Соревнования по спортивным играм проводятся в соответствии с планом физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий или планом-календарём соревнований (в различных коллективах этот документ называется по разному, но направленность его сохраняется), разрабатываемого, как правило, на год. Применительно к организации и проведению физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе форма этого документа и его содержание представлены в приложении 1. Основными же документами, регламентирующими непосредственно порядок подготовки и проведения соревнований по игровому виду спорта являются: Правила соревнований , Положение о соревнованиях, Календарь (расписание) игр.

Правила соревнований определяют общую организацию соревнований по игровому виду спорта: виды соревнований и систему их проведения; особенности оборудования мест соревнований, инвентарь; состав судейской коллегии и их обязанности; правила судейства; правила для участников и другие специфические для данного игрового вида спорта условия.

Положение о соревнованиях определяет условия проведения конкретного соревнования. Оно разрабатывается организацией, которая проводит или на которую возложено проведение данного соревнования. Положение должно быть своевременно доведено до коллективов физической культуры и спортивных организаций. Применительно к соревнованиям, проводимым Советом физической культуры школы, оно разрабатывается в начале учебного года (если разрабатывается общее Положение о соревнованиях на первенство школы) и доводится не позднее 12 -14 дней до даты первого соревнования. Это необходимо для того, чтобы учащиеся смогли качественно подготовиться к нему. Положение может разрабатываться и отдельно для каждого вида спорта, но это не рационально, так как требует больших затрат труда и времени. В нём должны быть отражены следующие разделы:

Цель и задачи соревнований;

Сроки и место проведения соревнований (если это не указано в других планирующих документах или сроки и место соревнований изменились);

Руководство соревнованиями (на кого возлагается проведение соревнований);

Требования к командам и участникам (возраст, пол, классификация заболевания и др.);

Программа соревнований и условия зачёта (количество игровых дней и зачётных участников, система проведения, порядок определения победителей в личных и командных соревнованиях);

Награждение победителей;

Форма и сроки подачи заявок на участие.

Примерное содержание и форма Положения на первенство школы изложено в приложении 2. Организация соревнований по спортивным играм в низовых коллективах физической культуры помимо разработки данного положения предполагает составление календаря (расписания) игр соревнований, который составляется на первые 2-3 игровых дня на совещании представителей, а затем на весь период соревнований или, если известно точное и неизменное количество команд и их названия, он может составляться заранее и доводиться до участников примерно за неделю до соревнований (см. приложение 3).


Календарь (расписание) игр составляется для установления очерёдности проведения игр, времени и места их проведения, установления хозяев площадки (команда, стоящая в расписании игр первой является хозяином площадки и должна обеспечить условия для своевременного и качественного проведения игры.Примерное содержание и форма данного документа представлена в приложении 3.

Для качественной подготовки и проведения соревнований на первенство города, региона и выше, включая международные соревнования за 1,5 – 2 месяца до их начала создаётся организационный комитет в составе 7 – 9 человек: председатель, заместитель председателя и 5 – 7 членов оргкомитета. Председателем оргкомитета, как правило, назначается руководитель учреждения (или один из его заместителей) на базе которого проводятся соревнования. Заместителем председателя оргкомитета назначается представитель организации, проводящей соревнования. Остальные члены оргкомитета назначаются из числа работников служб обеспечения организующей или проводящей соревнования (финансист, медик, хозяйственник и др.).

С целью чёткой и слаженной деятельности оргкомитета составляется план работы по подготовке и проведению соревнований. В нём необходимо предусмотреть следующие основные вопросы:

а) по приёму и обеспечению участников :

Организация встречи спортсменов и их отправка;

Организация питания и размещение участников и судей;

Обеспечение участников транспортом (по мере необходимости) в период тренировок и игр.

б) по открытию и закрытию соревнований :

Разработка сценария открытия и закрытия соревнований, церемонии награждения участников и команд;

Подготовка мест для открытия и закрытия соревнований, их музыкальное сопровождение и оформление наглядной агитацией.

в) по оборудованию мест соревнований:

Подготовка мест проведения игр согласно Правил соревнований;

Подготовка мест и помещений для участников, судейской коллегии, секретаря, медицинского персонала, буфета, работников средств массовой информации, технических служб (средства связи, автотранспорт и др.);

Оборудование мест для зрителей;

Обеспечение спортивным и судейским инвентарём.

г) по организации пропаганды соревнований и культурной программы ;

освещение хода соревнований в средствах массовой информации;

Изготовление афиш, программ и пригласительных билетов;

Организация шефства над спортивными делегациями и их культурная программа;

Заготовка протоколов, грамот, памятных знаков и призов.

д) по комплектованию судейской коллегии и обеспечению мер безопасности:

Назначение судейской коллегии, распределение обязанностей и проведение семинара с судьями;

Обеспечение судейской коллегии канцелярскими принадлежностями, судейским инвентарём и техническими средствами обработки информации;

Организация мер безопасности в период проведения тренировок и игр.

Важное значение при подготовке к соревнованиям придаётся подбору судейской коллегии. На должность главного судьи необходимо подбирать специалиста по данному виду спортивных или подвижных игр. Заместителем главного судьи, как правило, назначается представитель спортивной организации, проводящей соревнование, главным секретарём – судья, имеющий опыт работы и умеющий оформлять отчётную документацию (в частности хорошо знать порядок заполнения протоколов) по данному виду спортивных игр. При проведении школьных соревнований состав судейской бригады относительно малочисленный. В её состав, как правило, входят: главный судья соревнований, секретарь (организует общую работу по обеспечению игр судьями в поле, следит за изменениями в расписании занятий, принимает протесты и доводит их до главного судьи, составляет общий отчёт о соревнованиях и решает другие вопросы общего характера), судьи-секретари, которые ведут протоколы игр.

При прибытии участников на соревнование оргкомитет обеспечивает их встречу и направляет в мандатную комиссию, где представители команд совместно со спортсменами сдают все необходимые документы (перечень этих документов указывается в Положении о соревновании). В случае допуска к соревнованиям представителю команды вручается памятка с программой соревнований или календарь игр (если жеребьёвка проводилась заранее), сообщается место и время первого совещания оргкомитета, судейской коллегии и представителей команд, а также время тренировок (если такие предусмотрены), организуется их размещение и питание.

Первое (организационное) совещание проводится накануне открытия соревнования и в его работе принимают участие председатель оргкомитета и его заместитель, председатель мандатной комиссии, главный судья соревнований, его заместитель и главный секретарь, представители команд или тренеры, лица, ответственные за транспорт, питание и размещение, комендант соревнований.

