а) Согласно подобранному цифровому материалу о доходах/расходах Федерального бюджета РФ, а также данных прогнозируемого объёма ВВП и уровень инфляции за соответствующий период и используя ст.1 ФЗ «О Федеральном бюджете…» заполним таблицу 1.

Таблица 1 Показатели Федерального бюджета РФ

Рассчитаем изменения показателей к 2011 году по формуле

Тn = (уn - yo) / yo*100%, (1)

где уn-- уровень сравниваемого периода;

yo -- уровень базисного периода.

Результаты сведем в таблицу1.

Доходы: Т2012 = (9 503 - 8 844)/ 8 844*100% = 7,45;

Т2013=(10 379- 8 844)/ 8 844*100% = 17,36%

Расходы: Т2012 = (11 237- 10 658)/ 10 658*100% = 5,43;

Т2013=(12 175- 10 658)/ 10 658*100% = 14,23%

+ / - : Т2012 = (-1 734 + 1 814))/(- 1814)*100% = -4,41 %

Т2013=(-1796+ 1 814))/(- 1814)*100% = -0,99 %

ВВП: Т2012 = (55 950,0- 50 389,0)/ 50389,0*100% = 11,04%

Т2013=(61 920,0- 50389,0)/ 50389,0*100% = 22,9%

Инфляция: Т2012 = (6- 6,5)/ 6,5*100% = -7,7 %

Т2013=(5,5- 6,5)/ 6,5*100% = - 15,4%

б) Проанализируем полученные данные. Согласно принятому Федеральному бюджету на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг. ему бюджетные расходы в 2011 г. составят 10 658 млрд. руб., доходы - 8 844 млрд. руб. В 2012 г. они вырастут до 11 237 и 9 503 млрд. руб. соответственно, а в 2013 г. - до 12 175 и 10 379 млрд. руб. При этом чуть менее половины всех доходов - нефтегазовые поступления. Основные характеристики бюджета рассчитаны исходя из прогнозируемого объема ВВП в 2011 г. в размере 50 389 млрд. руб. и уровня инфляции, не превышающего 6,5%, в 2012 г. - 55 95 млрд. руб. и 6% соответственно, в 2013 г. - 61 92 млрд. руб. и 5,5%. Рост ВВП в 2011 г. прогнозируется на уровне 4,2%, в 2012 г. - 3,9%, в 2013 г. - 4,5%. Таким образом, дефицит федерального бюджета в 2011 г. запланирован на уровне 3,6% ВВП (1 814 млрд.руб.), в 2012 г. - 3,1% ВВП (1 734,4 млрд. руб.), в 2013 г. - 2,9% ВВП (1 785,7 млрд. руб.). Бюджетный дефицит в 2012-2013 гг. будет покрываться за счет доходов, поступающих от приватизации федерального имущества, и государственных заимствований, а в 2011 г. - также за счет средств Резервного фонда. Государственный внешний долг России на начало 2012 г. не должен превышать 55,6 млрд. долл. США, на 1 января 2013 г. - 65,2 млрд. долл. США, на 1 января 2014 г. - 75,6 млрд. долл. США. В 2011 г. более 2/3 расходов федерального бюджета будут осуществлены по разделам «Социальная политика», «Национальная экономика», «Национальная оборона», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». На реализацию инвестиционных проектов направляется в 2011 г. 551,8 млрд. руб., в 2012 г. - 457,6 млрд. руб., в 2013 г. - 419,7 млрд. руб.

Рисунок 1 - Показатели Федерального бюджета РФ.

Рисунок 2 - Изменение показателей Федерального бюджета к 2011 году, %

г) Используя данные приложения ФЗ «О Федеральном бюджете…» заполним таблицу 2. расход доход бюджет

Таблица 2 Бюджетная классификация расходов Федерального бюджета на 2011 год

Раздел расходов

Наименование раздела

млрд. руб.

