Методика формирования связной речи у дошкольников

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В Федеральном государственном образовательном стандарте в программе « От рождения до школы» появляется ряд новых образовательных областей, в том числе «Речевое развитие». Данная область подчеркивает основную функцию речи – быть средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А.М.Леушиной, Е.И.Тихеевой, А.П.Усовой, Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду разрабатывались А.М.Бородич, В.В.Гербовой, О.С.Ушаковой, Федоренко Л.П. и др.

Связная речь – это развернутое изложения определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно интонационно выразительно.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.
Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.

Известны два основных вида речи: диалогическая и монологическая.

Диалог – это беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них. Черты диалога – это неполное предложение, яркая интонационная выразительность, жесты и мимика. Для диалога важны умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с вопросом собеседника строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.

Монолог характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Объяснение, пересказ, рассказ требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и её словесному оформлению. Кроме того, важна произвольность монолога, т.е. умение избирательно пользоваться языковыми средствами, выбирать слова, словосочетания и синтаксические конструкции, наиболее полно и точно передающие мысль говорящего.

Детям второй младшей группы лет доступна простая форма диалога: ответы на вопросы. Разговорная речь детей трехлеток является основой для формирования монолога в среднем возрасте.

Детей средней группы можно начинать обучать пересказу и составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам, т.к. их словарный запас к этому возрасту достигает 2,5 тысяч слов. Но детские рассказы еще копируют образец взрослого.

У детей пятилетнего возраста монолог достигает достаточно высокого уровня. Ребенок может последовательно пересказать текст, составить сюжетный и описательный рассказы на предложенную тему. Однако дети все ещё нуждаются в предшествующем образце педагога, т.к. у них, в большинстве, ещё отсутствует умение в монологе выразить своё эмоциональное отношение к описываемым предметам и явлениям.

С детьми младшего возраста педагог развивает навыки диалога:

Учит слушать и понимать речь взрослого;
- учит говорить в присутствии других детей, слушать и понимать их речь;
- учит выполнять действие по словесной инструкции (принести что-то, показать что-то или кого-то в группе или на картинке);
- учит отвечать на вопросы воспитателя;
- повторять за воспитателем слова и песенки действующих лиц сказок;
- повторять за воспитателем небольшие стихотворные тексты.

В общей сложности, педагог готовит детей к обучению монологу.

В среднем и старшем возрасте (4-7 лет) детей обучают основным видам монолога: пересказу и рассказу. Обучение рассказыванию проходит поэтапно, от простого к сложному, начинается с простого пересказа короткого текста и заканчивается высшими формами самостоятельного творческого рассказа.

Обучение пересказу

В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности, но существуют и общие методические приемы:

Подготовка к восприятию текста;
- первичное чтение текста педагогом;
- беседа по вопросам (вопросы, начиная от репродуктивных и заканчивая поисковыми и проблемными);
- составление плана пересказа;
- повторное чтение текста педагогом;
- пересказ.

План бывает устным, картинным, картинно-словесным и символическим.

В младшей группе проводится подготовка к обучению пересказу.

Задачи педагога на этом этапе:

Научить детей воспринимать знакомый текст, читаемый или рассказываемый воспитателем;
- подвести к воспроизведению текста, но не воспроизводить.

Методика обучения пересказу детей второй младшей группы

Воспроизведение воспитателем хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий («Колобок, «Репка», «Теремок», рассказы-миниатюры Л.Н.Толстого).
Запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности: настольного или кукольного театра, фланелеграфа.
Повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из текста или 1-2 слов из предложения.

В средней группе при обучении пересказе решаются более сложные задачи:

Научить детей воспринимать не только хорошо знакомый, но и впервые прочитанный текст;
- научить детей передавать разговор действующих лиц;
- научить последовательно пересказывать текст;
- научить слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.

Методика обучения пересказу детей старшей группе:

Вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме;

Выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание, что может нарушить целостное восприятие художественного произведения;
- беседа по содержанию и форме текста, причем вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и направлены не только на понимание содержания текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера героев, отношение к ним детей. Должны присутствовать вопросы о том, как автор описывает то или иное событие, с чем его сравнивает, какие слова и выражения использует. Можно задавать детям поисковые (где? куда?) и проблемные (как? зачем? почему?) вопросы, требующие ответов сложноподчиненными предложениями.
- составление плана пересказа (в старшей группе воспитателем вместе с детьми, а в подготовительной группе детьми);

Повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание;
- пересказ текста детьми;

Оценка детского пересказа (дает воспитатель вместе с детьми, в подготовительной группе – дети).

Короткий текст пересказывается полностью, длинный и сложный дети пересказывают по цепочке.

В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа:

Из нескольких текстов дети выбирают один, по своему желанию;
- дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии;
- драматизация детьми литературного произведения.

Обучение рассказу по картине и по серии картин

Обучение рассказу по картине и по серии картин в младшей группе:

В младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине, т.к. связного изложения трехлетка составить еще не может, это:

Рассматривание картины;
- ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине (кто и что нарисовано? что делают персонажи? какие они?).

Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные) и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей (игры детей, дети на прогулке, дети дома и т.д.). Важно создать эмоциональный настрой для рассматривания картины. Помогут в этом знакомые детям песенки, стихи, потешки, загадки, поговорки. Можно использовать игровые приемы:

Показать картину любой игрушке;

связать рассматривание картины с рассматриванием любимой игрушки;
- познакомить с картиной гостя.

Обучение рассказу по картине и по серии картин в средней группе:

В средней группе становится возможным обучение детей рассказу по картине, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает мыслительная активность.

Методика обучения рассказу по картине детей средней группы:

1. подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки, загадки по теме, присутствие сказочных персонажей, все виды театров и др.)
2. рассматривание картины в целом;
3. вопросы к картине воспитателя;
4. образец рассказа по картине воспитателя;
5. рассказы детей.

Воспитатель помогает детям рассказывать опорными вопросами, подсказывает

слова, словосочетания.

В конце года, если дети научились рассказу по картине по образцу и по вопросам, вводится план рассказа.

В старшей и подготовительной группе появляется возможность для самостоятельного составления рассказов по картинам.

Рассказ образец дается уже не для точного воспроизведения. Используются литературные образцы.

Становится возможным пользоваться сериями сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Например: «Заяц и снеговик», «Медвежонок на прогулке», «Истории в картинках»» Радлова.

В старшем и подготовительном возрасте учим детей видеть не только то, что

изображено на переднем плане, но и задний план картины, её основной фон, элементы пейзажа и природные явления, состояние погоды, то есть, учим видеть не только основное, но и детали.

Также и с сюжетной линией. Учим детей видеть не только то, что изображено в настоящий момент, но и то, что предшествовало, и последующие события.

Воспитатель задает вопросы, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины.

Очень важно сочетать задачу по развитию связной речи с другими речевыми задачами: обогащением и уточнением словаря, формированием грамматического строя речи и её интонационной выразительности.

Методика обучения рассказу по картине в старшей группе:

1. подготовка к эмоциональному восприятию картины;
2. лексико-грамматические упражнения по теме занятия;
3. рассматривание картины в целом;
вопросы педагога по содержанию картины;
5. составление плана рассказа педагогом вместе с детьми;
6. рассказ по картине сильного ребенка, как образец;
7. рассказы 4-5 детей;
8. оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя.

В подготовительной к школе группе дети готовы к обучению рассказыванию по пейзажной картине. На таких занятиях особенно большое значение приобретают лексико-грамматические упражнения на подбор определений, сравнений, употребление слов в переносном смысле, синонимов и антонимов. Важно научить детей придумывать предложения на заданную тему и произносить их с различной интонацией.

