотворения напоминает о библейской теме «исхода» праведников из грешной земли), или это голос Анрепа и друзей-эмигрантов Ахматовой.

Героиня этого стихотворения поставлена перед нравственным выбором. И она выбирает Россию, принимая ее судьбу как свою:

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не оскорбился (у Ахматовой - «не осквернился») скорбный дух...

Любовь к МАТЕРИ

О матерях можно говорить бесконечно. Добрые, гордые, мужественные матери! Сколько жизней спасено их руками, сколько бед прогнали добрые слова их, сколько подвигов совершено отважными их сердцами. О них слагают песни, стихи, прекрасные легенды и серьезные книг.

Для христианского мира прообразом идеальной матери, конечно же, является Богородица. Жертвенная любовь, чистота и нежность, кротость и в то же время нравственная стойкость – эти ассоциации возникают при упоминании о Пресвятой Деве даже у людей, далеких от Церкви.

Н.А. Некрасов Стихотворения «Великое чувство…», «Мать»

Стихотворение посвящено самому святому в жизни каждого человека – матери:

Великое чувство, его до конца

Мы живо в душе сохраняем.

Мы любим сестру и жену, и отца,

Но в муках мы мать вспоминаем

С помощью синтаксического параллелизма Некрасов акцентирует наше внимание на риторическом восклицании «Великое чувство!» и на мысли, что ни дети, ни матери не могут обойтись друг без друга.

Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:

О, мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

(Из стихотворения «Мать»)

С.А.Есенин Стихотворение "Письмо к матери". Сердце поэта тянется к родительскому очагу, к родительскому дому. И, словно возрождая пушкинскую традицию поэтических посланий, С.Есенин обращается с письмом-стихотворением к матери:

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Это - доброе пожелание любимому человеку с использованием великолепных эпитетов ("вечерний несказанный свет") и эмоционально окрашенного слова "струится".

Во второй и третьей строфе чувствуются переживания С. Есенина о матери. Поэт осознает, что она знает о его погубленной жизни, о "кабацких драках", о запоях. Ее тоска столь велика, предчувствия столь нерадостны, что они мучают ее, и она "часто ходит на дорогу". Образ дороги не раз появляется в стихотворении. Она символизирует жизненный путь поэта, на котором все время появляется мать, желающая добра и счастья сыну.

И.А.Бунин Стихотворение "Матери".

В стихотворении поэт вспоминает свое детство, в которое ему хочется возвращаться вновь и вновь. Мысленно переносясь в прошлое, он отмечает:

Я помню спальню и лампадку,

Игрушки, теплую кроватку

«Ангел-хранитель над тобой!»

Эти простые, но очень дорогие для Бунина образы становятся той путеводной звездой, которая не дает ему сбиться с дороги жизни.

Обращаясь к матери, поэт с ностальгией вспоминает: «Ты перекрестишь, поцелуешь… Я помню, помню голос твой!».

В.А.Закруткин Повесть "Матерь человеческая"

В своей книге автор воссоздал образ простой русской женщины, преодолевшей страшные удары судьбы. Мужа Ивана и сына Васятку повесили фашисты. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка. Страшные испытания не сломили эту женщину. Дальнейшие события повести раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, встретив раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: «Мама! Мама!». И сердце русской женщины дрогнуло. Мария принимает под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесенных на ее хутор. Повесть В. Закруткина звучит как гимн русской женщине, чья душа пропитана любовью.

Любовь к своей профессии

Конфуций писал: «Если ты любишь свое дело, это – не работа, это увлекательнейшее путешествие к мечте». Любовь к своему делу… Это качество в людях завораживает, останавливает и вызывает желание либо испытать нечто подобное, либо как можно быстрее убежать от слепящего чувства восторга, которым искрятся увлеченные. Они как влюбленные, встречаясь с которыми, люди не могут скрыть своего отношения к жизни, радости и любви.

В каких книгах российских классиков можно найти примеры для раскрытия этой темы?