Общегосударственные расходы

Национальная оборона

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Национальная экономика

Жилищно-коммунальное хозяйство

Охрана окружающей среды

Образование

Культура, кинематография

Здравоохранение

Социальная политика

Физическая культура и спорт

Средства массовой информации

Обслуживание государственного и муниципального долга

Межбюджетные трансферты

Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают социальная политика, национальная экономика и национальная оборона. В 2011 году доля расходования этих средств составляет 27,59%, 16,5% и 14,2%. Наименьшие веса в классификации имеют охрана окружающей среды (0,16%), физическая культура и спорт (0,4%) и средства массовой информации (0,6%).


Рисунок 3 - Бюджетная классификация расходов Федерального бюджета на 2011 год


Рисунок 4 - Бюджетная классификация расходов Федерального бюджета на 2011 год, %

д) Ответим на следующие вопросы:

1) назовите орган власти, утверждающий Федеральный бюджет

Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях. После принятия федерального бюджета Госдумой он одобряется Советом Федерации и подписывается и утверждается Президентом РФ.

2) каким документом регламентируется бюджетный процесс для анализируемого бюджета?

Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ регламентируется положениями Конституции РФ, Бюджетным кодексом РФ и целым рядом других законов и нормативных документов. Кроме того, ежегодно принимаются: федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год, правовые акты местных представительных органов власти о бюджетах на очередной финансовый год, другие федеральные законы, законы субъектов федерации, нормативно-правовые акты местных органов власти по бюджетным вопросам.

3) назовите орган власти, осуществляющий внутренний и внешний контроль за расходованием средств федерального бюджета

Федеральное казначейство выполняет текущий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета (и территориальных бюджетов, если их исполнение осуществляется через органы федерального казначейства).

Счётная палата РФ является высшим органом государственного финансового контроля. Согласно ФЗ от 11 января 1995 года N 4-ФЗ «О Счётной палате Российской Федерации» основными задачами Счётной палаты являются: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; определение эффективности или целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального бюджета.

Основные характеристики бюджета ежегодно закрепляются соответствующим законом. Утверждение его происходит до тридцать первого декабря текущего года. Бюджет выступает регулятором экономической, социальной и общественной жизни страны. В случае, если бюджет на будущий календарный период не утверждён вовремя, законопроект в предыдущей редакции продолжает действовать до момента принятия нового закона.

Основные составляющие бюджета

Бюджет состоит из двух финансовых частей, в частности, доходной и расходной. Ежегодно, обобщающие показатели доходов и расходов изменяются. Эти изменения происходят в результате возникшей необходимости. К примеру, на территории страны возобновились боевые действия и это вызвало необходимость дополнительных затрат на армию и медицинское обслуживание населения. Изменения в закон вносятся по мере необходимости, путём голосования соответствующего органа власти.

Расходная часть бюджета рассчитана на финансирование всех, конституционно закреплённых отраслей хозяйствования и жизнедеятельности граждан, а так же на развитие национального производства. Большая часть финансовых активов бюджета направляется на удовлетворение потребностей финансовой сферы. Именно размер минимальной зарплаты и потребительской корзины в разрезе покрытия нужд финансирования, установлены этим законом.

Минимальные социальные стандарты

От размера минимальной зарплаты зависят оклады работников социальной сферы. В соответствии с тарифной сеткой, базовой единицей которой и выступает минимальная зарплата. Минимальная зарплата в течении года, в соответствии с бюджетом, может возрастать в несколько этапов. Этот рост связан с увеличением инфляции и веса потребительской корзины. регулирует количество и качество минимального набора благ, которые должен себе позволить гражданин определённого возраста. От размера потребительской корзины зависит уровень минимума прожиточного в стране.

Так же бюджетом установлены минимальные нормы финансирования социальных проектов и организаций. Всё дело в том, что в режиме дефицита бюджета, государство предоставляет минимальное количество денежных средств, для финансирования социальных нужд. Основные показатели бюджета напрямую воздействуют на деятельность частных экономических субъектов.

Приток активов в бюджет

Бюджет наполняется в основном, за счёт налоговых поступлений и прибыли от ресурсов государства. Система перераспределения внутри бюджета действует исключительно. Аккумулируя активы из одной отрасли, бюджетный механизм перераспределяет их в другие сферы жизнедеятельности страны, в соответствии с объективной необходимостью. Отдельно стоит рассматривать кредиторскую задолженность. Государство может привлечь кредитные средства, как от резидентов, так и от не резидентов. Учитывая их сначала в качестве актива, постепенно, внутри бюджета, они списываются на пассив.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Состояние бюджета как фин плана характеризуют 3 показателя:

Равенство доходов и расходов (сбалансированное состояние бюджета);

Превышение доходов над расходами - профицит(положительное сальдо бюдже­та);

Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами (отрицательное сальдо бюджета).