Составление описательных рассказов и сравнительных описаний

Составление описательных рассказов и сравнительных описаний в младшей группе:

В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию:

Рассматривание игрушек (большое значение имеет подбор игрушек – лучше рассматривать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду, это обеспечивает активизацию словаря детей);

Тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые дети обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные части, материал, из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает детям отвечать на вопросы;
- использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней;
- рассказ воспитателя об игрушке.

Таким образом, дети самостоятельно не рассказывают об игрушке, но готовятся к составлению описательного рассказа в более старшем возрасте.

В средней группе дети уже готовы к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках.

Методика обучению рассказу-описанию детей средней группы :

1. рассматривание игрушки;
2. вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею;
3. образец рассказа воспитателя;
4. рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;
5. рассказы 4-5 детей по опорным вопросам воспитателя;

Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный педагогом.

Теперь методика обучения выглядит так:
1. рассматривание игрушки;
2. вопросы воспитателя;
3. составление воспитателем плана рассказа об игрушке;
4. образец рассказа воспитателя по плану;
5. рассказы детей по плану и опорным вопросам;
6. оценка детских рассказов воспитателем.

Как часть занятия можно выделить другие виды работ по теме:

Узнавание игрушки по контуру;
- графические упражнения с ней: обведение предметного контура игрушки, штрихование её;
- рисование данной игрушки, её лепка, аппликация;
- выкладывание разрезных картинок по теме;
- игры с данной игрушкой;
- чтение стихов, разучивание песенок, придумывания загадок описательного характера об игрушке.

В старшем и в подготовительном к школе возрасте дети учатся составлять рассказы описания и сравнительные описания различных предметов и живых объектов.
Описание обязательно проводится по плану.

Методика обучения описанию детей старшей группы:

1. лексико-грамматические упражнения по теме занятия;
2. рассматривание объекта описания;
3. вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки,
внешне и внутренне составляющее; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему;
4. составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа;
5. рассказ сильного ребенка;
по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога;
6. рассказы 4-5 детей об объекте;
7. оценка рассказов воспитателем, затем детьми (рассказы оцениваются поочередно, критерии оценки задает воспитатель).

Рассказы – описания можно составлять «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, а другой заканчивает. Объекты рассказов можно нарисовать, слепить, сделать аппликацию, сложить из частей (кроме одушевленных объектов – не членятся).

Можно включить в занятие элементы конструирования, театральной и игровой деятельности.

В подготовительной группе методика обучения описанию та же.

Кроме того, в подготовительной к школе группе широко используются сравнительные описания, когда одновременно описываются и сравниваются два объекта. Подготовительная работа - обучение детей составлению сложносочиненных предложений с союзами «а», «и»; например: «помидор сладковатый, а лук горький. Демисезонное пальто носят осенью, и вязаный берет носят осенью тоже».

Такие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя.

Для описания в подготовительной группе можно использовать более сложные по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека, можно описывать времена года, профессии людей. После составления описания можно составить сюжетный рассказ, включив в него описываемые предметы. Начало рассказа придумывает воспитатель, как бы задавая сюжетную линию, которую развивают дети. Например, на занятии было составлено сравнительное описание кошки и мышки. Воспитатель начинает рассказ: «Узнала кошка, что мышка в её доме норку устроила. Стала кошка мышку караулить. Выбежала мышка из норки...» Дети продолжают рассказ, заканчивают его. Если рассказ получился интересный, можно записать его в альбом, а кто-то из детей нарисует к нему иллюстрацию. Можно сделать инсценировку рассказа, где дети сами распределяют роли, затем включают в игру элементы описания.

Существуют еще рассказы детей из личного опыта.

Вводятся они в средней группе, широко используются в старшей и в подготовительной.

Из личного опыта.

В среднем возрасте дети рассказывают о своих игрушках, домашних животных, прогулках, экскурсиях .


Целесообразно коллективное рассказывание. Сюжетную линию намечает педагог, например: «О том, что дети видели на экскурсии» - «Сначала мы расскажем как пошли на экскурсию, затем вспомним, что нового и интересного там увидели, а закончим рассказом о том, что нам больше всего понравилось».

В старшем и подготовительном к школе возрасте вводится темы природы, общественной жизни, ознакомления с трудом взрослого. По мере усложнения существуют виды рассказов:
- рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («как мы устроили цветник», «кто обедал в птичьей столовой»);
- рассказы на основе бесед и чтения книг («как звери живут зимой»);
- рассказ на основе сравнений разных времен года («наш участок зимой и летом»);
- рассказ об одном времени года («что ты знаешь об осени?») и об отдельном явлении природы («радуга после дождя», «как мы видели ледоход»);
- рассказ о том, что делали в праздничные и выходные дни, как провели отпуск, где побывали;
- коллективное составление письма (например: Письмо деду Морозу).

Творческие рассказы вводятся во второй половине старшей и в подготовительной к школе группе, когда дети овладевают большим запасом слов, грамотным построением предложений, интонационной выразительностью речи.

Варианты творческого рассказа в порядке усложнения:

Придумывание продолжения и завершение рассказа;
- придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя;
- придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем;
- придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Методика заучивания стихотворений:

Дети дошкольного возраста могут специально заучивать художественные произведения несложных жанров, начиная с потешек в 1-й и 2-й младших группах и кончая более трудными в тематическом плане стихами о Родине. Как же учат детей запоминанию? Прежде всего им объясняют само значение (лексическое значение) слова помнить, запоминать. Вначале это слово выступает как синоним слова повторить.

Например, воспитатель занимается с ребенком младшего возраста, разучивает с ним потешку: - Витенька, давай позовем солнышко так: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко!» Повтори (или: «Теперь ты скажи»). Мальчик старается повторить слова потешки.


- Как ты хорошо запомнил! (или: «Ты уже почти запомнил!») - ободряет воспитатель. На следующем занятии, организуемом с тремя - пятью детьми (с которыми уже проведены индивидуальные занятия), воспитатель просит:

Вспомните, как мы звали солнышко, чтобы оно выглянуло в окошечко. Каждый ребенок пытается воспроизвести слова потешки. Воспитатель хвалит тех, кому это удается. Тем, кто затрудняется, помогает.

Итак, приемы произвольного запоминания:

1) повторение текста, 2) припоминание текста.

Организация занятий по заучиванию художественных текстов. В каждой возрастной группе воспитатель заучивает с детьми 1-2 произведения в месяц. Как видно из программы «От рождения до школы», для заучивания наизусть выбираются небольшие тексты: в младших и средней группах - в 1-2 строфы, в старшей и подготовительной - больше (в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка). Для запоминания текста, по данным психологов, ребенку нужно 8-10 раз повторить его, но не на одном занятии; раза 2-3- припомнить. Произведение разучивается сразу целиком: это необходимо для целостного понимания его смысла, структуры образов, гармонии созвучий. Дробление стихотворения на строчки для заучивания на разных занятиях обессмысливает произведение, мешает его восприятию, а следовательно, и запоминанию.

При заучивании большого по объему произведения допускается припоминание его по частям.

Занятие обычно строится по плану :

1. вступительная реплика (или небольшая беседа) воспитателя;
2. чтение воспитателем всего текста,

3. повторение всего текста ребенком с хорошей памятью,

4. повторение всего текста ребенком с плохой памятью.

Детям с плохой памятью воспитатель помогает: ободряет взглядом, жестом, подсказывает слова, подсказывает (на первых порах просто заставляет имитировать) интонацию.

Чтобы детям не скучно было многократно повторять один и тот же текст, воспитатель включает в работу элементы игры:

- К нам пришла кукла Катя (мишка, зайка или другая игрушка), прочти еще раз стихи для нее!