На данном совещании заслушивается сообщение мандатной комиссии о количестве команд, допуске участников к соревнованиям. Главный судья соревнований объявляет состав судейской коллегии с перечислением должности судьи, его фамилии, имени, отчества, судейской категории, а если судья иногородний, то город откуда он прибыл. Кроме того, он уточняет и разъясняет по просьбам представителей команд те пункты Положения о соревновании, которые были нечётко прописаны или вызывают различное толкование, докладывает о ежедневном порядке проведения соревнований (их регламенте), разминки команд (участников), о последующих заседаниях судейской коллегии, о подаче и рассмотрении протестов, объявляет место, время и порядок построения команд для парада и ответственного за это мероприятие (как правило, им является заместитель главного судьи), который заранее готовит сценарий открытия и докладывает его на совещании с тем, чтобы уточнить и довести некоторые организационные моменты. Если жеребьёвка заранее не проводилась, то главный судья совместно со своим заместителем и главным секретарём проводят жеребьёвку. В конце совещания главный секретарь доводит до представителей команд календарь (расписание) игр первого дня соревнований, а в день начала их – на весь период соревнований.

При проведении школьных соревнований для качественной подготовки и проведения соревнований разрабатывается приказ, который подписывается директором школы. Примерное содержание этого приказа представлено в приложении 3.

Спортивное соревнование - это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.

Спортивные соревнования используются для подготовки к более ответственным, соревнованиям; отбора, выявления спортивных данных и спортивной подготовленности; про­верки качества учебно-тренировочной и воспитательной работы; агитации за спорт, пропаганды идей физического воспитания и спорта.

Для проведения соревнований необходимо позаботиться о при­ведении мест, оборудования и инвентаря в полное соответствие с установленными правилами, их высоком качестве и необходи­мом количестве.

Если в программу включено несколько разновидностей одного вида спорта, необходимо заранее составить график соревнований, т.е. определить последовательность и время проведения каждого из них. Зная среднюю продолжительность выполнения упражне­ния, количество попыток и количество участников, можно опреде­лить общую продолжительность соревнований и на основе этого составить график проведения.

Основным документом, регламентирующим проведение сорев­нований, является Положение о проведении данного состязания. Положение о соревнованиях разрабатывается и утверждается не позднее 10-15 дней до начала соревнований. Любые отступления от утвержденного положения недопустимы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРИШКОЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ И СПОРТИВНЫХ ПРАЗДНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.

Следовательно, спорт есть деятельность, которая служит интересам

общества, реализуя воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции, но не является постоянной специальностью (профессией) человека.

Это наиболее ярко выражается в детском спорте, поскольку спортивная деятельность учеников является внеучебной, не предусмотренной государственными планами и программами в качестве учебной дисциплины общеобразовательной школы и осуществляется через внеклассные и внешкольные формы работы, то есть сугубо на добровольных началах.

  1. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СПОРТА.

Физическое воспитание и спорт тесно взаимосвязано с другими сторонами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и, оказывает большое влияние на развитие человека. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, единством цели всех видов воспитания; во-вторых, диалектикой самого воспитательного процесса, в ходе которого затрагиваются не отдельные стороны человеческой личности, а вся личность в целом; в-третьих, наличием общей основы, на которой развертывается воспитание, а именно деятельности.

В спорте представлены все виды человеческой деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, общение и т.д. Поэтому в процессе физического воспитания можно активно формировать сознание и поведение людей в нужном направлении.

В процессе спортивных занятий осуществляется умственное воспитание участников. Здесь присутствуют две связи: непосредственная и опосредованная.

Непосредственная связь заключается в том, что в ходе физического воспитания осуществляется прямое воздействие на развитие интеллектуальных качеств занимающихся. В процессе занятия спортивными упражнениями непрерывно возникают двигательные познавательные ситуации, решение которых требует значительного умственного напряжения: как сделать движение быстрее, точнее, что надо предпринять, чтобы исправить допущенную ошибку – это цепь мыслительных операций, включающих наблюдение, обобщение, принятие решения. Специфичность умственной деятельности в процессе занятия спортом заключается в тесном взаимодействии между движениями тела и умственными операциями: занимающиеся непрерывно сверяют программу движений с ее фактическим выполнением. В результате закрепляются осознанные связи между мышечными ощущениями, двигательной задачей и способом ее решения. Движения становятся способом познания и освоения окружающего мира.

Опосредованная связь спорта с умственным развитием личности состоит в том, что занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент в виде крепкого здоровья, которое позволяет человеку полноценно выполнять умственную деятельность. Занятие спортом зачастую используется как средство для снятия умственного напряжения и стимуляции интеллектуальной деятельности.

В процессе занятия спортом происходит нравственное развитие занимающихся. Оно направлено на формирование у человека социально ценных качеств, которые определяют его отношение к другим людям, к обществу, к самому себе и в совокупности представляют то, что принято называть нравственной воспитанностью. Эта характеристика – стержневая в определении личности. Ее содержание обусловлено нормами морали, господствующей в обществе.

Занятия спортом развертываются на фоне общения, в коллективе, под руководством учителя. Именно общение является самым могучим фактором формирования нравственных качеств занимающихся, с самого начала занятий спортом они начинают сознавать причастность к коллективу и в соответствии с правилами и распоряжениями, учатся управлять своими действиями, соотносить их с действиями других. Так укрепляется воля, вырабатывается дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм нравственного поведения.

В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, воспитуемые учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовывать деятельность других в интересах команды. Под руководством тренера укрепляются нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды, школы и т.д.

  1. СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД.

Одним из специфическим методов физического воспитания является соревновательный метод. Соревновательный метод – это способ выполнения упражнения в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:

  1. В виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);
  2. Как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Соревновательный метод позволяет:

Стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

Выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

Обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

Содействовать воспитанию волевых качеств.

  1. СУЩНОСТЬ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ

Спортивные соревнования и традиционные спортивные праздники, проводимые спортивной школой – один из наиболее эффективных путей привлечения детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Такие мероприятия способствуют воспитанию коллективизма, сопричастности, чувства гордости за свою школу. Спортсмены учатся соблюдать традиции школы, приобщаются к ее истории.

Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.

Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, они способствуют смелым и решительным действиям участников, их высоким достижениям.

Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественные задачи.

Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию физкультуры и спорта в целом и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ.

Спортивные соревнования используются для подготовки к последующим, более ответственным, соревнованиям; отбора, выявления спортивных данных и спортивной подготовленности; проверки качества учебно-тренировочной и воспитательной работы; агитации за спорт, пропаганды идей физического воспитания и спорта.

К мерам организационно-методического характера, связанным с проведением спортивных соревнований, прежде всего относится составление календарного плана соревнований по данному виду спорта. В нем указывается название соревнований, сроки и место их проведения и ответственные за их организацию лица. Календарь спортивных соревнований по каждому виду спорта составляется в отдельности. Важным условием при составлении календарного плана является традиционность намеченных мероприятий по срокам, программам, участвующим лицам. Это повышает интерес к ним детей, облегчает организацию учебно-тренировочного процесса, делает соревнование более популярным у зрителей. Спортивные соревнования являются стимулом для систематических тренировок и способствуют росту спортивных результатов, если они проводятся регулярно. Целесообразность участия в определенном количестве соревнований зависит от спортивной подготовки спортсменов.

То есть календарь спортивных соревнований надо составлять так, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу участников и условиям проведения, традиционными по срокам, составу, месту проведения.