Сбалансированный бюджет является следствием такой бюджетной политики, при которой расходы полностью обеспечиваются доходами. Ряд экономистов счи­тает теоретически сбалансированным такой бюджет, когда его дефицит или профицит не превышают 1% от общего объема расходов.

Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов.

Принятие ГБ Украины или местных бюджетов на соответствующий бюджетный период с дефицитом разрешается в случае наличия обоснованных источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Профицит бюджета утверждается исключительно с целью погашения основной суммы долга и на обеспечение сохранения размера оборотной кассовой наличности.

Причины возникновения деф бюджета:

Отставание сумм поступления бюджетных доходов от растущих государственных расходов;

Сокращение темпов роста ВВП, спад производства, как следствие этого, сужение налоговых баз, снижение налоговых доходов бюджета;

Превышение темпов роста гос.расходов над темпами роста ВВП.

Воп. 3 Правовое регул бюдж отнош-й

Правовое регулирования является одним из признаков бюджетных отношений, которое осуществляется по 3ем направлениям:

1) Бюджетный Кодекс Украины.

2) Законы, регламент-щие поступление доходов и финансирование кредитов.

3) Принятие ежегодного закона о бюджете на следующий год.

Так же необходимо отметить такие закон-ные и нормативные акты, как:

Конституция Укр;

Нормативно-правовые акты КМУ;

Нормативно-правовые акты центральных органов исполн-ной власти;

Решения органов АРК, местных гос. Администарций, органов местного самоуправл-я.

При осуществлении бюджетных отношений положения нормативно-правовых актов используются только в части, не противоречащей Конституции, БК и законе о ГБ Укр.

В конституции Укр урегулированы такие вопр:

Мех-зм принятия законов Укр;

Полномочия ВРУ, президента, КМУ, органов местного сумоуправления;

Основные бюджетные положения.

Бюджетный кодекс Укр:

1 раздел. Определены отношения, регламентируемые БК, основные термины, основные положения бюд-го законодат-ва. Перечислены принципы построения БС, описана бюджетная классиф-ия, определен состав гос долга и частей б-та. Определены стадии бюд-го процесса, основные распорядители ср-тв.

2 раздел. Гос бюджет Укр:

Опредлен состав доходов и расходов ГБ, в т.ч. тайные расходы, детально описан мех-зм составл-я проекта б-та, рассмотр-е и принятие бюджта ВРУ, его исполнение и отчет по испол-ю.

3 раздел. Местные б-ты:

Определены доходы и рас-ды, закрепленные за местным б-том. Детально описан мех-зм бюд-го процесса на местном уровне, конкретизированы повноваження его участников.

4 раздел. Межбюджетные отношения:

Определены критерии разпределения видов дох-в между б-тами, перечислены расходы, осущ-мые из ГБ, б-тов поселков, сел, городов. Рассмотрены межбюджетные трансферты, регламентирован порядок предоставления субвенций и дотаций выравнивания.

Раздел 5:Определены полномочия относительно контроля за исполнением бюджетного законодат-ва ВРУ, счетной палатой, МинФина, гос казначейства, ВР АРК, КРУ и тд. Определено понятие и ответст-сть за бюджетное правонарушение.

Закон «о Гос Бюджете Укр»:

Предусматривается формирование в конкретных объемах источников доходов и расходов б-та, необходимые нормативные отчисления, дотации и субсидии областям, источники покрытия дефицита, текущие объяснения относительно осущест-я б-та.

Закон «о прожиточном минимуме»: определено понятие прожиточного мин-ма, принципы формиро-я нобора прод товаров и услуг, порядок установления и утверждения прожиточного мин-ма.