- Стань, Нина, за ширмочку так, чтобы тебе не было видно группу, и угадай, кто сейчас будет читать стихи.

Занятие не может быть целиком посвящено заучиванию одного произведения: детей нельзя утомлять до такой степени, чтобы они потеряли интерес к данному стихотворению. Занятие по заучиванию наизусть, как показывает опыт, целесообразно дополнять другими работами, например повторением (припоминанием) ранее разученных стихотворений, играми по технике речи. Работа по заучиванию произведений разных жанров различна в зависимости от жанра.

Для запоминания ребенком потешки иногда достаточно того, чтобы она прозвучала в момент, когда у него хорошее настроение - когда ему радостно от ощущения здоровья, от внимания взрослых. В потешке ребенок слышит прежде всего музыку, и этого часто бывает достаточно, чтобы он захотел сам повторить, а потом и припомнить ритм этой музыки. Но в потешке ребенок различает и образы, если в этом помогает ему воспитатель. Помощь воспитателя состоит в том, чтобы вовремя соединить слова потешки с реальными явлениями, которые названы этими словами: солнце залило светом комнату, где находится ребенок, - и воспитатель припевает: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко!»; ребенок охотно ему вторит. Идет теплый дождик, и дети вместе с воспитателем радостно скандируют потешку: «Дождик, дождик, веселей, капай, капай, не жалей!» или стихи 3. Александровой: «К нам на длинной мокрой ножке дождик скачет по дорожке».

Очень важно помочь детям соединить чувственно воспринимаемый образ внешнего мира со словами лирического стихотворения о природе. Воспитатель должен прочесть первый раз эти стихи тогда, когда дети подготовлены к восприятию именно этого явления природы, когда они охвачены соответствующим настроением. Вот пришла осенняя пора, и дети слышат стихотворение А. Плещеева «Осенью». Они смотрят в окно, и чудесные слова стихотворения глубоко входят в их память. Застигнутые на прогулке снегопадом, дети услышат стихотворение И. Сурикова «Белый снег, пушистый». В апрельский день, бродя с ребятами по рыхлому снегу у покрытого ледяной коркой, но уже ожившего ручья, воспитатель может прочитать им стихи А. Блока «Весна идет сторонкой...». Собирая цветы на весеннем, залитом солнцем лугу, дети с радостным чувством воспримут стихи А. Майкова «В мае». А лирические стихи о лете малышам в первый раз лучше читать летом.

Воспитатель помогает детям запоминать стихи, обращая их внимание на выразительные языковые средства.

Воспитатель должен помнить, что работа по заучиванию наизусть, как и всякая другая работа по развитию речи детей, несколько отличается в разных возрастных группах, несмотря на то что проходит, в общем, по примерно одинаковому для всех групп плану.

Детям младшего дошкольного возраста требуется большая наглядность, иногда даже театрализация стихотворения непосредственно перед заучиванием его наизусть. Позднее воспитатель может ограничиться уже только вступительной репликой, но обращение к наглядным пособиям типа муляжей, картинок и т. п., безусловно, остается.

Ребенку четвертого года жизни воспитатель предлагает повторять строчки с ним вместе, а потом просит его одного рассказать все стихотворение, при этом потихоньку подсказывает ему слова, которые тот забыл. Если есть необходимость, с некоторыми младшими дошкольниками воспитатель снова читает вместе: он начинает - ребенок заканчивает строку. После такого упражнения задание для ребенка усложняется: он должен повторять за воспитателем целые строфы (2-4 строки).

В средней и старших группах воспитатель, повторяя, как обычно, чтение текста 2-3 раза, может предварительно предупредить детей, чтобы они постарались запомнить. Время от времени он обращается то к одному, то к другому ребенку: «Саша, ты стараешься запомнить? Старайся, Сашенька! Сейчас я спрошу тебя». Затем начинаются упражнения в заучивании (как описано выше): чтение вместе с воспитателем «кусков» разной величины.


Для лучшего запоминания всего стихотворения старшими дошкольниками воспитатель задает им вопросы по тексту, и дети отвечают цитатами из этого стихотворения. Во всех возрастных группах сначала нужно вызвать ребенка с хорошей памятью, а потом детей, менее развитых. Большие трудности вызывает у дошкольников понимание аллегорического смысла басни. Дети любят слушать басни, но воспринимают их как сказку о животных. Аллегория басни не доходит до малышей без помощи воспитателя. Чтобы помочь им понять иносказание, воспитатель напоминает какой-либо известный им факт и проводит аналогию с содержанием басни.

Инновационные технологии по развитию речи детей

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только - что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических занятиях.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, необходимо использовать следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, компьютерные технологи.

Здоровьесбрегающих технологий по развитию речи:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:, логоритмика, дыхательные гимнастики, суд-жок терапия.

3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом.

Технологии моделирования включает в себя:

Включение элементов моделирования в занятия по развитию речи позволяет работу по связной речи сделать интересной. Хорошо заучивать стихотворений с помощью мнемотехники, проведение занятий по пересказу произведений или рассказу по лексическим темам

Мнемотаблицы, схемы, мнемодорожки все это входит в технологию моделирования.

Связную речь детей можно развивать применяя ТРИЗ-технологии: придумывать начало рассказа, конец рассказа, придумывали рассказы от имени кого-либо живого предмета, от первого лица, от имени неживого предмета, придумывали сказки и рассказы на различные лексические темы, составляли рассказ по пословице, придумывали смешные истории, составляли рассказы небылицы.

С применением компьютерных технологий можно проводить интересные занятия по развитию речи .

Литература по формирования связной речи у детей дошкольного возраста:

    Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.

    Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 1991.

    Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.

    Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Совершенствование связной речи. – М.: Социально-политический журнал. Ассоциация «Гуманитарий», 1994.

    Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов// Дошкольное воспитание, 1990. № 10.

    Глухова В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим речевым недоразвитием // Дефектология, 1990. № 6.

    Воробьева В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи// Дефектология. 1989. № 5.

    Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. 2-е изд., - М.: Просвещение, 1984.

    Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. - М., 1998.

    Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1981.

    Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. А. и др. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011 .

    План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду: Методическое пособие для воспитателей. Под ред. Михайловой З. А. – СПб: Акцидент, 1997.

    Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. Пособие для воспитателей детского сада/ Е.И. Тихеева. - М.: 1981.

    Ушакова, О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего №81 вида»

Семинар - практикум

Тема: Методика формирования связной речи

у дошкольников.

Воронеж 2015 г.

Обучение детей связной речи.

Замечено, что часто наши дети испытывают затруднения, понимая материал, не могут пересказать его, не могут подобрать подходящее слово, не правильно строят предложения, стесняются своей речи, говорят тихо, невнятно, поспешно. Нам очень важно научить будущего школьника самостоятельно высказываться на различные темы.

Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.

Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи.

Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей. Мы обогащаем словарь ребенка новой лексикой, объясняем каждое новое слово и вводим в активный словарь. Мы упражняем его в правильном проговаривании слов, словосочетаний и предложений:

Учим детей четко, правильно называть предметы, предметные картинки "что это?", при правильном ответе ребенок забирает картинку себе.

"Объяснялки" - объясни, что это такое? (Водопад - вода падает с горы).

"Скажи наоборот" (вверху - внизу, мягкий - твердый).

"Подберем красивые слова о нашей кошечке: какая она?" (пушистая, веселая, быстрая, умная)

"Что летает, ползает, идет, едет?" Обращаем внимание на разнообразие слов, подбираем синонимы: бежать - мчаться, пахучая - ароматная.