Для проведения соревнований необходимо позаботиться о приведении мест, оборудования и инвентаря в полное соответствие с установленными правилами, их высоком качестве и необходимом количестве.

Если в программу включено несколько разновидностей одного вида спорта, необходимо заранее составить график соревнований, т.е. определить последовательность и время проведения каждого из них. Зная среднюю продолжительность выполнения упражнения, количество попыток и количество участников, можно определить общую продолжительность соревнований и на основе этого составить график проведения.

Важнейшим документом, регулирующим проведение соревнований и влияющим на их результаты, являются правила соревнований по данному виду спорта. В них регламентируются действия судей и участников, предусматриваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы поведения спортсмена, содержится перечень запрещенных действий, влекущих за собой наказание, ущемляющее интересы команды. Таким образом, на спортсмена, нарушившего правила, действует не только решение судьи по отношению к нему лично, но и сознание, что команда испытывает урон из-за его неправильных поступков.

Главным организатором и руководителем спортивных соревнований, ответственным за их проведение и, в известной мере, за достигнутые результаты, является спортивный судья. Судья ответственен и за здоровье участников соревнований. Во всех случаях когда может быть нанесен ущерб здоровью участников (плохое состояние мест занятий, неисправность оборудования, несоответствие одежды и обуви и т.п.), он обязан устранить недочеты, а при невозможности сделать это - отменить соревнование или перенести его на другой срок или в другое место.

Спортивный судья должен быть прежде всего безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта, честным, объективным, беспристрастным, решительным, вежливым, спокойным человеком, который и вне соревнований пользуется авторитетом и уважением.

Организация и проведение соревнований предусматривает тщательную подготовку к ним, проведение соревнований, подведение их итогов.

  1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ

Подготовка к проведению соревнований

Соревнования планируются с учетом:

  • климатических условий;
  • наличия учебно-спортивной и материально-технической базы;
  • наличия профессионально подготовленных специалистов;
  • разницы возрастных категорий дворовых команд;
  • наличия экипировки у участников соревнований;
  • сроков и характера соревнований, проводимых вышестоящим спортивным комитетом и т.д.

В целях обеспечения успешной подготовки мероприятия следует:

  • составить Положение о соревнованиях и своевременно разослать его;
  • составить смету расходов на проведение соревнований;
  • определить ответственных лиц за подготовку мест соревнований, судейство, решение организационных вопросов и т.д.;
  • составить сценарий открытия и закрытия соревнований (кто будет принимать парад, приветствовать участников, поднимать флаг и т.д.);
  • подготовить билеты участников, пригласительные билеты, афиши и другую рекламную продукцию;
  • обеспечить освещение соревнований в местной газете, по радио, ТВ, организовать выпуск фотомонтажей;
  • обеспечить медицинское обслуживание участников соревнований, безопасность спортсменов и зрителей (совместно с органами внутренних дел);
  • подготовить необходимую документацию (протоколы, таблицы), измерительные приборы (секундомеры, часы, рулетки, нагрудные номера и др.).

Перед началом соревнований необходимо проверить подготовку мест соревнований.

При проведении соревнований следует:

Вносить результаты игр (эстафет) в таблицу хода соревнований;

Комментировать ход соревнований.

В период соревнований главный судья может назначить совещание представителей команд, если это необходимо.

В последний день соревнований подсчитываются очки каждой команды, определяются места, подготавливаются программы, дипломы, памятные вымпелы, жетоны, призы и др. Затем проводится закрытие соревнований и награждение победителей.

Основным документом, регламентирующим проведение соревнований, является Положение о проведении данного состязания. Положение о соревнованиях разрабатывается и утверждается не позднее 10-15 дней до начала соревнований. Любые отступления от утвержденного положения недопустимы.

В Положении о соревнованиях должно быть четко сформулировано следующее:

В Положение о соревнованиях при необходимости можно добавить и другие пункты в зависимости от масштаба, характера соревнований, наличия спонсоров и т.д.

При подготовке к проведению соревнований необходимо привлечь следующие организации:

  • медицинскую службу;
  • службу безопасности;
  • прессу;
  • предприятия питания и т.д.

При необходимости привлекаются и другие организации, которые могут обеспечить культурную программу, обеспечение призами и т.д.

Организаторы физкультурных или спортивных мероприятий определяют условия их проведения, несут ответственность за их организацию и проведение, имеют право приостанавливать такие мероприятия, изменять время их проведения, прекращать такие мероприятия и утверждать их итоги. Организация и проведение физкультурного мероприятия или спортивного соревнования осуществляются в соответствии с положением (регламентом) о таком физкультурном мероприятии или таком спортивном соревновании, утверждаемым его организаторами.

Форма описательного отчета о проведении спортивно-массовых мероприятий

Информирует,

(наименование проводящей организации)

что в соответствии с приказом (распоряжением) от «___» _________20 __г.

№ ___ «____» ___________________________________________ 20__г.

(сроки проведенного мероприятия)

проведен(ы)____________________________________________________

(место проведения)

(наименование мероприятия)

Непосредственными организаторами мероприятия являлись ______________

Главный судья (организатор) -_______________________________________

(Ф . И.О., судейская категория)

Мероприятие было проведено с _____ до ________ (включительно) ч.

Численность участников составила чел., в том числе ______чел.

в возрасте до 18 лет.

Состав участников (команд) мероприятия ___________________________

Краткая информация о непосредственном проведении мероприятия _______

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Краткая информация о проведении церемоний открытия и закрытия мероприятия и награждения _______________________________________

__________________________________________________________________

Дополнительная информация ______________________________________

Оценка работы судейской коллегии (для мероприятий, проводимых в форме соревнований) __________________________________________________

Замечания по проведению мероприятия_______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Главный судья (организатор) ____________________________________

Руководитель проводящей организации ________________/___________ /

Дата ________________ м.п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следует отметить, что в спортивных соревнованиях решаются те же задачи, что и в физическом воспитании в целом. Кроме того, они действенный стимул систематических занятий спортом, способствующий развитию физической культуры и спорта в стране.

Спортивные соревнования используются для подготовки к последующим, более ответственным, соревнованиям; отбора, выявления спортивных данных и спортивной подготовленности, проверки качества и учебно-тренировочной и воспитательной работы; агитация за спорт, пропаганды идей физического воспитания и спорта.

Список литературы.

  1. Тер–Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. М., «Физкультура и спорт», 1980.
  2. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов / Б. А. Ашмарин, М. Я. Вилевский, К. Х. Грантынь. – М., Просвещение, 1985.
  3. Физическая культура в 5-8 классах. Под ред С.К. Елисеевой. М., Просвещение,1980.
  4. Физическая культура в школе. Под ред. Э. И. Кузнецовой. М., Просвещение, 1979.

Состав судейской коллегии (бригады) формируется в соответствии с правилами проведения соревнований по данному виду спорта.)


9.3. Организационные мероприятия по проведению соревнований

Наряду с разработкой календарного плана проведения соревнований важной мерой организационно-методического характера является составление положения о соревнованиях.