Закон «о местном самоуправлении»: определяет понятие, систему, полномочия и гарантии органов местного самоуправления, основы орг-ции и деят-сти, правового статуса и ответст-ти органов и должностных лиц местного самоупрпавл-я.

Законы о нологообложении.

Норм-правовые акты КМУ: регул-ют тек вопросы, возникающие в следствие осущ-я полномочий(о повышении размера пенсий и др соц выплат пенсионерам, о введении казначейской системы выполнения ГБ).

Решения органов АРК, местных гос админ-ций, ОМСУ: решения об утверждении местных бюджетов, планы соц-эк-кого и культурного развития, предоставления льгот. И тд

Виды бюд-го дефицита

Важное значение в построении эффективной системы управления бюджетным дефицитом, имеет проведение классификации дефицита бюджета.

1) По форме проявления бюджетный дефицит делится на явный и скрытый:

явный - официально признанный в законе о бюджете;

скрытый - официально не определяется. Его формы: завышение плановых объемов доходов; включение в состав доходов бюджета источников покрытия бюджетного дефицита. Скрытый дефицит - более негативное явление, нежели явный.

2) В зависимости от бюджетного устройства страны выделяют дефициты государственного, региональных и местных бюджетов, а так­же консолидированных бюджетов разных уровней.

3) По причинам возникновения : а) чрезвычайный дефицит; б) кризисный дефицит; в) антикризисный дефицит; г) межбюджетный дефицит.

Кризисные вызваны кризисом в экономике, денежно-кредитной, финан­совой сфере.

Под межбюджетным дефицитом подразумевается отрицатель­ное сальдо региональных и местных бюджетов.

4) По характеру возникновения бюджетный дефицит бывает вынужденный и осознанный.

Вынужденный является последствием низкого уровня пр-ва ВВП, обусловленный недостатком финансовых ресурсов в стране.

Осознанный определяется характером финансовой политики государства - она пытается снизить уровень налогообложения для стимулирования экономики. Недостаточные ресурсы государство мобилизирует с помощью займа. Кроме того, использование государственных займов необходимо для регулирования финансового рынка, индикатором которого являются гос ЦБ. Для устанавливается минимальный уровень процентных ставок при максимальной надежности, с их помощью гос-во стимулирует или сдерживает финансовый рынок.

5) По продолжительности бюджетный дефицит подразделяют на хронический

(систематический) и временный (периодический).

6. В зависимости от источников финансирования различают инфляционный (эмиссионный) и не­инфляционный (неэмиссионный) дефициты бюджета.

7. В зависимости от применяемой методологии расчета дефицита бюджета выделяют первичный и вторич­ный дефициты бюджета. Этот аспект классификации связан с проблемой точной оценки размера дефицита бюджета.

Наиболее опасным для финансово-экономического состояния госу­дарства является вторичный дефицит бюджета и, в особенности, вы­званный обслуживанием внешнего долга страны.

8) По направлению дефицитного финансирования различают:

Активный (снижение доходов, налоговых поступлений с целью стимулирования, оживления экономики);

Пассивный (покрытие текущих бюджетных расходов).

Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования. К ним относятся различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с денежного, кредитного и финансового рынка.

Бюджетная классификация - это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2.1 Доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющимися, в соответствии с бюджетным кодексом, источниками финансирования дефицитов бюджета.

Классификация доходов - это группировка доходов бюджетов всех уровней БС РФ.

К доходам бюджета относятся :

  • 1. Налоговые и неналоговые доходы
  • 2. Безвозмездные поступления (в т.ч. межбюджетные трансферты)
  • 3. Собственные доходы

Мною проведен анализ показателей областного бюджета за 2013 - 2015 годы, из которого можно сделать вывод, что общий объем доходов бюджета Амурской области за три анализируемых года увеличивается..

2.2 Расходы бюджета - это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ ИФДБ.

Расходные обязательства - это обусловленные законом, иным НПА, договором или соглашением обязанности РФ, субъекта РФ, муниципального образования или действующего от их имени бюджетного учреждения, предоставить юридическому или физическому лицу, субъекту международного права денежные средства из соответствующего бюджета.

Бюджетные ассигнования - это предельные объемы бюджетных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году, для выполнения бюджетных обязательств.