Игра - соревнование: "Кто больше запомнит и придумает родственных слов?" (хлеб - хлебушек - хлебный - хлебопек).

"Кто где живет?", "Чьи детки?"

"Узнай предмет по описанию" (рыжая, быстрая, маленькая, ловкая).

"Назови 4-5 картинок на определенную тему" (мебель, посуда).

Обязательно надо упражнять детей в словоизменении и словообразовании:

как называется суп из фасоли? (фасолевый). "Чья голова, чей хвост?" (коровья, коровий).

Словесные игры развивают, формируют мышление и речь детей в доступной, занимательной форме. Они проводятся в кругу семьи, в детском саду, в свободное время как отдых, как развлечение.

В лексических играх мы учим детей классифицировать предметы, выделять существенные признаки (цвет, форму, величину, качество), группировать предметы по материалу и назначению, учим устанавливать простые связи, сравнивать предметы, явления природы, действия. В словесных играх ребенок учится быть внимательным, активным, развивает любознательность, слуховое внимание, сообразительность.

Следующим этапом работы над связной речью является формирование у ребенка навыков правильного построения предложений. Грамматический строй речи является показателем умственного развития ребенка и средством формирования связной речи. Дети, у которых не сформирован грамматический строй речи, затрудняются в выражении своих мыслей, хуже овладевают навыками чтения, с трудом решают задачи, пассивны на уроках, испытывают затруднения в общении со сверстниками. Чтобы дети хорошо учились и могли самостоятельно высказывать свои мысли, необходимо учить их пользоваться простыми и распространенными предложениями в учебной деятельности и в свободной речи. Мы учим детей отвечать на наши вопросы полными предложениями с 3-х - 4-х лет.

"Скажи правильно", "Повтори за мной" (Автобус едет по дороге).

"Какое слово убежало?" (Алеша ел...).

"Закончи мое предложение" (Сейчас мы с тобой пойдем...)

"Исправь Незнайку" (Машина едет по реке).

"Из чего сделаны предметы?" (расскажи о деревянных).

"Почемучка" (Почему нужно чистить зубы каждый день? Почему самосвал назвали самосвалом? потому что сам сваливает грузы).

Игра "Один - много" (дерево - деревья; стол - столы).

Дошкольники должны отвечать на разные вопросы: куда? зачем? когда? с кем? какой? почему? и сами упражняться в постановке вопросов по картинкам и в жизненных ситуациях: "Спроси меня" (про погоду, спроси меня про папу).

Необходимо обращать внимание на использование детьми предлогов в речи (в, на, под, возле, около, из-за). Дети любят играть в игру "Где спрятался предмет?".

Для того чтобы ребенок пользовался предложениями в повседневной жизни, надо специально обучать его много говорить, рассказывать, высказывать свое мнение, заучивать стихи, загадки, пословицы. Надо научить пользоваться простыми и распространенными предложениями.

Для того чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разнообразных рассказов. Ребенку предлагаются полезные и интересные виды работ:

"Сравним два предмета", чем похожи, чем отличаются? (огурец - помидор; самолет - ласточка).

"Давай опишем игрушку, предмет" (Какая машина? Из каких частей она состоит?).

"Что ты увидел за три секунды?", ребенок должен запомнить и рассказать об увиденном.

Разложи сюжетные картинки по порядку, придумай рассказ.

Убери лишнюю картинку, назови рассказ.

Составление рассказа по сюжетной картине, или серии картин по данному плану.

Придумывание рассказа по схеме.

"Смешинки" (придумаем смешное предложение или рассказ о звездочке, о листочке).

Взрослый начинает рассказ, а ребенок заканчивает.

Игра "Исправь меня", взрослый неправильно рассказывает, ребенок исправляет.

Взрослый и ребенок составляют диалоги на определенную тему.

Придумывание совместных рассказов на фантазийные темы ("Если бы ты был цветком, самолетом?", "Что было бы, если бы все время шел дождь?").

Придумывание своей сказки на заданную тему, или свободную по желанию ребенка. Полезны игры, развивающие описательную речь:

"Что может рассказать о себе малина, книга, автобус" (я - малина вкусная ягода, я расту на кустах, я сочная, сладкая, из меня делают сок и варят варенье).

"Угадай-ка" узнай предмет по описанию.

"Небылицы".

"Мое любимое животное".

"Наши хорошие и плохие дела".

"Как передвигаются животные?".

При систематическом использовании различных лексических игр дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за словом, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками.

Полезны пересказы интересных эпизодов, рассказов, всей сказки, мультфильмов. Необходимо включать материалы на этические темы с оценкой событий, поведения детей. Необходимо наблюдать за изменениями в природе, находить хорошее и плохое в окружающем мире.

Полезно помнить, что для формирования связной речи надо много беседовать с детьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о разных сторонах окружающей действительности и уделять время для специальных занятий.


Роза Ханиева
Консультация «Методика обучения связной речи»

План семинара

1. Значение, задачи и содержание обучения связной речи .

2. Обучение диалогической речи .

3. Пересказ литературных произведений.

4. Рассказывание по игрушкам и картине.

5. Творческое рассказывание и рассказывание из опыта.

Значение, задачи и содержание обучения связной речи .

Согласно ФГОС содержание образовательной программы должно обеспечить развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать структуры единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. В числе этих направлений, названных образовательными областями, обозначено речевое развитие. Оно предполагает решение таких задач :

Овладение речью как средством общения и культуры;

Обогащения активного словаря;

Развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической;

Развитие речевого творчества;

Развитие звуковой культуры речи ;

Фонематического слуха;

Ознакомление с книжкой культуры, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Формирование предпосылок к обучению грамоте .

Развитие связной речи -одна из главных задач детского сада. Под связной речи мы понимаем смысловое развернутое высказывание людей.

Психологи подчеркивают, что связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого умственного воспитания детей.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции : помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует норму поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Виды связной речи :диалогическая монологическая.

Диалогическая речь - первичная естественная форма языкового общения, она состоит из обмена высказываниями. Для неё характерны такие формы, как вопрос, ответ,добавление, пояснение формулы речевого этикета, при этом необходимо обязательно учитывать условия, формы и цели общения.

В младшем возрасте ребенок должен свободно вступать в общение со взрослыми и детьми,уметь выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых.

У ребенка должна возникать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что делал, как играл.

Основным методом формировании диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми. На основе диалогической речи происходит активное овладение фонематическим, лексическим и грамматическим строем родного языка.

Монологическая речь- это относительно развернутый вид речи , так как мы вынуждены не только назвать но и описать. Монологическая речь- это организованный вид речи (каждое высказывание, говорящий планирует) . Монологическая речь предполагает умение избирательно пользоваться наиболее уместными для данного высказывания языковыми средствами, т. е умение строить высказывание,которые бы наиболее точно и полно передавало замысел говорящего. Владение связной монологической речью - одна из центральных задач речевого развития дошкольников.

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи : пересказ и рассказ.

Структура работы по пересказыванию :

1. Вводная часть.

Подготовка к восприятию нового произведения (оживление аналогичного опыта, показ иллюстрации др.)

2. Первичное чтение без установки на последующий пересказ (художественное восприятие

Эти два этапа опускаются, если текст детям знаком.

3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и пересказ.

4. Подготовительная беседа (разбор произведения : содержание, характеристика образов, внимание к языку,прямая речь, интонации и др).

Эти 4 этапа опускаются, если дети хорошо знакомы с тестом на предыдущих занятиях.

5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора.

"- Вслушайтесь, как я рассказываю"

6. Пауза для подготовки детей к ответам (несколько секунд) .

7. Пересказ (3-7) . Активное руководство воспитателя.

В конце вызывается ребенок с наиболее яркой речью.

