В профессии психолога зачастую нет готовых ответов и рецептов, специалисту нужно постоянно узнавать что-то новое, чтобы помочь школьнику или учителю. Самыми лучшими помощниками являются книги. Порой, прочитав книгу опытного коллеги-психолога, понимаешь, как действовать дальше; видя схожие проблемы в работе, понимаешь, что ты не один на этом поприще и набираешься силы духа. Некоторые книги полезны обилием тестов и упражнений, некоторые — философскими основаниями работы психолога. Далее приводится рекомендуемый список книг для чтения школьному психологу.

Аналитический отчет о работе педагога-психолога СОШ №1

за 2013-2014 учебный год

1. Общие задачи и направления в деятельности в 2013/14 учебном году

Целью работы психолого-педагогической службы является психологическое сопровождение в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и помощь в адаптации к школьным требованиям.Основные задачи, поставленные перед психологической службой, отражены в таблице.

Основные направления работы школьного психолога

Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик.
Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся
Консультирование родителей - это работа по конкретному запросу. Психолог знакомит родителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.
Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

Все перечисленные выше функции школьного психолога позволяют соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребенка, то есть служат целям психологической профилактики.

Примеры проблем, с которыми работает педагог-психолог:

1. Агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия,

2. Застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, и т.д.;

3. Страхи и тревожность ребенка;

4. Проблемы адаптации;

5. Проблемы общения со сверстниками;

6. Развитие уровня психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие,

эмоциональная сфера) не соответствие возрасту ребенка;

7. Задержка психического развития.

8. Беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией.

Мифы о психологах:

Миф1. Если ты консультируешься у психолога - ты псих. Психолог и психиатр - одно и то же. Реальность: Врач-психиатр - это специалист в области лечения психических заболеваний (например: шизофрения). Использует преимущественно медикаментозные методы лечения (лекарства, таблетки).
Психолог - специалист, который консультирует
ЗДОРОВЫХ людей в ситуациях затруднения в различных сферах жизни (проблемы в учёбе, семейные отношения, отношения в коллективе, отношения между детьми и родителями, проблемы в общении, выбор жизненного пути, саморазвитие, конфликтные ситуации и многое другое) .

Миф2. К психологу приходят только слабые и глупые люди, которые сами не могут решить свои проблемы. Реальность: К психологу обращается человек, который ощущает потребность изменить своё поведение, свою жизнь в ту или иную сторону и ищет грамотный способ, эффективный путь осуществления этих изменений. Психолог - специалист, который может помочь найти такой путь, свой, уникальный для каждого.

Миф3. Если ты обратился к школьному психологу - об этом станет известно всей школе. Реальность: Основное правило работы психолога, и особенно школьного психолога - конфиденциальность . Это значит, что никто без вашего согласия не узнает, с каким вопросом вы обратились к психологу. Это же касается и результатов психологического тестирования, которое проводится в школе. О ваших конкретных результатах знает только психолог. Классному руководителю предоставляются материалы в обобщённом виде и процентном соотношении.

КАК ВЫ ВОСПРИНИМАЕТЕ ИНФОРМАЦИЮ

    Визуальный – то, что мы видим. Это – образы, картинки, кино.

    Аудиальный – то, что мы слышим. Это может быть как речь, так и свист ветра или звук капающей воды. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.

    Кинестетический (от греческого "кинес" - движение) – то, что мы чувствуем (кожная чувствительность, внутренние или мышечные, ощущения (например, ощущения в желудке), запах, вкус.

Общая характеристика

Визуал

Аудиал

Кинестетик

Организован, наблюдателен, как правило спокойный. С трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), при этом – хороший рассказчик. Хорошо помнит то, что видел. При разговоре подбородок держит вверх, голос может быть высоким. Имеет живую, образную фантазию.
Обладают хорошей зрительно-тактильной координацией.
Хорошо развита мелкая моторика (глаз - рука).
Предпочитают настольные игры, охотно рисуют, мастерят, моделируют, быстро осваивают компьютер, любят головоломки, раскраски.
Не любят прикосновений.

Легко отвлекается. Легко повторяет услышанное. Задумавшись, разговаривает сам с собой. Шевелит губами при чтении, проговаривая слова. Говорит ритмически. Предпочитает счет и письмо.
В группе часто бывает самым разговорчивым, любит дискуссии.
Чувствителен к интонации.
Дети любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят.
Рано проявляют интерес к чтению, охотно читают вслух и легко запоминают указания учителя.
Уверен в себе, легко общается как со сверстниками, так и со взрослыми. Эти дети главные участники всех игр, чаще занимают лидирующие роли.
Легко выполняют даже сложные указания учителя, но быстро надоедают занятия, требующие усидчивости и работа над индивидуальным заданием.

Отвечает на физическое поощрение. При общении стоит близко, касается людей.
Обилие движений, много жестикулирует.
Раннее физическое развитие. Лучше обучается, делая.
При чтении водит пальцами.
Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким.
Хорошо помнит общее впечатление о событии.

Любят, чтобы до него дотрагивались во время разговора.
Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать – это их способ восприятия мира, они по-другому просто не понимают (это не означает, что они подвижные люди). Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.
Требуют немедленного удовлетворения желаний и не готовы бороться с трудностями.
Плохо развита мелкая моторика.

Как распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации

Параметры наблюдения:

Аудиалы

Визуалы

Кинестетики

Направление взгляда в момент припоминания

Средняя линия

Верхняя линия

Нижняя линия

Жесты

На уровне груди

Выше плеч

Ниже груди

Словарь общения

Характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.).

Употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.)

В основном использует слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).

Особенности внимания

Легко отвлекается на звуки

Шум практически не мешает, но может отвлекаться на движущиеся объекты.

Вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно, не может работать в неудобной позе (мало места)

Отдых в свободное время

Используют отдых, чтобы наговориться и пошуметь, особенно после долгого молчания.

Чаще всего остается в группе, разглядывает книжки, картины на стенах.

Отдых нужен, чтобы размяться, подвигаться.

Внешний вид

Опрятный, дисциплинированный

Отличается обилием движений, неопрятен, часто ходит с исписанными руками.

Рабочее место

Все принадлежности в беспорядке разбросаны по парте. Несколько рабочих мест, организованных функционально.

Рабочее место организовано и упорядочено, вещи расположены в вертикальном порядке

Рабочее место неорганизованно, вещи расположены в горизонтальном порядке, занимает много места

Речь

Говорит быстро, использует визуальные указатели, смотрит поверх голов

Говорит медленно, использует манипуляции и жесты, вовлекает учеников в игры, проекты, сценарии

Говорит монотонно, любит дискуссии в классе. Организует чтение на уроке

Почерк

Окончание слов или строчки уходит вверх.

Письмо ровное.

Окончание слов или строчки уходит вниз, все буквы кривые, много грязи и обводов при письме.