Классификация расходов - это группировка расходов бюджета всех уровней БС РФ, которая отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления (СГУ) и местного самоуправления основных функций, а также решение основных социально - экономических задач.

В результате проведенного мною анализа функциональной структуры классификации расходов областного бюджета на 2014 - 2015 годы можно сделать следующий вывод, что общий объем расходов областного бюджета имеет тенденцию к увеличению, несмотря на то, что в 2014 году наблюдалось снижение данного показателя.

2.3 Дефицит бюджета - это превышение расходной частью бюджета над его доходной частью.

Причины дефицита бюджета:

  • 1) Опережающий рост расходов по сравнению с доходами (эта причина свойственна для развитых стран);
  • 2) Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;
  • 3) Дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становиться недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;

Методы покрытия дефицита бюджета:

  • 1) Дополнительная эмиссия денег;
  • 2) Ужесточение налоговой политики;
  • 3) Выпуск долговых государственных ценных бумаг;
  • 4) Государственные займы и кредиты;

Виды источников финансирования дефицитов бюджета:

  • 1) Внутренние источники (в валюте Российской Федерации) :
    • · бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;
    • · поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
    • · сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
    • · изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
  • 2) Внешние источники (в иностранной валюте):
    • · государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
    • · кредиты в иностранной валюте, полученные от правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций.

Мною в процессе прохождения учебной практики был проведен анализ источников финансирования дефицитов бюджета Амурской области на 2013 - 2015 годы. По его результатам можно сделать следующее утверждение, что на протяжении 3 анализируемых лет ИФДБ имеет тенденцию к увеличению, несмотря на то, что в 2014 году наблюдалось снижение анализируемого показателя.

Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в соответствующем финансовом году.

Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета. бюджет источник дефицит контроль

Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Мною в процессе прохождения учебной практики был определен дефицит бюджета Амурской области за период с 2013 - 2015 года. По результату анализа, который был проведен, можно сделать следующее утверждение, что областной бюджет носит дефицитный характер.

Налоговая система - совокупность разных видов налогов, в построении и исчислении которых реализуются определенные принципы. Состоит из прямых и косвенных налогов.

По экономическому содержанию доходы бюджета представляют собой финансовые отношения, возникающие между государством, хозяйствующими субъектами, гражданами в процессе формирования и исполнения соответствующего бюджета.

Налоговая система РФ представлена тремя уровнями и включает:

  • · федеральные налоги и сборы;
  • · налоги и сборы субъектов РФ - региональные;
  • · местные налоги и сборы.

Налог - обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетную систему.

Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с налоговым законодательством налоги распределяются между бюджетами различных уровней по установленным нормативам отчислений.

Так мною в процессе прохождения учебной практики произведено распределение налогов между федеральным, региональным и местным бюджетами.

Профицит бюджета - это превышение доходной части бюджета над расходной его частью.

В процессе прохождения учебной практики мною был проведен анализ сводной ведомости учета доходов по счету №40102 за 2015 год. Было выявлено что наибольший остаток на конец 2015 года занимают доходы от «Штрафов, санкций, возмещений ущерба» и составляют 159 272,60 тыс. руб. А наименьший остаток на конец занимают доходы от «Административных сборов и платежей» и составляют 545,5 тыс. руб.

БК-группировка доходов и расходов бюджетов, источников финансирования их дефицитов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Единая бюджетная классификация в системе государственных и муниципальных финансов (ГМФ) обеспечивает

Учет и систематизацию информации о состоянии бюджета,

Сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

Используется при составлении и исполнении бюджетов всех уровней власти и управления (в т.ч., и консолидированных), а также бюджетов внебюджетных фондов.

1.Классификация доходов бюджетов по источникам и способам их получения:

1. налоговые доходы:

1.1- налоги на прибыль (доход), прирост капитала:

Налог на прибыль (доход) организаций;

Налог на доходы физических лиц и др.;

1.2. налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы:

Налог на добавленную стоимость;

Акцизы по подакцизным товарам и др.

1.3. налоги на имущество и др.

2. неналоговые доходы:

2.1. - доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности:

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

Дивиденды по акциям, принадлежащим государству и др.