Используется пересказ по ролям,инсценировка и др.

Виды рассказывания в детском саду

1. Рассказы по восприятию :

Описание игрушек

Описание натуральных предметов

Описание рассказам по картинам

2. Рассказывание по памяти :

На темы из коллективного опыта

На темы из личного опыта

Дидактические игры на описание

Объект по памяти.

3. Рассказывание по воображению :

Придумывание рассказов об игрушке, в т. ч. рассказы- инсценировки.

Придумывание рассказа по картине

Придумывание рассказа на предложенный сюжет

Структура занятия по обучению описательных рассказов

Название предмета

Характерные признаки (По ходу обследования)

Назначение и взаимосвязь частей

Назначение предмета и действий с ним

Могут быть :

сравнительные

(кукла-мишка; мяч- кубик)

объяснительные

(ребенок объясняет как играть,что делать)

Структура занятия по обучению повествовательного рассказа

Название героя

Описание внешнего вида (иногда)

Первое событие (завязка) - когда и где происходит

Развитие действия(2-3 эпизода) причинно-временная связь

Развязка (окончание)

Долгий и продолжительный процесс обучения . Можно описывать поступок, придумывать начало рассказа, конец придумать диалоги т. д.)

Рассказывание из личного опыта.

Рассказы детей из опыта вводятся в средней гр.

Предлагаются темы о недавней пережитых ярких событиях : экскурсии,прогулка,труд,праздники и т. д. Закрепляя впечатления,воспитатель проводит дидактическую игру,рас-ние картинок,читает поэтических произведения.

-Обучение рассказыванию лучше начинать с коллективного рассказа. Важным методом приёма яв-ся направление внимание детей на то, чтобы они вспоминали какие-то события и передали их в рассказах.

Рассказ-образец воспит-ля должен подчиняться следующим требованиям : 1 тема рассказа и его содержание должны быть близкими детскому опыту.

2 четкость построения,отсутствия изменений деталей,динамичность действия, ясная концовка.

3 язык рассказа должен быть приближен к разговорному, эмоционален,лишен однообразия.

Учитывая умение детей,вводиться образец в виде начало рассказа :

Воспит-ль дает начало,только завязку начинает путь развития сюжета, а ребенок доводит до логического юнца.

-Обучение рассказыванию приучает детей к более продолжительностью разговору на близкую для них тему и подводит к творческому рассказыванию.

Творческое рассказывание.

Составляет творческий рассказ,ребёнок должен самостоятельно придумать его содержание,которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, составляющую этому содержанию. Для того чтобы сос-ть хороший рассказ,необходимо знать его композицию (завязка,кульминация,развязка,владеть большими запасом слов,уметь построить содержанию интересно и выразительно передать свой замысел.

Существует различные варианты творческих.

Придумывание продолжение и завершения рассказа.

Воспитатель сообщает начало рассказа,его заявку, а основные события и приключения героев придумывают дети. Тематика рассказа самая разнообразная "Случай в лесу","Что случилось с Аней" .

Придумывание рассказов об игрушка; " Расскажем о своей любимой игрушке".Педагог напоминает,что нельзя повторять ни персонажей,ни действий,которые придумали другие дети.

Особое внимание надо обратить на анализ рассказов, придуманных детьми.

Придумывание рассказа по теме. предложенной воспитателем. Ребенок выступает автором,самостоятельно выбирает содержание рассказа и его форму. Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на составление рассказа. Можно давать различные темы и для придумывания о животных :"День рождения лисы","Приключения волка",и т. д.

-Обучения рассказывания оказывает влияние на все стороны речевого развития для дошкольников,на их речевой подготовки для дальнейшего обучения в школе .

-Обучения связное речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание;развивают образность и выразительность речи ,обогащает художественно-речевой опыт детей.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности формой общение с общения с окружающими.

Кирова Наталья Иннокентьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АН ДОО "АЛМАЗИК" детский сад №11 "Теремок"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), г. Мирный
Наименование материала: статья
Тема: Обучение детей дошкольного возраста связной речи
Дата публикации: 27.11.2018
Раздел: дошкольное образование

СТАТЬЯ

Обучение детей дошкольного возраста

1.Задачи по обучению детей связной речи.

2.Пути формирования связной речи:

2.1.расказывание по картинке;

2.2.рассказывание с использованием игрушек и предметов;

2.3.словарная работа с детьми;

2.4.знакомство с художественной литературой;

2.5.звуковая культура – помощник развития связной речи;

2.6. творческая игра.

3.Методы и приемы, способствующие развитию речи:

3.1.словарные упражнения и игры;

3.2.дидактические игры;

3.3.индивидуальный подход к детям на занятиях;

3.4.вопросы – ответы, указания;

3.5.образец - воспитатель (речевой образец).

развитию

занимает

значительное

воспитания

обучения детей дошкольного возраста. Она осуществляется не только на занятиях в рамках

непосредственной образовательной деятельности, но и в режимных процессах, в трудовой

деятельности детей, в игре, повседневном общении.

В задачи развития речи входит:

Формирование словаря и грамматически правильной речи,

Ознакомление с художественной литературой,

Развитие связной речи,

Воспитание звуковой культуры речи ребенка.

Федеральным государственным образовательным стандартом дано следующее

определение речевого развития детей дошкольного возраста:

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;

обогащение

активного

словаря;

развитие

связной,

грамматически

правильной

диалогической

монологической

речи;

развитие

речевого

творчества;

развитие

звуковой

интонационной

культуры

речи,

фонематического

слуха;

знакомство

книжной

культурой,

детской

литературой,

понимание

слух

текстов

различных

жанров

детской

литературы;

формирование

звуковой

аналитико-

синтетической

активности как предпосылки обучения грамоте.

Овладевая словарным составом языка, ребенок усваивает и его грамматический строй.

возраста

преобладают

распространенные

предложения.

Относительно

свободно

четырехлетние

пользуются

сложносочиненными

сложноподчиненными предложениями.

Программа

предусматривает

пользоваться

грамматически правильными формами слов, в ответах и рассказах выражать свои мысли

законченными предложениями, смысл слов которых понятен окружающим. Решение этих

задач требует планомерной, целенаправленной работы воспитателя.

Для выполнения требований программы по обучению разговорной речи перед каждым

ребенком следует ставить следующие подзадачи:

уметь слушать и запоминать обращенную к нему речь;

участвовать в коллективном разговоре;

отвечать на вопросы и задавать их.

Одновременно с этим идет процесс выработки у ребенка навыков общительности,

тактичности, сдержанности – всех тех качеств, которые необходимы человеку в общении с

окружающими его людьми в повседневной жизни.

появляется

развитию

обучение

рассказыванию.

Развитие

осуществляться

комплексе

формированием словаря и грамматически правильной речи. Этот процесс происходит на

протяжении учебного года.

Воспитателю нужно приложить особые усилия чтобы речь

ребенка была живой, эмоциональной и выразительной.

Уровень развития детей в одной и той же возрастной группе очень различен. Одни свободно

распоряжаются

имеющимся

словарным

пользуются

небольшим

активным

словарем.

занятиях,

обобщать,

высказывать

суждения

умозаключения,

называть

предметы,

признаки,

действия,

состояние. Для практических выработки навыков их включают в простейшее описание.

Например, дети рассматривают куклу и учатся правильно называть предметы одежды, затем

воспитатель предлагает им рассказать про куклу Катю: что она собирается делать дальше

(пойдет гулять, будет играть с ребятами и тому подобное). При рассматривании картины

дети, отвечая на вопросы, которые при этом им задает педагог, выполняют и различные

словарные упражнения. Например, по картине "Катаемся на санках" звучит такой вопрос:

"Какое время года изображено на картине?"-зима. Затем предлагается подсказать окончание

высказываний: "Зимой холодно, а летом...(тепло). Один мальчик на картине большой, а

другой...(маленький)" и т.п. Подобные задания расширяют представления детей, запаса слов,

в том числе слов с противоположным значением (зима-лето, тепло- холодно, большой-

маленький и т.д.).