Положение о соревнованиях - это основной документ, регламентирующий условия и порядок их проведения. Каждый раздел такого положения должен быть тщательно продуман и четко изложен, ни один его пункт не должен вызывать сомнений или различных толкований. Положение составляется на основании календарного плана и утверждается организацией, проводящей то или иное соревнование (спорткомитетом, ведомством, советом ДСО).

Положение о соревнованиях включает следующие основные пункты:

1. Цель и задачи соревнований.

2. Руководство проведением соревнования.

З. Сроки и места проведения.

4. Участники соревнований.

5. Условия проведения соревнований.

6. Порядок подачи протестов и их рассмотрение.

7. Порядок и условия определения победителей и призеров.

8. Награждение победителей и призеров.

9. Ответственность команд за недисциплинированные проступки игроков и ответственность администрации стадионов за поддержание порядка во время игр.

10. Места соревнований и требования к ним.

Положение о соревнованиях должно быть заблаговременно (не позднее, чем за два месяца до их начала) доведено до сведения заинтересованных спортивных организаций, а аналогичные положения о крупных российских и международных соревнованиях составляются и рассылаются за один, иногда даже за два года до их проведения.

Указанные сроки необходимы для того, чтобы спортивные организации могли соответствующим образом организовать учебно-тренировочный процесс и осуществить организационно-методические мероприятия.

Спортивная организация, отвечающая за проведение соревнования, создает организационный комитет, в состав которого должно входить, как правило, несколько комиссий, в частности:

1) спортивно-техническая, обеспечивающая техническую часть проведения соревнований;

2) административно-хозяйственная, в обязанности которой входят составление сметы, размещение и участников соревнований и судей, аренда спортивных сооружений, подготовка спортивного инвентаря и оборудования, афиш, билетов, организация приема и отъезда спортивных делегаций;

3) культурно-массовая, организующая культурно-просветительскую работу с участниками соревнований и зрителями;

4) врачебно-контрольная, обеспечивающая врачебный контроль и медицинское обслуживание соревнований;

5) мандатная, решающая вопросы о допуске спортсменов к соревнованиям;

6) судейская, обеспечивающая проведение соревнований в строгом соответствии с утвержденными правилами.

Важнейшим документом, регламентирующим проведение соревнований, являются правила их проведения. В них излагаются действия судей и участников, предусматриваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы поведения футболистов.

Правила соревнований способствуют решению оздоровительных задач и могут оказывать влияние на совершенствование техники и тактики игры, а в ряде случае и методики тренировки.

Ответственными за нормальное проведение соревнований и в известной мере за конечные результаты являются судейская коллегия и судьи конкретно каждой игры.

Спортивный судья ответствен не только за качество проведения соревнования, но в первую очередь и за здоровье их участников. Он должен, прежде всего, безукоризненно знать правила футбола, быть честным, объективным, беспристрастным, решительным и в то же время уравновешенным и принципиальным человеком, пользоваться авторитетом и уважением.

Важной мерой в подготовке и проведении соревнований по футболу является организация медицинского обеспечения. На соревнованиях врач является заместителем главного судьи по медицинскому обеспечению. В его функции входит проверка заявок с визами врачей о допуске спортсменов к соревнованиям, медицинское обслуживание участников и контроль за состоянием их здоровья при многодневных соревнованиях, за состоянием мест соревнований и т.п.

При планировании участия в соревнованиях необходимо соблюдать следующие правила:

нарастание физических и психических нагрузок должно быть постепенным, при этом нужно учитывать возраст и квалификацию спортсменов, а также характер соревнований и время их проведения;

количество и характер соревнований по значимости должны обеспечить условия, чтобы к наиболее ответственным соревнованиям футболисты находились в наилучшей спортивной форме;

продолжительность этапа основных соревнований должна определяться временем, в течение которого спортсмены могут находиться в спортивной форме;

календарный план должен быть стабильным и традиционным.

9.4. Системы проведения соревнований

В настоящее время применяют три основные системы проведения соревнований: круговую, систему с выбыванием (так называемую олимпийскую или кубковую) и смешанную, которая является комбинацией первых двух систем.

При выборе системы проведения соревнований руководствуются задачами, стоящими перед соревнованием, сроками его проведения, количеством участвующих в нем команд, наличием спортивной базы, а также уровнем спортивного мастерства участников.

Каждой системе розыгрыша соответствуют определенные способы составления календаря игр соревнующихся команд (Подробно способы составления календаря игр при различных системах описаны в учебнике “Спортивные игры”. - М.: ФиС, 1984.).

Круговая система

При круговой системе проведения соревнований каждая команда встречается со всеми командами, участвующими в соревновании, в определенной последовательности (по одному разу, если соревнование проводится в один круг, и по два раза, если в два круга). Такая система розыгрыша позволяет наиболее объективно определить соотношение сил соревнующихся команд и выявить не только победителя соревнований, но и места всех других участников. При этом в значительной степени устраняется элемент случайности в общем итоге соревнований.

Команда, набравшая наибольшее количество очков в результате всех проведенных игр, считается победительницей. При равенстве очков у двух или нескольких команд победитель определяется в соответствии с разработанным положением о соревновании (по результату дополнительной игры, по разнице забитых и пропущенных мячей или по результатам сыгранных между ними игр в процессе соревнования).

Недостатком круговой системы является то, что для проведения соревнований требуется много времени. Наиболее правильным считается проведение соревнований по этой системе в два круга (на поле противника и на своем поле), что создает одинаковые (равные) условия для соревнующихся команд.

Система розыгрыша с выбыванием после поражения

Сущность проведения соревнований по системе с выбыванием заключается в том, что команда после проигрыша (первого, второго или третьего) выбывает из соревнований. В настоящее время наиболее распространена система проведения соревнований с выбыванием после первого поражения. Эта система позволяет при большом количестве участников (команд) проводить соревнования в более короткие сроки, чем круговая система.

Основным недостатком этой системы является то, что она не дает полного представления о силах команд, не может определить места всем командам, участвующим в соревнованиях, а также не исключает элемента случайности.

В некоторых случаях применяется разновидность системы с выбыванием, те. система с выбыванием после двух поражений. Особенность ее в том, что каждая участвующая команда выбывает из соревнования не после первого поражения, а после второго.

Смешанная система

Смешанная система проведения соревнований представляет собой сочетание двух систем розыгрыша - круговой и с выбыванием. При этом способе часть соревнований (предварительная или заключительная) проводится по системе в выбыванием, а другая - по круговой. Иногда систему с выбыванием применяют в предварительной части розыгрыша среди команд, разбитых на подгруппы, и уже оставшиеся команды составляют одну группу сильнейших команд, встречающихся в заключительной части соревнований по круговой системе.

Другой вариант смешанной системы предполагает, что команды-участницы на предварительных этапах в подгруппах играют по круговой системе, а в дальнейшем выявляют победителя по системе с выбыванием. Такой вариант смешанной системы получил широкое применение при проведении крупных международных соревнований (чемпионаты мира, Европы, олимпийские футбольные турниры).