3. безвозмездные перечисления:

3.1. от бюджетов других уровней;

3.2. от государственных организаций,

3.3. от государственных внебюджетных фондов и др.

4. доходы целевых бюджетных фондов: целевой фонд Министерства РФ по атомной энергии.

Функциональная классификация расходов бюджетов

отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, например:

Государственное управление и местное самоуправление;

Судебная власть;

Международная деятельность;

Национальная оборона;

Промышленность, энергетика, строительство;

Образование и др.;

Экономическая классификация расходов

разделяет расходы по их экономическому содержанию, включает капитальные и текущие статьи расходов.

На ее основе составляются сметы бюджетных учреждений. Например,



Оплата товаров и услуг;

Субсидии и текущие трансферты;

Капитальные вложения в основные фонды и др.

Этапы и процедуры бюджетного процесса

БП-регламентированная законом деятельность органов власти всех уровней по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, а также дополняется государственным и муниципальным финансовым контролем.

Основные характеристики бюджета - это показатели финансового плана, включающие в себя:

Совокупный объем доходов;

Совокупный объем расходов;

Дефицит (или профицит) бюджета.

Составной частью Бюджетного процесса является бюджетное регулирование или частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Участники - органы, обладающие бюджетными полномочиями:

Президент РФ;

Органы законодательной и представительной власти;

Органы исполнительной власти;

Органы денежно-кредитного регулирования;

Органы государственного и муниципального финансового контроля;

Государственные внебюджетные фонды;

Главные распорядители бюджетных средств;

Другие органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и другие полномочия;

Бюджетные учреждения, унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

Процедуры:

1.Функции по составлению и исполнению бюджета осуществляют исполнительные органы власти, функции по рассмотрению проекта и утверждению бюджета, а также по контролю за исполнением бюджета - законодательные (представительные) органы власти.

2. Составление проекта бюджета начинается за 10 (5-6- для местного бюджета) месяцев реализуется методом прогноза на основе фактических поступлений доходов в прошлом году и фактических затрат, указанных в сметах бюджетных организаций.

Составление бюджета основывается на макроэкономических данных: прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории; основных направлениях налоговой и бюджетной политики соответствующей территории; прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории; нормативах финансовых затрат; плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории; долгосрочных целевых программ.

Рассмотрение и постатейное утверждение бюджета должно осуществляться до начала очередного финансового года. Рассмотрение происходит обычно в 4 чтениях. После утверждения закон подписывается Президентом РФ (губернатором или главой муниципалитета) и публикуется.

4. Отчет об исполнении бюджета готовится в течение 5-6 месяцев по окончании финансового года и утверждается законодательной властью.

5. В РФ действует казначейская система исполнения бюджетов.

Органы Федерального Казначейства исполняют бюджеты контролируя счета бюджетоплательщиков и бюджетополучателей.

Органы исполнительной власти обеспечивают организацию и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.

Бюджеты исполняются на основе принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет и осуществление всех запланированных расходов с единого счета.

ГБ- денежные отношения, возникающие у федеральных органов власти с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием централизованного бюджетного фонда.

Он является основным финансовым планом государства на текущий финансовый год и имеет силу закона.

В государственном бюджете планируется темп годовой инфляции и абсолютное значение Валового Внутреннего продукта на конец года.

К контрольным показателям федерального бюджета относятся:

совокупные доходы и расходы; размер дефицита(профицита); предельный размер государственных займов и кредитов, предоставляемых иностранным государствам.

Структура: ДОХОДЫ - налоговые доходы (НДС, акцизы, тамож пошлины, налог на прибыль предприятий, налог га доходы ФЛ, налог на совокуп доход, платежи за пользование природ ресурсами, прочие налог доходы), Неналог доходы (доходы от гос имущества, доходы от внешнеэкон деятельности, прочие), Доходы целевых бюджет фондов.

РАСХОДЫ – гос управление, м/н деятельность, нац оборона, правоохран деят, фундаментальные исслед и содействие НТП, промышленность, строительство, энергетика, с/х и рыболовство, охрана окр среды, образование, культура, СМИ, здравоохранение, соц политика, обслуживание гос долга, пополнение гос запасов и др.