Активизация словаря оказывает большое влияние на развитие связной речи. На занятиях

непосредственной

образовательной

деятельности

активизацию

словаря одновременно и на описание или рассказывание, так как важно не отделять их во

Назвав отдельные предметы, их признаки, действия, дети сразу же составляют описание

игрушки (предмета), повторяют эти качества, признаки, действия, как и прежде, в виде

связного рассказа, монолога, высказывания.

На занятиях с использованием картин также проводится обучение детей рассказыванию, при

значительно

активизируется

расширяется

словарный

рассматривании

котятами

воспитатель

спрашивает:

(пушистая, белая с пятнышками). "А котята какие?" (смешные, озорные, маленькие, как

пушистые,

Следующий

естественно,

разнообразнее:

пушистые,

маленькие,

шалунишки, всех хочется погладить и т.п.). Эти два вопроса схожи и поэтому следуют такие

полные ответы, они заставляют ребенка более пристально присмотреться к котятам.

Вопрос: "Как вы думаете, можно ли по картине узнать, что любит делать каждый из котят?"

При этом дети начинают рассуждать:

Петя: "Рыжий котенок озорной, шаловливый, он любит играть".

Андрей: "Серый любит молоко, а черный - спать"

"Если любит спать, значит, он - соня",- дополняет Маша.

При обсуждении картины "Лиса с лисятами" дети подбирают определения к слову "лисенок":

рыженький, пушистый, маленький, неуклюжий и т.д.

Наводит малышей на рассуждения и такой вопрос: "Как бегает лиса и как бегает лисенок?"

Тем самым осознанно и умело педагог подводит детей к тому, чтобы звучали логические и

связанные ответы: "Лиса бегает быстро, потому что у нее ноги большие", "Лисята маленькие,

медленнее

медленно".

красивая,

заботливая, шустрая и т.д.)

развития

занимает

наглядность,

необходимо

использовать и лексические упражнения, словесные дидактические игры. Например, для

активизации глаголов воспитатель использует упражнения на подбор действий к предметам:

Для чего нужен утюг?

Что можно делать веником?

Для чего нужна лейка?

В упражнении "Кто что делает" ребенок должен назвать как можно больше действий: "Что

делает кошка?" (мяукает, играет, лакает молоко, ловит мышей и т.д.).

Для активизации глаголов (действий) могут прозвучать и такие вопросы: "С дерева падают

листья. А как сказать по-другому?" (летят, сыплются, кружатся). Или: "Завидев охотников,

лиса убегает. Как еще можно сказать о том, что она делает?" (удирает, мчится, уносит ноги).

С целью выработки обобщающих представлений предлагается малышу рассмотреть такую

ситуацию: "Если часто идет дождь, небо затянулось тучами, дует холодный ветер, то какими

словами можно сказать про осень, какая она?" (пасмурная, холодная, дождливая).

Затем можно предложить противоположную ситуацию: "Если осенью голубое небо, светит

солнце, еще тепло, на деревьях еще висят желтые и красные не опавшие листья, то как

можно сказать про осень, какая она?" (солнечная, теплая, золотая, ясная).

Выполнение

способствует

формированию

точности

словоупотребления,

умения выбирать слова, точно обозначающие предмет, действие, качество.

Большую роль в развитии речи детей играют дидактические игры. Основой развития речи

является знание ребенком окружающей действительности. Каждый вновь усвоенный им

скреплены

соответствующим

Окружающая

ребенка действительность - предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа

представляют богатый материал, который должен быть использован для расширения детских

восприятий и обогащения речи, ее развития.

В среднем возрасте, обычно, происходит бурный рост словаря, но не всегда ребенок в полном

объеме пользуется им в своей речи. Часто наблюдается и неверное употребление слов. В

различном игровом содержании дети закрепляют бытовой словарь (одежда, посуда, белье,

мебель), находят сходства и различия в предметах, учатся классифицировать предметы по

группам (стол, стулья, диван - мебель).

В игре "Купание куклы" воспитатель работает по уточнению и закреплению представлений

детей о том, что:

мыло - банное, душистое, хозяйственное, с которым наша няня моет полы;

вода бывает горячая, холодная, теплая;

белье - чистое, грязное, свежее, белое.

В игре "К нам пришла в гости кукла" активизируется детский словарь обозначающий

название одежды: голубое платье, на ногах белые туфли и белые носочки, на голове голубой

бант, на платье карман, в кармане платочек - все это одежда.

В игре "Напоим куклу чаем" дети узнают и закрепляют слова, обозначающие название

предметов посуды: чайник - для чая, молочник - для молока, сахарница - для сахара,

конфетница

Для конфет. Все эти предметы - чайная посуда. Также бывает кухонная и

столовая посуда (рассматривая иллюстрации, называются предметы посуды и производится

ее классификация - чайная, столовая, кухонная).

В ходе дидактических игр дети узнают, что также подлежат классификации животные на

диких и домашних, одежда на зимнюю и летнюю и т.д.

постоянных

словесной

достаточно

классифицировать предметы. Ведущий (воспитатель или ребенок) называет предмет, а дети

быстро отвечают в какую группу его нужно отнести: пальто - одежда, лук - овощ, яблоко -

фрукт, собака -домашнее животное и т.д. (бывает, что путают фрукты и овощи).

Классификация овощей и фруктов закрепляется в игре "В саду или в огороде".

Для развития связной речи, умения назвать предмет и рассказать о нем все, что знаешь,

рассказать, что нарисовано, описать одежду, игрушку могут быть использованы следующие

мешочке",

рассказывает

описанию",

"Магазин",

товарища"

называть

основные признаки, но и рассказать об этом предмете более подробно из чего сделан, где

применяется).

В играх "Что изменилось", "Чего не стало" дети отгадывают какого предмета не стало, какой

Большое место в развитии связной речи детей занимают настольно-печатные игры такие, как

"Парные картинки", "Сложи картинку", "Времена года". В арсенале воспитателя должны

быть такие игры, т.к. они дают возможность упражнять детей в составлении рассказов.

Например: "Я сложил картинку, получилось ведро. Оно голубое, на нем нарисован цветок",-

Тимур. Аня: "В нем можно носить песок и воду".

Учим узнавать предметы по эпитетам и подбирать определения: какие бывают котята, лисята

(пушистые, лохматые, беленькие, серенькие, рыжие, забавные, дикие, домашние и т.д.).

Косолапый, неуклюжий, любит мед - кто это?

Составление предложений с определенным словом, например, "суп":

Я ем суп.

Мне очень нравится этот суп.

Я люблю суп.

Мама сварила суп.

В игре -загадке "Когда это бывает" (знакомство с временами года и частями суток) дети

слышат небольшие рассказы воспитателя, например, о весне, и в дальнейшем сами в своей

речи начинают употреблять услышанные слова и даже части предложений (весна-красна,

ранняя весна, текут звонкие ручьи, звенит капель и т.д.), при этом думая и отгадывая, называя

время года.

Почему ты так думаешь?

Почему решил, что это время года весна, а не осень? -Что бывает весной, осенью? (весной

листочки на деревьях распускаются, осенью - опадают).

Неоценимое влияние оказывает на обогащение словаря ребенка художественная литература.