Преимущество смешанной системы заключается в том, что она позволяет при достаточно большом количестве участвующих команд провести соревнования в сравнительно небольшой срок и довольно точно определить соотношения сил команд-участниц.

Страница 36 из 36


Организация и проведение соревнований по волейболу

В общем смысле понимания соревнования – это различные по видам деятельности, масштабу, целям специально организованные мероприятия, участники которых в соответствии с установленным регламентом борются между собой за первенство или достижение определенного результата в каком-либо виде спорта.

Апогеем спортивной тренировки команд по волейболу являются соревнования, которые представляют собой довольно сложный комплекс различных мероприятий.

Их подготовка, организация и проведение требуют знаний, умений и навыков. Они проводятся по единым правилам, установленным федерацией волейбола. Эти правила являются обязательным руководством для проведения соревнований. Они определяют количественный состав команды, продолжительность игры, размеры площадки, оборудование и инвентарь. Кроме того, в значительной мере регламентируют и действия участников соревнований.

Соревнования как вид спортивной деятельности проводятся в целях воспитания у спортсменов воли и стремления к победе, коллективизма, способности стойко переносить предельные физические напряжения, а также выработки навыков выполнения разнообразных физический упражнений, игровых приемов и действий.

Соревнования по волейболу способствуют:

– повышению функциональных возможностей организма к выполнению интенсивной физической работы в условиях высоких психических напряжений;

– выявлению уровня морально-волевой, психической, физической, технической и тактической подготовленности команд и отдельных игроков;

– повышению спортивного мастерства занимающихся и определению лучших игроков и команд;

– популяризации волейбола среди людей различных возрастов;

– организации здорового, культурного и активного отдыха молодого поколения.

Соревнования по различным видам спорта подразделяются на командные, личные и лично-командные. В спортивных играх, в том числе и волейболе, организуются командные соревнования.

По своему назначению, организационной форме и задачам указанные соревнования подраз-деляются на следующие виды: первенства или чемпионаты; соревнования на кубок, сокращенные (ускоренные, укороченные), гандикапом (уравнительные), классификационные, отборочные, матчевые и товарищеские встречи.

Первенства или чемпионаты – наиболее ответственные соревнования, в результате проведения которых присваивается почетное звание «чемпиона». Такие соревнования проводятся один раз в год. Победители первенства награждаются золотыми, серебряными и бронзовыми медалями.

Соревнования на кубок обычно проводятся по принципу «проигравший выбывает». Они не требуют много времени и позволяют охватить большое количество команд или участников.

Сокращенные (ускоренные, укороченные) соревнования проводятся в сокращенное время. Укороченные соревнования по волейболу могут проводится до счета «пятнадцать» в каждой партии и т.д.

Укороченные соревнования, как правило, приурочиваются к какому-либо торжественному дню или празднику, к открытию или закрытию спортивного сезона.

Соревнования с гандикапом (уравнительные соревнования) организуются между командами или отдельными участниками различного уровня подготовленности. Гандикап – преимущество в условиях соревнований, предоставляемое более слабому сопернику с целью уравновесить шансы на успех.

Для того чтобы такие соревнования представляли спортивный интерес, как для сильнейших команд, так и для слабейших и создавали условия для напряженной, спортивной борьбы, силы команд искусственно уравниваются. В этом случае более слабым командам еще до начала сорев-нования дается фора (обусловленное количество очков). Такие соревнования проводятся следующим образом. Из числа квалифицированных судей, общественного и тренерского актива избирается организационный комитет (3-7 человек), который не только организует соревнования, но и определяет фору. На заседании комитета заслушиваются мнения тренеров и капитанов играющих команд, анализируются спортивные результаты команд-участниц, уровень их мастерства, моральная и волейбольная подготовка как отдельных игроков, так и команды в целом. После этого для участвующих команд устанавливается определенная фора на каждую игру. Установленная фора записывается на листе бумаги, который вкладывается в конверт и опечатывается. О ней знают только члены организационного комитета. Конверт с форой вскрывается после окончания игры, и судья, учтя форму, объявляет конечный результат встречи.

Соревнования с гандикапом имеют большое педагогическое значение, так как они способствуют тому, что команда младшего разряда проводит игры с командами старшего разряда на более высо-ком морально-волевом, техническом и тактическом уровне. Это заставляет спортсменов команды младшего разряда как бы «подтягиваться» до своих соперников для того, чтобы проиграть ее с минимальным счетом.

Классификационные соревнования проводятся в целях определения уровня спортивной подготовленности спортсменов или команды и выполнения ими разрядных требований.

Отборочные соревнования помогают выявить наиболее подготовленные команды для участия их в более крупных соревнованиях.

Матчевые встречи заранее предусматриваются планом спортивной работы и носят традици-онный характер. В них обычно участвует небольшое количество команд. Такие соревнования способствуют развитию дружеских взаимоотношений между различными спортивными коллективами.

Товарищеские встречи проводятся между командами отдельных учебных заведений, препо-давательским составом и студентами в целях развития спортивного соперничества, организации активного досуга, а также проверки готовности спортсменов к предстоящим соревнованиям, поддержания и совершенствования спортивной формы, упрочения спортивных связей.

Соревнования любого ранга и целевой направленности включают следующие взаимосвязанные компоненты: правила, положения, календари, нормативно-квалификационные требования.

Правила соревнований – документ, четко определяющий условия соревновательной борьбы волейболистов под контролем спортивных судей.

Положение о соревнованиях – документ, регламентирующий условия, порядок, сроки и место проведения соревнований, а также определение и награждение победителей.

Положение о соревнованиях определяет основные характеристики соревнований и должно иметь следующие ясно сформулированные пункты.

1. Цели и задачи (повышение класса команд, популяризация волейбола, подведение итогов, выявление сильнейших команд и игроков для комплектования сборных команд и т.п.).

2. Сроки и места проведения соревнований.

3. Руководство проведением соревнований (указывается, кто проводит соревнование и состав судейской коллегии).

4. Участники соревнований (указывается количество и наименование команд, допускаемых к соревнованиям; количество игроков, тренеров, представителей медперсонала, членов КНГ; требования к возрасту участников и их квалификация).

5. Условия проведения соревнований (указываются способы розыгрыша, оценка результатов, определение победителя, требования к местам соревнований, спортивной форме).

6. Награждение команд и участников (указываются виды поощрений призеров команд).

7. Условия приема и оплаты расходов (расходы организации, проводящей соревнования; направляющих организаций; порядок оплаты судейства).

8. Дисциплинарные проступки (приводятся меры воздействия за поступки и нарушения, совершаемые игроками и тренерами).

9. Порядок подачи протеста (сроки подачи и рассмотрения и орган, которому подают протест).

10. Порядок, сроки подачи заявок на участие в соревнованиях и сроки совещания представителей команд.

С правилами и положением о соревновании тесно связаны календари соревнований. Структура календаря определяет характер проведения соревнований. Соревнования могут быть рассредото-ченными по времени (с разъездами команд): игра на своем поле, потом на поле соперника и концентрированными (турами, когда команды соревнуются в одном месте).