Н.С.Лесков «Левша», И.С.Тургенев «Отцы и дети», А.П.Платонов "В прекрасном и яростном мире", Ю.П.Герман «Дело, которому ты служишь», В.М.Санин "72 градуса ниже нуля", Д.А.Гранин "Иду на грозу", "Зубр", В.Г.Распутин "Уроки французского", В.Д.Дудинцев "Белые одежды".

Легко ли читать стихи? Легко ли писать стихи?.. Уходят в прошлое произведения одних поэтов, творчество других продолжает жить в веках. Но есть поистине бессмертные творцы, стихи которых читаешь и перечитываешь, каждый раз открывая для себя что-то новое и становясь богаче душой. Одним из таких поэтов для меня является Михаил Юрьевич Лермонтов. Почему?

Поэт решал проблемы вселенского масштаба. Его не стало. Теперь те же проблемы решают другие поэты. Продолжается Жизнь. И в этой Жизни есть место Лермонтову. Его творчество многогранно и удивительно. В своих стихах он обращается к разным сторонам жизни человека и к различным нравственным и этическим проблемам. Поэт и гражданин, Лермонтов любил Россию, любил ее народ, ее природу, желал своей стране счастья. Любить Родину в понимании поэта означало - бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства.

Любовь к России – тема многих стихотворений Лермонтова («Два великана», «Бородино», «Жалоба турка»). Причем поэт показывает Родину двуликой. С одной стороны, он обнажает темную сторону николаевской жандармской империи во всем ее античеловеческом уродстве. С другой – рисует Россию народную, светлую, торжественную, величавую, в которой обыденное и грандиозное одинаково поэтично. Такая двуликая Россия для каждого русского человека того времени и была реальной исторической действительностью.

Тема эта с особой силой и полнотой раскрывается в стихотворении «Родина», созданном поэтом в 1841 году, за несколько месяцев до трагической гибели. Лермонтов заявляет о своей связи с родной ему русской природой, с русским народом, его горестями и радостями. Свою любовь к Родине поэт называет «странной», потому что он любит ее народ, природу, но ненавидит «страну господ» - самодержавно-крепостническую, официальную Россию:

Люблю Отчизну я, но странною любовью:

Не победит ее рассудок мой,

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой.

Что же любит поэт, равнодушный и к воинской славе, и к величавому покою государства, и даже к преданиям темной старины? Вот что он любит:

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Патриотизм Лермонтова раскрывается в этом стихотворении. Искренность, безыскусственность чувств поэта к Родине подчеркивается простыми, деревенскими образами. Таким образом, создается поистине народный образ России.

Лермонтова, на мой взгляд, можно с полной уверенностью назвать патриотом своего Отечества. Ему чужды показные, наигранные чувства, поэтому его не интересует Россия городов и царского двора. Он не приемлет официальную точку зрения, согласно которой родная страна является идеальным государством. Россия Лермонтова предстает совсем в ином свете:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ…

Россия входила в художественный мир Лермонтова через образы родной природы. Чаще всего эти образы были связаны с пензенской землей, с имением бабушки поэта в Тарханах:

И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей,

Зеленой сетью трав подернут старый пруд,

А за прудом село дымится, и встают

Вдали туманы над полями.

Тема Родины ярко прослеживается в стихотворении «Бородино». Она сильно связана с идеей искреннего, великого патриотизма и готовностью умереть за родную страну и за ее покой:

Что тут хитрить, пожалуй к бою:

Уж мы пойдем ломить стеною,

И постоим мы головою

За Родину свою!

Вот она, по мнению Лермонтова,- истинная любовь к родной земле, любовь без пафоса и высоких фраз, любовь настоящая и глубокая. Для поэта Россия - разная, но в этом ее истинная прелесть и красота. Он безумно любит Россию и одновременно презирает её за косность, тщеславие и наигранность, но не может представить свою жизнь без нее, такой разной и непредсказуемой.