Чтение сказки "Два жадных медвежонка" позволило детям описать, назвать характерные

черты героев:

Лиса - хитрая, плутовка, недобрая, обманщица;

Медвежата - глупые, доверчивые, жадные, неуклюжие, толстые.

медвежата

разделили

побуждают детей самостоятельно давать ответы, пользуясь литературным текстом, соединять

свои мысли с содержанием сказки, связно и последовательно излагать свои мысли.

Также при чтении художественной литературы воспитатель активизирует детей высказывать

свои мысли, делать умозаключения, при необходимости помогает подобрать нужное слово,

задавая наводящий вопрос.

Вопросы задаются в самой разнообразной форме:

О чем говорится в этой сказке?

Что ты можешь рассказать о герое этой сказки? Какой он?

А как можно поступить по-другому?

Какие слова и выражения из этой сказки больше всего понравились? Какими словами автор

назвал зверей в этой сказке?

Развитие связной речи связано и с воспитанием ее звуковой культуры. Такие элементы

связность изложения текста. Если речь ребенка убыстрена, дикция не развита, он плохо

произносит отдельные звуки, "проглатывает" окончания слов, то речь его непонятна для

окружающих. Если ребенок к тому же не владеет интонационной выразительностью, он

будет говорить монотонно, не будет чувствовать границу предложения, не сможет отделить

одно предложение от другого. Поэтому при формировании звукопроизношения необходимо

работать

и над развитием связной речи. Упражнения на осознание интонации (просьбы,

грусти, удивления, радости, огорчения) помогают детям связно и выразительно излагать

задуманное.

Творческий воспитатель не забывает и о привитии ребенку звуковой культуры: развитие

слухового

внимания,

речевого

выразительности

предлагаем детям такие игры: "Угадай чей голос", "Угадай кто кричит", "Угадай что стучит",

"Угадай какие тикают часы (большие, маленькие)?".

Произносить звукоподражания и звукосочетания с разной громкостью учат игры "Паровоз и

паровозик", "Большие и маленькие (как лают собака и щенок)". Кроме того, нужно часто и

целенаправленно использовать чистоговорки и поговорки. Вызывают неподдельный детский

интерес при концентрации внимания детей на похоже звучащие слова (мышка, мишка).

Воспитатель должен четко объяснить смысл каждого слова и дети, затем уже самостоятельно,

с целью закрепления понятий придумывают с ними предложения.

Дети с большим удовольствием играют во все предложенные им игры. Игры проводятся не

только во время непосредственно образовательной деятельности, но и в свободное время.

Вызывает азарт игра детей в слова, когда нужно произносить слова и не повторить слова,

которые уже были названы другими детьми. Игра проводится недолго, чтобы дети не устали,

не надоело. Тот ребенок, кто больше назовет слов - выиграл (можно использовать фишки),

победитель в качестве поощрения может быть назначен ведущим какой-то интересной игры.

Обучение детей связной речи происходит и на занятиях по ИЗО, когда детям в процессе их

творческой работы предлагаются такие речевые задания:

Найди самого забавного зайчика.

Найди самого запасливого ежика.

Почему ты так решил?

Покажи самую шуструю мышку.

Расскажи о своей работе, что ты нарисовал, слепил.

И ребенок уже задумывается, ищет точное слово, пытается ясно и интересно изложить свою

мысль. Достаточно много дети общаются, разговаривают друг с другом, когда рисуют в

свободное от занятий время. При этом воспитатель обязан вслушиваться в их беседы, что-то

подсказывать, исправлять в их речи. Многие дети подходят со своими рисунками к педагогу,

рассказывают, что они нарисовали, комментируют действия нарисованных ими предметов,

часто спрашивают, как нарисовать тот или иной предмет, правильно ли они нарисовали,

просят дать оценку нарисованному.

Особое место в жизни детей занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют

творческими или сюжетно- ролевыми. С помощью таких игр решаются многие задачи в

развитии и воспитании дошкольника, в том числе и задачи по развитию речи. В этих играх

дошкольники

воспроизводят

деятельности

взрослых.

средство

умственного

воспитания,

обогащения

словаря, развития связной речи. Из наблюдений видно, что высказывания детей довольно

бедны и немногословны. Дети часто затрудняются, не знают, как обратиться с просьбой, как

поблагодарить, что нужно сказать своему товарищу в данный момент, в той или иной

ситуации. Поэтому одна из основных задач, стоящих перед воспитателем - научить ребенка

рассказывать, а игровая обстановка - большой этому помощник.

Игра "Больница" - в нее любят играть и мальчики и девочки. Но в основном игра, затеянная

малышами, проходит молчаливо, немногословно, дети затрудняются подобрать подходящие

слова. Аня - врач, Ксюша - медсестра, обе молча принимают "больных", что-то непонятное

шепчут себе под нос. Воспитатель: "Аня, на что жаловался больной? Какие лекарства ты ему

выписала? А какие процедуры назначила? ". В ответ Аня пожимает плечами.

Воспитатель обращается к "больному" Андрею: "Андрей, что у тебя болит?"

-"А что с ней?"

-"Порезал".

«Доктора» спрашивает: "Как лечить будешь?"

-"Перевяжу".

Таким образом, воспитатель помог детям актуализировать свой словарный запас, найти

нужные слова и процесс игры пошел более активно.

"Проходите,

пожалуйста.

Садитесь.

жалуетесь?

беспокоит?

самочувствие? Вот рецепт, купите лекарство в аптеке. Я выписала вам таблетки и мазь, чтобы

смазывать рану. Будете приходить еще и на перевязку. Давайте послушаю вас, посмотрю

горлышко. Спасибо. До свидания. Выздоравливайте!"

После такого "совместного" приема дети с большим интересом стали играть в "Больницу".

Теперь уже Туйяра, будучи врачом, осматривает "больных", ставит им градусники, делает

лекарством,

спрашивает

самочувствии.

совершенствуется

логическая последовательность фраз "врача": "Что у тебя болит? Горло? Сейчас я посмотрю

и сделаю укол. Не плачь, не будет больно!"

"Парикмахерская".

парикмахер,

посадила

вытащила из кармана расческу и стала "стричь". Поиграв немного, Алена сказала: "Все

подстриглись, все стали красивыми, теперь идите домой". Далее подключаюсь сама: "Алена!

Ты же парикмахер. А почему ты бросили стричь? Смотри сколько детей желают у тебя

подстричься, сделать красивую прическу, да и куклам тоже косички нужно заплести. Давай

вместе будем с тобой работать. Это вот твое рабочее место: столик, зеркало, расческа,

одеколон,

салфетка."

"Здравствуйте!

Проходите,

пожалуйста.

подстричь? Подстричь вашего ребенка? Садитесь на стул. Мы вас красиво подстрижем" и т.д.

Игра тут же оживилась, дети знали, что сказать друг другу, расширился, активизировался

словарь их общения.

Игра, моделируя социальные отношения взрослых, помогает активизировать речь детей, что

особенно сказывается на формировании связной речи.

Только постоянная и системная работа воспитателя по пополнению словарного запаса детей,

формированию связной речи позволяют дошкольнику подниматься все выше и выше в своем

умственном развитии, познавать окружающий мир, вызывать у него неподдельный интерес к

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.

Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.

Известны два основных вида речи: диалогическая и монологическая.

Диалог – это беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них. Черты диалога – это неполное предложение, яркая интонационная выразительность, жесты и мимика. Для диалога важны умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с вопросом собеседника строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.

Монолог характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Объяснение, пересказ, рассказ требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и её словесному оформлению. Кроме того, важна произвольность монолога, т.е. умение избирательно пользоваться языковыми средствами, выбирать слова, словосочетания и синтаксические конструкции, наиболее полно и точно передающие мысль говорящего.