В практике волейбола имеют место следующие способы проведения соревнований:

– круговой (все участвующие команды играют между собой);

– с выбыванием (после проигрыша встречи команда выбывает из соревнований);

– смешанный (первая часть соревнований проводится с выбыванием, вторая – по круговому способу).

Выбор какого-либо способа из них зависит от задач соревнований, количества участвующих команд, спортивной базы. Уровня спортивно-технической подготовленности участников.

Каждый способ розыгрыша имеет определенные разновидности составления календаря встреч соревнующихся команд. Перед составлением календаря игр проводится жеребьевка участвующих команд. По результатам жеребьевки каждая из команд получает определенный номер. На основании этих номеров составляется календарь соревнований.

Круговая система . Сущность проведения данных соревнований заключается в том, что участники встречаются друг с другом. Круговая система проведения соревнований позволяет не только наиболее точно выявить победителя, но и определить места всех других участников, дает точное представление о состоянии морально-волевой, психической, физической, технической и тактической подготовки соревнующихся команд.

Главным недостатком круговой системы соревнований является то, что она требует большого количества времени. Соревнования по круговой системе обычно проводят в один или два круга, чтобы создать одинаковые условия для соревнующихся команд. В этом случае команды встречаются между собой 2 раза: на поле противника и на своем поле.

Для определения количества игровых дней и игр, необходимых для проведения соревнований по круговой системе в один круг, существуют определенные формулы.

Так, определяя количество игровых дней, следует знать общее число команд, участвующих в соревнованиях. Если оно четное, то число игровых дней будет на единицу меньше числа играющих команд. В том случае, если оно нечетное, то число игровых дней будет равно числу команд, участвующих в соревнованиях, т.е. Х = А – 1 (при четном числе команд) и Х = А (при нечетном числе команд), где: Х – количество игровых дней соревнований; А – число команд, участвующих в соревнованиях.

Количество игр при проведении соревнований по круговой системе в один круг определяется по следующей формуле:

где Х – количество игр при проведении соревнований по круговой системе в один круг;

А – общее число команд, участвующих в соревнованиях;

(А – 1) – число игр, которые должна провести каждая команда в ходе соревнований;

2 – показатель того, что в игре одновременно принимают участие две команды.

Если соревнования по круговой системе проводятся не в один, а в два, три или четыре круга, то количество игровых дней и игр соответственно возрастает в два, три или четыре раза.

Календарь игр по круговой системе составляется двумя способами.

Первый способ, который наиболее распространен при проведении соревнований по спортивным играм, предусматривает чередование полей, т.е. все участвующие команды имеют свое поле, и каждая из них проводит часть игр на своем поле, часть – на поле противника. Этот способ носит название «змейка». Календарь игр по данному способу с помощью вспомогательных схем составляется всегда на нечетное число команд, т.е. если команд восемь, то – для семи команд, если пять, то – для пяти.

Таким образом, таблица розыгрыша всегда составляется на число календарных дней независимо от того, четное или нечетное число команд участвует в соревнованиях.

Второй способ составления календаря значительно проще. Он применяется тогда, когда смена полей при проведении соревнований не играет никакой роли, т.е. соревнования проводятся в одном месте, на одном поле для всех участвующих команд. При этом способе порядок игр составляется непосредственно по календарным дням.

При проведении соревнований по круговой системе с большим числом участвующих команд, когда каждой из них нужно определить место в розыгрыше, а время для проведения соревнований ограничено, применяют систему проведения соревнований в один круг с предварительными и финальными играми. Так, если число команд 18, то предварительно их разбивают на подгруппы, например, на 6 подгрупп по 3 команды.

В каждой подгруппе соревнования проводятся в один круг и по результатам определяются места команд (с 1-го по 3-е). Затем команды, занявшие в подгруппах первые места, объединяются в первую финальную группу, где разыгрывают места с 1-го по 6-е; занявшие вторые места – во вторую финальную группу, где разыгрывают места с 7-го по 12-е; занявшие третьи места – в третью финальную группу, где разыгрывают места с 13-го по 18-е.

Исходя из количества участвующих команд, число команд в подгруппах, где проводятся предварительные игры, можно увеличить, например 18 команд разбить на 3 предварительные подгруппы (по 6 команд в каждой подгруппе). После проведения соревнований в подгруппах в первую финальную группу можно объединить команды, занявшие в подгруппах 1-е и 2-е места; во вторую – команды, занявшие в подгруппах 3-е и 4-е места; в третью – команды, занявшие 5-е и
6-е места, и т.д.

Таким образом, каждой из восемнадцати участвующих в соревнованиях команд будет определено место в соревнованиях. Причем для того, чтобы повторно не проводить в финальных группах встречи между командами, которые вошли в одну финальную группу из одной предварительной подгруппы, результат встречи, проведенной в предварительной подгруппе, засчитывается в финале.

Круговая система с предварительными и финальными играми значительно сокращает время проведения соревнований. При распределении команд на предварительные подгруппы по силам следует исходить из прошлогодних или каких-либо других результатов соревнований, а если таковых нет, то провести распределение команд на подгруппы согласно жребию.

В тех случаях, когда не производится разбивка команд на подгруппы, так как команд немного, и они будут играть все вместе в одной подгруппе, проводится общая жеребьевка. Если команд много, а сроки проведения соревнования ограничены, они разбиваются на подгруппы с помощью рассеивания, что создает возможность сформировать подгруппы примерно равные по силам.
В настоящее время применяются два способа рассеивания: жребием и «змейкой». Обычно команды по подгруппам рассеиваются по результатам прошлогодних, предыдущих или предварительных соревнований.

Рассеивание жребием производится следующим образом. После определения принципа рассе-ивания команд, число которых соответствует количеству подгрупп, проводят жеребьевку для распределения по подгруппам. Например, если подгрупп три, то команды, занявшие в прошлом году 1-е, 2-е и 3-е места, рассеиваются жребием по этим подгруппам, затем таким же образом распределяются по жребию команды, занявшие в прошлом году 4-е, 5-е и 6-е места и т.д. Рассеиванию могут подвергаться все команды или часть из них. Так, например, вначале рассеи-ваются по подгруппам команды – призеры прошлогодних соревнований. Для всех остальных проводится общая жеребьевка, при этом обращается внимание на то, чтобы в зависимости от вытянутого номера, команды попадали в определенную подгруппу.

Рассеивание по способу «змейка» осуществляется в таком порядке. Всем командам присваиваются номера в соответствии с местом, занятым ими на прошлогодних или предыдущих соревнованиях, после чего они распределяются по подгруппам.

После рассеивания команд по подгруппам жребием или способом «змейка» в них проводится дополнительная жеребьевка. Способ рассеивания команд по подгруппам и количество команд, подвергающихся рассеиванию, предусматриваются Положением о соревнованиях.

Места команд в результате проведенных соревнований определяются по сумме очков, набранных ими в играх всех календарных дней. Начисление очков командам в ходе соревнований производится в соответствии с оценочной шкалой, предусматривающей начисление определенного количества очков за победу, поражение и неявку команды на соревнования в соответствии с Положением о соревнованиях.

Система с выбыванием . Сущность проведения соревнований по системе с выбыванием заключается в том, что команда после проигрыша (первого, второго или третьего поражения) выбывает из соревнований. В настоящее время наиболее распространена система проведения соревнований с выбыванием после первого поражения, по которой разыгрываются кубки. Эта система дает возможность при большом количестве команд проводить соревнования в более короткие сроки, чем круговая система. Основным недостатком ее является то, что она не дает полного представления о силах команд, не позволяет определить места всем командам, участвующим в соревнованиях. При проведении соревнований по данной системе возможен элемент случайности, т.е. слабая команда может стать даже победительницей соревнований.

При составлении календаря игр по этой системе, прежде всего, составляется сетка распре-деления игр на заявленное количество команд, участвующих в соревнованиях, а затем проводится жеребьевка.

Для четного количества команд они записываются столбиком сверху вниз в возрастающем порядке, начиная с 1-й и заканчивая последней. Затем, начиная сверху, номера соединяются попарно, образуя игровые пары первого дня соревнований. Победители объединяются в том же порядке в игровые пары второго дня соревнований, образуя финальную пару, победитель которой будет являться обладателем Кубка.

Если число команд не является четным, то в первый день соревнований проводятся игры определенного числа команд из общего количества участвующих в соревнованиях. В ходе этих игр проигравшие команды выбывают из соревнований, а оставшиеся образуют со всеми остальными число команд, являющееся четным.

Для определения количества команд, играющих в первый день, пользуются формулой

Х = (А – 2 n) ·2,

где Х – количество команд, участвующих в играх в первый день соревнований;

А – общее число команд;

2 n – число, являющееся степенью 2 из общего числа команд;

2 – показатель того, что играют одновременно две команды.

В соответствии с общепринятыми положениями в играх первого дня соревнований участвуют команды, имеющие согласно жеребьевке средние номера. Команды, не играющие в первый день соревнований, распределяются в верхней и нижней частях сетки игр поровну (если общее число команд четно).

Для определения количества игровых дней и игр при проведении соревнований по системе с выбывание пользуются формулой: Х = n, где Х – количество дней, необходимое для проведения соревнований по системе с выбыванием после первого поражения, n – степень четного числа из общего количества участвующих команд. Например, если число команд 8, то количество игровых дней будет 3, так как 8 является третьей степенью числа 2, т.е. Х = n = 3.

Если количество команд не является степенью числа 2, то пользуются формулой:

Х = n + 1, где Х – количество дней проведения соревнований по системе с выбыванием после первого поражения, n + 1 – степень числа 2 плюс единица. Например, если число команд 10, то количество игровых дней будет 3 + 1, так как из 10 число 8 является третьей степенью числа 2, а один день необходим для того, чтобы из состязаний выбыли 2 команды в первый день и осталось число команд, равное 8, т.е. Х = n + 1 = 3 + 1 = 4.

Количество игр для проведения соревнований по системе с выбыванием определяется по формуле: Х = (А – 1)·n, где Х – количество игр для проведения соревнований по системе с выбывание, А – число команд, участвующих в соревнованиях, n – количество поражений, после которого команда выбывает из соревнований.

Например, если число команд 12 и соревнования проводятся с выбыванием после первого поражения, то количество игр будет равно Х = А – 1 = 12 – 1 = 11. Если соревнования проводятся с выбыванием после второго поражения, то количество игр будет равно Х = (А – 1) 2 = (12 – 1) 2 = 22.

При данной системе проведения соревнований две сильнейшие команды по жеребьевке могут попасть в одну половину сетки распределения игр (элемент случайности), в связи с чем одна из них еще до финала, естественно, должна выбыть из соревнований. В финал выходят команды из разных половин сеток, совершенно не равные по силе. Чтобы этого не случилось, при проведении соревнований по системе с выбыванием после первого поражения часто применяют искусственное рассеивание двух сильнейших команд по разным половинам сетки распределения игр. С этой целью между двумя сильнейшими командами (с учетом результатов прошлогодних или предыдущих соревнований) проводится жеребьевка, в результате которой определяется, кому их них достанется первый и последний номер общего числа команд, участвующих в соревнованиях. Для остальных команд после этого проводится жеребьевка со 2-го по предпоследний номер включительно. Таким образом, две сильнейшие команды, если, безусловно, они до финала никому не проиграют, встретятся между собой только в финале. По этой системе определяются 1-е и 2-е места.

Хозяевами площадки при проведении соревнований по системе с выбыванием в первый день являются команды, имеющие нечетные номера, во второй день – команды, игравшие в первый день на поле противника.

Если же обе команды играли на поле противники или на своем поле, то между ними проводится жеребьевка, выявляющая место их встречи. Все последующие встречи определяются тем же способом. Исключение составляет финальная игра, которая может заранее назначаться в определенном месте.

Соревнования по смешанной системе. Смешанная система проведения соревнований пред-ставляет собой сочетание двух систем розыгрыша: круговой и с выбывание. При этой системе часть соревнований (предварительная или заключительная) проводится по круговой системе, а другая часть – по системе с выбыванием.

Иногда систему с выбыванием применяют в предварительной части розыгрыша среди команд, разбитых на подгруппы, а из оставшихся команд составляют группы сильнейших, встречающихся в заключительной части соревнований по круговой системе. Иногда же, в зависимости от числа участвующих команд или от других каких-либо условий, соревнования по смешанной системе проводят следующим образом. Команды распределяются на две подгруппы, в каждой из которых проходят соревнования по круговой системе в один круг. После окончания соревнований в подгруппах и определения мест, занятыми командами, проводятся стыковые игры (по системе с выбыванием) между командами, занявшими первые места в подгруппах, в результате которых определяются 1-е и 2-е места среди всех команд, участвующих в соревнованиях. Таким же образом определяются все последующие места.

Преимущество смешанной системы заключается в том, что она позволяет при большом коли-честве участвующих команд провести соревнования в сравнительно небольшой срок и довольно точно определить соотношение сил команд-участниц. В настоящее время по данной системе проводятся наиболее крупные международные соревнования, например, Олимпийские игры или первенства (чемпионаты) мира.

Планирование спортивных соревнований (в зависимости от ранга) осуществляется соответст-вующими федерациями, спорткомитетами, спортивными клубами и другими организациями.

Разрабатывается календарный план соревнований с учетом сроков проведения и система про-ведения, составляется положение, разрабатывается документация (таблицы, протоколы, отчеты и др.), назначается главный судья, главный секретарь и определяется состав судей, непосредственно проводящих соревнования. Состав судейских бригад формируется до начала соревнований.

Для подготовки соревнований крупного масштаба создается организационный комитет, назна-чаются ответственные исполнители и комиссии по выполнению определенного вида работ:

1. Паспортизация спортсооружений.

2. Подготовка мест размещения и мест тренировок.