Детям 3 лет доступна простая форма диалога: ответы на вопросы. Разговорная речь детей трехлеток является основой для формирования монолога в среднем возрасте.

Детей 4-леток можно начинать обучать пересказу и составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам, т.к. их словарный запас к этому возрасту достигает 2,5 тысяч слов Но детские рассказы еще копируют образец взрослого.

У детей 5-6-леток монолог достигает достаточно высокого уровня. Ребенок может последовательно пересказать текст, составить сюжетный и описательный рассказы на предложенную тему. Однако дети все ещё нуждаются в предшествующем образце педагога, т.к. у них, в большинстве, ещё отсутствует умение в монологе выразить своё эмоциональное отношение к описываемым предметам и явлениям.

С детьми младшего возраста педагог развивает навыки диалога:

Учит слушать и понимать речь взрослого;

Учит говорить в присутствии других детей, слушать и понимать их речь;

учит выполнять действие по словесной инструкции (принести что-то, показать что-то или кого-то в группе или на картинке);

Учит отвечать на вопросы воспитателя;

Повторять за воспитателем слова и песенки действующих лиц сказок;

Повторять за воспитателем небольшие стихотворные тексты.

В общей сложности, педагог готовит детей к обучению монологу.

В среднем и старшем возрасте (4-7 лет) детей обучают основным видам монолога: пересказу и рассказу. Обучение рассказыванию проходит поэтапно, от простого к сложному, начинается с простого пересказа короткого текста и заканчивается высшими формами самостоятельного творческого рассказа.

Обучение пересказу.

В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности, но существуют и общие методические приемы:

Подготовка к восприятию текста;

Первичное чтение текста педагогом;

Беседа по вопросам (вопросы, начиная от репродуктивных и заканчивая поисковыми и проблемными);

Составление плана пересказа;

Повторное чтение текста педагогом;

Пересказ.

План бывает устным, картинным, картинно-словесным и символическим.

В младшей группе проводится подготовка к обучению пересказу. Задачи педагога на этом этапе:

Научить детей воспринимать знакомый текст, читаемый или рассказываемый воспитателем;

Подвести к воспроизведению текста, но не воспроизводить.

Методика обучения пересказу детей 3-леток:

  1. воспроизведение воспитателем хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий («Колобок, «Репка», «Теремок», рассказы-миниатюры Л.Н. Толстого).
  2. запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности: настольного или кукольного театра, фланелеграфа.
  3. повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из текста или 1-2 слов из предложения.

В средней группе при обучении пересказурешаются более сложные задачи:

Научить детей воспринимать не только хорошо знакомый, но и впервые прочитанный текст;

Научить детей передавать разговор действующих лиц;

Научить последовательно пересказывать текст;

Научить слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.

Методика обучения пересказу детей 5-6 лет такова:

  1. вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме;
  2. выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание, что может нарушить целостное восприятие художественного произведения;
  3. беседа по содержанию и форме текста, причем вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и направлены не только на понимание содержания текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера героев, отношение к ним детей. Должны присутствовать вопросы о том, как автор описывает то или иное событие, с чем его сравнивает, какие слова и выражения использует. Можно задавать детям поисковые (где? куда?) и проблемные (как? зачем? почему?) вопросы, требующие ответов сложноподчиненными предложениями.
  4. составление плана пересказа (в старшей группе воспитателем вместе с детьми, а в подготовительной группе детьми);
  5. повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание;
  6. пересказ текста детьми;
  7. оценка детского пересказа (дает воспитатель вместе с детьми, в подготовительной группе – дети).

Короткий текст пересказывается полностью, длинный и сложный дети пересказывают по цепочке.

В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа:

Из нескольких текстов дети выбирают один, по своему желанию;

Дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии;

Драматизация детьми литературного произведения.

Обучение рассказу по картине и по серии картин.

В младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине, т.к. связного изложения трехлетка составить еще не может, это:

Рассматривание картины;

Ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине (кто и что нарисовано? что делают персонажи? какие они?).

Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные) и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей (игры детей, дети на прогулке, дети дома и т.д.). Важно создать эмоциональный настрой для рассматривания картины. Помогут в этом знакомые детям песенки, стихи, потешки, загадки, поговорки. Можно использовать игровые приемы:

Показать картину любой игрушке;

связать рассматривание картины с рассматриванием любимой игрушки;

Познакомить с картиной гостя.

В средней группе становится возможным обучение детей рассказу по картине, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает мыслительная активность.

Методика обучения рассказу по картине детей 4-леток:

1. подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки, загадки по теме, присутствие сказочных персонажей, все виды театров и др.)

2. рассматривание картины в целом;

3. вопросы к картине воспитателя;

4. образец рассказа по картине воспитателя;

5. рассказы детей.

Воспитатель помогает детям рассказывать опорными вопросами, подсказывает слова, словосочетания.

В конце года, если дети научились рассказу по картине по образцу и по вопросам, вводится план рассказа.

В старшей и подготовительной группе появляется возможность для самостоятельного составления рассказов по картинам. Рассказ образец дается уже не для точного воспроизведения. Используются литературные образцы.

Становится возможным пользоваться сериями сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Например: «Заяц и снеговик», «Медвежонок на прогулке», «Истории в картинках»» Радлова.

В старшем и подготовительном возрасте учим детей видеть не только то, что изображено на переднем плане, но и задний план картины, её основной фон, элементы пейзажа и природные явления, состояние погоды, то есть, учим видеть не только основное, но и детали.

Также и с сюжетной линией. Учим детей видеть не только то, что изображено в настоящий момент, но и то, что предшествовало, и последующие события.

Воспитатель задает вопросы, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины.

Очень важно сочетать задачу по развитию связной речи с другими речевыми задачами: обогащением и уточнением словаря, формированием грамматического строя речи и её интонационной выразительности.

Методика обучения рассказу по картине 5-6 леток:

1. подготовка к эмоциональному восприятию картины;

2. лексико-грамматические упражнения по теме занятия;

3. рассматривание картины в целом;

вопросы педагога по содержанию картины;

5. составление плана рассказа педагогом вместе с детьми;

6. рассказ по картине сильного ребенка, как образец;

7. рассказы 4-5 детей;

8. оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя.

В подготовительной к школе группе дети готовы к обучению рассказыванию по пейзажной картине. На таких занятиях особенно большое значение приобретают лексико-грамматические упражнения на подбор определений, сравнений, употребление слов в переносном смысле, синонимов и антонимов. Важно научить детей придумывать предложения на заданную тему и произносить их с различной интонацией.

Составление описательных рассказов и сравнительных описаний.

В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию:

Рассматривание игрушек (большое значение имеет подбор игрушек – лучше рассматривать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду, это обеспечивает активизацию словаря детей);

Тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые дети обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные части, материал, из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает детям отвечать на вопросы;

Использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней;

Рассказ воспитателя об игрушке.

Таким образом, дети самостоятельно не рассказывают об игрушке, но готовятся к составлению описательного рассказа в более старшем возрасте.

В средней группе дети уже готовы к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках.

Методика обучению рассказу-описанию детей 4-леток:

1. рассматривание игрушки;

2. вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею;

3. образец рассказа воспитателя;

4. рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;

5. рассказы 4-5 детей по опорным вопросам воспитателя;

Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный педагогом.

Теперь методика обучения выглядит так:

1. рассматривание игрушки;

2. вопросы воспитателя;

3. составление воспитателем плана рассказа об игрушке;

4. образец рассказа воспитателя по плану;

5. рассказы детей по плану и опорным вопросам;

6. оценка детских рассказов воспитателем.

Как часть занятия можно выделить другие виды работ