3. Организация питания и транспортного обеспечения.

4. Обеспечение правопорядка на спортсооружениях.

В общем смысле понимания соревнования – это различные по видам деятельности, масштабу, целям специально организованные мероприятия, участники которых в соответствии с установленным регламентом борются между собой за первенство или достижение определенного результата в каком-либо виде спорта.

Апогеем спортивной тренировки команд по волейболу являются соревнования, которые представляют собой довольно сложный комплекс различных мероприятий.

Их подготовка, организация и проведение требуют знаний, умений и навыков. Они проводятся по единым правилам, установленным федерацией волейбола. Эти правила являются обязательным руководством для проведения соревнований. Они определяют количественный состав команды, продолжительность игры, размеры площадки, оборудование и инвентарь. Кроме того, в значительной мере регламентируют и действия участников соревнований.

Соревнования как вид спортивной деятельности проводятся в целях воспитания у спортсменов воли и стремления к победе, коллективизма, способности стойко переносить предельные физические напряжения, а также выработки навыков выполнения разнообразных физический упражнений, игровых приемов и действий.

По своему назначению, организационной форме и задачам указанные соревнования подраз-деляются на следующие виды: первенства или чемпионаты; соревнования на кубок, сокращенные (ускоренные, укороченные), гандикапом (уравнительные), классификационные, отборочные, матчевые и товарищеские встречи.

Первенства или чемпионаты – наиболее ответственные соревнования, в результате проведения которых присваивается почетное звание «чемпиона». Такие соревнования проводятся один раз в год. Победители первенства награждаются золотыми, серебряными и бронзовыми медалями.

Соревнования на кубок обычно проводятся по принципу «проигравший выбывает». Они не требуют много времени и позволяют охватить большое количество команд или участников.

Сокращенные (ускоренные, укороченные) соревнования проводятся в сокращенное время. Укороченные соревнования по волейболу могут проводится до счета «пятнадцать» в каждой партии и т.д.

Укороченные соревнования, как правило, приурочиваются к какому-либо торжественному дню или празднику, к открытию или закрытию спортивного сезона.

Соревнования с гандикапом (уравнительные соревнования) организуются между командами или отдельными участниками различного уровня подготовленности. Гандикап – преимущество в условиях соревнований, предоставляемое более слабому сопернику с целью уравновесить шансы на успех.

Для того чтобы такие соревнования представляли спортивный интерес, как для сильнейших команд, так и для слабейших и создавали условия для напряженной, спортивной борьбы, силы команд искусственно уравниваются. В этом случае более слабым командам еще до начала сорев-нования дается фора (обусловленное количество очков). Такие соревнования проводятся следующим образом. Из числа квалифицированных судей, общественного и тренерского актива избирается организационный комитет (3-7 человек), который не только организует соревнования, но и определяет фору. На заседании комитета заслушиваются мнения тренеров и капитанов играющих команд, анализируются спортивные результаты команд-участниц, уровень их мастерства, моральная и волейбольная подготовка как отдельных игроков, так и команды в целом. После этого для участвующих команд устанавливается определенная фора на каждую игру. Установленная фора записывается на листе бумаги, который вкладывается в конверт и опечатывается. О ней знают только члены организационного комитета. Конверт с форой вскрывается после окончания игры, и судья, учтя форму, объявляет конечный результат встречи.

Соревнования с гандикапом имеют большое педагогическое значение, так как они способствуют тому, что команда младшего разряда проводит игры с командами старшего разряда на более высо-ком морально-волевом, техническом и тактическом уровне. Это заставляет спортсменов команды младшего разряда как бы «подтягиваться» до своих соперников для того, чтобы проиграть ее с минимальным счетом.

Классификационные соревнования проводятся в целях определения уровня спортивной подготовленности спортсменов или команды и выполнения ими разрядных требований.

Отборочные соревнования помогают выявить наиболее подготовленные команды для участия их в более крупных соревнованиях.

Матчевые встречи заранее предусматриваются планом спортивной работы и носят традици-онный характер. В них обычно участвует небольшое количество команд. Такие соревнования способствуют развитию дружеских взаимоотношений между различными спортивными коллективами.

Товарищеские встречи проводятся между командами отдельных учебных заведений, препо-давательским составом и студентами в целях развития спортивного соперничества, организации активного досуга, а также проверки готовности спортсменов к предстоящим соревнованиям, поддержания и совершенствования спортивной формы, упрочения спортивных связей.

Соревнования любого ранга и целевой направленности включают следующие взаимосвязанные компоненты: правила, положения, календари, нормативно-квалификационные требования.

Правила соревнований – документ, четко определяющий условия соревновательной борьбы волейболистов под контролем спортивных судей.

Положение о соревнованиях – документ, регламентирующий условия, порядок, сроки и место проведения соревнований, а также определение и награждение победителей.

Положение о соревнованиях определяет основные характеристики соревнований и должно иметь следующие ясно сформулированные пункты.

1. Цели и задачи (повышение класса команд, популяризация волейбола, подведение итогов, выявление сильнейших команд и игроков для комплектования сборных команд и т.п.).

2. Сроки и места проведения соревнований.

3. Руководство проведением соревнований (указывается, кто проводит соревнование и состав судейской коллегии).

4. Участники соревнований (указывается количество и наименование команд, допускаемых к соревнованиям; количество игроков, тренеров, представителей медперсонала, членов КНГ; требования к возрасту участников и их квалификация).

5. Условия проведения соревнований (указываются способы розыгрыша, оценка результатов, определение победителя, требования к местам соревнований, спортивной форме).

6. Награждение команд и участников (указываются виды поощрений призеров команд).

7. Условия приема и оплаты расходов (расходы организации, проводящей соревнования; направляющих организаций; порядок оплаты судейства).

8. Дисциплинарные проступки (приводятся меры воздействия за поступки и нарушения, совершаемые игроками и тренерами).

9. Порядок подачи протеста (сроки подачи и рассмотрения и орган, которому подают протест).

10. Порядок, сроки подачи заявок на участие в соревнованиях и сроки совещания представителей команд.

С правилами и положением о соревновании тесно связаны календари соревнований. Структура календаря определяет характер проведения соревнований. Соревнования могут быть рассредото-ченными по времени (с разъездами команд): игра на своем поле, потом на поле соперника и концентрированными (турами, когда команды соревнуются в одном месте).

В практике волейбола имеют место следующие способы проведения соревнований:

– круговой (все участвующие команды играют между собой);

– с выбыванием (после проигрыша встречи команда выбывает из соревнований);

– смешанный (первая часть соревнований проводится с выбыванием, вторая – по круговому способу).

Выбор какого-либо способа из них зависит от задач соревнований, количества участвующих команд, спортивной базы. Уровня спортивно-технической подготовленности участников.

Каждый способ розыгрыша имеет определенные разновидности составления календаря встреч соревнующихся команд. Перед составлением календаря игр проводится жеребьевка участвующих команд. По результатам жеребьевки каждая из команд получает определенный номер. На основании этих номеров составляется календарь соревнований.